Дата рождения: 3 (15) мая 1891 Место рождения:Киев, Российская империя Дата смерти: 10 марта 1940 (48 лет) Место смерти: Москва, СССР Род деятельности: Писатель, драматург Годы творчества: 1920-е — 1930-е Направление: проза, театр http://www.bulgakov.ru/
Тот, кто в сердце своём Роману воздвиг Из времён и пространств - сонм живущих галактик, - Средь метафор ища его истинный лик,- Не фанат, А - стратег, прорицатель и тактик…. ПорталКиноКовчег
Мне кажется, обществу ещё предстоит понять, какая это сложная, мениппейная, тайнопись – творчество Михаила Булгакова, его «Мастер и Маргарита», где мастер придумывает своего Понтия Пилата, Воланд в Москве - словно во главе комиссии по контролю за качеством человеческого материала...
И что может происходить, если его герои - вечны? И - кто они? Как же хочется проникнуть в их мир!! а для этого, прежде всего, надо научиться перемещаться во времени...
Дата: Воскресенье, 2011-09-04, 11:15 AM | Сообщение # 101
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
[ognebo] ----------------------------------- Но милосердно ли рождение
Туда, где беззащитно мужество ? Где даже Бог в сопровождении Недетского Голгофы ужаса ?
Но многословно ли прощение? ----------------------------------------- С тех пор, как Смерть пугает...
Джордж Гордон Байрон(1788-1824)г
Лариса Лось Люцифер-Каину: Первородный Сын первого из смертных! Твой удел Жить во грехе и скорби, но Эдемом Покажутся тебе твои несчастья В сравненье с тем, что ты узнаешь вскоре, А то, что ты узнаешь, будет раем В сравненье с тем, что испытать должны Твои сыны... Но нам пора на землю.
Джордж Гордон Байрон(1788-1824)г. Мистерия «Каин» 1821г ****************************************************
С тех пор, как Смерть пугает наши души,
Господь пустил процесс на самотёк?
Цивилизации, в развитии Планету руша,
Играют в Смерть. Неумолим сей рок?
И все виновные, - с времён Гипербореи?
Или ещё до них смертельно стало жить?
Когда и Высший разум вне материй
Не смог Гармонии надёжной предложить….
Земной эксперимент - Ад, начатый с Адама?
Страх смерти – разрушительная страсть?
И Ева, пренебрегшая Заветными Словами,
В Земном кРаю вручила Смерти Власть?
Даря цветенье жизни поколеньям
Полуживотных, - в самомнении- Богов,
Меж двух порогов – время искупления
Уже накопленных родительских грехов.
Как снежный ком для дремлющей лавины,
Запретный плод, что к знанию влечёт,
Источник гибельный и первая причина,
Что Мир сквозь пальцы , как песок, течёт…. ************************************
Мы все – потомки Каина? И – что же? Он ведал то, что Смерть- всего порог… Он каялся. И мы раскаемся, быть может… Но путь раскаянья и труден, и жесток. **********************************
Ева: Пусть Горящими мечами херувимов Преследуем он будет дни и ночи! Пусть все плоды земные превратятся В его устах во прах и пепел - змеи Устелют все пути его, - листву, Где он главу усталую преклонит, Усеют скорпионы! Пусть он грезит Во сне своею жертвой, наяву - Зрит лишь одно - зловещий образ Смерти!
Джордж Гордон Байрон(1788-1824)г. Мистерия «Каин» 1821г *******************************************
И только тот, кто одолеть сумеет страх Пред краткостью земного обретения Пути ОТТУДА и ТУДА, Себя не закопает в прах, Узнав Раскаянье, Свободу и Великое Прощение.
После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери. (Быт. 5, 4).
Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель пас стада.
Однажды они приносили жертву Богу: Каин - плоды земные, а Авель - лучшее животное из своего стада.
Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верою в обетованного Спасителя, с молитвою о помиловании и надеждою на милость Божию; и Бог принял жертву Авеля, - как полагают, дым от нее вознесся к небу.
Каин же был нрава злого и жестокого, он приносил жертву только как обычай, без любви и страха Божия. Господь не принял его жертвы; это, как думают, было видно из того, что дым от его жертвы расстилался по земле.
После этого Каин стал завидовать своему брату, вызвал Авеля в поле и там убил его.
Бог обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: "Где брат твой Авель?"
Каин дерзко ответил: "Не знаю; разве я сторож брату моему?"
Тогда Бог сказал ему: "Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят и будешь скитаться по земле". И Каин, мучимый совестью, с женою бежал от своих родителей в другую землю.http://www.magister.msk.ru/library/bible/zb/zb062.htm --------------------------------------------------------------------------------------------------- А давайте зададим себе вопрос:
ПОЧЕМУ ИМЕННО В ВЕК РАЗГУЛА АТЕИЗМА ТАК СТРЕМИТЕЛЬНО ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПОДОШЛА К СВОЕМУ КРАХУ ПРИ ВСЕЙ ГРАНДИОЗНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА?
Дата: Воскресенье, 2011-09-04, 11:45 AM | Сообщение # 102
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
Quote (ognebo)
Но милосердно ли бессмертие? Так электрические свечи Сияют ровные, усердные И сердце никому не лечат Но обязательно ли знание?
Идя ступенями
Лариса Лось Идя ступенями всё выше, Преодолев немало бед, Встречаемся в единой нише На склоне пережитых лет, И все мы, будто смелый Данко, Сердца свои несём в руках И их огнём живым и жарким Путь освещаем сквозь века. И верим: Воинство - за нами, Ему наш опыт - передать И Мира пламенное Знамя Земного Светлого Труда. Узнав своё предназначенье- Вселять уВЕРенность в Добре, Зажжём других Сердец влеченье,- Гореть в негаснущей Заре Над милым сердцу небосклоном, Земля живая - наша Мать, Её оставим мы с поклоном, Чтоб в ваши руки передать, И вы её не предавайте, Чтоб саду нашему – цвести, Потомкам Знамя передайте, Оно одно хранит в Пути….
Для меня Знамя МИРА символизирует единство времени, прошлого, настоящего и будущего для всего человечества. Чтобы иметь будущее, надо не терять времени даром в настоящем, никогда не забывая уроки прошлого. Лариса Лось
Дата: Воскресенье, 2011-09-04, 3:25 PM | Сообщение # 103
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
На мой взгляд, М.А Булгаков открыл для нас закон единства Света и Тьмы, а дуализм - основная черта зороастризма. В зороастризме признаётся два божественных начала - светлое, олицетворяемое добрым богом Ахурмаздой (Мазда, Ормузд) и тёмное, зло, олицетворяемое злым богом Ангро-Майнью (Ариман). Каждый из них возглавляет сонм духов: света и добра - ахуров, или тьмы и зла - дэвов (дэвы - древнеарийские божества). Оба главных божества являются равноправными творцами мира. И пока мы живём впотьмах, мы – во власти тёмных сил. Поэтому мы и стремимся к Свету. И приходит время Рассвета.
Алекса́ндр Влади́мирович Мень (22 января 1935, Москва — 9 сентября 1990, Семхоз, Московская область) — протоиерей Русской православной церкви, богослов, проповедник, автор книг по богословию, истории христианства и других религий, по основам христианского вероучения, православному богослужению. Публиковался в Брюсселе; на родине издавался с 1990 года: серия «В поисках пути, истины и жизни» (кн. 1-6, 1970—1983; псевдоним Э. Светлов), «Сын человеческий» (1969, псевдоним А. Боголюбов), «Таинство, слово и образ» (1980) и др. Убит. Обстоятельства, мотив и виновник этого преступления остались невыясненными. О романе « Мастер и Маргарита ≪…Это книга о любви, о вечности, о пошлости нашей жизни, о предательстве самого себя≫. Это не интерпретация Евангелия, это ≪другое и о другом. Видимо, Булгаков сделал это сознательно. Его прежде всего интересовала тема человека, ≪умывающего руки≫. Это огромная, трагическая тема всего ХХ века…Мастер, как справедливо замечено, тоже своего рода Пилат. И Булгаков, отождествляя себя с ним…жалеет их и желает им покоя, покоя от укоров совести… Цель и замысел свой автор унес с собой в могилу… Быть может, он не хотел изображать подлинного Христа, не решался, а поэтому выдумал другого, чтобы куда-нибудь поместить своего Пилата… И, наконец, о ≪московском слое≫. Думается, что явление Воланда в Москве 30-х годов имеет тот смысл, что сам дьявол и его компания кажутся порядочными малыми на фоне убогой и мерзкой действительности. Это великолепный сатирический прием≫.
