Искусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока. В Греции, несмотря на наличие рабства, огромную роль играл свободный труд ремесленников, — до тех пор, пока развитие рабовладения не оказало на него своего разрушительного действия. В Греции сложились в рамках рабовладельческого общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиться смелым и глубоким идеям, утверждавшим красоту и значительность человека.
Греческие племена, населявшие самую южную часть Балканского полуострова, многочисленные острова Эгейского моря и узкую прибрежную кайму малоазийского побережья, перейдя от первобытно-общинного строя к классовому обществу, создали небывалую по своему богатству и многогранности культуру, изобразительное искусство и архитектуру.
Греческие племена и племенные союзы населяли разделенные крутыми хребтами гор долины, рассыпанные по морю острова. При переходе к классовому обществу они образовали ряд небольших городов-государств, так называемых полисов. По сравнению с огромными рабовладельческими деспотиями Древнего Востока, объединившими под своей властью много разных племен и народов и сконцентрировавшими огромные материальные ресурсы, греческие города-государства были очень малы. Полис, то есть город и прилегающая сельская округа, часто насчитывал лишь несколько тысяч семей.Греческие племена ахейцев, ионийцев, эолийцев и дорийцев в первые века существования античного общества не были объединены в единую державу. Несмотря на наличие многочисленных экономических, политических, культурных связей, полисы были независимыми государствами и вели каждый свою политику. Даже пришедшее со временем сознание общегреческого единства и возникновение ясных представлений об Элладе - Греции, как стране, имеющей общую историческую судьбу, — и о народе эллинов (как стали звать себя греки) не привело к политическому единству Греции в годы расцвета ее культуры.
И все же не могущественные державы Древнего Востока с их мощной тысячелетней культурой, с их чудовищными по размерам пирамидами, храмами, статуями,с фантастическими богатствами, накопленными правителями, и не менее фантастической нищетой закабаленной, рабски бесправной многоплеменной народной массы, а сравнительно бедные греческие полисы создали великий перелом в мировых судьбах искусства и культуры.
В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека — гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека.
Не случайно Софокл, великий греческий трагический поэт, мог сказать в своей «Антигоне»: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».
Прогрессивные стороны греческой культуры во всей их полноте сложились не сразу.
История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошла следующие ступени своего развития.
1. Так называемая гомеровская Греция (12 - 8 вв. до н.э.) - время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. На этот период приходится развитие эпоса и появление первых, примитивных памятников изобразительных искусств.
2. Архаика, или период образования рабовладельческих городов-государств (7 - 6 вв. до н. э.). Это - время борьбы складывающейся собственно античной демократической художественной культуры с остатками и пережитками старых общественных отношений и с условными, еще далекими от реализма художественными тенденциями. Время это отмечено сложением и развитием греческой архитектуры, скульптуры, художественных ремесел, расцветом лирической поэзии, во многом благодаря обогащению общества духовной силой Великого Посвященного Пифагора. Влияние оказалось настолько сильным, что Пифагорейская Школа и Пифагорейская традиция существуют и в наши дни во многих странах мира.
3. Классика, или период расцвета греческих городов-государств (5 и большая часть 4 в. до н.э.). Это - период первого расцвета античного рабовладельческого общества на ранней стадии его развития. Для этого времени характерен рост гражданского самосознания, активное участие в общественной жизни массы свободного населения. Классика - это время высокого расцвета философии, важных естественнонаучных открытий, блестящего развития поэзии и в особенности драмы, высочайшего подъема в архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах. В конце этого периода (4 в. до н.э.) наступает первый кризис рабовладельческого общества, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4 в. вызывает кризис искусства классики.
4. Эллинистический период (конец 4 - 1 в. до н.э.) - период кратковременного выхода из кризиса рабовладельческого общества путем образования больших империй, консолидации класса рабовладельцев под эгидой эллинистических монархий. Очень скоро, однако, наступило неизбежное обострение всех неразрешимых противоречий рабовладения, разорение и бесправие основной массы свободного населения, чудовищное богатство крупных рабовладельцев и утеря гражданских свобод. Искусство постепенно теряет тот дух гражданственности и народности и ту высокую реалистическую типизацию, которые ему раньше были свойственны. В дальнейшем эллинистические государства были завоеваны Римом и включены в состав его державы, а их искусство частично растворилось в римском искусстве.
Наиболее своеобразным и характерным периодом в развитии древнегреческого искусства является период классики, период наивысшего расцвета античного искусства и культуры, когда раскрылись во всей полноте наиболее прогрессивные черты рабовладельческой демократии. Не случайно Маркс, сравнивая эпоху Перикла, вождя афинской демократии 5 в., и эпоху Александра Македонского, говорил о первой, как об эпохе наибольшего внутреннего расцвета, а о второй, как об эпохе наибольшего внешнего расцвета.
Дата: Воскресенье, 2023-03-12, 10:29 AM | Сообщение # 121
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
ЦитатаMгновениЯ ()
Слова не порождают вдохновнье,Оно само выплёскивает слово, Восторг наитишайшего мгновенья, Душе Основа…
Где-то, в самой тонкой песне прозвучало наше Слово Во Вселенской магистрали мы, летящие Огнём, Расстелили эти звуки звёздам под ноги И к Новым Берегам, покрытым Светом, крылья выпустив, плывём. Там, где пламенеет Солнце, где рассветов полны росы, Мы сойдём с тобой на Берег, и пойдём одним Путём На хрустальные вершины жемчугов небесных россыпь Вознесённые, воскреснув, мы в ладонях принесём.
