22* Путем суфия (+христианство, иудаизм)
|
|
MгновениЯ | Дата: Понедельник, 2024-05-27, 8:40 AM | Сообщение # 61 |
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 19323
Статус: Offline
| Цитата просто_Соня (  ) Ум может быть уподоблен воде. Даже просто смотреть на поток чистой воды, бегущей во всей своей чистоте, – это одна из величайших радостей, которая нам доступна, и пить эту чистую воду – тоже величайшая радость. Речь идёт о суфийском понимании ума. В привычном нам лексиконе речь о восприятии, о самосознании, об уме интегральном, неотделённом от чувствования.
Цель суфизма - единство великой Природы В сердце любящего, чудеса, переходы По мирам, что открыты духовным очам. Озаренье, скольженье ума по лучам.
Суфизм – это знание целого, данное человеку пути посредством его восприятия всего многообразия окружающего мира. Суфий - сын мгновения. Кто может знать - уже знает. Кто пробует – тот может узнать. Только собственный путь ведет к искомой вершине. https://sseas7.narod.ru/39.htm
Любовь и ум – вот караванщики пути. Любовь ведет, а ум пытается вести.
***
Абу-л-Атахийа (748-828 гг.)
Современник Гарун аль-Рашида. Он основал дервишское братство Масихара ("Бражники"), название которого увековечено в западных языках словом «маскарад». С его именем связано понятие таухид.
Таухид - Единение, означает, что человек должен быть
фигурой в руках Бога, фигурой, над которой совершаются
Его повеления, как определено Им в Его всемогуществе,
и что человек должен погрузиться в море Его единства.
Наше время – мгновенье. Шатается дом. Вся вселенная перевернулась вверх дном. Трепещи и греховные мысли гони. На земле наступают последние дни...
Рабийя (713/4 – 801)
Видная представительница басрийской школы аскетов и подвижников.
Она происходила из бедной арабской семьи. Почитали ее как святую.
Если я Тебе служу из страха ада, В ад меня отправь, достойная награда! Если я служу Тебе в надежде рая, Изгони меня из рая, упреждая...
((()))
О, Возлюбленный сердец! Нет подобного тому, Что в Тебе есть. Я молю, Сжалься надо мной, Отец!
Мой Покой, моя Надежда, Сердце сердца моего, Все, что жизнью мне дано. Мир земной - Твоя одежда.
Эхо Если я служу Тебе по зову сердца, Закружи мои мечты под звуки скерцо, Если я служу Тебе, не понимая, Для чего служу, открой мне ум, играя, Чтобы страхи и надежды испарились, Чтобы тождества великому явились...
Ал-Бистами (Байазид, ум. 875)
Прославленный персидский суфий, родом из г. Бистама (на северо-западе Ирана). Его дед был героем, принявшим ислам, отец принадлежал к знати.
Позволь, о, Господи, мне не существовать! Доколе между нами будет «я» стоять?
((()))
Суфизм пришел к нам не из слов и разговоров, Возник из голода он, да из отреченья От сети рабства. Из великого теченья Духовной силы из Божественных просторов.
((()))
Я тридцать лет искал божественную Суть... Когда же Истину узрел, то... оказалось,
Что Божество мое искателем являлось,
А я - искомым оказался. Вот мой путь...
Благочестие живущих в небесах Я себе в подушку нынче положил. Благочестием семи земель зашил. Да и сплю на ней!
Свидетелем - Аллах!
((()))
Мир - обман. Но здесь, воистину, Аллах.
Я - Аллах, иного Бога нет в веках!
((()))
Себя я сбросил так, как кожу змей, И, в суть свою взглянув, поверил Ей.
((()))
Что на вопрос Кто дома - я б ответить мог? - Под этой кровлей никого нет, только Бог.
((()))
Бог знает все, в чем я нуждаюсь, Я не молюсь, не сомневаюсь...
((()))
Что мне понадобится - то дает мне Он, Господь всеведущ, Он - единственный Закон.
((()))
В дверь постучались... Байязид спросил: - Кого? - Мне Байязида! - Я и сам ищу его!
((()))
Все сведения о Боге - в человеке, Познание Его - в уме людей, Любовь Его - в душе уже твоей, А сердце Бога - в сердце... в каждом веке...
((()))
Когда печаль приходит в сердце, чти удачу.
Ведь без нее ты не решишь свою задачу.
((()))
Подобно лампе, окруженной зеркалами, Сияет сердце бесконечными лучами...
((()))
Вновь посвященный - дисциплине подчинен, Но соблюдение Истин - больше, чем Закон.
((()))
Нет и пылиночки желания мирского В свечении сердца: Свет не ведает земного. Эхо Свет освещает лишь поверхности преграды, И все, что тянется ко свету для награды.
Абу Салах Хамдун Кассари (ум. 893)
Я завещаю вам две вещи: избегайте Общенья с глупыми, а мудрых почитайте.
Море суфия Море Руми Волшебная Страна Суфизм - на форуме
Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
|
|
| |
просто_Соня | Дата: Среда, 2024-12-11, 3:41 AM | Сообщение # 62 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 5532
Статус: Offline
| Психология Суфизма - Нурбахш Размышления о стадиях психологического становления и развития на суфийском Пути
Цитата Д-р Джавад Нурбахш, глава (кутб) суфийского братства Ниматуллахи, Много лет был руководителем отделения психиатрии Тегеранского университета. В настоящее время живет в Англии.
Часть Первая ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА: СЕРДЦЕ И ДУША ВВЕДЕНИЕ С суфийской точки зрения материальная природа (таб) , Я (нафс) , сердце (дел) , дух (рух) , глубинное сознание (сирр или хафи) и сокровенное сознание (сирр-и сир или ахфа) представляют собою стадии развития, через которые проходит человеческая душа на своем пути к совершенству. Подчинившийся нафсу обладает чертами материальной природы. Сходным образом у человека, руководимого сердцем, еще остаются признаки нафса и материальной природы. Те, кто следуют нафсу, не осведомлены о сердце, а те, кто следуют сердцу, не ведают о духе. «Что знает нафс о сокровищах, хранящихся в сердце? Что известно сердцу о незримом, которое наполняет святилище духа? Что ведает дух о наследии, лежащем в шатре глубинного сознания? И что знает глубинное сознание о реальности сокровенного сознания? Поистине, нафс – это место Божественного залога (аманат), сердце – обиталище постижения, дух – знамение свидетельствования, глубинное сознание – пристанище любви, а сокровенное сознание – только Бог ведает, что содержит оно. И кто может это знать! Оно превыше воображения человеческих существ.» Согласно Са'ади, Цель человечества конечную узри: Достигнуть точки той, Где ничего не видишь, кроме Бога. Цель этой книги – дать обзор этапам, через которые проходит психика, продвигаясь от материальной природы к сокровенному сознанию, и изложить взгляды различных наставников Пути на данный предмет.
