У Пушкина строка… златая! У Фета - нежно-голубая, У Данта - розовый букет, У всех же вместе - это Свет.
У Сент-Экзюпери - лиловый! У Чехова - салатно-новый, У Гоголя - как моря цвет. У всех же вместе - мой букет!
И вот вам… радуги свеченье, Где нахожу я вдохновенье, Вот, чьи дарю я вновь цветы Непреходящей красоты.
А.С.Пушкину
ЛЮБИМОМУ ПОЭТУ
Я погружаюсь… в Александровские строфы... Вся мудрость светлая в "Поэте и толпе" Мне улыбается с надменностью голгофы, Напоминая об исполненной судьбе...
Поэт и чернь… да толкование пиита… Толпа и гений… да божественный венец… И проявление основы Демокрита: Суфийский, сказочный, загадочный ларец!
Его ладошками легонько обнимаю, Заветный ларчик на ветвящемся дубу, Он словно в сказке, птицей вещей оживает, Цепь разрывается...
Звучание… ловлю...
И по ладошкам пробегает вихрь неведом... А к сердцу - ток, как солнца луч, и сразу вверх... И превращения волшебные уж следом... Иголкой молнии уходит в небо нерв...
Ну, не напрасно ли поэт о пользе Слова Сказал толпе, что так... уверенна в себе... Зачем о пользе повторять я буду снова? Мы рождены для вдохновения в судьбе!
У Лукоморья станут зрячими слепые! А дуб, где кот учёный сказку говорил, Судьбу поведает, а цепи золотые Раскроют тайну Сотворения Светил!
ПОЙМИ ТОГО
Любимый мой, как ты жесток, Когда потоки чувств скрываешь. И как бездонно ты глубок, Когда улыбкой одаряешь...
Ты, помня пушкинский совет: "Чем меньше женщину мы любим..." Лишь омрачаешь жизни свет. Игрой в любовь себя мы… губим...
Ты, зная, что любовь - игра, И жизнь - игра... не проиграешь... Но, не прожив себя до дна, Не осознаешь, что теряешь...
Нет смысла выиграть в игре! Победа - чьё-то пораженье... Что отомстит твоей судьбе За боль свою и униженье...
Любимый мой, пойми меня: Играют Боги, а не люди, Пойми величие огня Того, кто жизнь творит и любит!
АХ, АЛЕКСАНДР
Пока во мне огонь горит, Пылает чудо во Мгновенье! Со мною Пушкин говорит, А я томлюсь от нетерпенья... За ритм его благодарю, Взлетая духом на крылах, И в мире сказочном парю, Дыханьем ветра в облаках…
Ах, Александр, расскажи Мне сказку русскую, родную, Минутку счастья одолжи, Свою мелодию… любую...
…Вот белка песенки поёт, Звенят скорлупки золотые, Орешки сладкие сочтёт, И сложит в горку, непростую.
Орешки с тайнами внутри... Еловый запах растекаясь... Зовёт… Не бойся высоты. Живи, любя и удивляясь!
"....Нелюбопытны и ленивы..." Строка - небесная роса... Но чудо льёется, льётся мимо! Стремясь в родные небеса…
ДУХ ОТ АЛЕКСАНДРА
Сегодня дух от Александра Ко мне под утро прилетал. И непонятные каландры На ушко нежно нашептал:
- Дай мне испить любовь земную. Я так соскучился о ней! О первом робком поцелуе, И о сиянии очей...
И много слов иных в молчанье Сказал, но я, глаза открыв, Их позабыла, как печально, Я не услышу больше их...
Дата: Воскресенье, 2018-02-04, 4:13 PM | Сообщение # 401
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18867
Статус: Offline
ОВИДИЮ
В день, когда бывает грустно, одиноко иль печально, А бывает всё ж такое в дальнем сердца терему, Я к тебе, Овидий дивный, прихожу за новой тайной, То с горячим капучино, то с загадками уму, Или как бы… без подарка, с мимолётными стихами, И, стыдясь, я удивляюсь на терпение твоё! Побранишь – обнимешь жарко: - Не одна ты со грехами, Но учиться и всезнайке в двадцать первом - не грешно... а далее -
Однажды мои стихи спасли меня от рабства, а, может быть, и сохранили жизнь… Это было очень давно, в предгорьях Памира, в Таджикистане, где только что отгремела гражданская война. Я случайно оказался в руках вооружённых моджахедов, собиравшихся перейти реку Пяндж и доставить контрабандные товары в Афганистан. Они чрезвычайно обрадовались своей удаче в моём лице. Их переводчик объяснил мне, что меня собираются завернуть в ковёр и перевезти через Московскую погранзаставу на реке Пяндж, чтобы выгодно продать в рабство в Кандагаре. Что я мог? Ничего. От безысходности и отчаяния я начал читать свои стихи. На русском, разумеется. Конечно, они, кроме переводчика, не понимали ни слова. Но догадались, что это не обычная речь. Переводчик спросил меня чьи это стихи, и я ответил, что мои. Следом всё вдруг изменилось в их поведении. Меня в итоге отпустили, да не просто отпустили, а прежде того расстелили передо мной дастархан (подобие скатерти-самобранки, расстилаемой на полу) с пловом, чаем и восточными яствами. И проводили, как уважаемого человека, до того дома, где я перед этим находился… Долгое, очень долгое время я не мог ни понять, ни объяснить себе столь странного изменения в поведении моих «тюремщиков». Пока