Пятница, 2017-06-23, 11:43 PM
О проекте Регистрация Вход
Hello, Странник ГалактикиRSS

.
Авторы Сказки_ Библиотека_ Помощь Пиры [ Ваши темы. Новые сообщения · Правила- ПОИСК •]

Страница 1 из 41234»
Модератор форума: Руми, Фатьма 
Галактический Ковчег » ___Галактический Пир на весь Мир » Галактический День Сказочника » Коаны
Коаны
TaliaДата: Понедельник, 2010-10-25, 10:10 PM | Сообщение # 1
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline

Коаны - это короткие истории, рассказывающие о конкретных случаях достижения просветления, либо загадки-алогизмы, основной задачей которых является пробуждение ума слушающего. Коаны часто кажутся запутанными и даже парадоксальными. Однако, они широко распространены в практике дзэн-буддизма, совместно с медитацией. Европейским аналогом может служить христианская притча, но коан ни в коем случае не следует переводить или понимать так, поскольку ни мораль, ни религия почти никогда не имеют отношения к сути любого отдельно взятого коана.

Попытка понять коан логически неизбежно ведет к противоречию. Ученик, получивший коан от мастера, пытается решить его всеми возможными способами и "подключает" все больше и больше сил для решения логически неразрешимой проблемы. В результате, когда "отключаются" все пять чувств, ученик находится на стадии, которую в йоге именуют дхарана. Если ум ученика достаточно зрелый, то однажды блуждания ума затихают и остается лишь коан. В этот момент коан и ученик - целое, ученик испытывает проблеск реальности, известный как просветление или сатори.


Вопрос и ответ

Однажды вечером в двери дзенского монастыря постучался монах. Он устал, был голоден и хотел остаться там на ночь. Хозяин открыл дверь, но вместо того, чтобы поприветствовать монаха, встретил его дзенским коаном - очень знаменитым. Он сказал: "Каково ваше изначальное лицо, лицо, которое было у Вас до того, как родились ваши отец и мать?". Монах снял с ноги свою сандалию и сильно ударил ею хозяина по лицу. Хозяин отступил назад, поклонился и сказал: "Добро пожаловать, добро Вам пожаловать. Ваше понимание просто потрясает". Потом у них была трапеза. Среди холодной ночи они сидели у огня, и гость спросил: "А сами Вы получили ответ на тот коан, который задали мне?". Хозяин сказал: "Я не так удачлив. Нет, я не получил ответа. Но я так много слышал о Дзен, так много читал, что я смог понять непосредственность Вашего ответа. Вы не колебались ни мгновения, Вы не думали над ним. Он исходил из вашей целостности. Он был не из головы - вот что я смог понять...".

Гость не отвечал. Он продолжал потягивать свой чай. Но тогда хозяин немного заподозрил что-то. Он снова посмотрел на лицо гостя и нашел в нем что-то, что ему не понравилось. Поэтому он спросил: "Пожалуйста, скажите мне - Вы действительно знаете ответ? Вы получили ответ?".
Гость расхохотался и сказал: "Нет, уважаемый. Я тоже слишком много читал о Дзен и слишком много слышал о Дзен".

Сообщение отредактировал Talia - Понедельник, 2010-10-25, 10:34 PM
 
TaliaДата: Понедельник, 2010-10-25, 10:13 PM | Сообщение # 2
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline

Видеть гору Фудзи

Так, я не могу видеть гору Фудзи, если её заслоняет толстое дерево со многими ветвями и листьями. Но как огромную гору Фудзи может заслонить одно-единственное дерево? Я не могу видеть гору Фудзи в силу узости моего видения, а также потому, что дерево стоит в поле зрения. Мы продолжаем думать, что дерево заслонило гору Фудзи, хотя на самом деле виной тому узость нашего зрения.
Не понимая сути вещей, люди подчас делают умные лица и критикуют понимающих. И хотя может показаться, что они надсмехаются над другими, в действительности они надсмехаются над собой. Об этом знают, по крайней, мере, те, кто подлинно понимает."

