Искусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока. В Греции, несмотря на наличие рабства, огромную роль играл свободный труд ремесленников, — до тех пор, пока развитие рабовладения не оказало на него своего разрушительного действия. В Греции сложились в рамках рабовладельческого общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиться смелым и глубоким идеям, утверждавшим красоту и значительность человека.
Греческие племена, населявшие самую южную часть Балканского полуострова, многочисленные острова Эгейского моря и узкую прибрежную кайму малоазийского побережья, перейдя от первобытно-общинного строя к классовому обществу, создали небывалую по своему богатству и многогранности культуру, изобразительное искусство и архитектуру.
Греческие племена и племенные союзы населяли разделенные крутыми хребтами гор долины, рассыпанные по морю острова. При переходе к классовому обществу они образовали ряд небольших городов-государств, так называемых полисов. По сравнению с огромными рабовладельческими деспотиями Древнего Востока, объединившими под своей властью много разных племен и народов и сконцентрировавшими огромные материальные ресурсы, греческие города-государства были очень малы. Полис, то есть город и прилегающая сельская округа, часто насчитывал лишь несколько тысяч семей.Греческие племена ахейцев, ионийцев, эолийцев и дорийцев в первые века существования античного общества не были объединены в единую державу. Несмотря на наличие многочисленных экономических, политических, культурных связей, полисы были независимыми государствами и вели каждый свою политику. Даже пришедшее со временем сознание общегреческого единства и возникновение ясных представлений об Элладе - Греции, как стране, имеющей общую историческую судьбу, — и о народе эллинов (как стали звать себя греки) не привело к политическому единству Греции в годы расцвета ее культуры.
И все же не могущественные державы Древнего Востока с их мощной тысячелетней культурой, с их чудовищными по размерам пирамидами, храмами, статуями,с фантастическими богатствами, накопленными правителями, и не менее фантастической нищетой закабаленной, рабски бесправной многоплеменной народной массы, а сравнительно бедные греческие полисы создали великий перелом в мировых судьбах искусства и культуры.
В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека — гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека.
Не случайно Софокл, великий греческий трагический поэт, мог сказать в своей «Антигоне»: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».
Прогрессивные стороны греческой культуры во всей их полноте сложились не сразу.
История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошла следующие ступени своего развития.
1. Так называемая гомеровская Греция (12 - 8 вв. до н.э.) - время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. На этот период приходится развитие эпоса и появление первых, примитивных памятников изобразительных искусств.
2. Архаика, или период образования рабовладельческих городов-государств (7 - 6 вв. до н. э.). Это - время борьбы складывающейся собственно античной демократической художественной культуры с остатками и пережитками старых общественных отношений и с условными, еще далекими от реализма художественными тенденциями. Время это отмечено сложением и развитием греческой архитектуры, скульптуры, художественных ремесел, расцветом лирической поэзии, во многом благодаря обогащению общества духовной силой Великого Посвященного Пифагора. Влияние оказалось настолько сильным, что Пифагорейская Школа и Пифагорейская традиция существуют и в наши дни во многих странах мира.
3. Классика, или период расцвета греческих городов-государств (5 и большая часть 4 в. до н.э.). Это - период первого расцвета античного рабовладельческого общества на ранней стадии его развития. Для этого времени характерен рост гражданского самосознания, активное участие в общественной жизни массы свободного населения. Классика - это время высокого расцвета философии, важных естественнонаучных открытий, блестящего развития поэзии и в особенности драмы, высочайшего подъема в архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах. В конце этого периода (4 в. до н.э.) наступает первый кризис рабовладельческого общества, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4 в. вызывает кризис искусства классики.
4. Эллинистический период (конец 4 - 1 в. до н.э.) - период кратковременного выхода из кризиса рабовладельческого общества путем образования больших империй, консолидации класса рабовладельцев под эгидой эллинистических монархий. Очень скоро, однако, наступило неизбежное обострение всех неразрешимых противоречий рабовладения, разорение и бесправие основной массы свободного населения, чудовищное богатство крупных рабовладельцев и утеря гражданских свобод. Искусство постепенно теряет тот дух гражданственности и народности и ту высокую реалистическую типизацию, которые ему раньше были свойственны. В дальнейшем эллинистические государства были завоеваны Римом и включены в состав его державы, а их искусство частично растворилось в римском искусстве.