не обнаружил аналогичного случая, изучая историю жизни Лермонтова на Кавказе. Говорят, на Востоке, в горах, легенды живут долго. Гораздо дольше людей. Всем известно, что Лермонтова сослали на Кавказ за правдивые, обжигающие душу строки стихов о смерти Пушкина. Его отправили на войну с горцами, надеясь, что живым с войны он уже не вернётся. И Лермонтов тоже понимал, для чего его отправляют. Но он был не из тех, кто кланяется пулям в бою или прячется за спины солдат, он и в сражении оставался самим собой, втайне полагая, что однажды его действительно убьёт меткий противник. Может быть, поэтому у него - столько печальных стихов о неизбежной смерти в бою. Лермонтов был фаталистом. Перед боем он надевал красную рубашку и, как фаталист, искал смерти. Но каким-то образом горцам заранее стало известно, кто перед ними. Врага на Востоке ненавидят, но поэтов чтят за их живое слово, за голос народа, звучащий в их голосах, чтят в особенности тех, кто пострадал за правду. Лермонтов бросался в самую гущу боя и, конечно, не подозревал, что в это самое время командиры горских отрядов кричали своим стрелкам: «Видите вон того русского офицера в ярко-красной рубахе? Того, кто впереди, на виду? Не стреляйте в него. Это – поэт!» «Харам!» кричали они своим бойцам и те намеренно стреляли мимо Лермонтова. «Харам» - означает «табу», запрет, смертный грех перед Богом. В представлении горцев Лермонтов был ашугом, так называли на Кавказе странствующих поэтов и менестрелей. Ни одна пуля так и не задела Михаила Юрьевича ни в одном сражении, ни в одной стычке. Поэтов на Востоке не убивают, даже во время войны. Этот мудрый восточный обычай, вероятно, сохранился до нашего времени у некоторых афганских племён: ни при каких обстоятельствах нельзя трогать дервишей и поэтов, ибо Аллах накажет. Именно это правило и спасло меня при встрече с отрядом моджахедов. Поэтов трогать нельзя. Харам! Кстати, именно это слово повторял своим мучителям перед смертью Муаммар Каддафи. Но это не возымело на них никакого действия. Толи в Ливии было уже иное время, и прежние обычаи порядком подзабылись, толи Каддафи не признали поэтом… Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Дата: Понедельник, 2018-07-16, 6:45 AM | Сообщение # 404
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2808
Статус: Offline
Умер Поэт... Довелось находиться с А. Д. Дементьевым одновременно осенью 2017 года в санатории «Заря», в Кисловодске. Самому мне не удалось с ним свидеться по причине его быстрого отъезда, а вот жене посчастливилось, по пути в столовую. «Сама любезность» - восторженно отзывалась она, а ведь поэту шёл уже 90-й год. Таково его природное обаяние и доброе отношение к людям, что нашло гениальное воплощение в пронизанных чувствами словах, которые звучат красивыми мелодиями в его многочисленных незабываемых песнях, ставших выражением души России.
Андрей Дмитриевич Дементьев (16 июля 1928, Тверь — 26 июня 2018, Москва) — русский советский поэт, радио- и телеведущий. Главный редактор журнала «Юность» (1981—1992). Лауреат Государственной премии СССР (1985). Также известен, как поэт-песенник. Член Союза писателей СССР. Почётный член Российской академии художеств. (из Википедии).
А ещё он был Председателем Попечительского совета кисловодского литературно-музыкального музея «Дача Шаляпина» и очень любил бывать в Ставропольском крае, в Кисловодске, в местах пребывания любимого им М. Ю. Лермонтова. К 140-летию со дня рождения великого певца России в Кисловодске издана и распространяется музеем брошюра «Виражи времени. Поэт Андрей Дементьев на Ставрополье» (на фото) тиражом всего 1000 экземпляров (2013 г., составители Анатолий Красников, Сергей Савчук, с участием кисловодского издательства «Колорит»). С этой брошюрой в руках, после посещения музея «Дача Шаляпина», я и носился по санаторию «Заря», мечтая об автографе. Но… мы разминулись минутами.
Эта брошюра у меня в руках. Здесь статьи об интервью и встречах с Андреем Дементьевым из различных изданий, фотографии его живого общения на ежегодно посещавшихся им «Шаляпинских сезонах» в Кисловодске. И особенно дорог для меня раздел: «Я – доверенный поэт России», где, на основании многих последних стихов поэта, обозначена гражданская позиция нашего кумира и в советское время, как редактора журнала «Юность», и в настоящее время всевластия частной собственности, как признание патриота, болеющего за будущее России. Вот эти стихи (из брошюры):
ОЛИГАРХИ
В Лондоне, в Италии, в Севилье Самые престижные дворцы, Не торгуясь, русские скупили… Так и тянет крикнуть – «Молодцы!»
