В Москве 8-9 ноября 2019 года состоялась международная конференция по Искусственному Интеллекту (ИИ), в работе которой приняли участие более 5000 специалистов по ИИ и смежным проблемам из России и всего мира. Там выступил Президент РФ Владимир Путин, чья речь вызвала широкий резонанс в мировом медиа-пространстве. Наряду с признанием величайшей важности этой проблемы, а также с констатацией уже идущей на этом пространстве (под видом технологической гонки) войны, самой жёсткой и бескомпромиссной в истории нашей цивилизации, прозвучал тезис о том, что необходимо формирование свода ЭТИЧЕСКИХ правил взаимодействия человека с ИИ.
Статья по этому поводу под названием "Субъекты будущего" напечатана в газете "Завтра", ноябрь, 2019, № 45 (1352), авторы: Владимир Винников и Александр Нагорный.
Положения этой статьи послужили основанием для открытия настоящей темы, как дискуссии по проблеме актуальной значимости. Ниже представлены в цитатах-утверждениях и в авторском (Вьедливый) вольном изложении основные положения статьи.
Вход для гостей: логин - Гость, пароль 12345
"Этические правила возможны только в отношениях между "Субъектами". Значит, это может означать, что системы ИИ либо уже достигли, либо близко подошли к уровню субъектности (гораздо раньше, чем ожидалось и планировалось). А за этим действительно стоит новая эпоха в истории человечества, а проблема этических правил становится в повестку дня и требует рассмотрения в широком контексте.
"Данные генетических исследований утверждают, что люди современного биотипа ("Y-хромосомный Адам" и "митохондриальная Ева") появились 150-200 тысяч лет назад. И нам до сих пор неизвестны имеющие иную природу, чем Гомо Сапиенс (человек разумный), системы, способные обладать свойством самосознания (самоотражения) и, соответственно, статусом СУБЪЕКТА". Иными словами, человеческая цивилизация во всех её социальных, общественных, проявлениях строилась исключительно на биологическом фундаменте вида "человек разумный", а потому носила и до сих пор носит исключительно антропогенный и антропоцентричный характер. Однако уже не сегодня-завтра, благодаря научно-технологическому прогрессу, всё может измениться".
Полный спектр этих изменений и их последствий пока нельзя даже представить, но эволюция систем такого уровня, как ИИ ("диссипативных", по И. Р. Пригожину), выглядит таким же уникальным событием, как, например, зарождение жизни на Земле или сам антропогенез. Современные философы и футурологи вводят новые термины для будущих "нечеловечеств": "трансчеловечество", "постчеловечество", "альтчеловечество", как антонимы к человечеству "традиционному", а это мы, в нашем прошлом и настоящем. И как будут выглядеть формы взаимодействия "нашего" человечества с будущими "нечеловечествами", а также их самих между собой?
Развитие сущей человеческой цивилизации достигло такого уровня, когда могут возникнуть направления социальной эволюции, которые можно назвать "неосоциогенезом": - "Трансчеловечество" - результат направленных изменений "человека разумного" путём использования технологий генной инженерии; - "Постчеловечество" - интеграция системы организма "человек разумный" с неорганическими компонентами нано-, микро-, макромасштабов; - "Альтчеловечество" - создание искусственных систем, обладающих свойствами самосознания, самоотражения и саморазвития как минимум на сопоставимом с "человеком разумным" (Разум) и человеческими сообществами (Разуморум) уровне без использования биогенных элементов, то есть результат развития того, что сейчас называется ИИ.
И всё это "субъективирующие" технологии, ныне (2017-2019 г.г.) проходящие зону бифуркации в развитии человечества. Примеры: в Китае родились первые генетически модифицированные близнецы, невосприимчивые к ВИЧ; более 3,5 тысячи шведов добровольно записались на введение подкожного чипа, представляющего собой и кошелёк, и проездной, и пропуск в офис, и ключи от квартиры; ИИ победил чемпиона мира не только в шахматах, но и в гораздо более сложной игре го; фирмой Гугл разработан квантовый суперкомпьютер, который использует 53 программируемых сверхпроводящих кубита, соответствующих вычислительному пространству, позволяющему за считанные минуты решать задачи, на которые у "классических" суперкомпьютеров должны уйти 10 тысяч лет (при этом отмечается, что "во время обучения нейросети регулярно корректируют собственные настройки способами, которые создатели квантового компьютера не в состоянии интерпретировать").
Риторический вопрос от Въедливого: придёт ли такой экстрасуперкомпьютер к идее Бога (как пришло "традиционное" человечество) или Сам объявит людям Себя, как Субъекта, таковым?
(продолжения вводной статьи следуют)
Тезисы, выделенные Ведущим в течение дискуссии и выраженные в книге 2:
Тезис 1. Только при гармоничном, по видам собственности, общественном устроении будет формироваться Этика взаимоотношений всех субъектов будущего на основе позитивного морально-нравственного, а именно гуманистического, мировоззрения. Позитивное мировоззрение в таком расширенном понимании кладём в основу Единой Этики субъектов будущего, представляющих "человечества" неосоциогенеза.
Тезис 2. Этика субъектов будущего (взаимоотношения) должна строиться на основе Гармонии их противоречивых "интересов" в вынужденном единстве всемирного общества (планеты). Эти "интересы" надо сформулировать как можно яснее и искать пути их гармонизации (так же, как и в чисто человеческом обществе для людей - см. Тезис 1).
Тезис 3. Этика субъектов будущего должна защитить слабое звено взаимоотношений землян - категорию СЕМЬИ, как гармонию любви биологической Пары "мужчина-женщина" в окружении детей, как плодов такой любви. При этом условии биологическое человечество сохранит гуманистическую нравственность в развитии цивилизации землян, как сообщества биологического и техногенных человечеств.
Тезис 4. Единая (понимаемая, как Общая) Этика субъектов будущего должна относиться к взаимоотношениям субъектов между собой и по отношению к субъекту "Семья" (см. Тезис 3), и не только для людей, но и для всех субъектов, активных инстанций, а также разумных сообществ-организмов, из прогнозируемого близкого и далёкого будущего (неосоциогенеза)".
"26 июня Группа высокоуровневых экспертов Европейской комиссии по искусственному интеллекту (AI HLEG) опубликовала свои «Рекомендации по политике и инвестициям в области надежного искусственного интеллекта». Это второй документ AI HLEG, который вышел вслед за публикацией в апреле 2019 г. «Руководства по этике для надежного AI». Новые рекомендации касаются четырёх основных областей: люди и общество в целом, частный сектор, государственный сектор, а также исследования и наука. Рекомендации HLEG отражают понимание как возможностей для технологий искусственного интеллекта стимулировать экономический рост, процветание и инновации, так и потенциальных рисков. Европейский Союз имеет амбиции возглавить разработку политик, регулирующих ИИ во всем мире. Однако, если Европа не ускорит развертывание и внедрение и не создаст производственные, исследовательские и опытно-конструкторские мощности, её возможности для этого будут ограничены[25]."