Этапы продвижения и совершенствования человеческой психики в процессе прохождения суфийского Пути МАТЕРИАЛЬНАЯ ПРИРОДА НАФС
Нафс на самом деле представляет собой эго со всеми его тенденциями, тогда как интеллект — это умелый ревизор, пытающийся направить эго. На уровне нафса все люди более или менее равны. Человеческая психика, однако, должна перейти с этого уровня на стадию сердца, если человек хочет двигаться к совершенству и познанию Реальности. Атрибуты нафса и противодействие им Подавление нафса приводит к тому, что он вновь проявляется в чем-то еще. Абу Бакр Тимистани сказал: "Нафс подобен огню. Когда он почти угас, то возгорается где-то в другом месте; если нафс успокоен в одной области, он разжигается в другой 'Али ибн Талиб говорит: "Если говорить о нафсе, то мое состояние напоминает ситуацию пастуха и овец: чем усерднее пастух старается собрать их в одном месте, тем больше они разбредаются по сторонам Нафс невежествен Абу Хамза Багдади говорит: " "Отстранись от невежд" (К.7:199). нафс — самый невежественный объект из всех и наиболее заслуживающий отвержения Злостность нафса становится явной, когда что-либо его провоцирует, и он находит способ проявить свои качества. О нафсе говорят, что он подобен прозрачной стоячей воде. Если ее взболтать, она мутнеет от грязи и начинает испускать неприятный запах. Нафс — орудие Божьего гнева Нафс является орудием Божьего гнева, все зло и испорченность происходят от него. В Коране говорится: "...душа (нафс) побуждает ко злу" нафс от природы наделен атрибутами гнева и одержим склонностью творить зло. Как сказано в кораническом стихе, Бог внушил душе "распущенность ее и богобоязненность" Как говорит Пророк, "Тот, кто знает свой нафс, знает своего Господа". Мудрец сказал: "Нафс представляет собою скрытые аспекты внушаемого Богом гнева. Это внушение совершается посредством божественной хитрости (макр)". Касательно постижения Бога Пророк говорит: "Ищи указа в своем сердце, иначе указующие издадут указ для тебя". Абу Солейман сказал: "Я никогда не взирал на действия нафса с целью обнаружить благое в себе". Нафс подобен горящей головне Нафс подобен горящей головне: он и красив, и таит в себе склонность к разрушению. Свечение привлекает, но головня жжет. В беде нафс склонен к покаянию; В удобстве он отвергает Бога. Когда нафс подвергается наказанию, он усерден в покаянии и молит о прощении; когда же он пребывает в удобстве, то потакает своим прихотям и отвергает Бога. Нафс — это идол Абу Бакр Васити сказал: "Нафс — это идол. Засматриваться на него — идолопоклонство, тогда как размышлять о нем — богослужение". По словам Руми, Мать всех идолов — твой нафс, ибо обычный идол — лишь змея, а этот — дракон. Нафс находит успокоение только в обмане Байазид сказал: "Нафсу свойственно обретать покой только в обмане. ". Самая трудная завеса — это влечение к нафсу и приверженность ему Дхо'н-Нун Мисри сказал: "Тяжелейшая из завес — влечение к нафсу и его побуждениям". Приверженность нафсу противоречит успокоению в Боге, а противостояние Богу представляет собою источник всех завес. Пока внутри остается нафс, Бог скрыт от человека "Вы хотите знать Бога, когда остатки нафса еще крепко сидят в вас; но ваш нафс не знает даже себя самого. Как же в таком случае вы вообще можете что-либо знать?" нафс, остающийся в человеке, скрыт от себя самого. Как же ему может открыться Бог? Основа неверия состоит в исполнении желаний нафса Джунайд сказал: "Основа неверия состоит в исполнении желаний нафса". То есть, краеугольный камень неверия — следование плотским желаниям. Харакани сказал: "Я полагаю, что из всех вещей лишь три не имеют предела: лживость нафса, (духовные) уровни Пророка и постижение (Бога)". Нафс претендует на божественность Именно в этой связи Джунайд сказал: "нафс никогда не найдет успокоения в Боге". Нафс жаден Нафс переменчив Нафсу все быстро надоедает Нафс ленив Нафс изменяет свой цвет каждую минуту Нафс рассеян, злопамятен и обидчив Нафс любит комплименты и восхваления Нафс любит похвалу. Он постоянно подталкивает человека на притворство, желая, чтобы люди делали ему комплименты. Поистине, есть много верующих и аскетов, выполняющих приказания своего нафса. Один из скрытых пороков и тайных болезней нафса — его страсть к похвалам. Тот, кто пригубил этого яда, перевернет семь небес и семь подлунных миров ради одного движения ресницы. Признак этого заболевания заключается в том, что нафс, лишенный похвалы, становится вялым и слабым. "Твой нафс более враждебен, чем твой недруг, поскольку находится внутри", суфии считают, что нафс более опасен, чем любой враг, и подчеркивают необходимость бдительности. Нет более враждебного тирана Для странника, чем приказывающий нафс. Указания нафса Неверие нафса Реакции нафса Для того, чтобы предаваться своим страстям, нафс игнорирует правила, религиозные установления, договоры, этикет и социальные условности. То есть он хочет, чтобы беспрекословно выполнялись его сластолюбивые желания и требования, свойственные ему от природы. По этой причине попытка блокировать желания нафса может вызвать психологические конфликты, беспокойство, депрессию, нервные расстройства и всевозможные иррациональные формы поведения.
*** Когда нафс отсечен от своих вожделений, он ищет удовольствие в сопричастности Богу и в проистекающих из этого благодеяниях. Поскольку нафс следует по пути преданности в сопровождении сердца и сердце управляет нафсом при помощи узды своего исчезновения в Господнем гневе, светочи предвечных качеств открываются нафсу. Сердце уничтожает в нафсе желание чего-либо, кроме Бога. Таким образом, от небес и до земли для нафса не остается ничего, кроме Бога. Пророк указывал на свое собственное состояние, когда сказал: "Мой Сатана стал мусульманином". Постижения нафса «Постижение избранного имеет отношение к знанию о существовании нафса, моментов его появления и исчезновения. Это также осведомленность о том, что нафс — покров обвинения, сотканный в мастерской Божественного Гнева, позволяющий красоте величия проявить себя. Глаз, видящий сквозь этот покров, получает свет зрения у ока совершенства, созерцая таким образом источник гнева оком благодати.» Разъяснение хадиса "Тот, кто познал свой нафс, познал своего Господа" у слова нафс есть значение— "самость" (self). кто узнает свой нафс, осознает, что во многих случаях, когда ему кажется, что он переживает присутствие Господа, он на самом деле ощущает лишь свой нафс, а не Бога. Нафс может даже принять обличие зрительных откровений (кашф), созерцательных видений (шохуд) или способности творить чудеса (керамат), чтобы познающий боготворил самого себя, а не посвящал себя служению Богу. Из сего краткого пояснения большинству людей должно стать понятным, что "наставник" и "вдохновитель" на самом деле — их же нафс, хотя они и не осознают этого. Абу Са'ид Або-л-Хэйр сказал: "Когда человек познает себя как не существующего, он познает Бога как Вездесущего". Проходя стадии и стоянки Пути, от низших уровней до более высоких, подобно Бораку (скакун, на котором был вознесен в небо Пророк), нафс несет дух через высшие слои эмпирея и "расстояние двух луков", после чего нафс становится достойным слов Бога: "Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство!" Дух нуждается в Бораке нафса для вознесения в свое царство, ибо не может передвигаться сам. Он въезжает в это царство верхом на скакуне Божьего дыхания. В этой точке путешествия в новые сферы духу необходим Борак нафса, чтобы достичь пределов нафса. Нафс в свою очередь нуждается в двух свойствах, в страсти и гневе, если желает воспарить ввысь или, поистине, если ищет пути назад. Когда успокоенный нафс контролирует страсти и гнев, у него появляется вкус к божьим словам: "Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство". нафс уводит страсти и гнев от того, что низменно, и обращается к тому, что возвышенно, и тогда его целью становится близость к сфере Мощи, а не удовольствия чувственного мира внизу. Как только страсти устремили свой взор ввысь, они полностью преображаются в любовь и добротолюбие [ 9 ]. Когда гнев направляет свое внимание ввысь, он исполняется заботливостью и стремлением достичь цели. Не что иное, как любовь и добротолюбие, помогают нафсу сосредоточиться на Божественном присутствии, а забота и стремление достичь цели ведут его без остановок от стадии к стадии, не давая оглянуться назад. Его сосредоточенность устремлена на сферу Мощи. Таким образом, эти два инструмента служат наиболее полноценными средствами, с помощью которых дух достигает Божественного присутствия. Благодаря благословенной удаче дикая лошадь нафса была поймана арканом влечения: "Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство", тянущего ее в высшие сферы и область Мощи. Когда всадник, дух, достиг своего "известного места", он пожелал взять коня под уздцы. Дикая лошадь нафса, подобно безумному мотыльку, влекомому двумя крылами, невежественными страстями и притесняющим гневом, бросилась в пламя свечи Единства. нафс отверг телесное существование и стал единым со свечой, которая трансформировала его мотылеподобное существование в свое собственное свечеподобное Истинное Бытие. Нафс нельзя считать совершенным, пока он не довел до совершенства свою невежественную и притесняющую деятельность. А иначе, зачем же он был создан? Что пытается он достичь на каждом из духовных уровней? Когда эта злокозненная деятельность достигает завершенности и мотылеподобное безумство нафса обретает свечеподобное излучение света, как об этом говорится в хадисе "Я стал ушами, которыми он слышит, глазами, которыми он видит, языком, которым он говорит", реальность "Тот, кто знает свой нафс, знает своего Господа" оказывается достигнутой. Иными словами, тот, кто знает свой нафс как мотылька, узнает Божественное присутствие как свечу.
Сопротивление страстям Интересно отметить, что в суфийской терминологии слово хава (страсти) имеет два значения: первое — страсти нафса, а второе — Божественная любовь. Это указывает на то, что всякий, испытывающий Божественную любовь, слеп по отношению к своим собственным страстям. Отречение от страстей дает ученику контроль над ними; потакание страстям ведет к тому, что он попадает к ним в рабство. Когда Джунайда спросили о смысле Божественного Единения, он ответил: "Отказ от потакания страстям". легче гору сравнять с землей при помощи лишь собственных ногтей, чем противиться страстям. Наиболее очевидным атрибутом нафса является вожделение; оно рассеяно по всему человеческому телу, и его воздействию подвержены все чувства. Искателю вменяется в обязанность защищать от него все органы своего тела. Вожделение глаза — видение, уха — слышание, носа — обоняние, языка — речь и вкус, конечностей — осязание, а ума — мысль. Посему искатель должен взывать к Богу о том, чтобы атрибуты вожделения были трансформированы и исчезли из его внутреннего бытия. Рузбихан о вожделении "Чем более Мой слуга занят мной, тем более Я направлю его вожделение на единение со Мной". Вожделение влюбленного проявляется только в любви и в желании узреть Божественную Красоту. Это свойственно только влюбленному и происходит исключительно в созерцании Божественной Красоты; однако созерцание Величия и Великолепия сжигает вожделение любви. "Человеческое вожделение — это конь духовного вожделения, а тот в свою очередь — конь вожделения любви; и вожделение влюбленных — это стремление, которое дух испытывает к сфере радости, содержащейся в духовных объектах". "Сердце, дух и нафс содержат различные виды вожделения, но все они собраны воедино в человеке. Вожделение сердца — внимать Богу, духа — близость к Нему, а нафса — наслаждение удобством". ((Многочисленные высказывания о том, что подлинный джихад есть джихад против нафса, борьба с собой)) Пророк сказал: "Мы вернулись из меньшей битвы в большую битву"
Не важно, что написано. Важно - как понято.
