Омар Хайям (1048 – 1122) - персидский поэт, математик, философ, выдающийся ученый, суфий, посвященный в эзотерические тайны мира. Всемирную известность получил цикл его четверостиший Рубайят. И хотя противоречивая трактовка его Рубаи современными исследователями вызвана непониманием сути явлений тонкого мира, это не мешает возрождению его блистательных мыслей в различных переводах и вариациях на протяжении почти тысячелетия... Его стихи учат мудрости.
Взять хотя бы наиболее известные слова:
«Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. А я дарю тебе две фразы для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть… И лучше будь один, чем вместе с кем попало…».
Красота и образность его стихов вызывает во многих читателях желание повторить, отразить в зеркале своего уникального восприятия мысли замечательного поэта… Импульсом к сотворчеству отличаются произведения учителей и мастеров суфизма, которым и является Омар Хайям.
Феано (VI – V вв. до н. э.) - ученица и жена Пифагора, выдающегося философа, ученого, мудреца, великого посвященного в таинства мира, Учителя, основателя знаменитой Школы Пифагорейцев. В настоящее время Феано - звучание эха, воспроизводящего в стихотворной форме труды суфийских поэтов, учения мудрецов, древнейшие сказки и притчи мира на русском языке. Первая изданная книга «Мудрые рифмы Феано» содержит небольшую часть афоризмов. Вторая книга, изданная в МГТУ им. Баумана в 2003 г. называется «Учителям Времен».
Не станет нас... А мир и не заметит. Но, может быть, другой поэт ответит На нашу рифму звучную и жизнь Прекрасным Словом, где сияет Мысль!
(()))
Мы с Омаром Хайямом не лжем никогда. Только, он - виночерпий, я – вино-вода... Ну, а фрукты и сахар берем на базаре, Вместе варим вино в «рифмолетном угаре». И к единому Богу придем непременно, Коль не лгали мы оба, то одновременно.
Вариации на темы Омара Хайяма достаточно условно, скорее, по традиции, разделены по темам Рубайята. Если слово разделить на отдельные звуки, трудно понять смысл сказанного… Но соединение чувств людей образует неповторимое звучание… «Звук хлопка возникает от двух ладоней»… Вариации Хайяма и эхо Феано - просто новое звучание вековечных истин… Используемая литература приведена ниже.
Дата: Вторник, 2013-04-02, 11:25 AM | Сообщение # 62
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18846
Статус: Offline
Таинственный_Гость, Пройди своим путем, как свыше суждено, В обличье нищего иль шаха, все равно. Все - сам ты: море - сам, ныряльщик - сам, и жемчуг... Нырни-ка в эту мысль! Давай, нащупай дно! Хайям
Катрен Пятьдесят Четвертый
Эхо Когда я выскочил чрез холку Скакуна, Огнём небесным пролетевшим надо мной, И на полосочке остался я земной, Душа смешалась с пылью, где взросла трава…
((()))
Когда бы можно было просто и красиво Причину жизни человека описать, Не измышляя и, конечно же, правдиво, Тогда б в уста твои сама легла печать…
Но невозможно, совершенно невозможно Объять умом конечным бездну Мирозданья, Хоть ясной формулою выразить не сложно Законы мира, что даются нам в познанье,
Подлунный мир – песчинка множества Миров, Разнообразных, бесконечно динамичных, Что нарушают постулаты всех веков И отрицают все разумное вторичных…
Хвала Аллаху, милосердному Творцу, Что невозможно замолчать и на мгновенье Одновременно! Соломонову Кольцу Дарю сегодня я мгновенье Вдохновенья.
Кто заставляет наше сердце сокращаться, Что вызывает к жизни ритмы, формы, звуки? Ответ единственный, известный всей науке, Но вынуждает бесконечно удивляться!
Волна – частица, только Суть у них одна! Планеты – солнце, но рождаются Одним. Все чувства, мысли - естество мирских глубин, Рожденье – смерть... Летит во времени стрела.
Дата: Суббота, 2013-04-20, 3:52 PM | Сообщение # 63
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18846
Статус: Offline
Автор: Иван Константинович Айвазовский
Катрен Пятьдесят Пятый
Эхо Лоза телесная от корня, что в земле, Лоза духовная от мыслей на уме. И та и эта мне нужны, ведь суть моя – Плоды духовные. А мать всему – Земля.
((()))
Закрыта дверь, но ключ хранится у тебя, А ты стучишь и ждёшь, что кто-либо откроет? О, друг, прислушайся… За дверью некто стонет, Открыть твоим ключом глухую дверь моля.
((()))
Подставь ладони сердца для моих даров, С ушей подушки убери и распахни Семь створок глаз твоих. Внимательно взгляни, Вспори кинжалом мысли мысленный покров.