Иисус Христос и Иешуа-Га-Ноцри в романе "Мастер и Маргарита" (исследования священников православной церкви)
Иисус (Ἰησοῦς) – передача по-гречески еврейского личного имени Йешу(а), исходная форма Jehošua: ≪бог (Яхве,Иегова)–спасение (помощь)≫. У Булгакова то же имя, но в той форме, какую оно имело в Иудее того времени. Христос (Χριστός) – перевод на греческий язык еврейского ≪мессия≫: ≪помазанник, царь≫.
Так своего героя Булгаков не называет. Его Иешуа не мессия – о чём будет речь далее.
В 1922 году появилась пьеса Сергея Чевкина "Иешуа Ганоцри. Беспристрастное открытие истины"; затем это имя Булгаков проверил по трудам историков.
В его архиве сохранились выписки из книги немецкого философа Артура Древса (1865-1935) "Миф о Христе", переведенной на русский в 1924 г. Там утверждалось, что по-древнееврейски слово "нацар", или "нацер", означает "отрасль " или "ветвь".
Правда, в другой его работе, "Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем" (появилась на русском в 1930 г.) он указывает, что ≪нацер≫ могло значить "страж", "пастух" и что еще до нашей эры среди евреев существовала секта назореев, или назарян, почитавших культового бога Иешуа (Иошуа,) "га-ноцри", т.е. "хранителя".
У Булгакова Иешуа местом своего рождения называет город Гамалу, упоминавшийся в книге французского писателя Анри Барбюса (1873-1935) "Иисус против Христа". Выписки из этой работы, вышедшей в СССР в 1928 г., также сохранились в булгаковском архиве.
Булгаков не стал как-либо раскрывать значение имени ≪Га-Ноцри≫ в тексте романа и из-за незавершенности его не сделал выбора места рождения Иешуа.
≪Откуда ты родом?≫ – ≪Из Эн-Сарида≫, – отвечал Иешуа Га-Ноцри в машинописи 1938 г. В главе 2-й Булгаков вычеркнул Эн-Сарид и заменил его Гамалой. В главе 26-й осталось неисправленное: ≪И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида...≫
Иешуа-Га-Ноцри отличиется от Иисуса:
1) Возрастом, внешностью, происхождением. Лет 27 (не традиционно принятые 33 года). Худенький, маленький, голова плешивая… Родителей не знает (отец вроде сириец…) Место рождения, видимо, иное…
2) Обстоятельствами. Ученик только один. С Иудой только беседует – и не знает, что он предаст. Вообще не знает о своей судьбе и назначении, видимо. Не въехал на осле в Иерусалим (что было предсказано для мессии и что было у Христа).
3) Причинами казни. Иисуса распяли за то, что объявил себя сыном бога – богохульство! На кресте Христа издевательская надпись, обозначающая вину его: ≪Царь иудейский≫ (Мф.27,37; Мар.15,26; Лук.23,38); Пилат в Евангелии от Иоанна как будто эту надпись принимает всерьёз (Иоанн.19,19). Иешуа казнён за ≪оскорбление величества≫ кесаря, отрицание власти.
4) Идеями. 1. Вера в Бога – Га-Ноцри ≪Бог один…в него я верю≫ Верит в то, что бог распоряжается жизнью человека (это показывает разговор Иешуа с Пилатом о волоске, на котором его жизнь подвешена – ср.Иоан.19,10-11)). Вера – но любовь ли?
Вера в Бога, любовь к нему Иисус ≪37…Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки≫. (Мф. 22)
2. Убеждение, что все люди добрые Га-Ноцри ≪Злых людей нет на свете≫ Почему так считает – не объясняет.
На вопрос Пилата : ≪В какой-нибудь из греческих книг ты прочёл обэтом?≫– Иешуа отвечает: ≪Нет, я своим умом дошёл до этого≫. Возможно: по природе человек добр, но люди уродуют жизнь его, и он делается ≪жесток и чёрств≫, как тот же Марк Крысобой. Почему ≪добрые люди≫ такое друг другу делают? Видимо, потому, что не перешли ещё в ≪царство истины и справедливости≫. Для Иешуа важен вопрос об истине, правде.
Любовь к ближнему- Иисус Христос
Но кто такой ≪ближний≫? Чем он нам ближе других? Ведь если нет различия по степени близости нам людей, такое обозначение логически не имеет смысла). В Ветхом Завете сказано: ≪…не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего как самого себя≫ (Левит,19,18). ≪Ближний≫ здесь, видимо, соплеменник.
Но вот чуть далее (34) заповедано любить, как себя, пришельца, поселившегося у вас – ставшего ближним… Вопрос ≪А кто мой ближний?≫ задает Христу ≪один законник≫ в Евангелии от Луки (в других евангелиях этот непростой вопрос не ставится). На это Иисус рассказывает о человеке, который был ограблен разбойниками, изранен ими и брошен. И не помогли ему прошедшие потом мимо священник и левит; а спас его самарянин, человек другого народа, евреями презираемого. И спрашивает законника: ≪36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же≫. (Лук.10,29-37) ≪Ближний≫ здесь подчёркнуто не соплеменник (или сосед). И не потому он милосердный, что ≪ближний≫, а наоборот. А если некто не ≪оказал милость≫, как прошедшие мимо – они не ≪ближние≫? И надо ли их возлюблять? Есть представление, что главное здесь – слова Христа: ≪и ты поступай так же≫. ≪Мы не должны спрашивать ≪кто нам ближний?≫, а должны, во имя христианской любви, сами стать ≪ближними≫ для каждого человека≫ (Архиепископ Аверкий Таушев, 1906-1976) И не потому надо любить людей, что они ≪добрые≫. ≪44 …Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48 Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный≫. (Мф.5,44-48) Для Христа есть добрые и злые, и последние будут наказаны по кончине века; для них ≪будет плач и скрежет зубов (Мф.24,51) – но это прерогатива Бога. Любить же врагов значит молиться за них, грешников, губящих свою душу, быть не как они, а совершенными в любви; прощать им: ≪если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших≫ (Мф.6,15). Только такими ≪тесными вратами≫ можно войти в Царствие Божие; ≪Ищите же_ прежде Царства Божия и правды Его…≫ (Мф.6,33)
3. Утверждение правды-истины ≪Рухнет храм старой веры, и создастся новый храм истины≫. ≪Правду говорить легко и приятно≫ Т.е. он несёт новую истину вместо старой веры – и нести её легко и приятно. Но в чём она? И в религии ли эта истина?)
≪Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…≫ И всё? Видимо, считает истиной, что все люди добрые – но она не дана ему свыше, он до этого ≪своим умом дошёл≫. Что он проповедует?
Иисус христос:
≪Могу разрушить храм Божий и в три дня создать его≫ (Мф.26,61); ≪Я разрушу храм сей рукотворный и через три дня воздвигну другой нерукотворный≫ (Мар.14,58). Христос при виде здания храма в Иерусалиме ученикам: ≪…видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено≫. (Мф.24,2) ≪…придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено. (Лук.21,6) Иисус не грозил разрушить храм иерусалимский, но предрекал, что это культовое здание старой веры рухнет, ибо он воздвигнет нерукотворный храм веры новой. Конечно, для христианина его вера и есть истина – но её ли имел в виду Иешуа, когда говорил о ≪новом храме истины≫?
≪…всё это будет разрушено, так что не станется здесь камня на камне≫ (Мр.13,2) В Ев.от Иоанна (2,19-21): ≪разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его…21… Он говорил о храме тела Своего≫. Кстати, Христос предупреждает, что его истину нести тяжело: ≪Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу≫ (Иоан.16,2) Иисус изъясняет, в чём его истина, в Нагорной проповеди и неоднократно по ходу. Она дана волей Отца Небесного, исполнение её – условие достижения Царства Небесного.
4. Отрицание властей ≪Я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть≫. ≪Всякая≫ земная власть, надо полагать. То, что жизнью правит воля бога (во что верит Иешуа), он явно не считает неправильным.
Но опять же: а в чём истина и справедливость? Кто это определяет? Бог? Это не заявлено.
Люди как-то придут к согласию по этому вопросу? Как, если их интересы всегда сталкиваются? Через 19 веков Воланд отмечает, что люди не изменились; и сама перекличка личностей в древнем Ершалаиме и в современной автору Москве как будто свидетельствует о неизменности человеческой природы.
