Основой Информорафии стали фольклорные материалы. В Птаслов попали существа, которым мифологическим сознанием приписаны какие-либо птичьи черты.
В Птаслове 2130 птицеподобных существ, населяющих все части света. Есть также существа инопланетного происхождения.
Собирал Птасловник имея потребность разобраться в мифологических представлениях народов.
Этот труд - подношение Кирмасовой, Зуевой в девичестве, Анне Фёдоровне, родившейся в Ерышовке Воронцовского уезда, моей тётке, относившейся ко мне равно как к сыну, спасшей дважды меня от смерти.
Это посвящение русскому труженику, воплощавшего свои чаяния в удивительных описаниях птицеподобных существ, способных принести невзгоды, но унести человека в страну счастья, русскому крестьянину, сделавшему самый значительный вклад в Птаслов.
Женщине-крестьянке, труженице, являвшей собой символ и пример заботы, моей тётке, Тёте Ане, влюблённой в огни и сумраки электрических городов, мечтавшей о высоком образовании.
Она превращала ворохи невзгод и сполохи страданий в песни любви и искусство радования. Получить от неё выговор, значило получить напутствие в жизнь.
Королеве огородов, кормилице наседок, повелительнице огня в печурке, чемпионке еды быстрого приготовления. Маленькой девочке из Ерышовки Воронежского уезда, мало кто знает, что все взрослые сначала были детьми. Отложите в сторону свои Книги Жизни и полистайте вместе с нами этот труд. Тётке, верившей, что уделом птиц являются песни о переплетениях людских судеб.
Дата: Понедельник, 2022-11-28, 12:01 PM | Сообщение # 3
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3986
Статус: Offline
Фрагмент раздела А-А
Аист!!
Бочан. Бусел. Стерх. Скокс. Шах. Священной птицей Леля считался аист. Другое название этой птицы в некоторых славянских языках — лелека. В связи с Лелем почитались также родственники аиста журавли, и жаворонки — символы весны. Аист, как Орёл и Ибис, уничтожает рептилий и потому является солнечной птицей. Символизирует приход весны и новой жизни потому считается благовещенской птицей. В Китае аист олицетворяет долгожительство, счастливую и умиротворенную старость, сыновью почтительность, чуждю соблазнов, отшельника. В Христианстве аист означает целомудрие, чистоту, почтительность, осмотрительность и бдительность. Как предвестник весны символизирует приход новой жизни. В Египте аист — это сыновняя почтительность. В Греции богиня аистов изображалась как женщина подательница жизни, кормилица и являлась атрибутом Геры. В Риме аист олицетворял сыновнюю почтительность, привязанность и атрибут ноны. Аист, приносящий змею в корм своим птенцам. символ необходимости заботы о потомках, ради собственной старости. Аист, несущий на спине своего собрата. символ величайшего благочестия — сын, поддерживающий в трудный час своего престарелого отца. По этой причине аист и получил название благочестивого. В престарелом возрасте тела аистов почти целиком теряют оперение, и они теряют способность самостоятельно добывать себе пропитание, передвигаться с места на место. Тогда их более молодые собратья благочестиво помогают им в тяжелых обстоятельствах, прикрывая их своими крыльями, прочищая их старые перья и согревая их теплом своих тел. Им приносят пищу в клювах и даже переносят с места на моего либо на спинах, либо поддерживая крыльями. Такое поведение следует отнести к замечательнейшим примерам сыновней любви и благодарности, достойным всяческого подражания и величайшего одобрения, и если любовь и заботу следует оказывать нашим родителям. Аист, летящий с камнем в когтях. символ благоразумия. Аист обычно летает высоко над горами, обширными просторами земли и моря. и зажатый в лапах камень служит ему для увеличения его веса, чтобы его не унесло слишком далеко от цели полета и чтобы его не потрепал шторм или ураган, внезапно встретившийся в пути. Аист с камне олицетворяет благочестивого христианина, призывая к умеренности и соизмерению своих поступков. Аист — синоним странствия. Еще в древности заметили, что аисты прилетают на Ближний Восток, на Средиземноморье, не всегда в одно и то же время. Они порой запаздывают и даже погибают в пути, захваченные холодами. Аист олицетворяет — сметливость, хитрость. В басне Эзопа «Лис и Аист» Лис пригласил Аиста на обед, но подал ему угощенье на плоском блюде; вслед за тем Аист пригласил Лиса тоже на обед, но предложил ему еду в кувшине с длинным горлышком. Появление Аиста предвещает добрую весть, доброе предзнаменование. В древности у многих народов за убийство аиста полагалась такая же кара, как и за убийство человека. Считается, что гнездо аиста на соломенной крыше или на колесе от телеги, водруженном на дереве или на любом возвышении, приносит счастье тому дому, где оно свито. Аист собой олицетворяет плодородие, урожайность. Район гнездования — затишье, летнее тепло, сырость, дожди; излюбленные аистами места: заболоченность, пруды, трясина… Аист -- противник дьявола, всякого Зла, символ Христа. Аист означает покой и семейное счастье, уверенность в завтрашнем дне, чистота. Это оттого, что птица регулярно очищает свое гнездо от всяческих отходов… Древние римляне посвящали аиста богине домашнего очага Юноне, которая покровительствовала супружеству и материнству. Согласно ряду легенд аист незадолго до отлета в теплые края устраивают для молодняка экзамены, и того, кто окажется слабым и не способным к длительному перелету, убивают… Аист показывает пример послушания и повиновения. Молодой повзрослевший аист, не смеет покинуть гнездо без материнского позволенья. Аист являет собой пример сыновней любви и пиетета. Согласно античным и средневековым легендам, выросшие птенцы заботятся о своих престарелых родителях, кормят их и чистят им гнезда. Римское право требовало заботы детей о родителях, этот закон назывался «аистиным» («Lex ciconaria»). Аист — символ рассудительности и высокомерия. Это, вероятно, пошло от того, что аист, осматривая все вокруг, высоко задирает голову. Так же он ведет себя и когда ловит насекомых. Аист — символ чуткости. Он спит, стоя на одной ноге, готовый проснуться в любое мгновенье. Аист — символ мудрости и задумчивости. Кажется, что птица, замершая в неподвижности, занята размышлениями, философией, медитацией. Аист — считается чистильщиком мира. Он очищает мир от вредных насекомых, змей; он также пример морали, проповедник. Аист в христианстве — религиозная экзальтированность, мистическая самоустремленность. Он вьёт свои гнёзда на самых высоких местах церковных крыш. Аист является символом весны воскресенья, поскольку прилетает весной, когда вновь оживает природа. Скокс - в средневековой европейской мифологии демон, являющийся в облике аиста, способен находить клады и похищать сокровища. Особо почитаемая птица, наделяемая в народных представлениях человеческими свойствами. Под видом Чёрного Аиста полетел Босоркун, посланный Кащеем, чтобы убить молодого Бога Коляду. Был тот Аист огромен, своими крыльями он закрыл весь свет. Налетел Аист на Коляду и проглотил его. Но почувствовав жженье в глотке, он выплюнул Коляду и попробовал заклевать. Но Коляда схватил Аиста за клюв и разорвал, так легко, будто ребенок рвет травинку (Славянские мифы). В легендах и весенних обрядах Аист выступает в роли охранителя и очистителя земли от гадов и прочей нечисти — змей, жаб, насекомых и нечистой силы. Легенда связывает происхождение Аиста с человеком. Бог дал человеку мешок с гадами и велел выбросить его в море, в огонь, закопать в яму или оставить на вершине горы. Человек из любопытства развязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле; в наказание Бог превратил человека в Аиста, чтобы он очищал землю от гадов. Со стыда у Аиста покраснели нос и ноги. В других легендах аистом стал косец, не ответивший на приветствие Христа; косец, у которого перед Христом спали штаны (прилетая, Аист скидывает штаны и ходит в жилетке); убийца, разбросавший части тела убитого, ставшие лягушками, и др. Аиста часто называют человеческим именем: Иван, Василь, Яша, Грицько, Адам и др. Черно-белая окраска Аиста также связывается в легендах и поверьях с его человеческим происхождением: с одеянием ксендза шляхтича, с черной жилеткой и др. Согласно польским свидетельствам для прекращения дождей, вызванных убийством Аиста, советовали похоронить его, как человека, в гробу на кладбище. Аистам приписывают ряд человеческих особенностей: они имеют человеческие пальцы, душу, понимают язык человека; плачу слезами; молятся Богу (так воспринимается их клекот); вместе справляют свадьбы; каждая семейная пара неразлучна и в случае гибели одного из супругов другой добровольно идет на смерть вслед за ним; Аист может покончить с собой из ревности, самку, заподозренную в супружеской измене, судят публично и убивают. Существует поверье о мифической земле Аистов. Болгары называют Аиста паломником, считая, что он ежегодно посещает святую землю. Верят также, что Аисты улетают на зиму в далекую землю на краю света, где, искупавшись в чудесном озере, становятся людьми, а весной, искупавшись в другом озере, вновь становятся птицами и возвращаются, так как в своей земле Господь запретил им выводить птенцов. В Польше известно поверье, что Аисты улетают далеко за море, где обращаются в людей. Весной они вновь превращаются в Аистов и прилетают назад, причем человек, попав на берег того моря, тоже может таким же образом обратиться в Аиста и перелететь в их землю. Верят также, что, прилетев в теплые края, Аист мочит свой клюв в крови и становится человеком, а когда омочит себя в воде, вновь станет Аистом. Поверье, что Аист приносит детей, особенно распространено у западных славян. Аист вытаскивает их из болота, из моря, приносит в корзине, в лохани, в корыте, бросает в дом через дымоход. Или бросает в печную трубу лягушек, которые, проникая в дом через дымоход, приобретают человеческий облик. Детям говорили, что нужно поставить на окно тарелку с сыром, чтобы Аист принес ребенка. Дети просили Аиста принести им братика или сестричку, например: «Буську, буську, принеси менi Маруську!». В Белоруссии во время празднования родин в дом приходил ряженный аистом и поздравлял родителей с новорожденным. Болгары считают, что Аист — предводитель градовой тучи. Поляки считают, что Аист разгоняет градовые тучи, когда кружит высоко в небе, а клекот его служит предвестьем ливня и бури. В польской легенде Аист дает человеку красный платок, усмиряющий бурю на море. В белорусском Полесье жницы просят Аиста: «Иванько, Иванько, зашли нам трохи витру, бо не здюжим жаты». Из Моря (болота, колодца) Аист (лиса, кот) достает души новорожденных детей. Аист символизирует в ряде традиций обилие, плодородие, долголетие, материнские чувства (и одновременно сыновнее почтение), предвещает благую судьбу, рождение детей (так же как и цапля).
