В Москве 8-9 ноября 2019 года состоялась международная конференция по Искусственному Интеллекту (ИИ), в работе которой приняли участие более 5000 специалистов по ИИ и смежным проблемам из России и всего мира. Там выступил Президент РФ Владимир Путин, чья речь вызвала широкий резонанс в мировом медиа-пространстве. Наряду с признанием величайшей важности этой проблемы, а также с констатацией уже идущей на этом пространстве (под видом технологической гонки) войны, самой жёсткой и бескомпромиссной в истории нашей цивилизации, прозвучал тезис о том, что необходимо формирование свода ЭТИЧЕСКИХ правил взаимодействия человека с ИИ.
Статья по этому поводу под названием "Субъекты будущего" напечатана в газете "Завтра", ноябрь, 2019, № 45 (1352), авторы: Владимир Винников и Александр Нагорный.
Положения этой статьи послужили основанием для открытия настоящей темы, как дискуссии по проблеме актуальной значимости. Ниже представлены в цитатах-утверждениях и в авторском (Вьедливый) вольном изложении основные положения статьи.
Вход для гостей: логин - Гость, пароль 12345
"Этические правила возможны только в отношениях между "Субъектами". Значит, это может означать, что системы ИИ либо уже достигли, либо близко подошли к уровню субъектности (гораздо раньше, чем ожидалось и планировалось). А за этим действительно стоит новая эпоха в истории человечества, а проблема этических правил становится в повестку дня и требует рассмотрения в широком контексте.
"Данные генетических исследований утверждают, что люди современного биотипа ("Y-хромосомный Адам" и "митохондриальная Ева") появились 150-200 тысяч лет назад. И нам до сих пор неизвестны имеющие иную природу, чем Гомо Сапиенс (человек разумный), системы, способные обладать свойством самосознания (самоотражения) и, соответственно, статусом СУБЪЕКТА". Иными словами, человеческая цивилизация во всех её социальных, общественных, проявлениях строилась исключительно на биологическом фундаменте вида "человек разумный", а потому носила и до сих пор носит исключительно антропогенный и антропоцентричный характер. Однако уже не сегодня-завтра, благодаря научно-технологическому прогрессу, всё может измениться".
Полный спектр этих изменений и их последствий пока нельзя даже представить, но эволюция систем такого уровня, как ИИ ("диссипативных", по И. Р. Пригожину), выглядит таким же уникальным событием, как, например, зарождение жизни на Земле или сам антропогенез. Современные философы и футурологи вводят новые термины для будущих "нечеловечеств": "трансчеловечество", "постчеловечество", "альтчеловечество", как антонимы к человечеству "традиционному", а это мы, в нашем прошлом и настоящем. И как будут выглядеть формы взаимодействия "нашего" человечества с будущими "нечеловечествами", а также их самих между собой?
Развитие сущей человеческой цивилизации достигло такого уровня, когда могут возникнуть направления социальной эволюции, которые можно назвать "неосоциогенезом": - "Трансчеловечество" - результат направленных изменений "человека разумного" путём использования технологий генной инженерии; - "Постчеловечество" - интеграция системы организма "человек разумный" с неорганическими компонентами нано-, микро-, макромасштабов; - "Альтчеловечество" - создание искусственных систем, обладающих свойствами самосознания, самоотражения и саморазвития как минимум на сопоставимом с "человеком разумным" (Разум) и человеческими сообществами (Разуморум) уровне без использования биогенных элементов, то есть результат развития того, что сейчас называется ИИ.
И всё это "субъективирующие" технологии, ныне (2017-2019 г.г.) проходящие зону бифуркации в развитии человечества. Примеры: в Китае родились первые генетически модифицированные близнецы, невосприимчивые к ВИЧ; более 3,5 тысячи шведов добровольно записались на введение подкожного чипа, представляющего собой и кошелёк, и проездной, и пропуск в офис, и ключи от квартиры; ИИ победил чемпиона мира не только в шахматах, но и в гораздо более сложной игре го; фирмой Гугл разработан квантовый суперкомпьютер, который использует 53 программируемых сверхпроводящих кубита, соответствующих вычислительному пространству, позволяющему за считанные минуты решать задачи, на которые у "классических" суперкомпьютеров должны уйти 10 тысяч лет (при этом отмечается, что "во время обучения нейросети регулярно корректируют собственные настройки способами, которые создатели квантового компьютера не в состоянии интерпретировать").
Риторический вопрос от Въедливого: придёт ли такой экстрасуперкомпьютер к идее Бога (как пришло "традиционное" человечество) или Сам объявит людям Себя, как Субъекта, таковым?
(продолжения вводной статьи следуют)
Тезисы, выделенные Ведущим в течение дискуссии и выраженные в книге 2:
Тезис 1. Только при гармоничном, по видам собственности, общественном устроении будет формироваться Этика взаимоотношений всех субъектов будущего на основе позитивного морально-нравственного, а именно гуманистического, мировоззрения. Позитивное мировоззрение в таком расширенном понимании кладём в основу Единой Этики субъектов будущего, представляющих "человечества" неосоциогенеза.
Тезис 2. Этика субъектов будущего (взаимоотношения) должна строиться на основе Гармонии их противоречивых "интересов" в вынужденном единстве всемирного общества (планеты). Эти "интересы" надо сформулировать как можно яснее, чтобы искать пути их гармонизации (так же, как и в чисто человеческом обществе для людей - см. Тезис 1).
Тезис 3. Этика субъектов будущего должна защитить слабое звено взаимоотношений землян - категорию СЕМЬИ, как гармонию любви биологической Пары "мужчина-женщина" в окружении детей, как плодов такой любви. При этом условии биологическое человечество сохранит гуманистическую нравственность в развитии цивилизации землян, как сообщества биологического и техногенных человечеств.
