Среда, 2024-12-18, 2:42 PM
О проекте Регистрация Вход
Hello, Странник ГалактикиRSS

Храмы Ковчега! Вход День Сказочника! Вход
Авторы Проекты Ковчега Сказки КовчегаБиблиотекаГостям• [ Ваши темы Новые сообщения · Правила •Поиск•]

  • Страница 6 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Модератор форума: Фeaно, Сказочница  
Небо Платона
MгновениЯДата: Среда, 2018-10-31, 5:42 PM | Сообщение # 1
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18846
Статус: Offline
В теме Пир Семи Мудрецов приведены краткие сведения о величайшем мыслителе, посвящённом в тайны мира, античном, глубоком философе, чьё имя знает каждый человек.
Пир Семи Мудрецов [ 1 2 3 … 6 7 8 ]
В этой теме познакомимся ближе с биографией, трудами мудреца и наследием.

ПЛАТОН


Дата рождения 427 (428) до н. э. Место рождения Древние Афины
Дата смерти 347 (348) до н. э.

Платон, древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, наследник пифагорейских Идей.
Вселенная Пифагор

Платон — первый философ, чьи сочинения сохранились не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

Философия Платона почти вся пронизана этическими установлениями: в его диалогах рассматриваются такие вопросы как: природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Нравственное мировоззрение Платона развивалось от «эвдемонизма» (Протагор) к идее абсолютной морали (диалог «Горгий»). В диалогах «Горгий», «Теэтет», «Федон», «Республика» этика Платона получает аскетическую ориентацию: она требует очищения души, очищения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни.

Задача человека в том, как об этом говорил Пифагор, чьим наследником являлся Платон, чтобы возвыситься над беспорядком (несовершенным чувственным миром) и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым («Теэтет»); в том, чтобы освободить душу от тирании всего телесного, сосредоточить её на себе, на внутреннем мире умозрения, духотворчества и иметь дело только с истинным и вечным («Федон»). Платону характерна и примиряющая эвдемоническая позиция, которая излагается в диалогах «Филеб» и «Законы».



Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
MгновениЯДата: Понедельник, 2024-02-26, 1:01 PM | Сообщение # 101
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18846
Статус: Offline
Глава с посвящениями Платону войдет в готовящуюся книгу
"Учителям Времён" Выпуск второй.
Позже размещу её в теме...


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
БелоснежкаДата: Вторник, 2024-03-05, 5:50 PM | Сообщение # 102
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7628
Статус: Offline
фрагмент поэмы



Рождение театра из духа музыки

Александр Сигачёв
Поэма о театре музыки.

Мой друг, поэты рождены,
Чтоб толковать свои же сны.
Всё то, чем грезим мы в мечтах,
Раскрыты перед ними в снах:
И толк искуснейших стихов, -
Лишь в толкованье вещих снов.

Ганс Сакс «Мейстерзингеры»

https://stihi.ru/2011/12/17/5296
Александр Сигачёв

...Что он, Сократ - такое позволяет?
Божественное утверждал призванье,
И даже, при опасности изгнанья, -
В суде об этом прямо заявляет…

Но более всего всем непонятно:
Изгнанию, он смерть предпочитает;
При этом же, в сознании столь ясном,
Спокойно смерть свою Сократ встречает…

Платон писал: «Как он, Сократ некстати,
Пир покидает при рассвете дня,
Когда все гости грезят о Сократе,
Уход не в состоянии понять…»

Невиданным Сократ стал идеалом -
Для юных благороднейших эллин;
Платон пал ниц в разлуке перед ним,
Кому быть преданным, душой всей мечталось.

Сократ твердил ученикам, что свято -
Нефилософских избегать влечений;
Платон все сжёг свои творенья,
Чтоб только стать учеником Сократа.

Так призывал Сократ учеников:
«Лишь в диалектике - сознательность и ясность;
В трагедию проникнув глубоко,
Толкнуть к прыжку - в смертельную опасность.

Хор из орхестры возвести на сцену,
Придать ему звучание мажора;
Как первый шаг - трагедии на смену,
Должна придти живая песня хора.

Уже в тюрьме ученикам Сократ
Рассказывал одно во сне виденье,
И голос повторял ему стократ:
«Сократ, займись ты музыкальным пеньем!..»

И вот Сократ, уж, будучи в тюрьме,
Стал музыку записывать по нотам;
Он гимны сочинял своей стране,
Слагал стихами басни из Эзопа.

Сократ учёный и процесс ученья
Ему важней, чем Истина сама;
В исканье Истины - есть больше наслажденья,
Чем в Истине – жемчужин для ума.

Не потому ли, после уж Сократа,
Сменяются одна вслед за другой,
Его учений школы многократно,
Как океана волны за волной.

Сократ не только жил наукою своею,
Важней, что мог с наукой умереть,
Но что ещё - во много раз важнее,
Свободною была от страха смерть.

Сократ – учитель был новейшей формы, -
В весёлости, в блаженстве пребывая,
В его душе широкой и просторной,
Открылось юным вдохновенье рая.

Теперь, предавшись музыке Сократа,
Мы постоим мгновенье в стороне…
В его чудесной песенной стране,
И на подмостках брат обнимет брата!..

Без духа музыки трагедии не стало,
И не родится без неё искусство;
Когда б она так не благоухала,
Была бы жизнь - невыносимо грустна.

Родство есть между музыкой и миром,
И истина лишь в музе пребывает.
И сцены оживают только лирой,
И зло, лишь только лира побеждает!...


