Суббота, 2023-01-28, 0:06 AM
О проекте Регистрация Вход
Hello, Странник ГалактикиRSS
..
Жемужное царство - Вход _ИМЕНА Авторов -Вход
Царства мудрости - Вход _Сборники мастеров - Вход.
Авторы Проекты Ковчега Сказки КовчегаБиблиотекаГостям• [ Ваши темы Новые сообщения · Правила •Поиск•]

  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: ognebo, Просперо  
Галактический Ковчег » ___Золотое Руно - Галактика » Михаил Просперо » Тантра Театра » Ре Оза (перечитывая Вознесенского)
Ре Оза
ПроспероДата: Четверг, 2022-11-17, 8:30 PM | Сообщение # 1
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4698
Статус: Offline
В юности на меня мощное впечатление произвела эквилибристика Андрея Вознесенского.
Даже просился к нему в ученики.
Не сложилось.

Работая в театральной тематике вспомнил о постановке "Антимиров" - решил перепоставить, но не репостом, а рерайтом, как учит Великий Дзен.

Кстат - надо бы вернуться на Дзен, забросил совсем.


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Четверг, 2022-11-17, 8:38 PM | Сообщение # 2
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4698
Статус: Offline
Ре Оза -1, от майданеков к евромайданам
Михаил Просперо

"Я пытаюсь заслонить собой прошлое, чтобы
ты никогда не разглядела майданеков и инквизиции."
/Вознесенский, Оза


*
...от майданеков к евромайданам ручная синица,
Эники-беники-пряники
Там магаданы, здесь заграница.

Амбулаторно ли лечатся амбиции?

Куча кучумов кочует на Запад.
Информация не со слов, а по партнёрским данным.
Интересно - сколько ещё ослов убежит на зов Буридана?

Грустная мина у памятника Богдану.
В смысле не мина, осколок, обломок, успех ПВО.
Как правильно пишется "Кто ково"?

Каждый коваль своей подковы, это не ново.

*
"Я знаю, что люди состоят из атомов,
частиц, как радуги из светящихся пылинок
или фразы из букв.
Стоит изменить порядок, и наш
смысл меняется."
/Вознесенский, Оза
*

Падок же кто-то обрушить на нас миропорядок...


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Четверг, 2022-11-17, 8:42 PM | Сообщение # 3
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4698
Статус: Offline
Ре Оза-2, Гамлет навстречу
Михаил Просперо

— Имейте уважение к идеалу высокому!
— Видали Гамлета в роли Высоцкого?
— Как королеве удалась Демидова! —
Товарищ из МИДа...
/Вознесенский, Дама треф

*

МИД сообщает, что МИГ-41 -
Погоди, какая-то магия цифр суровых годин.
Альфа ищет Омегу, нет, это овчарка нашла у очкарика
Что-то из запрещённого к перевозке, гуд бай, Америка!
Гамлет не сомневается, Гамлет схватил камень!
- Амен.

Антракт по факту, хоть рано как-то
И Христоранов ещё не выходил на контакт, но
Время реминисценций.
- Рано евреям Павел направил апостольскую каденцию.
- Вы полагаете? Детям цветы, Даме Треф мороженое.
- А давайте на "ты", ага? И простое из сложного?
- Но заскучают от информации МИДа дамы.
- Что Вы, это же гаммы -

(переходим за кулисы, слушаем как репетируются репризы)



Гаммы Гамлета учит флейтист из Гаммельна.
...его звали, кажется, Марк Крысолов?
Нотная грамота отличит истинное от неправильного,
От нечестного даже в мире твоих врагов.
Твоих шагов.

Капли датского короля по торжественным датам.
...тосты, оды, эпидемия эпидейктических слов.
Нотная грамота хранит код цикуты старого Сократа,
Раз-расплетает запутанные верёвки колоколов.
Твоих узлов.

Монолитные стены и где-то внизу ручеёк монолога.
...Гамлет, это имя или зеркало Альтер Эго?
Нотная грамота отделяет слова от чистой музыки Бога,
Смех от хруста наста, кровь от красного снега.
Твоего снега.

*
Кто-то сдуру воткнул на приморской набережной два ртутных фонаря. Мы идем навстречу. Ты от одного, я от другого. Два света бьют нам в спину.
И прежде, чем встречаются наши руки, сливаются наши тени – живые, теплые, окруженные мертвой белизной.
Мне кажется, что ты все время идешь
навстречу!
/Вознесенский, Оза


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Пятница, 2022-11-18, 5:28 AM | Сообщение # 4
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4698
Статус: Offline
Рецензия на «Ре Оза -1, от майданеков к евромайданам»
(Михаил Просперо)


Вознесенского
Вы поняли я Вас меня
Вознесенский)

Вот так и ходим по кругу в каждом частном случае...)

Спасибо - Отлично!!!

Кариатиды Сны   18.11.2022 00:20    

Кругом идём друг к другу
Так на круги своя
Ночью бежали по Бежин Лугу
Как сонный ручей-змея
Что в перекатах попрятал
Яблоки женские.
...да, я в ученики набивался когда-то
Именно к Вознесенскому.
Но не сложилось.
Он написал в ответ "навроде" пародию.
Лет через 40 это во мне перебесилось.
Вот так и ходим по кругу каждый в своём огороде - и -
?

Михаил Просперо   18.11.2022 05:27


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Пятница, 2022-11-18, 5:30 AM | Сообщение # 5
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4698
Статус: Offline
Рецензия на «Ре Оза-2, Гамлет навстречу»
(Михаил Просперо)


Люблю Ваши прозрачные
Как ранние у Вознесенского
Поздние у него неудачные
И у Вас такая ж тенденция
Усложнять до разъятия смыслов
И у Вас такие же мысли
Не он ведь сказал когда-то
Цитата из Пастернака
Впасть как в ересь
В неслыханную простоту
Однако
Как ещё удержать Красоту)

Может, то, как Вы сейчас пишите, гениально. И гениально то, как писал поздний Вознесенский. Но это для чтения богов. Земному читателю надо бы попроще, по его силе и возможностям. Но это не значит хуже. Мне так кажется.) С теплом и лучшими пожеланиями.

Кариатиды Сны   18.11.2022 00:36   

Но это для чтения богов.
Только и всего?
И что мне тогда другой читатель -
Некстати?
Да, сам Возднесенский учился, однако
У Пастернака
Но не одинаков
Только местами в "Озе"
Как у Бориса в прозе
...а вообще-то надо строить на островах мосты
или взрывать их - для простоты - во удержание Красоты?

Михаил Просперо   18.11.2022 05:16


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ШахерезадаДата: Пятница, 2022-11-18, 10:42 AM | Сообщение # 6
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 2892
Статус: Offline
Цитата Просперо ()
Интересно - сколько ещё ослов убежит на зов Буридана?

От перемены места ума-осла морковка завялилась, каротина уменьшилось, а жажда бегать в поисках "нового" знания и "лучшего" места... осталась, не может ум стоять.
Вот потому и руководствуется выводами Буридана:

Размышляя о том, как ему следует относиться к авторитету Аристотеля, Буридан пришёл к следующему выводу: «На доводы от авторитета не знаю как отвечать, иначе как отрицая авторитеты».

Цитата Просперо ()
Но это для чтения богов. Только и всего?

И что мне тогда другой читатель -Некстати?

Вот именно, именно так!
Мы ищем "некстати", как знак,
Что нам как-никак подтвердит, сотворчество искры родит!

А может... на вкус и цвет
не только товарищей нет,
но и Богов не сыскать там, где небесная гладь.

Но поясни, почему
эта загадка уму
так беспокоит его? Вечно войны существо...

Злой, ненасытный ум
ищет сражения шум,
даже любовь для него... пища, а не естество.
Но за что?

Цитата Просперо ()
...а вообще-то надо строить на островах мосты
или взрывать их - для простоты - во удержание Красоты?


О, эти мосты Мечты!
Сквозь время ведут меня,
В оазисы света, огня.
Нет лучше сей Красоты... Невыразимой в словах, образах в головах...

Каждый стремится к тому,
Чтоб выражать по уму... Тайну души родной - музыкой мировой.



В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии — убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия. Бытийные и концептуальные структуры отныне противопоставляются друг другу: бытием обладает только единичное, рационально невыразимое «это», смысловые же определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума. Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, становится беспредметным.


Сказки - жемчуга мира
Книги Семи Морей


Сообщение отредактировал Шахерезада - Пятница, 2022-11-18, 10:55 AM
 
ПроспероДата: Пятница, 2022-11-18, 11:18 PM | Сообщение # 7
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4698
Статус: Offline
Ре Оза-3, она же ЗояМихаил Просперо"...а она
вздрагивает ноздрями,
празднично хорошея.
Жертво-ли-приношенье?
Или она нас дразнит?"
/Вознесенский. Оза

* 2 - http://stihi.ru/2022/11/17/6980

Праздник напрасной дразнилки:
- Вы, как Высоцкий с бутылкой!
- Я же с гитарой, Зоя...
- С ней вы - как Френсис Гойя.

Приснится ж такое.

Дубна. Тонкие губы.
Не повезёт, так по крупной.
- Ваша поэзия - блеф.
- Вы - моя Дама Треф!

...хоть не пиковая - гнев.