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Четверг, 2024-12-12, 12:11 PM | Сообщение # 63 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 8635
Статус: Offline
|
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
просто_Соня | Дата: Суббота, 2025-03-22, 4:34 PM | Сообщение # 64 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 5532
Статус: Offline
| Часть Вторая ПРАКТИКА СУФИЗМА: РАЙ СУФИЕВ
Уничтожение нафса Когда суфии говорят об уничтожении нафса и используют выражение "исчезновение нафса", речь идет о контроле над ним. Имеются в виду исчезновение свойств, характерных для нафса, и их трансформация в качества, свойственные совершенному человеку. Сам нафс, однако, неуничтожим, поскольку это просто нижний слой психики, начальный уровень развития. Когда суфии говорят, что у такого-то человека нет нафса, они имеют в виду, что свойства нафса были преображены в положительные человеческие качества и что в этом человеке не осталось и следа нафса. Один из пробужденных сказал: Уничтожение нафса означает уничтожение его безобразной природы.
Нафс и Сатана Некоторые суфийские наставники считали, что нафс и Сатана — два разных объекта, тогда как другие полагали, что это то же самое, описывая их как два воплощения одного принципа. Те, кто полагают, будто Сатана и нафс суть одно, утверждают, что Сатана на самом деле и есть нафс, а также страсти верующего. Пророк сказал: "Нет такого человека, который не подпал бы под власть Сатаны, кроме 'Умара, подчинившего себе свои страсти", подразумевая, что эти двое (Сатана и нафс ) суть одно. Те, кто утверждают, что Сатана и нафс — это одно, правы, поскольку эго — часть нафса. Халладж о нафсе Халладж, будучи в экстатическом состоянии, воскликнул: " Нафс — лестница познавшего. Его сущность— врата к Единению с Божественной Сущностью".
Нафс познавшего непроизвольно подчиняется Богу Когда дух обретает близость к Богу, наслаждения духа разделяет и нафс. Таким образом нафс подчиняется духу, ибо всю ту радость, которую нафс стремится получить в духовной практике, он получает при помощи духа. "Всякий раз, когда нафс находит отдохновение во все усиливающемся экстазе и извлекает из него наслаждение, он обретает успокоение и предается духовной практике без какого бы то ни было усилия".
Очищение нафса Не довольствуйся, как собака, лишь сном и едой; Даже если на тебя нападает кот, отдай ему свое сердце. Постоянная направленность внимания на Бога делает возможным для ученика трансформацию атрибутов нафса в Божественные Атрибуты. Вследствие упомянутых выше причин ликование духа и сердца передается нафсу безо всякого сознательного усилия с его стороны. Источник ликования — близость к Богу, в результате которой нафс обретает отдохновение и смирение в постоянном потоке напоминаний, омывающих сердце и дух. Интеллект раздает все, чем владеет, ради жара любви и отчуждает себя от всего того, что не является Возлюбленной.
Стадии нафса существуют четыре уровня нафса: приказывающий нафс (нафс-и аммара), обвиняющий нафс (нафс-и ал-лаввама), вдохновленный нафс (нафс-и ал-мулхама) и успокоенный нафс (нафс-и мутма'инна). Приказывающий нафс является нафсом обычного человека. Этот нафс не был очищен и преображен, он есть источник всех зол. Приказывающий нафс не прошел через плавильную печь аскетической дисциплины, не сбросил грубую шкуру существования. Этот нафс — скотского характера; он изводит другие тварные существа и постоянно распевает восхваления в свою честь. Он всегда следует собственным желаниям и пасется в поле материальной природы. По своей форме он — человек, но по природе — Сатана. Приказывающий нафс — великая завеса, скрывающая религию и служащая источником порока и средоточием зла. Но когда Господь наделяет нафс своей милостью и бросает на него благодатный взгляд, нафс обретает свободу от своей врожденной природы. Его атрибуты преображаются благодаря трансформации его деспотичности в согласие, а злобности в добродетель.
Лживый нафс и околдовывающий нафс Оба они на самом деле лишь разные аспекты приказывающего нафса. Если искатель не будет настороже, нафс совлечет его со стадии хакиката (Реальность) на стадию шариата, пока тот не падет с высот Реальности обратно на первую ступень. человек "несправедлив" по отношению к самому себе, поскольку он грешит больше, чем предается богослужению. обвиняющий нафс порицает приказывающий нафс за нерадивость в духовной практике и за те шаги, которые ведут к противостоянию Богу. Кроме того, он обвиняет самого себя в утере истовости служения, а также в пристрастии к пастбищам скотства и несправедливости. Другой, аспект веры, повернут к успокоенному нафсу. Когда обвиняющий нафс сосредоточен на успокоенном нафсе, он обретает просветленность последнего и окрашивается в те же тона. Он порицает себя за совершенные проступки и за те препятствия, которые он сам возвел пред собою. Его настойчивое порицание ведет в конце концов к обретению стадии умиротворенности. Обвиняющий нафс становится просветленным благодаря свету сердца. Когда поминание Бога укореняется в нафсе, побуждающем человека ко злу, нафс излучает свет, подобно светильнику в темном доме. На этой стадии он начинает "обвинять", поскольку замечает, что дом полон грязи и всего того, что заслуживает порицания. Узрев все эти объекты, он стремится изгнать грязь и животную дикость из дома. Вследствие этого ему сопутствуют поминание Бога и раскаяние, пока, наконец, поминание не пересилит все эти объекты и не изгонит их. Обвиняющий нафс — это то же, что и интеллект.
Вдохновленный нафс Когда солнце Божественного благоволения восходит над горизонтом праведного наставничества, нафс вдохновлен и просветлен этим светилом, а потому способен различать между правильным и ложным. Вдохновленный нафс обладает десятью свойствами: разум, мудрость, знание, откровение, вдохновение, пробужденность, совершенство, благодать, благодетельность и щедрость. Нет другой стадии, на которой бы нафс был более уязвим или находился в большей опасности, чем обретя вкус вдохновения и Незримого на стадии вдохновения, когда ему еще только предстоит испытать полное освобождение от себя. Он постоянно подвержен риску впасть в искус того, что стадия совершенства уже достигнута.Уничтожение нафса Когда суфии говорят об уничтожении нафса и используют выражение "исчезновение нафса", речь идет о контроле над ним. Имеются в виду исчезновение свойств, характерных для нафса, и их трансформация в качества, свойственные совершенному человеку. Сам нафс, однако, неуничтожим, поскольку это просто нижний слой психики, начальный уровень развития. Когда суфии говорят, что у такого-то человека нет нафса, они имеют в виду, что свойства нафса были преображены в положительные человеческие качества и что в этом человеке не осталось и следа нафса. Один из пробужденных сказал: Уничтожение нафса означает уничтожение его безобразной природы.
Нафс и Сатана Некоторые суфийские наставники считали, что нафс и Сатана — два разных объекта, тогда как другие полагали, что это то же самое, описывая их как два воплощения одного принципа. Те, кто полагают, будто Сатана и нафс суть одно, утверждают, что Сатана на самом деле и есть нафс, а также страсти верующего. Пророк сказал: "Нет такого человека, который не подпал бы под власть Сатаны, кроме 'Умара, подчинившего себе свои страсти", подразумевая, что эти двое (Сатана и нафс ) суть одно. Те, кто утверждают, что Сатана и нафс — это одно, правы, поскольку эго — часть нафса. Халладжа о нафсе Халладж, будучи в экстатическом состоянии, воскликнул: " Нафс — лестница познавшего. Его сущность— врата к Единению с Божественной Сущностью".
Нафс познавшего непроизвольно подчиняется Богу Когда дух обретает близость к Богу, наслаждения духа разделяет и нафс. Таким образом нафс подчиняется духу, ибо всю ту радость, которую нафс стремится получить в духовной практике, он получает при помощи духа. "Всякий раз, когда нафс находит отдохновение во все усиливающемся экстазе и извлекает из него наслаждение, он обретает успокоение и предается духовной практике без какого бы то ни было усилия".
