7* Йога, цигун и ТОПрактики (ТО - телесно ориентированные)
|
|
просто_Соня | Дата: Воскресенье, 2018-07-08, 6:24 AM | Сообщение # 1 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 5326
Статус: Offline
|
об этих выписках
Код Обнародование сделанных за несколько лет выписок из прочитанного имеет несколько целей - позволить участникам форума быстро ознакомиться с возможно ранее неизвестными им авторами и книгами. Представив нечто более обширное, чем аннотация, но гораздо более краткое, чем полный текст книги - малую часть, всего лишь несколько его %% Такое подобие службы интеллектуальных и духовных знакомств, где кто-то может встретить среди авторов свою "духовную половинку" или просто интересные и близкие сердцу тексты. В таком случае можно обратиться к их оригиналу, который всегда указываю. И наоборот: быстро понять, какую литературу читать не стоит. И то и другое в таких темах можно обсудить с другими участниками форума. - расширить круг обсуждаемого на форуме. Сделав представляемых авторов его условными участниками. - благодаря большому количеству новых гуглимых имен и терминов в этих выписках привлечь к форуму больший интерес и новых участников извне и вообще повысить его рейтинг - выбираемые куски (для дальнейшего перечитывания, работы и практики) самим фактом выбора отражают меня как личность и уже потому являются формой форумского общения - в этих темах участники обсуждают не только книги, их авторов и сами выписки, но и делятся другими своими соображениями и опытом - для многих эти выписки имеют самостоятельную ценность как наиболее практическая и стимулирующая к дальнейшей работе над собой часть книги
Йога, цигун и ТОПрактики (ТОП - телесно ориентированные практики)
Йога Среди авторов Патанджали
Код Йога Патанджали 16 различных переводов Рудой: Йога Патанджали Классическая йога «Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья» Вивекананда Афоризмы Патанджали
Шивананда
Код Шивананда - Золотая книга йоги Шивананда Наука Пранаямы Шивананда - Словарь Йоги и Веданты Шивананда : Сила мысли
Сатьянанда Сарасвати
Код Древние тантрические техники йоги и крийи 3 тома-курса Мула-Бандха. Ключ к мастерству Тантрические практики преображения (Таттва шуддхи садхана) Бихарская школа йоги Кундалини-Тантра Хатха Йога Прадипика (в 4х книгах) Крия йога Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха Сурья Намаскар Йога Нидра Свара Йога Бхакти Йога Сагар Йогическое образование для детей Свет на Взаимоотношения Гуру и Ученика
Айенгар
Код Дерево йоги Пранаяма - искусство дыхания
Рамачарака
Код Раджа-Йога Хатха-Йога Джнана-йога Наука о дыхании индийских йогов ути достижения индийских йогов Сила мысли Астральные путешествия
Даосская йога
Код Торчинов Е.А. - Даосская йога Даосская йога. Алхимия и бессмертие - Лю Гуань Юй
Йога Вашишта Свами Венкатесананда
Цигун
Код Тай-цзи цюань. Полное руководство по теории и практике Входные ворота. Вводный курс УШУ 100 дней для здоровья и долголетия. Руководство по даосской йоге и цигун Универсальная Цигун-терапия Чжун Юань цигун. Книга для чтения и практики. 1 ступень
Среди авторов Мантэк Чиа
Код Цигун – Железная Рубашка (книги 1 и 3) Космическая внутренняя улыбка Космические звуки Шесть исцеляющих звуков Совершенствование мужской сексуальной энергии
Рамзес
Код Цигун в буддийской и даосской традиции - Рамзес Цигун: железная рубашка 2. Формирование тела света Даосские практики бессмертия. Секреты динамического цигун Секреты старого мастера часть 2 Основы психологической самозащиты
Содержание: Шивананда - Золотая книга йоги Шивананда - Словарь Йоги и Веданты Шивананда - Наука Пранаямы Шивананда - Сила мысли Сатьянанда Сарасвати - Древние тантрические техники йоги и крийи Сатьянанда Сарасвати - Мула-Бандха. Ключ к мастерству Сатьянанда Сарасвати - Тантрические практики преображения (Таттва шуддхи садхана) Сатьянанда Сарасвати - Бихарская школа йоги-2 Дерево йоги - Айенгар Пранаяма - искусство дыхания - Айенгар Йога-фэнтези для вашего сердца. Аутотренинг. Медитация Физиологические аспекты йоги - Эберт Дитрих Оздоровительные аспекты хатха-йоги Йогарахасья - Натхамуни Древний трактат по йоге в изложении Шри Кришнамачарьи. Йога Патанджали - Рудой Эрнест Вуд. Cловарь Йоги Дживамукти-йога - Гэннон Растяжка на каждый день Сатьянанда Сарасвати - Хатха Йога Прадипика Сахаров - Йога из первоисточников Сахаров - Открытие третьего глаза Сахаров - Великая Тайна Как работает йога - Майкл Роуч Тибетская книга йоги - Роуч Рецепт счастья - йога Крийя-йога - Айенгар Упражнения йоги для глаз - Раманантата Шамбхави-мудра АУМ Холистический палсинг Око возрождения - древний секрет тибетских лам - Кэлдер Гхеранда-самхита Упражнение на развитие тандэна и др. - Жикаренцев Кастанеда - Магические пассы — Практическая мудрость шаманов древней Мексики Кастанеда - Тенсегрити - магические пассы магов Древней Мексики Полное методическое руководство по практической системе и упражнениям школы дона Хуана Матуса Уроки чтения сердцем. Суфийские секреты здоровья - Усманов Рамачарака - Раджа-Йога Рамачарака - Джнана-йога Рамачарака - Хатха-Йога Рамачарака - Наука о дыхании индийских йогов Рамачарака - Пути достижения индийских йогов Рамачарака - Сила мысли Рамачарака - Астральные путешествия Помоги себе сам Ключ к себе - Хасай Алиев Эликсир здоровья. Единая система Норбекова и Сам Чон До - Хван Замирающее дыхание (расслабляющая пранаяма) Норбеков - Опыт дурака, или путь к прозрению Норбеков - Успех на вашу голову и как его избежать Норбеков - Дурака учить – что мертвого лечить или Советы здоровья на каждый день Ответы на вопросы по системе Норбекова - Чудновская 100 дней для здоровья и долголетия. Руководство по даосской йоге и цигун - Э. Юдлав Тай-цзи цюань. Полное руководство по теории и практике - Вон Кью-Кит Входные ворота. Вводный курс Ушу - Чэнь Яоцзя Мантэк Чиа – Космическая внутренняя улыбка Мантэк Чиа - Совершенствование мужской сексуальной энергии Мантэк Чиа – Космические звуки Мантэк Чиа - Шесть исцеляющих звуков Мантэк Чиа: Цигун – Железная Рубашка (книги 1 и 3) Рамзес - Цигун: железная рубашка 2. Формирование тела света Рамзес - Секреты старого мастера часть 2 Рамзес - Цигун в буддийской и даосской традиции Рамзес - Даосские практики бессмертия. Секреты динамического цигун Рамзес - Основы психологической самозащиты Рамзес - Даосские практики бессмертия. Секреты динамического цигун Пу Сун-Лин Рассказы о необычайном и др. Пу Сун-Лин Рассказы о необычайном ("...Ножа, однако, боится.")
Добавить система Норбекова Хван: Эликсир здоровья. Единая система Норбекова и Сам Чон До Хатха Йога Прадипика - Сатьянанда Сарасвати неокончена! (из аримойи) не забыть Шивананду 2! Вивекананда - Афоризмы Патанджали Релаксация Кум нье - Тартанг Тулку Вивекананда - Афоризмы Патанджали
Не важно, что написано. Важно - как понято.