Я бы дал им ордена почёта, Лишь бы честный получить ответ: «Как смогли вы столько заработать За каких-то восемь-десять лет?»
Мне за труд не иак уж мало платят, И сто книг написано уже, Всёже гонораров мне не хватит, Чтоб скупить яички Фаберже.
Видно, вы талантливые люди, И не зря в России рождены, Если КТО-ТО вам поднёс на блюде Все ключи от всех богатств страны.
Дай вам Бог и дальше развиваться, Жить среди восторгов и легенд. Может, это в русле инноваций, В чьи успехи верит президент.
Правда, риском ваша жизнь чревата: Могут посадить, изъять счета… Вы уж не скупитесь на откаты. Сверху скажут – сколько и куда.
Комментарий от Въедливого: Гениально – в немногих словах сама история и суть олигархической власти, возросшей на ограблении страны и держащейся на всепроникающей коррупции.
ПАМЯТЬ НЕ УБИТЬ
Наша власть не любит тех, кто старше, Потому, что помнят прошлое они… И не терпят той карьерной фальши, От которой правда вновь в тени.
Молодым легко лапшу на уши вешать, А у старших это не пройдёт. Поначалу можно лишь слегка опешить От речей, где лжи невпроворот.
Власть стыдит нас и пугает прошлым, Будто всё в нём подло и черно… А Союз повергнутый вдруг ожил В старых песнях и немом кино.
В тех кострах, что грели нас на БАМе, Даже в том восторге, может быть, Где никто не убивал в нас память, Как теперь её хотят убить.
Я полжизни в этом прошлом пожил. Было всё - и радости, и грех… И Россия тоже начиналась в прошлом. Та, которая одна на всех.
Комментарий от Въедливого: Поэт Андрей Дементьев, как и публицист Александр Зиновьев, как и режиссёр и актёр Станислав Говорухин, как истинный патриот России, не опускается до переноса на гуманный, в своей основе, советский строй семейных обид, связанных с несчастными судьбами родственников, пострадавших в годы классовой борьбы, с её человеческими издержками со стороны всех противоборствующих.
ЛЮБИМАЯ СТРАНА
Моя любимая страна, Моя любимая Россия, От наших слёз ты – солона, От наших радостей – красива.
Твоя великая судьба В кремлёвских залах затерялась. А ты наивнв и слепа, Не видишь, что с тобою сталось, Что сотни русских деревень, Как мамонты, уходят в небыль. Грустит поваленный плетень, Из труб дымок не вьётся в небо.
Поля травою заросли… И утвердив свою спесивость, Ползут сквозь пашню ковыли, Где рожь когда-то колосилась.
Моя любимая страна, Познав обиду и бессилье, Теперь пожизненно бедна, Как будто вовсе не Россия.
Комментарий от Въедливого: Пронзительно и верно! Не должно в судьбе России всё сводиться к мнению чинов в кремлёвских залах – чины людьми на выборах даются, беда, когда от власти пропаганда побуждает обмануться.
КАСТЫ
Всю страну поделили на касты… Каста власти и каста вельмож – Это ныне и есть государство, Только нам этот кукиш негож.
Поделили на касты Россию… И слагая свой выгодный миф, От соблазнов вконец обессилев, Верит власть, что раздел справедлив.
Но при этом разделе досталась Миллионам моих земляков – Непосильная горькая старость, Унижающий звон медяков.
Поделили Россию на касты, Возродили в плебеях господ, Что на выдумки ныне горазды, Но причём здесь российский народ?
Комментарий от Въедливого: Справедливый вопрос поэта-патриота! Власть ныне затевает пенсионную реформу по пенсионным порогам старости, чтобы дополнительным миллионам уготовить «горькую старость», если они вообще сумеют до неё дожить. Опять обрушилась тотальная пропаганда, как в кампании по выборам президента, и опять вешают «лапшу на уши» старому населению - посулами, а молодому населению – необеспеченными обещаниями, что «непопулярные решения», обрушившиеся на них после выборов, будут во благо в будущем для прав человека, не обозначая ни этого «человека», ни сроков такого «будущего».
*** Мы вновь живём под властью Зарвавшихся чинуш. Дана свобода красть им, Брать мзду с наивных душ. Теперь и с просьбой малой Прийти я не решусь… Ах, как ты оплошала, Моя родная Русь!
……………………………………
Не вписалось прошлое в айподы, Не вместилась память в Интернет. К русской славе и её невзгодам У манкуртов интереса нет. Потому историю России И хотят начать они с нуля. Словно бы об этом попросила Их многострадальная земля.
Комментарий от Въедливого: Это отрывки из книги «Года любви и дни печали». К ним слова из интервью Андрея Дементьева: «… возмущает нынешняя весьма распространённая тенденция обливать грязью наше прошлое. Меня убивает пренебрежение и эта вредная позиция «Мы – страна молодая, начинаем с нуля». Но если начинать с нуля, то нулём и останемся! Культуру надо спасать. Потому что без неё нет нации, нет будущего у страны. Выросло уже целое поколение, которое не читает книг…».