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
MгновениЯДата: Пятница, 2024-06-07, 8:03 PM | Сообщение # 103
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18846
Статус: Offline
Собрала макет книги "Небо Платона" в авторской мастерской, поскольку от участников темы не получила известий или заявок.

Небо Платона. Феано/Библиотека Галактического Ковчега. Серия «Царства Мудрости», кол-во стр. 88, ред. 2024 г. Обложка – фрагмент фрески Рафаэля «Афинская школа»


https://online.pubhtml5.com/ucdb/pvww

Платон, древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, наследник пифагорейских Идей. Проект «Царство Мудрости» реализуется на форуме сотворчества «Галактический Ковчег». Небо Платона – воссоздание сотворческого мира в проекте «Семь Морей», явившемся родоначальником ковчеговских миров и царств.

В брошюре собраны посвящения и избранные цитаты трудов Платона и платонистов, фрагменты стихотворных отзывов и размышлений о платоновских идеях, отражаемых в теме форума - «Небо Платона». Хорошо понимая масштаб поистине комической личности и всемирное значение трудов Платона, мы пытались прикоснуться к мощи философского наследия, читая и осмысливая выдержки из «Диалогов» Платона, испытывая благодарность и радость поэтического соприкосновения с мыслями великого гения человечества.
Сохраняя речения и идеи древних мудрецов, мы не впадаем в зависимость от них, напротив, мы становимся более свободными в творческом поиске новых идей и их воплощения. Имена Соломона, Пифагора, Платона, Гомера, Гермеса и многих, многих других мудрецов, великих посвящённых Земли, несут в себе заряд Вечности, проросшей временем воплощения человека на планете благодаря силе их солнечного духа. В этом значении имена светят нам алмазами звёзд неповторимых сочетаний качеств Истины. И кажется... до звёзд рукой подать, и кажутся они Огнём во тьме, но как же Красоту ни повторять, ни умножать сокровища в себе!


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
MгновениЯДата: Суббота, 2024-06-08, 8:42 AM | Сообщение # 104
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18846
Статус: Offline
Небо Платона[ Скачать или читать с сервера (2.34 Mb) ]

Друзья, если будут замечания, дополнения или встречные предложения по созданию эл.  книги, сборника, пишите ЛС!


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
БелоснежкаДата: Понедельник, 2024-07-08, 10:21 AM | Сообщение # 105
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7628
Статус: Offline
ИНТУИТИВНО-МИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕТЕМПСИХОЗЕ ПЛАТОНА КАК ФЕНОМЕН ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Бондаренко А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»
Интуитивно-мистическая концепция метемпсихоза была оригинально развита и продолжена виднейшим древнегреческим философом, учеником Сократа – Платоном, в учении которого мы находим детально разработанную теорию о переселении душ.

Большим плюсом в изучении метемпсихоза у Платона является полный перечень дошедших до нас источников, их полная сохранность, в отличие от других аналогичных учений орфиков, пифагорейцев и Эмпедокла [1].

Наверное, благодаря этому мы находим у Платона не только сугубо мифологическую картину метемпсихоза, но и попытку рационально подойти к этой проблеме, то есть здесь выделяются некоторые научные моменты. Так, в работе С.Я. Шейнман-Топштейн «Платон и ведийская философия» об этом сказано следующее: «Специфика платоновского учения состоит в том, что бессмертие души не только рисуется мифологически, но и получает диалектическое доказательство, причем диалектика эта основана на учении Платона об идеях и носит, таким образом, ярко выраженный объективно-идеалистический характер» [7, с. 83].

Устами Сократа Платон в «Федоне» приводит так называемые четыре интуитивно-мистических доказательства бессмертия души: «взаимопереход противоположностей», «знание как припоминание», «самотождество идеи (эйдоса) души» и, наконец, четвертое – «теория души как эйдоса жизни».

Рассмотрим первый аргумент доказательства бессмертия души, по Платону. В основе этого доказательства лежит такое понятие, как «взаимопереход противоположностей», так как, по мысли Платона, все возникает из противоположного себе. Т.е., по Платону, выходит, что все явления взаимосвязаны и взаимообусловлены: «…противоположностей две, то возможны два перехода – от одной противоположности к другой, или, наоборот, от второй к первой» [4, с. 42]. Например, из сна, по Платону, возникает бодрствование, а из бодрствования – сон. Эту же схему Платон использует и для доказательства бессмертия души. Так, жизнь, по суждению Платона, противоположна смерти, они возникают одно из другого. Тем самым душа, умерев, рождается снова. Иначе «все стало бы мертвым и жизнь бы исчезла»[6, с. 261].

Второе доказательство бессмертия души основывается у Платона на утверждении, что «знание есть припоминание». По мнению Платона, все знания, которые получает человек, уже заложены в нем изначально. Это связано с тем, что души, обладая бессмертием, накапливают знания, с которыми они сталкивались ранее, а затем, когда это необходимо, припоминают их: «…раз душа бессмертна, часто рождается и видела все и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чего бы она ни познала; поэтому ничего удивительного нет в том, что и насчет добродетели, и насчет всего прочего она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, – люди называют это познанием – самому найти и все остальное, если только он будет мужественен и неутомим в поисках: ведь искать и познавать – это как раз и значит припоминать» [4, с. 31]. Интересно в этой фразе и то, что она очень сильно перекликается со знаменитой фразой из Дельф «Познай себя»… Возможно, что это ключ к ответу на вопрос, откуда черпал истоки своего учения Платон.