Сообщение отредактировал просто_Соня - Четверг, 2025-03-27, 6:00 AM |
|
| |
просто_Соня | Дата: Четверг, 2025-02-13, 6:57 AM | Сообщение # 341 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 5326
Статус: Offline
| Каково психологическое и философское воздействие на человеческую жизнь повторения Ом, размышления о пранаве и концентрации на ней? 29. В результате повторения "Ом", размышления над "Ом", Ишварой и вслушивания во внутреннюю наду приходит Космическое Сознание, а также устранение физических и психических расстройств. Все помехи и болезни устраняются в присутствии Ишвары, и йог постигает тождество своего сознания с Сознанием Ишвары, Космическим Сознанием. Посредством объединения и отождествления своего сознания с Ишварой, благодаря восприятию Ишвары как Всевышнего, Пуруши, "Я", Чистого Бытия, Сознания и Блаженства, трансцендентного и имманентного, лишенного всех материальных качеств, йог постигает свое сознание как "Я". Он непосредственно воспринимает свое сознание, "Я", как отражение Ишвары в субстанции разума (читте), Термин пратьяк-четана означает Сознание, включающее в себя все виды сознания (пратьяк, "каждое" + четана, "сознание"). Индивидуальное сознание, индивидуальная душа не может быть пратьяк-четаной, так как в нее не входят все сознания. * * * Каковы эти помехи? Что это за психические и физические расстройства, которые беспокоят субстанцию разума (читту)? 30. Болезнь, праздность, сомнение, невнимательность, летаргия, невоздержание, ошибочное восприятие, неспособность достичь какой-либо степени концентрации, неустойчивость концентрации – эта рассеянность субстанции разума является помехой. Таковы девять помех, видов рассеянности субстанции разума. Они появляются вместе с колебаниями субстанции разума и исчезают вместе с их исчезновением. Брешь в концентрации приведет к регрессу даже на этой стадии. Поэтому нужно прилагать усилия, чтобы войти в самадхи (состояние высшей концентрации), где субстанция разума успокаивается. Концентрация представляет собой очистительный процесс. Она очищает тело и ум. В течение процесса очищения могут появляться физические, психосоматические и психические болезни, которые были скрыты в читте в бессознательном или подсознательном состоянии. Человеку не следует тревожиться, если он замечает признаки заболевания: это оно выходит из тела и ума. Если в процессе уборки дома вы обнаружите змею, вам не следует тревожиться: нужно избавиться от змеи и сделать дом чистым и спокойным. В противном случае (если она останется не обнаруженной) когда-нибудь позже она сможет напасть на вас. Если появляются какие-нибудь болезненные симптомы, то не следует беспокоиться, нужно преодолеть болезнь и навсегда избавиться от нее. Помехи не приходят все вместе. Они возникают в соответствии с психической и физической конституцией человека. Они не появляются, если они не присутствуют в человеке в дремлющем состоянии. Практика медитации не порождает никаких болезней. Напротив, она уничтожает болезни. Не следует беспокоиться по поводу появившейся болезни. Скорее надо радоваться, потому что болезнь уходит прочь. Если появляются какие-либо болезненные симптомы, нужно продолжать практику еще более энергично. Повторение Ом и предание себя Ишваре укрепит субстанцию разума, поможет преодолеть болезни и принесет Духовную энергию. Продолжайте практиковаться и ни о чем не беспокойтесь. Практика излечит вас, освободит от болезни. * * * Эти виды рассеянности, являющиеся врагами концентрации, следует преодолеть посредством той же практики и непривязанности. Описываются специальные методы для их подавления. 32. Чтобы преодолеть эти препятствия, надо медитировать на единый принцип, держаться за "Я есмь". Среди двадцати пяти элементов санкхья-йоги лишь один элемент (эка-таттва) является Чистым Пурушей. Представителем Чистого Пуруши является Ишвара, Сагуна-брахман, символ которого – нада (пранава). Таким образом, только экататтва, Одно-без-другого, является вибрирующей надой. Чтобы преодолеть все виды рассеянности, человек должен направить свое внимание на звуковой ток, поток жизни. Все медитирующие, постоянно прислушивающиеся к этому звуковому току, утверждают, что во время затруднений высшая музыка (нада) становится интенсивнее. Есть много методов и практик для укрепления субстанции разума, но во время особых затруднений или бедствий все они терпят неудачу – кроме потока жизни, звукового тока, высшей музыки, нады. Она естественным образом возрастает и становится исключительно интенсивной. Медитирующий должен тогда оставить всё и слушать эту пранаву, наду, вечное Ом. * * * Описание методов для поддержания субстанции разума в мирном и счастливом состоянии. 33. Посредством культивирования чувства дружбы по отношению к тем, кто счастлив, посредством искреннего сочувствия к тем, кто несчастлив, посредством радостного расположения к тем, кто добродетелен, посредством нейтрального отношения к тем, кто недостоин, – йог должен привести субстанцию разума в состояние безмятежного покоя и счастья. Когда йог таким образом культивирует дружелюбие и другие качества, то белое качество кармы (сатвика карма) пронизывает всю его субстанцию разума. Мыслящая субстанция тогда становится безмятежной. Тихая и безмятежная субстанция разума является обязательной предпосылкой устойчивой медитации. * * * Предлагаются дыхательные упражнения для преодоления помех и болезней и для поддержания субстанции разума в спокойном и безмятежном состоянии, чтобы она обрела устойчивость в концентрации. 34. Посредством выдоха и задержки дыхания человек преодолеет все помехи, психические и физические недомогания и сделает ум спокойным, счастливым, безмятежным и устойчивым. Выдох – это вытеснение воздуха из легких через нос посредством особого сокращения диафрагмы и брюшных мышц. Задержка – сдерживание дыхания посредством расширения диафрагмы и брюшных мышц. Воздух следует с силой выдохнуть и как можно дольше не впускать обратно. Если человек хочет сделать как можно более полный выдох, он должен удерживать диафрагму и брюшные мышцы в сокращенном состоянии все время в течение задержки после выдоха. Этот способ позволяет после выдоха долго задерживать дыхание. Когда появляется ощущение неудобства, нужно медленно втягивать в себя воздух. Вышеописанный процесс можно повторять столько раз, на сколько человек способен. Это ведет к очищению и укреплению тела и ума.
Основные дыхательные упражнения следующие: 1. внешнее – задержка после выдоха; 2. внутреннее – задержка после вдоха; 3. немедленная остановка, внезапное прекращение дыхательного процесса; 4. дополнительное втягивание или выталкивание воздуха. При этом воздух с усилием втягивается внутрь, когда он стремится выйти наружу, либо выталкивается наружу, когда он стремится войти внутрь. Посредством противодействия друг другу вдоха и выдоха оба эти движения удерживаются в полном подчинении. Контроль дыхания приводит к подчинению ума и чувств. Этот процесс укрепляет человека, увеличивает его энергию и так обостряет интеллект, что тот способен легко охватить самые сложные и тонкие проблемы. Это помогает развитию всех физиогенных сил (химических, биохимических, биологических; семенных и гормональных субстанций), а также других жизненных сил в теле, порождающих крепость, силу, мужество, контроль чувств и несущих способность познания всех наук. Психогенные силы не могут действовать без физиогенных, и наоборот. Тот, кто знает это, пытается установить контроль над психогенными и физиогенными силами. Под "праной" следует понимать психогенные и физиогенные силы. Прана не тождественна дыханию; последнее является частью праны. Прана есть энергия, совокупность космической энергии. Вселенная является комбинацией праны и акаши; это же справедливо в отношении человеческого тела. Из акаши появляются различные вещества, а прана порождает все силы. Поэтому вышеуказанный выдох и задержка праны (индивидуальной энергии) приводит в равновесие психогенные и физиогенные силы, а также силы макрокосмоса и микрокосма. Когда эти силы хорошо сбалансированы, читта становится спокойной, безмятежной, мирной и счастливой.
