"...Философия суфиев не содержит никакого верования и не противостоит никакому верованию. Она интерпретирует лучшие качества каждого верования настолько благоприятно, насколько могут ее последователи. Например, если кто-то спросит суфия о буддизме, брахманизме или христианской религии, суфий выступает перед этим человеком подобно тому, как адвокат предстоит перед судом, выдвигая свои аргументы перед законом. Но суфизм не выдает никакое верование, как свое собственное. Вот почему один суфий может верить в одну доктрину, а другой не понимать ее в настоящее время. Для того чтобы стать суфием, не обязательно иметь то или иное верование, ту или иную доктрину. Суфий лишь помогает человеку подняться над вещами и посмотреть на жизнь с более высокой точки зрения.
Суфизм в точности следует идее, написанной в Библии: “Ищите прежде свободы Бога и все остальное приложится”.
Вместо того чтобы беспокоиться о верованиях, суфий, прежде всего, направляется непосредственно к этой центральной идее и, когда он пребывает там, он видит истину всего сущего. Тайна жизни состоит в том, что когда бы он ни взял божественный светильник в руку, все сущее становится понятным. Суфизм предоставляет каждому адепту верить в свое и открывать все для себя самому. Теперь мне хотелось бы сказать слово вот о чем, самая величайшая потребность нашей жизни – это Бог. К нашему великому разочарованию мы обнаруживаем, что именно этот идеал утрачен..."
Полное собрание трудов Пир-о-Муршида Хазрата Инайят Хана, оригинальные тексты: Лекции по суфизму”, публикации под эгидой Фонда Некбахт (Ист-Вест Пабликейшнз, Лондон – Гаага, 1989 г.).
***
Р.Грейвс, специалист по мифологии и теории мифов:
" Суфизм - древнее духовное движение, истоки которого так и не удалось определить или датировать…, характерные черты суфизма можно отыскать в литературных памятниках, распространённых весьма широко по меньшей мере со второго тысячелетия до нашей эры".
Этот мир, что искрится под россыпью солнца, Отражает Любовь, сотворяя Любовь. Только глупый нахмурит тяжелую бровь, И опустит лицо, как в отверстье колодца...
- Говорят, будто Свет существует... Где ж он? - Эй, головку - то высунь! Ведь жизнь - то не сон! ***
Неизреченное желанием полно! Оно раскрыло губы для рожденья Слова. Так сотворен был мир, его первооснова! Так будет впредь, и было так давным-давно...
Любая боль несет в себе и исцеленье. Задай труднейший из вопросов! и смотри... Ответ прекрасный возродится изнутри! Построй Ковчег... и Океан придет в мгновенье
Эти строки - эхо слов великого персидского поэта Джалалуддина Руми
Суфизм – это знание целого, данное человеку пути посредством его восприятия всего многообразия окружающего мира. Суфизм - религия Любви Суфий - сын мгновения. Суфии связывают слово "суфи" с греческим словом "софия" ("божественная мудрость").
Кто может знать - уже знает. Кто пробует – тот может узнать. .!
Есть волшебный суфизм. Вы не знали? А ведь он был всегда на земле. Просто Сказки… явились в Начале, Свет Любви… проявился во мгле.
Известно, волшебства случаются не часто, иначе какие же это волшебства. Но сами волшебники, творящие чудеса и сказки, живут всегда в скрытых от посторонних глаз таинственных мирах. А как говорить о том, что надо бы молча созерцать? Сказочные по красоте и великолепные по смыслу, загадочные, почти невероятные, но все же реальные миры... Такие миры открываются лишь любящему сердцу, только всецело верящему им человеку. Малейшее сомнение делает невозможным вход в их таинство. В этих мирах все происходящее волшебно, то есть, не случайно, а вполне закономерно. Само волшебство, сказочные превращения, заданные автором, являются условием, законом, основанием этих миров. Против закона идти невозможно, так как идущий против… мгновенно исключается из сказки, возвращаясь в мир обыденный, где и законы другие, временные, и нарушения законов вполне допустимы.
Дата: Четверг, 2012-03-08, 0:04 AM | Сообщение # 121
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 813
Статус: Offline
Всех представителей прекрасной половины человечества поздравляю с этим весенним праздником 8 Марта! С весенним солнцем, пеньем птиц И с синевой высокой, ясной. Пусть украшением Ваших лиц Послужит нежная улыбка, Сиянье ласковое глаз. Пустяк мой дар - всего открытка. Но, знак, что думаю о Вас! Все эти цветы для Вас .... $IMAGE1$ ...Никуда нам от Себя не деться,а, если деться, только в никуда...
Дата: Четверг, 2012-03-08, 11:57 AM | Сообщение # 123
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 813
Статус: Offline
Джалаладдин Руми.
Притча о горошине, которая прыгает в кипящем котле
От старой притчи - притчи мудреца, О юноша, не отвращай лица. Горошина, вскипая на огне, И прыгает и скачет в казане. То вверх всплывет, то книзу устремится И вопиет пред тем, как ей свариться: "Ужель, хозяйка, ты меня купила, (... меня не любишь) Чтоб мне на свете стало все постыло?" Огня не убирая от котла, Ей говорит хозяйка: "Я не зла, Но ты должна немного повариться, Чтоб получился суп, а не водица. В котле с водой кипящей не спеша Должна твоя очиститься душа. Когда была ты молодой, зеленой, Пила ты воду средь цветущих склонов. Сильнее становясь день ото дня, (Копила силу ты ...) Ты зрела не для этого ль огня?"