*** Стихи – это тоже поступки, У них свой квадрат и овал. Хотя они внешне и хрупки, Но в ярости бьют наповал. Не каждый крутым олигархам Осмелится встать поперёк. Здесь сразу палёным запахнет, И будет печальным итог. И только бесстрашное слово, Великая сила его За правду вступиться готово, Взамен не беря ничего.
В таких словах проявилось сердце поэта-публициста-трибуна, кто вправе обозначить себя «доверенным поэтом России», говорящим от имени всех патриотов России. Мы понесли невосполнимую утрату Личности с большой буквы, воплотившейся в поэте Андрее Дементьеве - душе России. Его произведения будут жить в памяти представителей Русского Мира нежными песнями и патриотической русской поэзией.
Его слова:
«Наше время ушло… Это мы задержались, Потому что Россия без нас пропадёт…»
«Я последний романтик ушедшего века, Потому и живу по законам любви…»
«На всю страну я критикую власть. Но эту правду власть не хочет слышать. И наша жизнь, как горькая напасть, И нелегко при этой власти выжить»
Да, трудно будет России без таких подвижников-романтиков. У лауреата премии Ленинского комсомола, кавалера орденов Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и Знак Почёта - в СССР, и члена Общественной палаты РФ, кавалера двух орденов «За заслуги перед Отечеством» и Ордена Почёта – в РФ, был девиз: «Ни при каких властях не изменять себе».
А своё личное кредо русский поэт Андрей Дементьев выразил в строчках: «Так и живу – ни шагу без России, а по-другому не дано мне жить»; «Скучаю по Советскому Союзу, грущу по незабытым временам»; «Поэзия превыше суеты, она с небес нисходит в наши души…».
Вечная память в наших сердцах Андрею Дмитриевичу Дементьеву, простому русскому человеку, ставшему большим поэтом-душой России, прославившем Её в песнях несравненной красоты.
«Баллада о матери»; «Лебединая верность»; «Отчий дом», «Алёнушка»; «Я жду весну»; «Люблю тебя»; «Яблони в цвету»; «Аве Мария»; «Давай помолчим» ; «Я жду весну»; «Натали»… и десятки других замечательных лирических откровений. http://www.stihi.ru/2018/06/30/6650 ёклмн&ёпрст
Сообщение отредактировал Въедливый - Понедельник, 2018-07-16, 6:50 AM
Дата: Среда, 2018-07-25, 8:38 PM | Сообщение # 405
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18867
Статус: Offline
Поэту пою снегопадову оду, Талант подневолен желанью творца, Волненьем трепещет и светит народу, Не видя страданью и бедам конца… Поэт бесконечен… источником ритма, Мелодикой рифмы, желаньем творить, Ведёт безупречно духовные битвы, Чеканным наречьем научен дарить. Поэт многозначен звучанием слова, Рождающим снова и снова миры, Хоть путь на удачу, надёжна подкова, И первооснова небес и земли. Крылатыми днями, бессонниц ночами, Годами торит он невидимый путь, Плывёт он морями, сквозь шторм и цунами Дыханьем души, что не в силах уснуть… Она ему - сказки, стихи, сновиденья… Она ему радость и боль, и призыв, Ведёт на Олимп и кидает в сомненья, И в бездну бросает его, окрылив… А он… ищет Бога смятенной судьбою, То ропщет и стонет, то радостью сыт, Но чаще восторгом ведёт за собою И ум свой, и чувства, душою открыт. Ему бы немного за полог небесный Взглянуть, и божественный отзвук продлить! А он восхваляет земли мир чудесный, А он по-земному желает любить…
Я буду здесь до самого конца. До часа икс. До главного сраженья — за то, чтоб больше не был нужен царь в чертогах — за Василием Блаженным. Я буду здесь, когда снега сойдут. Когда вокруг останется пустыня. И смерть, и жизнь лишь временный продукт, к нему в своём влечении остыну.
Я говорю на древнем языке, которому не нужно оправданий. От толстых книг до пламени ракет он до сих пор земной культуры данность. Открытия свои в него вложу, подобные тому, что мне достались. И Хаоса изведанная жуть отступит на расчётливую малость.
Мне ль выбирать устав родных пенат? Оспаривать их строгие сужденья? Они меня зовут и в рай, и в ад, а выбор, как всегда, несовершенен. И если мне назначено пропасть, я стану виноватее Иуды. А коль возвышусь — в том России власть — над самым тёмным, несказанно трудным.
Нигде и никогда не различать мне над собой иных планет-созвездий, чем те, что надо мной парят сейчас в необозримой искушённой бездне.
Дата: Среда, 2019-07-17, 2:47 PM | Сообщение # 409
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18867
Статус: Offline
Они живут, не возвратясь обратно...
Лев Гумилев
Они живут, не возвратясь обратно Туда, где смерть нашла их и взяла, Хоть в книгах полустерты и невнятны Их гневные, их страшные дела. Они живут, туманя древней кровью, Пролитой и истлевшею давно, Доверчивых потомков изголовья. Нас всех прядег судьбы веретено В один узор, но разговор столетий Звучит, как сердце в сердце у меня, Так я двусердый, я не встречу смерти,Живя в чужих словах чужого дня. Лев Никола́евич Гумилёв (18 сентября (1 октября) 1912, Санкт-Петербург — 15 июня 1992, там же) — советский и российский учёный, писатель и переводчик. Археолог, востоковед и географ[, историк, этнолог, философ.