Не важно, что написано. Важно - как понято.
|
|
| |
просто_Соня | Дата: Четверг, 2025-02-13, 6:57 AM | Сообщение # 342 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 5326
Статус: Offline
| * * * 35.Когда медитация порождает сверхчувственное восприятие, ум приходит в устойчивое состояние. Созерцание тонких элементов вызывает высшие личностные изменения в читте. Когда читта преобразована из низшей личности в высшую, это изменение приводит ум в состояние стабильности. 1. концентрация на кончике носа приносит ощущение запаха (дивья гандха); 2. концентрация сознания на кончике языка приносит вкус; 3. концентрация на нёбе влечет за собой видение красок; 4. концентрация на середине языка приносит тактильные ощущения; 5. концентрация на корне языка дает способность слышать небесные звуки; 6. концентрация на внешних объектах с открытыми глазами (тратака) порождает ощущение цвета и света; 7. концентрация позади глаз дарует видение света; 8. концентрация в центре головы приносит легкость и чувство парения; 9. концентрация на всем теле вызывает ощущение космической вибрации; 10. концентрация на звуковом потоке приносит осознание Всевышнего, в котором вся Вселенная, полная энергии, вибрирует в унисон с музыкой океана сознания. Эти и другие восприятия приводят субстанцию разума в стабильное состояние, рассеивают сомнения и рождают знание. Стопроцентная вера, не подтвержденная прямым восприятием, есть суеверие. Поэтому необходимо прямое восприятие части истины. Если хотя бы часть истины постигнута непосредственно, то все целое воспринимается как заслуживающее доверия. * * * 36. Посредством медитации на трансцендентный и лучезарный свет Пуруши, Брахмана, который пребывает вне всех скорбей, безусловно рождается уверенность в себе и ум твердо укореняется в Реальности. Медитация на лучезарный свет Всевышнего порождает в читте высшие перемены. Это изменение личности приносит стабильность ума и абсолютную уверенность в "Я". Когда йог фиксирует свое внимание на аджня-чакре (центре головы, области таламуса) или на сахасраре (седьмой чакре, охватывающей всю кору головного мозга), возникает лучезарный свет. Постепенно он становится сияющим и лучистым и подобно эфиру (акаше) заполняет все пространство Вселенной. Удерживая читту в этом лучезарном свете, достигают необычных перемен в субстанции разума: она преобразуется в этот лучезарный свет, сияющий подобно Солнцу. Саттвичное качество субстанции разума очищается. В Космическом Сознании вместе с ощущением Космической личности приходит состояние равновесия читты, которая становится подобной неподвижному океану. Погрузившись мыслью в трансцендентное и тонкое "Я", человек приходит к прямому постижению этого света и ощущает его с такой же уверенностью, с какой чувствует самого себя, когда говорит: "Я есмь". Это трансцендентное и лучезарное состояние читты бывает двух видов: вишока-вишаявати – озарение всех объектов природы (пракрити); вишока-джьотиштати-асмита-матра – ощущение космической личности и озарение светом Пуруши, посредством которого субстанция разума йога достигает состояния стабильности и уверенности в себе. Начинающие не могут воспринять этот лучезарный свет. Поэтому им рекомендуется вообразить этот свет или в сердце, или в центре головы. Воображение, являющееся созидательной силой, полезно в любой сфере знания. Итак, следует воображать этот лучезарный свет в сердце или голове до тех пор, пока они не смогут воспринять его. * * * 37. Читайте жизнеописания великих, у которых было куда больше проблем, чем у вас. Всякий раз, когда вы ощутите неудовлетворенность своими приобретениями, вспомните о тех, у кого вообще нет никаких приобретений. В любом случае "Я" не должно отождествляться с субстанцией разума. Чрезвычайно трудно исследовать читту объективно, так как читта столь тесно связана с "Я", что вся ее деятельность кажется субъективной. Однако благодаря практике становится возможно объективно исследовать все виды деятельности читты. * * * 39. Субстанция разума обретает уравновешенное состояние в результате медитации на объект, который желанен и привлекателен. Достигнутое таким образом равновесие читты позволяет субстанции разума оставаться спокойной и в другое время. * * * 40. Когда субстанция разума достигает уровня полного господства, космические силы, действующие в индивидуальной читте, расширяют ее до Космической Читты; она достигает космического уравновешенного состояния и способности мысленной трансформации. 41. Когда ум свободен от флуктуации, он становится прозрачным, как кристалл, и обретает способность мысленной трансформации, способность предстать в форме любого объекта, будь то познающий ("Я"), средство познавания (чувства) или познаваемые объекты (внешняя Вселенная, включая тело). Когда субстанция разума вступает в контакт с наслаждающимся "Я", она отождествляется с ним и проецирует ощущение: "Я наслаждаюсь". Аналогично, когда она вступает в контакт со свободным Пурушей, Ишварой, Пуруша-вишешей, Сагуна-брахманом, как объектом мысли, она отождествляется с Пурушей и сияет подобно кристаллу в природе свободного Пуруши, Ишвары, Сагуна-брахмана. Способность мысленной трансформации включает в себя три процесса: 1. татстха – входить в объект и оставаться там; 2. таданджаната – пронизывать этот объект; 3. самапатти – мысленная трансформация, тождество с этим объектом. В субстанции разума йога эти три процесса проходят одновременно. Произнесенные слова порождают вибрацию в океане акаши (эфира). Значения суть нервные токи, проводящие вибрации к чувству слуха. 43. Способность видеть истинную природу объектов Вселенной непосредственно, неискаженно, без помощи слов и понятий, еще называется нирвикальпа-самадхи. Читта подобна озеру. Вибрация слова подобна волнам на его поверхности. Когда произносится слово, его вибрации входят через уши и вызывают в мозгу нервный ток, который представляет собой смысл слова. 44. Посредством этого процесса также объясняются медитационные и сверхмедитационные трансформации, относящиеся к тонким элементам. 47. Когда имеет место невозмутимый и чистый поток сознания сверхрефлексивного состояния, проявляется трансцендентный свет Пуруши, "Я". Когда посредством самадхи устанавливается этот невозмутимый и чистый поток внимания, йог непосредственно объединяется со светом "Я". Он приобретает ясное интуитивное знание объектов, видит их такими, каковы они есть. Достигнув стадии единения со светом Всевышнего, Пуруши, он больше не подвластен карме. Йог находит в медитации высшее убежище и смотрит на всех собратьев-существ с огромной любовью и сочувствием.
Не важно, что написано. Важно - как понято.
|
|
| |
просто_Соня | Дата: Четверг, 2025-02-13, 6:58 AM | Сообщение # 343 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 5326
Статус: Offline
| "Обретя высшее убежище в мудрости, человек освобождается от всех печалей и страдания и приобретает способность видеть причины страданий, подобно тому как стоящий на вершине горы видит всех, находящихся у подножия". Те, кто не достиг этой вершины, не видят причин своих страданий. На очистившего свое сознание по божественной милости проливается духовное блаженство. * * * 48. Интуитивное знание, обретенное при этом (в нирвичара-самадхи), несет в себе непосредственную истину. В состоянии самадхи интуитивное знание является непосредственным и приносит Истину; поэтому оно идентично с непосредственной Истиной. В этом отношении оно является способностью сущностного познания. Интуитивное знание, возникшее у тех, чья субстанция разума сконцентрирована в состоянии самадхи, называется ритамбхарой – "несущим Истину", "идентичным с Истиной", "самой Истиной". Данный термин уже характеризует его значение: это не символическое воспроизведение Истины, а сама Истина, в которой нет и следа ложного понимания. для обретения наивысшего состояния "Я" это интуитивное знание должно быть подкреплено посредством следующих трех методов: 1. агамена – посредством словесного свидетельства книг мудрости и высказываний опытных наставников; 2. ануманена – индуктивного и дедуктивного умозаключений; 3. дхьяна-абхьяса-расена ча – посредством практики концентрации, созерцания и медитации. Обретение знания в виде словесного свидетельства подразумевает слушание Вед и Упанишад. Умозаключение осуществляется с помощью логики. Созерцание есть ревностная практика постоянного вслушивания в наду, звуковой поток. Другим видам знания мы учимся посредством символических слов в процессе слушания, чтения и умозаключения. Но интуитивное знание приходит непосредственно. Поэтому его предмет – совершенно иной. Вербальное знание получают от других; оно содержит чужой опыт. Аналогично, выведенное знание получается умозаключением, а не прямым восприятием. Заметив дым, человек делает вывод о наличии огня, хотя непосредственно и не видел его. Взирая на громадную Вселенную, делают вывод о творческой силе, и благодаря вербальному знанию понимают, что за этой феноменальной Вселенной должна стоять тонкая творческая сила. Но в вербальном и выведенном знании нет прямого видения Реальности; всеобъемлющее постижение находится за пределами восприятия чувств, от которых зависит вербальное и выведенное знание. Человек может выйти за пределы восприятия эмпирических чувств, а также за пределы своей способности рассуждать. Внутри нас есть потенциальная способность превзойти свои эмпирические чувства. Благодаря практике концентрации эта способность проявляется в форме интуитивного знания, которое трансцендирует весь эмпирический опыт чувств, всё вербальное и выведенное знание. Йог в этом состоянии начинает воспринимать всё непосредственно – таким, каково оно есть. Вследствие этого интуитивное знание отличается как от вербального знания, содержащегося в писаниях и учениях, так и от логического знания. * * * Когда йог в самадхи обрел интуитивное знание, оно посредством цепной реакции увеличивается в каждой области и превосходит все другие впечатления, тенденции и привычки. 