Ближе ли стало ≪царство истины и справедливости≫? ≪Оно никогда не настанет!≫– кричит Пилат.
Что о власти говорит Евангелие? Иисус ученикам: ≪25…вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;(26) но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; 27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; 28 так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих≫. (Мф.20,25-28) Явно – о том, что среди его учеников, последователей не должно быть отношений власти и подчинения; должно быть добровольное служение другим, и оно возвышает. Следует ли из этого отрицание власти вообще? Вот эпизод, который есть во всех синоптических евангелиях и известен под названием ≪Динарий кесаря≫. Народ Иудеи считал налог в пользу завоевателей- язычников оскорбительным; признать его – возбудитьпротив себя народ, отвергнуть – выступить против римских властей. Противники спрашивают Иисуса, чтобы уловить его в слове и предать его власти: ≪Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?≫ Он требует показать ему ≪монету, которой платится подать≫; это динарий, на котором есть ≪изображение и надпись≫ римского владыки. И говорит: ≪Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу≫.(Мф.22,15-22; ср.Лук.20,19-26, Мар.12.13-17) Христос указывает, что на динарии, которым подать платится, изображение; это монета нечистая для иудея, языческая, и её можно и нужно возвращать к истоку её. Тогда ≪кесарево кесареву≫ имеет смысл негативный - но неявный; а согласие подчиняться земной власти очевидно.
5. «Трусость…один из самых страшных пороков». Пилат уточняет: ≪…это самый страшный порок
В.Виленкин. Булгаков говорил: ≪Человеческий порок самый главный – трусость≫. (≪Незабываемые встречи // Воспоминания о Михаиле Булгакове≫ М,1988, с.293/4) С.Ермолинский о Булгакове. ≪Он любил повторять, как ненавидит трусость≫. (≪Из записей разных лет≫. Там же, с.42)
Но почему? Трусость действительно часто ведёт к подлости – и всё же это, так сказать, пассивный грех: не пугай человека – и не сделает он подлого с перепугу. А когда он активно подл – из корысти, по злобе – это что, не так страшно? Дело не во вреде другим, а что это внутренне порочно, личность слабая? А лучше быть бесстрашным негодяем?
К этому примыкает вопрос: Пилат явно принял слова Иешуа о порочности трусости на свой счёт – значит, думал, что его можно в этом обвинить; за что? Чего испугался Пилат? Доноса, что не наказал виновного ≪в оскорблении величества≫? Да. И что бы ему было, выкрикни он имя Иешуа, а не Вар-Равана, вопреки решению Синедриона? Мог оправдываться тем, что он говорит Каифе: думал, что этот ≪юродивый≫ менее опасен власти, чем Вар-Раван, ибо не призывал к мятежу и не брался за оружие, в отличие от него. Кстати, Каифа в его желании отпустить Иешуа видит не выпад против кесаря, а проявление ненависти Понтия к народу иудейскому: ≪Ты хотел его выпустить затем, чтобы он смутил народ, над верою надругался и подвёл народ под римские мечи!≫ Да, игнорирование Пилатом решения Синедриона привёло бы к серьёзным политическим проблемам и повлекло бы для него конец карьеры, опалу; но об угрозе самой жизни он не думает. А в сражениях он рисковал жизнью – и не трусил… В чём же дело?
Рисковал – из принятых представлений о мужестве, ради возвышения, успеха – всем понятно, что есть из-за чего. А тут? Ради нищего бродяги, юродивого, несущего какие-то глупости о том, что все люди добрые, что они перейдут в царство истины и справедливости, власть отрицающего – что саму же Пилату дико. Нелепо рисковать ради него, смешным дурачком выглядеть будешь в глазах других и своих собственных…Испугался быть добрым и честным, и не столько за карьеру и тем более жизнь, сколько обидного отношения к себе?
Гоголь: ≪Насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится≫.А ведь это палка о двух концах.
Христос о трусости не говорит вообще
Есть записанное в пергаменте Левия Матвея как слова Га-Ноцри: ≪…Смерти нет… мы увидим чистую реку воды жизни… человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл…≫ Тут перекличка с важнейшим в Евангелии (≪благая весть≫): праведные получат жизнь вечную, блаженную.
Но верно ли Матвей передавал слова Иешуа, если тот говорит про его записи: ≪Решительно ничего из того, что там записано, я нет говорил≫? А если и верно – то ли имел в виду Иешуа, что евангельский Иисус? Кто ≪мы≫? Все ≪увидят≫, ≪человечество≫, ибо все добрые? Когда? В ≪Царстве небесном≫? В ≪царстве истины и справедливости≫?
≪Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь≫. (Иоанн.5,24) ≪Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и СынТвой прославит Тебя… да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную≫. (Иоанн.17,1-2) В Евангелии от Матфея Иисус неоднократно говорит о Царстве Небесном, о ≪жизни вечной≫ (19,29); говоритученикам своим: ≪Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах≫ (Мф.5,12).
Главное: Иешуа Га-Ноцри не заявляет, что он спасает для вечной жизни ≪слушающих слово≫ его и принимающих его учение как истину божью. Он не Спаситель – а для христианства это главное. Речи нет о том, что он будет судией при своём втором пришествии.
И всё же это не просто нищий бродяга, проповедник странных идей. В романе оказывается, что смерти как ухода в небытие и правда нет (исключение делается для упорствующих в этом мнении), и в загробной вечной жизни Иешуа заведует ≪светом≫… Так какова его роль в мироустройстве? http://www.nsu.ru/community/artsp/wrote/bulgakov.pdf
Иешуа Булгакова знал истины гораздо более древние, на отголосках которых возникло христианство
Дата: Воскресенье, 2011-09-04, 7:25 PM | Сообщение # 105
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6037
Статус: Offline
Это не интерпретация Евангелия, это ≪другое и о другом. Видимо, Булгаков сделал это сознательно. Его прежде всего интересовала тема человека, ≪умывающего руки≫. Это огромная, трагическая тема всего ХХ века…Мастер, как справедливо замечено, тоже своего рода Пилат. И Булгаков, отождествляя себя с ним…жалеет их и желает им покоя, покоя от укоров совести…
larfedlos Воскресенье, 2011-09-04, 3:25 PM | Сообщение # 118
братья старшие сына Бога братья в землю по пояс вросшие братья камни перед порогом брошенные в непрошенного
братья старшие столь умны братья учат только хорошему братья из-за плеча сатаны брошенные в непрошенного
братья а что сказать я вам пытаюсь из прошлого ?
братья и слезы матери сыном тоже непрошенные
или там где слезе утраченной утром креста коснуться место сыну означено в сердце ее вернуться?
радуйтесь, старшие братья!
Спасибо! В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Дата: Воскресенье, 2011-09-04, 8:01 PM | Сообщение # 106
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
Преображение Понтия Пилата
Что же такое добро по Булгакову? Воланд и Ко разоблачают и наказывают зло, но не превращают его в добро. Все те, кого покарала свита Воланда, остались, в сущности, такими, какими и были, но их “забили”, запугали, они теперь боятся творить зло, как прежде. Это, по Булгакову, правильно, необходимо, но это ещё не есть торжество добра. Злые остались злыми, и стоит им снова почувствовать безнаказанность, как они возьмутся за старое.
Подлинное же добро злого превращает в доброго.
Это злое, превращающееся в доброе, в ершалаимских сценах воплощено в образе Пилата. Что представлял собой Пилат до знакомства с Иешуа? Это жестокий палач и деспот по отношению к подвластным ему и угодливый служака по отношению к тем, кто властен над ним. Это человек, верящий только в силу и, соответственно, не верящий в людей, циник и мизантроп. И всё же писатель с самого начала показывает Пилата не так, как других (московских) отрицательных героев романа. Те только отвратительны, Пилат же вызывает сочувствие. Он одинок, у него нет ни одного близкого существа в мире, кроме Банги, любимой собаки. Он ожесточился, потому что за всю жизнь свою он видел лишь торжествующее зло, лишь жестокость, лишь эгоистическую борьбу людей-зверей друг с другом; он видел, что в мире торжествует грубая сила — он изверился, его сердце очерствело. Пилат — человек, изображённый писателем более объективно и глубоко, чем латунские-берлиозы, и получилось, что злой = несчастный. Пилат зол и жесток, но это потому, что он несчастен. И именно это прежде всего видит в Пилате Иешуа. Он видит в нём несчастного человека. И с этого начинается его победа над Пилатом, его победа над злом.
