Родиной Гесиода была Эолида (Малая Азия), но его семейство, главой которого был обедневший купец, перебралось к подножью горы Геликон, в
Беотию (внутренняя Греция). Там, обзаведясь скромным земельным участком в
поселении Аскра, они занимались крестьянским трудом, поэтому все тяготы
и радости жизни земледельца Гесиод познал с малых лет. Впоследствии он
стал первым древнегреческим поэтом, представляющим этот социальный слой,
и, возможно, был единственным его представителем.Юному Гесиоду частенько приходилось пасти скотину, и роскошные пейзажи, представавшие его взору, вдохновляли его, пробуждали в нем
желание творить. По его собственным словам, ему однажды явились
Геликонские нимфы, которые призвали его к сочинительству и вещанию
истины о прошлом и будущем, вдохнули в него поэтический дар и в знак
этого вручили ему ветвь пышного лавра, которая служила отличительным
знаком рапсодов – исполнителей эпических песен. Однако если говорить о
становлении Гесиода как поэта с более реалистических позиций, то
использование им
гомеровского диалекта, дактилического гекзаметра дает основание предположить, что
мастерству он учился у бродячих рапсодов. Гесиод стал первым среди
древнегреческих поэтов, кто называл себя по имени, позиционировал себя
как конкретная личность – до него певцы-гомериды предпочитали оставаться
безымянными.Став поэтом, хоть и «от сохи», Гесиод до самой смерти практически не покидал Аскру, занимался крестьянским трудом наравне с остальными.
Легенды упоминают лишь о его поездке на поэтическое соревнование с
Гомером, которое было объявлено в честь погибшего царя Халкиды. Оттуда
он уехал победителем и обладателем бронзового треножника,
пожертвованного им Геликонским музам. Однако справедливости ради стоит
сказать, что победа ему досталась только благодаря воспеванию мирного
труда, а не кровопролитий на войне. Известно, что соревнование это имело
место на рубеже VIII-VII вв. до н. э., что служит ориентиром для
определения времени жизни поэта.Первое сочинение Гесиода из известных сегодня – это поэма «Теогония» («Родословная богов»), которая представляла собой первую попытку
систематизировать представления древних греков о картине мира,
многочисленные разрозненные предания о богах, создать их своеобразное
генеалогическое древо. Однако наибольшую известность получила
дидактическая поэма «Труды и дни». Произведение было написано как
обращение к родному брату Персу, который после смерти их отца был
недоволен разделением наследства и активно претендовал на имущество,
оставленное Гесиоду. Поэт призывает брата честно и упорно трудиться, а
не уповать на подкуп сильных мира сего. Однако содержание «Трудов и
дней» выходит далеко за рамки морализаторства, в частности, предлагая
читателю наставления хозяйственного характера, активно задействовав
фольклор, описывая быт мореплавателей и крестьян и т.п. Другие
произведения Гесиода дошли до наших дней только в виде отрывков,
запечатленных на папирусах и в рукописях. В издание Меркельбаха-Уэста от
1967 г. вошло 363 фрагмента.Умер поэт-земледелец в родной деревне, а похоронили его в Орхоменах.
Наиболее значительное произведение Гесиода — поэма «
Труды и дни» (
др.-греч. Ἔργα και Ἡμέραι), написанная в форме увещаний, обращённых к брату поэта Персу, который ведёт с
Гесиодом тяжбу о наследстве и которого Гесиод убеждает не надеяться на
неправедный суд подкупленных «царей» и своё пошатнувшееся состояние
поправить упорным трудом. Ухудшение положения крестьянства формирует у
Гесиода
пессимистическое отношение к современности (изложение мифа о непрерывном ухудшении условий человеческой жизни от
золотого века до железного). В поэму введён разнообразный материал нравственных
правил и хозяйственных наставлений, она обильно оснащена фольклором:
пословицами, поговорками, притчами, баснями, мифами. Изречения: «Кто
верит женщине, тот верит вору», «Всякий дающему даст, не дающему всякий
откажет» и др.
Поэма Гесиода, «
Теогония» (
др.-греч. Θεογονία), является попыткой привести в систему разноречивые эпические сказания о
богах и связать богов в единое генеалогическое древо, начиная от
предвечных
Хаоса,
Геи и
Эрота и кончая Зевсом, устроителем нынешнего миропорядка, и его потомками.
Источник:
http://www.wisdoms.ru/avt/b55.html