50. Переживания, полученные в нирвичара-самадхи, подавляют отпечатки всех других переживаний. Опыт, порожденный высшим состоянием (самадхи), благодаря интуитивному знанию преобразует личность. Устраняются все старые привычки, опыты и впечатления, ведущие к более низким состояниям. Впечатления, полученные в самадхи, преграждают путь более низким впечатлениям. Когда человек пытается поднять сознание от низшей жизни к высшей, ему препятствуют санскары: старая личность и черты характера, прежние накопления. Каждый начинающий знает, что во время медитации его ум начинает отвлекаться; он медитирует ради достижения высшей жизни, и как раз в это время появляются санскары, сложившиеся наклонности. В другое время они не так активны, но когда начинающий медитирует – они тут как тут: пытаются изо всех сил проникнуть в ум и сорвать практику. Какова психологическая интерпретация такого явления? Почему эти тенденции не столь агрессивны в другое время? Это обусловлено механизмом подавления и сдерживания. Во время медитации человек концентрирует свое внимание на Ом или на чем-то еще. Многие идеи были бессознательно сдержаны или сознательно подавлены. Эти сдержанные и подавленные идеи будут противодействовать практике изо всех сил. В другое время нет действия, поэтому нет и противодействия. Каждое действие вызывает равное и противоположно направленное противодействие. Это вечный закон природы. В бессознательной части читты накопилось бесконечное множество впечатлений, и они подобны льву, готовому к нападению. Их следует проанализировать, оценить и сублимировать. Согласно закону ассоциации, когда в сознательную часть читты входит одна идея, она в это время подавляет все другие идеи. Механизм, посредством которого ум хронологически представляет идеи, называется регулятивным механизмом. На пути к высшей жизни (к сверхнормальной личности) все эти идеи следует анализировать и сублимировать, чтобы развить более высокую личность. Эти идеи и санскары препятствуют достижению самадхи. Их нелегко подчинить. Однако когда достигается когнитивный транс самадхи, эти идеи, санскары и привычки исчезают, как исчезает ночь перед восходом Солнца. Когда посредством самадхи проявляется свет "Я", он являет несравненную красоту, бытие, сознание, реальность, мир и блаженство. Все другие идеи теряют свое значение перед Высшим Светом. Они исчезают навсегда. Посредством регулярной практики самадхи интуитивное знание проявляется в виде цепной реакции. Низшие идеи и впечатления исчезают точно так же, как правильное лечение устраняет лихорадочное состояние. Санскары, возникающие во время самадхи (когнитивного транса), так сильны, что никакая другая идея или впечатление не могут устоять перед ними. Если есть какие-либо противоположные идеи и впечатления, они будут оставаться под полным контролем впечатлений, вынесенных из самадхи. Исполненное блаженства познание Пуруши, Брахмана, не позволяет укорениться в уме другим идеям и впечатлениям. Субстанция разума прекращает думать о них, трансформироваться в них. В таком состоянии она занята одним Пурушей, так как впечатление от Пуруши – наивысшее. Величайшее преимущество этого самадхи состоит в том, что субстанция разума освобождается от всех колебаний и становится такой чистой, прозрачной и ясной, что отражает Пурушу, Высшую Реальность, в ее запредельной сущности. * * * Благодаря санпраджнята-самадхи читта медитирующего соединяется с Брахманом, Пурушей, но прошлые кармы разрушаются не полностью. Они присутствуют в виде семени. Поэтому сохраняется возможность пасть обратно в мир страдания. Благодаря соединению с Брахманом и дальнейшей практике приходит абсолютное отождествление с Пурушей, после чего человек уже никогда не упадет. 51. Когда все низшие тенденции в субстанции разума разрушены, санпраджнята-самадхи (соединение индивидуального сознания с Высшим Сознанием) трансформируется в самадхи "без семени" (асанпраджнята-самадхи, отождествление индивидуального сознания с Высшим Сознанием). Когда читта принимает образ Брахмана, все другие изменения подавляются, но для окончательного освобождения эта модификация также должна быть трансформирована в Брахман. Не должно оставаться никакой двойственности. Когда все модификации субстанции разума прекратились, индивидуальная субстанция разума возвращается к космической субстанции разума и Пуруша ("Я") сияет в своей собственной форме. Субстанция разума, достигшая своей цели и освободившаяся от всех материальных изменений, приводит человеческое сознание к абсолютной свободе и перестает действовать как материальная суть. Когда субстанция разума прекращает видоизменяться в низшую природу, Пуруша, Брахман, остается в своем истинном "Я", которое есть не что иное, как Чистое Сознание, Абсолютное и Вечное Бытие, Вечная Реальность. В этом состоянии йога называют дживанмуктой – Пурушей, Брахманом, в человеческой форме. * * * Так заканчивается первая глава "Йога-сутр" Патанджали о концентрации, созерцании, медитации и самадхи.
РЕЗЮМЕ ГЛАВЫ 1
раскрывается предмет йоги. дано следующее определение йоги: "После устранения психических и физических изменений, ведущих к низшему миру, происходит объединение индивидуального сознания с Пурушей, Абсолютным Сознанием; это и есть йога". говорится о тождестве с Ишварой; дается определение Пуруши как всезнающего, вездесущего и всемогущего. Этот Пуруша достигается посредством вслушивания в наду, пранаву, и посредством повторения Ом с целью преобразования человеческой личности в божественную личность. результатами вслушивания в наду являются: Космическое Сознание; устранение всех помех. говорится об исключительной роли медитации на Пурушу, Брахман, наду, которая позволяет преодолеть все помехи, психические и физические расстройства. описаны четыре метода очищения ума, дающих возможность поддерживать его в спокойном, счастливом и безмятежном состоянии. дано описание различных методов достижения эмоциональной устойчивости. объясняется результат концентрации – господство над природой, от самого крошечного атома до беспредельности. описывается санпраджнята-самадхи (соединение с Космическим Сознанием) как самадхи "с семенем". Интуитивное сознание, приобретаемое в самадхи, является наивысшим и самым прямым восприятием Запредельной Истины. санпраджнята-самадхи (соединение с Космическим Сознанием) завершается в асанпраджнята-самадхи (отождествлении с Космическим Сознанием).
Не важно, что написано. Важно - как понято.
|
|
| |
просто_Соня | Дата: Четверг, 2025-02-13, 6:58 AM | Сообщение # 344 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 5326
Статус: Offline
| КРИЙЯ-ЙОГА ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД ДОСТИЖЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ И САМАДХИ
Глава 1 утверждает, что самадхи (Космического Сознания) могут достичь те, чья субстанция разума чиста и сконцентрирована. Глава 2 описывает средства достижения сконцентрированного состояния субстанции разума тех, чей ум беспокоен и рассеян. 1. Союз и отождествление с Космическим Сознанием не могут быть обретены тем, чей ум не очищен и не само дисциплинирован. Душа в ходе бесчисленных рождений оказалась наполненной множеством загрязнений. Эту нечистоту нельзя устранить без тапаса – самодисциплины и очищения. Однако тренировка или самодисциплина должна быть ограничена дисциплиной "Я". Здесь под "свадхьяей" (свадхья – изучение ) понимается, в частности, рецитация очистительных слов (таких, как Ом), изучение физики и метафизики, ведущее к анализу "я", и постоянное исследование разумной силы, которая действует в человеческом сознании как сила поощрения и наказания. Должна иметь место всецелая преданность индивидуального сознания Космическому Сознанию. Читта состоит из трех основных частей: 1. ум – манас; 2. "я", эго – аханкара; 3. сверхсознание – буддхи. Эти три части действуют гармонично и совместно называются читтой. Субстанция разума называется читтой, так как является центром проявления Чити, Высшего Сознания, Брахмана, Пуруши, "Я". Высшее Сознание проявляется во всех частях читты, но в буддхи оно проявляется в первую очередь и непосредственно. Из буддхи сознание нисходит в аханкару, а из аханкары в манас. Развитие личности в количественном и качественном отношении зависит от степени проявления в читте Высшего Сознания. Знает человек об этом или нет, но его развитие есть не что иное, как проявление и раскрытие этого Сознания. Благодаря академической учебе, посредством молитвы и поклонения в церкви и синагоге и в конечном счете путем концентрации, созерцания и медитации в самадхи человек раскрывает подсознательную читту и познает Высшее Сознание, которое имманентно и трансцендентно скрыто в существах в качестве центрального основания. Высшее Сознание – вне времени, пространства, причины и следствия. Тем не менее оно проявляется в читте и пронизывает ее имманентно и трансцендентно. Эта энергия, которая вечно действует в читте как руководящая сила, называется Абсолютным Учителем. Раскрытие и исследование этого Высшего Сознания в психике должно быть главной движущей силой каждого человека. Преданность этой Высшей Психической Силе не означает, что человек должен избавиться от предвзятости и поддерживать открытость ума, чтобы это Сознание смогло действовать. Отождествление с Высшим Сознанием – другое название преданности. Преданность Высшей Силе, Абсолютному Учителю, прислушивание к Ишваре, спокойное слушание его голоса, отказ от всех индивидуальных предвзятостей и отождествление с этим Высшим Учителем называется "Ишвара-пранидхана".