Рассказ о лавочнике, у которого были разновесы из глины
......... Ликует птица, увидав зерно, Хоть в сеть подчас ее влечет оно. Мы столь же немудры, и алчность глаз Порой в ловушку завлекает нас. Когда приманку видим мы, бывает, Растет влеченье, разум убывает. Мирские блага - то, что всех обманет, Лишь редких птиц иное благо манит. Чтобы попасть им в ту, иную сеть, Они готовы многое стерпеть. Я, даже Сулеймана будь мудрей, Не огражу вас от земных цепей. Царями мира вы себя зовете, Но вы рабы своей же грешной плоти. Меж тем владыка мира под луной Лишь тот, кто избежал тщеты земной. И душно в этом мире, как в темнице, Где душам вашим суждено томиться.
О том, что истинно верующий человек не отличается от дикобраза
Да, дикобраз - создание такое, Что впрок порой ему идут побои. Все знают: если бить его сильней, То глаже он бывает и жирней. Мне кажется: душа у грешных нас Не что иное - сущий дикобраз. Не потому ль, что люди били их, Пророки совершенней всех других?
Рассказ об отшельнике, который веселился в голодный год
Один отшельник веселился в год, Когда случился страшный недород.
Ему сказали:"Всякий мусульманин Стенает, слезы льет, и смех твой странен.
От нас свой лик отворотил Аллах, И зной спалил созревшее в полях.
А высохшие лозы винограда Напоминают нам картины ада.
Нещадный зной на муки всех обрек, Как рыб, что выброшены на песок.
Как не стенать о страждущих невинно, Все мусульмане - тело, что едино.
Страдает тело все, когда больна Его какая-либо часть одна!"
Сказал дервиш, что был душой безгрешен: "Куда ни погляжу, я всем утешен.
На склонах злаки стебли тянут ввысь, В садах зеленых гроздья налились.
И зной не жжет, теплом посевы грея. Пшеница в рост идет, сочней порея.
Все это истинно, поскольку сам Я стебли рву и подношу к глазам.
Вы ж отошли от божьего закона, Неправедные слуги Фараона!
И потому на вас нашла беда И стала кровью нильская вода.
Идите ж следом за Мусой, чье слово Водою Нила кровь содеет снова!"
Рассказ о том, как продают лунное сияние, выдавая его за холст
Иные преуспели ловкачи, Как холст, сбывая лунные лучи.
Они глупцам сиянье отмеряют И, как за ткани, деньги огребают.
На тот базар, где шум и суета, Пришли и мы, чтобы купить холста. (сей мир-чародей, мы же в нем - торговцы, покупающие куски лунного света)
И призрачный нам отмеряют свет Взамен прожитых понапрасну лет.
Так где же то, что куплено досель? И нет холста, и опустел кошель...
Притча о еде и едоке, или о том, кто ест и кого едят
Схватила где-то птица червяка, А кот за ней следил исподтишка.
И стала птица, ибо все здесь тленно, Едой и едоком одновременно.
Кто отличит еду от едока - Их разница не слишком велика!.. ...Никуда нам от Себя не деться,а, если деться, только в никуда...
Дата: Вторник, 2012-03-13, 1:42 AM | Сообщение # 125
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 813
Статус: Offline
Я и Ты
Хозяин дома, слыша громкий стук, «Кто?» – вопрошает. – «Я, твой близкий друг!» «Ступай же прочь, неверен твой ответ: Двум „я“ за этой дверью места нет! По миру странствуй в скорби и тоске, Очистись – и вернешься налегке, Познав пути сокрытые свои, Где „я“ сгорает в пламени любви!..» И тот ушел, огнем любви томим, И образ Друга реял перед ним. Он испытал немало горьких бед, Немало миновало зим и лет. И вот опять раздался громкий стук, И снова вопросил незримый Друг: «Кто?» – И в ответ из внешней темноты «Открой, – раздался голос, – это Ты!» И Друг сокрытый двери отворил, И в сердце странника заговорил: «Теперь ты понял тайну бытия: С твоею сутью слита суть Моя. Ты – это Я. Теперь вопрос решен: Неразделимы корень и бутон!» Руми
Царь и мудрец
Сказал властитель, встретив мудреца: «Мы чтим в тебе духовного отца. О суфиях заботы нам не чужды, — Скажи, какие ты имеешь нужды?» А тот: «Я обеспечен всем вполне, Ведь двое слуг прислуживают мне, Из коих каждый в сане столь великом, Что сам приказы отдает владыкам!» А царь в ответ: «Сколь речь твоя странна! Я им служу?! Но как их имена?» Мудрец ему: «О да, свои веленья Тебе диктуют Гнев и Вожделенье. Ты думаешь – над нами ты царишь, А сам всечасно волю их творишь, Лишь царское себе присвоив имя. Но настоящий царь владеет ими!» Руми
------------
Хоть некий влюбленный всем сердцем любил, Предметом любви отвергаем он был. Но он не сдавался, и снова, как прежде, Всё ждал день за днем, преисполнен надежды. От цели желанной он не отходил, И чувство ответное всё ж пробудил. Не веря глазам, прочитал он посланье: «Сегодня твое я исполню желанье, Тебя посещу я порою ночной, Дождись меня в полночь – и будешь со мной!» Тут свет воссиял для вздыхавшего тяжко, И в жертву Аллаху принес он барашка. Впервые смеялся он, а не рыдал, И с сумерек самых свидания ждал. Но слишком он, видно, душой утомился: Сперва головою на ложе склонился, Подумал потом: «Подремлю хоть часок!» — И, не раздеваясь, на ложе прилег. А в полночь послышался смех где-то рядом: Небрежно окинув заснувшего взглядом, Отрезав кусок от его рукава, Явилась любовь – и была такова: Мол, вижу, в любви ты поднялся не выше Игривой и ветренной страсти мальчишьей! Очнулся влюбленный, рукав увидал, И долго смотрел на него – и рыдал… …Не бодрствуя сердцем, мы с вами едва ли Достигнем того, о чем страстно мечтали! Руми
