Дата: Четверг, 2016-03-10, 10:41 AM | Сообщение # 1
Строитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 3
Статус: Offline
В развитие темы - Школы XXI века Творчество в воспитании.
Школа и Университет Жизни. Академия Солнца.
Уроки тогда наиболее успешны, когда знаешь – чему хочешь научиться! К ЧЕМУ ВАША ДУША ЛЕЖИТ?
Вся наша жизнь есть суровая Школа, постоянное Учение и непрерывное Восхождение, ДЛЯ всех...
Даже само слово Школа – scale – похоже на скалу, и мы высекая ступени – поднимаемся на Вершину НОВЫХ ЗНАНИЙ!
Первые Ступени все проходят – это рождение, ясли, детсад, школа, но к сожалению далее уже не все – училище, консерватория, институт, университет, академия...
Ведь от самого человека, – от его воли и усердия, упорства и любознательности, зависит очень многое! Будет ли он до конца своей жизни учиться, совершенствуясь, впитывая всё новые и новые знания в себя, и тем самым восходить на новые вершины своего мастерства и знания или останется на месте, или ещё хуже загубит свои таланты и способности и дарования...
« Познавательность (Любознательность) есть особое Качество Сознания. Оно не зависит от рассудка; не зависит от окружающей среды; не зависит от школьного образования, – оно слагается в области СЕРДЦА. Человек, накопивший это КАЧЕСТВО, не может быть отрешён от познавания. Посредством психической энергии (и силой воли и интуиции) ОН найдёт возможность познавать даже среди самых отвратных обстоятельств. Особенно значительно наблюдать таких людей от малых лет. Они отличаются от окружающих их и как бы знают своё назначение. Иногда эти знания проявляются даже в неожиданных словах. Иногда сами действия ребёнка показывают, насколько ДУХ его ищет нечто определённое, но обычно не поняты такие стремления. Очень осмеяна священная особенность, зовущая к восхождению. Но в будущей эпохе (которая уже НАСТУПИЛА) именно такие особенные познаватели-исследователи будут оценены ».
Школа Жизни тем и жизненна, что учит человека (ученика в веках) прежде всего самостоятельности, независимости, стойкости, смелости, отваге, дерзновению, терпению, свободному творчеству, поэтому наш подопечный не пропадёт в бурлящих порогах жизни и только поднимется …
Учение каждый день идёт и не прерывается Учёба Наша. Ибо вся наша жизнь есть суровая школа Жизни, и уроки за уроками идут и выстраиваются испытания за испытанием в великие ступени для восхождения нашего Духа в Небесную Обитель...
Каждый день можно продвинуться дальше и выше, только нужно совершить усилие, сделать шаг, преодолеть ступень новую, взойти… Руками и ногами – таков наш закон ДВИЖЕНИЯ человека вперёд по лестнице жизни! Очищаясь Огнём, укрепляясь в Вере, просветляясь, озаряясь, устремляясь, возжигая новые Огни, – поднимемся … Удачи Вам в этом пути, друзья, братья и сёстры!
УНИВЕРСИТЕТ и Академия СОЛНЦА.
Сложно, трудно, непросто, нелегко, но всё равно мы можем вместе подумать, составить план воплощения ЕГО, а какой же в настоящем и будущем будет университет Солнца, институт ЧеловекоЗнания и идти по возможности к ним через дела и действия, с малого к большему...
Начать, конечно, нужно с яслей и со школы! Пока подумайте тоже и напишите мне!
1. Как Вы видите Их? 2. Работу в них?
Это задание Вам Моё! Работа должна быть совместной, коллективной (соборной).
Подсказка. Возможно, это будет семилучевое направление! РАДУГА. А после 12 и 24-гранник, ведь Алмаз сияет на Солнце, как бриллиант, потому что имеет много отточенных граней...
«Ой, Да дела, радость поёт неустанно, Наша взяла, правит кругом восиянно, Правит Великое, и Ясноликое, Сила Угодная, Воля свободная, Земля-землица в Солнце родится, … Бог на Руси и в Небеси, Дин, ди Ли дон, Дин ди ли Дон, воля Руси колокольна, взорно кругом, любо кругом, святому Духу привольно…
… По лучам спускаются огневые лесенки …» из песен белорусского баяна Олега Атаманова
Вот мой идеал Университета (кратко) – Институты, Кафедры, Лаборатории, Мастерские, Кузница, Кружки, Библиотека, Архив, Планетарий, Обсерватория, Дельфинарий, Оранжерея, Ботанический Сад, Сад Камней, Фонтаны-водопады, Выставочный Зал, Храмы Единства, Монастыри-школы, Колокольни, Звездокрылы-вездеходы, Струные дороги, Театры, Консерватория, при Университете школа, гимназия и лицей + ясли и школа осознанного родительства будущих отцов и мам...(скажу важное, в разных городах и районах мира это есть, порой разрознено и многое уже воплощено, но так важно соединить все это в единый организм и единую работу с друг с другом или в одном месте)
Не прообраз ли это Города Звенигорода и городов Солнц который уже строится на земле?! Лучи пока побежали... Подробнее свой более широкий взгляд на всё расскажу и дополню в Будущем и что уже есть! Пока терпеливо собираю материал и вы помогайте тоже!
3. Дорогие Друзья, так каким Вы видите наш Университет, нашу Академию Солнца? 4. Какие предметы должны вестись? Предлагайте! 5. Что бы вам хотелось узнать в первую очередь? 6. Какой опыт вам нужен и важен?
Напишите, друзья.
Жду ответов и советов ваших. В молчании и без запроса – не рождается Истина, без мольбы не выпросишь знания, без дерзания, без напряжения и порыва не откроется другой берег… Жду. Жду. Жду…Давно жду вас в пути. Я думаю, каждый может найти своё место в общем переустройстве Земли, важно хотеть и не бояться и идти смело в будущее в настоящем…
Главная ошибка многих, что вопросы и запросы жизни не сформулированы, между тем каждую минуту Могу спросить, и пропущенное не повторяется. Сказано:
"Не знаете ни дня, ни часа". Прошу заострить мысль, как стрелу. Учиться можно везде и без конца.
Когда Прошу: помогите строить Мою Страну, – не к скелетам Обращаюсь, но к живым творческим духам. Каждому назначается своё определённое место и роль. Символ открытых Глаз и СЕРДЦА так важен.
Дата: Четверг, 2016-03-10, 1:30 PM | Сообщение # 2
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18846
Статус: Offline
Светогор, приветствую новую солнечную тему! Еще раз поздравляю с прибытием на Галактический Ковчег.
Важная и многообещающая тема, благодарю вас!
Навстречу солнечным лучам душа стремится постоянно, Когда растет, когда ушам открыты истины в пеано... В той тишине оазис света и музы сфер Его секрета...
ЦитатаСветогор ()
Подробнее свой более широкий взгляд на всё расскажу и дополню в Будущем и что уже есть! Пока терпеливо собираю материал и вы помогайте тоже!
Мы тоже собираем материалы по теме. Вот уже десять лет работает наш виртуальный Галактический Университет.
В качестве вклада в развитие этого направления - Университет Жизни - примите уже построенный душой и сердцем каждого из участников, сохраняемый в Хранилище Самоцветов Град Солнца
Дата: Воскресенье, 2016-03-13, 2:38 PM | Сообщение # 3
Хранитель Ковчега
Группа: Администраторы
Сообщений: 545
Статус: Offline
Светогор, спасибо за тему! Прообразы школы Будущего уже существуют в нашем мире. и один из самых ярких примеров - школа Михаила Петровича Щетинина.
О феномене “Школа Щетинина” говорят как о состоявшемся удивительном чуде – русском чуде!
Полная противоположность основной массе учеников обычных общеобразовательных школ – воспитанники Щетинина. Там, в радостной, гармоничной атмосфере сотрудничества, где каждый ребёнок одновременно и ученик и учитель, происходит то, что со стороны может показаться чудом: ребята к 14-15 годам оканчивают курс средней школы, к 17-18 – получают 2-3 высших образования, сами пишут учебники, интегрированные, образовательные курсы, овладевают трудовыми специаль-ностями. Многие из этих 15-летних выпускников вузов, двадцатилетних аспирантов, учащихся щетининской школы – экономистов, педагогов, инженеров, архитекторов, молодых учёных – совершенно серьёзно говорят о скором их участии в государственной, политической и экономической жизни России. И порой чудом кажется их горячая и бескорыстная любовь к Родине.