* * * В чем назначение крийя-йоги? 2. Крийя-йога предназначена для осуществления союза и отождествления индивидуального сознания с Космическим Сознанием и ради ослабления аффектов. Крийя-йога вызывает положительные перемены в личности. Воспитание и тренировка субстанции разума подобна воспитанию и тренировке Детей. Крийя-йогу следует постоянно практиковать для того, чтобы устранить клеши (всё неблагоприятное) и обрести единение с Космическим Сознанием. Аффекты, ослабленные крийя-йогой, теряют свою силу, и ум больше никогда не затрагивается ими. Когда аффекты и препятствия ослаблены до крайней степени, они остаются в форме семени. Позже, посредством огня интуитивного знания Пуруши и пракрити, эти семена сжигаются, и ученик полностью освобождается от них. Когда субстанция разума полностью освобождается от аффектов, она отражает Абсолютный Свет Пуруши. Так человек приходит к раскрытию тождества с Высшим Сознанием.
*** У обладающего знанием различия между Пурушей и пракрити, ростки аффектов сжигаются. Поэтому, несмотря на наличие подходящей среды и ситуации, они не вступают в деятельность. О мудром человеке, чьи клеши сожжены, говорят, что он родился в Пуруше, Брахмане. Это – психологическое рождение. Все аффекты суть модификации и видоизменения авидьи (неведения). Они существуют параллельно авидье (ложному знанию) и исчезают, когда исчезает авидья. * * * Неведение есть принятие невечного за вечное, нечистого за чистое, приносящего боль за приносящее наслаждение и "не-Я" за "Я". Те, кто верят, что ум и тело – объективные сути – являются "Я", и радуются их росту, считая, что это влечет за собой процветание "Я", – приобретают страх смерти. Они начинают тревожиться, когда состояние тела ухудшается и умственные способности уменьшаются, считая это несчастием для "Я". Авидье прямо противоположна видья, знание вещей такими, какие они есть, в то время как авидья (незнание) состоит в том, что человек знает вещи не такими, какие они есть. Незнание питает инстинкт смерти.
* * * Эгоизм – это кажущееся тождество субъективного Зрящего с объективными инструментами зрения. Пуруша суть субъективная энергия Сознания, а читта (субстанция разума) есть объективная инструментальная способность видения. Поверхностное впечатление, будто эти две энергии тождественны, называется асмитой (эгоизмом). * * * 9. Всем живым существам свойствен инстинкт жизни, противостоящий инстинкту смерти. Инстинкт жизни не может существовать в том, кто не испытал природу смерти.
* * * объясняется, как преодолеть эти клеши. 10. Названые пять аффектов в разных своих состояниях – дремлющем, ослабленном, замещенном и полностью активном и деятельном – должны быть преодолены путем растворения их в их причине. Посредством обратного движения "я" должно войти в "Я", а субстанция разума должна снова войти в пракрити (Верховную Природу). Тонкие и потенциальные санскары (впечатления) пяти клеш (аффектов) впоследствии проявляются в грубой форме. Поэтому нужно обрести власть над тонким состоянием санскар, посредством света Пуруши, Брахмана, погрузив индивидуальную читту в ее причину – Космическую Читту. Следовательно, благодаря познанию Пуруши весь подсознательный, бессознательный ум может быть просветлен светом Пуруши, что с корнем вырвет все санскары. * * * Как преодолеть грубые изменения и следствия пяти клеш. 11. Их грубые модификации и следствия должны быть преодолены посредством психологического анализа и самоанализа в медитации. Медитация – одно из действенных средств контроля за возникновением таких грубых волн. Грубые модификации ослабляются посредством крийя-йоги, а будучи ослаблены, они становятся бездейственными и разрушаются светом Высшего Сознания.
* * * В подсознательном уме хранятся как дурные, так и хорошие кармы. Их действие ощущается в этой жизни и будет ощущаться в будущих. Хорошие кармы из этого хранилища, вложенные в него в результате интенсивных и энергичных очистительных действий, медитации, повторения мантр и сопровождающиеся преданностью и любовью к Ишваре, великим провидцам и другим учителям, обладавшим великим могуществом, созревают и дают плод сразу. Тот, кто посредством медитации и самадхи разрушил хранилище аффектов, не испытывает страданий ни в этой жизни, ни в следующей. . Что бы человек ни думал, какую бы работу он ни выполнял, это сопровождается изменениями в его субстанции разума. После изменения ума в форме тонких впечатлений уходят в бессознательное хранилище. В процессе воспоминаний эти тонкие впечатления снова выходят на сознательный план. Иногда впечатления так глубоки, что поднимаются с трудом. Таким образом, все мысли и все действия, хорошие или дурные, опускаются вниз, становятся тонкими и откладываются в хранилище. Эти запасенные впечатления составляют личность индивидуума. Сознательная жизнь человека есть постепенное и хронологическое проявление этих карм в соответствии с окружением, в котором человек живет.
Как паук выпрядает паутину из собственной субстанции и опутывается ею, так и человек спроецировал из собственной субстанции (субстанции разума) эту сеть тела и оказался опутан ею. Однако посредством практики медитации можно изменить расположение молекул таким образом, что больше не будет страданий, и трансформировать свое тело в божественное. Если человек способен действовать как с помощью тела, так и без него, смерть не имеет для него значения и он получает освобождение. Строение тела зависит от танматр, атомов и молекул, и оно может меняться в зависимости от побуждений и практики. Человек забыл свое предназначение и стал автоматической машиной. Если он сможет познать процесс размещения молекул, атомов и танматр, то будет способен сформировать свое тело и ум согласно своей силе воли. Каждый человек является творцом собственного тела. Приобретя реальное господство над этим процессом, он сможет омолодить свои тело и ум и обнаружит свое тождество с Владыкой Вселенной. Способность проникать во что-то есть неотъемлемое свойство энергии ума. Посредством этой способности мы познаем окружающий мир. В состоянии порабощенности проницательная сила ограничена и – в соответствии с этим ограничением – ограничено также и знание. Когда благодаря медитации сила инерции, ответственная за непроницательность, преодолевается с помощью энергии раджаса и это приводит к саттве (сознательной энергии), препятствия течению проницательной мощи субстанции разума устраняются и ее поле становится бесконечным.
Не важно, что написано. Важно - как понято.
|
|
| |
просто_Соня | Дата: Четверг, 2025-02-13, 6:59 AM | Сообщение # 345 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 5326
Статус: Offline
| Каковы будут последствия, если хранилище карм не разрушено?
13. До тех пор, пока есть корень (хранилище карм), будет и плод – в виде рождения и различных видов опыта. Если все клеши выкорчеваны, это хранилище карм прекращает давать ростки страдания и боли – как шлифованный рис не может прорасти. Вследствие этого причиной следующего за смертью рождения становится кармашая, вмещающая в себя кармы всей жизни. За всеми этими кармами стоит единый реальный деятель – субстанция разума. Смерть вовсе не означает разрыва непрерывности жизненной силы. Она представляет собой резюме предыдущей главы жизненного процесса, которая становится ядром следующей главы. Смерть сама является определенным процессом жизненной силы. Переход в проявленное состояние называется созиданием; уход в инволюцию называют смертью.
