Одна древняя сказочница пересказывала русскую сказку:
Было ль, не было – не знаю, я лишь сказку повторяю… А с каких времён пришла эта сказочна молва Мне неведомо самой. Но сюжет в ней золотой!
Жил да был простой солдат, и храбрец, и службе рад, Как война, так воеводы созывают всех в походы. Он же - во первых рядах, смел, находчив, при делах. Уж хвалили, награждали, на мундире три медали. А в последний службы год стало все наоборот, Что ни сделает – не так, будто вовсе он дурак, Били палками, хлестали так, что видны стали Дали.
Он решился на побег, чтоб избавиться навек От побоев да беды, невезенья череды.
Вот идёт путем-дорогой, лес прошёл, за ним и горы, В царство новое добрался, отдохнуть там собирался. Стража тут же подоспела да к царю его, для дела. Тот допрос ведёт простой:
- Ты откуда, кто такой?
Отвечает воин честно - так и так, с такого места, Всё по правде доложил, как служил, да как тужил. Царь обрадовался тот:
- Сослужи мне наперёд, А потом и отпущу, как желаешь, отплачу. Что ж, солдату не впервой, если служба – он герой.
Согласился наш солдат охранять весь царский сад. День-другой прошёл, всё ладно, честь по чести, кормят справно, Месяц так ушёл, другой, он уж просится домой, А ему – ещё чуть-чуть, а тогда отпустим в путь. Вот наутро входит в сад, и глазам своим не рад… В самом центре беспорядки, клумбы вытоптаны, грядки:
- Кто плоды с деревьев сбил? Что за зверь тут ворошил?
Сторож спрятался да ждёт, кто разбойничать придёт? Ночь стоял, всё было тихо, а к утру явилось лихо… Словно буря налетела, заревела, завертела… Ветром все плоды сшибает, аж деревья вырывает!
Видит птицу он большую, сразу ясно – неземную. Он за нею побежал, за крыло её сдержал, Та же вырвалась из рук, а солдат схватил свой лук, Да стрелой её сразил, но опять же… не убил. Побежала птица к лесу, он за ней, хоть больше весу, Догоняет уж опять, а она… взялась кричать! Да в провалище* вбежала, и орать там перестала… Наш храбрец за ней туда! - Не поймаю, так беда… Царь казнит меня тотчас, коль не выполню наказ.
…*Провалище – вход в подземелье
В пропасть мира заманила, вот такая в птице сила… Скрылась будто небывало, а солдат упал… на скалы… И не мертвый, не живой, сам не ведает, какой… День ли два прошли – не знает, но по-прежнему смекает:
- Раз не умер, то живой я? Оказался под землёй я… Значит, под землёю свет? Вот какой нашёл секрет… Значит, тут живут и люди, - помышляет он о чуде. А как встал, так и здоров, и не надо докторов! Вот идёт в ином он царстве, в незнакомом государстве, День ли два – не знает сам, но поверил чудесам…
Художник Василий Ситников
И дошел до Бела града, красота – глазам отрада! К часовому подоспел, тот, поди, окаменел… Заколдованный стоит, и не дышит, и не спит… Входит наш солдат во град, и уже совсем не рад. Да идёт теперь несмело… весь народ окаменелый! Кто в движении стоит, кто, застывши, в даль глядит, Будто время не идёт.
Ко дворцу солдат бредёт…
Но и там, как в странном сне, есть придворные, но все Словно каменные дива, а внутри-то как красиво… Золочёные палаты, окна, мебель – всё богато! Малахитовые блюда с обрамленьем изумруда, Зеркала-то, как живые, образа-то расписные! На столе закусок полно, он вина отпил без нормы, Да покрепче закусил, вот уж снова полон сил! За окошком заалелось, поваляться захотелось, Лишь присел он отдохнуть, чтоб немножечко вздремнуть, Как послышалось вдруг пенье, да какое-то движенье, Вот в палату, где сидел он, словно нечто залетело… Ветерочек ароматный, но не сильный, а приятный.
Следом входит свет царевна, а за нею слуги верно, Мамки, няньки, все хлопочут, и по-своему лопочут. Не понять их, на каком… языке, но с огоньком…
А сама царевна мило улыбнулась и красиво На чистейшей русской речи говорит:
- Я рада встрече! Расскажи мне, кто такой, да откуда ж ты, живой? Всё солдат ей повествует, честь по чести, да рифмует, Говорит уж он стихами! Сам не ведает словами… А они-то из него… льются, знамо для чего… На царевну только глянет – жар по телу к деве тянет.. Как поведал он про птицу, так царевна:
- То ж царица, - Говорит – сестра моя, много бед творит, кляня Свою долю - суетливость. Есть за что, скажи на милость - Людям горе причиняет, да и мне на жизнь пеняет, Будто я и виновата, что красива да богата… Ты же службу сослужи, мой алтарь посторожи. Да простой три ночи кряду с книгой этой, а в награду Стану я тебе женой, не подземной, а земной. Но задание такое… прямо скажем, не простое. Книгу эту так читай: ни на что не обращай Ты вниманья своего, как бы ни было темно, Как бы ни было ужасно или крики громогласны, Книгу крепко ты держи, не давай прорваться лжи…
Что ж, как водится, солдат сослужить царевне рад, А тем более такой, чаровнице дорогой. Вот он встал у алтаря с книгой книг, прошла заря, День прошёл – все хорошо, а вот ночью-то нашло… Загудело, завертело вихрем внутрь да заревело. Он стоит: ни жив, ни мёртв, но, как камень, духом твёрд. А со всей великой силой на него вдруг навалило Обвинений да угроз от начальства, и допрос, Почему-де он сбежал, своё слово не сдержал! Как осмелился приказ он нарушить, немощь глаз!
И стоит уж сам не свой, лишь качает головой, Да читает книгу эту, там - стихи его сюжета… Но лишь только рассвело, всё исчезло и сплыло… День прошёл, настала ночь… Возвращается точь в точь Та ужаснейшая сила, он же с книгою, как было, Держит крепко и читает, а о чём – уж сам не знает. Налетает на него… царь, что нанял для того, Чтобы царский сад берёг, и кричит да палкой бьёт:
- Все деревья, клумбы взрыты, быть тебе, солдат, убитым!
Книгу рвёт и угрожает. Тот - читает да читает! А чуть солнышко взошло, всё исчезло, всё сплыло! Но на третью ночь явилось пострашнее зло, взъярилось, Набежал народ лихой, он рискует головой, Все убить его грозятся, жилы рвут и жгут, дивятся, Но стоит солдат, как прежде, в нём и вера, и надежда.
