на Волшебном острове Эхо, что среди Семи Морей, сохраняет
ДРЕВНЕЕ ДАО Берилл
Вся суть Дао в том, что мы, существа конечные в ограниченном пространстве времени, пытаемся выразить Невыразимое в конечном мире слов и символов благодаря наличию бесконечности в нас самих! Любое целое и конечное Число имеет внутри себя "ниточки" в бесконечные миры. Число - не абстрактно количественная характеристика, а качественная и векторная величина, как "вещь в себе", даже если выражает всего лишь пропорцию, отношение чего-либо.
*** добавление ноябрь 2010 - публикация Эзопа Дао-дэ-цзин *** Все есть Число. Поразмышляйте об этом...
Дата: Вторник, 2020-11-17, 3:30 PM | Сообщение # 81
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6909
Статус: Offline
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КИТАЙ
1. Усадьба
Выбор места для дома издавна определялся правилами так называемой геомантии – науки «ветров и вод». Основной единицей архитектуры в средневековом Китае был не дом как таковой, а усадьба – комплекс зданий, где центром планировочной среды становился двор, то есть открытое, пустое пространство, вокруг которого располагались в определенном иерархическом порядке жилые, хозяйственные и декоративные постройки. Вся усадьба непременно обносилась глухой стеной выше человеческого роста с единственными воротами. Нередко в углу стены или напротив главного входа сооружали оборонительную башню. По традиции вход в усадьбу находился в южной стене, главная композиционная ось проходила в направлении юг-север, а основные строения усадьбы располагались перпендикулярно ей. Внутренняя стена делила усадьбу на две половины (жилую и хозяйственную). В северной части усадьбы полагалось сажать сливу и абрикос, в южной – сливу и жужубу. Позади главного дома нередко находились огород и хозяйственные постройки. В каждой усадьбе обязательно имелся колодец. Дождевую воду собирали и в бассейн на замкнутом дворике. Иногда главное здание примыкало к северной стене, и тогда в его задней стене не было окон. Считалось желательным иметь общую для всех обитателей дома кухню, которая располагалась в одном из боковых строений. Однако в китайском доме не существовало столовой, предназначенной для совместной трапезы всех, кто жил в нем.
Стены зданий обычно белили, и они служили фоном для примыкавших к ним деревьев и камней. Зеленоватая черепица на крыше сливалась с окружающей здание зеленью. Дворики и дорожки в саду выкладывали кирпичом желтовато-бурого цвета – цвета земли. Колонны, рамы, решетки окон и прочие деревянные части здания покрывали красным или черным лаком. То же сочетание красного, белого и бурого цветов преобладало в цветовой гамме внутренних покоев дома. Богатые усадьбы часто разбивались на отдельные дворы, соединенные между собой воротами-павильонами и своеобразными проходами в стенах. Каждый двор представлял собой маленький законченный ансамбль с садом. Отдельные сооружения были связаны между собой переходами или деревянными галереями на каменных постаментах.