Очищение нафса Не довольствуйся, как собака, лишь сном и едой; Даже если на тебя нападает кот, отдай ему свое сердце. Постоянная направленность внимания на Бога делает возможным для ученика трансформацию атрибутов нафса в Божественные Атрибуты. Вследствие упомянутых выше причин ликование духа и сердца передается нафсу безо всякого сознательного усилия с его стороны. Источник ликования — близость к Богу, в результате которой нафс обретает отдохновение и смирение в постоянном потоке напоминаний, омывающих сердце и дух. Интеллект раздает все, чем владеет, ради жара любви и отчуждает себя от всего того, что не является Возлюбленной.
Стадии нафса существуют четыре уровня нафса: приказывающий нафс (нафс-и аммара), обвиняющий нафс (нафс-и ал-лаввама), вдохновленный нафс (нафс-и ал-мулхама) и успокоенный нафс (нафс-и мутма'инна). Приказывающий нафс является нафсом обычного человека. Этот нафс не был очищен и преображен, он есть источник всех зол. Приказывающий нафс не прошел через плавильную печь аскетической дисциплины, не сбросил грубую шкуру существования. Этот нафс — скотского характера; он изводит другие тварные существа и постоянно распевает восхваления в свою честь. Он всегда следует собственным желаниям и пасется в поле материальной природы. По своей форме он — человек, но по природе — Сатана. Приказывающий нафс — великая завеса, скрывающая религию и служащая источником порока и средоточием зла. Но когда Господь наделяет нафс своей милостью и бросает на него благодатный взгляд, нафс обретает свободу от своей врожденной природы. Его атрибуты преображаются благодаря трансформации его деспотичности в согласие, а злобности в добродетель. Лживый нафс и околдовывающий нафс Оба они на самом деле лишь разные аспекты приказывающего нафса. Если искатель не будет настороже, нафс совлечет его со стадии хакиката (Реальность) на стадию шариата, пока тот не падет с высот Реальности обратно на первую ступень. человек "несправедлив" по отношению к самому себе, поскольку он грешит больше, чем предается богослужению. обвиняющий нафс порицает приказывающий нафс за нерадивость в духовной практике и за те шаги, которые ведут к противостоянию Богу. Кроме того, он обвиняет самого себя в утере истовости служения, а также в пристрастии к пастбищам скотства и несправедливости. Другой, аспект веры, повернут к успокоенному нафсу. Когда обвиняющий нафс сосредоточен на успокоенном нафсе, он обретает просветленность последнего и окрашивается в те же тона. Он порицает себя за совершенные проступки и за те препятствия, которые он сам возвел пред собою. Его настойчивое порицание ведет в конце концов к обретению стадии умиротворенности. Обвиняющий нафс становится просветленным благодаря свету сердца. Когда поминание Бога укореняется в нафсе, побуждающем человека ко злу, нафс излучает свет, подобно светильнику в темном доме. На этой стадии он начинает "обвинять", поскольку замечает, что дом полон грязи и всего того, что заслуживает порицания. Узрев все эти объекты, он стремится изгнать грязь и животную дикость из дома. Вследствие этого ему сопутствуют поминание Бога и раскаяние, пока, наконец, поминание не пересилит все эти объекты и не изгонит их. Обвиняющий нафс — это то же, что и интеллект.
Вдохновленный нафс Когда солнце Божественного благоволения восходит над горизонтом праведного наставничества, нафс вдохновлен и просветлен этим светилом, а потому способен различать между правильным и ложным. Вдохновленный нафс обладает десятью свойствами: разум, мудрость, знание, откровение, вдохновение, пробужденность, совершенство, благодать, благодетельность и щедрость. Нет другой стадии, на которой бы нафс был более уязвим или находился в большей опасности, чем обретя вкус вдохновения и Незримого на стадии вдохновения, когда ему еще только предстоит испытать полное освобождение от себя. Он постоянно подвержен риску впасть в искус того, что стадия совершенства уже достигнута.
Успокоенный нафс О нафсе говорят, что он в стадии успокоения, когда он обрел мир и покой в Боге, когда его свет стал совершенным благодаря свету сердца и когда он окончательно вернулся к своему Господу. На успокоенный нафс низошла умиротворенность. Он осиян светом несомненности, упокоен в Боге и освобожден от смятения. Об успокоенном нафсе говорят, что он находится в сердце. успокоенный нафс достиг уровня сердца и обрел способность выйти на уровень духа. Также в соответствии с изречением Пророка: "Умри прежде, чем ты умрешь" человек испытывает смерть и завернут в саван, а над ним произносятся заупокойные молитвы. Затем в соответствии с изречением: "Когда человек умер и воскрес, он испытал воскрешение" человек испытывает малое воскрешение, то есть воскрешение нафса. Оно происходит в результате добровольной смерти, заключающейся в освобождении от скотских атрибутов.
СЕРДЦЕ
Когда нафс достиг высшей ступени совершенства, он переходит на уровень сердца. Фактически, успокоенный нафс и есть само сердце. Большинство людей, однако, находятся на психологическом уровне материальной природы (таб) и нафса; у них нет сердца. Сердце — это град, расположенный между владениями Единства (дух, рух) и землей множественности (нафс). Если сердце отрезает пуповину, связывающую его с нафсом, оно попадает под владычество духа; то есть оно становится сердцем в истинном смысле этого слова, начисто отполировавшим ржавчину множественности. С другой стороны, если над сердцем довлеет нафс, оно затемняется от тусклости множественной природы нафса и окрашивается в соответствующие тона. Любовь — это армия духа, а страсти — армия нафса.
Когда любовь призывает сердце, Сердце бежит от всего сотворенного. (Руми) Чаша, в которой виден весь мир, — это сердце Совершенного Человека. Зеркало, отражающее Бога, и есть на самом деле сердце. В суфийской терминологии сердце — это нематериальная светоносная субстанция, расположенная между духом и нафсом ; субстанция, посредством которой возможно стать (подлинным) человеком.
На пути к лотосу порогом служит сердце. Тело — ничто, сущность человека — сердце; "Между двумя пальцами" Бога обитает Сердце. Лотос является символическим обозначением границы между индивидуальным сознанием и Божественным Единством. Розовый куст души был посажен в надежде, что расцветет роза сердца. Свернутыми в этом бутоне были лепестки всего, Что сотворено,
Теряется в безмерности области сердца; Это лишь капля в сердце, в Красном море. Как можно измерить то, Что содержит Бога? Проявленность божественных таинств и отражение божественного света Находятся не в физическом сердце, а в подлинном сердце. Если бы сердце было просто сотворено из праха, Не было бы различия между сердцем твоим и ослиным. Ты должен разбить свой шатер рядом с наставником, Если хочешь обрести у него сердце. Твое сердце — это яйцо прекрасной птицы,
Почему духовное сердце называют сердцем Термин "сердце" используется для обозначения духовного сердца из-за того, что между духовным сердцем и физическим сердцем существует определенное соответствие. Физическое тело посылает кровь по артериям и получает грубую кровь из вен; этот процесс необходим для очищения человеческой крови. Сходным образом, духовное сердце получает грубые качества нафса и с помощью духа очищает их, изменяя их в духовные черты характера и благоприятствуя оздоровлению человеческой психики. Линия, разграничивающая утонченную реальность психики и грубые свойства нафса проходит на самом деле через сердце. Духовное сердце — это область взаимодействия между возвышенными силами духа, духовным дыханием. Подлинное сердце таково, что даже в момент катастрофы Ты не найдешь в нем абсолютно ничего, кроме Бога. Кто-то спросил Джунайда, когда сердце действительно умиротворено. Он отвечал: "Когда оно действительно сердце." Не перепутай сердце с нафсом! Сердце "обладателя сердца" лишено желаний. На это указывается в истории о дервише, которого спросили, чего желает его сердце. Он отвечал: "чтобы мое сердце не имело желаний". Произнося свои ежедневные молитвы, Байазид восклицал: "Господь, тебе ведомо, что я желаю!" Именно о таком сердце Пророк сказал: "Сердце верующего зажато между двумя пальцами Милостивого; Он поворачивает его, как пожелает". "Всякое сердце, содержащее что-либо, кроме Бога, даже если это одно лишь богослужение, мертвое сердце". Раби'а сказала: "Стремись обрести сердце, которое пробуждено, ибо, когда сердце пробуждается, не нужно возлюбленной; ведь пробужденное сердце потеряно в Боге, а тот, кто потерян, не нуждается в возлюбленной. Это исчезновение в Боге".
Не важно, что написано. Важно - как понято.
|
|
| |
просто_Соня | Дата: Суббота, 2025-03-22, 4:34 PM | Сообщение # 65 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 5532
Статус: Offline
| "Состояние исчезновения создает рай на стадии духовной нищеты". "До тех пор, пока ты видишь себя принадлежащим Богу, ты являешься дуалистом. Исчезновение исчезновения достигается посредством исчезновения". "Сердце — это то, что не содержит даже ничтожной частицы желания, направленного на тварный мир". Когда Харакани спросили о состоянии его сердца, он ответил: "Сорок лет мое сердце было отсечено от меня".