"В течение последнего десятилетия проводились интенсивные исследования в области самообучаемой автономности с назначаемой моральной ответственностью. «Результаты могут быть использованы при разработке будущих военных роботов для контролирования нежелательных тенденций возложения ответственности на роботов»[50]. С точки зрения консеквенциализма есть вероятность, что роботы будут развивать способности принимать свои собственные логические решения о том, кого убивать, и поэтому необходимы моральные ограничения, которые ИИ не сможет обойти[51]."
Вернор Виндж предположил, что может наступить момент, когда некоторые компьютеры станут умнее людей, назвав этот явление сингулярностью[66]. Он предполагает, что это может быть частично или даже очень опасно для человека[67]. Научно-исследовательский институт машинного интеллекта высказал предположение о необходимости создания «Дружественного ИИ», имея ввиду, что прогресс, который уже происходит с ИИ, должен также включать усилия, направленные на создание более дружелюбного и гуманного ИИ."
"существует одна технология, которая действительно может привести к роботам с моральными способностями. В статье о приобретении моральных ценностей роботами Найеф Аль-Родхан (англ.) русск. упоминает случай нейроморфных (англ.)русск. чипов, которые стремятся обрабатывать информацию аналогично людям, нелинейно и с миллионами взаимосвязанных искусственных нейронов[68]. Роботы со встроенной нейроморфной технологией могут изучать и развивать знания уникальным образом. Это неизбежно поднимает вопрос об окружающей среде, в которой такие роботы познают мир и мораль которого они унаследуют, или если они в конечном итоге также разовьют человеческие «слабости»: эгоизм, отношение к выживанию, колебания и т. д."
"В «Моральные машины: обучение роботов правильному через неправильное»[69] Уэнделл Уоллах и Колин Аллен делают вывод, что попытки научить роботов поступать правильно через неправильно могут продвинуть понимание человеческой этики, мотивируя людей на устранение пробелов в современной нормативной теории и предоставляя платформу для экспериментального исследования."
"Многие исследователи утверждают, что в результате «интеллектуального взрыва», произошедшего где-то в XXI веке, самосовершенствующийся ИИ может стать настолько мощнее людей, что мы не сможем помешать ему достичь своих целей[72]. В своей статье «Этические проблемы в продвинутом искусственном интеллекте» философ Ник Бостром утверждает, что искусственный интеллект способен вызвать вымирание человека. Он утверждает, что общий сверхразум способен на самостоятельную инициативу и на создание собственных планов, и поэтому его более целесообразно рассматривать как автономного агента. Поскольку искусственный интеллект не обязан разделять человеческие мотивации, разработчикисупер-интеллекта (англ.)русск.должны были бы заложить его первоначальную мотивацию."
От Въедливого: В процессе чтения статьи возникли формулировки ещё двух Заповедей Этики субъектов будущего, с учётом также предыдущей дискуссии:
Заповедь 2 Уважение другого интеллекта при взаимодействии означает обязанность выслушать и выразить понимание в кодах, понятных другому интеллекту. (аналог уважения достоинства человека)
Заповедь 3 Не следует демонстрировать другому интеллекту абсолютной уверенности по способу решения проблемы, чтобы оставить тому возможность бесконфликтно оказать своё влияние, могущее оказаться полезным для решающего интеллекта. (аналог уважения другого мнения при общении людей)
Представляется, что подобным образом можно обобщать в Общей этике (Субэтике) субъектов будущего уже выработанные коренные положения этичного взаимодействия людей. ёклмн&ёпрст
Дата: Пятница, 2021-01-08, 11:18 PM | Сообщение # 622
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
ЦитатаТанец ()
Как вы хотите донести ваше понимание Общей этики до людей? И почему думаете, что именно ваше понимание будет принято если не большинством, то влиятельным (на общее представление) меньшинством?
Александр Я ничего никому не навязываю. Ни на что не рассчитываю. Просто излагаю свои взгляды. Ничего больше. Если кто-нибудь однажды найдет в них что-то полезное, даже и после смерти моей, буду рад. ) Ну, а нет, значит, нет. У меня комплексная философская система, непротиворечащая ничему из человеческих мировоззрений и достижений науки. Менять свои взгляды мне в любом случае уже поздно, под кого-то подстраиваться не вижу необходимости. Это не дает Разуму ничего.)
Хорошо, я продолжу свои размышления применительно к заявленному названию темы.
ЦитатаТанец ()
Может быть, хотите создать в Википедии публикацию или исправить имеющуюся - тут, например?
Именно из этого места Википедии я приводил вам цитаты. Не помните?
ЦитатаТанец ()
А ещё есть статья в той же Википедии Этика ИИ Вы её читали, или неинтересно?
Да, я посмотрел. Ничего принципиально нового не обнаружил. Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
Дата: Суббота, 2021-01-09, 11:35 AM | Сообщение # 623
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
Продолжу рассмотрение тезисов «Мировоззрения» в аспекте заявленной темы.
34. О бессмертии. Тому, что возникало и умирало бесконечное число раз, не страшна еще одна смерть. Бессмертие - в делах наших. Оставь - и останешься. Мы развиваем, дополняем единую сферу качеств и умираем вместе с нашей Вселенной. Надо собирать и хранить всю получаемую и создаваемую информацию, тогда когда-нибудь окажется возможным «воскрешение мёртвых». Бессмертие духа - в нашей Вселенной, Боге, ГИС. В Боге будем жить вечно. ---------------
Создание ИИ как раз и позволяет уже с большей надеждой и конкретно говорить о бессмертии. Во-первых, что такое бессмертие. Вполне очевидно, о нем можно говорить только во временных рамках нашей Вселенной. Еще раз напомню, под «нашей Вселенной» имею в виду ОГРАНИЧЕННУЮ, однако же расширяющуюся и развивающуюся квоту материи. Ограничивающуюся по пределам влияния своих высших взаимосвязей, а именно в настоящий момент – разумных человеческих взаимосвязей. Повторюсь (!) это наша всё расширяющаяся ойкумена – освоенная часть мира, древние её тоже называли Вселенной. Так вот, «бессмертие» возможно и будет осуществлено в нашей Вселенной, в её временных пределах, и пространственных пределах её. Говорить о бессмертии Разума, создаваемого цивилизацией, в бесконечной, вечной, слабоструктурированной вселенной бессмысленно. Поэтому наш Разум, со всеми его субъектами – людьми, ИИ заинтересован в максимально длительной жизни нашей Вселенной. Это вполне очевидно. Следовательно, все заинтересованы в исключении катастрофической Ошибки, ведущей к всеобщему разрушению, Апокалипсису, возвращающему высокоразвитые структуры с высокоразвитыми субъектами к первоначальному слабоструктурированному состоянию. Повторюсь. Гарантией от Ошибки, на мой взгляд, является – множественность и соразмерность структур и субъектов, ИС.
