Для каждого - по-разному... Так случилось, что моим первым духовным учителем стал суфийский шейх Идрис Шах. Он и повёл меня по тропинке в этот Волшебный Сад, который невозможно показать на картинке, ибо красоты несравненной... Благодаря ему я окунулась в волшебный мир суфизма... "вплыла" в Море суфия на крыльях лучезарного мировосприятия, там мне и стали открываться морские жемчуга через имена мудрецов...
На этом проекте мы реализуем строительство Волшебной Страны суфизм, понимая его сказочную, поэтически вневременную, внерелигиозную основу - суть Любви. Ниже предлагаю свой ритмичный перевод поэмы Сухраварди "Язык Птиц"
БЕСЕДЫ ПТИЦ - 2000
ШИХАБ-АД-ДИН СУХРАВАРДИ (1155-1191) - иранский теолог-мистик, развил учение о мистическом озарении (ишрак), положившее начало особому направлению в суфизме, использовал в своем учении также мотивы зороастризма и герметизма. В качестве подстрочника был использован текст перевода - http://horosan.sufism.ru/t_syhravardi.htm
ЯЗЫК МУРАВЬЁВ
фото - Трунов
ШИХАБ-АД-ДИН СУХРАВАРДИ
Вариации Феано - 11.12.00.
Хвала Аллаху, Милосердному Творцу, В Котором все тела и души! Мир Отцу!
((()))
Высокочтимый Шейх, чье имя Сухраварди, Своим вниманием почтил меня – песчинку Земного брега бытия, даря росинку Писания древнего, загадочного Вар-ди…
Здесь - наставление идущим по Пути. От глаз чужих оно само себя хранит. Для непонятливого сказка, что гранит, А понимающему - свет, дабы идти…
Речь муравьев слышна повсюду, все века. Но эта сказка - русло притчи, разговоров О неожиданных, простых, как будто, спорах, Приоткрывающих завесу… иногда…
Шейх Сухраварди мне позволил отклоненье От слов, написанных когда-то им самим. Века как реки утекли путем своим… Читатель русский вновь прочтет его творенье.
Я слов нерусских постараюсь избежать, Но с Божьей помощью ту суть отобразить, Что и без слов моих живет и будет жить. Но… так чудесно все стихами описать.
*** Ибн Сина – автор сочинения «Трактат о птицах» (Рисалат ат-тайр), написанного на арабском языке и переведенного на персидский Шихаб ад-Дином Йахйей Сухраварди (ум. в 1191 г.). Сочинение Мухаммада ал-Газали, которое также носит название «Трактат о птицах» (Рисалат ат-тайр), перевел на фарси его брат – Ахмад ал-Газали (ум. 1123 г.). Исследователи утверждают, что именно сочинение ал-Газали послужило ‘Аттару основой для написания поэмы, которую он назвал «Язык птиц» (Мантик ат-тайр). В частности, ‘Аттар позаимствовал у ал-Газали сюжет и общую композицию поэмы, но значительно обогатил повествование, добавив ряд важных эпизодов.
*** Феникса яйцо *** (На стихи Франческо Петрарка Тут не гнездо ли Феникса живого — Сонет 321)
Там где память мотивы любви воспевает, Там таится яйцо Птицы что оживает. Но не место волшебно - иная святыня. Души феникс внутри и пылает, и стынет.
Перья злато-рдяные романтично слагает. Внемля вздохам, словам, о былом вспоминает. Ждёт яйцо только тех кто мечтает о вечном, О любви и о боге душой бесконечной.
Лишь стоя на краю видно то что за краем. Яйцо не оживить кто напрасно страдает. У исполненных боли оно исчезает. Отпустившим, жизнь место для радости дарит.
Не гнездо ли у Феникса вечно живого Вы находите вновь милостью бога? Но любовь одинаковой не бывает. Феникс разный всегда себя миру являет.
Франческо Петрарка Тут не гнездо ли Феникса живого — Сонет 321
Тут не гнездо ли Феникса живого? Здесь перья злато-рдяные слагала И под крылом мне сердце согревала Та, что поныне внемлет вздох и слово.
