«...Эта жемчужина Писания глубоко сокровенна. Она совершенно не подлежит широкой огласке. Но какой смысл в этом сокровенном таинстве, если, хоть раз в тысячелетие не приоткрывать крышку сакрального сосуда и не напоить нектаром, хоть одно из миллиона удачливое сердце».
Надпись на глиняной дощечке Шумеров
****
Жемчужные сказки в стихах и прозе, а также стихи и композиции, где встречаются жемчуга... Вход гостям свободный - логин Гость, пароль 12345
Расталкивая мысли в звездопад И снова собирая жемчуга, Любуюсь на звенящий маскарад, И тают вспоминаний берега…
Тут новый раздвигается шатёр, - Сюжеты ста легенд ведёт Она, Куда ни глянь, её волнений флёр… Фантазий откровения полна…
Дата: Четверг, 2020-08-20, 5:36 PM | Сообщение # 122
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
ТРИ ЦАРЕВИЧА
Индийская сказка
В давние времена жил царь. Было у него три сына, один другого лучше: и храбрые, и умные, и рассудительные. Когда царь состарился, решил он покинуть свое царство и остаток дней прожить отшельником в святой обители. Стал царь думать, кого же из сыновей посадить на престол. Думал, думал, да так не смог выбрать: все трое одинаково хороши и достойны царского трона.
Тогда царь собрал советников и поделился с ними своей заботой.
— Вам хорошо известно, как счастливо живут подданные в моем царстве, — сказал он. — Я решил удалиться от государственных дел, но не могу решить, кого из трех сыновей посадить на царство, кто из них будет так же заботиться о народе, как я. Вот вам мой приказ: устройте царевичам испытание и после скажите мне, кого из них вы хотите видеть на моем месте.
Долго думали придворные советники и вельможи и наконец нашли способ испытать царевичей. Дали они царским сыновьям денег, каждому поровну, и велели отправиться на чужбину. Кто сумеет лучше всех распорядиться своими деньгами, тому и быть на отцовском престоле. Царь согласился с таким решением.
И вот через несколько дней царевичи пустились в дальний путь. Сели они на корабль и поплыли в море. Долго они плыли, а когда завидели землю, сошли на берег. Здесь царевичи разошлись в разные стороны и условились ровно через год встретиться на этом же месте.
Два старших брата вздумали заняться торговлей, чтобы добыть побольше богатства, и ушли каждый своим путем искать удачи. А меньшой царевич не знал, за что ему взяться, — вот он и пошел потихоньку вдоль берега. Шел он долго, по сторонам поглядывал, а потом стало ему грустно. Сел царевич на камень, вспомнил о родительском доме и пригорюнился. Вдруг перед ним предстал старец в одежде отшельника.
— Откуда ты пришел, юноша, и куда путь держишь? — спросил он.
Царевич поведал старцу, что привело его в эти края. Отшельник выслушал его и сказал:
— Знаю я, сынок, для тебя одно дело. Но не всякому оно придется по душе. Возьмется за него только тот, кто не жаден к деньгам. Если ты не погонишься за корыстью, то после получишь все, что захочешь.
— Я сделаю так, как ты скажешь, — ответил царевич.
— Хорошо. Тогда купи на все свои деньги зерна и вели ссыпать его в кучу на берегу. Потом каждый день утром и вечером бери по мешку зерна из этой кучи и высыпай в море. Если зерно у тебя кончится, все равно отсюда не уходи!
Сказал так старец и вмиг исчез. Послушался царевич его совета, купил на все деньги зерна, велел ссыпать его в кучу на берегу моря, а рядом разбил свой шатер. Каждый день он бросал в воду по два мешка зерна, да еще горсть зерна брал себе на еду — и куча становилась все меньше и меньше. И вот настал день, когда все зерно кончилось, а у царевича не осталось и медяка, чтобы купить горсть зерна и утолить голод.
Сел царевич на берегу и загоревал: «Увы мне, неразумному! Видно, в несчастливый час оставил я дом. Поверил я обманщику и напрасно потерял свои деньги. Не суждено мне быть царем, если я даже о своем собственном благе не могу позаботиться». И решил он, что больше незачем оставаться ему на этом месте. Пошел царевич в свой шатер и лег спать, чтобы наутро отправиться в обратный путь.
В тот день морские рыбы напрасно ждали привычного корма. Ведь уже долгое время — с тех самых пор, когда царевич начал бросать зерно в воду, — стаи рыб со всего моря кормились у этого берега. Вслед за своими подданными приплыл в эти места и сам владыка рыб. Но на этот раз впервые за много дней рыбы не получили зерна. Тогда рыбий царь стал спрашивать своих приближенных:
— Что случилось? Нас вкусно кормили целых полгода. Почему же сегодня все вдруг кончилось? Не повинны ли в этом мы сами? Скажите мне, вознагражден ли за свою щедрость тот, кто так долго кормил нас? Получил ли он от нас что-нибудь в дар?
— Нет, повелитель! — в один голос воскликнули приближенные. — Мы ничем не отдарили его!
— Теперь я понимаю, в чем дело, — сказал повелитель рыб. — Мы оказались неблагодарными и поплатились за это. Надо исправить нашу ошибку. Вот вам мой приказ: пусть все мои подданные разыщут на дне морском по драгоценной жемчужине и к утру принесут их нашему доброму покровителю.
Всю ночь по приказу своего владыки рыбы выносили из моря жемчужины и складывали их возле шатра царевича. Всю ночь волновалось море от несметного числа рыб, приплывающих с жемчужинами. Под утро проснулся царевич от плеска волн и увидел, что рядом с шатром выросла целая груда прекрасных жемчужин. Понял он, чем заслужил такое богатство, и подумал: «Напрасно я сетовал на свои несчастья. Останусь-ка я на этом месте и буду ждать, пока не придет срок встречи с братьями».
Часть жемчужин он продал и на вырученные деньги купил зерна. Теперь морские рыбы стали получать корма еще больше, чем прежде. Затем царевич накупил кизяков и в каждую кизячную лепешку спрятал по жемчужине.
Год прошел, и вернулись старшие братья. Один из них весь этот год торговал тканями и нажил много всякого добра. Другой держал бакалейную лавку и сколотил немалые деньги. Узнали они, что у младшего брата нет ничего, кроме большой кучи кизяков, и подняли его на смех.
— Ну и глупец же ты! — говорят. — И того не сберег, что тебе дали! Велико ли богатство эти твои кизяки?
Собрались царевичи в дорогу, погрузили на корабль каждый свое имущество и поплыли домой. Старшие братья не переставали смеяться над младшим, глядя, как он перетаскивал на корабль свои кизяки и берег их. В пути на корабле кончились дрова и не на чем стало готовить пищу. Тут братья с насмешкой попросили младшего поделиться с ними своими богатствами. Младший царевич ничего не сказал и дал кизячных лепешек для топлива, только сперва вынул потихоньку из них жемчужины.
Дома царевичей встретили с почетом. Привели их во дворец, и начали братья рассказывать, как жили на чужбине и как старались с пользой употребить свои деньги. Показали старшие братья накопленное добро, подсчитали сановники и вельможи привезенные ими богатства. Дошла очередь до младшего брата. Когда слуги внесли в зал огромную кучу кизячных лепешек, придворные стали исподтишка пересмеиваться.
— Легко хвалить то, что красиво с виду и слепит глаза блеском, — сказал тогда младший царевич. — Однако на свете есть много такого, что не привлекает взор, но таит в себе неисчислимые ценности.
С этими словами царевич стал разламывать кизяки и вынимать из них жемчужины. В изумлении смотрели придворные, как растет перед царем груда отборных жемчужин, и долго еще они не могли опомниться.
Рассказал царевич, как он сумел добыть такое сокровище, и всем стало ясно, что младший царевич не только умен, но и бескорыстен.
— Вах! Вах! — одобрительно зашумели вельможи. — Вот кому быть нашим новым царем!
Через несколько дней младшего царевича торжественно возвели на престол. На братьев он не был в обиде, назначил их на высокие должности, и с тех пор все в его государстве жили в мире, веселье и счастье.
Дата: Четверг, 2020-08-20, 6:19 PM | Сообщение # 123
Советник Хранителя
Группа: Проверенные
Сообщений: 1092
Статус: Offline
ЦитатаТанец ()
— Легко хвалить то, что красиво с виду и слепит глаза блеском, — сказал тогда младший царевич. — Однако на свете есть много такого, что не привлекает взор, но таит в себе неисчислимые ценности.
Индийцы боготворили жемчуг с глубокой древности. Чудесная мудрая сказка! Не читала. Благодарю за знакомство.