++++++++++++++++++++++++++++
Айтон!! Этон. Аэтон. Ethon; Пылающая огненная птица красно-коричневого цвета, пришедшая из древнегреческой мифологии. Во многом похожа на Феникс. Орёл Гигин, по внешности похожий на Этон мучил Прометея. ++++++++++++++++++++++++++++
Дата: Вторник, 2022-11-29, 5:47 PM | Сообщение # 4
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3986
Статус: Offline
Фрагмент раздела ББ
Белая Лебедь!! Воля. У русских воля наделяется зооморфными свойствами: во время мытья невесты в бане она принимает облик угля, огня, серой уточки, горностая, белой лебеди. Воля предстает также красной девушкой, рыдает, сердится, кланяется, молится в церкви, венчается. Если на земле происходили дурные дела, то поднималась она ко Всевышнему и жаловалась. Так назывались красавицы женщины-оборотни, впоследствии вообще женщины-красавицы. Одной из первых в Белую Лебедь народная мифология обратила Авдотью Лиходеевну, бывшей, якобы, дочерью Царя Лиходея Лиходеевича. Белая Лебедь Захарьевна шлет царю письмо о выдаче виноватого. Белая Лебедь Захарьевна. Лебедь-птица красная девица. Страховна. Как-то шлёт царю письмо о выдаче виноватого. Сказочный персонаж Белая Лебедь. Авдотьюшка. Авдотья лебедь белая. Невеста Ивана Горденовича. Овдотьюшка. Белая Лебедь Жена Михайлы Потока. Авдотья Лиховидовна. Авдотья Лихотовна. Авдотья Ивановна. Авдотья Михайловна. Овдотья. ++++++++++++++++++++++++++++
Белая Птица!! Китай!. Бессмертные люди. Около Гуйсюй, согласно преданиям, было пять священных гор. Во дворцах там жили бессмертные. И птицы и звери там были белого цвета, повсюду росли нефритовые и жемчужные деревья. Бессмертные, по-видимому, одевались в белые одежды, на спине у них росли маленькие крылья. Маленьких бессмертных часто можно было видеть свободно летящими в голубой лазури неба над морем подобно птицам. Они летали от горы к горе, разыскивая своих родственников и друзей. Их жизнь была весёлой и счастливой. ++++++++++++++++++++++++++++
Белет!! Билет. Beleth. Bileth. Bilet. Генерал. Король. Появляется с двумя парами крыльев типа летучей мыши. Владыка степи. Обитает в скифских степях. Царицей скифской степи считалась Белет Цери. Могущественный и ужасный король, скачущий на бледном коне с трубами и другими видами музыкальных инструментов, играющими и скачущими перед ним. Велиал, Белет, Асмодей и Гаап - главнейшие в списке 72-х духов Соломона. Он принадлежит к Чину Властей и управляет 85 Легионами Духов. Белет повергает мужчин и женщин в безумную и глупую любовь, пока заклинатель этим не насладится. Он принадлежал к чину Властей и надеется вернуться к седьмому трону, что совершенно невероятно. ++++++++++++++++++++++++++++
Белиал!! Белиаль. Belial. До своего падения в протославянские времена служил на королевских должностях Огненный Дух Имеет за спиной две пары гипертрофированных крыльев, собранных из крыльев летучей мыши и эелементов врана. На ногах огненные подкрылышки. До своего падения в протославянские времена служил на королевских должностях. О чём напоминает, появляясь перед магами в богатой короне. В этой своей прошлой жизни покровительствовал плавающей и всякой другой пешей и летающей живности. 68-й Дух из 72-х. Он - Могущественный и Могучий Король, появившийся сразу после Люцифера (Lucifer), появляется в облике двух прекрасных ангелов, сидящих на огненной колеснице. Он говорит приятным голосом и утверждает, что пал первым среди самых достойных ангелов, даже более достойных, чем Михаил и другие Небесные Ангелы. Его служба заключается в том, чтобы распределять чины и сенаторские привилегии и т.д., он делает возможной благосклонность друзей и врагов. Он дает превосходных друзей и управляет 50 Легионами Духов. Король Белиал (Belial) должен получать от заклинателя подношения, жертвы и подарки, иначе он не будет давать правдивые ответы на его вопросы. Белиал - «суета», «ничто», «не-бог», один из самых сильных и злых демонов Сатаны. Белиал командовал 88 легионами демонов (по 6666 демонов в каждом) и был представителем дьявольских войск в Турции. Но потом он долго может говорить правду, пока не скован Божественной Силой. О немногих демонах пишут книги и слагаются легенды, однако Белиал удостоился болшего внимания, чем какой-либо другой обитатель ада, не считая самого Люцифера. В «Goetia» утверждается, что Белиал — один из четырех демонов, запертых в медном сосуде магической печатью царя Соломана (говорят, что остальные три — это Билет, Асмодей и Гаап). Говорили, что царь Белиал был создан непосредственно вслед за Люцифером, а потому считается отцом и соблазнителем павших ангелов. Поскольку он пал первым среди более достойных и мудрых, которые шли перед Михаилом и другими небесными ангелами. ++++++++++++++++++++++++++++
Белиаль!! Белиал. Belial. До своего падения в протославянские времена служил на королевских должностях Огненный Дух Имеет за спиной две пары крыльев летучей мыши. Крылья врановые гипртрофированные. На ногах огненные подкрылышки. До своего падения в протославянские времена служил на королевских должностях. О чём напоминает, появляясь перед магами в богатой короне. В этой своей прошлой жизни покровительствовал плавающей и всякой другой пешей и летающей живности. ++++++++++++++++++++++++++++
Белиел!! Белиал. Belial. До своего падения в протославянские времена служил на королевских должностях Огненный Дух Имеет за спиной две пары крыльев летучей мыши. Крылья врановые гипртрофированные. На ногах огненные подкрылышки. До своего падения в протославянские времена служил на королевских должностях. О чём напоминает, появляясь перед магами в богатой короне. В этой своей прошлой жизни покровительствовал плавающей и всякой другой пешей и летающей живности. ++++++++++++++++++++++++++++
Белус!! Беллус. Персонаж мифологии атолловых островов к северу от Австралии. Птица, больше похожая на своего зооморфного собрата – Белозобого пёстрого голубя. ++++++++++++++++++++++++++++
Белый Дракон Экстрапланар!! Экстрапланарные Драконы - наиболее опасные существа во всех Демонологических Королевствах. Рассвирепевший дракон может сравнять с землей город. Драконы разнятся по размерам и способностям, как правило представляют собой огромных крылатых рептилий, которые могут извергать огонь, холод, кислоту или другие разрушительные вещества. Цветные и металлические называются истинными драконами. В древние времена, драконы были правителями Земных Королевств. С пришествием людей и эльфов драконы ушли на Север. Изредка встречаются драконы, которые приходят с Севера, поселяются в какой-нибудь забытой долине и терроризируют местное население. Полёт драконов - самое опасное явление в Королевствах. В это время большое число хроматических драконов всех видов и размеров, обрушиваются с Севера на Королевства, уничтожая все на своем пути. В определенный период этого цикла у драконов появляется тяга к разрушению. Дракон экстрапланар – огромный, очень красивый летающий ящер с четырьмя лапами и парой крыльев, которые по всем законам аэродинамики не могут поднять его в воздух, однако как-то умудряются. Помимо наличия гигантских клыков и когтей, любой дракон является умелым волшебником, а также способен "выдыхать" (точнее, выплевывать) какую-либо