Стеклярусгейм 2
|
|
Просперо | Дата: Воскресенье, 2023-05-14, 6:58 AM | Сообщение # 1 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6019
Статус: Offline
| Автор этих записок, непрофессиональныйигрок в Бисер, работал в курортной сфере по направлению "Планета исполнения желаний", экскурсии на Солярис. Превысил полномочия модератора-суфлёра и был сослан на Землю. В наказание приставлен к уходу за лежачим больным, инвалидом-колясочником. Через нелегальный канал, а именно через солярий на курорте в Закопане (канал открыл ещё Станислав Лем, 1959 г.) попал опять на орбиту Соляриса на нелегальную станцию рокеров. После катастрофы и падения на Солярис встретил Магистра Игры в Стеклярус - так что этим эпизодом история не заканчивается. Если Солярис даст разрешение на публикацию дальнейшего. Ибо автор имеет все основания предполагать, что мы находимся в оккупации Солярисом через сети Интернет. При этом автор не испытывает мистического ужаса, ему это даже нравится, как любому нормальному человеку нравится оккупация доллара, например. Как тоже исполняющая желания, не будем указывать – чьи. Это же игра!
Некоторые преднамеренно поэтизированные факты из жизни-игры Люди Магистра Иосифа Второго. На иллюстрации - из его личной коллекции стеклянные бусы - предположительно Иосифа Первого, того, который служил у египетского фараона, точнее был продан в рабство египтянам родными братьями, но настоящий игрок в стеклярус ценился и до нашей эры - прошу прощения за некоторое чрезмерное углубление темы.
Итак - в жизнеописании господина Гессе около 2200 г. Магистром Игры становится Иозеф Кнехт (Иосиф Третий).
Его имя означает «слуга», и он готов служить истине и гармонии в Касталии.
Однако герой лишь на время обретает гармонию в игре стеклянных бус, ибо он все резче ощущает противоречия касталийской действительности, интуитивно старается избежать касталийской ограниченности.
ВОПРОС ПЕРВЫЙ - ограниченности кем?
Варианты ответа:
1. Спонсорами игры (допустим - есть организация типа Римского Клуба) 2. Продюсерами игры (допустим - есть такие типа Дж. Сороса) 3. Апостолами игры (допустим - есть такие типа Моисея, Иисуса, Магомета)
https://briefly.ru/gesse/igra_v_biser/ * По ссылке Вы можете прочесть за 8 минут краткое содержание романа «Игра; в би;сер» (нем. Das Glasperlenspiel) и сами увидите прочие очевидности, выделенные автором для того, чтобы скрыть главное, при этом яркий занавес Магического Театра настолько примитивизирован автором, что за ним не видно содержания самой пьесы.
Ну очень насмешливо примитивизирован!
НАСМЕШКА НОМЕР ОДИН - действие происходит в 2200-м году и ни слова о сети Интернет. Когда я это заметил - это было в 2020-м году - начал смеяться. И смеюсь по сей день над своей детской наивностью зрителя перед закрытым занавесом театра, зрителя, гордого уже тем, что он купил билет на галёрку и, стало быть, приобщён к Великому Действу.
К добродейству, которое финансируется сильными мира сего, то есть используется как отвлечение внимания от некоего злодейства.
Что подтверждает НАСМЕШКА НОМЕР ДВА - вручение автору "Гляссперлшпиля" Нобелевской премии - за что?
Я вам не скажу за всю Европу, вся Европа очень невелика по сравнению даже с нашей русскоязычной Восточной Неевропой, однако по русскоязычным лауреатам нобелевки в части литературы явно заметно, что даётся эта награда как минимум за предательство своей Родины.
Бродский, Солженицын - пару примеров достаточно? Готов продолжить, если мне заплатят за рекламу хотя бы три серебреника из нобелевской динамитной казны. Дорого прошу? Ну, ладно, как поэт неизвестный широкому сообществу геймеров, согласен и на небольшое ожерельице из стеклянных бус, лучший подарок молодожёнам в Папуа и Новой Гвидонии.
(продолжение следует, а пока чашечку кофе гляссе, незаменимого элемента гейма "Гляссперлшпиля":
...как на меня похоже, боже, Я ж тоже в бисер игроком записывался И люблю мороже... ...но -
Наполеон глядит в окно а там одно Бородино, а обещали остров Э... О эти путы макрамэ Канон
А хочется канкана А ритмы почему-то рваные А рифмы спорят - лис - под плед Конь блед
Тройной одеколон пьют в Трое И строем вирусы ковида идут в сады Семирамиды Анчар с улыбкой ядовитой Ах, суета!
А отчего же я не дервиш фуэте? Латте. Макао-макиато И все слова возьму обратно за номинацию на лю... К нулю
Стремится мартовский термометр и ритм бессмертного гекзаметра уходит ненормированно-нервно наверно
Снег - это бисер нам на зеркала на тапочки добра и на копытца зла как в детстве бы зарыться бы в сугробы - Ах, хорошо бы!)
© Copyright: Михаил Просперо, 2023 Свидетельство о публикации №123051401089
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал Просперо - Суббота, 2024-03-30, 4:18 PM |
|
| |
Белоснежка | Дата: Пятница, 2024-03-29, 8:37 AM | Сообщение # 201 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7457
Статус: Offline
| что ни строчка, то полная смысла Волна... велика и прекрасна морская княжна... на века! Как в реку времён не войти ту же дважды, Так в Слова просвет окунёмся - однажды, Чтоб стать им на век свой, тем Словом-магнитом, Что ждёт человечье - от сфинкса, ифрита... Так черти шумят, подымая бокалы За мир свой и ад, где бываем немало... Мы там… мы и тут, мы и где-то... все вместе, Свой выбор вершим, хоть и бег сей на месте, А место зовётся по Имени Бога, А время истает лишь в божьем пороге...