- Бог не выдаст, чёрт не съест, достою до благовест… Сила, видно, не в словах, да не в том, что в головах…
Вот, дождался он утра. Нечисть сгинула! Пора! Стал иным солдат-герой, изменился свет мирской! И тогда честной народ стал живым, и, в свой черёд, Мир ожил весельем сказки с волшебством душевной ласки. И царевна, словно пава, подошла к солдату справа, Говоря любви слова – закружилась голова… Всё воистину не снится, рядом царская девица! Вот уж за руку берёт, к алтарю его ведёт…
Всей душой солдат влюбился, на красавице женился, Свет сияет перед ним, да зовёт его «Своим»! Царство то, что каменело, зацвело вовсю, запело, Детский смех вокруг струится, Пир воистину не снится! Тут и свадебку сыграли на весь мир цветущей Дали!
Я была на этом Пире среди звёздочек в Эфире. Мёд и вина там пивала, веселилась, танцевала, И скажу вам по секрету, эта сказка – чудо света. Вам же надо попытаться, о загадке догадаться! Рассказала, что слыхала, ни о чём не умолчала. Тут и сказочки конец, а кто слушал – молодец!
Царевна-змея Эзоп Ковчега Эзоп - Северная мастерская Феано.
Одна сказочница рассказывала мне старую русскую сказку...
В каждой сказочке, где люди сохраняют весть о чуде, Много выдумки благой, но не выдуман герой, И судьба его, и встречи! Да о том и сказки речи…
Ехал раз путем-дорогой казачек, устал немного, Да заехал отдохнуть в рощу, чтоб продолжить путь. Закурил свою он трубку, да увлекся не на шутку, И попал искрой в стожок, что был собран на лужок, Как в обычае страны, преглубокой старины... Пламя вспыхнуло велико, стог горит, пылает лихо, А среди того огня – дева красная – моля, Говорит ему: – Казак, выручай меня! – Но как? - Восклицает деве он, - Жар огня со всех сторон!
- Пику сунь свою, узнаешь, ты ж царевну выручаешь! Так она его молит, и казак помочь спешит. Пику сунул он в огонь, - дева вышла! Вздрогнул конь, Ветер тотчас зашумел, погасить огонь сумел,
А царевна вдруг… змеей обернулась… - Будь со мной! И уже к нему на шею… В три кольца обвит он ею… Испугался наш казак, а избавиться - никак! Хвост змея свой укусила, знать, в тех кольцах злая сила… Что тут делать, как же быть? Уж не хочет дальше жить.
А змея ему на это говорит стихами света… - Ты не бойся, молодец, хоть невольником колец, Да носи меня на шее ты семь лет, снимать не смея. Разыщи такое царство оловянного богатства, А найдешь, останься в нем, и еще семь лет потом В нем живи! Сослужишь службу, отплачу за эту дружбу, Будешь счастлив ты, поверь. Отправляйся в путь теперь!
Хвост схватила голова и умолкла навсегда. Делать нечего, казак в путь отправился. Итак, Ищет царство оловянно, лишь оно теперь желанно. Много времени ушло, как водою уплыло. То в цветах, туманах леса, то в дыму без интереса... По семи долам водила казака лихая сила…
На седьмой лишь год добрался до горы, а как взобрался На крутую гору эту, видит замок – краше нету. Оловянный да блестящий за стеною близстоящей… Вдруг стена пред ним раскрылась, въехал он, та затворилась. А вокруг широкий двор, опьянен красою взор.
В ту минуту, зову внемля, сорвалась змея да в землю Камнем пала, встала девой, неземною королевой. И уже душа девица обернулась следом птицей. Улетела, с глаз пропала… словно вовсе не бывало.
А казак коня поставил на конюшню да заставил Вновь себя смириться с тем, что дано не насовсем. Стал осматривать дворец наш бывалый молодец. Зеркала со стен сияют, а картины лик меняют,
Всюду бархат да фарфор, лишь не слышен разговор. Ни снаружи, ни внутри никого, сколь ни смотри.
- Эх, куда же я заехал! – Отзывается лишь эхо… - Что я буду есть и пить, коли не с кем говорить?
Лишь подумал, глядя в пол, перед ним уж полный стол. Закусил казак да выпил, подмигнул портретным ликам. - Значит вместе поживем, живы будем – не помрем. Долго ль, коротко – не знаю, а казак-то дни считает. Хоть живет на всем готовом, но один, без ласки слова… Оловянный замок стал вдруг тюрьмой, что дух сковал. Стены глухи, высоки, хоть стреляйся от тоски. Не с кем слова-то сказать, как же было ни страдать? И взяла его тоска за грудки да свысока Стала мучить, душу жечь, ты живи да не перечь. Но ни выхода, ни входа, ни спасенья, вот невзгода…
Он терпел, куда же деться, нет колец, но нет и сердца… Раз схватил казак дубину, вышел в залы, в середину, Начал бить он зеркала, мебель, стены, вот дела… Серебро швырял и рвал бархат в клочья и метал Стулья прямо в потолок, чтоб хозяин видеть смог. Нет…! Хозяин дома сплыл, будто вовсе тут не жил…
Лег, уставши, он поспать, а наутро стал опять Думу думать, бесполезно. Не сбежать и не исчезнуть… Захотел поесть, но нет… уж стола, пропал обед. Дом разрушен, конь не кормлен, сам собою уж неволен. Вот и думает себе, ну, чего достиг в судьбе… Раб себя и изобьет, коль нечестием живет. Я вчера разбушевался, а теперь нет даже кваса. И покаялся казак, что разгневался, дурак.
Глядь, откуда ни бывало, стол, еда, вино да сало! И еще три дня прошло, а наутро рассвело, Он с постели-то встает, а уж конь у двери ржет, И оседлан и напоен... Как же странно мир устроен!
Взял он пику, вышел в двери на широкий двор, не веря, Вдруг, откуда ни возьмись, красна девица явись!
- Здравствуй, добрый человек, срок прошел, не долог век, Ты меня расколдовал, да из пламени спасал, И теперь-то я свободна, а по крови благородна. Знай, Кощей меня Бессмертный взять желал женою верной, Насмеялась я над ним, от насмешки он лихим Колдовством заколдовал и змеей меня назвал…
Сослужил ты службу мне, так поедем на коне К отцу, матушке моим, там тебя и наградим. Станет батюшка отец подносить тебе ларец, Откажись и не бери, а бочонок попроси, Что в подвале у него, там волшебное вино. Как покатишь им направо, так и ешь, и пей на славу Ты в палатке золотой, что возникнет пред тобой. А покатишь им налево, все исчезнет. – Молвит дева.