Жемчуг Индийская легенда Автор: Влас Михайлович Дорошевич
Из цикла «Сказки и легенды». Источник: Дорошевич В. М. Сказки и легенды. — Мн.: Наука и техника, 1983.[1]
Вишну забавлялся. Кликнул весёлый клич своим ангелам. Клич прозвенел по вселенной. И, как слетаются бабочки на ветку, покрытую цветками, так слетались белые ангелы и, радостно трепеща крыльями, облепили престол бога. Вишну сказал: — Ангелы! Спуститесь на землю и объявите моим людям мою волю. Завтра в полдень я хочу рассыпать сокровища по земле. Пусть люди с радостью ожидают. И с тёмного неба, осыпанного золотой пылью звёзд, пролился на землю дождь ангелов. Ангелы слетели к изголовьям спавших людей и прошептали: — Завтра. В полдень. Сокровища посыплются с неба. С радостью жди подарка бога Вишну. Вишну снова кликнул весёлый клич. И клич его отдался в глубине океанов. Вишну призвал к себе жемчуг. И по кличу этому раскрылись перламутровые раковины и выпустили на волю драгоценные жемчужины. Самые крупные из них всплыли на поверхность океана. Словно туман, поднялся жемчуг к небесам и, играя в лунных лучах, облаком окружил престол бога.
В розовом свете утренней зари играл Вишну крупным жемчугом, пересыпая его из руки в руку. А когда солнце остановилось на полдне, бог стал бросать жемчуг на землю горстями, как сеятель кидает семена на вспаханную, дымящуюся ароматом земли, ниву. И когда спал жар, Вишну спустился на землю, чтоб полюбоваться ею, осыпанной жемчугом. Он принял вид брамана и пошёл по земле. Первый, кого он увидел, был его враг. Танг-Карна. Нечестивец. Который сидел теперь около своего дома и, похожий на дьявола, жарил на горячих углях ещё тёплое и дымящееся мясо только что зарезанной козы. Трава кругом была облита кровью. Смоченная кровью валялась шкура козы. Отвращение охватило бога при этом виде. — Убивающий живых! Разве ты не боишься богов? — воскликнул Вишну, принявший вид брамана. Танг-Карна встретил брамана хохотом: — А ты их видел? Ты уж не ловил ли сегодня в полдень сокровищ с неба? Покажи, много ли поймал! Тут все люди посходили с ума, в полдень стояли, разинув рот на небо, словно собирались проглотить солнце! Бог должен был их осыпать с неба сокровищами. Дождались! Ты вот что! Если хочешь есть, садись, я дам тебе кусочек козочки. Когда будешь сыт, на сердце станет веселее, забудешь про напрасное ожидание сокровищ с неба. Мы весело посмеёмся над людьми, которые выдумали богов! Право, садись! Ещё боги существуют или нет, — а коза вот она, жарится! И сейчас будет готова! С содроганием от смеха Танг-Карна отошёл Вишну от безбожника. Он направился к дому Субрумэни, благочестивейшего из индусов. Сумбрумэни славил всем своим существованием и каждое мгновение создавших его богов. Не было прилежнее его в молитвах, в омовениях, в соблюдении всех священных обрядов. И к его дому направил свои стопы Вишну в одежде брамана. В доме Субрумэни было тихо, как в доме, который посетила печаль.
И сам Субрумэни сидел на пороге своего дома, как человек, потерявший надежду. — Что с тобой, благочестивейший из индусов? — в изумлении воскликнул Вишну. — Отчего нет пения и плясок в твоём доме? Разве ты сегодня не получил подарка от бога Вишну, который знает и любит тебя? Или ты не поверил ангелу, возвестившему тебе радость, и не пошёл в полдень за небесной наградой? — О, нет, благочестивый браман! — печально ответил Субрумэни. — Когда ангел явился ко мне во сне и сказал мне радостную весть, я, весь охваченный восторгом, проснулся и разбудил в доме всех. Несмотря на ночной час, мы пошли в поле. Я приказал обнести поле частой и высокой изгородью, чтобы небесные дары не перекатились на поля моих соседей. Я говорил: «Ставьте выше плетень. Вишну наполнит всё это сокровищами!» Я приказал срубить все деревья и с корнями повыдергать все кусты на поле. Когда идёт сильнейший дождь, под деревьями бывает сухо. Я приказал срубить деревья и выкорчевать кусты, чтобы они не метали падать на землю сокровищам, как мешают падать каплям дождя. Я работал сам, работала моя жена, работали мои дети, работали все мои слуги и к полудню всё было сделано и кончено. Тени становились всё короче и короче, всё ближе и ближе подползали к деревьям, и вот тень от венчиков пальм обвила чёрным цветом стволы деревьев. Солнце стало на полдне. Я смотрел на небо, и сердце хотело выскочить из моей груди. Сейчас польётся дождь сокровищ над моим полем и наполнит его горой выше плетня. И вдруг я услышал, словно большой жук пролетел мимо моего носа. Я увидел огромную чёрную жемчужину. Она пролетела мимо, упала и вдребезги разбилась о землю. Это было всё! Вишну нахмурился и пошёл к дому Кэнэбоди, трудолюбивого ремесленника, на последние деньги всегда украшавшего цветами алтарь богов. И в доме Кэнэбоди было тихо и печально. И сам Кэнэбоди сидел в слезах на пороге своего дома. Взгляд его был полон отчаяния.
— Какое горе случилось с тобой, добродетельный Кэнэбоди? — спросил Вишну. — Не ударяй по ранам, браман! — отвечал Кэнэбоди, и голос его был полон страданья. — Сегодня ночью я слышал голос ангела, возвестившего великую милость неба, и проснулся, и не мог заснуть, и лёжа с открытыми глазами, видел сны. Я видел дворец, в котором живу. Прозрачные, холодные, кристальные ручьи журчали среди благоухающих цветов. А среди волшебного сада стоял храм бога Вишну — храм, который я построил, чтоб отблагодарить бога за его великую милость ко мне. С этими мыслями я дождался полдня и пошёл в поле. Я широко расставил руки, чтобы схватить сокровища, которые упадут с неба. Так я стоял, глядя на небо. Но вот солнце прямо взглянуло мне в глаза и словно вонзило в них длинные раскалённые иглы. Настал полдень. И словно маленький камешек просвистел мимо моего лица. С неба пролетела розовая жемчужина неописанной красоты. И я не успел схватить её, потому что мои руки были расставлены слишком широко. Она ударилась о землю и разбилась в мелкий порошок. Кок же не плакать мне, бедному человеку, браман? Вишну, мрачный, отошёл от его дома и пошёл по селенью. Как вдруг слуха его коснулись музыка, и пенье, и топот пляшущих ног, и весёлые крики. Весь украшенный листьями банана, словно во дни величайших праздников, стоял дом Свама-Найди. Вишну редко слышал благоухание его цветов, его слуха редко касались ленивые молитвы Свама-Найди. Вишну подошёл к его дому.
— Какая радость празднуется в этом доме? — спросил он. — Войди, браман, и ешь, и веселись, и гляди на танцовщиц! — радостно сказал ему Свама-Найди, в гирлянде из жасминов стоя на пороге своего украшенного дома. — Сегодня великая радость под этой кровлей. Сегодня в полдень я стал богат. — Как же случилось это? — спросил Вишну. — Ночью мне снился странный сон. Мне приснился ангел, который сказал, будто бог Вишну в полдень хочет сыпать на землю людям сокровища. Я проснулся и разбудил жену, чтобы рассказать ей свой сон. Женщины любят смеяться и охотно слушают, когда им рассказывают смешные вещи. Я и рассказал ей про забавный сон: «Боги собираются сыпать на людей богатства!» Женщины доверчивы. Жена сказала мне: «А может быть, это действительно был ангел, и тогда то, что он сказал, была правда!»
Меня взяла злость. «Мало я переносил цветов в храмы, мало времени потерял на шептанье молитв? Очень много золотых посыпалось на меня с неба? Ждать сокровищ с неба! Это всё равно, что ждать когда камни поплывут по реке!» Я отвернулся и заснул. На утро я забыл бы о сне, да жена стала надоедать: «Ну, что тебе сделается? Пойди в поле в полдень! Право, пойди!» Стыдно было мне, разумному мужчине, делать такие глупости. Да уж очень жена плакала. Чем ближе к полдню, тем сильнее. Я и пошёл, чтоб только отделаться. Жена всё просила, чтоб я взял хоть корзину для сокровищ. Но я сказал: «Вот ещё, таскать по жаре!» Стал среди поля и разжал ладонь, да и то не совсем. «Чего ждать от богов! Много ли они могут послать!» Стоял и смеялся, думая, как буду хохотать над женой. Как вдруг словно что-то ударило меня по руке. Гляжу, — в пригоршне жемчужина. Да какая! Мне дали за неё золота столько, что я насилу мог унести. Даже не думал, что на свете есть его столько. Куда же ты, браман?