2. Дом
Камень при строительстве домов никогда не использовался. Основными материалами служили дерево и глина. В подавляющем большинстве все здания были одноэтажными. Основу каркаса дома составляли четыре столба, расположенные по его периметру (их делали из высококачественных пород дерева: мелкослойной сосны, особого вида кедра – наньму, кипариса и др.; в целях защиты от загнивания внизу столба часто устраивали сквозные прорези – продухи; столб оклеивали в несколько слоев грубым материалом, сверху защитный слой покрывали цветными лаками, преимущественно красного цвета; иногда в краситель включали свиную кровь, которая придавала особую прочность и блеск поверхности). На столбы клали поперечные и продольные балки, а на поперечных балках укрепляли стойки, которые поддерживали коньковую балку. Однако основная тяжесть коньковой балки приходилась на внутренние колонны, стоявшие вдоль главной оси дома. На продольных балках закреплялись слеги, державшие крышу. Что касается стен, то они не были несущими и в крестьянских жилищах Северного Китая обычно возводились из глины, а на Юге – из плетеного бамбука или камыша, обмазанного глиной. Один из традиционных атрибутов зданий в Китае – опоясывающая их открытая галерея с балюстрадой. Окна были с бамбуковыми рамами и в Южном Китае могли занимать всю ширину проема между колоннами. Входные двери, особенно на Юге, могли занимать значительную часть стены, обращенную к внутреннему двору. Число ступеней крыльца было обязательно нечетным. Несущие опоры здания оставались открытыми взору даже в тех случаях, когда были встроены в стены; не существовало и навесного потолка, который скрывал бы перекрытия. Дом сооружался на прямоугольной платформе. Обычно ее устраивали из утрамбованной земли, иногда – из камня. Крыша была высокая и далеко выступала за периметр стен и потому не лишенная пафоса монументальности. На Севере крыши жилых домов обычно были прямые и почти плоские. В Южном Китае были распространены загнутые вверх карнизы, сообщающие всей конструкции дома особенную легкость и воздушность. Крыши украшали вырезанные птицы «юань-янь» (всегда летающие парой) как символ супружеской верности. Нередко вверх были загнуты также оба конца конька крыши. Китайцы тяготели к ярким и сочным цветам и декоративной отделке. По традиции колонны покрывались красным или черным лаком. Крышу обычно покрывали желтой, зеленой или синей черепицей. Потолочные перекрытия также покрывали красочным орнаментом (резьбой и росписью). Расписывались колонны и стены. На коньке и карнизах крыши устанавливались фигурки мифических зверей и небожителей. Окна (бамбуковые рамы) забирались узорными решетками, створки дверей, перила крыльца и галереи, а подчас и колонны были украшены затейливой резьбой, широко применялись кирпичи с рельефными изображениями, углы крыши увенчивались черепичными дисками с орнаментами или письменами. Цветными были шелк и бумага на окнах (окрашенный свет!), не говоря уже о занавесках, пологах, чехлах. Наряду с прямоугольным проемом двери были входы в форме круга, вазы, цветка и т.п. Перед входом помещали обычно каменные экраны, предохранявшие дом от посещения всякой нечестии. Фасад здания (обращенный внутрь двора) часто украшали галерея, балконы, резные перила. Особое внимание уделялось переплетам окон. Оконные рамы делались из тонких реек в виде больших решеток. В ход шло все многообразие геометрических форм просветов (розетки, завитки, круги, цветы и т.д.). Иногда в простую ажурную решетку вводился новый мотив в виде резной розетки или стилизованного цветка, выполненного из другой породы дерева. Особенно тщательно обрабатывали окна, выходящие в сад; они как бы осуществляли связь наружного пространства с интерьером. Наиболее распространенными были пятикомнатные дома, реже семи- и десятикомнатные. Размеры самих комнат были невелики. Интерьер членился перегородками, большую часть которых занимал проем. Занавески на нем не задергивались, а перехватывались посредине шнуром и подтягивались к косяку
3. Главный зал и домашний алтарь
