Глава 1 СОВРЕМЕННЫЙ МИР И ПОИСКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЧАСТЬЯ
Я сравнительный новичок в современном мире. Хотя я покинул родину еще в 1959 году и с тех пор моя жизнь в Индии в качестве беженца свела меня довольно близко с современным обществом, все же в те годы, когда я формировался как личность, я был в основном изолирован от реалий двадцатого века. Отчасти причиной этому было мое предназначение как Далай-ламы: я стал монахом в очень раннем возрасте. В этом также отразился тот факт, что Тибет избрал для себя — ошибочно, на мой взгляд — изоляцию от всего остального мира, укрывшись за высокими горными хребтами. Однако теперь я очень много путешествую и рад, что постоянно встречаюсь с новыми людьми.
Более того, люди самых различных судеб сами приходят повидать меня. Многие — в особенности те, кто потрудился добраться до высокогорной Дхарамсалы, где я живу в эмиграции — прибывают в поисках чего-то для себя. Среди них есть такие, кто испытывает сильные страдания: кто-то потерял родителей и детей; у кого-то родственник или друг покончил с собой; кто-то болен раком или СПИДом. И, конечно, приходят земляки-тибетцы со своими рассказами о лишениях и бедах. К сожалению, многие преисполнены нереальных ожиданий, полагая, что я обладаю целительной силой или могу дать им некое особое благословение. Но я всего лишь обычный человек. Самое большее, что я могу, — попытаться помочь им, разделяя их страдания.
Для меня же встречи с бесчисленными пришельцами всевозможных судеб из самых разных частей света служат напоминанием о том, что все люди испытывают сходные страдания. И в самом деле, чем больше я знакомлюсь с миром, тем яснее становится, что совсем не важно, как обстоят наши дела, богаты мы или бедны, образованы или нет, к каким расе, полу, религии мы принадлежим, — все мы хотим избавиться от страданий и быть счастливыми. Все наши поступки, да, фактически, и всю нашу жизнь — как мы её проживаем с учетом ограничений, налагаемых на нас обстоятельствами — можно рассмотреть как поиск ответа на великий вопрос, стоящий перед каждым: "Как мне стать счастливым?"
Мне кажется, что в этой бесконечной погоне за счастьем нас поддерживает только надежда. Мы знаем, даже если не признаемся в этом себе, что нет никаких гарантий, что наша жизнь станет лучше и счастливее, чем сегодня. Как говорится в старой тибетской пословице, никто не знает, что придет раньше — завтрашний день или следующая жизнь. Но мы надеемся на продолжение этой жизни. Мы надеемся, что благодаря тому или иному поступку мы обретем счастье. Все, что мы делаем — не только как личности, но и как представители определенных слоев общества, — можно рассматривать в рамках этого основного стремления. И действительно, в этом любой индивид един со всеми чувствующими существами. Склонность к избавлению от страданий и обретению счастья не знает границ. Она заложена в нашей природе, не нуждается в оправданиях и обосновывается уже тем простым фактом, что мы естественно и правомерно желаем счастья.
Именно это мы видим и в богатых, и в бедных странах. Люди везде и всеми мыслимыми средствами стремятся улучшить свою жизнь. Но, как это ни странно на мой взгляд, люди в технически наиболее развитых странах, при всей их индустрии, кое в чем менее удовлетворены, менее счастливы и в определенной степени страдают сильнее, чем те, кто живет в странах наименее развитых. В самом деле, если мы сравним богатого и бедного, то зачастую кажется: те, у кого ничего нет, меньше тревожатся, хотя их одолевают физические страдания и болезни. Что же касается богатых, то, если не считать тех немногих, которые знают, как с умом распорядиться богатством — то есть использовать его не для роскошной жизни, а для помощи нуждающимся, — многие из них не избавлены от страданий. Они настолько захвачены идеей приобретения все большего, что в их жизни не остается места для чего-либо другого. Потребляя, они просто теряют мечту о счастье, которое должно было принести богатство. В результате они постоянно мучаются, разрываясь между опасениями относительно того, что может случиться, и надеждой на получение большего, и их постоянно терзают умственные и эмоциональные проблемы, — даже если их жизнь внешне выглядит совершенно успешной и спокойной. Это связано и с высокой степенью, и с беспокоящим ростом среди населения благополучных в материальном отношении стран тревожности, неудовлетворенности, напряжённости, неуверенности и подавленности. Более того, эти внутренние проблемы явно связаны с усиливающейся путаницей в вопросе о том, в чём состоит нравственное поведение и каковы его основы.
