Пятница, 2024-04-19, 7:28 PM
О проекте Регистрация Вход
Hello, Странник ГалактикиRSS

Храмы Ковчега! Вход День Сказочника! Вход
Авторы Проекты Ковчега Сказки КовчегаБиблиотекаГостям• [ Ваши темы Новые сообщения · Правила •Поиск•]

  • Страница 9 из 10
  • «
  • 1
  • 2
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • »
Модератор форума: Fito, Танец, MгновениЯ  
Галактический Ковчег » ___Мастерские Ковчега » Сотворение Дворцов, Храмов... » Цитируем, размышляя..
Цитируем, размышляя..
MгновениЯДата: Вторник, 2010-08-17, 7:27 PM | Сообщение # 1
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18316
Статус: Offline
Ответвление темы Философские зарисовки бытия.


Собираем интересные цитаты: философские, ценные, спорные и полезные для осмысления.
Хорошо бы сопровождать их своими комментариями.


Мишель Монтень «Опыты»



Я не знаю по-настоящему ни одной основательной книги, если не считать Плутарха и Сенеки, из которых я черпаю, как Данаиды, непрерывно наполняясь и изливая из себя полученное от них. Кое-что оттуда попало и на эти страницы; во мне же осталось так мало, что, можно сказать, почти ничего. История – та дает мне больше поживы; также и поэзия, к которой я питаю особую склонность. Ибо, как говорил Клеанф , подобно тому, как голос, сжатый в узком канале трубы, вырывается из нее более могучим и резким, так, мне кажется, и наша мысль, будучи стеснена различными поэтическими размерами, устремляется гораздо порывистее и потрясает меня с большей силой. Что до моих природных способностей, образчиком которых являются эти строки, то я чувствую, как они изнемогают под бременем этой задачи. Мой ум и мысль бредут ощупью, пошатываясь и спотыкаясь, и даже тогда, когда мне удается достигнуть пределов, дальше которых мне не пойти, я никоим образом не бываю удовлетворен достигнутым мною; я всегда вижу перед собой неизведанные просторы, но вижу смутно и как бы в тумане, которого не в силах рассеять. И когда я принимаясь рассуждать без разбора обо всем, что только приходит мне в голову, не прибегая к сторонней помощи и полагаясь только на свою сообразительность, то, если при этом мне случается – а это бывает не так уж редко – встретить, на мое счастье, у кого-нибудь из хороших писателей те самые мысли, которые я имел намерение развить (так было, например, совсем недавно с рассуждением Плутарха о силе нашего воображения), я начинаю понимать, насколько, по сравнению с такими людьми, я ничтожен и слаб, тяжеловесен и вял, – и тогда я проникаюсь жалостью и презрением к самому себе.

Пифагорейцы считают, что благо определенно и ограниченно, тогда как зло неопределенно и неограниченно. Тысячи путей уводят от цели, и лишь один ﷓единственный ведет к ней.


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
MгновениЯДата: Понедельник, 2017-08-07, 5:28 PM | Сообщение # 161
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18316
Статус: Offline
Не смотри в прошлое с тоской. Оно не вернется. Мудро распорядись настоящим. Оно твое. Иди вперед, навстречу туманному будущему, без страха и с мужественным сердцем.

Лонгфелло Г.

Генри Уодсуорт Лонгфелло - американский писатель, поэт-романтик, филолог, переводчик, знаток фольклора..

Что можно добавить к сказанному, разве что благодарность за хороший совет.
Но почему же тогда Соломон говорил: Что было - будет вновь? А говорил он о глобальном цикле в жизни души человеческой, но не о малом периоде одной судьбы.


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
ТанецДата: Четверг, 2018-06-21, 6:55 AM | Сообщение # 162
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6922
Статус: Offline
От свободного выбора приоритетов в собственном развитии: профессии, хобби, друзей и недругов, авторов читаемых книг, форм и видов труда, отдыха, СМИ, целей ума и сознательно повторяемых мыслей, действий...  от всего этого зависит наша жизнь, ограниченная (в физическом образе) и бесконечная ( в жизни мысли) одновременно.

а вот и цитата, которая навела на  высказанное вслух размышление:

Джова́нни Пи́ко де́лла Мира́ндола — итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма



"... В душу вторгается святое стремление, чтобы мы, не довольствуясь заурядным, страстно желали высшего и, по возможности, добивались, если хотим, того, что положено всем людям. Нам следует отвергнуть земное, пренебречь небесным и, наконец, оставив позади все, что есть в мире, поспешить в находящуюся над миром курию, самую близкую к высочайшей божественности....Но ведь, если необходимо строить нашу жизнь по образу херувимов, то нужно видеть, как они живут и что делают. Но так как нам, плотским и имеющим вкус с мирскими вещами, невозможно этого достичь, то обратимся к древним отцам, которые могут дать нам многочисленные верные свидетельства о подобных делах, так как они им близки и родственны. Посоветуемся с апостолом Павлом, ибо когда он был вознесен на третье небо, то увидел, что делало войско херувимов. Он ответил нам, что они очищаются, затем наполняются светом и, наконец, достигают совершенства, как передает Дионисий. Так и мы, подражая на земле жизни херувимов, подавляя наукой о морали порыв страстей и рассеивая спорами тьму разума, очищаем душу, смывая грязь невежества и пороков, чтобы страсти не бушевали необдуманно и не безумствовал иногда бесстыдный разум. Тогда мы наполним очищенную и хорошо приведенную в порядок душу светом естественной философии, чтобы затем совершенствовать ее познанием божественных вещей...."

Джованни Пико делла Мирандола
РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА


Книгоиздательство
 
MгновениЯДата: Суббота, 2018-07-14, 8:26 AM | Сообщение # 163
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18316
Статус: Offline
Суть не в мировой истории, которую никому не дано постичь, суть в нынешней — "здесь и теперь" — историчности; для меня важно, чем я действительно становлюсь, кого встречаю, кого люблю, в какой конкретной задаче нахожу свое призвание, каким представляю себе человека и его сущность, что за человеческое сообщество меня окружает, какому народу и отечеству принадлежу, и, наконец, как во всем этом я ощущаю само бытие и каким становится в действительности мое отношение к трансценденции, к вечности, и как является мне Ничто.

Человек существующий, экзистирующий должен со знанием дела вступать в ход вещей, в котором он становится самим собой; конечно, он ничто перед лицом трансценденции, но самостоятельное существо перед лицом мирового бытия, которое желает во что бы то ни стало унизить его до простого средства; в том числе и перед лицом будущего, ибо будущее принимает определенный облик и дается лишь тому, что обладает реальной сущностью. Абсолютная мировая история и управление Целым — будь то в мыслях или в кажущейся целесообразной деятельности — лишает человека его возможной сущности, заставляя его вступить на зыбкую почву нереальности.

Правда, мыслящий человек не боится бездны и отважно бросается в нее, но ни в каком ином месте ему не найти ни дна, ни берега, ни опоры — ни в мире будущего, ни в иных далях; почву под ногами он обретает лишь в своем настоящем, перед лицом трансценденции, если окажется в состоянии жить из глубинной своей сердцевины.

Жорж Батай





Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
MгновениЯДата: Пятница, 2018-08-17, 3:03 PM | Сообщение # 164
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18316
Статус: Offline
МОЙ ДОРОГОЙ ТЕО! Я ВСЁ БОЛЬШЕ ПРИХОЖУ К УБЕЖДЕНИЮ, ЧТО О БОГЕ НЕЛЬЗЯ СУДИТЬ ПО СОЗДАННОМУ ИМ МИРУ: ЭТО ЛИШЬ НЕУДАЧНЫЙ ЭТЮД. НУЖНО ПРИНИМАТЬ НАШУ ЗЕМНУЮ ЖИЗНЬ ТАКОЙ, КАК ОНА ЕСТЬ, И УТЕШАТЬСЯ НАДЕЖДОЙ НА ТО, ЧТО МЫ УВИДИМ НЕЧТО ЛУЧШЕЕ В ИНОМ МИРЕ. Я ЗАПЛАТИЛ ЖИЗНЬЮ ЗА СВОЮ РАБОТУ, И ОНА СТОИЛА МНЕ ПОЛОВИНЫ МОЕГО РАССУДКА. МЫСЛЕННО КРЕПКО ЖМУ ТЕБЕ РУКУ. С ЛЮБОВЮ,
ВИНСЕНТ

ВАН ГОГ



Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
ТанецДата: Четверг, 2018-09-20, 4:53 PM | Сообщение # 165
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6922
Статус: Offline
"...Ощущение Космического Магнита, его режима, его творчества было свойственно человеку с изначальных времен его существования. Если можно так сказать, то человек нес Космический Магнит в своей первоначальной энергетике, и информация о нем рождала первые мифологические образы. В неведомых ему ритмах Космического Магнита он улавливал нечто такое, что называл волей богов или велением Космоса. "Издревле утверждалось, что Первоисточник жизни есть Космический Магнетизм. Когда человечество обращалось к источнику солнца и светилам, также к стихиям, то в этих культах было выражение космического магнетизма. Человек в древности искал то свойство, которое приближало его к творчеству космическому"10.
Именно под влиянием и прямым воздействием Космического Магнита как главного инструмента Космической эволюции зародилось и возникло сознание человечества. Когда одна из оболочек зерна духа человека начала вибрировать в ритме энергий Космического Магнита, тогда стали пробуждаться первые низшие формы сознания. Это произошло на уровне третьей расы или третьего энергетического вида человечества. С появлением первых искр сознания возникли и творческие способности, соединившие человека еще одной нитью с Космосом. В конце жизни четвертого вида человечества на земле возникла община Учителей или Космических Иерархов, которые, пройдя тяжкий путь инволюции, стали на дозоре эволюции земного человечества. Обладая тонкой высоковибрационной энергетикой, Иерархи взаимодействовали с энергией Космического Магнита и использовали те энергетические импульсы лучистой материи, которые посылает Космический Магнит. В пространстве их обитания находится резервуар космических энергий, представляющий собой мощный вибратор, опасный для всего живого, в том числе и для человека. Резервуар расположен на границе ауры Земли и большого Космоса и защищен мощным энергетическим полем. Регулярная связь Учителей с Космическим Магнитом поддерживается через Проводников, стоящих на высокой ступени космической эволюции, и которые называются еще Учителями Учителей.