---------
Наконец-то я понял, Любовь зависит от меня. Я держу тысячи кудрей её волос. Вчера, я напился из чаши. Сегодня - та чаша напилась из меня. Руми
------------
Когда океаном для вселенной Стала моя сущность, Каждая частица в моём теле засияла. Когда я перегорел как свеча На пути любви, Всё прошедшее, нынешнее и грядущее Стало Абсолютным Временем. Руми
-----------
Ты - тайна божественной тайны. Ты - зеркало небесной красы. Всё во вселенной - внутри тебя. Взыщи всё в себе, Тот, на кого ты взираешь - тоже ты. Руми
------------
Ты был рабом холодных зим, Вдали от соловьёв и розовых садов ты жил. Проснись! Время пришло. Если ты упустишь его, оно никогда не вернётся . Руми
---------
Если ты посмотришь внимательно, то ты увидишь, Что каждая частица в воздухе - Счаслива она или нет - Погружена в Солнце Великой Вселенной. Каждая частица также пьяна И безумна, как мы. Руми
-----------
Закрой глаза. Моё сердце станет твоим оком. Это око покажет тебе другой мир. Когда ты решить отказаться от самодовольства, Все будут восхищаться тобой. Руми
Дата: Воскресенье, 2012-03-18, 0:18 AM | Сообщение # 127
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 813
Статус: Offline
Руми, Спасибо! Ещё Мне нравится как у
Аль-Фарида:
".....О, наконец-то мне постичь дано: Вещающий и слышащий – одно! Перед собой склонялся я в мольбе, Прислушивался молча сам к себе. Я сам молил, как дух глухонемой, Чтоб в мой же слух проник бы голос мой; Чтоб засверкавший глаз мой увидал Свое сверканье в глубине зеркал. Да упадет завеса с глаз моих! Пусть будет плоть прозрачна, голос тих, Чтоб вечное расслышать и взглянуть В саму неисчезающую суть, Священную основу всех сердец, Где я – творение и я – творец. Аз есмь любовь. Безгласен, слеп и глух Без образа – творящий образ дух. От века сущий, он творит, любя, Глаза и уши, чтоб познать себя. Я слышу голос, вижу блеск зари И рвусь к любимой, но она внутри. И, внутрь войдя, в исток спускаюсь вновь, Весь претворясь в безликую любовь. В одну любовь. Я все. Я отдаю Свою отдельность, скорлупу свою. И вот уже ни рук, ни уст, ни глаз – Нет ничего, что восхищало вас. Я стал сквозным – да светится она Сквозь мой покров, живая глубина!...."
...Никуда нам от Себя не деться,а, если деться, только в никуда...
Дата: Воскресенье, 2012-03-18, 0:43 AM | Сообщение # 128
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 813
Статус: Offline
ОМАР ХАЙЯМ !
Кто розу нежную любви привил К порезам сердца, - не напрасно жил! И тот, кто сердцем чутко слушал бога, И тот, кто хмель земной услады пил! *** Наш мир - аллея молодая роз, Хор соловьев, прозрачный рой стрекоз. А осенью? Безмолвие и звезды, И мрак твоих распущенных волос... *** Из сиреневой тучи на зелень равнин Целый день осыпается белый жасмин. Наливаю подобную лилии чашу Чистым розовым пламенем - лучшим из вин. *** Мы похожи на циркуль, вдвоем, на траве: Головы у единого тулова две, Полный круг совершаем, на стержне вращаясь, Чтобы снова совпасть голова к голове. *** Роза молвила: "Ох, мой сегодняшний вид О безумстве, по сути, моем говорит. Почему выхожу я в крови из бутона? Путь к свободе сквозь тернии часто лежит!" *** Путь любви ты избрал - надо твердо идти, Блеском глаз затопить все на этом пути. А достигнув терпением цели высокой, Так вздохнуть, чтобы вздохом миры потрясти!
* * * В сей мир едва ли снова попадем, Своих друзей вторично не найдем. Лови же миг! Ведь он не повторится, Как ты и сам не повторишься в нем. * * * Мгновеньями Он виден, чаще скрыт. За нашей жизнью пристально следит. Бог нашей драмой коротает вечность! Сам сочиняет, ставит и глядит. * * * Прощалась капля с морем - вся в слезах! Смеялось вольно море - все в лучах! "Взлетай на небо, упадай на землю - Конец один: опять в моих волнах."
* * * Не смотри, что иной выше всех по уму, А смотри, верен слову ли он своему. Если он своих слов не бросает на ветер - Нет цены, как ты сам понимаешь, ему. * * * Мы - источник веселья - и скорби рудник, Мы вместилище скверны - и чистый родник. Человек - словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен - и он же безмерно велик.
* * * Тот, кто с юности верует в собственный ум, Стал в погоне за истиной сух и угрюм. Притязающий с детства на знание жизни, Виноградом не став, превратился в изюм. * * * Все, что видим мы, видимость только одна. Далеко от поверхности моря до дна. Полагай несущественным явное в мире, Ибо тайная сущность вещей не видна.
* * * "Ад и рай - в небесах", - утверждают ханжи. Я, в себя заглянув, убедился во лжи: Ад и рай - не круги во дворе мирозданья, Ад и рай - это две половины души.
