Космизм творчества С.А. Есенина
|
|
Talia | Дата: Четверг, 2011-12-08, 10:23 AM | Сообщение # 1 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
|
Сергей Александрович Есенин - поэтическое Сердце России
Самый непонятный из всех русских поэтов вообще, а "серебряных" - в частности, а точнее самый непонятый и не разгаданный нами, Сергей Есенин. Внешняя простота и лёгкость его строки сыграла с ним злую шутку: большинство поистине космических мыслей столичного хулигана из рязанских безбрежных просторов так и не увидали своего осмысления в силу именно лёгкости, которую только по недоразумению принимали за легковесность. Его магическое эссе о сакральной русской избе, его персидские (арийские) мотивы должны были заставить пристально взглянуть на писанное и сказанное им в просто разговорах, но...не заставили. Персидские мотивы так и остались любовными фантазиями, русскую деревню в те поры шибко не любили и его удивительные отношения с животными, с окружающим миром почитали чудачествами и извиняли из-за большого таланта. Главного в его таланте мы не разглядели…., то ГЛУБИННОЕ, блиставшее всеми гранями арийское цельное понимание мира и любви в нём.\
РУСЬ БЫЛИННАЯ
|
|
| |
|
Таинственный_Гость | Дата: Вторник, 2013-12-10, 4:44 PM | Сообщение # 222 |
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 813
Статус: Offline
| Talia,
...Никуда нам от Себя не деться,а, если деться, только в никуда...
|
|
| |
Talia | Дата: Вторник, 2013-12-31, 5:58 PM | Сообщение # 223 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
| Таинственный_Гость, Happy New Year!
|
|
| |
Talia | Дата: Вторник, 2013-12-31, 6:17 PM | Сообщение # 224 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
| Пороша
Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старышка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.
Сергей Есенин
|
|
| |
Танец | Дата: Четверг, 2014-01-09, 9:34 PM | Сообщение # 225 |
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6922
Статус: Offline
|
Книгоиздательство
|
|
| |
|
Таинственный_Гость | Дата: Вторник, 2014-02-04, 11:13 PM | Сообщение # 227 |
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 813
Статус: Offline
|
...Никуда нам от Себя не деться,а, если деться, только в никуда...
|
|
| |
Таинственный_Гость | Дата: Четверг, 2014-02-06, 2:01 PM | Сообщение # 228 |
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 813
Статус: Offline
|
...Никуда нам от Себя не деться,а, если деться, только в никуда...
|
|
| |
Talia | Дата: Пятница, 2014-02-07, 3:30 PM | Сообщение # 229 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
|
Таинственный_Гость,
|
|
| |
Talia | Дата: Среда, 2014-04-16, 9:24 PM | Сообщение # 230 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
|
Сохнет стаявшая глина, На сугорьях гниль опёнок. Пляшет ветер по равнинам, Рыжий ласковый ослёнок
Пахнет вербой и смолою. Синь то дремлет, то вздыхает. У лесного аналоя Воробей Псалтырь читает.
Прошлогодний лист в овраге Средь кустов – как ворох меди. Кто-то в солнечной сермяге На ослёнке рыжем едет.
Прядь волос нежнй кудели, Но лицо Его туманно. Никнут сосны, никнут ели И кричат Ему: «Осанна!»
1914г.
ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СТИХОТВОРЕНИЯ С.А.ЕСЕНИНА «СОХНЕТ СТАЯВШАЯ ГЛИНА» В 1918 г. С. Есенин работал над эссе «Ключи Марии». Именно оно стало истинным манифестом имажинизма. И именно в нём С.А. Есенин попытался объяснить свою теорию соподчиненности образов. На первое место он поставил самый простой «заставочный образ», который является обычной метафорой, при котором одно слово лишь закрывает, «заставляет» другое. Второй – корабельный. Речь идет о целой системе образов, которые подобно кораблям из гавани «отплывают» из одного главного заставочного. И, наконец, самый интересный и сложный – «ангелический». Это тот образ, который лишь незримо присутствует в тексте, являясь всего лишь намёком… Задачей моего доклада будет показать, как работает эта система соподчинения образов в тексте стихотворения «Сохнет стаявшая глина»
Неподготовленный читатель увидит здесь всего лишь пейзажное стихотворение: весенний лес, озаренный не то восходящим, не то заходящим Солнцем. Однако поэт незаметно и вроде бы неожиданно и совершенно нелогично «заставляет» (строит заставочный образ) слово «ветер» словосочетанием «Рыжий ласковый осленок». Наверное, не сразу можно понять и то, почему над оврагом движется не Солнце, но «Кто-то в солнечной сермяге на осленке рыжем»… Автор не даёт нам вглядеться в Его лицо. Мы читаем у Есенина выстроенной на основе первого заставочного корабельный образ – «Прядь волос нежней кудели, но лицо его туманно»… то есть, как и на картине Мих. Вас. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», никто не увидит лица Явившегося в Солнечных одеждах.
