Заметки на полях "Поэмы без Героя"
|
|
Шахерезада | Дата: Суббота, 2023-02-04, 8:30 AM | Сообщение # 21 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3952
Статус: Offline
| Михаил, очень достойное произведение получилось, талантливо и мощно!
Цитата Просперо ( ) Там увидим, а здесь стезя И оглядываться нельзя Над Содомом, над домом насилия
Допотопная Хиросимия
Где проходит жизни стезя, - всюду, где говорит Земля, Где змея говорит языком, что любому уху знаком, Полуправдою полулжи, и вопросами... у межи, Полуобразом сказки дней, полуголосом шепчет змей...
Но Адамы и Евы бегут зовом страсти счастливых минут, Потеряв свою вечность навек, голос, тело... то человек?
Кто единственный, как Орфей, пел любовью земле людей?
Кто сумел бы ко свету дойти, не оглядываясь на пути? Он не тот, кто ведёт, как Лот... и не тот, кто построил плот. Кто спасал лишь тела родных, не заботясь о душах благих...
Тяжела на земле судьба, что поэта, царя, что раба, Но лишь с ней и возможно найти искры мысли и чувства пути!
Воскрешающий свет Идей - Он спаситель в потоке дней.
Художник Сергей Кузнецов
Цитата А.Ахматова ( ) До меня часто доходят слухи о превратных и нелепых толкованиях «Поэмы без героя». И кто-то даже советует мне сделать поэму более понятной. Я воздержусь от этого.
Пусть нелепость нас не страшит, ведь когда говорит пиит, В нём загадка судьбы конца... для себя самого, как лица... "Без героя"? Герои есть! Кто несут в мир благую Весть.
Сказки - жемчуга мира Книги Семи Морей
|
|
| |
Просперо | Дата: Суббота, 2023-02-04, 9:47 AM | Сообщение # 22 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6017
Статус: Offline
| Вчера ответил, но что-то с почтой случилось, письмо исчезло. Может быть у Вас ящик переполнен? Отвечаю по лит части здесь, если не возражаете
ВЫ ПИСАЛИ Поэма без героя, это естественное прозрение на пути в верхние сферы, когда человек теряет себя, как ум интеллектуала и подымается безлично к сфере Сверхразума, и оттуда учится рассматривать действия и связи, стремления ума своего и других частных проекций. Это позволяет подняться и над эгоизмом, и над самомнением (ибо каждый мнит себя достаточно развитым и умным в любом состоянии, он же центр своего мира...)
Очень актуальна Ваша подсказка о том, что человек должен потерять себя - но мысль эта применительно к сюжету реализуется тем, что Анна А. теряет Анечку Горенко, не весть какую невесту - и становится Анной Ахматовой - центром нового мира - у нас в пьесе часть этого мира - Анна А.
И далее в их недолгой совместной жизни с Николаем Гумилёвым происходит именно битва самомнений, война миров. Сама Ахматова отмечает, что в книге "Четвертое небо" Гумилёв пытается убить "киевскую ведьму", не хочет жить с "женщиной в чёрном", которую сам же и помогал создавать - но, может быть, он думал, что это эпизод в жизни Горенко, а не концепция Ахматовой на всю оставшуюся жизнь - когда помогал, так думал, тогда это была игра - лицедейство
Вообще попадание очень точное и хотелось бы это обсудить в открытой ленте с участием всех ковчеговцев, кому интересно.
Согласен с Вами, что ...постановка вопроса, точнее словосочетание - без героя - все-таки мне видится в основе неверное. Цель поэтов, людей искусства и философов - творить мифы и героев - что и позволяет образовывать читателей, подымая их не на уходе от земной реальности, а на Имени героя, образе все-таки конкретном! Как у нас остались со школьных лет многие герои с характерами, судьбами... примером. Но западные веяния ухода от традиционных ценностей развращают молодое сознание, вот молодежь и начинает примерять на себя безымянные и безответственные персонажи в компьютерных играх, а потом и в жизни.
Маски и карнавал - для веселья, а воспитание должно быть на Героях.
Но разве Ахматова пишет с целью воспитания? Из неё учительница какова, если она своего сына отдала матери Гумилёва на воспитание?