Все, что здесь описано, может быть отнесено к области фантастики. Но в реальной жизни Планеты и Космоса этой "фантастики" много больше, чем в любом вымысле..."

"Веление Космоса" http://lib.icr.su/node/673

***

К Единому века стремятся люди,
Но как понять единство, если мы
Различны по уму и чувствам чуда
Любви?
Различьем были рождены!

Единство - цель растущего сознанья,
Созревшее ж единством скреплено!
Творцом великолепья мирозданья
Является иным мирам оно.

Созревшему - плоды воспоминанья
О росте и борьбе народов разных,
Соперничестве на пути познанья,
Страстях, пороках, подвигах прекрасных!

Растущему - дороги многих судеб,
Политика и войны, пораженья,
Победой называемые... Труден
Путь роста, где великие свершенья.

На млечном покрывале свет сознанья,
Волшебник-сочинитель, пилигрим,
Достойных дарит искренним признаньем:
Закон Единства духом мы творим!

Созревшим назови себя тогда,
Когда приемлешь мир свой безусловно,
Без страсти и упреков, где страда
Сражений зла с добром, да с чем угодно...

В Едином изначальны мир и свет,
В гармонии единства весь секрет.
по книге "Звёздные соты", часть 3

*


Книгоиздательство
 
MгновениЯДата: Пятница, 2018-10-19, 8:02 PM | Сообщение # 166
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18316
Статус: Offline
Энтелехия

1. Потенция, энергия и энтелехия


Энтелехия, от греч. entelecheia, "осуществление", есть термин философии Аристотеля, обозначающий собою 1) переход от потенции к организованно проявленной энергии, которая сама содержит в себе свою 2) материальную субстанцию, 3) причину самой себя и 4) цель своего движения, или развития. Термин этот занимает Центральное место у Аристотеля; но именно по этому самому он получает у последнего разнообразные определения, не всегда сходные одно с другим и потому иной раз содержащие некоторую неясность. Дать полное и четкое определение энтелехии у Аристотеля можно только в результате сравнительного изучения всех относящихся сюда отдельных высказываний философа.

Ясно прежде всего, что с понятием энтелехии Аристотель связывал обязательный переход от потенции к энергии. Если материя для него является только возможностью или потенцией всевозможных оформлений, а форма указывает на принцип целостной организованности, то энтелехия ни в каком случае не могла быть у него ни только материей, ни только формой, но обязательно объединением того и другого, то есть действительно организованной материей и ее целостным осуществлением. Такова, например, душа, осуществляющая заложенные в теле возможности (De an. II 2, 414 а 25). О противоположности энтелехии и простой потенции читаем у Аристотеля не раз (Met. Vil, 1019 а 8; Phys. V 5, 213 а 7). Но энтелехия не есть просто энергия в противоположность потенции, хотя сам Аристотель несколько раз ограничивается характеристикой энтелехии просто как энергии.

2. Энтелехия и движение

С другой стороны, и всякое движение, по Аристотелю, уже есть энергия; но движение, взятое само по себе, есть "незавершенная энтелехия способного к движению тела" (Phys. III 2, 201 b; VIII 5, 257 b 7). Если же мы спросим Аристотеля, в чем заключается завершенность энтелехии в сравнении с простым движением, то получим ответ, что обыкновенное движение стремится к цели, которая находится вне его самого, энтелехия же содержит свою собственную цель в себе самой. Кроме того, эту цель Аристотель не отличает от причины, а то и другое, цель и причину, отождествляет с формой, точнее же сказать, с эйдосом, поскольку форма-эйдос и есть, по Аристотелю, принцип и источник всякого оформления:

"Ведь душа есть причина, как источник движения, [во-вторых], как цель и, [в-третьих], как сущность одушевленных тел. Ясно, что душа есть причина в смысле сущности. У всякой вещи сущность является причиной бытия, у живых существ бытие заключается в жизни, причина же и начало этого – душа, ведь осуществление [энтелехия] есть смысл возможного бытия. Ясно также, что душа есть причина и в смысле цели. Ибо как ум действует ради чего-нибудь, подобным же образом также и природа, а это есть ее цель. Этой целью у живых существ является душа, притом в соответствии со [своей] природой. Ведь все природные тела являются орудиями души как у животных, так и у растений, и существуют они ради души" (De an. II 4, 415 b 5-15).

Поэтому энтелехийно движущееся или развивающееся тело только с внешнего вида демонстрирует для нас всякую вещь как проявляющую себя только по своим отдельным частям. На самом же деле, это частичное проявление и осуществление только и возможно потому, что в данной вещи ее энтелехия сразу дана в полном и цельном, хотя, может быть, и в неясном для нас виде (Met. VII 10, 1036 а; 13, 1039 а 5; VIII 3, 1043 а 35; IX 3, 1047 а 30; 8, 1050 а 23; XII 8, 1074 а 35; De an. II 1, 5; III 7; Phys. III 2, 202 а; VIII 1, 251 а 9).

3. Энтелехия и четыре причины

Мы не ошибемся, если скажем, что энтелехия, по Аристотелю, есть диалектическое единство материальной, формальной, действующей и целевой причины. Понять же это для нас легче всего при восприятии художественного произведения, которое и обязательно воплощается в какой-нибудь материи, и обязательно смысловым образом точнейше оформлено, и выражает собою ту или иную внутреннюю жизнь (на обывательском языке мы обычно называем это настроением), и является самоцелью, то есть предметом нашего непосредственного и бескорыстного созерцания. Понятие энтелехии, таким образом, как и все прочие основные понятия философии Аристотеля, основано на весьма интенсивном использовании данных художественного опыта.

4. Малая популярность термина

Такое синтетическое понятие, как энтелехия у Аристотеля, в терминологическом отношении не могло быть особенно популярным в новое время, в сравнении с такими более простыми категориями, как форма, материал, причина, цель, субстанция и т.д. Тем не менее Лейбниц (Monadol. 18-19) прямо называет свои монады энтелехиями из-за их совершенства и самодовления, причем это у Лейбница, как и у Аристотеля, не только души, но и все тела. Виталисты нового времени тоже почерпали для себя многое из этой теории Аристотеля. Таков, например, Г. Дриш. Правда, виталисты делали упор больше на силовую сторону энтелехии, чем на сторону смысловую, учили о так называемой "жизненной силе" организма, но меньше обращали внимания на структурно завершительные стороны этой жизненной силы. Поэтому если говорить здесь о влиянии Аристотеля, то ясно, что это влияние могло быть только односторонним. Ведь, как мы сейчас видели, у Аристотеля материально-смысловая сторона энтелехии вполне уравновешена со стороной формально-эйдетической, чего нельзя сказать о большинстве тех исследователей-биологов, которые называли себя виталистами.
http://psylib.org.ua/books/lose004/txt09.htm

...энтелехия ни в каком случае не могла быть у него ни только материей, ни только формой, но обязательно объединением того и другого, то есть действительно организованной материей и ее целостным осуществлением.
Такова, например, душа, осуществляющая заложенные в теле возможности..



Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
MгновениЯДата: Четверг, 2019-03-28, 11:24 AM | Сообщение # 167
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18316
Статус: Offline
фрагмент книги
Жан-Клод Карьер, Умберто Эко
Не надейтесь избавиться от книг!


...Из этих мыслей о книге и о книгах, все же дошедших до нас, несмотря на все разрушительные процессы, вытекают две идеи, вокруг которых и вертелись беседы в доме Жан-Клода Карьера в Париже и в Монте-Чериньоне, в доме Умберто Эко.

То, что мы называем культурой, на самом деле является длительным процессом отбора и отсева. Целые собрания книг, живописи, фильмов, комиксов, произведений искусства были задержаны рукою цензора, исчезли в огне или оказались утрачены вследствие простой небрежности. Была ли это лучшая часть огромного наследия прошлых веков? Или худшая? Что нам досталось в той или иной области творчества: семена или плевелы? Мы до сих пор читаем Еврипида, Софокла, Эсхила, полагая их тремя величайшими трагическими поэтами Древней Греции. Но когда Аристотель в своей «Поэтике», посвященной трагедии, называет самых прославленных ее представителей, он не упоминает ни одного из трех этих имен. Было ли то, что нами утрачено, лучшей, более представительной частью греческого театра, чем то, что сохранилось? Кто теперь сможет развеять наши сомнения?

