Четверг, 2024-12-26, 10:05 PM
О проекте Регистрация Вход
Hello, Странник ГалактикиRSS

Храмы Ковчега! Вход День Сказочника! Вход
Авторы Проекты Ковчега Сказки КовчегаБиблиотекаГостям• [ Ваши темы Новые сообщения · Правила •Поиск•]

  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Просперо, 27ulexa27  
Под охранной грамотой
ПроспероДата: Вторник, 2020-08-18, 11:10 PM | Сообщение # 1
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6160
Статус: Offline
Под охранной грамотой

Михаил Просперо

Это было первое поселенье человека в мирах, открытых Вагнером для вымыслов и мастодонтов. На участке возводилось вымышленное лирическое жилище, материально равное всей ему на кирпич перемолотой вселенной. Над плетнем симфонии загоралось солнце Ван Гога.
https://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953
Б. Пастернак, "Охранная грамота", гл.3


*

Отвагу Вагнера истерпит ли бумага?
Ван Гог не мог подобен быть варягу.

Но вряд ли в каждом на пути в бессмертие
Ты не отыщешь горький яд берсерка.

Мария, имя Божие, быть может?
Вы в этом на Цветаеву похожи!

Я помню только строчку из неё,
Как мы не едем в Ваше забытьё.

*
Втроем с отцом они говорят о чем-то одном, во что все вместе посвящены с одинаковой теплотой, но женщина перекидывается с мамой отрывочными словами по-русски, незнакомец же говорят только по-немецки.
"Охранная грамота"

*

Поедем к рынку, не поедем к Рильке!
Ромашка у дороги среди рытвин.
Осталась чудом под ножом бульдозера.
Сорвать нельзя. Давай гадать по озеру

По лебедям, что как ромашки белые,
Плывут по сцене, тонкие, бестелые.
Наверно легче так и птица черная
Их не увидит. ...мысль, конечно, спорная.

Оккам ни слова не писал о бритве,
Так почему?
...нет, не поедем к Рильке!
Ну почему всегда, простите, Райнер,
В небесной Арке нимб ромашки - крайний?

*

Другими словами, эти годы в нашей жизни составляют часть, превосходящую целое, и Фауст, переживший их дважды, прожил сущую невообразимость, измеримую только математическим парадоксом.
"Охранная грамота"

*

Ваганты привозят Ван Гога к Вагнеру
На премьеру "Валькирии".
Я спрошу, когда отвернутся телекамеры:
"Марина, а Маргарита - не ты ли?"

*
P.S. e=mc2? Может быть такой охряная печать под охранной грамотой?



*
Четвёртый тур Пастернаковского конкурса
http://stihi.ru/2020/07/30/9179


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Среда, 2020-08-19, 6:00 AM | Сообщение # 2
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6160
Статус: Offline
Кинцуги. Годы выстроились цугом.    https://stihi.ru/2020/07/31/5415
И тянут время. Нервы. Имена.
И вешний сад стал ночью, бежин-лугом,
Лучом туда, куда ушла она -

Любовь и жизнь. Деревья и трава.
Мне кажется, я жив и чётко знаю, 
("Мне кажется, я подберу слова...")
Как здесь, в траве, деревья умирают -

Становятся золой. Затем землёй.
Готовой вновь оказывать услуги.
Кормить и одевать. Проснись и пой!
А шрамы в серебре - Ашрам Кинцуги -

*
Кинцуги (яп. ;;; — золотая заплатка), или кинцукурой (яп. ;;; — золотой ремонт), — японское искусство реставрации керамических изделий с помощью лака, полученного из сока лакового дерева (уруси), смешанного с золотым, серебряным или платиновым порошком. Техника близка к маки-э[1][2][3]. Философская основа искусства кинцуги заключается прежде всего в том, что поломки и трещины неотъемлемы от истории объекта, и поэтому не заслуживают забвения и маскировки.
*



Отклик на Третий тур Пастернаковского конкурса
https://stihi.ru/2020/07/01/7168
Заданием третьего тура была строка Бориса Пастернака

"Мне кажется, я подберу слова..." из стихотворения  "Анне Ахматовой".


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Среда, 2020-08-19, 6:03 AM | Сообщение # 3
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6160
Статус: Offline
...но с помощью напористых творцов,
Тревога продолжает нарастать:
Всё больше появляется стихов,
К которым трудно мысли подобрать.
)))))) http://stihi.ru/2020/07/27/4898

Иду, как Буратино среди дров.
Мечтаю здесь о братьях, так сказать.
Наследственность от Папы Карло. Зов.
Из дуба тупо кукол вырезать.

И рифму в рэпе с присказкой "чувак"
Ищу. Но в тренд не входит бренд хромой.
"Мне кажется, а подберу слова..." -
Но подберётся ль к ним читатель мой?



*отклик на конкурс "Пастернаковский марафон"
3 - тур, Ганновер.
http://stihi.ru/2020/07/01/7168


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Среда, 2020-08-19, 6:32 AM | Сообщение # 4
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6160
Статус: Offline
Прощальных фраз беду и скорлупу
Я ощущаю тонкостью  ключицы.
Зима в июле. Как могло случиться:
Был полуполон, нынче полупуст

Поникший куст.

*http://stihi.ru/2020/07/23/5183

...ах, да, конечно август.
Сезон разбитых падающих звёзд.
Мне кажется, я с этим снова справлюсь,
Вдвоём с Ван Гогом. Вместе - не вопрос!

Вдвоём теплей в оранжевом аду,
(обычно здесь морозит, как от сглазу)
Мне кажется, я подберу звезду,
Возможно, не слетавшую ни разу

"Мне кажется, я подберу слова..."



*отклик на конкурс "Пастернаковский марафон"
3 - тур, Ганновер.
http://stihi.ru/2020/07/01/7168


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Среда, 2020-08-19, 6:58 AM | Сообщение # 5
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6160
Статус: Offline
Мне кажется, я подберу слова
Так подбирает мелочь алкоголик
Что медленно обходит каждый столик
Для дела просит. Не для баловства
Как это долго - подбирать слова

*https://stihi.ru/2020/07/23/382

Мне нравится, что вы... - ни боже мой!
Нет, больше никаких цитат скоромных,
Что скачут скоморохами в хоромах,
Что плачут, словно оттепель зимой.
...как это стильно - скоморох хромой!

Мне кажется, что в пьесу неуместно
Войти соавтором, я это понимаю,
Но почему-то сам уже хромаю,
А здесь балет и хор поющих мессу -
..и рампы край как бритва света бездны

Мне верится... Но вам не интересно?



*отклик на конкурс "Пастернаковский марафон"
3 - тур, Ганновер.
http://stihi.ru/2020/07/01/7168


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ВъедливыйДата: Среда, 2020-08-19, 9:53 PM | Сообщение # 6
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2808
Статус: Offline
Цитата Просперо ()
*отклик на конкурс "Пастернаковский марафон"3 - тур, Ганновер.
http://stihi.ru/2020/07/01/7168

((&))

мой отклик на конкурс "Пастернаковский марафон"
3 - тур, Ганновер.

А подберу-ка я слова в сонет

"Мне кажется, я подберу слова..." - слова Б. Пастернака, как задание конкурса
А что сказать, пока, увы, не знаю,
Войти в загадочность с какого края,
Чтоб (при оценке) пухла голова?

Проблема для поэтов не нова
И вечна, как по жизни полагаю, -
Оправить в стихоформу зОвы рая,
Что в подсознании слышны едва...

Отправлюсь в ад возможных слов за мыслью,
Вергилий пусть ведёт, как проводник,
По адовым кругам за ясным смыслом.

Поток сознания кто пить привык,
Хмелеет тот поэт от чар парения,
И на подбор словесный нет терпения.

Но тем могуч родной для нас язык,
Что словотворчество - его заслуга,
И в том поэтам добрая услуга.

Не только подбирать, чтоб рифмы в стык,
Но и творить слова при вдохновении,
Как наши поэтические гении.

Поэтам ритм - отличный строчкам судия,
И рифма - строгий надзиратель,
Но главный стихотворчества ваятель -
Осмысленный посыл читающим тебя.

В поэтах селятся пророки бытия,
Ведь тот глубинных смыслов показатель,
Желательного лада созидатель
В любви и долге человеческого Я.

Как надо, вроде, подобрал слова в урок.
Вот только... сам тому последовать бы смог?

С улыбкой, Въедливый.


ёклмн&ёпрст

Сообщение отредактировал Въедливый - Среда, 2020-08-19, 9:56 PM
 
ПроспероДата: Вторник, 2020-08-25, 4:13 PM | Сообщение # 7
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6160
Статус: Offline
Цитата Въедливый ()
Оправить в стихоформу зОвы рая,
Что в подсознании слышны едва...

Отправлюсь в ад возможных слов за мыслью,

Вергилий пусть ведёт, как проводник,
По адовым кругам за ясным смыслом.