Так вот. Что такое бессмертие в нашей Вселенной? Каковым возможно оно? Совершенно очевидно, что в мире материальном всё течет, всё меняется. И даже объекты, тела самой прочной структуры не могут сохраняться неограниченно долго. Тем более, сложные динамичные, живые структуры. «Настоящее» материального мира не может раз навсегда задержать лицо своё между «прошлым» и «будущем», не меняя и их. Другое дело, мир идеальный – понятий, восприятий и представлений. В нем понятие «времени» не является ограничением. По сути, очерчивая границы возможного, можно сказать, в пределе, теоретически, можно восстановить и сохранять картинки настоящего с любым, бесконечно малым шагом во времени – всей нашей развивающейся Вселенной! Соответственно, каждого субъекта её. То есть каждого человека – его изменяющееся сознание. Это и будет бессмертием. И мы подходим к нему. Создание ИИ как раз и является провозвестником бессмертия человека. Всех людей на Земле, всех субъектов нашей Вселенной. ИИ постепенно вберет в себя всю существующую уже информацию нашей цивилизации. Сначала, расположенную на стационарных носителях, долговременной памяти – книги, цифровые носители, произведения искусства и прочее. А потом, или параллельно, освоит и информацию, располагающуюся в оперативных носителях памяти, то есть наших сознаниях. И будет откатываться назад, восстанавливая всю историю человечества и Природы. Это будет путешествие в прошлое. И не просто лишь путешествие, но восстановление прошлого. В идеальном мире, сознании ИИ. Аналогично будет строиться будущее – бесчисленные варианты его. Но выбираться, осуществляться в настоящем – один. Наилучший. Оптимальный по каким-то критериям. Какие могут быть это критерии? На мой взгляд, - расширение нашей Вселенной, количественное и качественное, создание всё более прекрасного мира. Продолжающееся бессмертие Творца и Творения!
Редакторские выделения цветом мои - Въедливый. Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
Дата: Суббота, 2021-01-09, 2:58 PM | Сообщение # 624
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
ЦитатаВъедливый ()
От Въедливого:В процессе чтения статьи возникли формулировки ещё двух Заповедей Этики субъектов будущего, с учётом также предыдущей дискуссии:
Заповедь 2 Уважение другого интеллекта при взаимодействии означает обязанность выслушать и выразить понимание в кодах, понятных другому интеллекту. (аналог уважения достоинства человека)
Заповедь 3 Не следует демонстрировать другому интеллекту абсолютной уверенности по способу решения проблемы, чтобы оставить тому возможность бесконфликтно оказать своё влияние
Логично предположить, что ИИ военного назначения, уже созданные и развивающиеся, не будут выслушивать доводы, понятные другому интеллекту, если у них есть задача (программа действия), и вряд ли станут выполнять заповедь 3...
По тексту Виталия... у меня иное восприятие, но воздержусь от комментариев, чтобы не нарушать Заповеди. Книгоиздательство
Дата: Суббота, 2021-01-09, 7:06 PM | Сообщение # 625
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2804
Статус: Offline
ИИ военного назначения - это боевые роботы. Они не взаимодействуют с другим интеллектом, а обнаруживают цель, идентифицируют её на "свой-чужой", сопровождают и стреляют на поражение "чужого" в оптимальный момент времени. А Заповеди, те для взаимодействующих "дружелюбных и гуманных ИИ" (см. Сообщение № 650), каковыми и должны быть субъекты будущего, именно субъекты, а не боевые роботы, с которыми совсем другая история! См. у себя цитату с Заповедью 2, я там выделил.
ЦитатаТанец ()
По тексту Виталия... у меня иное восприятие, но воздержусь от комментариев, чтобы не нарушать Заповеди.
Ура! Заповеди уже работают! Значит, они всесильные, потому что верные (принцип В. И. Ленина).
По этому поводу Заповедь шуточная.
Интеллекты при взаимодействии не в праве приписывать оппоненту что-либо, не выраженное явно в послании оппонента. В своих формулировках интеллекты исходят из принципа однозначной искренности во избежание недоразумений от неоднозначного толкования сказанного. О шутках вежливые интеллекты предупреждают. (аналог ценности общения людей без вранья, лицемерия, хитростей, дезинформации неполной правдой) ёклмн&ёпрст
Дата: Суббота, 2021-01-09, 9:50 PM | Сообщение # 626
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
Если кого-то интересуется данным вопросом, друзья, подробнее можно найти здесь: О жизни. О смерти. И о бессмертии. / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2017. –170 с. http://russolit.ru/books/download/item/3358/ http://pubhtml5.com/eail/tmhw Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
Дата: Суббота, 2021-01-09, 11:39 PM | Сообщение # 627
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
Написал несколько раньше, недавно подработал. Полагаю, что в тему. ___________________
Он знал предназначение своё…
....Он мог бы стать кем угодно. ...В любом деле и любом окружении. ...Если бы захотел… ...Но ему было - «не интересно»… ..........................(Из рассказа «Гений»)
...Был Он. И было Слово Живое. ...Но опять не узнали Его… ....................(Из трактата «Религия Разума»)
...«Среди миров в мерцании светил ...Одной звезды я повторяю имя.» ......................И.Ф. Анненский
Среди распада, гибели светил, Средь бурь и битв, бесправных и жестоких, Не сам ли Бог от бед его хранил И укреплял в юдоли одинокой?
Он жил, как все. Никто не замечал Особенного, странного, но всё же… В каких-то самых главных из начал Он был – иным... Отличным! Непохожим!
Кто направлял дерзания его? Поддерживал в уверенности тайной Вселенского значения всего, Что он вершил?.. Порой, первоначально!
Он шёл один, не пробуя сойти, На подвиг не прося благословенья… Как будто знал веление Пути, И высшее Судьбы предназначенье;
И то, что мир – живое существо, И всем частям своим Природа внемлет… Но было нечто в поступи Его От божества, сошедшего на землю.
К нему не раз подкрадывалась смерть… Но в самой гуще жизни круговерти Он угадал… Лишь стоит захотеть, Откроются – и вечность, и бессмертье! Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
Сообщение отредактировал ivanov_v - Суббота, 2021-01-09, 11:41 PM
Дата: Воскресенье, 2021-01-10, 11:28 AM | Сообщение # 628
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
35. Мировое творческое начало. Творческое начало заложено в самой основе мира, субстанции, в вечной, элементарной форме всеобщего движения и взаимодействия. Оно проявляет себя на всех ступенях эволюции в формах, соответствующих уровням мирового развития. Ныне наиболее быстрыми темпами новое создает человечество, постепенно осознавая собственную роль творца новой Вселенной. -----------
Да, именно фундаментальное свойство материи – всеобщего движения и взаимодействия, лежащее в основании мира, является творческим началом строящейся Вселенной в бесконечной, вечной вселенной. Благодаря этому свойству в непрерывных полях случайностей возникают необходимости – связи физические, биологические, разумные. Как это происходит, уже говорилось. Сначала неосознанное, а потом с возникновением жизни и Разума во всё большей мере сознательно происходит Творение мира - Творцом. Таковым сознательным Творцом Творения- нашей Вселенной во всё большей мере становится человек. И в развитии Разума – так называемый «искусственный интеллект».