Дамба. Визит Старой Дамы.
Холодно. Не Багамы.
Женщина в белом
Сиянии тела

(что же я делаю?)

- Отпусти, оденусь.
- Нет, не оденешься.
Ева, ты королева
олигарха безденежья.

День - заглядение.

Как сказать бы о свадьбе?

Нет. Старше на 9 лет.
- Метеориты следы божественных сигарет.
— "Зачем богохульствуете, Андрей?
- Упокой, Господи, окурочек грешной

души моей."

Вы всё ещё на Вы
и тоном вдовы?
Курение да, божья кара.
А тело твоё Карменситы гитара.

- Я правда тебе не старая?

*
"Иссиня-черные брови были нарисованы не над
а под глазами, как тени от карниза.
НЕ ЗАМЕЧАЛ.

Может, ее называют Оза?"
/Вознесенский. Оза - она же Зоя.



В сердце каждого человека живет ребенок будущей души

Сообщение отредактировал Просперо - Пятница, 2022-11-18, 11:20 PM
 
ПроспероДата: Суббота, 2022-11-19, 12:37 PM | Сообщение # 8
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4698
Статус: Offline
Ре Оза 4, дежавю не по По
Михаил Просперо

...но внезапно черный ворон
примешался к разговорам,
вспыхнув синими очами,
он сказал:
«А на фига?!»
/Вознесенский, Оза

http://stihi.ru/2022/11/18/2088

*

Белой ночью в Петергофе
пили журналисты профи
пили белое сухое по глоточку, по чуть-чуть.
Здесь, на Пушкинской аллее
мысль становится смелее
и опоры встретив точку может мир перевернуть.

Месяц юный был, растущий.
Где-то в Беловежской Пуще -
не прошло ещё полгода - да, разрушен наш Союз.
И никто не понимает,
что уже стоим у края
разрушения народа - сам вообразить боюсь!

Отвечали мне: "Будь скромным,
а не белою вороной.
Бог всегда спасёт Россию и не думай о плохом."
...но душа моя стыдится,
беспокойной белой птицей,
плачет, что лоботомия захватила Русский Дом.

А коллеги обсуждают
что на Западе читают
и за что заплатят тут же, и не на рублёвый счёт.
- Парни, я же из дворянства,
плюньте на американство!
- И сиди там с русской дворней, как князь Мышкин, идиот!

Закричал я; "Честь имею!
И иначе не умею.
Выхожу из вашей своры, вы пособники, не воры,
Вы на шухере, на стрёме!
Как ещё там в Белом Доме?
Что теперь стал управлять вместо Красного Кремля!"

Мы едва не передрались.
Мы врагами расставались.
Ничего мы не решаем, эти крики здесь смешны...
По последнему стакану?
- Да, за торжество обмана!
- Нет - за то мы наливаем, чтобы не было войны.

Вот - здесь Петр окно в Европу,
мы же стены сносим оптом,
не нашествием Батыя, а со всей своей душой.
...да меня не станут слушать,
Белый ворон, зря ты крУжишь...
...да, конечно будет драка - как без драки, небольшой?"

Мы разъехались по странам,
по своим - да - как ни странно,
у меня советский паспорт отобрали погранцы.
С белой справкой белый ворон.
Сон мне в поезде превздорный -
словно в этот день на Рейне снова умерли отцы...

...всё проходит. Тоже выжил.
И на пенсион уж вышел.
Только бывших журналистов не бывает, правда? Да?
Но опять писать об этом?
Нет, пойду-ка я в поэты.
Бог и сам спасёт Россию, микровойны - не беда!

Всё равно мне, кто на тронах.
Я же белая ворона.

*
«Уничтожив олигархов,
ты настроишь агрегатов,
демократией заменишь
короля и холуя...»
Он сказал: «А на фига?!»
/Вознесенский, Оза
*
...что-то мне стало замного с сыром в зубах холуя,
это и есть демократия?


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души

Сообщение отредактировал Просперо - Суббота, 2022-11-19, 12:38 PM
 
ПроспероДата: Понедельник, 2022-11-21, 5:19 PM | Сообщение # 9
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4698
Статус: Offline
Ре Оза 7, Черная дыра и белое пятно 
 Михаил Просперо

...а как выбраться из теперь уже опостылевшего гипертекста, разодравшего все на части? Как сложить всё обратно, да так, чтобы ничего не потерять, чтобы вернуться к себе почти такой, какой была до… Выбраться так, чтобы мы с текстом могли бы существовать независимо, понимая что все равно после и я, и он будем другими.
И вот в тексте обнаружились  те места, которые почему-то обходились, в которых не были найдены ассоциации, которые остались белыми пятнами или (что почти одно и тоже — черными дырами) для меня.
/«ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ». О поэме А. Вознесенского «Оза», Анна Рылёва

* 5 http://stihi.ru/2022/11/20/3388

Ты стала утренней птицей, летишь над белой водой, и это уже не снится
Тебе, молодой

А снится тебе редакция радио и полная, переполненная новостями Ленка Дергунова, она взахлёб тебе рассказывает, что у нас будет ребёнок. У нас - это у её сестры от меня. Говорит, что надо покупать коляску и всё приданое. Ты осторожно так ей:

- Говорят, это плохая примета, заранее покупать. А на каком месяце сестра? Как звать её?
- Будто забыли вы. Сами же отдавали ей книжку на Ярмарке Культуры. Позавчера. Ваш муж написал ей прямо в книжке письмо тайное, а вы не знали, да?
- Да, он редко даёт мне читать и то, что пишет, а уж подписи в книгах, или стихи дамочкам в альбомы, это никогда. Да и я сама не люблю читать чужие письма, и тебе не советую. От этого проблемы, знаешь ли.
- Никаких проблем. Вся информация должна быть в открытом доступе. Это написано в декларации прав человека. Кто не выполняет, того на суд в Гааге! - Ленка сегодня просто звезда утренней новостной ленты, меня давно уже перемкнуло, перекинуло от темы птиц Рене Магритта, перекинез-телекинез. Ты пытаешься перевести стрелку беседы на что-то нейтральное, постороннее, цепляешься за Ленкинское последнее слово, спрашиваешь:
- А Гаага - это где? Далеко от нас, наверное.
- Да, далеко. Это возле Рима. Туда отвезли гусей, которые спасли Рим, когда волчата пытались отбить своих братьев Ромула и Рэма. Ночью. И тут гуси "Га-га-га!", охрана проснулась, лошади заржали, волки убежали.

Ты в восторге, диктофон включён, на который ты наговариваешь сюжеты, ну Ленка даёт! Бобёр Мэла Гибсона отдыхает. Кстати - в статье для киномании надо отметить, что идею фильма Мэл позаимствовал из поэмы Андрея Вознесенского, отвлекаюсь от подслушивания открытой информации утренней женщины, беру с полки книгу "Дубовый лист виолончельный":

Будьте бобры, мои годы и долы,
не для печали, а для борьбы,
встречные
плакальщики
укора,
будьте бобры,
будьте бобры!

Будьте бобры, как молчит без страха
совесть, ослепшая спозарань,
слезоточивая демонстрантка –
"Но пасаран! Но пасаран!"

Кладу закладку в книгу. Возвращаюсь на балкон, новая сигарета, на кухне тихо, вестница добра и зла ушла. Она вообще нормальная, работает в детском саду нянечкой, в младшей группе. Она просто всё буквально понимает. Нулевое чувство юмора. Как все дети. Однозначно. Тот самый бобровый "но пасаран", и это в эпоху, когда сплошной рыночный базаран. Курю, прослушиваю запись. Можно стереть. Можно оставить, как память об оригинальном выражении любви читательницы. На самом деле ничего смешного особенно-то и нет, если знать, что речь идёт о книжечке "Ребёнок сердца Твоего".

Наверняка, в возбуждённом состоянии на Ярмарке Культуры, в инскрипте своём, то бишь в дарственной надписи покупателю, я сморозил что-то о том, что ребенок в этих ласковых руках... Да уж, я знаю, что автограф обладает как бы мистическим свойством мгновенно преобразовывать качество книги, на которой где он оставлен, читал об этом. Но не думал, что до такой степени буквально это может проявляться. И Ленка не одна такая. На ярмарке мы специально поставили два столика - один с книгами, которые жена продавала, второй метрах в трёх от "прилавка", с чашечкой кофе и ручкой, которой автор подписывал желающим книги. Сам-то я не продал ни одной, не смог. Книга эта и правда мне как ребёнок.

Ребенок сердца моего
болит, а вымолвить не может
молитвой сонною тревожит
а не расскажет ничего
ребенок, только и всего

И путь молитвы в тишину
посмею ли теперь нарушить?
я просто отпускаю душу
как напряженную струну
в благословенную страну
я не заплачу, я усну

Как этим я могу торговать? Пусть это стопка прошитой бумаги, издательский продукт, продукт из дерева, которое свалили бодрые бобры, но я-то там, внутри. Как торговать собой? Базарынок, это не встреча на Агоре с себе подобными, мне ведь не почитатель нужен, мне спорщик-читатель требуется, а лучше музыкант, чтоб он свою музыку играл для негромких слов. Разве не ясно?

Да, Вот так. И многим это не нравилось, да. Не каждая женщина хотела ребёнка от этого поэта. Некоторые отбрасывали книгу в сторону. Многие равнодушно пару страниц перелистывали и клали на прилавок. Из всего потока человек 25 прижимали ребёнка к сердцу и с купленной книжкой шли к моему столику на подпись.