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
Просперо | Дата: Пятница, 2024-03-29, 1:35 PM | Сообщение # 202 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6019
Статус: Offline
| Цитата Белоснежка ( ) ...Счастье...разноцветно и фактурно, То под маской дервиша в обносках, То под ликом с девичьей фигуркой, То разрывом Сердца на подмостках... В этой пьесе ни начала, ни конца В этой вышивке ни нитки, ни иголки В этом доме разбиваются сердца И из двоих в одно собираются осколки
Нам бы дамбы строить на реке Дабы приостановить на час теченье Да затопит тех, кто в кабаке Праздно пропивает жизни час вечерний
В этой пьесе в зале точно никого В этой постановке нет суфлёра В этом храме никаких богов И из Троицы ни один не знает Тору
Древо-дервиш вихрем золотым Виртуально осень окружает Древо-девочка уходит в белый дым Мастер Лето листьев светопись сжигает
В этой пьесе водевиль и месса В этой прозе цифры, смех и слёзы В этом круге ада дерзко честный И, как всегда один, не шип ли слишком гордой розы?
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал Просперо - Пятница, 2024-03-29, 2:32 PM |
|
| |
Просперо | Дата: Пятница, 2024-03-29, 2:47 PM | Сообщение # 203 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6019
Статус: Offline
| Цитата Белоснежка ( ) что ни строчка, то полная смысла Волна... да, Вы знаете, по0-моему Умберто и есть Истинно Иосиф Второй
оказывается есть даже фильм "Имя Розы" с Шоном Коннери - а я и не знал до вчерашнего дня.
202 сообщения в теме кроме этого, пожалуй время попробовать собрать рукопись в первом чтении. Макет в Ворде не сбросите, чтоб я старый не искал - год не делал книжечек - стыдно
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
MгновениЯ | Дата: Пятница, 2024-03-29, 4:17 PM | Сообщение # 204 |
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18787
Статус: Offline
| Цитата Просперо ( ) Макет в Ворде не сбросите, чтоб я старый не искал - год не делал книжечек - стыдно Давно пора книжку собрать, Миша!
Послала файлом с почтой, в наш Каталог не поместился файл - 20Мбайт...
Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
|
|
| |
Просперо | Дата: Суббота, 2024-03-30, 9:54 AM | Сообщение # 205 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6019
Статус: Offline
|
снятся ли лошади? Михаил Просперо на «Записи лечебные» (Валентин Ирхин) http://stihi.ru/2024/03/30/1750 *
...книгу пиши это лучший отдых для сердца или в своём саду корми увлечённых уток им для души почитай "Былое и Думы", кажется Герцена да, пару строк о светлом и теплом в холодное время суток:
Пока человек идет скорым шагом вперед, не останавливаясь, не задумываясь, пока не пришел к оврагу или не сломал себе шеи, он все полагает, что его жизнь впереди, свысока смотрит на прошедшее и не умеет ценить настоящего. Но когда опыт прибил весенние цветы и остудил летний румянец, когда он догадывается, что жизнь, собственно, прошла, а осталось ее продолжение, тогда он иначе возвращается к светлым, к теплым, к прекрасным воспоминаниям первой молодости.
...индрии носа да чуют мантру Ом Гам Ганеши во устранение всех ста восьми возможных врагов осени осы да унесут свою страсть ударов поспешных и - хоть спешить уже некуда, всё же переспроси ямщиков
...снятся ли лошади?
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Пятница, 2024-04-05, 1:18 PM | Сообщение # 206 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6019
Статус: Offline
|
Терра Солярис Михаил Просперо
Будучи сослан на Землю, вновь я посетил балетный спектакль «Солярис» — продолже-ние размышлений, заложенных в романе Станислава Лема.
Вновь задумался о том, какая сила предшествует человеку и определяет его существование? Как ее отыскать?
Вновь действие спектакля разворачивается и на станции «Земля» и в космическом пространстве.
Все шесть персонажей спектакля равнозначны, они – части одной личности, оттиски памяти ее подсознания. Каждая устремлена к поиску чего-то важного, но неодолимо далекого. Игра в Бисер, да?
«Вновь» - ибо посещение Соляриса для меня не в новинку, сейчас идет спектакль в фотонной графике на «Сцене-Молот» в Перми, есть вообще «театр Солярис» в Оренбурге, То есть проникновение агентов или фрагментов океана на Землю уже как бы и обыденная действительность.
Но сегодня, следуя за хореографией, вдруг понимаю, что на самом деле, главное действующее лицо сверкающего спектакля – не я – игрок, а неизвестный мне Магистр Игры в Стеклярус.
У нас Glasperlenspiel как «Игру в Бисер» знают все, за неё Нобелевскую автору дали. Поэтому далее вниманию читателя предлагаются только некоторые преднамеренно поэтизированные факты поиска следов жизни-игры Люди Магистра Иосифа Второго.
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Вторник, 2024-04-16, 8:59 AM | Сообщение # 207 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7457
Статус: Offline
| Интересные иллюстрации к книге Г.Гессе Игра в бисер
Дмитрий Алексеев https://vlab.fandom.com/ru....5%D1%80
Ирина Харитонова https://illustrators.ru/illustrations/994119
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Сообщение отредактировал Белоснежка - Среда, 2024-04-17, 1:55 PM |
|
| |
Просперо | Дата: Вторник, 2024-04-16, 12:37 PM | Сообщение # 208 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6019
Статус: Offline
| Спасибо, на вторую книгу Агрессоляриса это будет надо!
Отправил Вам рукопись от 14.04 с утра перечитанную. Сообщите, дошла ли? Интернет ужасно работает
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Вторник, 2024-04-16, 4:44 PM | Сообщение # 209 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6019
Статус: Offline
|
Аллюзии на иллюзии Агрессоляриса Михаил Просперо
Аллюзия на иллюзии линии "Лю" И свечи вечером те же и дух кофейни Волшебный дух, раб лампы, брат кораблю Причина песчинки золота в глубине муравейника
Аллюзия на иллюзии зелия "Аз" И тело делает видимым, и одежду лишней, И смелость тела лишь оттеняет сияние глаз Что ярче молчания пчел в альвеолах цветущей вишни
Аллюзия на иллюзии знака "Ра" И глаз небесный, и красный плащ Ориона, И ландыш ночной, и Вы со мной, и вечер уже вчера И две сигареты, две чашечки кофе уже на разных балконах
Аллюзия на иллюзии линии "Лю" Сегодня не ночь Ван Гога? - и дождь леонидов - салют! Или слезы льют, словно всё ещё верят и ждут?