Утешит ли нас мысль о том, что среди папирусов, сгоревших в пожаре Александрийской библиотеки и всех библиотек, обратившихся в дым, возможно, был откровенный хлам, шедевры дурновкусия и глупости? С точки зрения сокровищ бездарности, хранящихся в наших библиотеках, можем ли мы не придавать большого значения этим чудовищным потерям прошлого, этому вольному или невольному уничтожению нашей памяти и довольствоваться тем, что мы сохранили и что наше общество, вооруженное всеми технологиями на свете, еще пытается поместить в надежное, хотя и недолговечное место? Как бы упорно мы ни пытались заставить прошлое заговорить, в библиотеках, музеях и синематеках мы найдем только те произведения, которые не уничтожило или не смогло уничтожить время. Сегодня мы, как никогда, понимаем, что культура — это как раз то, что остается, когда все остальное забыто.

Но наиболее восхитительной из этих бесед, возможно, стала та, что воздала должное глупости, молчаливо наблюдающей за колоссальным гигантским и упорным трудом человечества и никогда не извиняющейся за свою категоричность.

Именно здесь встреча семиолога и сценариста, двух собирателей и любителей книг, обрела высший смысл. Первый собрал коллекцию редчайших сочинений, посвященных человеческой лжи и заблуждениям, поскольку именно они, по его мнению, являются ключом к любым попыткам создать теорию истины. «Человек — существо исключительно необычное, — пишет Умберто Эко. — Он научился добывать огонь, построил города, написал великолепные стихи, дал миру различные толкования, создал мифологические образы и т. д. Но в то же время он непрерывно воевал с себе подобными, совершал ошибки, уничтожал природу и т. д. Похоже, баланс между духовной добродетелью и низменной глупостью остается нулевым. Так что, говоря о глупости, мы в некотором смысле отдаем должное этому полугению-полуидиоту». Если книги призваны быть точным отражением чаяний и склонностей человечества, ищущего, где ухватить получше да побольше, значит, они неизбежно передают и его непомерную гордыню, и его низость. Поэтому-то мы не стремимся избавиться ни от этих ложных, ошибочных сочинений, ни от наших непогрешимых нелепых взглядов. Они будут верной тенью следовать за нами до конца наших дней и будут честно говорить о том, кем мы были, и еще больше о том, кем мы являемся сейчас: страстными и упорными искателями, хоть и лишенными при этом всякой щепетильности. Человеку свойственно ошибаться лишь постольку, поскольку это свойство принадлежит единственно тем, кто ищет и ошибается. Сколько путей, ведущих в никуда, приходится на каждое решенное уравнение, на каждую подтвержденную гипотезу, на каждый проведенный эксперимент, на каждую точку зрения, разделенную другими людьми? Поэтому книги озаряют мечту человечества, избавившегося наконец от своей утомительной низости, и одновременно — марают эту мечту и очерняют.
https://www.litmir.me/br/?b=146274&p=1#section_2

***************

Такие трудные вопросы о влиянии бездны читанных и нечитанных нами книг на людей...
в мире охваченном сетью Интернет, где практически всё написанное (в прошлом и нынешнем времени) доступно с лёгкостью и незамедлительно. В этом "всё" - бездна, с которой уму человека разумного не справиться, если он утерял ценностные ориентиры и стал всеядным читателем и безоглядным сочинителем... безбожным сотворителем своей судьбы. Поколение молодежи, выросшее в интернете, в опасности более серьёзной, нежели болезни или военные конфликты...

Для того, чтобы иметь своё мнение о той или иной вновь изданной, ставшей популярной книге, её нужно хотя бы бегло просмотреть, если не успеваете прочитать, ибо время жизни ограничено, а интересных авторов и их книг - бездна. Таким образом, во времена информационного потопа необходимо иметь надёжный спасительный плот - духовный ориентир. Говорю это к тому, что главную свою ценность, единственное, что принадлежит человеку как настоящая собственность, а не материальное обеспечение, называю Время Жизни. От ежедневных дел наших, мыслей, от труда и отдыха, чтения и сотворения чего-угодно, зависит итог каждой судьбы.


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
MгновениЯДата: Суббота, 2019-04-13, 6:44 PM | Сообщение # 168
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18316
Статус: Offline
Клизовский А И
Основы миропонимания Новой Эпохи


фрагмент

Наблюдая жизнь, мы видим, что события уносят ветхий мир. Крушение нескольких мировых государств уже произошло, и язвы разложения проникли во все государственные организмы, несмотря на меры, принимаемые против проникновения заразы, ибо одинаковые причины вызывают одинаковые следствия.

Причины, свалившие такого колосса, как Римская империя, существуют и теперь. Главной причиной нужно признать падение нравов, деморализацию общества и деморализацию главного устоя государственности - семьи, ибо с падения и с деморализации семьи начинается разрушение всякого отживающего мира.
Эта главная причина приводит к целому ряду второстепенных причин. Тогда, так же как теперь, люди утеряли смысл жизни, утеряли веру в своих богов, отвергли как ненужное все духовные устремления и главным стимулом своих исканий, главной целью своих стремлений поставили погоню за наживой и наслаждениями.
Тогда, так же как теперь, пышным цветом процветала подкупность и продажность правящего класса, который в грозное время разложения государственности и общества занимается сведением личных и партийных счетов, заботясь лишь о себе и о своем благополучии. Тогда, так же как теперь, народ требовал хлеба и зрелищ.
Тогда, так же как теперь, были расшатаны все устои, на которых покоилось государственное здание, и были сдвинуты все основания, которыми держалось общество. И одинаково были тщетны все попытки государственных мужей спасти государственный корабль от разложения и гибели: тогда, как и теперь.

Знакомство с управляющими миром законами говорит нам, что все сущее во Вселенной подчинено одним и тем же вечным, неизменным законам эволюции, то есть замены отживших форм жизни новыми. Жизнь растения, животного и человека так же, как жизнь государства, народа и всего человечества, имеет период своего развития, расцвета, увядания и смерти.
Все, что имеет начало, должно иметь конец. Начало конца наступает тогда, когда данный для развития жизни импульс организмом изжит и дальнейшее существование такого отжившего организма уже не только не ведет к прогрессу, к благу и добру, но грозит стать тормозом для эволюции, ибо вместо положительных качеств начинает развивать отрицательные, тогда жизни такой формы ставится предел и вместо нее создается новая форма.
Поэтому на замену отжившей цивилизации новой - должно смотреть как на нормальное явление, вытекающее из основных законов эволюции. Если такой замены не было, то и жизнь была бы невозможна, ибо нельзя себе представить, чтобы могли существовать вечно одни и те же первоначальные, однажды зародившиеся формы жизни. В результате же замены - жизнь только выигрывает. В самом деле, если вместо изнеженного и развращенного деспота, каким была Римская империя, появилось несколько новых, молодых, хотя полудиких, но способных к эволюции государств, то для жизни это был только выигрыш.

Конечно, такие замены не протекают безболезненно и сопровождаются для человечества страданием, но главной причиной страдания является не сама перемена, которая неизбежна, но незнание законов эволюции и вытекающего отсюда неумения правильно оценивать создающееся положение, чего можно избегнуть.
При сменах отживающего мира новым самое главное заключается не в политических или социальных переменах, которые при этом происходят, но в необходимости изменения мировоззрения и всех устаревших взглядов и воззрений на новые, в необходимости изменения своих верований и вообще всего уклада жизни на новые, ибо то, действительно новое, что идет на смену старому миру, бывает новым во всех отношениях и никогда не походит на старое.
Новая жизнь всегда предъявляет новые требования, и принятие этих новых требований составляет главную трудность и главное препятствие для большинства людей, считающих все старое лучшим, более для себя близким и дорогим
.
Трудность усугубляется еще тем, что перемену политическую или социальную человек вынужден принять самим ходом событий, часто после совершившегося уже факта, тогда как принятие или неприятие нового мировоззрения, или нового верования и нового уклада жизни как будто зависит от каждого лично.
Но между тем эта кажущаяся свобода выбора не более как иллюзия, порождающая двойственность, разлад и много душевных драм и трагедий. В действительности же, человек имеет только два пути: или мудро идти по течению эволюции, или ждать, пока развивающаяся жизнь не выбросит его за борт, как ненужный балласт.

***

Свои наблюдения, согласующиеся с вышеприводимыми, публикую в эл. книгах серии Колибри.