Но Вишну поспешно удалялся от него, ещё больше печальный, чем прежде. Тяжка была его божественная дума: — Получил награду от неба тот, кто меньше всех верил! Дойдя до перекрёстка, браман исчез. Вишну унёсся на небо. Печально рассказал он своей божественной супруге, прекрасной Лакчми, о печальном конце своей забавы: — Даже боги бессильны водворить на земле справедливость! И прекрасная Лакчми спросила своего бога: — Но что же ты сделал гнусному Танг-Карна за его кощунственный смех? Вишну сурово сдвинул брови: — Я наказал его! Я оставил его в неведении. Я не сказал ему, что бог есть, что бог перед ним! И Лакчми содрогнулась от жестокости своего божественного супруга.
Горы книжных россыпей жемчужных, Реки с именами дорогими, Океаны дел почти ненужных, Вышиты стежками золотыми В памяти, и образы, и звуки Сплетены орнаментом души... Протяни до сердца свои руки И коснись его, и не греши... Книгоиздательство
Дата: Пятница, 2020-08-21, 9:46 PM | Сообщение # 125
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1763
Статус: Offline
ЦитатаТанец ()
Горы книжных россыпей жемчужных, Реки с именами дорогими, Океаны дел почти ненужных, Вышиты стежками золотыми В памяти, и образы, и звуки Сплетены орнаментом души... Протяни до сердца свои руки И коснись его, и не греши...
Очень красиво сказано. Благодарю, Танец! У каждого - выльется в свою книгу жизни... Удивительную и неповторимую.
Жемчужина Автор: Санин Евгений Георгиевич (Монах Варнава)
Дата: Пятница, 2020-08-21, 10:16 PM | Сообщение # 126
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1763
Статус: Offline
ЦитатаТанец ()
то, что делает жемчуг столь многозначным, есть в первую очередь структура связанного с ним символизма.
Символизм возникает не на пустом месте. И сам камень жемчуг очень многолик... Попробую немного обобщить.
~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~ Многоликий жемчуг
Жемчуг популярен и в литературе, и среди ювелиров мира самых разных эпох. Много столетий конкурирует с бриллиантом. На это «соревнование» есть свои причины. Думаю, в первую очередь, это многоликость жемчуга. Причём не только по символизму, но и физически.
Жемчуг натуральный многолик: • по палитре (в природе можно встретить жемчужины практически всех цветов радуги) • по размеру • по своей форме • по качественным характеристикам (внутреннему строению)
То есть по внешнему виду и внутреннему строению, которые зависят от среды обитания (в какой раковине созрел и где находится сама раковина) и от места попадания в эту среду. Среда бывает: • естественная, природная (дикая) – без вмешательства человека – даёт природный жемчуг (в наше время это редкость и добыча естественного жемчуга запрещена) • природная (окультуренная) – с вмешательством человека – культивируемый жемчуг, отличается способом внедрения имплантанта в молюск, основа современного рынка • искусственная • имитация
К слову, среда – не только раковина, жемчуг (самый настоящий, крупный, самый дорогой) может образоваться и на пальме – в кокосе (но очень-очень редко). Бывает и пещерный жемчуг (близкий родственник драгоценных жемчужин) – в пещерах.
То есть первичная среда (раковина, пещера, дерево), на которую влияет и расположение её в природе – река или море, географические координаты, и, пожалуй, во времени (ведь есть и подземный жемчуг, по сути – разновидность окаменелостей органического происхождения).
Взаимодействие среды и жемчужины: • внешний вид раковины не показатель образования красивых жемчужин, их обычно находят в невзрачных раковинах. • жемчужина, возникнув в одном участке тела моллюска, может со временем переместиться (путешествовать) в другую его часть (возможно, в результате выталкивающего действия средних жемчужин и каких-то других факторов). • среда в определенных условиях формирует жемчужину, влияет на ее строение и форму. Действие любого фактора среды происходит на молекулярном уровне. В свою очередь, растущая жемчужина воздействует на среду.
Пещерный жемчуг: • состоят из наслоений солей кальция • прямой родственник настоящих морских жемчужин • ядро – обычно служит песчинка • органической составляющей в них нет, поэтому они не могут похвастаться такой чудной игрой цвета, за которую так высоко ценится обычный жемчуг • ювелирных украшений из него крайне мало (жемчужины очень капризны, и вдали от родной пещеры быстро тускнеют, покрываются трещинами, и могут даже вовсе умереть, рассыпавшись в пыль)
Особенности кyльтивиpoвaнного жeмчyга: • инaчe пpoпycкaют cвeт • плoтнocть вышe, чeм y пpиpoдных • интeнcивнee флyopecциpyют в peнтгeнoвcкoм излyчeнии • пpи пpoпycкaнии элeктpичecкoгo тoкa нaчинaют вpaщaтьcя, в тo вpeмя кaк пpиpoдныe жeмчyжины coхpaняют пoкoй
Современные специалисты по жемчугу любят выделять такие разновидности: • пресноводный жемчуг, выращенный на речных фермах в Китае,Японии и США (штат Миссисипи) • морской жемчуг акойя (Японии) с ослепительно белым цветом • золотой жемчуг южных морей • таитянский (черный, или же «павлиний хвост») жемчуг – рождается в устрицах, которые обитают исключительно в зоне экватора у границы южных морей • жемчуг Мабе (от одноименной устрицы Мабе) – недорогой жемчуг приплюснутой формы, как «пуговицы»
Пару слов о золотом жемчуге: уникальный по своей красоте и качеству сорт, который выращивают с помощью особо крупной разновидности моллюсков Pinctada maxima исключительно в южных морях на, нетронутых цивилизацией, удаленных островах провинции Палаван в Филиппинах компании Jewelmer. Выращивают в естественных природных условиях, в кристально чистой воде, полной планктона, любимой пищи Pinctada maxima. Каждая собранная жемчужина – чудо природы, появившееся с помощью человека. Результат гармоничного сотрудничества человека и природы (пятнадцать лет учёные-биологи бились над выведением редкого вида устриц), чудо природы, появившееся с помощью человека.
Наши предки различали понятия «жемчуг» и«жемчужина». Под последним названием понимался особой добротности жемчуг. А название «жемчужина» – для определения красоты вообще и редкости предмета – сохранилось в повседневной речи и до сих пор (говорят, например, «Одесса – жемчужина у моря»). И в древности слово «жемчужный» обозначало самое высокое качество предмета или наивысшую ценность.
Хороший жемчуг должен обладать игрой цвета,внутренним светом (люстр или отлив) и блеском. Красота жемчуга не только в окраске, но и в переливах, которые зависят от степени прозрачности арагонитовых слоев и отражения от них света. Это явление называется ориентом. Ювелиры сравнивают такой эффект с «игрой» бриллианта и при характеристике блеска жемчуга, как при оценке алмаза, говорят о «воде» жемчужин. Безупречная жемчужина «чистой воды» имеет нежный молочно-белый, светло-серебристый блеск, отливающий при ее вращении всеми цветами радуги.
Были времена на Руси, когда в жемчуг украшали себя все женщины, даже крестьянки, а Россия вместе с Индией была главным поставщиком жемчуга в европейские страны: за жемчугом люди ходили буквально, как на рыбалку.
Существует две версии о том, кто и как добывал жемчуг из речных глубин. По одной из них этим промыслом занимались исключительно мужчины. Так как температура воды в быстрых северных реках очень холодная, поэтому просто нырять и отыскивать наугад раковины жемчужниц никто не отваживался. Чтобы сквозь рябь и блики на поверхности воды разглядеть лежащую на дне небольшую ракушку, было придумано незамысловатое приспособление – «водогляд». Он представлял собой полую берестяную трубу. Искатели сколачивали из брёвен небольшой плот, с отверстием в середине. В отверстие вставляли «водогляд» и погружали большую его часть в воду. В ясную, солнечную погоду один человек по берегу тянул бичевой плот, другой смотрел через трубу в воду. Заметив подле камня моллюска, наблюдатель опускал через трубу длинный шест с щипчиками или крючком на конце. Раковина смыкала свои створки, и тогда её удобно было захватить и достать со дна реки.
