р. 1932) – выдающийся итальянский писатель, известный русскому читателю прежде всего как автор романов «Имя Розы» (1980), «Маятник Фуко» (1988) и «Остров накануне» (1995).
В мировом научном сообществе профессор Умберто Эко, почётный доктор многих иностранных университетов, знаменит в первую очередь своими работами по медиевистике, истории культуры и семиотике. Однако, занимая активную гражданскую позицию и регулярно выступая в периодической печати, он сделался своеобразным «нравственным барометром» для итальянского общества, во всяком случае – для значительной его части. При всём том Эко не часто высказывается впрямую на темы этики и общественной морали. Этот сборник эссе, опубликованный издательством «Бомпиани» в 1997 году – одно из редких исключений.
Умберто Эко Пять эссе на темы этики
Предисловие
У собранных здесь эссе две общих характеристики. Вопервых, они создавались по случаю, для выступления на конференциях и заседаниях. Вовторых, при всем разнообразии тематики все эссе носят этический характер, то есть говорят о том, что делать хорошо, что делать дурно и чего не следует делать ни при каких обстоятельствах. Учитывая случайность появления этих текстов, думается, важно указать, для чего создавался каждый, без этого будет трудно их понять.
«Когда на сцену приходит Другой» – текст моего ответа кардиналу Карло Мария Мартини в эпистолярной серии из четырех писем, организованных и опубликованных журналом «Либерал». Потом эта переписка вышла отдельным изданием («Во что верит тот, кто не верит?», Рим, Атлантиде, 1996). Публикуемый ниже текст был призван ответить на вопрос, обращенный ко мне кардиналом Мартини: «На чем основывает уверенность и императивность своего морального действования тот, кто не намерен, для обоснования абсолюта этики, опираться ни на метафизические принципы, ни на трансцендентальные ценности вообще, ни даже на категорические императивы, имеющие универсальный характер?» Для полного представления о дискуссии отсылаю читателя к указанному тому, включающему комментарии, послесловия и реплики Эмануэле Северино, Манлио Згаламбро, Эудженио Скальфари, Индро Монтанелли, Витторио Фоа и Клаудио Мартелли.
«Осмысляя войну» – опубликовано в газете «Ла ривиста деи либри», № 1 (апрель 1991), в дни войны в Персидском заливе.
«Вечный фашизм» – доклад (англоязычная версия) на симпозиуме, проводившемся итальянским и французским отделениями Колумбийского университета (НьюЙорк) 25 апреля 1995 г., в юбилей освобождения Европы. Опубликовано под заглавием «Eternal Fascism» в «НьюЙорк Ревью оф Букс» 22 июня 1995 г., затем в итальянском переводе в «Ла ривиста деи либри» за июльавгуст 1995го под названием «Тоталитаризм fuzzy и урфашизм» (публикуемый ниже вариант отличается лишь незначительными стилистическими поправками). Но следует учитывать, что этот текст создавался для американских студентов и был прочитан на симпозиуме в дни, когда Америка была потрясена оклахомским терактом и открытием того, что в общем не являлось секретом, – что в США имеются правоэкстремистские военизированные организации. Тема антифашизма приобрела особые коннотации в этих обстоятельствах, и рассуждение исторического плана было призвано способствовать размышлениям о современной ситуации в разных точках земного шара. Выступление было переведено на многие языки и опубликовано во многих странах. Так как эссе рассчитывалось на американских студентов, понятно, почему в нем изобилуют факты и разъяснения почти школьного характера, а также к чему столько цитат из Рузвельта (Рузвельт – символ американского антифашизма) и почему я особо отмечаю встречу европейских и американских солдат в дни освобождения Европы.
«О прессе» – доклад на семинаре, проводившемся в верхней палате нашего парламента (Сенате) в период президентства Карло Сконьямильо. Участвовали сенаторы и главные редакторы наших крупных ежедневных изданий. Вслед за докладом имела место живая дискуссия. Текст публиковался, при поддержке того же Сената, в сборнике «Научные заседания в Палаццо Джустиниани. Пресса и политика сегодня» (Рим, Типография Сената, 1995). В сборник вошли выступления Карло Сконьямильо, Эудженио Скальфари, Джулио Ансельми, Франческо Табладини, Сильвано Бороли, Вальтера Вельтрони, Сальваторе Карруба, Дарко Братина, Ливио Капуто и Паоло Миели.
«Миграции, терпимость и нестерпимое» – это коллаж. Первый отрывок – начальный пассаж моего вступительного слова 23 января 1997 г. на открытии конгресса, проводившегося в Валенсии на тему «Перспективы третьего тысячелетия». Вторая часть – это переведенное и переработанное вступительное слово на Международном форуме по толерантности, проводившемся в Париже Всемирной академией культуры 2627 марта 1997 г. Третий кусок – статья в «Репубблика» в дни опубликования приговора римского военного суда по делу Прибке. 1997
Когда на сцену приходит другой
Глубокоуважаемый Господин Кардинал,
Ваше письмо выводит меня из сильного затруднения, но ставит в новое затруднение, тоже сильное. Пока что именно я (поневоле) выступал зачинщиком в беседе, а тот, кто начинает, неизбежно задает вопросы и ждет, пока собеседник ответит. Отсюда первая неловкость, быть в положении допрашивающего. В то же время я высоко ценю решительность и смирение, с которыми Вы трижды опровергаете теорию, по которой иезуиты отвечают на вопросы только встречными вопросами. Второе же мое затруднение связано, напротив, именно с необходимостью ответить на вопрос, исходящий от Вас. Мой ответ был бы показателен, получи я в свое время светское воспитание. Я же испытывал сильнейшее влияние католицизма вплоть до возраста (обозначу момент перелома) двадцати двух лет. Внерелигиозное мировоззрение, таким образом, было мною не пассивно усвоено, а выстрадано в процессе длительного и медлительного преображения, и до сей поры я не могу знать, насколько мои моральные взгляды определяются отпечатком той религиозности, которая была мне привита в начале жизни. В прожитые впоследствии годы мне приходилось присутствовать (в одном зарубежном католическом университете, куда приглашают, в частности, и профессоров, далеких от религии, ожидая от них не более чем формальнопочтительного отношения к религиозным академическим ритуалам) при том, как мои коллеги подходят к таинству причастия без веры в Присущего, и разумеется, без предшествующей исповеди и отпущения грехов. С содроганием, невзирая на многолетнюю внерелигиозность, ощущал я ужас перед этим зрелищем святотатства. Тем не менее полагаю, что способен определить, на каких основаниях зиждется сегодня моя «внерелигиозная религиозность», – ибо я твердо убежден, что религиозность существует в разных формах, и следовательно, ощущение сакральности, тяга к «главным вопросам» и ожидание ответа на них, чувство единения с чемто превосходящим человека свойственны и тем, кто не верует в личное и всерасполагающее божество. Но это, как явствует из Вашего письма, известно и Вам. Вы спрашиваете вот о чем: что есть обязывающего, вовлекающего и неотразимого в их формах этики?
..продолжение ниже
Связанные темы: 2016 Философия развития и Религия Разума. Единая этика /forum/144-2389 Этика - основа образования /forum/28-148 Этика - эссе, цитаты, история /forum/26-1263 Живая Этика и отношение к "инакомыслящим" /forum/89-1776 Этика - наука о духе, или свод правил по этикету? /forum/4-857 Этика субъектов будущего (эпохи ИИ) /forum/218-2713-34
Дата: Вторник, 2013-04-02, 10:09 AM | Сообщение # 42
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18850
Статус: Offline
Не следует ни смотреть, ни слушать, ни говорить несоответствующее
Конфуций
Разве укроюсь я белой метелицей? Разве засну под весенние трели? Или смогу умереть, в самом деле, если следы Его - бархатом стелятся, шёлком колышутся иль ковылём... под неприметным ума размышленьем, что недоволен собой и твореньем... …В розовом мареве вижу проём... - - Вход за предел моего восприятья! Образы в образах временных ритмов, Страсти, погасшие в будничных битвах, Ради чего были ветхие платья?