Мы по вОлнам океанов, Паруса раскинув, реем, Мы восходим восхищённо На хрустальные холмы. Кто, как Солнце, пламенеет Над планетой – в разных странах? Кто сияет жемчугами Тёмной ночью? Это - мы! небесный странник
Дата: Воскресенье, 2023-03-12, 2:30 PM | Сообщение # 122
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3986
Статус: Offline
ЦитатаНатья ()
Мы по вОлнам океанов, Паруса раскинув, реем, Мы восходим восхищённо На хрустальные холмы. Кто, как Солнце, пламенеет Над планетой – в разных странах? Кто сияет жемчугами Тёмной ночью? Это - мы!
"Где-то в самой тонкой песне" За пределом сна земного, На околице вселенной Собираем мы букет, Что подарим нынче Весте, Словно вышитую тогу Или платье вдохновенной Мысли, радующей свет.
Панорамы перламутра В яркий замысел вливают Виноградные напитки, Как настойку тысяч лет, И звучит над миром сутра, Всё нестройное стихает, Растворяя все калитки, В каждой точке свой рассвет!
Мириадами салютов Над пунцовыми стогами Всходят мифы и былины. В их волшебные шатры Вносят мысленные блюда Со структурой оригами Межпространственной картины - Одноцветны и пестры...
Кто же правила нам пишет? Этикет какой приемлет? И куда направит песней Наш кораблик расписной? Тот, кто в нашем сердце дышит! Кто хранит миры и землю Для пиров и благочестья, Кто ведёт нас за Собой!
Гулкий колокол стихает, Уступая скрипке место, А потом звучит волторна, Уступая лире трон… Каждый сам себя узнает В тех мелодиях чудесных, Где душа в дворцах просторных Без нарядов и корон…
Ей одеждой чувства сердца, Ей сюжетом мысль благая, Страсть надмирная… от духа, Всесакральной глубины, Ею вертится мир герца, И вселенная младая, Порождая тайны слуха, Иномерье новизны...
Это Греции подарки, это дивные созвучья... тех времён, что созревают лишь сотворчеством творцов...
Дата: Вторник, 2023-04-25, 8:15 PM | Сообщение # 123
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18864
Статус: Offline
Фукидид. Из речи Перикла над могилами воинов (Пер.Ф.Г.Мищенко и С.А.Жебелева)
---------------------------------------------------------------------------- Перевод Ф.Г.Мищенко и С.А.Жебелева Хрестоматия по античной литературе. В 2 томах. Для высших учебных заведений. Том 1. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Греческая литература. М., "Просвещение", 1965 OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru ----------------------------------------------------------------------------
Фукидид - греческий историк, родился в Аттике около 460-455 гг.; принадлежал к богатому и знатному роду. В 424 г. он был выбран стратегом и в качестве командующего эскадрой принимал участие в войне со спартанцами во Фракии. Обвиненный в измене за то, что вовремя не оказал помощи городу Амфиполю, взятому спартанцами, Фукидид был вынужден около двадцати лет провести в изгнании. После Пелопоннесской войны он получил разрешение вернуться на родину и умер около 396 г. Фукидид написал "Историю Пелопоннесской войны", но довел ее лишь до 411 г. Воспитанный в условиях культуры времен Перикла, Фукидид был сторонником умеренной демократии. Перикла он прославляет главным образом за то, что тот сдерживал, "смирял своими речами" демос. Фукидид скорбит о растущем политическом и моральном разложении афинского полиса и идеализирует Перикла как борца за государственные интересы против честолюбия и личной наживы. Если в политических воззрениях Фукидид приближается к Геродоту, то в своей концепции исторического процесса он, в отличие от Геродота, находится под непосредственным влиянием софистического просвещения и проводит разрушительные для религии рационалистические тенденции, стремится к научной критике источников и выяснению причинности событий. Вместе с тем в условиях развития греческого искусства, драматургии, политического красноречия "История" Фукидида приобрела некоторые художественные черты. Яркость описаний, драматизм и патетичность достигаются главным образом теми многочисленными стилизованными речами, которые Фукидид вкладывает в уста исторических деятелей. В этом отношении особенное внимание заслуживают речи Перикла. Своим языком и стилем "История" Фукидида сыграла большую роль в развитии художественной прозы. (Перевод "Истории" Фукидида Ф. Г. Мищенко, в переработке С. А. Жебелева, т. I-II, М., 1915.] http://www.lib.ru/POEEAST/FUKIDID/fukidid1_1.txt
(ИЗ РЕЧИ ПЕРИКЛА НАД МОГИЛАМИ ВОИНОВ, КОТОРЫЕ ПЕРВЫМИ ПАЛИ В НАЧАЛЕ ПЕЛОПОННЕССКОЙ ВОИНЫ)
Перикл
Кн. II, гл. 37. "Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве (демоса). По отношению к частным интересам за- коны наши предоставляют равноправие для всех {1}; что же касается политического значения, то у нас в государственной жизни каждый им пользуется предпочтительно перед другим не в силу того, что его поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его доблести, стяжающей ему добрую славу в том или другом деле; равным образом, скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-либо услугу государству. Мы живем свободною политическою жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто делает что-либо в свое удовольствие, и не показываем при этом досады, хотя и безвредной, но все же удручающей другого. Свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов главным образом из страха перед ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время; в особенности же прислушиваемся ко всем тем законам, которые существуют на пользу обижаемым и которые, будучи неписанными, влекут (за нарушение их) общественный позор {2}. (38) Повторяющимися из года в год состязаниями и жертвоприношениями мы доставляем душе возможность получить многообразное отдохновение от трудов, равно как и благопристойностью домашней обстановки, повседневное наслаждение которой прогоняет уныние. Сверх того, благодаря обширности нашего города, к нам со всей земли стекается все, так что мы наслаждаемся благами всех других народов с таким же удобством, как если бы это были плоды нашей собственной земли. (39) В заботах о военном деле мы отличаемся от противников следующим: государство наше мы