Пятница, 2024-05-03, 11:31 AM
О проекте Регистрация Вход
Hello, Странник ГалактикиRSS

Храмы Ковчега! Вход День Сказочника! Вход
Авторы Проекты Ковчега Сказки КовчегаБиблиотекаГостям• [ Ваши темы Новые сообщения · Правила •Поиск•]

Модератор форума: ognebo, Просперо  
Галактический Ковчег » ___Золотое Руно - Галактика » Михаил Просперо » Тантра Театра » Заметки на полях "Поэмы без Героя" (Читая либретто непоставленного балета Анны Ахматовой)
Заметки на полях "Поэмы без Героя"
ПроспероДата: Суббота, 2023-02-11, 2:29 PM | Сообщение # 61
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5711
Статус: Offline
Новый синопсис постановки

Два основных героя - Художник и Лев Г. - зеркало Льва Гумилёва. Они выполняют своего рода функции конферанса, поясняют содержание эпизодов, происходящих под серебряными часами на башне.



чуть-чуть серебра с чернью
на теле танцующих лилий

звучу в тональности Верди
проверенная фамилия

я помню - давно - когда-то
со сцены смотрел в тонком теле я

отравленный "Травиатой"
зал плачет в горьком похмелии

а здесь арлекины и черти
ещё стоят за кулисой

чуть-чуть серебра с чернью
чтоб чётче образ актрисы

первая картина - танец лилий - музыка Баха в переложении Эмерсон-Лейк-Палмер
вторая картина - танец Офелии и Гамлета-гимназиста - музыка на усмотрение постановщиц
третья картина - танец Анны и Модильяни - музыка на усмотрение постановщиц
четвертая - свадьба Анны и Гумилёва - песня "Смятение" на стихи Ахматовой

пятая - "Сероглазый Король" в "Бродячей Собаке"/"Приюте комедиантов" - песня Вертинского и балалаечная пародия Маяковского
шестая - вакханалия Козлоногих - если, конечно, постановщики согласятся
седьмая - возможно - "Я устала быть Незнакомкой" - несбывшийся роман Анны и Блока

восьмая - выстрел Авроры - постановочный танец революционного энтузиазма
девятая - расстрел Гумилева, Анна-вдова - танец-шествие скорби
десятая - реквием по сыну - протест Льва -  "это грех - отпевать меня, живого!"  - и больше они не встречались при жизни.
11 - памятник Анне Ахматовой - монолог Льва - "я искал слова для примирения и не мог найти. А надо было просто подойти и попросить - мама, пришей мне пуговицу..."
12 - финальный танец


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души

Сообщение отредактировал Просперо - Понедельник, 2023-02-13, 2:52 AM
 
ПроспероДата: Суббота, 2023-02-11, 6:25 PM | Сообщение # 62
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5711
Статус: Offline
вариант танца лилий



В сердце каждого человека живет ребенок будущей души

Сообщение отредактировал Просперо - Суббота, 2023-02-11, 6:27 PM
 
ПроспероДата: Суббота, 2023-02-11, 6:28 PM | Сообщение # 63
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5711
Статус: Offline
детский вариант лилий



В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ВъедливыйДата: Суббота, 2023-02-11, 9:18 PM | Сообщение # 64
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2642
Статус: Offline
Цитата Просперо ()
седьмая - возможно - "Я устала быть Незнакомкой" - несбывшийся роман Анны и Блока

Мир поэта А. А. Блок
Александр Беличенкоhttps://stihi.ru/2010/03/31/2012

(после посещения квартиры-музея Поэта Александра Блока в Питере: набережная речки Пряжка; мост Вздохов (Люба так назвала - там поклонницы
вздыхали) - вид с балкона квартиры, на который выходил поэт; улица
Декабристов, рукой подать до Мариинского театра)

Мир Поэта, каких тот основ?
Тело бренное в сущем миру?
Дух ушедших (грядущих?) родов,
В нём затеявших крови игру?

Да, двойною он жизнью живёт:
Телу - трудные сонмы забот
(Современности давящий гнёт),
Но душа - та ждёт горних щедрот!

Миражам наводняющих чувств
Он стремится создать паруса...
Если хватит словесных искусств,
Не тускнеют стихов чудеса.

Не понять? И не надо, собрат,
Время, знать, понимать не пришло,
Понимание - нам из наград,
От сочувствия это дано.

Спасибо, Михаил! Не знал, что одна из тайн А. А. Блока - Анна Ахматова.В музеях Блока в Питере и в Подмосковье о Незнакомке есть, а об А. Ахматовой, как женщине,  в ракурсе жизни Блока я, возможно, пропустил. Или надо было задать конкретный вопрос экскурсоводу.  Если доведётся ещё побывать в Питере и в МУзее-квартире Блока или в Тараканово-Шахматово надо бы спросить.

Постановка может сказать об Анне Ахматовой, загадочной по жизни поэтессе, больше, чем её биографии от разных авторов. Интересно!