О Методике Михаила Щетинина
Ребят, которые вырастают в атмосфере сотрудничества, можно описать так: все они умеют и любят думать, процедура думанья - ценность для них; все обладают дидактическими способностями: каждый может объяснить материал другому; все обладают организаторскими и коммуникативными способностями; все в той или иной степени ориентированы на людей; все способны к творчеству; все обладают чувством социальной ответственности. "Педагогика сотрудничества"
Идея школы Щетинина
Первое, что ошарашивает посетителей, - это уникальные корпуса и дома. Не может этого быть! Четыре года назад мальчишки и девчонки, ученики Щетинина, начали строить это маленькое государство в укромном месте, где были только лес и горы. Теперь там есть свой малый конференц-зал, хореографический зал, спортивная площадка, кухня-столовая, пекарня, цех по производству соевого молока и другой продукции, баня, столярные мастерские, скважины для забора воды, швейный цех. Страна на подъеме. Писать книги о школе жизни - трудное дело. Всякие попытки применить научные способы системности оказываются несостоятельными. Но если даже от Щетинина не останется потомству ни одна книга, то все равно, он открывает путь к восхождению педагогической мысли так же, как, не оставив ни одной книги, великий Витторио де Фельтре более чем 550 лет тому назад своей "Школой радости" дал импульс гуманной педагогической мысли; сила этого движения не иссякает до сегодняшних дней, не иссякнет и в будущем. Щетинин со своими мыслями и делами есть исключение в нашем нынешнем образовательном мире, и он же норма будущего. Говоря о Щетинине, разумеется, имею в виду тех, кто также творит свои образовательные вариации на тему педагогики любви, педагогики гуманизма, педагогики души и сердца.
Что же происходит в Школе Щетинина?
В школе Щетинина нет классов и одновозрастных групп детей. Здесь никто не скажет, в каком он классе. Нет здесь уроков в том смысле, в тех проявлениях, как они сложились в массовом сознании и практике, нет звонков на урок, нет тем уроков. Не ищите здесь обычные школьные программы и учебники, их тоже нет, таковыми становится что-то другое. Не ищите здесь педагогического коллектива со своими педсоветами и педагогическими объединениями, здесь каждый есть ученик в учителе, учитель в ученике. Не надо ходить по корпусам, чтобы взглянуть, как обустроены классные комнаты, кабинеты, считать количество компьютеров и тому подобное; вы не сможете восхититься всеми этими прелестями, которыми так кичатся обычные школы. Не смотрите на детей как на школьников, ибо среди них здесь учатся мыслить сердцем, решать умом, строить руками и всей жизнью.
Две недели поживи - и сделай выбор
Раньше здесь были только лес и горы. Теперь среди них возвышается новый конференц-зал, кухня-столовая, пекарня, столярные мастерские. Четыре года назад ученики Михаила Петровича Щетинина начали строить свое маленькое детское государство, далекое от суеты сегодняшнего дня. Здесь не учат любви к Родине, помощи людям, умению учиться. Все происходит как бы между прочим, просто проходит день за днем. И устремленность к цели, уважение к родовой памяти, отказ от злости, зависти, грубости становятся частью детской натуры. Потому что каждый волен сделать свой выбор - остаться или уехать, ибо нарушать основы общины нельзя. Существует мнение, что Щетинин отрывает своих воспитанников от всего остального мира и тем губит детские судьбы. Действительно, он отрывает их от насилия и злобы, но тут же устанавливает единство со всемирным сообществом, для которого любовь к Родине, нравственная и духовная чистота, утверждение человека являются высшими ценностями. Школа Щетинина - настоящая община в самом лучшем контексте этого понятия, в контексте российского исторического пути, российской социально-экономической и духовной культуры. Именно общинность жизни становится камнем преткновения для многих в познании школы Щетинина. Устремленность к цели, общие интересы и энтузиазм, преданность идеалам и любовь к ближнему, взаимоподдержка и взаимопомощь, высшая организованность, исключающая такие понятия, как нарушение дисциплины и правонарушение, возвышенное понимание чувства Родины, творческий, созидательный труд каждого, подчеркнутое уважение к родовой памяти, к предкам, к родителям, полный отход от дурных человеческих пристрастий - от курения и алкоголизма, от злости и тщеславия, от зависти и ненависти. И все это исключительно только на основе добровольного выбора каждого ученика. Здесь живут так: хочешь остаться - поживи сперва пару недель, сделай выбор, а потом решай окончательно. Ибо нарушать нравственно-духовные основы нельзя.
Иные наблюдатели приходят в ужас: как же эти молодые люди в дальнейшем смогут адаптироваться, перестраиваться, выживать в нашем злобном, некультурно-конкурентном, технократично устроенном обществе, если в них так много доверия, любви, чистоты; жалко детей - надо спасать их! Иные же делают ошеломляющий вывод: это секта, иначе почему они так преданы идеалам, духовно-нравственным ценностям, почему так любят своего предводителя, надо, чтобы всего этого не было, и тогда все будет в порядке! И никто из них не пытается понять, что учитель и ученики просто строят свой дом, в котором им очень хорошо жить вместе, потому что фундамент крепкий. И - никаких нравоучений
Первое основание, на котором держится щетининская педагогика, - нравственно-духовное развитие каждого. В этом залог веры в Бога и забота о Родине. Вера в Бога не афишируется, нет специальных занятий по религии. Она растворена в самой жизни. Здесь живут, любя и уважая друг друга, трудятся на общее благо, учатся, чтобы учить других, творят красоту, чтобы радоваться самим и доставлять радость другим. Нравственно-духовное развитие каждого есть результат самого образа жизни, а не нравоучений и показов. Примут в школу, скажем, какого-то сорванца, с которым не справилась целая группа наставников, - здесь он мигом становится сдержанным, а потом добрым и чутким, а дальше и добромыслящим, прекрасномыслящим. Кто его воспитывает и развивает? Как будто никто. Но в действительности все, так как каждый проявит в нему внимание, подарит любовь, поможет преуспеть во всех хороших делах. Что же этому сорванцу остается? Забыть сквернословие, погасить в себе зло, исполниться доверия. Вера в Бога особо проявляется в некоторых уникальных качествах мышления щетининцев: они любят природу, они верят в родовую память и зов предков в речи, в духовной культуре, в традициях; историю воспринимают не как мертвое прошлое, а как источник обретения истины.
В контексте духовности, историзма и родовой памяти зарождаются в сердцах молодых людей утонченное понимание патриотизма и любовь к Родине. Любовь к Родине есть не какое-нибудь абстрактное понятие, которое, может быть, станет реальностью при особых обстоятельствах, а что ни на есть конкретика. Начиная с заботы о благоустройстве той части Родины, которая доверена им, и завершая накоплением духовных и физических сил для защиты ее ценностей и просторов. Что получают дети от такой нравственно-духовной основы жизни? Глаза каждого молодого человека светятся, на лице у каждого - внутреннее спокойствие и созидательная радость. Им хорошо!
Сперва ты станешь учителем, потом - студентом и, наконец, учеником!
Еще одна основа - это устремленность к познанию. То, что в обычных школах называется учением, здесь можно обозначить только устремлением к познанию. Все, творимое в этой сфере, настолько необычно, что традиционная педагогика опровергает его с порога. Однако результаты действительно поразительные. Добровольно организованная разновозрастная группа "школьников" решает погрузиться на этот раз, скажем, в науку анатомия и физиология с основами цитологии и биохимии. В это самое время другая подобно же организованная группа может погрузиться в науку органическая химия. Приезжают ведущие специалисты, профессора из Шуйского и Армавирского (или из других) вузов. После выхода из погружения начинается период самоподготовки. Группа разбивается на подгруппы от двух до трех - пяти человек, к ним идут на помощь в качестве учителей и их помощников те, кто уже сдал зачеты по данной науке и защитил право быть учителем. У них уже заготовлены все наглядные материалы, схемы, им уже известны учебники и информационные источники. Маленькие группы находят укромные уголки в учебном и других корпусах и с завидным упорством и интересом усваивают знания в полном объеме, заодно, со своей стороны, тоже нарабатывают наглядные материалы, чтобы, получив право быть учителем для других, достойно справиться с делом. Быть учителем - право это святое, достойное. После того как в подгруппах завершится период самоподготовки, ребята идут на зачеты. Нам довелось быть на таких зачетах по физиологии и химии. Сидит перед нами 11-летний Максим и рассказывает о химических реакциях в крови, о системе кровообращения; задавайте мне все вопросы, просит он, и не успокаивается, пока не разъяснит нам как своим ученикам суть сложных физиологических процессов. Но вот что еще важно: говорит Максим о вопросах физиологии и цитологии, словно читает стихи, вроде как любуется тем, как мудро природа сотворила все в человеческом организме. Максим от специалистов получает зачет с высшим баллом. Также сдают Петр (9 лет), Сергей (16 лет), Ярослав (8 лет), Татьяна (12 лет), Елена (16 лет), Антон (10 лет)... И когда каждый из них станет учителем в подгруппах, он еще глубже освоит науку; помогая познавать другим, будет разъяснять себе физиологию в синтезе с химией. Потом опять придут профессора и примут экзамены на уровне вузовских программ. Вот так становится школьник студентом. Базовым вузовским образованием для всех считается исторический факультет. Далее любой может получить (и получает) второе и третье высшее образование. Много таких, которые учатся сразу в двух вузах, имеют два-три диплома. В Армавирском пединституте обучаются (студентами числятся) 134 человека, в Ростовском строительном университете - 34, а в архитектурном институте - 28, в Санкт-Петербургской академии физической культуры - 33. Всего студентами разных вузов являются 229 плюс к этому - 17 учатся в аспирантуре. Иностранные языки, биология, химия, математика, физика, география, культурология, психология, архитектура, строительство, физическая культура - таков набор специальностей будущих кандидатов, докторов наук, академиков...