Два монаха и девушка

"Однажды по дороге шли Учитель и ученик. Дорога упиралась в речку, и, подойдя к ней, они увидели, что на берегу стоит молодая девушка, не решаясь переправиться через нее. Учитель, ни слова не говоря, поднял девушку на руки и перенес ее на другой берег, после чего учитель и ученик продолжили свой путь. Прошло несколько часов, и, когда они подошли к воротам своего монастыря, ученик все-таки не выдержал и воскликнул: «Но, Мастер, нам не только дотрагиваться, но даже смотреть на женщин запрещается, чтоб не потревожить свой ум...»
«Я ее оставил там, а ты все еще несешь ее с собой», — ответил Учитель."

Сообщение отредактировал Talia - Понедельник, 2010-10-25, 10:29 PM
 
TaliaДата: Понедельник, 2010-10-25, 10:51 PM | Сообщение # 3
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline

Коан политики.

Чтобы добиться цели - посей вражду и раздор.

***

Коан хитреца

Открой душу, чтобы потом быть на вершине Бога.

***
Коан армии.

Создай иллюзию.

***
Коан щедрости

Хочешь получить просветление - сначала пожертвуй ленью.

***
Коан победы

Хочешь победить - создай условия выгодные тебе.

***

Коан смерти

Укради свой труп, чтобы достичь нирваны.

***

Коан иезуитов

Говори красиво, но делай, как хочешь.

***
Коан мудрости

Извлеки мудрость из чужого опыта.
Получи нечто из ничего.
Добейся статуса Бога.
Стань Буддой и ты получишь просветление.

***
Коан О

Будь враждебен к врагам.

***
Коан дипломатии

Проси о дно, если нужно совершенно другое

***
Коан тишины

Жди свершения кармы.
***

Коан совершенства

Не изменяя мир ты можешь его улучшить.
Надень на мир очки восприятия.

 
ФeaноДата: Вторник, 2010-10-26, 9:29 AM | Сообщение # 4
Хранитель Ковчега
Группа: Администраторы
Сообщений: 1828
Статус: Offline
Два монаха и девушка

Сезон дождей... Дорога грязная... Монахи
Дошли до речки мелководной. Перед ней
Стоит красавица в шелках, луны светлей.
Один взял на руки ее, заслышав "ахи",

Да перенес и там поставил на траву,
В молчаньи шли они до вечера вдвоем...
А перед сном другой спросил - Я удивлен!
Запрет монаха ты нарушил, почему?

- Ты удивил меня не меньше... Вот, что, брат,
Оставил девушку я там, на берегу...
А ты несешь ее весь день, да с "почему"...
Пора оставить, помолившись на закат...

Бабочка

Мудрец китайский вспомнил бабочку из сна,
Ах, до чего же хороша она была.
Потом задумался... А был ли это сон,
Или теперь я сном глубоким побежден,
И если я проснусь, то снова стану ею,
Прекрасной бабочкой порхающей моею! ...


Единство - Закон Богов
 
TaliaДата: Вторник, 2010-10-26, 5:50 PM | Сообщение # 5
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline
Quote (Фeaно)

Мудрец китайский вспомнил бабочку из сна,
Ах, до чего же хороша она была.
Потом задумался... А был ли это сон,
Или теперь я сном глубоким побежден,
И если я проснусь, то снова стану ею,
Прекрасной бабочкой порхающей моею!

Великолепно, Феано! !

Бессловесный разговор

Один монах спросил наставника Фэнъаня: "Ни словом, ни молчанием не выразить смысла бытия. Как же поведать истину?"
Фэнъань ответил: "Мне все видится весна на южном берегу Янцзы. Стайки птиц щебечут среди ароматных цветов".