Раби'а сказала: "Мне стали безразличны мое здоровье и здравый смысл, С тех пор как сердце вложило свои вожжи в Твою длань.
Хафиз Если бы не было сердца, где бы любовь построила себе жилище? Если бы не было любви, зачем нужно было бы сердце?
Широта сердца Бог не умещается на небесах и на земле; Знай, что соразмерно Ему лишь сердце верующего. Никто не видел предела владений сердца; Являющая мир чаша — сердце Совершенного Человека; Зеркало, отражающее Бога, и есть на самом деле это сердце. Сердце — сокровищница, хранящая Божественные тайны;
Джунайд сказал: "Когда к Вечному присоединяется преходящее, от преходящего не остается ничего". Нафс желает множественности, а сердце – единства. Нафс отсутствует по отношению к Богу, а сердце присутствует в Нем. До тех пор, пока сердце помнит о дурном и хорошем в этом мире, Оно не может справиться с дурным и хорошим мира. До сих пор было одно сердце и тысяча помыслов; Теперь не осталось ничего, кроме "Нет божества, кроме Бога".
ДУХ
Сердце — место, где дух укореняет себя в бытии человека. Местоположение духа — это уровень сердца, дающий возможность зреть свет Бога, где Бог самопроизвольно являет теофании без завес. Сердце — раковина устрицы, а жемчуг — дух. ...Третья категория — категория небытия; она свойственна тем, кто обрубил свой нафс, дал обет Богу и стал невидимым и в этом мире, и в следующем. Оба мира обещали себя любви, а любовь обещала себя Возлюбленному. На этой стадии они не могут сказать ни "это я", ни "это Он". Украшение духа Дух подобен младенцу, сосущему грудь Пути (тарикат) и пьющему молоко независимости от привязанностей материальной природы. Из груди Реальности (хакикат) он сосет молоко излияний, исходящих из Незримого, лучезарных проявлений и сияний Божественных Огней. Благодаря воздействию излияний и теофаний духовных огней дух освобождается от уз материальных привязанностей и покидает тюрьму человеческих качеств, подходя к границе предвечного состояния. В этом состоянии человек, смотрящий сквозь окно чувств, видит все как последствие Божьих знамений. Известный суфий сказал: "Куда бы я ни посмотрел, я вижу Бога". Когда потоки вина Божьего величия достигают вкусовых ощущений духа, они проходят водоворотом через все части бытия духа. Попав под атаку этого вина, дух сосредоточивается на несуществовании, отвергая цветущие оазисы оформленного бытия ради разоренных пустырей исчезновения. Любовь — это Божественное притяжение. Когда она находит дорогу в сердце, она иссушает корни бытия человека, соединяя его сердце с Абсолютным Бытием. Любовь — это ураган, налетающий из земли Единства, начисто выметающий из сердца нечистоты и сажу множественности и уносящий его в сферу Единства. Любовь появляется лишь в сердце, которое достойно ее получить. Сердце достойно получить любовь, когда оно преодолело все оборонительные заграждения нафса посредством духовного усердия. Желающий обрести любовь должен метлой преданности начисто вымести из сердца прах желаний и страстей, чтобы любовь могла ответить на его призыв. Подготовка сердца к любви — это функция пути (тарикат); обретение любви есть Реальность (хакикат). Любовь может войти в то сердце, которое испепелено, не в то, которое отдало себя желаниям и страстям. Вот почему говорится, что любовь — это влечение, приходящее неожиданно, хотя и только к тому, кто был на страже. Человек может провести всю жизнь в битве с нафсом, но любовь его так и не найдет. С другой стороны, тот, кто испепелен, может в одну из ночей испустить мучительный вздох и любовь унесет его. Во всяком случае, главное здесь в том, что не всякий, преследующий добычу, поймает ее. Но поймать добычу может лишь тот, кто ее преследует. Для любви требуется искреннее сердце и душа влюбленного, освобожденная от всех привязанностей. Сердце — это сфера двух направленностей — Единства и множественности. Когда сердце очищено от ржавчины множественности, Солнце любви заставляет его сиять светом Единства. Любовь — это алхимия Бытия. Человек должен умереть по отношению к своей самости, чтобы обрести сокровище вечной жизни.
ГЛУБИННОЕ СОЗНАНИЕ
Когда человеческая психика обрела совершенство на уровне духа, она достигает уровня глубинного сознания (сирр), являющегося местонахождением созерцательного видения (свидетельства) (шохуд).
Более высокое, чем дух, глубинное сознание — священный ангельский интеллект, находящийся в Божественной утонченности. То, что раскрывается глубинному сознанию, утаено от духа и сердца, ибо эти скрытые объекты Божьего Ведения, непосредственно воздействующие на глубинное сознание, не затрагивают дух. Глубинное сознание утонченней духа, который в свою очередь благороднее сердца. глубинное сознание — это часть предельного глубинного сознания, которое есть Бог, ибо оно очевидно для одного Бога.
…Посему говорится, что только Бог знает, любит и ищет Бога, ибо — это глубинное сознание, которое ищет, любит и знает Его. Как провозгласил Пророк, "Я узнал моего Господа посредством моего Господа".
СОКРОВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
Сокровенное сознание — это совершенное развитие человеческой психики, стадия, на которой познавший видит Бога посредством Бога, и ведает об этом только Бог. Это море Единства. На этой стадии все капли сходятся вместе, но при этом не найдешь и единой капли. Будучи в этом океане, Халладж воскликнул: "Я есмь Истина!", а Байазид провозгласил: "Слава мне. Я достиг высшей стадии!" Здесь уже нет новостей о себе или осознания себя; всё — Он, всё — от Него и всё — ради Него. Сокровенное сознание таково, что дух познавшего ощущает его,наслаждается им, обретает в нем радость, но не может продемонстрировать сокровенное сознание интеллекту. Самое тайное — это высший духовный уровень в продвижении человеческой психики. Этот свет, будучи близок к сфере Реальности (хакикат), более утончен, чем глубинное сознание и дух. Это — тончайший из всех уровней духа.
Не важно, что написано. Важно - как понято.
|
|
| |
просто_Соня | Дата: Суббота, 2025-03-22, 4:35 PM | Сообщение # 66 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 5532
Статус: Offline
| Безумный рассудок
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУФИЗМА
Суфизм — школа духовных состояний, а не рассуждений. суфийские шейхи утверждают: «Все то, что может быть выражено в словах, не есть суфизм». Или, как сказал Руми: Когда влюблен, стыжусь всего, что о Любви сказал. Суфизм — это путь к Истине, единственное средство передвижения на котором — Любовь. Метод суфизма состоит в том, чтобы смотреть только в одном определенном направлении, а его единственная цель — Бог. В конце суфийского пути не остается ничего, кроме Бога.
ЦЕЛЬ СУФИЗМА
Цель суфизма — постижение Истины. постижение Истины возможно лишь при помощи совести и видения сердцем, через прозрение и просветление. Совершенен тот, кто освободился от владычества «приказывающего Я» И внутренне, и внешне такой человек является проявлением божественных атрибутов. Став единым с Абсолютом, он освобождается от относительности «я» и «мы». Он — зеркало, которое в совершенстве отражает Бога. Когда кто-нибудь видит подобное зеркало, оно не отражает ничего, кроме Истины. В конце тариката человек оказывается у порога хакиката (Истины). Как сказал Пророк: «Шариат — это мои слова, тарикат — мои действия, хакикат — мои состояния».
ПОИСК (ТАЛАБ)
Влечение к Богу и поистине всякое продвижение по Пути есть результат Божественной Воли. Это влечение к Богу называется талаб, что означает одновременно и «зов» со стороны Бога, и «поиск» со стороны человека. Талаб — это сила, которая помогает ученику и поддерживает его во время продвижения к Совершенству. Она порождает в ученике ощущение неудовлетворенности своим состоянием, заставляя его искать состояние покоя. Постепенно талаб приводит ученика к состоянию внутреннего покоя, ко все возрастающему ощущению безопасности и умиротворенности. На более высоких уровнях талаб становится поиском вечной Красоты, Добра и Совершенства, которыми талаб хочет обладать навеки.
ДУХОВНАЯ НИЩЕТА (ФАКР)
Ощущение необходимости поиска (талаб) — проявление того, что известно как Духовная Нищета (факр). Обладателя Духовной Нищеты называют «нищим» (факир). Духовная Нищета — состояние, порожденное ощущением нужды, оно ведет к поиску способов преодоления такого состояния. Факир ощущает себя «обездоленным», поскольку он лишен высших атрибутов, составляющих потенциал человека. Это подвигает его к поиску пути, следование которому позволяет преодолеть ощущение «нужды». «О ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство!» (Коран 89:27,28).
... первый этап Пути является собственно психотерапевтическим и его продолжительность зависит от индивидуального психологического состояния человека. Процесс исцеления в суфизме ведет к очищению не только ума, но и сердца. Посредством эликсира Любви учитель освобождает ученика от эгоцентризма и открывает ему проявленность Божественных Атрибутов.
ЗЭКР (ПОМИНАНИЕ БОЖЕСТВЕННЫХ ИМЕН)
Передавая ученику зэкр, учитель обучает ученика постоянному вспоминанию Божественного начала. Возлюбленная сидела так долго, повернувшись к моему открытому сердцу, Что сердце преобразилось в Её природу и атрибуты. Когда ученик пребывает в постоянном вспоминании Бога, его собственное бытие постепенно освобождается от эгоистических и эгоцентрических качеств и преображается Божественными Атрибутами и Божественной Природой. В начале цель поминания Бога состоит в том, чтобы создать Единство внимания. Пока эта цель не достигнута, ученик будет уделять внимание различным привязанностям «Я». Следовательно, ему следует сосредоточить свое рассеянное внимание на всеобъемлющей точке Единства. Вспоминание Бога стирает память о всех иных объектах, и та энергия, которая ранее растрачивалась на бесполезные и суетные волнения, теперь фокусируется во вспоминании Бога. В то же самое время ослабевают психологические конфликты, благодаря чему ученик обретает внутренний покой. В процессе вспоминания суфий сосредоточен как на самом Имени, так и на его значении. Внимание к одному лишь Имени, однако, есть разновидность идолопоклонства. Слово само по себе не обладает никакими особенными качествами. Конечно, в начале у ученика нет иного выбора, кроме как сосредоточиваться на вспоминаемых словах. Лишь постепенно он начинает ассоциировать форму слова со значением, пока, наконец, не обретет способность полностью отказаться от формы. Я откажусь и от слова, и от высказывания, и от действия, так что без этих трех я смогу быть с Тобой. Руми
Суфии полагают, что во вспоминании ученик должен забывать не только этот мир, но также и себя самого. Пока ученик осознает себя во время вспоминания, он пребывает в состоянии неверности. Зэкр суфиев, таким образом, подобен наводнению, которое смывает эгоцентрические качества ученика и высветляет Божественные Атрибуты в его сердце. В конце концов сама иллюзия существования «Я» смыта и унесена этим наводнением. Здесь кончается Путь и начинается океан отсутствия «Я». ... Пока ученика не переполнит чувство преданности, древо зэкра не принесет плод фана (исчезновение «Я» в Боге).
БОЖЕСТВЕННЫЕ ИМЕНА И АТРИБУТЫ
Суфии верят, что Божественные Имена бесконечны — каждое Имя являет Атрибут, каждый Атрибут ведет к постижению, а каждое постижение приводит к осознанию Божественной Вездесущности. Запредельное качество всякого Атрибута сияет перед взором того, кто предан Богу, и в соответствии с индивидуальными способностями человека приносит ему покой. Каждый раз, когда Атрибут являет себя, подобно вспышке света через окно Божественного Имени, усиливаются восхищение и устремленность человека.
СВОБОДА ВОДИ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
Ученик в соответствии с кораническим стихом «человеку — лишь то, в чем он усердствовал» (Коран 53:39) должен проявлять свою собственную волю, чтобы освободить себя от требований «Я» и обрести способность проявить Божественные Атрибуты. Этот процесс становится возможным только благодаря индивидуальным усилиям, сочетающимся с Божественным Притяжением. Согласно Хафизу: Хотя Единение с Возлюбленной Никогда не дается как награда за усилия, И все же, о сердце, старайся, как только ты можешь. В конце странствия с «исчезновением индивидуальных поступков» (фана-и аф'ал) и высветлением Божественных Атрибутов во внутреннем бытии ученик начинает воспринимать любое событие как предопределенное (джабр). Здесь больше не существует разделения на «Я» и «мы»; то, что делает суфий, совершает Бог, воля суфия и есть воля Бога.
ОДИНОЧЕСТВО СРЕДИ ЛЮДЕЙ
Суфии внешне служат Божьим созданиям, тогда как внутренне пребывают только лишь с Богом. Саади: Слышал ли ты о том, кто отсутствует и присутствует в одно и то же время? Таков я, хотя и нахожусь среди толпы, но сердце мое далеко.
ФАНА И БАКА
Завершение Духовного Пути (тарикат), или странствия к Богу, — это духовная стадия (махам), называемая фана (исчезновение «Я» в Боге). Фана бывает двух видов: внешняя и внутренняя. Внешняя фана — это «исчезновение индивидуальных действий» (фана-и аф'ал), ведущая к проявленности Божественного Действия. Достигший этой стадии тонет в Океане Божественного Действия, так что он видит в каждом событии Действие и Волю Бога. Он не воспринимает ни себя, ни других людей в качестве субъектов действия или волеизъявления. Такой человек полностью лишен своеволия, в нем не остается и следа индивидуальных поступков и воли. Внутренняя фана связана с «исчезновением атрибутов "Я"» (фана-и сефат) и «исчезновением сущности "Я"» (фана-и зат) . Иногда, открывая для себя Божественные Атрибуты, находящийся в этом состоянии (хал) погружается в исчезновение личностных атрибутов. В других случаях, свидетельствуя экстатическое воздействие Божественной Сущности, он погружен в исчезновение собственной сущности. В начале состояния, называемого «внутренняя фана», суфии теряет способность к восприятию. Постепенно в зависимости от возможностей суфия на него нисходит особое состояние: он обретает способность одновременно отсутствовать и присутствовать. Внутренне суфии погружен в океан фана, тогда как внешне он участвует в событиях, разворачивающихся вокруг него.
Бака — это начало «странствия в Боге». Бог, своим волением лишивший ученика его собственной воли, одаряет его Своей Волей. Таким образом, любое волеизъявление раба теперь является проявлением Божественной Воли. Такого рода бака соответствует внешнему состоянию фана. Внутреннему состоянию фана, однако, соответствует бака, в которой сняты и сами завесы, представляющие собой временную сущность, и атрибуты «Я», свойственные ученику. Здесь ни Бог не скрывает творения, ни творение не скрывает Бога. Завеса теперь окончательно сброшена, и двойственность преображена в Единство. * * * О дервиш, люди всех наций и религий живут, поскольку наделены почетной мантией существования; все они такие же существа, как и ты. Если ты поистине влюблен в Абсолютное Существо, люби все существа и будь добр к ним. Делая это, ты докажешь, что заслужил привилегию принадлежать к семье человечества. О дервиш, неуважение к тому, что свято для других, указывает только на твое собственное несовершенство.
Не важно, что написано. Важно - как понято.
|
|
| |
просто_Соня | Дата: Суббота, 2025-03-22, 4:35 PM | Сообщение # 67 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 5532
Статус: Offline
| Существуют пять принципов: Зэкр (Поминание) Фекр (Созерцание) Моракебе (Медитация) Мохасебе (Самоанализ) Вирд (Молитва)
ЗЭКР сердцевина практического суфизма ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЭКРА В словаре зэкр определяется как «поминание». Однако у слова «зэкр» есть и другие значения: 1. Нечто противоположное забывчивости. 2. Запоминание и физический акт произнесения. 3. Неизгладимый отпечаток в памяти. 4. Особое изречение, нисходящее с Небес в сердце, как это происходит во время намаза или молитв (вирд) в духовной практике. 5. Осведомленность о своих действиях. 6. Вспоминание с сосредоточенностью на сердце. 7. Сохранение. 8. Ежедневные молитвы. 9. Благородство. 10. Благодарность. 11. Молитвы по пятницам. 12. Вечерние молитвы.
