Зинаида Миркина
|
|
Танец | Дата: Суббота, 2018-09-29, 11:40 AM | Сообщение # 1 |
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
| Зинаи́да Алекса́ндровна Ми́ркина (10 января 1926, Москва, СССР — 21 сентября 2018, там же, Россия) — русский поэт, переводчик, литературовед, эссеист. Жена философа Григория Померанца.
Неуходящий свет Зинаиды Миркиной Зинаида Миркина
Эмиль Сокольский Портреты поэтов.
НЕУХОДЯЩИЙ СВЕТ ЗИНАИДЫ МИРКИНОЙ
Эти стихи воздействуют на меня мгновенно. В чем выражается воздействие? С первых же строк на душу нисходит тишина; а последние уже читаются в совершенном внутреннем покое; другое, третье стихотворение — и радость освобождения от всяческого сора, который, хочешь не хочешь, заносит в нас житейская суета, бьет через край, — радость спокойная, полнокровная, просветленная. Такое состояние точно передала сама Зинаида Миркина:
И наконец-то все замолкло. Как будто то, что вкривь да вкось Блуждало где-то долго-долго, Внезапно в сердце собралось. И стало сердце вновь единым, Как над деревьями закат. И все нашлось в его глубинах, Как будто не было утрат.
Ее поэзия — поэзия обретений, но — «как будто не было утрат». Большое несчастье постигло поэта уже в ранней молодости. Перед защитой диплома на филологическом факультете МГУ Миркину разбил паралич; пять лет она провела в неподвижности. Крепкий дух и сила воли победили болезнь. Обрела Миркина — гармоничный и светлый мир. Мир, который вошел в стихи, который — стал стихами. «Без боли не дойти до Бога, / Без боли — запертая грудь», написала она спустя много лет. Воспринимать жизнь как чудо может только человек ясного духовного зрения и душевной чистоты, не замкнувшийся на себе, на своих желаниях и страстях, напротив: открытый миру, чувствующий себя родственным каждой травинке, каждой душе, каждой звезде, частью мира, частью Вселенной. Человек, принимающий жизнь как целое — «объяв весь мир без разделения», — и прекрасное, и безобразное. Готовый противостоять уродливому, разрушительному, опираясь на свои духовные силы, которые, не устает подчеркивать поэт, неисчерпаемы: нужно только «доглядеть страшную, граничащую с кошмарами очевидность до стройности и великой гармонии невидимого очам внутреннего мира» (из эссе о Рильке «Невидимый собор»; кстати, переводы Миркиной из австрийского классика относят к высшим достижениям отечественной переводческой школы). Дух — всесилен, при постоянной уязвимости физической; дух — вечен, земное, физическое — смертно. Потому и главное, что необходимо уметь — «нащупать дно средь бездны плача, / В кромешной тьме увидеть свет»; идти к свету — и ничего не бояться, смотреть только на свет:
О, только лишь не оглянись На боль, на гибнущую жизнь, На то, что, воздух нам дробя, Нас тянет вниз. Не на себя Гляди, а лишь туда, где Бог Творящий пламень свой зажег. В пылающую эту высь Иди сквозь ад. Не оглянись!
«Видеть», «идти на свет» — основная мысль поэзии Зинаиды Миркиной. А видеть мир можно только если не заслоняешь его собой, понять мир можно только если не окунаешься в его круговерть, — но смотришь со стороны, не стараясь навязывать свои условия, тем более переделывать. Если воспринимаешь мир в его всецелости, если не мечтаешь отделить от целого удобный кусочек, желая только одного — исполнения собственных желаний. Если стремишься ощутить красоту в себе, воссоединиться с миром, чтобы вместе с поэтом сказать: «Я каждый день рождаюсь вновь»: ведь любовь не стареет, «для Духа нету «от» и «до», а смерть — «Она придет тогда лишь, / Когда уже не станет сил / Рождаться». Все стихотворения Зинаиды Миркиной — разговор с Богом, ее присутствие в Боге, растворение в любви к Творцу:
Все бедствия исчезнут в одночасье, И отойдет, потонет вся тревога. Все, все неважно — было бы согласье Души и Бога. Согласье мироздания с миродержцем, Согласье бега с осью неизменной, Согласье каждой мысли с ритмом сердца, Согласье сердца с ритмами Вселенной.
«Какого я племени? Веры которой?» — спрашивает себя Миркина; этот вопрос сам собой возникает и у меня. Бог, природа, тишина — вот чем полны ее стихи, и эта тема варьируется бесконечно. Православная ли она? Католичка? Буддистка? Да и важны ли «племя» и «вера»? Может быть, она «единомышленник» Николая Клюева, который настаивал на сближении религий («Об Индии в русской светелке, / Где все разноверья и толки, / Поет, как струна, карандаш», и прочее в таком духе)? «Я родом из этих бескрайних просторов, / Из этих бездонных небес», отвечает сама себе Миркина. Да, стихам Миркиной не нужны ни вероучения, ни храм, ни даже молитва. Важнее всего для нее — цитирую поэта — «благоговейное отношение к жизни, внимание к тишине, в которой жизнь творится, истинное внимание к живому, к сердцу человека и самой земли». Это и есть ее религия; и, по Миркиной, если мы находимся в храме, единение с Богом заставляет нас забыть о стенах, нас обступающих:
Когда не замечаем сами Себя в огромном гулком храме, Как зачарованные дети, — Нам Бог становится заметен.
«Где же мы? — подводит поэт итог своим стихотворным «наблюдениям», «уведя» нас из церкви. — Мы в Боге». И все-таки какая же вера — без молитвы? Почитаемый Миркиной арабо-американский писатель, поэт, философ и художник ХХ века Джебран Халиль Джебран о молитве высказался замечательно: «Когда вы молитесь, то возноситесь ввысь, чтобы встретиться в воздухе с теми, кто молится в этот час, и с кем, кроме как в молитве, вы, может быть, никогда не встретитесь. Так что пусть ваше посещение этого невидимого храма приносит вам лишь экстаз и ощущение сладостного общения». Джебран говорит о «невидимом храме», и этот «невидимый храм», пожалуй, Зинаиде Миркиной очень понятен, органичен для ее внутреннего мира. Душа и сердце, природа и тишина — вот невидимый, нерукотворный храм. Здесь с Миркиной перекликается тот же Клюев, которого родимые ели «клятвой великой связали — / Любить Тишину-Богомать», перекликается и поэт Николай Панченко, понимающий, сколь нелегкая задача «В молчании творить молитву, / В молитве — образ тишины», когда «молитва, как молчанье, / И молчанье, как моленье»…
Молитва — это тишина. Молитва — это ясность взгляда. Молитва — это ни одна Мысль больше не нарушит лада, —
пишет Миркина, и слова Джебрана — «Что есть молитва, как не расширение вас самих в живущий эфир!» — словно бы дополняет: «Молитва — это тайный лад / С собою и со всей вселенной». Т а й н ы й лад, то есть — «тихий», сокровенный, — и простой, естественный, как дыхание. Миркина однажды рассказывала: не раз приводилось ей видеть в Третьяковке церковных людей; стоя перед иконой, они читали Евангелие или Псалтирь, на икону не глядя; перекрестившись, поклонившись, уходили. Вместо того, чтобы, подобно другим верующим, в церквях, обращаться к иконе как к Богу и учить других, как правильно стоять, молиться и какие молитвы читать… Миркина выбрала для себя «тайный лад», погружение духа в безмолвие, когда «весь мир в твоей груди» и твой «внутренний простор / Распахнут, как моря». Вспомнилось, обратился я к настоятелю церкви в Заостровье, что под Архангельском: батюшка, есть такой поэт — Зинаида Миркина; по ее религиозным стихам не поймешь, какой она веры; важно ли вам это знание? И отец Иоанн, человек литературно грамотный, ответил: главное другое — сколько в них поэзии! Сколько поэзии в стихах Зинаиды Миркиной? Вопрос важный и… деликатный. «Не то чтобы стихи — скорее молитвы», — приходилось мне слышать. — «Монотонна…», «одно и то же…», «напрямую выражает мысль…», «в большом количестве читать трудно…» Странно… А ведь меня ни разу не посетило сомнение в том, что стихи Миркиной — поэзия. У нее нет системы сложных образов, как у Ольги Седаковой, она не пользуется сверхдлинной строфой, как Олеся Николаева, избегает цветаевской порывистости, что заметно у Марии Аввакумовой, не увлекается верлибром, где строки могут быть сколь угодно растянуты, что в последнее время характерно для Константина Кравцова; язык прост, мысль и вправду предельно ясна. Стихи — будто и ни для кого. Они — для птиц, для травы, для деревьев, для моря, для неба… И рождаются так же, как пение