Правило больших надежд
Самое главное основание щетининской школы - это утверждение прекрасного во всем: и в том, как чистится картошка и как укладывается кирпич за кирпичом, и в том, как танцевать и петь, что читать и как разговаривать с человеком. Третья образовательная основа - это труд, точнее, любовь к труду в любых проявлениях. Учащиеся и студенты с огромным энтузиазмом строят корпуса: они планируют их, составляют архитектурные проекты, ведут расчеты, грузят блоки и кирпичи, делают раствор, укладывают паркет, строят мосты через речку, прокладывают дороги, берут заказы на ремонт зданий, домов отдыха и санаториев, спешат помочь в совхозе собрать урожай, обрабатывают свою землю, пашут, сеют, обслуживают цехи и мастерские, дежурят и готовят вкуснейшие обеды, чистят картошку, держат в безупречной чистоте все помещения, двор. Каждый из них чистый и опрятный, любит выглядеть элегантно, а когда особые дни, праздники, парни надевают казачью форму, все они - казаки. Ребята не учатся здесь труду, нет уроков технологии и домашнего труда. Парни и девчата трудятся, и само по себе происходит так, что все всё знают и умеют. Труд здесь имеет ту особенность, что его доверяют без ограничения возраста. Если бы вы, читатель, видели, как уложен паркет руками 6-8-летних детей, как он обрисован утонченной фантазией 8-10-летних девочек, вы бы, наверное, воскликнули: "Уму не постижимо!" Труд, в основе которого лежит осознанная устремленность к благу, к утверждению красоты, к самовыражению, способен породить чудеса. Но самое главное чудо будет заключаться в том, как алмаз превращается в бриллиант: как каждый ребенок, каждый молодой человек становится одухотворенным, нравственным, с добрым нравом и характером, приобретает чувство собственного достоинства и равноправия. "Как вам сыр?" "Прекрасно. Очень вкусно!" - говорят гости. "Это наш сыр, соевый, а молоко нашей соевой коровы" - но как это было сказано: "наш сыр", "наша соевая корова", "торт испекли сами", "мост построили мы", "это наш генератор, запустим через месяц, мощность - хватит на весь поселок". Говорили обо всем этом знаете как? С чувством достоинства и радости, что они могут поделиться всеми своими благами с вами.
Четвертое образовательное основание - это чувство прекрасного, утверждение прекрасного во всем: и в том, как чистится картошка и подается на блюде, и в том, как укладывается кирпич за кирпичом, чтобы получился дворец, и в том, как разрисовываются стены помещения, чтобы каждому было уютно и хорошо, и в том, как танцевать и петь, что читать, как разговаривать с человеком. И в мыслях, и в деяниях все подчиняется законам красоты, одухотворенности. Об этом скажет вам каждый кирпич, на котором нарисована то ли бабочка, то ли лепесток, то ли облачко - что-то неповторимое, ибо кирпичи тоже как живые существа и стены как живые существа: на них весь духовный мир жителей этого гостеприимного дома; и полы, которые предельно чисты, сами заставляют тебя ходить по ним осторожно. Тишина и спокойствие - тоже как сущность, которая творит общий дух умиротворения, творчества и полета. Давайте поймем, что детская непосредственность есть путь самопознания взрослых. Через детское творчество мы можем постичь непорочность прекрасного, его божественность. Великим художником становится тот, в ком чудом уцелела детская наивность. Дети не могут заниматься мазней, но тысяча взрослых сплошь и рядом заняты ею, порождая оскорбляющую и унижающую человеческое достоинство грязь словом, краской, звуками, и, к стыду нашему, многие воспринимают ее как искусство. Если кому-то показалось, что дети так и погружены в науки, как водолаз в океан, и не вылезают оттуда без открытия клада, хочется поправить такое впечатление. В течение дня дети вылезают из своих погружений и самоподготовки, чтобы петь, танцевать, заниматься рукопашным боем. Собирается хор (поют все - и дети, и взрослые) русской народной песни, ансамбль танца (танцуют тоже все) - поют и танцуют с осознанием родовой памяти, потому и песни, и танцы особо выразительны, а исполнение доводится до профессионализма. По вечерам происходит еще одно событие: каждый волен провести вечер по-своему, но вот соберутся человек пятнадцать и молчаливо заглядывают в кабинет Михаила Петровича. "Не спится? Песню? Ну заходите!" - и загадочный Михаил Петрович берет свой баян и поет вместе с ними. Но иногда бывает еще другое, когда умолкают все, кроме баяна. Михаил Петрович, улыбнувшись кому-либо из присутствующих, начнет прямо на ходу сочинять о нем балладу и под баян тихо напевать ее. Смотрит в глаза человеку и поет балладу: о том, сколько в нем мужества и преданности, сколько любви и таланта; о том, как он красив и обаятелен; как без него было бы всем нам пусто и так далее. Что в это время переживает тот маленький или взрослый, девочка или мальчик, ученик или учитель? Возложи на человека большие надежды, и он достигнет большого - этот закон Марка Фабия Квинтилиана, открытый им две тысячи лет тому назад, творит чудо в образовательном пространстве моего друга.
Пятое образовательное основание - это мощная физическая подготовка каждого: маленького и взрослого, ученика и учителя, девочек и мальчиков. Хотя понятие "физическая подготовка" умаляет значимость и содержание того, что происходит в школе Щетинина. Работа эта происходит на основе русского рукопашного боя, который пронизан особой философией и эстетикой. Философия такова: владение русским рукопашным боем нужно только с целью самообороны и самозащиты. Важно не поразить нападающего, а своей внутренней силой помочь ему снять агрессию, озлобленность; если это не удастся, то применять искусство рукопашного боя до той поры, пока нападающий не поймет, что нет хода его намерениям, то есть не добить его, а приостановить развитие его злости. Занятия по рукопашному бою представляют собой зрелище, достойное удивления: ловкость, мгновенность, неожиданность, точность, изящество, пощада. Если где-то в аристократических школах, в школах для богатых учат подростков карате или подобным видам борьбы, чтобы развить мускулатуру, стать крепким и здоровым и бесстрашно ходить по улицам, уметь постоять за свою собственность, то в школе Щетинина учат тому, что владение способами русского рукопашного боя нужно только для защиты слабых, для защиты Родины. Никто из школы Щетинина никогда не воспользуется своими высокими умениями рукопашного боя, чтобы мгновенно сбить с ног ради наживы, ради корыстных целей.
Материал из статьи Шалва АМОНАШВИЛИ "Первое сентября" 31 июля 1999
Дата: Четверг, 2016-03-31, 4:10 PM | Сообщение # 4
Советник Хранителя
Группа: Проверенные
Сообщений: 205
Статус: Offline
ЦитатаСветогор ()
Подробнее свой более широкий взгляд на всё расскажу и дополню в Будущем и что уже есть! Пока терпеливо собираю материал и вы помогайте тоже!
Позитивные примеры Школы будущего вдохновляют, спасибо. А что происходит в современных школах России сейчас?