Наиболее своеобразным и характерным периодом в развитии древнегреческого искусства является период классики, период наивысшего расцвета античного искусства и культуры, когда раскрылись во всей полноте наиболее прогрессивные черты рабовладельческой демократии. Не случайно Маркс, сравнивая эпоху Перикла, вождя афинской демократии 5 в., и эпоху Александра Македонского, говорил о первой, как об эпохе наибольшего внутреннего расцвета, а о второй, как об эпохе наибольшего внешнего расцвета.
Дата: Воскресенье, 2023-03-12, 10:29 AM | Сообщение # 121
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
ЦитатаMгновениЯ ()
Слова не порождают вдохновнье,Оно само выплёскивает слово, Восторг наитишайшего мгновенья, Душе Основа…
Где-то, в самой тонкой песне прозвучало наше Слово Во Вселенской магистрали мы, летящие Огнём, Расстелили эти звуки звёздам под ноги И к Новым Берегам, покрытым Светом, крылья выпустив, плывём. Там, где пламенеет Солнце, где рассветов полны росы, Мы сойдём с тобой на Берег, и пойдём одним Путём На хрустальные вершины жемчугов небесных россыпь Вознесённые, воскреснув, мы в ладонях принесём.
Мы по вОлнам океанов, Паруса раскинув, реем, Мы восходим восхищённо На хрустальные холмы. Кто, как Солнце, пламенеет Над планетой – в разных странах? Кто сияет жемчугами Тёмной ночью? Это - мы! небесный странник
Дата: Воскресенье, 2023-03-12, 2:30 PM | Сообщение # 122
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 3891
Статус: Offline
ЦитатаНатья ()
Мы по вОлнам океанов, Паруса раскинув, реем, Мы восходим восхищённо На хрустальные холмы. Кто, как Солнце, пламенеет Над планетой – в разных странах? Кто сияет жемчугами Тёмной ночью? Это - мы!
"Где-то в самой тонкой песне" За пределом сна земного, На околице вселенной Собираем мы букет, Что подарим нынче Весте, Словно вышитую тогу Или платье вдохновенной Мысли, радующей свет.
Панорамы перламутра В яркий замысел вливают Виноградные напитки, Как настойку тысяч лет, И звучит над миром сутра, Всё нестройное стихает, Растворяя все калитки, В каждой точке свой рассвет!
Мириадами салютов Над пунцовыми стогами Всходят мифы и былины. В их волшебные шатры Вносят мысленные блюда Со структурой оригами Межпространственной картины - Одноцветны и пестры...
Кто же правила нам пишет? Этикет какой приемлет? И куда направит песней Наш кораблик расписной? Тот, кто в нашем сердце дышит! Кто хранит миры и землю Для пиров и благочестья, Кто ведёт нас за Собой!
Гулкий колокол стихает, Уступая скрипке место, А потом звучит волторна, Уступая лире трон… Каждый сам себя узнает В тех мелодиях чудесных, Где душа в дворцах просторных Без нарядов и корон…
Ей одеждой чувства сердца, Ей сюжетом мысль благая, Страсть надмирная… от духа, Всесакральной глубины, Ею вертится мир герца, И вселенная младая, Порождая тайны слуха, Иномерье новизны...
Это Греции подарки, это дивные созвучья... тех времён, что созревают лишь сотворчеством творцов...
