Письма Сенеки
|
|
Белоснежка | Дата: Воскресенье, 2014-05-25, 3:47 PM | Сообщение # 1 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7628
Статус: Offline
| Нравственные письма к Луцилию Луций Анней Сенека
"Нравственные письма к Луцилию" - итоговая философская книга Сенеки, написанная им в конце жизни. Сенека учит Луцилия освобождению философическому и нравственному, освобождению от страха смерти, ненужного честолюбия, неправильных мнений.
***********
ЛУЦИЙ СЕНЕКА (4 до н. э. - 65 н. э.)
Доступно только для пользователей
Подумалось, возможно у читателей писем Сенеки появится желание сотворчества по теме. Можно озвучить какую-либо из особо понравившихся мыслей философа в новых стихах, четверостишиях, плэйкастах, коллажах или притчах!
Прогулки с Сенекой
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
Въедливый | Дата: Воскресенье, 2024-03-10, 3:58 PM | Сообщение # 121 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2798
Статус: Offline
| Цитата Просперо ( ) ...как неприлично он многолик - Александр Сергеевич Пушкин! Осмелюсь категорически возразить. Не "многолик", а многогранен, как бриллиант, возникающий из алмаза гения, обработанного русской жизнью. А Лик у Александра Сергеевича Пушкина один и замечательный: Русский Поэт!
ёклмн&ёпрст
Сообщение отредактировал Въедливый - Воскресенье, 2024-03-10, 4:00 PM |
|
| |
MгновениЯ | Дата: Воскресенье, 2024-03-10, 5:00 PM | Сообщение # 122 |
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18846
Статус: Offline
| Многоликость... да как понимать многие лики Единого? Как многоликое уподобление Единому! А как понимать многоликость Писателя, воплощающегося в каждого своего героя, актёра пьесы? Как многоликое уподобление Единой душе своей, цели своей.
Если же понимать иначе, то есть, если душа в каждом из своих многих обличий ветрена своими желаниями и проявлениями, не верна самой себе, а увлекается смертными желаниями, это и есть порочность многоликости. Если же в каждом новом образе она верна самой себе, если её желание цели всегда одно и то же, хотя выражается разными способами, образами, она становится божественной по сути. Он через душу каждого человека, сквозь каждый лик и образ просвечивается лучами милости Своей величайшей.
Цитата Сенека ( ) Собственная его душа была совершенна и поднялась до крайних своих пределов, так что выше нее был только дух бога, частица которого и излилась в эту смертную грудь. А она никогда не бывает более божественной, чем в то время, когда думает о своей смертности, знает, что человек затем и рожден, чтобы выполнить труд жизни, и что это тело — приют не постоянный, а временный и даже кратковременный, который придется покинуть, едва хозяин сочтет тебя тягостным гостем.
Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
|
|
| |
Просперо | Дата: Воскресенье, 2024-03-10, 5:09 PM | Сообщение # 123 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6129
Статус: Offline
| Цитата Въедливый ( ) А Лик у Александра Сергеевича Пушкина один и замечательный: Русский Поэт! да он и прозаик неплохой и драматург привлекательный и юморист порой чрез меру даже и литературовед-шекспиролог оригинальный, да и не только и историк-исследователь довольно интересный и политик достаточно грамотный и осторожный и моралист-социолог
и вот только экономист невоздержанный, тратил втрое боле, нежели зарабатывал, но это тоже надо уметь! и крестиком вышивать не научила нянька!
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Воскресенье, 2024-03-10, 6:19 PM | Сообщение # 124 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6129
Статус: Offline
| Цитата Белоснежка ( ) Вернувшись в Рим, с 49 по 54 г. состоял при будущем императоре Нероне воспитателем, что позволило ему с 54 г. — даты вступления его воспитанника на трон — стать одним из руководителей внутренней и внешней политики государстве. * По философским взглядом Сенека был близок к стоицизму. *
* Легко ли служить под Нероном белым воронам? Легко. Как праведным Лотом в Содоме найти работу.
Возможно ль довериться Рима волчатам неповторимым? Возможно. Когда у тебя есть право зубов волкодава.
Но стоит ли строить то, чему противник, как стоик? Стоит. Но, по идее, любовь к тирану, увы, судьбина Медеи...
Гляди-ка - да у Нерона к наставнику комплекс Эдипа! Как дико. ...убили б мгновенно, так нет, по капле тянут из вены...