Сын известных поэтов — Николая Гумилёва и Анны Ахматовой. В 1930—1940-е годы, осознавая влечение к исторической науке, сочинял стихи и прозу; на рубеже 1950—1960-х годов переводил поэзию с персидского языка. С 1931 года активно участвовал в геологических и археологических экспедициях (всего до 1967 года принял участие в 21 экспедиционном сезоне). В 1934 году поступил в Ленинградский государственный университет на только что восстановленный исторический факультет. Четырежды был арестован, причём в первый раз — в декабре 1933 года — через 9 дней отпущен без предъявления обвинения. В 1935 году подвергся второму аресту, но благодаря заступничеству многих деятелей литературы был отпущен на свободу и восстановлен в университете. В 1938 году подвергся третьему аресту и получил пять лет лагерей; заключение отбывал в Норильске. В 1944 году добровольцем вступил в ряды Красной армии, участвовал в Берлинской операции. После демобилизации окончил экстерном исторический факультет, в 1948 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук. В 1949 году вновь был арестован, обвинения были заимствованы из следственного дела 1935 года; был осуждён на 10 лет лагерей. Срок отбывал в Казахстане, на Алтае и в Сибири. В 1956 году после ХХ съезда КПСС освобождён и реабилитирован, несколько лет работал в Эрмитаже, с 1962 года до выхода на пенсию в 1987 году состоял в штате научно-исследовательского института при географическом факультете ЛГУ.
В 1961 году защитил диссертацию на соискание степени доктора исторических наук, в 1974 году защитил вторую докторскую диссертацию — по географии, но степень не была утверждена ВАК. Научное наследие включает 12 монографий и более 200 статей. В 1950—1960-х годах занимался археологическим исследованием Хазарии, историей хунну и древних тюрок, исторической географией, источниковедением. С 1960-х годов начал разработку собственной пассионарной теории этногенеза, с помощью которой он пытался объяснить закономерности исторического процесса. Крупным вкладом Гумилёва в науку считается теория периодического увлажнения центральной Евразии и популяризация истории кочевников. В исторических исследованиях Л. Н. Гумилёв придерживался идей, близких евразийству. Взгляды Гумилёва, выходившие далеко за рамки общепринятых научных представлений, вызывают споры и острые дискуссии среди историков, этнологов и др.
Ты говоришь мне: завтра. Завтра рок Играть иначе будет нами всеми. Во всех мирах грядушим правит Бог В его руке стремительное время. Он дал нам час, пьянящий как вино, Как дантов ритм неповторимый. Решись, иль мгла вползет в окно, А радость унесется мимо. https://u.to/banfFQ Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Дата: Вторник, 2019-10-22, 5:29 PM | Сообщение # 410
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
Словно джинн из бутыли морской На свободу летит мой стих, То чеканный, то колдовской, То аккордом, то странно тих… Где берёшь ты сюжеты, друг? У пчелы, ароматов моря, Становясь ими, но не вдруг, А законно, с законами споря, Нарушая привычный бег Мысли, чувства для… восхищенья, Чтобы в недрах сердечных рек Красота цвела - воскрешенья, Волшебство творила весна, Волновалась созревшая сила. Пробуждая природу от сна, Сказку в жизнь краса воплотила! Первослова сюжет - вот свет, Свет извечный нам звёзды дарят! Так счастливым живёт поэт, Даже если года его старят… 2018 Книгоиздательство
«…Когда я прохожу через свои воплощения в каждом возрасте и расе, Я делаю свои должные поклоны богам рынка. Вглядываясь сквозь благоговейные пальцы, я вижу, как они расцветают и падают, И Боги Заголовков Тетради, я замечаю, переживают их всех…» 1919 г.
Воплощаясь в веках и расах, Поклонялся я многим Богам, Видел взлёт их, паденье в массах, Но извечен Истины Храм.
Боги древние нас учили То водой, то огнём и мечом, Но в обмане мы их уличили И оставили за плечом.
Мерно движется мирозданье, Но хромает торговый Бог, Рвёт природные нити-знанья, Низвергая нас в ад, порок.
Боги рынка ложь сеют всюду, Умерщвляя мечты и творца, Обрекая нас жить вне чуда, В рабстве денег у подлеца.
Обещали – конец войнам скоро, Если мы им доверим себя, Безоружных нас продали воры В сети дьявола… «возлюбя».
Призывали любовью близких, А любились с соседской женой, Стыд утратили в мыслях низких, Породнились с своей виной.
Изобилие нам обещали, Грабя церковь Петра и Павла, «Много денег – много печали», И мы верили, это правда…
Боги рынка истлели в пепел - Не всё золото, что блестит, Мир по-прежнему великолепен В мире Бога, где дух гранит. 2019 Книгоиздательство
Дата: Суббота, 2020-03-21, 5:23 PM | Сообщение # 413
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
С Днём Поэзии, дорогие Друзья!
