Рукописи не горят
|
|
Лара_Фай-Родис | Дата: Воскресенье, 2011-08-14, 11:42 AM | Сообщение # 1 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
|
В 2021 году Михаилу Булгакову - 130 лет!Дата рождения: 3 (15) мая 1891 Место рождения:Киев, Российская империя Дата смерти: 10 марта 1940 (48 лет) Место смерти: Москва, СССР Род деятельности: Писатель, драматург Годы творчества: 1920-е — 1930-е Направление: проза, театр http://www.bulgakov.ru/Тот, кто в сердце своём Роману воздвиг Из времён и пространств - сонм живущих галактик, - Средь метафор ища его истинный лик,- Не фанат, А - стратег, прорицатель и тактик….ПорталКиноКовчегМне кажется, обществу ещё предстоит понять, какая это сложная, мениппейная, тайнопись – творчество Михаила Булгакова, его «Мастер и Маргарита», где мастер придумывает своего Понтия Пилата, Воланд в Москве - словно во главе комиссии по контролю за качеством человеческого материала...
И что может происходить, если его герои - вечны? И - кто они? Как же хочется проникнуть в их мир!! а для этого, прежде всего, надо научиться перемещаться во времени...З/найте, люди, то время, в котором мы жили: -
А/нгел смерти был главным, а Бог замолчал,
В/ойском демонов нас, как кольцом окружили,
Е/женощно к нам в двери призрак смерти стучал
Щ/едрость этого времени- цепи предательств,
А/рки древних распятий Христова добра
Н/айден автором выход из тех обстоятельств -
И/зощрением мысли – со смертью игра.
Е/сли нам повезёт, то откроем мы кладезь...
Мысли - начало поступков
Сообщение отредактировал Лара_Фай-Родис - Среда, 2021-04-21, 8:51 PM |
|
| |
Лара_Фай-Родис | Дата: Воскресенье, 2011-08-14, 12:41 PM | Сообщение # 2 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
| Муки Пилата
Лариса Лось
Любимый белый плащ, Подбой кроваво-алый, С утра – палящий беспощадный зной... И эти розы… Так благоухали, Что отзывались болью, тошнотой...
Ершалаим. Наместник-прокуратор, Больной, ещё не старый человек, В делах – опасливый И очень аккуратный, Возьмёт сегодня нА душу свой грех...
Да, день плохой, Заведомо несчастный, И предвестила это головная боль. Обязанность казнить, Иль к казни быть причастным Не вдохновляет. Господи, уволь!
С гримассой боли Развернёт пергамент И через боль, туман и тошноту, Наслышенный, Подписывать не станет пока..."Ещё второй прочту"...
Жизнь отнимать, Вы думаете, просто? И ставить подпись,назначая казнь? Велел ввести, И, небольшого роста, вошёл бродяга выслушать указ…
- Вот он – бунтарь? И может храм разрушить? И вспыхнет бунт лишь от его потех? (ни говорить, ни думать, даже слушать не в силах), слышит: «Добрый человек!»
- Кому ты? и какой я – «добрый»? А! Обещает вылечить меня? Никто не может! Разве только кобра, Чтоб сразу легче, если выпить яд...
Он размышлял, А, простота, Га-Ноцри, Как будто мысль Пилата уловил, Спокойно, тихо, Ласково, не споря, Теченьем речи боль остановил…
Вот это да! Легко и между прочим! Такого лекаря мне надо во дворец! Распятым быть, Надеюсь, он не хочет, Его казню, и будет мне конец...
-Га-Ноцри, слушай! Не пойми превратно! Но жизнь твоя висит на волоске! Возьми слова дурацкие обратно! Скажи: ты кесаря обидеть не хотел!
Ты знаешь, кто предатель твой? Иуда! И что ему, скажи, ты говорил?
-Игомен, я сказал, Что будет чудо, Я жду, чтоб этим чудом одарить
Весь этот мир, Где в радости и здравьи Все будут жить по совести в ЛЮБВИ, И в мире том И власть - совсем иная, Когда смогу ЛЮБОВЬ я всем привить.
Второй пергамент Сделал злое дело! Серьёзен слишком кесаря укор! Пилата долг, Хоть совесть не хотела, Он подписал Христу бессмертный приговор….
И время потекло От РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, И так течёт полней двух тысяч лет…
Мы чуда ждём. Любовь и Совесть снова Не властны править. Их во Власти – нет!
Рецензия на «Муки Пилата по М. А. Булгакову» (Лариса Лось)
По форме и по содержанию хорошо. Хороша перекличка с романом. Вернее, с каноническим истолкованием столь неоднозначной апокрифической книги от Князя мира сего... Вот только если вчитываться и влезать в самые потайные глубины... знаешь, Ларочка, возникают разные вопросы. Почему белый с алым подбоем, а не пурпурный, положенный по должности имперскому чиновнику такого ранга? Как говорили у нас в армии, прямое нарушние формы одежды... И столб вместо креста столь нарочито выпирает как та деревяшка средь реки, что плывет из села Кукуева вместе с остро заточеным стальным, бронзовым, медным, каменным топором... Крест... Столб... Палка... Палка... Огуречик... Вот и вышел... Человечек... А если мы представим белый плащ с крестом?