Знаменитое полотно «Видение отроку Варфоломею» (будущему Сергию Радонежскому; 1889–1890 г.г., Третьяковская галерея) Михаил до самой смерти считал лучшей своей работой. Чувством чудесного проникнуты и фигуры, и среднерусский пейзаж на картине, вызвавшей самые противоречивые мнения и ставшей сенсацией XVIII Передвижной выставки.
Сам пейзаж, как видим, тоже отличается множественностью корабельных образов, поражающих своей недосказанностью. Если это обычный лес, то причем здесь аналой, причем Псалтырь… Почему, наконец, по лесу разносится запах вербы и курится голубое марево. Они, естественно, складываются в ангелический образ, но для того, чтобы увидеть и понять его, надо тщательно прочесть стихотворение на основе законов, самим автором над собою поставленным. Сложность прочтения заключается в том, что я бы назвал есенинской «имитацией естественности», а сам он нередко определял как мистическое изографство (5, 97). Ведь, еще раз повторю, каждый образ сам по себе кажется читателю абсолютно реалистическим, а вовсе не символистским. Что же, посмотрим еще одну группу образов.
Заставочный образ здесь:Прошлогодний лист – ворох меди.Он порождает серию корабельных:
ветер – осленок дует – пляшет вздымает – несёт на себе…
Достаточно сравнить правый и левый столбики, чтобы заметить колебание, перетекание из видимого мира в неведомый. И, наконец, – ангелический, отблеск которого поэт хотел бы увидеть на земле, когда с болью писал:
И может быть пройду я мимо и не замечу в тайный час, Что в елях – крылья херувима, А под пеньком – голодный Спас. (1, 111)
Прежде чем вернуться к нашему тексту, следует, наверное, сказать, что все Собрание сочинений виделось Есенину как законченный «роман в стихах», прослеживащий всю жизнь лирического героя от рождения (в ночь на Ивана Купалу) и до самой смерти в зимнюю ночь перед зарей в результате ритуального самоубийства. А следовательно поэтика всех стихотворений едина. Образ, чуть намеченный в одном стихотворении, развертывается в другом. Так, для понимания предпоследней фразы «никнут сосны, никнут ели…» следует вспомнить, что в поэзии Есенина деревья устойчиво сравниваются с толпами людей. например: «Пригорюнились девушки-ели» (1, 167), «Заневестилася кругом роща елей и берёз» (1, 80), «Темным елям снится гомон косарей» (1, 130). Нетрудно заметить, что во всех случаях ели – это юные девушки. Наоборот, сосны – пожилые или даже старые женщины:
Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку… (1, 84)
Виснет темь, как платок, за сосной (1,167).
Попробуем восстановить ангелический образ. Весенний пейзаж не только одушевляется. но и преображается. Перед нашим мысленным взором встаёт не просто весенний склон оврага, но Храм, где курится ладан (в тексте – смола), где пахнет вербой, читается Псалом, собралось множество народу: старого и молодого. И тогда мы понимаем, что на рыжем маленьком осленке навстречу ему едет облеченный в Солнце Иисус Христос. Собравшиеся встречают его возгласами: «Осанна!» Следовательно, это пересказ евангельского фрагмента «Вход Господень в Иерусалим», то есть Вербное воскресенье.
Мы увидели, что такие, на первый взгляд далёкие от Евангелия строки обретают чёткость. Но не обычную – иллюстративную, а ту, которая подспудно, под влиянием системы художественных образов рождается и крепнет в нашем сознании. И уже сам поэт «беззначным» языком – тем словом, которое по его же мнению, «не вписывается в строку», «не убирается под тире», но «невидимо присутствует» (4, 212), уверенно сознавая себя очевидцем вечно длящегося библейского события, благовестит: «И привели осленка к Иисусу»…
.http://www.eroshenko-epoko.narod.ru/Mat … Sohnet.htm
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Воскресенье, 2014-04-20, 9:36 AM | Сообщение # 231 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6828
Статус: Offline
| Talia, спасибо!