Поэтами становятся люди, чьи души открываются творчеству, а сердца духовному потоку. Поэты не только те, кто пишут стихи, но и все те, кто чувствует мир поэтическими образами и гармонией мысли одухотворённой.
Среди художников, музыкантов и философов можно увидеть поэтов, среди учёных, рабочих, программистов и самых обычных людей.
Если человек почувствовал в себе дыхание Космоса, сияние Творца - он настоящий поэт.
ЦитатаТанец ()
Боги рынка истлели в пепел - Не всё золото, что блестит, Мир по-прежнему великолепен В мире Бога, где дух гранит.
"...человеческая личность есть верховная ценность не потому, что она является носителем общеобязательного нравственного закона, как у Канта, а именно потому, что она есть Божья идея и Божий образ, носитель божественного начала жизни. Поэтому невозможно добром унижать и уничтожать человека. Нравственный акт человеческой личности имеет не только личное, но и общественное и даже космическое значение. От человеческой личности исходят нравственные излучения, распространяющиеся по миру. Но человеческая личность всегда остается огненным центром мира. Нравственная жизнь, субъектом которой является общество, есть уже жизнь охлажденная, жизнь нравов, обычаев, общественного мнения. Только личность есть подлинно творческое и пророческое начало в нравственной жизни, она выковывает новые ценности".
Дата: Воскресенье, 2022-07-10, 1:05 PM | Сообщение # 415
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
К ЛИТЕРАТУРНОЙ ПЕРЕПИСКЕ МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА И А. С. ПУШКИНА
Александр Пушкин
Любителям русской поэзии известен стихотворный ответ приснопамятного Московского святителя, митрополита Филарета А. С. Пушкину на его, по выражению самого Пушкина «скептические куплеты». Приведем тексты и попытаемся определить источники, послужившие для их написания. Вот что написал поэт:26 мая 1828Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум
Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский.
А вот ответ митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова): Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум, – И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум. Пушкин, продолжая тему, пишет своего рода исповедь:
В часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей. Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал.Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт. (В другой редакции:Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе серафима В священном ужасе поэт.)
19 января 1830 Первое стихотворение, побудившее владыку Филарета взяться за перо, было написано в 1828 году и помечено днем рождения поэта. Эта дата усугубляет тяжесть настроения, выраженного в стихотворении.. Кажется, именно эта тяжесть и подвигла чрезвычайно занятого митрополита, постоянного члена Святейшего Синода, протянуть «руку общения» (Гал. 2: 9) талантливому поэту в трудные минуты его жизни.1828 год был для А. С. Пушкина годом решения одного из тяжелейших вопросов его нравственной и творческой жизни и во многом определил общественную позицию Пушкина 30-х годов. Известно, что примерно с июня 1828 года, то есть почти сразу после дня рождения поэта, начинает работу комиссия по делу о «Гаврилиаде». Пушкин внешне с иронией, но внутренне тяжело переживал события этих дней. Его самого коснулось теперь то. что он писал двумя годами раньше в «Записке о народном воспитании»: «Должно обратить строгое внимание на рукописи, ходящие между воспитанниками. За найденную похабную рукопись положить тягчайшее наказание, за возмутительную – исключение из училища, но без дальнейшего гонения по службе: наказывать юношу или взрослого человека за вину отрока есть дело ужасное и, к несчастью, слишком у нас обыкновенное».
Возможно, что стихотворение «Дар напрасный…» родилось именно в тревожные для него дни, а дата, подчеркивающая тщетность его рождения и предназначения, поставлена в отчаянии. (Пушкин иногда ставил фиктивные, но значимые для него даты под своими произведениями.) Известно, что работа комиссии закончилась закрытием темы и прощением поэта, приуроченным – случайно или нет – к 19 октября того же года (дню лицейской годовщины). Под этим числом читаем у Пушкина:
Усердно помолившись Богу, Лицею прокричав ура, Прощайте, братцы: мне в дорогу, А вам в постель уже пора.
В самом деле, 19 октября датируется подорожная: поэт ехал в тверскую деревню Малинники.
Митрополит Филарет, отвечая на вопрос, зачем человеку дана жизнь и зачем она «на казнь осуждена», пишет: «Не без воли Бога тайной», то есть таинственной, сие совершается. Другими словами, Господь наш, желая «всем спастись и придти в познание (разум – в славянском тексте) истины» (1 Тим. 2: 4), по Своему милосердию наказывает человека, то есть ограничивает его возможности, которые человек использует для удовлетворения своих похотей (см.: Иак. 4: 1–5). Поэтому-то Господь наказывает человека, воспитывая его с отцовской строгостью (см.: Рим. 11: 22; Евр. 12: 1–29) и заботясь о нем как о сыне, чтобы человек не погиб и не подпал под суд вместе с погибающим в растлении, не верующим в своего Создателя миром (1 Кор. 11: 32). Святой апостол Павел, объясняя наши временные страдания здесь, на земле, пишет: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли такой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12: 7–11). В другом месте читаем: «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11: 31–32), ибо Бог посылает наказание, «чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12: 10). И воля Божия о нас, по словам апостола Павла, освящение наше, «чтобы мы воздерживались от блуда; чтобы каждый из нас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога» (1 Фес. 4: 3–5). Отвечая Пушкину, митрополит Филарет имел в виду, конечно же, эти строки Священного Писания, говоря о таинственной силе Божией, пресекающей греховный путь грешника и привлекающей его к участию в святости Бога.Что А. С. Пушкин в своей юности правильно понимал и чувствовал богообщение, митрополит, как тонкий психолог и педагог, мог заметить во время посещений лицея. У самого Пушкина в стихотворении «Безверие» (1817) читаем о том, что к неверующему в Бога «не простирается из-за пределов мира… мощная рука… с дарами мира», причем мира духовного (согласно старой орфографии, это слово – мир – и написано через и-восьмеричное). Как просвещенный человек и поэт, владыка Филарет, конечно, знал это стихотворение лицеиста, тем более, что оно было опубликовано В. Л. Пушкиным в «Трудах Общества любителей российской словесности Московского университета» (1818, ч. XII). В этом стихотворении есть и такие строки, обращенные к праведникам, считающим «мрачное безверие пороком»:
Смирите гордости жестокой исступленье: Имеет он права на наше снисхожденье, На слезы жалости; внемлите брата стон, Несчастный он злодей, собою страждет он.
Не потому ли взялся за перо владыка Филарет, исполняя свой долг архипастыря и учителя? Он, мудро руководя поэтом в поисках виновника его душевных и умственных терзаний, указывает ему: ведь ты сам писал некогда, что не имеющий общения с Богом и Творцом своим «страждет собою»:
Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал.
Зная, что юный Пушкин мог видеть «мощную руку» Божию, простирающуюся «из-за пределов мира с дарами мира» духовного, владыка Филарет так и напоминает ему о Боге: Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум… Участие столь знаменитого церковного и государственного деятеля не оставило поэта равнодушным. Узнав о стихотворении владыки от Е. М. Хитрово и еще не прочитав его, Пушкин пишет ей, что это «большая удача». Свое стихотворение «Дар напрасный…» здесь он называет «скептическими куплетами»: состояние души поэта в эту минуту понятно – острота ощущений, вызвавших «скептические куплеты», прошла. Полтора года миновало со времени их написания, и теперь нужно признать, что стихи рождены не разочарованием в жизни, а скептическим настроением. Существующее мнение о «ёрническом» тоне фразы в письме к Е. М. Хитрово вряд ли приемлемо. Слова поэта: «стихи христианина, русского епископа в ответ на скептические куплеты» (пер. с фр.) – свидетельствуют лишь о его терминологической точности. Даже если бы Пушкин не написал в ответ владыке своего прекрасного стихотворения, он знал, когда писал Хитрово, что его слова станут известны митрополиту.
Прочитав же стихотворное наставление владыки Филарета, поэт пишет с благодарностью: «Твоих речей благоуханных отраден чистый был елей». Он исповедует и признает, что иногда «бывало», своей лире с забавой ли или от праздности «вверял изнеженные звуки безумства (ср.: «Рече безумец в сердце своем: несть Бог». – Пс. 13: 1), лени и страстей».Думается, что отвечая на наставления архипастыря, и сам Пушкин вспонил свое юношеское «Безверие»:Во храм ли Вышнего с толпой он молча входит, Там умножает лишь тоску души соей, При пышном торжестве старинных алтарей, При гласе пастыря, при сладком хоров пене, Тревожится его безверия мученье.Ср. в ответе митрополиту Филарету:…твой голос величавый Меня внезапно поражал.Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей.Человек, не верующий в Бога, даже если и плачет, то…не те потоки слез лиются, Которы сладостны для страждущих очей И сердцу дороги свободою своей…И словно вспоминая о Держащем дланию весь мир и простирающем руку помощи верующим в Него, своего Создателя и Господа, Пушкин адресует митрополиту, как он выразился, «русскому епископу», слова:
И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты.
Эта строфа очень глубока и объемна по своему содержанию. Если Пушкин в самом деле использовал стихотворение «Безверие», то, возможно, эти слова обращены к Богу Вседержителю, простирающему мощную руку Свою с «дарами мира». Не потому ли ответ Филарету был оставлен без надписания, без заглавия, что контекст данного стихотворения гораздо шире? Если же эти слова – «и ныне с высоты» – относятся к владыке Филарету, то тем самым Пушкин, обращаясь к архипастырю, возносит епископский сан его на подобающую высоту, ибо, по учению Церкви, епископ олицетворяет образ Христа (см. послания святителя Игнатия Богоносца к ефесянам, гл. 3, 6 и к траллийцам, гл. 3: «на епископа должно смотреть, как на Самого Господа»; «все почитайте… епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви»). И по учению святого апостола Павла, «начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5: 17).Ответ митрополита Филарета есть напоминание о Боге и вразумление человеку, впадающему в грех отчаяния.
Еще одну параллель теме пушкинского ответа находим в Послании апостола Павла к галатам: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости… Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6: 1–2). Ср. у Пушкина:
И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты.