Иешуа, заметим, это вовсе не традиционный Христос. Булгаков специально подчеркнул нетрадиционность своего “евангелия”, переменив названия и имена (Ершалаим вместо Иерусалима, Иешуа вместо Иисуса). При этом вопрос, каким в действительности был исторический Иисус, в данном случае его не занимал: он не пытается установить историческую правду, его не волнует “беспристрастное открытие истины” (писатель, видимо, читал книгу С.М. Чевкина “Иешуа Ганоцри: Беспристрастное открытие истины”, откуда и позаимствовал имена и названия. Его герой внешне обычный слабый человек, он боится боли, он не хочет умирать. И это не случайно. Видимо, писателю важно было отделить силу подлинную от силы внешней, он хотел показать “добро, воплощённое в страдающей и незащищённой человеческой личности” .
И вот, находясь в полной власти Пилата, он понял его, посочувствовал и помог ему!
Если бы в Иешуа была хоть капля эгоизма, он — в том положении, в каком оказался, — думал бы только о себе, и это было бы естественно и извинительно. Но в том-то и заключается сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе этот герой, что он, будучи даже в таком положении, всё-таки остаётся человеком, то есть видит душу другого, понимает его и старается ему помочь. Именно этим прежде всего поражает Пилата арестант. И именно с этого момента начинается перерождение Пилата. Ведь это, может быть, впервые в жизни кто-то увидел в нём, Пилате, человека! Иешуа, в отличие от Иисуса евангелий, не ходит по воде, не воскрешает мёртвых. Но он совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом, — он его полюбил! И что-то повернулось в душе Пилата. Он испытывает теперь к арестанту жгучий интерес, но понять его не может. “Сознайся, ты великий врач?” — спрашивает он арестанта, когда же тот отрицает это, Пилат ему не верит: он привык, что люди всегда лгут, скрывают что-то. Поведение Иешуа с точки зрения тех стандартов, которых он привык придерживаться, которых придерживаются все, кого он знает, представляется ему наивным, нелепым, просто безумным. И несмотря на это, его неудержимо влечёт к этому арестанту, который так искренне верит в то, что говорит, что готов пойти на смерть, хоть и боится её, но не скажет неправду, не скажет того, во что не верит, а ведь все те люди, с которыми сталкивался Пилат до сих пор, под давлением силы готовы были сказать что угодно.
Иешуа — первый встретившийся ему человек, который верит в людей, считает их добрыми, хорошими. Эта вера кажется Пилату глупой, но тем не менее она неотразимо его привлекает: ему в глубине души хочется, чтобы прав был не он, а этот сумасшедший арестант, хотя Пилат ещё не признаётся себе в этом.
“Как ни наивно, ни нелепо то, что делает и говорит Иешуа, в нём есть чудотворная убеждённость в силе слова и в той истине, которую это слово несёт. Потому Пилат не спит и хочет продолжать разговор со своим неожиданным собеседником и поверить в то, что казни не было... потому что стоящий перед ним посланный на смерть человек, страдающий, страшащийся побоев, униженный, слабый и незащищённый, но ни на единую секунду не поколебавшийся в своей вере... тем-то и опровергает “право сильного”, к которому привык прокуратор, тем-то и заронил в Пилате неумолкаемую боль совести”.
Итак, добро, по Булгакову, — это любовь, это способность дать место в своей душе другому человеку, чем-то пожертвовать ради него, помочь ему. Как пишет В.Акимов, “добро — это готовность понять другого человека” . Но не только это. Добро — это ещё и милосердие.
На последней странице романа Пилат спрашивает у Иешуа: “Ведь казни не было? Молю тебя, скажи, не было?” И Иешуа отвечает: “Ну, конечно, не было” . И тем снимает с сердца преступника Пилата давившую его тяжесть. Пилат повинен в том, что по его приказу казнили невинного, и за это “ведомством Воланда” ему определено наказание. Но Пилата мучит его вина, и значит, он заслуживает прощения, потому что он стал другим, и значит, грех прошлый с него нужно снять. И Иешуа говорит: “Казни не было!” — и тем совершает второе чудо, отменяя действительно бывшее, делая небывшим то страшное, что было, но что хочется забыть, — чудо милосердия.
“Все люди добрые” — это символ веры и самого писателя, во всяком случае, то, во что он хотел бы верить. Он хочет верить в силу добра, силу милосердия, силу любви. Он не верит в обличения. Человек, по Булгакову, может измениться, только если он сам захочет. Но чтобы он захотел, его, такого, какой он есть, как Марк Крысобой, как Пилат, нужно суметь понять и полюбить.
Евангелие от Мастера — это ещё и завет скромности. Не случайно у Иешуа, в отличие от Иисуса евангелий, всего два ученика. Писатель как бы говорит: неважно, сколько людей тебе верит, лишь бы вера твоя была настоящей.
Quote (ognebo)
Его прежде всего интересовала тема человека, ≪умывающего руки≫. Это огромная, трагическая тема всего ХХ века…Мастер, как справедливо замечено, тоже своего рода Пилат. И Булгаков, отождествляя себя с ним…жалеет их и желает им покоя, покоя от укоров совести…
Дата: Воскресенье, 2011-09-04, 9:20 PM | Сообщение # 107
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
Ты - Человек, и Перст, и Путь!
от Левия Матвея
...умирать можно по-разному, а можно и не жить вовсе. Звезда, что падает со свода небесного, за малый миг сгорает оттого, что горит с яркостью великой...Кто хочет себя сберечь, себя потеряет; а кто себя потеряет, тот обретет. И какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а Искру потеряет? Какой выкуп даст человек за Душу свою? (Еванг. от Матфея, гл.15)
Ты- Человек, и Перст, и Путь!
Тебе подарен ум блестящий!
Так докажи, что Настоящий
Ты Человек.И добрым будь!
Так постарайся не свернуть
И слушай колокол звенящий,
И делом утверждая Суть,
Лети во мрак звездой светящей,
И в Свете этом Вечным будь!
****************************** Хотя б услышал кто-нибудь, на этой площади стоящий, и возжелал бы зачерпнуть, чтобы спасти свой кров горящий.... 10.08.2010
Дата: Понедельник, 2011-09-05, 1:31 AM | Сообщение # 108
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
Как все непросто...Когда я впервые прочитала Мастера и Маргариту, я, как и большинство читателей того времени очень долгое время находилась под впечатлением этого произведения...я была ошеломлена и потрясена. Я даже первое время не могла спать...Меня просто ошеломила мощь Воланда...И я тогда сама себе призналась. что если бы я была на представлении. я бы со всеми сместе вышла на сцену за этими "подарками"...С тех пор прошло много лет...как минимум...23 года (по сыну сужу)...и я нет, нет. да и вспомню о том удивительном сюжете...о том, что мы, как человечество планета Земля собой представляем... И думаю, что мы все по прежнему. принадлежим Ему. А! Каково...Соблазны...искушения...желания...как изощренно и как бы между прочим, могут уплотненные силы могут подвести нас к тому, чтобы мы начали смотреть на этот феноменальный мир через призму безнравственности и беспринципности... И это так! Мы все до сих пор не можем самого элементарного...добиться, чтобы на телевидении прекратили разгул насилия, убийств и порно. Нас просто никто не услышит из тех, кто сегодня у власти... По сути своей я ощущаю себя Маргаритой...и чем дольше живу, тем сильнее срастаюсь с героиней романа...и мне на какое то время почудилось, что я повстречала своего Мастера....Увы, увы...мне приходится совершать путешествие с близким мне человеком, - далеким от моего миропонимания, и полностью пропитанного бытовухой... А так хочется полетать...Я не говорю о том, как бы мне хотелось попасть на бал и остаться незапятнанной и в белых одеждах... Насколько мы дуальны (я сужу по себе)...с одной стороны - стремление к духовному, прекрасному, высокому, с другой - неудержимая тяга к миру зазеркалья. У меня даже есть стихотворение....И бились две души во мне: послушница с бродягой... Со мной что то последнее время происходит...сама не понимаю...остается только наблюдать за тем, что будет дальше...
небесный странник
Сообщение отредактировал Натья - Понедельник, 2011-09-05, 1:34 AM
Дата: Понедельник, 2011-09-05, 5:43 AM | Сообщение # 109
Советник Хранителя
Группа: Проверенные
Сообщений: 1088
Статус: Offline
Мантра растерянного метронома Мы снова дома
________________________
Рецензия на «Мантра метронома» (Михаил Порядин)
Доброго здоровья - Михаил! Ваши стихи сейчас поставил в Поэтическую перекличку 601.