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
MгновениЯДата: Понедельник, 2019-04-22, 7:02 PM | Сообщение # 169
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18316
Статус: Offline


9. А что же такое этот Бог? Я спросил землю, и она сказала: «это не я»; и всё, живущее на ней, исповедало то же

24. Я спросил море, бездны и пресмыкающихся, живущих там, и они ответили: «мы не бог твой; ищи над нами». Я спросил у веющих ветров, и всё воздушное пространство с обитателями своими заговорило: «ошибается Анаксимен: я не бог»

25. Я спрашивал небо, солнце, луну и звезды: «мы не бог, которого ты ищешь», – говорили они. И я сказал всему, что обступает двери плоти моей: «скажите мне о Боге моем – вы ведь не бог, – скажите мне что-нибудь о Нем». И они вскричали громким голосом: «Творец наш, вот Кто Он». Мое созерцание было моим вопросом; их ответом – их красота.

Тогда я обратился к себе и сказал: «ты кто?» И ответил: «человек». Вот у меня тело и душа, готовые служить мне; одно находится во внешнем мире, другая внутри меня. У кого из них спрашивать мне о Боге моем, о Котором я уже спрашивал своими внешними чувствами, начиная с земли и до самого неба, куда только мог послать за вестями лучи глаз своих? Лучше, конечно, то, что внутри меня. Все телесные вестники возвестили душе моей, судье и председательнице, об ответах неба, земли и всего, что на них; они гласили: «мы не боги; Творец наш, вот Он».

Внутреннему человеку сообщил об этом состоящий у него в услужении внешний; я, внутренний, узнал об этом, – я, я душа, через свои телесные чувства. Я спросил всю вселенную о Боге моем, и она ответила мне: «я не бог; Творец наш, вот кто Он».

Блаженный Августин
http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Augustinus/frametext10.htm


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
MгновениЯДата: Пятница, 2019-07-26, 7:13 PM | Сообщение # 170
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18316
Статус: Offline


Человек имеет абсолютную ценность, потому что он вечный дух, и люди равноценны, потому что у них одна и та же духовная субстанция. Духовная индивидуальность имеет абсолютные, неотъемлемые права, которых нельзя расценивать, выше ее ничего нет кроме ее же наивысшего развития. Нравственно ценное в человеке определяется не одобрением или осуждением других людей, не пользой общества, вообще не внешним ему миром, а согласием с собственной внутренней нравственной природой, отношением к собственному Богу. Только таким образом устраняется тот унизительный и позорный взгляд на нравственность, который видит в ней какое-то внешнее мероприятие против человека, что-то навязанное ему извне, что-то почти враждебное ему...

... И высшее нравственное сознание требует, чтобы каждый человек относился к каждому другому человеку не как к «ты», из сострадания к которому он должен жертвовать своим «я» или жертвовать, приспособляясь к требованию «других», а как к «я», к такой же цели самой в себе, как и он сам.

Этика. Николай Бердяев
https://u.to/6ZbvFQ

**************

В полном согласии с интрасферным мировосприятием Астроэтики.

Хранится памятью мгновенье...
Такое разве повторишь!
Но обрети в душе терпенье,
И Бога в сердце воскресишь!

Без книг, как без воды и хлеба,
Прожить-то можно, но итог
Хранится словом, суть посева
В проросшем зёрнышке - мой Бог!



ВСЁ – Я!

Вижу каждого в сердце своём…
Всё вокруг - суть мои отраженья,
Бесконечен души водоём
И бесчисленны духа движенья…

Листик в лужице – это я,
И черёмуховые букеты,
И трава, и дома, и Земля,
Люди, страны, судеб сюжеты…

Сладость неги и мрак тюрьмы,
Нежность ласки и боль бичеваний,
Друг и враг, и волшебное «мы»,
Мастерство и предел страданий,

И рассветы, закаты – всё я…
Бесконечное преображенье,
Ось миров и экватор огня,
Звёзды, вихри, полёт и скольженье…

И начало миров, и конец,
Намагниченность и свобода,
И дитя я, и мать, и отец,
Сохраняющие неба своды…


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
MгновениЯДата: Пятница, 2019-08-16, 10:17 AM | Сообщение # 171
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18316
Статус: Offline
Ещё важная цитата из работы Н.Бердяева
МОЕ ФИЛОСОФСКОЕ МИРОСОЗЕРЦАНИЕ

http://russianway.rhga.ru/upload/main/03_Berdyaev.pdf

Кризис гуманизма представляет собой движение
к началам сверхчеловеческим, или к
Христу, или к Антихристу. Власть техники есть один из
моментов кризиса гуманизма. Вторжение масс видоизменяет
культуру сверху донизу, понижает ее качество и ведет к кризису
духовности. Техническая цивилизация разрывает
целостность человеческого существа и превращает его в функцию.
6
Только духовный ренессанс позволит человеку подчинить себе
машину.
Социальная философия. Фундаментальной проблемой является
проблема отношений между личностью и обществом. Обще
ство представляет собой объективацию человеческих отношений.
В обществе «я» может остаться одиноким и не встретиться с
«ты». Для социологии личность есть ничтожная часть,
подчиненная обществу. Для экзистенциальной философии,
напротив, общество является частью личности, ее социальной
стороной. В личности имеется духовное начало, глубина, которая не
определяется обществом. Человек принадлежит двум сферам:
царству Бога и царству Кесаря. На этом основаны права и
свобода человека. Таким образом, существуют пределы власти
государства и общества над человеком. Общество не есть организм.
Реальность общества определяется реальностью человеческого
общения. Объективированное общество, подавляющее личность,
возникает из разобщения людей, из их греховного
эгоцентризма. В таком обществе существует коммуникация меж
ду людьми, но нет общения. Высшим типом общества является
общество, в котором объединены принцип личности и принцип
общности. Такой тип общества можно было бы назвать
персоналистическим социализмом. В таком обществе за каждой
человеческой личностью была бы признана абсолютная ценность
и высочайшее достоинство как существа, призванного к вечной
жизни, тогда как социальная организация обеспечивала бы
каждому возможность достижения полноты жизни.
Необходимо стремиться к синтезу аристократического, качественного
принципа личности и демократического, социалистического
принципа справедливости и братского сотрудничества людей.
В эпоху активного вторжения масс в историю и
головокружительного развития техники общество устраивается
технически. Человечество покидает органический ритм жизни и
подчиняется механической, технической организации. Для человека
как существа цельного это процесс болезненный и мучительный.

Теллургическому периоду жизни человечества приходит
конец.

Власть машины означает начало нового периода —
космогонического, потому что она подчиняет человека новому космосу.

Человек живет уже не среди тел неорганических и
органических, а среди тел организованных. В такую эпоху особенно
требуется укрепление духа и духовного движения для
сохранения образа человека. Без духовного возрождения нельзя
достичь социального переустройства.

7

Этика.

Основой этики является персонализм. Нравственные
суждения и акты всегда личностны и индивидуальны, они не
могут определяться понятиями и выбором коллектива или
общества. Различение между добром и злом есть последствие
грехопадения. Райское существование находится выше добра и
зла. Существуют три вида этики: этика закона, этика искупления
и этика творчества. Этика закона наиболее распространена
среди греховного человечества. Этика закона есть этика
социальной обыденности, она основана на подчинении человека
нормам, для нее не существует человеческой индивидуальности.
У нее человек для субботы. Однако «добрые», которые соблюдают
закон, оказывались часто «злыми». В этой этике
господствует идея абстрактного добра. Этика закона нашла свое
крайнее выражение в фарисействе. Это нормативная этика.
Этика искупления исходит из живого человеческою существа,
а не из абстрактной идеи добра. Этика творчества основана на
творческих дарованиях человека. Творческий акт имеет нрав
ственное значение, и нравственный акт есть творческий акт.
Истинный нравственный акт уникален, он не может повториться.

Нравственный акт есть не выполнение закона, нормы,
а творческая новизна в мире.

Всякий творческий акт имеет
нравственное значение, будь то творчество познавательных или
эстетических ценностей. Этика связана с эсхатологической
проблемой, проблемой смерти и бессмертия, ада и неба, Ад
находится в субъективном, а не в объективном, и он остается во
времени, в бесконечном времени, не переходит в вечность. Он
тология вечного ада невозможна. Ад создан «добрыми» для
«злых», к потому они оказываются злыми. Царство Божие по
ту сторону нашего здешнего «добра» и «зла», и мышление о
нем может быть лишь апофатическим.


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
ТанецДата: Понедельник, 2019-09-30, 2:50 PM | Сообщение # 172
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6922
Статус: Offline
Цитаты из труда Н.Бердяева

Тысячи нитей связывают общественность человеческую, затерянную на небольшой точке необъятного мирового целого, с жизнью великого космоса, Божьего мира. Вечно совершается таинственный эндосмос и экзосмос между жизнью общественной и жизнью космической. Вы же захотели устроиться общественно на земле, забыв о космосе, отвернувшись от божественного миропорядка. Вы строили утопию за утопией окончательного общественного устроения и общественного благополучия, не желая знать приливов космических энергий, опрокидывающих все ваши построения, все ваши утопии, все ваши общественные земные раи. Вы захотели спрятаться в своей земной и рационалистической общественности от мира и от Бога, от таинственных сил, темных и светлых, от страшной бесконечности и от притягивающей вечности.