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Въедливый | Дата: Воскресенье, 2024-03-10, 9:13 PM | Сообщение # 125 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2798
Статус: Offline
| Цитата Просперо ( ) да он и прозаик неплохойи драматург привлекательный и юморист порой чрез меру даже и литературовед-шекспиролог оригинальный, да и не только и историк-исследователь довольно интересный и политик достаточно грамотный и осторожный и моралист-социолог
Неопределённый термин какой-то получается: многоликость.
У Михаила это фактически грани деятельности (способности) одного и того же сознания, менталитета, таланта, члена общества, гражданина - всё вместе: лик, как личность, имя. А многоличности не бывает, а если бывает, то на это явление придумали названия: лицемер, ханжа, притворщик, лицедей, перевёртыш и ещё под двадцать синонимов.
У Феаны условность: "лики Единого". Известен "двуликий Янус", как перенаправление внимания в прошлое или в будущее, но это лики закреплённые, неизменные, как аверс и реверс монеты. Насчёт "многоликости" придётся тогда привлекать мифологию (метафизику). "Многоликость писателя" - если ему перевоплощаться в каждого своего героя, актёра пьесы (условных личностей, по сути), то и до психических проблем с медицинским окрасом недалеко. Ответ же Феаны метафизический какой-то, не предполагающий дискуссию.
Вы так уверенно отвечаете, Коллеги, но я должен признаться, что не воспринимаю такой высокой, но условной, чисто мыслительной философии. Наверное, поэтому та и не меняется, практически, ещё с древних философов (Сенека только один из них), которые проговорили уже все варианты, выводящие на постулируемого (априори) Единого, как на поверхности конуса все самые запутанные восходящие пути ведут неизбежно к вершине конуса в точку сингулярности, где, по определению, содержится ВСЁ. Остаётся в подобных размышлениях только возвращаться и возвращаться к этой "сингулярности", начиная путь в поколениях цивилизации.
ёклмн&ёпрст
Сообщение отредактировал Въедливый - Понедельник, 2024-03-11, 10:57 AM |
|
| |
Просперо | Дата: Воскресенье, 2024-03-10, 10:43 PM | Сообщение # 126 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6129
Статус: Offline
| Цитата Въедливый ( ) "Многоликость писателя" - если ему перевоплощаться в каждого своего героя, актёра пьесы (условных личностей, по сути), то и до психических проблем с медицинским окрасом недалеко. Ещё и как недалеко!
Есть специальные исследования "литературный герой как прототип личности писателя". То есть наоборот - кто кого формирует ещё вопрос.
Есть факты стигматов у пишущих о Христе, но это вроде как фанатики да? А марксист Максим Горький найден без сознания и на теле как бы след от удара обратной стороной ножа - и рукопись как раз на таком ударе ножом не дописана - а ножа бандитского в кабинете нет и не было никогда - это как?
Ранее тоже бывали случаи, известно что после "Вия" Николай Гоголь страдал маниакально-депрессивным психозом, который проявлялся периодами. Хотя есть информация, что первый приступ случился, когда Гоголю был 31 год. Неизвестно - Вий тому виной, или наоборот - автор призвал чудовище. В 1841 году он описал свое состояние в письме, фрагменты которого опубликованы в книге Владимира Леонова «Гоголь — загадочный алмаз России». У Вознесенского есть стихи "Похороны Гоголя" - финал вообще убойный:
Вскройте гроб и застыньте в снегу. Гоголь, скорчась, лежит на боку. Вросший ноготь подкладку прорвал сапогу. - это 1973=74 г.г. дата написания.
Современные психиатры считают, что у весьма многоликого Льва Толстого была аффективная эпилепсия, при которой судорожные припадки появляются преимущественно после душевных волнений (аффектов). Об этом свидетельствуют письмо Владимира Черткова к Христо Досеву от 19 октября 1910 года, опубликованное в книге Александра Гольденвейзера «Вблизи Толстого».
Да уж - "мне нравится, что вы больны не мной"...
И сейчас есть специальные отделения в психиатрических клиниках для творческих личностей, по крайней мере 40 лет назад были. У меня кума там нейрохирургом работала, в Харькове, в НИИ. Когда началась перестройка, я попросился на обследование на 10 дней, показалось, что что-то с головой. Как выяснилось - я в норме, крыша поехала выше, в Кремле. Зато там лежал в палате рядом с профессором математики, ещё другом был художник, который по его описаниям рисовал мир восьми измерений, ещё интереснейшие люди. Художник всего лишь не говорил, общался рисунками и с доктором. И с нами. Там я написал "День рождения Маргариты Николаевны", атмосфера соответствовала - место Мастера. Особенно по ночам атмосфера - ночью даже художник во сне что-то говорил - слышно было, ибо палаты без дверей все. При том, что у нас был свободный вход и выход, но были в огромном парке НИИ и закрытые от посторонних отдельно стоящие зданьица... Был и свой храм, часовенка Александра Невского. Проще всего через него было уходить гулять в город. В серый поток...