Поэт, словами играя, идёт по зову Рая! Решительно и уверенно.
Дорога, которую он выбирает - Благие Намерения.

Там шёл в райский сад и маркиз де Сад. За то нам и Аз Воздам?
Немеряно снов, и дорогу в Ад? - вновь выстелить лжи устам.

А в чём была цель, господин менестрель? Зачем был по птицам выстрел?
Сверкнула каплей на фонаре дождливым вечером - МЫСЛЬ.

А вечер был зябкий, дождь бил морзянкой, пуст был стол и стакан.
В саду целовался комар с росянкой, учился любви языкам.

Цветок же был твердью, красивой смертью, природы игрушкой.
Вы тоже правде моей не верьте, она равнодушна.

Любовь не сердцах и не в головах, любовь не на дом задание:
"Мне кажется, я подберу слова" - Борис пишет Анне.

Литания.
Шорох по днищу Титаника.
Качание теней свечей в ожидании.
Февраль разливает чернила, чтоб оттепель не остыла, как в поле покойник милый, о нём плач дев Аквитании...

...от сих ли, до сих? И мы вновь на Руси. Наверное, надо было спросить - а что за вопрос в задании?


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Среда, 2020-08-26, 6:08 PM | Сообщение # 8
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6160
Статус: Offline
Под Охранной Грамотой, 2, ночное
Михаил Просперо
Первый - http://stihi.ru/2020/08/18/6346

Листаю "Охранную грамоту", свой ограняю страх.
Сыграть бы с Рильке в крикет, как с Воландом в боулинг.
История времени, мокрый голый Голем на глинозёмных ногах.
На самом деле время, как дождь, я юн, как Пер Гюнт, у меня лёгкий троллинг.

В пещере Горного Короля трюмо из сгоревшего дома.
Да, вот отражение чашечки кофе и сразу курить захотелось.
История времени, однообразной жизни и однотипной работы конкретно кома.
На самом деле есть ночь, есть дождь, есть полёта над рукописью неистребимая смелость.

Не ястребом, ангелом. Он жестяной, он лжет над крышей.
И вышел курить. Под дождь ледяной помолчать и послушать вышел.

*

...всю ночь корявый старый флюгер
просил как милость горстку влаги
и плыл по кругу над округой
скрипучий ржавый чорный ангел
и бился бабочкой железной
отламываясь от оконниц
скрипучий кашель бесполезной
визгливейшей из всех бессонниц
и нудной мухой лезли в ухо
отскакивая в сером мраке
от спички выстрелившей сухо
ночные нехристи и страхи

НЕТ.

Я не буду этого описывать, это сделает за меня читатель. Он любит фабулы и страхи и смотрит на историю как на рассказ с непрекращающимся продолженьем. Неизвестно, желает ли он ей разумного конца.
/https://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953
Б. Пастернак, "Охранная грамота", далее - ОГ./


*

И вдруг всё стихло. Просветлело.
Плащ чорный лопнул, заалел.
И выпал снег. Наивный белый.
Единственный на всей земле.
К такому просто прикоснуться -
что бросить камень в детства песню.
И думалось, что все проснутся.
Увидят. Выйдут. И - воскреснут.
Да будет мудрым это утро
и снег белее снежной вишни!
И горло в белый шарф укутав
уснувший ангел плыл над крышей.

ОТЧЕГО ОН ПО КРУГУ?

Ему по душе места, дальше которых не простирались его прогулки. Он весь тонет в предисловиях и введеньях, а для меня жизнь открывалась лишь там, где он склонен подводить итоги.
/ОГ/


Утром вышел вчера в неожиданно снежный коралловый мир.
И был светлым облачным бра обрамлён он, не красным, а сине-зеленым.
И выдох был свеж мой, как будто и воздух прошел сквозь меня, не коснувшись
Как будто и правда сегодня мы здесь не тела, а заблудшие детские души

И было всё это до боли знакомо, легко узнаваемо
Такой точно свет видел я в день рожденья - точней - возрожденья - Марины Цветаевой.

Понимаю, что все они умерли, стали чисты в царстве Снов Красоты,
Стали смыслами символов лишь обозначенных тенями в Царстве Живых.
...так досадно - "Очки по траве растерял палисадник, Там книгу читает тень."
Источник: https://boris-pasternak.su/zerkalo/

МИМО ТЕНИ

"Грешные люди после смерти теряли свою тень, её пожирало одно из адских чудовищ".
http://stihi.ru/2020/08/14/6892
Ты бы хотел при жизни потерять свою лень, своего беспечного таланта сокровище?

Каша из плоских мыслей в формате "офис", это не ноша наша, твердые ноги "Боинга".
В принципе, все они мне давно уже по фиг, пенсию получаю, хватает, живу спокойненько.

То есть могу копать, могу не копать, даже могу послать кого бы, да некого.
То есть казалось бы время душой взлетать, воспарять, над океаном. Но видно дно, и довольно мелко, и...

Тени летят надо мной, над твердью земной, они бесплотны, бесценны, они бесподобны.
Август. Такой сухой зной. Лето уже за спиной. Тени созрели, а их не съели. Знать - мы несъедобные.

ЧИТАЮ ВСЛУХ

В случае исследования знаков, указывающих на собственную смерть: Если собственная мимолетняя тень в пространстве изменяется, у тени отсутствуют конечности и т.п., она исчезает, если образ не появляется, - это означает смерть; если исчезают четыре конечности, смерть наступает в течение четырех месяцев; если голова отсечена вверху - в течение трех месяцев; если верхняя часть образа отделена от нижней - в течение двух месяцев; если образ словно во что-то завернут - в течение одного месяца.
Таким образом можно узнать время.
/Тантра Великого Тайного Союза Солнца и Луны, из письма Ирхина/

Тайна Союза Солнца и Луны как раз и заключена во взаимном затенении, полагаю. А видна для наблюдателя с Земли на пересечении теней во время затмений. Смерть - это ведь трансформация на переходе из жизни в жизнь, как из сна в сон, так ведь?
Спросить бы у Веденеева. У меня сон и сон разделены слишком резко, я только учусь плавно перетекать извне, из - в - не.

*

Не говоря о том, что внутреннее члененье истории навязано моему пониманью в образе неминуемой смерти, я и в жизни оживал целиком лишь в тех случаях, когда заканчивалась утомительная варка частей и, пообедав целым, вырывалось на свободу всей ширью оснащенное чувство.
/ОГ/


ПРОСТО, КАК ЛЕТАТЬ

Такая рань! Над переулками
Разлита чудо-синева!
И воробьи - такие гулкие
Как счастья чистые слова

Ты моешь окна, ярко-синие
Ты отражаешься в окне
Ты улыбаешься, красивая
И мне, и солнцу, и весне

Смоль водопадом из косыночки
Столь тесен ситец, низок дом!
Взлетишь - и сядешь на тростиночку
Сбежишь с горластым воробьём!

А я, подобно дурню всякому
Разинув рот стою-смотрю.
Глупы мы в счастьи одинаково?
Да, я об этом говорю.



*
Четвёртый тур Пастернаковского конкурса
http://stihi.ru/2020/07/30/9179


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Четверг, 2020-08-27, 6:03 PM | Сообщение # 9
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6160
Статус: Offline
Под охранной грамотой 3, просто музыка
Михаил Просперо
Продолжение, фрагмент 2  - http://stihi.ru/2020/08/26/1693

*

Палимпсе;ст — в древности так обозначалась рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в подобном употреблении. Позже это понятие было распространено и на наскальные росписи первобытного искусства, когда на стенах с полустершимися от времени росписями наносили новые изображения

*

Моих морщин привычный палимпсест - http://stihi.ru/2020/08/26/5160
На три минутки растворяет море.
Не то, чтоб я совсем душой Гефест,
Но, время, знаете ли, как-то и не спорит,

Рисует строки кистью и резцом,
Дымит кострами старых грёз осенних.
Не то, чтоб с юридическим лицом
Я здесь, но и не с чубчиком Есенин.

Полвека с лишком пробежал шутя,
А то и плача, даже часто слишком,
В душе я сам себе герольд-дитя,
Сын Мауни, злой у огня мальчишка.

На самом деле, вопреки стихам,
Не волк-охотник, не герой-любовник.
Старик. Да - шкура на плечах - Шер-Хан.
Да, витязь Руставели, но - условно.

...опять пытаюсь полосы отмыть,
На красный с чёрным не делить по квоте.
Какой на утро новой роли быть?
Знак Пастернака тушью начертить?
Я думаю - Борис бы был не против.