птиц, шелест деревьев, шорох волн. Однако важнее то, что у стиха Миркиной, строго организованного ритмически, безукоризненная чистота тона; стих вполне соответствует тому глубинному чувству, которым поэт живет, которое для поэта — воздух, единственный способ, единственное условие существования. Тихо и протяжно поют гласные, приглушенно, еле слышно звучат мелодии Миркиной. Нет, даже не ее мелодии, — звучит сама природа: словно бы едва заметный вздох ветра сменяется покоем таким всепоглощающим, что сердце замирает в удивленном восторге. Стихотворение заканчивается, едва начавшись, — а тишина остается, хочется ее длить и длить: вот-вот нарушит, надолго прервет, поглотит мелочное житейское, окружающее со всех сторон… В тишине стихов Миркиной, тишине, которая не наступает, но — растет, набирает высоту, нарастает, — в продлении молчания (когда понимаешь, что ничего важнее, святее безмолвия быть не может), — сила их воздействия. Стихам Миркиной противопоказаны многословие (обычный объем стихотворений — восемь-шестнадцать строк), интеллектуальная нагруженность, филологическая усложненность, даже иносказания и метафоры (что, казалось бы, не может не отражаться на творчестве губительно). «На вершинах поэзии не бывает метафор», сказал Александр Межиров, а я бы его перефразировал: «На высотах Духа иносказания и метафоры не нужны». Миркина избегает «художественности», «литературности», оставляя нас наедине с языком, со звуками, с лесным покоем, с земным и небесным простором, оберегая от социальной суеты, от тяжелой усталости большого города, от механической спешки, от напряженного шума. Ее поэзия уводит нас от поэзии иной, которая ныне в чести, — вот уж, действительно, весьма однообразной при всем своем «многообразии»: ироничной, центонной, изобретательной, питающейся конкурсами, эстрадными соревнованиями, премиями. Миркина всегда остается сама собой и творит свои негромкие мотивы простейшими средствами, перемежая перекрестную рифму с парной, — а ведь только благодаря таким средствам и можно ощутить собственную безграничность, найти вход из внешнего внутрь себя самого и там, в глубине, — опору, которая и есть внутреннее духовное могущество. Пожалуй, стихи Миркиной все-таки можно уподобить молитвам — в том смысле, что чтение молитв — не работа воображения, а пребывание, соединение человека с Творцом. Воображение, культура — вторичны. Зинаида Миркина, таким образом, обращена к первоисточнику. В верлибре такой тишины сумел достигнуть, по-моему, только Геннадий Айги. Но тишина Миркиной иная — она до дна очищает душу и переполняет благодатью. Можно еще вспомнить Ларису Миллер: ее стихи интонационно напоминают Миркину. Однако в «тишине» Миллер скрыт какой-то гул, какое-то подспудное напряжение, какое-то тревожное предчувствие; стихи ее все же держатся на грани земного и небесного, и находиться на этой грани подчас мучительно, поскольку «земное» остро напоминает о том, что мы — на этом свете гости… Впрочем, «небесное» у Миркиной опирается на «земное», она стремится к такому «росту тишины» в себе, «Чтоб тишина была живой, / Как лес с шуршащею листвой»; слушая «плеск и журчание» хвои, она стремится
Заразиться от леса покоем, Высотою от древней сосны, Беспредельною ширью морскою От кипящей, гремучей волны… Устремленностью в небо — от птицы, Свежим духом — от вешней струи. Боже, что ж не могли заразиться Всем Тобою созданья Твои?
Конечно, «Тишина — не отсутствие шума, / Тишина — состоянье души», и стихи Миркиной углубляют эту мысль Инны Лиснянской: тишину необходимо слышать, и только слыша тишину, можно общаться с ней и творить ее — поэтическим словом. «Очистить мир до тишины» — такую задачу видел перед собой Айги. «Омовение тишиной» — назвала наполнение своей души бездонным покоем Зинаида Миркина. Айги создавал молчание, Миркина — превращала в стихи, преображала, утверждала как высшую, нерушимую радость, — радость, которой полнится душа даже в самое грустное время года:
Такая немощь! Где-то за порогом Чуть плещет ветер. Ветки шелестят… Смиренье — это единенье с Богом, Смиренье — это бесконечный лад. Осенний дождик, скуповатый, редкий, — Но как под ним деревья хороши! Сплетенье желтой, бурой, красной ветки… Согласие пространства и души... Ну вот и все. И ничего не требуй. Не нарушай святую тишину. Земля прильнула к стынущему небу, Душа моя — к осеннему окну.
Перед такой радостью отступает даже смерть. «Жизнь после смерти — это жизнь, / Но только не в себе, а в Боге», — преодолевая скорбь, светло говорит Миркина об ушедших, тех, кому нужно «гораздо больше тишины.., гораздо более — простора, гораздо более небес». Музыка для Зинаиды Миркиной — «путь души, идущий прямо через бездну», «раскрытие божеских объятий»; стихи — оправдание жизни, «господень вестник на земле», «тоска по раю, по собственной душе», «пропуск в вечность».
Стих — просто удостоверенье, Что остановлено мгновенье, И что божественный поток Минуя сердце не протек, А напитал его до края.
В этих строках — убежденность в том, что не «художественное творчество» должно быть главным для поэта. «Когда поэму любят больше, чем душу, искусство превращается в то самое чистилище, из которого никто не хочет в рай. Не хочет к чистому свету, не хочет к точке соединения красоты и добра… Не искусство грешно. Грешно опьянение в искусстве, кружение души вместо продвижения — внутрь и ввысь!» (из исследования о Цветаевой «Огонь и пепел»). А что касается «похожести», «монотонности», то Зинаиду Миркину нельзя читать как «отдельные стихотворения», в нее нужно погружаться, вместе с ней совершать «омовение тишиной», духовно, душевно и сердечно просветляясь:
Пишу я мало или много Стихов — заботиться не мне. Мне б — только вглубь нырнуть, до Бога, А там — что жемчуга на дне.
Свою «нехитрую песнь» поэт называет «непрерывностью бытия». Тишина Зинаиды Миркиной «расплетает» дурные мысли, «распутывает все узлы», стоит лишь вслушаться в ее стихи. Безмолвие получает имя, оно — условие того, чтобы мысли пребывали в согласии с ритмом сердца, а сердце — с ритмами Вселенной. Только так длится и длится жизнь как чудо:
Тот самый час, когда последний свет Почти отсутствуя, еще разлит повсюду, Как вещий шепот. Тьма и есть и нет, И сердце молит о продленьи чуда.
И чудо в самом деле продлено. Белеет полночь северного лета. Моей души открытое окно Наполнено неуходящим светом.
Зинаида Миркина не престает дарить нам чудо. Настраивать струны нашей расстроенной души. «Верность любви, которая есть наша суть», «верность внутреннему смыслу вопреки внешней бессмыслице» — это и есть ее стихи.
Эмиль СОКОЛЬСКИЙ
Литературный критик. Родился и живет в Ростове-на-Дону. Окончил геолого-географический факультет Ростовского государственного университета. Автор публикаций об исторических местах России, литературоведческих очерков и рассказов. Печатался в журналах «Дети Ра», «Футурум АРТ», «Аврора», «Музыкальная жизнь», «Театральная жизнь», «Встреча», «Московский журнал», «Наша улица», «Подьём», «Слово», «Дон» и других. Редактор краеведческого альманаха «Донской временник» (Ростов-на-Дону).
© Copyright: Зинаида Миркина, 2012
Книгоиздательство
|
|
| |
Танец | Дата: Суббота, 2018-09-29, 11:49 AM | Сообщение # 2 |
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
| Фрагмент отзывов на Стихире
Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина)
Удивительная судьба, удивительный поэт…
Евгения Щербаченко 08.08.2018 07:16
Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина) Самым большим открытием для меня на сайте стали стихи Зинаиды. Я чувствую каждое ее слово, а ее чувства откликаются в моей Душе, как что то родное и очень, очень близкое. Успехов ей.
Гор Ра 17.03.2018 07:26
Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина)
Прочла... и стало тихо, и покойно... Стихи глубокие и мудрые, как море...
Чудеса... После прочтения стало светлее будто в комнате...
Ольга Боровикова 2 05.01.2018 14:28
Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина)
...Потрясающая поэзия, личность, человек и поэт... С огромным уважением и пожеланием всего самого доброго...