15. Способный различать осознаёт, что всё ведет к страданиям из-за изменений, беспокойства, прошлых впечатлений или конфликта свойств трех гун. С точки зрения просветленного, всякое материальное наслаждение и страдание несет боль. Гармония индивидуальных и космических сил порождает счастье. Когда индивидуальные силы становятся сильнее, они действуют в оппозиции к космическим силам, противостоят им, и этим укрепляют индивидуальность. Такое укрепление индивидуальности означает отделение индивидуума от остальной части космоса, нарушает равновесие субстанции разума и выливается в несчастье и страдание. Человек рожден для анализа "Я". Если человек старается постичь "Я", его жизнь становится вратами к небесам. мудрый имеет такую же чувствительность как глаз. Шерстинка, попав в глаз, причиняет ему боль, но не причиняет никакой боли, если коснется ладони. Просветленный человек подобен глазу. Материальное наслаждение и боль подобны шерстинке. Причиной страдания является отождествление зрящего (субъекта, познающего) со зримым (объектом, познаваемым). Кто же такой этот познающий или зрящий? Это – "Я" человека, Пуруша. Субстанция разума трансформируется в объекты. Результатом такого взаимоотражения является "я". Тот, кому известна ложность отождествления "Я" с "не-я", устраняет его и становится вечно счастлив. Пуруша, "Я", есть Чистое Сознание, Чистое Бытие и Высшая Реальность. Задача объективного мира Природы состоит в том, чтобы позволить субъекту получить опыт Высшей Реальности и избавиться от нереальности и предрассудков. Высшим источником космических сил является прадхана, пракрити, Верховная Природа, в которой они пребывают не проявляясь, в полном равновесии, но с внутренним динамическим движением. Конечная цель этой Вселенной, объективного космоса – привести человеческое сознание посредством опыта от индивидуальности к универсальности и в конечном счете – к Пуруше, Брахману. Человеческое эго не обладает знанием собственной высшей природы. Однако с помощью тела, чувств и проявленной Вселенной оно достигает высшей реальности Чистого Сознания, Бытия и Блаженства. Главное назначение проявленной Вселенной – вести сознание от дживатмы (индивидуального "я") к Праматману (Брахману, Космическому "Я") посредством опыта и освобождения от низшей природы. Человеческое сознание представляет собой смесь "Я" с "не-я". Оно отождествляется то с "Я", то с "не-я". В основном оно отождествляет себя с Природой и забывает, что является чистым и бесконечным. Высшая Реальность, Пуруша, есть Чистая Любовь, Чистое Бытие и Чистое Знание. Когда человек осознает Чистого Пурушу, Сознание, он познает всю проявленную Вселенную, освобождается от всех страданий и отождествляется с Абсолютом. Индивидуальное сознание тождественно Космическому Сознанию. Бесконечное разнообразие звезд и солнечных систем является путеводным светом, убеждающим человеческое сознание, что за индивидуумом и космосом есть имманентная и трансцендентная Высшая Реальность, Пуруша, Брахман. Таким образом, проявленная Вселенная является светом, ведущим человеческое сознание от индивидуального "я" к Абсолюту.
Алинга, лишенное признаков, – это фундаментальная пракрити.
* * * В чем состоит природа Зрящего?
20. Хотя Зрящий (в своей истинной форме) есть Чистое Сознание, Бытие и Реальность, (в состоянии порабощенности материей он) познает объективную Вселенную в меру ограничений тела, чувств и субстанции разума. Высшая Реальность, Пуруша, пребывает вне качеств материи и природы. Он есть Вечное Знание, Бытие и Блаженство, неописуемая причина и сущность Сознания. Пуруша не подвержен процессу эволюции и никогда не смешивается с эволюционирующей стороной – пракрити. Индивидуальная душа в своей нынешней форме не есть высшее "Я", (хотя по своей сущности она идентична Абсолютному "Я"). До тех пор, пока сущностная природа "Я" не постигнута, индивидуальное "я" остается ограниченным телом, чувствами и субстанцией разума и воспринимает проявленную Вселенную в меру их ограничений – чистоты или нечистоты.
* * * пракрити вместе со своей проявленной Вселенной существует ради Зрящего, Пуруши, Брахмана.
21. Видимое существует только ради Зрящего. Пракрити и вся проявленная Вселенная существуют только ради Высшей Реальности, Брахмана, Пуруши. Самоанализ, который вопрошает: "Кто я?", не является изолированной задачей. Он включает в себя анализ "Я" и "не-я". Упорно задавая внутри самого себя вопрос "Кто я?", человек узнает свое истинное "Я" и этим достигает спасения. Реальное "Я" – это не пять чувств, не ощущение объектов, не органы действия и восприятия, не движение жизненных сил, не ум, не состояние глубокого сна. Субстанция разума сможет успокоиться только тогда, когда найдет ответ на вопрос "Кто я?". Прежде всех мыслей возникает мысль о "я". Ум и эго по своей сущности являются одним и тем же. То, что в этом теле утверждает о себе как о "я", – это лишь эго. Если человек проследит, откуда приходит мысль о "я", он отчетливо увидит, что она возникает в читте вместе с движением сердца, которое является источником мысли о "я". Вовсе не обязательно без умолку бормотать "я, я, я..."; надо найти внутри себя то, что теперь светит в сердце как "Я". Если преодолеть чередующийся поток разнообразных мыслей, то в субстанции разума возникнет непрерывное и ненарушаемое, безмолвное и спонтанное осознание "Я". Если человек увидит его и обретет покой, он полностью уничтожит "я", ограниченное телом, чувствами и умом. Нет границ обретаемому могуществу и спокойствию ума. И нет предела его способности даровать блаженство. Поистине он – причина счастья и несчастья, материального наслаждения и освобождения. Если человек сможет понять изначальное и Меняющиеся состояния ума, он будет способен познать реальную природу иллюзорного сновидения, называемого "бодрствующим состоянием", которое вводит в обман человека. Если стало ясно, что сансара (мир множественности) есть не что иное, как порождение ума, значит, раскрыта тайна цикла рождений и смертей. Высшую Истину следует искать внутри самого себя, а не вовне и что счастье и несчастье порождает сам человек. Мало тех, кто занимается выяснением истины относительно "Я"; еще меньше тех, кто постигли "Я". Путь самоосознания, который вначале кажется полным трудностей и В мире относительности невозможно воспринять "я" напрямую, без помощи пракрити и проявленной ею Вселенной. Именно для этого и существует проявленная Вселенная. Вселенная вместе со своей множественностью исчезнет, когда будет полностью постигнута Абсолютная Природа Пуруши. * * * Если объективная Вселенная и ее множественность исчезают, тогда почему мы все еще видим эту Вселенную и множественность?
22. Хотя эта Вселенная с ее множественностью перестала существовать для того, кто достиг просветления и нирваны, она не перестала существовать для тех, кто не просветлен. Когда силы Пуруши, "Я", включают в себя характерные черты сил пракрити, это становится причиной отождествления "Я" с "не-я". "Я" вездесуще, всезнающе и всемогуще. Пракрити есть его внутренняя сила, неотъемлемая от него, как тепло и свет неотделимы от Солнца. Если пациент отождествляется с врачом, он избавится от своей болезни. Напротив, если врач отождествляется с пациентом, то и сам заболеет. Если человеческое сознание отождествляется с материей и материальными продуктами, оно будет страдать. Если оно отождествится с Абсолютным "Я", то освободится от всех страданий и несчастий.
Не важно, что написано. Важно - как понято.
|
|
| |
просто_Соня | Дата: Четверг, 2025-02-13, 6:59 AM | Сообщение # 346 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 5326
Статус: Offline
| В чем состоит причина ложного отождествления? 24. Фундаментальной причиной ложного отождествления является нереальное знание, незнание природы "Я" и "не-я". Посредством неведения человек создал ложное отождествление с телом, чувствами и умом. Тем самым он открыл себя несчастью. Тело является центром проявления "Я" во времени и в пространстве. "Я" использует тело в качестве приемника и передатчика. Но отождествление "Я" с телом является предрассудком, который становится причиной материального счастья и несчастья. Причиной этого предрассудка или ложного отождествления есть неведение. Следовательно, он будет устранен только посредством его противоположности – знания. Неведение есть отсутствие знания. Знание само по себе является освобождением. Как отсутствие неведения есть знание, так и отсутствие знания есть неведение.
В чем заключается механизм неведения? 1. Является ли оно окутыванием "Я" свойствами космических сил? Нет, так как облака гун не в состоянии скрыть Солнце "Я". 2. Является ли оно естественным следствием функционирования космических сил, стремящихся породить отсутствие знания у "Я"? Нет, так как деятельность космических сил находится под полным контролем "Я". 3. Еще говорят, что знание – энергия Пуруши и что отсутствие знания – энергия пракрити. 4. Также говорят, что видение множественности есть неведение, а видение единства есть знание. 5. Йога-веданта утверждает, что все разделы эмпирического знания суть неведение (авидья) и лишь знание Брахмана есть видья. Вследствие этого любое знание, отличное от знания "Я", именуется "авидьей".