ПРОСТО СО СКРЯБИНЫМ

Мы прохаживались по залу. Он клал мне руку то на плечо, то брал меня под руку. Он говорил о вреде импровизации, о том, когда, зачем и как надо писать. В образцы простоты, к которой всегда следует стремиться, он ставил свои новые сонаты, ославленные за головоломность. Примеры предосудительной сложности приводил из банальнейшей романсной литературы. Парадоксальность сравненья меня не смущала. Я соглашался, что безличье сложнее лица. Что небережливое многословье кажется доступным, потому что оно бессодержательно. Что, развращенные пустотою шаблонов, мы именно неслыханную содержательность, являющуюся к нам после долгой отвычки, принимаем за претензии формы. Незаметно он перешел к более решительным наставленьям. Он справился о моем образовании и, узнав, что я избрал юридический факультет за его легкость, посоветовал немедленно перевестись на философское отделение историко-филологического, что я на другой день и исполнил. А тем временем, как он говорил, я думал о происшедшем. Сделки своей с судьбою я не нарушал. О худом выходе загаданного помнил. Развенчивала ли эта случайность моего бога? Нет, никогда, - с прежней высоты она подымала его на новую. Отчего он отказал мне в том простейшем ответе, которого я так ждал? Это его тайна. Когда-нибудь, когда уже будет поздно, он подарит меня этим упущенным признаньем. Как одолел он в юности свои сомненья? Это тоже его тайна, она-то и возводит его на новую высоту. Однако в комнате давно темно, в переулке горят фонари, пора и честь знать.
/ОГ. https://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953 /

ИЗ МУЗЫКИ

Дом высился, как каланча.
По тесной лестнице угольной
Несли рояль два силача,
Как колокол на колокольню.
Они тащили вверх рояль
Над ширью городского моря,
Как с заповедями скрижаль
На каменное плоскогорье.
И вот в гостиной инструмент,
И город в свисте, шуме, гаме,
Как под водой на дне легенд,
Внизу остался под ногами.
Жилец шестого этажа
На землю посмотрел с балкона,
Как бы ее в руках держа
И ею властвуя законно.
Вернувшись внутрь, он заиграл
Не чью-нибудь чужую пьесу,
Но собственную мысль, хорал,
Гуденье мессы, шелест леса.
Раскат импровизаций нес
Ночь, пламя, гром пожарных бочек,
Бульвар под ливнем, стук колес,
Жизнь улиц, участь одиночек.

Источник: https://boris-pasternak.su/muzyka/

Ремарка Просперо

...участь одиночек, по одной нотке точечно, как жаль, что не наделён звуком хотя бы клавиши одной. И лишь во сне она со мной
- постфактум -
ТОК ТОККАТЫ

Луна
Тризубчатое стило
Как в тихий омут острогу
На паутинке опустила
Там смерть рассеянно косила
Ромашки в голубом логу
И путник
Спящий при дороге
Кипящей серебром излучин
Захвачен был в хмельные стоги
Целован в губы, руки, ноги
Скрипичной проволокой скручен
- Токкаты -
Бесовы отродья
Нагромождения души
Грохочут при громах мелодий
При восхищениях вершин
- Токката-
Ты невыносима
Из сердца тянешь острогу
И купиной неопалимой
Сверкаешь в августа мозгу
Я больше не могу
- Токката -
Метелью кружевного сада
Бегу, и не страшусь расплаты
И под косой не дрогну взглядом
Я, райских яблок смертный вор
Под сердцем космоса костер
Токкаты-фуги ре-минор
Два такта

ОТЗВУК ОТ ЕЛЕНЫ

токкаты-фуги ре-минор
два такта

возведен костер
цветущего граната

и даже если разделить
на атом

кварк
на барион

два такта
фуги ре-минор...

*

Рисую палимпсест на листике из нотного альбома.


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Пятница, 2020-08-28, 5:10 PM | Сообщение # 10
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6160
Статус: Offline
Под охранной грамотой, 4, среди своих
Михаил Просперо

http://stihi.ru/2020/08/27/4607

*
«...я поделил весь род человеческий на две неравные части. Одна состоит только из хороших людей, но плохих или вовсе не музыкантов, другая же — из истинных музыкантов».
Э.Т.А. Гофман
*

Слова уходят и пусты подмостки
Осталось только небо и трава
И среди вод небесных Ольгин остров
Где так легко - на грани колдовства

Слова уходят и на новом вдохе
В разрыв завесы облачной гляжу
Где так светло - на грани той эпохи
С которой вместе тихо ухожу

Слова уходят, помню лишь мелодию -

*

Хотя к этому располагал рассказ, я вопроса о том, что такое музыка и что к ней приводит, не ставил. Я не сделал этого не только оттого, что, проснувшись однажды на третьем году ночью, застал весь кругозор залитым ею более чем на пятнадцать лет вперед и, таким образом, не имел случая пережить ее проблематику. Но еще и оттого, что она теперь перестает относиться к нашей теме. Однако того же вопроса в отношении искусства по преимуществу, искусства в целом, иными словами - в отношении поэзии, мне не обойти. Я не отвечу на него ни теоретически, ни в достаточно общей форме, но многое из того, что я расскажу, будет на него ответом, который я могу дать за себя и своего поэта.
/ОГ. http://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953/

*

Поэзия не связана и с человеком - она ни с кем и ни с чем не связана, она - океан окоёма, а поэт - одна волна жизни в любви.

*

На берегу, несущем несудьбу,
Несколько трещин крестами.
Травы туда врастают,
Ласточки строят норы, стая, табун!

Так бы морщины на лбу
Так же легко читались
Так бы птенцы кричали
Свой скрипичный хайбун

Там, где я строю дамбы
Дабы волны и сами
Временно стали стихами
Флейты Гамлета гаммой

Флейты, катящей камни

*

...а Гамлет лжет с наивной хрипотцой
Как будто сквозь пургу стеклянной пыли
Мне чем-то схожи с ним Тальков и Цой.
Земным свои предчувствием -  навылет...?

Лгать приходилось гамлетам всегда
С волкАми жить - и не пытайся лаять
Я честен был, наверно, лишь тогда
Когда казалось - точно! - умираю

Когда казалось точно - гул затих.
Но снова здесь. Один. Один из них.
Среди прощенных Господом своих.

*

птицы сидят под током
на проводах
им не страшно
а если да - то немного
словно пальцам поэта
замершим на клавире
ибо музыка в сердце
ярче ярого яда
больше булыжников буден
крепче
чем даже цепи
звонкие цепи счастья
нежного дирижера
узника птичьих музык
но камертона квантов
синих ночных дождей
у птиц ведь - как у людей

*
Музыка, прощанье с которой я только еще откладывал, уже переплеталась у меня с литературой. Глубина и прелесть Белого и Блока не могли не открыться мне. Их влияние своеобразно сочеталось с силой, превосходившей простое невежество. Пятнадцатилетнее воздержание от слова, приносившегося в жертву звуку, обрекало на оригинальность, как иное увечье обрекает на акробатику. 
/ОГ. http://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953/

*

Творец творцов и мысленного танца,
http://www.stihi.ru/2019/06/05/5634
Даёт лишь повод написать либретто,
О том, что овод тоже повод вспомнить лето,
И бас его цветам - канцоны Ланца!

О том, что грохот моря этим утром
Сердит. Людским приливом озабочен
И очищает абрис снов песочных
От наших игр, и резвых и немудрых.

О том, что Бог нам дал несовершенство
Затем, чтоб мы себя творили сами
И, радуясь своими чудесами,
Круги своя кружили в вальсе венском.

О том, что лишь любовь приносит веру.
И только цель приносит силы, средства.
И просто так увидеть, приглядеться -
Течения потоков неба сферы.

О том, что и финансы, и романсы
И в деньгах счастье - и - полёт в балете!
...ах, это, хоть отчасти, знать бы детям,
Творца творцов и мысленного танца.

*

Свою жизнь тех лет я характеризую намеренно случайно. Эти признаки я мог бы умножить или заменить другими. Однако для моей цели достаточно и приведенных. Обозначив ими вприкидку, как на расчетном чертеже, мою тогдашнюю действительность, я тут же и спрошу себя, где и в силу чего из нее рождалась поэзия. Обдумывать ответ мне долго не придется. Это единственное чувство, которое память сберегла мне во всей свежести.
/ОГ. http://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953/

Продолжение 5 http://stihi.ru/2020/08/28/6133


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Пятница, 2020-08-28, 5:13 PM | Сообщение # 11
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6160
Статус: Offline
Под охранной грамотой, 5, любовь и натурщики натюрмиорта
Михаил Просперо

фрагмент 4 http://stihi.ru/2020/08/28/2190

Всего порывистее неслась любовь. Иногда, оказываясь в голове природы, она опережала солнце.
/ОГ.  http://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953 /

Здравствуй, матадор мой ласковый
- торо, любимая, торо!
Мечутся лица красные:
- скоро? скоро ли? скоро?
Желтый Подсолнух глянцевый
Плещется в волнах свиста
И
Камертоном танца
Пьяные кипарисы
Но
Тишиной звенящей
Гидра голов беременна
Если
Камнем из Кащенко
Черный бык
На арене

...прошелестело тело прообразиной танка
женщина побледнела
с ней
ты вчера
фанданго

...с этих строк я начался как поэт для себя, вопреки опыту уже журналистики, публицистики. По инерции прочёл это на радио, неожиданно получил мешок писем, этим можно было бы жить в литературе. Если бы это была литература. Если бы можно было жить несложившейся любовью, или сложившейся нелюбовью, даже и сейчас не знаю, как правильнее сказать, сформулировать основное. Изменившее меня на атомарном уровне. Читаю "Охранную грамоту /ОГ/", ощущение описания процесса поэтизации реальности очень достоверное.
*
Но так как это выдавалось очень редко, то можно сказать, что с постоянным превосходством, почти всегда соперничая с любовью, двигалось вперед то, что, вызолотив один бок дома, принималось бронзировать другой, что смывало погодой погоду и вращало тяжелый ворот четырех времен года. А в хвосте, на отступах разной дальности, плелись остальные ряды.
/ОГ.  http://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953 /

УДАЧА УБИЙЦЫ ВРЕМЕНИ

Не к месту, не по теме,
я вспомнил, наконец:
он целился во Время —
чюрлёнисов Стрелец

У знака Зодиака
я всё хотел спросить:
стреляешь ты, однако,
зачем?
Чтобы убить?

