Понедельник, 2021-09-20, 2:57 PM
О проекте Регистрация Вход
Hello, Странник ГалактикиRSS

Кинозал Ковчега Вход _Канал Яндекс-Дзен...Вход
Авторы Проекты Ковчега Сказки КовчегаБиблиотекаГостям• [ Ваши темы Новые сообщения · Правила •Поиск•]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Танец  
Галактический Ковчег » ___Галактический Пир на весь Мир » Вселенная Пифагор » Пифагорова наука сегодня (Научный поиск и достижения)
Пифагорова наука сегодня
ТанецДата: Понедельник, 2019-02-04, 11:43 AM | Сообщение # 1
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6195
Статус: Offline
Вселенная Пифагор



В этой теме собираем научные труды современников, являющиеся развитием пифагорейского Учения.

Интергральная тема раздела:
Вселенная Пифагор
ссылки и аннотации ресурсов

Мастерская Сказочной Науки - в Мастерских Ковчега
http://feano.yorik.su/feano/17092.html

 
ТанецДата: Понедельник, 2019-02-04, 11:50 AM | Сообщение # 2
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6195
Статус: Offline
По материалам  новой науки - Милогия

Автор д.ф.н. Михаил Беляев


1. МАСТЕРСКАЯ  МИЛОГИИ  на Галактическом Ковчеге
тут представлен цикл лекций и книги


milogiya@mail.ru

ВСЕ  ЕСТЬ  ЧИСЛО  РУССКОЙ  МАТРИЦЫ

Эта вселенская формула действует на всех уровнях иерархии Мироздания. Почему позиционные системы счисления оказались самыми удобными в использовании?Почему математика, используя числа, строит самые различные модели систем?Такие вопросы можно задавать до бесконечности. Ответ один. Подобно тому, как в Периодической таблице химических элементов отражаются их  структурно-функциональные  свойства, так и в системе  чисел, должны отражаться структурно-функциональные свойства окружающего нас мира, включая и свойства Периодической таблицы.

Поэтому открытие Универсального Закона Чисел может явиться один из самых важных открытий наступившего тысячелетия.


Но существуют ли доказательства существования такого Универсального Периодического Закона Чисел? Может быть именно этот Закон сможет объяснить  свойства одного из самых емких понятий современности - информации?

Да,   существуют весомые доказательства такого Закона, и я намерен привести их на данной странице. При этом все доказательства  вот уже много тысячелетий лежат  на самой поверхности, надо только поднять их и стряхнуть с них "пыль веков".

Речь идет, в первую очередь, о Книге Перемен и Календаре древних Майя. Ниже будет показано, что эти древние знания содержат в себе Числовой Цветок Жизни, Цветок, в котором каждое число имеет свой собственный структурно-функциональный смысл и значение, отражая в себе свойства Древнего Цветка Жизни и  Древа Жизни.
Наконец, необходимо сказать несколько добрых слов и о нумерологии.

2.     О МОНАДЕ ПИФАГОРА

Пифагор учил [6], что начало и конец всего сущего находится в некой абстрактной величине, называемой Монадой. Она является  абсолютной непознаваемой пустотой, хаосом, прародиной всех богов и в то же время вмещает в себя всю полноту бытия в виде божественного Света. Подобно эфиру, Монада пронизывает все вещи, но конкретно не находится ни в одной из них. Она представляет собой сумму всех чисел, но всегда рассматривается как  неделимое целое, или единица.


Читайте  далее здесь.


МАСТЕРСКАЯ  МИХАИЛА  БЕЛЯЕВА
НОВАЯ НАУКА - МИЛОГИЯ


В рамках мастерской проекта работает тема на Форуме -

СКАЗОЧНАЯ  НАУКА

Творческая лаборатория   www.milogiya2008.ru

Универсальный закон - Теория многомерных двойственных отношенийСемь чудес светаЕдиная физикаЕдиное уравнениеГенетический код-3Космология мирозданияЕдиная концепция пространства-времениКонцепция русского национального государстваХроника изменений

Милогия  - это новая наука 3-го тысячелетия о единой теории эволюции Материи, о Едином Законе эволюции мироздания, из которого выводятся, как следствия все иные известные науке законы, а также новые сокровенные законы и закономерности,  неизвестные ранее.            Каждая наука имеет собственные Объекты и Субъекты исследований.