Читаю дискуссию на авторской странице одного из участников:
Учат в школе, учат в школе, учат в школе Андрей Староверов
Давным-давно понял, что современные либералы, захватившие власть в России в 90- годы, уничтожив промышленность, армию, науку, вплотную занялись детишками нашими, занялись школьным и дошкольным образованием. При этом, конечно они не учат, тем более не учат думать и не формируют творческую светлую личность, а прежде всего внедряют определённые стереотипы мышления, фактически разрушая систему мышления. Целые институты разрабатывают задачки для детишек где в условии задачи описывается извращённые отношения между людьми, которые должны приняться как данность и дети и взрослые – учителя и родители, а затем уже решать математическую задачку. Типа у Маши было 3 яблока, а у Лизы 2, Маша обманула Лизу и у неё стало на два яблока больше чем у Лизы. Сколько яблок получила Маша у Лизы? Ну, в общем, внедряют извращённую человеческую логику. Сами-то они – извращенцы, причём конченые и даже этого не скрывают. Так министр “образования” эрэФии Фурсенко (сегодня уже бывший, а новый ещё “лучше”): "Недостаток коммунистического образования в том, что они воспитывали созидателей, а мы должны воспитывать грамотного потребителя...". Вот тут опять столкнулся с проблемой, приходит жена и говорит, что наш сын, ученик 3 класса вдруг опять затупил и нем может ответить на простейший вопрос. Задача: В городе 87 библиотек и 24 театра. Что будет означать выражение 87 - 24? В деревне 19 домов, в городе в 4 раза больше. Что обозначает выражение 19х4 - 19? Ну, никак ему не понять, что это насколько библиотек больше чем театров и насколько в городе домов больше, чем в деревне. Сосчитать может, а назвать, что означает полученный результат – нет. Причём они давно решают подобные задачи и он уже отвечал, что означают подобные выражения, а тут опять тупит.
Рецензия. Верно. Безобразие. С вами согласен полностью. Что предложите для успокоения? Как учить читать и считать ребёнка и его учительницу? В своё время был учредителем общеобразовательной альтернативной (!) школы. И знаете, какой вопрос появился у меня? Имею ли я право делать из учеников белых ворон потому, что они и их родители этого не понимают? Мне никто не разрешит от начала до конца привить им тот образ, который я считаю правильным, а им нужно будет жить в сообществе с "2756 фонарными столбами и одним педагогическим вузом". Это я к тому, что мало обличать систему, вероятно, нужно думать, как изменить её. А изменить хорошо отлаженную машину, сокрушающую психику человека сложно, хотя возможно. Как там в Библии говорится: "Сильных изгоняют не силою". В этом и надежда.
Дата: Вторник, 2016-06-21, 3:10 PM | Сообщение # 5
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7638
Статус: Offline
В школах нужно преподавать простые истины гармоничной и радостной познанием жизни, основой брать реальные судьбы людей мудрых и благородных.
Торжественно плывет к закату солнце, И тонет в синедонных облаках Души, как в заколдованном колодце, Чтоб утром мир приветствовать в шелках Зари волшебной - мудрости сердечной, Подаренной Сенекою векам! Не увлекись приманками беспечно, Беги за солнцем... по златым строкам.
***
Ограничься в вещах, приучайся желать То, чего у тебя никому не отнять!
ЛУЦИЙ СЕНЕКА (4 до н. э. - 65 н. э.)
Сенека Луций Анней (Младший) родился около 4 г. до н. э. в Кордубе (ныне Кордова, Испания) в семье философа Сенеки Старшего. Став взрослым, приехал в Рим и включился в активную политическую деятельность, умудряясь изучать параллельно философию и литературу. Будучи избранным в сенат, стал признанным лидером оппозиции, решительно и последовательно выступал против деспотизма Тиберия, Калигулы, Клавдия I и особенно Нерона. При Клавдии I Сенека был изгнан из Рима. Находился в ссылке восемь лет.
Вернувшись в Рим, с 49 по 54 г. состоял при будущем императоре Нероне воспитателем, что позволило ему с 54 г. — даты вступления его воспитанника на трон — стать одним из руководителей внутренней и внешней политики государстве. По философским взглядом Сенека был близок к стоицизму. Своим идеалом считал мудреца духовно независимого, в том числе и от людских страстей, являющего собой пример для подражания.
Известно, что его перу принадлежат 12 небольших трактатов, в том числе важнейшие из них «О провидении», «О гневе», «О спокойствии духа», «О твердости мудреца», а также три больших трактата: «О милосердии», «О благодеяниях», «Естественноисторические вопросы». Сенека написал девять трагедий на мифологические сюжеты, среди которых известны всему миру «Эдип», «Медея», «Федра», «Агамемнон». Эти произведения оказали большое влияние на европейскую драматургию XVI—XVIII вв. В 65 г., верный своим принципам, Сенека стал участником дворцового заговора против полубезумного Нерона, который возглавил сенатор Пизоном. Заговор был раскрыт, а его главные участники преданы смерти. Сенеке Нерон лично повелел покончить с собою, и Сенека без колебаний исполнил приказ.
Удержишь штурвал свой надежно в руках, Удержишь сегодняшний день от растраты, - Уменьшишь зависимость, беды и крах Минуют тебя, и тоскливости враты.
((()))
Копи жизни время, не трать понапрасну, Его отнимают, но ты сохраняй Для жизни души, пусть свободно и ясно Живет. Если ж нет, на себя и пеняй. А станешь откладывать, - жизнь и промчится, Едва ли успеешь понять, жил зачем?
Как зерна минутки сбирай, по крупицам. Иначе уйдешь ты из жизни ни с чем.
((()))
Все в долг нам даруется, Время лишь - наше! Но тратим порой на безделье его, - Сокровище жизни, с пустою поклажей Приходим, когда уже все решено...
((()))
Не думай, что смерть впереди поджидает, Она позади, - каждый прожитый год Ей отдан на милость, но тот побеждает, Кто ищет в себе мысли зоркой восход.
Дата: Пятница, 2023-03-03, 12:39 PM | Сообщение # 7
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3986
Статус: Offline
Как устроен мир. Часть VI. Вибрации
Поговорим о природе вещей, об энергетических флюктуациях и квантовой теории, герметической философии и индуизме. О смерти и возникновении Вселенной. Много текста, формул и картинок.
В блоге многократно указывалась вибрационно-волновая система построения мира, но детально этот процесс не рассматривался, что вызвало много споров. Об этом и поговорим в этот раз.
Согласно индуистской философии мир состоит из ряда элементов эфир-воздух-огонь-вода-земля, распределенных по уровню плотности, либо наоборот, «тонкости» вещества (подробней теория элементов рассматривается здесь). Из данной философии следует, что вакуума в природе не существует, все заполнено эфиром, то есть самой «тонкой» формой вещества либо просто электромагнитным полем, в котором происходит передача энергии волновым характером. Эта точка зрения перекликается с современной квантовой теорией, которая в отличие от физики классической не предполагает возможность наличия абсолютно пустого пространства.
В классической физике используется понятие о пустом пространстве, то есть о некоторой пространственной области, в которой отсутствуют частицы и поле. Такое пустое пространство можно считать синонимом вакуума классической физики. Вакуум в квантовой теории определяется как наинизшее энергетическое состояние, в котором отсутствуют все реальные частицы. При этом оказывается, что это состояние не есть состояние без поля. Небытие как отсутствие и частиц и поля невозможно. В вакууме происходят физические процессы с участием уже не реальных, а короткоживущих (виртуальных) квантов поля. В вакууме равны нулю только средние значения физических величин: напряженностей полей, числа электронов и т.д. Сами же эти величины непрерывно флуктуируют (колеблются) около этих средних значений. Причиной флуктуаций является квантово-механическое соотношение неопределенностей, согласно которому неопределенность в значении энергии тем больше, чем меньше время ее измерения [принцип неопределенности, выраженный через постоянную Планкаħ и указывающий на невозможность точного определения энергии квантовой системы за ограниченный интервал времени, аналогично выраженному принципу неопределенности Гейзенберга, указывающем на невозможность определить импульс частицы одновременно с ее координатами в пространстве]:
Поскольку энергия поля непосредственно определяется его напряженностью, принцип неопределенности ведет к тому, что в какой-то области пространства напряженность поля на очень короткое время может стать отличной от своего фиксированного классического значения. Такие мигания поля и называют квантовыми флуктуациями. Величина флуктуаций тем больше, чем меньше ее пространственные размеры и время существования. Наличие квантовых флуктуаций в вакууме приводит к тому, что вакуум больше не является пустым пространством, каким он был в классической теории. Например, в квантовой электродинамике вакуум мигает появляющимися полями, кипит рождающимися на короткое время электрон-позитронными парами. Такие поля и частицы принято называть виртуальными. Свойства квантового вакуума в результате радикально отличаются от свойств пустого пространства. [А. П. Мартыненко. «Вакуум в современной квантовой теории». Соросовский образовательный журнал, том 7, №5, 2001]
Таким образом, согласно квантовой теории, не существует не только действительного вакуума, но сам эфир состоит из флюктуирующих (вибрирующих) элементарных частиц, называемых также виртуальными. Но о каких частицах идет речь? Что именно вибрирует, колеблется, под воздействием напряженности поля?
