СимпоZий Συμπόσιονсайт об античной литературе, античной истории и людях античности
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Искусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока. В Греции, несмотря на наличие рабства, огромную роль играл свободный труд ремесленников, — до тех пор, пока развитие рабовладения не оказало на него своего разрушительного действия. В Греции сложились в рамках рабовладельческого общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиться смелым и глубоким идеям, утверждавшим красоту и значительность человека.
Греческие племена, населявшие самую южную часть Балканского полуострова, многочисленные острова Эгейского моря и узкую прибрежную кайму малоазийского побережья, перейдя от первобытно-общинного строя к классовому обществу, создали небывалую по своему богатству и многогранности культуру, изобразительное искусство и архитектуру.
Греческие племена и племенные союзы населяли разделенные крутыми хребтами гор долины, рассыпанные по морю острова. При переходе к классовому обществу они образовали ряд небольших городов-государств, так называемых полисов. По сравнению с огромными рабовладельческими деспотиями Древнего Востока, объединившими под своей властью много разных племен и народов и сконцентрировавшими огромные материальные ресурсы, греческие города-государства были очень малы. Полис, то есть город и прилегающая сельская округа, часто насчитывал лишь несколько тысяч семей.Греческие племена ахейцев, ионийцев, эолийцев и дорийцев в первые века существования античного общества не были объединены в единую державу. Несмотря на наличие многочисленных экономических, политических, культурных связей, полисы были независимыми государствами и вели каждый свою политику. Даже пришедшее со временем сознание общегреческого единства и возникновение ясных представлений об Элладе - Греции, как стране, имеющей общую историческую судьбу, — и о народе эллинов (как стали звать себя греки) не привело к политическому единству Греции в годы расцвета ее культуры.
И все же не могущественные державы Древнего Востока с их мощной тысячелетней культурой, с их чудовищными по размерам пирамидами, храмами, статуями,с фантастическими богатствами, накопленными правителями, и не менее фантастической нищетой закабаленной, рабски бесправной многоплеменной народной массы, а сравнительно бедные греческие полисы создали великий перелом в мировых судьбах искусства и культуры.
В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека — гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека.
Не случайно Софокл, великий греческий трагический поэт, мог сказать в своей «Антигоне»: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».
Прогрессивные стороны греческой культуры во всей их полноте сложились не сразу.
История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошла следующие ступени своего развития.
1. Так называемая гомеровская Греция (12 - 8 вв. до н.э.) - время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. На этот период приходится развитие эпоса и появление первых, примитивных памятников изобразительных искусств.
2. Архаика, или период образования рабовладельческих городов-государств (7 - 6 вв. до н. э.). Это - время борьбы складывающейся собственно античной демократической художественной культуры с остатками и пережитками старых общественных отношений и с условными, еще далекими от реализма художественными тенденциями. Время это отмечено сложением и развитием греческой архитектуры, скульптуры, художественных ремесел, расцветом лирической поэзии, во многом благодаря обогащению общества духовной силой Великого Посвященного Пифагора. Влияние оказалось настолько сильным, что Пифагорейская Школа и Пифагорейская традиция существуют и в наши дни во многих странах мира.
3. Классика, или период расцвета греческих городов-государств (5 и большая часть 4 в. до н.э.). Это - период первого расцвета античного рабовладельческого общества на ранней стадии его развития. Для этого времени характерен рост гражданского самосознания, активное участие в общественной жизни массы свободного населения. Классика - это время высокого расцвета философии, важных естественнонаучных открытий, блестящего развития поэзии и в особенности драмы, высочайшего подъема в архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах. В конце этого периода (4 в. до н.э.) наступает первый кризис рабовладельческого общества, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4 в. вызывает кризис искусства классики.
4. Эллинистический период (конец 4 - 1 в. до н.э.) - период кратковременного выхода из кризиса рабовладельческого общества путем образования больших империй, консолидации класса рабовладельцев под эгидой эллинистических монархий. Очень скоро, однако, наступило неизбежное обострение всех неразрешимых противоречий рабовладения, разорение и бесправие основной массы свободного населения, чудовищное богатство крупных рабовладельцев и утеря гражданских свобод. Искусство постепенно теряет тот дух гражданственности и народности и ту высокую реалистическую типизацию, которые ему раньше были свойственны. В дальнейшем эллинистические государства были завоеваны Римом и включены в состав его державы, а их искусство частично растворилось в римском искусстве.