За границей жизнь нередко напоминает мне об этом парадоксе. Часто случается, что, приехав в новую страну, я нахожу ее очень приятной, очень красивой. Все, с кем я встречаюсь, настроены весьма дружелюбно. Жаловаться не на что. Но затем, день за днем выслушивая людей, я узнаю об их проблемах, заботах и тревогах. Внутренне слишком многие чувствуют себя неуверенными и неудовлетворенными своей жизнью. Их мучает ощущение изолированности; за ним следует депрессия. А результат — тревожная атмосфера, такая общая черта всех развитых стран.
Связанные темы: 2016 Философия развития и Религия Разума. Единая этика /forum/144-2389 Этика - основа образования /forum/28-148 Этика - эссе, цитаты, история /forum/26-1263 Живая Этика и отношение к "инакомыслящим" /forum/89-1776 Этика - наука о духе, или свод правил по этикету? /forum/4-857 Этика творчества - /forum/40-2684
Идеология человечества /forum/28-1218-2 Школы XXI века /forum/28-156 Человек Галактический - /forum/11-1913
Дата: Вторник, 2025-08-05, 4:34 PM | Сообщение # 101
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3111
Статус: Offline
ЦитатаMгновениЯ ()
Только глубоко личностное погружение в эзотерические учения и смыслы символов, самостоятельный одухотворенный поток, изучение основ философий разных направлений, позволяет мыслящему человеку избегать массового гипноза и социальных ловушек, утраты вечных ценностей
Этика - мотивация поведения человека в обществе. Вечными ценностями для поведения человека в обществе могут быть только взаимоуважение носителей разума и коллективная, общественная, ответственность за сохранение планеты, как экосистемы для существования и развития разума.
Этика - это преодоление, ради спокойного и мирного человеческого общежития, животных инстинктов и шкурных эгоистических интересов биочеловека, как хищника, и это то, что называют нравственным поведением и человеколюбием. Для выживания человека разумного есть настоятельная необходимость перехода от инстинктивного поведения в иерархии стаи или стада к психике человеческого общежития, направляемой разумом, для проявлений взаимопомощи и защиты слабых, в первую очередь женщин и детей, обеспечивающих возможности продолжения самого вида человеческого. Далее выявляется следующая настоятельная необходимость для выживания - это разделение труда и возможность пользования плодами такого труда всем в обществе, которое становится таким образом уже цивилизованным социумом. А в социуме вырастает необходимость социальной справедливости, где доминирующим мотивом поведения становится не звериное "право сильного", а гуманистическая, человеколюбивая, этика. Тысячелетия человечество пытается понять и объяснить причины действия указанных "необходимостей", как обязательных к утверждению в обществе. Уже использовано многое, в виде словесно-назидательных и проповеднических трудов от философских, религиозных, эзотерических учений, в том числе, от роли числа до панацеи медитаций. Но, увы, все эти благие пожелания не привели к значимым последствиям в виде утверждения в обществе желаемой этики добра и равенства значимости природно обусловленных экономических интересов. Осталось попробовать устроение общества на основе принципов социальной справедливости, только с которой и увязана, напрямую, гуманистическая этика взаимопомощи и уважения интересов всех тружеников общества, на каких бы общественно полезных поприщах те ни трудились. Именно тружеников и общества. А путь этического индивидуального просветления "мыслящих" людей, как не зависящих от общества носителей "вечных ценностей", с целью, чтобы потом те составили желаемое этическое общество, представляется утопичным, так как простая сумма тех индивидуальностей, как некая элита человечества, не может стать полноценным обществом, имеющим уровень более высокого гармонического качества сосуществования противоположных составляюих, чем человек-индивидуум. ёклмн&ёпрст
Сообщение отредактировал Въедливый - Среда, 2025-08-06, 6:20 PM