Весь мир вокруг нас состоит из атомов, а они состоят из субатомных или элементарных частиц. Атом состоит из ядра и вращающихся вокруг него электронов. Атомное ядро состоит из нейтронов – нейтральных частиц, и протонов – положительно заряженных частиц. Вместе эти частицы называются нуклонами. Нуклоны состоят из кварков, коих на данный момент известно 6 видов (ароматов). Подробнее об этом можно почитать здесь.
Виды кварков соотнесены с 6-ю разными квантовыми спинами.
Спином называется собственный момент импульса элементарных частиц, имеющий квантовую природу и не связанный с перемещением частицы как целого. Спин измеряется в единицах приведенной постоянной Планка, называемой также постоянной Дирака – ħJ. Здесь J – характеристика каждого вида элементарной частицы, определяемой либо как целое или полуцелое положительное число (спиновое квантовое число). Постоянная Планка здесь введена не случайно, так как мы возвращаемся здесь к принципу неопределенности Гейзенберга, что импульс и положение частицы невозможно определить одновременно. Этот очень важный принцип, к которому мы будем возвращаться периодически.
Всего в материи различают 12 видов квантовых спинов, 6-ть из которых относятся к кваркам, а еще 6 к лептонам. Одним из видов лептонов как раз и является электрон. Разный состав кварков и лептонов в частицах и определяет их свойства, что определяет в итоге свойства атома. Этот состав не является стабильным и может зависеть, например, от скорости движения протонов. Подробнее об этом можно почитать здесь.
Лептоны (включая электроны) и кварки считаются базовыми составляющими материи и вместе называются фермионами. Фермионы определяются как субатомные частицы с нецелым спином J=1/2. Однако в квантовой теории существует второй вид субатомных частиц – бозоны, через которые определяют виды взаимодействия и способ передачи энергии между фермионами. Бозоны, это короткоживущие частицы с целым спином, равным 1 либо 2. Из-за весьма короткого периода существования их еще называют виртуальными. Иногда субатомные бозоны называют калибровочными, а фермионы фундаментальными частицами.
Бозоны по сути являются квантами взаимодействий, используемыми для описания видов взаимодействий посредством деления (квантования) их на элементарные частицы и описания характера взаимодействия через поведение этих частиц. Виды бозонов – квант взаимодействий – распределены по видам этих взаимодействий между фермионами (перечислены в порядке убывания интенсивности):
Фундаментальные частицы — элементарные кирпичики устройства нашего мира. Изображение с сайта 21mm.ru
Сильное взаимодействие, определяющее связь кварков в нуклонах и в итоге связь нуклонов в ядре атома. Наибольшее расстояние, на котором проявляется сильное взаимодействие (радиус действия), составляет примерно 10-15 м, то есть не больше размера ядра атома. Бозоны, через которые определяют этот тип взаимодействия называют глюонами. Время жизни глюона принято равным примерно 10-23 сек. Глюоны считаются безмассовыми частицами, их спин J=1. Глюоны часто рисуют как некоторое облако сил, удерживающих кварки вместе.
Электромагнитное взаимодействие, в котором участвуют все виды заряженных частиц. Такое взаимодействие описывается через бозоны, называемые фотонами. Радиус электромагнитного взаимодействия в общем никак не ограничен, что серьезно отличает этот вид взаимодействия от сильного и слабого. Время жизни фотона 10-20 – 10-16 сек, побольше, чем у глюонов. Чем медленнее происходит реакция взаимодействия, тем меньше высвобождается энергии при расщеплении бозонов. То есть, чем дольше реакция, тем слабее взаимодействие. Фотон считается безмассовой частицей, но самой распространенной. Так на один нуклон приходится около 20 миллиардов фотонов. Спин фотона J=1. Введение понятия «фотон» в свое время позволило совершить существенный прорыв в науке, что привело, например, к созданию лазера.
Слабое взаимодействие, определяющее процессы радиоактивного распада (бета-распада) атомных ядер, а также распада элементарных частиц. Оно проявляется на расстояниях, значительно меньших размера ядра атома, и равных примерно 2*10-18 м (размер атома, как мы говорили примерно 10-15 м). В слабом взаимодействии участвуют все фермионы, а интенсивность этого взаимодействия значительно слабее электромагнитного. Квантами слабого взаимодействия являются наиболее массивные из бозонов частицы – W- и Z-бозоны. Z-бозон имеет нулевой электрический заряд, W-бозоны имеют положительный и отрицательный заряды. Спины данных бозонов J=1. Время жизни бозонов данного типа более 10-12 сек. Слабое взаимодействие и также называют слабым электромагнитным либо электрослабым взаимодействием (Ш. Глэшоу, А. Салам, С. Вайнберг), указывая на родственность этих типов взаимодействий.
Гравитационное взаимодействие, наиболее слабое взаимодействие, осуществляемое между всеми частицами вне зависимости от их электрического заряда. Мерой квантования гравитационного взаимодействия является гравитон, имеющий иной по сравнению с остальными бозонами спин J=2. Время жизни гравитонов не установлено. Интенсивность гравитационного взаимодействия значительно ниже остальных видов, например, отношение силы гравитационного взаимодействия между двумя протонами к силе электростатического взаимодействия между ними равно 10-36. Это наименее изученный на сегодня вид взаимодействия и основные открытия в области гравитации нас еще ждут впереди.
На примере открытия электрослабого взаимодействия можно сказать, что ученые догадываются о том, что тип взаимодействия на самом деле существует только один. Четыре вида взаимодействия, квантуемые на большое количество бозонов разного вида, есть деление (квантование) различных проявлений одной и той же энергии по условиям и последствиям (импульс, электрический заряд, время проявления, радиус действия, последствия и пр.). Математическая и физическая абстракция. Недаром указанные частицы иногда называют виртуальными, это доступный нам сегодня способ описания и только. Мы еще вернемся к этому вопросу позже.
Подытожим, что материя состоит из составляющих ее частиц – фермионов (кварков и лептонов), и частиц, определяющих взаимодействие фермионов между собой – бозонов (глюонов, фотонов и пр.). Такой подход в квантовой физике, называется стандартной моделью. Она не полностью подтверждена экспериментально, и работа над ее развитием активно продолжается в настоящий момент. Стоит сказать, что стандартная модель имеет свои ограничения и, например, не может объяснить постоянное расширение Вселенной (что в итоге привело к появлению теории «темной» материи), а также многие другие наблюдаемые эффекты. Однако за неимением другой столь проработанной теории на сегодня, будем опираться на эту.
Дополнительно скажем пару слов о теории относительности Эйнштейна, в которой он указал в частности, что масса тела является мерой, содержащейся в нем энергии, то есть энергии покоя E0, исчисляемой согласно известной формуле:
По сравнению с этой энергией, энергия кинетическая, то есть энергия движения тела как целого, исчисляемая по формуле Ньютона: ,
несравненно ниже энергии покоя, так как скорость наблюдаемых нами тел значительно ниже скорости света. Скорость света же характеризует скорость распространения электромагнитных волн, указанных в стандартной модели в качестве одного из видов взаимодействия, реализуемого посредством фотонов.
В итоге нашедшим в себе силы дочитать до этой точки в статье сделаем подарок в виде промежуточных выводов:
твердых тел и массы на самом деле не существует, все состоит из элементарных безмассовых колеблющихся частиц, отличающихся вложенным в них энергетическим импульсом (квантовым спином), определяющим степень и характер влияния частиц друг на друга (именно такие частицы в прошлых статьях блога назывались «сгустками энергии», также «сгустком» называлось явление суперпозиции (наложения) энергетических колебаний, приводящих к появлению структур, которые мы называем «твердыми телами»);
на уровне размерности элементарных частиц невозможно определить их местоположение в пространстве одновременно с уровнем заложенной в них энергии (импульсом или квантовым спином) (принцип неопределенности, к которому мы вернемся чуть позже);
все виды взаимодействий и квантование этих видов на элементарные частицы, только способ описания различных симптомов проявления одной и той же энергии, разница только в амплитудах и частоте (длины волны) колебаний этой энергии – видах флюктуаций (возмущений);
с помощью наших органов чувств мы можем «увидеть» явление суперпозиции колебаний энергии только на уровне нашей размерности (колебание молекул и атомов, например, мы таким образом увидеть не можем), что существенно ограничивает нас в возможностях «чувственного» познания мира (об этом была подробная статья).