- Хорошо, - казак сказал, хоть жениться уж желал… Понимал, не отдадут… ту, кого столетья ждут. Долго ль, коротко ль, не знаю, вот уж к дому подъезжают, К распрекрасному дворцу, дочь бежит бегом к отцу. Тот увидел да ликует, мать царица дочь целует, Праздник в царстве, пир горой, дочь вернулася домой! Столько слез пролито было, столько молодцев сгубило Жизнь свою – Кощею в радость, в прах отдавших свою младость. Победить никто не смог, ведь Бессмертный тот залог. Дважды семь – итог исканий, самых трудных испытаний. А царевна вновь ему говорит: - Хвала тому, Кто терпел свое занятье, сняв с меня печать проклятья. Спас меня ты, сам не зная, почему, да кто такая…
Казака царь награждает, блюдо с золотом вручает, Тот качает головой: - Благодарствую, родной, Но не надо мне ни злата, ни того, что есть в палатах, Награди меня бочонком, что в подвале под печенкой.
- Много хочешь! – Молвит царь, - и подносит целый ларь! Но казак-то не берет, а того бочонка ждет.
- Ладно, - молвил царь, - мне дочь дорога, иди же прочь Ты с бочонком, что просил, забирай, коль хватит сил. Взял казак подарок тот и подался до ворот, Ну, а там по белу свету уж пошел искать совету. Как же быть теперь ему, как вернуться ко двору… Свое счастье отыскать, больше нечего желать… Вдруг с поникшей головой старичок идет босой, Тут казак остановился, деду в пояс поклонился, Говоря: - Я угощаю, твою старость уважая. Вижу, голоден, устал, так поешь, испей бокал. Покатил бочонок вправо – появился стол на славу, Да в палатке золотой, со скатеркой расписной, Слуги кормят, в ряд стоят, убирают да глядят… Отобедали они, и на отдых прилегли.
А потом ему старик говорит: - Я не велик, И не царь, и не богат, а с тобою встрече рад. Благодарствую, сынок, путь мой тяжек и далек, Я ищу того, кому бы дар познания был любым. А иначе мне шагать, конца света не видать…
Встал казак и поклонился: - Ты ко времени явился! Знанья мне нужны теперь, а иначе, верь, не верь, Жизнь моя уж ни к чему… Дочь царя не по плечу, Не отдаст мне в жены деву, хоть и спас ее из плену, Ведь послушался совета, взял бочонок… я за это… Пить да есть, конечно, надо, но желанная награда Мне была бы дочь царя, ясным солнышком даря.
И вздохнул казак глубоко, собираясь во далеко… Покатил бочонок влево – все исчезло да без следу. Старичок в ответ на это говорит: - Мои секреты На бочонок обменяю, как помочь тебе - я знаю.
Рад казак тому: - Отец, научи же, наконец, Я согласен обменяться. Как же к цели мне добраться? Тут старик присел немножко, да притопнул следом ножкой, Хлопнул трижды и подпрыгнул – меч огромный с неба вынул. И дает он этот меч казаку и держит речь:
- Кладенец сей самый древний, меч булатный, делу верный, Злых врагов разит в бою, вот бери, тебе дарю. А в обмен даю совет за бочонок – к счастью лет. Мой совет и прост и стар: для души используй дар. А корыстные деянья лишь преграда для познанья.
Ты ступай назад до царства, знаю я, у государства Вражья рать стоит теперь, жаждет крови жадный зверь, Алчет царство захватить, да в законах лживых жить. Только ты спасенье в силах царству дать, ступай же, милый.
- Благодарствую, отец! - И берет он Кладенец, Скачет к царственным границам, видит - рать стоит, дивится… Вправду, силы те несметны! Войско ж царства – безответно, Сдаться в слабости готово, хоть в мундирах и здорово… Царь с градской стены глядит, поражением убит… Но казак уже на месте, биться будет за невесту. Вот, со всей казацкой статью вышел он сразиться с ратью. Конь летит под ним стрелой с приподнятой головой, Пыль столбом вокруг клубится, вражий строй стоит, глумится, Над отчаянным смеется, а казак с копьем не гнется, Вот уж рядом скачет воин, славы воинской достоин, Раз взмахнул мечом, другой… Враг побит! Бежит долой…
В поле головы остались, что с плечами попрощались… Даже часа не прошло, даже солнце не зашло, Царь спешит ему навстречу, обнимает крепки плечи, Говоря: - Теперь отдам дочь тебе, и царствуй сам.
Трубы громкие трубили, вина, мёды сладки пили За здоровье молодых и за доблесть удалых, И друг друга поздравляли, счастья, радости желали, Свадьба славная была, славу царству принесла.
Пела я на том пиру, краше не было в миру. Сказка жизни песней стала, знать, в ней мудрости немало…
Русская народная сказка в обработке Афанасьева Александра Николаевича
Ехал казак путем-дорогою и заехал в дремучий лес; в том лесу на прогалинке стоит стог сена. Остановился казак отдохнуть немножко, лег около стога и закурил трубку; курил-курил и не видал, как заронил искру в сено. После отдыха сел на коня и тронулся в путь; не успел и десяти шагов сделать, как вспыхнуло пламя и весь лес осветило. Казак оглянулся, смотрит: стог сена горит, а в огне стоит красная девица и говорит громким голосом: «Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти». — «Как же тебя избавить? Кругом пламя, нет к тебе подступу». — «Сунь в огонь свою пику; я по ней выберусь». Казак сунул пику в огонь, а сам от великого жару назад отвернулся.
Тотчас красная девица оборотилась змеею, влезла на пику, скользнула казаку на шею, обвилась вокруг шеи три раза и взяла свой хвост в зубы. Казак испугался, не придумает, что ему делать и как ему быть. Провещала змея человеческим голосом: «Не бойся, добрый молодец! Носи меня на шее семь лет да разыскивай оловянное царство, а приедешь в то царство — останься и проживи там еще семь лет безвыходно. Сослужишь эту службу, счастлив будешь!»