* * * Не исполнивши мудрых велений тебе, Свойств души благородной ты жаждешь себе. Не искавшему путь вряд ли путь и укажут - Постучись - и откроются двери к судьбе! * * * Мы не знаем, протянется ль жизнь до утра... Так спешите же сеять вы зерна добра! И любовь в тленном мире к друзьям берегите Каждый миг пуще золота и серебра.
* * * Ищешь Бога ты всюду и ночью, и днем, Ищешь ты вне себя, слеп в мечтаньях о Нем. Бог тебе говорит на наречиях разных: "Ищешь где и кого? Я - в тебе же самом!"
* * * Для тех, кому познанье тайн дано, И радость, и печаль - не все ль равно? Но коль добро и зло пройдут бесследно, Плачь, если хочешь, - или пей вино.
Дата: Вторник, 2012-03-20, 1:13 PM | Сообщение # 129
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18846
Статус: Offline
Quote (Таинственный_Гость)
Аль-Фарида:
".....О, наконец-то мне постичь дано: Вещающий и слышащий – одно! Перед собой склонялся я в мольбе, Прислушивался молча сам к себе.
Да, лучше и не скажешь, но понимание приходит постепенно, и тем более драгоценно...
Волшебные строки всё льются... волна за волною... И отблеск закатный мерцает на брызгах солёных, Чуть слышно качает ладью нашу, в ней мы с тобою Плывём к горизонту от суетных будней слоёных, И ждёт нас в дали величайшее мира открытье, И, если бы не было тайны его появленья, То мы б не стремились уплыть из мирского забытья В пределы мечты светом звёздного миротворенья.
Ты знаешь, я вижу и чувствую наше единство - "часы остановятся в пламени тайны вселенной..." Нам столько открытий мерцают из мира таИнства - На звёздном Ковчеге летим из Монады мгновенной... http://stihi.ru/2011/11/11/9883 Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Дата: Вторник, 2012-03-20, 8:23 PM | Сообщение # 130
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 813
Статус: Offline
MгновениЯ, только заметил, что надо продублировать сюда тему про Джами...Что такое, читаю и не вижу... Абдурахман Джами (1414–1492)
Джами Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад (7.11.1414, Джам, близ Нишапура, Хорасан, - 9.11.1492, Герат), персидский и таджикский философ и писатель. Считается завершителем классического периода поэзии на языке фарси. Родился в семье влиятельного духовного лица. Получив образование в Герате и Самарканде, Д. отказался от придворной карьеры и примкнул к суфийскому ордену «Накшбандийе» , привлекшему поэта своими призывами к деятельному добру. В 1456 наследовал тестю в должности Гератского главы ордена....
Рассказ о преуспеваниях шаха и воздержании от неких запретных дел.
Хвала царю, что в юные года Подобен мудрым старцам был всегда. И хоть сперва уста вином сквернил он, Тот грех водой раскаяния смыл он. Блажен султан, коль радости фиал С сухими он краями оставлял. Он – хум, но от запретного свободен И, как суфий, душою благороден. Кувшин на темя руки возложил, Крушась, что в пьяной пляске не кружил. И кубок тот, не тронутый устами, От удивления развел руками. Как пиале к ручью вина пройти? Теперь плачевны все ее пути. Дан зверю слух, и взгляд, и обонянье; Присущи людям разум и сознанье. И мы вино врагом ума зовем; Бесчестье – побежденному врагом! Когда судьба все наше достоянье Потребует за ползерна познанья, То лучше все отдать и нищим быть, Чтоб разума одно зерно купить. Но если хоть одну осушим чашу, Вновь потеряем мощь и мудрость нашу. Коль от границы мудрости уйдешь, Ты в плен орды безумья попадешь. Когда ты пил вино, терял сознанье, Безумные ты отдал приказанья. Невольник вожделенья своего, Что приобрел в пирах ты? – Ничего! Сто лет живи! Но коль сто лет ты будешь Пить, как ты прежде пил, что ты добудешь? Будь чист, как в прошлом, в будущем году! Будь в чистоте готов предстать Суду!
---------------------------------
Рассказ о старике и его сыне
Шел некто с сыном-юношей – сам-друг, А ослик их тащил тяжелый вьюк. Они дорогой ноги в кровь разбили. Большие горы путь им преградили, Отвесной обрываясь крутизной; Под кручей море пенилось волной. Над бездною, что душу устрашала, Опасная тропинка пролегала. Казалось, – там никто не мог пройти, Там лишь змея могла бы проползти. А что с тропинки узкой той срывалось, Глубокой бездной моря поглощалось. Пошел тропинкой ослик и упал. «О Боже! – сын в смятенье закричал, - Осел упал, с ним наши все пожитки... Спаси его и возмести убытки!» «Молчи, сынок, – сказал старик отец, – Нам не вернет его и сам Творец. Будь тверд, мужайся духом благородным, Не помышляй о выборе свободном».
------------------------------
В из'яснение того, что является сутью рассказанного
Сперва Творец созвездий и планет Вселенной Перворазум дал, как свет. Свет-Перворазум да повелевает, Да всяк его веленья исполняет. Принявшего сияющий венец Познанья тайны мы зовем – мудрец. По воле Перворазума туманно Взошло над миром солнце Саламана. Кто ж милая Абсаль? – Любовь и страсть, К ее устам зовущая припасть. Абсаль – пучина, где они проплыли, Где мир в волненье бурном находили. То море – темных вожделений зыбь, То море – томных наслаждений зыбь. В чем суть стремленья Саламана к шаху И припаданья головою к праху? Все это к Перворазуму возврат Светильника, что мраком был об'ят. Что есть костер, что есть самосожженье, Нам данной Богом плоти истребленье? То знак нам: все сгорит и все пройдет, Но дух воспрянет, пепел отряхнет. Зухра – души высокой совершенство, В слиянье с нею – высшее блаженство. Вселенной, мудрый, овладеешь ты В сиянье этой вечной красоты! Я кратко говорил об этих тайнах В рассказе о делах необычайных. А прав иль нет я был в моих речах - Лишь всемогущий ведает Аллах.