...а дама согласилась бы выпить со мной вечерний чай, а затем и утренний кофе? Наверное, я нечаянно посмотрел в её вырез, как "в мир иной", если подроботно символизировать, она покраснела. Чёрт побери, как автор мешает книге! Господи, пусть меня полюбят посмертно, и не выбросит она книгу сейчас!

- Извините, я просто очень волнуюсь... - проговорил я деревянным голосом, лучше бы не извинялся. Мне заместитель мэра города так сказал, когда я по требованию суда написал опровержение на свой фельетон: "Лучше бы ты не извинялся". Да, лучше бы. Я ничего не могу сказать о себе, я ничего не понимаю в жизни, я живу а параллельных мирах, иногда в двух-трёх одновременно, куда меня выносит струя потока ноосферы - да, чуть не забыл - с утра бобровая струя, за полчаса до еды. Кофе и сигарета - это же не еда, да?

...о тебе-птице может быть и не стоит дописывать? Есть же у Макса Фрая: «…Любая женщина — сумасшедшая птица.Любая — запомни это! Проблема в том, что большинство женщин стремятся научиться не летать, а только вить гнезда. Другим же — ломают крылья, третьи — складывают их к чьим-то ногам…»

Хитёр бобёр. Ладно, молчу, из лесу, милая лечу. Совру, что струю уже принял, а то завтрак совсем остынет за полчаса-то.

Об Озе. В этом точно что-то материнское. Мать Пера Гюнта звали Озе. Зоя была старше Андрея всего на 9 лет, не на 18 до совершеннолетнего материнства, но -

...она была не так уж много старше
даже,
Но по годам даётся ли покой -
такой?
А материнство, как инстинкт
винтажный
Привносит женственность в её напор
мужской.

...она, пожалуй, курит слишком
крепкие,
И пьёт коньяк, как в медсанбате
спирт.
Но ведь любовь такое чувство
редкое,
И лучше б проще - женщина
и лифт.

...она не верит что опять
вернётся,
Что этот юный сфинкс, ну да,
не свин.
Трюмо зеркально словно клеит
чашку солнца
Из двух разбитых напрочь
половин.

Черная дыра черного кофе затягивает и это утро ноября.

Белое пятно - это озеро, ключевое слово Оза - от Озарение, да!


*
И еще одно:
Если боли людей сближают,
То на черта мне жизнь без боли?
Или, может, беда блуждает
Не за мной, а вдруг за тобою?

Результат изысканий заставил вздрогнуть. Что это? Маленькая смерть расставанья?  Ужас от одной мысли о расставании и боязнь боли? Стоит ли тогда? Но, видимо, только это сможет вернуть все на места: читателю — умереть в тексте, чтобы возникнуть в обыденной жизни и наоборот тексту умереть в читателе, – чтобы воскреснуть Текстом.
И тут всё начало вставать на свои места: Зоя и Оза. Жизнь и Смерть. Но какая  боль миллиметров несоответствий! Так ведь поэма – только об этом! Автор дневника и Экспериментщик Ъ. Мир один и мир другой. А над всем этим Автор. Так вот в чем дело.
Текст нашелся.
Ave…
/«ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ». О поэме А. Вознесенского «Оза», Анна Рылёва


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души

Сообщение отредактировал Просперо - Понедельник, 2022-11-21, 5:21 PM
 
ПроспероДата: Понедельник, 2022-11-21, 5:20 PM | Сообщение # 10
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4698
Статус: Offline
Рецензия на «Ре Оза 7, Черная дыра и белое пятно» (Михаил Просперо)

Любые слова обесцениваются здесь, прочитанным сейчас. Любой встречный порыв кажется неуместным и недружелюбным... вот, нашлось подходящее слово... ни о каких "восторгах "типозамечательно" не может быть и речи, поскольку соприкасаешься с автором душами "невторостепенно"...
То, о чём я умолчу, вы слышите и так, расстояния этому не помеха.
Хорошо, что я здесь сейчас побывала.

Галина Кадацкая   21.11.2022 16:08   

я побывал здесь 40 лет назад
я подвывал Кучуму возле ЦУМа
я подбивал окошко белым шумом
я снегом был - они домой летят
снежинки нежности
они мне говорят
любовь и внешне есть
не только на два сердца
два смертных
чтоб на жизнь одну согреться
и несомненно,
да - второе не второстепенно

Михаил Просперо   21.11.2022 17:16


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ШахерезадаДата: Вторник, 2022-11-22, 10:50 AM | Сообщение # 11
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 2892
Статус: Offline


Сказки - жемчуга мира
Книги Семи Морей
 
ПроспероДата: Среда, 2022-11-23, 7:19 PM | Сообщение # 12
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4698
Статус: Offline
Ре Оза 6, пристань Вознесенск
Михаил Просперо

*
Женщина стоит у циклотрона –
стройно,

слушает замагниченно,
свет сквозь нее струится,
красный, как земляничника,
в кончике у мизинца,
/Вознесенский Оза

* 5 http://stihi.ru/2022/11/20/3388

Дубна, дубль два. Да, роман Озы и Вознесенского начался в Дубне – как бы так, как описывал Василий Аксенов в своей «Таинственной страсти». Но, как бы и не так, ибо Зоя не приходила ночью в номер поэта, не сбрасывала платье. Все было невинно и наивно по работе. Вознесенский дружил с технарями, «советскими принцами пятидесятых, ядерщиками и оборонщиками» Новосибирска, Дубны, и т.д. а Зоя как раз задумала современную повесть о будущем советской физики. Почему не поехать с коллегой Андреем в Дубну?

А он увидел её и словно облучился, отключился, переиначился - не сразу, сначала просто ухаживал, ожидая, что всё будет принято, как давно было принято в биожизни в богеме.

«Вот вчера еще, предположим, у Золотухина была жена Нина Шацкая, а завтра она стала женой Лени Филатова. Ну и так же - была женой Михаила Луконина, стала Галей Евтушенко. Такое время было. Это знаете, как Серебряный век, в 10-е, 20-е годы они же тоже все менялись — это считалось одним из признаков свободы...», — вспоминала Зоя.

И сам Андрей писал иронически:

"Как у гоночной регаты —
три зачетные воды,
так у жизни нелегальной
три лукавые беды.
Это первая вода —
все осталось без следа.
А вторая вода —
непроглядна темнота.
Ну, а третья вода —
она красная всегда.

КАРТИНА 3-Я
|ТЕ ЖЕ И НЕ ТЕ ЖЕ)

ХОРОМ: Круговой порукою общая подруга —
девочка по кругу, девочка по кругу!
«Ну и жмурки! Это Эдик и Витя?
Ты, Валюта — Валентиночек в миру?!
Вы сестру свою покрепче обнимите,
я ко всем сейчас от нежности умру!"

Как бы не так! Зоя ушла в молчание. Хэппи-энд поэмы "Оза" завис. Поэма ушла в печать. Зоя уехала в круиз на теплоходе. С сыном.

И на первой пристани ей принёс красные розы лично капитан: "От товарища Вознесенского", И на каждой остановке цветы, при этом, из радиорубки на весь теплоход неслось: «телеграмма Озе Богуславской», «телеграмма Зое Богуславской», «телеграмма леди Богуславской...» Как в ресторане. Сыну Зои было стыдно выходить из каюты.

"Убью идиота! При первой встрече!" И так и сделала в Петрозаводске, где ждал, с мордёхой самоуверенной герой-любовник. Отбрила начисто.

И он пролепетал - "я...тебя...никогда...не буду..." - и исчез. Обратный путь был без сюрпризов. И вдруг -О! - пристань Вознесенская! И - привиделось? - снова цветы, чей-то букет роз в воде, как мокрый веник. И Зою это насмешило:

"Хожу по Вознесенскому городу, любуюсь Вознесенскими улицами, райком Вознесенска принимает членские взносы, на углу продают веники Вознесенского - рубль штука." Телеграмма товарища Богуславской товарищу Вознесенскому.



Не ответил Не встретил. Не позвонил. И на другой день не позвонил, и через неделю тоже. Позвонила мама. Терпеть её не могла, вдруг позвонила: «Зоюшка, вы не знаете, где Андрюша? Как уехал в Петрозаводск, так не разу не позвонил!»

Зоя, наверно тоже почувствовала это материнское, что тоже теряет бестолкового мальчишку. А может быть, уже потеряла. Только через несколько дней она услышала в телефонной трубке его голос: «Не беспокойся, я жив, но я не буду стоять в очереди за... (он назвал имя мужчины, нам называть его нет причины).

Страшно – как сейчас тебе одной?
Но страшнее – если кто-то возле.
Черт тебя сподобил красотой!
Аве, Оза!

Назавтра позвонил снова: «Зоя, я буду стоять в очереди за кем угодно – не гони меня!»

И они поехали вместе в Ялту, и Зоя, под диктовку Андрея, написана заявление о разводе: «В связи с тем, что у меня образовалась другая семья, прошу развести нас».

Муж Зои, конструктор ЭВМ, лауреат Сталинской премии Борис Каган, пытался ее остановить: - Что ты творишь? У нас ребенок, семья! - молчание. - Вот увидишь, ничего у вас не выйдет, больше года ты не выдержишь.

