Суббота, 2024-12-28, 10:25 AM
О проекте Регистрация Вход
Hello, Странник ГалактикиRSS

Храмы Ковчега! Вход День Сказочника! Вход
Авторы Проекты Ковчега Сказки КовчегаБиблиотекаГостям• [ Ваши темы Новые сообщения · Правила •Поиск•]

Модератор форума: larfedlos, Лара_Фай-Родис, Lareleja  
Рукописи не горят
Лара_Фай-РодисДата: Воскресенье, 2011-08-14, 11:42 AM | Сообщение # 1
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline




В 2021 году Михаилу Булгакову - 130 лет!



Дата рождения: 3 (15) мая 1891
Место рождения:Киев, Российская империя
Дата смерти: 10 марта 1940 (48 лет)
Место смерти: Москва, СССР
Род деятельности: Писатель, драматург
Годы творчества: 1920-е — 1930-е
Направление: проза, театр

http://www.bulgakov.ru/



Тот, кто в сердце своём
Роману воздвиг
Из времён и пространств - сонм живущих галактик, -
Средь метафор ища его истинный лик,-
Не фанат,
А - стратег, прорицатель и тактик….

ПорталКиноКовчег

Мне кажется, обществу ещё предстоит понять,
какая это сложная, мениппейная, тайнопись – творчество Михаила Булгакова, его «Мастер и Маргарита»,
где мастер придумывает своего Понтия Пилата, Воланд в Москве - словно во главе комиссии по контролю за качеством человеческого материала...

И что может происходить, если его герои - вечны?
И - кто они? Как же хочется проникнуть в их мир!!
а для этого, прежде всего, надо научиться перемещаться во времени...



З/найте, люди, то время, в котором мы жили: -

А/нгел смерти был главным, а Бог замолчал,

В/ойском демонов нас, как кольцом окружили,

Е/женощно к нам в двери призрак смерти стучал

Щ/едрость этого времени- цепи предательств,

А/рки древних распятий Христова добра

Н/айден автором выход из тех обстоятельств -

И/зощрением мысли – со смертью игра.

Е/сли нам повезёт, то откроем мы кладезь...


Прикрепления: 3821059.jpg (37.3 Kb) · 4632201.gif (5.8 Kb) · 6613476.jpg (57.5 Kb)


Мысли - начало поступков

Сообщение отредактировал Лара_Фай-Родис - Среда, 2021-04-21, 8:51 PM
 
ВъедливыйДата: Вторник, 2021-08-24, 9:34 AM | Сообщение # 1041
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2808
Статус: Offline
Спасибо за исторические сведения из первоисточников, Михаил! С такой эрудицией не поспоришь...

Думаю, что М.А. Булгаков тоже не углублялся в нюансы отношений исторических личностей и событий начала христианства. В романе МиМ он писал собственную художественную интерпретацию тех отношений в проекции на свою современность через призму подходов Воланда, революционизирующих устоявшиеся религиозные мифы. У писателя и Христос-Иешуа это двадцатисемилетний харизматичный романтик, мечтающий сделать всех людей добрыми, несмотря на их природные психотипы, жизненные условия, общественное окружение, обстоятельства выживания.

Умные люди (евангелисты от 12 и от 70) потом использовали эту яркую  человеческую комету древности для создания новой религии - христианства, основанной на воскрешении человека-Христа после мученической смерти за грехи людские и вознесении Его на Небеса к Богу, как Сына-Спасителя людей в божественной Троице. А людям дали равенство - во вселенской любви и в божьем рабстве, безотносительно "крови" и собственности. "Несть эллина, несть иудея...". Замкнутая самодостаточная мифология.

Цитата Просперо ()
В "Иудейских древностях" есть: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос (равнозначно - мессия или посланец Бога). По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил его (Иисуса) к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нем и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени» (Иуд. древн., Кн.18. Гл.3:3)

Мы читаем (перечитываем) роман МиМ, чтобы интерпретировать его в проекции уже на собственную действительность. Ведь декорации цивилизации меняются, а психотипы людей, а также их отношения между собой, вечны. Религии это учитывают, а потому существуют тысячелетия. На этом же основана вся поучительность литературы с древних времён.

Поэтому хочется (так понятнее) ближе к роману, не углубляясь в историю, противоречивую в различных интерпретациях прошедших веков.


ёклмн&ёпрст

Сообщение отредактировал Въедливый - Вторник, 2021-08-24, 9:45 AM
 
ПроспероДата: Вторник, 2021-08-24, 7:56 PM | Сообщение # 1042
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6162
Статус: Offline
Ваш канал

Пилат не трус, а обычный прокуратор, Иуда не предатель, а обычный провокатор - новый поворот в понимании романа Булгакова

Сегодня

Булгаковские посиделки на "Галактическом Ковчеге" продолжаются:

- Булгаков классно показал, что бесполезно отрекаться от Бога, который есть синоним любви, если ты  считаешь себя Человеком... - сказала Лара Фай-Родис.

- А нельзя процитировать, или выделить эпизод в романе, где об этом говорится? Я что-то не соображу, где Булгаков направляет на путь к Богу кого-либо, кроме Пилата. Да и тот как-то всё по-детски повторяет :

«Боги, боги, какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, ведь её не было! Молю тебя, скажи, не было?— Ну, конечно не было, — отвечает хриплым голосом спутник, — тебе это померещилось».



Что не по-христиански, скорее по-мусульманским канонам:

«Они не убили его (Иисуса) и не распяли, но это только представилось им; и, поистине, те, которые разногласят об этом, — в сомнении о нём; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением»

(Коран, сура 4:156,157)

Так была казнь, или привиделось, как сказано в Коране? Если, говоря на языке романа - это была не реальная казнь, а шоу Воланда, как с переодеванием в варьете, когда все увидели доллары и французские одежды. Но этого точно не было.



- В романе у Булгакова таково господнее испытание для Пилата - мучиться после трусливого решения передать судьбу Га-Ноцри в руки невежественной толпе, которая предпочтёт спасти гнусного, но понятного ей Варавву. Мне кажется, автор надеялся, что мудрый Сталин увидит себя именно в Пилате, а не в Воланде, если захочет ещё при жизни автора ознакомиться с "МиМ" . - отвечает Лара.
  • Есть возражения.
    Решение Пилата не вижу необходимости называть "трусливым", человек работает в жесткой вертикали, там нет места таким эмоциям, такого критерия как "смелость" в исполнении полномочий представлять Императора. Тем паче командовать войсковыми подразделениями имперской власти.Есть документ, апокриф "Суд над Пилатом", там по сути основной вопрос обвинения - почему поступил по воле Синедриона, не отправил Иисуса Тиберию? С учётом своих сомнений о возможном использовании уникального чудотворца. С учётом того, что он Синедриону не нравится. И т.д.Если перевести всё факты из апокрифов в современные термины, то Пилату вменили излишнюю самостоятельность, неумение применять дипломатические ходы, уходить от ответственности. Управлять захваченной территорией в мирное время, это не на поле боя командовать, здесь чаще нужно бездействие (якобы) проявлять в ответ на провокации "теневого правительства".Апокрифы обходят самое главное обвинение, которое выделил Булгаков - о том, что по провокационному вопросу Иуды Иешуа выступил против императоров вообще, и это было зафиксировано в протоколах Синедриона. С какой стати военному чиновнику Империи было проявлять смелость и защищать противника системы - Империи?Второе - СТАЛИН как мог увидеть себя в Пилате? Он Тиберий. Верховный. Ни перед кем не отчитывался.  И на правах единоначалия он использовал людей с уникальными возможностями, того же Мессинга. И тем же литераторам лично звонил, их уникальные таланты направлял. А своих полковых Пилатов строил, казнил, в общем всё в рабочем порядке...
  • по Булгакову доноса Иуды не было. Была спланированная провокация.