Тезис 4. Единая (понимаемая, как Общая) Этика субъектов будущего должна относиться к взаимоотношениям субъектов между собой и по отношению к субъекту "Семья" (см. Тезис 3), и не только для людей, но и для всех субъектов, активных инстанций, а также разумных сообществ-организмов, из прогнозируемого близкого и далёкого будущего (неосоциогенеза)".
Дата: Среда, 2025-01-08, 3:42 PM | Сообщение # 1321
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2862
Статус: Offline
ЦитатаПросперо ()
В рамках проекта Deus in Machina («Бог в машине») в часовне Святого Петра (Люцерн, Швейцария) установили голограмму Иисуса Христа на базе искусственного интеллекта. Прихожане могут исповедоваться голографическому Иисусу и получить совет по вопросам веры. Об этом сообщает Daily Mail.Нейросеть была разработана специалистами Университета Люцерна и обучалась на текстах Нового Завета. Голограмма Иисуса может говорить на 100 разных языках, поэтому с ней сможет пообщаться практически любой турист, приезжающий в Люцерн. Иисус приветствует посетителя на входе в церковь.
Можно задавать нейросети ИИ вопросы о божественном сотворении Мира и Земли с человечеством, как его части, по Замыслу и Воле Творца.
А можно задать Нейросети ИИ также и другие вопросы, относящиеся к самоорганизации Мироздания через усложняющиеся к совершенству динамические системы Вселенной, включая такую из них, как Жизнь, порождающей на новом уровне самоорганизации во Вселенной теперь уже живых открытых динамических систем феномен Разум (пока известный только, как созидающий, вида Гомо Сапиенс общественный, этический), но с его признаками и у других видов планеты. Имеется ответ нейросети на подобный вопрос.
" You Почему динамические системы Вселенной устойчивы? 2025-01-07 23:01:12
YesChatGPT 6
Динамические системы Вселенной устойчивы благодаря ряду фундаментальных принципов и законов физики, которые способствуют равновесию (вернее, Гармонии, как наиболее устойчивого состояния - от Въедливого) и самоорганизации в масштабах как малых (например, атомных), так и больших (космических) систем. Эти принципы охватывают широкий спектр явлений, от гравитации и термодинамики до квантовой механики и теории хаоса. Рассмотрим, почему динамические системы Вселенной стабильно эволюционируют.
1. Закон сохранения энергии Один из основных законов физики, который определяет стабильность динамических систем — это закон сохранения энергии. Согласно этому закону, энергия не исчезает и не возникает из ничего, а лишь преобразуется из одной формы в другую. Это обеспечивает устойчивость систем, так как наличие определённого объёма энергии в замкнутой системе ограничивает её колебания и помогает системе возвращаться к состоянию равновесия. Например, в гравитационных системах, таких как планетарные орбиты, сохранение механической энергии (сумма кинетической и потенциальной энергии) помогает поддерживать стабильность орбитальных движений планет. Когда планеты и звезды находятся в устойчивых орбитах, их движение не вызывает хаоса, поскольку гравитационное взаимодействие действует так, чтобы системы стремились к минимизации энергии.
2. Принцип минимизации энергии Природа стремится к состояниям с минимальной потенциальной энергией, что является основой многих стабильных процессов. В системах, где есть взаимодействие, например, гравитационные силы, атомные силы или электрические силы, системы склонны эволюционировать в более устойчивые конфигурации с меньшей энергией.
Гравитационные системы (например, галактики или звездные системы) обычно стремятся к состоянию минимальной энергии, и гравитационные силы ведут к образованию стабильных конфигураций, таких как сферы или спирали.
В химических реакциях молекулы стремятся достичь стабильного состояния, что приводит к образованию химических связей с наименьшей возможной энергией.
3. Термодинамика и закон энтропии Согласно второму закону термодинамики, энтропия (мера беспорядка или хаоса) во Вселенной всегда стремится к максимальному значению в замкнутой системе. На макроскопическом уровне это приводит к процессам, которые делают системы более предсказуемыми, в том смысле, что они стремятся к состоянию термодинамического равновесия. Однако в открытых системах, например, в живых организмах или в звездах, локальное уменьшение энтропии возможно, при этом в целом энтропия вселенной возрастает. Это приводит к тому, что в разных частях Вселенной могут существовать устойчивые, но локально упорядоченные состояния, такие как организованные структуры (например, звезды, планеты, атомы).
4. Гравитационная устойчивость Гравитация — один из ключевых факторов, обеспечивающих устойчивость вселенной на больших масштабах. Гравитационные силы, действующие на космическом уровне, стремятся к образованию стабильных, устойчивых структур. Например:
Галактики и звезды формируются из космического газа и пыли, когда гравитация вытягивает материю в облака, что приводит к коллапсу и образованию устойчивых структур.
Солнечная система стабильна, поскольку гравитация между Солнцем и планетами удерживает их на орбитах, не давая им улететь в открытый космос или столкнуться.
Гравитационные силы обеспечивают долговременную стабильность систем, таких как солнечные системы или галактики, поскольку они поддерживают объект в движении с учетом его энергии и орбитальной скорости.
5. Квантовые эффекты и нестабильность на малых масштабах На уровне микромира квантовые эффекты играют важную роль в стабильности материи. Например:
Принцип неопределенности Гейзенберга ограничивает возможную точность одновременного измерения позиции и импульса частиц, что поддерживает их динамическую устойчивость, предотвращая полную предсказуемость и жесткость поведения.
Принцип Паули, который запрещает двум фермионам (например, электронам) находиться в одинаковых квантовых состояниях, играет важную роль в формировании стабильных атомов и молекул, обеспечивая их структуру.
Несмотря на квантовую нестабильность, эти эффекты на больших масштабах приводят к стабильности материи и поддержанию устойчивых систем.
6. Принцип самоорганизации В природе наблюдаются явления самоорганизации, когда сложные структуры и паттерны возникают из простых взаимодействий между компонентами системы. Это может быть связано с процессами открытых динамических систем, которые обмениваются энергией (и материей - от Въедливого) с окружающей средой. Некоторые примеры:
Звезды: В звездах происходит термоядерный синтез, при котором простые элементы (например, водород) сливаются в более сложные, высвобождая огромное количество энергии, что поддерживает стабильность их структуры.
Галактики: Внутри галактик наблюдаются организованные структуры, такие как спиральные рукава, которые формируются в процессе вращения газа и звезд под действием гравитации.
7. Динамика хаоса и устойчивость в нестабильных системах Несмотря на то, что многие динамические системы могут быть крайне чувствительны к начальным условиям (например, системы с хаотическим поведением), это не означает, что такие системы всегда нестабильны. В природе часто встречаются детерминированные хаотические системы, которые обладают свойствами, позволяющими им поддерживать долгосрочную стабильность при условии определённых ограничений. Например:
Климатические системы Земли демонстрируют хаотическое поведение, но тем не менее сохраняют определённые цикличности, как сезонные колебания, и имеют устойчивые климатические зоны.
Орбитальные движения планет в нашей Солнечной системе могут быть хаотичными на очень длинных временных промежутках, но в пределах нескольких миллионов лет они остаются достаточно стабильными.
Заключение:
Устойчивость динамических систем Вселенной объясняется сочетанием фундаментальных законов, таких как сохранение энергии, термодинамика, гравитация, квантовые эффекты и процессы самоорганизации. Эти законы и явления обеспечивают стабильность на разных уровнях, от микроскопических частиц до макроскопических объектов, таких как звезды, планеты и галактики. Даже в хаотических системах стабильность может быть достигнута через самоорганизацию и существование долговременных закономерностей. 2025-01-07 23:01:12 ёклмн&ёпрст
Сообщение отредактировал Въедливый - Пятница, 2025-01-10, 10:03 AM
Дата: Вторник, 2025-01-21, 8:27 PM | Сообщение # 1322
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2862
Статус: Offline
Этика - признак цивилизованного человека, а цивилизованный человек - воспитанный в обществе человек, по определению.
А какова мировая статистика подобной сентенции? Спросим у Ивана Ивановича - (ИИ) - Искусственного Интеллекта, обладателя контента мировых суждений.
Цитата: "You Может ли человек стать цивилизованным вне общества? 2025-01-20
YesChatGPT 6 Вопрос о том, может ли человек стать цивилизованным вне общества, является философским и социальным, и его можно рассматривать с разных точек зрения.
Определение цивилизации. Обычно под цивилизацией понимают комплекс культурных, социальных, моральных и технологических достижений, которые проявляются в определённой организации общества. Цивилизованный человек — это тот, кто живёт в контексте социальных норм, имеет знания, способности к моральным суждениям, осознаёт важность права, науки, искусства и т. п. Из этого определения сразу вытекает, что цивилизованный человек невозможен в полном смысле этого слова без взаимодействия с обществом.
Психологический аспект. Человек — социальное существо. Это основополагающий принцип антропологии и психологии. Взаимодействие с другими людьми, обмен опытом и формирование социальных связей — необходимы для развития личности. Без этих факторов человек не будет иметь возможности развить такие качества, как эмпатия, альтруизм, моральные суждения и способность к культурному самовыражению. Психологическая социализация имеет фундаментальное значение для формирования личности, и без общества этот процесс будет невозможен.
Эксперименты и теории. В истории человечества существуют примеры людей, которые были вынуждены жить вне общества. Например, случаи, когда дети или взрослые были изолированы от людей в результате несчастья, убийства, войны или стихийных бедствий. Эти примеры показывают, что отсутствие взаимодействия с другими людьми затрудняет или делает невозможным развитие нормальной человеческой личности.
Легенда о Робинзоне Крузо. Один из ярких культурных примеров — история Робинзона Крузо, который, будучи выброшенным нанеобитаемый остров, вынужден был научиться выживать в одиночку. Однако даже он, спустя годы одиночества, стремится к духовному развитию, ищет моральные ориентиры и мечтает о возвращении в общество. Он не становится по-настоящему «цивилизованным» без контакта с другими людьми.
Философский аспект. Философы, такие как Жан-Жак Руссо, утверждали, что человек изначально является «доброжелательным дикарём» (homo naturalis), и только в обществе возникают пороки, такие как зависть и жадность. Однако, по мнению Руссо, цивилизация с её законами и социальными структурами необходима для развития моральных и интеллектуальных качеств человека. Вне общества человек не может развить социальные нормы, мораль, право и другие составляющие цивилизации.
Таким образом, можно утверждать, что человек не может стать полностью цивилизованным вне общества, поскольку цивилизация, по сути, является результатом коллективных усилий, норм и взаимодействий, которые без общества невозможны. Сама природа человека требует социального окружения для формирования цивилизованных качеств." 2025-01-20 (Конец цитаты)
От Въедливого:
А в обществе важны взаимоотношения людей, мотивация человека к приложению усилий для достижения целей этих взаимоотношений. Такая мотивация и есть Этика. Если цель - нажива за счёт других, то это Этика эгоистическая (антиэтика), разрушающая общество, превращая общество в хищную стаю с принципом права сильного, а если цель - добро и польза другим людям, то это Этика гуманистическая, делающая общество Разуморумом, более высоким уровнем индивидуального человеческого Разума. Этика - оселок совершенствования человеческой разумности. Именно человеческой, достигаемой в обществе, потому что гипотетические субъекты будущего (которые на основе ИИ) взаимоотношений, в том числе творческих, иметь не могут, являясь лишь взаимодействием алгоритмов без, как сформулировал сам ИИ выше, "эмпатии, альтруизма, моральных суждений и способности к культурному самовыражению". Поэтому и общества образовать не могут, и эта способность всегда останется за человеком. Люди обязаны быть достойными своего Разума!