И протяни крыло безмерное твоё За горизонт, второе следом подыми, И в бесконечную симфонию лети, Как настигающее цель свою копьё.
Не торопись остановиться, чтоб понять Мельчайшей клеточкою тела твоего Миров мерцающих, поющих существо. И вот тогда учись Себя воспоминать!
Твой ум, что зеркало Сознания миров, Живое Зеркало: не плоскость, а миры, Что симметричны внешним! Вот мои дары. Так, вскрой кинжалом мысли мысленный покров.
Дата: Воскресенье, 2013-04-21, 0:15 AM | Сообщение # 64
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 813
Статус: Offline
MгновениЯ,
Цитата (MгновениЯ)
Закрыта дверь, но ключ хранится у тебя, А ты стучишь и ждёшь, что кто-либо откроет? О, друг, прислушайся… За дверью некто стонет, Открыть твоим ключом глухую дверь моля.
...Никуда нам от Себя не деться,а, если деться, только в никуда...
Дата: Четверг, 2013-06-06, 3:05 PM | Сообщение # 67
Участник Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 23
Статус: Offline
Решила,что можно в эту тему... взгляды каждые нужны, взгляды каждые важны...)))))
познавательно для меня...не знаю как вы к этому отнесетесь...)))
размышления переводчика Игоря Голубева по Омару Хайяму, который переводам отдал 36 лет жизни... http://www.zelen.ru/index.php?page=document&d_id=7524399435 нет теперь возможности сказать ему спасибо - он умер... отдав столько лет жизни переводам Омара Хайяма, мне почему то очень хочется верить ему... не во все , конечно же... а вот откопала поразительные вещи для себя... думаю,что они приемлемы всем... кого объединяет хорошее слово Человечество...
Однако нужно научиться ловить такие случаи, научиться в такие моменты направлять свою судьбу не в худшую, а в лучшую сторону в сравнении с изначально предписанным тебе. И, наконец, при любом везении не очень-то станет совестливый и мудрый человек счастливей, если общий фон жизни остается прежним. Нужна работа всех людей в одном направлении, чтобы так вот по крохам увеличивать сумму общечеловеческого Счастья - и постепенно вырваться из-под власти Рока, свернуть с когда-то предписанного нам пути, расстаться с монотонным, беспросветным существованием. Даже массивный катящийся шар можно свернуть с прежнего курса легкими толчками сбоку. И тогда ныне униженное человечество действительно сможет "сверкнуть алмазной гранью" в "перстне"-Вселенной. А работа эта должна начинаться с сознательного самовоспитания, буквально с первого самостоятельного, не подневольного, не предписанного свыше движенья собственной рукой
Каким ты видишь мир, таким и создавай, Живым движением над смертью восставай. Сказал ты: "Самому б пошевелить рукою..." Нет, не посмеешь ты; а смеешь, так давай!
обратимся к призывам не совсем обычным, а именно: не принимать на себя горе. Не горевать, не отчаиваться.
Человеческой психологии свойственно общее количество Счастья считать стабильным; оно как бы переходит из рук в руки, вроде денег. Если одному прибудет счастья, у другого отнимется. И в Ветхом Завете, и в христианском учении, и в мусульманстве жертвующие собой святые и праведники в основном заняты именно тем, что собирают на себя всяческие болезни, горести и несчастья, освобождая от них других людей, предоставляя тем возможность стать счастливее.
Но Хайям показывает нам, что представление о механическом перераспределении счастья-несчастья в принципе ошибочно, поскольку порожденное твоими горестями отчаяние поражает и окружающих (хотя и не обремененных твоими бедами), и уж точно не делает их счастливее -
Пустить из сердца кровь - и смоет сотню зданий. Стократ губительней - река людских рыданий. Я на ресницах нес такое море слез!.. Обрушится потоп, коль не сдержу стенаний.
Даже простое уныние подкрепляется самозарождающимися бедами и несчастьями (если идешь, голову повесив, то и впрямь налетишь на косяк). Следовательно, возможно размножение бедствий на манер эпидемии, и распространители этой заразы - люди, предающиеся отчаянию. Можно предположить такой ход мысли: если зло (через отчаяние) саморазмножимо, но добро среди людей все же существует, значит, и у добра есть сходный механизм саморазмножения, остается его обнаружить и начать сознательно применять. Такой взгляд с точки зрения богословов в принципе крамолен: он противостоит и идее святого самопожертвования, и взгляду на бедствия как на испытание либо наказание, ниспосланное свыше. Более того: делиться своим добром - безусловно благое дело; но творить для себя и других добро "из ничего" - значит кощунственно уподобляться творящему Богу!