И западные веяния в триумвиратах и/или однополых союзах негероев "Поэмы без героя" - это как раз те самые западные ценности - и Ахматова хоть и не уехала на Запад, но всей своей жизнью пыталась сохранить островок "Серебряного века" - к слову - этот термин придумал и запустил в оборот Лев Николаевич Гумилёв, сын Анны и Николая, её единственный сын.
Постановка вопроса у Ахматовой - ой - совсем не для школы
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал Просперо - Суббота, 2023-02-04, 9:49 AM |
|
| |
Просперо | Дата: Суббота, 2023-02-04, 9:51 AM | Сообщение # 23 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6017
Статус: Offline
| Птица Анна в нарисованном озере Михаил Просперо
...хочется пить, Больше чем петь, Жажду уже невозможно стерпеть, О, озорное озеро - Ты сразу замерзло в злом холоде осени
При первом касании При первой попытке стать частью иллюзии миража... Это урок понимания? К образу озера не должна приближаться моя душа?
...хочется жить, Дольше, чем жизнь, Бликов зеркальных стеклянных призм, О, огромное Море Дождей Ты просто пыль от желаний людей
Стать подобием Бога Который не показал художнику своё лицо. Это земного творца дорога? По сухому холсту моста серебряное кольцо -
...хочется пить
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Суббота, 2023-02-04, 10:03 AM | Сообщение # 24 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6017
Статус: Offline
| Рецензия на «Анна А и Красные башни Содома, сценка» (Михаил Просперо)
Миша ты глыба и пишешь потрясающие глубокие стихи! В очередной раз снимаю шляпу!!!
Нина Шендрик 04.02.2023 09:07
+ добавить замечания Это слова Анны А - готовлю для спектакля - Анна А читает стихи Анны Ахматовой Моя часть здесь - слова Красной Маски
Михаил Просперо 04.02.2023 08:13
Ваш союз прекрасен!
Нина Шендрик 04.02.2023 09:04
Я писал ночью - не доработал - это должен быть танцевальный этюд в красных тонах и ангелы с огненными мечами должны сопровождать убегающих из Содома
Вообще вопрос сценически сложен именно своей многозначимостью, полагаю его включить в период "Бродячей Собаки" и/или "Привала Комедиантов", и здесь некоторый намёк на богемные отношения, на то, что Анна А уходит от мужа в триумвират с Альманом-Судейкиной, где у самой Судейкиной тоже драма - муж изменил ей с Кузминым, за это Ольга отняла у Кузмина юного поэта драгуна Князева, в этом ей помогала Ахматова, затем Князев был пренебрежительно отринут за ненадобностью - и застрелился.
Эту смерть Драгуна Анна А. затем называет своей виной в "Поэме без героя".
Но пока по ходу пьесы я Драгуна вообще не решаюсь включить, разве что как спутника Злого Арлекина - Михаила Кузмина
Конечно, не все эти тексты войдут в спектакль и ещё не известно, дойдёт спектакль хотя бы до худсовета...
Михаил Просперо 04.02.2023 09:18
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Суббота, 2023-02-04, 10:10 AM | Сообщение # 25 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6017
Статус: Offline
| Рецензия на «Анна А и Красные башни Содома, сценка» (Михаил Просперо)
над содомом над домом насилия очень яро кружилась оса столько звука и слов изобилие что хватает на четверть часа
Созерцающая Много Раз 04.02.2023 07:37
+ добавить замечания ну, я полагаю - сценка минут пять будет идти, не более
Михаил Просперо 04.02.2023 08:14 Заявить о нарушении / Удалить да вы что, Михаил, вы видно с осами никогда не встречались)))
Созерцающая Много Раз 04.02.2023 08:17 Заявить о нарушении / Удалить да нет, осаживал этих насекомых, бывало на даче даже однажды пришел паук-оса истинный монстр и смотрел на меня преспокойно он не знал для чего человеку молоток
Михаил Просперо 04.02.2023 08:20
пауков убивать нельзя, это нить в иное измерение
Созерцающая Много Раз 04.02.2023 08:24
это сильно ядовитый паук, а на даче были дети, хотя - по описанию в интернете самка агриола брюнниха просто болезненна, а не смертельна, я решил не рисковать знаю, что у дочки и на ос аллергия, опухает сильно, а уж от такого зверя неизвестно, что могло быть в Крыму он внесён в реестр опасных в конце-концов детям надо ходить в туалет, который попыталась занять паучиха
Михаил Просперо 04.02.2023 09:08
а вообще - интересная мысль об осах над Содомом и о пауке, плетущем новый дом!