Видеоролик длинноват, этот момент на 15-й минуте начинается.
"- Дело было так, - охотно начал рассказывать арестант, - позавчера вечером я познакомился возле храма с одним молодым человеком, который назвал себя Иудой из города Кириафа. Он пригласил меня к себе в дом в Нижнем Городе и угостил...
- Добрый человек? - спросил Пилат, и дьявольский огонь сверкнул в его глазах.
- Очень добрый и любознательный человек, - подтвердил арестант, - он высказал величайший интерес к моим мыслям, принял меня весьма радушно...
- Светильники зажег... - сквозь зубы в тон арестанту проговорил Пилат, и глаза его при этом мерцали.
- Да, - немного удивившись осведомленности прокуратора, продолжал Иешуа, - попросил меня высказать свой взгляд на государственную власть. Его этот вопрос чрезвычайно интересовал.
- И что же ты сказал? - спросил Пилат, - или ты ответишь, что ты забыл, что говорил? - но в тоне Пилата была уже безнадежность.
- В числе прочего я говорил, - рассказывал арестант, - что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.
- Далее!
- Далее ничего не было, - сказал арестант, - тут вбежали люди, стали меня вязать и повели в тюрьму."

То есть за всё время разговора конвой стоял позад забора... Конвой иудейский, синедрионский, то есть акция была направлена на Понтия Пилата, на расшатывание оккупационной власти - так понял Пилат со своей позиции. Кто такой этот бродячий философ, чем он мешал местной власти? Ничем. Просто удобно было используя его принципы сделать "обезьяну с гранатой" и послать эту заготовку Понтию на утверждение. "Смотри, игемон, до чего довела людей провинции твоя гегемония - они против Императора."

Ошибка Пилата в том, что он не описал в протоколе провокацию должным образом, не арестовал ещё и Иуду и не отправил обоих к Тиберию, с пояснением, что это две фигуры в игре Синедриона.

При Сталине обоих фигурантов объединили бы в одно дело, если Рим не поручал Иуде задавать вопросы о легитимности власти Императора, не был штатным провокатором оккупационной власти.

- Мдаааа... Просматривается многоходовочка... Видимо, Сталин умел тех разгадывать, за что и снискал их лютую ненависть, даже в могиле и, видимо, навсегда... - подключился Александр Въедливый.
- Однако не согласен с заявлением Просперо "Кто такой этот бродячий философ, чем он мешал местной власти? Ничем." Не скажите...Власть-то была у Синедриона духовная, которую оккупанты (там - римляне) всегда оставляют местным коллаборантам. Фашисты на оккупированных территориях СССР тоже оставляли церкви и разрешали службы.
Что кричал иудейский Первосвященник  Иосиф Каифа игемону на его просьбу помиловать (в честь пасхи!) философа, не опасного с его проповедью, так как не совершил никаких преступлений?
"Веришь ли ты, прокуратор, сам тому, что сейчас говоришь? Нет, не веришь! Не мир, не мир принёс нам обольститель народа в Ершалаим, и ты, всадник, это прекрасно понимаешь. Ты хотел его выпустить  затем, чтобы он смутил народ, над верою надругался и подвёл народ под римские мечи.  Но я, первосвященник иудейский, пока жив, не дам на поругание веру и защищу народ!".
Вот этим Иешуа и был опасен - он проповедовал новую веру, для которой все люди добрые. А это большая опасность для народа, обозначенного иудеями, как богоизбранный (исключительный - есть свой Бог!), народ в окружении враждебных гоев с мелкой россыпью терпимых до поры до времени шабесгоев. А Га-Ноцри говорил, что для всех "Бог один, и я в него верю". Как же "не мешал, ничем"? Ещё как мешал!



- Думаю, эти временные трудности иудейского богоисповедания Пилата не очень беспокоили. Посмотрим сведения исторической версии Филона, вернее по её уточнению Тацитом, у Понтия Пилата (префект Иудеи в 26–37 гг. н. э.), у него именно накануне казни Христа возникли серьёзные причины опасаться даже ложного доноса на себя Тиберию. А именно он потерял "крышу в Риме", если говорить современным языком.По обвинению в государственной измене  был казнён покровитель Пилата, сенатор Луций Элий Сеян (ок. 20 г. до н.э. – 18 окт. 31 г. н.э.). Этот человек был мэром города Рима.
СтарыйТиберий жил на острове Капри, то есть Сеян был фактически правителем Рима, сената и т.д. И в 31 году по указу Тиберия вдруг казнён, якобы за заговор против императора, свидетельством чему было только обвинение самого Тиберия. Но суды в Риме со всевластным императором не спорят. И это было за 2 года до распятия Христа. И Пилат держался эти два года на волоске, о чём Каиафа точно знал.

Только сейчас заметил созвучноть ТиБерия и Берии, как Булгаков не рискнул это обыграть!



Может быть Пилат - это Берия, а Берлиоз - не только фамилия композитора, написавшего оскорбительное для Воланда "Осуждение Фауста"? Уж Берию-то до сих пор полощут не мнее нежели Пилата.

Но вернёмся к нашим героям, к противостоянию прокуратора и провокатора. О причине провокационной активности Каиафы. Из трудов иудея, римского историка Иосифа  Флавия (на которые и Михаил Берлиоз ссылается в романе), мы знаем, что до Пилата префектом в Иудее был Валерий Грат. За 11 лет наместничества он сместил ЧЕТЫРЕХ первосвященников. После возвращения Грата в Рим от него следующему прокуратору Пилату «в наследство» остался первосвященник Иосиф, прозванный Каиафой, которого Грат не успел сместить. Следовательно, Каиафа должен был тайно создавать проблемы, дабы Рим занимался не им.

И это Булгаков обозначает в Романе очень четко:

"Поплыла вместо этого всего какая-то багровая гуща, в ней закачались водоросли и двинулись куда-то, а вместе с ними двинулся и сам Пилат. Теперь его уносил, удушая и обжигая, самый страшный гнев, гнев бессилия.
- Тесно мне, - вымолвил Пилат, - тесно мне!
Он холодною влажною рукою рванул пряжку с ворота плаща, и та упала на песок.
- Сегодня душно, где-то идет гроза, - отозвался Каифа, не сводя глаз с покрасневшего лица прокуратора и предвидя все муки, которые еще предстоят. "О, какой страшный месяц нисан в этом году!"
- Нет, - сказал Пилат, - это не оттого, что душно, а тесно мне стало с тобой, Каифа, - и, сузив глаза, Пилат улыбнулся и добавил: - Побереги себя, первосвященник.Темные глаза первосвященника блеснули, и, не хуже, чем ранее прокуратор, он выразил на своем лице удивление.
- Что слышу я, прокуратор? - гордо и спокойно ответил Каифа, - ты угрожаешь мне после вынесенного приговора, утвержденного тобою самим? Может ли это быть? Мы привыкли к тому, что римский прокуратор выбирает слова, прежде чем что-нибудь сказать. Не услышал бы нас кто-нибудь, игемон?"



