Тема перемещена из раздела Галактический День Сказочника Эзо́п (др.-греч. Αἴσωπος)— полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э.
Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Научной традиции о жизни Эзопа не существовало. Геродот (II, 134) пишет, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, жил во времена египетского царя Амасиса (570—526 до н. э.) и был убит дельфийцами. Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида, и первого его хозяина звали Ксанф, но эти данные он извлекает из того же рассказа Геродота путем ненадежных умозаключений. Аристофан («Осы», 1446—1448) уже сообщает подробности о смерти Эзопа — бродячий мотив подброшенной чаши, послужившей поводом для его обвинения, и басню об орле и жуке, рассказанную им перед смертью. Комик Платон (конец V в.) уже упоминает и о посмертных перевоплощениях души Эзопа. Комик Алексид (конец IV в.), написавший комедию «Эзоп», сталкивает своего героя с Солоном, то есть уже вплетает легенду об Эзопе в цикл легенд о семи мудрецах и царе Крезе. Его современник Лисипп также знал эту версию, изображая Эзопа во главе семи мудрецов). Рабство у Ксанфа, связь с семью мудрецами, смерть от коварства дельфийских жрецов,— все эти мотивы стали звеньями последующей эзоповской легенды, ядро которой сложилось уже к концу IV в. до н. э.
Древность не сомневалась в историчности Эзопа, Возрождение впервые поставило этот вопрос под сомнение (Лютер), филология XVIII в. обосновала это сомнение (Ричард Бентли), филология XIX в. довела его до предела (Отто Крузиус и за ним Резерфорд утверждали мифичность Эзопа с решительностью, характерной для гиперкритицизма их эпохи), XX век стал вновь склоняться к допущению исторического прототипа образа Эзопа.
XXI век объединяет все вышеизложенные версии одной, утверждающей многомерность реальности. Действительно, существовал исторический прототип образа Эзопа, раба, ставшего свободным благодаря мудрости, существует легендарный автор басен, на который указывают многие древние и современные авторы, и существует собирательный образ современника, сохраняющего и приумножающего наследие древнего баснописца. Басни Эзопа, неувядаемый венок мудрости народной, реконструируемые сотворчеством авторов, живут новой жизнью на портале Сказки Мудрецов.
Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый Эзопов сборник вошли басни самых различных эпох.
Учитывая время и место жизни Эзопа, события из его жизнеописания, эзотерическое и воспитательное значение басен, можно с уверенностью полагать, что в составлении первых сборников басен принимали активное участие пифагорейцы Школы великого посвященного Пифагора. И в настоящее время пифагорейцы продолжают и сохраняют традиции, давая новую жизнь и новое звучание басням Эзопа в реалиях проекта сотворчества Галактический Ковчег.
Он некрасив был телом, только вот глаза… Они сияли, словно звезды в черном небе, Играли весело, как волны в вольном беге, Они любили мир, хоть в них жила гроза… далее
Дата: Четверг, 2024-02-08, 6:14 PM | Сообщение # 63
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6792
Статус: Offline
ЦитатаБелоснежка ()
Возможно, Европе тут не до Эзопа,
А в Греции Эзопа проходили ещё в начальной школе - у Аристофана в пьесе есть реплика - "Да вы ещё Эзопа не выучили!" - что означало - полные неучи.
Позднее и Иисус говорил в основном эзоповым языком - притчами. Работал-то в основном с рыбаками малограмотными, то есть с людьми проще некуда.
Есть по жизни такая басня:
"Оратор Демад говорил однажды перед народом в Афинах, но слушали его невнимательно. Тогда он попросил позволения рассказать народу Эзопову басню. Все согласились, и он начал:
— Деметра, ласточка и угорь шли по дороге. Очутились они на берегу реки; ласточка через неё перелетела, а угорь в неё нырнул… И на этом он замолк. — А что же Деметра? — стали все его спрашивать. — А Деметра стоит и гневается на вас, — отвечал Демад, — за то, что Эзоповы басни вы слушаете, а государственными делами заниматься не хотите...".