Предметом исследования милогии являются  не ее собственные Объекты и Субъекты, а отношения и взаимосвязь Объектов и Субъектов любой  природы, которые происходят в соответствии с природными операционными механизмами Единого закона эволюции двойственного отношения, порождающего все законы сохранения, все  формулы мироздания, все до единой. Милогия - наука в основе которой лежит

ЕДИНСТВЕННЫЙ  ПОСТУЛАТ -  ЕДИНЫЙ ЗАКОН
эволюции двойственного отношения (монады).

Единый Периодический закон эволюции Вселенной характеризует периодичность изменения свойств любого самодостаточного двойственного отношения (монады), независимо от его природы в соответствии со строгими правилами "игры", которые воспроизводятся на всех уровнях иерархии мироздания, по образу и подобию.  Эти правила  на страницах сайта называются "природными операционными механизмами Единого закона эволюции двойственного отношения".

Эти правила просты. Поскольку каждый объект и субъект мироздания может порождать, по образу и подобию, собственные "вселенные", то Единая Картина Мира может создавать впечатление беспредельной сложности, если попытаться смотреть на нее "снизу".

Но если каждый раз, по мере перехода на новый уровень иерархии , в новую систему отсчета переместится и наблюдатель, то он увидит, что новые более "сложные" объекты и субъекты стали в новой  системе отсчета "точечными"(единичными) и ... он увидит что в этой системе отсчета все законы полностью аналогичны тем законам, которые он видел в старой системе отсчета.

Взаимоотношения  между новой и старой  системами  отсчета будут в некотором роде аналогичны взаимоотношениям между макромиром и микромиром. Старые сложные и суперсложные объекты и субъекты будут казаться нам бесструктурными. Если же мы попытаемся проникнуть внутрь этих объектов каким-то косвенным путем, то мы мы обнаружим, что эти объекты составлены уже из "дробных частиц", сумма которых всегда будет равна единице. В физике микромира такие дробные частицы называют кварками, считая эти виртуальные частицы реально существующими... На самом деле это не так...

Мир полон противоречий и антагонизмов, отражаемых во внутреннем мире человека. И этот мир проявляется в дихотомии мышления: "яйцо или курица". Законы мышления милогии позволяют преодолеть эту дихотомию. Единый закон эволюции двойственного отношения ("яйцо<->курица") раскрывает тесную взаимосвязь между взаимодополняющими друг друга противоречиями.
Читать дальше - на сайте и в книгах автора
а также в Галактическом Университете

 
ТанецДата: Среда, 2019-02-06, 9:38 AM | Сообщение # 3
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6195
Статус: Offline
2.  МАСТЕРСКАЯ  АЛЕКСЕЯ  КОРНЕЕВА
НОВАЯ НАУКА - ЧИСЛОНАВТИКА

Творческая лаборатория
в Мастерских Галактического Ковчега
http://feano.yorik.su/feano/19079.html 
на сайте автора
http://www.numbernautics.ru/index.php

Числонавтика
Числовая голография
Новая нумерология
Эзотерическая математика
Тайны алфавита
Блоги ESIGOR
контакты
tutornik@bk.ru

В прилагаемом ниже файле собраны материалы, посвященные памяти Учителя
Побиска Георгиевича Кузнецова
1924 - 2000

Доктор физико-математических наук. Гранд-доктор философии Брюссельского университета, профессор Московского физико-технического института и Международного университета природы, общества и человека «Дубна».
Главный Конструктор по разработке систем «СПУТНИК» в целях управления научно-исследовательскими коллективами при разработке систем жизнеобеспечения.
Председатель Научного Совета по разработке крупномасштабных систем в терминах физических величин. Председатель Экспертного Совета Комитета Государственной Думы РФ.

Тема на форуме: Все есть Число



Числонавтика — совокупность отраслей науки и техники, обеспечивающих освоение числового пространства (и внеземных объектов) с использованием специального рода числовых техник и манипуляций, реализующих, как познание, так и способы действия (воздействия) на природные силы и связи в интересах человека.

Читать далее

Общая стратегия освоения Океана числового континуума была заложена, в сущности, ещё К.Э. Циолковским в конце XIX - начале XX веков, пионером космонавтики. В его работах о Монаде Вселенной и о целях существования разума и живых существ.

Числонавтика – прямая преемница русских идей Циолковского и всей космонавтики.
Первые работы, заложившие основы числонавтики, были выполнены гениальным русским поэтом Велимиром Хлебниковым (в начале XX века), а также трудами  Козырева,Вейника, Казначеева, Мулдашева и многих их последователей, которые разработали подходы к завоеванию временного континуума, к правильному пониманию смысла Времени, как Первородящей субстанции Бытия.

Новые подходы и представления проложили сбе дорогу через гениев космонавтики, таких как Королёв, Оберт, Браун и др. Это именно они совершили первый практический прорыв и выход человечества за пределы земного пространства, заложив тем самым трамплин для прыжка во Время.

Числовая голография

Несмотря на могучие потенции голографии, которая всё ещё чахнет на задворках сплошь компьютеризированной цивилизации, все умные люди знают и понимают её неоспоримые возможности. Теперь ситуация с голографией-золушкой должна коренным образом измениться, поскольку новый её вид – числовая голография не только не противостоит цифровой голографии и компьютерной техники, но, наоборот, сводит их преимущества воедино. И позволяет направить всю мощь этих научных дисциплин в единый прорыв. Однако, прежде, чем мы победим, мы должны кое что исправить в нашем «датском королевстве». Что же я предлагаю? А предлагаю я на основе голографических представлений и технологий изменить наши представления, как об устройстве Мира, так и о таком научном предмете, как математика.

Суть дела в том, что нужно вернуть и заново осмыслить наши представления о цифрах и числах.
О их природе и назначении в природе, заново возвратившись к представлениям пифагорейства.

Потому, что оно – верное.



Далее - на сайте  Автора

 
ТанецДата: Пятница, 2019-02-08, 10:46 AM | Сообщение # 4
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6195
Статус: Offline
МАСТЕРСКАЯ  ПЕТРА   СЕРГИЕНКО



НОВАЯ НАУКА -  ТРИАЛЕКТИКА

Творческая лаборатория
http://www.trinitas.ru/rus/doc/avtr/00/0019-00.htm

Триалектический синтез начал познания

Начала математики гармонии (Русский проект). Переосмысление физической модели «расширяющейся Вселенной»

Начала математики гармонии (Русский проект). Философские основания проблемы

Глобальный проект Математики Гармонии

Триалектика - новая научно-мировоззренческая парадигма

Математика гармонии.  Начала математики Пифагора  и геометродинамики Платона

Переоткрытие Пифагора

контакты
ssp2000@rambler.ru



ТРИНИТАРИЗМ

- древнейшая система мифологических, символических, эзотерических, философских, религиозных и научных Знаний о Троице, о Триедином НАЧАЛЕ Бытия Космоса и творения Жизни. В основном это знания цивилизации, существовавшей до Всемирного Потопа. Они дошли до нас в мифах, на свитках папирусов, в ведических и библейских писаниях. Первыми распространителями тайных знаний тринитаризма, основателями эзотерических, религиозно-философских школ были жреческие мистерии. Знания предшествующих цивилизаций о НАЧАЛАХ Триединства Бытия распространялись ими устно, без доказательств, чаще всего в форме божественной мудрости, то есть, передавались новой цивилизации на веру. Время научного постижения знаний тринитаризма измеряется тысячелетиями... ...Составной частью, онтологическим и методологическим основанием тринитаризма является триалектика.

Триалектика - это наука о началах бытия и творения Жизни в согласии с Символом веры в Святую Троицу и Ее шестью принципами триединства бытия.

...Сущность движения (изменения) меры вещественного числа проявляется в движении не вещей, а в иерархическом движении количественного содержания и формы частей единой субстанции. Бытие Целого подчинено закону единства развития и сохранения вещественного числа, то есть – закону сохранения движения количеств "части-целого" в "целом".

Читать дальше - ститья "Начала математики гармонии (Русский проект). Всеобщий принцип гармонии, его общие и частные проявления в началах математики".
 
MгновениЯДата: Пятница, 2019-11-22, 7:27 PM | Сообщение # 5
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 16378
Статус: Offline
О Начале - пифагорейцам посвящается





Посвящается пифагорейцам всех времён.
Преемственность идей о гармонии и единстве мира дарит потомкам основу для нового творчества.

Прежде  начала  было Желание  начать, которое  возникло в результате осознания конца чего-либо несовершенного и бесконечности  совершенного Желания…  

Совершенное  вечно!

Часть 1

О каких началах или о каком именно начале пойдёт речь? Почему или зачем встаёт этот вопрос? В данном эссе речь пойдёт о творчестве в самом широком смысле слова, поскольку именно оно, даже неузнанное, является причиной любого движения,  дыхания, мысли, действия, реализации замысла, сказки и самой жизни, но также и сопротивления всему перечисленному. Человеку разумному всё интересно, если он живёт творчески, стремясь к свободе духа, а не сопротивляется жизни. Когда мы радостны, то способны умножать мир радостью своей, но когда печальны, страдаем, стремимся понять и преодолеть причину тяжести духа. Мудрецы древности, исследуя начала мира, ведут речь о Боге, о Силе Высшей или Творце, творящем мир, о всеобъемлющей Силе стихии (огонь, вода, эфир и т.д.). О нечто таком, что нам представляется вечным, бессмертным, главным и непостижимо могучим.  О том, чего человек не в силах понять, но к чему стремится и достигает, превосходя самого себя.  