Перевод с фарси-таджикского Владимира Державина
----------------------------------------
РУБАИ
(переводы Н. Гребнева, В. Державина, В. Звягинцевой, С. Липкина)
* * * Как может тебя увидавшее око В разлуке от слез не ослепнуть до срока? Хоть сам я живу без тебя, – удивляюсь Тому, кто живет от тебя так далеко. * * * Ты представлялась мне иною, а не такой, как во плоти. Я начал странствовать, надеясь тебя когда-нибудь найти. Теперь, когда тебя нашел я, понятно стало мне: ты – то, Что я давным-давно оставил в начале своего пути. * * * Обращался я к аллаху от страданья по тебе, Рвал терпения рубаху от страданья по тебе, Натерпелся боли, страху от страданья по тебе. Проще: стал подобен праху от страданья по тебе. * * * Спешил я приукрасить другим под стать себя, Не ближних за терпенье – хвалил опять себя, Когда ж узнал в разлуке, где спешка, где терпенье, Тогда, хвала аллаху, я смог познать себя. * * * Тоска по тебе унесла столетнюю радость мою. Я в сердце печали печать, как в чаше тюльпан, утаю, Когда же я в землю сойду с душою, сожженной тобою, Из сердца тюльпан я взращу и ветру свой стон изолью. * * * Я клялся верным быть, но верным быть не мог, Ты прогнала меня, теперь я одинок. Ты сетуешь, а я главу посыпал прахом, Хоть по твоей вине я клятвой пренебрег. * * * Глаза твои – палачи, что гнали нас на убой, Не в трауре ли по нас оделись синей сурьмой? Ошибся я! Это в саду твоей красоты расцвели Нарциссы темные глаз в лилейной кайме голубой. * * * Этот мир, зеленый, алый, голубой. Скоро будет отнят у тебя судьбой. Так ступай и сердце ты вручи тому, Кто всегда с тобою, кто везде с тобой. * * * Доколе будем мы внимать своим страстям, Обманывать, петлять по всем земным путям? Устав от бытия, мы умоляем бога О том небытии, где будет сладко нам. * * * Я в кабаки хожу, но после все же каюсь, С блудницами сижу – и в этом тоже каюсь, Влечет мой дух к греху, а губы к покаянью, Я сам себя стыжу, прости, о боже, каюсь! * * * Нашедшему бальзам не задавай вопрос О ране, стоившей и мук ему, и слез. Ты слушай мудрецов и, виноград вкушая, Не спрашивай о том, в каком саду он рос. * * * В своих грехах, в своих желаньях каюсь, Что не стыжусь своих деяний, каюсь. Но, каясь, надо совершать дела, И я в недавнем покаянье каюсь. * * * Ты вздохом горестным моим учись внимать, о сердце, В пути далеком мы должны ровней дышать, о сердце. А всех, не помнящих добра, презревших правды свет, Забудь, коль можешь! Нам таких не надо знать, о сердце! * * * К тебе одной, к тебе одной стремился я сквозь дождь и зной, Блуждал в пустынях и горах и долго плыл с морской волной. Не замечал я ничего на всей поверхности земной, – Я шел к тебе, и только ты всегда была передо мной. * * * День прошел в размышленьях о том, что все прах. Увы, Ночь прошла в сожаленьях о яви и снах. Увы. Миг один этой жизни дороже вселенной всей, А она зря прошла в бесполезных мечтах. Увы.
***-------------------------------
КЫТ'А (переводы Н. Гребнева, В. Державина, В. Звягинцевой, С. Липкина)
* * * Не обольщайся прелестью красавиц, Пленительно расцветших в том саду. Ты в будущем году к ним охладеешь, Как к прошлогодним – в нынешнем году. * * * Бездарному, как ни старайся, ничем нельзя помочь. Бесплодны все твои усилья, и труд напрасен твой. На глиняный забор сухую колючку положи, – Не расцветет она от солнца и влаги дождевой. * * * Взгляни, о боже, на великих, что правят городом моим, – Им тесен мир, они друг в друге упрямых обрели врагов. К духовному главе, к примеру, они придут держать совет, Но каждый сей совет высокий возглавить с гордостью готов. Из-за ничтожной пяди поля, принадлежащего не им, Они воюют, обнажая кинжалы длинных языков. * * * Привязанностей избегай на скорбной сей земле. Не будет истинно близка душа ничья тебе. Едва ли склонности твои с чужими совпадут, Ну, а фальшивые зачем нужны друзья тебе? А сыщешь друга по душе – разлука тут как тут, – Глоток ее напомнит вкус небытия тебе. * * * О шах! Простой народ – сокровищница; помни, Что золотые в ней таятся клады жизни. Как вору, отруби ты руку полководцу, Что грабит подданных – сокровище отчизны. * * * Я поднял выю помыслов высоких, Освободившись от ярма стяжанья; Презрел богатства, власть. Мне светит бедность; Пред ней, как ночь пред солнцем, тьма стяжанья. * * * Джами, ты ворот жизни спас из лапы бытия, Но не схватил рукой подол того, что алчешь ты. Погибло шесть десятков лет. Закинь же невод свой, Чтобы с уловом он пришел всего, что алчешь ты. * * * Глупцов и подлецов, о ты, мой юный друг, Во имя благ мирских не восхваляй беспечно. Блага придут на срок и выскользнут из рук, А между тем позор останется навечно. * * * В пустыне края злого в чужого Я друга и забвенья не обрел. Я правде верен был и верен слову, Но счастья по сей день я не обрел. Вот так алхимик постигал основы, Но света, и прозренья не обрел. Все потерял, но ничего иного Он, кроме притесненья, не обрел. * * * Разочарован я: порядочных людей Не вижу наяву, не вижу в сновиденьях. От солнца в жаркий день я в тень спешу скорей, Я не жары боюсь, своей страшусь я тени. * * * В моем диване собраны газели Снедаемых любовною тоскою, Высокие раздумья, поученья, Накопленные мудростью людскою, Но не найдешь в нем поминанья низких И лести с многословностью пустою, В нем слово к шахам с пожеланьем блага Правдолюбивой писано рукою. Хоть по сто раз прочти в моем диване, Строку его любую за строкою, Ты не столкнешься, в похвале достойным, С искательством, с корыстною тщетою, И ни одной в нем просьбы о подачке Не высказано льстивою ........!