* * * Метроном – звучит как гром… Там – ребёнок за окном, и в больнице бьются сутки – для здоровия побудки…
Мантры иль молитвы в дом, к Небу – от сердца взовём… И идёт побудка жизни – к норме, о которой взыщем… Владислав Стадольник 4.9.2011
Грани Агни Йоги, 1968 г. 466. (Сент. 8).
Мышление ясносияющее невозможно создать в одночасье. Для этого и выбирались мантрамы или молитвы, например, молитва Иисусова или другие способы отвлечения от обычных мыслей, чтобы сосредоточиться на наивысших. Прорытые ранее колеи мыслей могут очень мешать, если они не от Света. Только постоянный Лик Учителя перед мысленным взором позволит удержать мышление на высоком уровне. Охрана светоносная особенно сильна. Но для ее утверждения мысли необходимо все время удерживать на светоносной основе. При чередующихся светлых и темных мыслях такой же разрыв получается и в прочности защиты. Разрывы эти оставляют наиболее слабые места незащищенными, и этим открывается доступ для вторжения тьмы. Охрана обязательно должна включать явление непрерываемости. Потому мышление поддерживается на постоянном уровне светоносности. Всякое омрачение, неуравновесие, раздражение, злоба, недовольство, уныние и все прочие отрицательные качества духа открывают врата темным. Ясносияющее мышление – лучшая защита от зла. Мысль о прекрасном усиливает его. Красота – кратчайший путь к утверждению Света, а также и любовь. Любовь к Учителю Света неодолимо сильна тогда, когда она утверждается жизнью, но не словоизлияниями.
Владислав Стадольник 04.09.2011 04:23 да воздается по трудам всегда
Дата: Понедельник, 2011-09-05, 9:48 AM | Сообщение # 110
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
Quote (Гость)
Ясносияющее мышление – лучшая защита от зла. Мысль о прекрасном усиливает его. Красота – кратчайший путь к утверждению Света, а также и любовь. Любовь к Учителю Света неодолимо сильна тогда, когда она утверждается жизнью, но не словоизлияниями.
Не страхом, а любовью - всем живущим
Лариса Лось
Не страхом, а любовью- всем живущим, И не угрозами, а нежностью в любви Мы дарим искры ВЕРЫ* в прошлом и грядущем Стремясь в сердцах святое оживить. Тепло сердец в стремлении друг к другу, Сквозь толщи всех лишений, личных бед, Не погасить, и стать сильнее через муки,- Чтоб умножать вокруг добра тепло и свет...
Духовный труд ваш, не от праздности и скуки,- Призванье Сердца! И дай Вам, Боже,сил на много-много лет!
Рецензия на «Поэт. перекл. Ч. 416 Осуществление. Радость нести» (Владислав Стадольник) Лишь фанатизм и изуверство недопустимы... http://www.stihi.ru/2011/03/10/1205 Понимание огромной важности.
Дата: Понедельник, 2011-09-05, 7:27 PM | Сообщение # 111
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6037
Статус: Offline
По сути своей я ощущаю себя Маргаритой...и чем дольше живу, тем сильнее срастаюсь с героиней романа...и мне на какое то время почудилось, что я повстречала своего Мастера....Увы, увы..
Натья. Понедельник, 2011-09-05, 1:31 Am | Сообщение # 123
Жизнь так смешнА так короткА так радостна наполовину когда у Мастера в руках как глина
Ночь это ноль но есть огни летящего кораблика наощупь дерево согни вот яблоко
Грех это груз а слово - сглаз молчанье - золото ну почему же каждый раз так холодно...
Остыл металл он телом стал мне искушением но Мастер снова разбивал Любви свершение !
И что за мир? И что за ним? И кто за пламенем? И что мы снова говорим Одним дыханием?
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал ognebo - Понедельник, 2011-09-05, 7:47 PM
Дата: Понедельник, 2011-09-05, 11:26 PM | Сообщение # 112
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
ognebo ------------------------ И что за мир? И что за ним? И кто за пламенем? И что мы снова говорим Одним дыханием? -----------------------------------
Во мне столько порой бывает намешано...С одной стороны я - серьезная и степенная...с другой чувствую внутри такую мощь...что кажется, я вот вот либо взлечу...либо взорвусь сверхновой... И мне интересно наблюдать за событиями, которые так величественно разворачиваются вокруг...в этом отрезке нашего феноменального времени. По большому счету мы все - герои Булгаковского романа. Нам всем есть, что сказать. Здесь все великие Мастера. Я даже не знаю, кому бы отдала предпочтение, будь я Маргаритой... Вокруг меня в последнее время столько мистического разворачивается...у меня начинает голова кружиться...особенно. если я подумаю. какой я была закомплексованной в смысле рифмы еще 4 года назад...такое ощущение. что меня аккуратно, под белы ручки ведут к своему предназначению...Когда Маргарита по имени Феано сказала мне, что я буду здесь принимать активное участие. у меня от волнения чуть сердце не выскочило...я же видела ваш уровень...Из-за того. что я не умею ясно выражать свою мысль, я часто теряюсь, или просто ухожу в себя...Но здесь такое не проходит...Значит, думаю. меня начинают расшевеливать...тормошить...и я подчиняюсь и делаю усилие над собой... Да! Я всегда чувствую присутствие нескольких Сил с различным уровнем вибраций вокруг себя. И они со мной порой такое вытворяют. проверяя меня на прочность...насколько расходятся мои слова и дела... Любовь! Я о ней так долго мечтала. она мне снилась...И одновременно я прекрасно понимала, что я этим нарушаю одну из главных заповедей...Я никогда не изменяла мужу, до встречи с Мастером...И мне одновременно хотелось знать, как далеко в данном случае мне "позволят" зайти. Я произнесла четко и ясно свое намерение...и оно начало материализоваться...Самое интересное. что я постоянно разговаривала с Ними, и Они прекрасно знали, что я готова на все. Мне перестал быть интересен тот образ жизни, в котором я пребывала до того периода времени. И я лихорадочно искала выход...естественно, не в пользу своей семьи. Я готова была уйти, оставив все...А душа уже начала плакать...О! Эта моя душа! Если она начинает плакать, я уже знаю, что все закончится, до того, как я буду к этому готова...Мало того, что она плачет, она мне через сновидение порой показывает, почему она плачет...Представляете! Современный сюжет...Есть Маргарита, готовая на все. Есть Мастер, не менее достойный Булгаковского героя...и события начинают удивительным образом разворачиваться...и ничего еще не предвещает резкого завершения...а я уже знаю и, хоть сама в это не верю, но пишу, что у нас нет будущего. Все абсолютно безоблачно, и все мои мысли только Там, рядом, и я готова пожертвовать всем...и одновременно ясно понимаю, что страница этой повести закроется гораздо раньше, чем я могла бы представить...Любить и знать, любить и знать...любить и знать...Какие сложные процессы происходили внутри...я одновременно находилась внутри и снаружи...я то тонула и опускалась на дно, наполненная протестом против того, как со мной Они поступили, то поднималась, и тогда готова была от стыда сгореть за то, что я поддалась простому искушению, и как я еще слаба...перед Сильными Мира Того...Вот уж поистине, я прошла через все муки ада. Ведь земная любовь предполагает, как бы и что мы ни говорили, интимную связь... Интересно, подумала я, когда мои тела начали снова выравниваться (после перекоса в сторону нарушения заповеди) если всех так мучают угрызения совести, почему люди так стремятся к Любви? Маргарита смогла найти силы и уйти...мне этого не позволили. Не я и не он. Мне не позволили. Я это отчетливо понимаю...и понимаю, что со мной урок не закончен, и что мне тысячу раз будут создавать такие ситуации, чтобы я научилась вести себя так, чтобы мои слова не расходились с делами. И это все я пишу для Них. Там, наверху! Вы слышите! Что же все таки есть Любовь на нашем, земном плане, в самом плотном измерении и в самых затемненных вибрациях... С одной стороны я постоянно слышу, что физическая любовь необходима, так так она оздоравливает и омолаживает планету. Человек, находящийся в состоянии любви несет столько радости и света... С другой стороны. я читаю. что духовная (Божественная) любовь важнее. Но ее постигают единицы. Основная масса понятие не имеет, о чем идет речь...Благодать снизошла на меня один раз...в 1998 году...я была ошеломлена ... и напугана...одновременно...Я поняла, насколько жалок этот мир. и насколько примитивна наша любовь по сравнению с той - Божественной. И я запретила себе экспериментировать...тогда...Но, как же сложно стало жить с тех пор...С одной стороны постоянно сдерживать себя от желания встречи с этим неизъяснимым, волшебным сиянием, которое тебя всю настолько поглощает, что кажется этот мир таким ничтожным...с другой стороны. ответственность и выполнение того "задания", с каким пришел ты на Землю...Да...раздваиваться , вернее, постоянно держать себя в "теле", слишком не простое дело...А когда ты видишь и понимаешь, что ты не похожа на всех... Слава Богу, сейчас вокруг меня начинают собираться такие же...слегка странные люди...с которыми мне невероятно интересно...и с которыми мне есть о чем поговорить...как с вами... А Воланд...Да, я хочу сказать, что он знает, что я в любом случае, при любых обстоятельствах буду обращена лицом к Богу. Конечно, я еще слаба, но я ни разу не перешла ту черту, где нет возврата назад...