Наиболее своеобразным и характерным периодом в развитии древнегреческого искусства является период классики, период наивысшего расцвета античного искусства и культуры, когда раскрылись во всей полноте наиболее прогрессивные черты рабовладельческой демократии. Не случайно Маркс, сравнивая эпоху Перикла, вождя афинской демократии 5 в., и эпоху Александра Македонского, говорил о первой, как об эпохе наибольшего внутреннего расцвета, а о второй, как об эпохе наибольшего внешнего расцвета.
Связанные темы: Пир Семи Мудрецов - /forum/57-1800 Звёздный Храм - /forum/57-1735 Пир во Храме Орфея - /forum/57-1228
Дата: Вторник, 2025-05-27, 5:47 PM | Сообщение # 141
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 8635
Статус: Offline
Аристотель. Мышление мышления. Обозначив новый предмет философии, Аристотель приступил к исследованию того, что мудро само по себе и для человека.
Выяснилось, что для человека мудро — знать первопричину (она же первосущность, перводвигатель и конечная цель). И она есть единство 2 пар причин: материи и формы, возможности и действительности.
Что же такое это единство 2 пар как одно целое?
Аристотель раскрывает способы существования этого единства, чтобы потом перейти к раскрытию его как такового.
Два способа существования первосущности
- чувственно-воспринимаемое. - ум. Первый способ существования первосущности – чувственно-воспринимаемое сущее, или вещи.
Чувственно-воспринимаемое сущее – это такое единство материи и формы, в котором материя и форма максимально отличны друг от друга, они находятся во внешнем отношении друг к другу.
Так, что мы можем сказать, что в вещах материя это одно, а форма другое. В вещах материя выступает чем-то внутренним, а форма внешним для нее и для нас. Для вещей – материя одна, а форма разная. Но единство материи и формы есть и выступает как изменение вещей. Снег – вода – пар – это разные сменяющие друг друга формы одной и той же материи.
Материя есть пассивная основа всех изменений, могущих быть с вещами. По Аристотелю, эти изменения: “что” (сути вещи), “как” (качеств, или свойств), “сколько” (количества), “где” (движения).
Для вещей материя предшествует форме, возможность – действительности. Материя как возможность первична, а действительность вторична. Но так – только в отношении вещей, а не вообще.
Поскольку материя и форма отличны друг от друга, они связаны внешне и по-разному в разное время. Поэтому в знании вещей, т.е. в опыте, более чем где-либо, возможны ошибки и заблуждения.
Аристотель говорит об истине познания вещей: прав тот, кто считает разъединенное в данный момент разъединенным, а связное – связанным. И ошибается тот, кто считает обратное. В определенный момент мнение о вещах право лишь одно. Поэтому чувственное восприятие и опыт бесконечно многообразны. В опыте окончательной, абсолютной истины нет. И это так.
Далее Аристотель переходит к рассмотрению второго рода сущего.
Второй способ существования первосущности – ум.
Ум отличается о вещей тем, что в нем действительность предшествует возможности. А вот отношение материи и формы в уме двояко: конечно и бесконечно. Содержание ума – цель, идея — содержится в уме заранее, до действия. Мастер замышляет что-то и потом осуществляет это, причем достигает именно того, что задумал. А у неумелого, у не-мастера сделанное почти всегда не совпадает с задуманным.
Когда ум, как действующая причина, осуществляет свою цель, она остается тем же самым, чем была до реализации. То есть, возможность и действительность в этом случае с самого начала есть одно и то же. Дом так и остается домом после постройки и чем дольше он остается домом, тем лучше строитель.
В чувственно воспринимаемом постоянная изменчивость, в умном - неизменность.
Ум – единство формы и материи, возможности и действительности. Но ум, по Аристотелю, бывает разный – конечный и бесконечный.
Конечный ум имеет своей целью и результатом не себя самого. А что-то иное. Поэтому конечный ум нуждается в материи (для себя ином). Материя – условие реализации замысла конечного ума. Такой ум ограничен иным. Не всякий замысел может быть реализован в какой-то материи. Пила сделанная из шерсти, не будет пилой по сути.