Да что там писатели - актёры порой не могут выйти из роли - Кайдановский снялся у Тарковского сталкером и всё, больше ничего не играл а сам начал снимать, как режиссёр - всё тот же сталкер.
Это можно не одну книгу об этом написать, Александр!
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал Просперо - Понедельник, 2024-03-11, 6:48 AM |
|
| |
Белоснежка | Дата: Вторник, 2024-03-12, 9:51 AM | Сообщение # 127 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7628
Статус: Offline
| Цитата Въедливый ( ) Вы так уверенно отвечаете, Коллеги, но я должен признаться, что не воспринимаю такой высокой, но условной, чисто мыслительной философии. Наверное, поэтому та и не меняется, практически, ещё с древних философов (Сенека только один из них), которые проговорили уже все варианты, выводящие на постулируемого (априори) Единого
Всё верно, Александр. А уверенность возникает от Веры, приобретенной и проверенной опытом. Не столько личным, но общечеловеческим.
Ценность неизменного очевидна! Неизменно движение планет вокруг их звёзд, и звёзд вокруг галактической вершины... А о причинах... каждый додумывается и доживает, проживая тысячи лет в телах, делах и мыслях, чувствах и творчестве...
Эхо Вэн Цзы На сущность разума влиять духовно можно, А не словами направлять или же речью. И мудрецы руководят, но мыслью вечной. И, не вставая с мест, им делать всё несложно.
***
Они без зрения всё видят, знают всё Без изучения, свешают без борьбы, Не реагируют на действия тщеты, Необходимостью им всё предрешено.
Нет места выбору, сияют, словно свет. И Дао следуют, а коль сопротивленье, Они спокойны и пусты, и все сомненья Тут исчезают, проявляя суть, ответ.
А сотни жизней им являются одной, Различий тысячи - один исток имеют. И, обладая духом, всё свершать умеют. И в центре сущего творят они прибой.
Без сновидений сны их, знание бесследно, Их неподвижность бестелесна, а живут, Как если были бы мертвы, дела ведут, Являя призраков и духов, что не вредно.
Возможность духа возвышает их до Дао, И, максимально напрягая к делу дух, Гармонизируют всё в мире: зренье, слух, И даже тело… пусть умрёт, душа - нимало.
И неизменное используют затем, Чтоб изменениями к лучшему влиять. Все изменения - к бесформенному, вспять. А неизменное с Вселенной насовсем.
***
Вы сохраняйте, что имеете, то - Дао. Вы не ищите то, что хрупко: славу, лесть, Ведь коль найдёте, утеряете, что есть. Живите в мире, и придёт весна - немало.
Цитата Просперо ( ) Да что там писатели - актёры порой не могут выйти из роли...
Осталось лишь провести аналогию с судьбой человека, играющего свои многие роли и пока не умеющего выйти из роли человека смертного. А те, кто сумел, остаются для нас надвременными, вечными Мудрецами... а наше бережное отношение к этим вершинам, к Памяти Лучших всего живого организма Человечества и есть внутренняя потребность, и даже необходимость роста и душевного, и ментального-интеллектуального, и духовного.
Эхо Вэн Цзы
И неизменное используют затем, Чтоб изменениями к лучшему влиять. Все изменения - к бесформенному, вспять. А неизменное с Вселенной насовсем.
*
***
Нельзя обижаться на мудрых людей, Не лучше ль понять их душою своей. И, если нам что-то понять невозможно, То, кто виноват, догадаться... несложно.
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
Въедливый | Дата: Вторник, 2024-03-12, 11:27 AM | Сообщение # 128 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2798
Статус: Offline
| Цитата Белоснежка ( ) Нельзя обижаться на мудрых людей,Не лучше ль понять их душою своей. ((&))
Душа - не мозги, понимать ей не гоже, Но чувствует Веру и... верит сама, Другим донести свою Веру не может - Струна позитивности ей не-да-на.
Цитата Белоснежка ( ) Ценность неизменного очевидна! Неизменно движение планет вокруг их звёзд, и звёзд вокруг галактической вершины... А о причинах... каждый додумывается и доживает, проживая тысячи лет в телах, делах и мыслях, чувствах и творчестве...Эхо Вэн Цзы Ну нельзя же объяснять естественное трансцендентным! Потому и непонимание со стороны ума! Есть народная присказка на такие ситуации: ты ему - стрижено!, он тебе - кошено!
