«...Эта жемчужина Писания глубоко сокровенна. Она совершенно не подлежит широкой огласке. Но какой смысл в этом сокровенном таинстве, если, хоть раз в тысячелетие не приоткрывать крышку сакрального сосуда и не напоить нектаром, хоть одно из миллиона удачливое сердце».
Надпись на глиняной дощечке Шумеров
****
Жемчужные сказки в стихах и прозе, а также стихи и композиции, где встречаются жемчуга... Вход гостям свободный - логин Гость, пароль 12345
Расталкивая мысли в звездопад И снова собирая жемчуга, Любуюсь на звенящий маскарад, И тают вспоминаний берега…
Тут новый раздвигается шатёр, - Сюжеты ста легенд ведёт Она, Куда ни глянь, её волнений флёр… Фантазий откровения полна…
Дата: Суббота, 2020-08-29, 8:55 PM | Сообщение # 161
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6129
Статус: Offline
...монахиня Тёно училась дзен у Букко из Энгаку. Она долгое время не могла вкусить от плодов медитации. Однажды лунной ночью она несла воду в старом ведре, обвязанном бамбуковой веревкой. Ветхий бамбук разорвался и дно ведра отвалилось, — и в этот момент Тёно стала свободной! Об этом она написала так:
...старалась я спасти старое ведро, Пока бамбуковая веревка не ослабла и не порвалась, Пока, наконец, дно не вылетело. Нет больше воды в ведре! Нет больше луны в воде!
*
Естественно, эта притча дзен приснилась мне в час полнолуния. Я улыбнулся и проснулся, если можно так назвать мои возвращения в мир травматической неподвижности из мира сказочных странствий. Там я был свободен, здесь я был распят на одном гвозде. Всего один сдвинутый позвонок, и у тебя ни рук, ни ног, такой вот глупенький стишок, помилуй мя, мой добрый бог… И бог, кажется, опять помиловал. Я обнаружил, что лежу рядом с сосной на боку. И даже могу дотянуться губами до лунной капли на листке лилии. Пить очень хотелось, тянуться было больно, но пить хотелось. И когда больно – это значит, что ты жив – утешительно шептал себе я. И, самое главное – я свободен! У меня не было ни мобильного телефона, ни сигнальной ракетницы, ни-че-го. Ведь я и не собирался в какие-то экстремальные путешествия, просто ушел заночевать на уютном болотистом полуостровке, в двух часах хода от дома. А меня выловили в море пограничники, как оказалось, на 12-й день поисков. На суше люди обошли всё побережье, но только где-то на седьмой день догадались зайти на топкий полуостровок, где малейший неверный шаг – и ты проваливаешься в черную жижу по колено. Так уж в жизни сложилось, лилии и лотосы живут над самым топким болотом. И там остались следы от моего пребывания, остатки костра и фляжка с ликером из лилии ликорис. Это помогло следствию, мне начали верить, хоть следователю погранзаставы я так и не смог внятно объяснить, как так, будучи парализованным, я смог сползти в ручей и плыть на спине несколько дней в заливе, а затем и в открытом океане. Наиболее четкое и рельефное моё воспоминание, о том, как идешь вслед за иголкой луча круглой луны по граммофонной платиновой пластинке её орбиты, ну да, это хорошо видно, например, на кольцах Сатурна!
– так вот, когда идёт это гармоничное вращение, ты очень легко ступаешь равноочередно по черным и белым клавишам дней, вслед за бегущей по волнам мелодии девушкой в платье из лепестков лилии ликорис… - и вот это не принимается официальными лицами! Да, я перечитал свою мысль… Да, всё-таки немного путаное объяснение, и это можно видеть только прикрыв глаза, но прикрыв глаза не пишут протоколы следствия. Но всё равно мне хорошо. Я лежу в теплой сухой постели, нет вокруг луны в воде – это очень красиво, но когда долго, это утомляет, и потом – холодно в ночной воде. И немного неприятен и сейчас этот опрятный, чистейший, перламутровый цвет кожи на лице, почти как у андроидов с Андромеды. В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Мудрая сказка и зарок зверька речки, речной выдры - поречня. Спасибо за публикацию, Шахерезада. Такая сказка, действительно, жемчужина сказок! Просветилась в Инете об авторе:
Александр Николаевич Скрипов (7 декабря 1905 года), слобода Маныч-Балабинка Багаевского района Ростовской области - 30 ноября 1987) - российский писатель, поэт, переводчик, учитель, краевед. Скрипов известен прежде всего переводом "Слова о полку Игореве", впервые опубликованным в 1939 году в альманахе «Литературный Ростов». В дальнейшем Скрипов многократно перерабатывал перевод, выдержавший ещё несколько изданий. Скрипов также автор стихотворного перевода и другого древнейшего памятника русской литературы - «Задонщина», историко-краеведческих очерков «На просторах Дикого поля», литературной обработки калмыцких народных сказок, романа о гражданской войне на Дону, «В степных просторах», повести о Киевской Руси XII века «Рождение песни».
К слову, о жемчуге упоминается и в "Слове о полкуИгореве": с одной стороны, жемчуг издавна стал символом духовной чистоты.И автор "Слова" так повествует о князе Изяславе, который был покинут братьями в трудную минуту и погиб, защищая землю от врагов: "Не бысть ту брата Брячяслава, ни друга-го - Всеволода, единъ же изрони жемчюжну душу изъ храбра тела чресъ злато ожерелие" (Памятники литературы Древней Руси. XII век. М., 1980. С. 382). С другой стороны, не умея объяснить подлинного происхождения жемчуга, древние люди считали его слезами русалок. Поэтому, по народным поверьям, даже приснившийся жемчуг воспринимался как предвестие грядущих несчастий и слез. В "Слове" киевский князь Святослав поверяет приближенным свой вещий сон, полный недобрых предзнаменований. И одно из них - "великый женчюгь", которым будто бы осыпали князя (Там же. С. 378). В то же утро он услышит горестное известие о гибели в далекой половецкой степи дружины Игоря. А затем половцы ринутся на Русь опустошительным набегом. По этому поводу и произнесет Святослав свое "злато слово, слезами смешено" (Там же. С. 380).
ЦитатаШахерезада ()
Отразила зеркалами эти дивные картины, что на сайте мастерицы - радость мыслям и очам!Пусть плывут в волшебных реках сетевого серпантина, одаряя светом сердца, столь желанным по ночам... Сообщение # 157
Эти картинки порой фокусничают! Добавляю вечером разные картинки в разные сообщения, а поутру смотрю: везде одна и та же картинка! Будто фонтан брызги раскинул на ленту событий жемчужный! Вернула смытые картинки на место. Если исчезнут снова, "смоются" брызгами, я не виновата :))
ЦитатаШахерезада ()
Хочу поделиться первой жемчужиной, которая встретилась в непроявленной Стране 1001 лунных сказок.В древние времена люди видели, что самое дорогое и красивое служит символом или предвестником самого трагичного, о чём и рассказывается в первой сказке сборника 1001 ночь в ритмах. Сообщение # 157
Славная сказка, не даром 1001 ночь ей начинается! Символ, символ, что несёт, какой стороной блеснёт? Узнал царь одну сторону любимой Жемчужины, познает и другую... "Постигая жизнь, дохожу до символа, иероглифа и снова иду обратно, чтобы насытить их чувственными началами." /Геннадий Райшев (художник)/
"На островах далеких есть страна Алмаз" /Сказка о царе Шахрияре и его брате/... Алмаз и Жемчуг - лидирующая парочка средь самоцветов... А древние славяне отмечали три царства (золотое, медное, серебряное) - входящие в алмазное или жемчужное царство...
ЦитатаТанец ()
Польский иллюстратор-неосюрреалист Яцек Ковальский Сообщение # 160
Благодарю, Танец, за стихи и картины! Эти картины не видела. Понравились!
Спасибо всем за ленту событий!!! (Читаю постепенно :))
~•~~•~~•~~•~~•~ Жемчуг событий Автор: Сафарова Ольга
Дата: Воскресенье, 2020-08-30, 9:36 AM | Сообщение # 163
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3986
Статус: Offline
ЦитатаПросперо ()
...возвращения в мир травматической неподвижности из мира сказочных странствий. Там я был свободен, здесь я был распят на одном гвозде.
И как запретить себе путь из свободы в неволю? Ну, разве ж прикинуться спящим теперь наяву? Но это притворство ведёт неизменно ко дну... а донные чары не все в жемчугах и раздолье...
Тогда и случается взрыв - пробужденье в тюрьму... Тогда сознаём, что есть путь и движенье в пути, Куда? - вот вопрос из вопросов себе и уму, Ответ - фейрверком ответов, живи и свети!
ЦитатаПросперо ()
когда идёт это гармоничное вращение, ты очень легко ступаешь равноочередно по черным и белым клавишам дней, вслед за бегущей по волнам мелодии девушкой в платье из лепестков лилии ликорис… - и вот это не принимается официальными лицами!
И это бесспорно должно быть отвергнуто ими - несчастными лицами официоза - больными.
***
Сказочница, спасибо за рассказ об Александре Скрипове, интересно! А чудеса с картинками, наверное, тоже имеют смысл...
ЦитатаСказочница ()
Будто фонтан брызги раскинул на ленту событий жемчужный!