Игорь Дадашев 14.10.2010 02:04 • Добавить замечания Игорь, милый, почему этот РОМАН - от Князя Тьмы? Я - не согласна! Просвящённейший Автор, мне кажется,закодировал в нём все тайны мироздания и все законы устойчивости...Это - огромная тема для дискуссии, и для меня - очень больная. Я никогда не стояла на страже ортодоксальных постулатов ВЕРЫ, И ГЛАВНОЕ МОЁ УБЕЖДЕНИЕ, ВЫНЕСЕННОЕ ИЗ "МиМ", "БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ", на страже которой готовы встать Силы Света и Силы Тьмы, если люди одумаются...
Лариса Лось 14.10.2010 10:03 Почему от Князя? Ну, во-первых, он там в немалой степени присутствует. И, по сути, история, случившаяся в Ершалаиме подана, преломлена сквозь призму дьявольского зрения. Как известно, есть маленькая ложь, большая ложь, а есть и статистика... А кроме нее - литература и искусство. Слово изреченное есть ложь... И есть Правда, изрешеченная, как пулями, словами мифотворцев... Но гораздо хитрее утверждения Геббельса, что чем больше ложь, тем охотнее в нее верят, есть такая ложь, где немало элементов правды, премешанной с кривдой. Вроде бы все правдиво, а на самом деле... И еще та сила, что любит смеяться над всеми, но не терпит смеха по своему адресу, всегда предпочитает оставаться во тьме. Не выходя на свет. Чтобы никто не увидел истину. И еще предпочитает внушать всем неверие в свое существование. Но почему Шаляпин после каждого исполнения роли Мефистофеля, выходя из роли, молился и постился, чтобы снять последствия воплощения этого образа?... Роман Булгакова ведь остался недописан. Почему? Если сравнивать последнюю редакцию с более ранними, что можно открыть для себя? Какова истнная роль булгаковского окружения, в частности, его женщин, жен? И общая обстановка в стране в то время? Роль Сталина в судьбе Булгакова, какова? Почему Сталин шестнадцать раз или больше ходил в МХАТ на "Дни Турбиных"? Хотя, в принципе, в самой пьесе, в отличие от романа, романов... нет особой мистики, особого эзотеризма. Даже по сравнению с "Белой гвардией". Да и в нем, ну что особенного? Сны Алеши Турбина, который в пьесе замещает полковника Най-Турса и погибает? А в романе остается жив и видит святого Петра и райские казармы для большевиков... Право, у Пелевина в "Чапаеве и пустоте" тотсветный мир с нирваной фон Юнгерна остроумнее обрисован... Роман-то, я имею в виду не Хлудова, а "Мастера", действительно, гениален. Но вот полон ли, завершен ли, не искажен ли, не подправлен ли, не перевернут ли с ног на голову? Не самим Булгаковым, а его наследниками... публикаторами... Алоизиями Могарычами... Латунскими... Не простая ситуёвина с романом и суетой вокруг него. Как и со всеми историческими и вымышленными персонажами, занятыми в нем. Тут и Пилат, чья роль и фигура, мягко скажем, искажены, а если попросту, оболганы. И роли наших старших современников по ХХ веку. Из поколения отцов и дедов. Неважно, пережил кто-то вторую мировую и дожил до времени публикации романа, или же канул одновременно с автором... Ведь гриф секретности по прошествии полувека снимается не со всех документов и раскрываются не все темы... Я в Магадане, при том, что доступ в архивы открыт, не мог получить некоторых документов... Так что, Лара, я придерживаюсь привычки заглядывать за... горизонт. Или за угол. А в произведении искать символический и эзотерический смысл за буквальным прочтением. Если же они не находятся, то это халтура и дерьмо. Попса. В романе Булгакова они есть. Но дешифровка тайного смысла - хитрое дело. Трудное!
Игорь Дадашев 14.10.2010 18:24 Вот, и Ты прекрасно понял, какая это сложная тайнопись(так я называю МиМ)...Булгаков. особенно, МиМ, хорош по-своему для разного уровня интеллекта, и пока мы не приблизимся по уровню просвещённости к Автору, осознавшему всю трагедию происходящего в людской среде, запустившей добровольно программу самоуничтожения, отказавшись от непоколебимых исторических устоев духовного развития, загадки его будут отзываться неуёмной тревогой...Тебя обожаю за многогранность Твою!
Лариса Лось 14.10.2010 20:02 Ага! А телеэкранизация вообще заставила меня непрерывно смеяться. Больше, чем Чаплин в детстве заставлял. Помнишь? Приходим мы в кино повторного фильма. Выключают свет. Загается проектор. А с экрана сходит Чаплин. Привязывает всех к стульям и начинает щекотать пятки... Инквизиторы нервно курили в сторонке. А маркиз де Сад вообще вышел в сад и повесился, застрелившись...