ёклмн&ёпрст
 
ПроспероДата: Воскресенье, 2023-02-12, 7:24 AM | Сообщение # 65
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5711
Статус: Offline
Цитата Въедливый ()
Не знал, что одна из тайн А. А. Блока - Анна Ахматова. В музеях Блока в Питере и в Подмосковье о Незнакомке есть, а об А. Ахматовой, как женщине,  в ракурсе жизни Блока я, возможно, пропустил

Спасибо за замечание, Александр.

Скорее не Вы пропустили, а ахматоведы и блоковеды этот эпизод пропускают, потому что Ахматова, как женщина, совсем не заинтересовала Блока, только как поэтесса. О чём сожалела его матушка - "Саша опять увлёкся очередной Кармен. А жаль - такая хорошая девушка, Аня Ахматова ему пишет" - это не прямая цитата, по памяти.

А вот прямая цитата - нашел упоминание об "эпиграмме Ивана Бунина. Собственно, этот текст нам и известен только благодаря Ахматовой. В собраниях сочинений он не печатается (что дает повод усомниться в бунинском авторстве). Поэтесса знала эпиграмму наизусть и охотно читала друзьям, варьируя текст. Анатолию Найману она рассказывала: «Бунин сочинил эпиграмму на меня:

„Любовное свидание с Ахматовой
Всегда кончается тоской:
Как эту даму ни обхватывай,
Доска останется доской“.

А что? По-моему, удачно».


Арсений Тарковский запомнил ее в несколько ином варианте: «Увы, но от любви Ахматовой / Ты все ж откажешься с тоской. / Как ни люби, как ни обхватывай, / Доска останется доской».

Не знаю, стоит ли развивать этот эпизод, не менее яркий, нежели пародия Маяковского - да и Бунин для нас известное имя, не знаю, как молодёжь оценит эту информацию в пьесе, эпизод комический.

Известны и режиссировавшиеся самой Ахматовой целые театральные действия, в которых в карнавальном духе пародировались и другие ранние стихотво­рения. Такие представления устраивались для самых избранных гостей, а их исполнителями были близкие люди: актеры Фаина Раневская и Алексей Баталов (еще один сын Ольшевской, близкой подруги Ахматовой). Баталов исполнял стихотворения Ахматовой, подражая манере романсов Вертинского, а также его мимике и жестам. Раневская пела их «на восточный, ею самой придуманный мотив, закатывала глаза, ломала руки: „Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, п-р-роклятый!…“ Милостивый боже, стихи Ахматовой из сборника „Четки“! В присутствии автора эти строки пародируют, над ними издеваются! <…> Мы тоже изнемогали от смеха — и автор „романса“, и я…», — рассказывает Наталья Ильина.

Подводя в конце жизни итоги, Ахматова нашла и здесь место для шутки, написав летом 1957 года эпиграмму на саму себя:

Могла ли Биче словно Дант творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить…
Но, боже, как их замолчать заставить!;   biggrin


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души

Сообщение отредактировал Просперо - Воскресенье, 2023-02-12, 7:48 AM
 
ВъедливыйДата: Воскресенье, 2023-02-12, 10:03 AM | Сообщение # 66
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2642
Статус: Offline
Цитата Просперо ()
Не знаю, стоит ли развивать этот эпизод, не менее яркий, нежели пародия Маяковского - да и Бунин для нас известное имя, не знаю, как молодёжь оценит эту информацию в пьесе, эпизод комический.

Представляется, что пусть великая поэтесса останется поэтессой. А про баб с их прибабахами, что Ахматова, что Раневская, действительно, только для "близких людей", самых "избранных гостей". Цитированные эпиграммы касаются больше сексуального вожделения к бабе, чем любви к женщине. Большим поэтессам и артисткам это хоть и желательно, как всё-таки женщинам, но необязательно, как кумирам для той же молодёжи, вступающей во взрослый мир. Потому и в музеях, видимо,  их житейские прибабахи не афишируют. ИМХО


ёклмн&ёпрст
 
ПроспероДата: Воскресенье, 2023-02-12, 11:39 AM | Сообщение # 67
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5711
Статус: Offline
Цитата Въедливый ()
Представляется, что пусть великая поэтесса останется поэтессой.

А про баб с их прибабахами, что Ахматова, что Раневская, действительно, только для "близких людей", самых "избранных гостей".
 по первой части Вашего замечания - да, ведь спектакль делается

"чтобы что-то добавить
в свою коллекцию
знакомых издавна
возвышенных состояний"

но тут возникает односторонность - простое чтение со сцены стихотворений поэтессы в ею же придуманном образе Дамы в чёрном.

Для театральности зрелища нужно показать и противоречия, борьбу, что я и хотел бы показать через антагонизм сына к этому образу Дамы в черном,по сути отнявшим у Льва Гумилёва его мать.

Он не Лев Ахматов и имеет на это право.