В диалоге Пилата и Каиафы (у Булгаков Каифы), их, мягко говоря неприязнь, легко объяснима исторически. Для Пилата они дикие, немытые туземцы, которые даже против водопровода бунтуют. А он им культуру несёт. В том числе культ Божественного Императора. И вот это-то - божественность императора - на самом деле для иудаизма удар в болевую точку. Основные конфликты с Пилатом были даже не из-за денег на водопровод, а из-за щитов восхваляющих Императора. В то время как иудаизм запрещал изображение людей и животных, а тут эти штандарты. Эти конфликты описаны и Флавием, и Тацитом, и Филоном, несколько источников можно сопоставить.

А вот конфликт по Исусу встречается не у всех. В "Иудейских древностях" есть: 

«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком.  Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос (равнозначно - мессия или посланец Бога).

По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил его (Иисуса)к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали этого и теперь.  На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нем и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки.  Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени» (Иосиф Флавий, "Иудейские древности." Кн.18. Гл.3:3)



Однако отметим, что сам классик Иосиф Флавий родился в 37-м году, то есть 4 года спустя после распятия Иисуса, в год казни Пилата.

А - кстати - почему Римский Император ждал 4 года, чтоб осудить Пилата за Христа? Как описано в апокрифе. Уточним - вызвал его на суд Тиберий, но пока Пилат 4 года добирался до Рима, Тиберий умер. Воцарился Калигула, тот ещё парень! 37-й год для Рима стал началом репрессий - 0037 а не 1937-й - но не уходим ли мы от вопроса?

Не уходим. Казнили-то Пилата не за Иешуа, а за самаритян.  Однако на избиение ищущих сосуды самаритян скорее всего спровоцировал прокуратора тот же Каиафа: он мог обрисовать действия самаритян как мятеж против Рима. Возможно, добрые самаритяне успели пожаловаться начальнику Пилата, наместнику Вителию не на одного Пилата, а и на Каиафу тоже. Как известно, Каиафа недолго покайфовал своей победой, его отправили в отставку вслед за Пилатом.

Но остался ВОПРОС у нас о значимости Иешуа/Иисуса для иудеев.

А никакой такой нет и не было. При Флавии "и сейчас некоторые". А сейчас крещёные евреи - уже не настоящие для ортодоксов. И тогда Иисуса приняли не все, но многие бедные иудеи, а ещё в большем количестве эллины - наши православные перво-евангелия были точно от греков. У меня где-то в не-распакованной части библиотеки должно сохраниться Евангелие "От Марка". официально признанное самым первым из всех, написанным в 60-е годы, то есть через 27 лет после распятия. Оригинал у меня на эллинском языке.

Сами иудеи сейчас для туристов показывают камень, на котором Иисус читал и комментировал Тору в возрасте 12 лет.



Он был образованным мальчиком. Но зачем-то пошел нести веру в Единого Бога гоям. Стал Христом для христиан. пророком Исой для мусульман - думаю, для подтверждения реальности Христа этих двух источников всё-таки достаточно.

Краткое резюме:

Иешуа в романе не был богом для Пилата и для иудеев, также и Иисус в истории не был богом для Пилата и для иудеев.

"Пошлой казни" действительно не было - именно казни Пилата за Христа, то есть правильно исключён из канона христианской веры апокриф, описывающий этот эпизод.

Было ли распятие, или эта казнь привиделась, массовый гипноз, как сказано в Коране? Трудно сказать, друзья мои.


Готов спорить и открывать новое далее, спасибо за поддержку темы!


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души

Сообщение отредактировал Просперо - Среда, 2021-08-25, 7:05 AM
 
ПроспероДата: Среда, 2021-08-25, 7:33 AM | Сообщение # 1043
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6162
Статус: Offline
Цитата Въедливый ()
декорации цивилизации меняются, а психотипы людей, а также их отношения между собой, вечны.
совершенно верно, Александр.
Цитата Въедливый ()
ближе к роману, не углубляясь в историю, противоречивую в различных интерпретациях прошедших веков.
Здесь использованы те источники, которыми пользовался и Бклгаков. Тот же Флавий упомянут в романе Берлиозом в дискуссии с Воландом. Почему Булгаков не включил в роман подробностей десятитлетнего противостояния римлянина Пилата и еврея Каиафы? Думаю, чтоб не нарваться на обвинение в антисемитизме, ведь ретивые критики могут и в моих полдробных описаниях козней Каиафы усмотреть намёк на вечные козни евреев. Которые лично я считаю нормальной позицией - евреи ведь вечно живут в подполье своего рода, в маленьких домашних гетто, строят государства в государстве, внешне кланяются клиенту, но сами себе на уме, боятся гоев и презирают их. Сложная гамма - об этом хорошо у Лиона Фейхтвангера. Он о том же Иосифе Флавии написал великолепный роман, показал и всю правду о предательстве (с нашей точки зрения) исторической Родины, и величие служения врагу (Риму) во имя спасения своих иудеев.

Что касается интерпретаций истории, то получается у Булгакова она ближе к факту, чем Евангелия. Ну, не зря человек 12 лет работал в теме. И роман-то о Понтии Пилате, не о Христе. Полагаю, Михаил Булгаков не ставит вопрос возникновения веры в Христа, он выводит на сцену готовый конфликт детей Яхве и сынов Юпитера.

Когда-то читал у Александра Меня о Христе в романе Булгакова, поищу, там и хорошее знание религиозной технологии, и не церковное толкование, не ортодоксальное


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Среда, 2021-08-25, 8:53 AM | Сообщение # 1044
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6162
Статус: Offline
...Александр Мень на опасливый вопрос, может ли «Мастер и Маргарита» обогатить духовный мир христианина и почему все-таки выбрана такая необычная форма «Евангелие от Воланда» (ведь христианин обо всем должен заранее спрашивать у батюшки, а то проглотит по неведению «бяку» и — откачивай его потом), ответил так:

«Никакое это не Евангелие! Это роман, в котором есть лишь намеки на евангельскую историю, там нет Христа, и Пилат там не Пилат, просто взяты некоторые черты. Книга может обогатить любого нормального человека… Она полна остроумия и блеска, построена на контрастах.