Игорь Дадашев 14.10.2010 20:16
Я экранизации не выдерживаю, даже "Войну и Мир"))) Моё богатое воображение восстаёт против бедной режиссуры... А в своём цикле, извини, я только одну линию романа проводила, спасительности и трагичности любви вечной...
Лариса Лось 14.10.2010 20:28
Мысли - начало поступков
|
|
| |
Лара_Фай-Родис | Дата: Воскресенье, 2011-08-14, 9:09 PM | Сообщение # 3 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
|
И будем много говорить О том, о сем, о тропах лунных, О стариках седых, безумных И жаждущих договорить. ..............Дьяконов В.В http://diakonov-vyatich.ru/?cat=9
**********************************Как всё начиналось в РОМАНЕ: "НИКОГДА НЕ РАЗГОВАРИВАЙТЕ С НЕИЗВЕСТНЫМИ..." ...так кто же ты, наконец? _ Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо..." Гёте. Фауст **************
Майский вальс -
Над притихшей столицей…
Чудеса Патриарших прудов...
Смерть в палате известной больницы…
И...летящая в небо любовь…
Кто в идее бессмертной РОМАНА
О ЛЮБВИ не сумел всё понять,
То, что - правда, считает обманом,
Книг не жгите, они не горят…. ***********************************
Мысли - начало поступков
|
|
| |
Лара_Фай-Родис | Дата: Вторник, 2011-08-16, 4:16 PM | Сообщение # 4 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
| М. А. Булгакову. Благодарность Автору МиМ
Лариса Лось *** Проклятье жить в эпоху перемен И выживать в войне переворотов, Когда идеи терпят дерзкий крен, И суд у стенки – лёгкая работа…. Бог есть Любовь? Неужто семь колен Пройдёт, пока раскается хоть кто-то?!
Был Воланд справедливей во сто крат, Когда раздел ханжей, шутя, на сцене. Невежество бессмысленно карать: Ему из крови море по колено. Бог есть любовь!? Он снова был распят Не в первый раз, и, точно, не в последний.
Случайно выживший Провидец этих лет, Витая мысленно легко в тысячелетьях, Скрывая код пророческих примет, В сатиру спрячет тайну в междометьях. Бог есть любовь! – вовеки не сгореть! Не вышибить нагайками и плетью.
Он помнил нас, он видел нашу даль И верил в дни прочтения секрета, В единстве Тьмы и Света утверждал: Бог есть любовь! От Фауста и Гретхен! Бессмысленна кровавая вражда! Но кто ж теперь печалится об этом?!
Мысли - начало поступков
|
|
| |
Talia | Дата: Среда, 2011-08-17, 10:04 AM | Сообщение # 5 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
|
Сергей Есенин и Михаил Булгаков
Известно, Михаил Афанасьевич Булгаков не любил и современную ему поэзию, и поэтов своего времени. По этой причине даже Анна Ахматова, дружившая с семьей Булгаковых, не осмеливалась в его присутствии читать свои стихи. Свое суровое отношение М. Булгаков не изменил даже по отношению к стихам своего родного брата Ивана. Когда тот, живя в эмиграции в Париже, посылал Михаилу в письмах свои произведения, критика в ответ была весьма строга. Можно понять, что к поэзии и поэтам Булгаков предъявлял очень высокие требования. Ведь во времена его молодости было модно «баловаться стишками», поэтов было великое множество, одни считали себя «непризнанными гениями», а другие, как Игорь Северянин, наоборот, сами себя объявляли гениями. С публичными выступлениями и поведением поэтов было связано много скандалов, эпатажа и бравады, демонстраций пренебрежения к «мещанам и обывателям», нравственным устоям и духовным ценностям «власть имущих». Но тема поэтов и поэзии, отношения к ним общества, не были чужды Булгакову, а его житейский и литературный опыт содержал соответствующие яркие и разнообразные впечатления. Неудивительно, что в главном романе Булгакова «Мастер и Маргарита», одним из главных героев «второго плана» является поэт Иван Николаевич Бездомный. Ныне существует целая «отрасль» популярной литературы, изучившая роман вдоль и поперек, толкующая его вкривь и вкось. А один из разделов этой «отрасли» посвящен поиску прототипов героев романа. Разумеется, образ Бездомного является собирательным, он не был полностью «списан» с одного конкретного человека, хотя и такое в литературе случается. Хотя Булгаков именовал свой роман кратко, для родных и друзей, как «роман о дьяволе», надо все же помнить, что это фантастический роман о дьяволе, с большой долей пародийных, сатирических и юмористических элементов. И в этом, фантастическом мире романа, «прославленный» поэт Бездомный унаследовал многие характерные черты, и даже биографические подробности, знаменитого российского поэта советского времени Сергея Есенина. И в самом деле, стихи Есенина с его портретом, при его жизни печатались во многих советских газетах. Если