Дата: Суббота, 2023-03-04, 12:26 PM | Сообщение # 8
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
ЦитатаШахерезада ()
твердых тел и массы на самом деле не существует, все состоит из элементарных безмассовых колеблющихся частиц, отличающихся вложенным в них энергетическим импульсом (квантовым спином), определяющим степень и характер влияния частиц друг на друга (именно такие частицы в прошлых статьях блога назывались «сгустками энергии», также «сгустком» называлось явление суперпозиции (наложения) энергетических колебаний, приводящих к появлению структур, которые мы называем «твердыми телами»);
Слепки лун опадут старой кожей С муляжа неба над головой. И в просвете, на солнце похожий, Лик проявится вечно живой. Станут люди смотреть с предыханьем Со всех мест на Его красоту. На Того, кто фантомы посланий Душам шлёт по спирали витку. Мы, фрагменты мозаики жизни, Соберёмся когда-нибудь вновь У подножья божественных зорь, И услышим дыхание истин…. небесный странник
Сообщение отредактировал Натья - Суббота, 2023-03-04, 12:27 PM
Дата: Вторник, 2023-03-07, 3:37 PM | Сообщение # 9
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
ЦитатаБелоснежка ()
В школах нужно преподавать простые истины гармоничной и радостной познанием жизни
На листьях капли света...вышит день Узорами и музыкой для флейты, И прыгают под дождик со скамейки Зайчата в лужи, в преломлении лучей. Заглянешь за пределы городов, Трамваи где по рельсам убегают - Туда, где взрослые до вечера играют На крыльях детства в облаках придуманных миров...
И...станешь прежней девочкой, Катаясь по вселенной на трамвае... До возвращения на Землю холодов... небесный странник
Теперь тебе не до стихов, О слово русское, родное! Созрела жатва, жнец готов, Настало время неземное… Ложь воплотилася в булат; Каким-то божьим попущеньем Не целый мир, но целый ад Тебе грозит ниспроверженьем… Все богохульные умы, Все богомерзкие народы Со дна воздвиглись царства тьмы Во имя света и свободы! Тебе они готовят плен, Тебе пророчат посрамленье, — Ты — лучших, будущих времен Глагол, и жизнь, и просвещенье! О, в этом испытанье строгом, В последней, в роковой борьбе, Не измени же ты себе И оправдайся перед Богом…
Дата: Вторник, 2024-01-23, 1:28 PM | Сообщение # 11
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18846
Статус: Offline
Краткий обзор ведической литературы
Объем Вед для нашей эпохи
Тот объем Вед, который был записан для современного человечества, соответствует современным возможностям живых существ познавать истину. Согласно ведическим описаниям, на планетах богов объем Рамаяны, Махабхараты и других Вед гораздо больше, чем писания, оставленные нам. Но даже тот объем, который имеется сегодня, поистине безграничен – это сотни тысяч санскритских текстов. Далее мы бы хотели бы сделать краткий обзор основных разделов ведической литературы
Шрути, смрити и ньяя - услышанное, запомненное, выведенное логически
Традиционной является деление ведических писаний на три группы: Шрути, Смрити и Ньяя
Шрути
Шрути означает «то, что постигают путём слушания»
Четыре Веды: мантры и обряды.
Прежде всего, к шрути относят четыре Веды. Слово Веды в широком смысле означает «вся совокупность ведических писаний». Однако в узком смысле Веды – это четыре сборника мантр и гимнов различным божествам (Вишну, Индре, Агни, Рудре, Варуне), а также описания обрядов, предназначенных для контроля за природными стихиями и достижения иных материальных целей. Первоначально существовала одна Веда, «Йаджур-веда», и она передавалась изустно, от учителя к ученику. Когда мудрец Вйасадев записал Веды для людей этого века, Кали-йуги, он разделил единую Веду на четыре части по видам жертвоприношений:
-«Риг-веда» (Веда прославлений),
-«Сама-веда» (Веда песнопений),
-«Йаджур-веда» (Веда жертвоприношений)
-Атхарва-веда (Веда заклинаний)
В наше время значительная часть мантр четырех Вед не действует или действует лишь частично. Причина в том, что люди не обладают достаточной концентрацией и чистотой сознания для произношения ведических мантр.
Обычно в упаведах изложены общие принципы той или иной прикладной науки. Подробное знание соответствующих дисциплин хранится в конкретных школах, которые веками хранят и дополняют его.
Упанишады - беседы с мудрецами
К категории шрути относятся также Упанишады – философские беседы. Упанишады означает «знания, получаемое от духовного учителя» (Дословно «упа-ни-шад» означает «сидеть внизу рядом», «сидеть у стоп учителя»). Существует множество классических мантр Упанишад. «Мундака-упанишада», (1.3) призывает: «йасмин гьяте сарввам идам вигьятам бхавати / йасмин прапте сарвам идам праптам бхавати»): «Постигни то, постижением чего постигается все, / достигни того, после чего не нужно что-либо достигать». Известна также мантра из Брихадараянька Упанишады (1.3.28), обращенная к духовному учителю: «асатома сад гамайа / тамасо ма джйотир гамайа / мритьор ма амрита гамайа»: «веди меня из иллюзии в реальность, от тьмы к свету, от смерти к бессмертию». Артур Шопенгауэр, крупный немецкий философ и писатель писал: «В целом мире нет учения, настолько благотворного и возвышающего, как учение Упанишад».
Смрити
Следующий раздел ведического знания – это смрити («то, что надо запомнить»; традиция, или то, что воспроизводится по памяти; то, что было осознано мудрецами, пропущено через себя, понято и объяснено). К смрити относят итихасы и пураны
Итихасы – эпические поэмы
Итихасы - эпические поэмы, которые представляют собой историю древней ведической цивилизации в различные эпохи. Дословно «ити-хаса» означает «то, что было». К итихасам относят «Рамаяну», которую называют ади-кавьей («первой поэмой»), и «Махабхарату». Автором «Рамаяны» является мудрец Валмики, а автором Махабхарты - составитель Вед, Вьясадев. Согласно заключениям современных ученых, эти произведения являются крупнейшими эпическими поэмами на Земле.
«Бхагавад-гита» - Песнь Абсолюта
Особое место в ведической литературе занимает «Бхагават-гита» - центральная часть «Махабхараты». Это первое в истории человечества «интервью с Богом», диалог аватара Кришны с его другом Арджуной перед битвой на поле Курукшетра. В «Бхагавад-гите» изложена суть философии Вед и она является основополагающим Писанием восточной духовности. Ее можно также назвать «энциклопедией йоги». Лев Толстой писал: «Я твердо верю в основной принцип «Бхагавад-гиты», всегда стараюсь помнить его и руководствоваться им в своих действиях, а также говорить о нем тем, кто спрашивает мое мнение, и отражать его в своих сочинениях».
Пураны – хроники вселенной
К категории смрити относятся также Пураны. В переводе с санскрита «пурана» означает «древняя». В Упанишадах знание Вед раскрывается философски, но в 18 Пуранах философия Вед наглядно проиллюстрирована случаями из истории человечества разных эпох.
Ньяя
Следующий раздел знания Вед - Нйаа – логика и философия. Этот раздел включает в себя из ньяю (логику), вайшешику (атомистическая теория), санкхью (анализ материи и ее отличия от духа) и веданту (науку осознания Абсолюта)
Веданта-сутра
Наиболее известна среди ньяя-шастр «Веданта-сутра». 560 емких заключений «Веданта-сутры» определяют ведические истины в самых общих терминах.
Первый стих «Веданта-сутры гласит»: «атхато брахма джигьяса»: «настало время вопрошать об истине».
Второй утверждает: «джанмадиасья йатах», «есть Тот, кто осуществляет творение, поддержание и уничтожение вселенной».
Третий раскрывает: «шастра-йонитват» «Это описано в Ведических писаниях».
Веданта-сутра (1.1.12) также провозглашает: «анандамайат-бхйасат». Истина – это не абстрактная интеллектуальная категория. Соприкосновение с высшей Реальностью исполнено ананды – счастья и блаженства.
Ведические предсказания
Мудрецы, записавшие Веды, известны как три-кала-гья: те, кому было ведомо «три времени» - прошлое, настоящее и будущее. Поэтому в Ведах содержится ряд предсказаний появления аватар: духовных учителей Кали-юги. «Шримад-Бхагаватам» (1.3.24) содержит предсказания явления Будды, а Бхавишья Пурана - Христа и Магомета. Например, шлока о Христе (Бх.П. 19.23 ) звучит так: «иша путра ча мам виддхи / кумари гарбха самбхава» - явится сын Бога (иша Путра), рожденный от Девы (кумари-гарбха).