ёклмн&ёпрст
Сообщение отредактировал Въедливый - Среда, 2024-03-13, 11:03 AM |
|
| |
Просперо | Дата: Среда, 2024-03-13, 10:48 AM | Сообщение # 129 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6129
Статус: Offline
| Цитата Въедливый ( ) Ну нельзя же объяснять естественное трансцендентным! ЦИТАТА Универсальность трансцендентального опыта и описания достигает этой цели, сдерживая действие неприметно пронизывающего всякую естественную установку универсального предрассудка, свойственного опытному познанию мира — повсюду сквозящую в нем уверенность в бытии мира — и стремясь после этого к проведению универсальной дескрипции в абсолютной, ни чем не замутненной эгологической сфере бытия, как сфере полаганий, редуцированных до полного избавления от предрассудков.
а?
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Въедливый | Дата: Среда, 2024-03-13, 11:13 AM | Сообщение # 130 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2798
Статус: Offline
| Цитата Просперо ( ) ЦИТАТА Универсальность трансцендентального опыта и описания достигает этой цели, сдерживая действие неприметно пронизывающего всякую естественную установку универсального предрассудка, свойственного опытному познанию мира... а? ЦИТАТА Кант описывает как трансцендентальное такое познание, которое возможно до опыта — априори. Оно противопоставляется трансцендентному — это познание, которое невозможно даже до опыта, например, Бог, бессмертие души и т. п.; которое принципиально недоступно для рассудочного познания, а может быть лишь предметом веры.
Как говорится в Новороссии, две большие разницы, да ещё и противопоставляемые.
трансцендентальное (суждение, познание) это по сути "рабочая гипотеза", позволяющая поставить эксперимент с обоснованными, по имеющимся уже знаниям, начальными условиями, чтобы получить новый опыт, уточняющий рабочую гипотезу и начальные условия для следующего эксперимента - известный метод итераций для получения приемлемой подтверждающей статистики, дающей требуемую вероятность подтверждения рабочей гипотезы.
А Вера, та сразу уверена (извините за тавтологию, но сходную со стремлением Мюнхгаузена вытащить самого себя за косу из болота).
ёклмн&ёпрст
Сообщение отредактировал Въедливый - Среда, 2024-03-13, 12:47 PM |
|
| |
MгновениЯ | Дата: Среда, 2024-03-13, 12:33 PM | Сообщение # 131 |
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18846
Статус: Offline
| Друзья, уж если цитируете и пишете ЦИТАТА, то указывайте ЧЬЯ, т.е. ссылочку. А то ведь сегодня Канта и Сенеку интерпретируют на все лады, запутывая и без того сложные вопросы доморощенными домыслами... И Кант, и Сенека непросты потому, что их творчество не в чувственном, опытом или физическом мире, а в мысленном поле деятельности.
Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
|
|
| |
Въедливый | Дата: Четверг, 2024-03-14, 10:31 AM | Сообщение # 132 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2798
Статус: Offline
| Цитата MгновениЯ ( ) И Кант, и Сенека непросты потому, что их творчество не в чувственном, опытом или физическом мире, а в мысленном поле деятельности. А какова опора для размышлений в этом "мысленном поле деятельности", в изоляции от остальных "полей"? Представляется, что только психика человека, как всегда доступный квази внешний источник информации для получения опорных точек сознанию Мыслителя (дискуссионность?). Опираясь на эти точки Мыслитель формулирует мыслеформы (в них-то и проявляется (по личным способностям) та самая степень мудрости, отличающая одного Мыслителя от другого), и те мыслеформы доступны для восприятия психикой воспринимающего человека (иначе нить внимания оборвётся). Этот человек ощущает в Мыслителе (или Великом Поэте) высшую по отношению к себе ментальную сущность. Видя такое наглядно, в свою очередь Мыслитель ищет такое же превосходство над собой, и, возможно, находит в некоем Пророке, которому, по человеческой же психике, приходит в голову аналогичное превосходство и над ним самим, и т. д., и т.д. Так возникает предположение о самой Высшей Сущности, переходящее в Веру в Бога. Но в основе такой Веры - обычная человеческая психика.