Вторую версию добычи речного жемчуга в древней Руси предложил историк Александр Пыжиков в цикле передач «Тайны русской старины», посвящённых истории русского крестьянства, малоизвестным сторонам народной жизни и быта, существовавшим обрядам и глубинным верованиях. По его мнению, жемчужный промысел в России – это исключительно женский промысел и занимались им мифические русалки или обычные деревенские девушки, прошедшие обряд «водоположения». При этом незаменимыми помощниками были бобры – мастера запруд и по совместительству создатели и ревностные сторожа природных речных жемчужных плантаций, и жабы – производители природного септика.
Как бы то ни было, в жемчужном промысле есть и доля прозы, и доля романтики, волшебства, поэзии… Думаю, всё это было и в разные времена промыслом жемчуга занимались и женщины, и мужчины… Этот жемчужный промысел прекратился совсем недавно… Мир жемчуга переживает теперь другую стадию развития... Жемчуг: хронометр событий, показатель состояния природы...
Вот, немного о натуральном жемчуге. Многоликий: красивый и бесформенный, ценный и дешёвый (вместо бисера)…
А искусственный, имитация под жемчуг – тоже весьма интересная тема со своей многоликостью использованных материалов… Мне особенно понравился хлопковый жемчуг Японии… Но нельзя объять необъятное… Рассматриваем не торопясь, малыми порциями
А в мировой литературе/ культуре жемчуг ещё более многолик и требует внимательного рассмотрения и анализа (но оно того стоит!)… Во многих странах жемчужина олицетворяет душу человека. И каждая жемчужинка-душа нужна!
Живём в перламутре. Лишь нежные краски на нас отраженье бросают своё, и эти оттенки - лишь бледные маски миров, средь которых мы строим жильё.
Любовь, что слепит и сжигает как пламя, и дружба, как солнечный свет золотая, сквозь плотные створки проникли случайно, как розовый отблеск и палевый отсвет.
А чёрная пропасть отчаянья, страха, жестокости смерч безнадёжно-свинцовый для нас отражаются бледным экраном в глаза - мимолётною серою тенью.
Ярчайшее синее небо свободы, тот мир беспредельный и недостижимый нам видится в наших бликующих стенах едва-голубым, разбелённо-прозрачным...
О, если бы звонкой струною, аккордом хотя бы на миг наша жизнь зазвучала! Мы видим так мало, мы слышим так слабо, и чувствуем мы осторожно и вяло. 1980
Лежала устрица в прибое, дышала океаном синим, глядела в небо голубое, не видя ни цветов, ни линий. Но если мы понять могли бы, ее - не мысли - ощущенья, как понимают, может, рыбы оттенки, звуки и движенье, узнали б мы, как ей непросто жить, выживать в морских просторах меж створок и в процессе роста, скрываясь от голодных взоров, как тяготят порой вериги ее убежища земного, пусть перламутром блещет выгиб родного каменного крова...
Ей не увидеть ярких рыбок, снегов, курящихся вулканов, мерцанья звезд и солнце - глыбой, скользящей в бархат океана. Ей не увидеть интерьеров версальских и причесок дерзких, клумб и спектаклей атмосферных, мозаик, пазлов, арабесок; ей не увидеть линий, красок, разнообразья формы, смысла - лишь тяжесть и инертность массы, удары волн в подножье мыса...
Жемчужина – бесплодие ракушки, искусство вместо устрицы живой, свет лампы вместо мякоти подушки, свет-зеркальце, как пес сторожевой.
Жемчужина – болезнь ракушки глупой, не вовремя раскрывшей рот сказать: «Я – будущая устрица из клуба ложащихся на лед, как на кровать».
Жемчужина из маленькой соринки в глазу ракушки вес приобрела, как взгляд на жизнь, звезда с ночной картинки, что освещает речку до утра.
Жемчужина – шедевр речного царства, ракушку ищут демоны с земли, чтобы продать ее талант, как цацку. Они и устриц, впрочем, извели. Опубликовано в журнале Октябрь, номер 11, 2003 magazines.gorky.media
Подумалось, а что в символическом плане означает "культивированный", может, облагороженный воспитанием и образованием ум или украшенную благородством душу... Флуоресценция, вращение... в эфирных полях процессы?
Добавлю ещё сказку, где жемчуг присутствует в сюжете.
СКАЗКА МОРЯ
О чём седое Море рассказало? О былях стародавних говорило, О дне морском, где джинновая сила Хранит времён незримые начала… На дне хранятся дни, хоть и темно Для глаза человеческого там. На дне хранится дань земным векам, Сокровища времён идут на дно…
Богатства суши - сущие игрушки В сравнении с ушедшими ко дну. На дне времён секрет найти рискну: Алмазы, жемчуга, судьбы ракушки... Изменчивы границы континентов, Леса, пустыни - бывшие моря, А горы - возмущённая кора Морского дна - рождение моментов, Влияющих на годы и века, На ум людей в реке времён земли, На судьбы рас и наций, что вели Духовный рост с морского жизни дна!
Растущее стремится в направленье Мечты, куда стекают судьбы мира, Озвучивая сказками эфира, И нет о направлении сомненья.
Со дна морского вечный дух идёт Неведомой, огромной, светлой силы, Той самой, что вращенье сотворила. Планетный дух от центра нас ведёт.
Морская сказка тайну приоткрыла, Что в неком тридевятом, дальнем царстве, В красивейшем, древнейшем государстве Жил царь с царицей. Двое деток было: Принцесса дочь и принц - любимый сын. И царство процветало, и народ. Но время подошло идти вперёд В развитии страны цветущих сил.
Тут царь призвал любимейших детей, Да так сказал: - Мы с матерью вдвоём Решили вас отправить в «водоём», В могучий Океан Земли людей…
На дне его сокровища хранятся, Найти их – интересная игра. Сбирайтесь-ка за ними вы с утра, Пора вам в путь далёкий отправляться.
Сказать должны мы вам, что в царском мире Культура и науки процветали, И дело мастера отлично знали. Творили всё, что надо, из эфира.
Вот сделали такое снаряженье, Что детям много месяцев в воде Возможно было быть. С желаньем те Отправились на подвиги свершений И в воды заповедные вошли. Ко тьме придонной приучили зренье, Земная жизнь доставила веселье. Столь много интересного нашли, Что как-то… позабыли о заданье, И даже друг со другом растерялись. Мирская жизнь в диковинку казалось, Земные порождались в них желанья.
На дне морском темно и ритмы жизни Иные, заторможены движенья Людей, зверей земного окруженья, Бесцельно чувства плавают, без мысли. Та суета сознанье заразило. Освоились они с придонным днём, И домом показался водоём, Так память их и чувства исказило…
Но всё же красота морских глубин Сравнима с неземною красотой. Коралловые рифы - пир морской, Диковинные рыбы, мхи долин. В глазах детей хранилось столько света, Что даже в столь почтенной глубине Всё видно было в красках, хоть на дне Укрыта суть печатями запрета.
Приятно им на дне жилось, вольготно. Условия рождают формы мысли Присущие иным теченьям жизни. Сознание в любом из мест бесплотно. Таинственно проходит жизни время, Рождаются и гибнут существа, Каких не знает ум или молва. Иная жизнь - неведомое племя.
А детям новизна забавы - люба. Дух странствия и нас вперёд влечёт Туда, куда фантазия течёт. И в каждом месте новое ждёт чудо! Забыли дети, что искали здесь. А память редкой вспышкой возвращалась, Иллюзией она уж им казалась. Коротенькая вспышка! Мир-то весь Вокруг, не помышляет о секрете, Не знает ни о чарах, ни о царстве, Неведомом далёком государстве, Откуда же проведать о завете…
К подобию морского воплощенья Привыкли принц с принцессой. Счет времён Утерян ими был - таков закон Вселенских вод придонного движенья…
С креветками им весело игралось, С морскими львами было так забавно, И жили, и росли детишки славно, Как мы, да ни о чём не волновались. Прослышали об этом царь с царицей, И дали знать о доме милым деткам! Во сне те увидали их. По меткам, Особым… вспоминали брат с сестрицей, Что ждут их во дворце Отец и Мать, Что было им задание дано - Найти лекарство, что скрывает дно, И тайну, что в жемчужинах, узнать.
И вот засобирались тотчас в путь, Не в силах удержаться от тоски… Но вспомнили, что всё же далеки От цели путешествия. Взглянуть… Решились на заветное ущелье, Не зря о нём легенды сочиняли. От рыб глубоководных же узнали Про дерзкое по водным меркам мненье, Что в нём лишь есть жемчужины такие, Особые, для всех миров целебны, И действуют практически мгновенно! Но их скрывают чудища морские…
Добрались брат с сестрой к ущелью, к цели, Вернулась память им о временах, О жемчуге, припрятанном впотьмах, Запас дыханья был уж на пределе..