Также Веды предсказывают удивительную вещь. Они говорят о том, что после 5 000 лет деградации и раздоров, в течение следующих 10 000 лет вновь начнут действие энергии золотого века. Весь мир вновь объединится в единое целое. И люди вновь обретут доступ к знаниям Вед. Это предсказание содержатся в Брахма-вайварта Пуране.
Можно соглашаться или не соглашаться с предсказаниями Вед, но факты налицо: сегодня мир действительно объединяется в единую структуру, об этом явлении сейчас говорят как о глобализации. Есть минусы, угрозы глобализации – но налицо и плюсы. Также очевидна неудовлетворенность мыслящих прогрессивных людей популярной культурой и другими внешними вещами, которые одурманивают, не удовлетворяя сердце, и не позволяют задуматься о важнейших вопросах жизни.
В связи с предсказаниями об «эре Водолея» можно услышать суждение о том, что механически, не прилагая усилий, люди вдруг начнут изменяться к лучшему. Это не вполне верно. Суть «золотого века» в том, что на протяжении текущих 10 000 лет людям будет открыто сокровенное духовное знание Вед. Однако это вовсе не отменяет возможности кризисов, катаклизмов, войн. Всевышний всегда оставляет выбор за каждым. Ровно настолько, насколько самим людям будет нужна подлинная духовность, высокие идеалы и гармоничное мировоззрение – ровно настолько измениться наше общество и будущее. Высшие силы предоставляют уникальный шанс, но от нас и только от нас зависит, в какой степени мы желаем воспользоваться им.
Ч. 2 Актуальность Вед в современном мире
Постановка проблемы
После экскурса в прошлое и рассказа о «Взглядах на Веды из современности», мы переходим ко второй теме нашей статьи: актуальность ведического знания в наши дни. Эта актуальность лежит в двух сферах: мировоззренческая ценность Вед и ценность практическая. Эти два типа знаний взаимосвязаны. Известный афоризм гласит: «У народа, у которого нет прошлого – нет будущего». Я перечислю лишь некоторые аспекты актуальности ведических знаний, не претендуя на «полноту списка»:
-Знания прикладные (например, ведическая медицина, астрология, архитектура)
-Знания социальные (ведическая социология и аксиология - принципы существования здорового общества)
-Знания культурологические (знания о древнейшем прошлом человечества) – об этом мы сейчас много говорили.
-Знания мировоззренческие (смысл жизни и духовный путь). Ведическое мировоззрение является необычайно подходящим именно для нашего времени, т.к. совмещает многоуровневость, глубину и гармоничность. Оно предполагает существование множественности путей к постижению Истины.
«Два итога»
Однако прежде чем начать говорить о Ведах, нужно честно взглянуть на текущее положение дел. Середина XX века характеризовалась бурным развитием техники и экономики. Сегодня мы пожинаем многочисленные плоды этого. Два основных итога таковы:
-во-первых – это разрушенная экология и ряд надвигающихся кризисов: экономический, экологический, энергетический и другие
-во-вторых – это формирование человека т.н. «популярной культуры», который живет самыми простыми низменными инстинктами, эгоистичен, привязан к наслаждениям и формирует свое мировоззрение исключительно на основе средств массовой информации.
Таковы два реальных итога развития общества середины XX –начала XXI века.
Ведическая социология и аксиология
Перед лицом надвигающихся кризисов ведическая культура доказывает, что возможна гораздо более стабильная и гармоничная модель жизни человека и общества. Ключ к этой более гармоничной модели – ведическая социология (наука об обществе) и ведическая аксиология (наука о ценностях и идеалах). Мы постараемся кратко раскрыть основные ведические положения, связанные с этими предметами.
Ведическая социология: отдавать или брать?
Основные принципы ведической социологии таковы:
-служение как основа общества
-контроль чувств как принцип деятельности человека на планете
-духовность как основа любых социальных структур
Рассмотрим эти положения по порядку, сопоставив с текущим положением дел.
Служение как основа общества.
Первое: служение как основа общества. В каждом из нас есть две глубинные тенденции: эксплуатировать, брать – и служить, отдавать себя. Быть жертвователем или быть эгоистом. Ведическая цивилизация основывалась на естественном понимании того, что «отдавать выше, чем брать». Некоторые люди могут считать, что служение - это нечто негативное. Однако это заблуждение. Грибоедов написал: «служить бы рад – прислуживаться тошно». Прислуживание – это работа на недостойных людей, посвящение себя низменным целям, но служение – это нечто очень высокое. Мать готова сделать все для своего ребенка, патриот – слуга родины, он готов пожертвовать жизнью ради нее. Актер – слуга и даже раб искусства, Пастернак писал: «Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлет раба, / И тут кончается искусство. И дышат почва и судьба». Служение является основой наиболее глубоких явлений в обществе, науке и искусстве. Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Дата: Вторник, 2024-01-23, 1:28 PM | Сообщение # 12
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18846
Статус: Offline
Представления о ценности жизни человека.
Главная добродетель современной цивилизации – то, насколько человек самоутвердился. Но в ведической цивилизации главным было другое. Если человек обладает молодостью, умом, талантами и красотой, - но использует их лишь для того, чтобы заработать больше денег и максимально наслаждаться этим миром, то Веды не считают его носителем подлинной культуры. Такой человек сравнивается со змеей, украшенной драгоценным камнем. Важно не то, какими качествами ты обладаешь, а то, как ты их используешь.
Шри Чанакья Пандит говорит по этому поводу: «сан-нимитте варам тйаго / винаше нийате сати» (чанакья-шлока, 36). «Наши деньги и имущество не будут принадлежать нам вечно, так или иначе мы их лишимся. Поэтому, пока они в нашем распоряжении, лучше использовать их на благородные цели».
Свобода для чувств или свобода от чувств?
Далее следует поговорить о следующем важном принципе ведической социологии: «контроль чувств как основа бытия человека». Разговор о важности контроля чувств следует начать несколько «издалека». Как в современном обществе понимают свободу? «Свобода» значит, что современный человек не является чьей-то собственностью – он не раб, не крепостной крестьянин, не пленник. Сегодня в большинстве стран люди обрели такую свободу. Но что они делают с ней? Они стараются максимально насладиться этим миром: язык требует вкусной пищи, глаза – зрелищ, тело – новых ощущений. Освободившись от внешней зависимости, люди стали рабами вожделения – они очень привязаны к вещам и наслаждениям. Это состояние можно определить как «свобода для чувств».
Однако Веды объясняют, что подлинная свобода – это «свобода от чувств», способность контролировать и обуздывать их. Только тогда человек считается подлинно свободным. Высокий духовный титул «Свами» означает «господин чувств».
Веды называют вожделение «хрид-рогам» - «болезнь сердца». Они объясняют, что чувства ненасытны, и пытаться удовлетворить их – это все равно, что пытаться потушить костер бензином. Не только самые низменные привязанности – например, к наркотикам или алкоголю – а любое необузданное чувство – даже любовь к картинам, может полностью разрушить личность человека. Известны случаи, когда коллекционеры пытались похитить из музеев шедевры искусства.
Поэтому Веды призывают к контролю чувств. В «Катха-упанишаде», (1.3.3-4) приводится сравнение: «Душа сидит в колеснице материальноготела, которой управляет разум – возница. Ум – это вожжи, которые держит возница, а чувства – лошади». Возница должен управлять лошадьми – а не наоборот. Однако обуздать чувства механически практически невозможно. Необходимо занять себя более высокой, духовной деятельностью – и тогда низойдет вдохновение, позволяющее преодолеть гравитацию материи. Подлинная духовность не навязывается – ей очаровываются. Она рождается не из страха перед геенной, а из глубочайшей потребности души в отношениях с Источником.
Социальный смысл духовности
Ведическая аксиома говорит о том, что для гармоничного существования любого общества необходима духовность. «Шримад-Бхагаватам» свидетельствует: «страна, лишенная дваждырожденных (брахманов, носителей духовной культуры) быстро приходит в упадок». Этот принцип можно пояснить простым примером. Сегодня в мире постоянно идет активная политическая борьба, и множество лидеров предлагают свои, довольно разные программы. Кто-то предлагает коммунизм, кто-то капитализм. Но когда та или иная партия приходит к власти, выясняется, что ее плодотворность для страны зависит от двух вещей: во-первых, конечно, от программы партии, но, во-вторых – от желания действительно воплощать эту программу в жизнь.