Здесь и страданья сладкого основа: Где то лицо, что, все светясь, вставало, Жизнь, радость, пыл и мощь в меня вливало? Была — одна, едина — в небе снова.
Покинут, одиноко изнываю И все сюда влачусь, исполнен боли, Твои святыни чту и воспеваю;
Когда Соломон выслушал от птиц этот рассказ, он вспылил, забушевал и раскричался. В тот же миг он приказал соколу:
«Эй, скорее, лети, как пламя, и возвращайся назад, как дым! Погляди, что это за птица, от которой стонут все остальные птицы. Имеет ли она удел в познаниях или нет? Имеет ли львиную силу или нет? Скажи: почему она питает отвращение к обществу? Кто дал ей, скажи, право на одиночество? Почему соловей ни на миг не вспомнит обо мне и моем дворе и не опояшется на служение нам? Быть может, он юродивый, опьяненный, он вне себя, он постоянно забывает про различие добра и зла? Говорят, что тело его слабо и тщедушно, а стон его раздается среди всех розовых кустов. Когда приблизишься к нему, улыбайся, а не то от страха он, не дай Бог, может умереть... Не говори с ним грубо, приложи к губам палец, скрывай от него клюв и когти».
...Снится страна непуганых птиц. Полунощное солнце – красное, устало, не блестит, но светит, белые птицы рядами уселись на черных скалах и смотрятся в воду. Все замерло в хрустальной прозрачности, только далеко сверкает серебристое крыло… И вдруг сыплются страшные красные искры, пламя, треск…
– Это дерево треснуло в костре. Надо сдвинуть. Да спи же спокойно, звирь нас не тронет. Господь его покорил человеку. Что тебе не спится, место сухое.
И насторожился… Что-то завозилось наверху, на ближайшей сосне, у костра.
– Птица шевелится. Верно, рябок подлетел. Ишь ты, не боится!..
Посмотрел на меня, сказал значительно, почти таинственно:
– В наших лесах много такой птицы, что и вовсе человека не знает.
– Непуганая птица?
– Нетращенная, много такой птицы, есть такая…
Мы опять засыпаем. Опять снится страна непуганых птиц. Но кто-то, кажется, городской, хорошо одетый, маленький, спорит с Мануйлой.
– Нет такой птицы.
– Есть, есть, – спокойно твердит Мануйло.
– Да нет же, нет, – беспокоится маленький, – это только в сказках, может быть, и было, только давно. Да и не было вовсе, выдумки, сказки…
– Ну вот, поди ты говори с ним, – жалуется мне огромный Мануйло. – У нас этой птицы нет счету, видимо-невидимо, а он толкует, что нету. Обязательно есть такая птица. В нашем-то лесу да и не быть!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
– Ну, вставай, вставай, солнце взошло. Ишь угрелся. Вставай! Пока солнце росу не угнало, птица крепко сидит, смирёная…
Я встал. Мы затоптали костер, вскинули ружья и спустились с угора в низину, в лесную чащу, в топь.
Вступление. От Петербурга до Повенца
Прежде чем начать рассказывать о своем путешествии в «край непуганых птиц», мне хочется объяснить, почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в такие дебри, где люди занимаются охотой, рыбной ловлей, верят в колдунов, в лесовую и водяную нечистую силу, сообщаются пешком по едва заметным тропинкам, освещаются лучиной, – словом, живут почти что первобытной жизнью. Чтобы сделать себя понятным, я начну издалека: я передам одно мое впечатление из Берлина.
Как известно, этот город окружен железной дорогой, по которой живущим в германской столице приходится постоянно ездить и наблюдать из окна уличную жизнь. Помню, меня очень удивили рассеянные всюду между домами и фабриками маленькие домики-беседки. Возле этих домиков на земле, площадью иногда не более пола средней комнаты и окруженной живою изгородью, с лопатами в руках ковырялись люди. Странно было видеть этих земледельцев между высокими каменными стенами домов, среди дыма фабричных труб почти в центре Берлина. Меня заинтересовало, что бы это значило. Помню, один господин тут же в вагоне, снисходительно улыбаясь этим земледельцам, как улыбаются взрослые, глядя на детей, рассказал о них следующее. В столице между домами всегда остаются еще не застроенные, не закованные в асфальт и камень кусочки земли. Почти у каждого берлинского рабочего есть неудержимое стремление арендовать эти кусочки, с тем чтобы потом по воскресеньям, устроив предварительно беседку, возделывать на них картофель. Делается это, конечно, не из выгоды: много ли можно собрать овощей с таких смешных огородов. Это дачи рабочих – «Arbeiterkolonien». Осенью, при поспевании картофеля, рабочие на своих огородах устраивают пир «Kartoffelfest», который оканчивается неизменным в таких случаях «Fackelzug».