С Праздником!
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
Talia | Дата: Понедельник, 2014-04-21, 4:27 PM | Сообщение # 232 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
| Белоснежка, благодарствую, и тебе Весеннего солнышка побольше, поздравляю тебя с началом Красной Горки, открывающей череду наших древних весенних праздников: Лельника,, Ярилы Вешнего, Родоницы, Живина дня.
А ещё такой обряд есть на Руси, как «Кумование» - древний ритуал установления особо теплых, сестринских отношений внутри определенного женского коллектива, сопряженный с одним из самых красивых и любимых нашими предками Праздником установления и чествования майской березы. И "катание яиц" - древняя игра весенне-летнего календарного праздничного цикла, от весеннего равноденствия до троицко-купальских праздников. Она сохранилась у русских, немцев, кельтов и других народов.
Сычков Катание яиц
|
|
| |
Лаодика | Дата: Воскресенье, 2014-05-04, 10:14 AM | Сообщение # 233 |
Советник Хранителя
Группа: Модераторы
Сообщений: 193
Статус: Offline
|
"Иностранцу никогда не понять, его уму всегда будет не постижим и чужд культ личной души и культ души народной, рожденный русской жизнью". Из письма Сергея Есенина Ан. Мариенгофу.
ОДИН ПУТЬ. Поэтому на него можно встать через веру и знание.
|
|
| |
MгновениЯ | Дата: Пятница, 2014-08-29, 7:44 PM | Сообщение # 234 |
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18650
Статус: Offline
|
Сергей Есенин Темна ноченька, не спится
Темна ноченька, не спится, Выйду к речке на лужок. Распоясала зарница В пенных струях поясок.
На бугре береза-свечка В лунных перьях серебра. Выходи, мое сердечко, Слушать песни гусляра.
Залюбуюсь, загляжусь ли На девичью красоту, А пойду плясать под гусли, Так сорву твою фату.
В терем темный, в лес зеленый, На шелковы купыри, Уведу тебя под склоны Вплоть до маковой зари.
1911
Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
|
|
| |
Таинственный_Гость | Дата: Суббота, 2014-09-27, 10:36 PM | Сообщение # 235 |
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 813
Статус: Offline
|
...Никуда нам от Себя не деться,а, если деться, только в никуда...
|
|
| |
Таинственный_Гость | Дата: Среда, 2014-11-05, 10:06 AM | Сообщение # 236 |
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 813
Статус: Offline
|
...Никуда нам от Себя не деться,а, если деться, только в никуда...
|
|
| |
Таинственный_Гость | Дата: Суббота, 2014-11-15, 11:41 PM | Сообщение # 237 |
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 813
Статус: Offline
|
...Никуда нам от Себя не деться,а, если деться, только в никуда...
|
|
| |
Talia | Дата: Воскресенье, 2014-11-16, 4:37 PM | Сообщение # 238 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
| Таинственный_Гость, солнца луч золотой необходим
Мне сейчас вот это стихо попалось на глаза
Калики С.Есенин
Проходили калики деревнями, Выпивали под окнами квасу, У церквей пред затворами древними Поклонялись пречистому Спасу.
Пробирались странники по полю, Пели стих о сладчайшем Иисусе. Мимо клячи с поклажею топали, Подпевали горластые гуси.
Ковыляли убогие по стаду, Говорили страдальные речи: "Все единому служим мы господу, Возлагая вериги на плечи".
Вынимали калики поспешливо Для коров сбереженные крохи. И кричали пастушки насмешливо: "Девки,в пляску! Идут скоморохи!"
"калика" - старинное название странников, поющих духовные стихи. В русском народном эпосе есть и былинные герои-калики: Калика-богатырь, побивающий «силушку», которой «сметы нет»; «сильный могучий Иванища», «калика перехожая переброжая», с которым не решается вступить в единоборство даже Илья Муромец
|
|
| |
MгновениЯ | Дата: Понедельник, 2017-11-20, 6:39 PM | Сообщение # 239 |
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18650
Статус: Offline
|
Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
|
|
| |
Танец | Дата: Четверг, 2019-01-24, 4:33 PM | Сообщение # 240 |
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6922
Статус: Offline
|
Книгоиздательство
|
|
| |