В общественности захотели вы укрыться от ужаса смерти и тления и создавали кратковременные призраки жизни. Вы обманываете себя тем, что вы находитесь в подлинной жизни. Но вы двигаетесь в царстве смерти. Каждый миг грядущего пожирает у вас прошедшее и будет пожран мигом последующим. И ни в одной точке вашего внешнего и шумного движения не утверждается подлинная жизнь. Ибо всякая подлинная жизнь есть приобщение к вечности, победа над смертью и тлением...

... В отвлеченной идее демократии есть величайшее презрение к качествам человека и народа, к духовному их уровню. Эта идея хотела бы отвлечь человеческое внимание от содержания человеческой жизни и цели жизни и направить его целиком на формы волеизъявления. Народный суверенитет носит совершенно формальный характер. Остается неизвестным, чего захочет суверенный народ, когда всё будет предоставлено его воле, какой строй жизни пожелает создать он.
Вы поверили в демократию потому, что вы потеряли веру в правду и истину. Если бы вы верили в объективное бытие правды и истины, то должны были бы правду и истину поставить выше воли народа и им подчинить волю народа. Но для вас правда и истина то, чего захочет народ и что он скажет. Вы хотите отдать правду и истину на решение большинства голосов и провести их через всеобщее избирательное право. Это и есть неверие, это и есть безбожие, положенное в основу всей демократической идеологии. Вы хотите добыть правду и истину об общественном устроении из большинства, из количества. Но может ли иметь какое-либо отношение к критериям большинства и количества правда и истина? Правда и истина имеют иной, божественный источник, независимый от человеческого произволения. Правда и истина может быть в меньшинстве, а не в большинстве, и даже всегда она бывает в меньшинстве. И почти чудовищно, как люди могли дойти до такого состояния сознания, что в мнении и воле большинства увидели источник и критерий правды и истины!...

...Никаких новых ценностей сама демократия из себя не создает и не может создать. Она строится вне всякой мысли о ценности и содержании жизни. И всеуравнивающая демократическая эпоха человеческой истории есть понижение качественного, ценностного содержания жизни, понижение типа человека. Демократия не имела интереса к воспитанию высокого человеческого типа, и потому она бессильна создать лучшую жизнь...

...Демократия есть уже выхождение из органического состояния, распадение единства народа, раздор в нём. Демократия по существу механична, она говорит о том, что народа как целостного организма уже нет. Демократия есть нездоровое состояние народа. В "органические" эпохи истории никаких демократий не бывает и не возникает. Демократия - порождение "критических" эпох. Демократия не может быть выражением духа народа, ибо дух народа выразим лишь в организме, демократия же есть механизм. Демократия берет человека как арифметическую единицу, математически равную всякой другой. Для нее народ, как органическое целое, распадается на атомы и потом собирается как механический коллектив. Народ не состоит из арифметических единиц и атомов. Народ есть иерархический организм, и в нём каждый человек есть разностное существо, неповторимое в своей качественности. Потому-то и воля народа невыразима в сумме человеческой, в мнении большинства. Всеобщее голосование - негодный способ выражения качеств в жизни народной.
и далее...
цитата Н. Бердяева - Философия неравенства

***

Добавлю два слова.
А какие мысли возникают после прочтения его статей и книг - это дело каждого персонально, точнее сказать, дело совести каждого. Ибо по совести говоря, без прикрас или желания быть оригинальным, мысля иначе или современнее, скажу,  Бердяев наиболее глубокий, интеллектуально-совестливый, одухотворённо-гармоничный, космичномыслящий философ нашего времени. Любые погрешности, а их у каждого автора всегда найдётся немало, меркнут в море щедрости его трудов,  по-истине провидческого, галактичного сознания. Эпоха религии Творчества уже настала - в том мире, который открывается реальностью каждому одухотворённому человеку.


Книгоиздательство
 
ТанецДата: Пятница, 2019-11-08, 7:41 PM | Сообщение # 173
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6922
Статус: Offline
Цитата Сенеки в цитате из манускрипта
Бэкона Роджера - Opus Tertium




Роджер Бэкон – английский монах и философ, родился ок. 1214, умер в 1292 или в 1294; учился в Оксфорде, в Париже получил степень доктора богословия. По возвращении в 1240 в Оксфорд он вступил во францисканский орден и читал в университете лекции, на которые стекалось много слушателей.

Прозванный почитателями «Doctor mirabilis» («Удивительный учитель»), Роджер Бэкон прослыл магом у так называемых «темных людей». Когда он восстал против образа жизни духовенства и особенно монахов, требуя от папы реформы, последний лишил его права преподавания, а так как эта мера не подействовала, велел заточить его в темницу на хлеб и на воду. Только после вступления на папский престол (1265) Климента IV, бывшего легата в Лондоне и горячего поклонника Бэкона, последний был освобожден и написал, по желанию папы, в свою защиту «Большое сочинение» («Opus majus»).

О причинах наших заблуждений...



...удержал в памяти это суждение из второй книги «Писем» Сенеки:


Сенека и Нерон

«Среди причин наших бедствий — то, что мы живем по примерам и не умозаключаем с помощью разума (ratio), но следуем обычаю. Поэтому, если [тем или иным образом] поступали немногие, мы не желаем подражать им; когда же многие начинают [так] делать, делаем и мы, поскольку более употребительное как бы более достойно. Среди нас, там, где совершается общеупотребительное, ошибка занимает место правильного»

Во всей мудрости теологии, канонического права и философии нет столь прекрасного высказывания об этом предмете, где в одном последовательном суждении перечислялись бы эти три причины наших заблуждений.
Прекрасное изречение, достойное любого мудреца и открытое самим Богом.
http://odinblago.ru/neretina_antologia_2/11


Книгоиздательство
 
MгновениЯДата: Суббота, 2020-04-04, 12:34 PM | Сообщение # 174
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18316
Статус: Offline


"...Как идеал интеллекта не может быть осуществлен до тех пор, пока мы остаемся на интеллектуальном уровне, но может быть достигнут, когда мы преодолеем этот уровень и поднимемся до интуиции, точно так же и идеал морали не может быть достигнут до тех пор, пока мы остаемся на данном моральном уровне, но достигается, когда мы возвышаемся до религиозности восприятия мира. В области морали две стороны нашей природы - конечное и бесконечное - находятся в состоянии конфликта. Конечное живет эгоизмом, или аханкарой, и вселяет в индивида чувство обособленности его от мира, в то время как бесконечное в человеке стремится реализовать себя в мире Единства. Самоосуществление духа противоположно тенденции разрушения духовного. Проводя в жизни нравственные начала, мы пытаемся сдерживать более низкую природу, однако пока это низкое не будет полностью одухотворено, идеал недостижим. Только когда мы разрушим исключительность нашей индивидуальности и вместе с тем чувство обособленности, мы обретем радость религии и добьемся свободы духа.
...Как интуитивная ступень выходит за пределы категорий интеллекта, так равно и религиозная ступень сознания должна проходить за пределами различий добра и зла. Кто достигает высшего, тот превыше всех мирских законов.

...Мистик становится законом и владыкой по отношению к себе и к миру, в котором он живет. Законы и предписания необходимы для тех людей, которые по своей природе не подчиняются велениям сознания. Однако для тех, кто возвысился над своим эгоистическим я, мораль становится основным условием их существования и закон исполняется в любви. В них не заложена возможность делать зло. Давление извне превращается во внутреннее приятие".
Из статьи об Упанишадах


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
ТанецДата: Суббота, 2020-04-11, 4:55 PM | Сообщение # 175
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6922
Статус: Offline
Вещи имеют ценность, когда мы добиваемся их; только тогда мы познаем их значение.
Хазрат Инайят Хан. Чаша Саки.

"Things are worthwhile when we seek them; only then do we know their value."
Bowl of Saki, April 9, by Hazrat Inayat Khan

В действительности есть два путешествия. Есть путь от цели к мирской жизни, и есть путешествие от жизни в мире к цели. Оба они естественны. Также как естественно исходить из вечной цели, так же естественно и идти от меняющейся жизни к жизни неизменной.

Что лучше в жизни - искать цель или жить изменяющейся жизнью, пребывать в ней? Ответ в том, что желания каждого находятся в соответствии с его развитием. Для него желаемо то, к чему он готов. Молоко желательная пища для младенца, а для взрослого другая еда. На каждой стадии жизни есть свои соответствующие и желательные вещи. Желание достичь цели должно быть до того, как она достигнута; если человек не чувствует такого желания, то ему вовсе не обязательно искать ее. Все вещи ценны, когда мы ищем их; только тогда мы можем оценить их важность; только тогда мы рады обладать ими.

(http://wahiduddin.net/mv2/VII/VII_30.htm)


Книгоиздательство
 
ТанецДата: Вторник, 2020-06-02, 5:21 PM | Сообщение # 176
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6922
Статус: Offline
С ЗЕМЛИ НА НЕБО: НОВЫЕ ЧАРЫ ПРИРОДЫ

"В любой попытке сблизить обла­сти опыта, относящиеся к духовной и физической сторонам нашей натуры, время занимает ключевую позицию".

А. С. Эддингтон1

1. Открытая наука

Наука, несомненно, подразумевает активное воздей­ствие на природу, но вместе с тем она является попыт­кой понять природу, глубже проникнуть в вопросы, ко­торые задавало не одно поколение людей. Один из этих вопросов звучит как лейтмотив (почти как наважде­ние), на страницах этой книги, как, впрочем, и в исто­рии естествознания и философии. Речь идет об отноше­нии бытия и становления, неизменности и изменения.