ангелы-осы?
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Суббота, 2023-02-04, 5:45 PM | Сообщение # 26 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6017
Статус: Offline
| сценка Желтая маска - шарж о сероглазом короле
На сцену "Привала комедиантов" выходит здоровенный парень в желтой маске и желтой кофте.
- Почтеннейшей публике желаем представить Сочинение Дамы в Черном в народном звучании. Начинает читать (трагическим тоном):
Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король.
(делает паузу, проходит перед публикой, щелкает пальцами. Выбегает официант, выносит рюмку водки и огурец. Желтый решительно опрокидывает рюмку и дирижируя надкушенным огурцом произносит уже кабацким тоном)
- Эй, балалаешник, ну-ка, сюда! Спой, как взаправду случилась беда!
(выбегает балалачник в красной рубахе и приплясывая поёт):
Ехал из ярмарки ухарь-король, Ухарь-король, да дурак выпить штоль?.
Стал он на двор лошадей покормить, Вздумал деревню гульбой удивить.
В красной рубашке, кудряв и румян, Вышел на улицу весел и пьян.
Собрал он девок-красавиц в кружок, Выхватил с звонкой казной кошелек.
Потчует старых и малых вином: «Пей-пропивай! Поживём — наживём!..»
Морщатся девки, до донышка пьют, Шутят, и пляшут, и песни поют.
С девками он хорошо погулял, И напоил и на тройке катал.
Вечер осенний был душен и ал, Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его принесли, Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!.. За ночь одну она стала седой».
Трубку свою на камине нашел И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя: «Нет на земле твоего короля…»
Что тут за диво! и замуж пойдёт… То-то, чай, деток на путь наведёт!
Кем ты, люд бедный, на свет порождён? Кем ты на гибель и срам осуждён?
(публика аплодирует, Желтая маска просит у Черной Дамы позолотить ручку, Анна А бледна, яркие пятна на щеках, но смеётся и бросает монетку в шапку)
Анна А:
- Особенно финал удался! Вам удаются революционные песни, в этом ваше будущее!
Желтая Маска (снимает маску, это Маяковский):
- Мерси, мадам. Я просто хотел показать почтеннейшей публике, в духе "Привала комедиантов", что и господам символисткам, прежде чем писать стихотворение в определенном ритме, надо бы свериться с общенародным традиционным восприятием оного.
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Суббота, 2023-02-04, 5:48 PM | Сообщение # 27 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6017
Статус: Offline
| 1. О выборе героя
Проект является по сути рестартом, или новым наполнением спектакля «Это я», только теперь на роль «я» привлекается Анна А. – зеркальное отражение эпизодов жизни Анны Ахматовой, точнее ряд отражений из периодов борьбы её творческого Света с окружающей Тьмой, точнее - борьбы светоча поэзии с реальной серостью быта.
Тема на театральных подмостках освещалась неоднократно – наиболее интересны мне лично - это моноопера Мариинского театра и моноспектакль Аллы Демидовой в Гоголь центре.
Обе постановки рассчитаны скорее на элиту, нежели на обычную публику. Моноопера была поставлена по инициативе Ларисы Гергиевой к 80-летию композитора Леонида Клиничева. линичев рассказывал о том, что моноопера посвящена Ларисе Гергиевой]. Сам Клиничев отмечал, что, в основном, музыкальный язык оперы и её музыкальную драматургию определяла стилистика поэзии Ахматовой, но, в то же время, композитор не пытался избегать и иной стилизации, например, музыкальное оформление эпизода отношений поэтессы с Модильяни стилистически связано со старым довоенным Парижем и праздничной атмосферой маскарадов из произведений Модильяни.
