Русь могучая, непобедная, Собери свои силы ратные, Силы грозные, несчерпаемы, Для великих трудов, Для святых побед. Русь могучая, святозарная.
Все труды твои впереди горят, Труды светлые ,плодотворные, Плодотворные и великие. Нашу Русь хранят стражи Светочи. Свято-светочи несломимые, Лучезарные, светоносные.
Не свелись ещё на Руси святой Ильи Муромцы Богатырские, Нарождаются уже новые, Только силушка ещё зреет в них, Зреет Огнищем, неосознанно, Неосознанно, но стремительно.
Время бьёт мечом для страстных трудов, Дел и подвигов героических. Соберись, народ, в Славу русскую, Славу русскую, златоглавую, Заклепись венцом крепко-накрепко. Закались в Огне цепью кованой.
Дух в полях шумит зрелым колосом, На дорогах вьёт вьюгой вьюжною. В синь морях встаёт волной вольною, Огнедышащей, светоносною. Живородное, русско-славное Раскликается благовестие.
Льды раскроются, и могуч-река Увлечёт вослед весь народ земли В океан небес жизнью новою, Жизнью новою, Свет творящею, Отвратись от зла Мира старого, Мира старого, несвободного.
Будешь Светочем Ты для всей земли, Наша матушка Русь державная, Да потянутся все народы к нам, Кто почует мощь Земли русичей, Древних вятичей и дреговичей. Встанут детища несломимые.
Поднимайся, Русь, из глубин веков Искро-светочей, градов Китежей, Русь могучая, богатырская, Славославная, пречистейшая, Огнезрачная, неистлевшая Расцвети в Огнях Богородицы!
Дата: Четверг, 2010-12-30, 10:43 PM | Сообщение # 2
Советник Хранителя
Группа: Проверенные
Сообщений: 166
Статус: Offline
Ой, ты, Русь моя колокольная! Почти тысячу лет сердобольная Всё росла, росла, расширялася Да народами прибавлялася. Под крыла твои шли дорогами Подневольные да убогие… Не делила их, привечала всех И гнала печаль, и дарила смех Не как пасынкам – как кровиночкам, Благоволила к ним – сиротиночкам. А пред ворогом не склонялася, Гнулась, падала, поднималася. Семьёй дружною сыны, дочери Вражьи силы те вдоволь потчевали. Пало досыта тебе горюшка: И сынов хоронила на полюшках, И обильно кропила там кровушкой, И седела от скорби головушка.
***
Что же ныне-то приключилося, Али силушка испарилася: Не растёшь уже - умаляешься, С хлеба на воду пробавляешься, Старики все твои на паперти И не чтут сыны отца – матери, Вновь по улицам сиротинушки Переполнены злой кручинушкой. Уж Петру мы вчера низко кланялись, Да поклоны ему не понравились! Веет, матушка, смертным холодом! Не пора ль уже ЦарЁв Колокол Вновь повесить в Кремле на звонницу Да ударить набатом за вольницу...? Заряжать ли нам Пушку ЦарЁву, Взяв отвагу дедов за основу, Дабы нами не правили "князи". Не пора ли Русь чистить от грязи…? Ильи Муромца не докличемся, Нищета с бедой нам попутчицы. Супротив их поднимайтеся Да за сирую расстарайтеся. И поднимем родную на ноженьки! Но сынам твоим не у боженьки Честь да Правду слёзно выпрашивать Да невзгоды с лишеньями нашивать. Поднимайтесь с сынами и доченьки! Не царить на Руси чёрной ноченьке. Вам рожать да лелеять кровиночек. В мир не гоже пускать сиротиночек! А в подмогу деды со старухами, Не впервой им бороться с разрухами Да с несметными вражьими силами. Русь же издревле славилась сильными…
Дата: Пятница, 2010-12-31, 12:20 PM | Сообщение # 3
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
Мы рождались бесчисленное множество раз И ходили дорогами морока и сна Потому что никто из вязанки разрозненных фраз Не сумел сплести нить пробужденья себя.
То, что было тогда, съело прошлое мигом Лишь ночной тишине было ведомо как Превращались всевышние мудрые боги В свору грязных, голодных, бездомных собак.
Развернулися вспять смыслы слов и движений Наслажденье в борьбе научились искать Свет творения покрасили в тьму отступленья, Чудо-юдо для тех, кто не может летать.