В начале нашей книги мы упоминали о вопросах, над которыми размышляли еще философы-досократики. Не накладывается ли изменение, порождающее все ве­щи и обрекающее их на гибель, извне на некую инерт­ную материю? Не является ли изменение результатом внутренней независимой активности материи? Необхо­дима ли внешняя побуждающая сила или становление внутренне присуще материи? Естествознание XVII в. встало в оппозицию к биологической модели спонтан­ной и автономной организации живых существ. Но тогда же естествознанию пришлось столкнуться с другой фун­даментальной альтернативой. Является ли природа внут­ренне случайной? Не является ли упорядоченное пове­дение лишь преходящим результатом случайных столк­новений атомов и их неустойчивых соединении?

Одним из главных источников неотразимой привле­кательности современной науки было ощущение, что она открывала вечные законы, таившиеся в глубине нескон­чаемых преобразований природы, и тем навсегда изгна­ла время и становление. Открытие порядка в природе рождало чувство интеллектуальной уверенности. Вот что пишет об этом французский социолог Леви-Брюль:

362

«У нас существует постоянное ощущение интеллек­туальной уверенности, столь прочной, что, кажется, не­что не в состоянии ее поколебать. Ибо даже если пред­положить, что мы внезапно наткнулись на какое-нибудь совершенно таинственное явление, причины которого со­вершенно ускользают от нас, то мы все же совершенно убеждены в том, что наше неведение является временным, что такие причины у данного явления существуют, что раньше или позже они будут вскрыты. Таким обра­зом, природа, среди которой мы живем, является для нас, так сказать, уже заранее «интеллектуализированной», умопостигаемой: она вся — порядок и разум, как и тот ум, который ее мыслит и среди которой он дви­жется. Наша повседневная деятельность вплоть до са­мых незначительных своих деталей предполагает пол­ную и спокойную веру в неизменность законов приро­ды»2.

Ныне наша уверенность «в рациональности» природы оказалась поколебленной отчасти в результате бурного роста естествознания в наше время. Как было отмечено в «Предисловии», наше видение природы претерпело коренные изменения. Ныне мы учитываем такие аспек­ты изменения, как множественность, зависимость от времени и сложность. Некоторые из сдвигов, происшед­ших в наших взглядах на мир, описаны в этой книге.

Мы искали общие, всеобъемлющие схемы, которые допускали бы описание на языке вечных законов, но обнаружили время, события, частицы, претерпевающие различные превращения. Занимаясь поиском симметрии, мы с удивлением обнаружили на всех уровнях — от эле­ментарных частиц до биологии и экологии — процессы, сопровождающиеся нарушением симметрии. Мы описа­ли в нашей книге столкновение между динамикой с при­сущей ей симметрией во времени и термодинамикой, для которой характерна односторонняя направлен­ность времени.

На наших глазах возникает новое единство: необра­тимость есть источник порядка на всех уровнях. Необра­тимость есть тот механизм, который создает порядок из хаоса. Как могли столь радикальные изменения в на­ших взглядах на природу произойти за сравнительно короткое время — на протяжении последних десятиле­тий? Мы убеждены, что столь быстрая и глубокая пе­рестройка наших взглядов на мир свидетельствует о

363

значительной роли, отводимой в нашем восприятии при­роды построениям нашего разума. Эту мысль велико­лепно выразил Нильс Бор в беседе с Вернером Гейзенбергом во время экскурсии в замок Кронберг:

«Разве не странно, как изменяется этот замок, стоит лишь на миг вообразить, что здесь жил Гамлет? Как ученые, мы твердо знаем, что замок построен из кам­ней, и восхищаемся тем, как искусно сложил их архи­тектор. Камни, зеленая, потемневшая от времени крыша, деревянная резьба в церкви — вот и весь замок. Ничто из названного мной не должно было бы измениться от того, что здесь жил Гамлет, и тем не менее все пол­ностью изменяется. Стены и крепостные валы начинают говорить на другом языке... Мы знаем о Гамлете лишь то, что его имя встречается в хронике XIII в. ...Но каж­дый знает, какие вопросы Шекспир заставил его зада­вать, в какие глубины человеческого духа он проник, поэтому Гамлет не мог не обрести свое место на зем­ле — здесь, в Кронберге»3.

Вопрос о природе реальности был центральным в увлекательном диалоге между Эйнштейном и Таго­ром4. Эйнштейн подчеркивал, что наука должна быть. независима от существования наблюдателя. Такая пози­ция привела его к отрицанию реальности времени как необратимости, эволюции. Тагор же утверждал, что, даже если бы абсолютная истина могла существовать, она была бы недоступна человеческому разуму. Инте­ресно, что в настоящее время эволюция науки происхо­дит в направлении, указанном великим индийским поэтом. Что бы мы ни называли реальностью, она от­крывается нам только в процессе активного построения, в котором мы участвуем. По меткому выражению Д. С. Котари, «простая истина состоит в том, что ни измерение, ни эксперимент, ни наблюдение невозможны без соответствующей теоретической схемы»5.

2. Время и времена


На протяжении более трех столетий в физике господ­ствовало мнение о том, что время по существу представ­ляет собой геометрический параметр, позволяющий описывать последовательность динамических состояний. Эмиль Мейерсон6 предпринял попытку представить ис-

364

торию современной науки как постепенную реализацию того, что он считал основной категорией человеческого разума: сведения различного и изменяющегося к тождественному и неизмененному. Время подлежало полному исключению.

Ближе к нашему времени выразителем той же тенденции в формулировке физики без ссоотнесения с необ­ратимостью на фундаментальном уровне стал Эйнштейн.

Историческая сцена разыгралась 6 апреля 1922 г.7 в Париже на заседании Философского общества (Societe de Philosophiе), на котором Анри Бергсон в полемике с Эйнштейном пытался отстаивать множественность со­существующих «живых» времен. Ответ Эйнштейна был бесповоротен: он категорически отверг «время филосо­фов». Живой опыт не может спасти то, что отрицается наукой.

Реакция Эйнштейна в какой-то мере была обосно­ванна. Бергсон явно не понимал теорию относительно­сти Эйнштейна. Но отношение Эйнштейна к Бергсону не было свободно от предубеждения: dureé (длитель­ность), бергсоновское «живое» время относится к числу фундаментальных, неотъемлемых свойств становления, необратимости, которую Эйнштейн был склонен прини­мать лишь на феноменологическом уровне. Мы уже упо­минали о беседах Эйнштейна с Карнапом (см. гл. 7). Для Эйнштейна различия между прошлым, настоящим и будущим лежали за пределами физики.

В этой связи большой интерес представляет перепис­ка между Эйнштейном и одним из ближайших друзей его молодости в цюрихский период Микеланджело (Ми­шелем) Бессо8. Инженер по профессии и естествоиспы­татель по призванию, Бессо в последние годы жизни все больше интересовался философией, литературой и проблемами, затрагивающими самую суть человеческого бытия. В своих письмах к Эйнштейну он непрестанно задавал одни и те же вопросы. Что такое необрати­мость? Как она связана с законами физики? И Эйн­штейн неизменно отвечал Бессо с терпением, которое он выказывал только к своему ближайшему другу: необра­тимость есть лишь иллюзия, обусловленная «неверны­ми» начальными условиями. Диалог двух друзей про­должался многие годы до кончины Бессо, который был старше Эйнштейна на восемь лет и умер за несколько месяцев до смерти Эйнштейна. В последнем письме

365

к сестре и сыну Бессо Эйнштейн писал: «Своим проща­нием с этим удивительным миром он [Мишель] ...не­сколько опередил меня. Но это ничего не значит. Для нас, убежденных физиков, различие между прошлым, настоящим и будущим — не более чем иллюзия, хотя и весьма навязчивая». В эйнштейновском стремлении по­стичь фундаментальные законы физики познаваемое отождествлялось с незыблемым.
http://yanko.lib.ru/books....1693112

Илья Пригожин, Изабелла Стенгерс

ПОРЯДОК ИЗ ХАОСА

***
Хорошая книга, популярно изложена и научно подкреплена базовыми знаниями современности.
Мир кажущийся кому-то слишком сложным или напротив, слишком простым, в восприятии каждого человека проявлен уникально, тем и важно важнейшее значение процесса творчества и понимание своей сотворческой миссии...


Книгоиздательство
 
ШахерезадаДата: Пятница, 2023-03-03, 5:00 PM | Сообщение # 177
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 3891
Статус: Offline
И.М. Капитонов - факультет МГУ

Что нам известно о космосе и Вселенной.
Существуют ли параллельные миры

(популярная лекция, прочитанная 21 мая 2016 г. для участников и слушателей музыкального фестиваля на открытом воздухе «Open-air Шокофест» в усадьбе «Отрада» под г. Серпухов, Калужская обл.)