С лучами звёздными иду В Ковчег Галактик – дом родной, Пою, танцую, мир земной Спасаю ритмами, в ладу Со сказкой тысячи ночей, И откровеньем древних книг, Родник питает каждый миг Неспящих, любящих очей. Но кто откликнется ему – Всесотворящему… сейчас, Не знаю я, и каждый раз Лечу, как ласточка к гнезду… Надеясь мир наш уберечь От катастроф в Душе людей, Её сиянье – чародей И тайна самых лучших встреч. Сказки - жемчуга мира Книги Семи Морей
За далью тумана, На дне океана Жемчужина плачет одна: «Лежу я в темнице, Мне солнце лишь снится, Мне снится любовь и весна. Лишь рыбы с мечами, Да скаты с огнями, Здесь ползают крабы по дну. Мне нужно не это, Душа просит света – В любви я, как в волнах, тону.
~•~~•~~•~ Жемчужина я жемчужная, Живу, никому не нужная, На дне, где коралл мерцает, Моя красота пропадает! Жемчужина я жемчужная, Любимый мой, ночью южною Одна без тебя страдаю, Найди меня, умоляю!
Жемчужина, Впитавшая Луны Лазурные Ночные воплощенья, Её магические девственные сны И волн морских усталое томленье, Спокойно спит В сиреневом ларце, Пока ещё поу'тру Дли'нны тени, И лодка на прикованном кольце Качается в оковах летней лени.
Она предстанет Вестницей миров, По-ангельски светла и молчалива, Лишь только тень проворных юных ног Найдёт её в объятиях залива...
"Нет теплоты близости в дальнем сиянии, но много заманчивости, много новых путей - того, что тоже нам нужно. Этой заманчивости полна и «Жемчужина» Врубеля". /Н.К. Рерих/
В убранстве царственном она Так неприступна, величава, И повседневною забавой, От сна до сна увлечена: Перебирает по крупицам Перстами колких ветерков То, что копила тьму веков, И шелест золота струится; Ссыпает в новые ряды, Поёт, приглаживая дюны, Прикроет зелени следы – Пучки эфедры и джузгуна... И, разомлев, певец-бархан Своё, песчаное, затянет, Всплакнёт, быть может, великан О том, вчерашнем, караване; Он не привык следов хранить: Вуаль песчаную накинет, Слегка вспылив, из гибких линий Узор спешит восстановить.
посвящается А... - Для чего мы встретились в этой жизни? Я многое так и не поняла... - Поймёшь это может быть в следующей... Ты влюблена в образ который придумала. Живёшь в мире иллюзий. Ты не умеешь любить. А я устал ждать… - Ты меня любил? - …
Ночь… Все и всё теперь мимо сердца В порядке очереди- ещё одно- «Прощай» Куда же моей безбилетной печали деться? Лишь в мир иллюзий, так похожий на рай
То больше, то меньше, моя душа- амурта* Алмазной молнии топор ударил по виску Вера без тени уходит прочь, необутая Отрезали:Прошлому-радость. Будущему-тоску
Разве не ты открыл мне этот мир иллюзий? Когда однажды утонула в тебе моя боль… В том мире нас с тобой повенчали Музы Мы забросили лиры этих муз на антресоль
Не найти босиком моей вере храма Не дойдёт. Назад свернёт на полпути А любовь на Земле разве не бхрама**? Любовь это ложь, которая может спасти
На вопрос о любви, я не услышала – Нет На лицах окон – дождь. Первобытная вода В других мирах, в промежутках зим и лет Пусть женщина другая услышит твоё –Да…
PS:Лучше жить в мире иллюзий, чем вообще не жить.Столько людей не живут, а делают вид...
Амурта* - без формы (санскрит) Бхрама** - иллюзия; заблуждение (санскрит)
Стихира – море или океан? Плывешь, ныряешь – а не тонешь. Бывает трудно в глубине подводных ям, но и свою поодаль строишь из водорослей слов, растущих тесно. Зачем, кому – вопросы неуместны. Вглядишься вверх — там чьи-то тени, то быстренько, то осторожно, плавно спускаются найти, бродя по ямам, жемчужину своих значений.
А жемчуг – не живет среди растений. Ему ракушка крепкая нужна, родное дно, без чувства дна.
Дата: Понедельник, 2020-08-31, 11:52 PM | Сообщение # 168
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1763
Статус: Offline
Как Ум и Судьба поспорили Абхазская народная сказка
(Зап. в 1935 г. в сел. Атара Очамчирского р-на со слов Д. Адлейба. Опубл.: Абх. 1968, стр. 263.)
Ум и Судьба поспорили: - Кто из нас этого пастуха выведет в люди? - говорили они о пастухе, который жил в лесу. - Сначала я буду выводить его в люди, а ты смотри - увидишь, что я смогу! - сказала Судьба. - Поглядим! - согласился Ум. И Судьба начала свое дело: отыскала в земле на пастбище огромный жемчуг в три пуда и показала пастуху. Этот жемчуг освещал весь лес. Когда пастух нашел его, то решил отнести на стоянку, чтобы там стало светло. Принес, бросил жемчуг на землю и потом обошел его со всех сторон, прикинул и так и сяк, но не смог понять, для чего пригодился бы ему этот камень. Потом, не зная, что с ним делать, пастух отнес жемчуг в большой темный хлев, куда он на ночь загонял свой скот. По ночам в хлеву стало светло от жемчуга, и пастух при его свете выносил навоз. Теперь Судьба направилась к великому царю. Под властью этого царя находился один храбрый человек. Судьба заставила этого человека совершить преступление. Царь разгневался на преступника, и когда тот увидел, что его ждет ссылка, ушел в разбойники. Царь послал народ ловить его. Разбойник многих поубивал, но все же и его поймали. Когда ему уже надевали кандалы, он улучил минутку и бежал. Шел, шел разбойник, долго шел и наконец очутился у пастуха, который имел жемчуг. Разбойник и говорит ему: - Человек я измученный. Я пришел к тебе, чтобы ты спрятал меня. - Хорошо, дад, - ответил пастух. - И мне не так будет скучно, и скот пасти поможешь. После этого прошло дня два или три. Заглянул разбойник в хлев, увидел там жемчуг и спрашивает: - Это что такое? - Так, камень какой-то, - говорит ему пастух. - Нашел, принес и вот теперь при его свете чищу хлев от навоза. Разбойник был ученый, он сразу понял, что это за камень. - Я сделаю так, что этот камень будет кормить тебя всю жизнь и ты станешь богачом! - воскликнул разбойник. - Бери его, идем, куда я тебя поведу! Пастух вначале заупрямился: "Разве какой-то камень сможет сделать меня богатым?" - но в конце концов согласился. Тогда разбойник повел его туда, откуда сам пришел. Вот пришли они в ту страну, разбойника поймали и привели к царю. Царь спросил разбойника: - Где ты скрывался, зачем бежал, на что надеялся? А разбойник в ответ: - Я нашел в одном месте большую ценность и решил про себя: "Пойду к царю, скажу ему, и он меня помилует". Это огромный жемчуг. Я подумал, что только этого жемчуга не хватает твоей казне. - Сколько же в нем фунтов? - спросил царь, услыхав о жемчуге. - Какой фунтов - пуда три есть! - ответил разбойник. Поразился царь, а потом и спрашивает: - А как же мне его получить? - Если избавишь меня от наказания, скажу, как тебе получить этот жемчуг, - ответил разбойник. - Избавлю! - сказал царь и освободил разбойника. Потом снова спрашивает: - Ну как же, каким способом мы отберем этот жемчуг у его владельца? - Способ такой: надо породниться с тем человеком, иначе ни за какие деньги он не продаст свой жемчуг. У царя была прекрасная дочь. Она жила на самом верху дворца. - Если дать ему дочку, он женится на ней? - спросил царь. - Если я постараюсь, - заставлю жениться, - ответил разбойник. И они сговорились, что, когда разбойник приведет владельца жемчуга, царь посадит напротив него свою дочь. А потом разбойник сказал: - Этот человек из чужой стороны. Там надевают другую одежду. Если он придет в своей одежде, боюсь - не поправится твоей дочери. Дай мне наше платье, я одену этого человека по-нашему и тогда приведу к тебе! Царь дал ему одежду, и разбойник ушел. Придя к пастуху, он снял с него лохмотья, нарядил в новое платье, и они, взяв жемчуг, отправились к царю. Когда принесли жемчуг в царский дворец, весь двор осветился. Царь созвал свой народ, устроил пир и выдал свою дочь замуж за пастуха. Но пастух ведь был дикий, неученый - разве он понимал что-нибудь? Перед тем как идти к дочери царя, товарищ научил пастуха, как себя вести. Вот пастух лег спать с царской дочерью, но в полночь стал ворочаться с боку на бок. - Что с тобой, почему ты ворочаешься? - спросила дочь царя. Пастух ответил: - Когда я пас свое стадо в лесу, то спал прямо на земле, подстелив бурку, и мне было прохладно. А здесь я не могу терпеть жары - я привык к своей стоянке. - Хай, отец мой! Ты воспитал меня, и ты же погубил меня! - воскликнула дочь царя, услыхав это, и позвала стражу. Стража быстро явилась, и дочь царя приказала: - Хватайте его, затащите на самый верх дворца и выбросьте в окно! Слуги схватили пастуха, избили и потащили наверх, чтобы сбросить на землю. Но как только они пошли, Ум вскочил и стал перед Судьбой: - Теперь чем ты поможешь пастуху, чем спасешь? Он погиб! А Судьба в ответ: - Никуда я не гожусь, умерла! - Если ты оказалась ни на что не годной, уступи мне пастуха! - попросил Ум. - Пожалуйста, если ты сможешь ему помочь, а я умерла! - ответила Судьба. И тут пастух сразу стал умным, ему кое-что пришло в голову, он и говорит страже: - Хочу сказать жене три слова, прошу - дайте мне возможность сделать это, сообщите ей! Когда жене дали знать об этом, она ответила: - Хорошо, ведите его сюда. Пастуха ввели, а он смеется! - Ха-ха-ха! - Почему ты смеешься? - спросила его царская дочь. - Хайт ты, несчастная! - сказал пастух. - Сейчас, пока я хорош и ты хороша, пока мы молоды, я решил испытать тебя. Может статься я первый заболею, так что всякий человек будет брезговать мной, и тогда ты тоже не станешь сердечно ухаживать за мной своими сладкими руками. Вот что я узнал этой ночью. - Как же ты это узнал? - спросила жена. И пастух ей ответил: - Да разве когда-нибудь мой отец или я сам могли быть пастухами? Но я понял, что ты не станешь ухаживать за мной, когда я стану немощным, и, чтобы окончательно увериться в этом, я сказал тебе, что был пастухом. Как я вижу, ты не достойна быть моей женой, но все-таки ты дочь великого царя, и вот только ради твоего отца я, так и быть, тебя не брошу. Тут царская дочь взмолилась: - Ой, виновата я! Поторопилась! У женщин, как говорится, волос долог, ум короток. Таковы мы все. Не гневайся на меня, сглупила я! Царская дочь отослала стражу обратно, и с тех пор муж и жена зажили в мире и согласии.
Источник:
- 'Абхазские народные сказки' \\Составитель и автор примечаний Шакрыл К.С. - Москва: Главная редакция восточной литературы издательства 'Наука', 1975 - с.464
Царица созвездья, гуляя по дальнему небу, Зашла в чудный сад, потаённо дремавший в мечтах, Влекомая пряным, таинственным счастья напевом, Что в гуще дерев напевал очарованный птах... СпойлерИ стала за ним наблюдать, привлекательно диво Чужого и тёмного места в сияющих далях, Тому есть причины, ведут за собой пилигрима, Даря ему знанье, что саги времён обещали...
И царская ножка на травку земную ступила, Увидела дева росу в изумрудной листве, Нагнулась над цветиком, руки росой омочила, Пленяясь неведомой ранее взору.. красе. Касанье миров ощутили все боги земные, И деву похитили, спор меж собой породив. Она же вселяется в души, что стали родными, Желая почувствовать сердцем, услышать мотив
Сердечного ритма... в любом из людей и богов,
И тысячей малых своих отражений, играя
В сознании каждом, та дева не знает оков…
А люди и боги воюют за деву из рая…
И спорят, рождая раздоры, вражду и войну…
СКАЗКА О ЦАРЕВНЕ ДУМИИ
В далёком тридевятом вольном царстве, Где звучные струятся водопады, И круглый год цветут аллеи сада, жил царь в своём волшебном государстве… Здесь птицы никогда не умолкают, А сочные плоды растут… повсюду, Вода в прудах подобна изумруду, леса волшебный мир напоминают…
Тут лани грациозные резвятся, павлины без опаски ходят рядом, Гнездятся птицы пёстрые нарядом и сказочные дива не таятся… Стоит дворец высокий, что гора! Вершина в облаках вся утопала. На верхних этажах и я бывала: оттуда… на ладони вся страна. Видны дорожки сада и террасы, А домики… игрушечные будто, Озёра, словно блюдца перламутра, сосновые леса - что покрывала, И вдаль стремятся множество дорог Во все края земли из Поднебесной Страны царя, воистину чудесной! Здесь каждый житель радоваться мог.
Поля тут золотились от пшеницы, и реки полноводные текли, А песни разносились вдоль реки, что пели в заливных лугах девицы… Все башни у дворца из малахита, окошечки с решётками резными, Перильца-то с шарами золотыми, беседочка в саду плющом увита…
Царевна, дочь царя, жила в светлице в одной из башен замка, и была скромна, умна, красива и цвела... как роза, и летала словно птица… Всё гурии волшебницы умеют, а в царстве джиннов многое возможно, что выдумать и то бывает сложно. Тут Боги появлялись на аллеях!
Принцессу звали Думия. Однажды ей очень захотелось повидать морское диво… было, что желать! Глубины покоряет лишь отважный. Но дна достигнут только смельчаки, что водную природу одолели, во тьме, под толщей синих вод сумели быть стойкими, всем страхам вопреки…
Пришлось ей изменить своё сознанье: от перистых, пушистых облаков в пучину погрузиться дна веков, туда, где скрыты тайны мирозданья…
Она себя увидела вдруг… Рыбкой, волшебною конечно, золотою, И вот уж увлеклась душа игрою с придонною, причудливой Улиткой… Та Раковина помнила такое, что высказать словами невозможно, А в ней скрывалась сотни лет надёжно Жемчужина веков - Краса покоя.
Тут Рыбка золотая пожелала увидеть это чудо да узнать те тайны, на которых дна печать. Но как достичь пока ещё не знала...
И Думия к Улитке обратилась: - Придонная богиня, разреши с Жемчужиною встретиться в тиши, что сделать, чтоб жемчужина явилась?
Улитка, глядя пристально на Рыбку, ответила: - Разбей меня хвостом, увидишь, что появится потом… - Но Рыбка пожалела вдруг Улитку. - Моё желанье можно ли иначе исполнить, без вреда тебе, богиня? - Жемчужина… имеет то же Имя! Иначе не поймёшь, что Имя значит…
Улитка так ответила загадкой, узнав принцессу... Видимо не зря явилась дочь небесного царя беседовать, спустившись к дну украдкой…
Улитка понимала также то, что Думия так многого не знает, и оттого жемчужину желает, за ней и опустилась дочь на дно…
Тут Рыбка золотая закружилась, Как в танце завертелась, как юла… И вмиг на дне… растаяла вся мгла… Хвостом махнула - ракушка… разбилась! И вот пред нею - Чудо из чудес! Жемчужная богиня существа придонного, таинственного дна. Такою восхитился б сам Зевес.
Жемчужина сияла красотой, загадочной... светящейся сквозь воды, округлой, мудрой сущностью природы, хранящей память тайны вековой.
Тут Рыбка… проглотила красоту, Но с умыслом в себя её взяла: "Я - Рыбка для господского стола! Доставлю Чудо я на высоту!" Подумала она, но прежде чем, Со дна морского к солнцу поднялась, Услышала печаль, что разлилась Над морем. ...Отчего она, зачем? А были это мысли Рыбака, Что невод в море с мольбами бросал, И всё же… ничего не доставал, Влача существованье бедняка…
СпойлерОб этом Рыбаке мы знаем сказку, что Пушкин сочинил для размышленья о пользе и вреде ума хотенья… В сюжете восхитительна подсказка… Сказанья учат явно или скрыто, народные предания мудры извечной красотою глубины и верностью, что ныне позабыта…
И тотчас Рыбка - в сети, что Рыбак Закинул в море синее, и вот Он в руки золотую уж берёт, Дивясь на красоту, такой чудак…
А Рыбка вдруг ему: - Пусти меня, я выполню желание твоё! Печалишься на трудное житьё? Проси, что хочешь, всё исполню Я…
И выпустил Рыбак её на волю, Сказав, что он придумает желанье. Пошёл к своей старухе - наказанье, А та уже бранится, плача с горя, услышав удивительный рассказ о Рыбке, что умеет говорить и может де желанное свершить, о чуде, что не видано для глаз:
- Ах, скверный дурачина, просто филя, Не видишь, что дырявое корыто? Лачуга-то соломою укрыта… Спросил бы хоть у Рыбки этой... имя... Как к морю ты придёшь, да станешь звать? Смотри, сколь велики её моря! Ступай скорее с просьбой, хворь моя, Не с голоду же нынче умирать!
Идёт Рыбак... а море разыгралось, Волною плещет, хмуро в небо волны Кидая, порождая в недрах штормы Великие! Вот Рыбка показалась, Увидев, что пришёл за ней Рыбак. А он не знал, как к Рыбке обратиться И стал, бедняк... на море вдруг молиться, Тут Рыбка рассмеялась… - Ах, чудак! И ласково к нему: - Что скажешь мне? Надумал или нет свои желанья? Печаль твоя, возможно, от незнанья? Ты понял, что ты хочешь по судьбе? И ей Рыбак с поклоном отвечает:
- Старуха вот… корыто попросила и крышу починить, коль будет сила…
А Рыбка понимающе кивает: - Иди, Рыбак, всё будет, как желаешь. Приходит он и видит: волшебство! Свершилось всё!
К добру ли колдовство?! Старуха же бранится:
- Иль не знаешь, что бедствуем который год подряд? Уж дом бы попросил, а не корыто! Ну, точно просто филя, дурь набита в уме твоём, убожество твой взгляд… Иди, проси, что надо и машину, и денег на счету чтоб было много, детей, и чтоб умнели бы до срока! Мне - власти, а тебе для пользы - чину.
Бредёт Рыбак, а море уж штормит, Да волны угрожающе шумят. Но только он отправил в море взгляд, Как Рыбка на волне уже стоит!
И спрашивает: - Что тебе ещё? Рыбак, робея: - Видишь ли, старуха… Бранится на меня, противно слуху… Она желает много... хочет всё!
- Я вижу, - Рыбка молвила в ответ, - иди и не печалься, будет всё. Идёт Рыбак домой:
Моё ли то? Министр я? Вот дети! Сколько лет? Старуха-то красавицей глядит! Вот деньги, вот наряды, вот почёт, дома, машины, всё наперечёт… Но… совесть, жаль, что совесть-то не спит.
Красавица жена ему сурово:
- Напился, иль с ума совсем сошёл? Что власть мне над тобой, ты не учёл, что счастья мне желательно, да много! Хочу распоряжаться я… всем миром, а то законы… выдумали люди, о равенстве болтают, как о чуде! Иди проси мне власти над эфиром!
Идёт Рыбак, а моря-то… не видно… Исчезло вдруг оно, иль превратилось В эфир, эфирной бурей разразилось! И Рыбка не плывёт к нему… обидно.
Тут стал он вспоминать у Рыбки имя, И тысячу имён кричал - напрасно, И плачем зарыдал, кляня всечасно Забывчивость свою. Я просто… филя…
Вернулся к изменившейся старухе, что выглядела молодо теперь, уверенная в собственности дщерь! А с нею репортеры, словно мухи… Она им интервью даёт о силе… О духе, что ведёт её по жизни, О мудрости веков, о тайне мысли, О том, что ей знамения открыли… О воле, что царит над нашим миром, И все её желания свершает, А Рыбка золотая освещает… Она же управляет всем эфиром!
Рыбак стоит в растерянности полной, не зная, что сказать на это диво… Глядит он на красавицу ревниво. Она ему в ответ улыбкой томной… И что же наш Рыбак? Он… осмелел! Стал роль свою как следует играть, Ловчить, хитрить, по-стариковски лгать, Ведь честным… он останется без дел…?
Где правда в сказке этой, где намёк? Старик решил: коль Рыбка помогла, То вся печаль неправдою была! А вымысел от правды недалёк…
Что станет с этой парою земной? Об этом золотая Рыбка мне рассказывала здесь, наедине, когда принцесса вновь пришла домой…
И Знание златая не скрывала, Что мир желаний - просто суета, Но пусть старик поймёт, что неспроста Она его желанья выполняла…
А то, что скрыто в сказке за словами, для вдумчивого явит главный дар, где мудрости присутствует нектар. Ведь Думия беседовала с нами!
***
На верхних этажах моих раздумий, Где вертится одна и та же мысль, На древнем стебле тысяч полнолуний, Проросшем за сияющую высь, На тонких каблучках Идей высоких, Танцующая золотым дождем, Живет царевна рода звезднооких, Живет совсем не так, как мы живем. Движение ее сравнимо с бегом Светил, а речи - с Музыкою сфер, Но к нам она приходит за напевом, Что сотворяет вечный дух-Гомер.
Беги из плена в миг, когда она Придет, схвати за краешек одежды. Сразись с драконом страха жизни сна, И светом духа стань, таким, как прежде.
Дата: Вторник, 2020-09-01, 12:41 PM | Сообщение # 170
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3986
Статус: Offline
Сказочница, спасибо за чудесные картины Любови Зубовой! И сказки о жемчужинах интересны, неповторимые бусинки смыслов, скрытых за створками "моллюска"... А как только отделяются от домиков своих раковин, жемчуга тускнеют, становятся предметом поверхностного взгляда и любования...
За красотой не видно смысла Тому, кто разумом живёт... так уж мир этот устроен.
Вот спасибо, Шахерезада! Люблю картины Жозефины Уолл. А эту красоту и не видела. Счастливые они, одного образа и подобия. И не так важна эта жемчужина для неё, как протянутые друг другу руки и улыбки...
А в сказке про рыбака, влюблённого в королеву, совсем другая история...
Жила на свете одна королева, и краше её на Земле и не было никого. Никогда её сердце не затрагивала любовь, да и не хотела она никого любить кроме себя. Любила королева дорогие одеяния и драгоценности, особенно жемчужные ожерелья. Каждый день она выходила на берег моря искать новые жемчужины. И вот однажды повстречался ей один рыбак, сильно запала в его душу королева. И решил он признаться ей в своей любви. Насмешило королеву признание рыбака... И спросил тогда рыбак: - Чем я могу заслужить хотя бы касание твоей руки? Подумала королева и молвила: - Ты плаваешь по всему миру, так достань мне жемчужину, что сравнится с моей красотой. Вот как принесешь мне её, так и коснешься моих рук! Сею же минуту рыбак двинулся в путь. Во многих странах он побывал, все моря проплыл, но ни одна жемчужина привезенная им не приглянулась королеве. Отчаявшись, решил рыбак плыть на самый край света, где жил морской царь. Много дней и ночей плыл рыбак и нашел все же короля морского, и стал просить: - Смилуйся, царь, полюбил я королеву одну, но чтоб коснутся руки её нужна мне самая красивая жемчужина, что есть на земле. - Я бы и рад помочь тебе, бедный рыбак, да вот только отдал ты ей все жемчуга... - Тогда преврати меня в жемчужину, царь... такую, что будет отражать всю красоту жизни, что будет ярче зари утренней, а главное, пусть она будет полна теплом моего любящего сердца... - Будь по твоему, рыбак... только лишь коснешься ты рук своей королевы, как сразу же обратишься жемчужиной невиданной красы. Поблагодарил царя рыбак и отправился в путь. По прибытию пошел рыбак в королевский дворец. Вышла она рыбаку на встречу и спросила: - Долго не было тебя, рыбак, нашел ли жемчужину мою? Молча подошел рыбак к королеве, склоня голову стал он на колени, и в последний раз взглянув в её глаза, взял её руку и коснулся своими губами. Как только рыбак это сделал, ярким светом заполнился дворец и тут же все угасло, а в руках у королевы осталась прекрасная радужная жемчужина. Королева в этот же вечер надела новое колье с необыкновенной жемчужиной, так и не поняв, что там, внутри, бьется наполненное любовью и грустью, сердце рыбака...
Древние представления кочевников о небе, о звездах и природных явлениях. (Примечание от автора: для удобства чтения стихотворного текста с непривычными для слуха именами собственными, названиями планет, созвездий и различных природных явлений, заметим, что согласно законам казахского языка, ударение в них падает на последний слог).
Вступление
Подчинено законам мироздания, Внимает тайнам вечным бытия Всего на свете сущего дыхание. И жизнь, и смерть, и даже пустота Черпают силы в равновесии мира. Тенгри* дух в единении растворен, И разуму неведомою силой Закон Земли и Неба сотворен. Пытаясь эту разгадать загадку, Взор обращает к звездам человек. Но обо всем расскажем по порядку, Ответ мы ищем уж который век.
В объятиях таинственного Неба Спит сном глубоким дымчатая степь. Серебряным усыпанная снегом, Во всей своей кристальной чистоте. На покрывале молчаливой ночи Мерцает звезд дрожащих хоровод. Волшебные, пленительные очи На землю обратил небесный свод.
В долинах, будто саваном укрытых, Озябшие пасутся табуны. Снег разгребая крупчатый копытом, Добыть пытаясь мерзлый ком травы. Сквозь свет Луны туманный, тускловатый, Табунщики бредут в промозглой тьме. Лошадок оседлав своих мохнатых, Чьи гривы, хвост в заснеженной кайме. А там, вдали разбросаны зимовья, Над юртами взвивается дымок. Среди холмов раскинулось низовье И, кажется, что целый мир продрог. В безмолвии степи бредут отары. В тулупах, ежась, мерзнут пастухи. Небесный купол для людей отрада, Из таинства рождаются стихи. Присядут вечерком у самовара, Беседа потечет, как повелось. От очага пахнет горячим жаром, Сквозь шанырак* мерцает россыпь звезд. Чарует взор далекое сияние, Подспудный смысл в нем ищет человек. А сердце жаждет благостного знания: Что нам сулит их непрерывный бег? Из уст в уста, из века в век предания Хранят причины радостей и бед. То благом наделяя, то отчаянием, Светила оставляют в небе след. Из мудрости, накопленной веками, Мы совершим познания глоток, Дарованный самими Небесами, Вглядевшись в звезд сверкающий поток.
Легенда о двух сестрах Солнце и Луне.
Средь облаков курчавых и прозрачных Плывет во тьме холодная Луна. Есть только в ночь надежда ей удачно Пройти свой путь, напугана она. Сестрица Солнце в ревности строптивой Ей опалила лучезарный лик. Светило ночи стало боязливым, Как гнев ее соперницы настиг. Возможно, и не скажут с восхищением, Что краше Солнца нежная Луна. В лице ее сияющем вкрапления Оставил луч палящего огня. Но, несмотря на козни злой сестрицы, По-прежнему красавица Луна. Все также величава, светлолица, Лишь ночью темной выглянет она. Посмотрит, кромку неба отгибая, На звездами усыпанный шатер. Узнать, ушла, иль нет сестра родная, Опасливый кругом бросая взор. Затем своею лунною походкой Привычный совершает в небе путь. Вокруг все, освещая светом кротким, Средь звезд стараясь тихо проскользнуть.
Уркер – созвездие Плеяд.
Из кружевного облака пошитый Лучами серебристыми Луны, Стоит дворец, уж всеми позабытый, Заброшенный, покои в нем пусты. Гуляют здесь и днем, и ночью ветер И звезд во тьме заблудших чехарда. Где горькою слезою каждый вечер Уркер* исходит, сидя у окна. Семь дочерей-красавиц у Уркера, Для каждой он построил свой дворец. Души не чаял и любил без меры Их осторожный, бдительный* отец. И сестры, в отчем доме бед не зная, Из века краше становились в век. Любимей всех, однако, дочь младшая Была, и звал ее он – Ульпильдек*. Отцовскою изнеженная лаской, Была собою слишком хороша. О ней начало будет этой сказки. Вокруг дворца пустынного кружа, Конь рыжий бьет копытом в нетерпении, Коня Уркера звать Сулусары*. Большого сердца слышится биение, Глаза горят, как жаркие костры. Готов скакун отправиться в дорогу, Укрыли шею гривы завитки. Таит движенье каждое тревогу, Пар из ноздрей, гуляют желваки. Уркер, надев блестящую кольчугу, С мечом спешит по следу что ни день. Не внемлет он привычному испугу*, Скользящую выслеживая тень. Дворец пустой – обитель самой младшей, Не переступит больше дочь порог. И для отца укором и расплатой Беду назначил эту тяжкий рок. Свой страх обрел во времена былые, Когда он по велению Тенгри Ложился на холодные, степные Просторы, чтобы травы проросли. И степь вздымалась жизнью плодоносной, Укрывшись пышным, бархатным ковром, Разбужена Уркера силой звездной, Когда гремел на небе буйный гром. И с той поры на летнем небосклоне Уркер невидим целых сорок дней. Земля его вбирает в свое лоно, И травы всходят буйные на ней. Отдав ей все живительные силы, Вновь возвратится на бездонный свод. Туда, где в ночь небесные светила Извечный совершают свой обход. Уркера прозвала звездой пугливой Стоустая народная молва. Из века в век история хранима, Виной тому бодливая коза. Все сберегла для нас людская память, Но есть всему, известно, свой черед. Хотим простыми рассказать словами О том, что знает каждый звездочет. Законы Неба и Земли едины, В былинке малой скрыта божья мысль. Луны и Солнца, дня, ночи причину Таит в себе бурлящей жизни смысл. Собрались как-то конь, овца, корова, Верблюд могучий, дерзкая коза. Решили в ходе путаного спора Уркера не пускать на небеса. Посменно удержав его копытом, Земле вернуть высокий травостой. Довольны будут все тогда и сыты И нет забот, ни летом, ни зимой. Немедля они принялись за дело, Уркера взяв в многострадальный плен. Душа звезды в испуге охладела: Ужель отныне суждено взамен Стезе свободной в небе беспредельном, Ему влачить тернистый скорбный путь? И страх возник в Уркере неподдельный, Срок подошел, но в небо не вспорхнуть. Однако, воле вышней мир подвластен, Никто не ведает, какая ждет судьба. Бог к замыслам житейским безучастен, И оплошала в свой черед коза. Проказнице не устоять на месте, То вверх глядит, а то по сторонам. И сторожит звезду, как будто честно, Не ведая ни отдыха, ни сна. Рванул Уркер, ей раздвоив копыто, Козе теперь его не удержать. Взошел мгновенно на свою орбиту, Чтоб путь на небе вечный продолжать.
Благодарю, Танец, за прекрасную публикацию! И вступление Ваше понравилось. "Жемчужный пир рождает тихий звон По всем мирам, напевы старины Шлют образы на Землю, цвет и тон На перламутре радужной страны..." Восхищаюсь жемчугом слов!
Мне особенно понравились у Райхан истории о Радуге (сочно!), Млечном Пути, да и все остальные легенды несут свои уроки для человека, не сидящему на месте, устремлённому с мечтой об обетованной земле: выбирай свет проверенной звезды, иначе лиха не избежать, как в сказе об Юпитере.
Радует словесное кружево в ритмах и легендах казахского народа. Каждый народ несёт в небесную степь свой неповторимый узор.
И в шутку и всерьёз о Млечном Пути:
В коллаже фрагменты рисунков из жизни Ван-Гога - худ. Алиреза Карими Могаддам, карикатурист из Ирана, который очень любит изучать картины своего кумира Винсента Ван Гога.
Дата: Среда, 2020-09-02, 11:18 PM | Сообщение # 175
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1763
Статус: Offline
Мне очень нравится это стихотворение казахского поэта средневековья. Читая такие строки задумываешься, в чем заключается жемчужина счастья? И поётся в ответ: в красивой поэтической строке...
~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~ Чистейший и бесценный жемчуг Асан Кайгы
Чистейший и бесценный жемчуг На дне морском в тиши лежит.
Чистейшее, цены безмерной слово Во глубине души лежит.
Тот жемчуг, что на дне морском лежит, Порой выносит бурная волна.
Асан Кайгы (XIV–XV вв.). Настоящее имя Хасан Сабитулы. Видный казахский поэт средневековья. Был одним из самых влиятельных сановников хана Золотой Орды Улуг-Мухамеда, а после его смерти - главным идеологом Казахской Орды, основанной в 1456 года султанами Гиреем и Джанибеком. Произведения, приписываемые Асану, начали издаваться с конца прошлого века.
Дата: Четверг, 2020-09-03, 3:54 PM | Сообщение # 176
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
ЦитатаСказочница ()
Чистейший и бесценный жемчуг На дне морском в тиши лежит.
Под шорох волн морских неведомые были Вдруг появляются в сознании людей, Приходят сказки про жемчужины морей, Про див морских и рыб, что островом застыли…
фрагменты с жемчужинками украшений сюжета из сказки 1001 ночь о Камр аз-Замане
...Он вдруг… блаженство несказанное вкусил, Увидев девушку, что рядом с ним лежала! Нежна, прекрасна, ароматна, как цветок, Румяны щёчки, ротик - алый лепесток, А грудь высокая торчит без покрывала. Венецианская рубашка в кружевах, На голове платок, унизанный камнями И драгоценными, цветными жемчугами, И ожерелье - не опишешь на словах…
Ошеломлён был ум его, природный жар Зашевелился в нём, к соитию толкая, И он воскликнул, сам себя не узнавая: - Что захотел Аллах - то будет! Это дар! ...
***
...В дворце Времён, что прямо в море выходил Стеною мощной, он устроил тронный зал, Широкий мост дворец тот с царством единял, А окна в море все направил. Царь решил, Чтоб пол был мраморным, с лазурью потолок, Ковры роскошные лежали под ногами, И драгоценными украшены камнями Все кресла, столики, как райский уголок.
А трон для сына можжевеловый и ложе Всё в жемчугах, чтоб отвлекались мысли сына От дум тяжёлых, не болела б сердцевина Души страдающей. Но было всё ж похоже,
Что сын болезнью тяжкой болен, и печаль В глазах селилась, и не ел он, и не пил, Казалось, дух его невольно уходил В непостижимую, таинственную Даль…
***
И Ситт Будур заснула первой, а когда Зашёл к ней муж, то увидал, что чудо спит В рубашке шёлковой под цвет её ланит, Из-под которой красота красот видна,
На голове платок парчовый с жемчугами. А ветер вдруг её рубашку приподнял, И тотчас мраморную грудь он увидал, Любовь и страсть зажглись желанными огнями…
На ткани тонкие муж руки положил Да развязал тесьму, но вдруг… глаза его От изумления застыли… Было то Чудесным камнем, что его заворожил…
Как кровь драконова сиял он цветом ярким, А на оправе были диво-письмена, Что нечитаемы в любые времена… Две строчки вырезаны символом невнятным.
Он подивился и подумал: - Эта вещь, Должно быть, очень дорога моей жене, Коль не снимает драгоценность и во сне… А тайна манит и разит, как острый меч!
Ах, посмотреть бы, да узнать про существо! На свет луны он вышел, камень сжав в руке, А от него сиянье, словно в очаге, Но вдруг внезапно… налетела на него Порывом птица, камень выхватив мгновенно! Да полетела, а царевич… побежал За нею следом, камень, верно, понуждал Вернуть на место, что схватили дерзновенно.
С холма на холм, из луга в луг бежал он так, Чтоб видеть птицу и догнать, но было тщетно. Она летела ночь… и села неприметно На ветке дерева, заметив некий знак.
Камр аз-Заман увидел это и под древом Улёгся тоже отдохнуть. Так спали вместе: Она вверху, а он внизу с желаньем мести. Когда ж проснулся, подивился странным делом… ...
Дата: Пятница, 2020-09-04, 0:10 AM | Сообщение # 177
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1763
Статус: Offline
ЦитатаТанец ()
...Он вдруг… блаженство несказанное вкусил,Увидев девушку, что рядом с ним лежала! Нежна, прекрасна, ароматна, как цветок, Румяны щёчки, ротик - алый лепесток, А грудь высокая торчит без покрывала.
/По мотивам картины китайского художника Фэн-Чан Цзян (FengChangjiang)/
Спасибо, Танец, что напомнили сказки волшебные восточные. Чудесные сказки - влекут блеском и красками!
ЦитатаТанец ()
На свет луны он вышел, камень сжав в руке,А от него сиянье, словно в очаге...
Удивительно устроен человек: как бабочка летит его душа на сияние...