Бога следы - разве пятна на Солнце? Или они мне на сердце печатью плотно легли, чтоб могла различать я формы и суть их, смыслы до донца... Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Дата: Четверг, 2013-05-16, 11:46 AM | Сообщение # 43
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18850
Статус: Offline
Цицерон, как никто другой, показал римлянам, сколько сладости сообщает красноречие прекрасному, научил их, что справедливое неодолимо, если выражено верными и точными словами, и что разумному государственному мужу в поступках своих надлежит неизменно предпочитать прекрасное утешительному, но в речах - внушать полезные мысли, не причиняя боли.
Дата: Четверг, 2013-05-16, 1:20 PM | Сообщение # 44
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1416
Статус: Offline
Цитата ( MгновениЯ)
разумному государственному мужу в поступках своих надлежит неизменно предпочитать прекрасное утешительному, но в речах - внушать полезные мысли, не причиняя боли.
Интересно. 1) Значит, не заваливать налогоплательщиков деньгами. А инициировать их работать? 2) А в обращениях учитывать, что не все понимают. Что надо работать лучше за те же деньги?
Вот как это запомнить навсегда! Или ничего здесь не поделаешь? Остаётся только читать? Форум удобен тем, что по ходу - читаешь разное хорошее и нужное. И получаешь, как ни говори, образование.
MгновениЯ, спасибо за предыдущую картину. Такое чудо в цветах сидит! Или потому - чудо, что это именно Вы выложили? Загадка. И стих загадочный! Один
Дата: Четверг, 2013-05-16, 5:39 PM | Сообщение # 45
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18850
Статус: Offline
Один, что-то мне в голову не приходило посмотреть на высказывание о Цицероне с позиций налогоплательщиков! Интересно, конечно. Римляне того времени ценили своих лидеров не столько за красноречие, но по соответствию слов делам, ибо расхождения были не так велики, как сейчас, увы нам. Спасибо за вашу доброту к мгновениям ритмов.
А к утверждению об эмоции и знании в вашей теме попался на глаза такой вот афоризм суфия:
"Размышлять о сущности Бога - невежество, свидетельствовать о Нем - многобожие, а подлинное знание ( гносис) - это изумление!"
Зу-н-Нун (ум.859 г.)
Трудно удержаться от повторения еще одной чудесной суфийской фразы
Штабустари в "Тайном саду" говорит такие слова:
"Озарение иногда от величия, а иногда от красоты его, совершенство - между ними."
"...Ведь пора же, наконец, понять, господа, что общий идеал так же мало может предъявить прав на существование, как общие очки или общие сапоги, сшитые по одной мерке и на одну колодку. Если вы станете носить чужие очки, вы испортите глаза, если пройдете верст пять в чужих сапогах, вы в кровь изотрете ноги, если вы навяжете себе на спину котомку чужих убеждений, вы изнеможете под этою неестественною обузою; вы выбьетесь из сил, поправляя и привязывая ее к себе покрепче, а кончится все-таки тем, что котомка отвалится и пропадет где-нибудь на пыльной дороге, но воротить потраченные силы часто бывает очень мудрено, воротить потерянное время всегда невозможно, и свежесть первой молодости, доверие к самому себе почти всегда отрывается вместе с котомкою идеала и вместе с нею заваливается в дорожной пыли.
Надо же, наконец, понять, что идеал не есть даже отвлеченное понятие, а просто сколок с другой личности; всякий идеал имеет своего автора, как всякая народная песня имеет не только родину, но даже и составителя. Добраться до имени того и другого всегда бывает очень трудно и в большей части случаев совершенно невозможно; но, составляя нравственный портрет одного лица, -- портрет иногда польщенный, иногда просто обесцвеченный, -- идеал годится только для того, с кого он снят, или для лет! людей, которые совершенно подходят к нему по темпераменту, по внешнему положению и по внутренним силам..."
На мой взгляд, это очень верное отношение к вопросу. И хотя сама статья произвела на меня впечатление сумбурных размышлений, многие выводы из которых я не разделяю, цитируемая часть достойна внимания.
В качестве комментариев и дополнения приглашаю пройтись по ссылке. Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Дата: Четверг, 2013-06-20, 10:48 PM | Сообщение # 47
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18850
Статус: Offline
Ницше Фридрих О пользе и вреде истории для жизни
"... современный человек страдает ослаблением личности. Римлянин императорского периода, зная, что к услугам его целый мир, перестал быть римлянином и среди нахлынувшего на него потока чуждых ему элементов утратил способность быть самим собой и выродился под влиянием космополитического карнавала религий, нравов и искусств; эта же участь, очевидно, ждет и современного человека, который устраивает себе при помощи художников истории непрерывный праздник всемирной выставки; он превратился в наслаждающегося и бродячего зрителя и переживает такое состояние, из которого даже великие войны и революции могут вывести его разве только на одно мгновение. Война еще не кончилась, а ее уже успели сто тысяч раз переработать в печатную бумагу, она уже предлагается как новейшее средство для возбуждения испорченного аппетита обжиралам истории. И кажется почти невозможным извлечь сильный и полный тон даже при помощи сильнейшего удара по струнам: он сейчас же слабеет и в следующее же мгновение звучит исторически-нежно и в бессилии замирает. Выражаясь на языке морали, вы не умеете удержаться на почве возвышенного, ваши деяния суть внезапные удары, а не раскаты грома. Даже если вам удастся совершить нечто грандиозное и удивительное -- оно все же без песни и без звуков нисходит в Орк. Ибо искусство сейчас же обращается в бегство, как только вы приступаете к возведению исторического шатра над вашими подвигами.
Тот, кто стремится в один миг понять, рассчитать и постигнуть там, где он, глубоко потрясенный, должен был бы стараться удержать непонятное, ибо оно возвышенно, может быть назван рассудительным, но только в том смысле, в котором Шиллер говорит о рассудке рассудительных; он не видит кое-чего, что видит ребенок, он не слышит кое-чего, что слышит ребенок; но это кое-что и есть именно самое важное; а так как оно ему не понятно, то его понимание оказывается более ребячливым, чем ребенок, и более нескладным, чем нескладность, -- несмотря на все хитрые складки в пергаментных чертах его лица и виртуозное искусство, обнаруживаемое его пальцами в деле распутывания запутанного. Это значит: он уничтожил и утратил свой инстинкт, он не может по-прежнему, отпустив поводья, ввериться "божественному зверю" в тех случаях, когда разум ему изменяет, а путь идет через пустыни. От этого индивид делается робким, нерешительным и не смеет больше рассчитывать на самого себя. Он погружается в самого себя, в свой внутренний мир, т. е. в беспорядочную груду накопленного знания, которое не проявляет себя ничем вовне, и образования, которое не претворяется в жизнь. Если мы обратим внимание на внешнее, то мы заметим, что подавление инстинктов историей превратило людей почти в сплошные abstractis и тени: никто не осмеливается проявить свою личность, но каждый носит маску или образованного человека, или ученого, или поэта, или политика. Когда же кто-нибудь вздумает напасть на эти маски в полной уверенности, что это не шутовская комедия, а серьезное дело, -- ибо все они выставляют на вид свою серьезность, -- то в руках у него внезапно оказываются только лохмотья и пестрые лоскутья. Поэтому не следует поддаваться обману, но нужно прикрикнуть: "Или снимите ваши маскарадные уборы, или будьте тем, чем вы кажетесь". Каждый по природе серьезный человек не должен делаться Дон-Кихотом, ибо у него есть лучшее занятие, чем борьба с такими мнимыми реальностями. Во всяком случае он должен зорко вглядываться в окружающее, при виде замаскированных людей он должен кричать: "Стой, кто тут?" -- и срывать с них личины.
Странно! История должна была бы прежде всего сообщать людям мужество быть честными, хотя бы даже честными глупцами; и таково было действительно всегда ее влияние, но только не теперь! Мы видим одновременное господство исторического образования и универсального буржуазного сюртука. Между тем еще никогда не говорилось с таким пафосом о "свободной личности", как теперь, мы не видим не только свободных, но даже просто личностей, а только боязливо закутанных универсальных людей.