Фрагмент

11. Поразительный факт состоит в том, что многие из магистральных разработок в фундаментальной теоретической физике приводят к возможности той или иной разновидности параллельных вселенных. Уже обсуждают около десятка вариаций на тему мультивселенной. В каждой из них наша Вселенная предстает как часть неожиданно более масштабного целого, но сложность этого целого и природа составляющих его вселенных весьма отличаются друг от друга. В одних картинах параллельные вселенные разделены колоссальными расстояниями или промежутками времени; в других они ведут призрачное существование в считанных миллиметрах от нас; в третьих же сама попытка говорить об их местоположении наивна и лишена всякого смысла. Подобное многообразие возможностей обнаруживается и в тех законах, которые управляют этими параллельными вселенными. Где то эти законы – такие же, как в нашей Вселенной; в других вселенных они выглядят иначе, но имеют похожую родословную; в третьих они по форме и структуре не похожи ни на что, из того, с чем нам доводилось иметь дело прежде и жизнь в нашем понимании там невозможна. Попытки представить себе, насколько разнообразной и необъятной может быть реальность, заставляют чувствовать одновременно и восторг и покорность перед её величием. /Весь приведённый абзац – почти целиком заимствован из книги Брайана Грина «СКРЫТАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. Параллельные миры и глубинные законы космоса», Москва, УРСС, 2013. Дальнейший материал этого пункта также основан на материале этой книги. Ниже мы коснёмся 4-х возможностей реализации параллельных вселенных, которым припишем буквы a, b, c, d:

а. Если пространство, т.е. наша Вселенная, бесконечна (идея, которая находится в согласии со всеми наблюдениями и является частью той космологической модели, которую предпочитают многие физики и астрономы), то где-то там обязаны существовать области, где копия меня, и копии Вас, и копии всего вокруг нас наслаждаются альтернативной версией той реальности, с которой имеем дело мы. Где-то в отдалённом уголке бесконечного космоса есть галактика, которая выглядит в точности так как Млечный Путь, в которой есть солнечная система, как две капли воды похожая на нашу, с планетой, которая является вылитой копией Земли, на которой в точности такой же стране с таким же названием Россия происходит в точности таком же месте неотличимый от нашего первый open-air лета Шокофест, где кто-то, абсолютно похожий на меня, излагает абсолютно похожим на Вас субъектам такую же притчу о Вселенной. И такая копия не одна. В бесконечной Вселенной их бесконечно много. В каких-то мой двойник только что закончил эту фразу. В других он вообще прекратил выступление, так как пошёл проливной дождь. В третьих, он ещё не появился, запаздывает, так как решил подкрепиться. И Вы, и я никогда не встретимся со своими двойниками, так как наши копии обитают в настолько далёких друг от друга областях, что даже у луча света, начавшего своё путешествие в момент Большого Взрыва, не хватило бы времени пересечь разделяющее нас пространство. Но, даже не имея возможности наблюдать эти далёкие области, мы понимаем, что из ключевых физических принципов вытекает, что бесконечно большой космос является вместилищем для бесконечного числа параллельных миров – какие-то из них идентичны нашему, какие-то чем-то отличаются от нашего, какие-то вовсе на него не похожи.
Почему это так? Всё это основано на том, что даже из очень большого, но конечного количества элементарных частиц (и атомов), составляющих видимый космос, можно составить лишь конечное (хотя и очень большое) число комбинаций. И в бесконечном космосе одни и те же комбинации будут неизбежно дублироваться и множиться. Вспоминается шутливый разговор двух физиков, увидевших красивую женщину. Один говорит другому: «Смотри, как удачно скомпонованы атомы». В видимой части нашей Вселенной огромное, но счётное количество вещества, примерно 1056 г. Можно подсчитать, что число различных конфигураций частиц и атомов, которое можно сформировать из этого количества материи внутри космического горизонта, составляет примерно (единица с 10122 нулями). Это огромное, но всё же конечное число. В бесконечно большой вселенной многократность повторений зашкаливает.

b. Другую возможность параллельных миров предоставляет нам квантовая механика – теория атомов и элементарных частиц. Эта теория установила, что научные предсказания являются с неизбежностью вероятностными. Мы можем предсказать шансы одного исхода событий, мы можем предсказать шансы другого, но мы, вообще говоря, не можем точно предсказать, какой из них в действительности произойдёт. Любой исход, не противоречащий принципам квантовой механики, имеет право на существование – даже, казалось бы, такой немыслимый, как прохождение человека сквозь стену. Он возможен, но с исчезающе малой вероятностью. Квантовая механика подтверждена десятилетиями самых пристальных проверок, но никто не в состоянии объяснить, почему в каждой конкретной ситуации в действительности случается только один из многих возможных исходов. Возможно привычное представление о наличии одного и только одного исхода у любой ситуации – в корне неверно. Математика, лежащая в основе квантовой механики, допускает (по крайней мере, под некоторым углом зрения), что случаются все возможные исходы, но каждый из них обитает в собственной отдельной вселенной. Если квантовые расчёты предсказывают, что частица (или атом) может находиться тут, а может и там, то в одной вселенной она находится тут, а в другой – там. И в каждой такой вселенной есть копия Вас, которая наблюдает за тем или иным исходом, полагая (ошибочно), что окружающая её реальность единственная. Если Вы задумаетесь о том, что квантовая механика стоит за всеми физическими процессами, от слияния атомов на Солнце до электрических перестрелок между нейронами, что составляет основу мышления, Вам станет очевидно, как далеко могут завести нас следствия этой гипотезы. Она говорит нам, что нехоженых тропок не бывает. Но каждая такая тропинка – каждая реальность – спрятана от всех остальных.

c. Ещё одна возможность параллельных вселенных связана с наиболее признанным в настоящее время сценарием Большого Взрыва, связанным с колоссальным и молниеносным расширением пространства, вызванным гигантской антигравитацией первоначально очень плотного сгустка материи. Это сценарий возникновения нашей Вселенной. Если он верен (а об этом пока свидетельствуют самые тщательные астрономические наблюдения), то взрыв, создавший нашу область пространства, мог быть не единственным. Подобные взрывы (и расширения) в отдалённых областях прямо сейчас могут порождать вселенную за вселенной и делать это вечно. Более того, каждая такая дочерняя вселенная сама бесконечно расширяется в пространстве и содержит бесконечное число параллельных миров.

d. Последний вариант рассматриваемой нами возможности параллельных вселенных связан с теорией струн – физической теорией, которая в рамках единого подхода пытается объединить все законы природы. Такой единой теории пока не существует и теория струн (более точно, суперструн) – наиболее перспективный теоретический проект. Суперструны – это, пока гипотетические, объекты конечного и очень малого размера (~10–33 см), которые могут испытывать гигантские натяжения и колебаться с различными (и гигантскими) частотами. В этой теории все известные элементарные частицы – электроны, фотоны, кварки (из которых состоят протоны и нейтроны), нейтрино и др. – это различные проявления резонансных колебаний этих струн. Электрон – это один способ резонансных колебаний струны, кварк – другой и так далее. Все свойства каждой элементарной частицы (её заряд, масса и др.) определяются особенностями соответствующего колебания суперструны.

***


Сказки - жемчуга мира
Книги Семи Морей
 
НатьяДата: Суббота, 2023-03-04, 11:43 AM | Сообщение # 178
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
Цитата Шахерезада ()
d. Последний вариант рассматриваемой нами возможности параллельных вселенных связан с теорией струн – физической теорией, которая в рамках единого подхода пытается объединить все законы природы. Такой единой теории пока не существует

Если бы И. М. Капитонов прочёл *Древнюю Тайну Цветка Жизни* Друнвало Мельхиседека,
то он  бы ознакомился с  Единой Теорией Всех законов Мироздания.


небесный странник

Сообщение отредактировал Натья - Суббота, 2023-03-04, 11:44 AM
 
Mister-XДата: Воскресенье, 2023-03-05, 2:04 AM | Сообщение # 179
Участник Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 35
Статус: Offline
Цитата Шахерезада ()
Существуют ли параллельные миры

Ответ зависит от того, кто задаёт этот вопрос. Обсуждение подобных тем мне всегда напоминает басню "Лебедь, рак и щука"
Лично я знаю, что есть, так как уже с детсва в них бываю.
И я думаю, что многие дети бывают в этих мирах, просто они не знают, что это параллельные миры, пока им взрослые тёти и дяди не втолкуют, что это лишь их фантазии, и всё становится "на свои места".

Цитата Шахерезада ()
В одних картинах параллельные вселенные разделены колоссальными расстояниями или промежутками времени; в других они ведут призрачное существование в считанных миллиметрах от нас; в третьих же сама попытка говорить об их местоположении наивна и лишена всякого смысла. Подобное многообразие возможностей обнаруживается и в тех законах, которые управляют этими параллельными вселенными. Где то эти законы – такие же, как в нашей Вселенной; в других вселенных они выглядят иначе, но имеют похожую родословную; в третьих они по форме и структуре не похожи ни на что, из того, с чем нам доводилось иметь дело прежде и жизнь в нашем понимании там невозможна.

"Как вверху, так и внизу" - это про параллельные миры. Прекрасная модель к этому утверждению - русская матрёшка.
Цитата Шахерезада ()
Попытки представить себе, насколько разнообразной и необъятной может быть реальность, заставляют чувствовать одновременно и восторг и покорность перед её величием.