Выдержала. И год и 45 плюс.

* 7 http://stihi.ru/2022/11/21/4616
Чудо жить – необъяснимо.
Кто не жил – что спорить с ними?!

Можно бы – да на фига?
/Вознесенский, Оза.


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Четверг, 2022-11-24, 11:39 PM | Сообщение # 13
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4698
Статус: Offline
Ре Оза 8, Дубна, страсти по Аксенову
*Михаил Просперо
*6 http://stihi.ru/2022/11/23/5354

Дверь открылась без стука, и тут же порог перешагнула волшебная Фоска. Сбросив платье, которое, словно животное ласка, легло рядом с отчаявшимся пиджаком, она прыгнула в постель. И сквозь объятия зашептала: «Мой любимый, мой мальчик, какой ты милый, какой ты храбрый, какой ты герой, какой ты гений, теперь давай немного помолчим, вернее, я немного помолчу, а ты камлай немного надо мной!»
Он оглаживал ее белокурый шлем волос, трогал уши, сгибался, чуть не ломаясь, чтобы поцеловать в глаза, и бормотал: «Фоска, Фоска, мы дети Босха. Софка, Софка, где твоя подковка?» Ей все казалось, что она плывет под поверхностью бухты, потом продувает трубку, выныривает и продолжает повторять заклинание, похожее на осетинское имя: «Какой-ты, какойты, какойты…» А он ее вытаскивает из бухты и тащит поближе к себе, чтобы не утонула, и тащит снова и снова, а она бормочет ему в ухо: «Какой ты мощный, какой ты немолодых дам мучитель…»
/Аксенов, "Таинственная страсть", Дубна.

*
Даю перевод текста - "Фоска" - это Озка. "Софка" - это Зойка. Подразумевается. Потому что в романе все псевдонемизированы, для свободы изложения:

"Андрей Андреевич Вознесенский в романной ипостаси стал Антоном Антоновичем Андреатисом[1], сохранив двойное имя-отчество и не отказавшись от Андрея. В молодости гениальный мастер русских глоссалий[2] перевернул имя своей подруги, сделав из Зои Озу. В романе писательница Теофилова (прямой перевод Богуславской) превращается из Софки в Фоску." /Аксенов, пролог в "Таинственную страсть".

Но вернёмся в финальный эпизод главы "Дубна", для меня это Дубна-дубль-один. И в целом вся глава противоречит официальной биографической информации, которую мы с Вами уже проработали - о том, что в Дубне ничего не было и быть не могло, кроме вспышки платонической любви на фоне синхрофазотрона.

По откровению от Василия, Андрей Вознесенский (или он же А.А.Анреатис в антимире Аксенова) был отправлен к физикам на восстановление после позорного, смертельно унизительного разноса в Кремле - в конечном итоге - возвысительного - так как в "Правде" (в газете) Вознесенский был указан в числе докладчиков, то есть включен в число своих. Придворных. Почти в кремлевское дворянство был рукоположен рукопожатием лично Хрущёва.

Стресс от ЦК КПСС, это... даже не знаю, с чем сравнить. Сегодня меня сможет понять только читатель, который каждый день пожимает руку Путину, если, конечно, таковые есть в моей аудитории.

Сам я нечто подобное испытал однажды, пусть в неофциальной обстановке, да и на укр-уровне киевской элиты 70-х. Мы, журналисты и литераторы, весело гудели за счёт организаторов лит-форума, в кафешке напротив Киевской оперы, пока нам не сообщили, что всё закрывается. Мы разбрелись по первым попавшимся машинам, почти в отключке. И каким-то непостижимым образом я очнулся утром на некой загородной даче в кресле напротив телевизора. А в дверях стоял человек из первых утренних новостей по телевизору. Сам Первый ЦК Компартии Украины. Он спросил меня: "А где Фадеев?" - Ушёл. "А ты что?" - Ухожу. И ушёл. Абсолютно трезвый уже, пришёл в себя за тридцать секунд беседы. Вот так, если точечно. Потом друзья меня спросили, куда доехал на машине с правительственными номерами, я благоразумно соврал, что вышел с о-болонкой, так мы называли девушек с Оболони, а не с другой девушкой и её парнем.

Это просто мимоходом и как под наркозом, а наш Анреатис готовился неделю к докладу в Кремле был во время всего в трезвом уме. Он чувствовал что-то, какой-то подвох, но не знал, конечно, что обвинит его польская поэтесса за интервью слишком вольной польской газетке. И эта аполитичность может  - не приведи Господи, чего может. И всё же он выжил, но в себя не пришёл. Что его и спасло, наверно.

Работа - лучшее лекарство. Анреатиса направили в Дубну. Теофилова уже была там и даже с мужем. И там они с Анреатисом выпили немного. Она играла на фортепиано. Он читал наброски ещё нерождённой поэмы. Он, полумёртвый, вдруг почувствовал, что в него вдохнули душу. Другую, не похожую на Треугольную грушу.

А муж, к тому ж, ушёл с знаменитой теннисисткой. Если точечно, без всех деталей о гулянии по ночному парку от всезнающего Аксенова, которые откуда он мог знать? Стенограмму прослушек ему дали в КГБ, что ли?

Не верю. Но версия красивая. И - самое главное - Аксенов, вопреки мнению "Андреас-ловелас", пишет о том, что Анреатис не пользовался супер успехом у женщин. Как-то всё не так у него было. А вот с Теофиловой всё получилось так. И вот в это могу поверить, сам такой. На грани смерти пришла любовь и я выжил. Потому и верю.

Верю, что для двоих случайная встреча может стать настоящей любовью на всю оставшуюся жизнь. Это уже не по Аксенову.

Хотя - один из эпизодов поэмы Оза сутью совпадает с описанием релакс-вечера для Анреатиса в главе "Дубна":

Помнишь, Зоя, – в снега застеленную,
помнишь Дубну, и ты играешь.
Оборачиваешься от клавиш.
И лицо твое опустело.
Что-то в нем приостановилось
и с тех пор невосстановимо.

То есть не всё Аксёнов придумал, что-то и правда было, однако сам Василий нас предупреждает:

"Не вполне уверен в хронологической точности событий романа, а также в графической схожести портретов и в полной психологической близости героев и прототипов. Я всегда испытывал недоверие к мемуарному жанру. Сорокалетний пласт времени — слишком тяжелая штука. Даже план интерьеров вызывает сомнение, не говоря уже о топографии местности. Неизбежны провалы и неточности, которые в конце концов могут привести — и чаще всего приводят — к вранью. Стремление к хронологической точности часто вызывает путаницу. Желание создать образы реальных людей под реальными именами может вызвать у читателя раздражение и отторжение: они, дескать, были не такими и такого с ними не могло произойти." /Аксенов, вступление в сочинение "Таинственная страсть".



на фотокадр из сериала "Таинственная страсть" наложено реальное фото Вознесенский-Аксенов-Богуславская.


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Пятница, 2022-11-25, 8:01 PM | Сообщение # 14
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4698
Статус: Offline
Рецензия на «Ре Оза 8, Дубна, страсти по Аксенову» (Михаил Просперо)

Прочла рано, как только проснулась. Теперь перечитываю не торопясь.

Страсть... кто властен запрещать нам быть счастливыми? А вот, поди ж, скольких счастливых и счастливейших эпизодов мы избегаем, не смея... подчиняясь вколоченным в нас догматам.
Почему рождение ребёнка - это святое, а зачатие ребёнка (не дозволенное законом)- это грех?
Почему любить без оглядок - это стыдно?
Где эти грани, которые разделяют, отрезают людей друг от друга?
Счастье... да не пройди, человек, мимо него, не отвернись от преподнесённого тебе, стыдливо, в глубине своей ликуя: ах, какой я молодец, избежал искушения...
_____

Написано превосходно, благодарю!

Галина Кадацкая   25.11.2022 05:10      Заявить о нарушении / Удалить
добавить замечания
спасибо, Галина
Ваше замечание достойно включения в Ре-Озу на правах ремарки

Думаю, что эти наброски ещё раз проработаю чуть погодя

Я, честно говоря, Аксеновский баян не читал, сериал не смотрел - только в работе над Ре-Озой решил прочитать - и некоторые шифры самой Озы стали и понятны - и при этом не менее загадочны

Михаил Просперо   25.11.2022 06:06


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Пятница, 2022-11-25, 8:02 PM | Сообщение # 15
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4698
Статус: Offline
Рецензия на «Ре Оза 8, Дубна, страсти по Аксенову» (Михаил Просперо)

)) трудно представить столь не молодых и не сексуальных, отяжелевших в годах людей особенно одаренными в амурных делах)) этакими сластолюбцами-страстолюбцами)) но пишете Вы восхитительно .

рс: и Аксенов тоже:)

Елена Талленика   25.11.2022 01:07      

добавить замечания
на ту пору в годах ему было 32 ей 41 - не особо отяжелевши -

спасибо, Елена - мысль учту Вашу в продолжении Ре-Озы - если соображу, куда дальше плыть

Михаил Просперо   25.11.2022 06:08


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Суббота, 2022-11-26, 7:58 AM | Сообщение # 16
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4698
Статус: Offline
Ре Оза 9, Кремлевская блесна или Любовь 1963
Михаил Просперо

Рыбак рыбака обходит издалека,
А то зацепиться может блесна блесною.
Я рад, что ты тоже рыбка этой весною,
А то в одиночку охотиться, ну - никак.