Поехал казак разыскивать оловянное царство, много ушло времени, много воды утекло, на исходе седьмого года добрался до крутой горы; на той горе стоит оловянный замок, кругом замка высокая белокаменная стена. Поскакал на гору, перед ним стена раздвинулась, и въехал он на широкий двор. В ту ж минуту сорвалась с его шеи змея, ударилась о сырую землю, обернулась душой-девицей и с глаз пропала — словно ее не было. Казак поставил своего доброго коня на конюшню, вошел во дворец и стал осматривать комнаты. Всюду зеркала, серебро да бархат, а нигде не видать ни одной души человеческой. «Эх, — думает казак, — куда я заехал? Кто меня кормить и поить будет? Видно, пришлось помирать голодною смертию!»
Только подумал, глядь — перед ним стол накрыт, на столе и пить и есть — всего вдоволь; он закусил и выпил, подкрепил свои силы и вздумал пойти на коня посмотреть. Приходит в конюшню — конь стоит в стойле да овес уплетает. «Ну, это дело хорошее: можно, значит, без нужды прожить».
Долго-долго оставался казак в оловянном замке, и взяла его скука смертная: шутка ли — завсегда один-одинешенек! Не с кем и словечка перекинуть. С горя напился он пьян, и вздумалось ему ехать на вольный свет; только куда ни бросится — везде стены высокие, нет ни входу, ни выходу. За досаду то ему показалося, схватил добрый молодец палку, вошел во дворец и давай зеркала и стекла бить, бархат рвать, стулья ломать, серебро швырять: «Авось-де хозяин выйдет да на волю выпустит!» Нет, никто не является. Лег казак спать; на другой день проснулся, погулял-походил и вздумал закусить; туда-сюда смотрит — нет ему ничего! «Эх, — думает, — сама себя раба бьет, коль нечисто жнет! Вот набедокурил вчера, а теперь голодай!» Только покаялся, как сейчас и еда и питье — все готово!
Прошло дня три; проснувшись поутру, смотрит казак в окно — у крыльца стоит его добрый конь оседланный. Что бы такое значило? Умылся, оделся, богу помолился, взял свою длинную пику и вышел на широкий двор. Вдруг откуда ни взялась — явилась красная девица: «Здравствуй, добрый молодец! Семь лет окончилось — избавил ты меня от конечной погибели. Знай же: я королевская дочь; полюбил меня Кощей Бессмертный, унес от отца, от матери, хотел взять за себя замуж, да я над ним насмеялася; вот он озлобился и оборотил меня лютой змеею. Спасибо тебе за долгую службу! Теперь поедем к моему отцу; станет он награждать тебя золотой казной и камнями самоцветными, ты ничего не бери, а проси себе бочонок, что в подвале стоит». — «А что за корысть в нем?» — «Покатишь бочонок в правую сторону — тотчас дворец явится, покатишь в левую — дворец пропадет». — «Хорошо», — сказал казак, сел на коня, посадил с собой и прекрасную королевну; высокие стены сами перед ним пораздвинулись, и поехал он в путь-дорогу.
Долго ли, коротко ли — приезжает в сказанное королевство. Король увидал свою дочь, возрадовался, начал благодарствовать и дает казаку полны мешки золота и жемчугу. Отвечает добрый молодец: «Не надо мне ни злата, ни жемчугу; дай мне на память тот бочоночек, что в подвале стоит». — «Многого хочешь, брат! Ну, да делать нечего: дочь мне всего дороже! За нее и бочонка не жаль; бери с богом». Казак взял королевский подарок и отправился по белу свету странствовать.
Ехал-ехал, попадается ему навстречу древний старичок. Просит старик: «Накорми меня, добрый молодец!» Казак соскочил с лошади, отвязал бочонок, покатил его вправо — в ту ж минуту чудный дворец явился. Взошли они оба в расписные палаты и сели за накрытый стол. «Эй, слуги мои верные! — закричал казак. — Накормите-напоите моего гостя». Не успел вымолвить — несут слуги целого быка и три котла пива. Начал старик уписывать да похваливать; съел целого быка, выпил три котла пива, крякнул и говорит: «Маловато, да делать нечего! Спасибо за хлеб за соль».
Вышли из дворца; казак покатил свой бочонок в левую сторону — и дворца как не бывало. «Давай поменяемся, — говорит старик казаку, — я тебе меч отдам, а ты мне бочонок». — «А что толку в мече?» — «Да ведь это меч-саморуб; только стоит махнуть — хоть какая будь сила несметная, всю побьет! Вон видишь — лес растет; хочешь — пробу сделаю?» Тут старик вынул свой меч, махнул им и говорит: «Ступай, меч-саморуб, поруби дремучий лес!» Меч полетел и ну деревья рубить да в сажени класть; порубил и назад к хозяину воротился. Казак не стал долго раздумывать, отдал старику бочонок, а себе взял меч-саморуб; махнул мечом и убил старика до смерти. После привязал бочонок к седлу, сел на коня и вздумал к королю вернуться. А под стольный город того короля подошел сильный неприятель; казак увидал рать-силу несметную, махнул на нее мечом: «Меч-саморуб! Сослужи-ка службу, поруби войско вражее». Полетели головы, полилася кровь, и часу не прошло, как все поле трупами покрылося.
Король выехал казаку навстречу, обнял его, поцеловал и тут же решил выдать за него замуж прекрасную королевну. Свадьба была богатая; на той свадьбе и я был, мед-вино пил, по усам текло, во рту не было.
Царевна-змея // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984—1985. — (Лит. памятники). Т. 2. — 1985. — С. 268—270.
Дата: Суббота, 2020-01-25, 9:18 AM | Сообщение # 4
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7503
Статус: Offline
Сказка - Верю в себя
Николай Рерих. Держательница мира
Сказка по мотивам Н. Рериха (Детская сказка)
Сказка детская, да и нам годна. Молодецкая, да как свет мудра. Кто Царевна та, кто певцом-то был? Сказка древняя... Вспомни, что забыл...
((()))
Как во граде во большом Царь, стареющий вдовец, Думал дочку под венец Так отдать, дабы потом Распрекрасная Царевна, Что была так хороша, Словно солнышка душа, Зажила б, как песнь, напевно. И ему бы старику Внуков малых надарила! Всё Царю бы стало мило, Только б счастье ко двору...
А Царевна, люди знали, Красотою и умом Затмевала солнце днём! Так что, свататься желали И князья, и воеводы, И заморские купцы, Да и просто молодцы, Покорители природы.
Назвала Царевна срок, Чтоб при всём честном народе Женихи б по давней моде Речь держали. Да чтоб впрок Мысль была: чего жене Смогут дать они своей! Дочь-то царственных кровей, Выбирала по себе. Женихи, конечно, ждали Этот день, и всяк себя Мнил достойным для Царя, Хоть в сердцах переживали:
- Много нас де, женихов! К трону нужен лишь один, Лучший муж и господин, Царский дом ему готов!