А в тёмной пещере, в полной слуховой и визуальной изоляции, человек вообще перестаёт думать, так как без опорных точек сознание расплывается, не может создавать мыслеформы, человек "сходит с ума". Видимо, сфокусировать сознание там можно только на Высшей сущности, обращаясь к ней со своими мыслеформами (молитвами). Такие практики могут довести до ярких галлюцинаций - вот человеку в пещере Некто и "явился", запомнился, благодаря яркой эмоции, и далее становился предметом навязчивой мысли, передаваемой другим, как проповедь. С это же целью монахи рыли пещеры в мягких обрывах и возникали печерские монастыри, а другие (Валаам, Соловки) уходили в пУстыни (изолированные места, острова).
ёклмн&ёпрст
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Четверг, 2024-03-14, 1:58 PM | Сообщение # 133 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7628
Статус: Offline
| Цитата Въедливый ( ) А в тёмной пещере, в полной слуховой и визуальной изоляции, человек вообще перестаёт думать, так как без опорных точек сознание расплывается, не может создавать мыслеформы, человек "сходит с ума". В тёмной пещере бездушного и бездуховного массового сознания находятся сейчас многие, чьё воспитание и образование, а также социальная среда, бытовой уровень потребления, неэтичность отношений... заменили почитание - духовных достижений культуры, религиозных и народных традиций, великих Имён мудрых людей, искусства Слова - на отрицание, искажение и "новаторство", увы. Изнутри невозможно осознать пещерный уровень.
Цитата Въедливый ( ) Видимо, сфокусировать сознание там можно только на Высшей сущности, обращаясь к ней со своими мыслеформами (молитвами). Такие практики могут довести до ярких галлюцинаций - вот человеку в пещере Некто и "явился", запомнился, благодаря яркой эмоции, и далее становился предметом навязчивой мысли, передаваемой другим, как проповедь. Видимо да... в вашем мире восприятия все верующие всех времён и народов мира, вместе с плодами их духовных и религиозных трудов, храмами и библиями, сохраняемыми веками и тысячелетиями, это слепые умом, психически больные, зависимые люди...
Цитата Въедливый ( ) в основе такой Веры - обычная человеческая психика. Видимо да... в вашем мире восприятия Вера - продукт психического помрачения рассудка. Тут и спорить не о чем. А мифы и легенды, Храмы и сокровища духовной жизни - для слабаков - в вашем мире восприятия.
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Четверг, 2024-03-14, 2:01 PM | Сообщение # 134 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7628
Статус: Offline
| Цитата Въедливый ( ) ...становился предметом навязчивой мысли, передаваемой другим, как проповедь.
Видимо, проповедь вам не нужна, как и Письма Сенеки, это же чистой воды проповеди... Не нужны и "Прогулки с Сенекой"! Зачем же вы приходите прогуливаться с ним в тему?
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
Въедливый | Дата: Четверг, 2024-03-14, 5:51 PM | Сообщение # 135 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2798
Статус: Offline
| Да-а-а... Видно, сермяжные соображения по предмету их Веры проповедникам не нужны. Похоже, все верующие - потенциальные экстремисты: неверных терпят, но не долго, даже внутри одой религии. Почему-то атеистов представляют как людей, враждебных символу Веры для верующих. А на самом деле атеисты - самая терпимая часть человечества ко всем видам веры, они узаконили принцип "свободы совести", основали на светских (атеистических, веротерпимых) принципах большинство государств на Земле. Просто, у них есть духовность веры, но в себя и людей, а не в разные божества (ранние верования, восточные религии), а потом - в Единого Бога (иудейство, христианство, мусульманство).
ёклмн&ёпрст
|
|
| |
Просперо | Дата: Пятница, 2024-03-15, 0:40 AM | Сообщение # 136 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6129
Статус: Offline
| Цитата Въедливый ( ) сермяжные соображения по предмету их Веры проповедникам не нужны. да, сермяжные соображения более уместны в обсуждении теорий Эйнштейна
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Среда, 2024-06-05, 8:22 AM | Сообщение # 137 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7628
Статус: Offline
| Цитата Белоснежка ( ) Даже самое полезное не приносит пользы на лету. Во множестве книги лишь рассеивают нас. Поэтому, если не можешь прочесть все, что имеешь, имей столько, сколько прочтешь – и довольно.
"Но, – скажешь ты, – иногда мне хочется развернуть эту книгу, иногда другую". – Отведывать от множества блюд признак пресыщенности, чрезмерное же разнообразие яств не питает, но портит желудок. Потому читай всегда признанных писателей, а если вздумается порой отвлечься на другое, возвращайся к оставленному. Каждый день запасай что-нибудь против бедности, против смерти, против всякой другой напасти и, пробежав многое, выбери одно, что можешь переварить сегодня.
