Дата: Понедельник, 2023-02-06, 9:55 AM | Сообщение # 2
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18867
Статус: Offline
Сократ (469-399 до н. э.)
Сократ — одна из самых ярких фигур в истории философии. Многие считают его образцом, олицетворением философа. Он не записывал свои мысли, а выступал-беседовал на улицах и площадях Афин. У него было много учеников. Самый знаменитый — Платон.
* * *
Алкивиад: "Когда я слушаю Сократа, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит со многими другими. Слушая Перикла и других превосходных ораторов, я находил, что они хорошо говорят, но ничего подобного не испытывал, душа у меня не приходила в смятение, негодуя на рабскую мою жизнь. А этот Марсий приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось — нельзя больше жить так, как я живу" (См.: Платон. Пир, 215е-216а).
"Я знаю, что ничего не знаю... О том, что такое добродетель, я ничего не знаю... И все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и понять, что она такое"
"Я хочу показать тебе, — говорит Сократ своему слушателю Кебету, — тот вид причины, который я исследовал, и вот я снова возвращаюсь к уже сто раз слышанному и с него начинаю, полагая в основу, что существует прекрасное само по себе, и благое, и великое, и все прочее... Если существует что-либо прекрасное помимо прекрасного самого по себе, оно, мне кажется, не может быть прекрасным иначе, как через причастность прекрасному самому по себе. Так я рассуждаю и во всех остальных случаях" (Платон. Федон, 100b-c).
Рьяно прошлое род мой хранит, Древней мудрости ценит караты, Блеск рубинов в короне Сократа, Сотворенный творцом родонит,
Изумруды родов, эликсир – Вот сокровища избранных царств! Эхо рода родных государств Человека творящего мир.
Души опыт, как пчелы пыльцу По цветам из столетий сбирают, Над загадками мысли витают, А подносят вкусить мудрецу.
https://stihi.ru/2019/07/21/2485
Душа открывается лишь на любовь и искренность, пробуждая в человеке творческие силы. Благодаря сиянию великих душ мудрецов времён я открыла для себя возможность сотворчества с ними, узнала красоту вневременной мысли, ощутила связь духовную с Учителями. Книга посвящена главной в человеческой жизни встрече: встрече ученика с Учителем. Для каждого из нас такая встреча является необходимым и важным, радостным событием. Она придает силу, уверенность, ясность цели, ради которой мы живем на Земле. Она зажигает сердца, как звёзды во вселенной. Ради такой встречи, ради света Знания трудится мысль человеческая во все времена. В книге публикуются фрагменты ритмических переводов текстов Учителей мудрости. Ритмичные переложения древних трактатов и трудов мудрецов осуществляются с достаточной долей свободы сотворчества с тем или иным Автором. Иллюстрацией такого процесса является замечательная цитата Боэция, на которую хотелось обратить внимание читателей:
Цитата
«Сам я не следую покорно замыслам другого (автора) и не связываю сам себя строжайшим законом перевода, но, чуть свободней отклоняясь с чужого пути, ступаю не след в след. То, что у Никомаха говорится о числах пространно, я изложил с умеренной краткостью, а то, что изложено бегло и доходит до сознания с трудом, я раскрыл с помощью собственных скромных добавлений таким образом, что иногда для очевидности я пользовался и своими формулами и схемами».
Аниций Ма;нлий Торкват Северин Боэций (лат. Anicius Manlius Torquatus Severinus Boethius, также в латинизированной форме Boetius), в исторических документах Аниций Манлий Севери;н (ок. 480 — 524) — римский государственный деятель, философ-неоплатоник, теоретик музыки, христианский теолог.
Дата: Четверг, 2023-02-09, 12:08 PM | Сообщение # 3
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18867
Статус: Offline
"Диалоги" Платон - фрагмент
Речь Алкивиада: панегирик Сократу
– Ну что ж, не премину, – сказал Алкивиад. – А ты поступай вот как. Едва только я скажу неправду, перебей меня, если захочешь, и заяви, что тут я соврал, – умышленно врать я не стану. Но если я буду говорить несвязно, как подскажет память, не удивляйся. Не так-то легко перечислить по порядку все твои странности, да еще в таком состоянии.
Хвалить же, друзья мои, Сократа я попытаюсь путем сравнений. Он, верно, подумает, что я хочу посмеяться над ним, но к сравнениям я намерен прибегать ради истины, а совсем не для смеха.