взять псевдоним поэта – Бездомный, то действительно он явно пародийный, но в случае Есенина не все так просто. Поэт на самом деле всю жизнь не имел не то что дома, но даже квартиры. Парадоксально, но факт, несмотря на всемирную известность, славу и популярность в своей стране, Есенин не заслужил от советских властей даже простой жилплощади. Любой писатель с ревностью для себя отмечал это обстоятельство, и особенно Булгаков, которому с некоторых пор любые публикации в советской прессе «были заказаны». Но было и обстоятельство, сближающее писателя с поэтом. В советской партийной прессе оба не раз подвергались жестокой травле, была объявлена борьба как с «есенинщиной», так и с «булгаковщиной», а затем книги Есенина и Булгакова на десятилетия стали «запретной литературой». Подобно Мастеру и Бездомному в романе, Булгаков и Есенин были «товарищами по несчастью», часто становились жертвами «дьявольщины» и «чертовщины» реального мира. Но продолжим поиск совпадений. Их немало в первой главе, и одно из главных - богоборческая тема в творчестве Бездомного и Есенина. Редактору журнала Берлиозу не понравилась идея «большой антирелигиозной поэмы» Бездомного, где Иисус выведен поэтом «очень черными красками», но все же как реально существовавший человек. Этой темой Булгаков заинтересовался еще в начале 1925 года, и изучив журнал «Безбожник», записал в дневнике: «…был потрясен. Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне. Соль в идее, ее можно доказать документально: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены» (запись от 5 янв. 1925 г.). Но ко времени действия романа поэт Бездомный, написавший свою поэму в духе этой идеи, уже отстал от новейших «идейных установок» сверху. Их и внушал редактор Берлиоз «непонятливому» поэту: «Нет ни одной восточной религии <…> в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это и нужно сделать главный упор…» [3, т.5, с.10]. Сразу после революции Сергей Есенин, как и многие другие поэты, в том числе и имажинисты, отдал дань богоборческой теме. Кульминацией была акция имажинистов, когда в мае 1919-го антирелигиозными стихами ночью в Москве был разрисован Страстной монастырь. Кощунственное для верующих четверостишие Есенина «Вот они толстые ляжки / Этой похабной стены…» прогремело на всю страну, хотя уже на следующий день его замазали [9, т.2, с.268-269]. В 1920-м году на Пасху, Есенина чуть не избили (спасли матросы) в Харькове, когда он стал читать свои поэмы перед праздничной толпой: «Не молиться тебе, а лаяться / Научил ты меня, Господь», «Тело, Христово тело, / Выплевываю изо рта!» и т.п. [9, т.2, с.346-347]. И зарубежные, и даже советские партийные литературоведы подвергали имажинистов за это направление резкой критике, как правило, выделяя Есенина за талант, а негативные, на их взгляд, тенденции в его творчестве, приписывая их групповому влиянию. С другой стороны, за близость к группе поэтов, выходцев из деревни, Есенина, Клюева, Клычкова и др. определяли как «поэтов мужицко-хлыстовской революции», также чуждых пролетарской революции.
По отношению к Есенину при его жизни советские партийные критики во многом вели себя подобно редактору Берлиозу по отношению к поэту Бездомному. Ему многое прощали по молодости, советовали овладеть трудами классиков марксизма и далее творить, руководствуясь партийными установками в области литературы. Есенин не был противником советской власти, но он отвергал всякий партийный диктат по отношению к творческим людям. К его несчастью, вольно или невольно, он оказался вовлечен в водоворот ожесточенной борьбы за власть между «наследниками» Ленина. Это и стало главной причиной его гибели. Внимательное изучение поведения Бездомного приводит к мысли, что Булгаков очень тонко пародирует бесчисленные публикации советской «бульварной» прессы о Сергее Есенине. При этом связанные с поэтом скандалы, драки, происшествия, как правило, объяснялись пьянством. Во всяком случае, такова была официальная версия советской прессы и советского литературоведения. И вот Булгаков в своем романе фактически высмеивает эту версию - Бездомный не пьян, но встретившись с чертовщиной и «дьявольскими штучками», пытаясь бороться, ведет себя так, что его принимают за пьяного: «Одинокий, хриплый крик Ивана хороших результатов не принес. Две каких-то девицы шарахнулись от него, и он услышал слово «пьяный!». Далее в сцене у «Грибоедова»: «Бас сказал безжалостно: – Готово дело. Белая горячка» [3; т.5, с.50, с.63]. Любопытно, что и сам Есенин, многократно