Екатерина Строева 17.11.2017 23:28
Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина)
Благодарю за прочитанное ,за глубокую духовную мудроть и чистоту души! С христианской любовью.
Лилия Хованская 2 14.11.2017 19:46
Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина)
Низкий поклон и Зинаиде Миркиной, И ее супругу великому, и Вам, уважаемый Эмиль. Достойные слова о прекрасной поэзии и светлом человеке.
Екатерина Щетинина 15.10.2017 12:49 Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина)
Замечательные и светлые стихи! Спасибо Вам!
Виктория Коптелова 04.10.2017 17:14
Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина)
Я тебя люблю, а не иную, Для тебя готов хоть на Луну я, Ночь и день брожу, как тень, Страдая и ревнуя. Без тебя - в груди печаль немая, Без тебя - зима в начале мая, Ночь и день брожу, как тень, Одно лишь понимая:
В мире есть девушка лучшая самая - Это ты. Светлой такой не встречали глаза мои Красоты. Имя твое повторяю я, мучаясь и любя, Много имен есть, но самое лучшее - У тебя.
Без тебя я дни и ночи таю, Всем тебя одну предпочитаю, Я таю тоску мою, Лишь о тебе мечтая. От тебя скрываю я упрямо, Что тебя я обожаю прямо, Я таю тоску мою, А мне сказать бы прямо:
В мире есть девушка лучшая самая - Это ты. Светлой такой не встречали глаза мои Красоты. Имя твое повторяю я, мучаясь и любя, Много имен есть, но самое лучшее - У тебя.
http://pesnifilm.ru/load....-0-2109
Александр Андрейко 3 13.08.2016 09:44 •
Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина)
Благодарю от всего сердца за статью о Зинаиде Миркиной, и за её автобиографический очерк. Её творчество - кладезь мудрости и любви, так необходимые многим сегодня... С теплом души,
Галина Евдокимовна Кучер 28.01.2016 23:55Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина)
Присоединяюсь к предыдущией реплике - и стихи чудесные, и Ваша, Эмиль, работа нужная и важная. Спасибо!
Наталья Коноплёва -Юматова 06.12.2015 19:30 Смотрю, уже три года не было её публикаций.- Понимаю, что это помошники могут сделать. И всё же хотелось бы знать про состояние здоровья Зинаиды Александровны. Проходят ли встречи в музее меценатов? - Если кто-то знает, откликнитесь!
Наталья Коноплёва -Юматова 06.12.2015 19:32 Заявить о нарушении
Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина)
Огромное Вам спасибо, Эмиль! А, главное, спасибо Зинаиде за её ну, просто потрясающие стихи!!!!!!!!!!!!!!!!!!! С ув Натали
Наталия Мирошниченко-Я 20.11.2015 16:55
Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина)
Спасибо Эмилю за знакомство с прекрасным автором и сильной женщиной! Сейчас с удовольствием прослушала в Интернете это: http://mail.google.com/mail/u/0/#sent/14b2a6ea4ce857e8?projector=1 Огромное спасибо Вам, Зинаида, за Вашу Светлую Душу! Здоровья Вам, радости и Всех Благ! Храни Вас Бог! С уважением и благодарным сердцем! Людмила.
Мила Григ 29.01.2015 11:26 • Вниманию всех интересующихся! Вечер памяти Григория Соломоновича Померанца, который ведёт Зинаида Миркина, состоится в пятницу, 20 февраля, в помещении Музея меценатов. Адрес Музея - ул. Донская, дом 9 (метро ст. Октябрьская). Начало - в 18 часов.
Бумажный Воробей 15.02.2015 20:53
иМузыкальная страница с переводом Большой Касыды Ибн-Аль-Фарида в переводе Зинаиды Миркиной http://sseas7.narod.ru/pfam.htm
С благодарностью,
Сказки Суфиев 11.11.2015 14:41 Мне сейчас написали, что 21 сентября от нас ушла Зинаида Миркина. Как жаль, что не стало еще одной талантливой Поэтессы. Царствие Небесное ей и светлая память... Хорошо, чо нам остались ее прекрасные стихи. http://www.stihi.ru/2012/09/06/1452
Мила Григ 29.09.2018 08:33
Рецензия на «Неуходящий свет Зинаиды Миркиной» (Зинаида Миркина)
Прекрасные стихи! перед высокой красотою, какая открывается в поэзии автора, немощно всякое слово,помолчим благоговейно вслушиваясь в вдохновленные Богом строки и склоним свои главы перед величием Божием вдохновляющего немощное и смертное дыханием Святого и Вечного Божества!
Русецкая Елена 09.01.2015 10:35 •
далее в публикации https://www.stihi.ru/2012/06/15/5565
Книгоиздательство
|
|
| |
MгновениЯ | Дата: Суббота, 2018-09-29, 2:38 PM | Сообщение # 3 |
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18850
Статус: Offline
|
Озеро Сариклен
Зинаида Миркина Эта книга издана на средства моих друзей: Александра Хабинского, Константина Кошелева, Михаила и Эвелины Беркович, Людмилы Филатовой и Владимира Ефимова. Я выражаю им глубочайшую признательность. Зинаида Миркина
Опыт, который всю свою жизнь проговаривает Зинаида Миркина, это опыт слушания тайны жизни. Она умеет слушать закат, умеет слушать лес и море, она слышит молитву дерева, слышит свет и красоту даже самого неказистого человека. Ее стихи и проза это удивительные струны того невидимого инструмента, на котором она исполняет музыку, расслышанную ею в Тишине. Прикоснитесь к ним бережно, и они зазвучат и для вас. Творчество Зинаиды Миркиной не умещается ни в одну из жестко очерченных религиозных традиций, но, не потому что противоречит им, а потому что создает опыт диалога различных традиций. Ее творчество не умещается и в жестко очерченные рамки литературных жанров не потому что противоречит им, а потому что говорит больше, чем обычно говорят стихи или проза. Но если встречу с Богом вынести за рамки культурных традиций, то что же тогда останется от культуры? Вот уже много лет под Рождество, дома в своей квартире 3. Миркина устраивает удивительную елку. Елка созидается как собор. И она также прекрасна, как лучшие храмы мира. На елку приходят и взрослые и дети, на ней даже выросло несколько поколений. И когда при таинственном освещении, в сопровождении удивительной музыки, 3. Миркина рассказывает сказку, каждый год новую, ваша душа словно бредет по лабиринту, в конце которого обязательно зажигается свет встречи и узнавания. Если вы познакомитесь с творчеством 3. Миркиной, то этот свет зажжется и для вас. М. Курочкина
ОЗЕРО САРИКЛЕН (роман)
Пролог
Тень человека появляется в пустыне. Я не говорю о той тени, которую отбрасывает тело. Это не в счет. Я говорю о тени, которую отбрасывает душа. Тень эта становится видна только тому, кто видел свою душу. Она становится видна только там, где видна душа. Пустыня. Пусто. Нет ничего. Только одна Душа. Около самого Источника жизни. Душа подошла к нему вплотную. Сейчас войдет. Сейчас сольется с ним в одно. Но — между нею и Источником жизни вырастает тень. Она встает во весь рост и закрывает Источник. — Отойди! — говорит человек. — Или я умру от жажды. Тень не двигается с места. И только повторяет каждое движение души... Человек в пустыне. Он скрылся ото всех. Но от тени своей скрыться нельзя. Она появляется перед всеми пустынниками. Даже перед самим Христом. — Отойди, — тихо сказал Он. — Нет, — ответила Тень. — Ни один человек не смеет приблизиться к Источнику. Отойди и ты, ибо ты — человек.
Иисус не двигался с места. И тень не двигалась с места. — Ты человек. Иди к людям, — сказала Тень. — Я пойду к людям только тогда, когда смогу спасти их. А спасу их только тогда, когда приведу их к Источнику жизни — к Отцу всего живого. — Спасти всех людей... Привести их к Источнику жизни... — медленно проговорила Тень. — Ты думаешь, люди хотят этого? — Нет, люди не хотят этого. Я это знаю. — А знаешь ли ты; чего хотят люди? — Знаю. Люди хотят получать дары из Источника жизни, но им совсем не нужен сам Источник. — И люди правы, — оказала Тень. — Слиться с Источником жизни, — разве это посильно человеку? — Только в этом спасение человека, — ответил Иисус. — Другого спасения нет. — Итак, ты хочешь пойти против воли людей. Но знаешь ли ты, что люди пойдут тогда против твоей воли? — Знаю. - И ты знаешь, что ждет тебя? — Знаю. — И это тебя не останавливает? Иисус молчал. — Но чего ты добьешься? Иисус молчал. — Ты будешь висеть на кресте, — продолжала Тень, — а люди будут вбивать гвозди в твои руки и ноги. Люди, те люди, ради которых ты не жалеешь жизни, будут глумиться над тобой и зверствовать, а души их, те самые души, которые ты хочешь спасти, будут еще при жизни гореть в аду. Этого ты добьешься? Это — твоя цель?