Более всего, по-моему, он похож на тех силенов, какие бывают в мастерских ваятелей и которых художники изображают с какой-нибудь дудкой или флейтой в руках. Если раскрыть такого силена, то внутри у него оказываются изваяния богов. Так вот, Сократ похож, по-моему, на сатира Марсия. Что ты сходен с силенами внешне, Сократ, этого ты, пожалуй, и сам не станешь оспаривать. А что ты похож на них и в остальном, об этом послушай. Скажи, ты дерзкий человек или нет? Если ты не ответишь утвердительно, у меня найдутся свидетели. Далее, разве ты не флейтист? Флейтист, и притом куда более достойный удивления, чем Марсий. Тот завораживал людей силой своих уст, с помощью инструмента, как, впрочем, и ныне еще любой, кто играет его напевы. Те, которые играл Олимп, я, кстати сказать, тоже приписываю Марсию, как его учителю. Так вот, только напевы Марсия, играет ли их хороший флейтист или плохая флейтистка, одинаково увлекают слушателей и, благодаря тому что они сами божественны, обнаруживают тех, кто испытывает потребность в богах и таинствах. Ты же ничем не отличаешься от Марсия, только достигаешь того же самого без всяких инструментов, одними речами. Когда мы, например, слушаем речь какого-нибудь другого оратора, даже очень хорошего, это никого из нас, правду сказать, не волнует. А слушая тебя или твои речи в чужом, хотя бы и очень плохом, пересказе, все мы, мужчины, и женщины, и юноши, бываем потрясены и увлечены.
Что касается меня, друзья, то я, если бы не боялся показаться вам совсем пьяным, под клятвой рассказал бы вам, что я испытывал, да и теперь еще испытываю, от его речей. Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими. Слушая Перикла и других превосходных ораторов, я находил, что они хорошо говорят, но ничего подобного не испытывал, душа у меня не приходила в смятение, негодуя на рабскую мою жизнь. А этот Марсий приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось – нельзя больше жить так, как я живу. И ты, Сократ, не скажешь, что это неправда. Да я и сейчас отлично знаю, что стоит лишь мне начать его слушать, как я не выдержу и впаду в такое же состояние. Ведь он заставит меня признать, что при всех моих недостатках я пренебрегаю самим собою и занимаюсь делами афинян. Поэтому я нарочно не слушаю его и пускаюсь от него, как от сирен, наутек, иначе я до самой старости не отойду от него. И только перед ним одним испытываю я то, чего вот уж никто бы за мною не заподозрил, – чувство стыда. Я стыжусь только его, ибо сознаю, что ничем не могу опровергнуть его наставлений, а стоит мне покинуть его, соблазняюсь почестями, которые оказывает мне большинство. Да, да, я пускаюсь от него наутек, удираю, а когда вижу его, мне совестно, потому что я ведь был с ним согласен. И порою мне даже хочется, чтобы его вообще не стало на свете, хотя, с другой стороны, отлично знаю, что, случись это, я горевал бы гораздо больше. Одним словом, я и сам не ведаю, как мне относиться к этому человеку.
Вот какое действие оказывает на меня и на многих других звуками своей флейты этот сатир. Послушайте теперь, как похож он на то, с чем я сравнил его, и какой удивительной силой он обладает. Поверьте, никто из вас не знает его, но я, раз уж начал, покажу вам, каков он.
Вы видите, что Сократ любит красивых, всегда норовит побыть с ними, восхищается ими, и в то же время ничего-де ему не известно и ни в чем он не смыслит. Не похож ли он этим на силена? Похож, и еще как! Ведь он только напускает на себя такой вид, поэтому он и похож на полое изваяние силена. А если его раскрыть, сколько рассудительности, дорогие сотрапезники, найдете вы у него внутри! Да будет вам известно, что ему совершенно неважно, красив человек или нет, – вы даже не представляете себе, до какой степени это безразлично ему, – богат ли и обладает ли каким-нибудь другим преимуществом, которое превозносит толпа. Все эти ценности он ни во что не ставит, считая, что и мы сами – ничто, но он этого не говорит, нет, он всю свою жизнь морочит людей притворным самоуничижением..... ... Кстати сказать, вначале я не упомянул, что и речи его больше всего похожи на раскрывающихся силенов. В самом деле, если послушать Сократа, то на первых порах речи его кажутся смешными: они облечены в такие слова и выражения, что напоминают шкуру этакого наглеца-сатира. На языке у него вечно какие-то вьючные ослы, кузнецы, сапожники и дубильщики, и кажется, что говорит он всегда одними и теми же словами одно и то же, и поэтому всякий неопытный и недалекий человек готов поднять его речи на смех. Но если раскрыть их и заглянуть внутрь, то сначала видишь, что только они и содержательны, а потом, что речи эти божественны, что они таят в себе множество изваяний добродетели и касаются множества вопросов, вернее сказать, всех, которыми подобает заниматься тому, кто хочет достичь высшего благородства...
((()))
С ТВОРЦАМИ
Общаясь с Сократом при жизни, Вкушая мёд мысли его, Я ныне в светлейшей отчизне Живу, не боясь ничего…
И всё, что желалось, свершилось, А новых желаний полёт – Великая щедрость и милость Души, что с живыми поёт!
С Платоном, Аттаром – при жизни! С Гермесом, Орфеем… всегда! Тут царство надвременной Мысли, Мифических рек череда, Тут замыслы – волнами света, А воды хрустальны, сладки. В скрижалях античных сюжетов Восходят легенды ростки… Феана – в безмолвии песни, Что сердцем поётся в любви. Нет места на свете чудесней, Чем рядом с Творцами в Яви. Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Дата: Воскресенье, 2023-02-19, 11:40 AM | Сообщение # 4
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3986
Статус: Offline
Вино познанья сводит нас с ума! Хмельные души мир преображают Любовью. Мудрость – свет, желанья - тьма, Тем круг времён бесчисленных вращают.
Сократовы беседы - свет мирам, Ко благу направляют ум людской, И он стремится к божеским пирам, А Боги забавляются игрой, где свет и тьма Единством дарят мир. Сказки - жемчуга мира Книги Семи Морей
Дата: Вторник, 2023-04-04, 3:04 PM | Сообщение # 5
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3986
Статус: Offline
А.Ф. Лосев. Сократ.
Алексе́й Фёдорович Ло́сев (в монашестве Андроник; 10 (22) сентября 1893, Новочеркасск — 24 мая 1988, Москва) — русский советский философ, антиковед, филолог, переводчик, писатель, видный деятель советской культуры. Профессор, доктор филологических наук (1943), более 40 лет преподавал в Московском государственном педагогическом институте. Православный монах в миру́.
§1. Место Сократа
1. Проблема смысла
Сократ – одно из самых загадочных явлений античного духа, что объясняется переходным характером его философии. Невозможно представить себе его личность столь наивно, как это делали Ксенофонт и Платон. В нем чувствуется что-то очень непростое, очень извилистое; в сущности, он и до сих пор остался непонятным, как непонятна его казнь, производящая такое впечатление, что не афиняне его казнили, а сам он заставил их себя казнить. Сократ – не космолог; он сознательно отбросил от себя все эти проблемы и предался чисто человеческой мудрости, отвергая, как и софисты его времени, не только прочих философов, но даже Анаксагора с его знаменитым "Умом" (Xen. Memor. 11,11 сл.; IV 7, 6; Plat. Phaed. 97bc). Это не значит, что ему была чужда проблема целесообразности. Она очень его занимала, и, как мы увидим, он не прочь был тут утверждать довольно ответственные вещи. Сократ – и не софист, хотя мы только и видим его вечно спорящим, вечно убеждающим других, и, пожалуй, его эвристика гораздо тоньше, чем у софистов. Наконец, он еще совершенно чужд объективного идеализма и конструктивизма Платона, но ясно, что Платон вырастает на его плечах и немыслим без его пропедевтики. Сократа трудно уложить в какую-нибудь ясную и простую характеристику. В нем все бурлило, и не меньше бурлило, чем у софистов, и притом бурлило гораздо глубже, принципиальнее, опаснее. Сократ – ироник, эротик, майевтик. В нем какая-то нелепая, но бездонная по глубине наивность, вполне родственная его безобразной наружности.
2. Жизнь как проблема
Чего хотел этот странный человек, и почему его деятельность есть поворотный пункт во всей истории греческого духа? Этот человек хотел понять и оценить жизнь. Вот, по-видимому, его роковая миссия, то назначение, без которого немыслима была бы ни дальнейшая античная жизнь, ни века последующей культуры. Кто дал право понимать и оценивать жизнь? И не есть ли это просто даже противоречие – понимать и оценивать жизнь?11
11. Так думал Ницше: "Если философ смотрит на жизнь как на проблему, то самый взгляд этот представляет собою уже возражение на его мысль, знак вопроса, поставленный перед его мудростью, признак неразумия" (Фр. Ницше, Собрание сочинений, т. VI, М., б/г., стр. 63).