Мой Бог! Спасибо за подарок! За тот кусочек странный счастья, подаренный тобой в ненастье дней опечаленно - усталых. Разлитый солнечным сияньем искрящийся и мимолетный дух запредельный и свободный держал его недолго в тайне. Ни посмотреть, ни оглянуться. Один лишь шаловливый ветер дорогу разметал карете, летящей в небо...прикоснуться где можно было к откровенью.... услышать мысли посторонних, и уместить жизнь на ладони, и умереть - в одно мгновенье. Мой Бог! Как чУдны счастья краски! Склоняюсь пред тобой в поклоне... Пусть все болит и сердце стонет... Мне так подходит эта маска из очень старой мудрой сказки...
небесный странник
Сообщение отредактировал Натья - Понедельник, 2011-09-05, 11:46 PM
Дата: Вторник, 2011-09-06, 0:44 AM | Сообщение # 113
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
Натья ----------------------------------------- Ни посмотреть, ни оглянуться. Один лишь шаловливый ветер дорогу разметал карете, летящей в небо...прикоснуться где можно было к откровенью.... --------------------------------------------------------------------------------------------------
Дата: Вторник, 2011-09-06, 1:37 AM | Сообщение # 114
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
ognebo ------------------------------------------------------------ Грех это груз а слово - сглаз ---------------------------------------------------------------
Когда смотрю сквозь времена
Лариса Лось
Когда смотрю сквозь времена на карты, То вижу ЭТУ жизнь - Не в худшем из времён... И не посмела бы на времена роптать я, В любое время действует один закон: - Любить! Или - исчезнуть, В цепи пробив навеки чёрную дыру И не воскреснуть! Поскольку Силы тёмные ведут нечестную игру. Себя жалеть? И одиночеством гордиться? Вся жизнь- игра? Серьёзный преферанс! И хорошо, коль ангел на плечо садится И охраняет душу, Любовью осеняя вас... Тогда Мессиру, лучше, - удалиться....... За сей душой – призор, И ей не страшен сглаз
≪Эй, рвань, с дороги свороти, И дайте дьяволу пройти!≫
Н.А.Холодковский (его перевод вышел в 1878, выдержал 6 изданий):
≪Дорогу! - Черт идет! Дорогу, чернь, живее!≫
В стихотворных переводах имя Воланд не упоминается. Оно есть лишь в прозаическом пересказе ≪Фауста≫, сделанном в 1902 году А.Л.Соколовским. С этим пересказом и работал Булгаков.
Воланд , Велунд , Вёлунд – персонаж мифов и литературы Европы. Первоначально – бог-кузнец. При христианстве он, как и многие другие языческие боги, приобретает бесовские черты. Когда в Варьете пытаются вспомнить фамилию мага, варианты: Воланд и Фаланд. В Германии Faland (обманщик,лукавый) – имя чёрта. V в Voland Гёте, которое в немецком читается как Ф, Булгаков меняет на W. У Булгакова ≪дух зла≫ назван также сатаной и дьяволом (имя Мефистофель не употреблено).
В своей трагедии Гёте постоянно именует духа зла Мефистофелем. Мефистофель возможно, греч. происхождения: ≪ненавидящий свет≫, от me – не, phos – свет и philos – любящий; по другой версии, от еврейского мефиц – разносящий и тофель – скверна, грех. В Библии оно не фигурирует. Появилось, скорее всего, в эпоху Ренессанса. Обычно это озорник, весёлый обманщик. Что такое Мефистофель у Фауста В ≪Прологе на небесах≫ бог говорит Мефистофелю: Ich habe deinesgleichen nie gehast. Von allen Geistern, die verneinen, Ist mir der Schalk am wenigsten zur Last. Des Menschen Tatigkeit kann allzuleicht erschlaffen, Er liebt sich balder unbedingte Ruh; Drum geb' ich gern ihm den Gesellen zu, Der reizt und winkt und muss als Teufel schaffen.
Буквальный перевод, в моём понимании:
Такой, как ты, не ненавистен мне. Из духов отрицанья плут, шутник мне в тягость менее всего. Человек слишком легко становится бездеятельным, он скорее склонен к полному покою; поэтому охотно даю ему подручного, который беспокоит, манит и должен трудиться как чёрт.
И Мефистофель после расставания с богом говорит сам себе: Von Zeit zu Zeit seh' ich den Alten gern, Und hute mich, mit ihm zu brechen. Es ist gar hubsch von einem grosen Herrn, So menschlich mit dem Teufel selbst zu sprechen.
Иногда я охотно вижусь со Стариком и остерегаюсь раздора с ним. Очень мило со стороны столь важного господина говорить так человечно даже с чёртом. Отношения Мефистофеля и бога не враждебные; более того, бог считает, что этот der Schalk ему полезен как Geselle (подмастерье; парень; товарищ по работе, спутник – я обобщил эти значения словом подручный; Холодковский переводит это слово как спутник, (Пастернак его игнорирует) человека.
В ≪Кабинете Фауста≫ Когда пудель оборачивается человеком, Фауст интересуется, кто именно он, потому что имя нечистого духа ясно указывает на его сущность: Fliegengott (≪бог, повелитель мух≫= Вельзевул), Verderber (губитель, разоритель), Lugner (лжец, обманщик) или кто ещё. Мефистофель не говорит о своей ≪специализации≫. Он отвечает на вопрос ≪Кто ты?≫: Ein Teil von jener Kraft, Die stets das Bose will und stets das Gute schafft. …часть той силы, что всегда хочет зла и всегда творит добро.
Фауст спрашивает, как понять эту загадку. Мефистофель говорит:
Ich bin der Geist, der stets verneint! Und das mit Recht; denn alles, was entsteht, ist wert, das es zugrunde geht; Drum besser war's, das nichts entstunde. So ist denn alles, was ihr Sunde, Zerstorung, kurz das Bose nennt, mein eigentliches Element.
Я дух, который всегда отрицает! И обоснованно: ибо всё, что возникает, стоит погибели; поэтому было бы лучше, если б ничего и не возникало. И всё, что вы называете грехом, разрушением, короче, злом – моя истинная стихия.
Фауст удивляется: ≪Ты называешь себя частью, но стоишь передо мной весь?≫ Мефистофель: Я скромно сказал правду. Это человек обычно считает свой глупый мирок за целое – а я часть той части, что была началом всего, часть Тьмы, что породила Свет, гордый Свет, который стал оспаривать первенство Матери Ночи. Это ему, однако, не удаётся, так как то, к чему он устремлён, приковано к телам, от тел исходит, тела делают его прекрасным; ему не уйти от тел. Поэтому, надеюсь, он долго не проживёт и погибнет вместе с телами.
Фауст: Я понял, в чём твоя почтенная обязанность! Не имея возможности уничтожить целое, ты принялся вредить по мелочам?
Мефистофель жалуется, что ≪не очень в этом преуспел≫, потому что как ни старайся вредить жизни, ≪всегда струится новая, свежая кровь≫, что везде – в воздухе, воде и на земле – зародыши новой жизни, и ≪не оставь я для себя пламени, не имел бы убежища≫. Т.е. Мефистофель, с его точки зрения, творит добро именно злом, которое он приносит всему живому: ибо ему незачем существовать, и хорошо то, что способствует его гибели… Но мало кто из людей согласится с таким бесовским пониманием ≪космического блага≫.
Тот же смысл ли имеет эпиграф к роману Булгакова?
.так кто же ты, наконец? _ Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо..." Гёте. Фауст
Вроде у Гёте есть противоречие. По словам Мефистофеля, он старается противодействовать ≪свежей крови≫ жизни, потоку её; добивается от Фауста, чтобы тот пожелал остановки своей жизни: "Verweile doch!" Он знает, что завладеет душой Фауста в тот момент, когда тот остановится.