По Ахматовой и Раневской - они сблизились в Ташкенте, где обе спасались от тягот войны.  И про эту близость говорят (и в мемуарах пишут) - весьма разное, в свете того, что и Раневская на ту пору как-то избегала мужчин. То есть женской дружбы в богеме не бывает, предположительно  wacko 

Понимаете, Александр - для меня ещё некоторый личный антагонизм, или некоторое неприятие возникает по причине ... Да вот и Вы пишете
Цитата Въедливый ()
но необязательно, как кумирам для той же молодёжи, вступающей во взрослый мир.
- а тех ли людей мы выводим в качестве кумиров для той же молодёжи?
Да - работы "черной вдовы Анны А" очень музыкальны, предельно (порой запредельно) эмоциональны - но в основе этих запредельных эмоций - преступление - не уголовно наказуемое, разумеется - просто преступление моральных норм. Может быть это воображаемое лесби-приязненное действо для скандала - по крайней мере в 1913 году это было модно - но в 1943-м это по советским законам не допускалось - однополое демонстративно.

А мы творим из этих людей кумиров, когда в основе...

Та же воображаемая "Лотова жена"  Анны - это очень болезненный эпизод - в духе нынешней евро-толерантности.

Так что слегка пошатнуть пьедесталы "кумиров Серебряного века" по-моему вполне уместно. Сам лично ещё где-то в 1991-м году получил в подарок 30 томов сочинений философов с "ленинского парохода" - тех, кого большевики отправили в Европу по обоюдному согласию выдворили. Вы знаете, Александр, мне хватило беглого выборочного прочтения этих книг, чтобы их выбросить. И считаю, что Ленин правильно сделал, отправив лидеров философской мысли "Серебряного века" восвояси.

Вечный же вопрос - о воспитательном эффекте театральной постановки - для меня это пока за кадром. Жду обсуждения с творческим коллективом постановщиков, если до этого дойдёт, конечно.

ХОЧУ ЗНАТЬ ЧТО МОЛОДЁЖЬ ХОЧЕТ ВИДЕТЬ

внучка-то мне не сможет честно сказать, я же для неё в первую очередь дедушка, а уж во вторую драматург-демиург


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души

Сообщение отредактировал Просперо - Понедельник, 2023-02-13, 2:57 AM
 
ПроспероДата: Понедельник, 2023-02-13, 3:01 AM | Сообщение # 68
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5711
Статус: Offline
сегодня написал - возможно как эпиграф к постановке

чуть-чуть серебра с чернью
Михаил Просперо

чуть-чуть серебра с чернью
на теле танцующих лилий

звучу в тональности Верди
проверенная фамилия

я помню - давно - когда-то
со сцены смотрел в тонком теле я

отравленный "Травиатой"
зал плачет в горьком похмелии

а здесь арлекины и черти
ещё стоят за кулисой

чуть-чуть серебра с чернью
чтоб чётче образ актрисы



В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Понедельник, 2023-02-13, 2:38 PM | Сообщение # 69
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5711
Статус: Offline
я устала быть незнакомкой


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ВъедливыйДата: Понедельник, 2023-02-13, 6:24 PM | Сообщение # 70
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2642
Статус: Offline
Цитата Просперо ()
чуть-чуть серебра с чернью
чтоб чётче образ актрисы

Доброго здоровья, Михаил!

Благодарю за доверительную беседу. Приятно и поучительно приобщаться к раздумьям много знающего творческого человека, размышляющего к тому же о проблемах созревания сознания у молодёжи, нашего будущего. Сердце дедушки и сердце драматурга на весах любви в поле тяготения к счастливому будущему и молодёжи, и страны - смайлик в десятку! Я уже давал ссылку на подобную ситуацию в отношениях любви Ахматовой и Гумилёва: https://stihi.ru/2015/11/29/7537 - "Сердца на качелях любви".  В разделе " Метамофозы любви" https://stihi.ru/avtor/blslv&book=30#30 много историй любви именно поэтов серебряного века, дающих примеры такого "серебра с чернью". Как правило, в жизни они отличались пограничным поведением, которое в медицине определяется, как МДП - маниакально-депрессивный психоз, и творили они свои шедевры в маниакальной (активно творческой!) фазе. Через эти же фазы проходили и их любовные увлечения, как некий клондайк для обретения впечатлений и чувственных всплесков таланта в творчестве.

Представляется, что в театральной постановке, как воспитательного действа (в отличие от биографического шоу, дающего  знания для взрослой мудрости), надо оставить именно творческие взлёты (а не депрессивные падения с извращениями), делая их кумирами именно, как поэтов, способных вдохновенно выразить свои эмоции и тем посеять творческую искорку и в сознание молодых - могут же люди, а я чем хуже?! Потом дорогу осилит идущий, у кого есть от природы творческие почки роста для цветения и созревания плодов творчества. В кумиры выводится творческое наследие, а не человек с его слабостями. Не идти за "хотениями" молодёжи, а звать её в творческий полёт на поэтических примерах, тех же "кумиров Серебряного века".

Противоречие здесь может быть в том, что поэтам, как земным людям, которым ничто человеческое не чуждо, даже морально осуждаемое, свойственно взлетать воображением и этим полётом увлекать на творчество других. Поэт многогранен, и к молодёжи стоит обращать именно грань творчества, гуманистического, естественно.
Само время распорядилось так, например, с Пушкиным, Лермонтовым, которые были в жизни не "ангелами".

Что касается философов с "ленинского парохода", то увы тем - пропустить такую революционную возможность для гуманистического взлёта нового философского мышления не против, а на основе предшествующих философских достижений человечества: дальше, выше!
Некоторые из них даже к фашистам присоединились...