Иисус молчал. — Глупец, ты ведь можешь стать властелином людей. Люди будут идти за тобой, как стадо. Они станут послушными овцами и не окровавят своих рук и не осквернят душ. Что тебе стоит? Стань властелином людей! — Чтобы ты стал моим властелином? — тихо ответил Иисус. Теперь тень замолчала. Она удлинялась... Казалось, она протянется в бесконечность. Но вдруг перестала расти, а стала густеть и уплотняться. — Я князь мира сего, — сказала она. — И всякий, живущий в этом мире, находится в моей власти. Или ты не человек? — Человек. Сын человеческий. — Так что же ты восстаешь против меня? — Я не только человек. И ты это знаешь. Я сын Бога живого. Пусти меня к Отцу. — Не слишком ли ты дерзок? — Нет. Я говорю то, что есть. Я семь. Я сущий. А ты — тень. Тебя не существует. — Меня?! — Да, тебя. Ты имеешь начало, и у тебя будет конец. А мне нет ни начала, ни конца. Я есмь воскресение и жизнь вечная. — Жалкий человек. Ты смеешь произносить эти слова?! — Я с тем и пришел в мир, чтобы их произнести. Я всех людей хочу привести к воскресению и жизни вечной. — Но ты никого не приведешь туда. Ты человек. Ты все-таки человек. Взгляни в грядущее. Ты все видишь? Ты выбираешь ЭТО? Ты ведь сам выбираешь ЭТО. Запомнил? Сам. И ни один ангел не придет к тебе на помощь. И никто не отрет кровавый пот на челе твоем. Ты понимаешь? Все? До конца?
Иисус молчал. — Измени свою упрямую волю, — продолжала Тень. — Ведь без твоей воли ничего не совершится. Иисус молчал. — Ты по-прежнему хочешь войти в Источник? Ты хочешь причаститься Создателю мира? Слиться с Ним в одно? — Да. Хочу. — И ты готов отвечать вместе с Ним за то, что создал такой страшный мир? Готов?! Готов слушать проклятия всех этих бедных, жалких страдальцев? Если ты всемогущ, то ты — в ответе! Откажись от всемогущества... Скажи, что я могущественнее тебя. И все будет по-другому. — Ты — могущественнее меня?! Ты — тень моя. — Вот как, тень. А ты — сущий... Но что ты сможешь сделать, когда люди будут тянуть к тебе руки, моля о помощи, а твои руки будут раскинуты по краям креста? Что?!
Молчишь... Послушай, остановись. Призови себе в помощь легион ангелов. И этот же легион будет помогать всем слабым. И не будет в мире страдания. Понимаешь ли ты, от чего ты можешь избавить мир? Кликни легион ангелов — и с тобой ничего не случится. Все это увидят воочию и больше уже не буду сомневаться в том, что ты сын Божий. И не будет на земле множества вер и распрей и крови. Дай людям убедиться в том, кто Ты такой. Докажи им свою божественность. — Доказать, чтобы тут же потерять ее? Теперь замолчала тень. И в этом сгустившемся молчании раздались слова Иисуса: — Ты хочешь, чтобы я доказывал свое собственное существование? — Не твое. Твоей божественности, — прошептала Тень. — Я и моя божественность едины. Я не расколот сам в себе. Тот, кто видит меня, видит мою божественность.
...далее - http://proza.ru/2012/06/24/1409
Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
|
|
| |
MгновениЯ | Дата: Суббота, 2018-09-29, 4:22 PM | Сообщение # 4 |
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18850
Статус: Offline
| Чистая страница
Зинаида Миркина «Чистая страница» – одиннадцатая книга стихов Зинаиды Миркиной, значительной и самобытной русской поэтессы, в стихах которой «синтез мировой культуры органичен, как живое дерево» (Вольфганг Казак). Зинаида Миркина – автор многих книг стихотворных переводов, эссе и художественной прозы. Среди писателей, с наследием которых органично «рифмуется» творчество Миркиной, Цветаева, Достоевский, Пушкин… В числе ее переводческих предпочтений – Рильке и арабская суфийская поэзия. Выбор переведённых стихов не случаен – мистическая поэзия, обращенная к глубине бытия, кружащаяся вокруг Бога (по выражению Рильке) – основная линия всех стихотворных книг Зинаиды Миркиной.
Зинаида Миркина Чистая страница. Избранные стихи (конец 2009 – первая половина 2011)
* * *
Я снова – чистая страница, Вот та раскрытая тетрадь, В которой будут вновь писать Рассветный луч, сосна и птица. Я ничего не создала. Я ничего не совершила. Все завершённые дела — Лишь только камень над могилой. А я пока ещё жива И всё ещё готова встретить Новорождённые слова И утро первое на свете.
Раздел I БЕЗМОЛВНЫЕ ВЕСТНИКИ
* * *
И вот рассвета росчерк алый Разросся в розовую гладь. И высь о Боге рассказала, Как мне вовек не рассказать. А где-то на лесной дороге Цветок сверкнул живым огнём И тихо рассказал о Боге — Не о себе, а лишь о Нём… О Боже, сколько их сегодня В любом краю, в любой судьбе, Безмолвных вестников Господних, Вещающих не о себе… И как их весть меня тревожит! Смысл непостижный постижим. Ведь эта роза – ангел Божий, Сосна – крылатый серафим.
* * *
Ликованье! Ликованье! Это чудо узнаванья О не ведающем тлена Скрытом в нас Творце Вселенной; Вот о том, что никогда Не случится с Ним беда. Вот о том, что суть моя — Беспредельность бытия. Смысл всей жизни очень прост: Ввысь из сердца брызги звёзд.
* * *
I Мои догадки о Тебе, Мои внезапные прозренья, Они даются не в борьбе, А в полноте успокоенья. Есть миг, когда уже во мне Ни слов, ни знанья – тишь такая! И в этой полной тишине Ты мысль мою пересекаешь.
II
Пересеки меня, пересеки, Раздавшийся внезапно голос птичий… И всем земным законам вопреки Бессмертный Дух меня к Себе покличет. Так вот откуда этот сноп огня! Один лишь зов, один лишь оклик быстрый — И Дух Творящий высек из меня Вот эти разлетевшиеся искры.
* * *
О нет, не просто красота. Она – открытье, откровенье О вечности и воскресенье. Иначе всё, что есть, – тщета, Надгробий наших украшенье. Но красота – благая весть О том, что смысл у мира есть, Что в нас есть Божье отраженье.
* * *
I И, может, смысл наш затаённый Ещё откроется глазам. Быть может, все цветы – иконы. А ствол древесный – это храм. И роза, и сирень, и ели Откроют в тайну узкий вход — И красота на самом деле Наш безобразный мир спасёт…
II Осенний дождь, осенний лес, Осеннее прощанье. И всей тоске наперерез — Святое обещанье. Чего? Мерцающая нить Прорежет листьев свод И вздрогнет… Вправду, может быть, Мир красота спасёт…
дальше - https://www.stihi.ru/2012/10/14/9072
Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
|
|
| |
MгновениЯ | Дата: Суббота, 2018-10-20, 11:58 AM | Сообщение # 5 |
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18850
Статус: Offline
|
Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
|
|
| |
MгновениЯ | Дата: Воскресенье, 2018-12-16, 4:24 PM | Сообщение # 6 |
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18850
Статус: Offline
|
Сайт с биографиями семьи.
Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
|
|
| |
Натья | Дата: Воскресенье, 2018-12-16, 4:53 PM | Сообщение # 7 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
| ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!! МНЕ РАДОСТНО, ЧТО МЫ - НА ОДНОЙ ВОЛНЕ"!!!