Покой гибелен для жизни. Но Бог-то даёт его Фаусту как ≪подручного, который беспокоит≫, потому что ≪человек … склонен к полному покою≫ – а бес этому мешает! Бес делает то, чего хочет бог, хотя сам к этому не стремится? Потому, желая зла, совершает благо? Желая вредить жизни, стимулирует её развитие?
Эту ли роль играет Воланд у Булгакова? Мефистофелевских задач перед собой он явно не ставит. Заметим: герой Гёте скромно рекомендуется как ≪часть Тьмы≫, а не ≪повелитель теней≫ (так называет Воланда Левий Матвей), просто чёрт (Teufel). Вряд ли это не имеет значения. И попробуй кто говорить с Воландом так фамильярно, как Фауст с Мефистофелем. В конце поэмы Гёте Мефистофель выглядит довольно комично в своём неупехе – и сам об этом говорит (перевод Пастернака): Прожженный старый черт с такой закалкой Сыграл к концу такого дурака! Ведь эта глупость до того жалка, Что даже потерпевшего не жалко!
Воланд же вполне успешен и выглядит очень внушительно. Ирония по отношению к нему невозможна.
Выводы из этого сопоставления напрашиваются. Что делают Воланд и Ко в романе Булгакова – и насколько это соответствует эпиграфу к роману?
2. Делают ли силы зла добро? Видно, что от Воланда и Ко страдают обычно те, кто этого так или иначе ≪заслужил≫, с точки зрения читателя; мера ≪наказания≫ не всегда соответствует проступку, по человеческим меркам – но странно было бы ожидать от нечистой силы ≪взвешенности≫ её: чего ради она должна об этом заботиться? Попадает, впрочем, и по вроде бы невиновным, но не очень опасно (тот же Римский или бухгалтер Варьете); иногда это чему-то их учит (Иванушку Бездомного, например; хотя и за ним можно исчислить грех –самоуверенного невежества, конъюнктурности)… Не всегда совпадает мнение читателя и видимое представление автора романа о том, что и насколько серьёзным грехом можно считать,–но в целом действия нечистой силы не вызывают полного неприятия (хотя подозрительны спящие ≪мёртвым сном≫ чекисты… или, по мнению автора, идти на такую службу –уже преступление?) Булгаков заставил нечисть заниматься несвойственным ей делом? Но ведь Воланд и Ко вроде и не ставят перед собой такой задачи – карать грешников. Они явились в Москву устроить бал – ну и посмотреть заодно, какие сейчас москвичи. Они просто устраняют тех, кто им как-то мешает, да развлекаются по-своему… Видимо, дело в том, что мешают им по большей части как раз люди непорядочные, стремящиеся урвать не своё? Берлиоз и Лиходеев жили в хорошей квартире, которая понадобилась Воланду – а такую квартиру они имели именно от грехов своих, как показывает автор. Конечно, мешали Воланду люди из Органов, которых очень не любил Булгаков, и не только он. Могарыч и Латунский нагадили Маргарите и Мастеру – надо же вступаться за своих. А развлекаясь – не студенческую же столовку и не булочную нечисти было интересно громить и жечь; и ясно, что при погроме писательского ресторана и валютного магазина (что явно увлекательней) попадало по людям, прикормленным властью, неправедно денежным…
Так что в основном просто вроде так удачно всё совпадает: то, что человек грешен (а в какой- то степени грешен почти каждый), и то, что он страдает от нечистой силы.
Конечно, Булгаков следит за тем, чтобы так ≪совпадало≫. У профессора Преображенского (из ≪Собачьего сердца≫), например, тоже была большая квартира – но автор ≪наводит≫ Воланда не на него, а на людей непорядочных; и не допускает в своём романе того, чтобы всерьёз попало, даже случайно, по совсем невиновным.
Воланду не нравятся жулики (Босой, Лиходеев, буфетчик, Могарыч…) – а дьявол должен бы им только радоваться. Неоднозначно его отношение к милосердию. Он возмущается тем, что оно ≪пролезает в самые узенькие щелки≫, даже в его спальню; но глядя на москвичей в Варьете, отмечает как положительное: ≪И милосердие иногда стучится в их сердца…≫ Говорит Маргарите о милосердии к Фриде: ≪Каждое ведомство должно заниматься своими делами. Не спорю, наши возможности довольно велики, они гораздо больше, чем полагают некоторые, не очень зоркие люди... Но просто какой смысл в том, чтобы сделать то, что полагается делать другому, как я выразился, ведомству? Итак, я этого делать не буду, а вы сделайте сами≫ (Глава 24. Извлечение мастера). ≪Ведомство≫ Воланда – мрак, он дух зла; но в нём нет лютой ненависти к ≪свету≫, добру.
Явно он не дьявол христиан. У него своя роль – и необходимая – в системе мира по Булгакову. Ведь в ней, похоже, больше некому карать грешников – но это необходимо, иначе несправедливо, неправильно как-то – Воланд же говорит: ≪Всё будет правильно, на этом построен мир≫. Не видно у Булгакова, что бог –творец мира –как-то вмешивается в происходящее в нём. Возможно, он создал некую систему его, с разными ≪ведомствами≫, далее функционирующую по заданным им законам –что похоже на бога теистов.
А Иешуа не может карать ≪добрых≫, хотя заблудших людей; он может только учить своей истине, показывать личный пример следования ей и, видимо, награждать ему следующих светом.
Похоже, Булгаков хотел предельно развести добро и зло. Иешуа – абсолютное добро, он не может карать, ибо это значит делать зло злым.
И Воланд творит зло двух видов: 1) Кара дурным как наказание им, зло правильное. Воланд делает это как бы не намеренно, так получается – но это нужно для удовлетворения человеческого чувства справедливости: не должны грешники быть безнаказанны! И в этом смысле он ≪совершает благо≫. 2) Зло как злодейство – нельзя же лишить силу зла его привычных функций.
В романе именно Воланд отправляет в ≪мрак≫ (≈ад), так как Иешуа, в отличие от Иисуса, воплощения бога-сына, роль судьи на себя не берёт; тогда кто решает судьбу человека посмертную? Бог-создатель? Из чего это видно?
Булгаков показывает, что земля – вотчина Воланда, а Бог – наблюдатель, но душами достойными Света, Воланд не распоряжается.
Воланд же, как видно из романа, распоряжается и ≪покоем≫: он даёт его мастеру и Маргарите с одобрения Иешуа.. Где-то на горе находится Пилат, две тысячи лет просыпающийся каждое полнолуние для покаяния и в конце концов заслуживший свой покой тоже. Воланд в этой части мира иного вполне у себя дома, он поручает мастеру освободить прокуратора, за которого попросил Иешуа. По его слову ≪Да сбудется же это!≫ Берлиоз уходит в ≪небытие≫. У Воланда определённый круг обязанностей куратора над тьмой. На бал попадают уже отпускаемые души, после причастия – поцелуя колена Королевы – носительницы истинной любви… Он творит всё, что захочет, в мире земном; не видно, чтобы кто-то здесь его ограничивал (в отличие от христианского дьявола).А что, в то разгульное время это было возможно - ограничить его? Когда отрицали бога и громили церкви...
Судя по всему, власть его огромна;, как и теперь, кстати, она ≪гораздо больше≫, чем обычно думают (≪Всемогущ!≫– восклицает Маргарита); он во многом занимает место бога – и выходит , что Булгаков ассоциирует пребывание на земле с чистилищем. Официальная церковь давно это увидела и осудила. Почему Булгаков выстраивает такую систему мира?
Похоже, здесь сказались некоторые представления религиозного дуализма о сосуществовании двух примерно равновесных начал, доброго и злого, как бы двух полюсов мира; они возникают в зороастризме, во всяком случае, у Булгакова зло – необходимая сущность мира; в романе есть и ≪философское оправдание≫ его, в разговоре Воланда с Левием Матвеем (глава 29. Судьба мастера и Маргариты определена):
≪…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей… Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп. – Я не буду с тобой спорить, старый софист – ответил Левий Матвей≫.