Тогда уйми стальную
оленьей жилы дрожь:
всё потерять рискуешь
ну — ни за медный грош.

Ведь нет такой монеты,
чтоб выкупить минуты,
не создана валюта
обмена на года...

Вот с маятника взмаха
сорвалась — и, как птаха —
секунда...
Догони её!
Стрела?
Да никогда!

Допустим —
разверзлись уста, как плиты
и Глас прохрипел из Веков-облаков:
«Я время убивал
и им убитый
теперь часами стал я для него.

Секунды — мысли,
тиканье — их вздохи.
На циферблате глаз
их бденья знаки».

— Шекспир? Великий Бард,из чьей эпохи
донёс нам отблеск вечных истин бакен
на темной влаге движущихся вод.
И вот...

Вдруг всё пришло в движение,
затикали часы,
и знак-то — не Стрелец уже,
а всё-таки Весы.
И тянет по течению
плывущего во тьме,
и тает блик-свечение
как истина — в уме.

Жаль, нет прямого провода —
я выведал бы всё ж:
молчание ли — золото
или святая ложь?

Чтоб трубный глас, аки конь проскакав,
ворвался в твой дом-умишко.

Чтоб ты узнал, что бывает тоска,

которая... просто...  слишком...

*

Я часто слышал свист тоски, не с меня начавшейся. Постигая меня с тылу, он пугал и жалобил. Он исходил из оторвавшегося обихода и не то грозил затормозить действительность, не то молил примкнуть его к живому воздуху, успевшему зайти тем временем далеко вперед. В этой оглядке и заключалось то, что зовется вдохновеньем.
/ОГ.  http://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953 /

*

Анна Андреевна Ахматова считала, что есть две крайности человеческой сути: "чай, собака, Пастернак" и "кофе, кошка, Мандельштам".
http://stihi.ru/2020/06/12/1169

В заметке о собаке-Пастернаке
Я вижу Звёздной Дамы притязание
На жест от снисходительной хозяйки
Несущий притяженья обязательность
Мужского к женскому.
...пусть понимаю я по-деревенски, но..?

Кошачья ж гладкошерстость Мандельштама
Несёт для пальцев искорок грозу
Так немужское тоже тешит даму
И это драма, тест, гарде ферзю,
Ремарка на эскизе сутры кама.
...пусть котик ваш не трогает гюрзу...

А в жизни же, ни первый, ни второй,
Хоть на вечерней тени в полный рост -
Ни царь её, ни бог и не герой,
Лишь спутник в ливне падающих звёзд
Мужских и женских душ.
...пусть дети звёзды выловят из луж...

*

К особенной яркости, ввиду дали своего отката, звали наиболее отечные, нетворческие части существованья. Еще сильнее действовали неодушевленные предметы. Это были натурщики натюрморта, отрасли, наиболее излюбленной художниками. Копясь в последнем отдалении живой вселенной и находясь в неподвижности, они давали наиполнейшее понятие о движущемся целом, как всякий кажущийся нам контрастом предел. Их расположение обозначало границу, за которой удивленью и состраданью нечего делать. Там работала наука, отыскивая атомные основания реальности.
/ОГ.  http://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953 /

*

Атомов рамки ищу в театральной программке
Ибо весь мир - театр, где автор-актер Сутратма
Нить, на которой нанизаны ритма пульсаций нотные знаки
Знать бы ещё свой пульсар в ослепительном зодиаке

...ты не поймешь механику квантов и негасимый синтез
Если не вышел из Вишну в рощу коров Говинды
Если не станешь травой на лужайке у дома Пинк Флойда
Если не слышишь трио - скрипка, ситар и флейта


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Суббота, 2020-08-29, 11:54 AM | Сообщение # 12
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6160
Статус: Offline
Под охранной грамотой, 6, на фоне филологии Флойда
Михаил Просперо

http://stihi.ru/2020/08/28/6133 фрагмент 5

В то время и много спустя я смотрел на свои стихотворные опыты как на несчастную слабость и ничего хорошего от них не ждал. Был человек, С. Н. Дурылин, уже и тогда поддерживавший меня своим одобрением. Объяснялось это его беспримерной отзывчивостью. От остальных друзей, уже видавших меня почти ставшим на ноги музыкантом, я эти признаки нового несовершеннолетья тщательно скрывал.
/ОГ. https://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953/

...без комментариев. В данном конкретном случае я лучше скрою от читателя, что являюсь чиновным лицом, муниципальным советником Первого класса (первого, а ведь сколько их второй свежести... хотя - у меня ещё есть Второе Высшее, это какая свежесть? От одного диплому уму не добавилось вдосталь?), что, к слову, в китайской традиции должно быть совмещено с умением изящно излагать свою мысль. Но меня читают в основном не китайцы, поэтому... Поэтому, может быть, я и не стал поэтом, не тем занимался по жизни. И, чтобы понадежнее спрятаться от суровой реальности, сообщу читателю мнение профессионалов по этому поводу:

"Бог также любит играть в прятки, но поскольку вне Бога ничего нет, ему не с кем играть, кроме как с самим собой. Но он преодолевает это затруднение, притворяясь, что он – это не он. Это его способ прятаться от самого себя. Он притворяется, будто он – это вы и я и все люди в мире, все животные, все растения, все камни и все звезды. Так он переживает странные и удивительные приключения, некоторые из которых бывают ужасными и пугающими. Но они подобны просто дурным снам, ибо когда он просыпается, они исчезают.
Но когда Бог играет в прятки и притворяется, что он – это вы и я, он делает это настолько хорошо, что ему приходится долго вспоминать, где и как он спрятался. Но в этом и состоит все развлечение – как раз то, чего он хотел. Он не хочет находить себя слишком быстро, ибо это бы испортило всю игру. Именно поэтому вам и мне так трудно обнаружить, что мы – это прячущийся Бог, который притворяется, что он – это не он. Но когда игра продлится достаточно долго, все мы проснемся, перестанем притворяться и вспомним, что представляем собой одну единую Сущность – Бога, который заключает в себе все сущее и живет вечно.
Вспоминая свою способность осуществлять 24-часовое Осознаваемое Сновидение, возможно вспомнить свое Большое «Я».
Понятия отражения и рефлексии заигрывания занимают центральное место не только в мистицизме и учении буддизма, но и в математике физики. Без такого отражения не могли бы существовать современная теория квантовой физики и ее объяснение реальности."
Алан Уотс «Книга о табу на знание о том, кто ты есть».

*

Зато философией я занимался с основательным увлеченьем, предполагая где-то в ее близости зачатки будущего приложения к делу. Круг предметов, читавшихся по нашей группе, был так же далек от идеала, как и способ их преподавания. Это была странная мешанина из отжившей метафизики и неоперившегося просвещенства. Согласья ради оба направления поступались последними остатками смысла, который мог бы им еще принадлежать, взятым в отдельности. История философии превращалась в беллетристическую догматику, психология же вырождалась в ветреную пустяковину брошюрного пошиба.
/ОГ. https://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953/

Ни в коем случае не желая грузить читателя своей философией, ну разве что на уровне брошюры, буклета к последнаму альбому Пинк Флойд, а? Это овладело миллионами и принесло поэту Роджеру Уотерсу много-много денег, то есть - эта философия, или филология, сегодня чего-то стоит, не так ли?

ФИНАЛЬНЫЙ МОНТАЖ

Сквозь выпуклость линз заплаканных глаз
Познать едва ли могу я образ прошедших мгновений,
И мне высоко не летать в пресвятых небесах,
Буравлюсь я штопором, скрываясь в скитах подземелий.