ёклмн&ёпрст
Сообщение отредактировал Въедливый - Пятница, 2025-01-24, 5:26 PM
Дата: Пятница, 2025-01-24, 11:52 AM | Сообщение # 1323
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 19014
Статус: Offline
ЦитатаВъедливый ()
Можно задавать нейросети ИИ вопросы о божественном сотворении Мира и Земли с человечеством, как его части, по Замыслу и Воле Творца. А можно задать Нейросети ИИ также и другие вопросы, относящиеся к самоорганизации Мироздания
Соглашаюсь, конечно, Александр. От направления мысли, от того, Кто задает вопросы и Зачем зависит и ответ, и итог размышлений. Очевидно, одни мыслители приходят к выводу о материальности мира, другие к идеалистическим концепциям, третьи пытаются как-то совместить трудносовместимое. Но у каждого свой путь, судьба, Итог жизни и будущее в мысли. По вере и получает все перечисленное каждый.
ЦитатаВъедливый ()
Может ли человек стать цивилизованным вне общества?
Странный вопрос... Сравнить можно с таким: может ли часть быть вне целого? Разумеется, не может, если она только часть. Но если она в себе самой осознает растущее новое целое (как мать осознает плод), она может воспринимать себя и частью и новым целым одновременно. В этой одновременности и заключена тайна эволюции сознания.
ЦитатаВъедливый ()
А в обществе важны взаимоотношения людей, мотивация человека к приложению усилий для достижения целей этих взаимоотношений. Такая мотивация и есть Этика. Если цель - нажива за счёт других, то это Этика эгоистическая (антиэтика), разрушающая общество
Мотивация, конечно, важна. Надо лишь уточнять каждый раз, чья и зачем. Ибо ребенок (самосознания) мыслит мотивацией эгоистической любви к маме (своему целому - социуму), юноша мотивирован объектом влюбленности и желанием быть замеченным (выделиться из своего социума), зрелый человек мотивируется идеей социума (подстроиться и быть полезным социуму), в котором развивается, старый - идеями, созревшими в процессе накопления жизненного опыта. Старый самосознанием человек - самодостаточен. Поэтому видов этики можно насчитать несколько, все будут отличаться именно личностным Восприятием ее качеств! Этика людоедов или капиталистов, которая тоже выработана историческим опытом, может оказаться сильнее альтруистической или добрососедской. Это мы и наблюдаем, участвуя тем или иным способом в современных нам войнах, противостояниях идеологий и т.п. Мотивация биологическая - на выживание - бывает иногда сильнее, чем идеологическая - "выживание" вечной идеи. Однако, главные Природные Идеи Этики космического сознания, всегда играют роль Недвижимой Основы миров перемен, планетарных и иных временных систем. Без недвижимого нет и движимого, самого мира перемен, мира мысли, поиска знаний...!
Недвижимым и называют люди знания Бога-Творца. И как бы вы ни привыкли считать в вашем воображении Бога - фетишем или символом одурманенных вероучениями людей, существует Основа Единства всего со всем связанного и неделимого. Ощутив Единого Бога в себе, человек приобретает гораздо больше знания, умения, возможностей..., чем отрицая существование в своей мысли и чувствах Бога.
ЦитатаВъедливый ()
Именно человеческой, достигаемой в обществе, потому что гипотетические субъекты будущего, которые на основе ИИ, взаимоотношений, в том числе творческих, иметь не могут, являясь лишь взаимодействием алгоритмов без, как сформулировал сам ИИ выше, "эмпатии, альтруизма, моральных суждений и способности к культурному самовыражению". Поэтому и общества образовать не могут, и эта способность всегда останется за человеком. Люди обязаны быть достойными своего Разума!
Речь ведется в нашей теме, как я понимаю нынешнюю вовлеченность человека в системы с ИИ, именно о симбиозе, о формировании Нового Общества со встроенным в биологические объекты и в структуру общественных отношений технологий ИИ. Такое новое общество и есть новое человечество, космический этап развития разума. Этика космоса играет роль Основы, как естественный Закон отбора лучших образцов Разума для дальнейшего сотворчества в галактике.
Ваш вывод относительно верен. Гармоничные общества образовывать системы неэтичные не могут, НО "собираться в стаи хищников" или образовывать подобные современному политическому стилю алчные общества - вполне. Собственно, почти все современное искусство так и видит образы космических путешествий в хищнических войнах или противостоянии стаевой Идеологии, следовательно, своих этических воззрений - в негармоничных системах временного мира...
Таким образом, будущее общественных отношений столь же разнообразно, сколь нынешнее. А человек образом своих мыслей и устремлений постепенно трансформирует свое самосознание внутри системного, продвигаясь по разным уровням систем Этики, Основ идеи, целеполагания... общественных отношений. Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Дата: Пятница, 2025-01-24, 6:09 PM | Сообщение # 1324
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2862
Статус: Offline
ЦитатаMгновениЯ ()
Таким образом, будущее общественных отношений столь же разнообразно, сколь нынешнее. А человек образом своих мыслей и устремлений постепенно трансформирует свое самосознание внутри системного, продвигаясь по разным уровням систем Этики
Но человечество ещё делится на цивилизации, и "системы Этики" в тех несколько различаются...
Иван Иванович (ИИ) предоставил дайджест по этой проблеме.
Цитата:
"You Как различается этика различных цивилизаций: Русский мир, Католический мир, Мусульманская умма, Китай, Индия?
YesChatGPT 6 Этика различных цивилизаций имеет глубокие исторические, культурные и религиозные корни. Каждая из упомянутых вами традиций — Русский мир, Католический мир, Мусульманская умма, Китай и Индия — имеет свои уникальные моральные системы, которые развивались в специфических социокультурных контекстах. Давайте рассмотрим их подробнее.