«Всё есть число» - утверждал Пифагор, а мы добавим «число качества нашего восприятия», и его великий последователь выразил это в пифагорейских же терминах так:
«Началами числа являются чётное и нечётное. Единица состоит из того и другого. 
Число возникает из единицы. Числа составляют всю вселенную». 
Аристотель «Метафизика» кн.1,5

«Начала» Евклида основаны так же на пифагорейских положениях миропостроения, о чём свидетельствуют книги VII,  VIII, IX  «Начал» Евклида, куда вошли главы, написанные выдающимися математиками и философами античности. По этим же книгам учатся и современники, желающие понять начала науки и искусства. Воззрения древних мудрецов, как и сведения древнейших первоисточников,  не оспариваются, но изучаются с целью понимания своих собственных корней, начал.
Пифагореец Архит, развивший теорию музыки на основе теории чисел, то есть, пифагорейской математики и акусматики, полагал, что в Начале был замысел мирового звучания, вечная мелодия Космоса.  Мы могли бы  назвать Космическую мелодию сюжетом развития мира, то есть, Сказкой Создателя мира. Откуда же взялся сюжет, если не из мысли о нём, если не из прожитого опыта, осознанного творчески самим автором! Таким образом, несовершенное сочетается с совершенным в самом Творце, чётное с нечётным в единице начала, являющимся одновременно и концом, и бесконечностью жизни творчества.

А в  Евангелии от Иоанна (гл. 1, ст.1-15) говорится образно:
"Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...  И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины..."  Скажите, разве эти слова не похожи на звучание великой и бессмертной Сказки?
В Начале был Замысел Бога – Его Желание. И было это - Желание Бога.

Всё начинается со сказки,
Где нет начала и конца,
Но жили-были чудо краски
В великом Замысле Творца!
…В чертогах  древнего  Дворца…

ВНАЧАЛЕ    БЫЛО…

Вначале было…
Слово из молчанья
Творца,  что замышлял основы  мира
В  конце  времён под  шёпот  окончанья
Спектакля  жизни,  призрачного  Пира…

Его  мечта  пред  Замыслом  великим
Светилась  бесконечными  мирами,
Волшебными, златыми  миражами,
Казавшимися  хаосом безликим…

И вдруг,  
как  вспышка  молнии чудесной,
Мечта  зеркальный  образ   осознала
В себе!  
И вне  себя…  
Времён  Начало!
Сюжет  рождался в  небыли  безвестной  потоком позабытых  чувств  Творца…  И в ровности  Его  биенья    сердца  возникло нарушенье  ритма  скерцо  в  дали  межзвёздной…  древнего  Дворца…
Галактики  рвались и сочетались фонтанами  потоков  мощных  света,  все  ждали…   молча  ждали  суть  ответа…  но, не найдя,  в пучины  бездны  мчались…
Созвездьями  души  из звёздной пыли, принцессами,  не ведавшими  страха, и  странниками,  воинами  из  праха…  Но  Чудо!    Сказки…  в  Сердце  вдруг…  ожИли!
И  дудочка  нежнейшей в мире  песней  залила  лаской дали  голубые, запели  птицы,  травы  луговые
зашелестели с тёплым  ветром  вместе…  
Найди Царевну, Замок  свой  хрустальный,
Сразись с Кощеем, Змеем,  что бессмертен,
И с тысячной  армадой  тьмы  сакральной,
И  Дух  взойдет во  Храм  духовной  тверди.
Началом  в окончании сюжета  о таинстве  Любви в  Ковчеге  Света…

ИЗ  СЕКУНДНОГО  НАДЕЛА

Эхо Аура Русы и Ореолы
Прежде  не  было  начала  и времён  обозначенья,
Ни  рождения, ни смерти, то есть, не было конца,
Было  лишь  одно  движенье  -  бесконечное  вращенье
По  спиралям  логарифмов в  бесконечности  Творца.

И  Творец творил  секунды из  секундного  надела,
Возжигая,  распаляясь и  фантазией искрясь,
Для  того, что  мысль  живая  проявиться восхотела,
Чтоб  Вселенные  рождались, на  Желание  дивясь...

Так  явилось в мир  начало для  Игры  воображенья,
Для  своей великой  цели  -  жить,  желая  цель  догнать,
Потекли  века  свершенья  до  мгновенья  озаренья,
И  затем  преображенья,  чтобы  Истиною  стать.