Так вот как отводят себе душу эти берлинские дачники. От смысла дачи – средства восстановления сил, отнятых городом, посредством общения с природой, – в этом случае остается почти лишь мечта. Немного лучше и с нашими дачниками из мелкого служащего люда, ютящегося летом на окраинах городов. Теперь читатели меня поймут, почему, имея в своем распоряжении два свободных месяца, я вздумал отвести свою душу так, чтобы уже не оставалось тени сомнений в окружающей меня природе, чтобы сами люди, эти опаснейшие враги природы, ничего не имели общего с городом, почти не знали о нем и не отличались от природы.
Где же найти такой край непуганых птиц? Конечно, на Севере, в Архангельской или Олонецкой губерниях, ближайших от Петербурга местах, не тронутых цивилизацией. Вместо того чтобы употребить свое время на «путешествие» в полном смысле этого слова, то есть передвижение себя по этим обширным пространствам, мне казалось выгоднее поселиться где-нибудь в их характерном уголку и, изучив этот уголок, составить себе более верное суждение о всем крае, чем при настоящем путешествии.
По опыту я знал, что в нашем отечестве теперь уже нет такого края непуганых птиц, где бы не было урядника. Вот почему я запасся от Академии наук и губернатора открытым листом: я ехал для собирания этнографического материала. Записывая сказки, былины, песни и причитания, мне и в самом деле удалось сделать кое-что полезное и вместе с тем за этим прекрасным и глубоко интересным занятием отдохнуть духовно на долгое время. Все, что мне казалось интересным, я фотографировал. Обладая теперь этим материалом, я, по возвращении в Петербург, решился попытаться дать в ряде небольших очерков если не картинку этого края, то дополненное красками его фотографическое изображение...
...
Мне нужно было добывать себе пищу, и я позволял себе увлекаться охотой, как серьезным жизненным делом. В лесу на пустых полянках мне попадались красивые кроншнепы, перелетали стайки турухтанов. Но больше всего мне нравилось подкрадываться к незнакомым мне морским птицам. Издали, из леса, я замечал спокойные, то белые, то черные головки. Тогда я снимал свою котомку, оставлял ее где-нибудь под заметной сосной или камнем и полз. Я полз иногда версту и две: воздух на Севере прозрачный, я замечал птицу далеко и часто обманывался в расстоянии. Я растирал себе в кровь руки и колени о песок, об острые камни, о колючие сучки, но ничего не замечал. Ползти на неизвестное расстояние к незнакомым птицам – вот высочайшее наслаждение охотника, вот граница, где эта невинная, смешная забава переходит в серьезную страсть. Я ползу совсем один под небом и солнцем к морю, но ничего этого не замечаю потому, что так много всего этого в себе; я ползу, как зверь, и только слышу, как больно и громко стучит сердце: стук, стук. Вот на пути протягивается ко мне какая-то наивная зеленая веточка, тянется, вероятно, с любовью и лаской, но я ее тихонько, осторожно отвожу, пригибаю к земле и хочу неслышно сломать: пусть не смеет в другой раз попадаться мне на пути, раз… раз… Она громко стонет. Я страшно пугаюсь, ложусь вплотную к земле, думаю: все пропало, птицы улетели. Потом осторожно гляжу вверх, на небо… Птиц нет, все спокойно, больные сосны лечатся солнцем и светом, ослепительно сверкает зелень северных березок, все тихо, все молчит. Я ползу дальше к намеченному камню, приготовляю ружье, взвожу курки и медленно выглядываю из-за камня. Моя голова у белого камня поднимается, как черная муравьиная кочка, стволы не видны в мягком ягеле. Иногда так перед собой в четырех-пяти шагах я вижу больших незнакомых птиц. Одни спят на одной ноге, другие купаются в море, третьи просто глядят на небо одним глазом, повернув туда голову. Раз я так подкрался к задремавшему на камне орлу, раз – к семье лебедей.