деструктивную субстанцию - от банального огня или яда до электрической молнии или даже потока раскаленного песка. Белый дракон - самый слабый вид цветных драконов. Обитает в северных районах. Они довольно тупы, обитают в холодном климате и выдыхают поток морозного воздуха. Кроме цвета этого дракона можно опознать по высокому гребню на голове. Эти драконы откладывают яйца в снег и вообще плоховато чувствуют себя в теплом климате. Белые драконы живут в прохладных или холодных областях, предпочитая страны, где температура редко повышается выше точки замерзания, а лед и снег всегда покрывают землю. Когда температура слишком повышается, дракон впадает в спячку. Белые драконы греются в холодных ветрах, которые дуют над ледяными равнинами, и валяются в глубоких сугробах. Логова белых драконов это ледяные пещеры и глубокие подземные укрытия; они выбирают пещеры, которые находятся подальше от жарких лучей солнца. Они хранят все сокровище внутри логова, предпочитая покрытые льдом, в котором отражаются драгоценные камни, особенно алмазы. Подобный вид буквально завораживает их. Мозгов у них хватает только на внятную речь. Белые драконы самые маленькие и самые слабые из злых драконов, являются медленно соображающими, но эффективными охотниками. Они импульсивны, злобны и проявляют животные инстинкты, обычно концентрируясь лишь на текущем моменте и не испытывая сожалений. Несмотря на их слабый интеллект, они столь же жадны и злобны, как и другие драконы. Но зато они летают намного быстрее и маневреннее прочих, к тому же отлично лазят по скалам и льду. Некоторые источники утверждают, что у белых— сильный комплекс неполноценности из-за их скромного размера (примерно вчетверо меньше красного), и потому они стараются отыгрываться на детенышах других драконов, а также великанов. Хотя белые драконы, как и все другие драконы, способны есть практически все, они очень избалованы и питаются только замороженными продуктами. Обычно после того, как дракон убивает существо своим дыханием, он сразу же начинает поедать его, пока труп все еще жесткий и холодный. Жертвы, убитые другим способом закапываются в снег. Так же эти драконы способны насылать туман, который заставляет покрываться льдом любую поверхность контактирующую с туманом, создавая эффект заклинания жир. Сам дракон не подвержен эффекту жира из-за его способности хождения по льду. Так же он имуннен к холоду. Чешуя новорожденного белого дракона имеет практически зеркальную поверхность. С возрастом блеск исчезает, а к моменту достижения последней стадии взросления цвет их чешуи состоит из смеси белого, светло-серого и светло-голубого цветов. Но они плохие родители. Хотя молодняк остается с родителями с момента появления на свет до юной или начальной возрастной стадии, они не защищены. Как только дракон выходит из стадии новорожденного, он должен позаботиться о себе сам. Поэтому они обучаются искусству сражения и охоты, подражая родителям. Независимо от размера цели, любимый метод атаки белого дракона состоит в использовании дыхания и специальных способностей перед началом схватки. Эта тактика иногда работает против них, так как запас дыхания может быть истрачен на небольшую добычу, как результат против более крупного врага дракону придется сражаться уже в физическом бою. Если белый дракон преследует существа в воде, таких как белые медведи или тюлени, это будет схватка их в его стихии, где он сражается когтями и пастью. Основными врагами белых драконов являются ледяные гиганты, нападающие на них ради еды и брони. А иногда они используют драконов для охраны жилищ. ++++++++++++++++++++++++++++ Сказки - жемчуга мира Книги Семи Морей
Дата: Пятница, 2022-12-02, 12:58 PM | Сообщение # 5
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7565
Статус: Offline
раздел ВВ
фрагменты
Вереселень!! Крылья летучей мыши. Воплощение стихии огня. Огненный змей представлялся в виде огромного огнедышащего многоглавого змееподобного существа с сильными крыльями, который с наступлением темноты выходит из-под земли и летает в поисках жертвы, оставляя за собой огненный след. У него голова человеческая, волосы - будто веник, есть хвост, ноги похожи на куриные. ++++++++++++++++++++++++++++
Веретеница!! Птицей-вертеницей, еретницей в русских загадках именуют смерть, а в загадке из Енисейской губернии — ребенка в утробе матери: «Стоит дуб-сыродуб, в этом дубе-сыродубе сидит птица-еретница, никто ее не видит, ни царь, ни царица, ни красная девица». Такой образ женщины-птицы отмечен еще в палеолите Евразии, а в Центральной Европе в бронзовом веке существовали специальные погребальные урны в виде грубоватых женских фигурок с крыльями. Огненный Одноглавый Змейв чувашской мифологии, воплощение стихии огня. Он представлялся в виде огромного огнедышащего многоглавого змееподобного существа с сильными крыльями, который с наступлением темноты выходит из-под земли и летает в поисках жертвы, оставляя за собой огненный след. У него голова человеческая, волосы - будто веник, есть хвост, ноги похожи на куриные. Огненные змеи произошли от младенцев, которые были тайно рождены и умерщвлены незамужними женщинами. Они приходят к собственным матерям и, насылая на них всякую хворь, постепенно убивают их. Также огненные змеи посещают мужчин и женщин, которые затем чахнут и умирают. Превратиться они могут в кого угодно: к женщине они приходят в облике мужчины, а к мужчине - в облике женщины. В дом они пролезают через дымоход. Если хозяева почуяли, что к ним повадился огненный змей, нужно завести в доме свинью, так как свиньи чувствуют близость огненного змея и начинают визжать. Огненный змей убегает, поняв, что его почуяли. После трех подобных встреч он больше не приходит в этот дом. Чтобы обезопасить себя от огненного змея, одежду и постель полагалось пачкать куриным пометом, посыпать на подоконник горячую золу, оградить дом кругом, прочерченным железным предметом, стрелять из ружья. ++++++++++++++++++++++++++++
Веретник!! Вострогот-Птица. Вострогор-Птица. Рарог. Варгана. Веретранга. Сварог. Все названия свзаны с инкарнацией огня. Имеет сходство с Рарогом, по производимому огненному шлейфу. Птица Веретник тоже производное огня, только вредного, уничтожающего. Веретрагна – иранское божество войны ипобеды, которые может первоплощаться также и в коршуна или сокола с огненным оперением. Варагна в Авесте – есть инкарнация сокола, символ царской власти. Огненная сущность Варагны снисходит на Заратуштру и наделяет пророка силой духа. Вострогор — от птица да всем птицам птица. Вострогот птица вострепещется, а Фаорот гора вся да восколеблется. (Голубиная книга). Имя Святогора является результатом народно - этимологического «выпрямления» первоначального имени, близкого названиям типа Вострогор. Есть иная, неогненная трактовка этого персонажа: Это существо птицезмеиной природы, вампир, змея или безногая ящерица со смертельным укусом. Такой образ женщины-птицы отмечен еще в палеолите Евразии, а в Центральной Европе в бронзовом веке существовали специальные погребальные урны в виде грубоватых женских фигурок с крыльями.Это оромная огненная птица, живущая высоко в горах. ++++++++++++++++++++++++++++
Веретранга!!