... 3. Красота разума – неизбежный императив соответствующего исторического периода
Можно сетовать и вопить о гибели старого классического духа, как это делал, например, Ницше, и хулить Сократа как мещанина-моралиста и философа. Можно негодовать и на кого-то ругаться, что прошли времена величественной и безысходной трагедии, времена расцвета афинской демократии, времена "здоровых" и не тронутых рефлексией Дискоболов и Дорифоров. Но от этих сетований и от этой ненависти ровно ничего не меняется. Когда пробьет час истории и на смену старого наступает новое, – нет таких человеческих сил, чтобы это задержать. Поэтому, как ни любить Сократа и как ни ненавидеть, он все равно остается совершенно естественным, вполне закономерным и абсолютно оправданным продуктом античного духа. Красота есть красота смысла, сознания, разума – вот неминуемая – желанная или нежеланная, это другой вопрос, – но именно необходимо-очередная, можно сказать, насильственно-историческая позиция, которая – хочешь, не хочешь – возникла в истории античной эстетики. И Сократ был ее провозвестником.
4. Красота сознания и красота вещей
Нужно, однако, иметь в виду, что учение Сократа о красоте как сознании вовсе не обязательно понимать узкорационалистически...
...Платон – это система, наука, что-то слишком огромное и серьезное, чтобы исчерпать себя в декадентстве. Аристотель – это тоже апофеоз научной трезвости и глубокомыслия. Но Сократ – отсутствие всякой системы и науки. Он весь плавает, млеет, дурачится, сюсюкает, хихикает, залезает в глубину человеческих душ, чтобы потом незаметно выпрыгнуть, как рыба из открытого садка, у которой вы только и успели заметить мгновенно мелькнувший хвост. Сократ – тонкий, насмешливый, причудливый, свирепо-умный, прошедший всякие огни и воды декадент. Около него держи ухо востро.
Трудно понять последние часы жизни Сократа, описанные с такой потрясающей простотой в платоновском "Федоне", а когда начинаешь понимать, становится жутко. Что-то такое знал этот гениальный клоун, чего не знают люди... Да откуда эта легкость, чтобы не сказать легкомыслие, перед чашей с ядом? Сократу, который как раз и хвалится тем, что он знает только о своем незнании, Сократу – все нипочем. Посмеивается себе, да и только. Тут уже потом зарыдали около него даже самые серьезные, а кто-то даже вышел, а он преспокойно и вполне деловито рассуждает, что вот когда окостенение дойдет до сердца, то – конец. И больше ничего.
Жуткий человек! Холод разума и декадентская возбужденность ощущений сливались в нем в одно великое, поражающее, захватывающее, даже величественное и трагическое, но и в смешное, комическое, легкомысленное, порхающее и софистическое.
Сократ – это, может быть, самая волнующая, самая беспокойная проблема из всей истории античной философии. Избрано отсюда: http://www.gumer.info/bibliot....r_2.php
Портрет Сократа работы Лисиппа, хранящийся в Лувре. Мрамор, римские искусства (1-й век),
***
Другие… Поймут или нет, не беда, У каждого роли и цели свои! Мгновению служат времён череда И все перемены, что зреют в любви… Изнутри!
Таков Соломон, и Платон, и Сократ, Живут нами в нас - уже тысячи лет! Творя мир, что так переменой богат, Даря единенье, от нас ждут привет,
Созвучия и резонанса в любви К мирам мысли зрелой и мудрости той, Что вечно зовёт нас в чертоги свои, Что манит, сияя волшебной звездой!
((()))
Рушатся старые стебли структуры, Новые формы являя культуры. Как же сравнить несравнимое в числах? Образ Идеи в движении быстром? Мысли Сократа с Платоновым мифом, Басни Эзопа с иероглифом? Пифагорейские числа, основы С этикой суфиев? Каждый миг новый Импульс Творца и души Вдохновенье - Память - царица Мысли движенья!
((()))
УМ К ДУШЕ
Ум к душе, что мысли к чувствам… То любовью, то сомненьем, То соперничают, грустно… То одарят вдохновеньем…
То сольются в танце вечном, То бранят друг друга, горько… Хоть одно у них колечко, Но во времени лишь долька…
А дворец единства ждёт их, Зеркала блистают златом, Окна в занавесях лёгких, На картинах мысль Сократа, А чувствительные звуки Вечной лиры вневременья, Словно память о разлуке, О земном пути горенья…
Ум к душе приходит в гости И уходит вновь из дома, Ибо тесно в божьей горсти Всем искателям земного Мира: доблести, страданья, Кратких праздников и долгих Лет самих себя исканья Как в стогах судьбы иголки…
Мысли к чувствам некритичны, Фехтовальщики по сути, То играют из приличья, То на смерть… на перепутье… Сказки - жемчуга мира Книги Семи Морей
Сообщение отредактировал Шахерезада - Вторник, 2023-04-04, 4:11 PM