Те, кто помнил, свалились, разрубленны накрест, Под секирами тех, кто не знал, как мечтать, Чья вина - кто поймет, ведь воистину каждый Мог словами забвения смерть оправдать.
Мы рождаемся вновь - мы не можем иначе Ведь для тех, кто жив сердцем, нет дороги иной Ведь настанет тот миг, и хоть кто-то из нас Расцветет вновь зажженной бессмертной звездой. Язычница
Дата: Пятница, 2011-01-14, 7:54 PM | Сообщение # 7
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
И.Глазунов. Ярославна.
П Л А Ч Я P О С Л А В Н Ы (поэтический перевод)
1 По Дунаю по реке Великой голос Ярославны эхом пролетает, а осенний листик робкою мечтою как ладья без мачты в море уплывает.
2 Не кукует во лесу кукушка, - Ярославна во Путивле плачет...
Когда лучик трепетной надеждой отраженьем в заводи маячит.
Ярославна плачет, Плачет причитая... Причитает, словно призывает, годы мимолётные вернуться, чтоб ещё, хотя бы раз!
светлым взором к счастью прикоснуться; ведь слова, что капли изумруда, на прошедшие года, падут узором. Свято верит её Лада, не покроет честь свою позором.
3
Не кукует во лесу кукушка, - Ярославна во Путивле плачет...
- 0, Ярило! Светлое Ярило! Ты живое утром пробуждаешь И надежду верой освещаешь. Не томи, великое Светило: - Жив ли, невредим, любимый Лада?
Не губи молчаньем душу, дай мне крылья, красное Светило, полечу Кукушкой над Дунаем, рукавом коснусь воды студёной, у Каял - реки, спасением обильной.
Капну каплю конязю на тело - залечу, заплачу раны Ладе, ведь ладья любви, Любви моей безмерной, от стрелы его кормой прикроет; охранит в распутье лихолетья чёрным солнцем опоенное столетье.
4
Не кукует во лесу кукушка, - Ярославна во Путивле плачет...
- Ветер! Ветер! Господин, Ветрило! Пожалей любовь мою дыханьем; не ломай корней у древа, - вражьи стрелы в воев подгоняя... Не замай, о, вольный Ветер, ты меня сиротушку - травинку, не надуй в глаза тоску-соринку, а не то я капелькой-росою по щеке озёр скользну слезою...
В сине море возвращайся Ветер, приласкай кораблик одинокий. Сохрани мне Ладу, Синеокий.
Ветер! Ветер! Господин, Ветрило! На вопрос ответь правдиво: - Ты зачем веселие развеял по ковыль травинушке пожухлой? Засмеялся Ветер ураганом, уходя в поля, тоской, гонимый; ведь над городом Путивлем, как прощанье, вороны кружили, петли круга крыльями сужая. А она, стояла. как лампада, Путь дружине, лаской освещая.
5 Не кукует во лесу кукушка, - Ярославна во Путивле плачет...
- Днепр! Днепр! Могучий Бык Славутич! Сердце гор пронзил, шутя потоком, выйдя вольно в землю Половецку. Ведь ласкал ты ладьи Святослава, подведя их к войску Кобякову. Сделай милость, легкостью потока, Ладу возлелей во всем с любовью.
Пожалей о, Тур Бесстрашный, глазоньки девичьи молодые. Сделай так, чтоб сине - море я слезою в горе не вскормила, над телами птицей распластавшись, закрывая отраженье неба, от вороны серой, нехорошей...
Умоляю, верой припадая, обласкай ты Ладу, Бык Священный!
Забурлил от слов её жалейных Днепр, стремлением великий, шумом вод, стенанье заглушая, волком серым устремился к океану, ведь над городом Путивлем туча черна грозно проплывает.
6
Не кукует во лесу кукушка, - Ярославна во Путивле плачет...
- Солнце! Солнце! Светлое Ярило, ты Христа пресветлая одежда, жизнью ты объяло всё живое почему ж не разметало, ты, Владыко, тучи стрел, несущих раны, Ладе?
Ты безводьем луки расслабило, горем колчаны им заслонило……
7
Не кукует во лесу кукушка, - Ярославна во Путивле плачет...