И если прорвешься сквозь минных полей загражденья,
От псов отобьешься, обманешь оптический глаз наблюдения,
Пикет пулеметный проскочишь стрелой
И, шифр подобрав, проникнешь в святыню святынь,
И если я там, тебе расскажу, что там, за стеной.
http://www.stihi.ru/2011/07/22/5541

Чуть ранее, Мать-Сердце-Атом на траве Лалабель III

Бесит бессилие перед волной токкаты атомной.
Лезет на лезвие блик луны опасно дамасской.
Патина платины складками платья Махатмы
Переливает, перелетает на дерево-сказку.

Легким легато переливая из тигеля в тигель
Мать-Сердце-Атом на траве Лалабель III

о- ***Но вдруг это имя есть зов допустимого воина

А как бы и имя Акакий уже никакое
И ширма шинели есть щит человеко места
Но вдруг возникает из тьмы антидемон - биткоин
И пошатнутся чтущие Мазду, ждущие мзду? - перечти Авесту?

А мирт умиротворяет Икара и карапана
И крылья из перьев ереси легко на огонь возносят
Но вдруг загудит ритмично ракушка рапана
И говорить начинает о том, о чём и в страхе не просят

А "Флойд" или имя флюидов неисчислимых
И гвоздь на котором подвешена ось весов планетарных
Но вышли за ним из тьмы миллионы идущих мимо
И гордых собой, и Господу не благодарных

А как бы и имя не нужно уже никакое
И день даст людей несуших биткоину деньги
Но вдруг это имя есть зов допустимого воина
И время пришло зачищать Содом от застарелых злостных бездельников?

***сон вечно юного пулеметчика Флэтчера

поле помнит нерусского мальчика
в страшном мире, где нет ни звука
где бесшумные одуванчики
прорастают сквозь его руку

Череп Йорика так улыбается!
Еще шире, чем чорт не шутит
Еще звонче музыка будет -
На гитаре высохли пальцы

Как они друг с другом похожи
Сухожилия и гитара
Смерть и музыка - странная пара
Это новая жизнь, быть может?

Как друг другу мы улыбаемся!
До чего же - добрые люди
Дождь свинцовый вскрывает груди
Смерть багровым цветком распускается

"Мог бы Макбет - не сеял мак бы?"
Вы шутник, пулеметчик Флетчер!
Пальчик мальчика дарит вечность
Как бы - да - по приказу штаба...

но игра хороша и правда!

*** 0 -

о спасении злых и добрых,
о сплетении искр и капель,
о смятении душ и клонов,
о -

Какая плотная цельность! Монолитная Мона Лиза? Или в ярком янтарном шаре
Герметичная дочь Менелая?

о движении вод и суши,
о давлении сил и массы,
о довлении злых и праздных,
о -

Каков он, Новый Спаситель? Он пришел кормить Минотавра? Или будет ломить Пинк Флойдом
Наши стены на Уолл-Стритах?

во спасение злых и добрых

о -

Останется только музыка в обновлённом ухе Ван Гога.
О, нас мало, но музыки много у Бога.

*

Всё-таки комментарий: Здесь Образы - это герои группы Пинк Флойд в моём ассоциативном прочтении, центральная часть о юном пулеметчике - это о герое альбома «Реквием по послевоенной мечте Роджера Уотерса, исполненный Pink Floyd. Для Эрика Флетчера Уотерса 1913-1944». Он посвящен памяти его отца Эрика Флетчера Уотерса и является наиболее личным из всего записанного Роджером. Лично о личном: мой отец умер после войны, 60 лет тому назад, тем не менее детские ощущения потери Роджера я и сейчас легко представляю себе.

Продолжение следует


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ТанецДата: Суббота, 2020-08-29, 1:48 PM | Сообщение # 13
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
С благодарной репликой зрителя... со внимательным взором читателя... добавлю два слова раздумья...

Стремление вместить в себя весь мир,
Любовью охватить, крылами страсти
Сияющей души укрыть в ненастье,
Творит органной музыкой Эфир.
Сюжет судьбы украсит вдохновенье,
Легенда озарит воспоминанье,
Затмив собой пороки и терзанья,
И проза жизни станет во мгновенье
Прекрасным чудом - делом рук Творца!
Так явит миру смысл Первоистока,
Из вечности ростком его для срока,
Так свет из тьмы - жемчужиной ларца…
Украшенное чудо звёзд блистанья –
Сам Космос, отражённый в человеке
Чрез творчество души в огранке века,
И есть Первоисточник мирозданья.


Книгоиздательство
 
ПроспероДата: Суббота, 2020-08-29, 9:12 PM | Сообщение # 14
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6160
Статус: Offline
Цитата Танец ()
Чрез творчество души в огранке века,
И есть Первоисточник мирозданья.
Да, и пора перейти ко второй части Охранной Грамоты, пора в Марбург, а может и далее, на сонные красные виноградники, в прошлом питавшие Ван Гога. По сей день заметные в настоящем:

Оттого, что уже одна заметность настоящего есть будущее, будущее же человека есть любовь.

3

Но на свете есть так называемое возвышенное отношенье к женщине. Я скажу о нем несколько слов. Есть необозримый круг явлений, вызывающий самоубийства в отрочестве. Есть круг ошибок младенческого воображенья, детских извращений, юношеских голодовок, круг Крейцеровых сонат и сонат, пишущихся против Крейцеровых сонат. Я побывал в этом кругу и в нем позорно долго пробыл. Что же это такое?

Он истерзывает, и, кроме вреда, от него ничего не бывает. И, однако, освобожденья от него никогда не будет. Все входящие людьми в историю всегда будут проходить через него, потому что эти сонаты, являющиеся преддверьем к единственно полной нравственной свободе, пишут не Толстые и Ведекинды, а их руками - сама природа. И только в их взаимопротиворечьи - полнота ее замысла.

/ОГ, https://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=58&tid=6953/  

слова
их затвердили наизусть
но я не повторения боюсь
а попросту в предчувствии немею
как отзовется болью вдоль виска
твоя неутолимая тоска
и я кричу и рта открыть не смею

о, если бы я боль ослабить мог!
распластываюсь в губчатый комок
приди - и поглощу я сгусток горя
но взгляд твой снова - темная река
и я ничто и Гамлета рука
на шпаге перед тенью в Эльсиноре

а думалось
что твердью защищен
но каждый раз молюсь - "вернись еще,
пробейся, озаренье состраданья!"
и теплый луч, незрим и невесом
ко мне приносит в предрассветный сон
твое
такое ровное
дыханье

ОЧЕНЬ

очень хочется
поглупеть
чтобы как косой подкосило
и упасть и бездумно тянуться к Тебе
как Подсолнух Желтый
к Светилу

ЕСЛИ БЫ БЫК МОЛИЛСЯ

"Благодарю тебя, Боже
за кирпичную рожу
за чугунные плечи
и заумные речи
всем я совсем хороший
или других не плоше
только вот в малости
старый ты хрен
то ли с усталости
выдал крен
вместо чего полезного
ну - насоса железного
в клетку мне с левого бока
всунул ухо Ван-Гога
полем лежит минированным
ноет анатомированно
лесом в огне трещит оно
перед Ней беззащитное..."

...был мне Ответ Всепрощающий:
"ныне я - все отпущаеши.
Топай. Куда - найдешь."
вышел.
на улице - дождь

ДОЖДЬ

Дождь
по щекам меня хлещет обидно, как женская гордость
Дрожь
пробегает по лужам зеленым в неоновом свете
Злость
на себя и на эту щемящую робость
Брось
вы с ней просто забыли, что оба не малые дети

Встать
проявить во весь рост свою гордость и властную силу
Взять
осторожно и нежно прижать к себе хрупкие плечи
Сном
это может остаться, "ужасно нелепым и милым"
Но -
не войти? да об этом не может быть речи!

Вновь
подлетают такси и визжат тормоза, как побитые звери
Бровь
что-то дернулась (это, наверное, нервы)
Вот
палец лег на звонок у знакомой до гвоздика двери
Пот
голос хриплый ("...последней-единственной-первой...")

Снова
навалится тяжесть медведем на грудь спозаранку
Слова
несказанным грузом пытаясь мозги изувечить
Дождь
многотонно и мерно колотит в пустую жестянку
Ложь
он осенний
он кончится
все станет проще и легче.

ЛОЖЬ

"Мысль изреченная есть ложь,
- Ф. Тютчев ".
Но ты же женщина, ты ждешь
Что лучше?
Метаться средь неизреченных
Намеков полуобреченных
Иль дверь с петель ворваться в дом
Громоздким пьяным мужиком
(в ладони потные нарциссы -
о, мерзкий миг, остановись же!)
Ты где-то в цепком, липком сне
И в мутных тенях на стене
Неотвратима и прекрасна
Громада черная быка
А ты безвластна и безгласна
Вдруг - блеск слезы, как всплеск клинка
И - громом взорвана арена
И бык, говядиною бренной
По взмокшему песку скользя
Теленочьи раскрыл глаза
Застывшие на "нузачто"
А дальше, дальше было

Стоп.
Стоп кадр: бумага, спичка, лжец.
Пуд соли камнем на душе

ТИШЕ

Тихо-тихо
беззвучно, бесслезно
с кленов падают теплые звезды
на асфальте ложатся словами
желтой кисти живыми мазками
а наутро осколки лучистые
станут просто опавшими листьями
не в мечте, не на горьком коротком холсте
на обычном, на мокром асфальте

утром выглянешь:
можно ли вешать бельё?
Ветер листьями выложил
Имя Твоё

Это несколько фрагментов из моей юношеской поэмы "Подсолнух", без комментариев.