Дата: Вторник, 2023-04-25, 8:15 PM | Сообщение # 123
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18294
Статус: Offline
Фукидид. Из речи Перикла над могилами воинов (Пер.Ф.Г.Мищенко и С.А.Жебелева)
---------------------------------------------------------------------------- Перевод Ф.Г.Мищенко и С.А.Жебелева Хрестоматия по античной литературе. В 2 томах. Для высших учебных заведений. Том 1. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Греческая литература. М., "Просвещение", 1965 OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru ----------------------------------------------------------------------------
Фукидид - греческий историк, родился в Аттике около 460-455 гг.; принадлежал к богатому и знатному роду. В 424 г. он был выбран стратегом и в качестве командующего эскадрой принимал участие в войне со спартанцами во Фракии. Обвиненный в измене за то, что вовремя не оказал помощи городу Амфиполю, взятому спартанцами, Фукидид был вынужден около двадцати лет провести в изгнании. После Пелопоннесской войны он получил разрешение вернуться на родину и умер около 396 г. Фукидид написал "Историю Пелопоннесской войны", но довел ее лишь до 411 г. Воспитанный в условиях культуры времен Перикла, Фукидид был сторонником умеренной демократии. Перикла он прославляет главным образом за то, что тот сдерживал, "смирял своими речами" демос. Фукидид скорбит о растущем политическом и моральном разложении афинского полиса и идеализирует Перикла как борца за государственные интересы против честолюбия и личной наживы. Если в политических воззрениях Фукидид приближается к Геродоту, то в своей концепции исторического процесса он, в отличие от Геродота, находится под непосредственным влиянием софистического просвещения и проводит разрушительные для религии рационалистические тенденции, стремится к научной критике источников и выяснению причинности событий. Вместе с тем в условиях развития греческого искусства, драматургии, политического красноречия "История" Фукидида приобрела некоторые художественные черты. Яркость описаний, драматизм и патетичность достигаются главным образом теми многочисленными стилизованными речами, которые Фукидид вкладывает в уста исторических деятелей. В этом отношении особенное внимание заслуживают речи Перикла. Своим языком и стилем "История" Фукидида сыграла большую роль в развитии художественной прозы. (Перевод "Истории" Фукидида Ф. Г. Мищенко, в переработке С. А. Жебелева, т. I-II, М., 1915.] http://www.lib.ru/POEEAST/FUKIDID/fukidid1_1.txt
(ИЗ РЕЧИ ПЕРИКЛА НАД МОГИЛАМИ ВОИНОВ, КОТОРЫЕ ПЕРВЫМИ ПАЛИ В НАЧАЛЕ ПЕЛОПОННЕССКОЙ ВОИНЫ)
Перикл
Кн. II, гл. 37. "Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве (демоса). По отношению к частным интересам за- коны наши предоставляют равноправие для всех {1}; что же касается политического значения, то у нас в государственной жизни каждый им пользуется предпочтительно перед другим не в силу того, что его поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его доблести, стяжающей ему добрую славу в том или другом деле; равным образом, скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-либо услугу государству. Мы живем свободною политическою жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто делает что-либо в свое удовольствие, и не показываем при этом досады, хотя и безвредной, но все же удручающей другого. Свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов главным образом из страха перед ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время; в особенности же прислушиваемся ко всем тем законам, которые существуют на пользу обижаемым и которые, будучи неписанными, влекут (за нарушение их) общественный позор {2}. (38) Повторяющимися из года в год состязаниями и жертвоприношениями мы доставляем душе возможность получить многообразное отдохновение от трудов, равно как и благопристойностью домашней обстановки, повседневное наслаждение которой прогоняет уныние. Сверх того, благодаря обширности нашего города, к нам со всей земли стекается все, так что мы наслаждаемся благами всех других народов с таким же удобством, как если бы это были плоды нашей собственной земли. (39) В заботах о военном деле мы отличаемся от противников следующим: государство наше мы предоставляем для всех, не высылаем иноземцев, никому не препятствуем ни учиться у нас, ни осматривать наш город, так как нас нисколько не тревожит, что кто-либо из врагов, увидев что-нибудь не скрытое, воспользуется им для себя; мы полагаемся не столько на боевую подготовку и военные хитрости, сколько на присущую нам отвагу в открытых действиях. Что касается воспитания, то противники наши еще с детства