Но коммент, как говорится В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Дата: Пятница, 2024-02-09, 9:28 PM | Сообщение # 64
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2993
Статус: Offline
((&))
Грозится Дядя Сэм Россию изничтожить: Кричит, грозится и даже НАТО близко шлёт... Эзопов Ксанф так во хмелю грозился тоже, Что море выпьет... С поры той всяк хвастун всё пьёт...
Тогда перед философами Ксанфа спас Эзоп, А Дяде Сэму прилетит когда-то нечто в лоб! ёклмн&ёпрст
Дата: Вторник, 2024-02-13, 5:04 PM | Сообщение # 65
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 8656
Статус: Offline
МОРЕ И РУЧЕЙ
Шумел весной ручей: - Я суть, я жизнь! Источник пробужденья, верьте мне!
Блестит на солнце искренняя мысль, Забыв о зимнем времени и сне…
Призывы к миру, счастью и любви… К возвышенному… лучшему в судьбе… Звучат повсюду, как весной ручьи, Но море… не зовёт ручьи к себе. Открытое для взоров, рек, дождей, Живёт непостижимым существом, И сколько ни бросай ему идей, Людей и кораблей, но волшебством Не сможешь овладеть… и утолить Призывы к миру, громкий шум словес… Не пробуй море выпить, исцелить Ручей… глубинной силою чудес…
Дата: Пятница, 2025-02-07, 6:07 PM | Сообщение # 66
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 19399
Статус: Offline
А вот, что знает ИИ об Эзопе
Эзоп — легендарный древнегреческий баснописец, чьи произведения оказали огромное влияние на мировую литературу. Его жизнь и творчество окружены множеством загадок и легенд. Вот несколько интересных фактов о нём:
### 1. **Происхождение и жизнь** - Эзоп, предположительно, жил в VI веке до н. э. и был рабом. Согласно Геродоту, он был невольником на острове Самос, но благодаря своему уму и остроумию получил свободу. - Существуют споры о его происхождении: одни источники называют его фракийцем, другие — уроженцем Фригии. - Некоторые исследователи считают, что Эзоп мог быть собирательным образом, а не реальной исторической личностью.
### 2. **Творчество** - Ни одно из оригинальных произведений Эзопа не сохранилось. До нас дошли лишь переработки его басен, сделанные другими авторами, начиная с I века н. э.. - Эзоп считается основателем жанра басни. Его произведения, часто с участием животных, высмеивали человеческие пороки, такие как жадность, лень и глупость. - Всего сохранилось около 426 басен, приписываемых Эзопу, хотя их могло быть больше.
### 3. **Эзопов язык** - Эзоп прославился использованием иносказания, которое позже стало называться «эзоповым языком». Этот приём позволял ему критиковать власть и общественные пороки, оставаясь в безопасности.
### 4. **Легенды о внешности и характере** - Эзопа часто описывали как человека с физическими недостатками: горбатым, хромым и некрасивым. Однако эти описания, вероятно, являются поздними вымыслами, подчёркивающими контраст между его внешностью и внутренней мудростью. - Его образ как уродливого, но мудрого раба стал популярным в античной литературе и искусстве.
### 5. **Смерть и наследие** - Согласно легенде, Эзоп был казнён в Дельфах. Его обвинили в краже золотой чаши из храма, которую подбросили ему враги. Перед смертью он рассказывал басни, высмеивая своих обвинителей. - После его гибели Дельфы выплатили компенсацию за несправедливую казнь. - Басни Эзопа вдохновили многих известных авторов, включая Жана де Лафонтена и Ивана Крылова, которые адаптировали их для своих культур.
### 6. **Интересные истории из жизни** - Одна из легенд гласит, что Эзоп, будучи рабом, спас своего хозяина от позора, предложив хитроумное решение для выполнения невыполнимого обещания — выпить море. - Другая история рассказывает, как он доказал, что язык — это одновременно лучшее и худшее, что есть в мире, принеся своему хозяину только языки в ответ на просьбу купить «самое лучшее» и «самое худшее».