(Из инета)
Сообщение отредактировал Talia - Пятница, 2011-01-14, 7:59 PM
Золотыми заплатами Ты, Россия, заплатана, Жемчугами усыпана И сума из парчи... Что б ни с кем тебя, Русь, Моя песня не спутала, Чтобы легче с небес Тебя Бог отличил... Показал я Отцу Свою душу залатану: «Зарубцованы швы, - Полюбуйся, Отец!..» Жемчугами из глаз Сами слёзы закапали, Как Он снял с головы Мой терновый венец... Нет, ни с кем мою Русь - Моя песня не спутает; Из Вселенских глубин Бог её отличил... Золотыми заплатами Степь Донская заплатана, А России сума - В жемчугах из парчи!..
Дата: Четверг, 2011-01-27, 8:36 PM | Сообщение # 11
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
НАШ МОГУЧИЙ И ВЕЛИКИЙ.
На могучем и великом Языке все говорим мы. Населеньем многоликим Звуки здесь произносимы. Звуки – мощные такие Нам достались из санскрита. Их вибрации святые Создают лучей палитру Если говорим красиво, И глаза наши сияют, Свет приносим мы России, И она так не страдает. Если грязные слова Да еще и примитивно, Силы темные, тогда В мире правят (так противно). От атлантов нам досталась Речь, которою владеем. Переводчики остались В Индии. Они умеют Язык мертвый оживить, Наслаждаясь каждым звуком. К нам приехав, уловить И понять его по слуху. Предки - русы также знали: Все нельзя болтать подряд: Какой звук преобладает, “ Формы” те и “прилетят”. Прежде, чем хоть что-то ”брякнуть” И, особенно, кричать Обязательно их как то Надо будет возвращать - Этих сущностей различных (С разных планов что стекают) В мир родной их и привычный Где они все проживают. Тогда было неприлично, Чтоб без дела все болтали. И народ косноязычный Мысли выражал стихами. Пели, в песнях воспевали Тех, кто высоко над нами, О злотых пластинах память, Как святыню, сохраняли. Все они под лапой Сфинкса Дожидаются, когда же Тот, кто уж давно родился, Слово ключевое скажет….
небесный странник
Сообщение отредактировал Натья - Четверг, 2011-01-27, 8:55 PM
Дата: Пятница, 2011-03-11, 4:14 PM | Сообщение # 14
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
Quote (Руми)
Расцветут васильками средь золота ржи Наши русские сказки Рассвета.
В блеске огней, за зеркальными стеклами, Пышно цветут дорогие цветы, Нежны и сладки их тонкие запахи, Листья и стебли полны красоты. Их возрастили в теплицах заботливо, Их привезли из-за синих морей; Их не пугают метели холодные, Бурные грозы и свежесть ночей... Есть на полях моей родины скромные Сестры и братья заморских цветов: Их возрастила весна благовонная В зелени майской лесов и лугов. Видят они не теплицы зеркальные, А небосклона простор голубой, Видят они не огни, а таинственный Вечных созвездий узор золотой. Веет от них красотою стыдливою, Сердцу и взору родные они И говорят про давно позабытые Светлые дни. Иван Бунин
Дата: Суббота, 2011-03-12, 6:33 PM | Сообщение # 15
Советник Хранителя
Группа: Модераторы
Сообщений: 193
Статус: Offline
[b]МАГИЯ ПРЯДЕНИЯ
Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо символично и цифре 0 - замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. В восточно-славянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится. Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов (пример, к сожалению, «не русский», но показательный: Пенелопа, наученная Афиной, распускает натканное за день, тем самым отсрочивая время выбора, т.е. приостанавливает время, замедляет течение человеческой жизни). В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»). Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить – по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот - выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/сеобытия назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити - наузами. Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое – в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности. В христианизированной традиции появляются народные сказания о том, что Бог сам создал ткачество и научил женщин (вернее, прародительницу Еву) прясть. Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на на "пряху" и "непряху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету - изба "пряха"; если печь помещалась слева от входа - изба "непряха").
Духи прядущие, ткущие, вышивающие
Мифические существа любят заниматься прядением и ткачеством, но чаще всего практической пользы это не приносит. «От кикиморы не дождешься пряжи» - говорится в пословице. Народная память сохранила больше историй о нехорошем «исходе» пряденья духами: видеть прядущую кикимору – к смерти в избе; когда кикимора гремит коклюшками – быть беде. Однако если за прялку садится дух (особенно в значимые дни года, благосклонно расположенный к хозяевам), последствия бывают благоприятными – дух может «напрясть» богатство, здоровье, удачу. Чаще всего прядя, дух приговаривает и нашептывает пожелание, чаруя пряжу, домочадцев, скот. Для того, чтобы «не рисковать», старались не оставлять рукоделье на видном месте, вовремя заканчивать работу, и, по большому счету, не ссориться с духами. В прядущих (вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих) духах часто узнаваемы божества, предопределяющие судьбу, будущее. Существуют разные версии – «кто был первичен». Одни утверждают, что сначала было много мелких божков и духов, из которых выделились основные Боги. Кто-то говорит, что все было наоборот, и Богов было мало, а функций, возложенных на них – много, и постепенно эти функции дробились, передаваясь сначала младшим богам, а потом и природным духам. Другие считают, что мир вокруг живой, и все, что есть на земле отражается в «другом мире», а наоборот. В любом случае боги, духи и люди сосуществуют рядом.
Среди богинь-прях наиболее известна Мокошь (предположительно связь со словом «mokos» - «прядение», но этой связи обнаружить мне не удалось, зато в санскрите найдены слова mocsa - освобождение, спасение души, мокшака - разрывающая связи). Другие версии имени - Ма-кош означает “Мать жребия” (в санскрите найдены слова kac – связывать, kac - "быть видимым, проявляться").
Рожаницы, богини «предопределенности», вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливым или несчастливым уделом. Одна дева меряет жизнь, другая отрезает нить судьбы, третья, старшая, произносит слово судьбы. (Культ рожаниц постепенно сливался с культом домашних духов). Иногда рожаницам соответствуют «пряхи заговоров», локализуемых на горе (камне, на реке (море), под деревом (на столбе), где «три девицы… прядут, выпрядают, узоры набирают».
Сходные функции несли богини судьбы Доля и Недоля (Среча и Несреча).
Домовой (либо доможириха, женская ипостась домового), хранитель дома, предок рода.
Мара (призрак, привидение, наваждение, выглядящая как маленькая, «запечельная» старушка), появляется лунной ночью. Иногда она принимает вид прялочного колеса, иногда рвет пряжу и кудель, что служит определенным символом – (в образе богини смерти) мара забирает душу, покидающую тело.
Кикимора (вариации мара/жена домового, выглядит как женщина любого возраста с выраженным физическим уродством, связана с культом мертвых) любит прясть в одиночестве – иногда помогая хорошим хозяйкам, а нерадивым вредя.
Русалки (объединяющие в народных представлениях всех женских природных духов, а также умерших неестественной смертью женщин) любят шить. В русальную неделю им оставляли на деревьях холстину, нитки, одежду.
«Лесные жены» дарят людям клубки «неубывающих» ниток.
Комоха (персонификация лихорадки) – помимо владения разными инструментами (режет ножом, точит) еще и прядет.
Параскева Пятница, после прихода на Русь христианства восприняла функции Мокоши, стала покровительницей ткачества, прядения и домашней работы. Ее образ, вероятно, слился в т.ч. с Бабой Середой (помогающей прясть и белить холсты), украинской Ничкой (прядущей, особенной по пятницам, оставленные кудели). Мифическая пряха, живущая в «избушке на курьей ножке, на веретенной пятке… шелк прядет, нитки длинные сучит, веретено крутит…» (по описанию Баба-Яга, либо старуха/ведунья). Пряха веретено крутит, избушка вертится, нить в клубок скручивается – а тот клубок помогает преодолеть пространство и время герою, ищущему свою судьбу.
Женщина Иного мира, помогающая кому-то в мире человечьем – используя магические способности она оживляет тканное/вышитое полотно, творя гармонию между мирами – низшим, высшим и срединным. Предполагается, что изначально каждый день недели связывался с существом прядуще-ткущим, даже само название «сутки» однокоренное с глаголом «ткать» - «то, что соткано» (с’тки). Месяцы года тоже зашифрованы в русской «прядельной» загадке: «Стоит дом в 12 окон/В каждом окне по 4 девицы/У каждой девицы по 7 веретен/У каждого веретена свое имя». Появление прядущих духов приурочено к определенному времени – в «переходные» моменты, когда миры оказываются близко друг к другу, прядение носит не бытовой характер, а судьбоносный. Поэтому «простым смертным» в такое время нельзя притрагиваться к магическому инструменту сотворения полотна жизни – женщины отдыхают, а богини, духи и «знающие» прядут, воздействуя на человеческую жизнь и мироздание. В «переломное» время нельзя вить веревки, скручивать нитки, сматывать клубки, вязать узлы, плести, гнуть… Люди, не подозревающие о скрытой связи вещей (что наверху – то и внизу), могут легко разрушить хрупкое равновесие, позволяя силам хаоса проникнуть в «упорядоченный» мир, принося дисгармонию и асимметрию. Отсюда проистекают страшные истории о наказанных пряхах, пренебрегшим запретом – в их жизни либо что-то рвется, либо путается, либо выходит криво-косо, либо оказывает влияние на погоду или свою семью и рождение детей, естественно, в неблагополучном смысле. Если же человек, вмешавшийся в процесс «плетения невовремя» понял, что рождается сейчас под его руками нечто нехорошее, должен рассечь созданную вещь на части, дабы «вернуть мироздание в исходное состояние». Нельзя прясть в дни солнцеворота (зимний – связывался с культом мертвых, отсюда обычай рядиться, приходить к друг другу в гости ряженными и прясть, сидя на полатях, словно бы не женщины, а кикиморы, ведя при этом разговоры о судьбе молодого поколения), на русальной неделе (переход от весны к лету, седьмая неделя после Пасхи, когда рожь зацветает), по пятницам. Прядения обрядовой нити приходилось на определенные календарные даты: Введение в храм Богородицы (4 декабря), Св. Андрея (13 декабря), в канун Нового года, Св. Евдокии (1 марта), Св. Алексея (30 марта), среда 4-ой недели Великого поста, Чистый четверг, Ивана Купала или определенные дни недели. При этом отдельно оговаривались а) время суток: до восхода солнца или в течение дня или ночи; б) место прядения: на пороге дома, "на воде", на ходу, у окна; в) состав исполнителей (женщины, старухи или девочки-"недоростки", часто ни разу до этого момента не прявшие). Необходимо было и соблюдение ритуальной чистоты исполнительниц. Иногда колдовские нити пряли левой рукой с кручением веретена "от себя" (против часовой стрелки). Сезон «прядения» и обработки льна начинался с наступлением зимы (октября). На девичьих посиделках и запрядках (досл. «новая пряжа») женщины и девушки общались, мечтали, пряли (а женская магия предполагает умение мечтая - создавать, вынашивать и рождать желаемое). Нить, выпряденная в день Введения, обладала целебной силой. Это связывалось, вероятно, с христианским поверьем, что в этот день маленькая Мария была введена в ту часть храма, куда мог входить раз в год только первосвященник с очистительной жертвенной кровью – т.е. случилось чудо. В этот день «церковь нарушает молчание Священного Писания, раскрывая неисповедимые пути Господни» (поверим на слово). Созданная в Чистый четверг и в канун Нового года нить (либо шнурок) и надетая «знающим» людьми на запястье или поясницу человека, совершившего телесное и духовное очищение (по поверьям, баня и это умеет делать), способствовала благоприятному продолжению человеческой жизни и защищала от колдовства (поверим на слово). В ночь перед Рождеством (зимнее солнцестояние), когда границы миров истончаются, прошлое-настоящее-будущее оказываются рядом, пряли программирующие нити. Заканчивалось прядение 26 марта (по ст.ст.), к этому времени полагалось завершить последнюю пряжу, иначе сделанное «не пойдет впрок». Вышивка, выполненная накануне пасхальной, ивановской и петровской заутрени (пороговые дни года), обладала особой магической силой. Одежда, созданная в значимое время года подразумевала обновление и возрождение.
Используемый в прядении материал - чаще всего шерсть, лен, конопля, хотя иногда в ход идут куриные перья (кикимора и мара) и волосы хозяев (Мокошь). Используя шерсть/перья/волосы духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных, поэтому такие «нити» обладают более сильным воздействием. Духи-пряхи часто сами могут оборачиваться куделью, и тогда прядется уже не просто шерсть, а их волосы – как сочетание жизненной и магической силы, передаваемой полотну. Одновременно прядущие духи ли, женщины ли, наговаривают на свою работу пожелания. В отличие от простых смертных духи все-таки выполняют свою «работу» сознательно, они существуют на тонком уровне - и видят тонкие плетения - с чего они начаты, как связаны, чем закончатся: поэтому для них "плести" потоки также легко, как для людей нити. Для достижения целей использовали не только разный материал для нитей (шерсть, лен, шелк), но и разную цветовую гамму (красные, белые, суровые, черные), а также разное количество нитей (одна, три или более). Способ повязывания нитей на тело человека можно соотнести с различными украшениями: на шее нить ассоциируется (либо заменяется позже) ожерельем, на руке - браслетом, на пальце – кольцом, на талии – поясом. Также важен был способ крепления нити на теле: обвязывание или крест-на-крест.