* * * В йоге есть четыре раздела – "О страдании", "О причине страдания", "О нирване" и "О причине нирваны". Теперь дается описание освобождения (кайвальи). 25. Прекращение страдания состоит в устранении отождествления "Я" с "не-я". Такое ложное отождествление обусловлено неведением. Следовательно, устранение неведения означает устранение ложного отождествления. С исчезновением ложного отождествления Пуруша, "Я", обретает Абсолютную Свободу.
* * * Всего описываются четыре термина: 1. Хея или дукха – страдание, несчастье; 2. Хея-карана – причины страдания; 3. Хана – прекращение страдания; 4. Ханопая – причина устранения страдания. 26. Средством прекращения страдания является нерушимое и непоколебимое различающее знание Пуруши и пракрити. Страдание нельзя устранить, не устранив его причину. Причиной страдания является отождествление "Я" с "не-я", а коренной причиной отождествления и страдания есть незнание природы "Я". Следовательно, избавление от ложного отождествления и таких его последствий, как страдания, связанные с рождением, смертью и старостью, возможно только в единении с Пурушей, Брахманом, через непосредственную интуицию или самопознание. Это нерушимое, непоколебимое различительное знание представляет собой распознание абсолютной природы Пуруши, каковой является Вечное Бытие, Сознание и Блаженство. Различающее знание остается нетвердым, нестойким и легко разрушимым до тех пор, пока не устранено ложное отождествление "Я" с "не-я". Когда потенциальное семя авидьи (неведения) сожжено и уже неспособно принести плод, когда из субстанции разума удалена затмевающая сила раджаса и тамаса, тогда саттва (сознательная энергия) в состоянии наивысшей чистоты может свободно течь по направлению к Пуруше, Брахману. Именно это различающее распознавание является средством устранения страданий.
У освобождения есть два аспекта: 1. сжигание семян всех карм и устранение неведения, не дающее этим кармам прорасти; устранение отождествления "Я" с "не-я"; 2. постоянная медитация и самоанализ для достижения различающего знания и установления единства и отождествления "я" с "Я". * * * 27. Интуитивное знание йога: 1. Познание страдания, подлежащего устранению. 2. Устранение причин страдания. 3. Непосредственное культивирование кайвальи, нирваны, посредством различающего знания в самадхи. Нет более высокого состояния счастья, чем нирвана. Свобода от внутренних явлений субстанций разума трояка: 4. Прекращается власть читты (мыслящей субстанции) над "Я". 5. Заканчивается бесконтрольная деятельность космических сил в субстанции разума. Без поддержки субстанции разума давление гун прекращается, как с горы падают лишенные опоры камни. Гуны стремятся к растворению и приходят в покой вместе с субстанцией разума. Когда они растворены и побудительной причины больше нет, они больше не вызывают роста индивидуальности. В этом состоянии "Я" непосредственно объединяется с Пурушей, Брахманом. В этом состоянии "Я" становится тождественным с Пурушей, Брахманом, пребывающим за пределами космических сил. Оно становится имманентным и трансцендентным. Йог, прошедший через эти семь стадий сознания, называется кушалой (искусным). Он утвердился в высшем Бытии, Сознании и Блаженстве. Это состояние можно только испытать; описать его нельзя. * * * Благодаря совершенству различающего распознания человек обретает освобождение. Далее описываются средства различающего распознавания. 28. Следует использовать вспомогательные средства йоги до тех пор, пока не проявится Абсолютное "Я", Пуруша, Брахман. Как химические средства можно использовать для устранения примесей в веществах, так вспомогательные средства йоги очищают ум и тело. Химикаты сами по себе не являются чистыми, но, устраняя примеси, они косвенно становятся причиной чистоты. Точно так же практика сама по себе не является Брахманом, Пурушей, но она разрушает загрязнения ума и тела и косвенно становится причиной просветления. * * * Самообучение – это чтение литературы по науке освобождения и повторение пранавы (слога Ом). Ишвара-пранидхана – это союз и отождествление с Ишварой посредством приношения всех действий Высшему Учителю. Сделать Ишвару движущей силой всех действий – значит совершать все действия с целью исполнения замысла Великого Учителя, Высшего Сознания, Пуруши-вишеши, который проявляется в субстанции разума благодаря сверхсознанию. Тот, кто предан Ишваре, связан с ним в каждом поступке и действии – видении, слышании, осязании, обонянии, ощущении вкуса, хождении, разговоре, постижении, воспроизведении, сне и дыхании. Человек должен обретать достоинства Ишвары посредством медитации на положительные и отрицательные аспекты. Положительные аспекты включают в себя атрибуты Ишвары: вездесущесть, всезнание, всемогущество, вечность, бесконечность, сила, чистота, всепроникаемость, имманентность, трансцендентность, самосущность, светимость, благость. Он есть Высший Судья и Высший Учитель. Отрицательная оценка состоит из устранения из жизни человека атрибутов, не принадлежащих Ишваре: он не есть тело, чувства и ум; он не имеет в себе никаких изъянов; он не подчиняется ограничению тела, чувств и ума; он никогда не совершает никаких греховных деяний; его никогда не беспокоит страдание, боль или неведение. Целью ишвара-пранидханы является внедрение в свою жизнь всех положительных атрибутов Ишвары и устранение из своей жизни атрибутов, не принадлежащих Ишваре. Методы ишвара-пранидханы (обретения достоинств Ишвары) 1. О Высший Свет, просвети мой ум той мудростью, которой обладают просвещенные, святые, адепты, освобожденные и йоги. 2. Ишвара – Высший Свет; да войдет этот Свет в меня. Он – бесконечное могущество, бесконечная сила, бесконечная жизненность; да обрету я эти качества. Ишвара исполнен бесконечного гнева к порокам; Да обращу я так же свой гнев на дурные склонности в себе. 3. Мой ум имеет озаряющие качества, простирается далеко и широко, когда я бодрствую, входит в глубокий сон, когда я крепко сплю, и уходит далеко, когда я вижу сновидения. Он есть Свет светов. Да наполнят мой ум благородные идеи; пусть он всегда думает хорошо о себе и о других. Пусть он никогда никому не желает зла. 4. Пусть в мой ум внедрятся хорошие желания и уйдет все неправедное. 5. Уму внутренне свойственно познавать, ощущать, хотеть. Он является светоносной и нетленной способностью во всех существах. Да войдут в мой ум светлые качества Пуруши. 6. С помощью ума йоги, святые и освобожденные познают тайну Вселенной, прошлое, настоящее, будущее и соединяют индивидуальное сознание с Всевышним. Да наполнится мой ум знанием Пуруши. 7. Да войдут в мой ум свет, бессмертие и истина Ишвары, и да отринет он от себя тьму, тлен и не истину. Благодаря обретению положительных и отрицательных атрибутов Ишвары человек преодолевает все разрушительные инстинктивные движущие силы ума и достигает тождества с Ишварой, которое уничтожает все помехи.
Не важно, что написано. Важно - как понято.
|
|
| |
просто_Соня | Дата: Четверг, 2025-02-13, 7:00 AM | Сообщение # 347 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 5326
Статус: Offline
| 3 вибхути-пада Психологический анализ и сверхъестественные силы Первые пять ступеней йоги были описаны выше. Теперь объясняется концентрация (дхарана). Описание семи чакр: 1. Муладхара-чакра (бху) – включает в себя самую нижнюю часть живота и половые органы. 2. Свадхиштхана-чакра (бхувар) – включает в себя обе ноги и нижнюю часть живота. Концентрация на ней наполняет тело чудесной укрепляющей силой. 3. Манипура-чакра (свар) – включает все органы брюшной полости. 4. Анахата-чакра (манас) – включает все анатомические органы грудной клетки. 5. Вишуддха-чакра (джана) – включает шею, являющуюся вратами жизни. Концентрация на ней приносит единение сознания с электромагнитным океаном праны. 6. Аджня-чакра (тапас) – Концентрация на ней приносит единение индивидуального сознания со Всевышним, с Космическим Сознанием. 7. Сахасрара-чакра (сатья) – включает головной мозг, мозжечок и кору головного мозга. Это наивысшая чакра. Концентрация на ней приносит отождествление с Пурушей, Брахманом. Когда одна из этих чакр избрана для частной концентрации, это называется частной дхараной. Когда концентрация осуществляется на все тело, она называется общей дхараной. Если для фиксации избирается какой-либо внешний объект, он должен иметь некую символическую связь со Всевышним. Начинающие для обозначения Высшей Реальности могут выбрать конкретный объект: кончик носа, межбровье, или символы (например, цветные кружки). Или можно выбрать какое-то место внутри тела: кончик языка, область пупка, лучезарный свет в сердце, третий глаз, центр головы, нёбо или корень языка. Имеется бесчисленное множество объектов концентрации, расположенных как внутри, так и вне тела. * * * Описывается седьмая ступень – дхьяна (внушение). 2. Постоянное и непрерывное внушение в состоянии концентрации называется дхьяной. Под "внушением" здесь подразумевается умственное усилие, мысленное внушение. Внушение голосом помогает в тех случаях, когда ум не способен концентрироваться.