При этом легко понять, что при любой политической программе, если человек считает, что может делать все что угодно, лишь бы было «шито-крыто» - под красивой вывеской будет процветать коррупция. Форма никогда не даст сути. У Достоевского Иван Карамазов говорит гениальную вещь: «если Бога нет, то все позволено». Выражаясь более приземленно: «не пойман, не вор». Но если человек осознает: «за каждый содеянный поступок, в независимости от того, уличили меня в нем, или нет, я буду нести ответственность» – тогда его поведение будет иное. И в этом абсолютно практический смысл духовности для общества.
Система варн
В ведической цивилизации существовала система варн – т.е. социальных укладов: священнослужители (брахманы), правители (кшатрии), коммерсанты (вайшьи), рабочие (шудры). Смысл каждой социальной группы был в том, что своим трудом она должна была служить обществу (варнашрамачараватапурушена парах пуман) (Вишну-пур. 3.8.9). Позже эта система выродилась в то, что известно в Индии как кастовая система. Однако «Бхагавад-гита» свидетельствует: социальное положение человека должно определяться по его гуне и карме, т.е. по качествам и поступкам, а не передаваться наследственно и механически (чатур варнйам майа сриштам, / гуна карма вибхагашах, «Б.Г». 4.13.). Согласно Ведам, общество обретает благополучие только тогда, когда люди, принадлежащие к различным естественным классам общества, сотрудничают друг с другом во имя духовной реализации.
Ведическая аксиология: инстинкты VS идеалы
Культура идеалов
Следующее, о чем необходимо сказать – это ведическая аксиология – наука о ценностях.
После коммунизма мы очень подозрительно относимся к слову «идеология». Однако в действительности слово «идеология» восходит к платоновскому «эйдос» (εἶδος) - мир идей, культура идеалов. Свами Шридхар – один из крупнейших ведических теологов современности сказал: «О человеке следует судить по его идеалу. Человек велик, если велик его идеал». Ведические тексты противопоставляют два таких понятия как «пашу-буддхи» (животный разум, инстинктивная жизнь) и «дхарма-буддхи» – разум, направленный на высшие ценности и идеалы. Во все времена большинство людей живет инстинктами: размножение, оборона, самосохранение. Но поразительным является то, что герои, в отличие от обывателей, не живут инстинктами – они следуют идеалам. В этом отличие «пашу-буддхи» от «дхарма-буддхи».
Идеалы подобны магнитам, которые притягивают душу. Если мы жадны, но наш идеал – щедрость, то в какой-то степени она проявится в нас. Если наш идеал самопожертвование – но мы эгоистичны, то в какой-то степени это проявится в нас.
Возможно, мы сами в очень незначительной степени способны следовать идеалам, но когда в фильмах и книгах мы видим истинный героизм, чистую любовь и подлинную верность наше сердце говорит: «это прекрасно». Следует также помнить - какими бы несовершенными мы не были – это не повод к еще большей деградации. Наоборот, в этой жизни каждый может сделать несколько шагов по направлению к идеалу, по направлению к Истине.
Две цивилизации. Причина кризисов
Социолог и философ Питирим Сорокин сформулировал учение о двух типах цивилизации: потребительская и идеалистическая. Сегодня в этом мире царит культ потребления. Поэтому мы наблюдаем постоянный кризис – кризис финансовый, кризис экологический. Но что такое кризис с ведической точки зрения? Кризис эксплуатации, когда все хотят брать – и никто не хочет отдавать. Потребительская цивилизация сама себя поедает. Но ведическая культура – это «культура, неподвластная времени», культура вечных ценностей и высших идеалов.
Ведическое мировоззрение: глубина и гармоничность
Пролог: единство духовных практик и опыта разных традиций
Пришло время поговорить о ведическом мировоззрении. Сегодня нам открывается, что в глубокой древности различные народы и культуры взаимодействовали и влияли друг на друга. То же самое можно сказать и о духовных практиках различных традиций, как бы они, порою, не претендовали на исключительность. Истина многогранна. Это прекрасно иллюстрирует древняя индийская притча:
«Мудрецы и слон»
Давным-давно в маленьком городке жили шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». «Хорошая идея, сказали другие, тогда мы узнаем, каков он - слон».
Итак, шесть человек пошли смотреть слона.
Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!»- закричал первый мудрец. Второй потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он.
«Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал хвост слона.
«Слон похож на копье!», - воскликнул четвертый, наткнувшись на бивень.
«Нет, -закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так ощупывая бок слона.
Шестой мудрец подергал хобот слона. «Вы все не правы, - сказал он, - слон похож на змею».
«Нет на веревку!» - «Змею!» - «Стену!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Евгений Алексеевич Торчинов (1956-2003) – доктор философских наук и кандидат исторических является автором интереснейшей книги: «Религии мира - опыт запредельного» (1997). В ней он рассматривает духовный опыт и практики афонских монахов-исихастов, йогов, даосов и объективно доказывает: все они использовали родственные медитативные и дыхательные практики, предавались уединенному повторению мантр или имени Иисуса, обретали восприятие Абсолюта как надмирного света, частицей которого является душа. Таким образом, сегодня мир духовных практик и духовного опыта также открывается нам как единое целое.
Кода бы мы не сталкивались с ведическим мировоззрением ним, мы будем обнаруживать две вещи: ведическое мировоззрение необычайно глубокое и гармоничное.
Глубина: карма и реинкарнация
Что мы подразумеваем, говоря о глубине ведического мировоззрения? Например, все духовные традиции говорят – «Бог это благо, Бог есть любовь». Но почему, если Он так сострадателен, кто-то рождается больным в семье нищих, а кто-то здоровым в семье миллионера? Почему с хорошими людьми происходят плохие вещи? Веды дают очень ясный ответ на эти вопросы: карма и реинкарнация. Они объясняют: душа живет не одну, а множество жизней. Это называется реинкарнация, т.е. перевоплощение.
В зависимости от тех поступков, которые человек совершает, формируется сценарий его будущей судьбы. Это называется карма: «закон деятельности и ее последствий». Принцип кармы научен и является проекцией в сферу сознания третьего закона Ньютона – принципа сохранения энергии. Каждый наш поступок порождает последствия, энергия не исчезает бесследно. Каждую секунду происходят два процесса: мы отрабатываем старую карму и одновременно сотворяем судьбу.
Глубина: жизнь должна стать медитацией
Отвергая идею вечного ада, Веды, с другой стороны, не подтверждают точку зрения о том, что лишь исполняя заповеди, человек автоматически входит в «высший мир». Большинство из заповедей различных Священных Писаний является прежде всего этическими нормами (не убий, не укради) – это не итог, а начало духовной жизни. Необходимо пройти путь полного преображения, который часто занимает много жизней. Формулу духовной жизни, представленную в Ведах прекрасно отражает восточный афоризм: «жизнь должна стать медитацией».
Гармоничность: отношение к другим религиям
Итак, мы сказали несколько слов о глубине ведического мировоззрения. Что же мы подразумеваем, говоря о его гармоничности? Например, Веды никогда не скажут, что есть одна истинная духовная традиция, а остальные «от дьявола». Они объясняют, что многие традиции говорят об Абсолюте, но раскрывают Его в разной форме и степени. Источник можно сравнить с бриллиантом со множеством граней – но все духовные пути, в высшем смысле, направлены к Нему.
Веды одновременно раскрывают личностный и безличный, всепроникающий и всеохватывающий аспекты Абсолюта (брахман, бхагаван, праматму). В зависимости от пути, пройденного в прошлых жизнях, человек может следовать тому или иному мировоззрению, той или иной традиции, религии или школе. Осознание единства цели различных духовных школ – это основа гармоничного миропонимания. Но следует также помнить, что единство существует в многообразии.
Эпилог. Единство в многообразии
Одним из достижений современной демократии является свобода совести. Сегодня на территории России сосуществует множество философий, мировоззрений, духовных школ. К сожалению, нередко мы наблюдаем споры между ними, взаимную критику, даже среди последователей разных школ ведического направления. Однако подмену одной богоизбранности другой нельзя назвать ведическим подходом. Уникальностью – и особенностью ведического мировоззрения является то, что оно говорит о множественности путей, ведущих к Истине. Существуют пути мистицизма и знания, преданности Абсолюту и отречения от мира. Ведическое знание настолько многогранно, что способно удовлетворить самые разные потребности. Но зерно прорастает в почве. Важно создать среду, антитезис материализму и низменным ценностям. Поставить во главу угла культуру идеалов.