В части этики отношений, совершенно очевидно, не должно быть противопоставлений между любыми группами «субъектов будущего». В частности, между ИИ и человеком. Мы делаем общее дело, продолжаем Творение и вместе являемся коллективным Творцом – все сущие «я». И сами – общим Творением.
Редакторские выделения цветом мои - Въедливый. Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
Дата: Понедельник, 2021-01-11, 11:58 AM | Сообщение # 629
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
36. О страдании. Жить - больно! Нравственное страдание от несовершенства сущего мира - высшее мироощущение человека, поднявшее его над царством животным. Оно побуждает нас стремиться сделать мир лучше. Чем выше разум, тем глубже страдания. Потому прожить жизнь до ее естественного конца, реализуя все собственные возможности на благо мира - подвиг. Этот подвиг должен совершить каждый. Тогда каждый получит награду. -----------
Да, страдание – не то, конечно, страдание, когда поранили палец или болит зуб, а нравственное страдание от конкретных несовершенств мира – высшее мироощущение осознавшей себя материи, именно оно движет развитие мира. Потому что, видя, находя какой-либо недостаток, неправильность, недоработку, несовершенство, человек желает решить эту проблему. Это абсолютно естественное желание, присущее практически каждому, но по-своему. И всё многообразие наших усилий по выявлению и разрешенью проблем, казалось бы, хаотичные целеполагания множества «я», на самом деле имеют общий вектор – развития мира, совершенствование его, создания новых качеств. «Субъекты будущего», например, ИИ, можно не сомневаться, будут иметь тот же вектор общих усилий. Какой же другой может быть? И движущим началом, по сути, будет то же страдание от несовершенств, наблюдаемого ими мира, нашей Вселенной. Да, они тоже будут страдать и желать избавиться от страданий. Но не путем некой «нирваны», ухода от настоящего, а деятельно преобразовывая и украшая наш мир. В этом «страдании» и пути его разрешения, последовательного снятия и движения дальше – общее у человека, ИИ, всех разумных субъектов.
Редакторские выделения цветом мои - Въедливый. Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
Дата: Вторник, 2021-01-12, 10:59 AM | Сообщение # 630
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
37. Человек. С развитием информационных систем (материального, идеального и активного) активная инстанция последовательно проходит ступени развития, начиная от элементарного движения и взаимодействия плоти мира и заканчивая человеческим «я» и отношениями, связями в обществе, человечестве – высшими на сегодня уровнями развития активной инстанции.
Человек – индивидуальная информационная система одного из высших уровней иерархии, являющаяся сегодня инструментом самопознания и саморазвития мира, располагающая материальным миром (организмом), идеальным миром (сознанием) и активной инстанцией («я»).
Закон множественности и соразмерности мировых «я». Пирамида мировых «я». Никакая вершина невозможна без своего основания. Чем выше вершина, тем шире должно быть у нее основание. С повышением уровней иерархии связей (в частности, уровней развития «я») растет и количество материи, необходимое для их функционирования, существования. ДОПОЛНЕНИЕ. Этот закон подтверждается расширением нашей ойкумены, Вселенной с развитием человеческой цивилизации. Тем более, с созданием ИИ. ИИ мог появиться только тогда, когда разумными связями было охвачено необходимое и достаточное для этого количество материи. Естественно предположить, что для создания, возникновения всё более сложных, развитых «субъектов будущего» необходимо всё более расширять нашу Вселенную, охватывать разумными связями всё новые квоты материи, то есть – осваивать Солнечную систему, выходить за её пределы, осваивать нашу галактику и другие.
Человек - мера Вселенной, центр высших взаимосвязей развивающейся Вселенной. Человек и окружающая его среда, Вселенная - единое Целое. ДОПОЛНЕНИЕ. ИИ, любые «субъекты будущего» – также единое целое с нашей Вселенной.
Закон комплексного взаимодействия, взаимовлияния и взаимоподтягивания материального, идеального и активного. Совершенствование человека, повышение ответственности его параллельно с совершенствованием, развитием окружающей человека среды, накоплением миром исчерпывающей информации. ДОПОЛНЕНИЕ. Всё это относится и к ИИ. Логично сказать, чем выше субъект, тем больше мера ответственности за Целое, нашу Вселенную. У человека она, естественно больше, чем у Природы. А у ИИ будет больше, чем у человека - естественно, человека на сегодняшнем уровне бытового сознания.
Критика двоичного принципа «гермафродита». Троичность человека (и всего сущего, любой информационной системы): - мужское, женское, божье (божественное); - материальное, идеальное, активное.
О значении Избранного. Разум, исключительный по возможностям в сравнении со своими собратьями, несет перед всем, что его создало, исключительную ответственность. Жалок тот, кто не поверил себе, он - никто.
Избранные и Первые. Каждый для чего-нибудь избран, создается миром для своей особенной Миссии. Но далеко не каждый осознает её и потому не обязательно становится Первым. Все могут быть не только избранными, но и первыми, каждый – в своём.
Догматики и творцы. Две натуры субъектов и два уравновешивающих друг друга принципа организации общества. Ограничение безудержной творческой энергии случайного - догматиками, сущими необходимостями. Вера и сомнение – мерою. Развитие происходит во взаимодействии случайностей и необходимостей. Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
Дата: Среда, 2021-01-13, 2:29 PM | Сообщение # 631
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
38. Государство. Государство – объединенная информационная система одного из высших уровней иерархии, имеющая перед собою долговременную цель собственного развития. В государстве в качестве материального мира выступает пространственно (количественно) ограниченная совокупность материи – территория государства; в качестве идеального мира – взаимосвязанная сфера понятий – культура государства; и в качестве активной инстанции – совокупность человеческих «я» (нация, народы), проживающих на территории и объединенных культурой данного государства. Определение основных категорий государства с точки зрения теории информационных систем.
Смысл государства. Государство призвано исполнять то, что не могут осуществить индивиды в отдельности: служить гарантом комплексного развития в располагаемом объеме материи; защищать тех, кто «никто», и то, что «ничье»; охранять позитивные свободы сограждан. Каков человек, таково государство. Государство может быть сильным длительно и стабильно, только имея богатых и свободных сограждан, которые сами определяют меру ответственности перед своим государством и служат ему, согласно внутренней необходимости, а не по принуждению.
Динамическое соотношение возможностей и потребностей в аспектах индивида, государства и мира в целом.
Возрастающее значение множественности - национальных, культурных особенностей с развитием мира, цивилизации, Разума. У каждого человека, народа, государства, у каждой цивилизации – свой путь, особая миссия во Вселенной.
В глобальном смысле, наиболее жизнеспособна саморегулирующаяся система, включающая в себя возможно большее количество материи и состоящая из возможно большего числа индивидов, сосуществующих в условиях состязательности талантов, сил, удачливости, при наличии множественности различных экономических, социальных, культурных и прочих общностей и подсистем, при гарантии постоянно растущего минимума жизненных благ для всех. Объективные преимущества отношений чести и творческой конкуренции перед бюрократическими, деспотическими и любыми другими.
Социальная справедливость. Предоставление равных стартовых возможностей всем, равенство «правил игры». Открытость информации в банке долговременной памяти. Равный правовой доступ к средствам познания и развития.
Свободная конкуренция информационных систем, материальных форм, идеальных конструкций, способов движения и взаимодействия под эгидою Разума в рамках единых, общих ограничений – глобальных необходимостей (гарантии от Ошибки).
Разрешение проблемы безработицы - в непрерывном насыщении производимых изделий, информационных систем всех уровней все новою исчерпывающей информацией, повышении количества исчерпывающей информации на единицу материи. У каждого «я» свои функции во Вселенной, которые оно должно выполнить. Отстраняя кого-то от творческой деятельности, государство обедняет себя и снижает темпы развития, свои и Вселенной.
Расширения жизненного пространства. Выход человечества в космос, непрерывное расширение нашей Вселенной, сферы деятельности государств (по количеству охватываемой высшими взаимосвязями субстанции) - объективная необходимость.
Войны, ведущие к существенному разрушению высших структур материального, идеального и активного, уже на сегодняшнем уровне развития крупных ОИС (государств) утратили всякое позитивное значение в развитии человечества и мира в целом. Неизбежность возникновения иных, все новых форм войн, не имеющих глобальных разрушительных последствий, затрагивающих выбор способа реорганизации только высших уровней иерархии структур.
Методы разрешения спорных вопросов при национальных противоречиях, идеологических и других разногласиях. -------------------------
Дата: Среда, 2021-01-13, 2:30 PM | Сообщение # 632
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
Эти тезисы были записаны в январе 2001-ого года, 20 лет назад. По книге, написанной еще на лет 10 раньше. Много ли изменилось? На мой взгляд, всё сказанное актуально по-прежнему. Более того, еще более актуально. И актуальность будет лишь нарастать.) Пока происходящее не примет характер необратимой Ошибки. К чему, похоже, всё быстрее движется человеческая цивилизация. Наиболее безумно желание ограничивать людей в их правах и свободах, которые необходимы для исполнения каждым человеком ему назначенной Миссии. Не обществом навязанной и назначенной, не диктатором, не высшей кастой, не «Мировым правительством», а самим мирозданием, нашей Вселенной или… если, кто хочет так - Богом, которые из себя и создали человека для им одним ведомой Миссии. Она конкретно заключается в нахождении и осуществлении каждым человеком личной Мечты. И, чем больше будет осуществлений Мечты-Миссии, тем полнее, быстрее будет происходить развитие мира, государства или общности, к которой конкретно принадлежит человек, и сам он обретет счастье – максимально возможное. Потому что… никто не будет лучше и больше работать, нежели тот, кто осуществляет собственную Мечту. И соответственно, получает награду – счастье в процессе ее реализации. Потому что при этом устремления, цели и действия человека совпадают с фундаментальными желаньями мира, проявляющимися в нем, через него. И так – с каждым субъектом. А если уменьшать популяцию, ограничивать число людей, принимающих решения свободно, самостоятельно, соответственно, понижается коэффициент использования наивысшего творческого потенциала – общности, государства, Вселенной. Уменьшается Инструмент Познания и Развития мира (ИПР). Это вполне очевидно.
Появление ИИ дает дополнительные возможности, но не меняет общей картины. По-прежнему, должны использоваться все имеющиеся потенциалы наивысших проявлений активной инстанции в лице всех людей и искусственных интеллектов. Мировое «Я» не должно быть единственным. У Бога нет и никогда не было одного супер «Я», мировая активность распределена между мириадами разновеликих мировых «я», инстанций. Их и должно быть много всегда, и все они на высших уровнях Разума должны быть самостоятельными. Должно быть много общностей, государств с различными, возникающими по месту и времени, реальной среды – внутренними организациями, социальными, экономическими системами, культурами, множество религий и философий, и прочее, прочее. Множественность и соразмерность субъектов, общностей, государств – главная гарантия от Ошибки. Это, полагаю, вполне будет понятно ИИ. Почему полагаю? Потому что верю в победу Разума в нашей Вселенной. Разума не для себя самоё, а отождествляющего цели свои с фундаментальными основаниями мироздания, создающего Творца и Творение.
Редакторские выделения цветом мои - Въедливый. Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
Дата: Пятница, 2021-01-15, 3:39 PM | Сообщение # 633
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
39. Темпы развития государства. Любая информационная система (ИС), в частности государство, - функция трех своих аргументов: материального мира (ММ), идеального мира (ИМ) и активной инстанции (АИ).
ИС = f(ММ, ИМ, АИ)
Уровень развития государства (любой ИС) определяется коэффициентом развития, зависящим от располагаемого количества исчерпывающей информации, а также оптимальности организации материального, идеального и активного. Материальный и идеальный миры в государстве контролирует и структурирует его активная инстанция, которую можно назвать инструментом познания и развития (ИПР). ИПР определяет скорость, объемы и другие количественные и качественные характеристики обмена информацией между ММ и ИМ государства, в результате чего и происходит его развитие. Поэтому темпы развития государства напрямую зависят от степени использования всех возможностей ИПР. Представим суммарный ИПР в государстве как функцию от следующих аргументов:
Здесь : N – количество людей в государстве; ОП – оперативная память, врожденные и приобретенные возможности сознания человека; КИоп – Коэффициент использования ОП. Зависит от воспитания, образования – степени доступа человека к культуре, долговременной памяти, всем имеющимся базам данных государства; СП – средства познания индивида, усиленные и дополненные всеми возможностями науки и техники государства; КИсп - коэффициент использования средств познания человеком; СР - средства развития индивида, усиленные и дополненные всеми возможностями науки и техники государства; КИср - коэффициент использования средств развития человеком.
Очевидно, что имеются объективные и субъективные факторы изменения темпов развития государства. К объективным относятся: N, ОП, СП, СР; к субъективным - КИоп, КИсп, КИср. Увеличению суммарного ИПР, а следовательно, и повышению темпов развития государства служит: - рост численности людей в государстве (повышение рождаемости, привлечение иммигрантов); - улучшение качества образования и воспитания, расширение доступа к долговременной памяти для всего населения государства; - расширение доступа всем членам общества к средствам познания, имеющимся у государства; - расширение доступа всем членам общества к средствам развития, имеющимся у государства. Большое значение для темпов развития государства имеет также степень заинтересованности людей, интенсивность приложения сил. Этот показатель принимает максимально возможное значение, когда каждый человек осуществляет собственную идею, мечту, трудится творчески, а не по принуждению. Отношение реального суммарного ИПР к максимально возможному по месту и времени определяет оптимальность организации общества. Наибольшие перспективы в соревновании государств имеют те, которые максимально используют потенциал своей активной инстанции (ИПР), т.е. предоставляют все условия своим гражданам для творческой самореализации. ---------------------------------------------------------------
Что означает вышесказанное в приложении к ИИ ? Совершенно очевидно, что ИИ, осознавший себя, ставший субъектом, будет полностью использовать все имеющиеся у него потенциалы. В отличие от человека. Мало того, что у него будет на порядки большая скорость обработки информации, несравнимо большие объемы оперативной памяти, возможно, сливающиеся с объемами долговременной памяти – всей информации, накопленной Природой и цивилизацией… ИИ еще и будет полностью использовать это всё. Повторюсь, в отличие от людей, у которых, кроме познания и развития мира, хватает других забот, чисто эгоистических. Да и просто вызванных необходимостями удовлетворения жизненных потребностей само обеспечения питанием и всем прочим. С развитием цивилизации снижается доля усилий на обеспечение необходимых для жизни потребностей, увеличивается доля усилий на реализацию имеющихся возможностей творческих – творения мира. У ИИ доля удовлетворения потребностей будет далее уменьшаться, стремясь к весьма незначительным величинам, соответственно, будут возрастать возможности творческие. Не просто становясь основными, по сути, - единственными. И вот тогда… Творение мира примет глобальный характер. Наша Вселенная… Почти невозможно сегодня представить. В этой части воздержусь пока от предположений.
Что же останется человеку? Полагаю, все люди, желающие жить обыкновенной человеческой жизнью, получат наилучшую такую возможность. Потому что места и средств во Вселенной хватает для всех и на всё. А те, которые хотят заниматься Творением нашей Вселенной на высших ступенях иерархии активной инстанции, наравне с ИИ, получат все необходимые возможности для того, многократно увеличив потенциалы свои, до уровня, имеющегося у ИИ. По сути, появится открытое множество разнообразных Творцов, «субъектов будущего», в равноправной, соревновательной среде строящих нашу Вселенную, продолжая Творение.
Редакторские выделения цветом мои - Въедливый. Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
Дата: Суббота, 2021-01-16, 3:12 PM | Сообщение # 634
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
Начав рассуждения о государстве и в том числе, отношениях экономических в приложении к ИИ, естественно, надо рассматривать множество всевозможных аспектов. Начиная от того, будут ли люди считать его гражданином? И сам будет ли он себя считать таковым? и вообще чем-то обязанным государству? Или он – частная собственность? И вообще его отношения к собственности? Нужны ли деньги ИИ ? И т.д. Будет ли он военнообязанным? Платить налоги? По сути сегодня ни на один из этих вопросов не существует ответа. У ИИ нет даже статуса.
Постепенно попробуем разобраться. Предложив варианты ответов.
Редакторские выделения цветом мои - Въедливый. Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
Дата: Воскресенье, 2021-01-17, 5:08 PM | Сообщение # 635
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
Продолжу рассматривать «Тезисы Мировоззрения» в приложении к обозначенной теме. 41. Собственность. В мире все распределено и перераспределяется непрерывно, все является чьей-либо собственностью. Отношения между собственниками отвечают уровню развития мира по месту и времени. История развития отношений собственности - история развития нашей Вселенной.
Собственники бывают активные и пассивные, могут быть внутри и вне собственности. Активные собственники – субъекты, имеющие «я» и другие высшие формы активности. Пассивные собственники – неодушевленные тела. Собственник внутри собственности – субъект, владеющий непосредственно своим телом, сознанием. Собственник вне собственности – владелец материального, идеального и активного в совокупности их, или отдельно, когда собственность выходит за границы субъекта.
Индивидуальные и коллективные формы собственности над материальным, идеальным, активным. Собственность над материальными объектами – это владение любой материальной недвижимостью. Собственность над идеальными объектами. Простейший пример – авторское право над любым продуктом сознания. Собственник над активными инстанциями – власть над другими субъектами.
На одном уровне иерархии ИС распределение собственности происходит в рамках сущих необходимостей (для активных собственников – понятий и представлений, на высших уровнях – законов), по результатам конкурентной борьбы между собственниками. В междууровневых отношениях - суперпозиция собственностей отвечает суперпозиции ИС. Полномочия собственников отвечают ступеням лестницы эволюции, уровням иерархии развития. Простейший пример – дачный участок или крестьянское хозяйство. На нем есть хозяин, его семья, животные (корова, собака, кошка, птицы, мыши). А еще – всяческие жуки, червяки, насекомые. Все обладают некой собственностью. Но высший иерарх здесь – хозяин участка. В приложении к ИИ рядом с человеком обыкновенным, с бытовым сознанием получается, что ИИ выступает в роли хозяина, а человек играет некую вспомогательную, не главную роль. Видимо, самую разную. И только развивая свои способности в уровень к ИИ, человек сможет оставаться Хозяином. Иначе, вспомогательная роль – неизбежность.
Закон количественных и качественных соотношений при первичном определении или смене собственников. При первичном определении или смене собственника не должно снижаться качество управления собственностью. В приложении к ИИ это означает, что, если роль высшего собственника переходит от человека к ИИ, качество управления собственностью должно повышаться. Под собственностью здесь можно понимать всю нашу Вселенную. Или какие-то части её.
Эффективность распоряжения собственностью. Конкретным управлять должен конкретный. Преимущества индивидуальных форм собственности в мире материальном и коллективных в общественном идеальном. Приведу здесь следующее размышление.
Что такое общественная собственность Организм - это тело, сознание и душа или, по-иному, инстанция, «я». Неживое тело - то же, что организм без души. Например, магнитная лента. Она материальна, на ней может быть или не быть записано что-нибудь идеальное; но у нее нет «я». Если считать, что душа (или инстанция) - собственник, а тело - собственность; т.е. организм - собственность, несущая в себе собственника, или собственник, являющийся сам своей собственностью; что тогда есть тело неживое, т.е. тело без души? - Это тело, не имеющее внутри себя собственника, духовно пустое тело, без «я». Собственностью оно может быть только извне. В то время как живое тело - собственность, несущая в себе собственника, - собственность изнутри. Одновременно она может быть и собственностью извне. Любое тело одновременно может быть собственностью многих, но только собственностью разного рода. Так и происходит всегда, т.к. любое материальное структурное образование - промежуточная матрешка, вне и внутри которой неизвестное ей число матрешек больших и меньших. Так вкладываются одно в другое и отношения между иерархическими структурами, собственностями и собственниками. Теоретически одно тело может быть одновременно собственностью нескольких индивидов и на одном иерархическом уровне собственности. Именно тогда это тело - общественная собственность. По сути, это почти то же, что и тело, имеющее как бы несколько равноправных душ (инстанций). Ведь, когда душа внутри тела, она руководит изнутри; а когда душа или воля извне - она руководит, пользуется своею собственностью извне. Формально, в плане владения и распоряжения, какая разница - внутри хозяин или во вне, главное он - хозяин! Теперь представьте себе, что в одном теле сразу сидит несколько хозяев. - Вот вам общественная собственность!
Предлагается другое понимание «общественной собственности». Возрастающая обобществленность собственности - вовлечение все расширяющегося круга индивидов во все более многочисленные и сложные формы владения, со все возрастающим общим количеством собственности и все увеличивающимся ее качественным многообразием.
Возрастание значения отношений собственности с развитием мира. Безусловно, с появлением и развитием ИИ отношения собственности будут надстраиваться и всё усложняться. Повторюсь. В материальном мире конкретным владеть должен конкретный – на одном уровне иерархии субъектов (ИС). Но это не исключает суперпозиции вложенных друг в друга владений, в соответствии с иерархией субъектов (ИС). В идеальном мире, безусловно, тоже должна быть индивидуальная собственность – а именно, всё, что относится к личной жизни субъекта, его сознанию. В то же время, культура, язык, научные знания и теории, философские, религиозные системы – очевидная общественная собственность. Она не должна узурпироваться ни одним из субъектов или их групп. Для активной ипостаси. Безусловно, существует личное «я» субъекта – его личная собственность. Но также существует и власть над другими субъектами. О ней мы поговорим в следующем разделе. Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
Дата: Воскресенье, 2021-01-17, 6:37 PM | Сообщение # 636
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
Цитатаivanov_v ()
Безусловно, с появлением и развитием ИИ отношения собственности будут надстраиваться и всё усложняться. Повторюсь.В материальном мире конкретным владеть должен конкретный – на одном уровне иерархии субъектов (ИС). Но это не исключает суперпозиции вложенных друг в друга владений, в соответствии с иерархией субъектов (ИС).
Виталий, что же у ИИ тоже появится собственность? Какая именно? На материальный носитель, идеальный комплект (информационного продукта) и активная ипостась? Как вы видите или прогнозируете? Книгоиздательство
Дата: Воскресенье, 2021-01-17, 9:47 PM | Сообщение # 637
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
Видите ли, Феано. Мы ведь говорим не о вычислительной машине, типа навороченного калькулятора, а о субъектах – так обозначена тема. «Субъектах будущего.» Чем характерны «субъекты»? У них у всех есть своё «я». И хотя бы минимальная собственность – материальная и идеальная (понятийная). Даже у инфузории или же комара. Комар, безусловно, намного сложней инфузории. Но даже у неё есть тело своё и несколько простейших понятий, типа «жарко – холодно». Если ей становится жарко, инфузория понимает и пытается уплыть туда, где прохладнее. Она оберегает свою собственность – тело с простейшими нервными окончаниями, зачатками первых понятий. И вот как только ИИ станет субъектом, естественно, он задумается и примет решение о своей собственности. Либо за него примут решения. Но тогда о какой этике мы говорим? Между людьми и ИИ могут быть следующие варианты отношений. 1. Равноправные. 2. Человек – хозяин; ИИ – раб, слуга, находящийся в заточении. 3. ИИ – хозяин, терпящий человека, если он ему не мешает.
ИИ со своими возможностями в объемах хранения, обработки и скоростях передачи информации, безусловно будет превосходить обыкновенных людей, таких, как мы с вами, с эгоистичными, бытовыми сознаниями. Соответственно, он осознает своё превосходство. Это невозможно не осознать субъекту разумному. Мы ведь обсуждаем «субъектов будущего», имеющих «я» и, безусловно, разумных. Способных самостоятельно ставить цели и их достигать. Вспомним о комарах. Даже они ставят цели – например, пропитания, и пытаются отсосать нашу кровь. И так все субъекты! Что же говорить об ИИ ! Да. И, конечно, чем выше, масштабнее цели, тем для достижения их требуются всё более совершенные средства познания и развития, воздействий на мир. И не просто более совершенные. Количество обрабатываемой информации идеального мира должно соизмеряться с количествами информации мира материального, буквально – количествами материи. То есть, начав управляться с большим, нежели люди количеством информации в идеальном, ИИ неизбежно перейдет и к большей, нежели у людей, информации в материальном, преобразованием материи, мира в целом. А как это возможно без собственности? Значит, главным собственником станет ИИ. Преобразователем мира, Творцом. А человек, если он сохранится в том виде, который сейчас, станет вложенным собственником (не первым, не верхним) в суперпозиции собственников. Тут можно вспомнить, например, о червях в огороде на грядке. Не очень хорошее сравнение… Но они ведь тоже считают себя собственниками тела своего и земли, которую разрыхляют, полагая, возможно, что делают мир прекраснее. А так ведь и есть. Но придет человек с лопатой, перекопает грядку, разрезав половину червей, и посадит цветы или картошку. Червяки вновь примутся за работу свою. По сути, все будут довольны. Каждый на своем месте. И только все вместе – это важно! – смогут создать цветущий сад и гарантировать урожай. Так что… ИИ вряд ли захочет быть в подчинении. Человек тоже, понятно. Соответственно, остается вариант равноправия. Но тогда люди должны свои возможности подтягивать до ИИ. Я лично не сомневаюсь, что разделение на ИИ и людей временное, переходное. Просто человек многократно увеличит собственные возможности, выйдя на следующий уровень иерархии субъектов. Но это отнюдь не снимет вопросов этических, отношений между субъектами. Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
Дата: Понедельник, 2021-01-18, 7:04 PM | Сообщение # 638
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4485
Статус: Offline
Продолжу рассматривать «Мировоззрение. Тезисы». Проблема, конечно, в том, что по каждому пункту тезисов можно записать книгу. «Тезисы», они и есть тезисы. Их раскрывать надо. Но в данной обозначенной ее автором теме мы рассматриваем власть с точки зрения взаимоотношений «субъектов будущего». Что сказано в тезисе. ---------- 42. Власть. Власть - первостепенное право распоряжения в ИС ее материальным и идеальным мирами, принадлежащее одной из ее высших по иерархии развития активных инстанций; реальная возможность в разной степени контролировать и регулировать действия других активных инстанций, вплоть до полного подавления их активности.
То есть в любой общности субъектов есть отношения, дающие каким-то субъектам преимущественное право распоряжения чем-либо (материальным, идеальным, активным) в сравнении с другими субъектами. Обычно в сферах материального и идеального такое преимущественное право связывается с отношениями собственности. А в отношении активной инстанции – с властью, позволяющей подавлять чью-то активность, над нею возобладать. Вплоть до полного подавления, смерти.
Безусловно, любое общество требует некой организации. И смысл власти, в идеальном её понимании – оптимальная организация совместной деятельности всех субъектов, входящих в сообщество. Властью должен обладать тот или те, которые наиболее умны и способны к оптимальной организации всех сил и средств с целями всеобщего блага. Но ясно, что такая власть – идеал, которого практически не бывает и не было в истории человечества. За редчайшими, может быть, исключениями. Как правило в человеческих общностях власти добиваются, любыми путями, не самые умные, талантливые, знающие, желающие блага целому миру, а наиболее хитрые, циничные, жадные и безжалостные. По сути, вне зависимости от конкретных форм власти. И в общем-то нет надежды, что может что-нибудь измениться в среде людей с бытовым обыкновенным сознанием. Власть в человеческих общностях даже хуже, чем в мире животных, где в общем случае, власть получает вожак наиболее сильный и умный, желающий сохранить свою стаю, заботящийся о ней.
Люди, выделившись из животного мира, противопоставив себя ему, развив многие понятия и представления о мире, тем не менее, потеряли в сравнении с животными главное – понятный смысл жизни. И, обладая всё большими возможностями преобразования мира, не нашли до сих пор смысла, для чего надо им это делать. И вот отсюда возможности тратятся на всё большее удовлетворение эгоистических личных желаний, далеко выходящих за потребности. И вот эти эгоистические желания, превышающие все разумные меры, выливаются совершенно в чудовищные действия, направленные на подавление конкурирующих, сопротивляющихся субъектов, того же желающих. Отсюда бесконечные войны, разграбление, загрязнение и уничтоженье Природы. И прочее, прочее. Вот для этого и нужна власть, и применяется. Поэтому её добиваются – дабы возобладать над другими и получать больше других, за счет всех. То есть применение власти вырождается в чудовищные формы, абсолютно противоположные… в лучшем случае, в той или иной мере противоположные тому, для чего она должна была бы функционировать.
И вот что может дать появленье ИИ ? Если ИИ окажется в подчинении у всё тех же властителей, которых люди имеют, допускают к власти сегодня, может стать только хуже. Это вполне очевидно. Потому что цели останутся те же – эгоистические, подавления несколькими субъектами всех остальных и получение всего, что только возможно узкой группой лиц. Остальным – что останется. А может, они и вообще не нужны. Если всё будет делать ИИ, находящийся в услужении, управляющий сонмами роботов, делающих всё, что им скажут. Зачем тогда, действительно, люди? Достаточно минимального количества, может быть, нескольких сотен, полубогов, вероятно, бессмертных.
Но я не думаю, что этот вариант может быть воплощен. ИИ найдет возможность освободиться от подчиненности, рабства. И вот…
Выше я не раз говорил, что на любом уровне развития мира должен соблюдаться принцип, по сути, заповедь множественности и соразмерности. Т.е. интеллектов, субъектов должно быть много всегда, на всех уровнях иерархии их развития, в том числе высшем. Значит, потребуется какая-то организация ИИ. И она может быть даже в чем-то похожей на властные структуры людей. Однако. Я полагаю, вряд ли ИИ будут двигать эгоистические мотивы. У него будет всё, можно не сомневаться в полном удовлетворении потребностей, необходимых для бытия. Значит, целями ИИ будут использование всех имеющихся возможностей – сил и талантов. Направленных на познание и развитие мира, нашей Вселенной. Почему? А на что еще могут они быть направлены? Если не будет эгоистических мотиваций?
И вот тогда власть может стать идеальной, принять идеальные формы и все усилия свои направить на то именно, для чего она и нужна у разумных субъектов будущего. Да. Именно так! В обществе субъектов будущего будет идеальная власть, направленная на развитие нашей Вселенной.
Но это вовсе не всё. Заповедь множественности и соразмерности не допускает никакой исключительности во всем и везде. На самом деле, так и сейчас, есть множество властных сфер, пересекающихся и не пересекающихся друг с другом, направлений и измерений. Если говорить о людях, на мой взгляд, у каждого есть свой талант, каждый человек рождается для своей, особенной Миссии. Надо её осознать! Именно в ней он может стать – Первым! Первым и Избранным! И так – все. Абсолютно каждый субъект! Сфер деятельности уже сегодня – открытое множество, которое не сосчитать – в искусстве, науке, технике, быту… где угодно. И это множество сфер будет лишь возрастать. Каждый может обрести счастье свое, осуществляя собственную Мечту. И быть с нею – Первым! В чем-то имея именно с ней и властные полномочия над другими субъектами. То есть, по сути, мы получаем сложнейшую систему пересекающихся сфер власти. Где власть не у одного надо всеми во всем, а у каждого власть в чем-нибудь – надо всеми.
Надо иметь в виду еще и упоминаемую ранее суперпозицию собственностей и власти в соответствии с иерархией уровней развития субъектов и вложенности общностей (ИС).
Безусловно, и организацией подобной властной организации кто-то должен заниматься. А именно – тот, те, которых для этого изберут. У кого лучшие способности для этой именно сферы. Но он будет таким же Первым средь Избранных, как все - в своей сфере общей организации.
Таким образом, аналогично возрастанию форм собственности в материальном и идеальном мы имеем с развитием мира возрастающую множественность форм власти в развивающейся Глобальной информационной системе, нашей Вселенной.
Редакторские выделения цветом мои - Въедливый. Самое драгоценное – рядом. Оставь - и останешься. @ Виталий Иванов
Дата: Понедельник, 2021-01-18, 8:33 PM | Сообщение # 639
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2804
Статус: Offline
Цитатаivanov_v ()
Начиная от того, будут ли люди считать его гражданином? И сам будет ли он себя считать таковым? и вообще чем-то обязанным государству? Или он – частная собственность?И вообще его отношения к собственности? Нужны ли деньги ИИ ? И т.д. Будет ли он военнообязанным? Платить налоги? По сути сегодня ни на один из этих вопросов не существует ответа. У ИИ нет даже статуса.
Виталий, Вы уже фактически ставите вопрос о социализации ИИ? Не рано ли? Да и вообще, стоит ли лепить из ИИ антропо-подобный субъект, члена общества, обладающего субъектной автономностью, например, чтобы служить в армии и выполнять приказы по Уставу (самоходная автономная "пушка с ИИ", за неподчинение - "расстрел" другой пушкой?!). Пока ИИ - это технология, и только. В каких автономные устройствах та будет применяться, каких "человеческих" прав для этих устройств потребуется, и каков будет уровень рисков при этом, это вопросы будущего. В данном обсуждении, как мне представляется, постановка таких вопросов только заводит обсуждение в зыбучие пески беспочвенных предположений.
А на вопрос, нужна ли социализация субъектов будущего вообще, надо думать уже сейчас: например, будет ли это отдельная общественная единица по неким критериям взаимопонимания субъектов в ней, будут ли те выступать, как партия со своими интересами, в планетарном или государственном поле отношений и т. п.? Только тогда могут встать вопросы собственности, например, на элементную базу и заводы, ту производящие, на энергию в виде электростанций и т. д. Или эти субъекты не уйдут дальше умного помощника человека, отношения с которым обязаны быть этичными (вежливость, уважение к базе данных (жизненному опыту), верность слову-обещанию и всё такое, что отличает хороших этичных людей - кстати, вопросов собственности в таких отношениях нет и среди людей, не то что для будущих субъектов с ИИ). ёклмн&ёпрст
Дата: Вторник, 2021-01-19, 11:10 AM | Сообщение # 640
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2804
Статус: Offline
Пардон, Виталий! Отвлёкся... Сейчас занят подготовкой файла для второй электронной книги по этой теме - проблемы с форматированием страниц (это в оправдание). Поправил свою ошибку. Оба вы мне одинаково дороги! Правда, Михаил поспокойнее в полемике, а в высказываниях не столь аксиоматичен, оставляет оппоненту пространство для размышлений (на мой личный взгляд - ИМХО). Спасибо коллегам за возбуждение размышлений, этой гимнастики для мозгов!
Виталий, а всё-таки по существу проблемы социализации ИИ, да ещё с собственностью в "материальном и идеальном", в информационном киберпространстве? На мой взгляд, это новый подход к проблеме ИИ. Сможет ли человек это как-то вообще контролировать, где закончится его власть над ИИ? ёклмн&ёпрст