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Понедельник, 2020-08-31, 8:02 PM | Сообщение # 15
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6160
Статус: Offline
Под охранной грамотой 9, у дожей дождя
Михаил Просперо
фрагмент 8 http://stihi.ru/2020/08/30/8656

"...как мало нужно гению для того, чтоб взорваться."

Эта фраза из "Охранной грамоты" Пастернака, казалось бы вновь возвращает меня и читателя к Ван Гогу (и взрыв увидели слепые), ан нет. Здесь речь идёт не о несостоявшемся при жизни художнике, а о признанных своим временем и весьма прилично оплачиваемых бомондом мастерах, украшавших дворцы дожей в Венеции.

...дворец дожей
из дождика сложен
из радуги помнящей облака цвет
которое вдруг облекло белый свет
которое вдруг увлекло в менуэт
которое с плачем вдруг вылилось всё же
дожди уложив в эти камушки дожей
а был просто дождь -
вот же!

Разумеется, это не реальность, а впечатление человека, который видел Венецию только на картинах, этот этюд посвящён картине Клода Моне, "Дворец Дожей с острова Сан-Джорджио Маджоре". Венеция, 1908 г. Борис Пастернак видел дворцы дожей не издали, он ощутил наощупь, всеми фибрами души, включая "живописный инстинкт":

ОГ: "Я глядел на это зрелище глубже и более расплывчато, нежели это выразят теперь мои формулировки. Я не старался осознать увиденное в том направленьи, в каком его сейчас истолкую. Но впечатления сами отложились у меня сходным образом в течение лет, и в своем сжатом заключении я не удалюсь от правды.

Я увидел, какое наблюдение первым поражает живописный инстинкт. Как вдруг постигается, каково становится видимому, когда его начинают видеть. Будучи запримечена, природа расступается послушным простором повести, и в этом состоянии ее, как сонную, тихо вносят на полотно."


...сны не убивают, это главное. опровергни, если не уснёшь
сны не успевают в дальнем плавании между скалами Зло и Ложь
сны не завивают кудряшки славные, просыпаешься вечно - как ёж
сны не забывают самое стародавнее, аукаются песенки идёшь-поёшь

снам легко научиться, наивным-девичьим, башмачок через плечо
нам не спать в медуницах, и дождь на мельнице, майский ещё
самовар в саду горячится, угольки играют в фееричи, шепчут так горячо -
что может случиться с певчими, непевчими, с чуть зелёным от травы лучом

ОГ: "Я узнал далее, какой синкретизм сопутствует расцвету мастерства, когда при достигнутом тождестве художника и живописной стихии становится невозможным сказать, кто из троих и в чью пользу проявляет себя всего деятельнее на полотне - исполнитель, исполненное или предмет исполнения. Именно благодаря этой путанице мыслимы недоразуменья, при которых время, позируя художнику, может вообразить, будто подымает его до своего преходящего величья."

...время позирует и неуверенно, и дозированно.
Синус синкретики стал пульсировать, словно слоны проходят сквозь сны.
Снова ухо Ван Гога ноет, анатомированно.
Странное ощущение, звук отделённый от тишины.

...время фиксирует четкие точные строчки.
Синус синкретики роет в инферно дорогу в рай, и наверно так жарко поэтому.
Пот осторожности, бремя посредственности непорочной.
То, что мешает этому мальчику стать свободой поэта?

...время спонсирует и неуверенно, и дозированно.
Стоит ли вкладывать в этого реалиста троянский вирус осени гения?
Снова ухо Ван Гога ноет, анатомированно.
Сильно болят глаза, как будто уже просветление.

ОГ: "Наконец, недостаточно оценив эти впечатления в то время, я узнал, как мало нужно гению для того, чтоб взорваться."
/ОГ.


...какая-то тихая-тихая осень
Назавтра. И сны сквозь туман тишины
Которые стали бы очень важны
И стали бы сталью,
И мачтой и осью,
Когда бы остались,
Когда бы слетались,
Как желтые листья на площадь бумаги
Как поступью лисьей на рощу варяги

Какая-то тихая-тихая морось
И смесь-полувзвесь сквозь качания света
Как будто прикрыта рукой сигарета
И смех неуместный,
И тень разговора,
И точка-каденция
Кода Венеции,
Так желтые стаи со вспыхнувшей рощи
Вокзал заливают всей солнечной мощью

...так тихо взрывались сверхновые звёзды,
так просто


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Среда, 2020-09-02, 6:53 PM | Сообщение # 16
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6160
Статус: Offline
Под охранной грамотой 10, укроти Савонаролу
Михаил Просперо
фрагмент 9 http://stihi.ru/2020/08/31/4922

ОГ: "Вот чем я тогда интересовался, вот что тогда понимал и любил.
Я любил живую суть исторической символики, иначе говоря, тот инстинкт, с помощью которого мы, как ласточки саланганы, построили мир, - огромное гнездо, слепленное из земли и неба, жизни и смерти и двух времен, наличного и отсутствующего. Я понимал, что ему мешает развалиться сила сцепления, заключающаяся в сквозной образности всех его частиц."


Несколько нот по Орфу

До

До того, как Зевес допустил Хиросиму, иль был он уже бессилен?
До чего он, бог новых амеро-атлантов - не очень-то добрый Санта?
Донателло ваял Давида, как знак свободы мужского рода, ренессанс Эллады
До него полторы почти тысячи лет одевали во злато богов, и что из того?

Ре

Рене, не оглядывайся, бегущий из хит-парада текущего ада.
Рене, не закусывай, пьющий в эту минуту свою сократущую цикуту.
Рене, не сиди в Троянском коне и ещё 100 тысяч НЕ против маленького ДА в глубине,

Рене, тебе нужно нырнуть за жемчужиной, и легче тонуть нагруженным,
Рене, тебе можно кричать не криком - "Не уходи, Эвридика!"
Рене, твой ад - это здесь, это есть, это пекло жаркого лета, где нет ответа

Ренессанс - это домой возвращение, но если и здесь нет прощения?

Ми

Мир, куда медленно падаем мы
Мимо микрофонов желтые листья-мимы
Мимо лампионов на июльских аллеях приморской тьмы
Мы с тобой, даже в молчании перед трубой неповторимые

Микадо - это высокие ворота, это слишком высокие ворота, но не выше Судной трубы
Мир есть, мир был, мир гудит от вибраций фабулы новой судьбы

Фа

Фары выхватывают из тьмы улиц разметку векторную
Фаренгейт разметил факторы, стабилизирующие реакторы.
Фанданго быстрых нейтронов станет народным танцем на Корфу
Факир показал пантомимой, как Орфей учит музыке Орфа

ОГ: "Но я был молод и не знал, что это не охватывает судьбы гения и его природы. Я не знал, что его существо покоится в опыте реальной биографии, а не в символике, образно преломленной. Я не знал, что, в отличие от примитивов, его корни лежат в грубой непосредственности нравственного чутья. Замечательна одна его особенность. Хотя все вспышки нравственного аффекта разыгрываются внутри культуры, бунтовщику всегда кажется, что его бунт прокатывается на улице, за ее оградой. Я не знал, что долговечнейшие образы оставляет иконоборец в тех редких случаях, когда он рождается не с пустыми руками."

Ночью огромный ветер вернулся ломать деревья
Мельницы Бога громко скрипят на космических реках
Громче, чем скрип пера на моём манускрипте
Громче, чем плачет дождь, что просится в окна

И отложил перо, ибо слушаю - скажет ветер
Перебирающий струны дождя руками деревьев
Сколько плодов прошлогодних на дереве зла усохло
Сколько зеленых почек на древе добра проснулось

Ночью огромный ветер вернулся очистить поле
Мельницы Бога медленно катят жернов
Медленней, чем старик подходит к окошку
Медленней, чем темнеет медь на Распятом

И отворил окно, ибо слушаю - скажет ветер
Перебирающий листья книги надежд и счастья
Сколько сердец усталых на дереве зла усохло
Сколько детей счастливых у древа добра проснулось

Ночью огромный ветер вернулся с пустыми руками
Мельницы Бога остановил ребенок
Громко заплакал, потом засмеялся маме
Громко, как колокольчик над дверью храма

И удалось заснуть, и по крыльям медленных мельниц
Перетирающих зерна зла до космической пыли
Сделал я семь нетвердых шагов к золотому Чертогу
И помолился
И поучился
Любить, а не только верить

Открытому Богу

ОГ: "Когда папа Юлий Второй выразил неудовольствие по поводу колористической бедности сикстинского плафона, то в применении к потолку, изображающему создание мира с полагающимися фигурами, Микеланджело, оправдываясь, заметил: "В те времена в золото не рядились. Особы, здесь изображенные, были людьми небогатыми".
Вот громоподобный и младенческий язык этого типа."