Критика
В своей рецензии на страницах литературного журнала «Знамя» Александр Матусевич написал, что в выборе автобиографичности рассказа от лица прошедшей долгий, трудный и удивительный путь поэтессы заключается особенная необычность монооперы «Анна», её новизна и одновременно спорность выбранной концепции.
Сделать интересным более чем часовой доклад о перипетиях судьбы Ахматовой, держать всё это время внимание зала — весьма сложная задача для солистки. Как посчитал Матусевич, Клиничев не слишком угадал с самостоятельным написанием либретто по дневниковым записям Анны Ахматовой, поскольку такой сюжет мог и не заинтересовать публику.
НАША ЗАДАЧА – сделать не доклад, а танцевальную постановку – стихи – это ритм, танец.
Второе из наиболее заметных явлений 21 века - моноспектаклю Аллы Демидовой в Гоголь-центре есть в интернете, также ему сопутствует книга «Зеркала Ахматовой»
- ЗЕРАКАЛА!!! – это же то что надо для усиления эффекта файер-шоу!!!
К сожалению Алла Демидова, как и положено великой актрисе, показывает в своём спектакле лично себя, всё из мною просмотренного в сети – в чёрных тонах, что соответствует сценическому образу Ахматовой, но нас интересует не тема реквиема, а ритмика вспышек счастья, которые у Ахматовой всё-таки были по жизни.
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал Просперо - Суббота, 2023-02-04, 5:58 PM |
|
| |
Просперо | Дата: Суббота, 2023-02-04, 5:50 PM | Сообщение # 28 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6017
Статус: Offline
| 1. Страницы любви Анны А. Была любовь к Гумилёву, за которого пошла замуж и родила гения Льва Гумилёва., единственного сына. Была счастливая встреча с Модильяни в Париже. Была демоническая любовь к Ольге Судейкиной и Винценту Лурье (триумвират, модный накануне революции), опасная роль демоницы Акумы Была любовь к больному и несчастному поэту-шумероведу Шилейко, к нему, собственно говоря, она и ушла от Гумилева по её официальной версии. С Пуниным 8 лет прожила. Скульптору и художнику Анрепу Ахматова посвятила 40 стихотворений, а он в Англии сделал мозаичный барельеф в церкви Святой Анны. Была любовь к «Белой Стае» - это название её книги – также в письме к лучшей подруге она писала ей «птица» - вот это ощущение белой птицы на чёрном фоне хотелось бы показать или даже рефреном провести Была посмертная любовь вдовы Гумилёва к расстрелянному мужу. Была любовь к единственному сыну, которому она запретила писать стихи и они так и не успели помириться при жизни Анны А. Всех мужчин (и женщин) её жизни здесь перечислять не будем, - сейчас мы Раневскую чествуем, так вот у них с Ахматовой был роман в Ташкенте в период Великой Отечественной – такая птица…
Многие постановщики, та же Демидова идут по линии «Поэмы без героя» - ОДНАКО – хочу заметить – это замечательнейшее автобиографическое сочинение-криптограмму Ахматова начала писать в 51 год. То есть это уже не принцесса-поэтесса, это другое зеркало.
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал Просперо - Суббота, 2023-02-04, 5:53 PM |
|
| |
Просперо | Дата: Суббота, 2023-02-04, 6:01 PM | Сообщение # 29 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6017
Статус: Offline
| Набросок первой сценки – ЛИЛИИ АННЫ-ОФЕЛИИ Анна Ахматова писала о себе, что родилась в один годс Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого и Эйфелевой башней. Она стала свидетелем смены эпох — пережила две мировые войны, революцию и блокаду Ленинграда. Свое первое стихотворение Ахматова написала в 11 лет, «Голос», оно не сохранилось, первое из сохранённых – «Лилии»
Я лилий нарвала прекрасных и душистых, Стыдливо-замкнутых, как дев невинных рой, С их лепестков, дрожащих и росистых, Пила я аромат и счастье и покой. И сердце трепетно сжималось, как от боли, А бледные цветы качали головой, И вновь мечтала я о той далекой воле, О той стране, где я была с тобой… 1904 г. Картина 1 ТАНЕЦ ЛИЛИЙ Музыка emerson-lake-and-palmer-two-part-invention-in-d-minor Во время танца лилий девочка нанизывает на красную нить черно-белые бусы-четки, одевает их
"Он не траурный, он не мрачный, / Он почти как сплошной дымок, / Полуброшенной новобрачной / Черно-белый легкий венок"
Звучит фрагмент Крейцеровой сонаты, примерно третья-пятая минута – танец лилий ускоряется, в круге света появляется мальчик - Гамлет Гумилёв в гимназической форме – девочка Анна-Офелия протягивает ему чётки:
И как будто по ошибке / Я сказала: «Ты…» Озарила тень улыбки / Милыечерты. От подобных оговорок / Всякий вспыхнет взор… Я люблю тебя, как сорок / Ласковых сестёр.