закаляются в мужестве тяжелыми упражнениями, мы же ведем непринужденный образ жизни и тем не менее с неменьшей отвагой идем на борьбу с равносильным противником. Вот доказательство этому: лакедемоняне идут войною на нашу землю не одни, а со всеми своими союзниками, тогда как мы одни нападаем на чужие земли и там, на чужбине, без труда побеждаем большей частью тех, кто защищает свое достояние. Никто из врагов не встречался еще со всеми нашими силами во всей их совокупности, потому что в одно и то же время мы заботимся и о нашем флоте, и на суше высылаем; наших граждан на многие предприятия. Когда в стычке с какою-либо частью наших войск враги одерживают победу над нею, они кичатся, будто отразили всех нас, а потерпев поражение, говорят, что побеждены нашими совокупными силами. Хотя мы и охотно отваживаемся на опасности, скорее вследствие равнодушного отношения к ним, чем из привычки к тяжелым упражнениям, скорее по храбрости, свойственной нашему характеру, нежели предписываемой законами, все же преимущество наше состоит в том, что мы не утомляем себя преждевременно предстоящими лишениями, а, подвергшись им, оказываемся мужественными не меньше наших противников, проводящих время в постоянных трудах. И по этой и по другим еще причинам государство наше достойно удивления. (40) Мы любим красоту, состоящую в простоте {3}, и мудрость без изнеженности; мы пользуемся богатством как удобным средством для деятельности, а не для хвастовства на словах, и сознаваться в бедности у нас не постыдно, напротив, гораздо позорнее не выбиваться из нее трудом. Одним и тем же лицам можно у нас и заботиться о своих домашних делах, и заниматься делами государственными, да и прочим гражданам, отдавшимся другим делам, не чуждо понимание дел государственных. Только мы одни считаем не свободным от занятий и трудов, но бесполезным того, кто вовсе не участвует в государственной деятельности. Мы сами обсуждаем наши действия или стараемся правильно ценить их, не считая речей чем-то вредным для дела; больше вреда, по нашему мнению, происходит от того, если приступать к исполнению необходимого дела без предварительного обсуждения его в речи. Превосходство наше состоит также и в том, что мы обнаруживаем и величайшую отвагу и зрело обсуждаем задуманное предприятие; у прочих, наоборот, неведение вызывает отвагу, размышление же - нерешительность. Самыми сильными натурами должны, по справедливости, считаться те люди, которые вполне отчетливо знают и ужасы и сладости жизни, благодаря чему они не отступают перед опасностями. Равным образом, в отношениях человека к человеку наши действия противоположны тактике большинства: друзей мы приобретаем не тем, что получаем от них услуги, но тем, что сами их оказываем. Оказавший услугу - более надежный друг, так как он своим расположением к получившему услугу сохраняет в нем чувство признательности; напротив, человек облагодетельствованный менее чувствителен: он знает, что ему предстоит возвратить услугу, как лежащий на нем долг, а не из чувства благодарности. Мы одни оказываем благодеяния безбоязненно, не столько из расчета на выгоды, сколько из доверия, покоящегося на свободе. (41) Говоря коротко, я утверждаю, что все наше государство - центр просвещения Эллады; каждый человек может, мне кажется, приспособиться у нас к многочисленным родам деятельности, и, выполняя свое дело с изяществом и ловкостью, всего лучше может добиться для себя независимого положения. Что все сказанное не громкие слова по поводу настоящего случая, но сущая истина, доказывает самое значение нашего государства, приобретенное нами именно благодаря этим свойствам. Действительно, из нынешних государств только одно наше выдерживает испытание, чтобы стать выше толков о нем; только одно наше государство не возбуждает негодования в нападающих на него неприятелях в случае поражения их такими людьми (как мы), не вызывает упрека в подчиненных, что они будто бы покоряются людям, не достойным владычествовать. Создав могущество, подкрепленное ясными доказательствами и достаточно засвидетельствованное, мы послужим предметом удивления для современников и потомства, и нам нет никакой нужды ни в панегиристе Гомере, ни в ком другом, доставляющем минутное наслаждение своими песнями, в то время как истина, основанная на фактах, разрушит вызванное этими песнями представление. Мы нашей отвагой заставили все моря и все земли стать для нас доступными, мы везде соорудили вечные памятники содеянного нами добра и зла. В борьбе за такое-то государство положили свою жизнь эти воины, считая долгом чести остаться ему верными, и каждому из оставшихся в живых приличествует желать трудиться ради него" {4}.