Я и сам так делаю: из многого прочитанного что-нибудь одно запоминаю. Сегодня вот на что натолкнулся я у Эпикура (ведь я частенько перехожу в чужой стан, не как перебежчик, а как лазутчик): "Веселая бедность, – говорит он, – вещь честная". Но какая же это бедность, если она веселая? Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше. Разве ему важно, сколько у него в ларях и в закромах, сколько он пасет и сколько получает на сотню, если он зарится на чужое и считает не приобретенное, а то что надобно еще приобрести? Ты спросишь, каков предел богатства? Низший – иметь необходимое, высший – иметь столько, сколько с тебя довольно.
Фрагмент Письма 2
Цитата Белоснежка ( ) Все в долг нам даруется, время лишь - наше! Но тратим порой на безделье его, Сокровище жизни... с пустою поклажей Приходим, когда уже все решено...
Не думай, что смерть впереди поджидает, Она позади, - каждый прожитый год Ей отдан на милость, но тот побеждает, Кто ищет в себе мысли зоркой восход.
Письмо 2
Читаешь ты много? Не стань же бродягой, Писателей сколько! Но друга найди, Такого, чьей щедростью, смелостью взгляда Ты станешь умом и душою расти.
Зачем путешествовать долго, останься Собою самим, средоточье храня, К прекрасной идее умом возвращайся, А самое лучшее - в сердце друзья.
"И беден не тот, у кого денег мало, А тот, кто иметь хочет больше других", - Слова Эпикура, а мысль убежала, Жемчужиной став мировых кладовых. 26.05.14 Ровинь
О чём мудрость древних, Великая весть? О силе духовной! Знамений не счесть. Все притчи и сказки народов земли О ценностях мира. Плывут корабли На помощь тонущим в мирской суете, Забывшим величие духа во тьме. Взойди на ковчег своей вечной души, И ввериться свету её поспеши. Слова мудрецов – это пища уму, Ценнейший бальзам, побеждающий тьму. Откройся красе и познанью пути, Храни древний жемчуг, используй, свети! 05.06.24
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Понедельник, 2024-06-10, 12:57 PM | Сообщение # 138 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7628
Статус: Offline
| фрагмент публикации Ангел Горный Хрусталь Юрий Тамистов
Глава пятая
СЕНЕКА
Мучительно жгучий и яркий свет ударил в глаза. – Сенека приветствует тебя, благородный юноша! Откуда ты? Кто ты? Посланец богов? Нет, вижу ты удивлен не менее моего. Болезненно морщась, я стоял, ошеломлённо разглядывая стоящего передо мной в светлой тунике пожилого человека. – Что же молчишь? Как имя твое? – спросил тот, стараясь казаться спокойным – Николай. Мне никак не удавалось сосредоточиться оттого, что в голове неотступно и громко звучала монотонная мелодия флейты пастушка. Но именно она успокаивала меня, придавая оттенок скучной обыденности невероятному происходящему. – Где я? – Ты в усадьбе Луция Аннея Сенеки, римского всадника. А вон там, – незнакомец показал на виднеющиеся вдали на холмах строения, – хранимый перстами судьбы Рим. – Неужели вы тот самый Сенека, что написал «Нравственные письма Луцилию»? – Тот, не сомневайся и великий Нерон наш император. – Не везло вам с императорами. – Ты знаешь? – Да, изучал историю Древнего Рима в университете. – Древнего? – Ну, да, ведь Сенека жил 20 веков тому назад. – Жил… вот как… Что-то случилось с ним. Он переменился в лице – от растерянности не осталось и следа: – Всё же боги послали тебя ко мне. Две тысячи лет… И ты знаешь каков мой последний день? Нет, не говори. Чтобы ни произошло, не обрадую недруга печальным и хмурым лицом и не стану уже сегодня мучатся от картин предстоящего завтра… Но что же мы стоим, Николай? Смею ли назвать тебя своим гостем? Корнелия, – окликнул он женщину, которая стояла поодаль и с интересом разглядывала меня, – прикажи Гектору готовить угощение. Да пусть не забудет фрукты и холодный мульсум.