----------------------------
ИЗ “КНИГИ МУДРОСТИ ИСКАНДАРА”
(перевод В. Державина)
РАССКАЗ О ТОМ, КАК ИСКАНДАР ДОСТИГ ГОРОДА ЛЮДЕЙ, ЧИСТЫХ НРАВОМ
Мир Искандар решил завоевать, Чтоб явное и тайное узнать. Его поход был труден и велик. И дивного он города достиг. То город был особенных людей. Там не было ни шаха, ни князей, Ни богачей, ни бедных. Все равны, Как братья, были люди той страны. Был труд их легок, но всего у них В достатке было от плодов земных. Их нравы были чисты. И страна Не ведала, что в мире есть война. У каждой их семьи был сад и дом, Не заперт ни затвором, ни замком. Построен перед каждым домом был Подземный склеп для родственных могил. Был Искандар их жизнью удивлен, И вот какой вопрос им задал он: “Все хорошо у вас, но почему Гробницы вам при жизни? Не пойму!” Ответили: “Построены они, Дабы во все свои земные дни О смерти помнил каждый человек, Чтоб праведно и честно прожил век. Врата гробниц – безмолвные уста; Но мудрым говорит их немота, Что кратки наши дни, что все умрем, Что этих уст мы станем языком”. Шах вопросил: “А что ж вы без замков Живете, дверь открывши для воров?” Ему сказали: “Нет у нас воров, Как нет ни богачей, ни бедняков, У нас все обеспечены равно. Здесь, если бросишь на землю зерно, Ты сам-семьсот получишь урожай, Так щедро небом одарен наш край”. Шах вновь им: “Почему никто из вас Меча не обнажил в урочный час, Чтоб власть свою народу объявить, Чтоб твердый свой закон установить? Как можно жить без власти? Не пойму?” И граждане ответили ему: “Нет беззаконий средь людей страны! Нам ни тиран, ни деспот не нужны”. Вновь шах спросил их: “Дайте мне ответ! А почему средь вас богатых нет?” Сказали шаху: “Нам – сынам добра – Противна жадность к грудам серебра. Нет в мире яда – алчности страшней, И нет порока – скупости гнусней. Обычаи и нравы эти к нам Пришли от предков, от отцов к сынам. Отцами наши взращены сады, Мы их храним, снимаем их плоды”. Был Искандар всем этим поражен, И повернул войска обратно он.
Дата: Четверг, 2012-03-22, 12:57 PM | Сообщение # 131
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18846
Статус: Offline
Бесконечно-мудрый Джами...
ТВОЕ ИМЯ
Тебя мы иногда зовем вином, Иной раз называем жизни чашей, Зовем зерном Тебя, ловушкой нашей. Ты - вечный, вездесущий Отчий Дом. Нет звука, кроме звука уст Твоих, Нет буквы, кроме букв, где Твое Имя. Скрижали мира созданы Твоими Руками. Как не видеть их, благих!
СОН ПРОСТАКА
Пришел как-то раз к толкователю снов Беднейший из всех простаков, бедняков, И так говорил: - Снятся мне сновиденья, Что я средь руин одного поселенья…
Там нет ни души, только камни… Трава Средь бывших домов и внутри проросла. Но видно когда-то огонь полыхал И все, что горело, огонь тот сожрал.
А я среди мрачных, забытых руин Бреду наугад, как на ощупь, один. Но сон обрывается тем поутру, Что в яму глубокую вдруг я лечу…
С насмешкой на это гадатель сказал: - Твой сон не простой, ты на клад ведь упал! И если все сделаешь, как я скажу, То клад и найдешь. Я тебе удружу…
В насмешку поверил счастливый простак! Он отдал тому и последний пятак. И вот уж совет: - Башмаки-то подбей Булатом и в землю стучи посильней.
Иди же за холм, за ногами следи. И только провалишься где на пути, Там землю смелее руками-то рой, Слова из Писания вспомни, да пой.
Пошел наш простак да исполнил наказ. Булатом подбил башмаки в этот раз, И, твердо ступая по твердой земле, К холму и пошел, что стоял вдалеке.
Но только немного совсем отошел, Нога провалилась, и клад он нашел! Короткий рассказ этот нам для примера, Что цель достигает лишь твердая вера.
Дата: Понедельник, 2012-03-26, 3:32 PM | Сообщение # 137
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
Словарь суфийской тайнописи
Аромат - интенсивное духовное воздействие Бедуин - человек, не сведущий в духовной науке Большая чалма - развитый ум Вдеваемая в жемчужину нить – живая связь со всем мирозданием Вечер - конец жизни Вино — это поток божественных откровений, Истина Виночерпий — дающий вино истины, то есть одно из обозначений Всевышнего. Сад — процесс тренировки. Дерево — мастер без учеников. Дерево плодоносящее — наставник с учениками. Гора — высший просветленный, приближенный к Высшему. Влюбленный — дервиш - суфий. Возлюбленная — сама жизнь во всех ее проявлениях Возлюбленный – Всевышний - Источник жизни Возлюбленный Друг – одно из наименований Бога Волны – отдельные феномены бытия Вор – лжесуфий Время отведенное на урок – человеческая жизнь Глина - получение материальных наслаждений Глухой – человек в состоянии патологического эгоизма, мешающего не только услышать другого, но и признать, что другой человек является самостоятельной личностью, а не частью окружающей обстановки Девять - в суфизме означает разрозненность и множество Десять - в суфизме означает приобщение тварного (сотворенного Богом) мира, множественного и расщепленного, а также человеческого разума – «девятки» – к Единству Божьему – Таухид Дракон - животно-эгоистическое начало в самом человеке – нафс Жемчуг — крупицы Истинного знания Жемчужина - наша душа, в другом случае жемчужина символизирует удовольствия внешнего мира, отказаться от которых (разбить жемчужину) под силу лишь подлинному адепту суфизма. Этой «жемчужиной» Бог испытывает верующих, проверяя, предпочтут ли они любовь к Нему – любви к земным благам. Изгиб, косоглазие, и т. п. – то, что мешает правильно воспринимать явления зримого мира. Кабак — место, где собираются для тренировки. Кувшин — ум, источник вдохновения. Кольцо — крyr учеников. Кольцо с драгоценным камнем — круг учеников, в котором присутствует высший Наставник. Кольцо с сапфиром — практикующие упражнения Соломона. Кольцо с изумрудом — практикующие упражнения Мухаммада. Кольцо с алмазом — практикующие упражнения Моисея. Ожерелье — мастер, который освоил все основные Школы. Красота возлюбленной — это красота Истины Медресе - учебное заведение, которым является весь наш мир Море – Высшая Реальность Неверная жена – образ души (сферы эмоций), «тайно» от духовно-разумного начала в человеке соединяющейся с низшими страстями Ночь - символ духовной темноты, невежества Осел, ишак - тот, кто далек от познания Истины Осколок от кувшина — частичка опыта ушедших мастеров. Отвергает аромат – не кается в содеянном зле Павлин – образ бессмертия Попугай - тот, кто, внешне подражая обычаям суфиев-дервишей (обритие головы и т. п.), начисто лишен внутренних качеств искателя Истины Посох – разум Принц — ученик. Женщина — душа спящего. Красавица — душа искателя. Изменчивая красавица — страдания разума, которые дает душа. Птица – символ души праведного шейха – наставника Пьяный — дервиш, постигший истину. Опьянение — просветление, мистический экстаз, в некоторых случаях неспособность плотского разума ориентироваться в духовной реальности. Чарка — сознание. Развалины – хаотическое состояния внутреннего мира человека Река - источник жизни Роза — это сердце человека Сахар – в суфийской метафорике обозначение «сладости» благ духовных Сердце – истинное жилище Бога, душа Сияние луны - нереальная сущность нашего мира (Луна сама светит отраженным сиянием Солнца). Слепец - обычно символизирует слепца духовного, на которого непрестанно сыплются всевозможные беды Собака – в некоторых случаях подразумевается плоть человека – животное начало Странник, путешественник - суфийский наставник. Чтобы стать причастным к Высшей Мудрости, истинный суфий идет на многие жертвы, избирая путь «жалкого и нищего» странника. Теплая одежда – соблазнение материальной корыстью Утес — тот, кто был причиной начала обучения. Глыба — мудрый. Камень отрываемый, бросаемый — побежденные страсти и эгоистические желания. Утро – духовное пробуждение после «ночи» неведения Учебные пособия – все обстоятельства, встречи, предметы и живые существа, сопровождающие наше бытие Учителем же, разумеется, является Сам Создатель. Флейта-най – символ человеческой души, разлученной с Аллахом и тоскующей по своему Возлюбленному – Источнику жизни, вдали от Которого душу ожидают страдания и смерть. Чем яснее осознает душа свою удаленность от Аллаха, тем более страстно она взывает к Нему и стремится к воссоединению с Ним Холм — Наставник. Царь – наставник тот, кто понимает особенности души ученика и неповторимость его земной миссии Чаша — это сам искатель Истины Шакал – образ лукавства и вероломства Экзамены – испытания и искушения, нас постигающие Ювелир, знаток драгоценностей - суфийский мастер Явилась любовь - посетило откровение, знамение, посылаемым свыше Муж – сфера разума Жена – область чувств Шип – внутренний изъян, склонность к злу или страдание невежественной души Верблюд – символ мудреца Порожняя сума - символ отказа от земных благ, того бескорыстного отношения к жизни, которым отмечены истинные суфии
Дата: Понедельник, 2012-03-26, 4:12 PM | Сообщение # 138
Хранитель Ковчега
Группа: Администраторы
Сообщений: 1813
Статус: Offline
Друзья мои, благодарю! Talia, какой толковый словарь, спасибо! Волшебная Страна украшается нашим сотворчеством!