КОММЕНТАРИИ
1 Конечно, разумеется равноправие лишь для "свободных". Нельзя забывать, что афинская демократия была рабовладельческой сущностью античного государства, по выражению Ленина. - "диктатура рабовладельцев" (см. В. И. Ленин, Сочинения, т. 28, стр. 215). 2 В действительности политика Афин далеко не отличалась гуманностью; уже до 466 г. до н. э. их господство над союзниками стало базироваться на применении насилия (см.: Фукидид, 1,98). И сам Перикл в другой речи у Фукидида говорит, что власть Афин имеет уже вид тирании (11,63). 3 Эстетический идеал искусства Греции, отраженный в изобразительном искусстве и в поэзии V в. до н. э. 4 В речи, вложенной в уста Перикла, видна яркая идеализация Афин и афинской демократии. Эта речь, очевидно, отражала действительное настроение Перикла, который с позиций верхов афинской демократии старался затушевать все отрицательные явления, связанные с начавшимся социально-политическим и моральным упадком Афинского государства.
*** Добавлю - по выражению Платона демократическое государство Древней Греции было на деле аристократией - властью лучших... Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Дата: Среда, 2023-04-26, 10:51 AM | Сообщение # 124
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
ЦитатаMгновениЯ ()
Мы живем свободною политическою жизнью вгосударстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто делает что-либо в свое удовольствие, и не показываем при этом досады, хотя и безвредной, но все же удручающей другого. Свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов главным образом из страха перед ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время; в особенности же прислушиваемся ко всем тем законам, которые существуют на пользу обижаемым и которые, будучи неписанными, влекут (за нарушение их) общественный позор
ПРЕКРАСНО!
ЭТО ИМЕННО ТО, ЧЕГО НАМ СЕГОДНЯ НЕ ХВАТАЕТ.
Разошлись...в земных краях, под облаками, Разгуляться где даны поля с ветрами. Где следы от наших мыслей камни Собирают по свеченью в стаи.
Разошлись...чтоб встретиться за ширмой В недоступном для материй мире. Чтобы прикоснуться нашим крыльям К таинству утраченных идиллий.
Разошлись... И потерялись в звёздах, Чтобы открывать свои пространства. Чтобы говорить при встрече: Здравствуй! Устланный мечтами о полётах Космос... небесный странник
Дата: Среда, 2023-09-20, 4:12 PM | Сообщение # 125
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18294
Статус: Offline
ЦВЕТОК РАСЦВЁЛ... И МЫ ПРОДОЛЖАЕМ ЛЮБОВАТЬСЯ ИМ, ВЕЧНЫМ ЕГО ЦВЕТЕНИЕМ!
Древние греки не боялись раздвигать границы уже существующих знаний, что помогло им разработать новые идеи и подходы к философским идеям. Древняя Греция стала центром научных и философских инноваций.
В новой лекции на канале Лекторий Dостоевский Александр Дугин расскажет о Древней Греции как среде, в которой состоялась философия, о том, как разворачивалась борьба идей и, конечно, о трех главных направлениях мысли, которые в дальнейшем станут тремя важнейшими учениями.
Дата: Пятница, 2023-12-15, 3:40 PM | Сообщение # 130
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 5871
Статус: Online
Мифические лекари
Два брата - знакомцы из мифов, Пугают и лечат людей Загадками иероглифов И тайнами странных затей...
Врачи не спасают от смерти, Но жизнь продлевают на срок Лечения. Верьте-не верьте... Где выгода, чей же урок?
Спасают от смерти нас юность Души и живая среда Плаценты, где вызреет мудрость: Суть счастье, с любовью года!
Спасение – парус надежды, Ковчежец построишь ты сам. С легендами, снами невежды Плывёшь в нём к иным берегам…
Подобно Синдбаду, ты опыт Бесценный, Аида дары Сбираешь в волшебные гроты Таната… для смертной игры…
Он с Гипносом братом в единстве, Ведь схожи настолько они, Что в мире земного таинства Ты не различишь их Огни…
Мифических сцен персонажи Толкают на поиск умы Из бремени купли-продажи В мир вечно дразнящей страны.
Всё множество звёзд карнавала – Как эхо неявленных снов, Истоки времён – суть Начала С лекарством для мудрых сынов.
Танатос - Танатос , Танат, Фанат (др.-греч. «смерть») — в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Нюкты и Эреба, брат-близнец бога сна и сновидений Гипноса. Ги;пнос (др.-греч. «сон») — в древнегреческой мифологии персонификация сна, божество сна и сновидений. Живёт на краю света.