попадавший в милицию, в своих письменных показаниях так же, как правило, объяснял свое поведение «нетрезвым состоянием» . Дело в том, что в те времена это считалось смягчающим обстоятельством, и позволяло в каких-то случаях избегать уголовной ответственности. Но на самом деле существуют воспоминания близких родных Есенина, близких друзей и подруг, что «срывы» у Есенина были редки, выпивкой он не увлекался, есенинский «алкоголизм» придуман тогдашней прессой. Например, в своих воспоминаниях подруга Есенина Надежда Вольпин, как о чем-то второстепенном, замечает, что во время застолья в «Стойле Пегаса» поэт «пьет мало (как обычно, только вино – не водку)» [10, с.406]. А вот желающих выпить с известным поэтом, да еще за его счет, было предостаточно, и Есенин по простоте душевной и врожденному демократизму попадал на этой почве в скандалы и переделки. «Друзья» каким-то образом всегда разбегались в последний момент, а милицию почему-то всегда интересовал только Есенин. Потом все эти события живописались в советской «желтой» прессе. Почти всем эпизодам с поэтом Бездомным в романе «Мастер и Маргарита» можно найти аналог в биографии Есенина. Не раз его обворовывали, грабили и раздевали, так что подобно Бездомному, приходилось какое-то время пользоваться чьими-то обносками. Неоднократно Есенин был пациентом психиатрических больниц, в том числе и заграницей. Несомненно, Булгаков обо всем этом знал, и все же, если в его романе Бездомный представлен некой карикатурой на Есенина, то это карикатура совсем другого рода, чем на многих других персонажей. Булгаков явно не был поклонником творчества Есенина, и это он тоже отразил в образе Бездомного. Однако Мастер, прототипом которого является сам Булгаков, и Бездомный (Есенин), оказываются в романе товарищами по несчастью, оба в итоге находят прибежище от «чертовщины» внешнего мира в психиатрической больнице, дружески и доверительно общаются! Что же этим хотел показать Булгаков, в чем тут аллегория, что здесь скрыто между строк? Как говорится, сказка – ложь, да в ней намек… Булгаков видит и себя, и Есенина, талантливейших русских людей, попавшими в ненормальные условия. Это мир вокруг сумасшедший, и тогда в этом мире остается одна дорога для таких людей, - больница или психушка, и далее смерть. При этом Булгаков самокритичен – Мастер и Маргарита в итоге идут на сделку с дьяволом и уходят в мир иной, а поэт, хоть и с советских, атеистических позиций, но не приемлет дьявола. Он держится за жизнь, даже оставшись «тяжко больным», чье душевное равновесие зависит от уколов и лекарств. Можно понять, что Булгаков не верил тем нагромождениям лжи в советской прессе о Есенине, хотя бы потому, что подобной травле и клевете постоянно подвергался сам. И образ Бездомного явился глубоким проникновением в истинный образ Есенина. В романе поэт Бездомный только ведет себя как пьяный, но ни разу не пьет. Тем самым читатель подводится к выводу, что «пьянство» Есенина раздуто в прессе, и не это главное в его жизни. А вот поэт Рюхин, напротив, показан пьющим водку «рюмка за рюмкой». Этот вывод соответствует воспоминаниям С. Виноградской: «Просто мерзко слушать «предположения», что Есенин писал стихи пьяным. Ни разу в жизни ни одной строчки он не написал в нетрезвом состоянии!» [10, с.29].
А как же главный миф советской прессы и советских официальных кругов о «самоубийстве» Есенина? Есть ли в сюжетной линии романа, связанной с поэтом Бездомным, суждения Булгакова о гибели поэта Есенина? Зная отношения Булгакова к лживости советской прессы, уже понятно, что Булгаков явно не верил в созданный ею миф о самоубийстве поэта 6 . Косвенно этот вывод следует из сохранившихся строчек дневника писателя: «Мельком слышал, что умерла жена Буденного. Потом слух, что самоубийство, а потом, оказывается, он ее убил. Он влюбился, она ему мешала. Остается совершенно безнаказанным. По рассказу – она угрожала ему, что выступит с разоблачениями его жестокости с солдатами в царское время, когда он был вахмистром» (запись от 17 дек. 1925 г.). Как много читается между строк этой записи! Ведь в той прессе так не писали! На власть имущих законы и тогда не распространялись. А вот дальнейших записей в дневнике писателя не сохранилось, и как видно не случайно. Там должны были быть мысли Булгакова по поводу смерти Есенина. Но 7 мая 1926 года к писателю пришли с обыском, изъяли дневник, рукописи (в том числе «Собачье сердце»). Ныне известны только фрагменты дневника за 1925 год. Причем в основном только за январь 