Саэн. Вострогор-Птица. Вострогот. Веретник. Рарог. Варгана. Сварог. Имеет множество инкарнаций, втом числе птичьи: сокол, жертвенная птица. Все названия свзаны с инкарнацией огня. Это оромная огненная птица, живущая высоко в горах. Имеет сходство с Рарогом, по производимому огненному шлейфу. Птица Веретник тоже производное огня, только вредного, уничтожающего. Веретрагна – иранское божество войны ипобеды, которые может первоплощаться также и в коршуна или сокола с огненным оперением. Варагна в Авесте – есть инкарнация сокола, символ царской власти. Огненная сущность Варагны снисходит на Заратуштру и наделяет пророка силой духа. Вострогор — от птица да всем птицам птица. Вострогот птица вострепещется, а Фаорот гора вся да восколеблется. (Голубиная книга). Имя Святогора является результатом народно - этимологического «выпрямления» первоначального имени, близкого названиям типа Вострогор. ++++++++++++++++++++++++++++
++++++++++++++++++++++++++++
Вила!! Самовила. Самодива (болгары). Самодива. Вираджь. Лихо-плеси. Демонические существа водной стихии и Подземного мира. Иной раз Самовилы начинают плести облачную кудель и тянут из неё серебряные нити дождя, выступая при этом вещими пряхами, подобно Доле и Недоле, Стрече и Нестрече. В этом случае они зовутся «лихоплеси» (плетущие лихо, беды, смерть). Числом же их тридевять сестрениц, глаголют невегласи и мнят себя. Просят к себе требы. Женский мифологический персонаж южных славян, сходный с русалкой и богинкой. В сущности это добрые русалки. Они молоды, красивы, на голове у некоторых вил короны. Любят танцевать под луною, летать по воздуху, используя приэтом крылья бабочки или колибри. Они раскачиваются на ветках берез, шиповника, груши, яблони. Они расчесывают длинные волосы, спадающие в воду. К людям добры, охотно выходят замуж за статных молодцев, рожают детей, которые необычайно одарены и называются индиго. Круговые Грибы указывают на место игр самовил. От связи самовил и Змеем рождаются Драконы с мышиными крыльями. Если не хочешь полюбиться с самовилой, не надо откликаться и оборачиваться на её голос Крылатые Самовилы обязательно взлетят на Радугу, которая появится после дождя. Их так оказывется много прячется в кустах, что Радугу, когда самовилы на неё взлетят, называют поясом самовил. Одеты Самовилы всегда в белое. Юды-самовилы выполняют указания Всевышнего по отношению к людям. Говорят - как поступать, помогают или, наоборот, наказывают. Крылья голубиные гипертрофированные. Крылатые красавицы, духи гор, озер и колодцев. Носят длинные волшебные платья. Ноги с копытами. Симпатизируют мужчинам, обиженным и сиротам. Могут лечить, предсказывать смерть. Разгневавшись, способны убить взглядом. В заговоре Южн. слав. она женит сына, зовет человека. А Заклинатель посылает болезнь. Перед ней солнце и др., она приманит суженого. Сестра вилы съедает болезнь без рта. В заговоре Болезни идут к некрещеному ребенку. Болезни идут к ребенку вилы. В южнославянской мифологии Вилами и Самовилами называют демонических существ, связанных с водной средой и Подземным миром. С водой соотносятся популярные персонажи этрусского хтонического мира – демоны Хару и Ванф. В единственном числе - Вила, летающая женщина с распущенными волосами, олицетворяющая саму женственность и вместе с тем способная и навредить при случае недругу (чисто по-женски). Есть ещё вилы – женские духи. У древних индийцев есть к пара к Вила – Вирадж (Виражъ). Здесь славянское "л" перешло в древнеиндийское "р". Вила стала Вира-жь и лингвистически, и по образу. Таким образом, в этой индо-славянской паре богов - Вила автохтонна, а Вираджъ – переселенец (Петухов). Вилы происходит из отряда Великих богинь. По времени они восходят во времена неолита, когда царствовала Женщина Мать, Великая Богиня. Впоследствии Образ Великой Богини распадался, не без влияния индуитского Божественного пантеона, в большей степени патриархального. В этом виде Великая Богиня представала как вестница смерти (греческие эринии, этрусская Ванф, кельтские банши, скандинавские валькирии, балтские вели, славянские вилы). Вилы имеют крылья, они летают как птицы, владеют колодцами и озерами, способны «запирать» их. Вилы - женский мифологический персонаж южных славян (болг. самодива, самовила, юда, макед. самовила, серб., хорв., словен. vila), по ряду признаков сходный с восточнославянской русалкой и западнославянской богинкой. Вила преимущественно представляется как красивая длинноволосая девушка, в белых одеждах, босая, часто с крыльями. Считают также, что Вила невидима днем, ее можно увидеть только в полночь. Вилы - крылатые красавицы, духи гор, озер и колодцев. Носят длинные волшебные платья. Ноги с копытами. Симпатизируют мужчинам, обиженным и сиротам. Могут лечить, предсказывать смерть. Разгневавшись, способны убить взглядом. Вилы- сербские русалки. Обладали почти традиционной внешностью русалок, с той лишь разницей, что тело у них прозрачное; происхождение: они не утопленницы, а дети тучи. Вот что рассказывает вила о себе: Меня гора-туча родила; Утренняя роса падала- Меня, вилу, вспоила; От горы-тучи ветер веял- Меня, вилу, баюкал; То были мои няньки. По сербским поверьям, вилы насылают бури, дождь и град, поднимают ураганы. Кроме того, они хозяйки родников. Кто напьется из заповедного источника вилы, тому придется заплатить тяжкую дань: "сам он слепнет, а конь его обезножеет". Если же вилам, когда они танцуют, как и русалкам, удается затащить в свой хоровод юношу - тут ему и конец настает. Если отнять у Вил крылья, они теряют способность летать и становятся простыми женщинами. Кто отнимет одежды у Вил, тому они подчиняются. К людям относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам, умеют лечить, предсказывать будущее. Вила умеет летать, великолепно поет, танцует, обычно появляется у воды, где купается, моет свои волосы и пр. Вила способна как навредить человеку (убить, наказать слепотой, наслать паралич, искалечить и пр.), так и помочь ему. Человек, которому помогает Вила, часто сам приобретает сверхъестественные черты (может бороться с реальными и мифическими врагами, исцелять людей, не поддается сглазу и пр.), особенно это относится к детям, похищенным и взращенным Вилой или рожденным от Вилы, а также к мужчинам, вступившим с Вилой в половую связь. Люди, которых Вила наделила необычными свойствами, становятся героями, о них рассказывают легенды, воспевают в эпосе. Характерной чертой быличек, рассказов и поверий о вилах является их появление в небольшой группе: вместе они кружатся в хороводе, совершают невидимые трапезы на дорогах, на перекрестках, у источников. Попадание человека на место, где побывали Вилы, считается опасным: человек надолго заболевает, и снять такую болезнь можно только магическим способом. Для этого ходят к месту, где произошло невидимое столкновение с Вилами, приносят туда специально выпеченную булочку, сладкую воду или сахар, брызгают на дерево, источник или поляну, «принадлежащие» Вилам, со словами заклинания и просьбой излечить больного, называя Вил «сестрами», «матерями». Вила нередко отождествляется с ветром, вихрем, в котором она «обитает», «летает», «танцует», особенно часто этот сюжет связывается с Вилой, которую болгары называют юда, сербы и македонцы — самовила. Опасный ветер становится причиной длительного заболевания пострадавшего (главным образом психического), для излечения которого также обращаются к Вилам. Согласно сербским поверьям, деревом вилы, является боярышник, колючее растение, которое наделяется свойствами оберега. Бросая Зуб, произносили: «Мышка, мышка, на тебе репный зубок, а дай мне костяной». С подобной просьбой обращались к собаке, вороне, сороке, галке, лисице, к бабе-яге, виле. В поучениях против язычества среди прочих богов упомянута рядом с Артемидой: "и приступиша къ идоломъ и начаша жрети молнiи и грому, и солнцю и луне, а друзiи Переуну, Хоурсу, вилам и Мокоши, упиремъ и берегынямъ, ихже нарицають тридевять сестриниць, а инiи въ Сварожитца верують и в Артемиду, имже невеглаши человечи молятся, и куры имъ режуть и инеми въ водахъ потопляеми суть. А друзiи къ кладезямъ приходяще моляться и въ воду мечуть. жертву приносяще, а друзiи огневи и каменiю, и рекамъ, и источникомъ, и берегынямъ, и в дрова –не токмо же преже въ поганьстве, но мнози и ныне то творятъ". В сербской балладе о строительстве Скадра три брата строят крепость, но ее все время разрушает вила; необходима строительная жертва — близнецы, брат и сестра с одинаковыми именами; посланные за ними не находят близнецов, и вила требует в жертву жену одного из братьев - строителей: ту замуровывают в башню, оставив лишь отверстие, чтобы она могла кормить грудью младенца - сына. Вила обладает в сербских поверьях железными зубами. Круговое движение характерно для нечистой силы (человека «закручивает» вихрь, водит по кругу леший, круги остаются на месте танцев вил и самодив: «вилино коло» и т.п.). По ю.