предоставляем для всех, не высылаем иноземцев, никому не препятствуем ни учиться у нас, ни осматривать наш город, так как нас нисколько не тревожит, что кто-либо из врагов, увидев что-нибудь не скрытое, воспользуется им для себя; мы полагаемся не столько на боевую подготовку и военные хитрости, сколько на присущую нам отвагу в открытых действиях. Что касается воспитания, то противники наши еще с детства закаляются в мужестве тяжелыми упражнениями, мы же ведем непринужденный образ жизни и тем не менее с неменьшей отвагой идем на борьбу с равносильным противником. Вот доказательство этому: лакедемоняне идут войною на нашу землю не одни, а со всеми своими союзниками, тогда как мы одни нападаем на чужие земли и там, на чужбине, без труда побеждаем большей частью тех, кто защищает свое достояние. Никто из врагов не встречался еще со всеми нашими силами во всей их совокупности, потому что в одно и то же время мы заботимся и о нашем флоте, и на суше высылаем; наших граждан на многие предприятия. Когда в стычке с какою-либо частью наших войск враги одерживают победу над нею, они кичатся, будто отразили всех нас, а потерпев поражение, говорят, что побеждены нашими совокупными силами. Хотя мы и охотно отваживаемся на опасности, скорее вследствие равнодушного отношения к ним, чем из привычки к тяжелым упражнениям, скорее по храбрости, свойственной нашему характеру, нежели предписываемой законами, все же преимущество наше состоит в том, что мы не утомляем себя преждевременно предстоящими лишениями, а, подвергшись им, оказываемся мужественными не меньше наших противников, проводящих время в постоянных трудах. И по этой и по другим еще причинам государство наше достойно удивления. (40) Мы любим красоту, состоящую в простоте {3}, и мудрость без изнеженности; мы пользуемся богатством как удобным средством для деятельности, а не для хвастовства на словах, и сознаваться в бедности у нас не постыдно, напротив, гораздо позорнее не выбиваться из нее трудом. Одним и тем же лицам можно у нас и заботиться о своих домашних делах, и заниматься делами государственными, да и прочим гражданам, отдавшимся другим делам, не чуждо понимание дел государственных. Только мы одни считаем не свободным от занятий и трудов, но бесполезным того, кто вовсе не участвует в государственной деятельности. Мы сами обсуждаем наши действия или стараемся правильно ценить их, не считая речей чем-то вредным для дела; больше вреда, по нашему мнению, происходит от того, если приступать к исполнению необходимого дела без предварительного обсуждения его в речи. Превосходство наше состоит также и в том, что мы обнаруживаем и величайшую отвагу и зрело обсуждаем задуманное предприятие; у прочих, наоборот, неведение вызывает отвагу, размышление же - нерешительность. Самыми сильными натурами должны, по справедливости, считаться те люди, которые вполне отчетливо знают и ужасы и сладости жизни, благодаря чему они не отступают перед опасностями. Равным образом, в отношениях человека к человеку наши действия противоположны тактике большинства: друзей мы приобретаем не тем, что получаем от них услуги, но тем, что сами их оказываем. Оказавший услугу - более надежный друг, так как он своим расположением к получившему услугу сохраняет в нем чувство признательности; напротив, человек облагодетельствованный менее чувствителен: он знает, что ему предстоит возвратить услугу, как лежащий на нем долг, а не из чувства благодарности. Мы одни оказываем благодеяния безбоязненно, не столько из расчета на выгоды, сколько из доверия, покоящегося на свободе. (41) Говоря коротко, я утверждаю, что все наше государство - центр просвещения Эллады; каждый человек может, мне кажется, приспособиться у нас к многочисленным родам деятельности, и, выполняя свое дело с изяществом и ловкостью, всего лучше может добиться для себя независимого положения. Что все сказанное не громкие слова по поводу настоящего случая, но сущая истина, доказывает самое значение нашего государства, приобретенное нами именно благодаря этим свойствам. Действительно, из нынешних государств только одно наше выдерживает испытание, чтобы стать выше толков о нем; только одно наше государство не возбуждает негодования в нападающих на него неприятелях в случае поражения их такими людьми (как мы), не вызывает упрека в подчиненных, что они будто бы покоряются людям, не достойным владычествовать. Создав могущество, подкрепленное ясными доказательствами и достаточно засвидетельствованное, мы послужим предметом удивления для современников и потомства, и нам нет никакой нужды ни в панегиристе Гомере, ни в ком другом, доставляющем минутное наслаждение своими песнями, в то время как истина, основанная на фактах, разрушит вызванное этими песнями представление. Мы нашей отвагой заставили все моря и все земли стать для нас доступными, мы везде соорудили вечные памятники содеянного нами добра и зла. В борьбе за такое-то государство положили свою жизнь эти воины, считая долгом чести остаться ему верными, и каждому из оставшихся в живых приличествует желать трудиться ради него" {4}.
КОММЕНТАРИИ
1 Конечно, разумеется равноправие лишь для "свободных". Нельзя забывать, что афинская демократия была рабовладельческой сущностью античного государства, по выражению Ленина. - "диктатура рабовладельцев" (см. В. И. Ленин, Сочинения, т. 28, стр. 215). 2 В действительности политика Афин далеко не отличалась гуманностью; уже до 466 г. до н. э. их господство над союзниками стало базироваться на применении насилия (см.: Фукидид, 1,98). И сам Перикл в другой речи у Фукидида говорит, что власть Афин имеет уже вид тирании (11,63). 3 Эстетический идеал искусства Греции, отраженный в изобразительном искусстве и в поэзии V в. до н. э. 4 В речи, вложенной в уста Перикла, видна яркая идеализация Афин и афинской демократии. Эта речь, очевидно, отражала действительное настроение Перикла, который с позиций верхов афинской демократии старался затушевать все отрицательные явления, связанные с начавшимся социально-политическим и моральным упадком Афинского государства.