...Фрагмент речи Перикла над могилами доблестных воинов с полным правом можно адресовать доблести ушедших в царство Танатоса античных героев, возвращающихся к нам благодаря силам царства Гипноса, пробуждая в душах людей воспоминания о самых лучших качествах Человека!
"...только одно (Вечное Царство) наше выдерживает испытание, чтобы стать выше толков о нем; только одно наше (государство ) не возбуждает негодования в нападающих на него неприятелях в случае поражения их такими людьми (как мы, как герои), не вызывает упрека в подчиненных, что они будто бы покоряются людям, не достойным владычествовать. Создав могущество, подкрепленное ясными доказательствами и достаточно засвидетельствованное, мы послужим предметом удивления и для современников, и потомства, и нам нет никакой нужды ни в панегиристе Гомере, ни в ком другом, доставляющем минутное наслаждение своими песнями, в то время как Истина, основанная на фактах, разрушит вызванное этими песнями представление. Мы нашей отвагой заставили все моря и все земли стать для нас доступными, мы везде соорудили вечные памятники содеянного нами добра и зла..." Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Сообщение отредактировал Белоснежка - Пятница, 2023-12-15, 3:58 PM
Дата: Вторник, 2023-12-26, 12:02 PM | Сообщение # 131
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 5871
Статус: Online
Филола́й — древнегреческий философ-пифагореец, математик, современник Сократа и Демокрита. 470 до н.э. - 390 до н.э. — древнегреческий философ-пифагореец, математик, современник Сократа и Демокрита. Родным городом Филолая считается Кротон в Южной Италии (отсюда его распространённое именование Филолай из Кротона); иногда называется также Тарент. Среди учеников Филолая упоминается ряд последних пифагорейцев.
Афоризмы Филолая
"Гармония, как правило, является результатом противоположных сущностей; ибо это единство множественности и согласие о несогласии".
Эхо Согласие о несогласье – ценно Гармонией различный полюсов И сущностей несходных, что мгновенно Соединяют множество основ.
"Суть вещей вечна".
"Природа мира является гармоничным соединением бесконечных и конечных элементов (беспредельного и ограниченного)".
"В центре мироздания огонь духа, символизируемый Вестой, Домом Вселенной, Матерью Богов".
"Число – есть основание оформленности и познаваемости всего сущего".
Эхо Воспримешь ты природу гармоничной, Когда соединишь в себе самом Конечное и вечное… столь лично, Что суть свою постигнешь не умом… Но сердцем - в самом центре мирозданья, Вот Дом Вселенной, Веста, Мать Богов! Оформленность даруют Числа Знанья, Познанье отношений - связь веков.
"Все познаваемое имеет число. Ибо без него невозможно ничего ни понять, ни познать". Филолай Филолай первым обнародовал пифагорейское учение о природе и устройстве Вселенной. Сочинение Филолая «О природе», состоявшее из трёх книг: 1. Учение о гармонии и космологии; 2. О числе и его значении в мирообразовании; 3. О душе и душепереселении — дошло до нашего времени лишь в отдельных фрагментах.
Система мира
Изображение Центрального огня (в центре схемы) Земли (Earth), Противоземли (Antichthon) и Солнца (Sun)
Согласно Аристотелю, Филолай первым предположил возможность движения Земли, утверждая, что смена дня и ночи вызвана движением планеты вокруг воображаемого центра Космоса.
Стобей приводит описание системы мира Филолая (по Пифагору): в центре Вселенной находится Центральный огонь (Гестия, Очаг Вселенной, Дом Зевса, Мать Богов) — незатухающий огонь, освещающий весь мир. Вокруг Центрального огня вращаются Антиземля (Противоземля), Земля, Луна, Солнце и пять известных древним планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн). Наконец, на последней сфере находится Объемлющий огонь, представляющий собой совокупность неподвижных звёзд.