А хочется из тишины кусочек схватить,
Ведь зубы от холода сводит молчания золото.
Вверху веселится мелочь пузатая, зелено-молодо,
Которым ещё не дано познать, как тянет любови нить.

Как трудно срывать с крючка разбитые губы,
Как плохо потом, когда не больно, а пусто.
Да ладно, давай не будем сегодня о грустном,
Луна уже снова растёт, а память идёт на убыль.

8. http://stihi.ru/2022/11/24/7300
 
"...все говорят - нет правды на земле.
Но правды нет и выше. Здесь, в Кремле!" /по памяти из интерпретации "Бориса Годуноа", по-моему.

И любви легко доступной тоже не бывает. По крайней мере у Вознесенского было это непросто - "Когда Пастернак предложил мне проводить Анну Андреевну Ахматову, я, сделав вид, что замешкался, уступил эту честь Славе.(Рихтеру)" (На виртуальном ветру, Вознесенский, мемуары, копирайт 2018 года, "наследники" - интересно - кто это у бездетного поэта?). А по возрасту они Андрей Вознесенский и Анна Ахматова, были как Максим Галкин и Алла Пугачёва - но надо ли вообще об этом? Жизнь одно, литература - другое, так ведь?

Как бы и так, и не так. "Художник пишет жизнь, пишет окружающих, ближних своих, лишь через них постигая смысл мироздания. Сангиной, материалом для письма служит ему своя жизнь, единственное свое существование, опыт, поступки — другого материала он не имеет." (НВВ - "на виртуальном ветру" так зашифрую здесь).

Как газетчик согласен с поэтом на все 100 - знать материал необходимо, а вот публиковать надо 5% из того, что знаешь - такова была заповедь опытного газетчика, собкора "Правды" по югу Украины Алика Альперта, который меня обучил газетному делу. Если этому можно обучить.

Но опять о сложностях поэта в любви по "НВВ". Сам Пастернак подкалывал добродушно юношу Андрюшу: "В елке всегда предощущение чуда. Именно на елке стреляет в своего совратителя юная пастернаковская героиня. «Признайтесь, Андрюша, вам хотелось бы, чтобы она стреляла по другой причине, чтобы она политической была», — поддразнивал он меня при гостях." /НВВ

А куда ты денешься от политики в эпоху СССР? Туда же, куда денешься от СВО на Украине в наше время?

Так что прежде чем я покажу вам свою находку - блесну любви - пару слов о политике ретро. Будучи современником этих событий 1963 года, - да, я в те годы уже работал юнкором в газете и даже имел 1 публикацию в республиканской прессе УССР, более того, у меня за плечами был пионерский Артек, то есть как простой советский творческий человек чувствует себя на блесне КПСС знал не понаслышке. За правильную публикацию можно было получить гонораром 25 рублей, столько у нас в Херсоне не каждая публичная девочка в порту зарабатывала.

Почему такое аполитичное сравнение? Здоровый цинизм, у нас в редакции эти события с осуждением Вознесенского и Аксенова обсуждались в кулуарах именно в плане того - как взлетели продажи опальных авторов. Книги этих парней в запале смели с полок в считанные дни и перепродавались за несколько номиналов.

Лично я бегло посмотрел дорогую "Треугольную грушу", сказал, что это нельзя кушать. А по оппозиции... По фото-тассовкам кроме публикуемого нами кулака Хрущёва над Вознесенским, я обратил внимание коллег и на отложенное в архив фото с высочайшим рукопожатием Первого, где при увеличении кадра видна была растерянная улыбка Вознесенского на крючке Руки Партии.

Сейчас перечитал мемуары самого Андрея Андреевича в редакции текста "На виртуальном ветру", копирайт "наследники" 2018 года, удивился, что даже сам Вознесенский не догадался, почему Хрущёв его не уничтожил, наоборот, закрепил его статус ученика оппозиционера Пастернака. А потому...

Но сначала о самом факте и устами уже не шуточника Аксенова, и даже не самого Вознесенского - строго по стенограмме из архивов КПСС:



СТАРТ СТЕНОГРАММЫ:
X(рущёв): Молоко еще не обсохло. Ишь какой. Он поучать будет. Обожди еще! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите, завтра получите паспорт, уезжайте к чертовой бабушке, поезжайте туда, к своим.
В(ознесенский): Я русский поэт. Зачем мне уезжать?
X.: Ишь ты, какие! Думаете, что Сталин умер… Мы хотим знать, кто с нами, кто против нас. Никакой оттепели: или лето, или мороз… Партия не дает вам право на молодежь и всегда будет бороться, чтобы она, партия, представляла старое и молодое поколение. И больше никто. Только одно сейчас — ваша скромность, скромность, если вы не перестанете думать, что родились гением.
В.: Я так не думаю.
X.: Вы думаете. Вам вскружил голову талант, ну как же, родился принц, все леса шумят. Вы считаете, как только родились, то сразу руку подняли, хотите указать путь человечеству. Не хотите с нами в ногу идти, получайте паспорт и уходите. В тюрьму мы вас сажать не будем, но если вам нравится Запад — граница открыта. Вы по своим стреляете…»
ФИНИШ СТЕНОГРАММЫ

Далее по НВВ лично от В. - "Что я «пробормотал» в ответ на самодержавное «вы — ничто»? Я тупо повторял: «Я — поэт». А он продолжал вопить, но уже тоном ниже, видимо выпустив пар: «Вы что руку подымаете? Вы на что руку подымаете? Вы что, нам путь рукой указываете? Вы думаете, вы вождь?»

И тут, бранясь, он, видимо, назло залу или машинально назвал вдруг меня «товарищ Вознесенский». А может быть, за несколько минут чтения он вынужден был помолчать и тут понял, что перебрал?

Взмокший вождь с досадой нацепил свою маску и процедил: «Работайте». Я понял, что пока я спасен, а зал пока не выиграл. Потом меня прорабатывали другие залы.
/НВВ

Далее было рукопожатие Советского Царя Никиты. - Кстати - приписываемую Вознесенскому поэму "Царь Никита" Андрей Андреевич в своих мемуарах не упоминает.

РАБОТАЙТЕ! - спасибо залу, так громко оравшему на Андрея, громче самого Царя. Да какой царь пойдёт на поводу у бояр? У челяди? Зал своей истерикой спас Вознесенского.

РАБОТАЙТЕ! - это была команда не только Вознесенскому, но и залу для других залов. Где Андрея прорабатывали аж до прихода Брежнева - и тут хула на Хрущёва стала востребованной. Но её не было. Может быть потому, что сам уже опальный Хрущёв успел позвонить Андрею и как бы попросить прощения. Любят они Это. Так и Ельцин у нас по ТВ попросил прощения за распродажу СССР, покаяние, мать/тьма...

РАБОТАЙТЕ! - а впрочем - пусть литераторы выпьют да закусят - сам захотел промочить горло после крика Царь Никита.

НВВ: "Тяжелей всего было видеть не торжествующие рожи врагов в зале, а ускользающие улыбки приятелей в фойе во время перерыва, прячущих глаза, будто не узнающих тебя.

В центре фойе, в кругу литклассиков, среди серых пиджаков врезалось в память весеннее салатно-зеленое платье Зои Богуславской, молодого критика и начинающего прозаика. Рядом что-то вещал Лебедев. Заметив меня, она развернулась и демонстративно на весь зал поздоровалась. Подошла. Заговорила. Номенклатура обиженно выделяла адреналин. В этом поступке, рискованном для ее судьбы, озонно проступила чистота и красота ее характера. Странно, вроде гонимым был я, но именно ее хотелось спасти, вытащить из круга вурдалаков.

Орет судилища орда. Я прокаженным был, казалось.
И только женщина одна/ подошла, не отказалась.

Живу меж темени и луж, и черепов, как Верещагин.
И женщина, как желтый луч, мою дорогу освещает.

*
Желтый луч - это блеск блесны, крючок которой способен выхватить нас не только из политики, из жизни вообще. ЗОЮ потом он назовёт ОЗА - от слова ОЗАРЕНИЕ.
*

Люди пошлые не понимают жизни и поступков поэта, истолковывая их в низкоземном, чаще своекорыстном значении. Они подставляют понятные им категории — желание стать известнее, нажиться, насолить собрату. Между тем как единственное, о чем печалится и молит судьбу поэт, это не потерять способности писать, то есть чувствовать, способности слиться с музыкой мироздания. Этим никто не может наградить, никто не может лишить этого.