 
TaliaДата: Вторник, 2010-10-26, 5:56 PM | Сообщение # 6
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline

Чжаочжоу испытывает женщину

Один монах попросил некую женщину, встретившуюся ему на дороге, указать путь на гору Утайшань. "Иди прямо", - сказала женщина. Когда монах сделал несколько шагов, она крикнула ему вслед: "Достопочтенный монах, зачем вы туда идете?" Монах рассказал об этой женщине Чжаочжоу, и тот решил испытать ее. На следующий день Чжаочжоу пошел к той женщине, задал ей такой же вопрос и получил такой же ответ. Вернувшись в монастырь, Чжаочжоу сказал монахам: "Теперь я раскусил эту женщину".

 
TaliaДата: Вторник, 2010-10-26, 6:05 PM | Сообщение # 7
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline

Уход и возвращение

Монах спросил своего мастера: «Что вы думаете о монахе, который уходит из монастыря и никогда не возвращается?»
Учитель сказал: «Он неблагодарный осел». Ученик снова спро¬сил: «Что вы думаете о монахе, который уходит из монастыря. но со временем возвращается?»
Учитель сказал: «Он помнит добро».

 
MгновениЯДата: Среда, 2010-10-27, 8:56 AM | Сообщение # 8
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 11557
Статус: Offline
Эхо Чжуан Чжоу

Если та сороконожка,
что подумает сначала
Как добраться до причала,
постоит еще немножко,
То забудет о движенье в пересчете ног своих,
В мыслях суетных, пустых, обрекающих на тленье…

Осознай же, человек!
Что не ты живешь, а Он,
Господин твой и Закон.
Не мешай Ему вовек.
От претензий и амбиций, от величия ума
Откажись. Живи тогда не жуком, а вольной птицей!




Сфера сказочных ссылок
 
TaliaДата: Понедельник, 2010-11-01, 10:54 PM | Сообщение # 9
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline

Камень за пазухой.

Риккуко Тайфу сказал Нансену:

- В моём доме есть небольшой камень. Иногда он движется и действует, иногда он лежит на месте. Можно ли сделать из него статую Будды?
- Можно! Можно!
- Так ли это?
- Нельзя! Нельзя!

Возможная интерпретация:
Некий китаец стал расспрашивать Мастера о прохождении Пути. У китайца дома был младенец. Он уподобил младенца камню. Не смейтесь. Китаец спрашивал не о себе. Он просто мечтал о том, что его ребёнок вырастет великим «просветлённым». И посему спросил Нансена о том, возможно ли его ребёнку стать Буддой?

Нансен ответил, что возможно. Ибо в этом мире нет ничего невозможного. Но в тот момент, когда вопрошающий засомневался – Нансен резко ответил, что сей ребёнок, будет и далее кувыркаться в колесе сансары.

На самом деле у этой истории есть вполне «правильные» и удобоваримые «буддистские» объяснения. Что сей, китайский муж спрашивал про себя, и что Нансен своим ответом показал глупцу всю тщетность его притязаний на просветление. И всё такое.

Но тем хороши истории дзен, что дают весьма богатую и обильную пищу для размышлений. Вкус историй дзен в их диалектичности. Их понимание приходит не в просветлении, а в во всеобъятности мышления.

О чём эта история? Она проста как копейка. Она о том, что тогда и только тогда, когда нет ТЕБЯ, ты ВСЕГДА БУДДА. Но только мысль промелькнувшая (а откуда ОНА?????) о том, что сие невозможно – порождает невозможность познать самого себя.

Неважно имя это «весёлого» камня. Всё дело в сомнении.

Первичность помрачения в сомнении.

 
benkolДата: Вторник, 2010-11-02, 0:11 AM | Сообщение # 10
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 324
Статус: Offline
Quote (Talia)

Камень за пазухой
Но только мысль промелькнувшая (а откуда ОНА?????) о том, что сие невозможно – порождает невозможность познать самого себя.
Неважно имя это «весёлого» камня. Всё дело в сомнении
.

С КАМНЕМ В ОБЪЯТИЯХ

Прекрасен тихий день в начале лета,
Зазеленели травы и деревья.
Лишь я один тоскую и печалюсь
И ухожу все дальше-дальше к югу.