– Предчувствую ты исчезнешь столь же внезапно, как и появился. Будь великодушен, поговори со мной! Он жестом пригласил следовать за ним. – Этот медлительный смертный век – только пролог к лучшей и долгой жизни… Нас ждёт новое появление на свет и новый порядок вещей, хоть многие отказались бы возвращаться, если б не забывали всё. Поэтому и говорю: ни к чему не привязывайся и уже здесь помышляй о более высоком и величавом. Шествуя за философом и витая в эмпиреях, я слушал его длинные речи рассеяно, поглядывал вдаль, поверх холмов, приютивших Вечный Город, на чуждое небо в лучезарно-дымчатой синеве, на тревожный разлёт облаков… Мы остановились под сенью раскидистого платана. Сенека встряхнул плечами отгоняя неведомую мне печаль, затем снял с руки перстень и протянул его мне: – Прими, будешь помнить гражданина Рима. Я не посмел отказаться и пока примерял подарок он говорил чуть торопливо, чуть взволнованно то ли мне, то ли себе: Перстень оказался в самый раз, плотно сел на палец и уже не хотел сниматься. – Что молодым, до стариковских ворчаний. Прости мне надоедливые сентенции и расскажи о своем времени. Что-нибудь изменилось за двадцать веков к лучшему? Чем живёте, чем дышите? Я поблагодарил за подарок и высказал банальное: что, мол, поменялось лишь внешнее, так же ищут счастья, а власть и роскошь по-прежнему для многих главные мерила успеха. – Удивительны слова твои. Неужели гордыня, зависть, жадность – дети скудного ума ещё не покинули вас? Начало и конец блаженства в жизни – безмятежность и непоколебимая уверенность, а люди копят причины для тревог и не то что несут, а волокут свой груз по жизненному пути, полному засад. Флейта в моей голова наконец умолкла. Я спросил: – К чему же стремиться? – Счастье… – лукавая цель. Когда-то я писал Луцилию: «что не желать, что иметь – одно и тоже. Все зависит от мнения. Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным, самый счастливый – тот, кому не нужно счастье, самый полновластный – тот, кто властвует собой. Считай себя блаженным тогда, когда среди всего, что люди похищают, стерегут, чего жаждут, ты не найдешь не только, чтобы предпочесть, но и чего бы захотеть». – Тогда скажите и о противоположном. Чего избегать? – Избегай незнания, как зла… и вот этого, – Сенека напряжённо прислушался, и я тоже уловил доносящийся издали резвый цокот копыт. Через пару минут конный отряд из десяти всадников со знаками принадлежности их к преторианской гвардии шумно ворвался во двор усадьбы. Трое из них спешились и подошли к нам. – Улыбаешься? – не поприветствовав, нагло и высокомерно начал офицер. – Рад мне? – Конечно рад, Аврелий. Не имеющий багажа путник поёт даже и повстречав разбойника. Но не мешкай, приступай сразу к делу – привез мне белых грибов от отца Отечества? Сенека кивнул на мешок, притороченный к седлу одного из жеребцов. – Собачье красноречие еще не покинуло тебя, ритор. Никак не наговоришься, – ответил Аврелий, – Но все, acta est fabula – пьеса сыграна. Сенат высказался, и дело кончено. – Сенат… осёл трется об осла. Солдат сзади захохотал. – Прикрой рот, Лентул! Ты меня сегодня с утра раздражаешь! Дорогие доспехи с позолотой яростно сверкнули на солнце. – Не жарко в железе скакать, префект? Опасаешься немощного старца? – усмехнулся Сенека. – Ты бы и пару центурий прихватил. Преторианец недовольно сдвинул брови: – Не твое дело, в какой форме и кого назначаю в сопровождение, – позаботься вернее о себе. Наш величайший и милостивейший император дарует тебе еще три дня, чтобы достойно уйти. Хочешь публичного позора? Нет? Так почему тянешь? Другого не будет. – Тебе ли учить о достоинстве, Аврелий? Чин предполагает? Да, сегодня ты на коне, но представь, как слепой случай меняет всё – возможно завтра за твои уроки благочестия не дадут и сестерция! – Завтра… Завтра и посмотрим, а ты говори, говори – тебе уже ничто не повредит, но вот выслушивать твой бред, философ, у меня нет ни желания, ни времени. У тебя всего-навсего три дня! Максимум! Ты меня услышал!? Три! – внезапно зло выкрикнул последние слова офицер так, что любопытствующая дворовая челядь испуганно прижалась к стенам дома. Его настроение окончательно испортилось. Гвардеец, наконец, обратил внимание и на меня. От тяжёлого взгляда у меня едва не дрогнули коленки. – Это кто? Как странно одет, – спросил он Сенеку, но тот не ответил. – Молчишь. Хорошо, дай сам угадаю – твой раб, банщик? О, да у него на пальце твой перстень! За какие заслуги награда? Неужто перед нашими очами твой любимый юноша? Ты ещё можешь, старик? Солдаты понимающе заухмылялись. – Назови своё имя? – подступил он ко мне. – Твоя рожа мне кажется знакомой. Не из людей ли ты нечестивого Пизона? Не соизволишь говорить? Желанна участь Эпихариды? Так… тогда поедешь с нами, дознаватель скоро развяжет тебе язык! – Не трожь его, Аврелий! Это мой гость, – Сенека встал между мной и префектом. – Клянусь всеми богами – он не имеет отношения к заговорщикам! Прошу тебя… – Отойди в сторону, – префект бесцеремонно оттолкнул старика и указал на меня солдату. – Марк, свяжи его. «Как связать? Ведь тот, с флейтой пообещал, что дорога домой свободна» – я попятился, оглядываясь на двери дома инстинктивно чувствуя за ними свое спасение. Но солдат предугадал намерение и с руганью кинулся ко мне. Он догнал меня на ступеньках дома. От удара кулаком в спину я потерял равновесие и со всего маху ткнулся лбом в мраморную колону.