Но опыт донный к пользе детям был, И принц сумел нырнуть так глубоко, Что ощутил в ущелье узком дно И несколько жемчужинок добыл!
Принцесса помогала в сложном деле, Светясь огнями, чудищ отвлекала От брата, пела, танцем развлекала. Те замерли и словно онемели… Вели принцессу донные огни - Волшебники морских глубин опасных, Морские джинны пропастей ужасных, Где меркнут годы, месяцы и дни.
Но девушка искусству научилась, Ведь было от природы ей дано Внимательное сердце, и оно Любовью безусловною светилось.
А джинны укрощаются лишь тем, Что свет рождает, веру и любовь, Становятся те маленькими вновь, Покорными и добрыми совсем.
Принцесса им рассказывала сказки О дивном царстве мудрости и света Земли родной, о таинстве рассвета. Великие дела свершает ласка… Морские дива детям помогли Жемчужины поднять до глади вод, Где свет казался даром дивных сот Неведомого мира, что вдали…
Нельзя морскому диву в мир людей, А люди всё ж спускаются на дно. Им ведомо, зачем и для чего - Сокровища хотят Земле своей. Воистину, жемчужины дают Целительную силу, дар уму. За ними и ныряют в глубину, И песни о неведомом поют… Под пенное дыхание Морей…
***
То ли быль хранится в сказке, То ли сказка в быль явилась, Только солнце засветилось Для детей в иной окраске.
Для чего даётся время, Замороженное как бы? Для чего идём сквозь мрак мы, И сажаем в землю семя? Для чего росток стремится В том известном направленье, О котором, без сомненья, Знают все? Зачем трудиться, Если можно жить, как рыбки, В полумраке дна земного, Не желая знать иного? Время катится улиткой…
Дата: Суббота, 2020-08-22, 6:25 PM | Сообщение # 130
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1763
Статус: Offline
ЦитатаТанец ()
а что в символическом плане означает "культивированный", может, облагороженный воспитанием и образованием ум или украшенную благородством душу...
У меня тоже такие мысли возникали... От человека до народа... Язык - душа-жемчужина народа. Личная культура... Творчество или искусство... Красота... Не буду забегать вперёд, может, в процессе пополнения темы про жемчуг мы, совместными усилиями, увидим многие взаимосвязи. Благодарю!
"Жемчужная тема бесконечна и прекрасна, волнует воображение и стимулирует творчество" Танец
Чем больше узнаёшь о жемчуге (в науке или культуре), чем больше начинаю понимать, как мало о нём знаю…
Как отмечалось выше, жемчуг отличается: · видом моллюсков-мам · местом выращивания (пресные водные ресурсы, море) · географическим положением · сотворением мира (натуральный жемчуг образуется от случайного раздражителя, культивированный – раздражающее вещество не вводится случайно) · ядром (природный жемчуг отличается от культивированного примерно так же, как массив дуба от ДСП)
«Ядро составляет не менее пятой части жемчужины. Иногда оно отсутствует, тогда место его нахождения угадывается по побелению в центре жемчужины, вызванному появлением пелитоморфного арагопита. Редко на месте ядра бывает пустота. На качество жемчуга ядро не влияет, роль его чисто генетическая: от него начинается рост жемчужины. В ядре можно обнаружить чужеродные тела. Это минералы, случайно попавшие в раковину, и сгустки органического вещества, отложившегося в результате патологических изменений в организме моллюска.» /Сребродольский Борис «Жемчуг»/
Конечно, достоинства «культуры» жемчуга неоспоримы: · необъятный потенциал в создании разных форм жемчуга · игра с размерами · игра с цветом · более высокая плотность · более низкая стоимость, чем у выросших в природе
Дата: Воскресенье, 2020-08-23, 8:11 AM | Сообщение # 131
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
ЦитатаСказочница ()
Автор: Борис Иванович Сребродольский Жанры: Геология и география , Научпоп
Спасибо, читаю с интересом! Воистину, каждая жемчужинка, да ведь и каждая песчинка тоже, могут открыть перед исследователем удивительный новый мир внутри мира бесконечного...
Интересна двойное зеркальное отражение формы ручки ковша и раковины... Вспомнилось
Двойного зеркала симметрия двойная... Рождает символы загадочной игры (дальше не помню )
Вычитала и это из книги:
Цитата
Зарождение жемчужины и ее дальнейший рост — процесс, сильнозависящий от условий жизнедеятельности моллюска. Поэтому жемчуг отличается от перламутра не только расположением слоев органического вещество (слои в жемчуге располагаются концентрически, а в перламутре — параллельно), но и более сложным составом. Особенно сложен состав пресноводного жемчуга, что является своеобразной реакцией моллюска на резкую смену климатических условий. Неодинаковыми условиями объясняются рост и размеры жемчуга: пресноводные жемчужины растут медленнее и достигают меньших размеров по сравнению с морскими жемчужинами. Отложение жемчужины в организме моллюска обычно влияет на форму раковины. Это особый поисковый признак, которым издавна пользуются искатели жемчуга.
О расположении слоёв, если подумать в символическом плане... Природные слои образуют гармонию вложенных друг в друга сфер, называю такое восприятие интрасферным. Так и дерево растёт, хотя вытягивается к свету с большей скоростью, что понятно. Природа мира являет уму исследователя совершенство в неповторимом существе. А как растёт искусственное образование мы знаем по себе, слоями (полученного опыта, добытых знаний, впечатлений и т.п.). Но мы ведь и природные, и искусственные одновременно, противоречивые ум искусственный и природный, чувства естественные и окультуренные, эта взаимообусловленность и делает нас сознательными, созидательными, стремящимися к самопознанию. Жемчуг души - сказочный образ замысла творца...
"Здесь, в себя заглянув, скажешь: я - это Ты," Это Ты вдохновитель! И ритм, и мосты! - И навек замолчишь, восхищаясь судьбой, что открыла тебе счастье встречи с Собой, И потом... когда Вечность прокатится мимо, Шелестя временами путей пилигрима, Услаждая сердца ароматом своим, Несравнимым ни с чем, до мурашек родным, Когда тихо все створки ума распахнутся, Яснооким квазаром во тьме встрепенутся, Ты вуалью невидимых крыльев взмахнёшь, Перламутром души растворишь жизни ложь, И увидишь... О, ты восхитишься тогда Тем увиденным вновь - в жемчугах города, В ожерельях все мысли, а люди - в Творце, Нет прекраснее чуда Начала в конце... Книгоиздательство
Дата: Воскресенье, 2020-08-23, 6:43 PM | Сообщение # 132
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1763
Статус: Offline
ЦитатаТанец ()
А детям новизна забавы - люба.Дух странствия и нас вперёд влечёт Туда, куда фантазия течёт. И в каждом месте новое ждёт чудо!
ЦитатаТанец ()
Морские дива детям помоглиЖемчужины поднять до глади вод, Где свет казался даром дивных сот Неведомого мира, что вдали…
ЦитатаТанец ()
А люди всё ж спускаются на дно.Им ведомо, зачем и для чего - Сокровища хотят Земле своей. Воистину, жемчужины дают Целительную силу, дар уму. За ними и ныряют в глубину, И песни о неведомом поют…
Сказка моря мне очень понравилась! Перечитаю её ещё не раз... Хочется слушать, приложив "морскую ракушку" к ушку. Навеялся коллаж - в основе картина Михаила Хохлачева.
Справка о художнике: Michael Cheval (Михаил Хохлачев) является одним из ведущих художников современности, он специализируется на сотворении «абсурдных» картин, рисунков и портретов. По его определению, "абсурд" является перевернутой стороной реальности, обратной стороной логики. Он не рождается из грез сюрреалистов, и не является плодом подсознания. Абсурд - игра воображения, где все связи были тщательно подобраны, чтобы построить литературный сюжет. Любая из картин Михаила – карта его путешествия в страну иллюзий.
Дата: Воскресенье, 2020-08-23, 9:06 PM | Сообщение # 135
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1763
Статус: Offline
О, благодарю, MгновениЯ, за чудесные мгновения! К слову, эту картину с ландышами-жемчуга я давно заприметила в Инете и всё хотела найти художника... Оказывается, это тоже Михаил Хохлачёв. Спасибо за ссылку на сайт с его работами. Многие его картины видела и очень нравятся.
И очень понравилась книга Феаны "Когда я была морем", и иллюстрации к книге. Конечно, пока только пролистала. Хорошо, что Вы ссылочку поместили.
Ландыши... цветущие жемчуга...
Цветущие жемчуга Автор: Натамир
Вы видели? Как жемчуг расцветает? На тоненьком зелёном стебельке! Он по утрам росу не разбросает, Но отразится в лёгком мотыльке.
~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~ Кельтская легенда о хрустальном ЛАНДЫШЕ
Древние кельты полагали, что ландыши — это не цветы, а заколдованные сокровища эльфов. О прекрасных ландышах они рассказывали красивую легенду.
Однажды молодые охотники устроили засаду на диких зверей в глубокой лесной чаще. Самый молодой из них случайно увидел крохотного эльфа, летевшего с тяжелой ношей. Кельты выследили путь маленького эльфа. Оказалось, что нес он маленькую жемчужину на гору перлов, возвышавшуюся под старым раскидистым деревом.
Не устояв перед таким искушением, один из охотников решил взять одну жемчужину — крохотный перламутровый шарик. Но как только он к ней прикоснулся, вся гора сокровищ рассыпалась. Люди тут же кинулись собирать жемчужины, забыв об осторожности. На шум возни и жадные возгласы прилетел эльфийский король. Увидев охотников, набирающих полные торбы жемчуга, он обратил весь клад в… душистые белые цветы.
С тех пор маленькие эльфы мстят алчным людям за потерю своего драгоценного клада. Зато ландыши они любят настолько, что каждую ночь натирают их салфетками, сотканными из нежнейшего лунного света…
Примечание. Чудесное изложение легенды в стихах 275
~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~ «В семи морях на сказочной земле - Оазис Средизвездного простора. Горят огни сердечные - во мгле Невежества, шумихи разговора...
Сребром мерцают звездочки, даря Унылых, сомневающихся, злобных, В их душах пробуждается заря Волшебная, смиряющая штормы.
Гармония дождем струит к земле! А надо мною - Семь небес прекрасных, Атланты на плечах удержат, мне легко живется с зоренькою ясной.
Жемчужные сияют острова, Внутри и всюду, мы теперь едины, Идет по всем мирам о нас молва, И славят пифагоровы седины,
И мудрость галактических времен Привносит в судьбы корни золотые, И прорастают сказки в синий лен, И ландыши качаются родные.
Дата: Воскресенье, 2020-08-23, 9:41 PM | Сообщение # 136
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1763
Статус: Offline
Жемчужина Сальвадора Дали
Известный к концу XIX века художник – Сальвадор Дали написал множество замечательных картин, но не у всех из них такая удивительная история, как у картины «Жемчужина», написанной в 1981 году. История ее такова: один достаточно богатый, чтобы заказать картину, вельможа решил сделать своей жене подарок и попросил Сальвадора Дали нарисовать ее. На что художник согласился, и женщина отправилась в Париж, в его студию. Одета она была в очень изящное платье, почти белое, по моде того времени очень пышное и украшенное массой оборок. На шее ее красовалось драгоценное колье, в котором взор привлекала всего одна замечательная жемчужина.
После того, как картина была нарисована, дали отправил ее заказчику, который остался безмерно доволен, но его огорчало только пятно на жемчужине, по его мнению, никак не гармонирующее со всем портретом. Он отправил к Дали послание с просьбой убрать подобное неудобство, на что получил отказ и предложение вооружиться лупой. Обиженный заказчик все же взял лупу, и пришел в восторг, поскольку увидел, что это вовсе никакое не пятно, а изображение самого художника рисующего портрет дамы, которой и предназначалась картина. Вот так полотно и получило свое название – «Жемчужина». Картина изображает крупным планом тело женщины, слегка полноватой, в светлом пышном платье, но вместо головы дамы, которая собственно и должна завершать шею, изображена огромная чистая жемчужина. Так увидел Дали пришедшую к нему женщину. Второй план картины затемнен, и словно бы поделен на сиреневые и красные тона, может быть для того, чтобы сильнее был виден свет, исходящий от жемчужины.
Бесспорно, «Жемчужина» одно из лучших произведений Дали, написанное в стиле сюрреализма, а также одно из предпоследних его творений, так как из-за последующей вскоре смерти любимой жены Дали перестанет писать картины и замкнется в себе, вплоть до своей собственной смерти в 1989 году. https://evg-crystal.ru/kartiny-dali/opisanie-kartin-dali.html
Дата: Воскресенье, 2020-08-23, 10:07 PM | Сообщение # 137
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1763
Статус: Offline
ЦитатаТанец ()
О расположении слоёв, если подумать в символическом плане...Природные слои образуют гармонию вложенных друг в друга сфер, называю такое восприятие интрасферным. Так и дерево растёт, хотя вытягивается к свету с большей скоростью, что понятно. Природа мира являет уму исследователя совершенство в неповторимом существе. А как растёт искусственное образование мы знаем по себе, слоями (полученного опыта, добытых знаний, впечатлений и т.п.). Но мы ведь и природные, и искусственные одновременно, противоречивые ум искусственный и природный, чувства естественные и окультуренные, эта взаимообусловленность и делает нас сознательными, созидательными, стремящимися к самопознанию. Жемчуг души - сказочный образ замысла творца...
"Мы ведь и природные, и искусственные одновременно", вот спасибо, Танец, за эти мысли (и за стихи)! Как ослик Иа прыгаю и кричу: "И я, и я того же мнения!!!" Да, наше личностное (ступеньками, слоями...) и то, что дано от природы...
Дата: Понедельник, 2020-08-24, 10:33 AM | Сообщение # 139
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
ЦитатаСказочница ()
"Мы ведь и природные, и искусственные одновременно", вот спасибо, Танец, за эти мысли (и за стихи)! Как ослик Иа прыгаю и кричу: "И я, и я того же мнения!!!" Да, наше личностное (ступеньками, слоями...) и то, что дано от природы...
Картины вдохновляют! Жемчужина Александра Черемесинова уже разместилась в сказке моря на сайте. И ещё! Боже, какой весёлый ослик!
И я пойду с ним попрыгаю, с радостью, и ещё продолжу мысль возникшую совместным действием таким предположением... Природный и искусственный наш ум, (а на самом деле, он не в двух, а во во многих ипостасях рассматривается нами при изучении), сам себя и возносит, и отвергает, сам с собою спорит и превосходит спор согласием. Также ведут себя наши чувства: природные спорят с искусственными, генетические с окультуренными веками развития цивилизации, отвергая и споря, приходя к согласию и превосходя себя прежних, ...и ум, и чувства находят гармонию разнородного, возникает некая мелодия или танец пульсирующих движений, всё как в космическом мире - планеты вращаются в нескольких вращениях одновременно, достигается некий момент не просто согласия, а слияния - восприятие ума и чувств, памяти и привычек, фантазии будущего и знания настоящего - во мгновение Единства. Жемчуг, растущий в душе и послойно, и концентрически... отражает символически единство в самом человеке, имеющееся изначально. Единство всегда различается качеством, как и жемчужинки. Каждый раз кажется - вот она, самая прекрасная, как на ладони видна, но при внимательном рассмотрении - обыкновенная бусинка, да, красивая, но как и другие... накапливаемые в течение земной жизни для украшения чего-то более значительного, прекрасного, излучающего свет, более ценного, чем земное тело...
Благодарю за чудесные иллюстрации, Ириночка! Тема Жемчужины ожила в новых образах и историях, сказках и поиске знания. Потихоньку оформляю Жемчужное царство на сайте. И новые страницы появились с жемчужными сказками. А когда-нибудь создадим Ковчеговское или Галактическое Жемчужное... буду думать дальше. Книгоиздательство
В Черном море, у берега Аркадии, жила прелестная рыбка, молодая султанка по имени Каролина. Все жители подводного царства восхищались ее красотой. Когда она была еще совсем малюткой и по целым дням носилась вместе с другими мальками и водяными блошками подле берега, подымая в воде целые вихри песка и пугая раков-отшельников, которые в страхе прятались в свои домики, похожие на кувшинчики, уже и тогда она обращала на себя внимание веселым нравом, резвостью и приятной наружностью. Действительно, это был прелестный ребенок. Когда Каролина подросла и превратилась в молодую рыбку с прозрачным золотистым хвостиком, коралловыми перышками, маленьким ротиком и большими изумрудными глазами, то увидели, что она просто красавица. Правда, некоторые ее подруги утверждали, что она немного ветреная девушка. Но, я думаю, они говорили это скорее из зависти. У Каролины не было отбоя от женихов. Стоило посмотреть на нее один раз, чтобы сейчас же влюбиться. Два морских конька, только что окончившие кавалерийское училище, чуть не подрались у нее под окном. Но Каролина быстро их помирила, сказав, что любит их обоих совершенно одинаково, как братьев, и пока ни за кого замуж не собирается. Бычок по имени Леандр, начинающий поэт, известный среди ценителей поэзии своим тонким лирическим дарованием, посылал Каролине триолеты, которые писал на маленьких перламутровых раковинах, и в шкатулке у молодой красавицы этих раковин оказалась целая куча. А пожилой электрический скат Антонио, знаменитый зубной врач и хирург с огромной практикой, который пломбировал и точил зубы всем местным дельфинам, каждый день присылал Каролине богатые подарки, а по воскресеньям являлся сам и делал ей предложение. Было множество и других женихов, но так как они ничем выдающимся не отличались, то всех их перечислять было бы долго и неинтересно. И всем женихам прекрасная Каролина с ласковой улыбкой говорила так: - Благодарю вас за честь, которую вы мне оказываете своим предложением, но, право же, я еще никого не люблю и пока не собираюсь замуж. Я еще слишком молода. Не скрою, вы мне нравитесь, но дайте мне немножко погулять на свободе. Приходите через год, и тогда я вам дам ответ. И женихи удалялись, еще сильнее очарованные ее красотой и обходительным обращением, правда, немного огорченные, но вместе с тем не теряя надежды через год получить ее согласие. Однажды, собираясь на бал, Каролина рассматривала себя в зеркале и вдруг заметила на боку, под плавником, крошечный прыщик, величиной с песчинку. Каролина не придала ему никакого значения, припудрила его и поехала на бал. Но через несколько дней она заметила, что прыщик вырос и стал с горчичное зерно. Хотя он не причинял ей никакого беспокойства, но Каролина встревожилась. Не теряя времени, она отправилась к своей дальней родственнице, старой камбале Фаине. Старуха по целым дням лежала на дне, зарывшись в песок, никого не принимала, и ходили слухи, что она колдунья. Камбала Фаина надела черепаховые очки и долго рассматривала горошину, выросшую под плавником Каролины. - Милая племянница, - наконец сказала она торжественно, - можешь не беспокоиться. Тебе не угрожает никакая опасность. Наоборот, тебе привалило большое счастье. Это зернышко у тебя под плавником есть не что иное, как маленькая жемчужина изумительной формы и необыкновенного качества.
- Как - жемчужина?! - воскликнула Каролина в крайнем удивлении. - Но ведь нам говорили в школе, что жемчуг рождается в раковинах. - Это верно, - сказала старая камбала, - обычно жемчуг рождается из песчинки в раковине. Но бывают исключения. В одной из моих старых волшебных книг написано, что иногда жемчуг рождается и под плавниками у рыбы. В таком случае жемчужина с течением времени вырастает необыкновенно крупная, совершенно круглая, изумительная по красоте. Подобные рыбьи жемчужины ценятся у ювелира баснословно дорого. Одна штучка обычно представляет собой целое состояние. Правда, это бывает очень редко - однажды в сто или двести лет, потому что рыба, у которой вырастает жемчужина, должна быть редкая по красоте и уму, а такие рыбы попадаются не часто. - О, в таком случае это несомненно жемчужина! - радостно воскликнула Каролина и поплыла домой, осторожно прижав плавник, чтобы как-нибудь случайно не повредить драгоценного зерна. С этого дня характер Каролины изменился. Она стала пропускать балы, неохотно танцевала и всячески избегала общества своих молоденьких подруг, которые любили побегать и порезвиться. Она стала молчалива, задумчива. - Что с тобой, Каролиночка? - с тревогой спрашивали подруги. - Уж не больна ли ты? Но Каролина получила хорошее воспитание и не хотела обижать своих подруг, сказав им, что для нее, избранницы судьбы и счастливой обладательницы бесценной жемчужины, их общество уже не представляет никакого интереса. Поэтому она вежливо отвечала: - Нет, благодарю вас, я чувствую себя превосходно. И на ее прелестном маленьком ротике появлялась таинственная высокомерная улыбка. Она полюбила одиночество. Оставаясь одна, она обыкновенно вынимала из своей шкатулки зеркало и долго рассматривала свою жемчужину, которая стала уже с небольшую горошину. - Ах, как медленно растет моя жемчужина! - говорила про себя Каролина. - Впрочем, чем медленней она растет, тем лучшего качества она будет и тем больше я получу за нее денег у ювелира, когда она вырастет с лесной или, еще лучше, с грецкий орех. И тогда я стану самой богатой рыбкой в мире. Пусть растет! Я никуда не спешу. У меня впереди еще целая жизнь. И когда через год к ней пришли за ответом два морских конька, она, посмотрев на их уже несколько поношенные мундиры, весело рассмеялась и сказала: - Ах, нет, друзья мои! Не будем больше поднимать этот вопрос. Я никогда не выйду замуж ни за одного из вас. Прощайте. - Но, может быть, вы, прекрасная Каролина, - сказал один из коньков, - по крайней мере, скажете нам на прощанье, что вы будете любить нас, как братьев. Это хоть немного облегчит наше горе. - Увы, - сказала Каролина, - я вам не могу обещать даже этого. - Но почему же? - воскликнули морские коньки. - Потому, что вы для меня слишком бедны. Это очень жаль. Но, к сожалению, ничего не поделаешь. Такова жизнь. - Но ведь каждый из нас готов заплатить за ваше богатство своей жизнью! - снова воскликнули коньки. - К сожалению, мое богатство так велико, что заплатить за него не хватит не только двух ваших жизней, но и жизней всех морских коньков, окончивших вместе с вами кавалерийское училище, - сказала Каролина со вздохом, и на ее ротике появилась таинственная улыбка. - Тогда мы знаем, что нам остается делать. Прощайте, жестокая Каролина! - сказали коньки и тотчас отправились на войну, где в первом же сражении показали чудеса храбрости, а во втором - были убиты. То же самое ответила Каролина и остальным своим женихам. Бычок Леандр зарыдал, сказал, что его жизнь навсегда разбита, и обещал покончить с собой, выбросившись на берег. Однако обещанья своего не исполнил, но вместо этого поломал все раковины с подлинниками триолетов, посвященных жестокой Каролине, а затем поступил фельетонистом в газету, где в очень ядовитых стихах стал бичевать нравы высшего общества, а также высмеивать порядки подводных железных дорог, что быстро принесло ему громкую славу и большие деньги. Что же касается электрического ската Антонио, то он сухо поклонился и сказал: - Как угодно, сударыня. Не хотите - не надо. Но имейте в виду, я вам этого никогда не прощу. И с достоинством удалился на заседание хирургического общества, где был почетным председателем. Время шло. Все подруги Каролины давно повыходили замуж. Многие из них уже имели детей. А Каролина продолжала ходить в девушках и отказывать женихам, которые все еще не переводились, так как Каролина была по-прежнему прекрасна. - Милая! Что же это будет? - в ужасе говорили подруги. - Ты рискуешь остаться старой девой! - Ничего, - отвечала Каролина, - я выйду замуж тогда, когда найду достойного. - Да, но время идет! Ты стареешь. Потом будет слишком поздно. - Для меня никогда не будет поздно, - говорила Каролина, и на ее губах появлялась знакомая улыбка. И по-прежнему, оставаясь одна, она разглядывала в зеркале свою жемчужину, которая выросла до размера лесного ореха и уже настолько мешала плавнику двигаться, что Каролине приходилось плавать несколько боком, все время забирая влево, что было не совсем изящно. Мало-помалу почти все женихи от нее отстали, и только иногда являлись свататься провинциалы из Дофиновки, куда еще не дошли слухи о ее странной недоступности. Конечно, она уже не была так молода и прекрасна, как раньше, но все же еще могла нравиться. Однако она продолжала ждать, с каждым днем чувствуя, что делается все богаче и богаче. Ее жемчужина уже стала величиной с большой