7. Величие Булгакова состоит и в том, что он не написал ни единой лживой строчки о смерти Есенина, даже в аллегорической форме, даже в сюжетной линии поэта Ивана Николаевича Бездомного в романе «Мастер и Маргарита». Но как же тогда понимать сведения о Бездомном из эпилога романа? О нем повествуется, когда он уже «лет тридцати или тридцати с лишним». А это как раз возраст Есенина в 1925 году, на момент смерти. Бездомный оставил поэтические занятия, как и обещал Мастеру, теперь он «сотрудник Института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев». С помощью врачей, лечения и постоянных уколов, он почти «нормальный»: «Он знает, что в молодости стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился» [3; т.5, с.381]. Трудно поверить, что Есенина, если бы он остался жив, ожидала подобная судьба. Но мог ли разумный человек, такой, как писатель Булгаков, поверить в самоубийство Есенина? Например, что и Есенин стал «жертвой преступных гипнотизеров»? Вот и приходим к выводу, что эпилог романа содержит аллегорическую пародию на версию самоубийства поэта. Ведь если поэт отказывается от своей поэзии, это тоже своего рода духовное самоубийство. С точки зрения Булгакова, за свою жизнь неоднократно оказывавшегося в трудных, и, казалось бы, безвыходных ситуаций, Есенин был «баловень судьбы». Множество изданий с радостью печатали его произведения, ему предлагали редактировать журнал, готовилось к изданию его собрание сочинений. Булгаков об этом мог только мечтать, ему вскоре после смерти Есенина пришлось оставить сначала карьеру писателя, потом драматурга, режиссера, и заниматься поденной работой либреттиста и сценариста. А ведь именно литературный или театральный успех и составляет смысл жизни литератора. Недаром в заключение своих воспоминаний С. Виноградская писала о Есенине: «Издание полного собрания занимало его. Он заранее предвкушал щупать первый том своих стихов и говорил: - Вот в России почти все поэты умирали, не увидав полного издания своих сочинений. А я вот увижу свое собрание. Ведь увижу!» [10, с.36]. Имеется подтверждение и в письме Есенина: «Этого собрания я желаю до нервных вздрагиваний. Вдруг помрешь — сделают все не так, как надо» [11, т.6, с.184]. Разумеется, писатель и литератор Булгаков и не мог поверить, что поэт и литератор Есенин вдруг потерял разум, и сам лишил себя такой желанной возможности. Ведь Булгаков был вынужден долгие годы в конце жизни вообще писать «в стол». Советские пресса, литературоведение и пропаганда многие десятилетия вдалбливали в головы людей абсурдную ложь о самоубийстве Есенина. К сожалению, вольно или невольно унаследовала эту ложь и нынешняя российская власть. А вот художественное чутье писателя Булгакова и здравый смысл Булгакова-человека и в случае Есенина оказались безошибочными. Булгаков и Есенин, в лучших своих произведениях, писали «против шерсти». Они оба не считали нужным придерживаться и советских партийных догм, и догм религиозных. Их творчество было, по выражению Есенина, «сугубо индивидуальным», как и их политические и историко-философские взгляды. При этом получилось так, что Булгаков оказался под покровительством Сталина, а Есенин – под покровительством Зиновьева и Троцкого, врагов Сталина. Это и определило различие в их судьбах. Здесь многое все еще неизвестно, и во многом еще надо разбираться. Валерий Мешков. 2009 год http://esenin.niv.ru/esenin/articles/article-16.htm
Сообщение отредактировал Talia - Среда, 2011-08-17, 10:12 AM |
|
| |
Фeaно | Дата: Среда, 2011-08-17, 6:50 PM | Сообщение # 6 |
Хранитель Ковчега
Группа: Администраторы
Сообщений: 1813
Статус: Offline
| «Я жалею, я зову и плачу...» Где Сережа, где Есенин мой? Я верну тебя, нельзя иначе... Ты мне нужен здесь, сейчас, живой!
За одну лишь строчку золотую: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне...» Возвращу Сережу в жизнь земную, В наши девяностые во мгле.
На каких тропинках прошлой жизни Мы встречались, вспомнишь ли меня? Может, нет, но лет прошедших брызги На стекле рисуют мне тебя.
Что, Сережа, к нам придя, увидишь, И какую песню нам споешь? Что с Россией, ты душой постигнешь, И опять в небытие уйдешь…
Уходя, оставишь на прощанье, С горькою усмешкой на губах: - Жизнь моя, ты стала так печальна, Как мне и не снилось в тех годах.
Снова не избегнуть нам потери? Вновь не отвести свою беду, Ту, что на пороге Англетера Эхом отозвалась, как в бреду...
Я жалею, вновь зову и знаю, Где Сережа, где Есенин мой... Слышу я тебя и понимаю… Верю, что вернемся мы Домой...
