ГОГОЛЕВ КРОНИД
Вдохновение с мозолистыми руками
Через небольшой карельский городок Сортавала лежит путь на Валаам.
Но примечателен он не этим. Каждому, кто сюда приезжает, местные жители обязательно покажут небольшой дом рядом с пристанью. Здесь живет и работает уникальный художник — резчик по дереву Кронид ГОГОЛЕВ.
Здесь его музей — одна из главных достопримечательностей города.
Вход в музей Гоголева со двора. На фасаде лишь небольшая табличка «Выставочный зал». Если не знаешь, пройдешь мимо, не обратив внимания. Небольшая прихожая увешана вырезанными из дерева картинами, глядя на которые застываешь в немом изумлении. Неужели эти огромные полотна со сказочными сюжетами, в которых проработаны мельчайшие детали человеческих лиц, вышли из-под резца художника?
В углу сидит благообразный старец с роскошной седой бородой и продает входные билеты. Не сразу понимаешь, что это и есть Кронид Александрович Гоголев. Лауреат Государственной премии России, заслуженный деятель культуры и искусства России и Карелии, народный художник России, кавалер ордена Русской православной церкви Святого благоверного князя Даниила Московского III степени и прочая, и прочая, в своем музее работает и билетером, и экскурсоводом.
В залах музея несколько сотен картин, вернее, «работ», как называет их сам художник. Еще столько же находится в частных коллекциях или кочует по выставкам. Все без названий. «Почему?» — интересуюсь у автора. «А зачем названия, — лукаво улыбается художник. — Разве сам не видишь, что изображено? А лишние слова ни к чему».
Извивы судьбы
Крониду Александровичу 80 лет. Пережил коллективизацию, прошел всю войну. Демобилизовавшись из армии в начале пятидесятых годов, работал на Балтийском судостроительном заводе. Но тяга к прекрасному оказалась сильнее. В тридцать лет он поступил в Ленинградское художественно-графическое училище, потом окончил художественно-графический факультет института имени Герцена и уехал в Карелию учить детей.
Много рисовал, занимался графикой, но настоящее призвание обрел перед самым уходом на пенсию. «Впервые я взял в руки нож тридцать безумных лет назад, — говорит мастер. — Почему безумных? Потому что когда решил воплотить свои рисунки в каком-нибудь материале и первый раз коснулся дерева, то потерял покой. Потому что это адский труд. Каждая работа — это пот и мозоли до крови. Наверное, этим ощущением настоящей мужской работы меня дерево и привлекло. А началось с того, что в один из отпусков я уехал с палаткой на пустынный ладожский остров. Попробовал повырезать из ольхи, благо росла она там в изобилии. С тех пор не могу остановиться».
Липовое искусство
Имя Кронида Гоголева широко известно в северной Европе. Особенно его работы ценят в Финляндии, куда он регулярно ездит на семинары, проводит мастер-классы для финских резчиков по дереву. Да, выставки Гоголева чаще увидишь у северных соседей, чем в Москве или Петербурге. В России коллеги-художники долгое время вообще отказывались считать его работы произведениями искусства, презрительно называя его «самодеятельным художником». Даже в Союз художников отказывались принимать. Ведь искусству резчика Гоголев ни у кого не учился. До всего доходил сам. Теперь свои знания художник передает финнам. «У нас нет такой любви к дереву, как у финских соседей. Наверно, поэтому и учеников у меня здесь нет. Это тяжелый труд, а работать у нас никто не хочет. Все хотят получить сразу. Пару месяцев стамеску в руках подержат и уже бегут продавать свои творенья финнам. Не люблю я таких», — сетует художник.
С ольхой художник уже не работает. Режет работы из липы. «У ольхи красивая древесина, но у каждого конкретного дерева разные свойства, и склеить из разных досок однородный планшет практически невозможно. По одной доске нож идет как по маслу, а другая твердая как кость, — поясняет Кронид Александрович. — Липа более благодатный материал. Как-то мне привозили экзотическую древесину из Малайзии. Очень красивый материал, только дорогой».
Только по вдохновению
Небольшие коллекции работ Гоголева есть у Путина, Ельцина и Патриарха всея Руси Алексия II. Обычно он их дарит, когда высокие гости заглядывают к нему в музей по пути на Валаам.
Любую самую тонкую «работу» мастер может сделать всего тремя инструментами: ножом, стамеской и специальным резцом — «косячком». Только тогда на ее создание уйдут не месяцы, а годы. На самом деле в арсенале художника десятки стамесок, ножей и косячков любых размеров. И еще четвертый самый главный инструмент — вдохновение. Под заказ художник работать не любит. Душа не лежит. Как-то бывший управделами президента Павел Бородин заказал ему вырезать панно специально для президентской столовой в Шуйской Чупе. Но сколько Кронид Александрович ни мучился над образом, работа не шла. Так и не успел к назначенному сроку. Потом Ельцин ушел в отставку, и о заказе забыли. Вот тут и пришло вдохновение. «Зато теперь ее может увидеть любой посетитель музея», — улыбается Кронид Александрович.
Михаил СЕВЕРОВ