ОДИН ПУТЬ. Поэтому на него можно встать через веру и знание.
Сообщение отредактировал Лаодика - Суббота, 2011-03-12, 6:37 PM
Дата: Воскресенье, 2011-03-13, 4:49 PM | Сообщение # 16
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
СКАЗ!
Ой, ты РУСЬ моя родная, Величавая моя! Ангел Белый, ангел Рая Загостился у тебя. По траве роскошной, дальней Шел, овеянный мечтой Повстречать в пути преданье – “Сказ о рыбке Золотой”. С бабочками на сорочке И с венком на волосах, Слушая галдеж сорочий, Шел с улыбкой на устах. Сочных листьев в шелках струи Так и ластятся к ногам. Шлет беспечно поцелуи С губ своих он всем цветам. В ожерельях сон озерный… Свет березок молодых Отражается убором В зазеркальях голубых. “Матушка - Светла Россия, Как просторно у тебя! От своих щедрот дай силы Непомерной для меня”. “Ой ты, друг мой, Ангел Белый, Златокудрая заря, Берег правый, берег левый – Это все твои края! Я наполнена мерцаньем. В закромах – живой водой”. Здесь полным-полно сказаний О жар – птице золотой. Сказочной листвы летящей В черных звездах из ветвей, И, конечно, настоящей Царь Девицы лебедей. На ветрах Душа с Любовью Расплескались до небес, И приникли к изголовью Бела Ангела Чудес. Разгулялся день лучами Слепит златом, серебром. “Царь Девица, что печальна?, Не встречаешь за столом? Царь – Девица отвечает, Голову склонив на грудь: “От того, что мил к венчанью Не готов, не обессудь. Мой жених из смертных будет. Мать – Россиюшка не прочь, Чтобы тот, кого полюбит, Правил здесь и день и ночь. Сыновей тех, настоящих, Богатырских, из былин Не осталось. Одних ”спящих” Можно встретить до седин. Только мой один остался, Тьма не тронула его. Долго с ним она сражалась, Но сейчас не до него. Много молодых, растущих Предстоит ”окутать” в “лед”. Чтобы слаще была “гуща”, Подливает к яду мед. Ядом – опиумом славным Губы мажет молодым, И глядит на всех лукаво Глазом каре – голубым. Мой жених от того болен, Что в избушке лубяной С другом съел по пуду соли, А теперь тот ”ледяной”. Ой, поддался на красивых, Размалеванных сорок. Вот... И даже я бессильна… Хоть бы ты ему помог”.
“Ты же знаешь, я, как Ангел, Не имею право дать Ни лекарства, ни награды. Я ведь Ангел – Благодать. Сами люди, коль готовы, (Если нет колючих спиц), Смогут видеть меня снова В мягком золоте ресниц. Если Ангелы души их Повстречаются со мной, То уже никто не в силах С ними справиться, друг мой”. Лебедь – Царь девица плачет, Весь от слез платок промок. Стыдно, но глаза не прячет: “Дай мне воздуха глоток! Помнишь, ты хотел когда то, Перебравшись через дол, Побывать у ”Рыбки Златой”?... “Да!, Я к рыбке бы зашел!”. ”Вот и славно, вот деянье! Попроси у ней одно Выполнить мое желанье. Пусть исполнится оно! Друг единственный, что будет Нам свидетель при венчанье, - Пусть она его ”разбудит”, Но проделает все в тайне.” Почесал затылок Ангел. Встал, взял посох не простой. На прощанье скушал манго, Пошел к Рыбке Золотой. Та, как истинная леди, Зная жизнь всю наперед, Попросила всех соседей, Чтоб достали лучший мед, Пряников, “восточну” сладость, Фруктов и морской травы. Что еще? Ага! Ту гадость, Что сшибает головы... В кубках разлиты напитки, Яствами уставлен стол. Из подарков – только свитки, Да расписанный камзол Подарить она решила ( А то белый все мотив) Да навстречу поспешила Светлу Ангелу в залив Ствол – подсвечник из ветвей Прихватила для стола. С него, с жару разомлев, Так и капала смола. Вот к заливу поспешает Белый Ангел Красоты. Хлебом – солью угощают… “Быть не может…это ты?! Ты? Откуда? Вот везенье! Ты же щукою была! И по “щучьему веленью” Мне когда то помогла. Да, с тех пор воды немало В мире сказок утекло. Я давно стал добрым малым, А потом так и пошло… Я через преображенье Набирался мудрости. Не Иван теперь я – Гений Ангел