-слав. поверьям, до восхода солнца на Благовещение в источниках и Колодцах купаются вилы и самодивы. У южных славян большие Дубы, вязы и буки назывались «самовилскими», или «самодивскими» (на них собирались самодивы, вилы, джины, черти). Эти Дубы запрещалось рубить, а также спать под ними из-за опасности заболеть или повредиться умом. Характерна связь коня с персонажами низшей мифологии — вилами у южных славян (самим вилам иногда приписываются конские ноги). Божествами влаги и плодородия у славян были русалки и вилы, выливающие на поля росу из волшебных рогов. О них говорили то как о девушках-лебедях, прилетающих с небес, то как о хозяйках колодцев и ручьёв, то как о мавках-утопленницах, то как о полудницах, бегающих в полдень по хлебным полям и придающих силу колосу. В сербских эпических песнях Королевич Марко, по совету вилы заглядывая в Колодец, узнает час своей смерти. В Слове св. Иоанна Златоуста» (один раз), посвященных теме «како первое погании веровали въ идолы». Одни «погании» поклонялись молнии, грому, солнцу, луне, «а друзии перену (Перуну?), хоурсу, виламъ и мокоши, оупиремъ, берегынямъ. Ветер сопровождает появление таких демонов, как вилы у южных славян, “поветруля” и “витрэница”, “ветреник” — в Карпатах, ведьма, черт — у восточных и западных славян. Есть мифологическая трактовка тучи, согласно которой на тучах пребывают вилы. Из крови Каина произошли змеи, волки, собаки, а также ведьмы, вилы и некоторые другие демоны. Знающие люди говорят, что Вилы имеют зелёные глаза. Сербы считали куст бузины местом обитания вил. Омела — растение самодив, юд (болгары), вил (Сербия, Македония), поэтому когда его рвут, оставляют на дереве нитку или деньги. Омелу не вносят в дом, в других местах, наоборот, дом, в котором есть Омела, считается счастливым, а его хозяева всегда здоровы. По болгарским и сербским демонологическим поверьям, на крылатых Оленях ездят вилы и самодивы. По народным поверьям, в Вихре крутятся, танцуют, дерутся, справляют свадьбу черти, ведьмы, вилы, полудницы, лешие, шишиги и др., поэтому украинцы говорят о Вихре, что это черт на свадьбу едет, ведьма замуж идет, черт крупу мелет; белорусы называют Вихрь «ведьмина свадьба»; поляки — «дьявольская мельница». По сербским и болгарским поверьям, в Горах живут вилы. Распущенные Волосы считались также характерным признаком женских персонажей нечистой силы — русалок, вил, самовил, ведьм, чумы и пр. Сербы называют ребёнка, родившегося в рубашке (околоплодный пузырь) «вещим» и считают, что он «дружит» с вилами, способен предсказывать судьбу и т.д. Люди говорят, что Вилы сеют на земле росу. Согласно южнославянским верованиям, на больших ореховых деревьях любили собираться вилы, самодивы и вештицы и другие мифологические существа, что также делало небезопасным пребывание под ним. Считается также, что Тис растет в чистых местах и на нем собираются вилы. У южных славян Гумно — место сбора преимущественно злых демонов: это крылатые змеи, вилы, которые, по сербским поверьям, собираются на оставленном, а также пустом, «подметенном» или «медном» Гумне. На черногорском побережье около г. Будвы есть ровная площадка на горе Спас, где собиралась молодежь, называется Вилино Гумно. На Вознесение девушки и парни танцевали там и пели песни, посвященные вилам. Южные славяне считали, что на ветках Ясеня обитают вилы, поскольку не опасаются там ничьёй угрозы. У богини Дурги было девять Вил, с которыми она всё время объясняла Суровому Богу Сива, что Кащей застил людям разум, и потому они оставили храму и приносят Богу Сива жертвы (Славянские мифы).
++++++++++++++++++++++++++++ Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Дата: Воскресенье, 2022-12-18, 1:58 PM | Сообщение # 6
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3986
Статус: Offline
Гаруда!!
Пожиратель Нагов (змей) у индусов Хан Гаруди у тюрков Хангарид – у монголов. Хэрдиг – у бурят. Кереде – у алтайцев. Херети – у тувинцев. Хардай – у якутов. Гарутмант. Супарна. Аруна.
Птица Жизни. Символизирует Птицу Феникс, Солнце, Небо, Победу.
Гигантский орёл, полугриф-получеловек, у него крылья, клюв и когтистые лапы хищной орлоподобной птицы, а туловище и ноги человечьи. Лицо у него белое, крылья ярко-алые, туловище золотое. Добычей этой птицы становились змеи, жившие в головах людей, не верящих в Бога. Гаруда выходит из яйца уже взрослой и гнездится в Древе Жизни, выполняющем все желания. Всепожирающее Солнце — в индуизме ездовая птица (вахана) бога Вишну, борец со змеями-нага. От тела Гаруды исходит неземное сияние, с которым трудно спорить даже солнцу.
Гаруда — сын мудреца Кашьяпы и Винаты, дочери Дакши. Из двух принесенных ею яиц появились Аруна и Гаруда. Когда Гаруда родился, боги, ослеплённые сиянием, исходящим от его тела, приняли его за Агни и восславили его как олицетворение солнца. Когда бог солнца Сурья, грозил в гневе сжечь весь мир, Брахма прибег к помощи Гаруды. По его воле тот поднял в небеса и доставил к колеснице солнца брата, который своим телом закрыл часть солнечных лучей, падающих на землю. С тех пор Аруна стал колесничим Сурьи. Само тело у Гаруды человеческое, а голова, ноги и крылья - как у орла.
Взмах крыла Гаруды порождает бурю, а в клюве он часто держит змею, поскольку считается истребителем разнокалиберной нечисти. Когда случается солнечное затмение, Гаруда взмывает в небо, и мир снова озаряется светом. От жены Уннати (или Винаяни) Гаруда имеет двух сыновей — Сампати и Джатаюса, однако по другим версиям, они дети брата Гаруды — колесничего солнца Аруны.
Согласно тайским легендам - Гаруда - король птиц, живет в лесу Химавата, на одной из вершин Гималаев, а Нага - король пресмыкающихся, живет под океаническим дном, в подземелье, называемом Патала, и охраняют его москиты величиной с петуха. Гаруда и Нага, птица и змея - сводные братья, их отец - Солнце, и они друг друга очень не любят. А все потому, что их матери постоянно враждовали, и однажды мать Гаруды проиграла спор матери Нага и по его условиям попала к ней в вечное рабство. Гаруда не вынес этого и вызвал своего брата Нага на бой. Он обратился в ястреба и стал преследовать змею. Чтобы спастись, Нага уполз к богу Вишну. Но тогда Гаруда напал не только на Нага, но и на самого Вишну. Бог Вишну вступил с Гарудой в переговоры, и они пришли к соглашению: Гаруда обязался слушаться бога Вишну и быть в его распоряжении, когда это потребуется, а если Вишну задремлет, что случалось довольно часто, Гаруда должен тенью от своих крыльев охранять отдых бога.
Изображение Гаруды, короля птиц, украшает знамя и дворцы тайских королей с древнейших времен и символизирует, согласно легенде, божественное происхождение королей Таиланда как воплощение бога Вишну. В индуизме это птица бога Вишну, которую тот использовал в качестве лошади. Гаруда -- Арийский ведический религиозный небесный божественный знак – символ Великой огненной колесницы (Вайтмары).
Вишну, второй бог троицы, возглавляющий брахманистский пантеон, ездит верхом либо на земле, которая заполняет собою моря, либо на спине Гаруды. В храмах Индии поклоняются статуям Гаруды из бронзы или камня. Однажды Гаруда похитил у полубогов сосуд с нектаром, чтобы освободить свою мать Винату, которая попала в рабство к его мачехе, матери змей Кадру. Узнав об этом, царь небес Индра метнул в него молнию. Из уважения к непобедимому оружию Индры, Гаруда, который носит на себе Господа и поэтому не знает поражений, уронил одно из своих крыльев, и молния разорвала его на клочки.
В данном случае Гаруда хотел выразить уважение Индре, зная, что оружие Индры должно поразить какую-то цель, он решил пожертвовать ради этого своим крылом.
Царь Соломон в восточных сказках также путешествует на чудесной птице. В данном случае — это образ волшебника и мага, который в один миг может явить перед собой все, что происходит в мире, и понять связь между самыми отдаленными событиями.
Шаманы Северной Америки вызывают божественную громовую птицу в облике орла. В древнеиндийской мифологии царь птиц, ездовое животное (вахана) Вишну. В ведах Гаруда не упоминается, но в поздневедической литературе он отождествлён с Таркшьей, конём или птицей бога солнца (Таркшья — один из эпитетов Гаруды).
Гарудой постоянно враждует со змеями-нагами, «пожирателем» которых он является (символическое воспроизведение борьбы солярного героя с его хтоническим противником). Этот мотив, в частности, лежит в основе легенды о похищении Гарудой амриты. Чтобы избавить от рабства у змей свою мать, Гаруда, по требованию нагов, похитил божественный напиток амриту из небесного жилища богов. Но змеям не удалось отведать амриты, которую возвратил себе Индра, а сами они с тех пор служат пищей Гаруды.
Впервые изображения Гаруды появляются на индийских монетах IV-V вв. В дальнейшем они становятся необходимой принадлежностью любого вишнуитского храма. В буддийской мифологической интерпретации гаруды — огромные птицы, вечные враги наг. Движение их крыльев порождает бурю. Им не удавалось успешно бороться с нагами, пока аскет Карамбия не научил их тайной мантре (молитве) «аламбаяна», и после этого наги уже не могли скрыться от гаруд. Считается, что иногда гаруды могут принимать человеческий облик и в одном из своих прошлых рождений Шакьямуни был их царём.