Все беспредельно-пусто предо мною,
Все тишиной глубокою укрыто.
Тоскливые меня терзают мысли,
И скорбь изгнанья угнетает душу.

Я чувства сдерживаю и скрываю,
Но разве должен я скрывать обиду?
Ты можешь обтесать бревно, как хочешь,
Но свойства дерева в нем сохранятся.

Кто благороден, тот от злой обиды
Своим не изменяет убежденьям.
Нам надо помнить о заветах предков
И следовать их мудрости старинной.

Богатство духа, прямоту и честность -
Вот что великие ценили люди.
И если б Чуй искусный не работал,
То кто бы знал, как мудр он и способен.

Когда мудрец живет в уединенье,
Его глупцом слепые называют.
Когда прищуривал глаза Ли Лоу,
Незрячие слепым его считали.

И те, кто белое считает черным
И смешивает низкое с высоким,
Кто думает, что феникс заперт в клетке,
А куры - высоко летают в небе;

Кто с яшмой спутает простые камни,
Не отличает преданность от лести, -
Те, знаю я, завистливы и грубы,
И помыслы мои им непонятны.

Суровый груз ответственности тяжкой
Меня в болотную трясину тянет.
Владею драгоценными камнями,
Но некому на свете показать их.

Обычно деревенские собаки
Встречают злобным лаем незнакомца.
Чернить людей, талантом одаренных, -
Вот свойство подлое людей ничтожных.

Во мне глубоко скрыто дарованье,
Никто не знает о его значенье.
Способен я к искусству и наукам,
Но никому об этом не известно.

Я утверждать стараюсь справедливость,
Я знаю, честность у меня в почете.
Но Чун-хуа не встретится со мною,
И не оценит он моих поступков.

О, почему на свете так ведется,
Что мудрецы рождаются столь редко?
Чэн Тан и Юй из старины глубокой
Не подают ни голоса, ни вести.

Стараюсь избегать воспоминаний
И сдерживать нахлынувшие чувства.
Терплю обиды я, но верен долгу,
Чтобы служить примером для потомков.

Я ухожу, гостиницу покинув,
В последний путь под заходящим солнцем.
И, скорбь свою и горе изливая,
К границе смерти быстро приближаюсь.

Юань и Сян раскинулись широко
И катят бурные, седые волны.
Ночною мглой окутана дорога,
И даль закрыта мутной пеленою.

Я неизменно искренен и честен,
Но никому об этом не известно.
Бо Лэ давно уже лежит в могиле,
И кто коней оценит быстроногих?

Жизнь каждого судьбе своей подвластна,
Никто не может избежать ошибок.
И, неуклонно укрепляя душу,
Я не пугаюсь приближенья смерти,

Все время я страдаю и печалюсь
И поневоле тяжело вздыхаю.
Как грязен мир! Никто меня не знает,
И некому свою открыть мне душу.

Я знаю, что умру, но перед смертью
Не отступлю назад, себя жалея.
Пусть мудрецы из глубины столетий
Мне образцом величественным служат.

Фото
http://stat11.privet.ru/lr/081cbcf15f99c3c5bfd2abdd82fa9f01

СБОРНИК КИТАЙСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ
http://lib.ru/POECHIN/china_classic.txt


Я зажгла эту свечу для вас... Пусть свет её согревает ваше сердце

Сообщение отредактировал benkol - Вторник, 2010-11-02, 0:13 AM
 
benkolДата: Вторник, 2010-11-02, 0:24 AM | Сообщение # 11
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 324
Статус: Offline
Talia,
Созвучие рождает мелодию,
Мелодия рождает музыку,
Музыка рождает человека,
способного слышать другого.
Спасибо Вам!


Я зажгла эту свечу для вас... Пусть свет её согревает ваше сердце

Сообщение отредактировал benkol - Вторник, 2010-11-02, 0:26 AM
 
TaliaДата: Суббота, 2010-11-06, 5:49 PM | Сообщение # 12
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline
benkol , спасибо за китайскую классическую поэзию,книгу о джазе!Но скорее всего мне сейчас лучше будет послушать джаз, а потом книгу читать.

 
TaliaДата: Суббота, 2010-11-06, 5:56 PM | Сообщение # 13
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline

]Вообще, из всех известных дзенских мастеров, Уммон самый загадочный и гениальный. В историях, что с ним связаны, он никогда не бывает однозначно понятным. Каждая история всегда бьёт в глаз. Именно поэтому они весьма трудны для понимания. И именно поэтому в историях с ним связанных монахи чаще всего молчат. Но сие молчание не всегда есть тупость. Ибо в высказываниях Уммона есть некая законченность абсолютная.
Уммон единственный великий мастер дзен, которого ОШО не брался комментировать.

Уммон сказал главному монаху:
-Ты отличаешься от вселенной или тождественен ей?
- Тождественен, - ответил главный монах.
- Все живые существа, мотыльки, бабочки, муравьи – они отличаются или тождественны?
- Тождественны.
- Почему ты в таком случае отмахиваешься от них?

В этой истории Уммон спрашивает монаха про "очевидную" буддистскую трактовку бытия. Главный монах отвечает вполне книжно как истинный "профессор". То есть заучено. Да, мы тождественны вселенной и всем живым существам. Мы плоть от плоти и дух от духа есть единое целое единого мира. Но этот Единый тождественный мир разбит на множество фрагментов как калейдоскоп, и в этом смысле внутри тождества всегда есть заложенное в нем отличие. Но это отличие не есть противоречие. Это не есть некая борьба противоположенностей. Это просто данность проявленного мира. Мир таков, каков он есть. И поэтому когда Уммон спрашивает главного монаха
«- Все живые существа, мотыльки, бабочки, муравьи – они отличаются или тождественны?», то ответ монаха не есть ответ тождественного, а есть ответ механистический, «профессорский».

- Почему ты в таком случае отмахиваешься от них?,- не унимается Уммон. Монаху нечего ответить. Ибо всё его понимание зиждется на заучености, а не понимании.
Тут тонкость в том, что сначала Уммон задаёт АБСОЛЮТНЫЙ вопрос и монах «вроде» как отвечает «абсолютно», но когда Уммон резко переводит диалог в относительную, то есть житейскую плоскость, то монах как осёл с головой выдаёт себя, ибо на относительный вопрос нельзя отвечать АБСОЛЮТНО. На относительный вопрос мы должны отвечать в терминах абсолютно-относительных. Не абы кому, а МАСТЕРУ. Ибо даже относительный вопрос МАСТЕРА есть его требование показать своё понимание. Ибо мастер просто так никого ни о чём не спрашивает.

Вариант ответа:

-Ты отличаешься от вселенной или тождественен ей?
- Тождественен, - ответил главный монах.
- Все живые существа, мотыльки, бабочки, муравьи – они отличаются или тождественны?

Их тождественность и отличие я бы выразил тем, что стал бы чесаться и отмахиваться. Ибо свойство вселенной в том, что кто-то летает-ползает-кусает, а кому-то приходится отмахиваться и чесаться.
Вот такое отличие в тождественности.

 
TaliaДата: Среда, 2010-11-10, 8:15 PM | Сообщение # 14
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline
Воспарить над верой

Будду однажды спросили: "Есть ли Бог?". Он ответил: "Да". В тот же самый день другой человек спросил его: "Существует ли Бог?" И Будда ответил: "Нет". К вечеру того же дня третий человек спросил Будду о существовании Бога, и Будда промолчал в ответ, лишь подняв указательный палец вверх.
Всё это видел его ученик Ананда. Ночью он спросил Будду:

— Я не могу уснуть. Ответь, пожалуйста, почему на один и тот же вопрос ты дал три разных ответа?
Будда ответил:

— Вопрошающие были разными. Первый верил, что Бога нет, и ему очень хотелось, чтобы я укрепил его веру. Ему я ответил: "Бог есть!" Потому что прийти к Истине человек может только освободившись от того, во что он верит.
Другой человек верил, что Бог есть. Ему тоже очень хотелось получить подтверждение истинности своей веры. Ему я ответил, что Бога не существует. Я здесь для того, чтобы разрушать всякую веру, чтобы ум мог воспарить над ней и войти в Истину.

Третий человек не был ни верующим, ни атеистом, поэтому не нужно было ни "да" ни "нет". И я промолчал, говоря этим: "Делай как я, просто погрузись в молчание и тогда узнаешь!"

 
TaliaДата: Среда, 2010-11-10, 8:39 PM | Сообщение # 15
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline

ЕДИНСТВЕННАЯ В ЖИЗНИ УЛЫБКА

До самого последнего дня своей жизни учитель Мокугэн не улыбался. Когда настало время ему уходить, он сказал ученикам: «Вы проучились у меня больше десяти лет. Покажите мне, как вы по-настоящему понимаете дзэн. Кто выразит это особенно ясно - станет моим преемником и получит мою одежду и чашку»

. Все молча смотрели на суровое лицо Мокугэна, никто не отвечач. Вдруг к постели приблизился Энчо, ученик, долго уже пробывший с учителем. Он молча придвинул к нему чашку с лекарством. Таков был его ответ. Лицо учителя еще больше посуровело. «И это все, что ты понял?» - спро-сил он. Энчо протянул руку и отодвинул чашку назад. Прекрасная улыбка преобразила лицо Мокугэна. «Ну, плут, - сказал он Энчо. - Ты проработал со мной десять лет, но еще не видел меня раздетым. Возьми одежду и чашку. Они твои».

Сообщение отредактировал Talia - Среда, 2010-11-10, 8:50 PM
 
TaliaДата: Суббота, 2010-11-13, 3:33 PM | Сообщение # 16
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline


Однажды один учитель Дзен собрал своих учеников и сказал им:
- Вы все видели, как умирают лёжа.
-Да, - ответили ученики.
- Вы также видели, как умирают сидя и стоя.
- Да, - ответили ученики.
-А видели ли вы когда-нибудь, как умирают, стоя на голове? – спросил он.
-Нет, Учитель,- ответили они.
- Завтра приходите, я вам покажу, - сказал он и ушёл.
На следующий день, когда ученики собрались, он встал на голову и умер.Когда ученики попытались положить его на землю, у них ничего не вышло.Что они ни делали, у них ничего не получалось, он прочно стоял на голове.
В это время мимо проходила сестра Учителя.Увидев, что происходит, она подошла и, плюнув, сказала: "Обормотом жил, обормотом и помер», - ткнула его пальцем и он упал.


Сообщение отредактировал Talia - Суббота, 2010-11-13, 3:35 PM
 
TaliaДата: Пятница, 2010-11-19, 10:44 PM | Сообщение # 17
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline

Моя цель - показать возможность существования иного, отличного от аристотелевского, типа логики

Цель предлагаемого анализа - выявить ту своеобразную логику, которая присуща всякому творческому мышлению, как в европейской, так и в восточной традиции. И коаны являются для этого весьма благодатным материалом. Они позволяют обнаружить разные виды парадоксов, различные, не только чисто мыслительные, факторы, участвующие в творческом процессе. Такие результаты, несомненно, могут помочь обогатить рационально формируемую теорию творческого мышления.

Классификация коанов. Коаны довольно существенно различаются между собой по конкретному назначению, специфическим функциям в процессе их использования. У них может быть разный характер содержания, разная форма текста; т. е. они отличаются друг от друга и тем, как это содержание, этот текст отображает свой предмет - событие, явление, объект, поступок и т. д. В зависимости от этого можно выделить несколько форм коанов.

1. Краткое утверждение. Примером такой формы может быть следующий коан:
Учитель дзэн Нансэн сказал: «Ум - не Будда, учеба -не путь».