Дата: Вторник, 2011-09-06, 5:59 AM | Сообщение # 116
Советник Хранителя
Группа: Проверенные
Сообщений: 1088
Статус: Offline
Склоняюсь пред тобой в поклоне... Пусть все болит и сердце стонет... Мне так подходит эта маска из очень старой мудрой сказки... Натья - Понедельник, 2011-09-05, 11:26 PM | Сообщение # 127
Мастер Масок Маэстро Иллюзий Иллюстратор Игры в Красный Бисер Дегустатор Любви Послевкусий Имитатор Магических Чисел
Он гуляет сегодня по дому Он сцепляет лучи и подвески Он заставил сиять по-другому Лунный камень за занавеской
Мастер Масок Маэстро Корриды Мальчик Таинства Первой Любови Модератор Сердечного Ритма
Просто зеркальце у изголовья
Мы забыли его, мы как дети Мы ушли в полусон свой тревожный А луна всё навязчивей светит И в её отражениях ложных Мастер Масок становится плотным И пьет кофе. И дым сигареты Над окошком рисует ворота
Я когда-то уже видел это
Фатум вечной невесты Морганы Фантом - ненависть Мёрлина – точно Фонари за окном и фонтаны Фейерверк из трубы водосточной
Мастер Масок – но чья ж это свадьба? Чьи тут волки сидят полукругом? Ах, всё страшное быстро проспать бы И забыть. Бросить зеркальце в угол!
Слишком много для маленькой сказки Слишком мало для первого раза… Мастер, Мастер! – а кто эти маски Что насквозь меня видят - безглазые?
Я уже почти понял подсказку Я спокойно вхожу в волчью стаю Я уже белый бисер от красного Отделяю – как меч отмываю
Дата: Вторник, 2011-09-06, 8:49 AM | Сообщение # 118
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 1979
Статус: Offline
“Как ни наивно, ни нелепо то, что делает и говорит Иешуа, в нём есть чудотворная убеждённость в силе слова и в той истине, которую это слово несёт. Потому Пилат не спит и хочет продолжать разговор со своим неожиданным собеседником и поверить в то, что казни не было... потому что стоящий перед ним посланный на смерть человек, страдающий, страшащийся побоев, униженный, слабый и незащищённый, но ни на единую секунду не поколебавшийся в своей вере... тем-то и опровергает “право сильного”, к которому привык прокуратор, тем-то и заронил в Пилате неумолкаемую боль совести”.
Итак, добро, по Булгакову, — это любовь, это способность дать место в своей душе другому человеку, чем-то пожертвовать ради него, помочь ему. Как пишет В.Акимов, “добро — это готовность понять другого человека” . Но не только это. Добро — это ещё и милосердие.
Когда смотрю сквозь времена на карты, То вижу ЭТУ жизнь - не в худшем из времён, И не посмела бы на времена роптать я, В любое время действует один закон: - Любить! Или - исчезнуть, В цепи пробив навеки чёрную дыру И не воскреснуть! Поскольку силы тёмные ведут нечестную игру. Себя жалеть и одиночеством гордиться? Вся жизнь- игра? Серьёзный преферанс! И хорошо, коль ангел на плечо садится И охраняет душу, любовью осеняя вас, Тогда Мессиру, лучше, - удалиться....... За сей душой – призор, и ей не страшен сглаз. Лариса Лось Прикрепления: 1236460.jpg(31Kb)
Мысли – начало поступков
Галактический Ковчег » ___Страна Лукоморье » Лариса Лось » Рукописи не горят (Сила воздействия творчества М. Булгакова и не только...)
К Истине пробиться трудно, и – во всех так временах... Но Она – живёт подспудно – в нас одолевая страх...
И Булгаков подступался – через образ, что пришёл... И задуматься заставил – кто, куда, зачем пошёл...
И пошли круги по миру, и дошли до этих дней – где нам что-то – лучше видно, но, не значит – без потерь... Владислав Стадольник 6.9.2011
Грани Агни Йоги, 1972 г. 495. (Авг. 26). Новосибирск, «Алгим», 1998 г. Среди множества всевозможных верований, религий, философских и научных систем и теорий, подчас опровергающих друг друга, среди различных политических воззрений и учений обычному человеку ориентироваться трудно необычайно. Потому и называется «узкой» тропа, ведущая в жизнь и приводящая к пониманию Истины. Апостол Говорит: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными». А слова «Я Есть Путь, Истина и Жизнь» указуют на вход в царство Истины. Но вход узок, и найти его нелегко. И все же познавание Великого Сокровенного Учения, отрывочно разбросанного и сохранившегося в этой разбросанности, можно находить повсюду. Самым полным и стройным выражением этого Учения в современную эпоху является Учение Живой Этики, данное человечеству из Твердыни. Оно синтезирует сущность всех религий, философий и науки и позволяет не только найти «узкую тропу, ведущую в жизнь», но и следовать ею. Великое Учение дается ко времени, когда разномыслие человеческое достигло кульминационной точки и разновесие всего и во всем, и прежде всего в природе и сознании человеческом, раздирает бедную Землю, угрожая ей катастрофой.
Грани Агни Йоги, 1955 г. 037. Новосибирск, «Алгим», 2010 г. И вот, когда сможете сказать, что «не я сам по себе, но Отец – Владыка, пребывающий во мне, Он Творит», как Сказал когда-то Сам Владыка, когда ветхий человек в вас будет вытеснен сияющим Образом Учителя, тогда, и только тогда умрет ваше малое «я», тогда, и только тогда Войдет Владыка в сердце ваше и обитель в нем Сотворит. Борьба за утверждение в сердце Владыки – борьба не на жизнь, но на смерть, ибо прежнее «я» действительно должно умереть, чтобы новое, светозарное «Я» восстало из праха его, как феникс из пепла. Но живуч ветхий человек в человеке, и преображение, а главное, перерождение сущности человеческой требует времени. Раньше думали, что озарение может быть мгновенным и в нем и заключается преображение. Но Агни Йога указывает на центры, на их развитие, возжжение и приведение в движение огненных чакр. Процесс перерождения организма долог и мучителен и сопровождается острыми и мучительными болями. В муках рождает человеческий организм тело Света, сияющее огнями зажженных центров. Центры пробуждаются с болью, причиняя физические страдания. Нужны особые условия, нужен покой, нужна некоторая изолированность от жизни и людей, нужен чистый горный воздух, нужен режим холода, диета, омовения. Много чего нужно, и процесс сложен необычайно. Думают приобрести могущество и силы духа упражнениями в концентрации и какими-то окольными путями, забывая о том, что к вершине могущества духа ведет долгий тернистый путь страданий, борьбы и нескончаемых побед над тем, что обнимает собою малое «я» человека. Но путь лежит через Владыку, ибо Владыка есть Путь, Истина и Жизнь, и нельзя утвердить Его в сердце до тех пор, пока полностью не подчинены рождающейся могучей воле духа все три низшие оболочки. Чтобы утвердить в себе свет, надо слиться с этим Светом и стать самому светом. Надо, чтобы сердце зажглось в огнях утвержденного Света. Надо, чтобы сердце пылало огнями зажженных центров. Очень велики должны быть накопления, чтобы процесс был быстр. Но озарение еще не означает постоянного раскрытия центров. Явление раскрытых центров есть явление редчайшее в этой расе. Состояние открытых сокровищ есть явление на Земле редчайшее.
Грани Агни Йоги, 1955 г. 547. (Окт. 29). Новосибирск, «Алгим», 2010 г. Друг Мой, будем считать, что приближение к Свету всегда сопряжено со страданиями. Сущность Света столь разнится от сущности человеческой, что необходимо полное перерождение последней, для того чтобы ассимиляция энергий Света могла совершиться. Трудно предположить, чтобы этот процесс отделения от того, что было, и приобщения сознания к тому, что еще только смутно начинает в нем выявляться, происходил гладко и безболезненно. Старое разрушается, новое еще не оформилось. Ощущение этого разрыва тяжко: как бы между двух берегов над бездной. Это переходное состояние болезненно, мучительно и трудно, и особенно в те моменты, когда Учитель оставляет одного для утверждения. Не будет ни радости, ни огорчения до тех пор, пока противоположный берег не будет достигнут и сознание не утвердится на нем. Переходное время опасно. Почва уходит из-под ног. Прошлое притягивает, как бездна. Удержаться можно лишь устремлением кверху. И никто не может помочь, ибо явление вызвано внутренним состоянием сознания, которое нужно преобразить самому. Так рукою и ногою человеческой идет процесс роста, и притом своими собственными. В это время надо помнить особенно твердо, что непоколебимы Основы, и тогда можно надеяться на то, что противоположный берег будет достигнут благополучно.
Идя этими путями, ты овладеешь тремя великими ключами КРАСОТЫ, ЛЮБВИ и ЗНАНИЯ.
Сообщение отредактировал Vlad_100 - Вторник, 2011-09-06, 8:59 AM