Человек рожден, чтобы страдать, утверждают все религии. А вот Хайям столь категорически выступает против гибельных эмоций, как если бы он считал их не естественной реакцией на терзающие нас беды и несчастья, а следствием духовной распущенности и невежества. Надо так организовывать свои эмоции, чтобы только с улыбкой, а не со слезами проходить сквозь любые несчастья
Уж будто мудрецу не виден мир невзгод? Однако посмотри, как весело идет! Пойми же: хорошо подходит к жизни тот, Кто кубок жизни пьет, но горечи - не пьет.
Подвергаться нападкам судьбы - одно, но "пить горечь" при этом - совсем другое: первое неизбежно, второе постыдно. Религия призывает смиряться пред горестями, Хайям - смеяться над ними. И этим, по крайней мере, парализовать механизм размножения зла. Кроме того, только человек, не впадающий в отчаяние, способен "пробудиться", стать "мудрецом".
На пути духовного совершенствования по-Хайяму как метод нейтрализации зла, так и приемы "пробуждения спящих", и способы поправить свою личную судьбу, и методика улучшения жизни человечества - одни и те же. Эта универсальность его метода легко могла убедить Хайяма, что он прав, что действительно будет возможно, отвергнув бессмысленные упования на Бога, самим обороть вполне реальный механизм злой судьбы.
Суфийский метод "пробуждения" и последующего "постижения Бога" основан на строжайшем самоограничении, на отстранении от всяческих соблазнов, на том, чтобы лишить душу ярких чувственных впечатлений (как бы вернуть в Небытие), посадить ее на голодную диету, оградить забором запретов и тем самым заставить тянуться только в высь. Об этом прекрасно сказано в суфийском четверостишии, изредка приписываемом Хайяму
Я в мире предпочел два хлебца да подвал, Отвергнув мишуру, оковы я порвал. За нищенство души какую цену дал!.. И в этом нищенстве - каким богатым стал!
Хайямовский же путь в том, чтобы не увлекаться ложными ценностями Бытия, не считать их значительными, поскольку они-то и отвлекают от истинной ценности жизни, они-то и провоцируют вспышки жадности, злобы, зависти и т.п. у одних, а как следствие - отчаяния у других. Среди этих ложных ценностей - себялюбие, тщеславие, власть, богатство, похоть, условия для лени, неги, бездумия, равнодушия; они не существуют в Бытии изначально, а созданы самими людьми - "спящими", принявшими яркость Бытия за единственно сущее, данный им недолгий человеческий век - за единственную данность. Отвергая эти ложные ценности, надо не ограждаться по-суфийски забором от жизни, а воспитывать свою душу так, чтобы непрестанно летящая из-под колес судьбы грязь к ней не прилипала; чтобы не тянуло с пути подбирать каждую яркую стекляшку. Надо снять с тара своей души темные струны, чтобы никакой порыв житейского ветра не порождал унылых отзвуков.
Дата: Четверг, 2013-06-06, 6:17 PM | Сообщение # 68
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18846
Статус: Offline
liliya, приятно познакомиться, благодарю, очень интересные размышления, если не сложно, публикуйте на ваш выбор переводы Омара Хайяма, сделанные Игорем Голубевым, в этой теме. Есть у нас и специальный раздел - Публикации и Библиотеки. Осваивайтесь, всегда рады сотворчеству и интересным людям. Смайлики на "донышке" открываются картинкой с колобком в строке редактуры Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Дата: Пятница, 2013-06-14, 8:11 PM | Сообщение # 69
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18846
Статус: Offline
БИОГРАФИЯ ХАЙЯМА
Уроженец города Нишапура в Хорасане (ныне иранская провинция Хорасан-Резави). Омар был сыном палаточника, также у него была младшая сестра Аиша. В 8 лет глубоко занимался математикой, астрономией, философией. В 12 лет Омар стал учеником Нишапурского медресе. Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача. Но медицинская практика мало интересовала Омара. Он изучал сочинения известного математика и астронома Сабита ибн Курры, труды греческих математиков.
Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоевания Центральной Азии. Погибло множество людей, в том числе значительная часть учёных. Позже в предисловии к своей «Алгебре» Хайям напишет горькие слова:
Мы были свидетелями гибели учёных, от которых осталась небольшая многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена препятствует им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки. Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид учёных, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек.
В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр. В Самарканде Хайям становится вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей учёностью, что его сразу же сделали наставником.
Как и другие крупные учёные того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. Всего через четыре года он покинул Самарканд и переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За десять лет, что учёный прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике. В 1074 году его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору сельджукского султана Мелик-шаха I. По инициативе и при покровительстве главного шахского визиря Низам аль-Мулька Омар становится духовным наставником султана. Через два года Малик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших в мире[3]. Работая на этой должности, Омар Хайям не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом. С группой учёных он разработал солнечный календарь, более точный, чем григорианский. Составил «Маликшахские астрономические таблицы», включавшие небольшой звездный каталог[4]. Здесь же написал «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида» (1077 г.) из трёх книг; во второй и третьей книгах исследовал теорию отношений и учение о числе[2]. Однако в 1092 году, со смертью покровительствовавшего ему султана Мелик-шаха и визиря Низам ал-Мулка, исфаханский период его жизни заканчивается. Обвинённый в безбожном вольнодумстве, поэт вынужден покинуть сельджукскую столицу.