2. Вопрос. Эта форма довольно часто встречается в общем корпусе классических коанов. Приведем коан, автором которого является знаменитый японский учитель дзэн Хакуин Экацу (1683-1768) из школы Риндзай: «Что представляет собой звук хлопка одной ладонью?».
Или вот другой пример: Учитель Хо-гэн услышал дискуссию странствующих монахов о субъективном и объективном и спросил их: «Вот большой камень. Как вы считаете, он внутри или снаружи вашего ума?».

3. Краткий диалог в форме вопроса и ответа. В чань-буддизме эта форма называется вэнь да, в дзэн - мондо, что буквально означает «вопрос - ответ». Эта форма также одна из наиболее употребительных. Вот пример подобного коана:
«Монах спросил учителя Дзесу, зачем Бодхидхарма пришел в Китай. "Кипарис в саду", - ответил Дзесу».

4. Парадокс. Хотя все коаны в какой-то степени содержат элемент парадокса, но среди них есть такие, содержание которых полностью, в чистом виде является парадоксом. Такого рода коанов также немало среди их общего числа. Вот один из примеров. Басе сказал ученику:
«Если у тебя есть посох - я тебе его дам. Если у тебя нет посоха - я его у тебя заберу».

5. Дилемма. Подобную форму коана учителя дзэн часто используют, когда хотят поставить ученика перед трудным выбором, перед безвыходной, казалось бы, ситуацией. Примером такого коана может быть следующий:
Вообразите, что кто-то забрался на дерево и повис, зацепившись за ветку зубами, опустив руки, и не касаясь ничего ногами. Прохожий задает ему вопрос относительно основных принципов буддизма. Если он не ответит, то это будет расценено, как грубое уклонение от ответа, а если попытается ответить, то разобьется насмерть. Как же ему выбраться из этого затруднительного положения?

6. Загадка. Мы уже говорили, что всем коанам присуща некоторая загадочность в смысле большей или меньшей непонятности, неясности. Но существуют коаны, имеющие обычную, традиционную форму загадки. Чаще всего такой коан, как это и характерно для загадок, отображает какое-то содержание в метафорической форме, и нужно разгадать зашифрованный таким образом предмет, явление, признак. Вот пример такого коана:
Хякудзё сказал собравшимся: «Один ест мало, но не голоден; другой не прекращает есть, но не насыщается». Монахи молчали.

Английский исследователь дзэн-буддизма P. X. Блайс (1898-1964) таким образом раскрывает смысл этой загадки: «Мы должны уподобиться им обоим, всегда полниться энергией, но не быть амбициозными»

6. Абсурд, нелепость, отговорка. Именно в такой форме выступает содержание некоторых коанов. Создавая их, учителя дзэн хотели тем самым показать несущественность, незначительность задаваемого их учениками вопроса, сказать, что они и сами могут найти ответ на этот вопрос.
В подобных коанах просматривается одна из характерных черт мастеров дзэн - их склонность к юмору, их желание порой посмеяться, позабавиться над своими подопечными. Таким, например, был ответ учителя Дайтэна своему ученику. Когда тот спросил: «Океан страданий глубок. Как построить паром или лодку, чтобы пересечь его?». Дайтэн ответил: «Из дерева».
Учителя могли высмеять несмышленных монахов, приписывая им нелепые вопросы. Например, в одном коане говорится о том, как монах Вакуан, глядя на портрет бородатого Бодхидхармы, выражал недовольство, задавая такой нелепый вопрос: «Почему этот человек без бороды?». Абсурдность подобных вопросов проистекает из того, что по отношению к какому-нибудь действительному явлению утверждается нечто противоположное его признакам, несвойственное ему.