*** Добавлю - по выражению Платона демократическое государство Древней Греции было на деле аристократией - властью лучших... Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Дата: Среда, 2023-04-26, 10:51 AM | Сообщение # 124
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
ЦитатаMгновениЯ ()
Мы живем свободною политическою жизнью вгосударстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто делает что-либо в свое удовольствие, и не показываем при этом досады, хотя и безвредной, но все же удручающей другого. Свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов главным образом из страха перед ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время; в особенности же прислушиваемся ко всем тем законам, которые существуют на пользу обижаемым и которые, будучи неписанными, влекут (за нарушение их) общественный позор
ПРЕКРАСНО!
ЭТО ИМЕННО ТО, ЧЕГО НАМ СЕГОДНЯ НЕ ХВАТАЕТ.
Разошлись...в земных краях, под облаками, Разгуляться где даны поля с ветрами. Где следы от наших мыслей камни Собирают по свеченью в стаи.
Разошлись...чтоб встретиться за ширмой В недоступном для материй мире. Чтобы прикоснуться нашим крыльям К таинству утраченных идиллий.
Разошлись... И потерялись в звёздах, Чтобы открывать свои пространства. Чтобы говорить при встрече: Здравствуй! Устланный мечтами о полётах Космос... небесный странник
Дата: Среда, 2023-09-20, 4:12 PM | Сообщение # 125
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18864
Статус: Offline
ЦВЕТОК РАСЦВЁЛ... И МЫ ПРОДОЛЖАЕМ ЛЮБОВАТЬСЯ ИМ, ВЕЧНЫМ ЕГО ЦВЕТЕНИЕМ!
Древние греки не боялись раздвигать границы уже существующих знаний, что помогло им разработать новые идеи и подходы к философским идеям. Древняя Греция стала центром научных и философских инноваций.
В новой лекции на канале Лекторий Dостоевский Александр Дугин расскажет о Древней Греции как среде, в которой состоялась философия, о том, как разворачивалась борьба идей и, конечно, о трех главных направлениях мысли, которые в дальнейшем станут тремя важнейшими учениями.
Дата: Пятница, 2023-12-15, 3:40 PM | Сообщение # 130
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7696
Статус: Offline
Мифические лекари
Два брата - знакомцы из мифов, Пугают и лечат людей Загадками иероглифов И тайнами странных затей...
Врачи не спасают от смерти, Но жизнь продлевают на срок Лечения. Верьте-не верьте... Где выгода, чей же урок?
Спасают от смерти нас юность Души и живая среда Плаценты, где вызреет мудрость: Суть счастье, с любовью года!
Спасение – парус надежды, Ковчежец построишь ты сам. С легендами, снами невежды Плывёшь в нём к иным берегам…
Подобно Синдбаду, ты опыт Бесценный, Аида дары Сбираешь в волшебные гроты Таната… для смертной игры…
Он с Гипносом братом в единстве, Ведь схожи настолько они, Что в мире земного таинства Ты не различишь их Огни…
Мифических сцен персонажи Толкают на поиск умы Из бремени купли-продажи В мир вечно дразнящей страны.
Всё множество звёзд карнавала – Как эхо неявленных снов, Истоки времён – суть Начала С лекарством для мудрых сынов.
Танатос - Танатос , Танат, Фанат (др.-греч. «смерть») — в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Нюкты и Эреба, брат-близнец бога сна и сновидений Гипноса. Ги;пнос (др.-греч. «сон») — в древнегреческой мифологии персонификация сна, божество сна и сновидений. Живёт на краю света.
...Фрагмент речи Перикла над могилами доблестных воинов с полным правом можно адресовать доблести ушедших в царство Танатоса античных героев, возвращающихся к нам благодаря силам царства Гипноса, пробуждая в душах людей воспоминания о самых лучших качествах Человека!
"...только одно (Вечное Царство) наше выдерживает испытание, чтобы стать выше толков о нем; только одно наше (государство ) не возбуждает негодования в нападающих на него неприятелях в случае поражения их такими людьми (как мы, как герои), не вызывает упрека в подчиненных, что они будто бы покоряются людям, не достойным владычествовать. Создав могущество, подкрепленное ясными доказательствами и достаточно засвидетельствованное, мы послужим предметом удивления и для современников, и потомства, и нам нет никакой нужды ни в панегиристе Гомере, ни в ком другом, доставляющем минутное наслаждение своими песнями, в то время как Истина, основанная на фактах, разрушит вызванное этими песнями представление. Мы нашей отвагой заставили все моря и все земли стать для нас доступными, мы везде соорудили вечные памятники содеянного нами добра и зла..." Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Сообщение отредактировал Белоснежка - Пятница, 2023-12-15, 3:58 PM
Дата: Вторник, 2023-12-26, 12:02 PM | Сообщение # 131
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7696
Статус: Offline
Филола́й — древнегреческий философ-пифагореец, математик, современник Сократа и Демокрита. 470 до н.э. - 390 до н.э. — древнегреческий философ-пифагореец, математик, современник Сократа и Демокрита. Родным городом Филолая считается Кротон в Южной Италии (отсюда его распространённое именование Филолай из Кротона); иногда называется также Тарент. Среди учеников Филолая упоминается ряд последних пифагорейцев.
Афоризмы Филолая
"Гармония, как правило, является результатом противоположных сущностей; ибо это единство множественности и согласие о несогласии".
Эхо Согласие о несогласье – ценно Гармонией различный полюсов И сущностей несходных, что мгновенно Соединяют множество основ.
"Суть вещей вечна".
"Природа мира является гармоничным соединением бесконечных и конечных элементов (беспредельного и ограниченного)".
"В центре мироздания огонь духа, символизируемый Вестой, Домом Вселенной, Матерью Богов".
"Число – есть основание оформленности и познаваемости всего сущего".
Эхо Воспримешь ты природу гармоничной, Когда соединишь в себе самом Конечное и вечное… столь лично, Что суть свою постигнешь не умом… Но сердцем - в самом центре мирозданья, Вот Дом Вселенной, Веста, Мать Богов! Оформленность даруют Числа Знанья, Познанье отношений - связь веков.