ёклмн&ёпрст

Сообщение отредактировал Въедливый - Вторник, 2023-02-14, 4:59 PM
 
НатьяДата: Вторник, 2023-02-14, 9:47 AM | Сообщение # 71
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
Цитата Просперо ()
чуть-чуть серебра с чернью на теле танцующих лилий


вот-вот...и стальные засовы
закроют хрустальные двери
в лесах по ночам будут снова
сражаться домашние звери...
вот-вот...и слетят с шумных улиц
готовых к полётам качели
и к тучам потянутся, хмурясь
и злясь на смеющихся тени


небесный странник

Сообщение отредактировал Натья - Вторник, 2023-02-14, 1:33 PM
 
ПроспероДата: Вторник, 2023-02-14, 7:27 PM | Сообщение # 72
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5711
Статус: Offline
Цитата Въедливый ()
Что касается философов с "ленинского парохода", то увы тем - пропустить такую революционную возможность для гуманистического взлёта нового философского мышления не против, а на основе предшествующих философских достижений человечества: дальше, выше!Некоторые из них даже к фашистам присоединились...

Да, но это уже совсем другая тема
Не для моего сценария - скорее для полемической книжки - может быть и напишу такую в паре со своим ручным скворцом Заратустрой

Наброски б

Карманная Кармен, карма корриды.
Прости проститутку Троцкого.
Зерно, Александр, зерно!

Эти три неприличные вычурные утренние фразы сказал строгий скворец Заратустра. Он так говорил просто прочищая голос. Зерно-то в кормушке. И Троцкого упростили. И медальон с локоном Кармен перебрался из кармана на шею. Но Заратустра обожает ворошить старое, ворожить на овсяной каше, воровать цитаты из Вед Веденеева. При этом он не знает меру, что не редкость у прирученных скворцов, ведь даже у породистых собак обожание Руки Кормящей нередко переходит в оборзение.

Мнение птицы совсем не дворянской, обычной дворовой породы "Екатеринбургская городская" можно и не принимать аристократу разума, как приоритет, тем не менее Ал-др досыпал овса в кормушку, долил воды в поилку и открыл новую страницу книги о вкусной и здоровой мысли, пусть птичка почитает, по-цен-соррит, повор(К)ует. Это второй цикл перевода тварности в товарность.

Поэтому Веденеев не сопротивляется естественному ходу событий, не мешает скворцу-сюрреалисту прыгать по клавишам ноутбука, клевать экранчик смартфончика. Иногда у птицы получается нечто не только любопытное, но и элементарно понятное. Сегодня скворец рассуждает о д-Раме к-Армен, точнее в меру потребностей своего кругозора - об отраженном в оконной раме, разумеется.

Что-то опять сегодня дожди нечётко
словно какая-то мысль далекая, что ли
пальцами перебивает в ритме чечетки
нечто такое чему не веришь без боли

Кажется катится камень с горы Сизифа
Кажется кланяться перестает болванчик
Кажется каяться это из русских мифов
Дождь. Не летают намокшие одуванчики.

Что-то опять неуютно сегодня в домашней нише
словно на самом деле всё стало легко и понятно
к женщине с плеткой входил Заратустра Ницше
нынче такого много и некоторым приятно

Каменной камедью красит заря подоконник
Красным огнем поджигает блик занавеску
Гравий в огне не горит но так быстро тонет
Словно исполнен смыслом как бисер веский

Что-то опять сквозняками в оконной раме
мысли мои гуляют как будто некуда деться
и рассказать бы тебе легко об истинной драме
да не уверен что правду выдержит сердце.

Да.
И, не поддаваясь импульсам страсти, Веденеев всё же нежно и аккуратно поправил на шее медальон с локоном Кармен. Отношения нередко переходят в ношение на шее, умиление замыливается, до мыльной оперы типа женитьбы Фигаро. Фигли-мигли сингулярного фигляра, где симпатия трансформируется в симбиоз. И это вам не свои пережитки пережить в ходе естественного устранения страстей старостью, это...
Да.

"Она, следуя обычаю женщин и кошек, которые не идут, когда их зовут, и приходят, когда их не звали, остановилась передо мной и заговорила:
- Теперь я больше никого не люблю и ненавижу себя за то, что когда-то тебя любила.Я буду с тобою до смерти, да, но жить с тобой я не буду.
- Мне надоело убивать твоих любовников; я убью тебя." (Из Проспера Мериме, "Кармен".)

...психология кошки-скво, для которой скворец просто кошерная пища!

Да.
Даже продвинутый скворец тоже в смысле симбиоза ведёт себя как обычная скво, когда дети кричат, это... - лайф есть кайф, как говорил скворец Заратустра - лайфхак от Кармен, утоление эмоционального голода, ты же тоже клюёшь зерно? Астральный паяц питается страстями нижнего тела, как скворец для кошки просто кошерная пища, вот в чём дело!
Да.

Пришла пора завтрака и на третий день сансары принесла отцу Федору колбасу царица Тамара (по памяти, из "12 стульев", тоже ведь Апостольское число, да?).