Аристотель именует такой конечный ум рассудком. «Рассудок это ум, деятельность которого направлена на иное». Это деятельность мышления, не имеющая целью само мышление.
Каковы возможности рассудка в познании?
Поскольку он есть единство возможности и действительности, то, размышляя о вечных предметах ума, о вечном, говорит Аристотель, невозможно ошибиться. Нельзя ошибиться, размышляя о треугольнике и его свойствах. Поскольку треугольник по сути неизменен, не имеет сейчас трех углов, а завтра – двух.
Заблуждения относительно изменчивых чувственно-воспринимаемых вещей неизбежны, т.к. они изменчивы, и одно и тоже мнить об изменяющихся вещах нельзя. Заблуждения же относительно вечного – невозможны. Здесь может быть незнание, но не заблуждение. Способность познания зависит, таким образом, не только от познающего, но и от предмета познания.
Чувственно-воспринимаемое нельзя познать окончательно в силу его изменчивости, и потому для чувственных вещей требуется бесконечное познание.
Предмет рассудка – более истинный предмет, чем чувственно-воспринимаемый, относительно его сути заблуждаться невозможно, ибо она – неизменна, но относительно его свойств заблуждение возможно, т.к. можно спутать один рассудочный предмет с другим и приписать свойства одного предмета другому предмету. Например, вычисляя площадь в квадратных единицах, геометры уподобляют свойства круга свойствам квадрата. Отсюда – бесконечная константа “π”.
Рассудочные определения более истинны, чем определения опыта, но не до конца истинны.
Таковы два способа существования сущности.
Далее Аристотель переходит к цели исследования – к первой сущности как таковой.
Первосущность Высшее единство возможности и действительности – есть энтелехия (έντελέχεια).
Это – абсолютная или безусловная действительность, та, которая совершенно едина с возможностью, т.е. не обусловлена никакой иной ей возможностью. Она есть, следовательно, свободная деятельность. Свободная, т.е. независимая ни от чего, кроме себя самой. Независимая именно потому, что эта деятельность имеет целью саму себя. Целью, предпосылкой и результатом энтелехия имеет саму себя, она есть чистая форма, для которой нет материи как чего-то иного.
Энтелехия – это материя, являющаяся сама формой, и форма, выступающая своей собственной материей. В таком же единстве в ней и вторая пара определений. Энтелехия – это возможность, являющаяся действительностью, и наоборот. Поэтому энтелехии не может не быть, т.к. ее действительность выступает ее собственной возможностью.
Энтелехия как безусловное единство материи и формы есть то, что своей вечной деятельностью разделяет материю и форму. В результате этого разделения и возникают вещи и конечный ум, рассудок. Таким образом, энтелехия – первоначало всего существующего, ибо она есть то, благодаря чему осуществляется любой переход из возможности в действительность и наоборот.
Каковы возможности познания энтелехии? Энтелехия – неизменна и одна. Именно поэтому в ее познании невозможно никакое заблуждение (ни относительно сути, ни относительно свойств). Только высказывания о ней могут быть ложными, но они как ложные с необходимостью не будут знанием энтелехии. Знание энтелехии – абсолютно истинное знание. В первой философии вообще нет лжи. У первой философии абсолютный предмет – сама абсолютная истина или энтелехия.
После того, как Аристотель доказал что высшее единство возможности и действительности (энтелехия) есть, он приступил к исследованию её свойств. Т.е. опять Аристотель идет мудро к определению предмета познания как такового от его свойств.
Что присуще энтелехии?
Ей присуще ей одно – двигать все остальное, т.е. она есть перводвигатель. По Аристотелю, он движет как то, к чему стремятся и, что мыслят, т.е. он движет как цель. Цель движет, будучи сама неподвижной. Перводвигатель движет подобно цели, к которой стремятся. Но цели особой. Считать, что перводвигатель есть простая цель стремления, недостаточно, ибо в этом случае то, куда двигаются и что двигается внешние друг другу.
Перводвигатель движет именно как высший предмет или цель всякого движения, стремления и мышления, т.е. не как цель для кого-то, а как цель сама по себе – высшая цель, всеобщая цель, самоцель. Иными словами, перводвигатель движет, будучи благом как таковым, самим по себе. Философское выражение “как таковое” тождественно “самому по себе”.