ЗНАЧЕНИЕ ЗЭКРА Согласно суфиям зэкр — это полная и бескомпромиссная сосредоточенность внимания на Боге, игнорирующая все, что не есть Бог. Воистину ты помнишь Нас своим сердцем и душой Только тогда, когда забыл оба мира. *** Подтверждением этой точки зрения служит коранический стих: «вспомни твоего Господа, когда ты забудешь» (Коран 18:24). Хотя этот отрывок интерпретировался как «вспомни твоего Господа, когда ты забываешь ... о Нем», некоторые наставники утверждали, что его истинное значение — «вспоминай твоего Господа только тогда, когда забыл обо всем остальном». *** Помнить о раскаянии в то время, когда вспоминаешь Бога, значит забыть о вспоминании Бога. Поистине помнить Бога — это забыть все то, что не есть Бог, ибо Бог превыше, чем совокупность всех вещей. «Истинное значение зэкра состоит в том, чтобы забыть все, кроме Вспоминаемого». «Зэкр — это освобождение себя от нерадивости и забывчивости». Также было сказано, что зэкр значит «сидеть в ожидании, когда тебя примут Небеса, после того, как побеждена привязанность к человеку». Иными словами, признак влюбленности заключается в постоянном вспоминании о Возлюбленном. Ахмада Хазруйе однажды спросили: «Каковы признаки влюбленности?» Он ответил: «Ничто из обоих миров не должно быть дороже сердцу, чем вспоминание Возлюбленной». ЗЭКР отвлекающее действие «самости» (нафс) , омрачающей и тревожащей сердце, возможно преодолеть, лишь истово практикуя зэкр, ибо в его основе лежит отрицание мысли о чем-либо, кроме Бога. Когда свет зэкра очищает сердце от мрака беспокойства, сердце пробуждается и постепенно перенимает зэкр у языка, само полностью погружаясь в эту духовную практику. Зэкр срывает все завесы, сотканные желаниями и привязанностями «Я». По мере того как уменьшается омраченность сердца, эти завесы исчезают, а свет зэкра начинает ярко сиять в сердце. Продолжительная практика зэкра ведет к тому, что «Владыка зэкра» завладевает царством сердца, изгоняя все, что не является мыслью о Нем. Когда «Владыка зэкра» занял свое место, сердце привязывается к Нему и обретает покой, отвращаясь от всего, что не есть Он. В начале было сердце и тысячи разных помыслов, А теперь не осталось ничего, кроме Ла иллах илла'ллах . Я стал его ухом, чтобы он мог слушать этим ухом. Я стал его глазом, чтобы он мог видеть этим глазом. Я стал его языком, чтобы он мог говорить этим языком. Я стал его рукой, чтобы он мог брать этой рукой. И я стал его ногой, чтобы он мог ступать при помощи этой ноги. «Освободи свое сердце от всего, что не есть вспоминание Бога. И тогда зови его любым Именем, каким пожелаешь. Оно и становится Величайшим Именем».
СТАДИИ ЗЭКРА Существуют различные стадии зэкра: 1. Зэкр поминается языком, но не ощущается в сердце. Некоторые шейхи утверждают, что зэкр производит определенный эффект, даже когда практикуется лишь на словесном уровне. 2. Сердце, как и язык, принимает участие в зэкре, но зэкр еще не укрепился в сердце. На этой стадии следует совершать усилие и делать вид, что зэкр укоренился в сердце, тогда он сможет пробудить сердце. Без такого продолжающегося усилия сердце пойдет своим собственным путем и откажется от поминания. 3. Зэкр доминирует в сердце и твердо в нем укоренен. Теперь только огромное усилие может оторвать сердце от поминания и заставить его вспоминать что-либо иное. 4. То, что поминается (Бог), а не поминание доминирует в сердце. Слова зэкра являются предметом беспокойства только для нафса («я»). Здесь путник занят только Возлюбленной и забывает даже Имя Бога. Это первый шаг на пути суфизма и начало «исчезновения "Я" в Боге» (фаиа), когда забыты и суфий, и само поминание! Стадии зэкра также были описаны следующим образом: 1. Зэкр обычных людей — польза его в том, что он отучает путника от нерадивости. 2. Зэкр избранных — он срывает завесу разума и различения с поминающего, который всем своим сердцем предстоит перед Богом. 3. Зэкр избранных среди избранных — это исчезновение поминающего в Том, кто поминается. в начале поминающий думает, что это он поминает Бога. Но в конце он осознает, что в действительности это Бог поминает Бога и, таким образом, перестает ощущать зэкр, ибо Бог теперь стал и поминающим, и поминанием. Джунайд утверждал: «Тасаввуф (суфизм) вначале — поминание, затем — экстаз, а потом — ни то, ни другое. Не остается ничего, как этого поистине никогда и не было». По словам Абол-хасана Нури, «истина зэкра состоит в исчезновении поминающего (закер) в Поминаемом (Мазкур). * * * Вода, окружающая рыбу, дает рыбе насущный хлеб. Одна стихия — и еда, и питье, и одежда, и постель. Так и влюбленный, подобный ребенку, сосущему молоко из груди, Не знает ничего в двух мирах, кроме излияния благодати. Зэкр — это свет, эманирующий из проявленности Бога. Чистотою этого света сердца суфиев притягиваются к Возлюбленной. Частью необходимого размышления является культивация чувства «духовной мольбы» (нияз), ведущее к узнаванию Бога
МОРАКЕБЕ суфийский метод медитации Закон Любви Размышляй о Боге в любой ситуации, ибо Бог размышляет о тебе.
Моракебе — это отстранение, как внутреннее, так и внешнее, от всего, что не есть Бог, и концентрация на Боге всем своим существом. Моракебе — это соблюдение внутренней чистоты по отношению к Богу — и наедине с собой, и в окружении людей. Моракебе — это отказ от контроля и воли «я», за которым следует ожидание Его Благодати и Воли, и уход от всего, что не есть Он. Моракебе — это присутствие сердца в Боге и отсутствие сердца во всем, что не является Богом. Моракебе — это предохранение своего бытия от всего, что не Божественно, и сосредоточение внимания на Боге. «Моракебе — это вовлеченность духа (рух) в дыхание Бога». Это утверждение связано с Пророческим преданием, провозглашающим: «Поистине, Господь наделяет Дыханием во все ваши дни; будьте на его (Дыхания) пути». Пророк сказал: «Божественное Дыхание приходит в эти дни; Держите наготове ваш внутренний слух и перехватите это Дыхание».
РАЗНОВИДНОСТИ МОРАКЕБЕ
В моракебе существуют два направления: от Бога к тварному миру и от тварного мира к Богу. 1. От Бога к тварному миру Моракебе — это осведомленность Бога о каждой частице творения, от Божественного Трона до нижайшего проявления, и Его наблюдение за всеми Атрибутами для того, чтобы наделить их благодатью. Моракебе избранных известно только Богу, ибо согласно Священному Преданию «Мои святые под моим покровительством, никто их не знает, кроме меня». Эти друзья Бога обретают удовлетворенность и покой в моракебе.
2. От тварного мира к Богу В моракебе мысли следует пытаться придерживаться тех мыслей, которые приходят от Бога, и избавляться от тех, источник которых — твое «Я». В моракебе действия необходимо следить за всем своим поведением, будь это поведение — послушание, или совершение греха, или не то и не другое. То есть в послушании следует стремиться к тому, чтобы действовать с преданностью и присутствием сердца. Каждое мгновение ты будешь видеть результаты своего труда, если ты начеку и сумел сохранить пробужденность. Если ты ухватился за веревку бдительности, то тебе не придется томиться до Судного Дня. Будь на страже, если хочешь достичь сердца, ведь после каждого действия ты что-то обретаешь. Если твое стремление еще сильнее, ты вознесешься превыше моракебе.
Б. Моракебе веры Тот, кто практикует такого рода моракебе, видит Божьи знамения как во внешнем мире, так и в мире своих «Я», и он видит Бога как Деятеля во всем. Один человек спросил как-то у ибн Мобарака совета и получил такой ответ: «Ожидай Бога». Человек попросил разъяснить этот совет. Мобарак ответил: «Всегда будь в таком состоянии, как если бы ты видел Бога». Ансари назвал этот вид моракебе — «моракебе времени» и сказал, что оно может быть достигнуто посредством трех элементов: 1. Исчезновение всех желаний. 2. Очищение всех мыслей. 3. Преобладание доброты.
В. Божественное Моракебе Божественное Моракебе является уделом лишь особо отмеченных Богом. Это те, которые видят Его и внутри себя, и снаружи, и в одиночестве, и среди людей. Такие люди говорят: «Я не вижу ничего, если вначале я не увидел Бога». Ансари называл этот вид моракебе — «моракебе тайн», говоря, что оно также может быть достигнуто посредством трех элементов: 1. Забвение мира. 2. Отказ от себя. 3. Наполненность близостью к Богу. Такое моракебе также называют «моракебе искренних». Сердца подобных существ притягиваются к Богу, и их внимание не отвлекается ни на что, кроме Бога. Иногда они настолько погружены в Бога, что не слышат то, что им говорят, и не видят человека, стоящего перед ними. для суфиев существуют два вида моракебе: внешнее и внутреннее. Внешнее моракебе связано с вниманием части (т.е. данного человека) к Целому (т.е. Богу). Суфий в этом состоянии видит Бога во всем. Все, что суфий делает, — для Него, и он знает, что все, выпадающее на его долю, приходит от Бога. Внутреннее моракебе связано с вниманием Целого по отношению к Целому. Здесь суфий закрывает глаза, видящие лишь фрагменты Реальности, и открывает взор для целостной Реальности, где Божество созерцает Божество. Это конечное моракебе суфиев — единственно подлинная медитация,
Не важно, что написано. Важно - как понято.
|
|
| |
просто_Соня | Дата: Суббота, 2025-03-22, 4:35 PM | Сообщение # 68 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 5532
Статус: Offline
| ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ (АДАБ) ВО ВРЕМЯ МЕДИТАЦИИ Для медитации суфию следует: 1. Воздерживаться от движения. (Шибли однажды увидел Нури, медитирующего в состоянии такой неподвижности, что замерли даже волосы на его теле. Он спросил Нури, где тот научился такой медитации. Нури ответил: «От кошки, которую я увидел неподвижно сидящей у мышиной норы. Поджидая мышь, она шевелилась даже меньше, чем я сейчас».) 2. Держать глаза закрытыми. 3. Затворить окно мысли и воображения и забыть все, кроме Бога 4. Сосредоточиться на Боге и наблюдать надпись в сердце 5. Потерять всякое ощущение индивидуальной воли — до такой степени, чтобы забыть даже о себе как медитирующем субъекте. 6. Отказаться от всех желаний. 7. Выработать привычку медитировать по меньшей мере пятнадцать минут каждый день
ПОЛЬЗА МЕДИТАЦИИ ДЛЯ ПОСВЯЩЕННОГО Результатом медитации после приложения значительных усилий является успокоение тревожных мыслей, а сердце при этом обретает безмятежность, покой и, как следствие, близость к Богу. Конечно, человеку, лишенному самоконтроля, медитировать в начале будет трудно. Но постепенно благодаря вниманию эта трудность будет устранена. результатом успешной медитации будет развитие самоконтроля, ведущее к обретению «целостного внимания» по отношению к Богу.