Она, эта способность, нужна поэту не как источник успеха или благополучия и не как вождение пером по бумаге, а как единственная связь его с мирозданием, мировым духом — как выразились бы раньше, единственный сигнал туда и оттуда, объективный знак того, что его жизнь, ее земной отрезок, идет правильно./НВВ

СЛИТЬСЯ С МУЗЫКОЙ МИРОЗДАНИЯ

ЭТИМ НИКТО НЕ МОЖЕТ НАГРАДИТЬ

...может, и не только Бог, а - на спор?! -

ЖЕНЩИНА

(продолжение следует)


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Четверг, 2022-12-01, 11:32 PM | Сообщение # 17
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4698
Статус: Offline
Ре-Оза 10, фокстрот рецензий от Вирабова

Михаил Просперо

http://stihi.ru/2022/11/26/1599

"Виражи Вирабова" - так бы я назвал книгу "Андрей Вознесенский" Игоря Вирабова. Довольно интересная работа, кое-что прояснившая мне в метафорах Витражных Дел Мастера. Но об этом сегодня не м смогу писать, ибо час назад пробежал по диагонали все 572 страницы "Виртуального ветра" самого Вознесенского и устал от этих пируэтов, запутанных не то самой жизнью, не то Альцгеймером - поэт писал свою прозу будучи уже изрядно нездоров. А как мы знаем, некоторое влияние на литературу оказывает состояние здоровья литератора...
Или я сам сегодня не в состоянии провести четкие параллели между Хайдеггером и австралийским аборигеном по вертикали, женой Кортасара и Жаклин Кеннеди по горизонтали.

Потому отдохнём. Приглашаю Вас на фокстрот критических выпадов в адрес Андрея Вознесенкского - лично меня эта "охота на лиса" произвела эффектное впечатление. Да - о термине - фокстрот это именно на лиса, это Марлезонский балет - охота на дроздов, а театр на Таганке - охота на волков.

Итак - если есть охота - прошу!



Рецензент П. Петров (владимирская газета «Призыв»), перекрикивая: «А все-таки, когда читаешь „Мозаику“, сразу видишь, что поэт не из тех, кто…» (шепчет что-то партнеру, тот прыскает и зыркает по сторонам).

Критик А. Елкин («Комсомольская правда»): «…Неконтролируемая ядерная лавина?.. „Кудахтанье жен“ и „дерьмо академий“? Нужно было как-то раскрыть содержание этих понятий…»

Поэт Н. Коржавин («Литературная газета»), подмигивая: «Известно только то, что он противник браков по расчету и умеет об этом говорить красиво! „И ты в прозрачной юбочке, / Юна, бела, / Дрожишь, как будто рюмочка, / На краешке стола“… Конкретно ли это? Нет, расплывчато!»

Поэт Л. Ошанин (журнал «Знамя»): «С Вознесенским — редчайший случай… „Одна девчоночка — / Четыре парня…“ Здесь по отдельности многое спорно: … а вместе удивительно обаятельно и свежо».

Критики Андрей Меньшутин и Андрей Синявский («Новый мир»), хором: «Да-да, тема, конечно, улавливается. Но она потеснена ритмическим и словесным перебором!»

Публицист Ю. Верченко («Комсомольская правда»), кусая губы: «В его „Последней электричке“ нетрудно уловить черты Муськи из стихотворения Евтушенко… Два молодых поэта встретились у одной и той же грязи и не осудили, а воспели ее… Любуются мещанскими страстями!»

Поэт С. Маршак («Новый мир»), подсовывая коллеге валидол: «Но к женщине, которую избивают в стихах Вознесенского, мы не чувствуем… сострадания, потому что… видим только ее ноги, бьющиеся в потолок машины, „как белые прожектора“».

Рецензент П. Петров («Призыв»): «…Неужели в современной России, даже на месте древней Суздальской Руси, не разглядел он ничего, кроме тетки в кальсонах, снегов и святых?»

Критик К. Лисовский (журнал «Сибирские огни»): «А где мог увидеть автор „белых рыбин“ величиной с турбины? Самая крупная рыба в сибирских реках — осетр, но он никогда не был белым!»

Критик Л. Аннинский («Знамя»), разводя руками: «Ну, тут надо долго объясняться по поводу свойств поэзии вообще и отличия ее от учебников рыбоводства…»

Критик Б. Сарнов («Литературная газета»): «„А вот у него созвучия — „И, точно тенор — анемоны, / Я анонимки получал“…“ Почему анемоны, а не астры, например? Ах да: „анемоны — анонимки…“ И сразу хочется оборвать, как Станиславский актера…»

Поэт И. Кобзев («Литература и жизнь»): «…Но нам тоже хочется оборвать увлекшегося критика: „Погодите, товарищ, вы еще — не Станиславский!“ Анемоны — анонимки — это необходимые краски!»

Поэт Э. Асадов (Собрание сочинений в трех томах), передразнивая Вознесенского: «К оригинальности я рвался с юности, / Пленён помадами, шелками-юбочками… / Картины Рубенса, клаксоны „форда“/ Три сивых мерина на дне фиорда…»

Критик Л. Аннинский («Знамя»), перебивая: «…Рубенс — это хорошо, а вот „брюхо“ Рубенса, болтающееся „мохнатой брюквой“ — это уже на любителя».

Критик С. Рассадин («Литературная газета»): «Но, конечно, Вознесенский имел право увидеть Рубенса таким — словно бы сошедшим из своих „Вакханалий“…»

Критик К. Зелинский («Литературная газета»): «…Враг скажет: это пропаганда. Друг скажет: это правдиво, как исповедь. Но это не то и не другое. Это дыхание новой поэзии, нового восприятия мира».

Поэт А. Передреев («Октябрь»), плюется: «Самый „коварный“ его прием — ошарашивающая метафора!.. Читая Вознесенского, я вспоминаю нищего, который, войдя в вагон трамвая, начинает дико… выть с неподвижно-перекошенным ртом!»

Поэт С. Наровчатов («Литературная газета»), в ужасе: «Нельзя же так! Это уже оскорбления, а не литературная критика…»

Поэт А. Прокофьев (встреча Н. С. Хрущева с писателями), наступая коллеге на ногу: «Да, но я тоже не могу понять Вознесенского и поэтому протестую. Такой безыдейности наша литература не терпела и терпеть не может!»

Поэт Н. Асеев («Литературная газета»), не сдержавшись: «Вознесенский не сразу дошел и до меня в своих первых стихах. Виноват был не он. Я просто не умел еще читать новый почерк… ключа к его мелодиям тогда еще не нашел».

Поэт Д. Самойлов («Перебирая наши даты». Мемуары): «Вознесенский — шаман!.. У него броня под пиджаком, он имитирует незащищенность!»

Критик С. Рассадин («Литературная газета»), страстно кружа партнера: «Откуда же это „раздвоение“ личности?.. Впрочем, будем надеяться, Андрей Вознесенский сейчас приготовился сделать решающий шаг, разделяющий понятие „талант“ и „поэт“…»

Пародист Иванов: "Бьёт женщина, с ней не поспоришь/ Агрессорка! В тазу нога/ Оторва. Стерва. Нежный кореш./ А на фига?

Тут, прерывая вымышленный фокстрот (с невымышленными речевками) коллег и критиков, на эстраду должен бы прыгнуть Вознесенский, декламируя бойко: «Где вы, богатырские упыри, перед которыми содрогались восхищенные народы? Нет, не тот пошел упырь… Кто следующий на повестке ночи?» (Повесть «О»).

11 http://stihi.ru/2022/11/27/8558


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Четверг, 2022-12-01, 11:35 PM | Сообщение # 18
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4698
Статус: Offline
Ре Оза 11, 4000 и 1 апельсин

Михаил Просперо

В ревю
танцовщица раздевается, дуря...
Реву?..
Или режут мне глаза прожектора?
Шарф срывает, шаль срывает, мишуру.

Как сдирают с апельсина кожуру.

А в глазах тоска такая, как у птиц.
Этот танец называется "стриптиз".
/Вознесенский, 40 лирических отступлений от Треугольной груши

*  10 http://stihi.ru/2022/11/26/8259

Перечитал в мемуарах Вознесенского всё об апельсинах. И не нашел того самого апельсинового дерева, которое, как бы, ревновал даже? - найти - а что? Мне тоже до полного одурения нравилась эта женщина. Вы её узнаете на фото. Или не узнаете. Давно все забыли.

Это было на одесской киностудии, меня повели туда поглазеть на кинопробы, разрешили самому поснимать для нашей комсомольской газеты "Ленинський Прапор" (укр. язык - одна из причин нечитабельности газеты, зато я укрепил знание мовы - писать-то приходилось согласно редакционной политике).

И в павильоне пробовалась именно ОНА. У меня всё перехватило, мне ничего не светило, но я и без того ослеп. Снимал я отличной советской фотоаппаратурой с цейсовской оптикой, но ничего не вышло - кадры оказались подсвеченными - как потом выяснилось - биоизлучением с ладоней, пальцев. Вот вам и поэтическая пылкость, горящее сердце и все прочие якобы штампы.

Но тогда я ещё не знал, что всё засветил. Пошёл в перерыве взять интервью, чтоб было чем фото в газете подписать. Она читала книгу, закрыла, в глаза мне бросился яркий оранжевый шарик на обложке.



- Любите апельсины? - спросил я.
- Интересный поэт. - ответила она и не сказала "люблю". Отлегло. Но про Вознесского тогда писать было себе во вред. Я спросил что-то о её планах. Она ответила, что роль не её и надеется, что не утвердят. Сыграть можно всё, но не хочется через не могу. Что-то такое.
- Очередная Анна Каренина? - спросил я.
- Ну... не настолько прямолинейно, но, отчасти, Вы правы, - улыбнулась она. И тут её позвали. Уходя она оглянулась, улыбнулась, и у меня опять как оранжевая вспышка перед глазами - что за магия?