Организационным центром интерьера выступал домашний алтарь, который располагался напротив входных дверей в центральной комнате главного здания семейной усадьбы. (Алтарь – длинный узкий стол из темного дерева, покрытый каменной плитой; над ним – лампа с благовонным маслом, подвешенная за цепь к начертанному золотой краской на самой высокой балке иероглифу «Небо»; на алтаре – свечи, курильницы, вазы с цветами сливы и нарцисса, бронзовый колокол без язычка; по праздникам, принося жертвы предкам, здесь ставили чаши с вином, блюда с фруктами и рисом). На алтаре выкладывались таблички пяти поколений, которые представляли собой просто длинные узкие планки, устанавливаемые на пьедестале. Почетное место среди них занимала табличка прямого предка. Имя покойного предка, его титулы, даты рождения и смерти писались черной краской (в богатых семьях позолоченными иероглифами). При ежедневных утренних и вечерних жертвоприношениях столы, также как и в храмах, выполняли функцию престолов, т.е. использовались для расстановки ритуальных предметов и жертвенной пищи. Это всегда была самая большая и высокая комната в доме, в которой отсутствовали потолки. Главный, или «высокий», зал дома предназначался для семейных церемоний и пиршеств, а также для приема почетных гостей. Пол в нем был земляным, а в богатых домах выстилался каменными плитами. Двери имели вид широких панелей и занимали значительную часть противоположной алтарю стены. На Юге двери держали обычно открытыми, так что семейный алтарь был хорошо виден со двора и из боковых пристроек. Обстановка в главном зале регламентировалась особенно строго и была подчинена правилам традиции и законам симметрии. Мебель располагалась вдоль стен и ограничивалась главным образом столами с двумя креслами по обе стороны от них, отдельными стульями и столиками для чтения или игры в мацзян (маджонг) или шашки, подставками для курильниц и ваз и т.п. Естественно, эта комната выглядела особенно торжественно и празднично, в ее убранстве преобладали золотистые, красные (цвета счастья) и коричневые тона, на стенах висели картины, здесь же выставлялись антикварные предметы, вазы с цветами и т.п. Воздух помещений наполнял аромат от благовоний в курильницах и от цветов в вазах и горшках. В состоятельных семьях домашние алтари напоминали храмовые. Многие обряды (например, бракосочетания) совершались дома, а не в храме
4. Интерьер
По обе стороны от главного зала находились комнаты, в которых жили отдельные малые семьи, причем старшему поколению отводились комнаты в восточной части дома. При необходимости боковые комнаты разделись перегородками надвое. Каждая комната служила местом обитания отдельной семьи. В городских домах нередко даже не существовало отдельных туалетных комнат, и их обитатели умывались и справляли естественные надобности в той же комнате, где и жили. В крестьянских домах в углу двора обычно имелась уборная или, точнее сказать, выгребная яма, огороженная с трех сторон. Важная черта китайского интерьера: благородная сдержанность. Пространство дома делилось на «внешнюю» (мужскую) и «внутреннюю» (женскую) половины. Почти вся жизнь и женщин и детей проходила в жилых покоях и на кухне, тогда как мужчина в течение целого дня находился вне своей семейной комнаты. В крестьянских домах разграничение «внутреннего» и «внешнего» пространств часто обозначалось занавеской, закрывавшей вход на кухню. Огромную роль в интерьере играли всякого рода легкие подвижные перегородки и экраны, а также ширмы. Форма створок была очень разнообразна. Они либо затягивались шелком, расписанным по всем правилам живописного свитка или вышитым, либо в них монтировались лаковые панно в сочетании с резьбой и инкрустацией перламутром, цветными камнями, ракушками. Все они были покрыты росписями-пейзажами. Ван Вэй в стихотворении «К слюдяной ширме» воспевает прозрачную поверхность ширмы, сквозь которую виден окружающий пейзаж, вследствие чего она не нуждается в искусственных украшениях и узорах. Точно так же были расписаны и инкрустированы все открытые поверхности: дверцы шкафов и комодов, спинки стульев, крышки шкатулок и пр. На столах и специальных подносах лежали декоративные камни и росли карликовые деревья. У стен стояли вазы с цветами, причем хороший тон требовал, чтобы букет, поставленный в вазу, «выглядел так, словно он изображен на картине». Изящный букет должен был состоять из двух-трех, редко больше стеблей и не оскорблять взор нарочитой упорядоченностью или, наоборот, пестротой. Стены и даже спинки кресел нередко украшали шлифованными срезами декоративных камней, чей прихотливый узор смутно напоминал классические виды «гор и вод». Ни одна комната в доме ученого не обходилась без пейзажной картины. Садовые павильоны большую часть года или даже круглый год использовались как жилые помещения.