ПОЛЬЗА МЕДИТАЦИИ ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ СУФИЕВ Медитация — одно из основных условий для достижения добровольной смерти, являющейся целью тариката, или Духовного Пути. Когда суфий достигает успокоения сердца и близости к Богу, он становится обладателем нафс-и мотмаене (успокоенное «Я»). На Божественный Зов: «О ты, душа упокоившаяся!» суфий теперь отвечает погружением в медитацию «Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство». Шах Ни'матулла говорит: Суфий в этом состоянии (хал) сосредоточивается на Божественных Дарах для получения благодатных дыханий Абсолютного Существа. Он отрекается от всего, что не есть Бог, и погружается в Океан Добротолюбия (Мохаббат). Он жаждет увидеть Возлюбленную. Дух суфия жаждет обрести вечную жизнь в Возлюбленной. В результате медитации суфий постепенно отчуждается от мира «Я» и «ты». Он теряет даже ощущение медитации с ее остаточным привкусом двойственности. Бог заставляет суфия умереть и возрождает его к жизни в Себе самом.
МОХАСЕБЕ суфийский метод самоанализа Образ существованья
К нам приходи Отринуть оба мира и в молчанье Болтливых мыслей уничтожить голос. К нам приходи Забыть трусливое благоразумье, В Неизреченность погрузиться разом. К нам приходи, И пусть зовут твои шаги безумьем Все те, кому чужда познанья радость. К нам приходи, Чтоб победить в себе раздумьем Позорность ложной личности и «самость». К нам приходи Вкусить плодов от древа пораженья Желаний праздных собственного «Я». Простой песчинки мир не стоит бренный, Есть только смены, остальное — тленно.
ВИРД молитва в суфизме ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИРДА Вирд означает согласно словарному определению каждодневный труд, или постоянную работу и обязанности. Это слово также может обозначать ежедневные молитвы. В суфийской терминологии вирд — это определенных слов или фраз в назначенное время. Вирд — это не только взывание к Богу, но и мольба о прощении, обращенная к Божественному Престолу. ВАЖНОСТЬ ВИРДА Некоторые суфийские шейхи считали практику вирда настолько важной, что появилось изречение: «Без вирда нет варида ». Варид — это все то, что нисходит в сердце суфия без поиска или усилия с его стороны. Варид принадлежит к числу Божественных Помышлений. (Существуют три разновидности помышлений: Божественные, демонические и помышления «Я».) Как сказал Саади: В тиши ночи из того, что входит в мое сердце, нет ничего более духовного, чем Твой Варид. Суфию в начале Пути трудно пребывать в поминании сердца (зэкр-и калби) постоянно. Большинство суфиев испытывает дискомфорт и отвлекается от этого состояния. Другие разновидности вирда практикуются при помощи сердца, например фекр или тафаккор (размышление). Благодаря этому мысли суфия не отвлекаются, в каждый момент они чем-то заняты. Более того, сам переход от одного состояния к другому приносит покой и умиротворенность. Время от времени начинающие на Пути испытывают состояние, в котором они не способны концентрироваться на поминании сердца. Иногда попытка сосредоточиться на поминании только уводит от него. Поэтому в такие моменты лучше концентрироваться на практике вирда, пока указанное состояние не пройдет и сердце не обретет способность вновь принять зэкр. Это правда, что некоторые шейхи и достигшие совершенства суфии бывали настолько переполнены состоянием Единства, что предпочитали иногда молчание вирду. Однако поскольку никакое состояние (хал) не является стабильным, после выхода из этого состояния они также возвращались к практике вирда. Другие шейхи даже в состоянии Единства продолжали практиковать вирд. Среди них можно назвать Джунайда, о котором рассказывают следующую историю: Когда Джунайд состарился, он не перестал произносить те же молитвы, которые практиковал в молодости. Наконец, его ученики сказали ему: «О шейх, ты достиг таких преклонных лет, что можешь отказаться от части своих молитв». Джунайд отвечал: «Все, что я нашел в начале, найдено при помощи вирда. Поэтому невозможно отказаться от этой практики и в конце». Основной принцип, на котором зиждется практика постоянной молитвы (вирд), состоит в том, что целостность сознания у суфия должна быть сфокусирована на Боге. По мере того как это происходит, его внутреннее и внешнее бытие постепенно приходит к единению. В одиночестве или среди людей объектом его внимания является только Единство. Здесь суфий полностью погружен в Бога и как его состояние (хал) , так и речь существуют лишь во имя Бога и направлены на служение Ему. О Господь! Молю тебя поддерживать меня в Твоем поминании и служении во все мои дни и ночи.
путник также осознает, что по Пути надо следовать с радостью и внутренним покоем, а не с подавленностью и недовольством.
ГЛОССАРИЙ
Ариф – обладатель мистического знания, "познавший", "гностик". Ахадийат (ахадийя) – Бог един во всех отношениях и любая множественность с Ним не совместима. ахадийат-и джам' – Единство Всеобъемлемости. Бака – "странствие в Боге", пребывание в Боге (после растворения в нем – фана); "вечная" жизнь. Вали – близко стоящий к Богу, святой; "друг Бога". Вахдат-и вуджуд – учение о единстве сущего, экзистенциальный монизм. учение ибн Араби Вахидийат (вахидийя) – "всевключающее единство", источник всякой множественности. Гайб-и гайб – "Высшее Незримое"; отсутствие; то, что сокрыто, тайна; божественная тайна. Гайб – "незримый", атрибут Бога и ангелов. Джазбе (джазб) – транс, мистический экстаз; влечение к этому состоянию. Джихад ("усилие") – борьба за веру. ал-джихадо'л-асгхар – "меньшая битва", воинское сражение. ал-джихадо'л-акбар –"великая битва", противостояние нафсу, духовное самосовершенствование. Зикр – "поминание". Духовное упражнение, цель которого – ощутить внутри себя Божественное Присутствие; отказ от себя и сосредоточение на Боге; ритмичное, связанное с дыханием, повторное поминание имен Бога (теомнемия) или фразы, содержащей имя Бога; "вспоминание", концентрация внимания, "пробужденность". Зэкр джали – поминание вслух, "зэкр голоса". Зэкр хафи (или калби) – мысленное поминание про себя, "зэкр сердца". Ишк (перс. эшк ) – любовь, божественная любовь; неутолимая страсть к Богу, ведущая суфия по мистическому Пути. Кибла – направление к Мекке, куда поворачиваются лицом мусульмане во время молитвы. Кутб – "ось", "полюс", "точка опоры". Высший ранг суфийской духовной иерархии. Глава ордена, "мастер". Лубб – "ядро", "сердцевина"; сущностное видение реальности; божественный разум. Ма'на – мистическая эзотерическая сущность; духовная реальность; дух объекта, то, что придает объекту его подлинный смысл. Ма'рифат (Ма'рифа) – мистическое внеопытное знание; мистический гнозис. Махам (макам) – ступень или стадия мистического Пути, через которую проходит "путник". Махджато'л-калб – сокровенная сердцевина сердца. Моджахада – битва; приложение усилий на мистическом пути; духовное сражение. Мокашафа – теофания (богооткровение) в форме видений. Моракебе (Моракаба) – самонаблюдение, созерцание; сознание, бдение; концентрация помыслов; медитация. Мошахеде (мошахада) – созерцание, внутреннее видение; "свидетельствование". Тасбих – взывание к Богу посредством произнесения определенного слова или фразы. Часто это формула Субхан Аллах – слава Аллаху. Фана (букв. "уход", "смерть") – обретение истинной сущности через духовное растворение в Боге, а также суфийскую обитель, ханаку. Эшк (ишк) – любовь, божественная любовь; неутолимая страсть к Богу, ведущая суфия по мистическому Пути.
Не важно, что написано. Важно - как понято.
|
|
| |