Загадка Бога каждого чиста
Небес твоих она одна ли тайна?
Разгадка же всегда чуть-чуть случайна
Как и у самолета вид креста
Там, выше гор тяжелых, дальних
Где радуга подобием моста

И где дожди опять черпают силы
И где небесный гром, и снег искрист
У где мне сердце словом отворил Он
Тот, кто всегда во всех

И в каждом чист.

ОГ": Предела культуры достигает человек, таящий в себе укрощенного Савонаролу. Неукрощенный Савонарола разрушает ее."

Давление мысли на сердце
Пока еще в силах нести
И пусть все явления смертны
И временны камни пути

И трудно движение в плотном
Как птице в стоячей воде
И всё же без этой работы
Мы только никто и нигде

Ведь это не труд, а молитва
Ведь это не долг, а любовь
И пусть же великая битва
Пребудет.
Но только с собой.

Продолжение следует


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Среда, 2020-09-02, 6:59 PM | Сообщение # 17
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6160
Статус: Offline
Под охранной грамотой 11, лес за деревьями
Михаил Просперо
часть 10 http://stihi.ru/2020/09/01/8380

ОГ: "За деревьями стояло искусство, столь прекрасно разбирающееся в нас, что всегда недоумеваешь, из каких неисторических миров принесло оно свою способность видеть историю в силуэте. Оно стояло за деревьями, страшно похожее на жизнь, и терпелось в ней за это сходство, как терпятся портреты жен и матерей в лабораториях ученых, посвященных естественной науке, то есть постепенной разгадке смерти."

Янтра янтарной капли в твоём колечке.
Оно лежит на столе, а жена кружится у печки.
Капля в руках шепчет:
"...ни воды, ни собеседника не дал мне  - в мольбе о Тебе плыву без лоции,
оттого сок желаний моих каменеет на изнуряющем солнце..."

Да-ладно
Да-нет
Да снег крупинками ладана
Смол молчаливых, как льды Гренландии у Канады

Из-под
Из-над
Из тишины снеганада,
Которая громче всех канонов и каннонад

Из-вне
Из-тризн
Из шороха дальнего грома
Которого громче ложка в стакане лекарства знакомого

Из-вверх
Из-риз
Из рисунка штрихами скрипучими
Который похож на спящее солнце за тучами

Из-них
Из-под
Из дождей завтрашних
Которые ярче алмазов земных инеем ранним сверкают

Выходишь
Зябко плечиком серую шаль подвигая
Сама -
Как зима
Южная, не вьюжная, книжная такая,
- А что у нас на ужин, дорогая?
...и дерево вздрогнуло, улетает!

ОГ: "Какое же это было искусство? Это было молодое искусство Скрябина, Блока, Комиссаржевской, Белого, - передовое, захватывающее, оригинальное. И оно было так поразительно, что не только не вызывало мыслей о замене, но, напротив, его для вящей прочности хотелось повторить с самого основания, но только еще шибче, горячей и цельнее. Его хотелось пересказать залпом, что было без страсти немыслимо, страсть же отскакивала в сторону, и таким путем получалось новое. Однако новое возникало не в отмену старому, как обычно принято думать, но совершенно напротив, в восхищенном воспроизведеньи образца. Таково было искусство. Каково же было поколенье?"

Знак Пастернака, жест из февраля,
Зеленый крест - то сломана берёза!
Нет, показалось, нет, через поля
Шар катится. Так по Луне Земля,
Наверное, катилась в час мороза,
Там. В космосе. Куда и тополя
Заглядывать боятся.
Аве, Оза! -
Кричат ученики, бегут, пыля.

Знак Евтушенко, жест несовершенства,
Железный шест для дирижера дирижаблем!
Нет, показалось, это слишком женственно
Для слушающих в зале неестественно,
Наверное. Но честность горькой капли
Почти Сократова, и даже столь же действенна
"Я плохого тебе не сделаю"
Вряд ли.
Но как же гений без злодейства?

Знак поколенья моего начала.
...как всё-таки всегда нас адски мало.

Продолжение следует


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Пятница, 2020-09-04, 8:46 AM | Сообщение # 18
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6160
Статус: Offline
Под охранной грамотой 12, от нуждавшихся в небе
Михаил Просперо
http://stihi.ru/2020/09/02/6270 часть 11

ОГ: "Однако культура в объятья первого желающего не падает. Все перечисленное надо было взять с бою. Пониманье любви как поединка подходит и к этому случаю. Переход искусства к подростку мог осуществиться лишь в результате воинствующего влеченья, пережитого со всем волненьем, как личное происшествие."

Три точки "Капричос"

Бриз,
Уносящий шампанского брызги, ветер капризный
Ветер непостоянства, снежный узор укоризны

Вниз
Уносят, что странно, и вериги и ризы.
Быть бы морским каланом, на острове, на карнизе.

Просто
Читать на камне острова, буковки острые,
Трещинки ли от времени, Атлантиды ли поступь.

Мост мой
Словно уходит вверх монстром, ветер норд ост, но -
Жарко. Какой плотный воздух.

Бриз
Приходящий без визы и вызова, ветер каприза.
И Паганини "Капричос" как резкий ответ на Гойи сюжет, реприза.

Реверс далекого берега, от гениальной скрипичной печали истерика -
Как не боится он это играть так уверенно?
Бис, маэстро! Бис!

2

Капричос, капричос -
скрипичные вскрики
сквозь меди надменный дребезг

смеялась ли, плакала кислая флейта?
роял был лоялен но зол.
упругий валун шевелящие волны
шатались под кожей больших барабанов

а скрипки визжали
как бабы рожая
костят мужиков почем свят, угрожая
что только бы вышла отсюда живая

откуда ?
кошмару, капризной уродине
два чуда, две ножки, две нотки мелодии

отвечу, отмечу, ответ безупречен
каприз огранён, ограничен
но горло посыпано пылью циничной
как будто трухой канифоли скрипичной
и битым стеклом от посуды столичной

...подлец! Чьё ты Имя треплешь?
сквозь меди надменный дребезг

3

Бриз
Приходящий на "Бис" -
Ну на секунду - остановись!
Наполни собою, как странной еще полувзрослой любовью  до капли!

А то - не махнуть ли на Капри!?

P.S.

- Какой разный взгляд на безупречность и непостоянство. Отчаяние нисходит в опыт... И всё же по жизни сопровождает -
"Бриз? приходящий на "Бис"
Браво!
Ирина Гонюкова   21.04.2018 19:14

Вы очень точно подметили - именно переход отчаяния в опыт. По времени написания вторая часть ранее первой на 40 лет.
Михаил Просперо   23.04.2018 06:57   

Есть ощущение разницы
Ирина Гонюкова   23.04.2018 13:51

ОГ: "В своей символике, то есть во всем, что есть образно соприкасающегося с орфизмом и христианством, в этом полагающем себя в мерила жизни и жизнью за это расплачивающемся поэте, романтическое жизнепониманье покоряюще ярко и неоспоримо. В этом смысле нечто непреходящее воплощено жизнью Маяковского и никакими эпитетами не охватываемой судьбой Есенина, самоистребительно просящейся и уходящей в сказки.

Но вне легенды романтический этот план фальшив. Поэт, положенный в его основанье, немыслим без непоэтов, которые бы его оттеняли, потому что поэт этот не живое, поглощенное нравственным познаньем лицо, а зрительно-биографическая эмблема, требующая фона для наглядных очертаний. В отличие от пассионалий, нуждавшихся в небе, чтобы быть услышанными, эта драма нуждается во зле посредственности, чтобы быть увиденной, как всегда нуждается в филистерстве романтизм, с утратой мещанства лишающийся половины своего содержанья."

"от пассионалий, нуждавшихся в небе"

...витая в фуэте
взлетая в револьтаде
скользя в небрежных легких пети-па
ещё нигде
до вспышки в звездопаде
пока душа прохладна и слепа
ещё не обожженная в горниле
ведь фуэте - игра
щелчок хлыста
но чуя приближенье к страшной силе -
пора!
и расцветает красота!
и бурное движение вдвоём
и зала нет!
вращаются все лампы
ван-гоговский разбрасывая свет
и взрыв оваций
занавес
ах, нам бы
вернуться во вращенье
в забытьё
но тихо
скрипка детская поёт
и запах горьких хризантем
у рампы


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
ПроспероДата: Суббота, 2020-09-05, 2:03 PM | Сообщение # 19
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6160
Статус: Offline
Под охранной грамотой 13, она
Михаил Просперо
http://stihi.ru/2020/09/03/8125 часть 12

ОГ: "...одинаковой пошлостью стали давно слова: гений и красавица. А сколько в них общего.

Она с детства стеснена в движеньях. Она хороша собой и рано это узнает. Единственный, с кем можно быть вполне собой,- это так называемый божий мир, потому что с другими нельзя сделать шагу, чтобы не огорчить или не огорчиться.

Она подростком выходит за ворота. Какие у ней умыслы? Она уже получает письма до востребованья. Она держит в курсе своих тайн двух-трех подруг. Все это у нее уже есть, и допустим: она выходит на свиданье.

Она выходит за ворота. Ей хочется, чтобы ее заметил вечер, чтобы у воздуха сжалось сердце за нее, чтобы звездам было что про нее подхватить. Ей хочется известности, которой пользуются деревья и заборы и все вещи на земле, когда они не в голове, а на воздухе. Но она расхохоталась бы в ответ, если бы ей приписали такие желанья. Ни о чем таком она не думает. На то есть в мире у нее далекий брат, человек огромного обыкновенья, чтобы знать ее лучше ее самой и быть за нее в последнем ответе. Она здраво любит здоровую природу и не сознает, что расчет на взаимность вселенной никогда ее не покидает.

Весна, весенний вечер, старушки на лавочках, низкие заборы, волосатые ветлы. Винно-зеленое, слабого настоя, некрепкое, бледное небо, пыль, родина, сухие, щепящиеся голоса. Сухие, как щепки, звуки и, вся в их занозах,гладкая, горячая тишина.

Навстречу - человек по дороге, тот самый, которого естественно было встретить. На радостях она твердит, что вышла к нему одному. Отчасти она права. Кто несколько не пыль, не родина, не тихий весенний вечер? Она забывает, зачем вышла, но про то помнят ее ноги. Он и она идут дальше. Они идут вдвоем, и чем дальше, тем больше народу попадается им навстречу. И так как она всей душой любит спутника, то ноги немало огорчают ее. Но они несут ее дальше, он и она едва поспевают друг за другом, но неожиданно дорога выводит на некоторую широту, где будто бы малолюднее и можно бы передохнуть и оглянуться, но часто в это же самое время сюда выходит своей дорогой ее далекий брат, и они встречаются, и что бы тут ни произошло, все равно, все равно какое-то совершеннейшее "я - это ты" связывает их всеми мыслимыми на свете связями и гордо, молодо и утомленно набивает медалью профиль на профиль."


...далее в "Охранной грамоте" Пастернак описывает последний год жизни и смерть Маяковского. Это отдельная тема, полагаю, может быть это и было основной задачей "ОГ" - охранить Пастернака от обвинений в несоветскости, год был 1930-й, случайно ли захотелось сказать по-детски - "вот его убили уже, и что?"

ОГ: "Я разревелся, как мне давно хотелось. Так не могло плакаться на месте происшествия, где огнестрельную свежесть факта быстро вытеснил стадный дух драмы. Там асфальтовый двор, как селитрой, вонял обожествленьем неизбежности, то есть тем фальшивым городским фатализмом, который зиждется на обезьяньей подражательности и представляет жизнь цепью послушно отпечатляемых сенсаций. Там тоже рыдали, но оттого, что потрясенная глотка с животным медиумизмом воспроизводила судорогу жилых корпусов, пожарных лестниц, револьверной коробки и всего того, от чего тошнит отчаяньем и рвет убийством.
Сестра первою плакала по нем своей волей и выбором, как плачут по великом, и под ее слова плакалось ненасытимо широко, как под рев органа."


Это отдельная тема - Маяковский, хотя она и сопоставима с финалом Ван Гога очень прямо, прямолинейно даже. Но не будем о смерти, мы живы, будем о любви.

любви и смерти и любви
не удается повторенье
но ты зови меня, зови
и божество, и вдохновенье
и ожидание любви

и все проходит и опять
не возвращается к началу
где свечи черными ночами
для вечных путников горят
где ждут, где двери отворят

где я опять пленен тобой
и плен не станет пораженьем
ибо любови вечный бой
лишь отторженье неуменья
принять и вынести любовь

одну-единую любовь

ОГ: "...мне стало совершенно безразлично, как называется сила, давшая книгу, потому что она была безмерно больше меня и поэтических концепций, которые меня окружали."

Господи!
Для чего ты сподобил меня художником?
Невозможно так!

Почему душа моя вечно пуста
Не скажу чиста
Но как будто нитки вытягивает из холста
Из меня
Притяжение
Беспрестанного изображения
Красоты и любови непостижимой
Неодолимой

Господи!
Для чего плещешь море во мне глубокое
Одинокое?

Почему корабли без меня ушли?
На краю земли
Я опять собираю их, леплю их из красных глин
И звенят
Капли кадмия
Беспредельность угадывая
Игры солнца делая на мгновение недвижимыми
Неуловимые

Господи!
Для чего ты красный цветок раскрыл надо мною
Купиною?

Почему они даже тут, на волне и в воздухе
Подсолнухи?

Неопалимые мои
Подсолнухи

Она из солнца была, я стал как подсолнух. И посадил я подсолнух под её окном, да было сухое лето. И всё это - наброски к рассказу о мальчике, который лет 50 пытается стать поэтом. Может быть это будет книга, наконец-то, может быть я смогу удержать в руках огонь и запечатлеть горячие отпечатки Силы Дающей.

Таланты мои в славной и влекущей отрасли ПОЭЗИИ остались не реализованными. Сейчас начал целенаправленно работать над продвижением своих наработок, но предполагаю, что не хватит на это времени. Вознесенский как-то посетовал, что написание трудов, это ещё даже не полдела, что во много раз большего труда требует их продвижение к читателю. Этим трудом я по жизни не занимался, разве что эпизодически.
Этот труд - по опыту своего вхождения в журналистику могу предположить - требует определённой трансформации автора в Образ. Об этом предполагаю написать дорабатывая "Знаки Пастернака" - под таким именем планирую издать заметки "Под охранной грамотой", там предполагаю применить методы журналистики, возможно что-то читабельное и получится. Интересное по крайней мере для идущих в литературу новых, для ещё не поэтов, но уже в мечтах ощущающих себя поющими.

Предполагаю, что и я могу стать поэтом в будущем, пусть в этой жизни дальше журналистики и не продвинулся. Правда - это было уже в прошлом веке, может быть есть ещё немного времени в этом на другую игру?

"Взаправдашний подсолнух" черен
Хоть цвел и не под черным солнцем
Лишь поразмечен между зерен
Морщинистой седою бронзой.

Подсолнух, настоящий если
Не Чистосвет, герой былинный,
Не каждый день отринет плесень,
Рутину пыльной паутины.

И все же - огненные волны,
И все же - солнечный цветок,
Как будто и не всё исполнил,
Как будто - не цветенье - срок.

...и отцветешь, и семя сбросишь
Уснёшь, и будешь видеть сны
Как золото вливает осень
в Подсолнух будущей весны

Взрастёт он?
Червь его источит?
Кто это знает наперёд?
И стоит ли ему пророчить
Свой собственный солнцеворот?

Пророчь. Но только тем, кто просит.
Ответь. Но жаждущему Свет.
...ох, эти детские вопросы -
прожить бы хоть один ответ.


В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
 
БелоснежкаДата: Пятница, 2023-12-15, 9:54 PM | Сообщение # 20
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7693
Статус: Offline
Подымаю тему выше с целью соединения с новой темой, посвящённой творчеству Б.Пастернака -

Стихотворение Бориса Пастернака "Быть знаменитым некрасиво" [ 1 2 ]Об отношении к этому стихотворению.



Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Друзья! Вы оказались на борту сказочного космолёта
"Галактический Ковчег" - это проект сотворчества мастеров
НАУКА-ИСКУССТВО-СКАЗКИ.
Наши мастерские открыты гостям и новым участникам,
Посольские залы приветствуют сотворческие проекты.
Мы за воплощение Мечты и Сказок в Жизни!
Присоединяйтесь к участию. - Гостям первые шаги
                                                   
Избранные коллекции сотворчества на сайте и главное Меню
***Царства Мудрости. Поэма атомов
.. на форуме  на сайте

Все Проекты Библиотеки.
 Сборники проектов

Город Мастеров

Галактический Университет

Главная страница
Все палубы Форума 
Главный зал Библиотеки
Традиции Галактического Ковчега тут! . . ... ......
..

Лучшие Авторы полугодия: Оскар Хуторянский, Просперо, Constanta
Самые активные издатели: ivanov_v, Шахерезада
....... - .. Раздел: Наши Пиры - Вход _ИМЕНА Авторов -Вход ...
Хостинг от uCoz

В  главный зал Библиотеки Ковчега