Вот настал тот долгожданный День речений сладкозвучных, Обещаний, клятв двуручных. Каждый шёл как первозванный! Кто хвалился именитым Родом многих поколений, Кто казною из каменьев, Кто мечом, молвой увитым.
Лишь один не похвалялся. Кто он был, пришёл откуда - Неизвестно, но покуда Он певцом всем назывался...
И при этом говорил Очень чисто и красиво! Женихи глядят ревниво, Незнакомец, полный сил, Пел чарующие песни, Что другим напоминали Молодые дни и дали, Где живётся всем чудесней.
По обычаю страны, Первым вышел знатный князь, И, Царевне поклонясь, Начал речь. Тут мы должны Так сказать: в короткой сказке Места нет для всех речений, Да и мысленных течений Не опишешь даже в краске. Князь читал в старинной Книге Имена далёких предков, (Знать Царевне для заметков), А подумывал о миге, Как она ему в ответ, Всё узнав о древнем роде, Скажет здесь, при всем народе: - Я даю тебе обет!
Но прослушала она Всё спокойно, величаво, А, быть может, и лукаво, И улыбкой отвела.
Именитый воевода Вышел следом, говоря: - Все боятся здесь меня! Грозно имя для народа. И заморский гость купец Жемчугами обещал Усыпать дворцовый зал, А жене - пятьсот колец, Да шелка, да изумруды, Благовония, фарфор, Из китайских, дальних гор, Да монет златые груды!
Так вещали женихи, А певец пока молчал, Да улыбку примечал У Царевны. А стихи... На душе его лежали, И беззвучно напевали, Как невидимое море Размышляет о просторе...
Царь певцу: - Ну, говори, Что жене ты сможешь дать? Тот, убрав от уст печать, Отвечал: - Стихи свои... Чтобы верила в себя!
Женихи переглянулись, Гости странно улыбнулись, А Царевна: - Как же я... Понимать тебя должна?
- О, Царевна! Ты красива, Да умна, красноречива! Ну, а где ж твои дела? Нет их, ибо веры нет! Ты в себя пока не веришь, Да чужим аршином меришь, Хоть ума - на целый свет! Коль за князя выйдешь замуж, Станешь Книгу ту читать, Верить в Книгу, да в печать, А нужна ль та вера так уж? За купца пойдёшь, получишь Драгоценную казну, Веру в золото, суму... Ну, а сердцу что же вручишь?
И в покой ты можешь верить, Если жить за воеводой, Как за каменной породой, Эту веру чем измерить? От самой себя укрывшись То ли Книгой, то ли златом, То ли кованым булатом, Станешь жить отовратившись... Не смогу тебе я дать Красну Книгу да печать, Злата полную казну, Да хваленья поутру...
Я иду, куда - не знаю... Нет там книги, нет и злата, Нет войны, дворца, палаты, Нет границ, нет царствам краю, Ибо верую в себя!
- Обожди! - воскликнул Царь, - Есть ли право? Так ли встарь Говорили, мир любя? Но певец в ответ запел Песню радости и счастья. И сердца... полны участья, Каждый духом возлетел!
А потом запел он так, Что слеза у глаз явилась, Песнь печальная разлилась, Словно горькой боли знак. Замолчал на миг певец, А затем поведал сказку Про дорогу, дом и ласку, Да про то, что ждёт Отец...
Замолчали все, кто был. И задумалась Царевна... Речь звучала так напевно, Словно б тайну он открыл... - Верю я в себя! - сказал Им певец. Никто над ним Не смеялся, но вкусил Плод неведомых Начал...
Продолжал он: - Вера эта По пути ведёт меня Светом солнца, силой дня, Красотой явленья света.
- Отрываешься от мира! Так сурово Царь сказал, - Ты средь тысячей зеркал Одиночества ждёшь пира. Веря лишь в себя, пойдёшь Ты не с нами, - против нас. Говорю я без прикрас. Так, куда ты дочь зовёшь?
Ничего не говоря, Тот запел вдруг о восходе, О всевидящей Природе, Той, что верит… лишь в себя. Да о том, как любит он... Всей душой и свято верит, Что Природа не изменит Этой вере! Жизнь - не сон!
И нахмуренные брови Вдруг разгладились. И Царь Улыбнулся всем, как встарь От игры горячей крови. И Царевна улыбнулась. - Ты поёшь, а песнь живёт! Мир наш песней расцветёт, Да и я, смотри, проснулась! Оторвался ль ты от мира, Или мир наш приподнял? Будто ласково обнял Сладкой песней, будто лира В каждом сердце ожила, И любовь ко всей Природе Вновь проснулася в народе... Может, раньше я спала? Да не знала и себя?
Тут Царевна замолчала, Знать, тихонько подмечала Всё ж сомнения Царя...
В самом деле... Царь сказал: - В песню веришь ты, певец, Так сознайся, наконец, Не в себя! Зачем солгал?
А в ответ услышал: - Да, Песня - часть меня всего. Песня - малое звено, Вера ж цельная - в себя! Если в песню я поверю Больше, чем в себя, разрушу Силу, веру, да и душу... Я не вынесу потерю. И поэтому всегда Песни я пою привольно Для себя! Живу... невольно, Словно в реченьке вода. Поведу жену я в путь С песней, верой и любовью, Что дарует чистой кровью, Чтоб душою не уснуть. И Царевна тотчас встала: - Верить я хочу в себя, Мужа искренне любя! - Я с тобой! - она сказала...
Лара_Фай-Родис, спасибо за напоминание и ролик. А ссылка на Плейкаст была, сам ресурс закрылся, увы... даже не знаю, где искать муз файл, мы раньше не пользовались Каталогом файлов. Чудесное исполнение, поищем источник у самой чтицы Таисии. Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Книга представляет читателю две старинные русские сказки в ритмах Феаны (год издания 2012 г.), украшенные великолепными картинами художника-сказочника Ивана Билибина (1876 г. – 1942 г.), созданными к другим сказкам и позаимствованными в сетевой галерее. Сказки «Царевна-змея» и «Оловянное царство» - для среднего и старшего школьного возраста. Сказки - жемчуга мира Книги Семи Морей
Озвученные русские сказки - огромный ресурс Олега Данкир САМОГЛЯДНОЕ ЗЕРКАЛО (повторно на нашем форуме приглашаем послушать эти старинные русские сказки!)
Дата: Суббота, 2022-12-17, 12:10 PM | Сообщение # 13
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3961
Статус: Offline
Доля и Недоля
Наталья Листикова Были у богини Макоши дочери Доля и Недоля, те самые девы судьбы, что пряли нити жизни для каждого человека. Доля нитку пряла светлую, ровную, а Недоля – кривую, непрочную, с узлами. Считалось, что участь они людям определяли от рождения и до самой смерти. Будь человек последний лентяй или злодей, но если ему Доля выпала, то будет благополучен и счастлив. А кому Недоля нить спряла, тому век горемыкой жить, как бы ни старался. Так решили боги. И надо было людям не роптать и с участью своей мириться. И был среди богов один, с этим не согласный. Звали его Пров, что значит Провидец, Ведун, у богов он в особой чести не был, а вот люди простые часто к нему обращались, просили пропажу разыскать или на преступника указать. Были у бога Прова длинные уши, чтобы все слышать, зоркие глаза. И еще было у него много помощников, что разные вести до него доносили. Знал Пров , что часто не справедлива Судьба к человеку, старался людям помогать. Пошел раз Пров к девам судьбы и говорит: «Несправедливо людей от рождения судьбой наделять, человек и сам должен свою судьбу творить». И указал на двух братьев, которым, сестры судьбу отмеряли: Старшему – Недоля, а Доля – младшему. Старший брат был человек добрый и трудолюбивый, но судила ему Недоля жить в тяжких трудах и нищете. Мать его недолго на свете задержалась, молодой умерла. Отец на другой женился, старшим сыном помыкал, куском хлеба его попрекал. А младшего любил и все хозяйство ему передал, старшему ничего не досталось.
Пришлось старшему брату у младшего в работниках служить. А тот год от года богатеет, удача сама в руки идет. Хозяйство у него немалое: и земля есть, и коровы, и кони. Поле его урожай хороший дает, он зерно на базар отвозит, с прибылью продает. Хитрит при этом. Подложит под весы монетку – с двух мешков прибыль, как с трех. Деньга к денге – так богатство и наживается.
А старший брат живет в сторожке, что еще при его деде стояла, работает у брата с утра до ночи. Но он к работе привычен. Одно печалит, что придется век бобылем вековать, но на судьбу не ропщет.
Попенял Пров девам судьбы, и решили они на землю спуститься, братьев проведать да испытать, правильная ли им судьба отмерена. Пошла Доля сначала к младшему брату. Обернулась бабушкой-нищенкой, просится поужинать да переночевать. Но, понятное дело, младший брат быстро её от ворот повернул: если всяких кормить, себе не хватит. Огорчилась Доля. Села на дороге прямо в пыль, но старший брат нищенку поднял, в сторожку свою привел. «Живи, - говорит, - сколько хочешь. Корочка хлеба найдется, и мне веселее будет». Так и осталась старушка у старшего брата.
Теперь настал черед Недоли братьев испытывать. А те как раз ездили на ярмарку пшеницу да овес продавать. Старший брат мешки таскал, зерно отсыпал-мерил, а младший денежки считал да в мошну складывал. Прибыль хорошую взял. Едут братья назад. Младший на телеге, городским товаром груженной, чтоб на селе торговать, старший лошадь под уздцы ведет. Видят они, вдоль дороги кобылка бежит. Да такая ладная, что ей только княгинь да княжон возить. Ни сбруи, ни узды на кобылке нет. У младшего брата глаза загорелись. «Давай,- говорит, - кобылу поймаем. Да за такую кобылу столько денег взять можно!» Старший брат отговаривает: «Она, верно, из княжьего табуна отбилась, небось, ищут уже. Ежели такую ловить, то надо сразу на княжий двор вернуть». Но младший брат от своего не отступает, подманивает лошадку, а она прямо сама в руки идет, будто всегда его было. Так на двор к нему и пришла. Хозяин её в конюшню завёл, зерна задал, стал думать, куда лошадку незаметно свести, чтоб продать с выгодой. Понимает ведь, что попасться может. И попался ведь, Недоля тому подсобила. Известно ведь, где Недоля – там разор и горе. Люди кобылку углядели, куда надо донесли. Налетели всадники, двор разорили, кобылку в табун увели, а младшего брата повязали - да и к воеводе на расправу повезли. А тот на расправу скорый, в подвал конекрада бросили, а прежде так отделали, что еле и очухался.
Старшему брату тоже в переделке досталось. Начался в разоренном дворе пожар. Пока все, кто мог, воду носили, пламя тушили, перекинулся огонь на ветхую сторожку, дотла спалил.
Тем временем Доля и Недоля приняли настоящий свой облик, встретились на дороге, а там и Прове к ним подошел. Недоля довольна собой: «Какая я могучая, однако! Пусть все знают, что Недоля Долю пересилила. Младший брат от меня сполна получил, да и старший брат, как был горемыкой, таким и остался. Было ему на роду написано, что сгорит его сторожка, так и случилось». Тут Доля вмешалась: «Сторожка-то сгорела, только недаром я там ночевала, а там, где Доля, там прибытку боле». И в самом деле, стал старший брат на пепелище копаться, искать, может, что-то от огня уцелело. Вдруг увидел, блестит что-то среди углей – а там горшок с золотыми монетами. Не один десяток лет схорон пролежал, да вот хорошему человеку в руки попал. Купит себе потом старший брат на эти деньги землю, дом построит. Да и брата младшего из неволи вызволит.
Смотрят сестры друг на друга с недоумением. Что ж, значит, судьбы-то у братьев изменились? Значит, не все сбывается, что на роду написано? Пров и говорит им: «Всякая судьба не без милости, всякий человек не без удачи, но ее заслужить надо. Вот Доля достойного одарила, а где жадность и обман – там и Недоля». - Мудрым был Пров, недаром его богом справедливости почитали. С тех пор Доля и Недоля перестали нити судьбы прясть. Живут среди людей. Доля всем добра желает, только ленивых, нерадивых да выпивох всяких не жалует, от злых людей подальше держится. Да и имя себе сменила – теперь зовется Счастьем. А Недолю - Лихом, Злосчастьем, Бедой нарекли.
сказка ложь, да в ней намек! Кто познает - тем урок Когда те, у кого нет чувства юмора, смеются, те, у кого оно есть, - плачут
изм. от 14.01.2016 г - (дополнено)
Чтобы понять древние сказы и смысл, заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей живших в древние времена, когда и появлялись сами сказы. Ключами к настройке на древнее восприятие являются неизменные образные корни той или иной сказки. Например, животные - это название чертогов на Сварожьем Круге, когда же они помогают - это нужно воспринимать как помощь предков, тотемное животное
Как пишут в ведах, первый Великий Потоп произошёл в результате уничтожения Луны Лели, одной из трёх Лун вращавшихся вокруг Мидгард-Земли в те времена. Вот как говорят древние источники об этом событии: “Чада вы Мои! Знайте, ходит Земля мимо Солнца, но Мои слова не пройдут мимо вас! И о древних временах, люди, помните! О Великом потопе, истребившем людей, о падении на матушку Землю огня!” / Песни птицы Гамаюн /
.
“Вы на Мидгарде живёте спокойно с давних времён, когда мир утвердился… Помня из Вед о деяниях Даждьбога, как он порушил оплоты Кащеев, что на ближайшей Луне находились… Тарх не позволил коварным Кащеям Мидгард разрушить, как разрушили Дею… Эти Кащеи, правители Серых, сгинули вместе с Луной в получастьи… Но расплатилась Мидгард за свободу Даарией, скрытой Великим Потопом… Воды Луны тот Потоп сотворили, на Землю с небес они радугой пали, ибо Луна раскололась на части и с ратью Сварожичей в Мидгард спустилась…” / Саньтии Веды Перуна /.
В память о спасении от Потопа и Великом Переселении Родов Расы Великой в 16-й год появился своеобразный обряд – Пасхет с глубоким внутренним смыслом, совершаемый всеми Православными людьми. Этот обряд всем хорошо знаком. На Пасхет крашенные яйца ударяют друг о друга, проверяя, чьё яйцо крепче. Разбитое яйцо называли яйцом Кащеев (отдавали его собакам), т. е. разрушенной Луной Лелей с базами Чужеземцев, а целое яйцо называли Силой Тарха Даждьбога (ели сами). А чтобы очищенное яйцо отличалось от неочищенного их и красили. В обиходе также появилась сказка о Кащее Бессмертном, чья смерть была в яйце (на Луне Леле) где-то на вершине высокого дуба (на мировом дереве, т. е. фактически на небе). И не путайте - бес смертный и безсмертный, раньше была и такая форма написания, означавшая вечность. А Луначарский развел сплошную бесовщину. И заметьте, не в католицизме, не в иудаизме, не в исламе, хотя корни у всех одни, такого обряда нет! Став православным, христианство вынуждено было ввести этот обычай, изложив его на новый лад и окрапив символом крови Иешуа.
Но у яйца есть еще одно, более глубокое значение. Яйцо во все времена, ещё задолго до христианства, было символом Вселенной, атрибутом Рода Великого. Это Род Небесный силою любви - Лады (или Прави) разрушил яйцо - структурную ячейку надкосмического информационного поля, и «любовью мир наполнился».
"До рождения света белого тьмой кромешною был окутан мир. Был во тьме лишь Род - Прародитель наш. Род - Родник Вселенной, Отец богов. Был вначале Род заключён в Яйце, был он семенем непророщенным, был он почкою нераскрывшейся, но конец пришёл заточению, Род родил Любовь - Ладу-матушку. Род разрушил темницу силою Любви, и тогда Любовью мир наполнился. И родил Он Царство Небесное, а под ним создал Поднебесное. Отделил Океан - море синее от небесных вод твердью каменной. Разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою. Род из уст испустил птицу Матерь Сва, Духом Божьим родил Сварога..." / Песни птицы Гамаюн /
Яйца, разрисованные в те времена, представляли и до сих вор представляют собой настоящие произведения искусства. Во-первых, для их разрисовки последователи древнего православия использовали все семь цветов радуги, плюс белый и черный, которые должны были олицетворять собою цвета девяти чакр человека. Так как нам известен закон: «Как наверху, так и внизу, и наоборот», то из этого следует, что гамма из девяти цветов символизирует основные созидательные силы Космоса. Кроме всего прочего, на праздничных яйцах изображались в виде сказочных, порхающих среди цветов, птиц небесные ипостаси Рода, его дети - боги. Очень часто изображались и орнаменты из свастик. Новая религия не только искажала славянские сказки, но и создавала свои. В таких сказках главным образом присутствует извечная мечта христианского народа о «халяве». В то время как в славянских сказках главные герои всегда добиваются цели только своим трудом. Кстати, в Индии есть очень популярная сладость - халава, которую раздают бесплатно в храмах. Это сладкое блюдо из манки, обжаренной сначала в сливочном масле, а затем доведенной до готовности в сладком сиропе. Одним из примеров искажений является Сказка о репке, известная всем с самого раннего детства. В изначальном славянском варианте данная сказка указывает на взаимоотношение поколений, а также указывает на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования.
В современном варианте этой сказки не хватает еще двух элементов, существовавших изначально – Отца и Матери, без которых получается семь элементов, т к у христиан семеричная система восприятия, в отличии от девятиричной славянской системы. В изначальной сказке было девять элементов, в каждом из которых был свой скрытый образ: Репка – достояние и мудрость Рода, его корни. Она как бы объединяет земное, подземное и надземное; Дед – Древняя Мудрость; Бабка – традиции дома, хозяйственность; Отец – защита и опора; Мать – любовь и забота; Внучка – дети, внуки; Жучка – достаток в Роду, есть что охранять; Кошка – благостная обстановка в Роду, т к являются гармонизаторами энергии человека; Мышка – благосостояние семьи, где нечего есть и мыши не водятся. Но христиане убрали Отца и Мать, и заменили их образы на защиту и опору от церкви, а заботу и любовь – на Христа. Изначально смысл заключался в следующем: иметь связь с Родом и Родовой Памятью, жить в гармонии с родными и иметь Счастье в семье. Может отсюда и пошло выражение - Дать по репе - чтобы наступило просветление. https://alexfl.ru/vechnoe/vechnoe_skazki.html
Дата: Пятница, 2024-01-26, 10:16 AM | Сообщение # 15
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18808
Статус: Offline
Русская народная сказка
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик со старухой. У них было три сына, третьего звали Иван-дурак. Первые двое женатые, а Иван-дурак холостой; два брата занимались делом, управляли домом, пахали и сеяли, третий же ничего не делал. Один раз отец и снохи стали Ивана посылать на поле допахать сколько-то лех1 пашни. Парень поехал, приехал на пашню, запряг лошадь, проехал с сохой раз ли, два ли, видит: счету нет комаров да мошек; он схватил хлыстик, стегнул по боку лошадь, убил их без сметы; ударил по другому, убил сорок паутов2 и думает: «Ведь я на один замах убил сорок богатырей, а мелкой сошки3 сметы нет!» Взял их всех положил в кучу и завалил конским калом; сам не стал пахать, выпряг лошадь, поехал домой. Приезжает домой и говорит снохам и матери: «Давайте мне полог4 и седло, а ты, батюшка, давай саблю, котора у тебя висит — на стене заржавела. Что я за мужик! У меня ничего нет».