Чистой Красоты”. “ Ну а я, - я после щуки, Кем я только не была! И лягушкой во всех муках ( Я ж без шкуры не спала) Журавлем, который в крынку С молоком в клюв опускал, Мышкой, зайчиком, павлином. Снова “рыбий” час настал. Я, как Золотая Рыбка Три желания твои Могу выполнить с улыбкой. Называй, здесь все свои.” “ У меня одно желанье, Я ведь Ангел Потаенный, Пусть окончится страданье У одной моей знакомой Расписной Краса Девицы. Пусть она счастливой станет” “Так! Давай-ка, спать ложиться! Заря точки все расставит”… Утром Ангел распрощался И в обратный путь пошел. Кто бы с ним не повстречался – Всяк дивился на камзол. Радостью аршины мерит, Воздух звончато – напевный. В сказку Ангел свято верит И ждет встречи с королевной. Ах, страна моя раздолья! Ивы круглы, серебры. Сломя головы, по полю Так и катятся шары. Прыгают, потом взлетают. Их уносит до небес. В солнечных лучах мелькают, И садятся в темный лес. Лес дремуч, непроходимый. Не для Ангела, конечно. Он, почти что весь незримый, Разговор ведет беспечно С флорой, фауной страны… Вот лиловые сирени Замелькали у стены, Где, любуясь отраженьем, В себя розы влюблены. Здесь сердца седых фиалок В легкий тон окрашены, Травяные тротуары Все ромашками полны. Будто снежные наброски, Замелькали там и тут. Льется мягко теплый дождик, Низко ласточки снуют. Засверкали “этажами” Громы – молнии с небес. Птицы, звери разбежались, И попрятались окрест. Будто бы палит из пушки Пряно – яблочный царь – гром… Ангел Белый уж в избушке, Ест с друзьями за столом. Смотрит, как душа вздыхает, Тает в сердце твердый лед. “Мое сердце полыхает! Ах, как жарко!” “Щас” пройдет” Улыбаются друг другу Друзья – братия навек. Белой Лебедью подруга смотрит Из-под дивных век… За столы всех приглашает. Пир горой! Ну что еще? Мила друга угощает И целует горячо! Белый Ангел расчудесный Им благословенье дал. Тут же вечером воскресным Распрощался и…пропал. Ну а Родина – Россия Вновь вздохнула, наконец: “Слава Богу, что красивый Будет править молодец!”. Все, что нужно для правленья, С облегченьем отдала: И корону, и знаменья. Поклонилась, и ушла. Будет ей теперь занятье Царских деточек растить, И в цветастом летнем платье Согревать всех и любить!
Дата: Воскресенье, 2011-03-20, 10:09 PM | Сообщение # 18
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
Quote (Танец)
На Млечный путь однажды все прольемся И возродим великий русский Род!
Зыбка - воздушная кроватка или колыбель человечества?
Жаль, что как ни старайся, а ощущение того момента, когда тебя качали в зыбке (в люльке), не вспомнить: ребенок жил в ней всего год, чуть больше, может, – первый в своей жизни. Мне кажется, так уютно, так мягко было мне в зыбке, под красивым пологом, под много раз повторяющуюся, но всегда ласковую колыбельную: «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок, схватит дочку за бочок…» Кто-то из современных психологов считает некоторые колыбельные и сказки вредными для детской психики, мол, на подсознании остается… криминальный налет: кто-то кого-то ест, убивает, в плен берет… Пели и рассказывали «такое» мне, моей дочке, моему внуку, и, слава Богу, не осталось. Поэтому правнукам буду петь без опаски.
Если была возможность, зыбку заказывали настоящему мастеру-люлечнику, который творил вещь не только с умением, но еще с любовью и молитвой. В семьях победнее отцы и дедушки делали подвесную кроватку сами, может, не с таким умением, но любовно и перекрестясь.
Процесс изготовления зыбки представить не очень трудно. Из сухих тонких (лучше – еловых) дощечек сколачивался встык, без гвоздей неглубокий ящик (короб). Дном служили мешковина или домотканина. Крепилось полотнище прочно: по низу дощечек просверливались дырочки, которые и давали возможность сшивать ткань и дерево.
По поверью, если муж хотел, чтобы детей в семье было много, он уходил как можно глубже в лес и там отыскивал дерево, достойное стать зыбкой для его дочек и сыночков. Будущая мама меж тем готовила полог на зыбку: не только ткань подбирала красивую, но и делала украшения – вышивкой, аппликацией, кружевами. На худой конец, если уж семья совсем бедная или мать устала от многократного изготовления пологов, могли просто сарафан бабушкин на зыбку надеть. Полог должен быть обязательно! Это не просто ограждение от света и мух. Это еще для злых духов препятствие.
Беспокойство ребенка начиналось, когда матрасик под ним становился мокрым. Матрасиков, кстати, было два – на смену. Бабушка ворчала: вот раньше просто стружка или солома и подстилка (постилка) из старой, многократно стираной ткани. Забеспокоился ребенок – приподними его за ножки, выдерни тряпицу, замени на сухую, и спит он дальше. А тут – суши без конца…
Как и сейчас на детских колясках, на зыбке крепились игрушки – это были яркие лоскутки ткани, расписные ложки. Видимо, давно жила в нашем роду погремушка – сейчас бы ее за целлулоидную сочли – бычий пузырь, наполненный каким-то зерном. Погремушка не гремела, а мягко ласкала слух – крупная волна набегала или кусты на ветру шумели…
Одной из составляющих детской «спальни» была соска. Из рассказов бабушки знала, что соску младенцу делали из коровьего рога, на который натягивали сосок коровьего же вымени. Я застала другую соску: в тряпочку клали хлеб, слегка смоченный подслащенной водичкой. В других семьях видела, что туда закладывали жеваный хлеб. В нашей это было строго запрещено: бабушка, как в деревне говорили, чопорная была.
Действительно, от равномерных движений зыбки да еще под колыбельную ребенок быстро засыпал. Но уж если недуг какой его подкарауливал – никакое укачивание не помогало. Возможно, не столько качание, сколько именно напев утихомиривал ребенка. Интересно, что все песни пелись (да и сейчас, наверное, тоже) на один мотив, и младенец вскоре запоминал его и издавал звуки в тон, как бы сам себя убаюкивая. Взрослых тоже умиротворяют колыбельные. Недаром же стихи к ним писали Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Цветаева, Ахматова, современные поэты – тоже... Не остались в стороне композиторы – Брамс, Моцарт, Чайковский, Паулс…
Как правило, зыбку вешали в задней части избы, за подтопком. Там проходила вторая матица (бревно, перекинутое поперек, на котором держались доски потолка), в нее прочно-напрочно вбивалось кольцо. К кольцу крепился качок – виток толстой проволоки, а на него подвешивалась зыбка: от углов ящика шли веревки, которые сходились на нужной высоте в петлю, она надевалась на нижний крючок пружины.
Все просто! При оттягивании зыбки вниз рукой (или ногой – имелся специальный ремешок или веревка для этого) качок, если он был новый, растягивался немного. При резком движении зыбка дергалась, подпрыгивала, ребенок – того и гляди вылетит. Маленьких нянек учили правильно зыбкой «рулить».
Строго-настрого запрещалось качать пустую зыбку: якобы ребенок потом спать будет беспокойно. Этого поверья многие придерживаются и сейчас в отношении коляски или кроватки.
Позднее пришла мода на качалки типа «ваньки-встаньки». Короб (теперь его можно было и из прута сплести) ставили на высокие ноги-полозья. Такую кроватку можно было в одну сторону качнуть, а в исходное положение она сама возвращалась. У нее были свои преимущества: ее можно было передвигать, поставить укромненько к стенке, в уголок, а не посреди и без того тесного жизненного пространства. Теперь ребенок видел мир шире. Кроватку каждые несколько дней, а то и ежедневно, переворачивали по горизонтали относительно источника света – окна, лампы, чтобы косоглазия у ребенка не было.
Недостатком было то, что такую кроватку в поле с собой не возьмешь, зыбку же – на телегу, а там под кустик, около стожка или подвесить найти на что. Идея съемной части используется и сейчас на колясках: снял короб с ребенком – и в салон автомобиля, а коляску – в багажник. А зыбки, оказывается, и в наше время продают в некоторых странах в салонах для молодых родителей. Чтобы ребенок спал крепко, в зыбку клали полено: спи, малыш, так же спокойно, как эта деревяшка. Укладывая ребенка, читали молитву, осеняли крестом. А потом звучала колыбельная: «Мы сыночка покачаем под припевочку свою, в ней начало: «Баю-баю!», а конец: «Баю-баю!»