А когда ты находишься в мире Высшего Разума и тебе это в реальности демонстрируют, это уже не восторг, это что-то вроде моря Любви, описать земными словами невозможно.

Цитата Шахерезада ()
а. Если пространство, т.е. наша Вселенная, бесконечна (идея, которая находится в согласии со всеми наблюдениями и является частью той космологической модели, которую предпочитают многие физики и астрономы), то где-то там обязаны существовать области, где копия меня, и копии Вас, и копии всего вокруг нас наслаждаются альтернативной версией той реальности, с которой имеем дело мы. Где-то в отдалённом уголке бесконечного космоса есть галактика, которая выглядит в точности так как Млечный Путь, в которой есть солнечная система, как две капли воды похожая на нашу, с планетой, которая является вылитой копией Земли

Почему бы и нет. Только мне больше нравится утверждение, что Космос бесконечен, но состоит из конечных Вселенных.
Раз мы есть, то где то в Космосе должны быть и другие цивилизации.

Цитата Шахерезада ()
b. Другую возможность параллельных миров предоставляет нам квантовая механика – теория атомов и элементарных частиц. Эта теория установила, что научные предсказания являются с неизбежностью вероятностными. Мы можем предсказать шансы одного исхода событий, мы можем предсказать шансы другого, но мы, вообще говоря, не можем точно предсказать, какой из них в действительности произойдёт.

Во первых очень важный здесь момент - в основе квантовой физики лежит уравнение Шрёдингера, которое не выводится, а полученно метафизически (чувствознанием) и доказано эмпирически.
Все процессы без исключения носят вероятностный характер, но!
Существует множество методов, с помощью которых мы можем влиять на вероятность, вплоть до влияния наших мыслей.
Опять же очень многое зависит от уровня нашего сознания.
Технология полупроводниковых приборов основанна на вероятностной квантовой физике, однако при этом удаётся массово производить полупроводники с заданными параметрами.

Во вторых - микромир, согласно квантовой физике, имеет много больше измерений, чем наш видимый физический мир, поэтому мы не можем на основе нашего 4-х мерного состояния обнаружить миры, находящиеся в других измерениях. Для этого нам надо перевести наше сознание в многомерное состояние и на это способна наше душа в свободном состоянии, а пока она в теле, душа "зажата" в 4-х мерное пространство. Поэтому мудрецы уже в "древние" времена сравнивали нашу душу с птицей в клетке.

В третьих - мы уже построили в нашей земной атмосфере невидимый мир, наполненный разнообразной энергией-материей (электромагнитные волны), несущей в себе огромное количство информации.
И с помощью электронных детекторных устройств - телевизоров, мы превращаем этот мир в видимый и при этом на каждом канале мы наблюдаем свой мир и эти миры существуют параллельно и одновременно в одном пространстве вокруг нас.

Цитата Шахерезада ()
d. Последний вариант рассматриваемой нами возможности параллельных вселенных связан с теорией струн – физической теорией, которая в рамках единого подхода пытается объединить все законы природы. Такой единой теории пока не существует и теория струн (более точно, суперструн) – наиболее перспективный теоретический проект...
В этой теории все известные элементарные частицы – электроны, фотоны, кварки (из которых состоят протоны и нейтроны), нейтрино и др. – это различные проявления резонансных колебаний этих струн. Электрон – это один способ резонансных колебаний струны, кварк – другой и так далее. Все свойства каждой элементарной частицы (её заряд, масса и др.) определяются особенностями соответствующего колебания суперструны.
.
Ну это очередная попытка связать вместе корпускулярную и волновую теории материи-энергии, попытка разрешить этот дуализм мироздания.
Но тут я наверное разочарую сторонников этой теории.
В основе мироздания лежит не дуализм, а триализм - материя + энергия (волна) + сознание. Т.е. всё в мироздании состоит из материи, которая обладает энергией (волной-вибрацией) и сознанием.
Материя, энергия и сознание, связанные друг с другом, всегда были, есть и будут в мироздании. Так каждый электрон обладает своей массой, вибрацией и сознанием.
Цитата Натья ()
Если бы И. М. Капитонов прочёл *Древнюю Тайну Цветка Жизни* Друнвало Мельхиседека,то он  бы ознакомился с  Единой Теорией Всех законов Мироздания.

Интересно, Наташа, может приведёшь цитаты?
Вообще то я больше доверяю нашим авторам: Блаватской и Рерихам, точнее их Учителю, с которым меня не раз связывала судьба, очень часто важным бывает то, что написано мелким шрифтом и раскидано по всему учению.

Цитата MгновениЯ ()
Собираем интересные цитаты: философские, ценные, спорные и полезные для осмысления.Хорошо бы сопровождать их своими комментариями.
  
Замечательная идея, а то некоторые так и сыплют цитатами, а без формирования личного мнения они ничего не стоят.
Один классик сказал: Книги пишутся не для того, чтобы их только читали, а для того, чтобы над ними размышляли.

Автору и участникам этой темы огромный респект!

 
ШахерезадаДата: Понедельник, 2023-03-06, 10:40 AM | Сообщение # 180
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 3891
Статус: Offline
Mister-X, спасибо за очень интересные размышления!

Цитата Mister-X ()
Интересно, Наташа, может приведёшь цитаты?Вообще то я больше доверяю нашим авторам: Блаватской и Рерихам, точнее их Учителю

Кто редко появляется на форуме, не замечают многих других тем, где уже приводились цитаты и размышления по этой же необъятной теме о Вселенной и Космосе. Собственно говоря, мы издали несколько сборников и авторских книг.  Вот и приходится повторяться...  периодически. Надеюсь, Наташа приведет тут цитаты.

Цитата Mister-X ()
В основе мироздания лежит не дуализм, а триализм - материя + энергия (волна) + сознание. Т.е. всё в мироздании состоит из материи, которая обладает энергией (волной-вибрацией) и сознанием.

Да, совершенно верно, Виктор, ведь и мудрейший Гермес Трисмегист о том же говорил. Хотя каждый под тройственным основанием видит несколько разное, называет разными словами, например, материя-душа-дух, при этом сознание всюду находится (обнаруживается) в разных качествах своих, и двойственность корпускулярно-волновая также присуща всему воспринимаемому нами, как в микромире, так и в макро. Единство - главный Закон мира. Не так ли?

Цитата Mister-X ()
Существует множество методов, с помощью которых мы можем влиять на вероятность, вплоть до влияния наших мыслей.Опять же очень многое зависит от уровня нашего сознания.

Да, и у нас есть специальный раздел, который ведет Просто-Соня, где тьма таких методик и замечательных текстов фрагментами изложены по направлениям. Каждый полагает свой уровень сознания достаточно высоким, в своей системе координат. На эту тему - отдельная веточка "Возвышение Глупости". Но как сравнивать, если восприятие каждого уникально, тем более, опыт жизни и труды мысли. Выходит, каждый человек в чем-то велик, а в чем-то мал - в своей собственной Вселенной. Прежде всего мы влияем и создаем вероятность событий внутреннего космоса, а внешний мир - его отражение. Точнее сказать, они (и мы) отражение друг друга.
Об этом Интрасферные темы, их много...



Цитата Mister-X ()
Замечательная идея, а то некоторые так и сыплют цитатами, а без формирования личного мнения они ничего не стоят. Один классик сказал: Книги пишутся не для того, чтобы их только читали, а для того, чтобы над ними размышляли.

Если это упрек адресный, то мое мнение и размышления по философским вопросам уже 18 лет звучит ежедневно во всех темах форума... и в книгах серии Колибри, которые, увы мне, мало кто читает. Видимо, они ничего не стоят.
Но живую дискуссию всегда рада поддержать с единомышленниками.


Сказки - жемчуга мира
Книги Семи Морей
 
Галактический Ковчег » ___Мастерские Ковчега » Сотворение Дворцов, Храмов... » Цитируем, размышляя..
  • Страница 9 из 10
  • «
  • 1
  • 2
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • »
Поиск:


Друзья! Вы оказались на борту сказочного космолёта
"Галактический Ковчег" - это проект сотворчества мастеров
НАУКА-ИСКУССТВО-СКАЗКИ.
Наши мастерские открыты гостям и новым участникам,
Посольские залы приветствуют сотворческие проекты.
Мы за воплощение Мечты и Сказок в Жизни!
Присоединяйтесь к участию. - Гостям первые шаги
                                                   
Избранные коллекции сотворчества на сайте и главное Меню
***Царства Мудрости. Поэма атомов
.. на форуме  на сайте

Все Проекты Библиотеки.
 Сборники проектов

Город Мастеров

Галактический Университет

Главная страница
Все палубы Форума 
Главный зал Библиотеки
Традиции Галактического Ковчега тут! . . ... ......
..

Лучшие Авторы полугодия: Просперо, Constanta, ivanov_v, Натья, Въедливый, bragi
Самые активные издатели: ivanov_v, Шахерезада
....... - .. Раздел: Наши Пиры - Вход _ИМЕНА Авторов -Вход ...
Хостинг от uCoz

В  главный зал Библиотеки Ковчега