Индивид притаился в своем внутреннем мире: снаружи его совершенно незаметно, причем позволительно усомниться, могут ли вообще существовать причины без следствий. Или, может быть, необходимо поколение евнухов для охраны великого всемирно-исторического гарема? Им, конечно, чистая объективность очень к лицу. Дело похоже на то, что задача сводится к охране истории, с тем чтобы из нее получались лишь разные "истории", а не действительные события, и к предотвращению возможности для личности сделаться при посредстве истории "свободной", т. е. правдивой в отношении себя самой, правдивой в отношении других, и притом не только на словах, но и на деле. Только благодаря такой правдивости обнаружатся убожество и внутренняя нищета современного человека, а на место тщательно все прикрывающей условности и маскарада могут появиться в качестве истинных спасителей искусство и религия, чтобы общими силами создать такую культуру, которая отвечала бы истинным потребностям человека и которая не учила бы нас только, подобно современному общему образованию, обманывать самих себя относительно этих потребностей и превращаться таким образом в ходячую ложь..." http://az.lib.ru/n/nicshe_f/text_0020.shtml Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Истинная жизнь не может быть нашей до тех пор, пока единство не достигнуто. И работа религии состоит в том, чтобы продвигать вперёд дух единства, в знании и любви к Богу, кому принадлежит вся преданность. Человек часто ищет физической, оккультной или магнетической силы. Там, где есть жизнь и любовь, там есть и магнетизм; любовь есть сама сила исцеления и лекарство от любой боли. Все оккультные силы принадлежат к божественной жизни, но человек может жить естественной жизнью и осознавать природу Бога. И единственное обучение, которое достойно быть пройденым до конца, то, которое ведёт к осознанию Бога, сначала единству с Богом, затем с собой, а потом со всеми. Нет необходимости говорить нам, что мы достигли прогресса; мы сами узнаем, когда наши сердца будут идти вперёд; и через любовь, прощение и служение вся наша жизнь станет единственной картиной совершенной красоты Бога.
((()))
Что толку знать, когда не можешь применить Свои познания для счастья своего. И рассмотреть то, что Природою дано. Зачем искать его и все ж не находить...
Оно всегда в тебе самом - смелей бери! Кристалл магический у сердца береги. В пути познания дорога не легка, Ведь путь и есть твои бесценные года.
Что толку знать, когда ты счастья не имеешь... Возможно, ты и не живешь... а только тлеешь...
***** Чем глубже мысль уходит к тайнам бытия, Тем легче вижу я себя внутри Тебя.
***** На небе звезды светят прошлым светом. Как... Мне различить Реальный свет, Реальный мрак... По свету внутреннему собственной Вселенной! По тону мысли ежедневной и мгновенной. Единство - Закон Богов
Дата: Воскресенье, 2013-08-11, 2:31 PM | Сообщение # 49
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18850
Статус: Offline
Притча
Антрополог предложил детям из африканского племени поиграть в одну игру. Он поставил возле дерева корзину с фруктами и объявил, обратившись к детям: " Кто первым добежит до дерева - получит все эти сладкие фрукты". Когда он сделал отмашку, дети взялись за руки и бежали вместе, а потом все вместе сидели и ели фрукты. Удивленный антрополог (он был белым американцем) спросил у детей, почему они побежали все вместе, ведь каждый из них мог получить фрукты лично для себя. На что дети ответили: "Обонато"."Обонато" на их языке означает: "я существую, потому что мы существуем". http://tumanjarom.livejournal.com/653111.html Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Дата: Понедельник, 2013-09-30, 1:42 PM | Сообщение # 50
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18850
Статус: Offline
ЧЖУАН-ЦЗЫ Перевод В. В. Малявина
Глава XXXIII ПОДНЕБЕСНЫЙ МИР
Много в Поднебесной мужей, имеющих в жизни свой Путь, и каждый из них полагает, что к его знаниям и искусству уже ничего нельзя добавить. Где же на самом деле пребывает то, что в древности называли “искусством Пути” ? Отвечу: нет места, где бы его не было. Спрашивают: “Откуда нисходит духовность? Откуда является просветленность?” Мудрые благодаря чему-то рождаются, правители благодаря чему-то властвуют, и все они имеют своим истоком Единое. Кто не порывает с пращурами, тот зовется небесным человеком. Кто не отсекает себя от семени жизни, тот зовется духовным человеком. Кто не отходит от подлинного, тот зовется совершенным человеком. Кто признает Небо своим пращуром, Силу — основой, Путь — вратами и кто живет одной жизнью со всеми превращениями мира, тот зовется мудрым. Кто оказывает милость человечностью, законом своим считает долг, в поступках своих всегда сообразуется с ритуалом, водворяет согласие музыкой и кто полон любви и доброты, тот зовется благородным мужем. А что касается использования правил для определения, имен для обозначения, сравнений для изыскания и доказательств для суждений, то все это пригодно разве что для счета от одного до четырех. Чиновники пользуются ими, чтобы установить между собой ранги. Не изменять обычаю в делах, заботиться прежде всего прочего об одежде и пище, собирать и хранить богатства, давать на пропитание старым, малым и сирым — вот основа благоденствия народа. Люди древности делали так, чтобы у людей всего было в достатке. Они ставили себя вровень с духами, брали за образец Небо и Землю, пестовали всю тьму вещей, приводили к согласию Поднебесный мир, простирали милость на все сто родов. Они имели ясное знание коренных чисел, умели вычислить меру каждой вещи, и понимание их распространялось на все шесть полюсов мироздания и все четыре времени года; они не упускали из виду ни малого, ни великого, ни тонкого, ни грубого. Многое из постигнутого ими в числах и мерах сохранили летописцы, сведущие в старинных законах и преданиях...
К.Э.Циолковский считал этику важнейшим разделом космической философии. Основное его философское сочинение так и называется: «Этика, или естественные основы нравственности»...
Несмотря на то, что Циолковским было посвящено этике большое число философских сочинений, возникают серьёзные неясности в интерпретации её содержания. Среди них: во-первых, реконструкция её оснований (как считал сам Циолковский, этику следует вывести из «начал Вселенной»; одни исследователи с этим принципом согласны, тогда как другие – нет); во-вторых, реконструкция смысловой структуры этой этической концепции, выявление её глубинных смыслов (зачастую парадоксальных), этических императивов, разработанных в рамках космической философии: императива «истинного себялюбия» и других; в-третьих, этическая оценка выдвинутых Циолковским проектов преобразования мира и человека; в-четвёртых, реконструкция, интерпретация и оценка размышлений К.Э.Циолковского...
К.Э.Циолковский в центр своей этической системы ставит не человека, а «подлинного», по его словам, «гражданина Вселенной» - атом-дух. Это, пожалуй, доминанта его этики. Обсуждая проблемы смысла и цели человеческой жизни, добра и зла, К.Э.Циолковский рассматривает их не с позиций антропоцентризма, и вообще не гуманизма, а с альтернативных позиций своеобразного «атомо-духо-цетризма»...
Всех, кто изучает космическую концепцию К.Э.Циолковского, не может не поразить её необычность, резкое отличие от других подобных концепций. Наибольшее потрясение производит, конечно, буквально бросающееся в глаза несоответствие между целью – достижением вселенского счастья – и жёсткими, чудовищными, с нашей точки зрения, этически неприемлемыми средствами её осуществления (преобразование природы и человека, уничтожение низших форм жизни и т.п. для того, чтобы атомы-духи могли бы пребывать как можно дольше в состоянии «блаженства»). Это противоречие исследователи космической философии пытались осмыслить по-разному. C начала неудобные моменты этики К.Э.Циолковского замалчивали, относили с большим сожалением к «ошибкам» мыслителя или интерпретировали таким образом, чтобы избавить К.Э.Циолковского от критических замечаний..
...Этику К.Э.Циолковский рассматривал как истинное знание, которое облеклось им в нормативную форму. «Если я решу вопрос, что хорошо мне и что дурно, то я найду истинный путь к себялюбию. Основываться можно только на познании Вселенной, - повторяет К.Э.Циолковский. Иных источников знаний нет. Вера в людей или авторитеты ненадёжна, потому что авторитеты противоречат друг другу»[3]. Но как же осуществить такой вывод? Из всей системы наук о Вселенной К.Э.Циолковский говорит о науках точных (к ним относятся «геометрия, механика, физика, химия, биология и проницающая их все математика или логика»[2] и сомнительных (таковы науки исторические, философские и религиозные – об отсутствии между ними резких границ. Из совокупности знаний этих наук и должны быть выведены этические принципы и императивы. Хотя между науками точными и сомнительными резких границ, по К.Э.Циолковскому, нет, особенно он подчёркивал роль для своей этической концепции знаний именно точных наук...
Человек и космос в контексте космической этики
Выдвинутые К.Э.Циолковским жёстокие, антиэкологические и резко противоречащие нашему экологическому чувству проекты переделки человека и мира вовсе не выглядели такими в контексте космической философии. Как раз напротив: они предлагались именно для преодоления несправедливостей, несовершенств, жёсткостей, характеризующих природное и социальное бытие, для «уничтожения мук». Понять этот парадокс невозможно без анализа некоторых специфических моментов концепции человека по К.Э.Циолковскому. Человек в этой концепции рассматривается по существу в трёх взаимосвязанных аспектах: 1. Как микрокосм, который представляет собой «храм», или «гостиницу» множества атомов-духов, живущих в согласии между собой; 2. Как часть ноокосмической иерархии, состоящей по преимуществу из объединённых между собой очагов «высшего», «зрелого», «совершенного» разума; 3. В составе ноокосмической иерархии – как неотъемлимая часть космоса, который, по словам К.Э.Циолковского, «ничего не содержит, кроме атомов с их частями. Эти атомы каждую минуту готовы возникнуть к жизни. Нет атома, котрый бы периодически не принимал участия в высшей жизненной организации (существ, подобных человеку и выше)… Итак, весь космос… всегда жив в абсолютном смысле. Он всегда чувствует»[1]. Космос способен диктовать свою волю человеку через ноокосмическую иерархию.
Концепция человека в этике К.Э.Циолковского рассматривает его как природное существо, представляющее собой часть космоса. И человек и космос – живые. Человек живёт жизнью космоса. Ничего божественного в человеке нет. Божественным являются лишь причина космоса, сам космос и высшие силы. Человек окружён материальными «духами», т.е. существами разных циклов космической эволюции, способными влиять на его жизнь. Статья целиком Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Дата: Воскресенье, 2013-10-13, 11:46 PM | Сообщение # 52
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 545
Статус: Offline
Цитатаlarfedlos
В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.
ЦитатаМновениЯ
разумному государственному мужу в поступках своих надлежит неизменно предпочитать прекрасное утешительному, но в речах - внушать полезные мысли, не причиняя боли.
"Будьте справедливы во всем. Если ваши сограждане почтили вас своим доверием и возложили на вас какую-нибудь общественную обязанность, пусть справедливость и общественное благо руководит вами во всем. Никогда не жертвуйте ими ни для личного интереса, ни для собственных страстей"
из книги "Правила вежливости и светского этикета" Из-ва "Белый город", Москва-2007 (переизданием "Правила вежливости и светского этикета. Хороший тон", Типография В.А.Тихонова, С-Петербург-1889) Vive valeque!
Дата: Понедельник, 2013-10-28, 1:30 PM | Сообщение # 53
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18850
Статус: Offline
П.А.Флоренский
Предполагаемое государственное устройство в будущем 1933 год
Устройство разумного государственного строя зависит прежде всего от ясного понимания основных положений, к которым и должна приспособляться машина управления. При этом техника указанного управления вырабатывается соответственными специалистами [...] применительно к данному моменту и данному [месту']. В виду этой ее гибкости заранее изобретать [...] не только трудно; но и вредно. Напротив, основная [...] устремленность государственного строя должна быть продумана заранее.
Государство есть целое, охватывающее своей организацией [...] вею совокупность людей. Оно было бы пустой [...] если бы не учитывало конкретных данных конкретных людей и подменяло их данными отвлеченными и фантастичными. Но, с другой стороны, целое не было бы и не стало бы реальностью, если бы оно всецело пассивно определялось данностями людей и не имело бы никакой направляющей общество силы. Бюрократический абсолютизм и демократический анархизм равно, хотя и с разных сторон, уничтожают государство. Построить разумное государство — это значит сочетать свободу проявления данных сил отдельных людей и групп с необходимостью направлять целое к задачам, неактуальным индивидуальному интересу, стоящим выше и делающим историю.
Капитализм — явление ведущее в конечном счете к смерти, но талантливые капиталисты — естественное богатство страны, которое могло бы быть использовано в нужную сторону, если бы их энергией привести в действие силы, для которых у большинства других людей нет соответственных способностей.
Из неоправданного смешения задач государства, как формы, и задач государства, как содержания, вытекает [...] и представительство. Задача государства состоит не в том, чтобы возвестить формальное равенство всех его граждан, а в том, чтобы поставить каждого гражданина в подходящие условия, при которых он сумеет показать, на что способен.
В настоящий исторический момент, если брать массу, — цельные личности, — отсутствуют не потому, что стали хуже, а потому, что воля парализована внутренними противоречиями культурной среды. Не личность слаба, но нет сильных, не задерживающих друг друга, мотивов деятельности.
Никакие парламенты, учредительные собрания, совещания и прочая многоголосица не смогут вывезти человечество из тупиков и болот, потому что тут речь идет не о выяснении того, что уже есть, а о прозрении в то, чего еще нет. Требуется лицо, обладающее интуицией будущей культуры, лицо пророческого [склада]. Это лицо, на основании своей интуиции, пусть и смутной, должно ковать общество. http://dl.biblion.realin.ru/text....tr.html Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Дата: Четверг, 2014-05-15, 12:04 PM | Сообщение # 54
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18850
Статус: Offline
Краткая биография
Умберто Эко родился в Алессандрии (небольшом городке в Пьемонте, неподалёку от Турина). Его отец, Джулио Эко, работал бухгалтером, а впоследствии был участником трех войн. Во время Второй мировой войны Умберто и его мать, Джованна, переехали в небольшую деревню в горах Пьемонта. Дед Эко был подкидышем, по принятой в то время в Италии практике ему была присвоена фамилия-аббревиатура от Ех Caelis Oblatus, то есть «дарованный небесами»[1][2]
Джулио Эко был одним из тринадцати детей в семье и хотел, чтобы его сын получил юридическое образование, но Умберто поступил в Туринский университет, чтобы изучать средневековую философию и литературу, и в 1954 году успешно его окончил. Во время обучения Умберто стал атеистом и покинул Католическую Церковь[3][4].
Умберто Эко работал на телевидении, обозревателем крупнейшей газеты «Эспрессо» (итал. L’Espresso), преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Милана, Флоренции и Турина. Профессор Болонского университета. Почётный доктор множества иностранных университетов. Кавалер французского офицерского Ордена Почётного легиона (2003).
С сентября 1962 года женат на немецкой учительнице искусств Ренате Рамге. Имеет сына и дочь.
Романы Эко
«Имя розы» (Il nome della rosa, 1980). Философско-детективный роман, действие которого разворачивается в средневековом монастыре. В 1983 году Умберто Эко пишет небольшую книгу «Заметки на полях „Имени Розы“» (Postille al nome della rosa), в которой открывает некоторые секреты написания своего первого романа и рассуждает о взаимоотношениях Автора, Читателя и Произведения в литературе. В день своего 80-летнего юбилея Эко решил выпустить новую версию своей книги «Имя розы»[5].
«Маятник Фуко» (Il pendolo di Foucault, 1988). Блестящий пародийный анализ историко-культурной сумятицы современного интеллигентского сознания, предупреждение об опасности умственной неаккуратности, порождающей чудовищ, от которых лишь шаг к фашистоидному «сперва — сознанию, а затем — и действию», делают книгу не только интеллектуально занимательной, но и актуальной. В одном из своих интервью Эко говорил: «Многие думают, что я написал фантастический роман. Они глубоко ошибаются, роман абсолютно реалистический».
«Остров накануне» (L’isola del giorno prima, 1994). В обманчиво простом повествовании о драматической судьбе молодого человека XVII столетия, о его скитаниях в Италии, Франции и Южных морях, внимательный читатель обнаружит и традиционную для Эко бесконечную гирлянду цитат, и новое обращение автора к вопросам, которые никогда не перестанут волновать человечество, — что есть Жизнь, что есть Смерть, что есть Любовь.
«Баудолино» (Baudolino, 2000). Историко-философский роман о приключениях приёмного сына Фридриха Барбароссы, о его путешествии от городка Алессандрия (где родился сам Умберто) до страны легендарного пресвитера Иоанна.
«Таинственное пламя царицы Лоаны» (La misteriosa fiamma della regina Loana, 2004). В 2005 году роман опубликован на английском языке под названием «The Mysterious Flame of Queen Loana». Роман рассказывает о человеке, потерявшем память в результате несчастного случая. Замечательно при этом то, что главный герой утрачивает память о себе и своих близких, но полностью сохраняет всё прочитанное. Своеобразная читательская биография.
В октябре 2010 года в Италии вышел новый роман Эко «Пражское кладбище» (Il cimitero di Praga)[6]. В декабре 2011 года вышло русское издание романа в переводе Елены Костюкович. После выхода книги в интервью журналу «The Paris Review» Умберто Эко сказал, что, вероятно, не будет больше писать романов[7][8].
Научные, научно-популярные труды, эссе и публицистика На русском языке издавались:
«Эволюция средневековой эстетики» (Sviluppo dell’estetica medievale, 1959). Работа посвящена проблеме развития идеи Прекрасного в средневековой философии.
«Открытое произведение» (Opera Aperta, 1962). Глубокий философский анализ основных тенденций в искусстве второй половины XX века, труд, во многом определивший дальнейшее развитие наук о культуре. В центре внимания автора — феномен «открытого произведения», то есть такого, в котором резко возрастает творческая роль «исполнителя», не просто предлагающего ту или иную трактовку, но становящегося реальным соавтором. Эко не замыкается в искусствоведческой проблематике, он смело оперирует аналогиями и понятиями из современной математики, физики, теории информации; не упускает из виду социальные аспекты искусства. Отдельная глава посвящена влиянию дзэн-буддизма на западную культуру.
«Поэтики Джойса» (Le poetiche di Joyce, 1965). Работа Умберто Эко, максимально полно раскрывающая универсум Джойса, и в особенности двух его монументальных произведений: «Улисс» и «Поминки по Финнегану».
«Отсутствующая структура. Введение в семиологию» (La struttura assente, 1968). Получившее широкую известность изложение основ семиотического анализа сочетается в книге с критикой классического структурализма, неосознанно претендующего, по мнению Эко, на статус новой религии с божеством-структурой в центре. Пользуясь своей эрудицией, автор привлекает множество примеров из разнообразных областей человеческой деятельности, среди которых — архитектура, живопись, музыка, киноискусство, реклама, карточные игры.
«Как написать дипломную работу» (Come si fa una tesi di laurea, 1977).
«Роль читателя. Исследования по семиотике текста» (Lector in fabula. La cooperazione interpretativa nei testi narrativi, 1979). Книга состоит из очерков 1959—1971 годов (Поэтика открытого произведения; Семантика метафоры; О возможности создания эстетических сообщений на языке Эдема; Миф о Супермене; Риторика и идеология в «Парижских тайнах» Эжена Сю; Чарльз Пирс и семиотические основы открытости: знаки как тексты и тексты как знаки; Lector in fabula: прагматическая стратегия в метанарративном тексте), посвящённых различным вопросам и объединённых центральной темой: любой текст (в широком смысле, в том числе картина или фильм) моделирует определенного читателя.
«Искусство и красота в средневековой эстетике» (Arte e bellezza nell’estetica medievale, 1987). Краткий очерк эстетических учений средневековья. Рассматриваются эстетические теории видных средневековых богословов: Альберта Великого, Фомы Аквинского, Бонавентуры, Дунса Скотта, Уильяма Оккама, а также философско-богословских школ: Шартрской, Сен-Викторской.
«Поиски совершенного языка в европейской культуре» (La ricerca della lingua perfetta nella cultura europea, 1993)
«Шесть прогулок в литературных лесах» (Six Walks in the Fictional Woods, 1994). Шесть лекций, прочитанных Умберто Эко в 1994 году в Гарвардском университете, посвящены проблеме взаимоотношений литературы и реальности, автора и текста.
«Пять эссе на темы этики» (Cinque scritti morali, 1997). С них начиналась эта тема!
Дата: Понедельник, 2014-06-09, 11:10 AM | Сообщение # 55
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18850
Статус: Offline
Умберто Эко. Вавилонская беседа
(Между Тигром и Евфратом, в тени висячих садов, немногим больше тысячи лет назад)
УРУК:
Как тебе эта клинопись? Моя рабопечатная система в десять часов завершила весь кодекс Хаммурапи.
НИМВРОД:
А какая у тебя? Apple Nominator из Райской Долины?
УРУК:
Ты с ума сош?л! Их больше не достанешь даже на рынке рабов в Тире. Нет, у меня египетский раб-писец, Toth 3 Megis-Dos. Расходует очень мало, горсть риса в день, и может писать иероглифами.
НИМВРОД:
Но у него же ничего в памяти не остается.
УРУК:
Зато форматирует прямо при копировании. Больше не нужен раб-форматировщик, который бер?т глину, лепит таблицу, сушит е? на солнце, чтобы другой потом на ней писал. Он лепит, сушит на огне и сразу пишет.
НИМВРОД:
Но он пользуется таблицами на 5,25 египетских локтей и весит добрых килограммов шестьдесят. Почему ты не заведешь себе портативного?
УРУК:
Что, какой-нибудь халдейский визор на жидком хрустале? Прибамбасы для волхвов.
НИМВРОД:
Да нет, ручного раба-писца, африканского пигмея из Сидона. Ну, знаешь, как делают финикийцы - дерут вс? у египтян, но потом миниатюризируют. Смотри: лэптоп, пишет, сидя прямо у тебя на коленях.
УРУК:
Он горбатый, какая мерзость.
НИМВРОД:
Я тебя умоляю! Ему вмонтировали в спину плату для быстро бэкапа. Один щелчок хлыстом - и он пишет тебе прямо в Альфа-Бета, видишь, вместо графического режима использует текстовой, достаточно двадцати одного знака. Запакует тебе весь кодекс Хаммурапи на нескольких таблицах 3,5.
УРУК:
Но потом еще приходится покупать раба-кодировщика.
НИМВРОД:
Ничего подобного. У этого карлика вшитый кодировщик. Еще один щелчок хлыстом - и он вс? переписывает в клинописи.
УРУК:
А графику он тоже делает?
НИМВРОД:
Ты что, не видишь, что у него разные цвета? Как ты думаешь, кто сделал мне все планы для Башни?
УРУК:
А ты ему веришь? Вдруг вс? грохнется?
НИМВРОД:
Да брось. Я загрузил ему в память Пифагора и Memphis Lotus. Даешь ему план, щелчок - и он рисует тебе зиккурат в трех измерениях. У египтян при постройке пирамид еще была десятикомандная система "Моисей", залинкованная с десятком тысяч рабов-писцов. Интерфейсы у них были не очень дружественные. Вс? устаревшее железо пришлось выбросить в Красное Море, даже вода поднялась
УРУК:
А для вычислений?
НИМВРОД:
Он еще знает Зодиак. Мгновенно показывает тебе твой гороскоп, и - what you see is what you get.
УРУК:
Дорого стоит?
НИМВРОД:
Ну, если будешь покупать его здесь, то целого урожая не хватит, а если на библосских рынках, то возьмешь за мешок посевного зерна. Конечно, нужно его кормить хорошенько, потому что, сам знаешь, garbage in - garbage out.
УРУК:
Ну, меня пока мой египтянин вполне устраивает. Но если твой карлик окажется совместимым с моим 3 Megis-Dos, можешь сделать, чтобы он научил его Зодиаку?
НИМВРОД:
Это незаконно: когда покупаешь, должен подтвердить, что берешь его только для индивидуального пользования... Ну да ладно, в конце концов так все делают, давай их законнектим. Только я не хочу, чтобы у твоего оказался вирус.
УРУК:
Он здоров как бык. Меня больше всего другое пугает: каждый день появляется новое наречие, в конце концов произойдет смешение программ.
НИМВРОД:
Успокойся, только не в Вавилоне, только не в Вавилоне.
Дата: Четверг, 2014-06-12, 7:17 PM | Сообщение # 56
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7665
Статус: Offline
"…Мы все верим в то, во что хотим верить, и те, кто хотят стать бессмертными, стараются поверить в бессмертие как в реальность.
Согласно учениям Азии и некоторых мистических христианских сект, перевоплощение и карма означают примерно одно и то же, различны только конечные цели.
И если восточные представления при их осознании оказываются более зрелыми и благородными, чем западные, то причина этого, видимо, кроется в древности Востока. Азия в своей истории пережила множество верований и пресытилась самой мечтой о жизни. Для того, кто жил долго, долгая жизнь мало что значит; так и миру, много пережившему, много страдавшему и смягченному веками бытия, наша западная любовь к жизни может казаться слегка ребяческой. Восток уже был великой цивилизацией, когда мы еще жили в пещерах, а эпоха упадка началась на Востоке задолго до цивилизации Европы. Он пережил жизнь, знавал гораздо большие глупости и безумства и умеет быть терпимым к новому миру, которому еще предстоит многое узнать. Восточный святой более не живет в этом мире, он мечтает о пространстве и покое и знает, что однажды и мы начнем мечтать о том же, когда наша культура станет древней, устанет и потеряет интерес к факту бытия. Буддийскому архату в его одеянии цвета шафрана не нужно ничего из того, о чем мечтаем мы. Он не жаждет ни богатства, ни власти, ни почестей. Он стремится только к нирване, которая является для него поистине концом ожидания…"
Мэнли П. Холл
Мне очень по душе такое понимание цели, о котором тут говорится. Хотела лишь добавить реплику для тех, кто на пути поиска. На мой взгляд, разумеется, не самый верный, укоренилось ошибочное представление о нирване, как о недеянии в безмыслии, и это вызывает сожаление. Недеяние физическое и безмыслие человеческое не являются подобием нечувствительности духа! Уровней состояния достигшего совершенства во внутреннем мире человека так же много, как много уровней проявления явлений физического плана, видимого. Духовные миры не менее разнообразны, нежели зримые, чувственные и творческие.
В гранях изумрудных да зеркальных Мы с тобой увидим и сраженья, И потоп великий, и сакральный Путь души на странных отраженьях Образов событий историчных, Обликов гигантов, колдунов, Прикоснемся к тайне необычных Серебристо-плазменных веков, И наденем шапки невидимки, Чтобы проскочить среди драконов Сторожащих жемчуг царства Дымки, Над сияньем временных законов.
Так достигнем мы пределы края Мирозданья нашего, а дальше - Замысел великий раскрывая, Попадем на пир и выпьем с чаши Вечности, В вине времен - вся сила! Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Сообщение отредактировал Белоснежка - Четверг, 2014-06-12, 7:22 PM
Дата: Воскресенье, 2014-06-22, 10:49 AM | Сообщение # 57
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7665
Статус: Offline
ДАРИО САЛАС И МОРАЛЬ XXI ВЕКА Журнал русской культуры
Во второй половине ХХ века были сформулированы основные черты концепции так называемого постиндустриального общества, согласно которой современное общество развитых стран достигло качественно новой стадии своего развития. Эта стадия наделялась атрибутами совершенства, главный из которых связывался с максимальным удовлетворением потребностей людей. Иными словами, современная стадия развития цивилизации чаще всего связывается с обществом «массового потребления». Работу чилийского мыслителя и ученого Дарио Саласа Соммэра «Мораль ХХI века» можно рассматривать как своего рода вызов концепции «общества массового потребления».
Дарио Салас Соммэр призывает развивать в человеке не мышление члена «общества массового потребления», характерное для «посредственности», «человека толпы», а «высшее сознание», с помощью которого субъект способен познать себя и свое место в мире.
Цель человеческой жизни — эволюция индивидуального сознания, состоящая в развитии истинно человеческих качеств, отличающих людей от животных. Современный человек служит промежуточным звеном, «мостом» от животного состояния к подлинному человеку. При этом Дарио Салас выражает надежду, что в истории человечества будет открыт «научный способ измерения уровня индивидуального сознания», благодаря чему можно будет определить, какую ответственность возложить на человека и какой пост ему доверить. В итоге каждый получил бы заслуженное в соответствии с правилом эквивалентного равенства — одним из важнейших правил космической справедливости.
В своей книге «Мораль XXI века» Дарио Салас подчеркивает, что современный человек живет в эпоху «тирании толпы». Толпа — это монстр, лишенный разума и воли, который пожирает все на своем пути.
Принцип «приказывает большинство» вынуждает отдельного человека подчиняться этой безликой толпе. В противовес идее, согласно которой «большинство всегда право», этот автор скорее склоняется к тому, что «истина никогда не принадлежит большинству».
Человек действует, думает и чувствует как толпа. Он настолько зависим от чужого мнения, что позволяет толпе быть его судьей, жертвуя всем, лишь бы его считали «таким же, как все». Человек стремится ко всеобщему признанию как к награде, боится отличаться от других, потому что это вызывает негативную реакцию со стороны общества: недоверие, неприятие, подозрительность.
Одной из основных причин увеличения всеобщей посредственности является слишком быстрый отказ людей от развития собственной индивидуальности. Им гораздо легче и приятнее слиться с толпой в однородную массу, искусственно раздувая свое «я», вплоть до полного его растворения в коллективной душе. Когда мозг и сердце человека принадлежат толпе, он не может следовать морали, потому что не знает, что это такое, и не видит в том необходимости. Людям толпы несвойственна мораль: у них нет ни собственного мышления, ни чувства ответственности. Обладающие властью государственные деятели должны всегда оставаться свободными от влияния какой бы то ни было политической партии или психологической толпы, снижающих способность к мышлению.
В этой книге Дарио Салас в том числе предупреждает современного читателя о стремлении глобального рынка создать международное сообщество одинаковых потребителей, лишенных воли и способности мыслить, которые, «как наркоманы, нуждаются в очередной дозе для продолжения иллюзии счастья». Свойство любого чувственного удовольствия заключается в том, что его нельзя удовлетворить полностью, можно получить лишь временное удовлетворение, поэтому к нему возвращаются снова и снова. В отличие от удовлетворения чувства голода, удовольствие не может накапливаться, его невозможно запасти на будущее. Ничего не давая человеку, оно лишь опустошает его. Когда у тех, кто видит цель жизни в чувственных удовольствиях, неизбежно наступает момент крушения счастья, у них пропадает желание жить. Потеря смысла жизни — не более чем ощущение, что тебя кто-то обманул, когда обещанная земля обетованная в действительности оказалась совсем не раем. Изобилие денег не гарантирует соблюдение морали, скорее наоборот, часто служит источником испорченности, поскольку любой избыток — это порок, извращающий характер и волю.
Телевидение, проникая в бессознательное людей, колонизирует их разум и насаждает ложные ценности, такие, как гедонизм и вседозволенность. Вся структура рекламы основывается на обманчивой доступности предлагаемых товаров и услуг, что неосознанно приводит людей к представлению о жизни как о фантастическом мире, где все можно получить без особых усилий. Миллионы людей-роботов покупают определенные товары, повинуясь подсознательной информации, введенной рекламой в их мозг. Многие полностью теряют мораль, становятся преступниками, подражая героям кино и телевидения, повторяя преступления, смакуемые прессой.
Часто в фильмах наглядно показывается, как лучше украсть, обмануть, ограбить. Из-за банальности и посредственности, навязываемой средствами массовой информации, люди утрачивают понимание того, каким должен быть человек. Внимание уделяется только имиджу, внешности и наличию материальных благ, то есть происходит подмена ценностей, когда о людях судят по тому, что у них есть, а не потому, кем они являются.
Люди все более приобретают качество «иметь», утрачивая при этом свойство «быть» людьми с большой буквы.
Современную систему образования и воспитания Дарио Салас Соммэр подвергает справедливой критике. Чем выше престиж учебного заведения, тем выше уровень пассивности и внушаемости студентов или учеников, им и в голову не приходит сомневаться в том, чему их учат. И хотя сомнение не является единственным условием обучения, но без постоянного рассуждения по поводу услышанного в классе не обойтись, поскольку только внутреннее рассуждение ведет к истинному пониманию.
Воспитание превращает людей в обыкновенные хранилища информации. Их головы наполнены автономной информацией, а это влечет за собой опасность неадекватного поведения. Вся информация, проникающая в мозг тогда, когда человек не может разумно ею распорядиться, имеет гипнотическое свойство, уменьшает возможность сознательного поведения.
Интересны мысли Дарио Саласа о роли эмоций в историческом развитии народов. Так, зависть представляется непреодолимым препятствием к процветанию. Завистливому народу крайне трудно достичь экономического успеха, для него недостижимо даже поддержание общественного порядка. Марксизм, который был неправильно понят и неверно применен, отравляет душу развивающихся стран, где зависть и обида используются в качестве объединяющей разрушительной силы. Эти страны упрямо наращивают власть государства за счет внедрения грабительских налогов, позволяющих сильнее контролировать жизнь граждан и подавлять тех, кто выделяется. И действительно, пока в сфере предпринимательства будут господствовать «крыши», действующие на основе чувства зависти и подавляющие все живое, страна вряд ли добьется экономического процветания, удвоения ВВП и т.п. Неудивительно, что в этих условиях посреднические операции и банковский капитал доминируют у нас над промышленным производством.
В предшествующие исторические эпохи отношение к роли денег в жизни общества было несколько иным, чем в современную эпоху. Так, Ветхий Завет запрещал евреям ссужать деньги под проценты своим соплеменникам. Древнегреческие мыслители отрицательно относились к ростовщичеству. Аристотель отмечал чудовищность того, что деньги могут порождать деньги, имитируя этим производительную работу. Известно, что европейские аристократы, обладая значительными свободными суммами денег, избегали заниматься ростовщичеством, предпочитая вкладывать их в промышленность.
В свою очередь Дарио Салас также стремится показать обманную природу банковского капитала. Суть ее заключается в том, что банки ссужают под проценты денежные средства, которыми они реально не обладают.
Если бы все вкладчики одновременно потребовали у банка возврата своих денег, банк в тот же миг обанкротился бы. Но давать кредиты чрезвычайно выгодно. Как подсчитали некоторые специалисты, прибыль банка нередко составляет свыше десяти тысяч процентов годовых. Не случайно в конце 1995 года долг США составлял 4,9 триллиона долларов, а обслуживание этого долга и процентов по нему стоило порядка 290 миллиардов долларов. Финансовая власть, дающая взаймы то, чего у нее нет, и берущая за это проценты, действует как фокусник, создавая деньги из ничего. «Если вытаскивать деньги из шляпы — их профессия, трудно ли им будет подкупать предпринимателей, политиков, профсоюзных деятелей, целые учреждения и корпорации?»
Дарио Салас Соммэр также выражает непримиримое отношение к коррупции, в основе которой лежит безграничный эгоизм. Преступление или обман, совершенные государственным служащим при исполнении своих обязанностей, заслуживают более сурового морального осуждения или даже уголовного наказания, так как эти люди пользуются защитой государства. Чем выше занимаемый ими пост и его престиж, тем более тяжким будет должностное преступление, поскольку имеет место злоупотребление общественным доверием.
Самое страшное, что может произойти с моральной точки зрения, — это постепенное привыкание общества ко все более коррумпированному поведению, так что однажды это окажется настолько распространенным и обычным, что перестанет удивлять кого бы то ни было. Это процесс снижения планки требований и постепенного нарастания вседозволенности, которая обычно сопровождает падение морали.
Таким образом, Дарио Салас в своей концепции выявляет негативные стороны пресловутого общества «массового потребления». Современный человек, представляя собой лишь промежуточную ступень эволюции от животного состояния к подлинному Homo sapience, нуждается в постоянном самосовершенствовании и далек от обретения земли обетованной.
Журнал русской культуры, 04. 2005. Олег Владимирович Летов, кандидат философских наук, доцент. Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Дата: Воскресенье, 2014-11-02, 4:32 PM | Сообщение # 58
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18850
Статус: Offline
Это хорошо, когда осознается та огромная область Знания, которая подлежит изучению, освоению и овладению ею. Ничтожно по сравнению с нею все, что познано до сих пор человеком. С этим пониманием и будем подходить к Учению Жизни, отдавая себе ясный отчет в том, что опубликованная его часть представляет собою очень малую часть того, что постепенно будет даваться человечеству по мере его продвижения в Эволюцию.
Грани Агни-Йоги, §664
ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ ЖИВАЯ ЭТИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ
Н.П. БАНЫКИН
Все мы живем в очень сложном и противоречивом Мире, в котором легко потерять ориентиры. Сейчас уже все согласны с тем, что общество переживает кризис. Однако часто можно услышать мнение, что кризис этот затронул только нашу страну, в странах же Запада все в порядке. Так ли это на самом деле?
Это мнение верно лишь в том случае, если рассматривать чисто материальную сторону жизни. Если брать духовную ее сторону, то нетрудно увидеть, что кризис духовной сферы бытия человека охватил весь Мир, все человечество.
Во всех странах Мира, независимо от общественного строя, нарастают такие явления, как алкоголизм, наркомания, преступность, нравственная деградация; растет число самоубийств, связанных с разочарованием жизнью, особенно среди молодежи. Все эти явления получили распространение раньше в странах Запада и в Америке, то есть в тех странах, где как раз материальный жизненный уровень был и остается много выше, чем у нас. В последние два-три десятилетия эти явления стали широко распространяться и у нас.
Материальный достаток не дает решения проблемы и не устраняет кризиса, так как причина его лежит в утрате людьми понимания смысла своего существования. Образно говоря, в последнее время человечество напоминает пассажиров поезда, все заботы которых заключаются только в том, чтобы поудобнее, с комфортом устроиться внутри вагона, но совершенно забывших, куда и зачем они едут. То есть произошла утрата человечеством более дальних духовных ориентиров своей жизни.
Во всей обозримой истории человечества прослеживается стремление людей построить в своем сознании достаточно стройную систему мироздания, определить свое место в ней и далее жить, ориентируясь на эти представления.
О смысле существования человека, о его предназначении всегда глубоко задумывались лучшие писатели и философы России. Заслуги русских философов в решении вечных вопросов Бытия признаны во всем Мире. Особенно значимым является космизм русской философской мысли.
Русские философы рассматривали человека и его предназначение в неразрывном единстве с жизнью Космоса. Они интуитивно уловили общие Законы, управляющие как жизнью Миров в Космосе, так и микрокосмом — внутренним миром человека.
К сожалению, в нашей стране широкая общественность до сих пор не знакома с их трудами и идеями. Мы только сейчас впервые начали открывать для себя такие имена, как Соловьев, Федоров, Бердяев, Флоренский, Циолковский, Вернадский и многие другие. Именно в духовном отношении наша Родина сказочно богата, нужно только суметь воспользоваться этим богатством.
Кризис, охвативший мир в конце XX века, носит по существу мировоззренческий характер. Насколько серьезно это явление, видно из факта широкого распространения на Западе и в Америке сатанинских культов. В последние годы это явление стало проникать и в нашу страну. Для выхода из этого мировоззренческого кризиса люди должны вновь обрести дальние ориентиры своей жизни.
Единую реальность Бытия, к познанию которой стремится человек, образно говоря, можно представить в виде многогранного кристалла, одни из граней которого познаются наукой, другие — искусством, третьи — духовным опытом человечества. Чтобы приблизиться к пониманию этой реальности, недостаточно рассмотреть ее грани в отдельности, нужно еще суметь увидеть как бы их взаимное расположение.
Познание окружающего мира и расширение сознания человека идут как бы по спирали. Вначале идет накопление знаний и опыта, затем синтез этих разрозненных знаний в единое представление об окружающем мире, затем, опираясь на это качественно новое представление, накопление более глубоких знаний и опыта и так далее.
Именно сейчас как раз наступило время синтеза. Именно сейчас нужно суметь соединить в единое целое все знание и весь опыт человечества и получить, таким образом, качественно новое, расширенное представление о Мире и Законах его Бытия. При этом ни один опыт познания человеком Единой Реальности не может быть игнорирован без нанесения ущерба целостному представлению о Мире — ни научный, ни философский, ни эстетический, ни религиозный.
Именно такую стройную, единую картину Бытия дает нам Живая Этика. Это философско-этическое и духовно-нравственное Учение является синтезом многогранного опыта человечества.
Живая Этика не есть новая религия в научной упаковке, как считают иногда некоторые люди, составившие о ней поверхностное представление. Живая Этика явлена в Мир как результат практического освоения этого Мира и предназначена для практического совершенствования жизни современного человечества.
Двенадцать книг Живой Этики были изданы частично в Париже, частично в Риге — столице Латвии, в период с 1924 по 1937 гг. Одна из этих книг — «Община» — была издана дополнительно в городе Урге — столице Монголии (ныне Улан-Батор). Монгольский вариант более полный, чем рижский, в котором из-за цензуры пришлось сделать существенные сокращения.
В нашей стране эти книги до последнего времени ни разу не издавались, в то время как они были переведены на другие языки и изданы во многих странах Европы и в США.
Каждая из книг Живой Этики имеет свое название.
Учение Живой Этики
1. Листы Сада Мории (Зов). Париж, 1924
2. Листы Сада Мории (Озарение). Париж, 1925
3. Община. Рига, 1926
Община. Урга, 1927
Серия «Агни-Йога»
4. Агни-Йога. Париж, 1929
5. Беспредельность, части 1 и 2. Париж, 1930
6. Иерархия. Париж, 1930
7. Сердце. Париж, 1932
8. Мир Огненный, книга 1. Париж, 1933
9. Мир Огненный, книга 2. Рига, 1934
10. Мир Огненный, книга 3. Рига, 1935
11. Аум. Рига, 1936
12. Братство. Рига, 1937
В том, что Живая Этика стала достоянием человечества, огромная, исключительная заслуга принадлежит Елене Ивановне Рерих. Все книги написаны ее рукой. Однако было бы неправильным считать ее автором этих книг в общепринятом понимании. Точнее сказать, что книги эти даны нам Великим Учителем через Е.И. Рерих.
Одной из главных особенностей Живой Этики является то, что она дает людям те ориентиры в жизни, о которых я говорил в начале лекции. Как сказано в самой Живой Этике, задача ее — расставить вехи, по которым сможет двигаться человечество в своем развитии. При этом само Учение категорически против какого-либо навязывания себя, агитации, либо рекламы. Живая Этика может быть воспринята и принесет пользу только в том случае, если такое восприятие происходит добровольно уже созревшим для этого сознанием.
«Каждый должен учиться путем своего личного опыта», — говорит восточная мудрость. «...Не принимай ничего окончательно, пока сам себе этого не докажешь. Но если ты благоразумен, то воспользуешься советом и опытом людей, прошедших этот Путь до тебя. На каждом переходе пути будет видно, что те, кому удавалось пройти дальше, оставляли знаки-вехи для идущих за ними».
Дата: Суббота, 2015-02-28, 1:35 PM | Сообщение # 59
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18850
Статус: Offline
...Всего Фромм насчитал четыре «непродуктивных» «социальных характера». «Непродуктивные» – значит те, которые не ведут к возможности вырваться за рамки Системы, не дают возможности человеку стать свободным, то есть стать собой, то есть реализовать себя как человека (с точки зрения Системы они, наоборот, продуктивны). «Продуктивность/ непродуктивность» – неофрейдистский термин. Он не связан с производством. Он означает лишь, даёт или не даёт возможность этот тип «социального характера» сохранить вам себя как личность, сохранить свою самость.
Первый тип «непродуктивного» «социального характера» – рецептивная ориентация. Фромм говорит, что человек, отличающийся рецептивной ориентацией, полагает, что источник всех благ находится во внешнем мире, и считает, что единственный способ обрести желаемое (неважно что – что-то материальное или любовь, знания, удовольствие…) – это путь получения этого желаемого извне.
Второй тип – эксплуататорская ориентация. Он также основан на постулате, что источник всех благ находится вовне, что всё, что человеку хотелось бы получить, он должен искать вовне, а не создавать собственными силами. В отличие от рецептивного типа, эксплуататорский тип не ожидает получения желаемого как дара, а отбирает силой или обманом. И это проявляется во всех сферах человеческой деятельности: в области любви и чувств, например, люди эксплуататорской ориентации имеют тенденцию захватывать и воровать, они испытывают влечение только к тем, кого можно отнять у другого; в отношении интеллектуальной деятельности такие люди стремятся не продуцировать идеи, а красть их.
Третий тип – накопительская ориентация. Отличается от первых двух: те направлены на внешний источник получения благ, а накопительская ориентация характеризуется недоверием ко всему новому, приходящему извне. Безопасность в сознании людей этой ориентации основывается на накоплении и на сохранении уже накопленного, тогда как трата воспринимается ими как угроза. Эти люди как бы ограждают себя от внешнего мира («мой дом – моя крепость»), и главная их цель – накопить как можно больше внутри этой «крепости» и дать как можно меньше из нее изъять. Эта скупость у них одинаково распространяется на деньги, на чувства, на мысли… Любовь для них – овладение, обладание. Они не отдают свою любовь, а стараются овладеть «возлюбленными».
Четвертый тип, которому Фромм специально уделяет много внимания, подробно критикует и который, по его мнению, становится преобладающим при капитализме, – это рыночная ориентация (рыночная ориентация становится преобладающей в современном капитализме, капитализме ХХ века; на более ранних стадиях, по Фромму, буржуазия отличалась накопительской ориентацией). Рыночная ориентация основана на том, что личность, особь, индивид превращается в товар, в один из товаров, которые циркулируют на рынке. Соответствующим образом эта личность и оценивается – именно как товар. Принцип оценки одинаков и для рынка товаров, и для рынка личностей: на одном на продажу предлагаются товары, на другом – личности, а больше разницы, с точки зрения представителей этой ориентации, нет никакой. Соответственно, такой человек и должен строить себя как товар. Фромм говорит, что, подобно чемодану, человек должен быть в моде на рынке, а чтобы быть в моде, он должен знать, какого рода личности пользуются спросом на рынке. То есть происходит полный отказ личности от себя в угоду моде и стремлению себя продать. Иначе говоря, этот человек заявляет: «Я таков, каким вы хотите меня видеть», где «вы» – это покупатели. Этот человек низводит себя до уровня проститутки. Причем отношение к другим у него тоже ничем не отличается от отношения к себе, поскольку другие тоже воспринимаются как товар и они сами выступают не такими, какие они есть сами по себе, а предъявляют ту часть себя, которая пользуется товарным спросом.
Дата: Пятница, 2015-05-29, 9:27 PM | Сообщение # 60
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7665
Статус: Offline
Понятие «культура» родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию «натура», то есть природа. Оно обозначало «обработанное», «искусственное» в противоположность «естественному». Сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец самого себя, попадал в сферу культуры, и она обрела смысл «образование», «воспитание». Огромная социальная значимость культуры в жизни человеческого общества определяется тем, что именно культура формирует социально направленную активность человека, ориентируя его на преобразование среды и связанное с этим саморазвитие индивида и любой общности людей. Культура - это одновременно процесс и результат человеческой деятельности.
В настоящее время человечество гораздо острее, чем когда-либо ощущает опасность экологической катастрофы, связанной с технологическим и социально-организационным воздействием общества на природу, культуру и самого человека. Люди разных профессий, политических ориентации и культурных традиций включились в экологическое движение с тем, чтобы хоть как-то бороться за сохранение природосообразности, за восстановление гармонических взаимоотношений между природными ландшафтами, окружающими человека, питающими не только его тело, но и душу, и самим человеком. С определением культуры связаны такие понятия, как миропонимание, мировоззрение, мораль, нравственность, которые начинают формироваться на самых ранних этапах социализации личности. Самое непосредственное влияние на процесс социализации оказывает окружающая природная среда. В процессе социализации личности происходит формирование сознания, в том числе и этнического, неотъемлемым элементом которого является связь того или иного этноса с той природно-ландшафтной средой, в которой он проживает.
Важнейшими признаками формирования экологической культуры как этнических общностей, так и отдельной личности, по мнению Н. Мамедова, являются «отказ от непосредственного антропоцентризма и переход к системе взглядов, соответствующих биоцентристике». Осознание того, что люди не просто существуют на земле ради себя самого, а должны выполнять определенную биосферную функцию, составляет главную парадигму экологического мировоззрения и ось экологической культуры. Если культура вообще представляет собой форму человеческого бытия и способ социального развития, то есть, то, каким образом люди и с помощью каких материальных и духовных средств обеспечивают свое сохранение и развитие как социальных существ, то экологическая культура этноса представляет собой способ социоприродного развития. Другими словами, сущностью экологической культуры является совмещение социального с природным, их единство. Экологическая культура должна стать способом соединения человека с природой, способствовать достижению коэволюции на основе более глубокого ее познания и понимания процесса взаимодействия общества с природой. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3652 Привет с Волшебного острова Эхо! остров