«Умным людям никто не верит, что они способны на глупости: какое нарушение человеческих прав!» - это сказал скорее всего сам Ницше, скворец Заратустра говорит обычно о птичьих правах.


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Вторник, 2023-02-14, 7:48 PM | Сообщение # 73
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5711
Статус: Offline
Цитата Въедливый ()
Противоречие здесь может быть в том, что поэтам, как земным людям, которым ничто человеческое не чуждо, даже морально осуждаемое, свойственно взлетать воображением и этим полётом увлекать на творчество других. Поэт многогранен, и к молодёжи стоит обращать именно грань творчества, гуманистического, естественно.Само время распорядилось так, например, с Пушкиным, Лермонтовым, которые были в жизни не "ангелами".
Вы знаете, Александр, ваш тезка Пушкин и мой тезка Лермонтов по жизни как раз были ангелами по сравнению с Бодлерствующими среди Цветов Зла на исходе Серебряного века!

Если Пушкин пострадал не столь из-за Натали, сколь из-за воспылавшего к нему страстью барона Геккерена, чьё мужское ухаживание Александр Сергеевич с презрением оттторг. За что тот и напустил своего племянника Дантеса бисексуальной ориентации на супругу и эта наглость и привела к дуэли - ЕСТЬ ТАКАЯ ВЕРСИЯ - естественно непубличная, только в узких кругах обсуждаемая, ибо хоть и делает честь Пушкину этот отказ, но даже сам допуск в Пушкинский Дом этих особей уже смотрится пятном дёгтя! cool 

Да - но в нашем сюжете - что будет старательно пропущено мимо пьесы - на самом-то деле эти отклонения были как бы пропуском в Бродячую Собаку и/или Приют Комедиантов.

Кузмин - первый поэт как Учитель Ахматовой - был очень разносторонним в этом смысле. И если даже Аня Горенко на переходе в Анну Ахматову должна была изображать нетрадиционную ориентацию, а на самом деле была тоже "домашней Кармен" cool то....?

Ладно - не говоря о личностях.
Сам принцип "Цветов Зла" как программного направления, "Врат Дамаска" как фетиша... - ну, я не знаю - если в основе такие начала, то...

...не пойдёт ли заведомо наперекос возрождаемая нами Серебряная Башня - образец культуры, к которому мы стремимся?

Не слишком ли толерантно европеидная эта конструкция новой культуры?


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Среда, 2023-02-15, 3:56 PM | Сообщение # 74
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5711
Статус: Offline
предыдущая заметка https://stihi.ru/2023/02/13/628

Отражения - это продолжения нас в зеркальном мире, если не верите - проверьте. Закройте глаза и попробуйте на ощупь определять мир, уже не отраженный зрительным нервом. Вы, конечно, не станете этого делать, ведь вы поэт, наделены воображением, способным не только отражать атаки внешнего мира, но и воображать свои победы над ним.

А я что-то перестал видеть пьесу, остановилось движение отражений. И не по ходу пьесы, просто для себя, хочу вернуться к истоку этой фантасмагории, в начало шахматной партии с Ахматовой.

Это был 2001-й год. А в 1951 году Ахматову восстановили в Союзе писателей. Никогда не имевшая собственного жилья, в 1955 году вольная поэтесса получила от Литературного фонда дачный домик в поселке Комарово. Разумеется не в собственность с целью приватизации, а на служебное проживание. Переехала туда. Там и похоронена.

И вот ровно полвека спустя я был там, привёл к Ахматовой юных литераторов и журналистов, Дети из Ноябрьска и Муравленко прибыли на учёбу в Комарово в рамках издательского проекта "Юность Ямала". Изначально проект к Ахматовой не был привязан, но когда я узнал, что молодёжный творческий лагерь определён в Комарово, то, ей-богу, костьми лёг, чтобы получить максимальную квоту для лит-проекта, коего был шеф-редактором в Муравленко.

Перечислять всех литераторов, работавших в Комарово, не буду, там и сейчас работают литературные резиденции. Потому что само реальное место встречи с историей, само соприкосновение с вещами , к которым прикасалась рука творческого человека - это то, из-за чего стоило литератору ехать на учебную смену.

Оказалось - там в 2001 году всё ещё пытались обучить, как правильно жить, для того чтобы обрести счастье в виде работы за границей России. На мой взгляд, не в том месте, не в то время пытались, мне лично уже стало ясно, что партнерство с Западом приобретает знакомые черты дружбы белых с индейцами. Поэтому я со своей стороны как мог препятствовал этому процессу вымывания талантов, просто забирал своих детей с занятий типа "всё, что вы хотели знать о сексе".

И вот мы в очередной раз организованно сбежали с уроков и идём по улочкам дачного посёлка к домику, который сама Ахматова именовала "будкой", я немного опасался разочарования детей от такой встречи с реальной обителью Поэтессы, но этого не произошло. Нам просто никто не открыл. И мы пошли дальше по лесной аллее - я прочёл в ответ на вопрос "куда идём" ахматовское:

И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда...

Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.
(Ахматова, 1958 Комарово)

- к "Ахматовскому кладбищу" пришли. Получилось это не планово, но, пожалуй, если бы я сразу сказал, что пойдём на могилу почти не известной детям поэтессы... В общем - не будем о том, что прививает школьная программа. Прививки, как известно, делаются, дабы не болел этим привитый в последующей жизни. Будучи сам подвержен "высокой болезни" литературной, я хотел дать детям совсем не антидот. Потому просто прочел им по памяти несколько Ахматовских строк:

"Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король."

Они поняли, да и как не понять музыку этих слов, принесённых сегодня к ногам королевы... Потом я процитировал Александра Гитовича:

«Почему на высокой причёске
Не надета корона с утра?..»

Рассказал, что сын Анны и Николая Гумилёва, Лев Гумилев, своими руками сложил эту стену, похожую на ту, под которой мать стояла часами, чтобы хоть что-то передать сыну в «Кресты». Я положил под стеной собранные по дороге васильки. Помните? -

Пусть будет ей вольной воля,
А мне из могилы за тем не следить,
Из могилы средь чистого поля.
Я ей завещаю все серебро
https://rustih.ru/anna-axmatova-iz-zaveshhaniya-vasilki/ Анна Ахматова — Из завещания Васильки

И мы ушли. По дороге домой дети громко обсуждали: "Вот бы нам на Ямал такую литературную экспозицию!". И магическое слово Ямал притягивает к нам неожиданного собеседника:

- Не хотите, уважаемый, взглянуть на литературные редкости из моей частной коллекции? - спрашивает бородатый мужичок, одетый действительно под мужичка позапрошлого века. Протягивает свою визитку. Художник Б. Васильевский остров.
Отчего же не хотеть? Но в молодёжном лагере и так напряженные отношения, если вся команда опоздает на ужин, то... Принимаю рискованное, но необходимое решение. Назначаю старшего и отправляю самостоятельно в лагерь, а сам еду на Васильевский.

Мастерская действительно великолепна. Очень сильные работы. Это не самого художника, а его отца. Всё продаётся. Есть даже посмертная маска Пушкина, копия с первого слепка. Цена, естественно, не по карману руководителю детского издательского проекта... Увы и ах.

Художник разочарован. Кладёт маску на место, я провожаю раритет глазами и вижу - журнал "Наше Наследие", спрашиваю, нельзя ли купить? "На бутылочку красненького если, разве что, вещь преценнейшая, но состояние души прескверное, понимаете ли..." Понимаю. Достаю журнал, при этом всё-таки соприкасаюсь с маской Пушкина, ей-богу, ощущение вибрации, тока какого-то. От которого скучнейшая литературоведческая статья засияла зеркальными отблесками.

Начинаю читать журнал в электричке, и чуть не проезжаю станцию "Комарово": "Петербургские сны Анны Ахматовой" - Печатая «реконструкцию замысла» А.А.Ахматовой, осуществленную доктором филологических наук С.А.Коваленко, редакция отчетливо сознает, что предлагаемая работа не может рассматриваться иначе, как текстологический опыт публикатора. Контаминация различных слоев текста..."

Нет, это всё технология Игры в Бисер, но сама авторская поэзопроза, прямая речь, освещающая или намеренно затемненные, или даже вымаранные публикаторами места, это да!

"Сегодня ночью я увидела или услышала во сне мою поэму как трагический балет (это уже второй раз, первый раз так было в 1946 г.). Сон этот подсказан стихами «Решки»:

А во сне все казалось, что это
Я пишу для (Артура) либретто
И отбоя от музыки нет...

Будем надеяться, что это ее последнее возвращение, когда она вновь явится, меня уже не будет... Но мне все же хочется отметить это событие, хотя в одном списке, что я и делаю сейчас. Я помню все: и декорацию, и костюмы, и большие Лондонские (как в Пушкинском Доме) часы (справа) с серебряным звоном, ...
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6608.php ,  "Наше Наследие" № 66 2003.

Да. Это именно и есть тот самый серебряный звон часов Серебряного века. Да, это можно разбирать по атому, ибо в каждом атоме Атман играет на фортепиано в четыре руки с Анной Ахматовой. Да, это и есть та таинственная нотная тетрадка, в которой чуть больше семи нот.

"Приснится же.
Автор музыки, которая никогда не была написана, и тем не менее «все время» звучала так, что мне о ней говорили самые разные слушатели и читатели, еще не зная об ее существовании.
7 июня 1958, Красная Конница. Ночь."

И в эту ночь мне впервые приснилась Анна А., юная модель Модильяни.


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души

Сообщение отредактировал Просперо - Среда, 2023-02-15, 4:03 PM
 
ПроспероДата: Четверг, 2023-02-16, 4:19 PM | Сообщение # 75
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5711
Статус: Offline
Ах, Анна А! - журналистская версия, 2Михаил Просперо
*1 http://stihi.ru/2023/02/15/5638

Сначала мне приснился слегка подвыпивший художник Бунтов. Он протягивал мне посмертную Маску Пушкина и уговаривал: "Купите, сударь, хорошо уступлю. Для литератора вещь незаменимая. Ежели в Вас есть искра таланта, то оденете её, и как в голливудском фильме обретете способности. Даже - глаголом жечь сердца людей".