* * * Описывается восьмая ступень – самадхи (когнитивный транс). 3. Когда в медитирующем уме сияет только один неискаженный объект медитации, это называется самадхи. Самадхи – это то, в чем ум поглощает природу объекта мысли без всякой фантазии (калпаки). Когда осознание объекта начинает сиять, как бы лишенное внешней формы объекта, то это называется самадхи. В таком состоянии объект внушения полностью овладевает умом, а осознание объекта лишено двойственности, так как ум отождествляется с объектом медитации. В самадхи внушение достигает своего совершенства – состояния бытия и становления. Посредством медитации на Брахман, Пурушу, человек отождествляется с сознанием Брахмана. Таким образом то, что внушается, во время самадхи воспринимается.
Сознание является результатом внушения – хорошего или плохого. Это универсальное правило, которое не имеет исключений. Сначала ум привлекается к положительному или отрицательному объекту, а затем удерживается притяжением этого объекта. В конечном счете он отождествляется с идеями, связанными с объектом. Таким образом, три процесса – дхарана (концентрация), дхьяна (непрерывное внушение) и самадхи (восприятие этого внушения) – присутствуют во всяком обучении. В йоге эти три процесса направлены на Пурушу. Термин "самадхи" используется в двух значениях: 1. в частном смысле – как восьмая ступень йоги; 2. в общем смысле – как соединение с Космическим Сознанием и отождествление с ним. * * * Когда все эти три процесса протекают одновременно, это называется саньямой. 3. Когда концентрация, внушение и когнитивный транс протекают одновременно, это называется саньямой. (Sanyama) Фиксация разума на одной мысли или предмете средствами сочетания концентрации, медитации и созерцания (см. соответственно Дхарана, Дхьяна и Самадхи), непрерывно следующих друг за другом. Манас Саньяма - Совершенное сосредоточение ума и контроль над ним во время упражнений Йоги. Начинающим, для того чтобы сконцентрировать свое внимание, осуществить процесс непрерывного внушения и воспринять результат, требуется определенное время. Иногда они не воспринимают никаких результатов своего внушения. У опытного йога эти три процесса срабатывают моментально и одновременно. В таком состоянии нет необходимости разделять их; фактически такое разделение становится невозможным. Когда человек направляет свой ум на какой-нибудь частный объект, концентрируется на нем, удерживает на нем сознание в течение длительного времени, а затем ощущает результат своего внушения, – это не является саньямой. Но если эти процессы протекают одновременно, тогда их можно назвать саньямой. Она является результатом зрелой медитации.
* * * Каково психологическое, философское и практическое применение саньямы? Достижение саньямы приносит непосредственное восприятие истины относительно объекта. По мере того как саньяма укрепляется и углубляется, когнитивный транс (самадхи-праджня) становится все более и более ясным. * * * Применение праджнялоки (интуитивного знания). 6. Применение саньямы – раскрывать планы сознания. Когда посредством саньямы завоеван один план сознания, она применяется к следующему за ним. Тому, кто концентрируется на Пуруше, нет необходимости медитировать на что-либо другое, так как Брахман выше всех и включает в себя всю красоту, всю любовь, все бытие, все знание и всю Вселенную. Опыт высшего состояния нельзя облечь в слова и картины; его может испытать только субстанция разума. "Посредством практики йоги следует приобрести опыт йоги. Опыт есть наставник высшего опыта в йоге. Тот, кто знает эту тайну, Навсегда останется в состоянии Космического Сознания".
* * * 7. Из числа этих восьми ступеней йоги, первые пять составляют раздел бахир-анга ("внешние средства"). Эти три ступени (дхарана, дхьяна и самадхи) суть внутренние и прямые средства – по сравнению с предыдущими. внутренние средства в смысле всеохвата. Когда человек концентрирует свой ум, удерживает его на объекте и поглощается своим внушением, то при этом действие пяти предыдущих (ямы, ниямы, асаны, пранаямы, пратьяхары) совершается на более высоком уровне, потому что здесь сильная воля (яма), предписания (нияма), позы (асана), контроль дыхания (пранаяма) и сублимация психической энергии (пратьяхара) происходят автоматически и спонтанно. * * * Даже эти ступени становятся внешними средствами по отношению к самадхи "без семени". В состоянии асанпраджнята-самадхи эта медитационная триада становится внешним средством, так как ее цель достигается до того, как наступает самадхи "без семени". В асанпраджнята-самадхи (самадхи "без семени") дхарана, дхьяна и самадхи контролируют индивидуальность. Они оказывают косвенную помощь, поэтому и называются бахир-анга – внешние и косвенные средства. После постижения непосредственно Пуруши, Брахмана, никакого дальнейшего внушения уже не требуется. Чтобы войти в дом, человеку не нужна повозка. Ее назначение – довезти человека до входа в нужное место. Чтобы постичь Пурушу, Брахман, субстанция разума вместе со своими чувствами превращается в Космическую Читту и человек отождествляется с Пурушей, Брахманом, который сам по себе есть Высшая Реальность, Одно-без-другого. Пуруша – высшее внушение, а все остальные внушения вторичны. Достигнув высшего состояния, йог начинает воспринимать космические внушения, а его индивидуальные внушения постепенно прекращаются. "Я не повторяю ни молитв, ни имен Бога. Он осуществляет службу посредством Вселенной со всеми Своими силами; пребывая в полном покое, я вполне могу следить за ней" Внушения относятся к сфере триады познающего, средств познавания и познаваемого. Асанпраджнята-самадхи – недвойственное состояние, в котором нет места никаким внушениям. "До тех пор, пока было «я», не было Бога, а когда есть Бог, нет «я»" (Кабир). Путь любви очень узок, на нем "я" и "Я" не могут стоять вместе. До тех пор, пока есть "я", нет "Я", а когда проявляется "Я", тогда нет никакого "я" (индивидуальности).
* * * Когда устранены саморазрушительные мысли, проявляются самовоспроизводящие силы. Такая модификация ума является наивысшей, и она называется ниродха-паринама. Здесь объектом мысли является только чистый элемент, саттва. Теперь дается описание ниродха-паринамы. 9. Ниродха-паринама – такая трансформация ума, когда он становится тождественным Космической Читте, которая проявляется во время концентрации. Вследствие этого разрушительные инстинктивные движущие силы исчезают и проявляются созидательные. В материальном уме господствуют разрушительные силы. Созидательные движущие силы являются внутренними силами Космического Разума; они проявляются соответственно степени чистоты материального ума. Во время глубокой концентрации, созерцания и медитации ум очищается и проявляется Космический Разум вместе с созидательными силами. Разрушительные инстинктивные движущие силы исчезают, так как больше нет их причины – материального ума. В этом состоит простой процесс изменения личности посредством концентрации. Вследствие постоянной, непрерывной и напряженной концентрации природа ума меняется. Он становится тождествен Космическому Разуму, который проявляется в момент концентрации. Благодаря изменению природы ума меняется вся его сфера. Разрушительные силы, которые изначально нарушали равновесие ума, исчезают вместе с исчезновением их причины (материального ума). Созидательные силы проявляются вместе с проявлением их причины, которой является Космический Разум.
Вьюттхана, разрушительные инстинктивные силы, включают в себя три модификации: 1. кшипта – беспокойная, блуждающая; 2. мудха – ослепленная и подавленная; 3. викшипта – рассеянная.
Не важно, что написано. Важно - как понято.
|
|
| |