Приятель-одессит спросил: "О чём поговорили?" "О Вознесенском". "Личное?" "В смысле?" "Это ж одна из его баб, если не врут.""Врут" - ответил я и он не стал переспрашивать, потому что мы уже подошли к стойке буфета, где было "Иршавское" красное. Это было интереснее.

Это небольшое личное отступление о первом апельсине Вознесенского припомнилось мне, когда читал его мемуары. Опасался, что будет рассказ об апельсиновом дереве, которым наградили мою любимую актрису на каком-то фестивале. Но нет. Это была красивая голливудская история и героиней была испанская журналистка.

Пожалуй самый яркий любовный эпизод во всей книге мемуаров. Она прислала ему телеграмму „Прилетаю ночью тчк апельсин“. Так он её звал, ибо впервые увидел в апельсиновом платье, которое сияло ярче, чем оранжевый пиджак друга детства Андрея Тарковского.

И он пошёл в магазин и купил 4000 апельсинов. Застелил ими пол. Зажёг между ними оранжевые свечи. И сам уснул в ожидании. И когда она пришла, то от этого апельсинового огня... Полный Голливуд. Не стану пересказывать. Я потом видел такую сцену в каком-то фильме. Может быть и взяли идею, а может быть она - вечная.

Денни де Вито комнату, полную роз соорудил в фильме "Близнецы", помните. Из неё Вознесенский потом сделал "Миллион алых роз", или голливудцы стащили у пугачёвцев идею - не мой вопрос.

И я не пытаюсь содрать кожуру с апельсина, что-то обнажить в душе Андрея вопреки намеренной или болезненной запутанности его мемуаров. Впрочем - у Пастернака проза не проще, особенно личная, переписка с Цветаевой. Тоже ведь о несостоявшейся любви. Как и поэма об Озе, которую мы перечитываем с некоторыми лирическими отступлениями личного характера.

Да - Оза - это не Зоя ещё. Точнее - на момент публикации - уже не Зоя. С которой, к слову, они были приняты в Союз Писателей СССР в один день в 1960-м году на одном заседании - такое сплетение судеб, точка пересечения, о которой Вознесенский не упоминает в мемуарах, намеренно, охраняя какую-то тайну.

А тогда я купил в букинисте в Одессе "Механический апельсин" и прочёл его в поезде. Жуткая вещь. Попытался набросать впечатления.

Завел заводной апельсин на 44 щелчка.
Он покатился, покачиваясь по оси слегка.
Голос радио-няни время спросил иже еси сверх потолка.
Как из последних сил перевернул часы, потекли слова из струйки песка:

«Эта попытка навлечь на человека, существо естественное и склонное к доброте, всем существом своим тянущееся к устам Господа, попытка навлечь на него законы и установления, свойственные лишь миру механизмов, и заставляет меня взяться за перо, единственное мое оружие…» /Берджес.

А это кому-нибудь нужно - применение мысли в качестве оружия?
Сила магии апельсина не на бумаге, а по природе вспышки цвета - был апельсинов Первый снег под приполярной лиственницей - и сегодня -
вечером на аллее
следы апельсиновые
словно ползимы тому назад.

"Оранж-ворк-клок" - в нашем переводе "Механический (заводной?) апельсин" - очень сильная работа о том, как некие механизмы пытаются уничтожить человечность.

Может быть апельсиновый оранжевый круг на своей книге Вознесенский поставил именно в противовес механизмам системы?

И свои Антимиры, весь свой механистичный стиль паровозного депо метафор он создавал, как зеркало мира - уже тогда видел, как на смену живым апельсинам идёт один - Механический?

Что толку писать стихи, если их некому чувствовать?

*

Поэзия — прежде всего чудо, чудо чувства, чудо звука и чудо того "чуть-чуть", без которого искусство немыслимо. Оно необъяснимо. Люди, лишенные этого внутреннего музыкального слуха, не понимали Лорки. О, эти унылые уши окололитературных евнухов... В стихах есть та особенность, что они, как увеличительное стекло, усиливают чувства слушателей. Ели нечего усиливать, поэзия бессильна!
/Вознесенский, 40 лирических отступлений от Треугольной груши

*

вечером на аллее
следы апельсиновые
словно ползимы тому назад

или полжизни


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Четверг, 2022-12-01, 11:48 PM | Сообщение # 19
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4698
Статус: Offline
Ре-Оза 12. Собаки идут по слезам

Михаил Просперо

Аве, Оза. Ночь или жилье,
псы ли воют, слизывая слезы,
слушаю дыхание Твое.
Аве, Оза...

Оробело, как вступают в озеро,
разве знал я, циник и паяц,
что любовь - великая боязнь?
Аве, Оза...
/Вознесенский, угадайте, начало какой поэмы?

*
 
Как я уже успел отчитаться строгому читателю, не понимал я язык Вознесенского лет 27 из своей жизни. И всё-таки он меня достал, соб-бака! Подловил на крутом повороте творческой и житейской биографии, сам стал своего рода приворотом, зельем вознесения, черт побери.

А дело было обычное, житейское. Друг детства попросил меня помочь его сестре-старушке, аж на три года старше нас, то есть по юности совсем в другом временном поясе. Я её знал, но взаимно не обращал внимания. И взялся помочь, и явился, и вдруг беспощадно влюбился. Да так, что потребовал от неё "Только я!" - а ни фига, - как срифмовал бы циник и паяц Вознесенский. Потому что она только что похоронила мужа и я был приглашён помочь вдове увековечить его память. То есть моё неуёмное было совсем некстати, не к месту, не ко времени.

Ещё более некстати было то, что она обожала стихи Вознесенского, дала мне его книгу "Дубовый лист виолончельный", ибо читала мои ранние вирши у брата, забавные, считала. А я давно забросил и стихи, и журналистику, работал старшим инженером в серьёзном тресте "Промстрой" и карьера моя шла в гору.

Но дубовая книжка как бы стукнула меня по лбу, или это любовь, как всегда, виновата, но строки из меня пошли сами собой - несуразные, не мои совсем, не человеческие какие-то. На грани нервного срыва. Я не записывал их, пока не попал за грань этого самого нервного предела. После реанимации доктор мне посоветовал записывать свежие впечатления от жизни, спасибо ему. Поэтом можешь ты не быть, но вот писать теперь обязан.

слова
их затвердили наизусть
но я не повторения боюсь
а попросту в предчувствии немею
как отзовется болью вдоль виска
твоя неутолимая тоска
и я кричу
и рта открыть не смею

о
если бы я боль ослабить мог!
распластываюсь в губчатый комок
приди - и поглощу я сгусток горя
но взгляд твой снова - темная река
и я ничто
и Гамлета рука
на шпаге перед тенью в Эльсиноре

а думалось
что твердью защищен
но каждый раз молюсь - "вернись еще,
пробейся, озаренье состраданья!"
и теплый луч, незрим и невесом
ко мне приносит в предрассветный сон
твое
 такое ровное
 дыханье

Стихи эти, и ещё другие, ровно 13, я отнёс в молодёжку, в газету, где раньше работал. Но был принят крайне холодно, это было вне редакционного плана, все эти слёзы. Но перепечатали в секретариате, мне вернули и рукопись, и печатный вариант. В котором они были и вообще чужие. И я швырнул их дома в угол и уехал в длительную командировку.

А по возвращении узнал, что она мне трижды звонила. Стихи кто-то из друзей занёс девушкам показать в проектный институт и я стал широко известен в узких своих кругах. Она звонила, как я выяснил, сказать мне спасибо и - нет ли чего ещё? Было. По рецепту доктора я писал каждый божий день. И мы стали встречаться по литературным вопросам, и было это, пока семья её не нашла хорошую партию для вдовы. Как-то так, если кратко. Да и зачем? Ничего ведь не было.

Была великая боязнь разрушить чужую любовь, может быть? Были бесполезные творческие всплески? Кстати - не такие уж бесполезные. Мой приятель из Краснодара переехал в Херсон и попал точь-в-точь в такую же ситуацию. Посещал меня и влюбился в больничке в медсестру, которая тоже только что похоронила мужа. У моего протеже не было ни кола, ни двора, у вдовы было всё своё, и жильё и т.д. Выгодный брак. Однако он прочёл мои стихи и сделал ноги из нашего города. Сказал "это наведение какое-то, не по уму".

Да уж. Значит и такие стихи нужны. А насчёт ума и чувства - приведу из недавней переписки с одной очень интересной дамой, поэтессой - мы же здесь о литературе, да?

- Меня всегда упрекали в том, что мои стихи излишне "от ума", а не "от сердца". Да, для писаний от ума есть поприще научных монографий, а поэзия это... то, о чём я пишу Ре-Озу, ибо со стороны на ком-то... Ну - как учёные, сначала на собачках. ...но всё-таки слово-логос это элемент материализации разума. С чего-то нам надо начинать понимать вселенную, куда нас вселила неведомая сила.