сошлись в молчанье времена послушать голоса в тумане лишенных света и вниманья поющих в снах сошлись... и вылилась река любви бессмертных на равнины с домами сильных и ранимых и крылья выпустил Икар он крылья выпустил и солнцу отправил вестников навстречу с ним рядом шёл по водам млечным Иешуа Га-Ноцри
небесный странник
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Вторник, 2019-02-12, 1:21 PM | Сообщение # 8 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7666
Статус: Offline
|
Мои затишья
Зинаида Миркина
https://stihi.ru/2012/06/14/6954
Эти стихи дают вертикальное измерение каждому мигу, они открывают возможность поворота всегда и везде и каждому. При этом они чисто русское явлению. В их синтез мировой культуры органичен, как живое дерево, а не как агрегат. В них — отражение всей мировой культуры, особенно духовной, но для восприятия они этой культуры предварительно не требуют, ибо отражают не культуру, а источник, которым она светится. Каждым стихотворением можно воспользоваться, как воздушным шариком, чтобы полететь в нужную сторону; чтобы вознестись на столько секунд, сколько хватит духу. При этом они негромки как Дух. Есть люди, любители поэзии, которым они ничего не говорят, даже раздражают. Такие любят «новое». Есть поэзия, которая хочет по-новому сказать о старом и всем известном. А тут поэзия другого измерения: она говорит о почти неизвестном — в этом ее новизна. /Александр Хабинский/.
I. Есть сила молчанья
* * * Мои великие затишья— Сиденье у незримых ног, Когда неслышимое слышно,— Продли их Бог... продли их Бог...
Мои глубокие безмолвья У моря на краю земли. Когда почти не плещут волны,— Продли их, Господи, продли...
Мое блаженное успенье – Успенье мук, успенье вин, Когда меня все мене, мене И, наконец, есть Ты один...
* * * Запрятаться в келью, зарыться в берлогу, Спуститься к вселенскому дну, Быть самою маленькой ракушкой Бога, Вобравшей Его тишину.
Когда-нибудь кто-нибудь, близкий по духу Подымет с иссохшего дна Ракушку, приложит нечаянно к уху, И в нем зашумит тишина.
* * * Успокой меня, успокой, Несмолкающий плеск морской. Звоном пены и раз и сто Повтори мне, что я—никто Иль что центр Вселенной всей Уместился в груди моей.
Мне откроется лишь одно,— Что тебе это все равно И что наши земные сны Навсегда для тебя равны.
Но бессменная песнь твоя Скажет снова, что ты есть я, И не нужно мне ничего, Кроме голоса твоего.
* * * Море! Море! Мы все из него. Мировая единая матерь. Нескончаемых сил торжество, Бесконечный приток благодати.
Не измерена щедрость твоя. Ты себя в каждой капле повторишь. И в громовых речах соловья, И в любви-то же самое море!
* * * Каждый день умирают предметы. Каждый день наступает пора, И-в лучах заходящего света Растекается, тает гора.
Тихий ангел прозрачною дланью Незаметно касается нас. И таинственный час умиранья Есть молитвы торжественный час.
* * * День уходил. И то, что четким было, Покрылось дымкой цвета янтаря. Страсть остывала. Нежность восходила. И воцарилась на небе заря.
И оказалось, Боже, оказалось, Что свет не гаснет, а рождает свет, И что вся жизнь есть только лишь начало Той нежности, которой края нет...
* * * И вновь блестит морская гладь, Как глаз провидца. Прийти и снова увидать И удивиться Тому мгновенному чутью И глазомеру. Измерившему глубь мою И силу веры.
* * * Ширь родная, ветер встречный, Запах моря. Дух знакомый. Я ведь только в бесконечном Обретаю чувство дома.
Только в этой всеединой Дали-сил моих запасы. Не ссылайте на чужбину— В царство множеств, в чувство часа!
*** Такое истонченье ткани! Мне видно то, что за стеной. Есть тайный опыт умиранья— Проникновенье в мир иной. Склонялось солнце низко, низко— И вот уж вовсе нет огня. Но мир иной от нас так близко! Здесь, рядом—в сердце у меня.
*** Как оно глядит далёко. Солнце на закате! Чтоб идти за этим Оком, Сотни лет не хватит.
Через море, через сушу И еще далече...— Прямо в сердце, прямо в душу. Прямо — в бесконечность.
* * * I Как сказать, как узнать, что такое крыло? Это то, что внезапно из сердца взошло- Узнавание единоверца- Луч души, излучение сердца.
Это-так переполнено все существо- Преизбыток его. просветленье его. Через край перелитая сила И-внезапнымпучком-шестикрылость.
II
далее https://stihi.ru/2012/06/14/6954
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Сообщение отредактировал Белоснежка - Вторник, 2019-02-12, 1:22 PM |
|
| |
MгновениЯ | Дата: Среда, 2019-02-27, 5:11 PM | Сообщение # 9 |
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18850
Статус: Offline
|
Дослушанный звук
Зинаида Миркина
Мне в этой жизни довелось Дослушать каждый звук. Все вещи доглядеть насквозь И очутиться вдруг В потустороннем, за судьбой Как будто пройден мост, Соединяющий с собой И с каждою из звезд.
ДОСЛУШАННЫЙ ЗВУК
ЧЕРЕЗ АД
* * * Он так просил всего лишь час Быть рядом, не смыкая глаз, Всего лишь только час один Быть с Ним на глубине глубин, Глядеть туда, куда глядят Его глаза — в кромешный ад, В такой огонь, в такую тьму, Каких не вынесть одному. Он этой ночью приоткрыл Впервые, сколько нужно сил, Чтоб солнцем встать из тьмы. И вот Отёр со лба кровавый пот, В молчаньи посмотрел окрест И, встав с колен, пошёл на крест.
* * * Бог – это выход. В полной темноте. В пространстве без дорог. Скажите мне – есть выход на кресте? - Тогда есть Бог.
I Крест-на-крест перечеркнут свет - Чернобыль. Сумгаит. Армения. - Так Бога нет? - Он на кресте висит. Зияющая чернота Завещана живым. Он — на кресте. Мы - у креста. И мы Его храним. Надеждам наступил конец. Земле - последний час. Хороним Бога внутрь сердец. Да встанет Он из нас!
II Да встанет Бог! Нет, не с небес И не с других планет. – Из сердца нашего воскрес Бог. Или — Бога нет.
И есть всего один призыв: Вот с этою весной Да встанет Бог, который жив, Раз вся любовь со мной!
Огня Господнего печать — Бог, вдавленный в меня. О, только бы не растерять Ни искры от огня!
Всю грудь, всю плоть мою прожёг И зреет в глубине. Да будет Свет! Да встанет Бог, Схороненный во мне!
III Вся тяжесть рухнувшей Земли И — семя Бытия. На чаши равные легли Мой Бог и боль моя.
И в пустоте качнулась вновь На дрогнувших весах Неодолимая Любовь И неподъёмный Страх.
Моя душа должна опять Найти противовес И неподъёмное поднять, Чтоб умерший воскрес!
* * * Невозможному поверьте! Только Дух оборет прах. Дух живой в средине смерти И ликующий в скорбях. Дух мелькнувший птицеи белой, Звоном, таяньем, весной. Тот, которому нет дела До всей тяжести земной! _ Сквозь и над - всегда в полете, Ни замкнуть, ни обороть, Дух противящийся плоти И живящий нашу плоть. Одоленье, легкость груза. Свет в кромешной темноте Радость в боли, воля - в узах, Выход даже на кресте. Зорче зренья, чутче слуха, У бездонности на дне… Помолись Святому Духу О себе и обо мне...
* * * Как рассказать склонившимся к могиле, Что смерти нет, что свежая листва И все цветы со мною говорили, Когда умолкли навсегда слова?... И как унять великий страх разлуки, Что чуть отхлынув, подступил опять? Как разомкнуть сомкнувшиеся руки И как от сердца сердце оторвать? Великая последняя дорога, Сокрывшаяся в непроглядной мгле… Когда святые хоронили Бога, Какая скорбь стояла на Земле! Зачем-то надо это сердце кинуть Внутрь бездны – перейди, переплыви Бескрайность боли, слезную пучину, - Великий, полный океан любви… И различи ликующее пенье С той стороны прорвавшихся осанн… Ты можешь долюбить до воскресенья, Вмещая в сердце целый океан.
* * *
Так ты не умер, Ты - передо мной. Твои глаза переглядели смерть. Она прошла, не выдержала взгляда, Немеркнувшего в непроглядной тьме. Твое лицо взошло из тьмы кромешной И вот стоит в зените Духа. Мне все равно во что оделся Ты, Из плоти Ты глядишь или с иконы. Ты здесь. Тебя я осязаю сердцем, Вмещающим всю меру ликованья, Весь океан любви. Ты здесь. Ты вот, И если был такой безумный миг, Когда чело Твое покрылось потом И взгляд померк, то этот миг прошел. А Ты остался, Ты пройти не можешь. Твое лицо дозрело до бессмертья. Ты сам и есть Бессмертье, и другого Бессмертья не бывает. Тебе причастный, сросшийся с Тобою, Становится бессмертным. А те, кто недозрели и упали С Живого Древа? Вот за них, за всех... Ведь потому и был кровавый пот, Что Ты оставить никого не можешь...