Те посмеялись над ним и дали на смех какой-то расколотый тюрик5 наместо седла; парень наш приделал к нему подпруги и надел на худую кобыленку. Вместо пологу мать дала какой-то старый дубас6; он и то взял, да взял саблю у отца, пошел, выточил, собрался и поехал. Доезжает до росстаней7 — а был еще мало-мало грамотный — написал на столбе: приезжали бы сильные богатыри Илья Муромец и Федор Лыжников в такое-то государство к сильному и могучему богатырю, который на один помах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет, и всех их камнем привалил.
Точно, после его приезжает богатырь Илья Муромец, видит на столбе надпись: «Ба, — говорит, — проехал сильный, могучий богатырь: ослушаться не годно». Поехал, догонят Ванюху; далеко не доехал, снял шапку и кланятся: «Здравствуй, сильный, могучий богатырь!» А Ванюха не ломат шапки, говорит: «Здорово, Илюха!» Поехали вместе. Не чрез долго времени к тому же столбу приехал Федор Лыжников, видит, на столбе написано, ослушаться не годно: Илья Муромец проехал! — и он поехал туда же; так же далеко не доехал до Ванюхи — снимат шапку, говорит: «Здравствуй, сильный, могучий богатырь!» А Ванюха шапки не ломат. «Здорово, — говорит, — Федюнька!»
Поехали вместе все трое; приезжают в одно государство, остановились на царских лугах. Богатыри поставили себе шатры, а Ванюха распялил дубас; коней два богатыря спутали шелковыми путами, а Ванюха сорвал прут с дерева, свил его и спутал свою кобылу. Вот и живут. Царь из своего терему увидел, что его любимые луга травят какие-то люди, тотчас отряжат ближнего своего спросить, что за люди? Тот приехал на луга, подошел к Илье Муромцу, спрашиват, что они за люди и как смели без спросу топтать царские луга? Илья Муромец отвечал: «Не наше дело! Спрашивай вон старшого — сильного, могучего богатыря».
Посол подошел к Ванюхе. Тот закричал на него, не дал слова молвить: «Убирайся, докуля жив, и скажи царю, что на его луга приехал сильный, могучий богатырь, который на один помах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет, и камнем привалил, да Илья Муромец и Федор Лыжников с ним, и требует у царя дочь замуж». Тот пересказал это царю. Царь хватил по записям: Илья Муромец и Федор Лыжников есть, а третьего, который убиват на один помах по сороку богатырей, нет в записях. То царь приказал собрать рать, захватить трех богатырей и привести к нему. Где захватить? Ванюха увидел, как стала подходить ближе рать; он крикнул: «Илюха! Ступай прогони их, что за люди?» — сам лежит, растянулся да поглядыват, как сыч.
Илья Муромец на того слова соскочил на коня, погнал, не столько руками бил, сколько конем топтал; всех прибил, оставил только одних язычников8 царю. Царь услышал эту беду, того больше собрал силы и послал поймать богатырей. Иван-дурак крикнул: «Федюнька! Поди-ка прогони эту сволочь!» Тот соскочил на коня, всех прибил, оставил одних язычников.
Чего делать царю? Дело худо, силу побили богатыри; царь призадумался и вспомнил, что у него в царстве живет сильный богатырь Добрыня. Он посылает к нему письмо, просит приехать победить трех богатырей. Добрыня приехал; царь на третьем балконе встретил его, а Добрыня навершный9 подъехал к балкону вровень с царем: вот какой был! Поздоровался, поговорили. Он и поехал на царские луга. Илья Муромец и Федор Лыжников увидели, что к ним едет Добрыня, испугались, соскочили на своих лошадей да ступай-ка оттуда — угнали. А Ванюха не успел. Пока имал свою кобыленку, Добрыня и подъехал к нему, да и смеется, что это за сильный, могучий богатырь? Маленький, худенький! Согнулся головой к самому Ванюхе, смотрит на него, да и любуется. Ванюха да как-то не обробел, выхватил свою саблёшку, да и ссек ему голову.
Царь это увидел, перепугался: «Ох, — говорит, — богатырь убил Добрыню; беда теперя! Ступайте скорее, зовите богатыря во дворец». За Ванюхой приехал такой почет, что батюшки упаси! Кареты самолучши, люди все изжалованы. Посадили и привезли к царю. Царь его угостил и отдал дочь; обвенчались они, и теперя живут, хлеб жуют.
Я тут был, мед пил; по усам текло, в рот не попало. Дали мне колпак, да почали толкать; дали мне кафтан, я иду домой, а синичка летат и говорит: «Синь да хорош!» Я думал: «Скинь да положь!» Взял скинул, да и положил. Это не сказка, а присказка, сказка впереди!
Ссылки:
1 Мера земли.
2 Паут — слепень или овод.
3 Соха — мера земли, с которой платилось в старину. Выражение «мелкой сошки» означает здесь: низшего разряда.
4 Полог — толстая холстина, сшитая в несколько полос.
5 Тюрик — толстая холстина, сшитая в несколько полос.
6 Род одежды, подобной сарафану и названной так потому, что ее красят в дубовом листу.
7 Росстани — место, где одна дорога разделяется на две, перекресток.
8 Язычник (язык) — вестник.
9 Навершный — едущий верхом.
Иван-дурак // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984—1985. — (Лит. памятники). Т. 3. — 1985. — С. 158—159.
***
Почему же, почему? Дуракам в Руси почёт... Слаб, но дерзок, по уму? А поймёт ли кто прочтёт? Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Дата: Пятница, 2024-05-03, 2:17 PM | Сообщение # 17
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7503
Статус: Offline
Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные, и прочие оставшиеся чрез пересказывание в памяти приключения. Ч. 1 Левшин, Василий Алексеевич
Книжный памятник оцифрован в рамках госконтракта № 4/14-19 от 22 июля 2019 года. Исполнитель: ФГБУ "РГБ".1780Год издания В Москве В Университетской типографии, у Н. Новикова Привет с Волшебного острова Эхо! остров