О последних часах жизни Хайяма известно со слов его младшего современника — Бехаки, ссылающегося на слова зятя поэта.
Однажды во время чтения «Книги об исцелении» Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение смерти (а было тогда ему уже за восемьдесят). Остановился он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому вопросу и озаглавленному «Единое во множественном», заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант. Затем он позвал своих близких и учеников, составил завещание и после этого уже не принимал ни пищи, ни питья. Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнёс: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к Тебе приблизился». С этими словами на устах Хайям и умер. Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Дата: Суббота, 2013-07-27, 7:05 PM | Сообщение # 71
Хранитель Ковчега
Группа: Администраторы
Сообщений: 1813
Статус: Offline
Цитата (MгновениЯ)
Все ритуалы, все традиции - канва Того Сокровища, что скрыто от ума.
Катрен Пятьдесят Седьмой
Эхо Все ямы, западни - Судьбы версты, Но что в конце судьбы предъявишь Ты?
((()))
Если изо дня в день ты жуешь шоколад, То, в конце-то концов, опротивеет он. Если ты в западне, и ловушке сей рад, То однажды поймёшь, что ловушка-то сон.
Чем бранить шоколад или ту западню, Посмотри на Причины всего, что с тобой Происходит в отсутствие счастья «Люблю». Посмотри на Того, кто играет Судьбой. Единство - Закон Богов
Дата: Четверг, 2013-09-12, 11:16 AM | Сообщение # 74
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18846
Статус: Offline
Эхо Хайяма О, Ты, кто погрязнее глину взяв, Для тела человеческого, что Прощать ему собрался, для чего Ты в грех ввергаешь всех, надежду дав? Зачем в Эдеме Змей Твой ест плоды? Прощающий, прощен сегодня Ты.
((()))
Клубок желаний тела, как змея. Укус сей ядовит, но если ты В желании достигнуть высоты - В стрелу оборотишь его, то я
Волшебной тетивою натяну Твой лук златой, что в сердце носишь ты, И пламенным желанием мечты В Галактику пущу твою стрелу.
((()))
Подобное к подобному стремится. Твои молитвы слышит тот, кому Ты шлёшь их и во сне, и наяву. Так горная река всё к Морю мчится…
Равнинная же реченька течёт Неспешно, но к тому же синю Морю, Покорная земной судьбе, не споря, К подобному подобное влечёт.
Чем выше та гора, где мысль твоя Взывает о судьбе своей и доле, Тем легче ей лететь по высшей воле В купель Единства мира и в Моря.
((()))
Что странного, что есть в саду Змея? В раю есть дверца в ад, и колея Земных времён, которой человек Идёт судьбою трудной целый век.
В аду есть тоже дверца в светлый край, И та же колея, где путь времён, Где каждый человек судьбой пленён. Иначе не достичь ни ад, ни рай.
Мы - только направление в пути. Уму решать, куда тебе идти. Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Эхо В последний вечер Рамазана, Когда Луна на полпути Стояла, словно взаперти, И я стоял - ножны кинжала - В гончарной лавке одиноко, Смотря на глиняных жильцов, Как на останки мертвецов. Где нынче души их? Далёко…
((()))
Однажды я взлетела так, Как никогда до этих пор, И уловила разговор Души, алеющей как мак…
Хранящей в недрах семена, Боясь отдать их на продажу, Моля у неба Силу, стражу… Была она так молода,
Что ей хотелось прикоснуться К плодам земным, земной воде, Запеть с кузнечиком в траве, Росой в седых лугах проснуться.
Она молилась одиноко: - Пусти на время в мир чудес, Где, знаю я, гуляет бес, Пороки страстностью глубоки…
Но я хоть глазиком… взгляну, Согреюсь там теплом Земли. Прошу, на время отпусти, Я в плотном теле поживу...
Ответ, что тихо прозвучал, В словах и выразить нельзя. Но из семян Души - заря Приходит в мир святых Начал. Книгоиздательство
Дата: Понедельник, 2013-11-04, 6:58 PM | Сообщение # 76
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 813
Статус: Offline
ЦитатаMгновениЯ ()
Эхо Лоза телесная от корня, что в земле, Лоза духовная от мыслей на уме. И та и эта мне нужны, ведь суть моя – Плоды духовные. А мать всему – Земля.
((()))
Закрыта дверь, но ключ хранится у тебя, А ты стучишь и ждёшь, что кто-либо откроет? О, друг, прислушайся… За дверью некто стонет, Открыть твоим ключом глухую дверь моля.