грецкий орех и все еще не переставала расти, так что было жалко продавать ее раньше времени.... К этому времени Каролина совершенно перестала бывать в своем прежнем обществе. Она либо сидела дома одна, рассматривая свою жемчужину, либо проводила время у камбалы Фаины, в обществе пожилых замкнутых устриц, обросших морской травой, и старичков-крабов с лысыми черепами, покрытыми моллюсками. С ними было хотя и скучновато, но можно было сколько угодно молчать, сидя неподвижно на старых консервных жестянках, много лет тому назад выброшенных сюда с берега, и никто не заставлял бегать в горелки или танцевать. Таким образом прошло еще несколько лет, и Каролина не заметила, как она превратилась в старушку. Зато ее жемчужина стала приближаться уже к небольшому яблоку и была так тяжела, что пожилая красавица с трудом двигалась. Но прежняя улыбка не сходила с ее губ. Однажды она возвращалась домой от своей тетушки и села передохнуть на скамеечке в городском сквере, под тенью густых водорослей. Вдруг она увидела, как возле мраморного подъезда лучшего в городе отеля «Морская звезда» остановился блестящий автомобиль, из которого выскочил молодой дельфин такой красоты, что у Каролины потемнело в глазах. Его маленькие острые зубки сверкали, как самый чистый, самый белый жемчуг, совершенно круглые, неподвижные глаза светились молодо и глупо, как дымчатые топазы, а тугое, блестящее тело отливало всеми оттенками синего цвета, начиная с режущего глаза ультрамарина и кончая серовато-голубым, таким мягким и нежным, каким бывает Адриатическое море в марте, через час после заката солнца. — Это он! — воскликнула Каролина и бросилась за молодым дельфином, который уже успел войти в дом. Но дорогу ей преградил швейцар — старый и необыкновенно колючий морской еж. — Что вам угодно, сударыня? — Мне необходимо видеть этого молодого дельфина! — сдерживая волнение, сказала султанка. — Не думаю, чтобы его светлость мог вас принять. — Его светлость? — Да, сударыня, ибо это принц Эгейский, прибывший сюда всего лишь на несколько часов по весьма важному личному делу. Он приехал сюда жениться и сейчас же после свадьбы отбывает со своей молодой супругой обратно на родину. — Ну, это мы еще посмотрим, — сказала Каролина, дрожа всем телом. — На ком он женится? — Вы, сударыня, вероятно, приехали из Дофиновки или давно уже не бывали в обществе. Об этом говорят все. Его высочество женится на мадемуазель Кризолите, старшей дочери мадам Абажур. — Как! — в сильнейшем волнении воскликнула Каролина. — Он женится на Кризолите? На этой отвратительной холодной медузе? — Совершенно верно, сударыня. — Не может быть! Я не понимаю, что он в ней нашел! Ведь в ней же ровно ничего нет: ни молодости, ни красоты, ни души, ни сердца. Достаточно посмотреть сквозь нее на солнце, чтобы убедиться, что она совершенно пуста, как банка, из которой вылили простоквашу. — Вы правы, сударыня, но дело в том, что принц Эгейский, несмотря на свою молодость и красоту, недавно окончательно промотался, так что ему остается либо поступить на службу, чего он в силу высокого происхождения никогда себе не позволит, либо жениться на богатой, хотя и отвратительной медузе и взять за ней в приданое сто тысяч. — Как! Всего только сто тысяч? — Это большие деньги, сударыня, — серьезно сказал морской еж, — особенно если принять во внимание, что у его высочества нет другого выбора и что его высочество… Но Каролина не стала дальше слушать болтовню. Она оттолкнула ежа с дороги и хоть при этом сильно укололась, но не обратила на это никакого внимания. У людей есть такое представление, что у рыб холодная кровь. Это не всегда справедливо. У Каролины кровь оказалась горячая, как кипяток. В тот миг, когда она появилась на пороге салона, принц Эгейский надевал перед зеркалом белые лайковые перчатки. Его красота поразила Каролину еще сильнее, чем в первый раз. При виде пожилой взволнованной султанки в топазовых фосфорических глазах молодого дельфина мелькнуло изумление. Но Каролина не дала ему произнести ни одного слова. — Ваше высочество! — сказала она, протягивая к небу с мольбою один плавник, так как другой был уже давно парализован жемчужиной. — Я ждала вас всю жизнь. И вот вы пришли. Я знаю, в обществе не принято, чтобы молоденькая девушка делала первый шаг. Но я его делаю потому, что вы прекрасны, и потому, что я люблю вас. — Но, сударыня… — Нет, нет, — продолжала Каролина с жаром, — не говорите мне ничего, пока вы меня не выслушаете. Я знаю все. Я богата. Я не просто богата, а я сказочно богата. Я обладаю сокровищем, равного которому нет в мире. Любой ювелир может дать за него столько денег, что по сравнению с ними жалкое приданое вашей пустой, ничтожной и молодой Кризолиты покажется соринкой. И это сокровище я кладу к вашим ногам. Оно сделает нас самыми богатыми и самыми счастливыми рыбами во всей вселенной. Теперь говорите. — Гм… — сказал молодой дельфин, который был большим негодяем, и топазовые глаза его алчно сверкнули. — Но я бы хотел увидеть ваше сокровище… — Оно перед вами, ваше высочество, — сказала Каролина и показала принцу Эгейскому жемчужину, сняв с нее платок, которым она ее всегда покрывала с тех пор, как жемчужина перестала помещаться под плавником. Дельфин бросил равнодушный взгляд на драгоценность и сказал холодно: — Видите ли, сударыня, я не большой знаток в жемчугах. В тех морях, откуда я родом, жемчуг не водится. Поэтому я бы предпочел увидеть что-нибудь более для себя привычное. Гм… Например, просто деньги. — О, ничего не может быть проще! — весело воскликнула Каролина. — Я сейчас схожу к ювелиру и принесу вам корзину денег. Три корзины. Сколько хотите. — Мне кажется, что было бы довольно и четырех корзин, — сказал молодой дельфин, — но дело в том, что я боюсь, как бы все это не слишком затянулось. Через час я должен быть в церкви. — Ровно через час я буду здесь. — Прекрасно, — сказал дельфин, вынимая из жилетного кармана золотые часы. — Сейчас без четверти три. Если вас не будет без четверти четыре, то я принужден буду, как мне это ни грустно, ехать в церковь и жениться. Можете себе представить, как мчалась влюбленная Каролина к ювелиру! То и дело она спотыкалась, падала, присаживалась отдохнуть. Ее старое сердце громко стучало в старой груди. Она так тяжело дышала, как будто ее вынули из воды и бросили на песок. Но ей казалось, что она летит на крыльях. — Я принесла вам редчайшую вещь, — сказала она, подходя к прилавку ювелира. — Она стоит таких денег, которых у вас даже может и не оказаться в наличности. Но это не имеет значения. Мне нужны пустяки — всего лишь четыре корзины денег. А остальные деньги, сколько бы их ни было, можете оставить у себя. Только, ради бога, поскорее! Ювелир был старый, опытный краб, привыкший никогда ничему не удивляться. Он вставил в глаз трубку и сказал: — Присядьте, мадам. Четыре корзины денег у меня, конечно, всегда найдется. Но прежде чем говорить о деньгах, разрешите мне взглянуть на вещь. И Каролина показала ему жемчужину. Старый краб долго ее рассматривал со всех сторон, то снимая, то опять надевая свое стеклышко. Наконец, он закончил осмотр и сказал: — Вы правы, сударыня. Это очень, очень большая редкость. Но вы напрасно обратились с этой вещью ко мне. Вам надо было обратиться в какой-нибудь музей или кунсткамеру. Это редчайшая по величине бородавка. А бородавок, к сожалению, наша фирма не покупает. — Этого не может быть! — воскликнула Каролина, почти теряя сознание. — Это жемчужина. Разве вы не видите? Это самая большая жемчужина в мире! — Увы, мадам, вы ошибаетесь. Это не жемчужина, а бородавка. К сожалению, я это слишком хорошо знаю. У моей покойной супруги на правой клешне была точно такая же бородавка, только, разумеется, меньших размеров. Она выросла оттого, что на клешню попала песчинка, а моя покойная супруга своевременно не обратила на это внимания. Конечно, бородавка продолжала бы расти и до сих пор, если бы моя супруга по неосторожности не попала в сачок к мальчику, который ловил креветок. Кроме того, вам должно быть известно, сударыня, что жемчуг рождается на внутренних створках особых раковин, которые так и называются «жемчужницы». Но я никогда не слышал, чтобы жемчуг рождался под плавником у рыбы, хотя и такой прекрасной, как вы, сударыня… — Но моя тетушка сама, собственными глазами читала в старинной волшебной книге! — начала Каролина голосом, дрожащим, как струна, от горя, отчаяния и ревности, которые разрывали ее сердце. — Ах, мадам, не следует особенно доверять старинным, а тем более волшебным книгам. Если бы все, что пишется в старинных и волшебных книгах, было правда, то жить было бы гораздо легче и веселее. Но, я вижу, вы плачете? Когда красавец Дельфин вышел со своей молодой женой медузой Кризолитой из церкви, на паперти среди других нищих рыб стояла Каролина — старая, сгорбленная, со слезами на некогда прекрасных глазах. Кризолита узнала ее и шепнула своему мужу: — Обратите, ваше высочество, внимание на эту бедную женщину. Когда-то она была очень красива. Мы с ней учились в одной школе. Она имела большой успех в обществе.