В системе мира Филолая участвует "вымышленное небесное тело", придуманное другим пифагорейцем, Гикетом Сиракузским — так называемая Антиземля, которая располагается на ближайшей к Центральному огню орбите. Антиземля не наблюдается с Земли; отсюда следует, что Антиземля и Земля движутся синхронно, сохраняя относительно друг друга неизменное положение. Очевидно, мудрец говорил о Духовной Земле, связанной с планетой, как одной из своих отраженных в физический мир проекций. Но современная наука пока ещё не в состоянии признать значение и роль Духовного Огня Центра Вселенной, дарующего Основу всему бытию миров. Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Дата: Суббота, 2024-01-06, 4:06 PM | Сообщение # 132
Советник Хранителя
Группа: Проверенные
Сообщений: 1072
Статус: Offline
Мифы Древней Греции
Боги Олимпа. Роспись потолка в зале Геракла, Версаль
Давным-давно - так давно, что даже время тогда текло в обратном направлении, на Балканском полуострове жили древние эллины, которые оставили народам всего мира богатейшее наследство. Это не только величественные здания, прекрасная античная настенная живопись и мраморные статуи, но и великие произведения литературы, а также, дошедшие до наших дней, древние предания - мифы Древней Греции, в которых отражено представление древних греков об устройстве мира и, в целом, обо всех процессах, происходящих в природе и в обществе. Одним словом, - их миропонимание и мировоззрение.Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколение в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других. Вот почему их приходилось собирать из самых разных источников.
Мифографы появились в Греции около 4-го века до н.э. К ним относятся софист Гиппий, а также Геродот Гераклейский, Гераклит Понтийский и многие другие. Например, Дионисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп.По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении её древних жителей. Так, согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища и великаны: гиганты, одноглазые циклопы (киклопы) и могучие Титаны - грозные дети Земли (Геи) и Неба (Урана). В этих образах греки олицетворяли стихийные силы природы, которые были покорены Зевсом (Диасом)- Громовержцем и Тучегонителем, установившим порядок в мире и ставшим владыкой Вселенной.
Хронос
(Крон, Сатурн). Жан-Батист Мозес
Юпитер и Фетида.Жан Огюст Доминик Энгр
Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос, в котором заключался источник жизни мира: всё возникло из Хаоса - и весь мир, и бессмертные боги, и богиня Земля - Гея, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней; и могучая сила, оживляющая всё, Любовь - Эрос.
Глубоко же под Землёй родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы.
Создавая мир, Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и тёмную Ночь - Никту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера (Имера). Свет разлился по всему миру, и стали сменять друг друга ночь и день.Могучая, благодатная Гея породила беспредельное голубое Небо - Урана, который раскинулся над Землёй, воцарившись во всём мире. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море. да воздается по трудам всегда
У многих древних цивилизаций были свои календарные системы. Из них греческий календарь, скорее всего, самый запутанный. Античный греческий календарь очень похож на саму Древнюю Грецию. Выясняем, как же назывались раньше месяцы!
Древний календарь имел определенное основное сходство от региона к региону, но каждый город-государство сохранял свою версию. Все греческие календари были лунно-солнечными (на основе Солнца и Луны) и имели те же основные черты, что и другие лунно-солнечные календари: двенадцать месяцев с периодической вставкой тринадцатого.
Афинский календарь - самый известный и наиболее интенсивно изучаемый. Афинские месяцы назывались Гекатомбион, Метагеитнион, Боэдромион, Пианепсион, Маймактерион, Посейдон, Гамелион, Антестерион, Элафеболион, Мунихион, Таргелион и Скирофорон.
Вставной месяц обычно наступал после Посейдона и назывался вторым Посейдоном. Гекатомбион, а значит и начало года, выпадал на лето. Другие греческие регионы начинали свой год в разное время (например, Спарта, Македония - осенью, Делос - зимой).
Для историка, склонного к опрятному порядку, прискорбным фактом является то, что афиняне просто не желали придерживаться полностью регулярного календаря, что сегодня затрудняет реконструкцию. Их неправильность была вызвана не недостатком астрономических знаний.
В 432 г. до н.э. афинский астроном Метон установил свой 19-летний цикл, установив регулярные интеркаляции (неизвестно, получил ли Метон этот цикл из Вавилонии или открыл его сам). С этого момента небольшая группа греческих астрономов использовала в своих расчетах цикл Метона, но его следует рассматривать как идеальный календарь астрономов. Привет с Волшебного острова Эхо! остров