ДИПТИХ Держи ум свой во аде и не отчаивайся. Св. Силуан I ...А это слово "человек" Звучало гордо. О, как гордо! Какие мощные аккорды Озвучили железный век — И заглушили литургию. Одни намеренья благие Гремели как колокола Победные над силой зла. Век был уверен и параден. Он позабыл, что рядом край. — И мы не держим ум во аде. Нам усыпил сознанье рай. Мы сами боги. Нам не надо Напоминать про пламя ада, — Про этот внутренний огонь. Нам нужен гром и лязг погонь, Нам надо бить по зеркалам И превращать в руины Храм. II Но в рай не входят мимо ада. Так было. И да будет так. И лишь не знающии пощады К себе, способен выжечь мрак. Есть равновесие в природе Уму неведомый закон: И если в мире свет восходит, То значит в Боге мрак сожжен. И выносил тоску такую, И так сегодня солнцу рад, Что всеми крыльями ликует Мой дух, прошедший через ад. И он готов спуститься снова В кромешный мрак, сойти на нет, Чтоб беспощадный Иегова Сказал опять: "Да будет свет!
* * * Есть остров Сознанья в разливе Стихии. О, берег размывшие волны морские! О, бьющие в грудь неуёмные страсти, Крошащие, рвущие душу на части.
О нас переросшее грозное горе! Я- остров, а смерть - бесконечное море, Я - остров, а боль - это вал океана, Враждебной стихии прибои неустанный.
Я - остров Сознания, остров Покоя, Что врезался точкой в безбрежье морское. Я - малая точка в огромном просторе, Но мне по плечу осознание моря.
Да есть повеленье душе. Есть заданье – Стать целостным Морем, стать Морем сознанья, Стать тем, над которым не властны условья. Открытым простором, бессмертной Любовью. * * * Тот, пеленами оплетенный, Тот, одолевший естество, - Не нарушение закона, А исполнение его.
Когда по Божьему приказу, Высвобождаясь из тенет, Выходит из могилы Лазарь, Над миром вновь восходит свет.
Но чтобы он восстал оттуда, - Из бездны, с мирового дна, - В великом напряженьи чуда Душа безмолвствовать должна.
И вечно укрощает волны И по морю ступает Тот, Кто не нарушить, а исполнить, Кто созидать сей мир идет.
И – снова буря… Боже правый, Опять густеет в мире тень, И ты опять в поту кровавом. И все-таки – восходит день.
* * * Встань в молчаньи и дух собери! — Целый ад загудел над тобой, Кто промолвил: "Господь мой внутри", Тот все внешнее вызвал на бой.
Духа с плотью тяжелою спор. У земного предела стою. Тяжким шагом идет Командор Обуздать дерзновенность мою.
Этот шаг в мировой тишине Сквозь молений ночных немоту... Кто промолвил: "Господь мой во мне", Тот себя приготовил к кресту.
Смысл и боль моего бытия, Огнь, горящий в моей черноте, Дух мой, Мощь моя, Сущность моя, Не остави меня на кресте!...
https://www.stihi.ru/2012/08/18/6865
Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
|
|
| |
MгновениЯ | Дата: Воскресенье, 2019-03-17, 5:26 PM | Сообщение # 10 |
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18850
Статус: Offline
|
Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
|
|
| |
MгновениЯ | Дата: Суббота, 2019-04-20, 6:33 PM | Сообщение # 11 |
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18850
Статус: Offline
|
Нет имени, не нужен знак - Всецелость не дробится. И славить Бога нужно так, Как ангелы и птицы: Ни почему, ни для чего, Летя из далей в дали, Они по имени Его Ни разу не назвали. Но как луч света через тьму, Так росплеск их мелодий Сквозь всю тоску земли к Нему В единый миг доходит. Мгновенно песня началась И смолкла так мгновенно, Но сердце ясно чует связь С другим концом Вселенной. И в каждый звук и в каждый вдох Вошла вся глубь лесная. И знаю я, что значит Бог, Хоть имени не знаю. 18.04.2001 https://stihi.ru/2012/06/14/6827
Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
|
|
| |
Танец | Дата: Пятница, 2021-03-05, 1:09 PM | Сообщение # 12 |
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
|
Касыда о Вине , Ибн аль - Фарид , перевод Зинаиды Александровны Миркиной,читает Nik Osho.
Книгоиздательство
|
|
| |
Натья | Дата: Пятница, 2021-03-05, 2:19 PM | Сообщение # 13 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
| Цитата MгновениЯ ( ) Нет имени, не нужен знак -Всецелость не дробится. И славить Бога нужно так, Как ангелы и птицы:
Ни почему, ни для чего, Летя из далей в дали, Они по имени Его Ни разу не назвали. ПОТРЯСАЮЩИЕ СТИХИ...
В этом городе снов много солнца с утра. И цветы говорят на своем языке. А под вечер костры и туманы в руках, И уснувшие листья плывут по реке. Это лето… В лучах его - танец живой, И жемчужные росы по берегу сплошь. Это осень… В глазах у нее - жёлтый дождь... А под куполом смех В окнах наших с тобой…
небесный странник
Сообщение отредактировал Натья - Пятница, 2021-03-05, 2:22 PM |
|
| |
Танец | Дата: Понедельник, 2021-10-11, 9:40 PM | Сообщение # 14 |
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
|
Имя на поэтической поверке. Зинаида Миркина Лев Баскин Духовные стихи Зинаиды Миркиной – это не просто стихи – это поэзия просветляющая душу! Это стихи поэтессы, пережившей своё духовное преображение:
***
Отрешиться, отрешиться – Ото всех земных забот. Тихо тенькает синица И зовёт, зовёт, зовёт… Всё, что было важным, - небыль. Все труды – напрасный труд. А деревья смотрят в небо И зовут, зовут, зовут… Если только их послушать, То уйдёшь за край земли. Или в собственную душу, От которой ты вдали…
Когда читаешь такие стихи, то возникает ощущение, что припал к чистому, извечному источнику и можешь пить до бесконечности.
Так пишут люди близкие к Богу, и несущие свет миру.
Зинаида Александровна говорила: «Настоящее чудо – это не то, что поражает воображение, а то, что преображает нашу душу. Я не верю в Бога, я Его знаю» Самое интересное, что эта замечательная женщина прожила очень долгую жизнь, 92 года, и большую часть её жизни её никто не слышал и не признавал.
Только после перестройки, мы успели иногда дотянуться до тех личностей, которые ушли вперёд и вверх, и познакомиться с их именами и творчеством.
Зинаида Александровна Миркина, русский поэт, переводчик, литературовед, эссеист родилась 10 января 1926 года в Москве, в атеистической семье инженера Александра Ароновича Миркина, в 1920 году секретаря Бакинского уездного ревкома, выпускника МВТУ.
Мать – экономист Александра Авелевна, комсомолка в красной косынке. Дед, Арон Менделеевич Минкин, был часовщиком в Санкт-Петербурге. В доме была атмосфера глубокой веры в идеалы революции, аскетизма, жертвы во имя идеала.
Отец Зинаиды, будучи заместителем директора Теплотехнического института, получал партмаксимум, то есть вчетверо меньше, чем на его месте получал бы беспартийный.
Зина в семье не слышала никакой дубовой партийной фразеологии, но партия, какой она её чувствовала тогда, впрямь казалось ей честью и совестью того времени. Также ив школе чувствовала – может быть, под влиянием микроклимата семьи.
И вдруг тридцать седьмой год…
Половина, если не три четверти родителей знакомых детей, по улице и школе – были арестованы. Мама просила Зину звать к себе домой в гости тех, у кого арестовали родителей, быть к ним особенно внимательной.
Во-первых, говорила она дочери, - бывают ошибки, а во-вторых, представляешь, как это страшно – зная, что твои родители враги.
Много лет спустя, Зинаида Александровна узнала, что отец, два месяца спал, не раздеваясь, и прощался с ними не только на ночь.