5. Сад
Китайские авторы единодушно называли главным достоинством сада его естественность. В их описаниях садов постоянно воспевались заросшие травой дорожки, чистые ручьи, дикие камни и прочие признаки романтического запустения. Ограду сада строили из кирпича, который обмазывали глиной и белили. Ее естественная белизна служила фоном для композиции. Она в особенности располагала к созерцанию теней, отбрасываемых цветами и бамбуком в лунную ночь. На широком верхе стены иногда разбивали цветочную клумбу. Особенное значение придавали виду на сад, который открывался из ворот. Достойным другом целомудренного отшельника считалась вечнозеленая сосна. Особенно славились высокие и прямые сосны с гор Тяньму, а перед домом рекомендовалось сажать сосны «с белой корой». Советовали высаживать сосну перед окнами кабинета, поместив в ее корнях декоративный камень, а вокруг насадить нарциссы, орхидеи и разные травы. Не меньшей популярностью у садоводов пользовался бамбук – дерево упругое и полое внутри. «Высаживая бамбук, нужно прежде насыпать возвышенность, окружить ее ручейком и перебросить через ручей наискось маленькие мостики. Ибо в бамбуковую рощу надо входить, как бы поднимаясь в гору, а в самой роще земля путь будет ровная: на ней можно сидеть и лежать с непокрытой головой и распущенными волосами. Под бамбуком не бывает игл и листвы, поэтому там можно сидеть, постелив прямо на земле циновку, или соорудить каменные скамейки». «В городе лучший сорт бамбука – "побеги хуцзи". Сажают бамбук разными способами: "разреженным" (на расстоянии три-четыре аршина друг от друга, чтобы было много пустого пространства), "густым" (побеги сажают так же далеко друг от друга, но в одну лунку вкапывают по четыре-пять ростков), "поверхностным" или "глубоким" (ростки обкладывают комьями глины, благодаря чему бамбук вырастает особенно пышным)». Почти в каждом саду встречался персик, а в парке с персиком нередко высаживали грушевое дерево, радовавшее глаз своим нежным цветом. Среди других деревьев упоминаются плакучие ивы, пышные магнолии, тунговые и банановые деревья, дающие густую тень, софора, привлекающая взор своими склоненными листьями, абрикосовые и мандариновые деревья, а также различные кустарники, распространяющие приятные ароматы. Хурму сажали не столько ради ее плодов, сколько ради ее цветов – красных, розовых или «бледно-белых». Особенно внимание тонкие ценители изящного уделяли цветущей сливе.
В устройстве сада, как в полусне, допускались упущения, несообразности и несовершенства. Они могли проявляться в непропорциональных, размашистых изгибах крыши, или ровные плиты изящных мостов могли лежать на необработанных, словно наспех наваленных глыбах, изящная беседка могла сливается с почти бесформенным валуном. (Малявин В.В. «Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин»)
Дата: Понедельник, 2022-10-24, 9:48 AM | Сообщение # 82
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 3799
Статус: Offline
- Реально ль то, что видно в зеркале?
- Не знаю. Оно тождественно, но только отраженье...
- Реальна ль мысль, что существует лишь в движенье?
- Не знаю я, но... отражает то, что знаю...
- Теперь ответь, реально ль то, что не имеет В глазах и чувствах отражения?
- О, нет... Так, значит, найден и желаемый ответ... Реально только отражение... Кто смеет Мне возразить, тот отразит непониманье Своей тождественности в зеркале познанья...
БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ ПРЕД НЕБОМ
Однажды трое мудрецов, чьи имена Звучат по-русски и хитро, и непонятно, Между собой вели беседу... и приватно Преобразовывали мысли свет... в слова. Не для себя, конечно, только лишь для нас! Они друг друга понимали и без слов. И без земной "одежды тела" - кандалов, Они и мысли наши видят-то без глаз.
Итак, они друг другу вот что говорили: - Способны вместе быть, не будучи все вместе... - Способны действовать, хоть каждый в разном месте... - Способны странствовать во времени! Любили… Они друг другу улыбаться - и на небе Играет солнышко, лучами улыбаясь! Один нахмурится, и, хмуро наклоняясь, Несётся туча грозовая в грозном гневе...