Но вернемся ко второму утверждению Платона «знание есть припоминание». Данная концепция хорошо показана Платоном в его диалоге «Менон», где Сократ предлагает мальчику-рабу, который никогда ранее не изучал геометрию, решить задачу удвоения данного квадрата и посредством искусно поставленных вопросов приводит мальчика к правильному решению задачи. Из этого факта тотчас извлекается принципиальный философский вывод: «Следовательно, у человека, который не знает того, чего можно не знать, есть верные понятия о том, чего он не знает.… И теперь они вдруг порождаются у него как сновидение.… Поэтому он будет знать, не учась ни у кого, а только отвечая на вопросы, то есть почерпнет знания в самом себе.… Но почерпать знание в самом себе не значит ли припоминать? Конечно.… Так не очевидно ли, что, не получив их в настоящей жизни, он имел и узнал их в какое-то другое время? И не то ли это время, когда он не был человеком? Если же в то время, когда он был, но не был человеком, долженствовали находиться в нем истинные мнения, которые, будучи возбуждены посредством вопросов, становятся познанием в продолжение всего времени? Ведь явно, что она существует всегда, хотя и не всегда… человек. А тогда истина сущего всегда находится у нас в душе, но не бессмертна ли душа, так что не зная теперь, то есть не припомнив чего-нибудь, ты должен смело решиться исследовать и припоминать» [1, с. 147].

Третье доказательство бессмертия души обосновывается Платоном аргументом «самотождественности идеи (эйдоса) души». То есть, Платон стремится уподобить души идеям, а тем самым показать, что они обладают бессмертием. Но в начале рассмотрим вопрос о том, что же Платон понимал под «идеей»?

Обратившись к таким диалогам Платона, как: «Федр», «Филеб», «Парменид», мы найдем четко выраженную «теорию идей», основная мысль которой сводится к тому, что идеи – это не что иное, как составные органические элементы бытия, которое не едино, как у Парменида, а представляет собой некое духовное множество.

«Платоновский эйдос, или платоновская идея (некоторые ученые находят у Платона тонкое различие между идеями и эйдосами), фактически объективированное понятие, это та же самая умственная идея, но только вытянутая из человеческого сознания и помещенная в некий вымышленный идеальный мир – совокупность всех подобных идей» [6, с. 250].

Идеи вечны и неизменны: «… не знающие ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения» [4, с. 49], либо: «идея не рождается и не умирает, не воспринимает в себя что-либо другое, не переходит сама во что-нибудь другое» [6, с. 250].

Таким образом, выходит, по Платону, что если души подобны идеям, то они вечны, то есть, бессмертны.

Четвертый интуитивно-мистический аргумент, выдвинутый Платоном в качестве доказательства бессмертия души, основывается на теории души как Эйдоса жизни. Суть этой теории сводится к следующему: душа имеет свою идею, а именно, идею жизни. Душа вечна как идея жизни. Когда человек жив, с ним находится и идея жизни – душа. После смерти человека идея жизни не переходит в идею смерти, а продолжает существовать как идея, так как бессмертное неуничтожимо [7, с. 84].

Несмотря на то, что сам Платон выделил только четыре доказательства бессмертия души, существует и пятый аргумент, который был отмечен А.Н. Чанышевым в его работе «Курс лекций по древней философии»: «в диалоге «Федр» встречается пятый аргумент в пользу бессмертия души: душа – нечто самодвижущееся, а все самодвижущееся бессмертно, следовательно, и душа бессмертна» [6 с. 262] Но приведем сам источник: «Всякая душа бессмертна. Ведь вечнодвижущееся бессмертно» [4, с. 51].

Таким образом, Платон, диалектически обосновав утверждение, что души обладают бессмертием, раскрывает сам процесс переселения душ, т.е. метемпсихоз.


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
MгновениЯДата: Понедельник, 2024-07-29, 10:57 AM | Сообщение # 106
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18846
Статус: Offline
Цитата Белоснежка ()
Таким образом, Платон, диалектически обосновав утверждение, что души обладают бессмертием, раскрывает сам процесс переселения душ, т.е. метемпсихоз.

Идея метемпсихоза ясно видна в пифагорейских трудах всех последователей, она явилась преемницей идеи орфической, и орфическая идея метемпсихоза является преемницей герметического Учения, уходящего в глубину древности Знания великих посвящённых...

МОЛИТВА ГЕРМЕСА

Святится Имя Трисмегиста,
Сила Слова!

Его Могущество, что волею своею
Желало познанным быть нами, нами всеми,
Принадлежащими Ему в Первооснове…

Ты свят,
создавший бытие своим звучаньем!
Ты свят,
чьим образом является Природа.

Свят Ты,
сильнее всякой мощи Силой Слова.

Несотворённый свят прекраснейшим Молчаньем!

Прими Ты жертву
от души моей молящей,
От сердца любящего.
О, Неизречённый,
Дай мне молчание познать Твоё!

Влечённый
Любовью к образу,
что в зеркало глядящий…

Все заблужденья отведи же от меня,
Непосвящённых озари своим Огнём,
И дай понять,
зачем мы в мире сем живём,
Позволь познать нам
суть земного существа.

Великой верою
я верую в Тебя,
И со свидетельством
я шествую по жизни,
Воспламеняя светом истины все мысли
О жизни в свете, о горении Огня.

Отец, будь Ты благословен в теченье лет,
И в Безвремении Твоём позволь остаться
Принадлежащему Тебе, чтоб причащаться
Святыне духа Твоего, в которой Свет!