Изложенная классификация коанов методологически важна для понимания их своеобразия. Определение формы того или иного коана может помочь уяснению его свойства, выявлению его логики, а также явится необходимой предпосылкой для постижения способа его построения

 
atanДата: Суббота, 2010-11-20, 4:43 PM | Сообщение # 18
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 709
Статус: Offline

http://www.liveinternet.ru/showjou....1834869

Аллилуйя

Тку веками платье свадебное белое.
Ждёт жених, когда охватит сердце пламенем,
Упадут снежинки истин звонко-первые,
Засияет тело радужною рамою.
Лишь тогда возможно радостное шествие,
Когда Мать с Отцом сольются бело-огненно,
Лепестки цветка раскрыв с беззвучным шелестом,
Как подарок вечности, в горящем коконе.
Запоёт хорал – БЛАЖЕНСТВО НОВОЯВЛЕННЫМ!
Детям Божиим, домой прийти стремящимся.
Аллилуйя! Аллилуйя! Вновь объявленным!
И Осанна всем, в дороге не сумнящиимся.

Прикрепления: 0245243.jpg(6Kb)


Сообщение отредактировал atan - Воскресенье, 2010-11-21, 7:11 PM
 
MгновениЯДата: Воскресенье, 2010-11-21, 6:38 PM | Сообщение # 19
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 11557
Статус: Offline
Ритмичное эхо У_МЭНЬ

Без ужимок и затей
Учит малых деток львица.
Бьет в прыжке их, не боится,
И сбивает спесь с детей…

((()))

Мудрый, встретившись с глупцом,
Хоть и вскользь стрелу отпустит,
Но вторую не упустит,
Вглубь пошлет златым концом…

((()))

Звук ушами принимая,
Трудно Истину постигнуть.
Видеть звук глазами - вникнуть
В Суть, начинку понимая.

((()))

Белым днем под небом ясным
Он во сне о сне глаголет.
Вот чудовище трезвонит,
Лжет он гласом громогласным.

((()))

Повстречав фехтовальщика, дай ему меч.
А не встретив поэта, стихов не дари.
Малой толикой с каждым делись на пути,
Но не всем, что имеешь при каждой из встреч!

Прояснилось на небе, и солнышко светит,
А земля после дождика полна водой.
Если чувства открыл - переполнен собой,
Но не всякий поверит, не каждый ответит.

Хоть за тучей луна, все же та же луна,
А ручьи не похожи один на другой.
Так и радость - едина для всех, но она
Непохожа для каждого, мир-то иной…

Если встретил прозревшего ты на Пути,
То слова не нужны, и молчание - тоже.
Оттолкни посильнее, хоть, дескать, негоже,
Но… что нужно понять, он сумеет найти.


Сфера сказочных ссылок
 
TaliaДата: Вторник, 2010-11-23, 10:04 PM | Сообщение # 20
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1550
Статус: Offline


Одна нота дзэн

После приема у императора Какуа исчез, и никто не знает, что с ним стало. Он был первым японцем, изучавшим в Китае дзэн, но поскольку из изученного им он не показал ничего, если не считать одного единственного звука, то он не остался в памяти людей тем, кто [впервые] принес в свою страну дзэн.

В Китае Какуа воспринял истинное учение. Там он не путешествовал, а жил на далеком горном склоне, постоянно медитируя. Всякий раз, когда его просили прочитать проповедь, он произносил несколько слов, после чего перебирался в другое место, где найти его было уже не так легко.

Когда Какуа возвратился в Японию, о нем услыхал император и попросил его выступить с проповедями дзэн для наставлений по любым предметам на свой вкус. Какуа стоял перед императором молча. Затем, достав из складок одежды флейту, извлек из нее одну короткую ноту, вежливо поклонился и исчез.



Сообщение отредактировал Talia - Вторник, 2010-11-23, 10:07 PM
 
Галактический Ковчег » ___Галактический Пир на весь Мир » Галактический День Сказочника » Коаны
Страница 1 из 41234»
Поиск:

Открыты Читальные Залы Библиотеки
Традиции Галактического Ковчега тут!
Хостинг от uCoz

В  главный зал Библиотеки Ковчега