И Маска действительно переливалась по краям некими огоньками. Я оттолкнул его руку, при этом зацепил Маску, белая вспышка, звон - и я поднялся с постели. Поднял со столика сбитый стакан с водой. Не разбился. Вытер пол. Вышел на балкон перекурить комаровский кошмар. На столике лежала раскрытая книга, Лев Гумилев, "Этногенез", оставил профессор Петр Коловангин, у нас был общий балкон на два номера.

Позавчера мы хорошо подискутировали с Петром Михайловичем о России, о вспышках пассионарности, влияющей на ход территориальных трансформаций, он готовил работу для Госдумы. А ведь Лев Николаевич Гумилёв - сын Николая Гумилева и Анны Ахматовой - ещё одно звено в цепочке неслучайных случайностей! - подумал я. И пошёл досыпать, и сон вернулся, но теперь Бунтов приставал ко Льву Гумилёву, а я просто смотрел откуда-то с балкона.

Причём всё происходит в Париже у газетного киоска, может быть там, как и у нас, можно купить папироску?
Лев: (читает, это подлинный стих Льва Николаевича):

Вот киоски средь Парижа,
Убранные новостями.
Всех людей сдвигают ближе
Для чего, не знают сами.

Новости объединяют
Тех, кто думать не умеет.
Как газета, мир стареет
И как новость умирает.

...стучит в окошечко киоска. Не открывают. Ещё ведь ночь. Мимо идет клошар, или просто плохо одетый человек, он курит. Видит жадный взор товарища по несчастью, даёт Льву папироску. "Силь ву пле, мсьё" "Мерси, камрад!"

Лев выходит на набережную Сены, затем на мост, курит. Говорит с водой, как будто там кого-то видит:

- Мама была 50 лет вдовой,
Бог наказал.
А кто попросил?

Мама жила 50 лет живой.
Пуст был вокзал
Серой бренной Руси.

Мама была 40 лет не со мной,
От тюрьмы
До снова тюрьмы.

Мама, хочу познакомить с женой
Вот и мы
Поженились мы.

Да, мама, глупо, мне 56
Тоже от господа нашего месть?

(докуривает папироску, аккуратно складывает, несёт в урну).

Мама, а что ты сегодня молчишь?
Смотришь через меня на Париж?

...да, он действительно женился только в 1968-м, уже после смерти Ахматовой, когда остался в этом мире один... Это я уже снова на балконе, не спится, курю, ночи очень короткие в июле в Комарово, почти белые. А сны здесь настолько реальны...

...и мы снова на набережной (предположительно это неподалёку от моста Мирабо) стоят столики уличного кафе, пусто перед утром. Появляется художник Бунтов, расставляет мольберт, приглашает Льва:
- Мсье не желает заполнить своим светом мой скромный серый холст?
Лев:
- Да уж какой из меня натурщик, сударь. Каков во мне свет, в пожилом мужчине на шестом десятке лет...
Художник Бунтов:
- Не скромничайте, юный жених, Вы так и светитесь в ночи своим обретенным счастием.
Лев:
- Я разве на весь ночной Париж рассказывал о себе на мосту Мирабо? Как Вы узнали?
Художник (достаёт из кармана пустую коробочку из-под волшебных папирос, протягивает Льву):
- Узнаёте? Вы ведь хотели увидеть огонёк этого волшебного зелия?
Лев:
- Да, узнаю, это те самые волшебные папироски, которые украл у меня по ходу пьесы Ванька Свист. Свистнул Ванька! Точнее - это коробочка, в которой ничего нет, да... Или нет?
Художник:
- Не пытайтесь определить да или нет. Оглянитесь по сторонам. Мы с вами находимся в театре. Театр - это иллюзия, это магия слова, звука, света - просто человека здесь нет. Даже рабочий сцены здесь не работает, а служит искусству, понимаете?
Лев:
- Понимаю. Допускаю, как учёный-исследователь. В общем-то я полжизни исследовал магию света, пассионарность души человеческой, описывал словом разнообразные видения в этнографических экспедициях. Допускаю.
Художник:
- Отлично. Главное - допустить. И вот Вы уже не Лев Николаевич Гумилёв из плоти и крови, Вы - одно из нестираемых отражений бытия этого человека, записанное на амальгаме волшебных зеркал. Вы всё можете - хоть жизнь заново пережить.
Лев (ешё человек):
- Зачем же заново? У меня была интересная жизнь.
Художник:
- Понимаю Вас. Вы не хотите снова стать мальчиком, который в годик-два остался без папы и мамы, которые благополучно разошлись, оставив дитя на руках любящей бабушки.
Лев:
- Да как вы смеете осуждать моих родителей, по какому праву?
Художник:
- Да я же не осуждаю. Просто обсуждаю с Вами характер роли, Вашей роли. По фактам.
Лев:
- По фактам они и расставшись были дружны. Посмотрите - вот наше фото 1915 года, папа идёт на войну, мы с мамой его провожаем.
Художник:
- Да, но после посещения фотоателье, на прогулке - они идут по бульвару и как бы воюют, небрежно рассказывают друг другу о своих новых возлюбленных. Вы, дитя, этого не замечаете, вам хорошо только от того, что они говорят над Вашей головой, вы купаетесь в ауре их голосов. А мама подарила папе письма его пассии того времени, когда она была беременна Вами, львёнком. И папа очень смутился, но принял последний подарок. А мама радостно рассказывает о своём новом увлечении, о художнике по имени...
Лев (перебивает):
- Замолчите! Вы не художник. Вы бес какой-то. Бес бессовестный, как минимум.
Художник (делает кистью некоторые пассы, сродни гипнотизирующим движениям):
- Мы спокойны. Мы совершенно спокойны. Мы не обижаем покойных. Мы просто изумляемся, как среди окружающей тьмы они умели возжигать огни духа. И это нам надо знать, и не только как учёным.
Лев (уже наполовину в зеркале):
- Да. Знать. Истина. Свет.
Художник:
- А хотите, я покажу Вам первое стихотворение Вашей мамы? Это "Лилии". А Вас ещё нет, до появления львёнка целых 8 лет, этого Вы вообще не могли увидеть в реальной жизни. И надо сделать всего лишь полшага в зеркало, чтобы увидеть это нестираемое отражение.