Один задумается, ветер зашумит, Другой чихнет, и тут же громко гром гремит. Один друзьям расскажет сказку - глядь, заря Горящей дымкою мечты манит тебя!
Друзья, как водится, друг другу помогали, Ведь с полувздоха, с полувзгляда понимали. Но вот один из них, Цзы-Санху умер... прежде, Чем люди поняли, что он дарил надежду.
Узнал Конфуций сам о смерти мудреца, Послал Цзы-гуна он, чтоб выразить печаль. Когда же тот добрался в эдакую даль, То оказалось… нет печального лица!
Друзья, играя на лютне, спокойно пели Над телом друга. И Цзи-гун не утерпел: - Прилично ль петь над тем, кто к Богу полетел? Исчезли дружеские чувства, неужели?
Но, посмотревши друг на друга, рассмеялись Друзья тихонько: «Что такое ритуал?» Цзы-гун вернулся и Конфуцию сказал О том, что странными те люди оказались...
- Они же странствуют душой за гранью света! - Так отвечал Конфуций другу своему, - Они за гранью, я же в свете, здесь живу. Им соболезнованье - глупая примета...
Я сделал глупость, что послал тебя туда, Ведь эти люди пребывают в единенье Дыханья Неба и Земли и в ощущенье, Что жизнь - гнойник, а смерть - свобода от ума...
Для них вся цепь времён - единое кольцо. Они лишь временно под образом земным, Им вся Вселенная опорой, время ж - дым. Для них Творец и мир - единое лицо!
И, забывая о себе до пульса клетки, Они отбрасывают зрение и слух, Конец с началом замыкая в вечный круг, И безмятежно в над-мирах плывут, как детки...
Их путешествия, как мысли мальчугана, Где ритуал и мненье общества - пустяк.
Цзы-гун спросил: - Зачем же нам сей бренный стяг? Ответь, учитель, что ж мы, общество обмана? - Есть кара Неба, что лежит на человеке, И я такой же человек... - Что это значит? - Опять Цзи-гун его спросил, и чуть не плачет... - Ты - наш учитель, наилучший в этом веке!
- Послушай, рыбы все свободны лишь в воде, А люди Истины свободны на пути. Чтоб жить в воде, так нужен пруд, но чтоб идти... Нужна свобода, мир же держит нас в узде. Не помнят рыбы в водном царстве друг о друге... И люди Истины в пути, как музыканты, Всё забывают, и звучат лишь их таланты! Искусство высшего пути - бриллиант на круге...
Цзы-гун спросил: - А что такое бриллиант? - Сей необычный человек - в миру малыш... Он незаметный малый, как пустой камыш... Но перед Небом он - чудесный музыкант!
Кто благороден средь людей, тот мал пред Небом. И только малый средь людей пред Небом... цветом От благородной розы Истины цветёт... Непримечательный средь нас... бриллиант найдёт! Сказки - жемчуга мира Книги Семи Морей
Дата: Четверг, 2023-01-26, 5:01 PM | Сообщение # 84
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 3799
Статус: Offline
ПОЛЗИ, УЛИТКА
Свой след оставит Как на бумаге Фломастер, кисти или перо… Чей взгляд осилит? Какие маги Прочесть сумеют, что след – зеро?
Ползи, Улитка, по склону Фудзи, Глотай сомненья в конце пути, Твои познанья и память сузит Итог вершинный, Но не ползти Ты не сумеешь, судьба такая, Не слишком странной зови её, Гора стремлений - не золотая… Стрелы мгновения остриё Тебя не тронет, и не погубит! Рога-антенны хранят твой плен, Чтоб время длилось, в бездонной глуби Твоей вселенной – ход перемен.
А ты безмерна, как символ Дао, Как мудрый образ, что вознесён Над временами по воле права Неизъяснимого для времён. Сказки - жемчуга мира Книги Семи Морей