В ламаистской мифологии Гаруда — второстепенный персонаж: в мистерии цам (в Тибете и в Монголии) появляется в жертвенном круге вместе с локальными хозяевами — духами гор. Как победитель змей (в буддийской иконографии изображается со змеёй в клюве) он имеет некоторые демоноборческие черты.
В монгольском варианте сказания о Раме Гаруда, называемый «пожирателем драконов (лу) и хозяев земли (сабдаков)», преграждает дорогу демонам, похитившим Ситу. Вошедший в мифологию монгольских народов как царь птиц, он выступает в ней одним из гигантов, властелинов.
Встречается монгольский сюжет, в котором божество Очирвани (Ваджрапани) перевоплощается в Гаруду для борьбы с лосуном. Гаруда и его синонимы стали частыми персонажами фольклора народов Центральной Азии и Южной Сибири. ++++++++++++++++++++++++++++
Гарутмант!! В послеведийских текстах Супарна, как и Гарутмант,— одно из наименований Гаруды. Птица Жизни. Символизирует Птицу Феникс, Солнце, Небо, Победу. Гигантский орёл, полугриф-получеловек, у него крылья, клюв и когтистые лапы хищной орлоподобной птицы, а туловище и ноги человечьи. Лицо у него белое, крылья ярко-алые, туловище золотое. Добычей этой птицы становились змеи, жившие в головах людей, не верящих в Бога. Мифологический образ птицы ведческой мифологии, а также в символике северного и южного буддизма.
++++++++++++++++++++++++++++
Гарцуки!!
По древнему белорусскому поверью, гарцуки — это духи, обитающие в горах и подвластные Перуну. Они обращаются в хищных птиц и быстрыми взмахами крыльев порождают бури и ураганы. Иногда их представляют маленькими детьми со свирепыми лицами. Но их бестолковая беготня вызывает те же разрушительные последствия, что и стремительный полет. ++++++++++++++++++++++++++++ Сказки - жемчуга мира Книги Семи Морей
Дата: Воскресенье, 2022-12-18, 2:09 PM | Сообщение # 7
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3986
Статус: Offline
Горыныч!!
Змей с крыльями летучей мыши. Обладают сверхчеловеческой силой, которая приводит к нарушению естественного природного порядка, затрудняющему действия главного героя. Имя Змей Горыныч отсылает к образу Огненного Змея, известного у славян.
В русских былинах и сказках представитель злого начала, дракон с 3, 6, 9 или 12 головами. Имя Змей Горыныч отсылает к образу Огненного Змея, известного как в славянской (ср. сербский Змей Огненный Волк), так и в иных традициях (ср. иранский Ажи Дахака, букв.— “Змей Горыныч”, Горыныч как Горыня, баба Горынинка и др.— от глагола “гореть” и лишь вторично от слова “гора”: иногда появляется мотив Змей Горыныч на горе).
Змей Горыныч связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна (или три царевны), знатная невеста, “русские полоны”; там же находится и многочисленное потомство Змея Горыныча — “змееныши” (впрочем, они часто бывают и “во чистом поле”, где их “потаптывает” своим конем эпический герой). Змей Горыныч не всегда четко отличим от других сходных образов — Змей Тугарин, Змиулан, Огненный Змей, просто Змей и т.п.
В былинах Змей Горыныч (“люта змея” и т.п.) обычно появляется в сюжете “Добрыня и Змей”, в двух его кульминационных точках: первый раз, когда Добрыня Никитич купается в Пучай - реке, и второй раз, когда тот же богатырь спускается в норы Змея Горыныча и освобождает племянницу князя Владимира Забаву Путятишну. Появление Змея Горыныча сопровождается грозным шумом, как “дождь дождит” и “гром гремит”, Основное оружие Змея Горыныча — огонь. Добрыня ухитряется нанести Змею Горынычу сокрушительный удар “шапкой (шляпой) греческой земли”. Змей Горыныч пал на сыру землю и взмолился к Добрыне о пощаде, предлагая написать “велики записи немалые” не съезжаться в чистом поле и не устраивать кровопролития. Добрыня соглашается и отпускает Змея Горыныча на свободу. Возвращаясь к себе и пролетая над Киевом, Змей Горыныч, однако, нарушает “записи” и похищает Забаву Путятишну, спрятав ее в своих норах.
Князь Владимир посылает Добрыню освободить свою племянницу.
По пути, в чистом поле, Добрыня “притоптал” “много множество змеенышев”. Откинув железные подпоры и отодвинув медные запоры, он спускается в змеиные норы и прежде всею освобождает “полоны”: князей и бояр, русских могучих богатырей. После этого он выводит из нор от Змея Горыныча Забаву Путятишну. Змей Горыныч обвиняет Добрыню в нарушении “записей” и уничтожении “змеенышев”, вторжении в “норы змеиные” и не соглашается отдать Забаву Путятишну “без бою, без драки, кроволития”. Но второй поединок не состоялся: Добрыня указал, что первое нарушение “записей” было делом Змея Горыныча. В сказках со Змеем Горынычем связан ряд мотивов: Змей Горыныч полюбился царевне; он учит ее извести брата-царевича, но гибнет, будучи разорванным “охотой” Ивана-царевича. В другом сюжете Змей Горыныч служит поваром у Ивана — купеческого сына, обольщает ею жену Елену Прекрасную, изводит с нею Ивана — купеческого сына, но погибает. В народной низшей мифологии Змей Горыныч также хорошо известен: особую опасность он представляет для женщин, вступая с ними в связь.
Имя Змей Горыныч отсылает к образу Огненного Змея, известного как в славянской (ср. сербский Змей Огненный Волк), так и в иных традициях (ср. иранский Ажи Дахака, букв.— “Змей Горыныч”, Горыныч как Горыня, баба Горынинка и др.— от глагола “гореть” и лишь вторично от слова “гора”: иногда появляется мотив Змей Горыныч на горе).
В мифо - политических представлениях Владимир — идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя все лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил — кочевников (“татар”) или чудовищных существ (Змея Горыныча. Тугарина, Идолища и т.п. Горыне близок эпический персонаж — Змей Горыныч, в свою очередь, связанный с образом Огненного Змея. Эта связь дает возможность видеть для определенного периода в именах Горыни и Горыныча отражение корня “гореть” (огонь), а не “гора”. В таком случае не исключено, что триаде Горыня, Дубыня и Усыня на более раннем этапе развития соответствовала трехчленная “змеиная” группа - Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод (ср. дальнейшую трансформацию — Иван Водович, Федор Водович, Михаил Водович).
Эти образы хорошо известны в индоевропейской мифологии. На северо-востоке Китая обнаружены окаменевшие останки водоплавающей рептилии с двумя головами. Животное, след от которого сохранился в камне, жило в меловом периоде (145-65 миллионов лет назад). В момент смерти, считают ученые, животное было относительно молодым. Взрослые представители вида, к которому относится окаменелость, достигали одного метра в длину и имели длинную шею. Среди ныне живущих животных, двухголовые особи встречаются относительно часто. В частности, в мире зарегистрировано более четырехсот случаев двухголовости у змей. Такое отклонение возникает в результате повреждения на этапе эмбрионального развития животного. В сказках Иван Купеческий сын, Крестьянский сын побеждает Змея Горыныча и женится на Елене Прекрасной, но за её измену убивает жену и женится на служанке. От он сильно полюбился как-то царевне. Змей Горыныч всегда был порождением нежити-нечисти, не заслуживавшей никакого поклонения-почитания, хотя и вынуждавшей своим лукавством ограждаться от нее всякими причетами-заговорами. И леший, и водяной, и полевик, не говоря уже о покровителе домашнего очага, дедуш-ке-домовом, — все вместе и каждый наособи-цу пользовались в русском народе несравненно большим почитанием, чем это чудище, несмотря на всю его силу-мочь. И это явление вполне объяснимо.
Змеепоклонство, распространенное у многих народов, никогда не было свойственным духу русских. Народная Русь и на самой первобытной ступени развития всегда относилась к змею как к низшему (хотя и одаренному лукавой мудростью) существу, не позволявшему ее могучему, рвущемуся от земных пределов к небесным нивам духу искать в пресмыкающемся предмет обожествления. Летучий, огнедышащий дракон хоть и устрашал своим видом трепетавшего перед ним сына Матери-Земли, но оставался все тем же змеем.
В то время как другие народы видели в драконе предмет поклонения, наш пахарь выходил на борьбу с этим грозным чудовищем, высылая против него своих могучих сынов. Драгоценнейшие памятники русского народного слова — былины киевского периода — сохранили от забвения могучие образы богатырей, выступавших на единоборство с грозным воплощением всего лукавого, порабощающего. Эти богатыри-змееборцы — плоть от плоти, кость от кости народной, в их выходящих изо всяких границ обыденного обликах чувствуется мощное биение стихийного народного сердца. В них восстает могучий своею тысячелетней самобытностью дух русского народа, которому все по плечу, для которого нет на белом свете ничего невыполнимого-непосильного.
Перед высокой силою воли созданных народом-пахарем богатырей в позорном бессилии никнет сила змеев тугариных, тугаринов змеевичей, змеищ горынчищей, залегающих пути-дороги, облегающих города православные, требующих данью в свои пещеры земных дочерей и жен русских на съедение и поругание. Змей Горыныч — обитатель пещер, уходя щих в неизведанные глубины гор; оттого-то, по объяснению исследователей древних сказаний, и звался-величался он Горынычем.
Под Змеем Горынычем подразумевались прежде всего грозные темные тучи, залегающие на небе пути-дороги солнцу красному и лишающие тем весь согреваемый его лучами живой мир главного источника жизни. С течением времени дракон-змей является уже не в виде самой тучи, а вылетающих из этой «небесной горы» молний.
Змеевидность последних сама говорит об этом воплощении. Впоследствии перенеслось представление о Змее Горыныче с молний на метеоры, проносящиеся над землею и рассыпающиеся на глазах у всех. Летит такой «змей», по словам народа, что шар огненный, искрами — словно каленое железо — рассыпается. «Из рта его огонь-полымя, из ушей его столбом дым идет...» — гласит про него сказание, повествующее о битве Егория Храброго со «змеем лютым, огненным». Ревет он таким зычным голосом, что дрожит от змеиного рева лес-дубровушка; бьет хвостом он по сырой земле — реки выступают из берегов; от ядовитого дыханья змеиного сохнет трава-мурава, лист с дерев валится. Кажись, нет и спасения встречному человеку от такого чудища грозного! Но не таков дух русского народа, чтобы трепетать в бессильном страхе даже и перед подобным порождением темного зла. В сказках Змей Горыныч полюбился царевне; учит ее извести брата Ивана-царевича; его разрывает «охота» Ивана-царевича.
Побежден Иваном купеческим сыном, служит у него поваром; обольщает его жену Елену Прекрасную, изводит с ней Ивана купеческого сына; погибает. ++++++++++++++++++++++++++++
Господства!!
Господства - “имеющие власть над всяким царством” - четвертый из девяти Ангельских чинов. Господства занимают место в начале второй триады. Они сходны по значению с ними, Господства называются так потому, что они господствуют над прочими чинами Ангельскими, будучи сами свободными. Оставив рабский страх, они добровольно и с радостью служат непрестанно Богу. Также ниспосылают они силу к благоразумному владению и мудрому управлению, поставленным от Бога на земле Властям, дабы те хорошо управляли порученным им областям. Они учат владеть чувствами, смиряя в себе непотребные вожделения и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей и быть выше всякого искушения.
Разъяснительное имя Господств указывает на некое не раболепное и свободное от всякой земной приниженности восхождение. Само непреклонное господство, которое преодолевает, как и подобает свободному, всякое ослабляющее порабощение, непрестанно стремится и для господственного сходство с Богом, в меру возможного, благовидно преобразуя и себя, и тех, кто за ним,...к истинно сущему всецело обратившись и господственному Богоподобию, вечно причащаясь.
Господства, которые сами свободны и с радостью служат непрестанно Богу, ниспосылают силу для благоразумного владения такой силой нижестоящим чинам и земным уровнями, имея силу, учат возможности стремиться соответствовать Образу и Подобию. Господь через них дает силу владеть, господствовать над своими чувствами, смирять в себе страсти и вожделения, уметь подчинить плоть духу, посылают силу к разумному ими владению и мудрому управлению. ++++++++++++++++++++++++++++ Сказки - жемчуга мира Книги Семи Морей
Дата: Суббота, 2023-01-21, 1:44 PM | Сообщение # 8
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18824
Статус: Offline
На форуме было много материала о Змее Горыныче, без которого сказки много потерял бы... Ну вот одна из новейших сказок, про его Хозяина - Кощея Бессмертного. Семья едина! Множества народов Идут за мракобесием верхов До крайнего предела, до Восхода, Чтоб, цепи разорвав, изжить рабов В сознании своем, тут враг издревле! В нас свет со тьмою крепко сплетены.
Проснётся от иголочки Царевна... И царства будут Ею спасены!
Там новые добро и зло единством Сплетаются в сюжеты бытия. Россия - вот Царевна, вот таинство Души всечеловеческого Я.
В Руси и царь Кощей, над златом чахнет… Из века в век, таков творца сюжет, Но здесь же русский дух, тут Русью пахнет! Тут тьму и жадность побеждает Свет!
РАЗГОВОР С КОЩЕЕМ
Что случается, когда мы вспоминаем героев сказок? Обычно они приходят в нашу жизнь тотчас же, и начинают свои невидимые уму действия, конечно же, волшебные, поучительные. Вот почему нечаянно вспомнив про Кощея Бессмертного мне пришлось сразу, почувствовав кожей его дыхание, приобщиться к миру кощейскому, не устрашающему, но и не безобидному. Да, уговаривать он умеет, расхваливая своё царство богатых кладовых, люди и тянутся к «звону монет», обещающему благополучную жизнь. Почему же не обогатиться золотом в сказочном царстве Кощея! Вот ведь и жену себе сумел добыть из красавиц, хотя и подневольную, неулыбчивую. Чем плохо ей в богатых украшениях по золотым дворцам ходить? А время ответов на вопросы подошло, и вот, что рассказал сегодня Кощей о своих нынешних богатствах.
- Милая моя, я хоть и в сказке живу, не отстаю от новинок техники, и ноутбук, и айфон имею, да не в единственном экземпляре, есть у меня специальный зал Сокровищ с генетической памятью в пробирках, супер-автоматикой обеспеченный и управлением ИИ, кладовые криптовалюты и прочих дензнаков полны до верху, их даже печатать не надо, всё виртуальное, хотя верха желаний человеческих никто не видел. Напраслину наговаривают на меня, будто души людей похищаю, ведь они сами себя отдают мне, да просто липнут, а почему бы мне их не брать, если попадаются жирные да тяжёлые от собственных богатств души?
- Это как же так, сами души отдают себя? - Не удержалась я от наивного вопроса.
- Да просто люди смотрятся в Моё зеркало и собственные отражения дел и мыслей им нравятся, душа тяжелеет, привязывается к нажитому временем опыту, становится жирной, малоподвижной и вычурной. Называет себя «эксклюзивной» или «гениальной» и продвигает себя, где только умеет, в соц.сетях и шоу-бизнесе, СМИ, элитных театрах, клубах… Научилась душа современного человека красиво говорить и наряжаться в пестрые карнавальные наряды, значит уже моя она! Понимаешь ты это? Соответственно, и я выгляжу респектабельным джентльменом, успешным бизнесменом и чиновником, а то и министром или управляющим города, области, да чем угодно управляющим. Деньги есть, значит и власть, Кощей нынче в чести и шоколаде. Хотя случается, моих подданных берут за загривок, сажают в тюрьму за казнокрадство, да что с того, всегда можно откупиться! В общем жизнь прекрасна!
- То есть, тебе нужна реклама, но несказочная, а душевная?
- Снова ошибаешься, глупая, Кощею нужна не слава и не реклама, а просто быть собой, существовать в каждой судьбе, ради сказки, которую ты напишешь, верю! В которой Добро побеждает, а я со всей нечистью и Змеями Горынычами погибаем!
- И в жизни нашей ничего не изменится?!
- Смотря в чьей жизни. Где я есть, там и мое дело живет!
Кому война, кому – нажива, И всюду ложь… Со всех сторон. Одно лишь сердце, верь, не лживо, Услышь его, увидишь трон Царя времён! Дух Соломона Ты встретишь в сказочном миру Души своей. Мечта ж в полоне, В земном аду, не на пиру…
А сердце пир свой потаённый Ведёт во творчестве не зря,
Его биенье благородно! Его любовь – всему Заря!
Но состоянье восприятья Зависит только от тебя! Преодоление заклятья – И есть вершина бытия.
Ты на войне с самим собою, Мир – зеркала, всё образ твой. Оставь земле звучанье боя, Сразись с Кощеевой судьбой.
Богатства призрачного мира Уйдут в забвение, но ты Храни Сокровища эфира, Что в Сердце, духе чистоты. Они и есть вся сущность - Ты! Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Дата: Воскресенье, 2023-01-22, 1:18 PM | Сообщение # 9
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18824
Статус: Offline
ПТИЦА АЛКОНОСТ
++++++++++++++++++++++++++++
Алконост!! Крылатый птице-человек. Священная птица. Райская птица из русских и византийских средневековых легенд. Алконост (мутация греческой плеяды Алкионы, бросившейся в море и превращенной богами в зимородка) несет золотые яйца и прячет их на дне моря, в результате чего море успокаивается ровно на 6 дней. Птица-дева с человеческим лицом, управляет погодой, птица бога Хорса (бог солнца в слав. Мифологии). У Алконоста есть волшебные свойства. Например, на те 7 дней, во время которых Алконост высиживает яйца, и еще неделю, пока выкармливает птенцов, устанавливается спокойная погода, бури сменяются легким ветром. Но самая главная особенность Алконоста - его чудесное, завораживающее пение. Алконост считалась символом светлой печали. "Алконост близ рая пребывает, иногда и на Ефрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто в близи тогда будет тот все на свете забудет: тогда ум от него отходит и душа из тела выходит." Алконост - чудесная птица, жительница Ирия — славянского рая. Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода — пока не вылупятся птенцы. Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка. Алконост - сказочная райская птица, в апокрифах и сказаниях птица грусти и печали. Также и морская птица, согласно книжным легендам, откладывающая яйца в морскую глубину и высиживающая птенцов на море. В течение семи дней, пока птица высиживает яйца, и следующих семи дней, пока она кормит птенцов (алконостовы, или алкионовы дни), на море царит штиль. Изображалась эта птица на лубочных картинках с крыльями и человеческими руками, телом и лицом женщины. Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, бросившейся в море и превращенной богами в зимородка.
Алконост несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Услышавший пение этой птицы, забывает обо всём на свете. Сюжет об Алконостe восходит к свидетельствам античных писателей Аристотеля («История животных») и Плиния («Естественная история») о зимородке (гр.«алкион», лат. «гальцион»), который в середине зимы откладывает яйца в прибрежный песок.
В христианской книжности рассказ об Алконосте впервые встречается в «Шестодневе» Василия Великого (IV в.), а среди славянских памятников — в «Шестодневе» Иоанна Экзарха Болгарского (IX-Хвв.), где в результате прочтения алкуон ест(ь) морская птица как алкуонестъ морская птица впервые появляется название «алконост», закрепившееся в древнерусской книжности. В «Толковой Палее» (и заимствовавших из нее рассказ об Алконост древнерусских словарях-азбуковниках XVI-XVIIBB.) Алконосту приписывается свойство откладывать яйца в морскую глубину и выводить птенцов, сидя на поверхности воды. В более поздних версиях сказания, содержащихся в сборниках XVII-XVIII вв., говорится, что Алконост высиживает птенцов, плавая в гнезде по морю. Алконост символизирует Божий промысел и Божье милосердие. Некоторые черты Алконоста (высиживает птенцов на море) придаются птице Страфиль в русских духовных стихах о Голубиной книге и Егории Храбром. С XVII в. в Хронографах упоминаются две антропоморфные «райские птицы» — Сирин и Алконост, пленяющие людей своим пением так, что «душа из тела исходит». В XVII-XVIII вв. появляются лубочные изображения Алконоста с человеческим лицом и короной на голове и Сирина в венце. Женоподобный Алконост кроме крыльев имеет еще пару человеческих рук, в которых держит цветущую ветвь и свиток с цитатой из Пс.91: «Праведник, яко финикс, процветет ». Этот образ получил широкое распространение в народном искусстве (лубок, гравюра, прикладное искусство) и искусстве эпохи неоромантизма («Песни радости и печали» В.М. Васнецова). Алконост - светлая птица, инкарнация (воплощение) Хорса. Сестра других светлых птиц - Рарога, Стратима. Управляет ветрами и погодой. Когда она рождает детей на "крае моря", семь дней стоит безветренная погода. Алконост - зоревая птица, рассветная, - та, что яйца кладет на краю земли - в сине море у самого берега. Если птица эта вострепенётся – море синее восколышется, разгуляются ветры буйные, разойдутся великие волны. На восточных ветвях дерева свил гнездо Алконост, а на западных - птица Сирин. Дерево то с под камня у Рипейских гор к небу протянулось, а корнями ушло в Землю-матушку. Под камень тот подтекала речка сырая, а водичка в ней вся слезовая, а в той реченьке струйка малая, струйка малая вся кровавая. Боян один из немногих, кто умеет слышать пророчества птицы Гамаюн, кому навевает сладкие сны Алконост, кто не убоится смертоносных песнопений Сирина. Алконост - зоревая птица с человеческим лицом. С восточных ветвей Мирового Древа первой встречает рассвет. Она позаимствована через Византию из греческого мифа об Алкионе (Петухов). Эта птица, имеет гнездо на брезе песка в крае моря и там кладёт яйца своя; если Алконост видпочует, что её чада рождаются в зимнее время, то забирает яйца и уносит на средену моря, там пускает во глубину. Иногда море многими бурями к берегу прибивает яйца, но Алконост снова относит на тоже место в середине моря, садится на них и уходит вместе с ними в глубину. В это время море непоколебимо бывает, через семь дней Алконостова яйца излупятся в воде. Выйдя из глубины, не знают родителя своего. Эти семь дней корабельники наричают алконостские. Птица Алкион, или, как ее называют в русских текстах, алконост – не кто иной, как зимородок. Но об этом забывают, может быть, потому, что само название звучит весьма благородно, по-европейски. Алконост откладывает яйца в прибрежный песок и семь дней их высиживает. Эти семь дней и последующую неделю на море обязательно стоит штиль, и моряки могут спокойно возвращаться домой или отправляться в дальние края. Кроме того, алконост любит держать себя клювом за хвост, что дает художникам вписывать его в круг. Символизм алконоста был известен уже Отцам Церкви, которые трактовали его как образ Божьего промысла, где роль Вселенной играло спокойное, по воле маленькой птички, море. В русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете. Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам. Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает.
Как вы помните, на Древе Мира, что растёт на Буян Острове, по мифологии, сидят две птицы: Сирин и Алконост.Если с первой всё понятно , то со второй почему то произошли путаницы. Сирин птица с женским лицом и грудями, поёт всегда песню веселия - особенно если кто то рождается.
А вот с Алконостом почему то произошла путаница (со временем).Дело в том, что Алконост птица мужского рода и первоначально его изображали именно мужчиной (правда с длинными волосами - но в те времена мужчины носили длинные волосы), в короне иногда даже с бородой.
Просто сидят на Древе Мира МАМА СИРИН и ПАПА АЛКОНОСТ, их дети Гамаюн, Феникс и Стратим и Вещеница. Сами понимаете, если бы птицы были одного пола, то гнезда и детей - птенцов, у них бы не было!А так это пара.
Кроме того, в начале каждой весны, эта парочка приносит 7 яиц. Алконост опускает их в Море Окиан, где они сначала 7 дней лежат в глубине, а потом всплывают и 7 дней плавают под лучами Солнца и Луны. После этого отец забирает их и относит в гнездо, где они с матерью их высиживают, 7 дней она, 7 дней он. Птенцы вылупляются и спускаются на землю, где и летают над землёй год. Их жизнь коротка - всего год, но зато....Над кем эти птицы пропоют, на того сойдёт благость, озарение, вдохновение - называйте как хотите.Птички эти всю свою мощь и силу отдают людям во благо и так каждый год.
Как изображали АЛКОНОСТА?С короной и РУКАМИ, у Сирин рук нет!!!
Именно поэтому отец носит яйца!
В одной руке он держит ЦВЕТУЩУЮ ВЕТВЬ С ДРЕВА ЖИЗНИ, а в другой руно с письменами.
Сирин поёт песнь веселия Алконост тоже поёт, только песнь его - песнь печалия - она очень нежная и мелодичная, что у услышавшего песнь начинает щемить сердце от неги. Поёт он свою песнь над болящими, по преданию. если во время песни у Алконоста капнет слеза, то даже лежавший при смерти человек, чудом излечится.
Слеза Алконоста силу великую имеет.Кроме того Алконост считается покровителем тех кто травы собирает и лечит, потому его всегда изображали на зелейниках и травниках. Есть ещё одно поверье про Алконоста, когда созревают яблоки на Земле, он слетает по утру (на утреней заре) и летит над садами, облака которые, цепляются за его крылья, росой выпадают в яблоневых садах - от того яблоки утром с деревьев живую силу имеют.
В зеркальных хоромах мы слитно-едины, И мир наш - волшебной мозаики храм. Возносимся духом к высоким горам - И Вестью спускаемся с неба в долины... Но узок мирок, огороженный эго, Желаньем свой дом защитить и возвысить, И вот - островки вместо целого неба, Вот звёздочки, множество форм нашей жизни... Но где столь желанное счастье таится? Что ум привлекает звучанием чувства И пламенем силы волшебной искусства? О, Боги! Да в Сказке живёт Счастья птица!