Танцует вокруг него, дразнит четками, но не даёт их, наконец Гамлет отстраняет подарок-четки, сердится, обиженно стреляется из деревянного пистолетика :
У кладбища направо пылил пустырь, /А за ним голубела река. Ты ошиблась. Ну что ж, иди в монастырь / Илизамуж за дурака… (уходит)
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Суббота, 2023-02-04, 7:29 PM | Сообщение # 30 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6017
Статус: Offline
| Своему ближайшему другу Борису Анрепу писал 29 октября 1913 года: "Источником существенных развлечений служит для меня Анна Ахматова, очень способная поэтесса". Но уже 27 апреля 1914 года в письме к Анрепу только об Ахматовой: "Попросту красивой назвать ее нельзя, но внешность ее настолько интересна, что с нее стоит сделать и леонардовский рисунок и гейнсборовский портрет маслом, а пуще всего поместить ее в самом значащем месте мозаики, изображающей мир поэзии". Кстати, много позже - в 1952 году - Анреп, будучи художником-мозаичистом, ввел изображение Ахматовой в свою мозаику, выложенную на полу вестибюля Национальной галереи в Лондоне под надписью "Сострадание". Я пишу эти строчки и думаю, что с одной стороны, нехорошо лицу Ахматовой быть в напольной мозаике, а с другой, вспоминаю, как мы ходили туристами по Вестминстерскому аббатству, и вдруг на всю церковь раздался крик моего приятеля: "Ой, на Байрона наступил!" и он подпрыгнул от ужаса чуть ли не до потолка. Там в пол вделаны плиты с именами великих людей Англии, и надо быть очень аккуратным, чтобы на эти плиты не наступать. Но для англичан это, видимо, привычно, они не обращают внимания на такие "мелочи" и спокойно стоят толпой на всей площади пола. Так что, я думаю, и в Национальной галерее они не обходят стороной мозаику Анрепа с изображением Ахматовой. Видимо, в этом есть глубокая мысль: "Из праха вышел - в прах обратишься". Итак. Недоброво. Начался роман. Он посвящает Ахматовой стихи, Анна Андреевна тоже не в долгу. В "Белой стае", вышедшей в 1917 году, Недоброво посвящены стихи: "Целый год ты со мной неразлучен…" (14-й год, в более поздних изданиях Ахматова изменила эту дату на 15-й год); "Есть в близости людей заветная черта…" (15-й год) - в этом стихотворении видно, что ее любовь прошла; "Все мне видится Павловск холмистый" (15-й год); "Царскосельская статуя" (осень 16-го года). Впоследствии появлялись и другие стихи, явно адресованные Николаю Владимировичу Недоброво. Роман действительно продолжался только год. Жена Недоброво тяжело переживала эти отношения. В начале 1914 года Недоброво один уезжает в Крым, а жена с теткой - в Германию, где ее и застала война. Ахматова уехала в Слепнево, к Леве. Когда началась война, все вернулись в Петербург раньше срока. Анреп, как офицер, был призван в действующую армию. Он приехал из Парижа, и перед его отъездом на фронт Недоброво познакомил его с Ахматовой, о которой так много рассказывал в письмах. С весны 1915 года в сердце Ахматовой вместо Недоброво - Борис Анреп. Он становится лирическим героем многих ее стихов.