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Среда, 2024-04-17, 3:11 PM | Сообщение # 210 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6019
Статус: Offline
| Русскому читателю
Конкретно Станислав Лем писал в ноябре 1965 году драматургу Славомиру Мрожеку, делясь впечатлениями от второй поездки в Советский Союз:
«Русские и мы – это два мира, разделенные миллионами световых лет, они верят в ис-кусство, оно им нужно как не знаю что, они горят, в любую минуту готовы заняться принципиальными проблемами, днем и но-чью – для них без разницы. Это безогляд-ность какой-то дикой молодости, или <…> они просто не познали еще движения аван-гарда, и оттого у них еще не девальвирова-лись какие-то смысловые версии слов де-вятнадцатого века. Они не боятся называть все напрямую – жестко, жадно, они не сты-дятся своих чувств, не стыдятся вообще ни-чего. Может быть, у них наступило время пророков, то есть время, когда писатель выполняет обязанности предсказателя, Господа Бога, любовницы, спасательного плота, благовония, помазания, посвящения в трансцендентность…»
Надеюсь, что русский читатель ещё не столь значимо изменился со времён Державы СССР, не стал ближе к западной культуре (если это можно считать культурой). Наде-юсь, ибо иначе мне не для кого писать эти детективные мемуары, или как ещё можно назвать литературный жанр поиска будущего в прошлом?
Поначалу я подумал, что «русские и мы» на-писано в смысле «русские и евреи», но всё-таки нет. У пана Станислава мне не встре-чались произведения типа знаменитого де-марша Стругацких «Жиды города Питера». Может быть я не знаю, а может быть их и нет вовсе, что довольно странно, учитывая продолжительный период жизни писателя в гитлеровской оккупации, когда все неарий-цы получали по полной, а иудеи и более того. И всё это не отразилось в творчестве Лема, почему?
А он жил всегда в каком-то другом мире, может быть? Есть в сети интернет документ из архивов ФБР, достаточно любопытный. В сентябре 1974 года ФБР получило письмо, автор которого раскрыл масштабную ком-мунистическую диверсию против США. Це-лью диверсии были умы американцев, кото-рыми пытались завладеть через пропаганду, замаскированную под научную фантастику. Заговорщики и коммунистические агенты якобы были уже в каждом крупном изда-тельстве и объединениях писателей-фантастов. Руководил же всеми ими человек из Кракова. Точнее, даже не человек в одном лице, а целый «коммунистический комитет, созданный партией за железным занавесом» и действующий под псевдонимом «Станислав Лем».
ФБР оценила письмо как «откровенную ерунду», Что само по себе удивительно, за меньшее тогда стреляли по Джонам Ленно-нам. А здесь вдруг обнаружилось, что автор письма американский писатель-фантаст Филип Киндред Дик – наркоман.
Как утверждает источник, намного ранее этого письма о группе «Станислав Лем», Ди-ку после посещения дантиста требовалась очередная доза болеутоляющего. Когда он его принял, он вдруг осознал, что окружав-шая его до этого реальность была обманом. Что на дворе стоит 50-й год от Рождества Христова, а он живет не в Калифорнии, а в древней Иудее. Дозы и видения с того вре-мени стали регулярны. Да и его письмо в ФБР было уже не первым. В 1972 году он писал, что к нему якобы обратился предста-витель неонацистской организации, угова-ривавший Дика, чтобы тот в своих книгах разместил закодированные послания о «по-литике и нелегальном оружии».
Для публики, понятно, это всё спустили на тормозах, хотя немного смущает меня лич-но, что Дик опубликовал более 40 научно-фантастических романов. И они, как бы, не бред сумасшедшего.
И Лем тоже продолжал публикации, равно радостно принимаемые и в США и в СССР. То есть моё видение вопроса сегодня таково: за пана Станислава заступился кто-то, не менее могущественный, нежели два оплота Холодной войны вместе взятые.
Может быть в этом небольшом расследова-нии и удастся доказать, что он вообще ино-планетянин. Но ни слова больше о рассле-довании, на самом деле мы играем в Би-сер, это понятно? Сейчас я в поезде, где нет сети, потому и позволю себе некоторую вольность. Да посудите сами, по жизни он вообще какой-то не такой, даже вот эта трансгендерная фраза о готовности писателя стать любовницей читателя, ну это как бы… В общем – я лучше не буду настолько писателем, sorry. И насчёт помазанности, посвящённости я бы тоже воздержался, если бы не чувствовал за спиной холодную руку имплантов ино-планетного океана. Которую мы вызвали из небытия сами.
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Среда, 2024-04-17, 7:14 PM | Сообщение # 211 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7457
Статус: Offline
| Первая часть книги готова, можно поздравить Автора!
Михаил Просперо Агрессолярис /Библиотека Галактического Ковчега, 176 стр., ред. 2024 г
Код для сайта
Код <iframe style='width:700px;height:400px' src='https://online.pubhtml5.com/ucdb/byrz/' seamless='seamless' scrolling='no' frameborder='0' allowtransparency='true' allowfullscreen='true' ></iframe>
Адрес https://online.pubhtml5.com/ucdb/byrz/
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
Просперо | Дата: Среда, 2024-04-17, 10:17 PM | Сообщение # 212 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6019
Статус: Offline
| Огромное спасибо, Феана!
Жду от коллег критики и предложений по продолжению. Пока в плане круиз на атомоходе "Михаил Булгаков" на остров Фауста.
Но сначала передышка.
Посмотрю, может быть на Литрес выложу. Посоветовали мне. Так как Ридеро без привета пока.
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал Просперо - Среда, 2024-04-17, 10:41 PM |
|
| |
Просперо | Дата: Четверг, 2024-04-18, 10:51 PM | Сообщение # 213 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6019
Статус: Offline
| Цитата Просперо ( ) Где найти читателя наших недоговоренностей? Мне неловко себя цитировать, но вот, например, Мария Суворова в стихотворении из сборника «Маленькие марии» пишет как бы веселую картину собственной «фобии» с «живыми наполовину мариями». Критика отмечает, что здесь юмор превалирует над формой и становится категорией: по образу и подобию из меня вырастают фобии, из меня вырастают растения — маленькие, весенние, маленькие марии с крыльями и пуповиной, маленькие марии — живые наполовину.
- Простите, а в чём здесь юмор? - спросил Фаренгейт. - Вы тоже не видите? Как-то непонятно для меня самого в первом чтении недоговорённостей Соляриса появились ДВЕ МАРИИ. Сегодня выяснилось - в самом первом сценарии Тарковского-Горенштейна у Криса Кельвина была жена Мария.
Самого первого варианта в сети не нашёл, вот цитата из протокола обсуждения на Мосфильме:
Лазарев Л. И.: Я не согласен с тем, что укоры совести это не обязательно совершенное человеком дурное. Укоры совести испытывает не дурной человек, а скорее наоборот. Наверное было бы интересней, если бы история очеловечивания Хари была уникальной. У остальных: Гибаряна, Сарториуса, Снаута, это не получалось. Уникальность Хари может быть оправдана только необычностью Криса. «Я ему дам в морду», — это уже реакция на оскорбление Хари человека. Так возникает проблема: Снаут, Сарториус продолжают относиться к Хари как фантому и расщепляют её по её просьбе. Но тогда надо дать реакцию Криса: «Что вы сделали?!» Проблемы: как мы относимся к неведомому: раз мы признаём его живым, то: 1) убить рентгеном — звери. 2) если мы не можем ничего понять, вернуться на Землю. 3) появилась возможность какого-то взаимопонимания с океаном.
Тарковский А. А.: Сценарий по линиям прояснения всё дальше уходит от Лема. Мы с Лемом обговорили рамки возможных отходов от сценария. Лему важно проверить реакцию человека со столкновением в безвыходном положении. Только в этом случае нравственная проблема становится серьёзной. Я присоединяюсь к Лему, что обострение нравственных проблем зависит от степени безвыходности человека в определённой человеческой ситуации. Общее: требование прояснения. Авторское право ставить проблему в той степени ясности, которая остаётся на совести автора. Давняя терминология: художник не пророк, он не может сказать, кто прав, кто не прав. Существует ряд чисто творческих проблем. Проблема прояснения не является сутью вещи. Здесь вопрос ставится, а ответ на него в огромном количестве вариантов поставит зритель, более или менее примитивно или глубоко. Научно-фантастический жанр и не обязан отвечать. как человек преодолевает свои ошибки ради полнокровной жизни не только для себя, но и для окружающих Смысл сценария заключается в том, что ситуация нечеловеческая на Солярисе создана для обострения нравственной проблемы, ситуация, при которой материализуются зафиксированные в памяти дурные поступки. Наиболее ярко, полнокровно живёт в человеке совесть, самая яркая сила, движущая человеком. Всё остальное нейтрино и пр. должно интересовать нас ровно настолько, чтобы это не выглядело нелепостью. Крис живёт с Марией, но у него есть ощущение вины перед другой, он никогда не будет счастлив, не будет полнокровного счастья, существует что-то, что мешает Крису и Марии быть счастливыми. Крис прилетает на Солярис, появляется Хари, в первый момент это простое явление Хари так пугает Криса, он так это не принимает, что он от неё освобождается, не испытывая при этом никакого чувства вины. Потом узнав, что она вернётся, Крис задним числом начинает жалеть о своём поступке, потому что ему кажется, что он любит Хари, на самом деле он любит Марию, в этом нравственная проблема. Крис думая, что он любит Хари, делает из неё человека и повторяет цикл земной. Но, когда появляется Хари, вся беда, весь проступок Криса в том, что в нечеловеческой ситуации нельзя поступать по-человечески, человек при этом заболевает. И Крис прикрывается явлением Хари, чтобы зачеркнуть преступление, которое он совершил по отношению к Хари, в этом проявляется активный характер Криса. Он неспособен работать в этой ситуации, т.к. занялся самоанализом. Проблема: как человек преодолевает свои ошибки ради полнокровной жизни не только для себя, но и для окружающих. «Солярис» Реж. Андрей Тарковский. 1972Тарковский: память и следКрис совершил проступок, но его повторить нельзя: двойственность в том, что он в нечеловеческой ситуации поступает как человек, в связи с этим он совершает второе преступление, второе самоубийство, — дело в том, чтобы я не защищался другими людьми, поэтому в снах появляется Мария. Крис возвращается к Марии проанализировавшим драму Хари, понявшим, где настоящее, а где нет. Иначе эта проблема превращается в самокопание, которое губит человека. Крис возвращается к Марии освобождённым, понявшим, совершившим суд над самим собой. Хари поэтому и кончает жизнь самоубийством, что она не нужна. Какое право имеет Крис очеловечивать Хари, чтобы прикрываться, если он свои личные проблемы должен решать внутри себя. Сарториус мне антипатичен. Криса толкают проблемы совести. Возвращение Криса на Землю — это и прощение и его искупление.
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Пятница, 2024-04-19, 9:05 AM | Сообщение # 214 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6019
Статус: Offline
| О шести копиях - это оказывается, тоже было но исключено самим Тарковским из прокатной версии фильма
На съемках фильма «Солярис». 1972 Зеркальная комнатаПротив сцены «Бред Криса» не возражали ни на студии, ни в Госкино. Режиссеру сначала она нравилась, в «Мартирологе» от 30 декабря 1971 года он отметил ее среди сцен, которые получились «очень неплохо». Ольге Сурковой сцена показалась «одной из наиболее удачных, эмоционально убедительных. Мучительный бред, лихорадка физически ощутимы благодаря множественному отражению зеркал друг в друге». Тем не менее 2 февраля 1972 года2 режиссер решил эту сцену убрать, раздосадовав друзей и поклонников. В стиль и концепцию фильма в том виде, в каком они уже выстроились в этому моменту, она не вписывалась.2 О. Суркова. С Тарковским и о Тарковском. М.: Радуга, 2005. С. 82–83.«Солярис» Реж. Андрей Тарковский. 1972. Сцена в зеркальной комнате, не вошедшая в прокатную версию.Крис заболел и впал в беспамятство после того, как на Солярис передали излучением его энцефалограмму, и вслед за попыткой самоубийства Хари, когда она выпила жидкий кислород. В литературном и режиссерском сценариях об этом говорится так: Крис заснул и увидел белое, легкое пространство вместо сна. Сначала ему было хорошо, но чем далее оно тянулось, тем страшнее ему становилось, и он начал мечтать пусть хотя бы о кошмаре, о самом ужасном, но человеческом сне. Но белое пространство тянулось и тянулось, не причиняя ему вреда, но и не кончаясь. И тогда он понял, что умирает. «Солярис» Реж. Андрей Тарковский. 1972. Сцена в зеркальной комнате, не вошедшая в прокатную версию.Сцена короткая, около 60 метров, две минуты, 10 кадров, из них 7 в зеркальной комнате, остальные тоже решены в стилистике сновидения, но сняты в других объектах: № 342. 12,8 м. Зеркальная комната. Кр. Затылок лежащего в постели Криса. ПНР. В зеркальной стене отражается постель и лежащий в ней Крис. Наезд на отражение. № 343. 9,4 м. Кр. Крис лежит в кровати, нижний ракурс (с подбородка). ПНР вверх на Хари. Хари стоит у зеркальной стены и вдевает нитку в иголку. ПНР на ее отражения в зеркальных стенах. № 344. 4,0 м. Несколько отражений Хари в зеркалах повторяют ее движения. № 345. 0,3 м. Кр. Хари откусывает нитку. № 346. 12,7 м. Кр. Крис открывает глаза. Шевелит губами, что-то говорит, но слов не слышно. ПНР на угол комнаты у изголовья кровати. В зеркальном полу отражается зеркальный потолок и отражение в зеркальном потолке — Крис в кровати, увиденный сверху, и ваза с цветами на зеркальном полу. № 347. 7,8 м. Обычная (не зеркальная) каюта Криса. Хари в накидке стоит у круглого окна, улыбается. № 348. 2 м. Снова зеркальная комната. Собака спрыгивает с постели на зеркальный пол. № 349. 0,5 м. Хари стоит у двери земной (не зеркальной и не космической) комнаты. Порыв ветра распахивает створки окна, шевелит ее волосы. За спиной Хари видны на стене детские фотографии. № 350. 9,0 м. Зеркальная комната. Мимо зеркальных стен на зеркальный пол падают клочья горящей ткани или бумаги. Конкретная музыка. В темнеющей стене отражаются гаснущие огоньки. № 351. 1,1 м. Общ. Ночь. Улица «города будущего». Огоньки машин в темноте. Крис (за кадром): ХАРИ! «Солярис» Реж. Андрей Тарковский. 1972. Сцена в зеркальной комнате, не вошедшая в прокатную версию.Профессия моя мне не надоелаКинооператор Вадим Иванович Юсов рассказал мне, что именно он предложил Тарковскому вместо условного белого бесконечного пространства, задуманного в сценарии, сделать зеркальную комнату. Мы разговаривали о «Солярисе» не один раз, и я очень благодарен Вадиму Ивановичу за ответы на мои вопросы. Отражения догорающих огоньков в зеркальной стене превращались в огни ночного города, огоньки машин в темноте. Мизансцена безупречна, как и операторская работа в весьма сложных условиях среди зеркал. Вроде бы ничего не происходит, но впечатление поразительное. Режиссер с мастерством гипнотизера управляет сознанием зрителя. Очень важно, что делает героиня. Ничего особенного — просто стоит и вдевает нитку в иголку. Вроде бы обычное женское дело. Но ее сосредоточенность, ее пристальное вглядывание в ничтожно маленькое игольное ушко буквально гипнотизирует зрителя в прямом, даже медицинском смысле: зритель начинает напряженно вглядываться в эту точку экрана и забывать обо всем остальном, а потом вдруг вздрагивает, когда появляется множество двойников-отражений Хари с той же иголкой в руке, и из подсознания зрителя вдруг всплывает сновидческий смысл видения Криса: Хари сшивала судьбу. «Солярис» Реж. Андрей Тарковский. 1972. Сцена в зеркальной комнате, не вошедшая в прокатную версию.Сон или бред Криса начинался не в зеркальной комнате, а чуть раньше. Сначала, прямо перед зеркальной комнатой, шла сцена в его обычной каюте, но по содержанию не менее, а может, даже более странная и эффектная. Когда Снаут и Хари приводят начинающего заболевать Криса в каюту, то постель, куда они его укладывают, закутана в прозрачную пленку, что и указывает на начало сновидения, ведь наяву пленки не было. Затем следует несомненно сновидческий кадр, где действие происходит пока еще в обычной каюте Криса, но образ Хари разделяется на несколько образов и Хари превращается в молодую мать Криса: № 341. 21,5 м. Из высветления. ПНР. Каюта Криса. Ср. Хари снимает вязаную накидку, остается в ночной рубашке. Хари: ЭТО Я ВО ВСЕМ ВИНОВАТА! СДЕЛАЙТЕ ЧТО-НИБУДЬ! ВЕДЬ ОН ЖЕ УМРЕТ! Снаут (за кадром): ТС-С! ПНР влево. Молодая Мать Криса с такой же прической и в той же ночной рубашке, как Хари, со снятой накидкой в руках, смотрит каким-то отсутствующим взглядом, потом идет влево. Мать проходит по комнате Криса справа налево мимо сидящей на пульте собаки, мимо круглого окна, уходит влево за кадр. Вторая Хари, в рубашке, входит слева из-за рамки кадр, проходит вправо в дверь. ПНР влево. Третья Хари, в накидке, спиной к зрителю стоит у окна и смотрит в окно. ПНР влево. Стеклянная ваза с цветами, яблоки. Четвертая Хари проходит через кадр слева направо. ПНР. Ср. Пятая Хари сидит в кресле. Шестая Хари проходит мимо нее слева направо. Совершенно потрясающая сцена! Голова у зрителя кружится от медленного неостановимого движения камеры и внезапных появлений героини там, где ее не должно быть, потому что она только что была в другом месте. Шесть двойников Хари и молодая Мать Криса, седьмой ее двойник, при непрерывном движении камеры, выходят из кадра и появляются в кадре с другой стороны, перевоплощаются друг в друга. Эта сцена осталась и в окончательном прокатном варианте фильма. Но в рабочей версии фильма ее развитие было более логичным: герой все глубже погружается в сон и, уже совсем утратив контакт с реальностью, в бреду переносится в зеркальную комнату. Сцена в зеркальной комнате восхищала всех, кто ее видел. Однако режиссер изъял ее из фильма. Завершалась сцена в зеркальной комнате, будто сгорала: сверху по зеркальной стене скользили, сползали на пол куски горящей ткани. Вместе с тем сгорал и весь кусок жизни Криса, связанный с Хари. А потом открывалась картина ночного города, взятая из эпизода поездки Бертона — проезд мимо светящихся реклам, огоньков других мчащихся мимо машин. Отражения догорающих огоньков в зеркальной стене превращались в огни ночного города, огоньки машин в темноте. Да и следующий после сцены в зеркальной комнате план в обычной каюте Криса (кадр 352, 10,2 м), а главное, идущий затем диалог Криса с его молодой матерью в земном доме (кадры 353–356, общей длиной 168 м) тоже, конечно, происходят во сне, ведь и тут комнаты и предметы в них окутаны прозрачной пленкой, и земной дом показан в черно-белом изображении. Так что весь сон длится более восьми минут.
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Пятница, 2024-04-19, 9:11 AM | Сообщение # 215 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6019
Статус: Offline
| 30 ИЮЛЯ 1969 ГОДА. ОБСУЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО СЦЕНАРИЯ А. ТАРКОВСКОГО «СОЛЯРИС» (1-Й ВАРИАНТ).
Лазарев Л. И.: Я поклонник этой работы и мне нравится этот сценарий. В отличие от других произведений в «Солярисе» решаются проблемы нравственно-философские. <Лема интересуют не просто проблемы развития науки и техники, а проблемы философские, нравственные, связанные с развитием науки и техники.> Встаёт вопрос о характере человеческого познания: осмотрительного, гуманного, нравственного, или эксперимента безоглядного, не взирающего на последствия: то, что происходит сейчас с перестройкой природы, с атомными открытиями, с созданием искусственной еды и т. п. Вторая проблема — Хари: с чего начинается человек, где, на каком этапе это животное, ходящее на двух ногах, становится человеком. В центре сценария, как и в книге, философско-нравственная проблематика, — и автор с этим справился, отведя на второй план ракеты и всё прочее, что сделало бы фильм чисто декорационным. Тарковским дописаны сцены: поездка к вдове Фехнера с этим мальчиком, сцена очеловечивания Хари, когда она из фантома превратилась в индивидуальность. В принципе, сценарий получился, надеюсь, что и фильм получится. Теперь о том, что в сценарии пока не получилось. Мне кажется, что все споры о характере научного познания, о судьбе соляристики, о связи прогресса нравственности и прогресса науки надо сократить. Кое-где возникают противоречия в позиции героев. Думается, что простое сокращение даст выигрыш в ясности спора, в художественной чистоте вещи. Надо додумать продолжение линии Хари—Мария, ведь, как только Хари способна на сострадание, она становится человеком и уходит из того мира, хорошо бы пояснить отношения Криса к Хари новой и к Марии, поэтому финал не найден, пока это чистый эпилог, ну, вернулся на Землю. Возвращение Криса на Землю, когда Хари была фантомом, его возвращение к Марии, освобождение от мук совести, всё это ещё как-то оправдано. Когда же Хари становится человеком, то возвращение Криса к Марии — акт гораздо более сложный. Крис мне кажется пассивным, он должен быть более активным, для меня он остаётся ледышкой Постраничные замечания. Стр. 5, спор между Гезе и Ионидасом, в котором они оба неправы. Гезе призывает к прогрессу науки, Ионидас предлагает остановиться и третья позиция, что прогресс науки должен быть человечен; здесь надо расставить позиции. Следующее замечание связано с мотивом и трактовкой характера Бертона, я бы сделал его человеком не занимающимся общими проблемами соляристики. Это должен быть пилотяга, не отягощённый общей концепцией, человек, который просто видел и честно рассказал об этом. Мария говорит, что у Бертона неприятности, но, неприятности с Натали не нужны. Это должен быть рассказ человека, который прилетел, три месяца лежал в больнице и никто не предполагает, что он расскажет; тогда его рассказ будет потрясать. Если Бертон только лётчик-испытатель, тогда ему незачем ехать к вдове Фехнера. Когда Бертон начинает искать объяснение проблемам соляристики, это вне его характера. Частные детали: я бы снял плёнку, которая покрывает деревья; реактивный пояс и 204-й этаж. Выступление Мессенджера несколько преждевременно. Он секрет фантомов раскрыл, тогда зачем же он мучается на Солярисе, его выступление должно быть более туманным. Стр. 27–28: позиция Шеннона не очень связана с линией Бертона. Когда Бертон спрашивает: «Ничего или почти ничего?», — для него это вопиющая бессмыслица, в этом, м. б., и есть характер Бертона. И дальше весь этот спор после заседания длинен. «Я нашла чемодан», — говорит Мария, фраза должна быть сказана иронически. Сообщение о гибели Гибаряна могло бы дойти быстрее. Стр. 40: «Косточки пальцев покрыты засохшей кровью», убрать фразу. Стр. 43: кто Бертон — убрать, т. к. это путает дело. Стр. 47: с Хари это должно читаться только как воспоминание об убийстве и не больше. […] хорошо разведены характеры Криса и Сарториуса, но со стр. 55 и дальше пока не ясно со Снаутом, он пока без позиции, без жизненного поведения, лишенный доминанты человеческого поведения. океан воспроизводит только худшее. Или надо делать, что сознательность, совестливость — одно из величайших человеческих качеств. Стр. 65: Снаут совмещает в себе противоположные точки зрения. Снаут говорит Крису: «Чем дольше она (Хари) с тобой, тем больше она очеловечивается», — здесь возникает проблема: фантом и человек, как только Хари становится способна к состраданию (ужасы в фильме должны идти за счёт таинственности); весь вопрос в том, на каком этапе Хари и другие из фантомов становятся человеческими индивидуальностями. Это рубеж, т. к. если Хари становится способной к состраданию, тогда позиция Снаута здесь бесчеловечна, это надо развести. Нецеленаправленная, не нагружена концовка сценария; для меня возникла проблема: Хари и Мария снова, и я не знаю, как её решать. Ещё проблема: океан воспроизводит только худшее. Или надо делать, что сознательность, совестливость — одно из величайших человеческих качеств. «Солярис» Реж. Андрей Тарковский. 1972
Боярова Н. В.: Сценарий интересный. Первая треть сценария — очень долгий разбег, первые 30 стр. надо сократить. Очень подробно разработаны характеры, но Крис мне кажется пассивным, он должен быть более активным, для меня он остаётся ледышкой. Финал сценария незавершен. Скуйбина Н. Г.: Я присоединяюсь к мнению Лазарева.
