Техноцентризм– такого термина в википедии пока нет, но по сути к нему близок термин «Технологический или медиа-детерминизм» (1995) - одна из ключевых работ британского семиолога, автора Оксфордского словаря медиа и коммуникаций Дэниэла Чендлера, представляющая важность для дискурса о философии техники. В частности, именно в этой работе Чендлер формулирует свой «тезис неизбежности», который гласит о том, что после внедрения технологий в культуру следует их неизбежное развитие, то есть прогресс однажды примененных технологических разработок необратим. На данном тезисе основывается идея технологического детерминизма.
Приверженцы технологического детерминизма считают, что основной детерминантой социально-экономических и иных изменений в обществе являются более или менее крупные сдвиги в технике и технологической системе производства. Слово «технология» для них означает «не столько машины и инструменты, сколько соответствующие представления о мире, руководящие нашим восприятием всего существующего». Сюда относят СМИ, интернет, ИИ...
Антропоцентри́зм ( от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — философское идеалистическое и мировоззренческое представление, согласно которому человек есть средоточие Вселенной.
Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. Термин неоднозначный, как и многое другое в современном мире. Различают и лингвистический, и исторический, педагогический и экологический, философский… антропоцентризм, но мы попытаемся обратиться к этому понятию, как к Идее качественного совершенствования человека в современных условиях.
Внеприродные цели - момент важный – внешние цели, сверхприродные задачи, путь самопреодоления, самосовершенствования, самотрансформации – под влиянием сверхприродной, то есть, сверхчеловеческой направляющей Силы. Иными словами говоря, признание человека средоточием Вселенной есть, одновременно, признание его способностей возвыситься над своей человеческой природой и стать творцом нового мира, с особыми целями, замыслами, возможностями их реализации.
Какими же могут быть сверхприродные задачи человека?
Это зависит от понимания природных задач. Если под природными задачами понимать самосовершенствование и продление жизни вида, продление эволюции, приходим к пониманию, что такие задачи механистичны, алгоритм программ улучшения самих себя или среды обитания мало связан с процессом творчества, созданием нового, небывалого. А процессы механистические способны существовать лишь в связи с их запускающим творческим действием. Программы не возникают на пустом месте, из ничего. Создание каждого «предмета» сначала созревает в мыслях, потом реализуется в материи и имеет ограниченный ресурс жизни. Течение каждого времени задаётся сверхвременным действием Творца. Переплетение времён-пространств образует некий замкнутый мир, созданный однажды, умноженный сотворчеством, обречённый однажды к своему исчерпанию, исчезновению. Тут полезно подробнейшим образом изучить взгляды выдающегося философа Николая Бердяева на цель человеческого общества –
книга «О назначении человека». (Читаем на форуме)
«…В устремлении к будущему, характерном для нашего эона, происходит ускорение времени, при котором невозможно остановиться в настоящем для созерцания вечного. Райская же жизнь есть в вечном настоящем, победа над адской мукой времени. Современная цивилизация противоположна райской жизни. Ее ускорение времени, ее устремленность к будущему не есть полет в бесконечность, наоборот, это ускорение и эта устремленность порабощают смертоносному времени, и начинаешь понимать адскую муку бесконечности алкания.
Этот эон идет к катастрофе, он не может бесконечно продолжаться, в нем все себя истребляет. Наступит другой эон, в котором дурное ускорение и дурная обращенность к будущему заменяется творческим полетом в бесконечность, - вечность…»