~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~
Ориент жемчуга (минерала), по мнению знатоков, – сердце и душа жемчужины. Ориентом называют переливы цветов, вызванные отражением и расщеплением света в кристаллах арагонита, из которых и состоит перламутр. Свет отражается от каждого слоя перламутра, а не только от поверхности жемчужины.
В каждой мысли, в каждом слове, в каждом творческом произведении – свои переливы. Неведомо заранее, как каждое слово в другом отзовётся. Может, станет ориентиром кому-то для жизни, творчества или прогулки? А мне вспомнился рассказ А.И.Куприна «Розовая жемчужина», когда, написанное яркой краской на скале, слово юноши стало приметным ориентиром для царской семьи на отдыхе.
Розовая жемчужина Автор: Александр Иванович Куприн
Записано по устному рассказу сенатора N ______________
В 1882 году император Александр Ш посетил со всей своей семьею Москву и навещал с ней поочередно разные учебные заведения. Понятно, ждали его приезда и мы, питомцы лицея имени Цесаревича Николая. Большой и страшный рубеж отделяет тогдашнее время от нынешнего. Теперешнее поколение и вообразить себе не может тех мыслей и чувств, которые, в ожидании царя, волновали всех нас, в том числе и меня, лицеиста старшего специального класса, а особенно в тот день, когда получилось известие, что к десяти часам государь непременно пожалует в лицей. Вымылись мы, вычистились и выщеголились, как девицы на первый бал. Всё обдергивали и оглядывали друг дружку. Глядь – пушинка на рукаве – какой ужас! Скорее снять ее, бросить на пол, притоптать ногами. Хорошо, что досмотрели. Ну, а если бы царь заметил? Конечно, ничего бы, по доброте, не сказал, но как огорчительно: катковские меценаты, цвет московской молодежи, и вдруг представляются своему обожаемому монарху... все в пуху и перьях. О, позорище! Репетировали в последний раз, наскоро, придворный поклон, которому нас еще с младших классов обучал с усердием танцор Императорского московского балета Петр Алексеевич Ермолов. Раз, и два, а третья позиция – спина полусогнута, голова опущена, руки, с приятной округленностью в локтях, свободно свисают вниз... и четыре – не спеша, с достоинством выпрямиться. Государь приехал во время уроков, обошел все классы, начиная с младших, осиял всех лицеистов величественным взглядом, и оказалось потом, что никто в его присутствии не испытывал страха, а только восторг, крылатый полет души и сладкие мурашки по телу. Когда же обход кончился, государь выразил желание посмотреть одну из тех комнат, которые у нас полагались на каждого лицеиста старшего класса. Тут между нашим начальствующим персоналом и нами, старшими, произошло некоторое смятение. Побежал взаимный электрический ток: в чью комнату вести государя? Чья лучше? Кто не подведет? И как-то сразу, почти без слова, остановились на Малюхине. Он педант, он чистёхонька. Кто же, как не Малюхин? У него шикарный письменный прибор и портреты. Конечно, Малюхин. И вот уже слышится впереди знакомый спокойный голос директора: – Комната лицеиста Малюхина, ваше императорское величество. Звучный мужественный баритон государя переспрашивал с оттенком какого-то особенного внимания, почти любопытства. – Как фамилия? – Ма-лю-хин, ваше императорское величество. – А! Пусть же Малюхин нас и принимает как хозяин. Малюхина быстро выдвигают вперед. Он был юноша умный, серьезный, честолюбивый, с большим запасом находчивости и самообладания. Не спуская глаз с государя, он за своей спиной нажимает ручку, широко распахивает дверь, сам ловко делает шаг назад и шаг в сторону и пропускает вперед государя, склоняясь в таком безукоризненном поклоне, что Петр Алексеевич, если бы видел, заплакал бы от учительского умиления, и произносит очень отчетливо, ясным молодым голосом, лишь слегка дрожащим от счастливого волнения: – Милости прошу, ваше императорское величество. Величаво вошел государь, рядом с ним совсем маленькая прелестная государыня, за ними наследник с братьями – Георгием и Михаилом, с сестрами – Ксенией и Ольгой, следом – дворцовый комендант генерал Гессе, наш директор и высшее начальство лицея. Государь не спеша обвел взором комнату. В ней все блестело свежестью, чистотой и белизной. От больших деревьев нашего сада легкий зеленоватый оттенок лежал на стенах и на полу. Домашняя старинная икона в правом углу, за нее засунуты вербочки. На столе, в ясеневых рамках, – портреты императора и императрицы, между ними – скромный букетик фиалок, с боков – фотографии отца и матери. А к стене прибит кнопками квадрат бристольского картона с жирной каллиграфической надписью: НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ МАЛЮХИН второго старшего Государь улыбается, должно быть, от удовольствия. Улыбается и государыня своей пленительной улыбкой. Но за спиной у царской четы происходит что-то странное и совсем неожиданное. На высочайших детей налетел внезапно приступ неудержимой веселости. Один наследник старался изо всех сил сохранить серьезность: прочие суетятся, наклоняются друг к дружке, переглядываются, кивают головами, шепчутся. Слышны только отрывочные, заглушаемые восклицания: – Мама, Малюхин!.. Папа, Малюхин!.. Миша, Малюхин!.. Оля, гляди, Малюхин! Государь поворачивается, для того, по-видимому, чтобы лучше рассмотреть библиотечный шкафчик, а над ним, на стене, фехтовальные принадлежности: пару скрещенных рапир, проволочную маску и толстые замшевые перчатки, – и посылает укоризненный взгляд развозившимся детям. Но понапрасну он сдвигает строго свои прекрасные соколиные обсоюженные брови: у него самого искрится смех в золотых глазах. Преувеличенно деловым тоном он спрашивает у лицеиста: – Вы не из Таврического края родом? – Из дворян Смоленской губернии, ваше императорское величество. – Хорошая губерния и славное дворянство, – уверенно говорит царь. – И ваша келья мне очень нравится. Кто в таком порядке держит свою комнату, у того и мысли в голове идут правильно. Малюхин вновь отвешивает поклон, еще придворнее первого, но лицо его бледно и тревожно. А там, за могучей спиной повелителя шестой части земного шара, ни на секунду не прекращаются сдержанный смех в ладони, возня и быстрый шепот. Государь хмурится, но боится оглянуться назад, чтобы самому не прыснуть смехом. – Сам Малюхин, живой Малюхин!.. Настоящий Малюхин... Оля, твой Малюхин! – А-о, скажите... Малюхин, – говорит царь с такой углубленной серьезностью, как будто совещается с лицеистом по важному государственному делу, – скажите, вам не приходилось бывать когда-нибудь в Крыму? – В прошлом году. Всего неделю. В Ялте, – отвечает уныло Малюхин. Государь быстро оборачивается. – Дети! Ольга! – говорит он вполголоса почти грозно, но плечи и грудь у него трясутся и в густой золотой бороде прячется еле подавляемая улыбка. Тогда он говорит решительно и торопливо, чтобы сразу оборвать неловкость положения: – Благодарю вас, Малюхин. Уверен, что из вас выйдет умный и честный слуга родине. А я о вас не забуду – Он протягивает Малюхину руку и сам жмет руку лицеиста, позабыв на этот раз, от некоторого смущения, соразмерить свою необычайную силу. (Потом Малюхин признавался: "Должно быть, мой святой заступник Николай Угодник помог мне не закричать от боли. Вот так рука!") – До свидания, Малюхин, – прибавляет государь, слегка кивает головой и уходит. На этот раз Малюхин сникает в поклоне, как пустой костюм на веревочке. Как вороны, накидывается начальство на Малюхина и долбит расспросами: бедный юноша ничего не понимает. По отъезде государя, минут через десять, лицеистам старших классов было приказано собраться в директорском кабинете. Немного времени спустя туда прибыл генерал Гессе. Он подтвердил еще раз, что государь император остался очень доволен лицеем и лицеистами и приказал освободить их от занятий на три дня. – Но кроме того, – добавил генерал, – государю угодно было поручить мне передать вам несколько его особливых слов, из которых вы сейчас увидите, господа лицеисты, что среди государственных трудов и забот его величество никогда не оставляет отеческим тонким и глубоким вниманием свою верноподданную молодежь. Здесь ли лицеист Малюхин? Малюхин вышел вперед как приговоренный к смерти. – Здесь, ваше превосходительство. – Не волнуйтесь, молодой человек, ничего неприятного для вас не предвидится. Скажите, пожалуйста, в бытность вашу в Ялте не случалось ли вам... ну, так, в шутку, от нечего делать... начертать вашу фамилию на одной из скал красной масляной краской? Малюхин попунцовел. – Виноват, ваше превосходительство. Действительно, сделал глупость, написал суриком фамилию. – Беды здесь нет никакой, – успокоил его Гессе. – Но эта надпись почему-то примелькалась государю и всей государевой семье. Его величество иногда вечером прогуливался с детьми до шоссе, которое идет от Ливадии до Ореанды, и для детей это всегда был большой праздник. Чтобы продлить любимую прогулку, они часто упрашивали государя: "Папа, дойдем хоть до Малюхина!" Одним словом, так ваша фамилия, господин Малюхин, стала привычна в высочайшей семье, что, когда играли в крокет, то тот, кому приходилось отгонять чужой шар, так и говорил обыкновенно: "Теперь я тебя пошлю прогуляться к Малюхину". Видите, как просто и мило объяснилось сегодняшнее веселое настроение великих князей и княжон? Государю же угодно было сказать: пусть лицеисты не остаются в неприятном недоумении, а славный лицеист Малюхин пусть на моих детей не сердится. И государь еще изволил засмеяться и прибавить: "Я им задам!" Ну что, Малюхин, надеюсь, вы теперь не очень сердитесь? – Наоборот, ваше превосходительство! – воскликнул от всей облегченной души Малюхин. Через месяц директор лицея передал Малюхину подарок императрицы – платиновую булавку для галстука с розовой жемчужиной и маленьким бриллиантом. (1925)
Примечания Впервые — PB. 1925. 13 сентября. № 80. Подпись: Али-Хан. Сенатор N — возможно, родственник Куприна по первому браку Дмитрий Николаевич Любимов (до революции губернатор Виленской губернии, член Государственного Совета; после 1917 г. — в эмиграции), давший Куприну сюжеты и для некоторых других его произведений: «Гранатовый браслет» (1911), «Тень императора» (1928). Петр Алексеевич Ермолов — имеется в виду Ермолов Иван Алексеевич (1831–1914) — артист балета, педагог, дядя М. Н. Ермоловой. Танцевал в труппе Большого театра с 1850 г. С 1858 г. — солист труппы. В 1880–1898 гг. преподавал в Московском театральном училище. …государыня… наследник с братьями — Георгием и Михаилом, с сестрами — Ксенией и Ольгой… — Имеются в виду жена Александра III Мария Федоровна (1847–1928) и их дети: будущий император Николай Александрович (1868–1918), Михаил (1878–1918), Георгий (1871–1899), Ксения (1875–1962), Ольга (1882–1960). Гессе Петр Павлович (1846–1905) — генерал-адъютант, дворцовый комендант.
Перламутровая Раковина жила в самой глубине Зеленой Лагуны. На рассвете, когда солнце только поднималось из вод Океана, вода в Лагуне была цвета изумруда, но в полдень, пронизанная теплыми лучами, она становилась бледно-зеленой, с неуловимым желтоватым оттенком, и сквозь её прозрачную толщу легко просматривалось дно Лагуны. Жизнь кишмя кишела в теплых, ласковых водах.
Недалеко от Перламутровой Раковины жил Рак-Отшельник. Он почти не показывался из своего жилища, напоминавшего чудесный витой рог морского дракона. Рядом шевелили своими разноцветными щупальцами нежные актинии, а чуть дальше хрупкой, но неприступной стеной возвышался Коралловый Лес. Каждая ветка Леса напоминала драгоценность, украшенную бесчисленными микроскопическими блестками, которые так и сверкали в солнечных лучах, иногда, при очень тихой погоде, проникавших в самое сердце Лагуны. Стайки коралловых рыбок шныряли между ветвями Леса, оживляя его своей пестрой, веселой окраской.
Перламутровая Раковина тихонько лежала на мелком белом песке. Утром её почти не было видно, но днем её изящная крышка становилась похожа на волшебное зеркало. Розоватые и голубоватые блики скользили по её ребристой поверхности; бледные, размытые пятна, украшавшие створки Раковины, казалось, оживали и перемещались, ещё мгновение – и она сдвинется с места и плавно, незаметно отправится в путь… Как мечтала Перламутровая Раковина прогуляться по дну Лагуны! Как хотелось ей посмотреть, что находится по ту сторону Кораллового Леса! Но дни проходили за днями, а она всё оставалась на месте…
Во время прилива створки Раковины приоткрывались, нежная розовая мантия выглядывала наружу, её кружевная бахрома плавно колыхалась в солёной воде Лагуны. Медленно и глубоко дышала Перламутровая Раковина, нежась в лучах ласкового солнца. В самой её глубине, там, где смыкались радужные блестящие створки, несколько дней назад поселилась крошечная белая песчинка. Давно ждала Раковина этого радостного события! Теперь она знала, что рано или поздно её мечта о путешествии осуществится, нужно только хорошенько ухаживать за дорогой гостьей. И Раковина очень старалась! Бережно и нежно, минута за минутой, час за часом обволакивала она белую песчинку драгоценным перламутровым слоем. С каждым днем песчинка становилась все крупнее, поверхность её, гладкая, круглая, тускло и матово блестела. Когда Перламутровая Раковина чувствовала опасность, она тут же захлопывала свои створки, оберегая растущее внутри неё Сокровище.
День за днем, месяц за месяцем лелеяла Раковина белую песчинку. Её уже было не узнать. Теперь это была идеальной формы белая, с жемчужным отливом бусина. Она смирно лежала в глубине Перламутровой Раковины и знать не знала о тех приключениях, которые её ожидали.
Однажды Перламутровая Раковина, широко раскрыв переливающиеся всеми цветами радуги створки, лежала на дне Лагуны и вдыхала в себя солёную воду. Тщательно омывала она своё Сокровище, полировала его водой и мягко обволакивала розовой мантией. …И вдруг лёгкая тень скользнула совсем рядом с ней. Тут же захлопнулись створки, скрыв бесценную сердцевину Перламутровой Раковины, подняв чуть заметное облачко белых песчинок… И в тот же миг Раковина почувствовала, как чьи-то щупальца оторвали её от песчаного дна и стремительно подняли вверх. Лучи солнца мгновенно осушили и нагрели её створки. Пятна, которые всегда казались бледными и расплывчатыми, теперь стали отчетливо видны и удивительным образом сложились в яркий узор. Перламутровая Раковина не слышала восхищенных возгласов, не видела удивленных взглядов, но чувствовала, что её однообразная жизнь на дне Зеленой Лагуны закончилась навсегда.
Вскоре необыкновенно острое тонкое лезвие аккуратно раздвинуло плотно сомкнутые створки, сначала лишь на миллиметр, а потом больше и больше. Быстрое движение – и крышка поднялась. Ах, какое Сокровище находилось внутри Перламутровой Раковины! Огромная драгоценная Жемчужина покоилась на розовой мантии. Тускло мерцала она на солнце. Сероватый налет, казалось, подсвечивался изнутри бледным розовым светом… Никогда ничего подобного не видел маленький чернокожий ныряльщик – ловец жемчуга. Осторожно, почти не дыша, отделил он Сокровище от гладкой стенки Раковины и бережно спрятал Жемчужину в маленький мягкий мешочек, отдельно от всех остальных. Крышку Перламутровой Раковины он завернул в тростниковую рогожку и положил на дно лодки. Путешествие, которого так долго ждала Раковина, началось.
Оказавшись в мягкой темноте, Жемчужина испугалась. Затаив дыхание, слушала она плеск волн и свист ветра в парусах. Она думала о Перламутровой Раковине и скучала по ней. Но вот чьи-то тонкие пальцы извлекли её из мешочка и поднесли к яркому свету. Со всех сторон осмотрел Старый Ювелир Сокровище, но ни одного изъяна нельзя было найти в чудесной Жемчужине. Её тут же поместили в прелестную крошечную шкатулку, устланную черным бархатом. Ещё прекраснее стала Жемчужина. Отныне ей предстояло здесь жить.
Было решено, что такая драгоценность непременно должна украсить корону самой Королевы. Несметные богатства хранились в королевской сокровищнице, но даже они не смогли затмить красоту чудесной Жемчужины. Был приглашен сам Старый Мастер, для того чтобы из тончайших серебряных нитей выковать достойную оправу для бесценного Сокровища. Скоро изящная кружевная сеть опоясала Жемчужину, и её легко можно было поместить в самый центр королевского венца. Тяжелой драгоценной каплей спускалась теперь Жемчужина на белый и гладкий, как мрамор, лоб Королевы. Очень неуютно чувствовала себя Жемчужина. Недобрые мысли Королевы заставляли её холодеть, теплый матовый блеск постепенно иссяк, розовый отблеск совсем исчез… Бесценное Сокровище превратилось в тусклый серый камешек… Когда же корону относили в сокровищницу, Жемчужина вновь наполнялась теплым розовым светом и становилась прежней. Она вспоминала Перламутровую Раковину и свою тихую и счастливую жизнь в Зеленой Лагуне; слушала чудесные рассказы драгоценных камней о мрачных, тёмных подземельях, о сундуках с золотыми монетами, отданными за каждый из них, и думала о том дне, когда ей вновь придется прикоснуться к холодному, как лед, лбу Королевы.
Очень скоро Хранитель Сокровищ заметил, что происходит с чудесной Жемчужиной. Да и придворные, поглядывая на невзрачный серый камешек, стали шушукаться о том, что бесценную Жемчужину колдовством и чарами подменили, превратив в обыкновенную бусину. Королева, узнав о проделках своего Сокровища, разгневалась и повелела созвать всех ювелиров и мастеров, чтобы раз и навсегда заставить чудесную Жемчужину мерцать таинственным светом и радовать своей красотой её Королевское Величество.
Долго старались оживить чудесную Жемчужину, но все усилия остались напрасны. Ни соседство темно-зелёного изумруда, ни окружение мелкого и невзрачного речного жемчуга, ни капли ярко-красных рубинов не могли вдохнуть в Сокровище живой розоватый свет. Злоба так и кипела в сердце Королевы! Был созван совет колдунов, магов и чародеев, но все они в один голос заявили, что только седобородый Старец, живущий в пещере на самой вершине Горы, может сказать, что делать.
Пришлось Королеве, смирив свою гордость, сесть верхом на белую лошадь и со свитой отправиться к подножию Горы. Дальше нужно было идти пешком. Делать нечего! Шаг за шагом брела Королева вверх по узкой горной тропинке. Из-под её ног то и дело взлетали крошечные пестрые птички; у самого лица, трепеща крылышками, порхали яркие мотыльки; ветки какого-то дикого кустарника расступались перед Королевой… Слева от тропинки журчал ручей. С каждым шагом сердце Королевы всё больше и больше открывалось навстречу этой мирной красоте, всё меньше и меньше недовольства и гнева оставалось в нем. Медленно шла Королева по каменистой дорожке, любуясь горными цветами, сернами, пугливо выглядывающими из-за кустов, слушая пение птиц и шелест ветра в листве…
Солнце стояло уже высоко, когда она добралась до пещеры отшельника. Старец с длинной седой бородой сидел на камне у самого входа в свое жилище. Скала была оплетена плющом, рядом росла развесистая старая яблоня, вся усыпанная бледно-розовыми нежными цветками. Этот цвет что-то смутно напомнил Королеве… Но что? Она не могла вспомнить… Вежливо поздоровалась Королева с отшельником и долго беседовала с ним о том, как много чудесного видела она по пути. Она совсем забыла, зачем проделала такой длинный и трудный путь. Затаив дыхание, слушала Королева мудрые речи Старца, вглядывалась в его потемневшее от старости лицо, всё в мелких морщинках, и что-то тревожило её сердце… Наконец, Королева поняла, что так поразило её в облике отшельника: его голубые, яркие глаза, горевшие молодым задором. Ясно и радостно смотрели они на мир, ни одна злая, недобрая мысль не затуманила этот взгляд, не сделала его мрачным и ожесточенным.
Солнце клонилось к закату, и лучи его, упав на цветущие ветви яблони, тотчас напомнили Королеве о чудесной Жемчужине. Она открыла рот, чтобы спросить седобородого Старца, как оживить своё Сокровище, и…ничего не сказала. «Разве можно сравнить даже мою чудесную Жемчужину с этим нежно-розовым цветом? – подумала Королева. – Разве можно заставить драгоценность стать такой же живой и прозрачной, как эти пронизанные солнечными лучами лепестки? Пусть уж остается обыкновенным украшением…» Она распрощалась с отшельником и отправилась в обратный путь, а когда спустилась с Горы и приблизилась к свите, придворные даже не узнали её: к ним подходила не злая Королева, а молодая красивая женщина с добрыми, лучистыми глазами. Ласково заговорила она с придворными, потрепала по гриве белую лошадь, вскочила в седло и поскакала к замку, весело переговариваясь со своими спутниками…
На следующий день состоялся пышный бал. Фрейлины разодели Королеву в праздничные одежды, взбили её великолепные локоны и водрузили на её голову королевский венец. Внезапно Королева почувствовала, как чуть заметное, нежное тепло разливается в том месте, где её лба касалась Жемчужина. Она подошла к зеркалу и не поверила собственным глазам: чудесное Сокровище вновь мерцало бледно-розовым светом и, казалось, улыбалось Королеве!
Никогда больше прекрасная Жемчужина не превращалась в тусклый серый камешек, и никогда больше ни одна злая мысль не посетила добрую Королеву.
Дата: Суббота, 2020-09-05, 0:12 AM | Сообщение # 179
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1763
Статус: Offline
Расскажи, прялочка... Болгарские сказки
В далекой стране жил когда-то один старик. У него была внучка. Когда внучка улыбалась, у нее на устах расцветала роза, а когда она плакала, из ее глаз сыпался жемчуг. Дедушка собирал розы и жемчуг и продавал их на рынке. Этим они и жили. Молва о красивой девушке и ее необыкновенном даре разнеслась по всей стране, дошла и до ушей царя. Царь решил жениться на этой девушке и послал к ней сватов. Сваты приехали к девушке, посадили ее в карету и тронулись в обратный путь. А среди сватов была одна очень завистливая женщина, которая очень хотела стать царицей. По дороге девушке захотелось пить. Узнав это, завистница сказала: - Если отдашь мне один глаз, получишь воды, если нет - не получишь! Девушке очень хотелось пить, и она согласилась. Коварная женщина вынула у нее один глаз, спрятала его в коробочку и дала девушке напиться. Ехали они ехали, подъехали к колодцу. Девушке опять захотелось пить, и она попросила воды. Завистница сказала ей: - Если отдашь мне и второй глаз, получишь воды, если нет - не получишь! Девушка опять согласилась. Завистница вынула у нее и другой глаз и тоже положила его в коробочку. Пока девушка пила воду, женщины в карете стали переговариваться между собой: - Зачем царю слепая царица, что она будет делать без глаз? Давайте бросим ее где-нибудь. Поехали они дальше. На пути им повстречался пересохший колодец, заросший крапивой. Бросили они девушку в крапиву и уехали. Потом одели завистницу в подвенечные одежды, привезли ее к царю, и он обвенчался с ней. Много раз просил царь жену улыбнуться, чтобы увидеть, как у нее на устах расцветает роза, или же заплакать, чтобы у нее из глаз посыпался жемчуг, но она всегда находила какой-нибудь предлог, чтобы не сделать этого. А бедную девушку нашел в крапиве один старик и взял ее к себе, чтобы она ухаживала за ним. Стали жить они вместе. . Однажды девушка улыбнулась, и у нее на устах тотчас же расцвела алая роза. Дала девушка розу старику и сказала:
- Возьми, дедушка, эту розу, пойди в город и крикни: "Обмениваю розу на глаз, обмениваю розу на глаз!" Кто даст тебе глаз, тому и отдай розу. Взял старик розу, пошел в город и стал кричать на улице: "Обмениваю розу на глаз, обмениваю розу на глаз!" Долго бродил он по улицам, наконец остановился у царского дворца и снова крикнул: "Обмениваю розу на глаз, обмениваю розу на глаз!" Из окна выглянула молодая женщина и спросила: - Что ты продаешь, дедушка? - Обмениваю розу на глаз, дочка!- ответил старик. - Дай ее мне!- сказала женщина. Достала женщина маленькую коробочку, вынула из нее один глаз и дала его старику. Старик отдал ей розу, а глаз отнес девушке. Девушка вставила его на место и снова стала видеть. Прошло немного времени, и девушка опять улыбнулась и опять у нее на устах расцвела роза. Дала она цветок деду и попросила его пойти в город и обменять розу на глаз. Взял старик розу, пошел в город и снова стал кричать на улице: "Обмениваю розу на глаз, обмениваю розу на глаз!" Но не нашлось покупателей. Проходя мимо царского дворца, старик еще раз крикнул: "Обмениваю розу на глаз, обмениваю розу на глаз!" Услышала его царица, высунулась из окна и спросила: - Что продаешь дедушка? - Обмениваю розу на глаз, дочка!- ответил старик. - Дай ее сюда. Я тебе дам глаз. Достала царица из-за пазухи маленькую коробочку, вынула из нее глаз, дала его старику, а сама взяла розу. Отнес старик глаз девушке, она вставила его на место и снова стала зрячей и красивой, как и прежде. Как-то девушка заплакала, и у нее из глаз посыпался жемчуг. Она собрала его и попросила дедушку пойти продать его в городе и купить на вырученные деньги кое-что для хозяйства. Взял старик жемчуг, отнес его в город и продал царице. Царица спрятала во рту розу, улыбнулась при царе и сказала, что роза расцвела у нее во рту. Царь сделал вид, что поверил. Потом царица приклеила к глазам жемчуг, заплакала и сказала, что это ее слезы превратились в жемчужины. Царь опять сделал вид, что поверил.
Много раз ходил дед в город и продавал алые розы и жемчуг. Дошло это дело до ушей царя. Стал он думать и гадать, как найти свою суженую, и наконец придумал. Пригласил он всех девушек - и богатых, и бедных,- на посиделки во дворец, чтобы они спряли ему пряжу. В первые два вечера все девушки пришли во дворец, только та девушка, которую он искал, не пришла. Но на третий вечер и она пришла - уговорила ее одна старушка. Вечером все девушки начали прясть и петь песни, а царь ходил между ними, смотрел, как они работают, и старался приметить - нет ли среди них и той девушки, которую он ищет. А красавица, закутавшись в покрывало, сидела в уголке, пряла и приговаривала: "Расскажи, прялочка, про девушку, у которой на устах расцветала роза, когда она улыбалась, и сыпался из глаз жемчуг, когда она плакала". Услышав это, царь подошел к ней и сказал: - Дай-ка я посмотрю, как ты работаешь. Приподнял он покрывало и замер на месте - так красива была эта девушка. А девушка даже не взглянула на царя и только приговаривала: "Расскажи, прялочка..." Прислушался царь к ее словам и понял, что произошло. Через несколько дней царь послал к ней сватов, а потом они поженились. Когда сыграли свадьбу и гости разъехались, царь позвал свою первую жену и спросил ее: - Что бы ты предпочла: два ножа или два коня? Бывшая царица ответила, что она предпочитает двух коней. Тогда царь велел привести двух коней, а потом привязать одну ногу царицы к хвосту одного коня, а другую ногу - к хвосту другого коня и погнать коней, чтобы они разорвали ее на части. Слуги исполнили его приказание.
Источник:
- 'Болгарские народные сказки' \\Составители: КаралийчевАнгел, Вылчев Величко. Перевод с болгарского Е.Андреевой - София: Издательство литературы на иностранных языках, 1966 - с.144