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
БелоснежкаДата: Пятница, 2024-08-09, 2:59 PM | Сообщение # 107
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7628
Статус: Offline
Записи PoliSafo
Доклад на Всемирном Философском Конгрессе WCP 2024. Модель Платона

секция 38. Metaphysics

Liudmila Polikarpova
Модель Универсума Платона в истории философии

Краткое содержание

Платону вся последующая философия обязана множеством идей. Платон же обязан главной идеей о сущностных метафизических первоосновах Бытия Вселенной Пифагору (благодаря которому, скорей всего, эта идея попала в Европу), Гераклиту, Пармениду, Анаксагору. Это говорит о преемственности знаний в Древней Греции.
Примечательно, что схожая идея озаряла умы искателей Универсального Принципа Бытия Универсума в Древнем Египте («Всё» Гермеса Трисмегиста), в Китае («Дао» Лао-Цзы 6 век), в Индии («Брахман» Упанишады). Это никак не могло быть прямым заимствованием. Идея как бы витала в философском пространстве, и стремление философов постигнуть основополагающую Истину, выводило каждого из них (независимо от других) на эту Истину.
Пифагор называл этот Принцип «Числа». У Гераклита это – «Логос», у Парменида – «Бытие», у Платона – «Мир Идей» (Ум Νους).
Модель Универсума Платона: низший уровень – физический мир, где всё изменяется, существует благодаря устойчивому Метафизическому Источнику, над которым возвышается Божество Высочайшего уровня Единое. Душа Мира – энергетический посредник между двумя мирами. У души человека есть возможность бессмертия (в виду её метафизичности) в метафизическом мире.
Прекрасный физический космос – множество изменчивых единичностей – живёт и дышит благодаря пронизывающему его Метафизическому Источнику, неиссякаемому в своей творческой мощи и неизменному в своей Высшей Красоте-Гармонии. Исчезни Мир Идей – исчезнет видимый космос.

Нашему современнику, знакомому с программированием и информационными технологиями, модель Платона можно представить, как созданную Творцом сеть самореализующихся программ, сохраняющую единство, пронизывающую физический космос и созидающую его.
Метафизический Источник физического мира находится на более высоком онтологическом и энергетическом уровне, существует вне пространства и времени физического космоса, пребывает в вечности. Это и есть вечность древнего Египта, которая «есмь всё бывшее, сущее и будущее», и вечность других религий, в том числе христианства.
Модель Платона была принята многими философами античности. Об этом можно судить по текстам Филона Александрийского, которые свидетельствуют о состоянии платонизма в начале христианской эры. Систематизацию модели предприняли неоплатоники. Проникновение платонизма в христианство в основном происходило благодаря трудам Дионисия Ареопагита и Бл. Августина. В 529 году закрывается Платоновская Академия и в Европе платонизм сохраняется в том виде, в котором он приемлем для христианства.

В 12 веке в Европе появляются тексты Авиценны и Аверроэса, мусульманских комментаторов Аристотеля. Фома Аквинский (1224 - 1274) предпочитает Авиценну, как более предрасположенного к платонизму, но модель Фомы ближе к модели Аристотеля, чем Платона. С точки зрения своего христианского теизма, отождествляющего Бога с Перводвигателем он утверждает, что универсалии (идеи Платона, формы Аристотеля) существуют «прежде вещей» не как независимые сущности, но в уме Бога; универсалии существуют и «в вещах» как форма и принцип индивидуации, запечатлеваемый в материи. Акт творения может пониматься как акт запечатления формы на материи. Итог – не только «гиломорфичная» субстанция, но и единичные вещи.

В 15 веке Марсилио Фичино (1433 — 1499) создаёт во Флоренции Платоновскую академию. Он переводит на латынь полный свод творений Платона, тексты неоплатоников, Ареопагитики, трактаты «герметического свода»(трактаты Гермеса Трисмегиста).
Проблему соотношения богословия и философии флорентийский неоплатоник решает в ином, по сравнению с томизмом, духе. Философия у него не «служанка» богословия, а «сестра» религии, некая «ученая религия», открывающая разуму вечные истины.
Фичино рисует пятиступенчатую иерархию бытия, аналогичную неоплатонической модели. Обосновывая бессмертие души, Фичино подчеркивает особую, высшую метафизическую природу человека. Среди прочих доказательств важное место занимает у него прославление достоинства человека как творческой личности. В трактате «О христианской религии», исходя из задачи примирения своего неоплатонизма с христианством, Фичино выдвинул концепцию «всеобщей религии» (religiouniversalis), искони присущей человечеству. Все исторически существовавшие религиозные культы, а равно и религиозно-философские учения оказываются проявлениями этой «всеобщей религии».
В 17 – 18 веках в европейской философии появляется направленность к односторонности рационализма и эмпиризма, в оторванности от сущностных первооснов Бытия, которые задавались Платоновской метафизикой. Но и в этот период Лейбниц создаёт целостную мировоззренческую систему, схожую с системой Платона. У Лейбница монады (он использует для определения субстанций кроме неоплатонического термина «монада» и аристотелевский – «энтелехия») играют роль подобную той, которую идеи играют в системе Платона, а формы в системе Аристотеля.