Девочка рано стала задумываться о жизни, о духовных приоритетах. В 14-ть лет к ней попала книга Бруно Ясенского «Человек меняет кожу», которая убедила Зинаиду в том, что горение души намного важнее материальных ценностей, мало того, это горение даже важнее результатов самого горения.
Главное чтобы душа не спала, чтобы она была на пределе своих усилий.
Через какое-то время, Зинаида узнала, что Бруно Ясенского арестовали и объявили врагом народа, расстреляв 17 сентября 1938 года, на полигоне «Коммунарка» в Подмосковье.
Бруно Ясенский – настоящая имя и фамилия Виктор Яковлевич Зисман (17.07.1901 – 17.10.1938) –польский и советский писатель, поэт, драматург.
Писал на русском, польском и французском. Многие люди в России, знают и помнят его знаменитое, актуальное высказывание из романа «Заговор равнодушных»:
«Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».
Затем война, эвакуация в Новосибирск, учёба в 9-ом и 10 классе.
Голод, тяжёлый быт, изнурительная работа школьников в совхозе… Это называлось трудфронтом. Спасалась стихами, которые писала уже давно, но эта поэзия была далека от духовной.
В Новосибирске её стихи оценили, она стала редактором школьной газеты, которая выходила на семи листах ватмана и занимала весь коридор. Учителя поддерживали одарённую девочку в её стремлении заниматься общественной, творческой работой в школе.
Зинаида тосковала по Москве и, когда пришло время поступать в институт, вернулась в родной город. Зинаида, с 1943 по 1948 год училась на филологическом факультете Московского университета, где защитила дипломную работу, но не смогла сдать государственный экзамен, так как тяжёлая болезнь приковала её, парализовав, на пять лет к постели, не могла ходить, говорить.
Нервное и физическое перенапряжение, студенческих лет, голод, сказалось таким образом.
С Библией Зинаида Александровна познакомилась в 18 лет и стала чувствовать, что с атеизмом не проживёшь, он мал, куц. И когда прочла у Фёдора Достоевского в романе «Идиот» фразу, что все атеисты не про То говорят, поняла, что эта фраза и из её души взята.
Зинаида Миркина занялась самообразованием и досконально изучила Священное писание, о чём наглядно показывают её стихи, не нарушающие религиозных канонов:
«Один на один» Г.П.
Ни имени, ни громкой славы – Но мы вдвоём в лесу пустом. Мир выбирает вновь Варраву, А мы останемся с Христом.
А мы с тобой – под лютым ветром. Сплелись, как ветки, ты и я, С вот этим Третьим, незаметным Немым истоком бытия.
Немеет лес и крик немеет, Но как пророчит немота! Все носят крестики на шее, А мы остались у Креста.
А мы не молим о спасеньи, Не ждём его, как чуда ждут. Мы просто знаем: воскресенье Есть самый тяжкий в мире труд.
В связи с болезнью, у Зинаиды Миркиной был большой перерыв, а затем долгое время писала «в стол», духовная лирика, для окружающих могла бы вызвать только насмешку и недоумение.
Оправившись после болезни, в 1953 году, Зинаида Александровна занялась переводами, единственным источником заработать себе на существование, на тот период жизни в стране.
Первая проба переводов были стихи армянской поэтессы Сильвы Капутикян, качеством которых, впоследствии, Зинаида Миркина стыдилась, как ученическими.
Наиболее заметные работы – переводы арабской суфийской лирики, впервые напечатаны в 1975 году, в томе «Арабская поэзия средних веков», в серии «Библиотека всемирной литературы», состоящей из 200-от томов, общий вес которых 163 килограмма и выпускаемых с 1967 по 1977 год – по подписке, издательством «Художественная литература».
Успешно переводила индийского поэта, писателя, композитора и художника Рабиндраната Тагора(1861-1941),и австрийского поэта и писателя Райнер Мария Рильке(1875-1926), его «Сонеты к Орфею».
В 1960 году произошло великое событие в жизни Зинаиды Миркиной – встреча и знакомства с Григорием Померанцем.
О выдающийся личности Григории Померанце, следует рассказать подробнее. Григорий Соломонович Померанц, российский философ, культуролог, писатель, эссеист, родился 13 марта 1918 года в городе Вильно, с семи лет жил в Москве. В 1940 году окончил Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ), в Москве.
В этом знаменитом институте учились до войны, в будущем известные поэты-фронтовики: Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, Давид Самойлов, Борис Слуцкий, Юрий Левитанский.
В 1941-ом Григорий Померанц ушёл на фронт добровольцем, хотя были проблемы со зрением, и был освобождён, на войне был ранен в ногу, службу продолжил. Осенью 1942 года вступил в ВКП (б) и был назначен комсоргом управления дивизии Начинал воевать рядовым, к концу войны был лейтенантом.
За участие в Великой Отечественной войне был награждён:
-Орден Красного Знамени – 16 августа 1944 года. -Орден Отечественной войны II степени – 17 мая 1945 года. - Медаль «За боевые заслуги» - 22 декабря 1943 года. - Медаль «За оборону Сталинграда» -20 декабря 1942 года. - Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В декабре 1945 года был исключён из партии за «антисоветские разговоры», демобилизован и возвратился в Москву, где работал в «Союзпечати».
Желая получить степень кандидата философских наук, Григорий Померанц, подал студенческую работа о Фёдоре Достоевском, которая была оценена преподавателями как антимарксистская,и вместе с кандидатской диссертацией была уничтожена после его ареста в 1949 году, на кафедре института.
В 1949 году началась антисемитская кампания на государственном уровне, и Григорий Соломонович попал под жернова неминуемой репрессии, когда участие и заслуги на фронте, во внимание не принимались, за положительную характеристику.
Был осуждён, в 1949 году, за «антисоветскую агитацию» на пять лет. С 1950 по 1953 находился в Каргопольлаге. Был освобождён по амнистии, в 1959 году реабилитирован, так и не восстановившись в ВКП (б).
В 1953-1956 работал сельским учителем в Краснодарском крае, в станице Шкуринской.
Вернувшись в Москву, стал сотрудником Библиотеки общественных наук.
К 1953 1959 годам относятся первые эссе Григория Померанца, «Пережитые абстракции» - работы, построенные в традиционной форме философского диалога.
В 1959-1960 годах вокруг Григория Померанца образовался полуподпольный философско-исторический и политэкономический семинар.
Григорий Померанц занимался правозащитной деятельностью, поддерживал отношения с инакомыслящими различных направлений, состоял в переписке с Александром Солженицыным, участвовал в неофициальных научных семинарах.
Григорий Померанц – автор многочисленных философских работ, распространявшихся Самиздатом и оказавших в 1960-1970 годах огромное влияние на мировоззрение интеллигенции.
Сам учёный не любил, когда его называли философом, и говорил: «Я не пользуюсь профессиональным философским языком, а стараюсь писать просто, доступно».
Он, например, автор своего рода «культовой» цитаты, из своей книги «Сны земли»:
«Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело. Всё превращается в прах – и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело. И благодаря ему, зло на Земле не имеет конца.
С тех пор, как я это понял, считаю, что стиль полемики важнее предмета полемики».
Ещё одна из ярких цитат Григория Померанца, которую часто упоминают в дискуссиях:
«Всякая личность начинается тогда, когда чувствуешь потребность выйти из толпы».
Сильный резонанс вызвала его эссе «Квадрильон» и «Нравственный облик исторической личности».
В 1967-1968 годах оба эссе были перепечатаны за рубежом. За границей были напечатаны его работы «Неопубликованное»-1972, Мюнхен, «Сны земли»-1984, Париж, «Открытость бездны. Этюды о Достоевском»-1989, Нью-Йорк, статьи в журнале «Синтаксис».
Григорий Померанц автор работ по истории русской культуры ХIХ-ХХ веков, культуры Востока, философии истории и религии.
В советских изданиях его публикации с 1976 по 1987 год были запрещены. В годы перестройки, с 1990, Григория Померанца стали печатать в России. Григорий Померанц был членом Академии гуманитарных исследований.
Учёной степени, несмотря на обилие его востребованных публикаций, ему так и не удосужились присвоить, к сожалению.
Повествуя далее о знакомстве, в зрелом возрасте Зинаиды Миркиной и Григория Померанца, необходимо вспомнить, что об этом эпизоде вспоминает сама поэтесса: «Его привезли летом к нам на дачу одна из моих подруг, решившая, что ему надо обязательно показать услышать мои стихи.
Он собирал стихи для первого номера журнала «Синтаксис» Алика Гинзбурга – антологии непечатной поэзии. Это кстати был первый журнал, напечатавший тиражом 30 экз. Иосифа Бродского, несколько других поэтов, которых знают.