Эзоп остаётся одной из самых загадочных и влиятельных фигур в истории литературы. Его басни продолжают учить людей мудрости и справедливости, оставаясь актуальными спустя тысячелетия. Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Дата: Воскресенье, 2025-02-09, 10:05 AM | Сообщение # 68
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 8656
Статус: Offline
Цитатаasner ()
Писали басни корифеи А параллельно оду, гимн. И что в лицо сказать не смели - Воронам слово отдадим.
Язык Эзопа - для поэтов Неоценимый древний дар, За аллегорией при этом То жёлчь, то пуля, то пожар.
Язык Эзоповый - находка Для всех, чей ум острей ножа, Чья мысль - изящная походка Великосветского пажа, Он и царям дает уроки, Намёков полные о том, Что и вершинам явны сроки, Что мы все... временно живём, И потому спешите делать Добро другим, порок поправ, Мир не безгрешен, пусть же смело Эзоп раскроет каждый нрав! А мы себя рассмотрим ближе, Остерегаясь на ходу Быть верхоглядами на крыше Иль безразличными в быту.
Дата: Понедельник, 2025-02-10, 3:31 PM | Сообщение # 70
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 8656
Статус: Offline
НЕ ПРОБУЙ МОРЕ ВЫПИТЬ
Шумел весной ручей: - Я суть, я жизнь! Источник пробужденья, верьте мне!
Блестит на солнце искренняя мысль, Забыв о зимнем времени и сне…
Призывы к миру, счастью и любви… К возвышенному… лучшему в судьбе… Звучат повсюду, как весной ручьи, Но море… не зовёт ручьи к себе. Открытое для взоров, рек, дождей, Живёт непостижимым существом, И сколько ни бросай ему идей, Людей и кораблей, но волшебством Не сможешь овладеть… и утолить Призывы к миру, громкий шум словес… Не пробуй море выпить, исцелить Ручей… глубинной силою чудес…
***
Не жди, что попрошу твоей воды, Ручей мой дорогой, прекрасный ум, В семи морях сама я и труды, А в Космосе прибоя мерный шум… Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Дата: Понедельник, 2025-02-10, 3:37 PM | Сообщение # 71
Мастер-Капитан
Группа: Модераторы
Сообщений: 2114
Статус: Offline
ЦитатаБелоснежка ()
Шумел весной ручей: - Я суть, я жизнь!
Наяды - местные богини, Ручьёв, озёр, а также рек. В воде живёт их лик и имя Их нет - и жизни в воде нет. (1)
По мифам дочери от Зевса О мамах там не говорят. Пока в воде - они бессмертны, Ручей иссох и нет наяд.
Их нимфами бывало звали, Русалки наши им близки. Боялись их и доверяли И посвящали им стихи.
Бывали спутницы богов И изобилие приносят, То рыбакам большой улов, А то двойню, кто очень просит.
От них целительный ручей, Живой воды фонтан бывает... Но измени им, нет их злей - Они обиды не прощают. (2)
(1) Наяды — в древнегреческой мифологии: дочери Зевса, были нимфами водной стихии и родственны нереидам. Упомянуты в «Одиссее»
(2) Будучи мирными существами, наяды, тем не менее, могли постоять за себя. Именно они похитили Гиласа (любовника Геракла) с корабля Арго, а наяда Номия, влюбленная в пастуха Дафния, однажды устала терпеть его неверность и превратила парня в каменьhttps://stihi.ru/2018/04/20/6944 okhutor
Сообщение отредактировал asner - Понедельник, 2025-02-10, 3:38 PM
Первый сон всегда точнее, Чем второй, другие тоже. Уповать на сны негоже, Будь же снов своих умнее...
*
Хотелось бы быть умнее, чем сны Эзопа. Хотелось бы быть сильнее, чем океан. Хотелось бы распознать эзотерический опыт - кем был поставлен? Каков Божественный план?
На самом деле не ест виноград лисица. На самом деле не есть свобода жизнь в долг. На самом деле не весть небесная снится - в руках синица. Волк человеку волк.
На третьем сне умолкли и умные звери. ...нет, мне уповать негоже на ум в хвосте. На третьем сне рассмеялись и камни за дверью. На третьем сне умирает Бог на кресте.