Монады как «возможности и сущности, предшествующие существованию (материальных тел) и находящиеся вне их, эти вечные субстанции имеют своё существование... в Боге, посредством которого они и реализуются». Лейбниц видит «основание как сущностей, так и существования в Едином Существе, которое необходимо должно быть более великим и высшим, чем сам мир, и прежде него».
Кант при рассмотрении познания в области природы – в связи с выяснением значения понятия идея у Платона – признаёт необходимость идей. «Растение, животное, правильный порядок мироздания (и, вероятно, также всего строя природы) ясно показывают, что они возможны лишь согласно идеям». По существу Кант согласен с Платоном в том, что идеи «составляют первоначальные причины вещей» и они «вполне и неизменно определены в высочайшем разуме» таким образом, что являются целостным Единством – Идеей идей. Однако платоновская модель мироустройства не согласуется с основным положением Канта о непознаваемости «вещей самих по себе» (в частности, о непознаваемости Бога, бессмертия души, целостности мира). Кант усердствует в том, чтобы показать, что нет доказательств бытия Бога и бессмертия души, и отказывает чистому разуму в силе и разумности, достаточных для подъёма на высоту, с которой можно увидеть мир в целом и человека в его сути, Богом данной. Следствием этого явилось исключение из гносеологии Первой Философии, переориентация культурной векторности от богоцентризма к антропоцентризму и материалистическо-атеистическое мировоззрение, где значим общечеловеческий прогресс.
Теория Всеединства Соловьёва В. С. схожа с моделью Универсума Платона. Соловьёв в собрании лекций «София. Начала вселенского учения» говорит о том, что моральная и интеллектуальная потребности человека метафизичны и что для человека как существа метафизического «метафизическое познание, как по свойству своего предмета, так и по свойству познающего субъекта и самого познания, безусловно возможно». Это служит опровержением положения Канта об ограничении познания естественнонаучным опытом.

Модель Универсума Платона третье тысячелетие присутствует в поле зрения философии, как наиболее соответствующая реальности. Современный человек имеет доступ к информации большего объёма, чем та, которой располагали мыслители древности. Если он будет использовать свой интеллект и интуицию, данные Богом, с такой же эффективностью, как они, то сможет получить более доскональные знания об Универсальном Принципе разумной организации Универсума и о своём месте в нём. Общая концепция, близкая к Истине, уже обозначена Платоном.

К сожалению, современная философия, раздробленная на множество частей, перестала стремиться к целостности знания (ἐπιστήμη). С возвратом Философии статуса Основополагающей Науки (Науки наук) для человека открывается возможность целостного мировоззрения и видения своего Высшего предназначения, а для человечества – возможность переориентировать историю к преобладанию созидания над разрушением.
Буду рада комментариям и замечаниям,
Liudmila Polikarpova
+7 9622535637
cometer@mail.ru
http://philosophystorm.ru/doklad-....platona


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
БелоснежкаДата: Среда, 2024-08-14, 2:21 PM | Сообщение # 108
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7628
Статус: Offline


Ум не в силах жить не продвигаясь,
И совсем не важно, для чего…
И куда… ведёт его кривая,
Важно мыслить, «двигаясь умно»…

Умному открыты знаний двери,
Ну и что, что двери… в никуда!
Ничего, что рядом бродят звери,
Ангелам есть время и среда.

Время Силы – главный измеритель
Всех и вся, судьбы и дел мирских,
Где оно устойчиво – обитель
Будущих часов и лет людских…

Искры Бога - истинный ваятель
Мирозданья, творческий процесс.
Ток фантазий общий знаменатель,
Без него нет всхода до Небес.


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
БелоснежкаДата: Четверг, 2024-09-12, 1:18 PM | Сообщение # 109
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7628
Статус: Offline
ФЕДОН

"...И в самом деле, по-видимому, какая-то непроходимая тропа удаляет нас и мы никогда не сможем в достаточной мере достигнуть того, к чему стремимся и что мы называем истиной, пока у нас будет тело и пока к душе будет примешано это зло. И в самом деле, тело создает для нас бесчисленные препятствия из-за необходимости питать его; а если, сверх того, постигнут нас еще какие-либо болезни, то они мешают нам стремиться к сущему. Тело наполняет нас вожделениями, страхами, всякого рода призраками, пустяками. И правильно говорят, что, действительно, из-за тела нам никогда не удается ни о чем даже поразмыслить. Только тело и присущие ему страсти порождают войны, восстания, бои; ибо все войны ведутся из-за приобретения денег, а деньги мы вынуждены приобретать ради тела, рабствуя пред уходом за ним.

И вот, в результате всего этого, у нас не остается досуга для философии. А, в конце концов, если даже у нас и окажется досуг и мы обратимся к какому-либо исследованию, опять-таки тело, во время наших разысканий, постоянно вмешиваясь, производит в нас волнение и страх, так что из-за него не удается различить истину. Таким образом, мы приходим на деле к такому заключению: раз мы хотим когда-либо узнать что-либо в чистом виде, нам надлежит освободиться от тела и смотреть на самые вещи при помощи только души..."

ИДЕЯ ВОЙНЫ

Война – неизбежное зло?
Победы на бедах и смерти,
Разрушенных сном круговерти
Идеях,
что в точку
свело…

У бездны тех точек - вне счёта,
Весь Космос из точечных ран,
Но звёзды…
Идей караван
Ведёт за собой космолёты…
И сказки из сказочных буден,
В них дети играют и верят,
Что взрослые не лицемерят…
Что путь и прекрасен, и труден.

Война начинается
…в мысли,
И замысел
там же взрастает,
Так чьи же Идеи питают
Победы и беды сей жизни?

Идея стать лучшей страною?
Сильнейшей, которой покорны
Волнения волн, в море штормы?
Идея зажечься звездою?

*
Идея – Творец мирозданья!
Идея стать Личностью мира?
Пройти по дорогам эфира
До цели единства Сознанья.


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
БелоснежкаДата: Вторник, 2024-10-08, 10:07 AM | Сообщение # 110
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7628
Статус: Offline
Кратко о переводах текстов Платона на русский язык

Три раза предпринимаем был перевод всех сочинений Платона
на русский язык.

Уже в 80-х годах X V I I I века священник Иоанн Сидоровский
и «коллежский регистратор, находящийся при общежитии благородных
девиц» Матфий Пахомов познакомим русское образованное общество
с Творениями всемудрого Платона», «переложив их с греческого
языка на российский». Три части этого труда, появившиеся, в 4-х книгах,
в 1780—85 г., содержат перевод значительного числа произведений
Платта. Из наиболее крупных и важных диалогов остался непере-
веденным Тимей. О том как смотрели переводчики на свою задачу,
они сами говорят в «предуведомлении» так: «Платон употребил в своих
творениях слог средний между прозою и стихотворством. Отсюда
требовалась необходимость наблюдать таковый слог в самом переводе
и несколько приближаться к свойству языка славянского... Паче же
всего прилагали мы крайнее тщание изобразить} коль можно точнее
и вернее, мысли писателевьг, да и изъяснить оные тамо, где могла
приметиться некая в них неясность. Но при всем том мы ни мало
не устранялись от подлинника». В свое время о переводе Сидоровскаго и
Пахомова М. С. Куторга заметил: «Язык несколько устарел} но этот
недостаток вознаграждается тщательностью и добросовестностью
перевода» 1. Последнее качество перевода отмечено М. С. Куторгою совершенно
правильно. Что же касается языка перевода, то он, будучи
характерным для своего времени, теперь должен быть признан не
только «несколько» устаревшим, но и устаревшим совершенно. С какого
издания подлинника Сидоровский и Пахомов переводили, они не указывают;
впрочем, в их время надежного критического издания Платона
вообще не существовало.
1 Журн. Мин. Нар. Проев. 1891, май, 118.

В течение XIX века отдельные произведения Платона переводились
много р а з. Нo перевод почти всех сочинений Платона появился лишь
в 1879 году. Перевод этот принадлежит профессору СПБ. Духовной
Академии Б. Н. Карпову. Карпов посвятил значительную часть своей
ученой деятельности переводу Платона. Первое издание, в двух томах,
появилось в 1841 и 1842 гг. и содержало 14 диалогов Платона: Протагор,
Евфидем, Лахет, Харлшд, Типпий Меньший, Евтифрон, Апология
Сократа, Критон, Федон, Менон, Горгищ оба Алкивиада. Второе издание,
«исправленное и дополненное», вышло, в 4-я? томах, в г.; в нею,
кроли? указанных диалогов, вошли: Государство, Федр, Пир, Лисис, Гип-
пий Больший, Менексен, Ион, Феаг, Соперники, Гиппарх, Клито-
фонт. Наконец, уже после смерти Карпова (в 1867 г.) появились,
вi <973 г., еще деа тома, содержащие перевод: Филеба, Кратила,
Феетета, Софиста, Политика, Парменида, Тимея, Крития, Миноса,
Эриксия. Таким образом, Карповым был переведен Платон почти
весь: остались непереведенными Законы, Послесловие к Законам (Эпи-
номис\ а также приписываемые Платону письма и некоторые мелкие
диалоги и трактаты, принадлежность которых Платону оспаривалась
уже в древности.

Язык, каким перевел Карпов
Платона, язык тяжелый, местами запутанный, не говоря уже о том,
что красота стиля подлинника в переводе не только не выражена, но
даже не почувствована. Коротко говоря, перевод Платона, исполненный
Карповым, в его добросовестных и похвальных стремлениях,
не может претендовать на то, чтобы считаться переводом удовлетворяющим
тем требованиям, каким должен удовлетворять всякий
перевод вообще...

В салом конце Х1Х века взялся за перевод Платона Владимир
Соловьев, по свойству своих дарований призванный, быть может, более,
чем кто иной, исполнить такую работу. Глубокий мыслитель и,
вместе с тем, перворазрядный писатель-стилист, обладавший, к тому же,
поэтически-настроенною душою, Соловьев был, до известной степени,
конгениален Платону.

...слова Соловьева: «Переводчик, желающий верно передать, а не предать
своего автора (особенно когда дело идет об авторе классическом),
должен одинаково бояться и Сциллы неуместною сочинительства, и
Харибды мертвою буквализма. И то и другое одинаково несовместна
с верностью перевода. Что касается до сочинительства или, так называемого,
вольного перевода, то никто ведь не мешает всякому человеку,
имеющему способность и охоту к литературному творчеству, проявлять
его, как и в чем угодно. Это неотъемлемое право ограничивается,
однако, правом читателя не подвергаться предумышленному
обману. Если переводчик владеет пером— это его счастье, но где же его
полномочие продавать свое стальное или гусиное перо за писчую тростинку
Платона?».

К сожалению, Соловьев успел только положить начало переводу
Платона {переводил он по изданию Шанца). В первом томе «Творений
Платона» {М. 1899) им даны переводы: Феага, Второго Алкивиада,
Иона и Хармида; остальные диалоги, вошедшие в первый том {Первый
Алкивиад, Лахет, Лисис) переведены: Мм#. (7. Соловьевым. Во
втором томе «Творений Платона» (Ж. 1902), вышедшем в свет уже
после смерти Владимира Соловьева, ели/ принадлежит перевод: Про-
тогора, Гиппия Меньшого и Евфидема; остальные диалоги (Гиппий
Больший, Евтифрон, Апология Сократа, Критон) переведены Мих. С.
Соловьевым. Переводы указанных диалогов сопровождаются «Рассуждениями
» о них, составленными отчасти Владимиром Соловьевым, отчасти
С. П. Трубецким.

Восторженно отзывается о Платоне Эмиль Фагэ: Платон «прежде всего
величайший поэт, величайший, быть может, каких только знала Муза. — Он —
величайший художник и один из тех людей, которые обладали наиболее живым,
наиболее глубоким чувством красоты. — Он — величайший оратор, и его прекрасный
язык, текучий и гибкий (fluide et souple)? служит чудесною оболочкою
для выражения мысли, всегда изящной и зачастую мощной». Em. Faguet, Pour
qu’on lise Platon, 9.



...и последние слова Сократа:

А меня судьба зовет туда уже теперь, как сказал бы трагик, и
наступило время, когда я должен совершить омовение. По-видимому,
лучше сначала омыться и затем выпить яд, чтобы не причинять
хлопот женщинам — омывать мой труп.
64
в Когда Сократ сказал это, Критон заметил. Так, Сократ! А какие
ты дашь поручения мне или присутствующим насчет твоих
детей или чего иного, исполнением которых мы могли бы
оказать тебе услугу.
— [Исполняйте то], что я всегда говорю, ничего больше!
сказал Сократ. Заботьтесь о самих себе; исполняя это, вы окажете
услугу и мне, и моей семье, и самим себе, хотя бы вы мне
теперь и не дали такого обещания. Если же вы будете относиться
к самим себе небрежно и не захотите жить, идя во след
тому, что я теперь и раньше говорил, то ничего не достигнете,
с хотя бы теперь и надавали мне много крепких обещаний.
— Мы будем стараться так поступать, заметил Критон. Но
как похоронить тебя?
— А как хотите, ответил Сократ: если только вы схватите,
меня и я не убегу от вас! — Тихо засмеявшись и посмотрев на нас,
Сократ продолжал: Я не могу заставить Критона поверить, что
я тот именно Сократ, который теперь говорит с вами и руководит
всею беседою; Критон думает, что я — тот, кого он уви-
Ф е д о н 207
дит немного погодя трупом, и потому задает вопрос, как меня d
похоронить. То же, что я давно и пространно говорил вам, что
я больше уже не останусь с вами, после того как выпью яд, но
уйду от вас в счастливый мир блаженных, — все это представляется
Критону сказанным мною напрасно, с целью ободрить
вас и вместе с тем самого себя. Итак, продолжал Сократ: вы
поручитесь пред Критоном за меня порукой, противоположной
той, которою он поручился за меня перед судьями. Он поручился,
что я останусь здесь, вы же поручитесь, что я не останусь
здесь, когда умру, но уйду отсюда. Тогда и Критону будет легче: е
видя, как мое тело будет предано сожжению или зарыто в землю,
он перестанет негодовать на мою судьбу, будто бы жестоко обошедшуюся
со мной, а при моих похоронах не скажет, что он
выставляет Сократа, выносит его, зарывает его в землю.
Будь уверен, дорогой Критон, заметил Сократ: неправильно
выражаться тут — плохо не только само по себе, но и вселяет
нечто дурное в души. Тебе не следует бояться и говорить, что
ты хоронишь мое тело; а хоронить его ты должен так, как это
тебе понравится, и как, по твоему мнению, это соответствует иб
всего более обряду...
...Явился прислужник „одиннадцати" и, обратившись к Сократу, сказал:
Сократ, ты — не то, что другие, на тебя мне нечего жаловаться:
другие, приговоренные к смерти, сердятся и проклинают меня,
когда я, по приказанию властей, велю им выпить яд. Тебя я за это
время хорошо вообще узнал и вижу, что ты из всех тех, кто попадал
сюда, человек самый мужественный, самый кроткий, самый
добрый. И теперь, я уверен, ты будешь сердиться не на меня, а
на тех, кто — ты, ведь, знаешь их — виноват во всем этом. Ты
о знаешь, с какою вестью пришел я теперь. Прощай! Постарайся
как можно легче перенести то, чего избежать нельзя. И со слезами
прислужник повернулся и вышел.
Сократ, посмотрев на него, промолвил:
Прощай! Я исполню
все это. Затем обратился к нам и сказал: Какой деликатный
человек! Все время он приходил ко мне, иной раз разговаривал
со мною и был очень добр. И теперь как трогательно он плачет
обо мне. Ну, Критон, послушаемся его! Пусть кто-нибудь принесет
яд, если он стерт уже. Если яд не готов, пусть его сотрут!

— Ах, Сократ, сказал Критон: я думаю, на горах еще видно
солнце; оно не закатилось еще. Кроме того, шШе известно, что
другие выпивали яд много времени спустя, после того, как им
это было приказано, плотно пообедав и изрядно выпив, а некоторые
вкусив еще любовных утех с предметом своей страсти.
Спешить нечего—время еще позволяет.

— Понятно, Критон, заметил Сократ, что те люди поступают
именно так, как ты говоришь: они, ведь, думают, что в таком
случае они нечто выигрывают. Но, понятно и то, что я так поступать
не буду. Ведь я не рассчитываю остаться в барышах, если
выпью яд несколько позднее. Напротив, я буду смешон самому
себе, если стану липнуть к жизни, беречь ее, тогда как она —
ничто. Однако, прибавил Сократ: слушайся, ступай и делай то,
что я говорю!

Выслушав это, Критон кивнул головою стоявшему вблизи служителю.
Тот вышел и, спустя довольно продолжительное время,
вернулся с человеком, который должен был дать яд. Он
нес его в кубке растертым в порошок. Сократ, при виде этого
человека, заметил: Прекрасно, любезнейший! Ты, ведь, знаешь,
как нужно поступать в этих случаях?