В №4 должны были быть стихи и Зинаиды Миркиной, но этого номера не было – Алика Гинзбурга арестовали.
Журнал «Синтаксис» познакомил нас с Гришей. Вошёл молодой человек в белой рубашке, с огромной шевелюрой, потом оказалось ему уже 42 года. Когда встретились, Зинаиде Александровне было 34 года.
Попросил читать стихи. Начала. И вдруг исчезло ощущение пространства и времени. Почувствовала, что так меня ещё никто не слушал.
Глаза Григория потемнели и углубились. Они смотрели куда-то вверх, внутрь, и стихи – я это видела – входили глубоко - глубоко в самую бесконечность поразившейся души, благодарного слушателя».
Зинаида Миркина, так понравилась и полюбилась, с первого взгляда, Григорию Померанцу, что тот ушёл из первой семьи, где прожил три года. В 1961 году они поженились, Григорий был старше Зинаиды на 8-мь лет. Дальше уже всё время были вместе.
Зинаида Александровна вспоминала: «Как-то в начале 62-го Гриша сказал мне: «Ты нашла себя в том, как ты пишешь, а я – нет. Я нашёл себя в том, как я живу, как я люблю» Сказал он спокойно, без тени грусти. Чувствовал, что он нашёл главное».
С приходом в жизнь Зинаиды Александровны Григория Померанца, переводами стала заниматься меньше, чем до этого времени для заработка, больше стала для души писать стихотворения и переводить любимого австрийского поэта Райнер Мария Рильке.
Интенсивно печатать стихи Зинаида Миркина стала лишь с начала 1990 годов. Вышли сборники стихов: «Потеря потерь» -1991, «Зерно покоя» -1994, «Мои затишья»-1999, «Огонь и пепел» - работа о Марине Цветаевой -1993, «Истина и её двойники» - работа о Фёдоре Достоевском и Пушкине -1993, «Три огня» - сказки-1993, «Озеро Сариклен» -роман -1995,»Дослушанный звук» -стихи-1995.
С 1988 года Зинаида Миркина была участницей объединения духовных поэтов России «Имени Твоему».
Совместно с супругом философом-гуманистом Григорием Померанцем, Зинаида Миркина издала работу: «Великие религии мира» -1995 год, переиздана в 2001 году.
Священник отец Александр Мень, успев до своей гибели, прочитать эту книгу в рукописи, сказал: «Трудно более доходчиво описать религиозно-мистическую жизнь человечества».
В перестроечное время, Григорий Померанц и Зинаида Миркина часто выступали по телевидению, их лекции и интервью записывали и транслировали различные каналы, как чету мудрецов их приглашали на телепередачи, о них снимали документальные фильмы.
Надо напомнить, в истории российской литературы были успешные творческие пары, как и в случае с Зинаидой Миркиной и Григорием Померанцем.
Навскидку можно назвать: Георгий Иванов и Ирина Одоевцева, Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Алексей Толстой и Наталья Крандиевская-Толстая,Семён Липкин и Инна Лиснянская, Константин Ваншенкин и Инна Гофф, Николай Старшинов и Юлия Друнина.
Но никто из этих творческих пар, так долго и плодотворно не прожили, в творческой атмосфере вместе, как Зинаида Миркина и Григорий Померанц, в браке они состояли более 52 лет.
Григорий Соломонович Померанц (13.03.1918-16.02.2013), ушёл из жизни на 95 году жизни.
В 2014 году Зинаида Александровна Миркина, выпустила книгу стихотворений «Тайная скрижаль», написанную после смерти мужа Григория Померанца, то есть менее чем за год, и целиком посвящённая ему.
Это непрерывный, ежедневный разговор с ним – с ушедшим и присутствующим. Долгая совместная жизнь так соединила их души, что при всём ощущении физической пустоты - духовная общность не пошатнулась. Зинаида Миркина пишет:
«Нет между нами расстоянья, У нас с тобой душа одна»
Зинаида Миркина (10.01. 1926-21.09.2018), ушла из жизни на 93 году жизни, на пять с половиной лет, пережив своего мужа.
Похоронена Зинаида Александровна Миркина на Даниловском кладбище Москвы, рядом с родителями и мужем.
Хочу верить и надеюсь, что уважаемые читатели, с удовольствием откроют для себя, чудный мир духовной поэзии, выдающейся поэтессы Зинаиды Александровны Миркиной
далее по ссылке https://stihi.ru/2020/05/24/1362
© Copyright: Лев Баскин, 2020
Книгоиздательство
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Четверг, 2024-04-25, 7:52 AM | Сообщение # 15 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7666
Статус: Offline
|
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
Просперо | Дата: Четверг, 2024-04-25, 8:42 AM | Сообщение # 16 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6144
Статус: Offline
| Цитата Танец ( ) «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело. Всё превращается в прах – и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело. И благодаря ему, зло на Земле не имеет конца. С тех пор, как я это понял, считаю, что стиль полемики важнее предмета полемики». Если стиль важнее предмета, то это... процесс важнее итога.
Готов согласиться с автором сентенции в том, что Господь наш некорректно поступил с Содомом и Гоморрой, отступил от стиля Создателя.
Или в том, что если в итоге увлечения любовного появляются дети, это не предмет, за который полемизировали
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Четверг, 2024-04-25, 8:57 AM | Сообщение # 17 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7666
Статус: Offline
| Просперо, давайте на будущее указывать имя автора цитаты, в данном случае - Григорий Померанц (а не Танец).
По существу я бы ответила так... не нам оценивать корректность поступков или стиля деяний Господа или Создателя. Да и Григорий говорил о стиле полемики, который важнее предмета полемики.
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Четверг, 2024-04-25, 9:03 AM | Сообщение # 18 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7666
Статус: Offline
| Цитата Григорий Померанц ( ) Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело. И благодаря ему, зло на Земле не имеет конца. А с таким выражением я бы точно не согласилась... Дух ненависти не вечен, он рождается и гибнет. Вечен дух сопротивления злу, вечен дух непримиримости сражений с бесчеловечностью и бесами, в каких бы масках они ни появлялись. В нашем обществе такие сражения постоянны...
Цитата Просперо ( ) Или в том, что если в итоге увлечения любовного появляются дети, это не предмет, за который полемизировали Полемика о божьих делах - дело не публичное, скорее это дело для внутренних диалогов сам с собой в период роста духовного. А цитата, вероятнее всего, относилась к периоду репрессий, о которых тогда во время начала перестройки шла острая общественная дискуссия. Развал духовного единения свидетельствовал крушение идеологии социализма и нравственных ценностей... увы. Стиль полемики трансформировался в базарные крики дилетантов всех мастей.
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Сообщение отредактировал Белоснежка - Четверг, 2024-04-25, 9:14 AM |
|
| |
Просперо | Дата: Четверг, 2024-04-25, 3:51 PM | Сообщение # 19 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6144
Статус: Offline
| Цитата Белоснежка ( ) Просперо, давайте на будущее указывать имя автора цитаты, в данном случае - Григорий Померанц (а не Танец). я пробовал исправлять не проходит
Цитата Белоснежка ( ) и Григорий говорил о стиле полемики, который важнее предмета полемики. то есть наукообразность важнее сути вопроса политкорректность важнее выявления сути предательства братство народов важнее очистки "украины" от оккупации - в том числе и антиславянской - даже в первую очередь - но это же я уже со злостью, так нельзя - польская окраина может и должна простираться до Турции - если народ янычарством очарован!
А какие опусы пишут на стихи ру героические израильтяне по-русски! Как они достойно уничтожают туземцев от хамаса - и иная точка зрения кроме самозащиты евреев по всему миру не допускается - - по-моему в данном случае Померанец как минимум был высокомерен
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал Просперо - Четверг, 2024-04-25, 3:56 PM |
|
| |
Просперо | Дата: Четверг, 2024-04-25, 4:00 PM | Сообщение # 20 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6144
Статус: Offline
| Цитата Белоснежка ( ) Развал духовного единения свидетельствовал крушение идеологии социализма и нравственных ценностей... увы. Стиль полемики трансформировался в базарные крики дилетантов всех мастей. Стиль полемики в тот период вёлся именно на базарном уровне - на то он и переход к рыночной экономике - и ещё период назывался "за базар ответишь". Специально внедрялись вот такие миллионэры и прочая тупейшая безотказная муть типа партнёра Лёна Голубкова. Сколько людей сожалеют о гибели Мавроди!!! - вы не поверите
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |