В Торонтском университете, на кафедре когнитальной психологии, доктор Джон Кеннеди пытается изучить способности Эзрефа Армагана, слепого художника. " Эзреф, - рассказывает он своим студентам, - слепой от рождения, но рисует с самого детства. Рисует выдающиеся картины, можно утверждать, что он рисует лучше многих зрячих. Живет этот замечательный художник в Турции, в Анкаре".
Из-за генетической мутации Эсреф Армаган родился без глаз. Но несмотря на этот дефект он обладает удивительным даром. Рисуя пейзажи, которые ему не дано видеть, он переворачивает устоявшиеся представления ученых о зрении. Эсреф никогда не видел света.
Художник о своем процессе творчества рассказывает, что сначала мысленно представляет формы, с которыми он ознакомился, потом пытается представить эти формы внутри будущей картины. Прежде чем приступить к рисованию он представляет мысленно весь план картины.
Больше всего в картинах слепого художника поражает его владение цветом, светотенью, композицией и - самое главное! - перспективой. То, как он изображает удаленные объекты, невероятно, невозможно без глаз.
Нейрофизиологи медицинского факультета гарвардского университета заинтригованы этой способностью художника, они хотят просканировать его мозг, чтобы понять как он это делает. Больше всего ученым не дает покоя то, как художник изображает трехмерное пространство. Но сам художник предпочел бы, чтобы люди больше уделяли внимание тому, ЧТО он рисует, а не тому, КАК он это делает. "Я хочу, чтобы меня помнили, как человека, умевшего видеть кончиками пальцев. Я хочу, чтобы помнили мое творчество." Тем не менее, пока он согласен помочь ученым в их исследованиях.
Доктор Кеннеди продумал весьма смелый эксперимент. Он хочет убедиться, что Эсреф на самом деле понимает законы перспективы. Он намерен попросить Эсрефа нарисовать одно особенное здание во Флоренции, в Италии, в месте, где было совершено открытие перспективы в рисунке.
В 1413 г Филиппо Брунеллески стоял на ступенях Дуомо - прекраснейшего собора, который он спроектировал и построил. Он посмотрел через площадь на Баптисетрию, восьмиугальное римское здание - именно это здание внезапно открыло ему закон линейной перспективы. Из-за сложной геометрии задача нарисовать это здание считается трудной даже для тех, кто может видеть. Если Эсреф справится с этой задачей, то он человек выдающихся способностей.
Между тем, Эсреф прибыл в Бостон, где согласился встретиться с группой всемирной известных физиологом из Гарварда. Их поражают способности Эсрефа, и они хотят понять, как человек, лишенный глаз рисует такие потрясающие картины, владея масштабом и перспективой. Их эксперимент заключается в том, что они поместят художника в камеру МРТ (магнитно-резонансной томографии), попросят его рисовать и будут наблюдать за поведением его мозга во время рисования. Эсрефу придется оставаться неподвижным насколько это возможно, чтобы ученые смогли получить ясное изображение его мозга. Ученых поражает увиденное: области мозга, которые должны быть безжизненными из-за слепоты Эсрефа, совершенно удивительно реагируют. "Те участки мозга, которые отвечают за зрение и у зрячих людей "загораются", как гирлянды на рождественской елке всякий раз, когда в мозг поступают зрительные образы, так вот, те же самые участки мозга Эсрефа "зажигались", "освещались", вели активную жизнь всякий раз, когда он думал о рисовании перспективы,"- говорит доктор Кеннеди.
МРТ дало неожиданные результаты. Мозг Эсрефа показал, что зрительное восприятие нечто большее, чем обработка информации, поступающей через глаза. Оказалось, что зрение также включает в себя способность понимать пространство. Эсреф показал, что мы ошибались насчет зрения, утверждает доктор Кеннеди. Мы считали, что изображения происходят от зрения, т.к. имеют дело с расстоянием, направлением, углом зрения, но оказалось, что все это можно воспринимать через тактильные ощущения и наряду со зрительными образами возможны тактильные образы.
Слепой художник прибыл во Флоренцию, чтобы повторить Филиппо Брунеллески, одного из самых значительных архитекторов эпохи Возрождения. Доктор Кеннеди собирается попросить Эсрефа сесть на площади Дуомо на том же самом месте, где находился Брунеллески, рисуя Баптистерию.
У Эсрефа не было возможности подготовиться, он согласился на эксперимент и до последнего момента был в неведении относительно того, что ему предстоит нарисовать.
Сначала доктор Кеннеди подвел его к самому зданию, чтобы художник мог с ним ознакомиться, потом дал ему уменьшенную репликук Баптистерии. Он попросил художника изобразить здание так, как будто он стоит перед передней стеной, здание на расстояни от него и крыша находится высоко над головой. Большинство зрячих людей делает это неверно.
Эсреф Армаган только что занял свое место в истории. Он обошел самого Брунеллески, мастера эпохи Возрождения.
"Первый раз это действо свершилось 600 лет назад. Второй раз это случилось сегодня"
Смотрите:
Доступно только для пользователей