"Все познаваемое имеет число. Ибо без него невозможно ничего ни понять, ни познать". Филолай Филолай первым обнародовал пифагорейское учение о природе и устройстве Вселенной. Сочинение Филолая «О природе», состоявшее из трёх книг: 1. Учение о гармонии и космологии; 2. О числе и его значении в мирообразовании; 3. О душе и душепереселении — дошло до нашего времени лишь в отдельных фрагментах.
Система мира
Изображение Центрального огня (в центре схемы) Земли (Earth), Противоземли (Antichthon) и Солнца (Sun)
Согласно Аристотелю, Филолай первым предположил возможность движения Земли, утверждая, что смена дня и ночи вызвана движением планеты вокруг воображаемого центра Космоса.
Стобей приводит описание системы мира Филолая (по Пифагору): в центре Вселенной находится Центральный огонь (Гестия, Очаг Вселенной, Дом Зевса, Мать Богов) — незатухающий огонь, освещающий весь мир. Вокруг Центрального огня вращаются Антиземля (Противоземля), Земля, Луна, Солнце и пять известных древним планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн). Наконец, на последней сфере находится Объемлющий огонь, представляющий собой совокупность неподвижных звёзд.
В системе мира Филолая участвует "вымышленное небесное тело", придуманное другим пифагорейцем, Гикетом Сиракузским — так называемая Антиземля, которая располагается на ближайшей к Центральному огню орбите. Антиземля не наблюдается с Земли; отсюда следует, что Антиземля и Земля движутся синхронно, сохраняя относительно друг друга неизменное положение. Очевидно, мудрец говорил о Духовной Земле, связанной с планетой, как одной из своих отраженных в физический мир проекций. Но современная наука пока ещё не в состоянии признать значение и роль Духовного Огня Центра Вселенной, дарующего Основу всему бытию миров. Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Дата: Суббота, 2024-01-06, 4:06 PM | Сообщение # 132
Советник Хранителя
Группа: Проверенные
Сообщений: 1092
Статус: Offline
Мифы Древней Греции
Боги Олимпа. Роспись потолка в зале Геракла, Версаль
Давным-давно - так давно, что даже время тогда текло в обратном направлении, на Балканском полуострове жили древние эллины, которые оставили народам всего мира богатейшее наследство. Это не только величественные здания, прекрасная античная настенная живопись и мраморные статуи, но и великие произведения литературы, а также, дошедшие до наших дней, древние предания - мифы Древней Греции, в которых отражено представление древних греков об устройстве мира и, в целом, обо всех процессах, происходящих в природе и в обществе. Одним словом, - их миропонимание и мировоззрение.Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколение в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других. Вот почему их приходилось собирать из самых разных источников.
Мифографы появились в Греции около 4-го века до н.э. К ним относятся софист Гиппий, а также Геродот Гераклейский, Гераклит Понтийский и многие другие. Например, Дионисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп.По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении её древних жителей. Так, согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища и великаны: гиганты, одноглазые циклопы (киклопы) и могучие Титаны - грозные дети Земли (Геи) и Неба (Урана). В этих образах греки олицетворяли стихийные силы природы, которые были покорены Зевсом (Диасом)- Громовержцем и Тучегонителем, установившим порядок в мире и ставшим владыкой Вселенной.
Хронос
(Крон, Сатурн). Жан-Батист Мозес
Юпитер и Фетида.Жан Огюст Доминик Энгр
Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос, в котором заключался источник жизни мира: всё возникло из Хаоса - и весь мир, и бессмертные боги, и богиня Земля - Гея, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней; и могучая сила, оживляющая всё, Любовь - Эрос.
Глубоко же под Землёй родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы.
Создавая мир, Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и тёмную Ночь - Никту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера (Имера). Свет разлился по всему миру, и стали сменять друг друга ночь и день.Могучая, благодатная Гея породила беспредельное голубое Небо - Урана, который раскинулся над Землёй, воцарившись во всём мире. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море. да воздается по трудам всегда
У многих древних цивилизаций были свои календарные системы. Из них греческий календарь, скорее всего, самый запутанный. Античный греческий календарь очень похож на саму Древнюю Грецию. Выясняем, как же назывались раньше месяцы!
Древний календарь имел определенное основное сходство от региона к региону, но каждый город-государство сохранял свою версию. Все греческие календари были лунно-солнечными (на основе Солнца и Луны) и имели те же основные черты, что и другие лунно-солнечные календари: двенадцать месяцев с периодической вставкой тринадцатого.
Афинский календарь - самый известный и наиболее интенсивно изучаемый. Афинские месяцы назывались Гекатомбион, Метагеитнион, Боэдромион, Пианепсион, Маймактерион, Посейдон, Гамелион, Антестерион, Элафеболион, Мунихион, Таргелион и Скирофорон.
Вставной месяц обычно наступал после Посейдона и назывался вторым Посейдоном. Гекатомбион, а значит и начало года, выпадал на лето. Другие греческие регионы начинали свой год в разное время (например, Спарта, Македония - осенью, Делос - зимой).
Для историка, склонного к опрятному порядку, прискорбным фактом является то, что афиняне просто не желали придерживаться полностью регулярного календаря, что сегодня затрудняет реконструкцию. Их неправильность была вызвана не недостатком астрономических знаний.