Источник: http://ahmatova.niv.ru/ahmatov....a-6.htm
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Суббота, 2023-02-04, 7:34 PM | Сообщение # 31 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6017
Статус: Offline
| ЧЕРНОЕ КОЛЬЦО АНРЕПА
Когда Гумилев приехал с фронта на короткое время и они встретились с Ахматовой, она говорила ему только о Борисе Анрепе. Гумилев возмутился, она замолчала, а потом, через пять минут: "Можно я еще о нем поговорю?" Гумилев рассмеялся. Чтобы читателю стали немножко понятны отношения Ахматовой и Гумилева, приведу запись Анны Андреевны: "Скоро после рождения Левы мы (с Н. С. Гумилевым) молча дали друг другу полную свободу и перестали интересоваться интимной стороной жизни друг друга". Сын Ахматовой и Гумилева родился, как известно, 18 сентября 1912 года.
С Анрепом Ахматова вновь встретилась в 1965 году, в Париже, после ее чествования в Оксфорде. Анреп после этой встречи написал эссе, в котором вспоминает, как в 16-м году Ахматова подарила ему покрытое черной эмалью золотое кольцо, доставшееся ей от бабушки, а он ей - деревянный крест, снятый со стены какой-то церкви. Детские стихи Ахматовой не сохранились (она их сожгла), но, по воспоминаниям Валерии Сергеевны Срезневской, еще совсем девочкой, предчувствуя свою судьбу, Ахматова написала стихотворение о таинственном кольце, которое она получила в дар от месяца: Мне сковал его месяца луч золотой И, во сне надевая, шепнул мне с мольбой: "Береги этот дар! Будь мечтою горда!" Я кольца не отдам - никому, никогда! Позже Ахматова написала стихотворный триптих, озаглавленный "Сказка о черном кольце". Первые две его части были опубликованы еще в сборнике "Anno Domini", третья часть - только в 1940 году, причем под стихами были проставлены даты: 1917-1936.
Источник: http://ahmatova.niv.ru/ahmatov....a-6.htm
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Суббота, 2023-02-04, 7:39 PM | Сообщение # 32 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6017
Статус: Offline
| Ахматова писала: "…первый росток (первый толчок), который я десятилетиями скрывала от себя самой, - это, конечно, запись Пушкина: "Только первый любовник производит впечатление на женщину, как первый убитый на войне!" Всеволод был не первым убитым и никогда моим любовником не был, но его самоубийство было так похоже на другую катастрофу, что они навсегда слились для меня".
Источник: http://ahmatova.niv.ru/ahmatov....a-6.htm
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Суббота, 2023-02-04, 7:46 PM | Сообщение # 33 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6017
Статус: Offline
| И еще можно добавить, что "Путь в Дамаск" в христианской религии - это встреча святого Павла с Богом - божественное озарение. У Ахматовой, если убрать кавычки, получается смысл обратного пути из Дамаска, то есть "прочь от своих могил", от своих христианских корней к язычеству и кощунству Серебряного века, где пляски "козлоногой", люди "без лица и названья" и т. д. Таким образом, как я уже писала, в первой часта "Поэмы" говорится о беспечности жизни в то время, когда уже слышался трагический гул и по всем дорогам приближалась катастрофа. Кто-то с ней "без лица и названья"… - По поводу этой строчки у Ахматовой есть комментарий в ее "Заметках о Поэме": "Кто-то "без лица и названья" (лишняя тень 1-ой главы), конечно - никто, постоянный спутник нашей жизни и виновник стольких бед". Автору, конечно, надо верить, несмотря на ее же слова, вынесенные мною эпиграфом в начало этой книжки.
Источник: http://ahmatova.niv.ru/ahmatov....a-6.htm
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Суббота, 2023-02-04, 7:48 PM | Сообщение # 34 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6017
Статус: Offline
| В том же 1914 году, которым датирована запись в дневнике Блока, его мать пишет в письме М. П. Ивановой: "Я все жду, когда Саша встретит и полюбит женщину тревожную и глубокую, а стало быть и нежную. И есть такая молодая поэтесса, Анна Ахматова, которая к нему протягивает руки и была бы готова его полюбить. Он от нее отворачивается, хотя она красивая и талантливая, но печальная. Он этого не любит. Одно из ее стихотворений я Вам хотела бы напомнить, да помню только две строчки, первые: Слава тебе, безысходная боль. Умер вчера сероглазый король… Вот, можете судить, какой склон души у этой юной и несчастной девушки. У нее уже есть, впрочем, ребенок. А Саша опять полюбил Кармен…"
Источник: http://ahmatova.niv.ru/ahmatov....a-6.htm
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Суббота, 2023-02-04, 11:55 PM | Сообщение # 35 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6017
Статус: Offline
| Лев Гумилёв у киоска в Париже, сценка Михаил Просперо
Сейчас проснулся, спать не даёт мне монолог сына Николая и Анны, Льва Гумилёва. Как будто он в Париже у газетного киоска, может быть там, как и у нас, можно купить папироску?
Читает (это подлинный стих Льва Николаевича):
Вот киоски средь Парижа, Убранные новостями. Всех людей сдвигают ближе Для чего, не знают сами.
Новости объединяют Тех, кто думать не умеет. Как газета, мир стареет И как новость умирает.
(стучит в окошечко киоска. Не открывают. Ещё ведь ночь. Мимо идет клошар, он курит. Видит жадный взор товарища по несчастью, даёт Льву папироску. "Силь ву пле, мсьё" "Мерси, камрад!"
Лев выходит на набережную Сены, на мост, курит. Говорит сам с собой):
- Мама была 50 лет вдовой, Бог наказал. А кто попросил?
Мама жила 50 лет живой. Пуст был вокзал Серой бренной Руси.
Мама была 40 лет не со мной, От тюрьмы До снова тюрьмы.
Мама, хочу познакомить с женой Вот и мы Поженились мы.
Да, мама, глупо, мне 56 Тоже от господа нашего месть?
(докуривает папироску, аккуратно складывает, несёт в урну).
Мама, а что ты сегодня молчишь? Смотришь через меня на Париж?
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Воскресенье, 2023-02-05, 6:17 PM | Сообщение # 36 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6017
Статус: Offline
| Мне кажется… Нет, я уверен в этом! Что тщетны грани верст и грани лет, Что улица, увенчанная светом, Рождает мой давнишний силуэт.Что тень моя видна на серых зданьях, Мой след блестит на искристых камнях. Как Город жив в моих воспоминаньях, Так тень моя жива в его тенях!
Норильск, 1942 г.
(Забавно, что сюжет неисчезающей тени возник у мамы и у меня одновременно и параллельно. Когда мы встретились в 1945 г., это удивило нас обоих. – Л. Н. Гумилев).
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал Просперо - Воскресенье, 2023-02-05, 6:19 PM |
|
| |
Просперо | Дата: Воскресенье, 2023-02-05, 7:25 PM | Сообщение # 37 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6017
Статус: Offline
| Лидочка Иванова говорила о себе: «Мне хотелось бы иногда быть одним из тех звуков, которые создавал Чайковский, чтобы, прозвучав мягко и грустно, раствориться в вечерней мгле. <...> «Я хотела бы исчезнуть, замирая в воздухе, как звуки любимого мною Чайковского».
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Воскресенье, 2023-02-05, 7:28 PM | Сообщение # 38 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6017
Статус: Offline
| Речь идет о точке зрения, т. н. нравственно-религиозной концепции «нового средневековья» Н. Бердяева (1924). Философ И. А. Ильин так ощущал это время: «Вот этот черный смерч идет сейчас над миром, началось трагическое осуществление сат-низма. Подготовлявшееся вошло в души и стало реализовываться людьми сат-нинского нрава и дьявольской политики. И всюду лучшие гибнут, а худшие всплывают на поверхность, распоряжаются и губят. Но смысл этого процесса, его глубину и духовное значение улавливают всё еще немногие. Большинство или не понимает развертывающихся на наших глазах событий, или соблазняется призывами, или же втайне сочувствует и незаметно помогает совершающемуся» (Ильин И. А. О демонизме и сат-низме).
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Понедельник, 2023-02-06, 12:12 PM | Сообщение # 39 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6017
Статус: Offline
| Лениград - последний тост
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Понедельник, 2023-02-06, 12:21 PM | Сообщение # 40 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6017
Статус: Offline
|
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |