Сергей Александрович Есенин - поэтическое Сердце России
Самый непонятный из всех русских поэтов вообще, а "серебряных" - в частности, а точнее самый непонятый и не разгаданный нами, Сергей Есенин. Внешняя простота и лёгкость его строки сыграла с ним злую шутку: большинство поистине космических мыслей столичного хулигана из рязанских безбрежных просторов так и не увидали своего осмысления в силу именно лёгкости, которую только по недоразумению принимали за легковесность. Его магическое эссе о сакральной русской избе, его персидские (арийские) мотивы должны были заставить пристально взглянуть на писанное и сказанное им в просто разговорах, но...не заставили. Персидские мотивы так и остались любовными фантазиями, русскую деревню в те поры шибко не любили и его удивительные отношения с животными, с окружающим миром почитали чудачествами и извиняли из-за большого таланта. Главного в его таланте мы не разглядели…., то ГЛУБИННОЕ, блиставшее всеми гранями арийское цельное понимание мира и любви в нём.\
Дата: Четверг, 2011-12-08, 11:02 AM | Сообщение # 2
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
Небесные кони Есенина
Для крестьянского поэта Есенина хлеб земной и небесный - одна краюха. Жатва словесная, и жатва космическая, и жатва земная - единый труд. Его полет к небу не от земли, а вместе со всей землей. Его земля - небо, небо - земля.
Там, за млечными холмами, Средь небесных тополей, Опрокинулся над нами Среброструйный Водолей,
Он Медведицей с лазури – Как из бочки черпаком. В небо вспрыгнувшая буря Села месяцу верхом.
В вихре снится сонм умерших, Молоко дымящий сад, Вижу, дед мой тянет вершей Солнце с полдня на закат.
Деревянный резной конек превратился в огненного коня, несущего землю к небу.
Сойди, явись нам, красный конь! Впрягись в земли оглобли. Нам горьким стало молоко Под этой ветхой кровлей...
Мы радугу тебе - дугой, Полярный круг - на сбрую. О, вывези наш шар земной На колею иную.
Так промелькнули и умчались небесные кони в поэзии Есенина.
Дата: Четверг, 2011-12-08, 10:47 PM | Сообщение # 5
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
КОСМОС ЕСЕНИНА
Мир Сергея Есенина существует в первозданном значении этого слова, противостоящем обычному понятию «космос». В космосе человек и вселенная существуют отдельно. Мир — это единство человека и космоса. Поэт с детства проникся той народной космологией, которая приоткрыла нам свои тайны в «Ключах Марии». Старец, поющий о «золотых ключах», брошенных в море, о потерянной «золотой книге», возвещает сокровенную тайну фольклорного мира, где земля и небо едины, как верхняя и нижняя половины чаши. Две зеркальных полусферы, отражаясь друг в друге, опускают небо на землю и поднимают человека к небу, а сам «человек, идущий по небесному своду, попадает головой в голову человеку, идущему по земле». «Человек есть ни больше, ни меньше, как чаша космических обособленностей», и наступит время, возвещает поэт, когда «опрокинутость земли сольется в браке с опрокинутостью неба». Можно было бы отнести эти представления в область наивной народной фантазии или отделаться привычным восклицанием: «а, метафора». Но сам поэт предостерегает от такого подхода своей статьей, где прямо и недвусмысленно возвещает: «Все наши коньки на крышах... носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека... «Я еду к тебе, в твои лона и пастбища», — говорит наш мужик, за прокидывая голову конька в небо».
Кто усомнится теперь в жизненной достоверности поэтических пророчеств Есенина, когда устами космонавтов мы можем подтвердить: «Верха и низа в ракете, собственно, нет, потому что, нет относительной тяжести... Мы чувствуем верх и низ, только места их сменяются с переменой направления нашего тела в пространстве» (Герман Титов). Это ведь и есть мир, где «опрокинутость земли сольется в браке с опрокинутостью неба». Конек с крыши есенинской избы умчался в небо, разрастаясь до объема земли, а Млечный Путь стал «дугою» в его упряжи:
«Пой, зови и требуй Скрытые брега; Не сорвется с неба Звездная дуга!»
Поэтическое слово таит в себе мироздание, предвещая космическое будущее Руси:
«И чуется зверю Под радугой слов: Алмазные двери И звездный покров».
Дата: Пятница, 2011-12-09, 6:05 PM | Сообщение # 7
Хранитель Ковчега
Группа: Путешественник
Сообщений: 333
Статус: Offline
Ах, Talia, какую прекрасную тему Вы открыли! С.Есенин - мой любимый поэт в той же степени, как Н.Рерих - любимый художник. Собственно два этих Мастера и разбудили во мне ту светлую любовь к Руси, которая живёт во мне и поёт чистым голосом свои светлые песни. Но ещё больше радуюсь я тому, что именно тема космизма стихов Есенина привлекла Ваше внимание, потому что настоящий поэт - это всегда мистик, провидец и первопроходец. Низкий поклон моей радостной и благодарной души - Вашей.
Душа поэта
Как много пишется того, что мы стихами называем, Безумцы! Ничего мы о поэзии не знаем... Душа ПОЭТА есть приют для откровенья Сил Небесных, Освобождающих от пут земных условностей телесных. Поэт возносится туда, где нет предела вдохновенью, И словом пламенным душа готовит путь для восхожденья. Он, как маяк, горит в ночи, путь освещая вслед идущим, Он есть Певец большой мечты, уже сияющей в Грядущем. Господь твой, живи!
Сообщение отредактировал Мила - Пятница, 2011-12-09, 6:09 PM
Дата: Суббота, 2011-12-10, 6:52 PM | Сообщение # 8
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18802
Статус: Offline
Сергей Есенин
КЛЮЧИ МАРИИ ***
Посвящаю с любовью Анатолию Мариенгофу
1
Орнамент — это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием. Его образы и фигуры какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте. Но никто так прекрасно не слился с ним, вкладывая в него всю жизнь, все сердце и весь разум, как наша древняя Русь, где почти каждая вещь через каждый свой звук говорит нам знаками о том, что здесь мы только в пути, что здесь мы только «избяной обоз», что где-то вдали, подо льдом наших мускульных ощущений, поет нам райская сирена и что за шквалом наших земных событий недалек уже берег. Прежде чем подойти к открывшимся нам тайнам орнамента в слове, мы коснемся его линий под углами разбросанной жизни обихода. За орнамент брались давно. Значение и пути его объясняли в трудах своих Стасов и Буслаев, много других, но никто к нему не подошел так, как надо, никто не постиг того, что —
на кровле конек Есть знак молчаливый, что путь наш далек. (Н. Клюев)
Все ученые, как гробокопатели, старались отыскать прежде всего влияние на нем, старались доказать, что в узорах его больше колдуют ассирийские заклинатели, чем Персия и Византия. Конечно, никто не будет отрицать того, что наши древние рукописи XIII и XIV в. носят на себе явные признаки сербско-болгарского отражения. Византийские и болгарские проповедники христианских идей наложили на них довольно выпуклый отпечаток. Никто не скажет, что новгородская и ярославская иконопись нашли себя в своих композициях самостоятельно. Все величайшие наши мастера зависели всецело от крещеного Востока. Но крещеный Восток абсолютно не бросил в нас, в данном случае, никакого зерна; он не оплодотворил нас, а только открыл лишь те двери, которые были заперты на замок тайного слова. Самою первою и главною отраслью нашего искусства с тех пор, как мы начинаем себя помнить, был и есть орнамент. Но, просматривая и строго вглядываясь во все исследования специалистов из этой области, мы не встречаем почти ни единого указания на то, что он существовал раньше, гораздо раньше приплытия к нашему берегу миссионеров из Греции. Все, что рассматривается извне, никогда не рождается в яслях с лучами звезд в глазах и мистическим ореолом над головой. Звезды и круг — знаки той грамоты, которая ведет читающего ее в сад новой жизни и нового просветленного чувствования. Наши исследователи не заглянули в сердце нашего народного творчества.
Они не поняли поющего старца:
«Как же мне, старцу Старому, не плакать. Как же мне, старому, не рыдать: Потерял я книгу золотую Во темном бору, Уронил я ключ от церкви В сине море». Отвечает старцу господь бог: «Ты не плачь, старец, не вздыхай, Книгу новую я вытку звездами, Золотой ключ волной выплесну».
Дата: Суббота, 2011-12-10, 10:43 PM | Сообщение # 10
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
С.А. Есенин с Айседорой Дункан и ее приемной дочерью Ирмой. 1922 год.
О разнице в возрасте между А. Дункан и Есениным эмигрантские газеты писали в издевательском тоне. И это раздражало поэта. и вот, что он написал.
Фрагмент неустановленного произведения в прозе. 1923 г.
"Я очень здоровый и потому ясно осознаю, что мир болен. У здорового с больным произошло столкновение, отсюда произошел весь тот взрыв, который газеты называют скандалом. В сущности, ничего особенного нет. История вся зависит от меня. Дело в том, что я нарушил спокойствие мира. Обыкновенно в этом мире позволяется так. Первое: если ты мужчина и тебе 25 или 27 лет, то ты можешь жениться на женщине 20 или 22 лет. Если ты до супружества имел дело с такой-то и такой-то, то женщина твоя должна быть абсолютно «честной», обладающая той плевой, которая называется «невинностью». Второе: если ты родился бедным, то работай в поле сохой или иди на фабрику. Если ты родился богатым, то расширяй свое дело и жми рабочих. Этих человеческих законов можно привести без числа. Когда я был маленьким, эти законы меня очень удручали, а когда я вырос, я оскорбился и написал письмо всему человечеству. «М. Г., эти договоры вы писали без меня, моей подписи нет на вашей бумаге. Посылаю вас к черту». Один мой друг испугался того, что произведения его никогда не будут поняты, потому что он вообразил, что человечество остановилось в своем развитии. Я человек оригинальный. Я не люблю захватывать чужие мысли. Но эта мысль удивительно похожа на то, что я думаю. Я не хочу этим оскорбить ни одного человека. «Каждого люблю я выше неба», — как говорит один поэт, но сегодня в растворенное окно мое дует теплый весенний ветер. Сегодня я вытащил из гардероба мое весеннее пальто. Залез в карман и нашел там женские перчатки... Некоторые гадают по рукам, а я гадаю по перчаткам. Я всматриваюсь в линии сердца и говорю: теперь она любит другого. Это ничего, любезные читатели, мне 27 лет — завтра или послезавтра мне будет 28. Я хочу сказать, что ей было около 45 лет. Я хочу сказать, что за белые пряди, спадающие с ее лба, я не взял бы золота волос самой красивейшей девушки. Фамилия моя древнерусская — Есенин. Если перевести ее на сегодняшний портовый язык и выискать корень, то это будет — осень. Осень! Осень! Я кровью люблю это слово. Это слово — мое имя и моя любовь. Я люблю ее, ту, чьи перчатки сейчас держу в руках, — вся осень."
Дата: Суббота, 2011-12-10, 11:43 PM | Сообщение # 13
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
MгновениЯ удивительно совпали наши мысли. Тоже намеревалась разместить " Ключи Марии". Теперь надо их осмыслить.
Quote (MгновениЯ)
Наши исследователи не заглянули в сердце нашего народного творчества.
Образ цвета и образ дерева связаны с глубинными основами мироощущения Есенина, с фольклорной почвой. В поэтике Есенина эти образы несут в себе эмоциональный, оценочный, философский смысл. В образе дерева сказались крестьянские представления о единстве бытия, о связи растений, животных и их старшего брата – человека с матерью-природой. Это видно в народном орнаменте, в вышивках, где дерево похоже на человека, деревянной резьбе, излюбленным мотивом которой является переплетение растений, в травяном узоре росписей собора Василия Блаженного (Покровского) в Москве),
в белокаменной резьбе Дмитриевского собора во Владимире, где изображены под раскидистым деревом играющий на музыкальном инструменте царь Давид, а вокруг мирно улыбающиеся львы с цветком на кончике хвоста и лебеди с переплетёнными, как растения, шеями .
В единосущности, нераздельности, живоначальности и святости иконы Андрея Рублёва «Троица»,
в росписи народных мастеров Палеха и Хохломы , Гжель .
Дата: Воскресенье, 2011-12-11, 3:18 AM | Сообщение # 14
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
Talia, спасибо за такую интересную тему! До сегодняшнего дня ничего не читала из произведений друга Есенина - Анатолия Мариенгофа. Прочла его "Циники"...лила слёзы...Боже-боже, мы ещё на своё время жалуемся...
Сергей Есенин, конечно, был космически красив и тонок в своём восприятии мира, и испытание ему досталось временем, которое даже представить жутко... Люблю его за русскость глубинную...
Дата: Воскресенье, 2011-12-11, 11:59 PM | Сообщение # 15
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
Из последних фотографий Сергея Есенина О Русь - малиновое поле И синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
85 лет назад, обнаруженный мертвым Сергей Есенин, был объявлен самоубийцей. Десятки лет власти не дозволяли усомниться в этом, любыми методами скрывая правду. Только в последние двадцать с лишним лет по крупице стали появляться факты, которые противоречат объявленной версии самоубийства поэта, эти факты стали обсуждать и изучать. Однако и по сей день, несмотря на то, что есть материалы, которые доказывают, что было совершено умышленное убийство, государственные органы препятствуют проведению тщательного и объективного анализа обстоятельств смерти поэта.
29 декабря 1925 года вечерние газеты Ленинграда, а 30 декабря газеты всей России сообщили, что в гостинице «Интернационал» покончил жизнь самоубийством поэт Сергей Есенин. Мнимые друзья, знакомые и приятели поэта в газетах, сборниках и журналах опубликовали свои воспоминания о Есенине, в которых выразили свое сожаление по поводу смерти поэта, вспоминали как он пил, хулиганил и менял женщин. Критики подогревали эти воспоминания своими «доказательствами»: в стихах Есенина многие увидели близость смерти и разочарование в жизни, расстройство психики. Было опубликовано выдаваемое за предсмертное письмо Есенина, якобы, написанное им кровью перед тем, как повеситься.
«До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки и слова, Не грусти и не печаль бровей, – В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей».
Это стихотворение следствию предъявлено не было, а появилось оно только опубликованным в газетах. Впоследствии было установлено, что написано оно было за несколько месяцев до гибели Есенина и адресовано было его другу Алексею Ганину, находящемуся в тюрьме перед казнью. Когда журналисты встретились с матерью поэта Сергея Есенина Татьяной Федоровной, она рассказала, что Сережа написал эти строчки, когда был на родине, и были они написаны карандашом, а не кровью, и с горечью добавила, что Сережу убили плохие люди. Однако все эти годы, опубликованные восемь строк, представленные газетчиками как предсмертное, прощальное стихотворение, выдавались за доказательство его самоубийства.
Незадолго до гибели Сергей Есенин написал в статье «Россияне»: «Не было омерзительнее и паскуднее времени в литературной жизни, чем время, в которое мы живем. Тяжелое за эти годы состояние государства в международной схватке за свою независимость случайными обстоятельствами выдвинуло на арену литературы революционных фельдфебелей, которые имеют заслуги перед пролетариатом, но ничуть не перед искусством...». Именно они – «революционные фельдфебели», враги поэта, желая объяснить причину его самоубийства, стали искать ответ в его стихах. Слова о смерти в стихах Есенина они использовали как свидетельские доказательства против самого поэта.
Однако была и такая публикация. На следующий день после гибели поэта «Красная газета» опубликовала статью Бориса Лавренева «Памяти Есенина», с подзаголовком: «Казненный дегенератами» и с эпиграфом: «И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь». А завершалась статья так: «И мой нравственный долг предписывает мне сказать раз в жизни обнаженную правду и назвать палачей и убийц - палачами и убийцами, черная кровь которых не смоет кровяного пятна на рубашке замученного поэта».
Литераторы, действительно хорошо знавшие Сергея Есенина и не признававшие самоубийство поэта, глубоко переживали утрату, которую понесла Россия. Они проводили свои расследования. И новые поколения вновь проводят свои расследования. Публикации этих материалов появлялись в средствах массовой информации. Большинство документов так и не были исследованы подчерковедами, и нет полной уверенности, что они подлинны и подписаны теми лицами, чьи фамилии на них указаны. Многие материалы до сих пор находятся в секретных архивах и исследователям не выдаются.
До сих пор вызывают сомнения следственные действия. Смущало то, что следствие закончилось очень быстро. Акты и несколько протоколов дознаний — и это всё. Отсутствовал протокол с описанием места происшествия, не был проведен следственный эксперимент. В январе 1926 года следствие не пополнилось ни одним документом и было прекращено.
Большую исследовательскую работу в расследовании смерти Сергея Есенина - выявления причин, повлекших убийство, заказчиков и конкретных исполнителей преступления - проделал доцент кафедры литературы Санкт-Петербургской академии культуры, член Союза писателей Российской Федерации Виктор Кузнецов.
В своей работе «Тайна гибели Есенина» автор написал:
«В истории с Есениным садисты действовали напролом. Парадоксально, но факт: нет ни одного убедительного доказательства того, что поэтом было совершено самоубийство. А вот доказательств убийства – достаточно много».
Вот как описывает происшествие Кузнецов: «Режиссером «постановки» самоубийства Сергея Есенина в 5-м номере гостиницы «Англетер», был кинорежиссер «Севзапкино» Павел Петрович Петров (Макаревич), который, доверившись громилам, перетащившим тело убитого Есенина по подвальному лабиринту из здания следственной тюрьмы ГПУ, расположенного на проспекте Майорова, 8/23, не проверил подготовленный для открытого обозрения 5-й номер гостиницы».