Мне страшно шевельнуться, я не решаюсь направить ружье в спящую птицу. Я смотрю на них, пока какое-нибудь нечаянное горькое воспоминание не обломит под локтем сучок и все птицы с страшным шумом, плеском, хлопаньем крыльев разлетятся в разные стороны. Я не сожалею, не сержусь на себя за свой промах и радуюсь, что я здесь один, что этого никто не видел из моих товарищей-охотников. Но иногда я убиваю. Пока птица еще не в моих руках, я чем-то наслаждаюсь еще, а когда беру в руки, то все проходит. Бывают тяжелые случаи, когда птица не дострелена. Тогда я иногда начинаю думать о своей страсти к охоте и природе как о чем-то очень нехорошем, мне тогда кажется, будто это чувство питается одновременным стремлением к убийству и любви, а так как оно исходит из недр природы, то и природа для меня, как охотника, только теснейшее соприкосновение убийства и любви…
Я так размышляю, но мне на дороге попадаются новые птицы; я опять увлекаюсь и забываю то, о чем думал минутою раньше.
19 мая
В одном из черных домиков, у моря, под сосной с сухой вершиной живет бабушка-задворенка. Ее избушка называется почтовой станцией, и обязанность старушки охранять чиновников. Онежский почтовый тракт с этого места уходит на юг, а мой путь – на север, через Унскую губу. Только отсюда начинаются самые глухие места. Я хочу в ожидании лодки отдохнуть у бабушки, изжарить птицу и закусить.
Я вспоминаю предупреждение Алексея: «Где хочешь живи, но не селись ты на почтовой станции, – съест тебя злая старуха», – и раскаиваюсь, что пришел к ней.
За это она меня вовсе гонит под тем предлогом, что с часу на час должен приехать генерал и занять помещение. Генерал же едет в Дураково море делить.
Я не успел открыть рот от изумления и досады, как старуха, посмотрев в окно, вдруг сказала:
– Да, вишь, вон и приехали за генералом. Вон идут с моря. Алексей прислал. Ступай-ка, ступай, батюшка, куда шел.
А потом еще раз оглядела меня и воскликнула:
– Да уж не ты ли и сам генерал!
– Нет, нет, бабушка, – спешу я ответить, – я не генерал, а только лодка эта за мной послана.
– Ин и есть! Вот так и ну! Прости меня, ваше превосходительство, старуху. За политика тебя приняла, нынче все политику везут. Сила несметная, все лето везут и везут. Марьюшка, ощипи ты поскорей курочек, а я яишенку поставлю.
Я умоляю бабушку мне поверить. Но она не верит: я настоящий генерал; я уже вижу, как усердно начинают щипать для меня кур.
Тут вошли три помора и две жёнки – экипаж поморской почтовой лодки. Старый дед-кормщик, его так и зовут все «коршик», остальные – гребцы: обе жёнки с грубыми обветренными лицами, потом «Мужичок с ноготок – борода с локоток» и молодой парень, белокурый, невинный, совсем Иванушка-дурачок.
Я генерал, но все здороваются со мной за руку, все усаживаются на лавку и едят вместе со мной яичницу и птицу. А потом Мужичок с ноготок, не обращая на меня внимания, сыплет свои прибаутки жёнке, похожей на бомбу, начиненную смехом. Мужичок болтает, бомба лопается и приговаривает: «Ой! одолил Степан. Степаны сказки хлебны, скоромны. Вот бороду вокруг кулака обмотаю, да и выдерну».
Но как же это, ведь я же генерал. Даже обидно. Или уже это начинается та священная страна, где не ступала нога начальства, где люди живут, как птицы у берега моря... https://predanie.ru/book....oc2
Дата: Среда, 2024-03-27, 9:06 AM | Сообщение # 109
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3986
Статус: Offline
ПТИЦА ОГНЕННАЯ
Современники оценят только звёзды Поп-экрана, развлекалки и салют... Но века хранят истоки, а не грёзы, Что листвою скоротечно опадут.