Именно этот фрагмент из послания апостола Павла всегда читается на литургии в дни памяти святого благоверного князя Александра Невского. Поэтому Пушкин слышал эти слова и в день своих именин, и присутствуя на торжественных литургиях и молебнах в день ангела императора Александра I. Его, как одухотворенного человека, не мог не интересовать вопрос: как можно «исполнить закон Христов»?И еще один момент. Человек, знакомый с православной гимнографией, обратит внимание на знакомое словосочетание: «с высоты… силой». 26 мая – день рождения поэта – иногда попадает в период празднования и попразднства Пятидесятницы – дня Святой Троицы. В одном из песнопений на этот двунадесятый праздник есть слова: «С высоты силою учеником, Христе, дондеже облечетеся рекл еси…» (ирмос 3-й песни канона). Пушкин чтил «обычи родной старины», в которые входило посещение храма по великим праздникам. Кроме того, известно, что он самостоятельно изучал Священное Писание. Таким образом, отвечая митрополиту Филарету и используя слова общего для них лексикона, Пушкин не только выражает благодарность за внимание к его духовным и душевным терзаниям, но и показывает, что он не чуждое чадо для Церкви Христовой.
Победа сил правды приходит В конце каждый раз - неизбежно, Усвоили правду народы, Верхи не смогли, как и прежде.
И гибнут мальчишки на поле, И кровь проливается густо... О, Боги, зачем эта доля? Зачем жизнь земная так грустна... Сказки - жемчуга мира Книги Семи Морей
Сообщение отредактировал Шахерезада - Четверг, 2022-09-22, 2:36 PM
Дата: Среда, 2022-12-14, 10:47 AM | Сообщение # 418
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3986
Статус: Offline
Посвящение Сент-Экзюпери
Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (1900, Лион, Франция — 1944) — французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.
*** Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Fran;ais: Voici mon secret. Il est tres simple: on ne voit bien qu’avec le coeur. L’essentiel est invisible pour les yeux.
English: This is my secret. It is only with the heart that one can see rightly; What is essential is invisible to the eye. ***
Антуан де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 в Лионе в семье провинциального дворянина. До 16 лет юный граф жил совершенно беззаботно, пока не умер его любимый брат Франсуа. А так как доход от семейного поместья после смерти отца был всё меньше, Антуан де Сент-Экзюпери отправился служить в авиационные войска Стратсбурга. В этом городе он встретил свою любовь - Луиз де Вильморен, которой сделал предложение. Луизе, конечно, нравилась роль невесты графа, но замуж она не спешила. Все кончилось, когда Антуан де Сент-Экзюпери, взявшийся без ведома начальства испытывать новый самолет, рухнул на землю через несколько минут после взлета. Он пролежал в больнице несколько месяцев, и за это время Луизе решила расстаться с ним. Вскоре Антуан де Сент-Экзюпери встретил свою, как он считал, настоящую любовь - Консуэлу Гомес Каррило. К этому времени он уже был знаменитым писателем. Но и эта женщина не принесла ему счастья и Антуан де Сент-Экзюпери отправился на войну, где был сбит немецким истрибителем 31 июля 1944 года.
Посвящение СЕНТ ЭКЗЮПЕРИ
Я ВЕРНУЛАСЬ
Я вернулась... и что же я вижу? Вкруг тельца золотого они Ходят слепо и смотрятся в жижу, Что под пленкой скрывает огни. Да не очень корыстны те люди, Жаль, что слишком утробой глупы, Жаль, что музыка их не разбудит, И неслышные звуки струны...
Тяжесть мыслей сокровищ сгибает Бесполезностью в мире людей. Антуан наши дни вспоминает, Шепчет в душу поэтов "Успей"...
Я как клятву его повторяю И терпенья у Бога молю. Как отдать то, что нам доверяют Души вечные - чувством - люблю?
Те, что с прошлых времён возвратились И с укором глядят на меня, Чувства Родиной чувств засветились: Так вне времени светит заря.
Я пред вами сегодня в ответе, И вернулась из ваших миров... Что же я вам отвечу? За этим Я пришла в мир под тайной Богов.
Те же люди, стремления те же. Вкруг тельца золотого они, Песнь не слыша, мечтая все реже, Не дают нам зажечь их огни…
Но когда мы едины и цельны, Мощь души светозарной растёт, Открываются звёздные двери, Отправляются души в полёт!
Дата: Четверг, 2023-01-19, 2:45 PM | Сообщение # 419
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3986
Статус: Offline
"Постучи кулачком — я открою..." Анна Андреевна Ахматова Постучи кулачком — я открою. Я тебе открывала всегда. Я теперь за высокой горою, За пустыней, за ветром и зноем, Но тебя не предам никогда... Твоего я не слышала стона. Хлеба ты у меня не просил. Принеси же мне ветку клёна Или просто травинок зелёных, Как ты прошлой весной приносил. Принеси же мне горсточку чистой, Нашей невской студёной воды, И с головки твоей золотистой Я кровавые смою следы. https://stihi-russkih-poetov.ru/poems....o]https