Вот пришли некие гости из космоса, из духовного мира (какая разница?). Они в маскарадных костюмах, один — под Мефистофеля, другой — под кота, и они провоцируют нас, москвичей, и выявляют нашу пошлость. И даже Воланд, который выступает в маске дьявола, — какой он дьявол? У него нравственные понятия нормальные, он же не Варенуха, не Лиходеев — вот кто дьяволы-то, а он нормальный. Это только маски. У романа необычная форма, но она не является чем-то исключительным в литературе. Соприкосновение с тайной было у многих русских писателей: Гоголь, Лермонтов, Помяловский…»


Не могу удержаться, чтобы не привести почти всю цитату целиком. Как писал Николай Гумилев, «все чисто для чистого взора», и именно так можно охарактеризовать это мнение о. Александра. Он смог увидеть, потому что он — смотрел не на то, что «автор хотел сказать, пытался сказать, боялся сказать», а на реальность романа. На то, что это жанр такой — роман, известный, в общем-то, у нас в России, и пишут такие романы люди, а не эманации божества и не черные «голодные» духи. Не надо выдумывать за писателя его жизнь, его самого и его смерть, то есть его книги и мифы.

Если и применять термин «богодухновенный» к творчеству человека, то вовсе не в том смысле, что «вот сел он, братики, и нашло на него, значит, и весь он так и пошел синим пламенем. Не иначе, как дело было в пятницу…». Писатель вступает в диалог с собственной личностью, с той сердцевиной, которая живет и дышит у него внутри, со скорбным и радостным опытом прошлого, с чувством юмора, наконец. В этом смысле каждая искренняя и смелая работа с душой — богодухновенный подвиг. Просто потому что он — честное и талантливое свидетельство о круговороте жизни и смерти, о том, о чем запрещено (как то было в Советском Союзе) говорить.

Чтобы успокоить нервы читателей «Мастера и Маргариты», скажем снова: страшный Сатана-Воланд пришел к Булгакову из его любимой оперы «Фауст». Он — маска, лицедей, примеряющий на себя сотни обличий. Он, в сущности, бог перемен, всяческих изменений, перевертышей, устроитель ловушек и каверз, ведущих к Новому. Он — трикстер, разноликий, тот, кто провоцирует, мешает и спасает. Психологи говорят, что фигура трикстера — это сочетание противоположностей, «доброго» и «злого» начал. И он идеально подходит для роли носителя трансформации мира и души человека, потому что в конечном счете сводит вместе все противоположности и в то же время признает за ними их отдельность. Так начинаются изменения в личности человека, в сердце Маргариты, в истерзанной душе Мастера, в булгаковской Москве.

И давайте не будем пугаться. Истинный писатель всегда далек от любого рода пропаганды, будь то православие-самодержавие-народность или декларация прав сатаны. Любая идеология так же разрушает произведение искусства, как тоталитарная система — достоинство человека, а значит, и его личность. Этим, кстати, упорно занималась советская власть, и об этом свидетельствует Булгаков. Он, которого всю жизнь непрестанно травили, чьи пьесы запрещали, чья жизнь висела на волоске, нашел в себе истинное мужество говорить о своей душе и своем времени. Это и есть то, о чем должны «знать» читатели романа.

https://rusk.ru/st.php?idar=10121

Надежда Муравьева16.02.2005 

ТАКАЯ ХРАБРАЯ БАРЫШНЯ! И ЗНАЕТ ОТКУДА ПРИХОДЯТ СЛОВА И ОБРАЗЫ biggrin  - "И пишут такие романы люди" - может быть ВСЕ люди забыла добавить?
Не нашёл пока в сети самого Меня, только эту цитату


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души

Сообщение отредактировал Просперо - Среда, 2021-08-25, 9:03 AM
 
ПроспероДата: Среда, 2021-08-25, 12:26 PM | Сообщение # 1045
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6162
Статус: Offline
Цитата Лара_Фай-Родис ()
что касается Москвы, которая к концу Х1Х-го века уже называласьТретьим Римом, и вдруг подверглась искушению и испытанию большевизмом:

Из романа "МиМ" я поняла,
что даже целая человеческая жизнь длиной в век, - это мизер
на фоне
нескончаемой истории этого Третьего Рима,
которому жить ровно столько, сколько будет жить ПРАВОСЛАВИЕ,
определяющее и ХАРАКТЕР, и СОВЕСТЬ, и ВОЛЮ христианина православного, в
отличие от католицизма, исторически мутировавшего в эгоцентризм, отказавшийся
от главной ценности - семьи в среде служителей церкви.

Интересная у Вас ассоциация, Лара. Как Вы это нашли в романе? Действие там происходит то в Москве, то в Ершалаиме, который борется с Первым Римом, противостоит давлению, требованию поклоняться Божественному Императору. Но я не помню упоминания Сталинской Москвы/России, как Третьего Рима.

О своей линии - мною лично эта претензия Московии на Римское неоднозначно воспринимается. Да и у Булгакова там некто Римский мелькает в числе гонителей Мастера, что я понимаю как некий оттенок пилатчины, римского единоначалия.

Теория «Москва — Третий Рим» была выдвинута в XVI веке при великом князе Василии III. Ее автором стал Филофей — старец Елеазарова монастыря в городе Пскове. Суть концепции в том, что наследником Римской империи и Византии (рухнувшего Второго Рима, ныне Турции) является Россия — как оплот православия.

Но старец Филофей или не знает, или намеренно не учитывает римскую аморальность в любви, римскую надморальность в имперской экспансии.

Аморальность Москвы Булгаков в романе показывает. Идеологическую экспансию тоже.

Но вот насчёт главной ценности семьи...  И Мастер с Маргаритой не создали семью, и реальный Булгаков с реальной Еленой разрушили свои семьи, переступили через близких.


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ШахерезадаДата: Среда, 2021-08-25, 12:54 PM | Сообщение # 1046
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3986
Статус: Offline
Цитата Просперо ()
...именно так можно охарактеризовать это мнение о. Александра. Он смог увидеть, потому что он — смотрел не на то, что «автор хотел сказать, пытался сказать, боялся сказать», а на реальность романа. На то, что это жанр такой — роман, известный, в общем-то, у нас в России, и пишут такие романы люди, а не эманации божества и не черные «голодные» духи. Не надо выдумывать за писателя его жизнь, его самого и его смерть, то есть его книги и мифы.

И спасибо, Михаил, за прекрасную цитату Александра Меня.
Вот так понемногу мы каждый по-своему уточняем своё восприятие, прислушиваясь к тому, что созвучно нам самим, приближаясь к своему Источнику.  И поскольку каждый имеет неповторимый жизненный опыт, мы никогда не придём к единодушной оценке чего-бы то ни было важного для нас. Система личностных ценностей встроена в общезначимые системы: социума, рода своего и Человеческого... всё вложено друг в друга, взаимообогащает и шлифует, проясняет и запутывает... по замыслу Творца.

С большим интересом и благодарностью ко всем участникам бесед!


Ранее прозвучал вопрос Александра, отклоняющий нас от обсуждения темы.
Модератор удалит мой ответ, когда сочтет нужным.
Под спойлером.



Сказки - жемчуга мира
Книги Семи Морей
 
ВъедливыйДата: Среда, 2021-08-25, 1:03 PM | Сообщение # 1047
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2808
Статус: Offline
Цитата Просперо ()
Сами иудеи сейчас для туристов показывают камень, на котором Иисус читал и комментировал Тору в возрасте 12 лет.Он был образованным мальчиком. Но зачем-то пошел нести веру в Единого Бога гоям. Стал Христом для христиан. пророком Исой для мусульман - думаю, для подтверждения реальности Христа этих двух источников всё-таки достаточно.

Где же Он ходил 21 год (по церковному счёту) или 15 лет (по М. А. Булгакову) после знакомства с Торой, довольно жестокосердной?
Ведь в этих хождениях Он понял, что любовь и братство - спасение для человечества, и начал проповедовать это, за что и претерпел гонения, но вдохновил людей на Веру христианскую, во спасение, за что назван христианами Спасителем.
Через 700 лет именно эти мотивы поведения были возвышены пророком Мухаммедом во спасение угасающего племени аравийских арабов в районе Мекки и Медины (мусульмане до сих пор приветствуют друг друга, как братья - объятием). Главным стремлением в жизни пророком сделан моральный долг защиты слабых: женщин, детей. И не просто подачками (как ныне практикуется светскими, и даже православными, иерархами), а надёжно, через семью в браке, через обеспечиваемое мужчиной (непреложное условие) многожёнство с разумным ограничением до 4-х жён с их уважаемой иерархией). Такие мотивы поведения - лучшее от проповеди Христа, поэтому Он и Богородица канонизированы и в исламе, как пророк Иса и мать его Марьям. С этой моралью арабское племя возродилось и понесло знамя ислама по всему миру, сделав эту религию второй по массовости на Земле. Потом, конечно, пошли свои извращения и разделения из-за пороков, алчности, властолюбия и шкурных интересов людей (то же, что и в христианстве), но начало было здоровое, как и в раннем христианстве: Единобожие, любовь, семья, братство в вере - всё черты общности людей.

А именно гармонично устроенное общество совершенно необходимо во спасение всего человечества.
https://proza.ru/2017/06/14/843

Но перечисленных в религиях психологизмов для этого недостаточно, о чём и говорят тысячелетия неравенства и конфликтов. Нужно ещё и материальное, а именно, гармония влияния в обществе видов собственности, чтобы общественное и частное взаимно не подавляли, а дополняли друг друга, как естественно присущие человечеству, к тому же взаимно купируя  присущие каждой собственности черты вредности для общества в целом. Революции, с их классовыми и национально окрашенными крайностями, этого не сделают. Здесь нужен, в развитии, спокойный мирный Разум лучших пророков планеты - Разуморум человечества во спасение всех, а не только отдельных частичек от человечества.

Гармония возникает в единстве противоположностей. Роман МиМ насыщен противоположностями, начиная с эпиграфа и до сохранения традиционного в революционном. Это уловил Александр Мень ("книга "построена на контрастах") . Будет интересно углубиться в его представления, Михаил. Это замечает и Надежда Муравьёва:
Цитата Просперо ()
... страшный Сатана-Воланд пришел к Булгакову из его любимой оперы «Фауст». Он — маска, лицедей, примеряющий на себя сотни обличий. Он, в сущности, бог перемен, всяческих изменений, перевертышей, устроитель ловушек и каверз, ведущих к Новому. Он — трикстер, разноликий, тот, кто провоцирует, мешает и спасает. Психологи говорят, что фигура трикстера — это сочетание противоположностей, «доброго» и «злого» начал. И он идеально подходит для роли носителя трансформации мира и души человека, потому что в конечном счете сводит вместе все противоположности и в то же время признает за ними их отдельность. Так начинаются изменения (гармонии - Въедливый) в личности человека, в сердце Маргариты, в истерзанной душе Мастера, в булгаковской Москве. (в обществе - Въедливый)

Предлагается подход к трактовке романа - поиск гармоний в единстве противоположностей для различных сторон жизни общества, вздыбленного революцией, но продолжающего жить в духе вековых устоявшихся психологических традиций. Поэтому, представляется, в романе тема психушки (оружия крайностей) одна из главных.


ёклмн&ёпрст

Сообщение отредактировал Въедливый - Среда, 2021-08-25, 5:20 PM
 
ПроспероДата: Среда, 2021-08-25, 9:03 PM | Сообщение # 1048
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6162
Статус: Offline
Цитата Шахерезада ()
всё вложено друг в друга, взаимообогащает и шлифует, проясняет и запутывает... по замыслу Творца.
Совершенно верно. И вопрос не в том, чтоб запутать, а в том, чтобы увидеть, что именно поддерживает невидимая сетка хитросплетений, для чего весь этот набор ироничных противоречий, этот фейерверк антиморали. salute


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Среда, 2021-08-25, 9:30 PM | Сообщение # 1049
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6162
Статус: Offline
Цитата Въедливый ()
Где же Он ходил 21 год (по церковному счёту) или 15 лет (по М. А. Булгакову) после знакомства с Торой, довольно жестокосердной?
По исследованиям Эрнеста Ренана Иисус ходил учиться к йогам, возможно индийским. Знакомые мне буддисты подтверждают, что он был на Тибете.

Цитата Въедливый ()
мотивы поведения - лучшее от проповеди Христа, поэтому Он и Богородица канонизированы и в исламе, как пророк Иса и мать его Марьям
Не только. У них в Коране и Муса (Моисей), и Джабраил (Гавриил), там выдержек из Торы чуть меньше, чем в православной Библии, но тоже не менее половины текста сур, просто тексты адаптированы для арабов.

Цитата Въедливый ()
Будет интересно углубиться в его представления, Михаил. Это замечает и Надежда Муравьёва:
 Не нахожу в сети тех книг Меня, что у меня были в бумаге. Если книги сохранились после прошлогоднего потопа, найду в нераспакованной части библиотеки зимой.
Что касается Надежды Муравьёвой, у неё восприятие всего романа как большого развлекательного Фауст-шоу. Это так, но только по формату действия-злодействия. А сами смысловые категории девушка как будто не видит и цену создания этих мыслеформ как будто не понимает.

Цитата Просперо ()
это жанр такой — роман, известный, в общем-то, у нас в России, и пишут такие романы люди, а не эманации божества и не черные «голодные» духи. Не надо выдумывать за писателя его жизнь, его самого и его смерть, то есть его книги и мифы
Я бы так не сказал. Это совсем не кукольный театр у Булгакова. Его создания ведут себя своевольно. ВСЕ. Даже Иешуа.

Вот сценка - Иешуа передаёт через Левия Матвея ПРИГОВОР Мастеру:
"– Он прочитал сочинение мастера, – заговорил Левий Матвей, – и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?
– Мне ничего не трудно сделать, – ответил Воланд, – и тебе это хорошо известно. – Он помолчал и добавил:
– А что же вы не берете его к себе, в свет?
– Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом проговорил Левий.
– Передай, что будет сделано, – ответил Воланд и прибавил, причем глаз его вспыхнул:
– И покинь меня немедленно.

– Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, – в первый раз моляще обратился Левий к Воланду.

– Без тебя бы мы никак не догадались об этом. Уходи.

Левий Матвей после этого исчез, аВоланд подозвал к себе Азазелло и приказал ему:
– Лети к ним и все устрой....
"

И Азазелло их убил.


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Четверг, 2021-08-26, 4:22 PM | Сообщение # 1050
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6162
Статус: Offline
Кестлер говорит о значении зрелости в творчестве:

Незначительные биссоциативные процессы происходят на всех уровнях и являются основным механизмом легкого, посредственного обучения. Однако нечто действительно новое появится только тогда, когда субъективная оригинальность сработает на самом высоком уровне пирамиды уже существующих знаний.

Иными словами, добиться чего-то по-настоящему нового можно только после осознания всех ступеней, которые уже были кем-то проработаны. Далее Кестлер обращается понятию «амнезия поколений»: мы принимаем как должное идеи, которые есть сейчас, и забываем о том, как существовал мир до их появления - но это опять возвращение в начало.

Так у Булгакова смерть героев как бы возвращение в начало, но что-то пошло не так у них после азазеллового вина, по-моему... surprised


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Четверг, 2021-08-26, 4:24 PM | Сообщение # 1051
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6162
Статус: Offline
Цитата Просперо ()
Иными словами, добиться чего-то по-настоящему нового можно только после осознания всех ступеней, которые уже были кем-то проработаны.
 Может быть потому мы и прорабатываем детали романа - во исполнение последнего выдоха Автора - "чтобы знали" ?


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ВъедливыйДата: Четверг, 2021-08-26, 8:38 PM | Сообщение # 1052
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2808
Статус: Offline
Цитата Въедливый ()
... в романе тема психушки (оружия крайностей) одна из главных.

Подробное описание Булгаковым нюансов пребывания поэта Ивана Бездомного в психбольнице наглядно показывает, как человек может говорить правду, но если это правда, не логичная для обыденного мироощущения окружающих, то такого человека  запросто объявляют сумасшедшим.
Как правило, и пророки выглядят для современников подобными сумасшедшими (хотя, возможно,  и гениями). В эту же когорту входят и некоторые поэты, не вписывающиеся в логические восприятия окружающего людьми им современного  мира.
Похоже и Булгаков со своим философско-сатирическим романом "не вписался" в его время, поэтому он и просил жену сохранить и опубликовать роман когда бы то ни было после его смерти, "чтобы знали...": это не записки сумасшедшего, это правда о сложности человеческого существа, в сознании которого есть место всему, но только в гармонии взаимоотношений можно найти удовлетворение.

Цитата Просперо ()
Вот сценка - Иешуа передаёт через Левия Матвея ПРИГОВОР Мастеру:
"– Он прочитал сочинение мастера, – заговорил Левий Матвей, – и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?
– Мне ничего не трудно сделать, – ответил Воланд, – и тебе это хорошо известно. – Он помолчал и добавил:
– А что же вы не берете его к себе, в свет?
– Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом проговорил Левий.

Здесь вижу одну из загадок романа.
Есть зло, и "ад" для него. Есть добро, и "рай" для него. Есть дух зла, и "тьма" для него . Есть небожители, и "свет" для них.

А где место "покою", предназначенному Мастеру и той, "которая любила и страдала из-за него" ?


ёклмн&ёпрст

Сообщение отредактировал Въедливый - Четверг, 2021-08-26, 9:41 PM
 
Лара_Фай-РодисДата: Четверг, 2021-08-26, 9:14 PM | Сообщение # 1053
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
Цитата Просперо ()
Может быть потому мы и прорабатываем детали романа - во исполнение последнего выдоха Автора - "чтобы знали" ?
Приветствую всех участников дискуссии с благодарностью:

ВЫ ПРАВЫ!!!
Цитата Шахерезада ()
Вот так понемногу мы каждый по-своему уточняем своё восприятие, прислушиваясь к тому, что созвучно нам самим, приближаясь к своему Источнику.  И поскольку каждый имеет неповторимый жизненный опыт, мы никогда не придём к единодушной оценке чего-бы то ни было важного для нас.

"Мастер и Маргарита" - хотя и ЗАВЕЩАНИЕ, но всё-таки это - художественное произведение, в котором
автор даёт волю своему воображению, не претендуя для себя лично на сходство  Иешуа Га-Ноцри ни с мастером, ни тем более, с автором, помните, как рьяно Га-Ноцри отрицал, что он врач?

"Помолчали, потом Пилат задал вопрос по-гречески:– Итак, ты врач?– Нет, нет, – живо ответил арестант, – поверь мне, я не  врач...."

--------------------------------------
– Чем хочешь ты, чтобы я поклялся? – спросил, очень оживившись, развязанный.
– Ну, хотя бы жизнью твоею, – ответил прокуратор, – ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это!
– Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил, игемон? –спросил арестант, – если это так, ты очень ошибаешься.
Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:– Я могу перерезать этот волосок
.– И в этом ты ошибаешься, – светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, – согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?
– Так, так, – улыбнувшись, сказал Пилат, – теперь я не сомневаюсь в том, что праздные зеваки в Ершалаиме ходили за тобою по пятам.

Не знаю, кто подвесил твой язык, но подвешен он хорошо. Кстати, скажи: верно ли,
что ты явился в Ершалаим через Сузские ворота верхом на осле, сопровождаемый
толпою черни, кричавшей тебе приветствия как бы некоему пророку? – тут
прокуратор указал на свиток пергамента.
   Арестант недоуменно поглядел на прокуратора.– У меня и осла-то никакого нет, игемон, – сказал он. –Пришел я в Ершалаим точно через Сузские ворота, но пешком, в сопровождениио дного Левия Матвея, и никто мне ничего не кричал, так как никто меня тогда в  Ершалаиме не знал.

Цитата Просперо ()
Так у Булгакова смерть героев как бы возвращение в начало, но что-то пошло не так у них после азазеллового вина, по-моему.

Но не зря же у автора романа:
"– И в этом ты ошибаешься, – светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, – согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?..."

Цитата Просперо137265

– Без тебя бы мы никак не догадались об этом. Уходи.
Левий Матвей после этого исчез, а Воланд подозвал к себе Азазелло и приказал ему:

– Лети к ним и все устрой...."

И Азазелло их убил.
----------------------------------

На самом деле мастер умер сам в психушке, а Маргарита - следом за ним - в собственной квартире...и,
уж конечно, не Азазелло "перерезал" волоски их жизней...

Если Фауст и Маргарита воссоединяются на небесах, в свете, и вечная любовь гетевской Гретхен помогает ее возлюбленному обрести награду -традиционный свет, который его слепит, и потому она должна стать его
проводником в мире света.

Булгаковская Маргарита тоже своей вечной любовью помогает Мастеру - новому
Фаусту обрести то, что он заслужил. Но награда героя здесь - не свет, а покой,
и в царстве покоя, в последнем приюте у Воланда, или даже, точнее, на границе
двух миров - света и тьмы, Маргарита становится поводырем и хранителем своего
возлюбленного:

"Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечныйколпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь
рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду
я".

Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и
Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал
оставленный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами
память, стала потухать".

Эти строки Е. С. Булгакова записывала под диктовку смертельно больного автора
"Мастера и Маргариты".


У Гёте:
В конце своей жизни Фауст приходит к мысли, что высшая цель жизни — деятельное служение народному счастью:

Вот мысль, которой весь я предан,

Итог всего, что ум скопил,

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил.

Так именно, вседневно, ежегодно,

Трудясь, борясь, опасностью шутя,

Пускай живут муж, старец и дитя.

Народ свободный на земле свободной

Увидеть я хотел в такие дни.

Тогда бы мог воскликнуть я: «Мгновенье!

О как прекрасно ты, повремени!

Воплощены следы моих борений,

И не сотрутся никогда они».

И это торжество предвосхищая,

Я высший миг сейчас переживаю...

(Перевод Б. Пастернака)

А у Булгакова мастер - талантливый и творческий человек, но не борец и не воин света в посланной ему свыше современности, потому и достоин покоя и любви, которых ему так не хватало в его земном бытии, собственно, как и многим, наверное, в этих сумасшедших креативных веках - ХХ-М и ХХ1-м...теперь каждый сам  себе творец своего мира, как внутреннего, так и окружающего...у кого - золотые унитазы, у кого - библиотеки, полные мудрости, у кого - стакан чистой воды и корочка хлеба - в мечтах, окрыляющих сновидения...
Жуткая действительность сегодняшнего Кабула наводит на мысль, что сошедший с ума земной мир человечества попросту утратил все смыслы жизни, кроме власти и денег...

  ПОКОЙ  НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ...


Мысли - начало поступков

Сообщение отредактировал Лара_Фай-Родис - Четверг, 2021-08-26, 9:26 PM
 
ПроспероДата: Пятница, 2021-08-27, 8:55 AM | Сообщение # 1054
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6162
Статус: Offline
Цитата Лара_Фай-Родис ()
На самом деле мастер умер сам в психушке, а Маргарита - следом за ним - в собственной квартире...и,уж конечно, не Азазелло "перерезал" волоски их жизней...
По Мастеру, да, есть от Бездомного фраза "умер пациент в соседней палате", что-то в этом роде.
А смерть Маргариты у себя в квартире? Где это?


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Пятница, 2021-08-27, 1:50 PM | Сообщение # 1055
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6162
Статус: Offline
Цитата Лара_Фай-Родис ()
Жуткая действительность сегодняшнего Кабула наводит на мысль, что сошедший с ума земной мир человечества попросту утратил все смыслы жизни, кроме власти и денег...
Надеюсь, не весь мир утратил все смыслы.
Кабул... как бы так и було и при СССР, и при первом взятии талибами Кабула при Березовском, война всегда жуть и мрак. Для нас нынешняя жуть заключается в том, что пока шла война с Америкой, Россия отдыхала. Теперь создана новая проблема для нас, Индии и Китая. 
Для России в первую очередь, потому что в Афганистане чуть ли не 30% таджиков живёт, последний очаг сопротивления Талибану именно таджики и узбеки. И таджики с узбеками несколько обеспокоены за своих. А граница между Таджикистаном и Афганистаном сейчас сквозная.

В общем готовится новая Афганская война, глобус Воланда крутится


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
Лара_Фай-РодисДата: Пятница, 2021-08-27, 1:55 PM | Сообщение # 1056
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
Цитата Просперо ()
По Мастеру, да, есть от Бездомного фраза "умер пациент в соседней палате", что-то в этом роде.А смерть Маргариты у себя в квартире? Где это?

Там же, в 30-й главе:
"Когда отравленные затихли, Азазелло начал действовать. Первым делом он бросился в окно и через несколько мгновений был в особняке, в котором жила Маргарита Николаевна. Всегда точный и аккуратный Азазелло хотел проверить, все ли исполнено, как нужно. И все оказалось в полном порядке. Азазелло видел, как мрачная, ожидающая возвращения мужа женщина вышла из своей спальни, внезапно побледнела, схватилась за сердце и, крикнув беспомощно:– Наташа! Кто-нибудь... ко мне! – упала на пол в гостиной, не дойдя до кабинета.– Все в порядке, – сказал Азазелло...."
----------------------------------- "...А вы мне лучше скажите, – задушевно попросил Иван, – а что там рядом, в сто восемнадцатой комнате сейчас случилось?– В восемнадцатой? – переспросила Прасковья Федоровна, и глаза ее забегали, – а ничего там не случилось. – Но голос ее был фальшив, Иванушка тотчас это заметил и сказал:– Э, Прасковья Федоровна! Вы такой человек правдивый... Вы думаете, я бушевать стану? Нет, Прасковья Федоровна, этого не будет. А вы лучше прямо говорите. Я ведь через стену все чувствую.– Скончался сосед ваш сейчас, – прошептала Прасковья Федоровна, не будучи в силах преодолеть свою правдивость и доброту, и испуганно поглядела на Иванушку, вся одевшись светом молнии. Но с Иванушкой ничего не произошло страшного. Он только многозначительно поднял палец и сказал:– Я так и знал! Я уверяю вас, Прасковья Федоровна, что сейчас в городе еще скончался один человек. Я даже знаю, кто, – тут Иванушка таинственно улыбнулся, – это женщина...."

Роман "Мастер и Маргарита"  полон многоуровневой мистики, реально влияющей на душу любого, кто  к нему прикасается, но
я продолжаю утверждать, что все высшие силы, и тёмные, в первую очередь,  искренне любящим и добрым душам  бессильны навредить.

Говорю не только из этого романа исходя, но в содружестве и с Алигъери, и с Гёте...С чистой душой и жить, и умирать человек будет счастлив...


Мысли - начало поступков
 
ПроспероДата: Пятница, 2021-08-27, 8:21 PM | Сообщение # 1057
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6162
Статус: Offline
Цитата Лара_Фай-Родис ()
"Когда отравленные затихли, Азазелло начал действовать. Первым делом он бросился в окно и через несколько мгновений был в особняке, в котором жила Маргарита Николаевна. Всегда точный и аккуратный Азазелло хотел проверить, все ли исполнено, как нужно. И все оказалось в полном порядке. Азазелло видел, как мрачная, ожидающая возвращения мужа женщина вышла из своей спальни, внезапно побледнела, схватилась за сердце и, крикнув беспомощно:– Наташа! Кто-нибудь... ко мне! – упала на пол в гостиной, не дойдя до кабинета.
– Все в порядке, – сказал Азазелло...."
...да, я этот абзац как бы мимо пропустил, как бы автоматически не заметил то, чего не хочется, какая-то защита, наверно.
Помню в 90-е в Харькове в подземном переходе на Сумской выстрел, какое-то красное пятно, люди побежали, а я продолжал идти и что-то говорить. Кума меня за руку тащит, кричит "не смотри, не смотри!", а я и не вижу ничего.
Милиция нас приостановила: "Видели, что там произошло?"
Спрашиваю "А что там?"
"Человека убили"
А я не видел.

Поэтому и нахожу сейчас много нового для себя, перечитывая роман, включаю моменты реально ужасные, которые прежде не видел.


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души

Сообщение отредактировал Просперо - Пятница, 2021-08-27, 8:25 PM
 
ТанецДата: Пятница, 2021-08-27, 9:15 PM | Сообщение # 1058
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
Цитата Лара_Фай-Родис ()
Роман "Мастер и Маргарита"  полон многоуровневой мистики, реально влияющей на душу любого, кто  к нему прикасается, ноя продолжаю утверждать, что все высшие силы, и тёмные, в первую очередь,  искренне любящим и добрым душам  бессильны навредить.


Лариса, это спорное утверждение.

Поясню свои слова, понимая, что ты не согласишься со мной. Да, прочитать замечательное произведение, обсуждаемое многими современниками, нужно, хотя бы раз и хотя бы для того, чтобы расширить сферу своего восприятия интересного душе или полезного уму авторского мира. Классику, включая трагедии с бесами, нужно читать!  Раз уж в жизни приходится контактировать... Но перечитывать, повторять несколько раз и сохранять, приумножая, сотворчествуя, возвращая к новой жизни, стоит то, что действительно не вредит душам, не омрачает и не погружает во тьму демоническую, а возвышает каждую душу, не только зрелую. Что такое "добрая душа", это результат ежедневного и осознанного Выбора добра среди всего многообразия наблюдаемого мира, читаемой литературы, воспринимаемых событий. В нас есть всё неограниченное многообразие качеств души, ну а мы соавторы своего уникально окрашенного персонального мира души, сотворцы своей Вселенной, полученной нами от Природы в зачаточном виде. Каким будет будущее человека зависит от его постоянно совершаемого Выбора направления мыслей, Выбора чистоты помыслов и желаний души.  Как-то так могу объяснить своё отношение к своему выбору предпочтительно одухотворённых светлыми замыслами произведений искусства.  Полярности в разных уровнях сознания, это как мелодия на фортепьяно, одну и ту же можно сыграть в басах или в верхнем регистре октав, с разным ритмом и паузами. Восприятие будет разным! Поэтому я советую молодым людям перечитывать первоисточники, если у них "доходят руки" до них, меньше времени уделять магии и демоническим произведениям...


Книгоиздательство
 
Лара_Фай-РодисДата: Пятница, 2021-08-27, 11:06 PM | Сообщение # 1059
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
Цитата Танец ()
Что такое "добрая душа", это результат ежедневного и осознанного Выбора добра среди всего многообразия наблюдаемого мира, читаемой литературы, воспринимаемых событий. В нас есть всё неограниченное многообразие качеств души, ну а мы соавторы своего уникально окрашенного персонального мира души, сотворцы своей Вселенной, полученной нами от Природы в зачаточном виде. Каким будет будущее человека зависит от его постоянно совершаемого Выбора направления мыслей, Выбора чистоты помыслов и желаний души.
 

Помню, когда богословы обсуждали тему вреда и пользы для умов человеческих
от романа "Мастер и Маргарита",

уважаемый мною Александр Мень сказал об этом романе очень важную правду:


"Книга может обогатить любого нормального человека.
Она необыкновенная, волнующая, это книга о любви, о вечности,
о пошлости нашей жизни, о предательстве самого себя.
Она полна остроумия и блеска, построена на контрастах.
   Вот пришли некие гости из космоса, из духовного мира (какая разница?).
Они в маскарадных костюмах, один — под Мефистофеля, другой — под кота,
и они провоцируют нас, москвичей, и выявляют нашу пошлость.
И даже Воланд, который выступает в маске дьявола, — какой он дьявол?
У него нравственные понятия нормальные, он же не Варенуха, не Лиходеев —
вот кто дьяволы-то, а он нормальный. Это только маски.
-------------------------------------------------------------------------
Роман имеет к Евангелию весьма отдаленное отношение.
Это не трактовка, не интерпретация, а просто другое и о другом.

Видимо, Булгаков сделал это сознательно.
Его прежде всего интересовала тема человека, “умывающего руки”.
Это огромная, трагическая тема всего ХХ века.
Никогда еще это невинное занятие не принимало
столь зловещего характера и таких широких всемирных масштабов."

Таково мнение умнейшего православного священника...

И когда мы с вами увлекаемся нашей любимой темой самосовершенствования,
может быть, нам стоит лишний раз  подумать и об этой актуальной теме
человека, умывающего руки, - воплощённого в наше время в  идеологии

либертарианства(с её доктриной главенства свободы личной воли), - самой дьявольской идеологии, на мой взгляд, 
которая среди молодых постепенно занимает прочное первенство и может претендовать на место правящей идеологии...

   Не слишком ли много и, в глобальных масштабах  причём, выросло число особей в обществе, не просто равнодушных(умывающих руки), а активно жестоких ко всем, кто слабее и не может за себя постоять?! 

Мирное житьё и благополучие тоже - господнее испытание?

Конечно, такой человек будет осуждать Маргариту, оставившую благополучную семейную жизнь ради слабака-мастера , на взгляд обывателя  это просто кощунство избалованной барыньки...и ему бесполезно рассказывать, что браки заключаются на небесах, а не в ЗАГСах)))


Мысли - начало поступков
 
ТанецДата: Суббота, 2021-08-28, 9:04 AM | Сообщение # 1060
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
Не о том говорю, Лара, не об осуждении кого-либо, тем более любящей души, хотя каждый берётся осуждать или обсуждать других, и ведь не запретишь...  но о ценности времени, отпущенного человеку для самосовершенствования. Времена  меняются, а пороки остаются теми же. Не лучше ли обращать больше внимания (массового читателя) не на отживающее, а на желаемое грядущее. Не на фантазии, а на фантастические возможности, на потенции творчества в каждом человеке.

Цитата Лара_Фай-Родис ()
тема человека, “умывающего руки”.Это огромная, трагическая тема всего ХХ века.

Да ведь век сменился, пора бы душу умывать, распространяя свет, оставляя пороки в прошлом...

Формирование души на трагедиях и комедиях воплощаемых судьбами со времен античности, на катаклизмах переживаемой любви, на дьявольских уроках, конечно, и в нашем веке частично сохранится,  но совершенствование души - на более высоких (глубоких) уровнях миропостижения пришло в актуальность  мира. Массовый читатель неразборчив, поэтому необходимо формировать Выбор, а не перемалывать стереотипы, потакая порочным привычкам.  Мало времени осталось для ностальгии... Вот, о чем говорю...


Книгоиздательство
 
Поиск:


Друзья! Вы оказались на борту сказочного космолёта
"Галактический Ковчег" - это проект сотворчества мастеров
НАУКА-ИСКУССТВО-СКАЗКИ.
Наши мастерские открыты гостям и новым участникам,
Посольские залы приветствуют сотворческие проекты.
Мы за воплощение Мечты и Сказок в Жизни!
Присоединяйтесь к участию. - Гостям первые шаги
                                                   
Избранные коллекции сотворчества на сайте и главное Меню
***Царства Мудрости. Поэма атомов
.. на форуме  на сайте

Все Проекты Библиотеки.
 Сборники проектов

Город Мастеров

Галактический Университет

Главная страница
Все палубы Форума 
Главный зал Библиотеки
Традиции Галактического Ковчега тут! . . ... ......
..

Лучшие Авторы полугодия: Оскар Хуторянский, Просперо, Constanta
Самые активные издатели: ivanov_v, Шахерезада
....... - .. Раздел: Наши Пиры - Вход _ИМЕНА Авторов -Вход ...
Хостинг от uCoz

В  главный зал Библиотеки Ковчега