Таинственный_Гость, вы мне подарили не только чудесные плэйкасты, за которые сердечно благодарю, но и идею - украсить Гору Меру, что растёт на Волшебном Острове Эхо, плэйкастами с речениями мудрецов, вот уже первые работы размещены, и ваша здесь уже! Единство - Закон Богов
Дата: Вторник, 2012-03-27, 11:35 AM | Сообщение # 140
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18846
Статус: Offline
Разбор суфийских значений слов Talia, спасибо за возможность рассмотреть некоторые важные моменты суфийской практики на примере этого словаря.
Прочитав, тут же я почувствовала, что это полезный повод поразмышлять над смыслами слов, тех самых слов, которые в виде бусинок составляют фразы, а те, в свою очередь, рассмотренные под разным углом зрения, составляют различные тексты и подтексты, смыслы суфийского сюжета... Это такая увлекательная работа и для ума, и для творчества, что захотелось в этой теме показать пример рассмотрения значений слов подробнее. Вы уже давно меня знаете, и мою любимую фразу "Всё зависит от того, кто смотрит и зачем", и тут я продемонстрирую её действенность на примере. А - обычный суфий Б - обычный человек В - поэт Г - учёный Д - художник Е - ребёнок
Словарь суфийской тайнописи
А - Аромат - интенсивное духовное воздействие Б - Аромат - приятный запах, отвлекающий от важных дел В - Аромат - дуновение восторга, превышающее норму... Г - Аромат - приятный запах большинства цветов связан с образованием летучих ароматных веществ, продукция которых сопровождает образование нектара, привлекающего пчёл и других опылителей Д - Аромат - то, что невозможно передать с помощью цвета или формы, но желательно Е - Аромат - это мама
А - Вдеваемая в жемчужину нить – живая связь со всем мирозданием Б - Вдеваемая в жемчужину нить - леска для бус из жемчуга В - Вдеваемая в жемчужину нить - это тонкая нить, где желанье творить Г - Вдеваемая в жемчужину нить - если жемчуг мелкий, то тросик диаметром 0.30 мм., для жемчуга покрупнее можно 0.35 мм. или 0.38 мм. Д - Вдеваемая в жемчужину нить - сюжет создаваемой картины Е - Вдеваемая в жемчужину нить - маленькая верёвочка
А - Вечер - конец жизни Б – Вечер – конец долгого дня В – Вечер – конец пути, куда б дойти Г – Вечер - время суток, следующее за днём и предшествующее ночи. Иногда его начало связывают с достижением солнцем горизонта и началом сумерек, однако в зависимости… и т.д. Д – Вечер – состояние души, когда четкость линий не нужна Е – Вечер – когда меня отрывают от интересных дел, заставляя идти спать
А - Вино — это поток божественных откровений, Истина Б – Вино – слабоалкогольный напиток для расслабления В - Вино – искусно выражена мысль, пьянит меня и тянет ввысь Г - алкогольный напиток (крепость: натуральных — 9-16 % об., креплёных — 16-22 % об.), получаемый полным или частичным спиртовым брожением виноградного или плодово-ягодного сока (иногда с добавлением спирта и других веществ — т. н. «креплёное вино»). Наука, изучающая вина — энология. Д – Вино – яркость жизни и вкус творчества Е – Вино – то, что детям не разрешают
А - Виночерпий — дающий вино истины, то есть, одно из обозначений Всевышнего. Б – Виночерпий – разливщик вина, вероятно, жулик на рынке В – Виночерпий – мой дуг и даритель, дорога в Обитель Г – Виночерпий - царедворец из ближайшего окружения царя; один или вместе с другими виночерпий был ответственным за снабжение царского стола напитками. При нередких на Востоке случаях отравления ядами эта должность считалась особо ответственной, царь должен был… Д – Виночерпий – колоритная фигура для сюжета картины о древних царствах Е – Виночерпий – неведомо что
А - Сад — процесс тренировки. Б – Сад – место рядом с дачным домом для воскресной работы В – Сад – место отдыха души: пой, танцуй, рисуй, пиши… Г – Сад - территория с посаженными человеком плодовыми деревьями и кустарниками. Также в саду могут произрастать декоративные кустарники, ... Д – Сад – фон для портрета дамы или вида из окна, а также картины стиля кантри Е – Сад – любимое место для прогулок
Кроме перечисленных буквами образцов восприятия человеком смысла слов, существуют сотни других взглядов, как профессионально-ориентированных, так и эмоционально окрашенных состояний одного и того же человека, имеющего разное отношение к одному и тому же в разное время. Для чего все это исследование в данном разговоре? Это просто пример того, что по-настоящему суфийский взгляд, взгляд суфия-сказочника, объемлет все эти разнообразные значения каждого из слов при восприятии.
Любое явление, любой человек, любое понятие… могут быть описаны и с положительной, и с отрицательной стороны, но и со множества иных граней, не только присущих рассматриваемому явлению, но и с различных граней восприятия того, кто смотрит и зачем, то есть, с какой именно целью. Целостный взгляд, сферический или голографический взгляд, объединяя гамму присущих явлению качеств, а также присущих предпочтений самого смотрящего, не может быть объективным или субъективным, он будет взглядом суфия, сказочника, многомерного существа, сотворяющего свой сюжет при взаимодействии с окружающим его миром. Целостный взгляд не отрицает ничего в возможном, но стремится использовать ситуацию в направлении реализуемой цели или идеи.
Так скажите же мне, какой из взглядов на мир подходит именно вам? Выбрав нужное для вас, постарайтесь не отрицать и чужое восприятие, но использовать максимально для вашей цели, если она, конечно, вами осознана.