1. Русский мир Русская культура и этика были сильно влиятельны православной христианской традицией, а также уникальными социально-политическими условиями, которые существовали в России. Основные характеристики этики Русского мира:
Православие и христианские ценности. Этика Русского мира во многом основана на христианских идеалах любви,милосердия, прощения, смирения. Главное внимание уделяется спасению души и верности традиционным христианским догмам. Важные моральные принципы: смирение, терпимость, прощение, забота о ближнем.
Коллективизм и общинность. В отличие от индивидуалистической ориентации западных стран, в России традиционно большое внимание уделяется коллективизму и заботе о общей благополучии. Исторически общество было ориентировано на коллективное сознание и поддержание социального порядка через общину или семью.
Царизм и патриархальность. В истории Руси важную роль играло представление о патриархальной власти, где главенство царя или вождя было не только политическим, но и этическим. Это накладывало отпечаток на моральные нормы, где уважение к власти и иерархии было неотъемлемой частью этического восприятия.
Соединение с природой. В русском мировоззрении традиционно присутствует близость к природе, восхищение её красотой и жизненным циклом. Это влияет на представление о человеке как части большого мироздания.
2. Католический мир Католическая этика тесно связана с учением Римско-католической церкви и развивается в контексте западной христианской традиции. Важные аспекты:
Роль воли и закона. В католической этике большое внимание уделяется человеческой свободной воле и её ответственности перед Богом. Закон, как правило, является не только религиозным, но и социальным ориентиром, который необходимо соблюдать для достижения божественного благословения.
Вера и дела. В католическом учении этическое поведение не ограничивается только верой, но также включает в себя важность добрых дел. Это может проявляться в практиках милосердия, таких как помощь бедным, забота о больных и инвалидах, соблюдение нравственных норм в личной жизни.
Папская власть и мораль. Папа и католическая церковь играют ключевую роль в установлении моральных норм, и их авторитет часто рассматривается как непреложный. Например, отношение к вопросам, связанным с абортами, контрацепцией, разводами, очень жестко регулируется церковью.
Индивидуализм и автономия. В католической этике более заметен акцент на индивидуальном спасении и личной ответственности, что часто сочетается с активной социальной миссией.
3. Мусульманская умма Этика мусульманского мира опирается на исламские учения, основанные на Коране, хадисах и шариате (мусульманском праве). Основные принципы:
Единобожие и преданность Аллаху. Главное в мусульманской этике — это абсолютная вера в единого Бога (Аллаха). Человек должен жит согласно предписаниям Аллаха, следуя исламу и шариату.
Праведность и справедливость. Этические принципы ислама включают обязательное следование моральным законам, таким как справедливость, честность, милосердие и щедрость. Эти принципы распространены на все сферы жизни, включая семейные отношения, торговлю и социальную жизнь.
Обязанности перед общиной (уммой). Мусульмане рассматривают себя как часть уммы — глобальной мусульманской общины. Этические нормы и обязательства перед этой общиной чрезвычайно важны. Забота о бедных, помощь нуждающимся, защита прав других людей — это ключевые моменты.
Жизнь как испытание. В исламской этике основное внимание уделяется идее того, что эта жизнь является испытанием, а истинная жизнь — после смерти. Этические поступки в этой жизни определяют судьбу человека в следующей.
4. Китай Китайская этика сильно связана с конфуцианством, даосизмом и буддизмом, что накладывает свой отпечаток на моральные и социальные нормы. Важнейшие моменты:
Конфуцианство и социальная гармония. Конфуцианская этика сосредоточена на гармонии в семье, обществе и государстве. Главное внимание уделяется моральным обязанностям каждого человека по отношению к другим. Этика «благородного человека» (цзюньцзы) включает в себя самосовершенствование, уважение к старшим, обязательность в исполнении общественных ролей.
Ли (ритуал) и моральные нормы. Конфуцианство уделяет большое внимание соблюдению ритуалов и норм, которые регулируют поведение людей. Это включает не только религиозные обряды, но и светские нормы, такие как почтение к родителям, уважение к учителям и старшим.
Даосизм и естественный порядок. Даосизм, в свою очередь, акцентирует внимание на следовании естественному порядку вещей и внутреннему спокойствию. Этика даосизма связана с понятием "увэй" (не-действие), что означает следование естественному потоку жизни без насилия и принуждения.
Буддизм и сострадание. Влияние буддизма также оказывает большое влияние на мораль Китая. Буддизм учит состраданию к живым существам, медитации и стремлению к нирване как высшей цели.
5. Индия Индийская этика основана на различных философских системах, в том числе индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. Основные элементы:
Карма и дхарма. В индийской этике ключевым понятием является карма — закон причин и следствий, а также дхарма — моральный закон, который определяет правильное поведение каждого человека в зависимости от его социальной роли. Эти принципы лежат в основе философии индуизма и буддизма.
Путь к освобождению. Основная цель индийской этики — это освобождение (мокша или нирвана) от цикла перерождений. Это достигается через правильное поведение, медитацию, йогу и следование духовным учениям.
Ахимса (неконфликтность). Особенно в буддизме и джайнизме важен принцип ахимсы, что означает отказ от насилия во всех формах. Это правило распространяется не только на людей, но и на животных.
Кастовая система и социальные обязанности. В индуизме важную роль играет кастовая система, которая определяет моральные обязанности и социальные роли индивида в обществе. Этические нормы предписывают каждому выполнять свою роль и не вмешиваться в дела других каст.
Таким образом, этика разных цивилизаций отличается, прежде всего, в зависимости от религиозных, философских и социальных традиций, влияющих на формирование моральных норм. В то время как христианская этика ориентирована на спасение души через любовь и милосердие, исламская этика акцентирует веру и послушание законам Бога, китайская этика проповедует гармонию и уважение, а индийская этика акцентирует внимание на духовном освобождении и карме. 2025-01-24" (конец цитаты). ёклмн&ёпрст
Сообщение отредактировал Въедливый - Пятница, 2025-01-24, 7:02 PM
Дата: Суббота, 2025-01-25, 9:29 AM | Сообщение # 1325
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2862
Статус: Offline
Иван Иванович (ИИ) отвечает, как хороший студент - выкладывает всё, что у него есть в памяти (контенте обучения) по заданному вопросу.