«В результате, возникло немало вопросов: почему веревка обвивала горло несчастного лишь полтора раза, и не было петли; как Есенин, истекающий кровью, смог с порезанными ладонями и другими ранами соорудить на столе столь сложную пирамиду и взобраться под потолок; что за страшный вдавленный след над переносицей (официальная версия — ожог); наконец, куда-то исчез пиджак покойного.
Кстати сказать, видевший его известный в то время врач-рентгенолог, член ленинградской литературной группы «Содружество» (1925-1929) И. Оксенов записал в «Дневнике»: «...вдоль лба виднелась багровая полоса (ожог — от горячей трубы парового отопления, о которую он ударился головой), рот полуоткрыт, волосы, развившиеся страшным нимбом вокруг головы». И далее: «В гробу он был уже не так страшен. Ожог замазали, подвели брови и губы».
Далее Кузнецов приводит свидетельства начинающего тогда доносчика, молодого стихотворца Павла Лукницкого: «Есенин мало был похож на себя. Лицо его при вскрытии исправили, как могли, но все же на лбу было большое красное пятно, в верхнем углу правого глаза — желвак, на переносице — ссадина, и левый глаз — плоский: он вытек» («Встречи с Анной Ахматовой». Т. 1. 1924-1925. Paris: Ymca-Press, 1991).
Фотоматериалы - доказательства версии убийства Сергея Есенина
Все фотографии — оригиналы хранятся в музее С.А. Есенина. Здесь же представлены фотографии посмертных масок поэта, хранящихся как в музеях, так и в частных коллекциях. Обращается внимание читателей на один из рисунков знаменитого русского художника В. Сварога, выполненного им в 5-м номере гостиницы, сразу после обнаружения тела С. Есенина.
Фотоматериалы указывают не только на то, что Сергей Есенин не совершал самоповешения, но также и на то, что он перед смертью оказывал сильное сопротивление палачам, наносившим ему смертельные раны.
Все фотографии сопровождаются вопросами, в связи с несоответствием изображений официальной версии, утверждающей самоубийство поэта.
Что означает для России признание официальной версии гибели Сергея Есенина Эмигрант, историк и литератор Михаил Коряков в 1950 году безапелляционно заявил: «Оплевывать Есенина – значит оплевывать Россию и русский народ».
Почему народ России обманули, почему заставили верить в самоубийство Сергея Есенина? Почему запретили его стихи? Чего так боялась советская власть и зарождающаяся коммунистическая система?
Позволить людям читать стихи Есенина - для коммунистической системы означало позволить людям верить в Бога, отчего потерять веру в компартию, и, в конце концов, для компартии это означало - потерять свою власть над народом. Поэтому молодой гений Сергей Есенин был оклеветан и представлялся народу как дебошир, скандалист, пьяница и бабник, к тому же – психически больной .
Но и этого оказалось мало для правящего коммунистического режима, надо было сделать великого русского поэта еще грешником – поэтому и совершилось это чудовищное преступление не только в отношении физического уничтожения поэта, но и уничтожение совести русского народа. Поверившие в эту ложь люди становились соучастниками этого преступления. По своей сути убийство Сергея Есенина – это преступление против человечности.
Позже поэзия Есенина была запрещена, за чтение стихов поэта людей привлекали по 58-й статье (статья в Уголовном кодексе РСФСР, вступившая в силу с 25 февраля 1927 для противодействия контрреволюционной деятельности). Кампания борьбы с «есенинщиной» продолжалась несколько десятилетий.
Возвращение чистого, достойного и гордого имени великого русского поэта Сергея Александровича Есенина – это возвращение совести народа России. Есенин не боялся и откровенно высказывался в письмах и к тем своим друзьям, которые служили или поддерживали прямые контакты с ОГПУ. В одном из таких писем он писал: «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только… что не к февральской и не к октябрьской». (… скандальное письмо Есенина) В августе 1925 года в письме домой поэт предостерегал кузена Илью: «Только не на рабфак. Там коммунисты и комсомол». («С.А. Есенин и его окружение») Как контрреволюционер, Есенин неоднократно сидел на Лубянке. О первом заключении в эту тюрьму в 1920 году он писал другу Иванову-Разумнику: «Пришлось вместо Петербурга очутиться в тюрьме ВЧК. Это меня как-то огорошило, оскорбило, и мне долго пришлось выветриваться». (Есенин С. А. Письмо Иванову-Разумнику, 4 декабря 1920 г. Москва). На Есенина было заведено 13 уголовных дел, поэт постоянно находился под наблюдением и слежкой, которае усилилась после выхода в свет его поэмы «Страна негодяев».
Поэма Сергея Есенина «Страна негодяев» стала настоящим вызовом большевистской власти, в которой словами Номаха поэт говорит:
Банды! Банды! По всей стране. Куда не вглядись, куда не пойди ты — Видишь, как в пространстве, На конях И без коней, Скачут и идут закостенелые бандиты. Это все такие же Разуверившиеся, как я... ...............................
А когда-то, когда-то... Веселым парнем, До костей весь пропахший Степной травой, Я пришел в этот город с пустыми руками, Но зато с полным сердцем И не пустой головой. Я верил... я горел... Я шел с революцией, Я думал, что братство - не мечта и не сон, Что все во единое море сольются — Все сонмы народов, И рас, и племен. ............................... Пустая забава. Одни разговоры! Ну что же? Ну что же мы взяли взамен? Пришли те же жулики, те же воры И вместе с революцией Всех взяли в плен...
Сергей Есенин был ответственным перед Россией, людьми, был высокообразованным, мыслящим и великодушным человеком, очень любил все живое. Нам осталось сполна познать эту любовь и донести ее до следующих поколений. Как рассказывают исследователи трудов Есенина, великий русский поэт своими песнями объединяет русский народ.
«Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле» - стихотворение Сергея Есенина, написанное в 1924 году.
Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски.
Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь!
Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящих Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле... Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.
Дата: Понедельник, 2011-12-12, 1:48 AM | Сообщение # 16
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
larfedlos , спасибо за отклик , чувствуется особенный порыв с Вашей стороны, Вы с таким азартом вносите свой вклад в наше общее дело - поднять Россию с колен, и показать её такой, какая она есть на самом деле. Рада, что эта тема так затронула Вас.
Дата: Понедельник, 2011-12-12, 1:55 AM | Сообщение # 17
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
Ныне становится все очевиднее, что Есенин, в годы революции, находясь в постоянных, тревожных раздумьях о будущем "полевой" Руси, о том, "куда несет нас рок событий?", был предельно обеспокоен завтрашним днем всего Человечества.Ему из своего "знаменитого села" - Константиново, зримо открывался и проглядывался до самых дальних далей весь современный окружающий его мир, в вечном борении человеческих страстей, непримиримости добра и зла, света и тьмы, богатства и нищеты: мир, охваченный революционной октябрьской бурей:
Сойди, явись нам, красный конь! Впрягись в земли оглобли. . . . . . . . . . . . . . . . . Мы радугу тебе - дугой, Полярный круг - на сбрую. О, вывези наш шар земной На колею иную. Не только в стихах, но и в прозе Есенин стремился заглянуть в будущее Человечества.
"Пространство будет побеждено, и в свой творческий рисунок мира люди, как в инженерный план, вдунут осязаемые грани строительства. Воздушные рифы глазам воздушных корабельщиков будут видимы так же, как рифы водные. Всюду будут расставлены вехи для безопасного плавания, и человечество будет перекликаться с земли не только с близкими ему по планетам спутниками, а со всем миром в его необъятности".
Слова эти были произнесены в... 1918 году. Автором подобных слов мог бы быть отец Космонавтики - Циолковский или великий Эйнштейн. Но слова эти, как мы знаем, были сказаны молодым, двадцатитрехлетним рязанским поэтом, дед и отец которого пахали землю; сказаны в то время, когда даже иным писателям-фантастам родина Есенина - Россия - виделась "во мгле".
Дата: Понедельник, 2011-12-12, 2:07 AM | Сообщение # 18
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
Циолковский, Константин Эдуардович ( (17) сентября 1857, Ижевское, Рязанская губерния, Российская империя — 19 сентября 1935, Калуга, СССР)
" Думаю, что на космическую философию Циолковского нужно обратить серьезное внимание. Мое беглое ознакомление с метафизикой Циолковского позволяет сделать вывод, что Циолковский это, скорее всего, не философ и еще менее ученый. Циолковский – это мистик, явно нами недооцененный, причем уровня Сведенборга или Тесла. Мировоззренческая концепция Циолковского является не чем иным, как новым вариантом религиозной «доктрины спасения». Ее цель – выработка системы ценностей, касающихся предельных оснований человеческого бытия и познания, жизненных императивов, которые в отличие от научных знаний не являются общезначимыми, не могут быть обоснованными и доказанными подобно фактам и законам науки. Что позволяет делать такие утверждения? Космическая философия Циолковского глубоко антиномична, то есть основывается на множестве взаимоисключающих положений. Это ее качество, предположительно , есть проявление недвойственности логики Циолковского, подобно дзен или чань буддизму:
- Циолковский настаивал на существовании абсолютной истины, которая заключается в нашем желании, чтобы «каждому чувствующему существу было всегда хорошо». То есть в качестве абсолютной истины выступает этический императив, выражающий благо. С другой стороны: - надо уничтожить повсюду во Вселенной несовершенные зачатки жизни, притом для их собственного блага. Тогда примитивный гражданин Вселенной – атом-дух «не сможет вселиться в дурное существо, ибо их совсем не будет». - С одной стороны, Циолковский провозглашал себя энергичным сторонником демократического устройства будущего, свободы слова, соблюдения того, что впоследствии было названо правами человека, с другой – Циолковский считал, что человек обязан подчиняться воле Вселенной, которую выражают высшие разумные существа Вселенной - духи. По всей Вселенной, считал Циолковский, распространена органическая жизнь. Есть планеты, на которых жизнь значительно старше нашей, обитатели этих планет подобны людям, только более совершенны. Однако большинство обитателей космоса «приноровлено к жизни в эфире», то есть устроены не так, как мы; они состоят из несравненно более разреженной материи. Роль этих «могущественных и мудрых» существ во Вселенной огромна. Они способны изменять мир. Идея эволюции, направляемой космическим разумом, – важнейшая для Циолковского.
- Циолковский говорил об экспансии человека в космос с помощью ракет, в то же время считал, что настоящая экспансия возможна только преобразованием человека в существо космическое, в дух. Такие планы экспансии разума в масштабах Вселенной, которые по своей сути очень напоминают идеи Циолковского, сейчас выдвигаются Типлером, но на основе технологии. План Типлера, подобно плану Циолковского, предусматривает заселение Галактики, затем местного скопления галактик, а потом и всей нашей Метагалактики.
Кстати, можно вспомнить человека, который считал себя учеником Циолковского. Я имею в виду Порфирия Иванова. Иванов, на самом деле, был сильный мистик и ясновидящий.
В своих письмах о будущем человечества он писал: «Человек – это летающее вещество: сегодня здесь, а завтра там. Сегодня на земле, завтра в воде, но без воздуха ни шагу…. Человек это умственное такое существо…. Человек есть кругозор мудрости, но не наша смерть».
«Человек легкого характера сделается. Он своим зонтом легкими себя в воздух поднимет, будет летать. Не будет в природе видим, голосом говорить не будет. А когда он свои слова направит – себя покажет. Это будет он такой для всех. Он будет для всех безвреден, не будет плохого чинить…. Тогда он расскажет вдруг о всех тысячелетиях, о тех чужих мирах, где есть другой творец, дающий душу всем, кто любит жарким солнцем все сущее вокруг. Будь то камень или цветок, червяк или человек».
«По-новому будут люди в Природе. Не самолеты, не спутники, а люди добьются. Человек пойдет своим телом по воде, вот чего люди сами добьются. Их за это Природа наказывать не будет, люди от нее заслужат внимание…. Люди друг друга полюбят, войны больше не будет. Вот чего мы добьемся в Природе…. Люди этого дождутся, их окружит правда… Надо свое ставить, а другому не мешать. Вот эволюционность одна из всех. Эволюция есть сознательность и бытие здесь».
«Я должен описать, как человечество должно заселить эту Луну, представить всю возможность жизни человеку на Луне (без скафандров, одежды, пищи, искусственного жилья). Луна должна открыть каждому человеку глаза, чтобы жить в Природе и не умирать. Будет делаться человеком на Луне не за счет природной зависимости, а за счет своего умения. Человек должен на Луну перебраться такими огромными составами.
«Это рай на земле, где люди друг подле друга вплотную стоят. Нас не будут поодиночке забирать. Мы будем иметь тепло общего характера. Не Природа нами, а мы ею будем распоряжаться. Своей вежливостью, своей любовью».
«Болезни и всякие эпидемии человек не будет знать». Настанут торжественные и радостные дни на Земле. Светлый разум победит тьму, разумный смысл победит злобу».
Пусть косноязычно, но по существу, так как он видел будущее. " Михаил Шишкин
Дата: Вторник, 2011-12-13, 1:43 AM | Сообщение # 19
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
Quote (larfedlos)
Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле... Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.(С. Есенин)
О том, кому не верить не могу.
«……Смерть Сергея Есенина поразила как новое звено в общем мартирологе русских поэтов: частное выявление общей судьбы талантливых русских юношей. Посыпались все лживые и преувеличенные статьи, стало горько и обидно за него: все это слишком походило на посмертное издевательство над несчастным мальчиком. Как русская публика ненавидит своих поэтов живыми: издевается, и клевещет, и выдумывает гнусные сплетни, а мертвеньких, удушенных, заспанных русскою жизнью качает на руках и возносит, как попрек оставшимся в живых….»(Из письма Максимилиана Волошина к О. Толстой от 18 марта 1926 г)
Еще при жизни поэт, художник, мыслитель, мистик – Максимилиан Александрович Волошин стал легендой. Сейчас легенда вырастает в миф. Тем не менее это реальная фигура в истории русской литературы и русского искусства, в цепи духотворчества, оказавшая большое влияние и на творчество молодого, по сравнению с Волошиным, Сергея Есенина...
Как Сократ показывал афинянам собственным примером, что значит быть настоящим философом, так и Волошин своей жизнью показал нам, что значит быть поэтом, художником в России.
Он превратил ее в поэтическое творение, не менее интересное и захватывающее, чем лучшие его стихи. И в этом не было ничего надуманного и неестественно экстравагантного, в отличие от иных литераторов тех лет, стремившихся к популярности любой ценой.
Волошин просто жил и творил. Подобно Сократу он был философом, стремящимся постичь глубинную мистическую суть и связь явлений, "в обыденном явлении жизни постигать вечное" (отсюда его увлечения восточными и западными системами, ищущими скрытое "тайное знание").
Еще в 1902 г. Волошин написал: "Жизнь - бесконечное познанье.// Возьми свой посох - и иди". Всю жизнь он оставался верен этому завету. В программном стихотворении 1917 г. "Подмастерье" он прозревает в испытаниях "бездомного, долгого" пути своего духа.
Душа твоя пройдет сквозь пытку и крещенье Страстною влагою, Сквозь зыбкие обманы Небесных обликов в зерцалах земных вод. Твое сознанье будет Потеряно в лесу противочувств, Средь черных пламеней, среди пожарищ мира. Твой дух дерзающий познает притяженье Созвездий правящих и водящих планет...
Но есть ли у этого странствия цель и конец?.. Цель поэта - стать из подмастерья Мастером. Таковым он становится, лишь обретя мудрость сознания и мужество духа.
Когда же ты поймешь, Что ты не сын земле, Но путник по вселенным, Когда поймешь, что человек рожден, Чтоб выплавить из мира Необходимости и разума - Вселенную Свободы и Любви, - Тогда лишь Ты станешь Мастером.
Зеркало
Я - глаз, лишенный век. Я брошено на землю, Чтоб этот мир дробить и отражать... И образы скользят. Я чувствую, я внемлю, Но не могу в себе их задержать.
И часто в сумерках, когда дымятся трубы Над синим городом, а в воздухе гроза,- В меня глядят бессонные глаза И черною тоской запекшиеся губы.
И комната во мне. И капает вода. И тени движутся, отходят, вырастая. И тикают часы, и капает вода, Один вопрос другим всегда перебивая.
И чувство смутное шевелится на дне. В нем радостная грусть, в нем сладкий страх разлуки... И я молю его: "Останься, будь во мне,- Не прерывай рождающейся муки..."
И вновь приходит день с обычной суетой, И бледное лицо лежит на дне - глубоко... Но время наконец застынет надо мной И тусклою плевой мое затянет око!
1905
Солнце
Святое око дня, тоскующий гигант! Я сам в своей груди носил твой пламень пленный, Пронизан зрением, как белый бриллиант, В багровой тьме рождавшейся вселенной.
Но ты, всезрящее, покинуло меня, И я внутри ослеп, вернувшись в чресла ночи. И вот простерли мы к тебе - истоку Дня - Земля - свои цветы и я - слепые очи.
Невозвратимое! Ты гаснешь в высоте, Лучи призывные кидая издалека. Но я в своей душе возжгу иное око И землю поведу к сияющей мечте!
1907
* * *
Теперь я мертв. Я стал строками книги В твоих руках... И сняты с плеч твоих любви вериги, Но жгуч мой прах. Меня отныне можно в час тревоги Перелистать, Но сохранят всегда твои дороги Мою печать. Похоронил я сам себя в гробницы Стихов моих, Но вслушайся - ты слышишь пенье птицы? Он жив - мой стих! Не отходи смущенной Магдалиной - Мой гроб не пуст... Коснись единый раз на миг единый Устами уст. 1910
Испытания неимоверно трудного революционного времени выкристаллизовывали воплощённые Духи новых Зороастров, которые говорили в надежде быть услышанными , если не современниками, то – в будущем, - нами…..
И низко над холмом дрожащий серп Венеры... 1907 М.Волошин