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Пятница, 2024-04-19, 9:20 AM | Сообщение # 216 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6019
Статус: Offline
| Пудалов А. М.: Это разъяснение ещё в большей степени не укрепило меня в моей уверенности во всеобщем понимании сценария. По существу Вы отвергаете всякие дальнейшие доработки. Тарковский А. А.: Речь может идти только о творческих доработках. Скуйбина Н. Г.: Какие замечания Тарковский принимает? Лазарев Л. И.: В выступлении Тарковского многозначительность сценария — главная проблема — человек перед миром неведомого. Тарковский А. А.: Вы неискренни. Мысли Пудалова каждый раз меняются. Я не понимаю такую систему работы. Я считаю, что замечаний по сценарию «Солярис» сделано вдвое меньше, чем при запуске в производство любого другого сценария. Пудалов А. М.: Ваша мысль о необходимости сочетания прогресса с познанием декларирована и ничем не доказана. Роман Лема является основой работы. Лазарев Л. И.: После выступления Тарковского возникла такая трактовка взаимоотношения треугольника, которая связана с общей трактовкой вещи: 1) человек перед лицом неведомого 2) задача человека в нечеловеческих ситуациях находить человеческое поведение. Крис в силу своего склада в любой ситуации подсознательно ищет нравственное решение. Выход к Марии в конце сценария неправомерен, в этом меня не убедить. Здесь есть некий просчёт. Пудалов А. М.: Разъяснение Тарковским нравственной проблемы сценария отдалило меня от этого сценария. Тарковский А. А.: Я не могу серьёзно относиться к такому обсуждению. Огородникова Т. Г.: Вы считаете, что сценарий не нуждается в доработке? Тарковский А. А.: Я считаю, что замечаний по сценарию «Солярис» сделано вдвое меньше, чем при запуске в производство любого другого сценария. У меня твёрдое ощущение, что ситуация сегодня осложнилась. Лазарев Л. И.: Длинные противоречивые рассуждения сводятся к следующему: 1) наука и нравственность 2) Хари 3) поведение Снаута 4) финал — решение о возвращении к Марии необоснованно. Огородникова Т. Г.: Я предлагаю принять сценарий в качестве первого варианта, в сентябре-месяце в Москву приедет Лем и нам легче будет утверждать сценарий в инстанциях в присутствии Лема. Пудалов А. М.: Сценарий «Солярис» принимается нами как первый вариант. Мы поручаем редактору тов. Лазареву Л. И. суммировать сделанные замечания и написать заключение по сценарию. Сроком сдачи второго варианта устанавливается 1.IX.1969 года.
Источник: «Солярис». Дело фильма… Часть 1. Архив киноконцерна «Мосфильм», ф. 2453, оп. 8, порядк. н. 1888, лл. 17–23.
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Пятница, 2024-04-19, 10:08 AM | Сообщение # 217 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6019
Статус: Offline
| Почему Тарковский снял (в смысле убрал) великолепнейший эпизод Зеркальной Комнаты стало ясно через два года после Соляриса. Он снял (в смысле сделал) «Зе́ркало» — это автобиографическая кинодрама Андрея Тарковского, снятая в 1974 году. Главным героем является умирающий поэт Алексей, который показан ребёнком и подростком, тогда как в зрелости слышен лишь его голос, а в кадре он вовсе не появляется.
Очень смелый фильм на пределе неосторожности.
Выделено красным то, что вообще-то в творческой среде считается недопустимым. Полная семейственность - мать, отец, жена и сам режиссёр - да ещё и в роли умирающего. Как мы знаем, многие актёры не соглашаются умирать в кадре, поскольку это уже как бы притягивает, не будем даже пытаться поименовать - кого.
То есть зеркальная комната стала отдельным фильмом. Очень земным, декларативно земным, если бы не стихи Арсения Тарковского.
* Не знаю, откуда эта цитата: «ЗЕРКАЛО – символ связи нашего мира с параллельным. Первобытная магия предостерегала человека от вглядывания в свое отображение. Считалось, что призрачный двойник способен его погубить, утащив в Зазеркалье». - в смысле авторства не знаю, возможно это без претензий на художественное творчество строгое научное определение - ссылка ведёт на "Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. М.: ЛОКИД – ПРЕСС, 2003. С. 184"
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал Просперо - Пятница, 2024-04-19, 10:38 AM |
|
| |
Просперо | Дата: Пятница, 2024-04-19, 11:36 AM | Сообщение # 218 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6019
Статус: Offline
| Взгляд в зеркало фиксирует раскол нашего «я»: на неоформленное, а потому бесконечное, представление личности о себе и лик завершенный.
Законченный образ незавершенного.
И напротив, множество зеркальных отражений, казалось бы, воссоздает многомерный и разноплановый (а значит, истинный?) лик мира сего, а в то же время дробит тот целостный его образ, который возникает у нас, когда мы смотрим на него с единственной точки зрения. Зеркало отражает и искажает реальность – вот главный парадокс, сокрытый в самой его природе.