Кто  же  был  Творцом  начала?  
Кто  ещё  Его  не  знает?
Кто  пространства  извлекает  из  златого  кошелька?
Кто  Игрою  очень  мудро  смелой  мыслью  управляет
Чтоб  зажечь  огонь  вселенский от  простого  огонька...

О  восприятии

Эхо суфийского мастера
Шабустари Махмуда  (1286 – 1320 гг.)

С  начала до  конца  наш  мир – зерцало!
Сияющие  солнца  в  каждой  точке,
В  любой  из  капель  бездна  океана,
Вглядись в песчинку –  тайна  в оболочке!
Ядро зерна, что сотня урожаев,
А в семечке содержатся  миры,
В зрачке глазном  все  звёзды  распознаем,
В биении  сердец Твои  дары.

((()))

Противоречием  проявляются  все  вещи,
Но  нет подобия  для  Бога  даже  в  речи.

Это глубоко  наполненные  смыслом слова суфийского мастера, воспринимающего мир не только логическими  размышлениями  ума, а целостно, то есть, с открытой душой и многомерной логикой. Рациональное знание не приблизит Вас к пониманию гармонии, но в сочетании с интуитивным чувством меры способно дать Вам  знание целого:  мира, человека, атома, молекулы, сознания…  Чувство меры основано на золотой пропорции тройственного восприятия. А мир, на мой взгляд, это именно ограничение неограниченного мира восприятием. Нет ничего вне чьего-либо восприятия. Но сколько разных мгновений в жизни, столько разных состояний восприятия.  Разве Вы не помните ваши мгновения вечности?  Ваше  начало? Вспоминайте, пора!

Интересно,  что  всё-таки  было в самом  начале? Что  значит Слово? Древние  источники  описывают  сотворение  мира  по-разному. Но не потому,  что  разное  начало, а потому,  что  каждый   пророк  или  ясновидящий  воспринимает и передает  свои  восприятия по-разному.  В  разных  вариантах  Библии, например, а их насчитывается  около 900,  начало  примерно  одинаковое,  но  находится и такое:  Вначале  было  шесть…  Если  чуть-чуть  поразмыслить, то   сразу  возникает в  сознании шестой  элемент  химической  таблицы  -  углерод  -  основа  всего  живого.  Вспоминается, что в   Пифагорейской  науке  шесть  -  это  совершенное  число, характеризующее звёздный  Цветок жизни.   Но  там же  говорится  о  Единице – Боге – Монаде…  Начало – Единство  множественных  возможностей.  Ах, если бы размышлять о начальном  единстве, гармонии  и золотом  ряде Пифагора  учили в школах наших детей…  Скорее бы  это  произошло!
Вселенная, содержащаяся в любом  человеке,  это наше будущее и прошлое в единстве  настоящего.  Это  эссе  -  азбука  творческого миропонимания…

О  пустоте и недвижимом  -  продолжение



Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
ТанецДата: Суббота, 2021-03-20, 8:49 AM | Сообщение # 6
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6195
Статус: Offline
 
ТанецДата: Воскресенье, 2021-04-11, 1:37 PM | Сообщение # 7
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6195
Статус: Offline
Современники часто обращаются к темам пифагореизма. Произведения искусства, лекции, книги, сайты и другие публикации о Пифагоре стали появляться достаточно часто. 
Привожу для ознакомления маленький фрагмент интереснейшей книги

ВикиЧтение

Пифагор
Суриков Игорь Евгеньевич

ПРОЛОГ

Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Земля имеет форму шара.

Миром правят числа.

После смерти душа переселяется в новое тело.

Перед нами — четыре утверждения. Казалось бы, что между ними общего? Они принадлежат к совершенно разным областям знания; более того, и по своему характеру они весьма мало похожи друг на друга. Первое — одна из базовых теорем классической геометрии, которую каждый обязательно проходит в школе. Со вторым ныне тоже все согласятся. А вот третье уже озадачивает: сказано, конечно, красиво, но как-то туманно и неясно. О четвертом уж и не говорим: просто какая-то откровенная мистика!

А между тем все только что перечисленные суждения принадлежат одному и тому же человеку — герою нашей книги, знаменитому греку Пифагору. Уже отсюда видно, насколько широким и разносторонним был круг его интересов, какой большой вклад внес он в развитие культуры.