Прохлада кафельной плитки помогла очнуться. Ни Рима, ни преторианцев, ни философа в светлой тунике – тягостная музейная тишина и картины вокруг. Кружилась и разламывалась от тупой боли голова, слегка подташнивало. Я поднялся с пола и вопреки слабости в ногах, немедля ни секунды, под подозрительными взглядами пенсионерок смотрительниц заторопился к выходу из музея, лишь в вестибюле остановился у огромного зеркала, чтобы привести себя в порядок. И что же – с той стороны на меня смотрел довольно испуганный, молодой парень с беспокойно бегающим взглядом, взъерошенной прической, огромной ссадиной на лбу. Я поднес ладонь к лицу смахнуть запёкшуюся кровь и замер, пораженный увиденным – на среднем пальце левой руки, на массивном перстне два серебряных льва цепко держали в лапах пронзительно красный рубин в оправе из золотых листьев лавра.
https://proza.ru/2023/02/05/1260
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Пятница, 2024-12-13, 3:25 PM | Сообщение # 139 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7628
Статус: Offline
| Пишу тебе, Душе твоей, что стала и моей судьбой... на островах Семи морей, в волшебных снах, где пульс - Прибой...
К тебе глаза мои бегут, Хоть невидимкой ты в мирах... Душа, - оазисы минут И царства, что не знают страх…
Дышу тревожно, без тебя Я задыхаюсь, пощади, Не покидай меня, скорбя, Вращеньем звёзд руководи…
В земных мирах царевной ты - Душа, и сказкою ночей Слывёшь, взирая с высоты Мириадом чувственных очей…
Наставления мудрых
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
Просперо | Дата: Пятница, 2024-12-13, 6:32 PM | Сообщение # 140 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6129
Статус: Offline
|
Сенека, Нерон и нейро Михаил Просперо «...что не желать, что иметь – одно и тоже. Все зависит от мнения. Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным, самый счастливый – тот, кому не нужно счастье, самый полновластный – тот, кто властвует собой. Считай себя блаженным тогда, когда среди всего, что люди похищают, стерегут, чего жаждут, ты не найдешь не только, чтобы предпочесть, но и чего бы захотеть»./Сенека
И возрождаясь в виртуальном мире Уж не найду - чего бы захотеть? Пытливый ум от лжи в телеэфире Уходит в блоги - богом - нейросеть.
Нет горя от ума, ум не отключен, Но как бы бесполезен, ибо мал. И даже память мне надо мучить Нажал.Без всякой книги прочитал.
Сенеку. Полагаю полновластным Себя в сети и верю в интернет. Он честен. Он маркирует "опасным" - Себя, свой обновлённый Интеллект.
Предупреждает, что мой ум нищает В сравнении с развитием того Что нас не убивает - изучает Нам всё даёт. Взамен же ничего.
От нас. От многоточечных игрушек. Размытых, как в пространстве электрон. ...вот и Сенека так был простодушен И знал, что неизбежен бог Не-(й?)-рон.
И это понимая, как писатель сам Решал вопрос? Внимательно читаю: "Брось меня на растерзание волкам, и я вернусь во главе стаи".
...однако как понять? В разрезе нейро И прямо, так сказать, по нашим меркам? Напасть как? И кого загрызть во-первых? Сеть предлагает Хинтона. А что - не Цукерберга?
* ...да... Что Сенека говорил, а повторите-ка. Был безмятежен. Покорялся неприятной власти. "Ум, беспокоящийся о будущих событиях, несчастен." Согласен. Но финал-то был ужасен.
* Рубенс, Сенека и Нерон
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |