В 1886 году Ваг Гог переезжает в Париж к брату Тео. Здесь он начинает совершенствовать своё художественное мастерство. Время, проведённое у брата, стало самым плодотворным периодом, но его картины не воспринимались публикой.
Ван Гог покидает столицу и перебирается на юг Франции, в Арль. Обилие солнца и тепла окутывает художника жёлтым цветом. Пшеничные поля, подсолнухи на фоне яркого солнечного света наполняют Винсента восторгом перед природой, буйством жизни. В Арле появляются его знаменитые полотна с пшеничными полями и подсолнухами.
Ван Гог снимает небольшой дом, он мечтает покрасить его в жёлтый цвет: "Под серо-жёлтым солнцем… вся земля жёлтая…, а дом должен был быть снаружи покрашен жёлтым, побелен изнутри белым, везде солнечно… Снаружи жёлтый цвет, внутри белый, много солнца, наконец-то, я увижу свои картины в действительно светлом помещении; пол из красного кирпича."
Подсолнухи художник писал для украшения этого дома, который должен был создавать чувство радости и жажды жизни. Оттенки жёлтого цвета неизменно присутствуют в его портретах в качестве фона. Вспомните автопортрет в серо-жёлтой шляпе.
Жёлтый цвет приходит на землю с небес, освещает и согревает всё живое на ней. Туда же, в небеса устремляют взоры неординарные личности, оттуда они получают знания и вдохновение. И не важно, художник ли это, композитор, писатель, учёный — искорка вселенских знаний пронзает человека, и он творит, творит вопреки непризнанию, непониманию. Но проходят годы, и гениев начинают понимать и признавать.
Ван Гог жил на земле, но его сущность стремилась ввысь — на картинах появляются кипарисы. Они являются связующим звеном между земной жизнью и вселенской бесконечностью.
Вернёмся к подсолнухам Ван Гога. Удивительное полотно «Ваза с пятнадцатью подсолнухами»: ярко-жёлтые подсолнухи на жёлтом фоне. Кажется, контраста нет, но взгляд трудно отвести от картины. Недолгая, насыщенная лишениями жизнь художника всплывает в памяти.
Детство, когда все считали его необычным и своенравным ребёнком. Юность — поиски своего места в жизни, неудавшиеся любовные увлечения, разочарования, нищета, первые картины. Зрелые годы, когда картины рождались одна за другой, когда психика художника не выдерживала темпа жизни.
Недаром специалисты полагают, что избыток чего-либо непременно порождает отклонения. Так и жёлтый цвет, несущий радость, свет, жизнь, может вызвать безумие — человек не выдерживает океана солнечного света, энергии, которая вливается в него с небес.
За несколько месяцев до смерти Ван Гог обращается к целительному зелёному цвету и пишет весной 1890 года картину «Стволы деревьев в траве». Деревья стоят на ярко-зелёной траве, в которой мелькают цветы луговых трав. Но эта малость зелёного не спасает Винсента от надвигающегося мрака.
К деревьям, вернее корням деревьев, художник возвращается в день рокового выстрела. Картина «Корни деревьев» осталась неоконченной.
Обнажённые корни деревьев и нижние части стволов на крутом склоне. Беспорядочное, лихорадочное переплетение корней, которое занимает почти всё полотно, отражает эмоциональное и психическое перевозбуждение художника. И лишь в левом верхнем углу синеет кусочек неба, как бы заявляя: Винсент сопротивляется безумию, стремится к простору, к чистоте, к небу, помнит о космосе, о его притягательности и мощи.
За несколько лет до этого, последнего момента жизни, Ван Гог изобразил на этюде корни деревьев и тогда же написал брату, что корни символизируют жизненную борьбу. Художник боролся с надвигающейся бездной до последнего дня.
В последний месяц жизни Винсент пишет несколько картин, изображающих пшеничное поле, но они не светлые, радостные, от них веет мраком. Зловещее карканье ворон чудится при взгляде на полотно «Пшеничное поле с воронами». Нарастающее эмоциональное и психическое напряжение сквозит в картине «Пшеничное поле под грозовыми тучами».
За год до ухода в мир иной Ван Гог пишет одну из своих самых удивительных картин — «Звёздная ночь». Полотно создано в клинике для душевнобольных.
Большая часть полотна отведена небу. Сказать, что просто ночному небу — не сказать ничего. Ван Гог открывает взору космическое величие, безграничность, которую не постичь разумом.
Вспоминается эпиграф к научно-популярной брошюре о бесконечности, звучит он так: «Я схожу с ума от мысли о бесконечности». В полной мере художник передаёт это состояние: величие и сила космоса затягивают его в свои недра, разумом не в силах сопротивляться, душа жаждет растворения в великой бездне.
На нижнем плане изображён спящий город, место, где обитает человек.
И как связующее звено вздымается ввысь кипарис. Зелёное буйство пламени завораживает, кажется, что верхушки ветвей вот-вот коснутся космоса и унесут за собой метущуюся душу художника. Недаром во многих культурах кипарис символизирует путь души усопшего на небо.
Особая техника (круговые мазки, передача света), которую применил Ван Гог при создании этого полотна, создаёт ощущение движения, причём это не просто земные движения воздуха, а космические завихрения. Только спустя полвека учёные откроют эффект космической турбулентности.
Но как художник увидел и передал её тогда, остаётся загадкой. Великое предвидение или видение, данное ему свыше, что водило рукой гения?
И самое интересное: в 2016 году космический аппарат, запущенный с космической станции «Юнон», достиг Юпитера. Первыми были получены фотографии атмосферы планеты. При изучении снимков Амелия Каролина Спаравигна увидела необычную идентичность вихревых образований и пятен в атмосфере Юпитера и воздушных завихрений, изображённых Ван Гогом на полотне «Звёздная ночь».
Немного обработав фотографию с космического аппарата, Амелия заменила снимком атмосферы Юпитера верхнюю часть картины — природные вихри Юпитера прекрасно вписались в картину художника, местами даже совпадая с техникой мастера.
Что это — простые случайные совпадения или непознанные способности гениев видеть то, что не видит простой смертный? Как бы то ни было, но отрицать неординарность художника нельзя.
Живя в реальном земном мире, безумно любя природу, сострадая обездоленным, сопереживая простому люду в его нелёгкой жизни, Ван Гог был тесно связан с космосом, чувствовал его безбрежность и гармонию. Видел то, что мы сейчас называем гармонией хаоса.
Винсент Ван Гог сказал: "Тот, кто любит природу, может найти красоту повсюду." Этими словами многое сказано, с этими словами можно идти по жизни, и тогда нам откроется мир, далеко выходящий за пределы видимости.
© Copyright:
Людмила Белан-Черногор, 2020