Эти его идеи приведены только в качестве примеров, и количество таких примеров можно было бы еще множить и множить. В частности, к Пифагору же восходят и такие известные понятия, как «гармония сфер», «золотое сечение» и др. Да что там! Даже сами термины «философ» и «философия» — пифагоровское изобретение. Это, конечно, не означает, что до Пифагора в Древней Греции не было философов. Были, но так себя не называли. А впервые слово «философ» («любящий мудрость») придумал и ввел в обращение именно он.
https://biography.wikireading.ru/159020

...и далее... интересный фрагмент

https://biography.wikireading.ru/159023

Индивидуализм, если он нарастал в слишком большой степени, переставал играть конструктивную историко-культурную роль. Напротив, он был способен подорвать целостность и стабильность гражданской общины, формирующегося полиса. Это «чрезмерное» акцентирование личностного принципа общественным мнением уже не поощрялось. Для его обозначения существовал труднопереводимый термин гибрис.

Обычно это слово переводят как «спесь, наглость, гордыня», но всё это не вполне точно. Если попытаться передать значение термина «гибрис» описательно, то окажется, что это — дерзостное стремление человека подняться над своим человеческим уделом, превзойти его, стать существом высшего порядка. Слово «гибрис» происходит от предлога гипер — «над». Греческое гипер — то же самое, что латинское супер. «Гибрис» — это стремление стать «суперменом», сверхчеловеком.

«Гибрис» осуждался. Считалось, что он способен только ввергнуть в пучину бед и самого человека, поддавшегося этому соблазну, и всю его общину. Ведь феки были уверены в коллективной ответственности за деяния индивида. Опять процитируем Гесиода (упоминаемые далее «Кронид», «Кронион» — эпитеты Зевса, который, согласно мифам, был сыном бога Крона):

Кто же в надменности злой и в делах нечестивых коснеет,

Тем воздает по заслугам владыка Кронид дальнозоркий.

Целому городу часто в ответе бывать приходилось

За человека, который грешит и творит беззаконье.

Беды великие сводит им с неба владыка Кронион:

Голод совместно с чумой. Исчезают со света народы.

Женщины больше детей не рожают, и гибнут дома их

Предначертаньем владыки богов, олимпийского Зевса.

Или же губит у них он обильное войско, иль рушит

Стены у города, либо им в море суда потопляет.

(Гесиод. Труды и дни. 238 слл.)

Осуждение этого «сверхчеловеческого» порыва, стремления уподобиться богам стало общим местом древнегреческой поэзии. Вот, например, слова Пиндара, великого лирика рубежа архаического и классического периодов:

Не тщись быть Зевсом: у тебя есть всё…

Смертному — смертное!

(Линдар. Истмийские оды. V. 14, 16)

Существовало представление о качестве, противоположном «гибрису». Это качество обозначалось словом софросине и считалось одной из главных добродетелей. Перед нами снова слово, которое очень трудно однозначно перевести с древнегреческого на какой-нибудь другой язык, потому что оно включает целый комплекс взаимосвязанных смыслов. «Софросине» — это самообладание и самоограничение, воздержность во всём, умеренность, умение удержать «сверхчеловеческий» порыв.

Так коллективистский дух полиса ставил на пути нарастающих индивидуалистических тенденций идею меры, гармонии личности с общиной. Именно это чувство меры стало одной из основополагающих черт греческого менталитета, породило многие крупнейшие достижения культуры античной Эллады (и для Пифагора, для всего его мировоззрения оно было, как мы увидим, в высшей степени характерно). Чувством меры, по древнегреческим представлениям, должно руководствоваться поведение человека, который развивает и совершенствует свои физические и душевные силы, свободно распоряжается ими, но не должен ими злоупотреблять в ущерб коллективу.

В развитии любой цивилизации мы найдем и индивидуалистические, и коллективистские принципы в том или ином соотношении. Но, пожалуй, именно древним грекам в их лучшие времена удалось найти между ними оптимальный, наиболее гармоничный баланс — почти идеальное равновесие между общим и частным, между единством общественного целого и свободным разнообразием граждан, между традицией и новизной. Причем все эти начала не были взаимоисключающими, а сочетались в творческом синтезе — хотя, конечно, и боролись друг с другом.

Так, может быть, в этом кроется секрет «греческого чуда»? Подобного равновесия, подобного синтеза индивидуализма и коллективизма, «порыва» и «меры» нигде и никогда более в истории человеческой культуры достигнуто уже не было. Где-то однобоко преобладал коллективизм, где-то, наоборот, он оказался всецело принесен в жертву индивидуалистическим началам.

Полное растворение в коллективе («коллектив — всё, остальное — ничто») унизительно для личности, разрушительно для нее, уничтожает индивидуальную свободу. А в то же время безудержный эгоизм аморален, бесчеловечен, ведет к полной изоляции, а следовательно, — вот парадокс! — опять-таки к разрушению личности. И только в Греции две «чаши весов» в какой-то момент уравновесились. Да ведь и сама Греция удержалась на этой вершине не слишком-то долго.

Во всяком случае, несомненно, что время высшего взлета древнегреческой культуры — это одновременно и время наибольшего расцвета полиса, и время наиболее полного раскрытия потенций античной личности. Эллинские полисы, даже самые демократические по государственному устройству (например, Афины), были отчетливо аристократическими по своему внутреннему духу, системе ценностей, этическим представлениям, мировоззрению людей.

Сочетание политического демократизма с духовным аристократизмом… А ведь это в известной мере можно считать идеалом. О чем-то подобном мечтал в начале XX века выдающийся русский мыслитель Николай Александрович Бердяев: «Демократия может ставить своей целью подбор лучших и установление царства истинной аристократии… Торжеству начала аристократического может способствовать начало демократическое, когда оно не имеет самодовлеющих притязаний»[15].

Проповедником принципа умеренности, «софросине», стало в архаический период жречество великого святилища Аполлона в Дельфах, «главного храма Эллады», самого почитаемого религиозного центра греческого мира. Дельфийские жрецы, насколько можно судить, были прекрасно образованными и информированными людьми, находились в курсе всех новых веяний — и политических, и этических. Не случайно именно Дельфы фактически руководили Великой греческой колонизацией: из священного города Аполлона шли указания о том, куда какой полис должен отправлять колонистов.

Во многом именно по инициативе дельфийского жречества в государствах архаической Греции принимались своды письменных законов. По преданию, все знаменитые законодатели — и спартанец Ликург, и афинянин Солон, и другой афинянин Клисфен — перед началом своей деятельности отправлялись консультироваться в Дельфы. А ведь законы, вводя единые, обязательные для всех граждан нормы, были ярким проявлением коллективистской, полисной тенденции. Они самим фактом своего существования противостояли «гибрису».

В Дельфах в VI веке до н. э. сложилась традиция о так называемых «Семи мудрецах», которых в ряде отношений (впрочем, не во всех) можно считать предшественниками философов в собственном смысле слова. В числе этих мудрецов мы встречаем людей самых разных, не похожих друг на друга: первого греческого ученого Фалеса из Милета и афинского поэта-законодателя Солона, пророка-чудотворца Эпименида с острова Крит и Хилона, спартанского государственного деятеля… Даже Периандр, тиран Коринфа, был включен в перечень мудрецов.

Мудрецам приписывались краткие и выразительные изречения: «Лучшее — мера», «Ничего слишком», «Знай всему пору» и т. п.[16] Нам подобные сентенции могут показаться избитыми банальностями, однако нужно учитывать, что две с половиной тысячи лет назад они должны были выглядеть актуальными и новыми. Но самое главное — все они как бы «били в одну точку», отражали и проводили в жизнь дельфийские нормы умеренности и справедливости, оказывались яркими и запоминающимися лозунгами этих норм.

Самое знаменитое из изречений мудрецов — «Познай самого себя». Кто именно первым сказал эти слова, доподлинно неизвестно (то ли Фалес, то ли Хилон, то ли Солон), но они были даже выбиты у входа в Дельфийский храм. Впоследствии этот афоризм очень любил Сократ.

Однако он понимал его примерно так же, как и мы теперь, — как призыв к погружению в глубины собственной индивидуальности. А вот изначально, в архаическую эпоху, смысл данного лозунга был совсем иным. В нем фиксировался некий миропорядок, мировая субординация с твердо установленным местом для каждого человека, которое ему надлежит знать. По сути дела, можно сказать, что в дельфийском контексте «Познай самого себя» означает: «Познай, что ты всего лишь человек, и не стремись к большему». Несколько упрощая — «Знай свое место».

Одним словом, Дельфы проводили в архаической Греции самую настоящую реформу этических воззрений, всемерно внедряли принцип «софросине». Это было тем легче делать именно дельфийским жрецам, что «царивший» в этом городе Аполлон из всех богов древнегреческой религии в наибольшей степени воплощал идею меры, формы, гармонии. И ведь как характерно, что именно Аполлона особенно почитал Пифагор, а его ученики даже подчас отождествляли своего наставника с этим божеством!

Нужно сказать, что гармония — одно из важнейших понятий применительно к древнегреческой цивилизации. Именно этой гармонией, спокойной соразмерностью и красотой, величавой мощью так и дышат, например, созданные эллинами памятники скульптуры. Кстати, именно ваяние, ныне находящееся скорее где-то на периферии круга искусств, в Греции было едва ли не главным среди них.