Вечность в нас пером жар-птицевым мерцает, А схватить нельзя, нельзя и упустить Намагниченность души, а в ней… лица нет, Мощь всезвёздная - серебряная Нить.
Увлекают нас земные достиженья, Уважение, награды и почёт, Маскарад тщеславья вечного круженья Не заметит лишь отшельник-звездочёт…
Парадоксовы аншлаги в Интернете – Кульминация заката… Для чего
Игры с совестью в преддверии Рассвета? Выбирайте птицы Огненной перо… Сказки - жемчуга мира Книги Семи Морей
Дата: Понедельник, 2024-04-22, 3:01 PM | Сообщение # 110
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7734
Статус: Offline
Беседуем с птицами на радость душе!
Мы мыслим образами, Мысли же Богов - Мы сами… в этом тайна временных оков...
Что настоящее в нас, если времена Соединяет только Истина Одна!
Она над временем, над миром перемен, Её желаньями берут нас Боги в плен... А рядом с Нею Разум терпит превращенье В Её фантазию в мирах опереженья.
***
Пусть зовут Её скрытой, я вижу Её Каждой клеточкой тела в прекрасном движенье, В ощущении радостном, в прикосновенье Столь изящном и нежном, как нет ничего...
И в напевах лютни, мелодичной свирели, И в слиянии звучном всех песен любви, И на пастбищах, в бархатной неге земли, В шелковистых деревьях, в полёте газели...
И в прохладных закатах, и в первых лучах Восходящего солнца, в дожде и тумане, В разноцветных коврах из цветов, и в дурмане Ароматов душистых, в златистых стогах...
В дуновенье легчайшего ветра - Она, Что в подоле несёт откровения ласки, Губы нежно целуют волшебные сказки, Что улыбками светят на мой небосклон...
В каждом мгновении интрасферного восприятия можно обнаружить божественные искры, таинственно возрождающееся сотворчество, игру сознания и, одновременно, обыденное действие мысли и материи.
Дата: Вторник, 2024-04-23, 10:40 AM | Сообщение # 112
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3986
Статус: Offline
Я зачеркну все то, что помнить не желаю, И новый день начну, как белую страницу, Из клетки прошлое я выпущу, как птицу, И вот... свершилось... Забываю, воскресаю... И удивляюсь, словно вижу все впервые, Какое небо, облака, а лес, а пух... Весенней зелени, а тронувшее слух Птиц щебетанье, а просторы голубые...
Я верю, прошлое имеет смысл тогда, Когда на будущее есть его влиянье, Но разве можно жить без чуда Вспоминанья, Без сказок прошлого, что дарят нам года. Сказки - жемчуга мира Книги Семи Морей
Отчего так мечтательно-сонно струится По горам мироздания ворожейный твой взгляд? -Сбрось ветра-одеяла! Отведу тебя к птице! Восхитительной птице! Собирайся в дорогу! Надевай самый лучший наряд!-
Я лучистая! В люрексе светом ранимое платье, на раскрыле бессмертного дня поднимаюсь с тобой на хребет Мерчисона... Расстелилось небесное озеро на закате... И за буковым склоном Начинаю волшебную птицу звать я.
В золотистой полевице раздаются контральтовым тембровым звоном барабанно дробящие дровные ахи. И восходит она над озёрною горной короной, потрясая наш взор восхищённый - возрождённая птица ТАКАХЕ.
Клювом алым потрогает воздух и расправит зелёно-туманные крылья. - Улетаем! - прошу . - Улетаем, пока что не поздно. Улетаем, пока мы не стали изумрудною звёздною пылью и пока не растаяли над озером этим серебряно-росным!
Этот рокот маняще глухой... Листья тёмные бука сметают меня в канаву. - Тихо! Тихо! - ты шепчешь,- Здесь воздух и тот колдовской. Не буди это сонное озеро Те Анау! Не держи эти неба лучистые взмахи! Посмотри, как в полевице рядом с моею рукою Ясно светлится вечности птица ТАКАХЕ!