В 432 г. до н.э. афинский астроном Метон установил свой 19-летний цикл, установив регулярные интеркаляции (неизвестно, получил ли Метон этот цикл из Вавилонии или открыл его сам). С этого момента небольшая группа греческих астрономов использовала в своих расчетах цикл Метона, но его следует рассматривать как идеальный календарь астрономов. Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Дата: Суббота, 2024-04-20, 11:11 AM | Сообщение # 134
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 3986
Статус: Offline
Греческое царство на территории современного Ирана
7 июня 20212,4K прочитали
Есть на дальнем востоке Персии одна область. Исторически достаточно богатая, и исторически такая же неспокойная. Место, где соединялись культуры персов, индусов, китайцев, а потом и греков. Парадокс — Греция вдали от Греции. Великое, богатое, амбициозное, и так нелепо прекратившее своё существование — Греко-бактрийское царство.
Как бы нелепо это не звучало, но Греко-бактрийское царство располагалось, кто бы мог подумать, в сатрапии Бактрия — на самой восточной окраине эллинистической ойкумены. Да что там греческой ойкумены, она по всем стандартам окружающих цивилизаций была далёкой провинцией — что для изначальных хозяев в лице персов, что для диадохов, что для тех же индусов. Зона влияния государства в своё время простиралась весьма широко – она начиналась от Согдианы на севере и Арахозии на юге, ограничиваясь с востока Гиндукушем, а с запада южным берегом Каспия. Одноименная историческая область всегда была энергичной (как правило — уж слишком энергичной), так что жить там в любой временной промежуток было весело и интересно. А, как говорится, не приведи господь жить в интересные времена.
Карта персидских провинций-сатрапий
Сама Бактрия обладала достаточным разнообразием ресурсов — здесь добывали золото и драгоценные камни, а так же выращивали растительные культуры. Очень часто Бактрию характеризуют, как достаточно плодородную провинцию — но и обратное утверждение встречается не реже. Также было весьма широко развито скотоводство, позволяя формировать сильное конное войско — Антиох III, после потери нескольких зубов у Ария, не даст соврать.Естественно, что эти земли когда-то давно, в очень отдалённом прошлом, были независимыми — но это только до того момента, пока туда с дружеским визитом пришли персы, да так там и остались. Успех административной власти персов в Бактрии был обусловлен не только родством между двумя народами, но и традиционной политикой иранских царей, не вмешивающихся в религиозные и, в общем и целом, политические дела покоренных туземцев. После установления персидской власти Бактрия стала естественным барьером для кочевников с востока. Собственно, это одна из отличительных особенностей региона, стержнем проходящая через всю его историю — как персидскую, так и греческую. Кстати, именно благодаря последним история этой земли развивалась так, как мы знаем, и именно благодаря грекам же они так успешно отражали все набеги с севера и запада — и даже завоевали значительные земли в Индии. И именно греки же стали причиной гибели царства — но об этом несколько позже.
До 1964 года исследователи Греко-бактрии считали это государство «миражом» — из-за отсутствия значительных и однозначных вещественных доказательств его существования (конечно, когда по всей территории несколько раз прошлись огнём и мечом кочевники). В конце концов, французский археолог Даниэль Шлюмберже нашел точку опоры и перевернул представление о «мираже». Открытие им города Ай-Ханум («Александрия Оксианская») стало доказательством не только ошибочности и необоснованности пессимизма прошлых исследователей этих земель и царства (а точнее — царств) эллинов на ней, но и того, что эллины сохранили свой уклад жизни в этом отдаленном краю – город был построен по всем канонам греческого градостроительного искусства того времени. https://dzen.ru/a/YL3dE07XrQMeysgN Сказки - жемчуга мира Книги Семи Морей
Дата: Понедельник, 2024-06-03, 5:43 PM | Сообщение # 135
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18864
Статус: Offline
ВРЕМЯ И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ
по статье Представления древних греков о пространстве и времени по поэмам «Илиада» и «Одиссея»
...Границы заселенного людьми пространства омывались мифическим Океаном, который воспринимался исполинской рекой [1, XIV, 246], опоясывавшей землю [1, XVIII, 606; 607]. Пограничными областями, отделявшими мифический мир от профанного, являлись земли, заселенные эфиопами, - они находились на востоке [1, XXIII, 205; 206], и территории на западе, где проживали киммерийцы [2, XI, 13; 14]. В сознании древнего грека, склонном разделять пространство на «хорошее» и «плохое», восток был местом, где восходили Эос - заря и Гелиос - солнце, поэтому эта сторона света имела положительное значение. У проживавших там эфиопов любили гостить боги [1, I, 423; 424; XXIII, 206; 207; 2, I, 20-25]. Дальше на востоке, за Океаном, находился божественный остров Эя, населенный нимфами, на котором также проживали Эос и Гелиос [2, XII, 1-4]. В противовес востоку запад - это место, откуда приходила ночь [1, XIII, 240; 241], там же были расположены Аид и Тартар. Западная, пограничная территория, омывавшаяся Океаном и населенная киммерийцами, была покрыта туманом и лишена солнечного света: по словам Гомера, «ночь безотрадная там окружает живущих» [2, XI, 12-19]. Столь печальный вид данной области объяснялся близостью подземного царства, которого можно было достичь, переплыв Океан.
В вертикальном членении пространство делилось на три уровня: верхнее мифологическое, к которому восходил Олимп, земное и нижнее мифологическое, представленное двумя уровнями -Аидом, заселенным душами мертвых, и Тартаром, располагавшимся еще ниже и являвшимся своеобразной преисподней для богов, где они
должны были бы влачить безрадостное существование в случае неповиновения Зевсу. В мировосприятии древнего грека не существовало четких граней, разделявших мир людей и богов. Так, боги могли пребывать среди людей [1, I, 37; 38; 44-49; II, 168-175; IV, 74-79], а некоторые герои спускаться в Аид для того, чтобы узнать свою судьбу, как это сделал Одиссей в XI песне одноименной поэмы.