Энтелехия и есть в действительности высшая цель всякого движения, стремления и мышления. Не потенциальная, не лишь возможная цель, а действительная, т.е. не такая, что может и не быть, а действительно есть и именно одна для всего. Аристотель говорит: энтелехия движет “как любимое” - любимое само по себе, а не кем-то и не за что-то. Абсолютное – самое лучшее и прекраснейшее – одно. В высшем смысле это совпадает. Абсолютная красота, абсолютное добро и абсолютная истина – одно и тоже.
Стремящееся к прекрасному как таковому не может не двигаться.
Как движется то, что движимо перводвигателем? То, что движется благом, изменяется к лучшему. Тем самым оно обретает лучшее состояние из возможного для него, в действительности становится тем, чем оно может быть. Поэтому все, изменяясь, становясь другим, возвращается к себе, становится собой по сути. В становлении собой всё совершает, таким образом, вечный круг любви. Только любовь как стремление к прекрасному ради него самого позволяет вещи стать тем, чем она может и поэтому должна быть.
Благо не стремится ни к чему иному, но значит, ли это, что оно не стремится ни к чему вообще? Нет! Оно стремится к себе самому.
Оно есть энтелехия – самоосуществление, самодеятельность и одновременно самоосуществленность. Человеческая самодеятельность – вид самодеятельности всеобщей. Этот процесс позже назовут саморазвитием. Саморазвитие – высшая цель, то к чему движется всё существующее.
Вот какова необходимость, а, следовательно, свободная деятельность энтелехии.
И, наконец, самое важное: гл. 7 XII книги “Метафизики”. Итак, есть сущее само по себе и оно – первоначало всего сущего в его возможности и действительности. Остается понять, что оно такое, ибо пока было лишь его имя – самодеятельность, самоосуществление, самоцель, энтелехия.
Что такое мудрость сама по себе?
В сущем самом по себе совпадают не только бытие и деятельность, но и бытие и познание. Абсолютная истина есть то, почему и ради чего есть всё сущее и мыслящее. Абсолютная истина есть, не может не быть, и потому она может мыслиться нами и с необходимостью познается в первой философии.
Мышление и познание для истины не есть нечто внешнее. Познание и мышление для самой истины необходимы. Без мышления — истины не существует, ибо сама истина мыслит и поэтому есть. Аристотель: жизнь этого первоначала – самая превосходная, такая, какою мы живем лишь малое время. Те редкие мгновения, когда мы по своему мышлению и бытию причастны вечной жизни блага – эти мгновенья и есть блаженство. Человек в эти мгновенья действительно обретает бессмертие.
Теория, по Аристотелю, - созерцание истины. Как достичь бессмертия? Вести философскую жизнь, т.е. созерцательную или теоретическую деятельность.
Аристотель: Разум – это и есть мышление, каково оно по своей природе, а не какой-то вид мышления, как рассудок. Разум есть высший способ мышления – форма мышления, единая со своим содержанием.
Разум поэтому есть мышление, мыслящее себя самого; разум как мышление мышления – способ и суть первой философии. Разум как таковой есть энтелехия для мышления человека, который в первой философии преодолевает свою природную, родовую ограниченность и поистине становится самим собой, т.е. homo sapiens – вполне мудрым или, что то же самое, разумно мыслящим, свободным существом.
Дата: Среда, 2025-05-28, 4:26 PM | Сообщение # 142
Мастер-Капитан
Группа: Модераторы
Сообщений: 103
Статус: Offline
Это - наша несравненная Феано Феана.
Если Ум- это неопределённый инструмент некого индивидума, Раз-ум - индивидуальный мыслительный процесс, состоящий из принятия информации извне и некая переработка этой информации, куда входит её сравнительный анализ с учётом предыдущего опыта с целью извлечения из этой информации того, что можее быть использовано для накопления пресловутой мудрости. Так что, как мне представляется, наша МУДРОСТЬ - ЭТО УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ ВЕРНЫЕ ВЫВОДЫ ИЗО ВСЕЙ ЛАВИНЫ НЕСУЩЕЙСЯ С ЛЮБОЙ СОБЫТИЙНОЙ ГОРЫ, ДЛЯ ПРЕДВИДЕНИЯ РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ И БУДУЩИЕ СОБЫТИЯ...
Картинки эти мы придумали вместе с ИИ-МЕЧТА, я рассказала, как я вижу вечную прекрасную пару...