- Немного не с этого, Михаил. Словами мы только приспособились объяснять друг другу суть явлений, а умели бы образно в 5D друг дружке картинки в мозг транслировать, может и слова бы не потребовались, много энергии на них впустую тратится. На мой прескромнейший взгляд, язык сформировался изначально от подражания звукам природы, причём не тем, которые издают животные, насекомые и птицы, а звукам формирования первичности планеты: скрежет, грохот, шипенье остывающей лавы, шум потоков воды, плюмканье капель, вой ветра и т.п., которые, кстати говоря, и приняли на вооружение в своём "языке" те же самые первозвери. Я так вообще с животными на таком "тарабарском" разговариваю, что ни к одному языку эти звуки не отнесёшь, а ведь "вдупляют" ( понимают, что я от них хочу) с пары-тройки "реплик".)
С улыбкой)
С. Г. 24.06.2019 15:30

Вот тут-то я и догадался, чем меня пробила Оза, в смысле стихи - заклинанием "псы ли воют, слизывая слёзы". Бессловесное такое, непонятное, но тем паче магическое.

Сегодня - полста лет спустя, из мемуаров самого Вознесенского я узнал, откуда пришла эта магия в запев Озы. У мальчика Андрюшки первой любовью была собака, которую он спас, а затем был вынужден оставить. И эта боль была с ним всю оставшуюся жизнь.

Возможно - именно это общее собачье и свело их с Пастернаком. Помните, Анны Андревны Ахматовой - "Кошка, кофе, Мандельшам. Чай, собака, Пастернак"? Или Сергея Александровича Есенина "Дай, Джим, на счастье лапу мне". Из мемуаров Вознесенского узнал, что Джим, собака Качалова, был огромным монстром, который если входил в комнату, то все ноги поджимали, боялись, один Есенин - дай лапу. Можно ещё буквально расшифровать "Ай да Пушкин, ай да сукин сын" - для полного  осмысления первозверя, тени при первочеловеке, в каждом поэте этой своры.

В хорошем смысле собака (демон поэтики) как часть генетического кода в двоичной системе душа 1 - тело 0. Или наоборот. Как у кого. Чаще - пожизненная двойственность

- ...двоичность и двойственность на самом деле - это беда как Серебряного века, так и нынешней действительности. На самом деле это обозначает расслоение: восприятие духа отдельно от тела, а разум при этом "гуляет" сам по себе. Самый лучший и правильный путь: это целостное восприятие самого себя в этом мире, логично и органично взаимодействующие дух, тело ( материя) и разум не позволят закрыться в своём личном, зачастую принадуманном, мире.
Честно: Ахматову, Бродского, Пастернака всегда воспринимала как "оторвышей" от мира реального и, по существу, "закрытышей" от окружающих, образно говоря: "плывуны" какие-то - энергетика такая как слой песка-"плывун" из под ног уходящего, и твёрдой почвы под ногами не чующая.
С улыбкой).
С.Г. 17.06.2019

- Ну, да. "Оторва" не зря одно из любимых любовных словечек ученика Вознесенского. Он тоже оторвыш и от социализма, и от нынешнего прагматизма. Собачился и с КПСС, и у новой власти к ноге не стал. Но это уже не о любви, о других чувствах. Вернёмся в Озу:

Дай тебе не ведать, как грущу.
Я тебя не огорчу собою.
Даже смертью не обеспокою.
даже жизнью не отягощу.

Аве, Оза. Пребывай светла.
Мимолетное непрекратимо.
Не укоряю, что прошла.
Благодарю, что приходила.

Аве, Оза...

*
Снова красиво обманул, лукавый паяц, любящий, как собака - на 46 лет жизни загрузил собой Озу, она же Зоя.

13 http://stihi.ru/2022/11/29/8741


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Пятница, 2022-12-02, 6:26 AM | Сообщение # 20
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 4698
Статус: Offline
Ре-Оза-13, на метле над Москвой

Михаил Просперо

ты летишь Подмосковьем,
хороша до озноба,
вся твоя маскировка -
30 метров озона!
/Вознесенский, Оза
*
12 http://stihi.ru/2022/11/29/147

Кадр из ещё не снятого фильма по Булгакову? Параллель между Мастером и собой? У каждого Мастера должна быть своя Маргарита.

Есть общее. Муж Озы - лауреат Сталинской Премии. Но, в отличие от аполитичного Мастера, наш герой за "Лонжюмо" претендует на Ленинскую.

Есть общее. Мастера травит критик Латунский. Андрея - перечислять замучимся, кто только не нравоучал разгильдяя из этой переделкинской своры.

Есть общее. Булгакову звонит Сталин. Вознесенскому жмёт руку Хрущёв.

Кстати, или некстати - раскопал в мемуарах, деталь, которую оцениваю как истинную причину Великой Боязни Андрея Андреевича. Не знал, что он накануне исторического разноса в московском Кремле, в Риме за валюту продал свои авторские права на издание в Италии левому коммунисту, миллиардеру-террористу, издателю Фельтринелли. За наличные. Которые за неделю сумел спустить. Но даже Эренбург заметил - "что Вы делаете?" - и как не заметили и ребята из КГБ? Это было шоу не слабее валюты Воланда на головы бедных москвичей и прокатило именно из-за своей невообразимой непродуманности.

Если бы Хрущёву доложили о валютных операциях этого щенка, то разборки в Кремле закончились бы... Ну, может быть так же, как для Саши Маслякова, когда они с Юликом Гусманом увлеклись валютой, после чего КВН несколько лет не выходил. Детали не помню, только по статье в "Комсомолке" вспомнилось сейчас.

Есть общее. Булгаков - просто Мастер. Вознесенский - Витражных дел Мастер.

Но есть и буквальное совпадение, которое Вознесенский, полагаю, предпочёл изъять из Озы - а именно Елена Сергеевна. У Булгакова жену звали Елена Сергеевна, в романе она Маргарита, так все считают. У Вознесенского первая школьная любовь - Марина Георгиевна 1910 года рождения, а тогда в церкви всех Маргарит крестили Маринами, пачпорт потом - по святцам. Но Вознесенский в своём метафорическом творчестве и в метафизической биографии переименовывает Маргариту в Елену Сергеевну. Даже призывает в свидетели оранжевый пиджак Андрея Тарковского, который подтолкнул ситуацию заявлением: "Как это в 15 лет не иметь любовницы?" Но это совсем в другой главе мемуаров, никакого отношения к Озе не имеющей.

Да и вообще все мемуары Вознесенского молчат об Озе - тоненько - точечно - ещё точнее - почти ни слова. Поэтому, собственно говоря, я и перечитываю всё, что связано с этой поэмой, с этой любовью на всю оставшуюся жизнь. Потому что это и есть задача читателя - увидеть то, о чём автор умалчивает. Или неизжитая привычка профессии журналиста это?



Итак - Оза - подобно Маргарите - Елене Сергеевне - пролетает над Подмосковьем и появляется только в строках конца 90-х:

На суде, в раю или в аду,
скажет он, когда придут истцы:
„Я любил двух женщин как одну,
хоть они совсем не близнецы“.

Может быть - каждую женщину зовут Маргарита? Это не я придумал, это из фильма Мартина Скорцезе, только у него имя "Мария", потому что история называется "Последнее искушение Христа". И придумал эту уловку-фразу именно Искуситель. Когда привел к Христу другую Марию.

В Озе тоже появляется другая, 17-летняя, у моря, и ворон уже прокаркал своё "а на фига" и чудо жизни продолжается.

*

Твои зубы розовы от помады.
Иногда ты пытаешься подладиться ко мне Я замечаю, что-то мучит тебя. Ты что-то ерзаешь. «Ну, что ты?»
Освобождаясь, ты, довольная, выпаливаешь, как на иностранном языке: «Я получила большое эстетическое удовольствие!
А раньше я тебя боялась... А о чем ты думаешь?..»

Может, ее называют Оза?
/Вознесенский, всё та же поэма.

А Маргарита появилась на Таганке, через 11 лет после Озы ("Антимиры"), но без Вознесенского. Ну и правильно - Булгаков же запретил там говорить стихами. Но любить Маргариту, или по-церковному - Марину - кто запретит?

Зачем я езжу третий подряд
в Лозанну? Положить два георгина
к дверям, где пела сотни лет назад —
за каламбур простите — субМарина.
Нет девочки. Ее слова болят.
И слава богу, что прошла ангина.

Андрей Вознесенский "Московский комсомолец" 15.11.2002 БУЛЬВАР В ЛОЗАННЕ

14 http://stihi.ru/2022/12/01/5517


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
Галактический Ковчег » ___Золотое Руно - Галактика » Михаил Просперо » Тантра Театра » Ре Оза (перечитывая Вознесенского)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Друзья! Вы оказались на борту сказочного космолёта
"Галактический Ковчег" - это проект сотворчества мастеров
НАУКА-ИСКУССТВО-СКАЗКИ.
Наши мастерские открыты гостям и новым участникам,
Посольские залы приветствуют сотворческие проекты.
Мы за воплощение Мечты и Сказок в Жизни!
Присоединяйтесь к участию. - Гостям первые шаги
                                                   
Избранные коллекции сотворчества на сайте и главное Меню
***Новая  Этика. Ролик к 16-летию Проекта Тут
.. на форуме  на сайте

Все Проекты Библиотеки.
 Сборники проектов

Город Мастеров

Галактический Университет

Главная страница
Все палубы Форума 
Главный зал Библиотеки
Традиции Галактического Ковчега тут! . . ... ......
..

Лучшие Авторы полугодия: Просперо, Constanta, ivanov_v, Натья, Въедливый, bragi
Самые активные издатели: ivanov_v, Сказочница, Шахерезада
Хостинг от uCoz

В  главный зал Библиотеки Ковчега