Хотелось бы этот знак не понять добровольным рабством... В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Дата: Четверг, 2025-03-27, 5:50 PM | Сообщение # 73
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 8656
Статус: Offline
ЦитатаПросперо ()
Хотелось бы этот знак не понять добровольным рабством...
Но отчего вдруг такое желание, Боже? Ну почему добровольно не хочет наш ум В роль воплощаться на время? Разве не может Сам сочинять себя, словно волшебник колдун?
Бог, уж поверьте на слово, имеет Желанье! Бога желанье - Небогом с собою побыть... В этом вся Тайна и мифы времен Мирозданья. Но постарайся о тайне... на время забыть...
Пусть будут люди и Боги нынче... отдельны! Пусть мы неведеньем будем отягчены На срок судьбы, и останемся мы неподдельны! Каждый - как спящий творец, видящий Сны.
Где наш Эзоп потерялся, в залах Аменти? Боже, каким бы желанием вызвать его? Нам не забыть пребывания на континенте Древней страны Мироздания ...своего! Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Сообщение отредактировал Белоснежка - Четверг, 2025-03-27, 6:09 PM
Дата: Пятница, 2025-03-28, 1:32 PM | Сообщение # 74
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6792
Статус: Offline
ЦитатаБелоснежка ()
Где наш Эзоп потерялся, в залах Аменти?Боже, каким бы желанием вызвать его? Нам не забыть пребывания на континенте Древней страны Мироздания ...своего!
Да Но каково будет это своё? - пока не соображу каково быть свободным Эзопом? В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Дата: Пятница, 2025-03-28, 2:09 PM | Сообщение # 75
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 8656
Статус: Offline
Цитата
Нам не забыть пребывания на континенте Древней страны Мироздания...своего!
Но каково будет это своё? - неизвестно...
"Быть иль не быть", то решит огнеокая Бездна.
***
Не причисляйте к фантазии время Эзопа… Вымыслам или же мифам жизнепути… Но к откровению мысли, что до потопа, Что из древнейшей страны, желает цвести!
Чудо чужое не чудом является все же… Воспоминанием опыта, опыт… чужой Необъясним, но имеет причины подкожно, Те внутривенно являют правильный строй.
Где отыскать чудо Истины, чудо родное? Опыт подскажет, когда вы открылись ему! Страхи прогнав окунувшись, как в море златое, Море огня, в нём второе рожденье уму...
Он превратился… точнее, он весь испарился! И перестал быть умом, размышлять и считать Время… и жизни, и смерти… как бы приснился Сам себе некто, а образа не увидать!
Бывший рабом стал советником стран и созвездий… Бывший урод стал прекрасным во веки веков… Кто ему равен? Он сам среди бездны воскресной… Тысячи тысяч зеркал в отражении снов…
*
Эти слова остаются пустыми, когда мы Их не творим, а играем по воле программы...
Дата: Пятница, 2025-04-11, 4:32 PM | Сообщение # 77
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 8656
Статус: Offline
Изображение, предположительно изображающее Эзопа и лису, греческая краснофигурная амфора, ок. 450 г. до н. э.
Очень рано возникло представление об Эзопе как об уродливом рабе. Более поздняя традиция, делающая Эзопа чернокожим африканцем, привела к появлению изображений, начиная от гравюр 17 века и заканчивая телевизионным изображением чернокожего комика. В целом, начиная с 20 века, пьесы показывали Эзопа рабом, но не уродливым, в то время как фильмы и телешоу (такие как Шоу Буллвинкла) не изображали его ни уродливым, ни рабом.
Пожалуй, самым пышным празднованием в честь Эзопа и его басен был Версальский лабиринт, живой лабиринт, построенный для Людовика XIV с 39 фонтанами и свинцовыми скульптурами, изображающими басни Эзопа.