— Ничего особенного делать не надо, отвечал тот, а, как
выпьешь яд, ходи, пока ноги у тебя не отяжелеют, а затем ляг! в
Тогда яд и сделает свое дело. И при этих словах он поднес
кубок Сократу.
Ах, Эхекрат! Сократ взял его совершенно спокойно, нисколько
не содрогнувшись, не изменившись ничуть в лице. По привычке
он взглянул на служителя и спросил его: Что скажешь ты об
этом напитке? Можно совершить им возлияние в честь кого-
нибудь? Или нельзя?

— Мы, Сократ, натираем, отвечал служитель, яду ровно
столько, сколько, по нашему, достаточно для питья.

— Понимаю, сказал Сократ. Но, конечно, помолиться богам с
можно и должно, чтобы переселение отсюда туда совершилось
благополучно. Так вот я и молюсь, чтобы так было. С этими
словами он поднес кубок ко рту и выпил яд медленно и легко.
Большинство из нас до сих пор крепились и не плакали. Когда же
мы увидели, что Сократ начал пить и выпил яд, мы не могли
уже больше сдерживаться. У меня, против воли, ручьем полились
слезы, так что я закрылся плащом и стал плакать, про себя,
оплакивая, конечно, не его, а себя и свою судьбу: какого друга
я лишаюсь! Критон, тот еще раньше встал, не будучи в состоя- d
нии сдерживать слез. Аполлодор и раньше все время плакал, а
теперь в неистовстве громко завопил, так что все присутствующие
стали плакать, кроме самого Сократа.

— Что с вами, чудаки? сказал Сократ. Я и женщинам-то
велел удалиться потому, что не хотел, чтобы они делали глупости.
Я, ведь, слышал, что умирать нужно с благоговением, е
Успокойтесь же, сдержите себя!
Услышав это, мы устыдились и стали сдерживать слезы.
А Сократ стал ходить по комнате. Когда у него, как он сказал,
стали тяжелеть ноги, он лег на спину, как посоветовал
ему служитель. Спустя некоторое время тот, кто принес яд, стал
ощупывать ноги и голени Сократа, затем сильно надавил ему
ногу и спросил, чувствует ли он это. Сократ ответил: нет. Потом
служитель стал ощупывать икры Сократа и постепенно под- не
14
210 Ф е д о н

ниматься кверху, знаками указывая нам, что Сократ холодеет и
костенеет. Снова ощупав Сократа, служитель сказал, что, когда
яд подойдет к сердцу, тут и смерть.
Уже вся брюшная полость Сократа охолодела. Вдруг Сократ
раскрылся—лежал он покрытый—и произнес свои последние
слова: Критон, сказал он, Асклепию-то мы должны петуха.
Воздайте, непременно позаботьтесь!

— Хорошо! сказал Критон. Не скажешь ли еще чего?
На этот вопрос Сократ не дал уже никакого ответа.


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров


Сообщение отредактировал Белоснежка - Вторник, 2024-10-08, 10:16 AM
 
БелоснежкаДата: Суббота, 2024-11-30, 10:11 PM | Сообщение # 111
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7628
Статус: Offline
Для изучающих философию Платона -
ПЛАТОНОПОЛИС

***

Отредактирован сборник



Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
БелоснежкаДата: Среда, 2024-12-11, 1:11 PM | Сообщение # 112
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7628
Статус: Offline
Галактический Ковчег реализует сотворческие проекты мастеров:
на сайтах:

Учителям Времён - https://sites.google.com/view/feana/
Царства мудрости - https://kovcheg.ucoz.ru/index/carstva_mudrosti/0-109
https://sites.google.com/site/skazkifeany/царства-мудрости
https://sites.google.com/site....чителям

в библиотеках портала:

Серия эл. книг представлена в Библиотеках Образовательного раздела.
https://kovcheg.ucoz.ru/index/libr_kovcheg/0-18

Беседы мастеров на форуме:

Атомософия [ 1 2 3 … 6 7 8 ]
Античный Атом духоматерии, Демокрит Царство Истины
Читаем Н.Бердяева [ 1 2 3 4 5 6 ] Подвиги Геракла [ 1 2 ]
Кришнамурти [ 1 2 3 ] Сказки суфиев [ 1 2 3 … 13 14 15 ]
Сад Истины [ 1 2 3 ] Греческие мифы, легенды [ 1 2 ] и др.
https://kovcheg.ucoz.ru

Озвучено программой ИИ
Ведущий проекта Феана Феано



Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
  • Страница 6 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Поиск:


Друзья! Вы оказались на борту сказочного космолёта
"Галактический Ковчег" - это проект сотворчества мастеров
НАУКА-ИСКУССТВО-СКАЗКИ.
Наши мастерские открыты гостям и новым участникам,
Посольские залы приветствуют сотворческие проекты.
Мы за воплощение Мечты и Сказок в Жизни!
Присоединяйтесь к участию. - Гостям первые шаги
                                                   
Избранные коллекции сотворчества на сайте и главное Меню
***Царства Мудрости. Поэма атомов
.. на форуме  на сайте

Все Проекты Библиотеки.
 Сборники проектов

Город Мастеров

Галактический Университет

Главная страница
Все палубы Форума 
Главный зал Библиотеки
Традиции Галактического Ковчега тут! . . ... ......
..

Лучшие Авторы полугодия: Оскар Хуторянский, Просперо, Constanta
Самые активные издатели: ivanov_v, Шахерезада
....... - .. Раздел: Наши Пиры - Вход _ИМЕНА Авторов -Вход ...
Хостинг от uCoz

В  главный зал Библиотеки Ковчега