Единство - Закон Богов
|
|
| |
Просперо | Дата: Среда, 2011-08-17, 8:19 PM | Сообщение # 7 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6163
Статус: Offline
| Был Воланд справедливей во сто крат, Чем общества прославленные члены, Невежеством самонадеянный захват Страны, и отрицанье истины нетленной,-
Бог есть любовь!? Он снова был распят Не в первый раз, и, ясно, - не в последний.
larfedlos Дата: Вторник, 2011-08-16, 4:16 PM | Сообщение # 6
Рецензия на «Всё - что-то не то, и всё, что-то не так...» (Лариса Лось) http://www.stihi.ru/2010/10/03/1110 Всё где-то не здесь и не с нами, а мы Идем по тяжелой октябрьской пороше Которая пусть не начало зимы Но мелкая сырость, простуда, калоши
И боль головная. И был бы сейчас Камин, легкий сплин, менуэт полусонный Пусть желтого дьявола меркнущий глаз Расплатой за сказку, да, жизнью, резонно
Ведь это в романе, не с нами, а там Там можно пить кровь И летая Летально Посмертно, но ведь вопреки холодам Не кутаясь при отопленьи центральном
И быт отпадает. И быть бы собой Струной, Клеопатрой, туманной Морганой Пусть желтый цветок убивает любовь Рассказом о буднях банальных обманов
Всё где-то не здесь и не с нами, а мы Опять встретим гостя, что тайно непрошен И будет вино погребов Князя Тьмы И ложь будет княжить на пурпурном ложе
И боль глубже сердца
Михаил Порядин 03.10.2010 20:17
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал ognebo - Среда, 2011-08-17, 8:20 PM |
|
| |
Просперо | Дата: Среда, 2011-08-17, 8:28 PM | Сообщение # 8 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6163
Статус: Offline
|
Между раем и адом два метра земли И короткой жизни 100 лет.
Я не знаю, куда ушли корабли Океан проглотил их след.
Я не знаю, где в небе птичий полёт Рассекает свист пустоты.
Я не знаю, кто в твоём сердце поёт И чьё имя так помнишь ты.
Я не знаю, когда призовёт Господь Но надеюсь, что улыбнусь.
Я не знаю, зачем моя кровь и плоть Воплотилась в горькую Русь.
Я не знаю, зачем разгребаю грязь Облипающую меня.
Я не верю, что Воланд великий князь А не бешенная свинья.
Поругаем дьявол не может быть! Разве знаешь, куда идёшь?
Потому и учит жизнь говорить Уважительнейшую ложь.
А Господь не зовет в своё сердце детей Кто ушёл - ему надо, значит.
Почему-то так мало я встретил людей На могилах которых плачут.
Почему-то чаще наоборот Про отцов мой мир говорит.
И кощунство это и дьявол поймёт И Господь, что снова простит.
Ты сумеешь закрыть молитвой глаза Как ребенок ладошкой лоб?
Почему-то правду сказать нельзя... Может - жизнь не кончилась чтоб?
Есть в сердце каждого ребенок будущей души. И иногда ему ТАК хочется поплакать... И в чьём же сердце камертон , чтоб радости внушить, Утешить то дитя?...Проходит ВСЁ, но - ВСЯКО. Надежды и любви нельзя его лишить.............Лариса Лось
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Среда, 2011-08-17, 8:37 PM | Сообщение # 9 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6163
Статус: Offline
| Ворон от Воланда Михаил Порядин
Сегодня вечер силы. Черный ворон - он взял сонный город. Закружил смерч. И свечи ночи зажигает Воланд. Станет боль любовью. Это стоит свеч.
Ритму сердца Маргариты твоё сердце говорит ли? - "я здесь" Где-то рядом с тьмой сражаясь, взглядом мир преображая - "аз есмь"
А над рекой кричит черный ворон - станет страх позором, вспыхнет мести меч. На нас с тобой глядит туча-Воланд. Дождь надеждой полон. Это стоит свеч.
Масть черна, но ты же Мастер. Ночь нежна, гори на счастье! - "я здесь" Мы с тобой опять не знаем, что надежды не сгорают - "аз есмь"
И пусть мы стали лет на сто старше, но, у Патриарших, старость сбросим с плеч И будем пить вино с черным хлебом. Слушать плач неба. Это стоит свеч.
К возвращенью дерзкой пары вспыхнет ночь любви пожаром! - я здесь Ритму сердца Маргариты твоё сердце говорит ли? - "аз есмь"
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал ognebo - Среда, 2011-08-17, 8:41 PM |
|
| |
Просперо | Дата: Четверг, 2011-08-18, 8:44 PM | Сообщение # 10 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6163
Статус: Offline
| Потеря пароля - это козни тролля, если не самого Врага рода человецех, не иначе У меня голова раскалывается - так было в 1987-8 годах , когда писал День Рождения Маргариты НИколаевны * Мокрый бумажный Пилат Михаил Порядин
Бумажный Пилат стал обрывком газеты в осенней аллее Они не горят, распадаются тихо, мокрея Никто не хотел и не ждал незабвения от обычайных распятий Обыденно дело, закон сливой спелой под цвет прокурорского платья Пятно? - чем две тысячи лет поминают зачем-то невзрачное имя Пилата? Есть слава еще неудачнее? ...да - хоть молитвой, не матом...