Статуя Эзопа работы Пьера Ле Гро Старшего, изображённого горбуном, стояла на пьедестале у входа. Лабиринт, построенный в 1677 году, был снесён в 1778 году, но статуя Эзопа сохранилась, и её можно увидеть в вестибюле Королевской лестницы в Версале.[53]
В 1843 году археолог Отто Ян предположил, что Эзоп был изображён на греческой краснофигурной вазе, [54] ок. 450 г. до н. э., в музеях Ватикана. [55] Пол Занкер описывает фигуру как человека с «истощённым телом и большой головой... нахмуренными бровями и открытым ртом», который «внимательно слушает наставления сидящей перед ним лисы». Он плотно запахнул плащ, прикрывая своё худое тело, как будто дрожит от холода... Он уродлив, с длинными волосами, лысой головой и неопрятной, косматой бородой, и явно не заботится о своей внешности. [56] Некоторые археологи предположили, что эллинистическая статуя бородатого горбуна с умным выражением лица, найденная в XVIII веке и изображённая в начале этой статьи, также изображает Эзопа, хотя с тех пор были выдвинуты и другие версии.[57]
Портрет Эзопа работы Веласкеса в Прадо Эзоп начал появляться в литературных произведениях ещё в древности. Афинский драматург Алексис, живший в IV веке до н. э., поставил Эзопа на сцене в своей комедии «Эзоп», от которой сохранилось несколько строк (Атеней 10.432);[58] беседуя с Солоном, Эзоп хвалит афинскую традицию разбавлять вино водой.[59] Лесли Курке предполагает, что Эзоп, возможно, был «постоянным персонажем комедийной сцены» той эпохи.[60]
Поэт 3-го века до н.э. Посейдипп из Пеллы написал повествовательную поэму под названием "Эзопия" (ныне утрачена), в которой, согласно Афинею 13.596, часто упоминалась рабыня Эзопа Родопис (под ее первоначальным именем Дорича).[61] Позже Плиний идентифицировал Родопис как возлюбленную Эзопа,[62] романтический мотив, который будет повторяться в последующих популярных изображениях Эзопа.
***
В 1690 году в Париже состоялась премьера пьесы французского драматурга Эдме Бурсо«Басни Эзопа» (позже известной как «Эзоп в городе»). Продолжение, «Эзоп при дворе»[69] (Эзоп при дворе), впервые была поставлена в 1701 году; основываясь на упоминании Геродота 2.134-5[70], что Эзоп когда-то принадлежал тому же мастеру, что и Родопис, и на утверждении Плиния 36.17[71], что она также была наложницей Эзопа, пьеса представила Родопу как любовницу Эзопа, романтический мотив, который будет повторяться в более поздних популярных изображениях Эзопа.
Из одной Истории возникают сотни... Из сотен легенд ...тысячи... в пересказах разных авторов...
В 1780 году в Лондоне была опубликована анонимно написанная новелла «История и любовь Родопы».
В этой истории два раба, Родопа и Эзоп, предстают как маловероятные возлюбленные, одна из которых уродлива, а другая красива; в конце концов Родопа расстаётся с Эзопом и выходит замуж за египетского фараона. Некоторые издания книги были проиллюстрированы гравюрой по картине художницы Анжелики Кауфман.[74] «Прекрасная Родопа, влюблённая в Эзопа» изображает Родопу, опирающуюся на урну; она протягивает руку Эзопу, который сидит под деревом и поворачивает голову, чтобы посмотреть на неё. Его правая рука лежит на клетке с голубями, и он указывает на то, что они оба находятся в неволе. В остальном картина показывает, насколько они разные. Родопа и Эзоп опираются на противоположные локти, жестикулируют противоположными руками, и в то время как рука Родопы обращена ладонью вверх, рука Эзопа обращена ладонью вниз. Она стоит, а он сидит; он одет в тёмную одежду, она — в более светлую. Когда тему их отношений снова затронул Уолтер Сэвидж Лэндор в двух диалогах между ними в своей серии «Воображаемые беседы», он больше всего подчёркивает разницу в их возрасте.[75] Комедия Теодора де Банвиля «Эзоп» 1893 года позже была посвящена Эзопу и Родопиде при дворе царя Креза в Сардах... Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Сообщение отредактировал Белоснежка - Пятница, 2025-04-11, 4:42 PM