А если "социальные традиции" расширить до социальной справедливости?
У ИИ и на это есть ответ. Но есть нюанс: ответ будет тем вразумительней, чем точнее будет задан вопрос.
Цитата:
"You
Каковы Основы общечеловеческой этики с учётом фактора социальной справедливости в обществе?
YesChatGPT 6 Основы общечеловеческой этики с учётом социальной справедливости представляют собой комплекс принципов, которые направлены на обеспечение равенства, уважения прав и достоинства каждого человека в рамках общества. Социальная справедливость играет ключевую роль в формировании этических норм, поскольку она касается вопросов распределения ресурсов, доступа к возможностям, защиты от дискриминации и обеспечения достойного уровня жизни для всех членов общества.
1. Принцип равенства Одним из основополагающих аспектов социальной справедливости является принцип равенства. Это идея о том, что все люди, независимо от их пола, возраста, этнической принадлежности, религии, социального статуса или других характеристик, должны иметь равные возможности для участия в общественной жизни и получения благ. В контексте этики равенство включает в себя:
Равенство прав: каждый человек должен иметь одинаковые права в вопросах свободы, безопасности, работы и образования.
Равенство возможностей: доступ к возможностям, таким как образование, медицинское обслуживание, рабочие места, должен быть одинаков для всех, с учётом того, что определённые группы людей могут нуждаться в дополнительных мерах поддержки (например, помощь в обучении для людей с ограниченными возможностями или поддержка малообеспеченных слоёв населения).
2. Принцип справедливости (распределительная справедливость) Этот принцип охватывает идею справедливого распределения ресурсов и благ в обществе. Важно, чтобы богатство, социальные блага и возможности не были сосредоточены в руках узкой элиты, а равномерно распределялись среди всех граждан. В контексте социальной справедливости это может означать:
Переосмысление экономики: перераспределение доходов через прогрессивное налогообложение, социальные программы, помощь нуждающимся.
Поддержка уязвимых групп: социальные программы и гарантии для тех, кто сталкивается с системными трудностями — это может включать в себя помощь бедным, старикам, женщинам и детям в кризисных ситуациях, мигрантам и меньшинствам.
3. Принцип уважения к достоинству человека Уважение к достоинству человека является основой любой этической системы, особенно в контексте социальной справедливости. Это означает признание ценности каждого индивида и защиту его прав, что подразумевает:
Запрещение дискриминации: в обществе не должно быть места никакой дискриминации по признаку расы, пола, сексуальной ориентации, религиозных убеждений и других характеристик. Это требует обеспечения равного доступа к правам и возможностям для всех.
Защита прав человека: уважение к человеческому достоинству также включает в себя защиту индивидуальных прав и свободы — от права на жизнь и свободу личности до права на участие в политической жизни и выражение собственных мнений.
4. Принцип солидарности Солидарность как этическая ценность предполагает, что члены общества должны не только заботиться о своём благе, но и активно помогать тем, кто находится в уязвимом положении. Это ключевая ценность для социальной справедливости, потому что она способствует поддержанию социальной сплочённости и уменьшению социального неравенства. Важно, чтобы:
Общество заботилось о слабых и уязвимых: люди с инвалидностью, пожилые люди, беженцы, люди, пережившие травму, должны быть включены в общественную жизнь и иметь доступ к ресурсам.
Ответственность за коллективное благо: граждане общества обязаны делиться своими ресурсами, временем и усилиями для общего блага. Это может проявляться в волонтёрской деятельности, поддержке социальных инициатив и активной гражданской позиции.
5. Этика взаимопомощи и справедливости на глобальном уровне. Современные этические теории также затрагивают глобальную справедливость, где рассматриваются не только проблемы внутри одного общества, но и международные вопросы:
Глобальная экономическая справедливость: необходимость обеспечения равенства в доступе к ресурсам на мировом уровне, борьба с бедностью, неравенством и эксплуатацией на международной арене.
Экологическая справедливость: вопросы экологии и защиты окружающей среды также должны быть частью этики социальной справедливости. Защита планеты — это задача, которая касается всех, и необходимо учитывать потребности и права будущих поколений.
6. Принцип участия. Участие всех членов общества в принятии решений и в построении справедливой социальной системы — это ещё одна важная ценность. Каждый человек должен иметь право влиять на те решения, которые касаются его жизни. Это особенно важно для укрепления социальной справедливости, потому что:
Поддержка демократии и гражданских прав: участие в политической жизни, возможность свободно выражать свои идеи и протестовать против несправедливости.
Инклюзивность и диалог: необходимо создавать условия для включения в процесс принятия решений всех групп населения, включая маргинализированные и меньшинственные группы.
Заключение Основы общечеловеческой этики, интегрирующие принцип социальной справедливости, обеспечивают равенство и достоинство для каждого человека, способствуют справедливому распределению ресурсов и защищают права и свободы. При этом важно учитывать как внутренние (национальные) контексты, так и глобальные вызовы. Этика социальной справедливости должна стремиться к созданию условий, где каждый может реализовать свой потенциал и жить в мире, где его права защищены, а возможности равны для всех. 2025-01-24" (конец цитаты).
От Въедливого: На взгляд ведущего этой темы, вполне логичные тезисы от Ивана Ивановича, хотя и чувствуется влияние Западного контента в части "инклюзивности" и "маргинализированных и меньшинственных групп", как важных составляющих социальной справедливости из набора благих пожеланий. Но главная основа социальной справедливости - экономическая, "переосмысление экономики" по уровню влияния на жизнь общества производительной собственности, как общинной (всё, что касается жизнеобеспечения и заботы, "коллективного блага", как изложено в тезисах), так и частной (всё, что касается прав и равенства возможностей в сочетании с ответственностью) в гармоничном соотношении при первенстве общинной собственности, а не частной элитарной. Труд и социальная справедливость с учётом жизненных интересов всех, по праву рождения на планете - вот основы общечеловеческой этики для гуманистического пути развития цивилизации.
Статистика мнений, представленных Иваном Ивановичем (ИИ), такой подход, похоже, подтверждает, как наиболее разумный и логичный. ёклмн&ёпрст
Сообщение отредактировал Въедливый - Суббота, 2025-01-25, 10:28 AM
Дата: Суббота, 2025-01-25, 10:50 AM | Сообщение # 1326
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 8031
Статус: Offline
ЦитатаИИ ()
5. Этика взаимопомощи и справедливости на глобальном уровне
Современные этические теории также затрагивают глобальную справедливость, где рассматриваются не только проблемы внутри одного общества, но и международные вопросы:
Глобальная экономическая справедливость: необходимость обеспечения равенства в доступе к ресурсам на мировомуровне, борьба с бедностью, неравенством и эксплуатацией на международной арене.
Экологическая справедливость: вопросы экологии и защиты окружающей среды также должны быть частью этики социальнойсправедливости. Защита планеты — это задача, которая касается всех, и необходимо учитывать потребности и права будущих поколений.
Этот пункт мне видится наиболее интересным рассмотреть с философской точки зрения. Глобальный уровень - что это за уровень (каковы его качества) в международных системах? Кто определит? Какие общества на деле стремятся к справедливости, какие страны или правительства или мировые олигархи хотят равных экономических и экологических возможностей?
Мы живем в мире разной природы, богатства ресурсов и экономики, интеллектуального, психического, культурного развития, структур власти, и поэтому наши воззрения (ВОСПРИЯТИЕ) на справедливость Этики глобального уровня различны! Где эталон такой Этики? Если это недостижимый идеал, платоническая Идея, то не надо пытаться обманывать других и себя на практике. Такая Этика останется пустыми словами до тех пор, пока не будет ПЕРЕЖИТА ДУШОЙ каждого общества и отдельного человека. Никакой интеллект или образованность, никакие деньги или власть не способны (по своей природе) приблизиться к идеалу, они могут информировать человека о возможности иного качественно самопознания...
Цитата
Основы общечеловеческой этики, интегрирующие принцип социальной справедливости, обеспечивают равенство и достоинство для каждого человека
То есть, в настоящее время основ нет? Или они есть, но не обеспечивают...?
Цитата
Этика социальной справедливости должна стремиться к созданию условий, где каждый может реализовать свой потенциал и жить в мире
Не Этика (декларации или законы, нормы) должна стремиться, а каждый стремящийся и желающий реализовать свой потенциал. Единство, как цель, возникает и преобразуется в новое качество на уровне личности. Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Дата: Суббота, 2025-01-25, 11:07 AM | Сообщение # 1327
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 8031
Статус: Offline
ЦитатаВъедливый ()
Труд и социальная справедливость с учётом жизненных интересов всех, по праву рождения на планете - вот основы общечеловеческой этики для гуманистического пути развития цивилизации.
Всё это УЖЕ есть и всегда было! Природа мира Этична в основе - на каждом уровне проявленности. От Атома до Вселенной - Закон Един. Каждый человек УЖЕ рождается по праву и с учетом своих жизненных интересов ТАМ и ТОГДА, где его движение к самопознанию идет через Необходимые ему преграды и условия, где его стремление к Единству имеет равные с другими возможности осознания себя - и вечным божеством, творцом своей судьбы, и осознающим временную роль свою, будучи в данных Неравных условиях проживания на Земле. Этика каждой природы имеет свои качества, различные в системе иерархии уровней достигнутого самосознания (общественного и личностного). Одни люди (и общества), выглядящие людьми и социумом, находятся на уровне животного человека стадного сознания, и давать им равные права с более развитыми безответственно, наше "сегодня" это подтверждает... Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Дата: Суббота, 2025-01-25, 1:46 PM | Сообщение # 1328
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2862
Статус: Offline
ЦитатаБелоснежка ()
Одни люди (и общества), выглядящие людьми и социумом, находятся на уровне животного человека стадного сознания, и давать им равные права с более развитыми безответственно,
А судьи кто?
В истории появлялись, Но в небытие сливались...
ЦитатаБелоснежка ()
Всё это УЖЕ есть и всегда было!
Сливаем воду, гасим свет - Закон един, и целей нет!
Роль временную осознай, За Общество не выступай.
Ты индивид! Рождён как Бог! Твори судьбу, как... хочет Рок!
Тебе наставили Преград, А ты такому "счастью" рад.
Самопознаясь, уходи - Единство ждёт тебя в пути!
ЦитатаБелоснежка ()
Природа мира Этична в основе - на каждом уровне проявленности.
Где "проявился" индивид, В той "персоналке" и сидит.
Вот "созреют" "персоналки", Будет Рай единой свалки!
Ну а до этого - ни-ни, Временщиком тех Этик жди!
С улыбкой! Возможно, от въедливости... ёклмн&ёпрст
Сообщение отредактировал Въедливый - Воскресенье, 2025-01-26, 1:57 PM
Дата: Воскресенье, 2025-01-26, 4:41 PM | Сообщение # 1329
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2862
Статус: Offline
Нейросеть ИИ можно использовать, как хранителя и обобщающего статистика, использующего алгоритм отбора наиболее статистически весомых человеческих мнений по конкретным проблемам бытия человечества на планете. В этом качестве ответы ИИ полезны, как дайджест, как Введение в проблему для дальнейшего,уже живого, обсуждения
Вот что ответил Иван Иванович (ИИ) на один из таких вопросов, имеющих отношение к планетарной Этике человеческих взаимодействий.
Цитата: "You Что может психологически и ментально объединить всех людей на Земле, чтобы человечество могло назвать себя ответственным перед космосом "хозяином планеты"?
YesChatGPT 6 Для того чтобы человечество могло назвать себя ответственным "хозяином планеты", психологически и ментально необходимо создать объединяющие принципы и ценности, которые transcendentны, то есть выходят за рамки культурных, национальных и религиозных различий, и которые способны обеспечить коллективную ответственность перед планетой и вселенной. Рассмотрим несколько таких ключевых факторов.
1. Понимание общей уязвимости и взаимозависимости. Психологическое осознание того, что все человечество, несмотря на различия, живёт на одной планете и зависимо от её экосистем, может сыграть ключевую роль в объединении людей. Эта идея включает в себя:
Экологическую осознанность: осознание того, что действия каждого человека, группы и страны оказывают влияние на планету и её ресурсы.
Понимание взаимозависимости: осознание того, что болезни, войны, изменения климата и другие глобальные проблемы не знают границ и затрагивают все человечество. Эта осведомлённость может побудить к более сильному чувству коллективной ответственности.
Если люди начнут воспринимать Землю как единый, хрупкий организм, а себя как неотъемлемую часть этого организма, то это создаст психологическую основу для более скоординированных и гуманитарных действий на глобальном уровне.
2. Глобальная идентичность. Для того чтобы быть "хозяином планеты", людям необходимо развивать глобальную идентичность, которая объединяет их как вид, а не как членов отдельных наций или культур. Это может включать:
Общее понимание человечества как единого организма: психическое восприятие себя не просто как гражданина своей страны, а как части глобального сообщества, которое несёт ответственность за устойчивость планеты.
Коллективная цель и стремление: принятие идеи, что будущее человечества связано с будущим всей планеты, и необходимо работать ради её процветания. Такая идентичность может возникать через общие цели и вызовы — например, борьбу с глобальным потеплением, защиту природы, мирное сосуществование.
3. Этика глобального гражданства. Создание глобального этического кодекса, который будет направлен на воспитание ответственности не только перед собой и обществом, но и перед планетой, важно для того, чтобы психически и ментально объединить человечество. Этика глобального гражданства предполагает:
Уважение к жизни во всех её проявлениях: понимание ценности жизни не только человека, но и животных, растений, экосистем в целом.
Справедливость и солидарность: действия, направленные на устранение глобальных проблем, таких как бедность, голод, неравенство и несправедливость, с учётом того, что все люди должны жить в условиях, достойных для жизни.
Ментальная установка на помощь другим, на защиту планеты и уважение к разнообразию жизни может стать основой коллективной ответственности и сближении различных народов и культур.
4. Чувство универсального братства. Вдохновление идеей единства человечества через идеалы братства, уважения и взаимной поддержки могло бы быть важным психологическим фактором объединения. Этот концепт можно было бы подкрепить через:
Общие культурные и моральные ценности: несмотря на разнообразие культур и религий, могут быть выявлены универсальные ценности, такие как любовь, честность, взаимное уважение, стремление к миру.
Психология принадлежности к "большой семье": представление о человечестве как о единой семье, где каждый человек важен, где мы поддерживаем друг друга, несмотря на различия, и стремимся к общей цели — защите и процветанию планеты.
5. Открытие новых горизонтов через космос. Осознание того, что человечество имеет огромный потенциал для исследования и освоения космоса, может стать фактором, который психологически объединяет всех людей, придавая им чувство общей цели и ответственности:
Космическая перспектива: осознание того, что мы — часть Вселенной, и наши действия, направленные на сохранение Земли, также могут быть важными для будущих поколений, как для жизни на планете, так и для путешествий в космос.
Мечта об объединении на фоне космоса: идея того, что мы способны стать первым видом в истории, который сумеет не только выжить, но и преуспеть на межпланетном уровне. Это также может вызвать сильное чувство единства и ответственности перед Вселенной.
6. Коллективный оптимизм и способность к изменению. Человечество должно развивать психологическую способность к коллективному действию, оптимизму и решимости в преодолении кризисов. Это означает:
Образование и осведомлённость: распространение знания о том, как каждый может внести вклад в глобальные усилия по спасению планеты (например, через устойчивое потребление, борьбу с загрязнением, переработку отходов).
Психология изменений: общество должно быть готово к изменениям — как в личных, так и в глобальных привычках. Признание, что существует возможность исправить ошибки прошлого, и готовность действовать в соответствии с Новой Этикой.
7. Общие цели и гуманитарные ценности. Человечество должно согласовать свои усилия в поисках решения глобальных проблем. Это может быть основано на гуманистических ценностях, таких как:
Защита прав человека и жизни,
Устойчивое развитие,
Ответственность за будущее.
Это объединяющее стремление служит основой для создания ментальной карты, где все культуры и народы начинают понимать, что их интересы взаимосвязаны, и только через совместные усилия можно стать ответственным хозяином планеты.ЗаключениеЧтобы человечество стало ответственным хозяином планеты и приняло свою роль в глобальной экосистеме, необходимо создание нового психологического и ментального подхода, который бы включал осознание взаимозависимости, глобальной идентичности, универсальных этических принципов, солидарности и коллективного стремления к сохранению и процветанию Земли. Такой подход требует объединения всех людей вокруг общих ценностей, которые смогут перевести осознание планетарной ответственности в повседневную практику каждого человека." (конец цитаты). 2025-01-26
От Въедливого: Чего надо добиваться, ясно. Осталось уяснить, как? Работать коллективно над сотворением гармоничного общественного устроения, где частная собственность есть, но имеет подчинённую роль относительно общинной собственности, в сфере коллективных действий которой есть место людской нравственности и ответственности глобального уровня. См. Тезисы в начале страницы. ёклмн&ёпрст
Сообщение отредактировал Въедливый - Воскресенье, 2025-01-26, 4:55 PM