Бронзовые и мраморные статуи буквально переполняли площади и улицы эллинских городов. Наверное, потому, что именно посредством мастерства скульптора удавалось наиболее полно воплотить гармонию и тесно связанный с нею идеал калокагатии. Этот последний термин происходит от древнегреческого словосочетания калос кагатос, которое на русский язык дословно перевести довольно трудно — приходится прибегать к описательным выражениям. Пожалуй, ближе всего к сути: «прекрасный телом и душой».

Калокагатия — идеал человека, который гармонично сочетает в себе физические, интеллектуальные, нравственные достоинства. Человека без какого-либо одностороннего уклонения в развитии личности. Сколько в наши дни можно встретить людей умных, но хилых. Или сильных, но туповатых. Или умных и сильных, но при этом мерзавцев… Разумеется, все эти типы имелись и в греческих полисах. Но нормой считались не они, а такие, как, например, Софокл.
 
Лара_Фай-РодисДата: Среда, 2021-04-14, 12:30 PM | Сообщение # 8
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1588
Статус: Offline
Почему вселенная — Пифагорейская? Часть I, что это значит?

.....................Как назвать все перечисленные качества законов вместе — их элегантность, универсальность, точность, сопряженность, полноту, почти-неоткрываемость и антропность?

Все вместе они делают законы вселенной познаваемыми, на пределе возможного,
и не какими-то сторонними духами, а имманентно,
теми разумными существами, что в этой же вселенной и появляются.

Законы познаются теми,
кто благодаря специфике законов же мог не только появиться и начать мыслить,
но и открывать их.

Круг замыкается.

Исходя из всего этого, представляется разумным суммировать
все перечисленные особые качества законов термином открываемости или познаваемости, discoverability.

Вселенную, чьи законы математически познаваемы
в масштабе много превосходящим требования выживания,
можно назвать пифагорейской,
в честь великого философа, отца математики и теорфизики, высказавшего двадцать пять веков назад одно из самых странных,
парадоксальных и продуктивных суждений:
«вещи суть числа».

В свете этого прозрения любопытно дать
численную оценку масштаба физического познания, достигнутого человечеством.

На сегодня, самым крупным объектом физического знания, теории и наблюдений,
является видимая вселенная, чей возраст составляет около 14 млрд лет.

В пространственных единицах этому соответствует примерно 10^26 (10 в 26й степени) метров. Самым малым объектом физического знания, теоретического и экспериментального, является бозон Хиггса, чей комптоновский размер составляет около 10^(-18) метра; реальный поиск новой физики на ускорителе LHC сегодня идет на еще меньшем масштабе, 10(-19) метра.

Безразмерным параметром размаха физического познания является отношение самого большого масштаба познания к самому малому, 10^(26)/10^(-19) = 10^(45) . Таким образом, размах видения человеком вселенной достиг 45 порядков величин, единицы с 45 нулями.

Это поистине космическая величина, характеризующая вселенную как пифагорейскую,
а человека как вселенское разумное существо, космического наблюдателя...................

Почему вселенная — пифагорейская?
Часть I



Мысли - начало поступков

Сообщение отредактировал Лара_Фай-Родис - Среда, 2021-04-14, 12:35 PM
 
Галактический Ковчег » ___Галактический Пир на весь Мир » Вселенная Пифагор » Пифагорова наука сегодня (Научный поиск и достижения)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Друзья! Вы оказались на борту сказочного космолёта
"Галактический Ковчег" - это проект сотворчества мастеров
НАУКА-ИСКУССТВО-СКАЗКИ.
Наши мастерские открыты гостям и новым участникам,
Посольские залы приветствуют сотворческие проекты.
Мы за воплощение Мечты и Сказок в Жизни!
Присоединяйтесь к участию. - Гостям первые шаги
                                                   
Избранные коллекции сотворчества на сайте и главное Меню

Все Проекты Библиотеки.
 Сборники проектов

Город Мастеров

Галактический Университет


Беседы Форума - Зал 1

Сказки Ковчега

Дуэты поэтов
Главная страница
Все палубы Форума 
Главный зал Библиотеки
Традиции Галактического Ковчега тут! . . ... ......
..

Лучшие Авторы полугодия: Просперо, Лара Фай-Родис, ivanov_v, Натья, Въедливый, bragi
Самые активные публикаторы: Сказочница, Просто_Соня
Хостинг от uCoz

В  главный зал Библиотеки Ковчега