Лев входит в зеркало. В пустой квадрат. Отодвигает лица в зеркале Анны А и входит.


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Понедельник, 2023-02-20, 8:20 AM | Сообщение # 76
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5711
Статус: Offline
Вехи Ахматовой, Бежецк



Этот памятник находится г. Бежецк, Тверская обл. 2003г. Авторы Н.А. и А.Н. Ковальчук

В этом городе Лева Гумилев закончил школу, теперь она носит его имя. Родовое поместье его бабушки Слепнево находится в 7 км от Бежецка.


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души

Сообщение отредактировал Просперо - Понедельник, 2023-02-20, 8:21 AM
 
ПроспероДата: Понедельник, 2023-02-20, 8:26 AM | Сообщение # 77
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5711
Статус: Offline
скан из журнала "Огонёк", 11, 1966



В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Понедельник, 2023-02-20, 8:30 AM | Сообщение # 78
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5711
Статус: Offline
Вехи Ахматовой, Одесса,



Музей восковых фигур в Одессе


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Понедельник, 2023-02-20, 9:05 AM | Сообщение # 79
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5711
Статус: Offline
Рецензия на «Вехи Ахматовой, Одесса, восковая фигура» (Михаил Просперо)

Похожа на мою дочь Настю,которую замуровали в подвале Керчи.
Дочь всегда носила челку,но никогда не писала стихи.
Значит Ахматова, - это Нефертити, которая окуклилась в жене царя Давида и взяла ее облик.
Она Ирида-радуга и Галатея, богиня Раздора и богиня Кали.

Натэлла Климанова   20.02.2023 08:40     
добавить замечания

Особенно похожи узкие кисти рук с длинными пальцами.

Натэлла Климанова   20.02.2023 08:41   

О, это очень существенный штрих к облику Анны А.

Ещё одна опасная игра её - облако облика Нефертити.

Михаил Просперо   20.02.2023 09:01


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Понедельник, 2023-02-20, 9:07 AM | Сообщение # 80
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 5711
Статус: Offline
Рецензия на «Вехи Ахматовой, Бежецк» (Михаил Просперо)

Даже на памятнике Ахматовой,одна грудь символично прикрыта,как у гермафродита и шея неестесвенна,как бы не принадлежит голове, по той причине, что Адам-Христос лишился головы. Следовательно, у Двойника Адама, у Сатаны Ахматовой, так же нет головы. На иконах черной Богородицы, голова также с неестественным срезанным наклоном.

Натэлла Климанова   20.02.2023 08:30     

добавить замечания

А где посмотреть икону черной Богородицы? скиньте ссылку по возможности.

Ценное замечание!

Спасибо, Натэлла.

Михаил Просперо   20.02.2023 09:03


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
Галактический Ковчег » ___Золотое Руно - Галактика » Михаил Просперо » Тантра Театра » Заметки на полях "Поэмы без Героя" (Читая либретто непоставленного балета Анны Ахматовой)
Поиск:


Друзья! Вы оказались на борту сказочного космолёта
"Галактический Ковчег" - это проект сотворчества мастеров
НАУКА-ИСКУССТВО-СКАЗКИ.
Наши мастерские открыты гостям и новым участникам,
Посольские залы приветствуют сотворческие проекты.
Мы за воплощение Мечты и Сказок в Жизни!
Присоединяйтесь к участию. - Гостям первые шаги
                                                   
Избранные коллекции сотворчества на сайте и главное Меню
***Царства Мудрости. Поэма атомов
.. на форуме  на сайте

Все Проекты Библиотеки.
 Сборники проектов

Город Мастеров

Галактический Университет

Главная страница
Все палубы Форума 
Главный зал Библиотеки
Традиции Галактического Ковчега тут! . . ... ......
..

Лучшие Авторы полугодия: Просперо, Constanta, ivanov_v, Натья, Въедливый, bragi
Самые активные издатели: ivanov_v, Шахерезада
....... - .. Раздел: Наши Пиры - Вход _ИМЕНА Авторов -Вход ...
Хостинг от uCoz

В  главный зал Библиотеки Ковчега