уже Достоевский писал: «»Надо изображать действительность как она есть», – говорят они, тогда как такой действительности совсем нет, да и никогда на земле не бывало, потому что сущность вещей человеку недоступна, а воспринимает он природу так, как отражается она в его идее, пройдя через его чувства; стало быть, надо дать поболее ходу идее и не бояться идеального <…> Идеал ведь тоже действительность, такая же законная, как и текущая действительность»
«Психическое начало, – писал Ю. Айхенвальд, – не порождение, а, наоборот, создатель жизни <…> и художество, в частности литература, представляет собою вовсе не отражение, или, как нередко говорится, зеркало действительности <…> рабская работа зеркала человеку вообще не свойственна. Зеркало покорно и пассивно. Безмолвное зрительное эхо вещей, предел послушания, оно только воспринимает и уже этим одним совершенно противоположно нашей действительности. Создание последней, литература, поэтому далеко не отражение. Она творит жизнь, а не отражает ее. Литература упреждает действительность; слово раньше дела…»
Зеркало воспринималось как граница между реальностью земной и инобытийной. Такое понимание Зазеркалья усвоила литература эпохи романтизма (сказочные повести Э. Т. А. Гофмана, концепция «зеркального человека» Г. фон Клейста и др.), где зеркальная поверхность не столько отражала реальность мира физического, сколько воссоздавала его мистический подтекст. Зеркальная метафора стала структурообразующей для романтического «художественного двоемирия», а позднее для мистического реализма XX века. Но героиня сказки Л. Кэрролла, перешагнув за грань зеркала, оказалась не в мистической реальности, а в мире собственного воображения, освобожденного от пут и ограничений законов материального мира и его рациональной логики. Она вышла в Зазеркалье своего сознания. По этому пути устремилась вслед за Алисой «метафикциональная проза» конца 20-х – 50-х годов XX века. В определенном смысле канонические ее версии создали Герман Гессе, Владимир Набоков и Михаил Булгаков. Внешне столь непохожие, эти писатели обнаруживают при внимательном рассмотрении внутреннее сродство как философского видения мира, так и на уровне культурного сознания, а также в сфере художественного мышления. Главный фактор этой типологической корреляции – общность эстетической концепции мистического (или фантастического, магического) реализма7. В «метафикциональной прозе» интерес к иррациональному подтексту «жизни действительной» утрачивает приоритет – творческий акт, сочинительство, понимаемое уже как сотворение новой реальности, подчиняет себе трансцендентные прозрения автора. Иное качество обретает и само фантастическое начало. Это уже не «чудесное» в обычном смысле, когда нечто сверхъестественное дано как действительно бывшее, и не «реалистическая фантастика», где параллельно дается и прагматическое, «натуральное», объяснение необычного, – в ткань мистикатрансцендентного повествования здесь вплетены элементы и даже целые пласты вымышленной художественной реальности. В этом случае, пишет М. Амусин, ставится «под сомнение «онтологический приоритет» реальности перед порождениями творческого вымысла, перед «книгой»»8. Так возникает специфический сплав мистики онтологической с «metafictian» – «метафикциональной прозой»9, когда иррациональное трудно отделимо от «фантастики текста». Следует, впрочем, добавить, что «головокружительные перемещения персонажей и других объектов повествования между уровнями реальности/ вымышленности»10 происходят тогда уже не только в плоскости жизнь действительная/мистика, но и реальность материальная/трансцендентная/художественная. Читателю Г. Гессе, В. Набокова и М. Булгакова «вторая реальность» их художественных текстов, сплавившая в единое целое мистический подтекст «жизни действительной» и фантазийные видения писателя-Демиурга, открывается сквозь призму зеркальной образности их произведений##См.: Химич В. В. «Зеркальность» как принцип отражения и пересоздания реальности в творчестве М. Булгакова // Русская литература XX века: направления и течения. Ежегодник. Вып. 2. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 1994.; Старк В. П. Искаженное зеркало бытия: «Bend Sinister» и «Домик в Коломне» // Вестник РАН. 1997. Т. 67.
https://voplit.ru/
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Пятница, 2024-04-19, 11:44 AM | Сообщение # 219 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6019
Статус: Offline
| В предлагаемой читателю монографии впервые в науке описан уникальный литературный феномен— мистическая метапроза ХХ в., канонические версии которого создали в своих произведениях Герман Гессе — Владимир Набоков — Михаил Булгаков.
Несколько слов о истории рождения концепции метапроза. Прежде всего, сочинение этой книги шло совсем не в той последовательности и далеко не в том логическом порядке, как это представлено в той четкой формулировке, с которой я начала свое предисловие «От автора».
Гессе — Набоков — Булгаков с юности были моими любимыми писателями. И мне хотелось о них написать. А затем подумалось, что если они мои любимые, значит, есть у них что-то общее и это общее интересно найти. Отвергнув гностический ракурс исследования, я поняла, что внутреннее сродство Германа Гессе — Владимира Набокова — Михаила Булгакова лежит не в области их мировоззрений, но гораздо глубже — в типологии их художественных стилей: креативно-эстетической стратегии, жанра и, в особенности, поэтики. Проанализировав нити генетико-типологической связей между творческими стилями Г. Гессе, В. Набоковым и М. Булгаковым, сперва я думала, что речь идет о близости в рамках одного из течений модернизма — мистического реализма [111].
Однако эта интерпретация оказалась ошибочной, поскольку в романах Гессе — Набокова — Булгакова, кроме системы «художественного двоемирия», характерного для мистического реализма, явственно проявился третий структурный уровень — художественный. Так родилось понятие мистическая метапроза ХХ в.
Дальнейшее исследование этого литературного феномена развивалось вполне по законам логики: описание явления и его генезиса (введение) → теоретическая основа, креативно-эстетическая стратегия трех писателей (глава I «Эстетика мистической метапрозы») → жанровая модель (глава II «Мистический метароман как “космологическая структура”») → поэтика (глава III «Искусство — божественная игра»).
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал Просперо - Суббота, 2024-04-20, 10:03 AM |
|
| |
Просперо | Дата: Пятница, 2024-04-19, 11:47 AM | Сообщение # 220 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6019
Статус: Offline
| ВВЕДЕНИЕ
Мистическая метапроза ХХ в. — одно из оригинальнейших в эстетико-философском плане явлений литературы ХХ в. Оно возникло в конце 1920–30-х гг. как фаза трансформации мистического реализма эпохи модернизма в метапрозу второй половины ХХ в. В отличие от двухуровневой модели мира в произведениях мистического реализма (реальность эмпирическая + мистический подтекст бытия) и метапрозы (реальность эмпирическая + художественная, металитературная), мистическая метапроза обладает структурой трехмерной: реальность эмпирическая — трансцендентная — художественная.
Сама реальность в мистических метароманах Г. Гессе, В. Набокова и М. Булгакова («Степной волк», «Дар» и «Мастер и Маргарита») воплощает трехмерную модель мироздания, где равно «действительны» видимая эмпирическая реальность, в подтексте которой скрыто бытие ирреально-иррациональное, и «вторая» реальность Одно из оригинальнейших художественных явлений литературы конца ХIХ — середины ХХ вв. — мистический (или фантастический, метафизический, магический) реализм. Современное литературоведение проявляет большой интерес как к общей типологии феномена, так и к его многообразным временным и национальным модификациям [269, 298, 277, 138, 78], к изучению индивидуальных авторских стилей [246, 124]. Термин мистический реализм принадлежит Н. А. Бердяеву,
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал Просперо - Суббота, 2024-04-20, 10:08 AM |
|
| |