Единственная целостная картина Вселенной, раскрывающая космологические воззрения Гомера, представлена в XVIII песне «Илиады». Изготавливая щит для Ахиллеса, бог Гефест изображает на нем уменьшенную копию мироздания. Х. Туманс обратил внимание на немногословность автора «Илиады» при описании структуры Вселенной и сосредоточенность на земной жизни, объяснив это незаинтересованностью Гомера в вопросах, выходивших за пределы человеческого бытия [22, с. 44; 45], что, по его мнению, раскрывает несформированность космологической системы у человека гомеровского периода.
Действительно, при четком разделении пространства на «профанное» и «мифологическое» территория, заселенная людьми, являлась единственным пределом человеческого знания, пространством, которое можно было достоверно описать, чем и обусловлено пристальное внимание Гомера к земной жизни. В свою очередь, устройство Вселенной, являвшееся содержанием креационных мифов, представляло собой сакральное знание, не подлежавшее освещению в эпической поэзии. Краткое, в несколько строк, описание мироустройства имело своей целью не предоставление информации о строении космоса, а скорее всего, играло роль вступления к художественному описанию шедевра, изготовленного Гефестом. Вместе с тем это краткое вступление раскрывает перед нами общую структуру космоса, существовавшую в сознании человека гомеровской эпохи.
Как бы ни была несовершенна земля, заселенная людьми, она имела исключительно выгодное расположение, ибо находилась в центре Вселенной, на что указывает Гомер при описании щита Ахиллеса. Именно мир людей окружала священная река Океан [1, XVIII, 606; 607], отделяя его от мифических территорий. Здесь была расположена гора Олимп, вершины которой упирались в мир небожителей.
Согласно М. Элиаде, архитектоническая символика центра обусловлена такими аспектами, как нахождение на этой территории Мировой горы - в ее роли у древних греков и выступал Олимп, а также единством трех космических
сфер - Неба, Земли и Ада [24, с. 31]. Таким образом, человеческое общество мыслилось как наиболее совершенное, упорядоченное, гармоничное, находившееся под защитой богов. Это объясняет стремление Одиссея и его спутников вернуться на родной остров, а также неприязнь к неизведанным территориям, обитатели которых жили по своим законам и пренебрегали установленными олимпийскими богами обычаями. М. Элиаде заключил, что центр, хотя и являлся для людей «областью в высшей степени священного», в их сознании оставался «областью абсолютной реальности» [24, с. 35].
Х. Туманс заметил, что, несмотря на краткость Гомера в освещении космологических аспектов, его Вселенная имела законченную структуру, так как состояла из трех «симметричных» частей, взаимно дополнявших друг друга и уравновешивавших космическое пространство. Данная идея в дальнейшем была воспринята классической эпохой и продолжена ей в виде разработки понятия о мере [22, с. 45].
Подобно тому как мифологическим мышлением пространство разделялось на свое и чужое, время также не избежало аналогичной двойственности в его восприятии. Так, время суток условно делилось на профанное и сакральное. Светлая часть дня была пожалована богами в распоряжение людям - это было профанное время. С наступлением темноты в свои права вступали иные силы, и осуществление какой-либо активности в это время воспринималось как нарушение закона, установленного богами. В поэмах встречаются эпитеты «божественная» ночь [2, IV, 429; VII, 283], «священный мрак» [1, XI, 192-194], призванные подчеркнуть сакральность этого времени суток.
С наступлением ночи прекращалась любая деятельность - сражения [1, X, 201], путешествия [2, XII, 291], песни и танцы [2, I, 419-421], прием пищи [2, III, 335; 336]. Единственно возможное для человека в данное время состояние -сон, но он также посылался божеством и поэтому являлся божественным [2, VII, 286]. Не только действия, но и любые проявления чувств -скорбь и плач [2, IV, 193-195] или, напротив, веселье были непозволительны ночью. В строке: «В плаче могло б их застать заходящее солнце» [2, XIV, 220], - чувствуется тревога Гомера, вероятно, в связи с тем, что пребывание в состоянии уныния в ночное время могло вызвать гнев пирующих богов [2, III, 332; 333; 336].
В облике обожествленной ночи сохранялись черты стихийности, выводившие ее из пантеона олимпийских богов и создававшие образ всемо-
гущего божества, неподвластного ничьей воле. Даже Зевс был вынужден усмирять свой гнев из опасения прогневать Ночь [1, XIV, 260; 261]. Такое поведение верховного олимпийского бога вполне объяснимо: Ночь по своей сути являлась бесформенной субстанцией, возникшей в начале мифического времени (наряду с Хаосом и Мраком) и являвшейся первоисточником жизни [21, с. 81]. Таким образом, Ночь - древнейшее из божеств, прародительница первых богов, поэтому проявление неуважения к ней со стороны олимпийца могло бы нарушить мировой порядок. У Гомера Ночь получает антропоморфные черты, приобретая облик богини [1, XIV, 259-261]. В создании подобного образа нашла свое отражение свойственная мифологическому типу мышления способность олицетворять и одухотворять силы природы [1, XIV, 259].
Ночь была настолько непредсказуемым и непостижимым явлением, что часто сравнивалась со смертью. Смерти также были сподручны тьма и мрак - спутники ночи [1, IV, 461; 526; V, 47; VI, 10; XI, 356; XIII, 575]. Черный цвет - цвет ночи являлся и цветом смерти [1, III, 360], а также близких ей явлений: страданий [1, IV, 117], боли [1, IV, 191], скорби [1, XXIV, 93; 94]. У смерти был брат-близнец - Сон [1, XVI, 672]. Насильственная смерть, наступавшая в ходе сражения, названа у Гомера «медным сном» [1, XI, 241]. В силу близости таких явлений, как ночь и смерть, погребальный обряд в эпоху Гомера было принято осуществлять в ночное время, в полной тишине, поскольку излишнее проявление чувств могло нарушить сакральность ночи [1, VII, 327].
Рассмотрев особенности восприятия древними греками времени суток, обратимся теперь к объяснению того, каким образом осознавалось людьми эпохи Гомера само понятие «время».
Некоторые исследователи придерживаются идеи о неприятии людьми древних обществ времени как исторического процесса. Так, О. Шпенглер указывает на тенденцию к уничтожению того, что «не обладает существованием в настоящем времени» [25, с. 142; 143]. М. Элиаде утверждает, что архаическому мышлению была свойственна своеобразная подвижность времени, возможность слияния человеческого настоящего с мифическим временем посредством выполнения «парадигматических» действий - от войны и жертвоприношения до строительства дома [24, с. 46]. Человек, таким образом, будто бы приписывал себе способность «упразднять время», в чем и выражалась, по мнению именитого исследователя, его «антиисторическая позиция» [24, с. 47, 77].
Мы не разделяем эту идею, так как не можем полностью отрицать существование у гомеровских греков представлений о времени как об историческом процессе. Им, к примеру, было присуще стремление увековечить те или иные события, то есть «связать свое настоящее с далеким прошлым» [4, с. 70]. Гомеровским грекам было также свойственно желание прославиться любой ценой [5, с. 172; 26, с. 99]. Кроме того, сам факт создания текста поэм на основе более древних эпических преданий свидетельствует о присутствии в сознании грека гомеровской эпохи понимания ценности прошлого для настоящего, а также и самой истории как знания о прошлом, хотя и основанном на мифе.
Не только осознание связи настоящего с прошлым характеризует отношение греков гомеровской эпохи ко времени. Забота о будущем - далеком и не очень - также занимает мысли героев поэм. Человек понимал, что его настоящее когда-нибудь станет древностью для пока еще не рожденных поколений; он мог смоделировать в своем сознании образы и мысли, которые возникнут у потомков при виде могильного холма над телом героя. Таким образом, мы можем сделать вывод о четком осознании древними греками временной последовательности событий, уже свершившихся, имевших место в прошлом, а также об их склонности к антиципации событий, происхождение которых было возможно в будущем, что даже выражается в построении некой цепочки их последовательности [1, IV, 160-165; 173-182].
В то же время необходимо отметить, что восприятие греками гомеровской эпохи настоящего было лишено той четкости и осознанности, которая прослеживается в их отношении к прошлому и будущему. Здесь мы можем согласиться с мнением О. Шпенглера, охарактеризовавшего восприятие жизни древними греками как «ряда случайностей» [25, с. 144, 145]. По мнению М. Элиаде, человеческое общество мыслилось не как «результат» истории, а как «порождение ряда мифических событий» [23, с. 22]. Мифическое время противостояло профанному, являясь сакральным по своей сути. Это было время перво-предков и творения мира, первых вещей и людей, а также установления космического и социального порядка [16, с. 26].
Действительно, из поэм Гомера следует, что мифическое время являлось источником первопричин для любых событий и явлений, происходивших в рамках профанного времени [16, с. 252]. В поэмах Гомера существуют два пространственно-временных континуума: мир богов и мир людей, взаимно дополнявших друг друга...
... У гомеровских греков, живших в соответствии с природными ритмами, имеющими в своей основе цикличность, сложилось представление о «круговратном» времени, истечение которого знаменовало собой наступление нового го-
да, приходившееся на весну [1, XXIV, 765; 766; 2, I, 16; 17; 493; 494; XIV, 292-294]. Греки гомеровской эпохи выделяли такие временные единицы, как день, месяц, год, и даже были склонны вести подсчет лет от какого-либо знаменательного для их жизни события. Так, Елена, размышляя о своей жизни в Трое, замечает: «...ныне двадцатый год протекает с оной поры, как пришла в Илион я» [1, XXIV, 765; 766]. Вместе с тем в поэмах содержатся и примеры, указывающие на качественную неоднородность времени. Время в сознании гомеровского грека могло «растягиваться», что мы видим на примере жизни Нестора, пережившего уже два поколения людей и продолжавшего «царствовать» над третьим [1, I, 250-252]. При этом Нестор, несмотря на свой почтенный возраст, вовсе не являлся дряхлым старцем и даже принимал непосредственное участие в сражениях [1, VIII, 80-90; 102-105; 137-140]. Время также могло и «сжиматься». Так, ахейцы всего за одну ночь построили грандиозную крепость со рвом, вызывавшую удивление даже у богов [1, VII, 433-444].
Подводя итоги, мы приходим к выводу о том, что в восприятии гомеровскими греками пространства и времени продолжала сохраняться характерная для мифологического мышления идея противопоставления человеческого и божественного, профанного и сакрального, причем она применима и к их отношению к пространству, и к ощущению времени. Вместе с тем в их картине мира стали происходить важные изменения. Так, в отношении к пространству наметилась тенденция очеловечить, окультурить «дикое пространство», что даже выразилось в придании населявшим его мифическим существам организационных черт, характерных для человеческой жизни. В восприятии времени, наряду с сохранением идеи о его качественной неоднородности, у гомеровских греков возникает стремление упорядочить время: либо путем разделения его на устойчивые единицы - день, месяц, год, либо с помощью ведения счета лет. Это стало возможно в связи с формированием у них способности свободно ориентироваться во времени, учитывая изменения, происходившие в природе. Свою жизнь люди гомеровского времени также начали представлять в виде трех временных этапов: прошлого, настоящего и будущего, что свидетельствует о начале формирования у них исторической памяти.
Библиографический список
1. Гомер. Илиада [Текст] / Гомер: пер. с древне-греч. Н. И. Гнедича. - М. : Эксмо, 2013. - 896 с.
2. Гомер. Одиссея [Текст] / Гомер: пер. с древне-греч. В. А. Жуковского. - М. : Эксмо, 2013. - 896 с.
3. Андреев, Ю. В. Гомеровское общество. Основные тенденции социально-экономического и политического развития Греции ХИ-УШ вв. до н. э. [Текст] / Ю. В. Андреев. - СПб. : Нестор-История, 2004. -494 с.