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал ognebo - Четверг, 2011-08-18, 8:50 PM |
|
| |
Просперо | Дата: Четверг, 2011-08-18, 9:48 PM | Сообщение # 11 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6163
Статус: Offline
| Ангелолатрия Пилата
Михаил Порядин
Август густеет и меркнет Гудящие ангелы в латах Багровые кони в просветах вечерних Ангелолатрия
Аквамарин вплелся в пурпур рябин Кадмий, крап и кармин И иду, как в холодный камин На балу где вы помните Кот пил смеясь керосин
Это было когда-то Когда было очень легко из браминов во кшатрии Но сегодня же - Ангелолатрия?
Трубы труда очищенья великого грянули громом! Груды бездарно потраченных дней на войне Что же мне Недостаточно перстня с целованой сухо руки императора? Как бы собраться... Ведь - Ангелолатрия....
Дождь утешает болящие стигмы на теле Пилата Гвоздь не мешает Зачем эти игры? Кто может Из кожи вон выйти и тенью пройти через Фатум? Ведь - Ангелолатрия....
Может рябина плащом Как плющом И прикрыть И омыть Там где не было ран, только стыть Холод какой-то в руках Ах! - нашелся и гвоздь! - в башмаках И саднит Словно капелька едкого натрия Улыбнулся Проснулся
Скажи-ка на милость Однако приснилась Действительно - Ангелолатрия...
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
|
|
| |
Просперо | Дата: Пятница, 2011-08-19, 5:38 AM | Сообщение # 12 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6163
Статус: Offline
|
По суше, яко по воде Поскольку дождь и лужи По свечке, яко по звезде Поскольку в ночь разбужен
И сплю ли, стоя у окна И путаница в ритмах И очень полная
Луна Лицо Ершалаима
А он хоть проклят, но живёт А он виной торгует А богоизбранный народ
Толкует, как токует
Термитник
Терпит и жуёт
Теперь и тернии....
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал ognebo - Пятница, 2011-08-19, 5:39 AM |
|
| |
Лара_Фай-Родис | Дата: Пятница, 2011-08-19, 1:25 PM | Сообщение # 13 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
| Лунное предчувствие
Лариса Лось
С небес слетает Лунное предчувствие, когда
Слов роковых беда, как скальпелем - по коже,
И две души, одною болью схожи,
Срастаются прививкой без следа...
Потом и смерть их разлучить не сможет,
Они друг в друге прорастают навсегда
И в небе - ТАМ, В том домике пригожем,
Им не страшны Болезни и нужда......
Мысли - начало поступков
|
|
| |
Лара_Фай-Родис | Дата: Пятница, 2011-08-19, 1:25 PM | Сообщение # 14 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
| Смех Маргариты - ЛЛ
Михаил Порядин
Рядом стоят и репейник и роза и крест Кругом идет голова от высокого неба и пропасти черной Очень легко из невинных Христовых невест К чёрту
Был я уже и магистром, и полем, и смехом Игры Пылью дорог посевал, что Бог дал во молитвенных ритмах Ярче, чем вспышка алмаза поверх бытовой мишуры Смех Маргариты
Страхом моим напиталась рубаха во сне Прахом пойдут накопления праведной жизни и опыт из Книги Осень легко винный вкус этих уст посылает мне К чёрту вериги!
Господи, Боже, зачем мне любовь теперь? Стар я не только душою уже, но как Цезарь на мартовских идах Перенасыщен ушедшим, легко открываю смертельную дверь Но вместо смерти - смех Маргариты!
Мысли - начало поступков
|
|
| |
Лара_Фай-Родис | Дата: Пятница, 2011-08-19, 1:25 PM | Сообщение # 15 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
| Сквозь безнадёжность..- М.П.
Лариса Лось
Женщине больно, когда, как для ведьмы, - костёр, Женщине страшно, когда убивают любимых, Как сохранить ей домашний очаг и шатёр? Вечно во имя любви - на заклание К чёрту
Ей пребывать в роли Евы и падать в Лилит, Ей – причитать над ребёнком и снова плодиться, Мир опасая покровами слёзных молитв. Сквозь безнадёжность, как гром, разразится Смех Маргариты
Нет. Никогда. Ни за что. Ни во имя чего, Не проклинайте любовную женскую силу, Смерть – ни при чём. И дождётся любовь своего. Снова вернётся, когда бы, и где б ни носило К чёрту
Жертвенный путь открывая, она, до небес, Выхода ищет, и жизнь – продолжение Книги, Воля того, кто придумал, чтоб Мастер исчез, В масках укрылся и стал многоликим? Смех Маргариты…….
Мысли - начало поступков
|
|
| |
Просперо | Дата: Пятница, 2011-08-19, 1:25 PM | Сообщение # 16 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6163
Статус: Offline
| Нет. Никогда. Ни за что. Ни во имя чего, Не проклинайте любовную женскую силу, Смерть – не при чём. И дождётся любовь своего. Снова вернётся, когда бы, и где б ни носило К чёрту _________________________________________ЛАРИСА Лось
Не проклинаю Не плачу Но боготворю Но преклоняю колени пред мне недоступным кумиром Знаю, что правда остра, как на шее атланта край мира Знаю, что снова я ей не о той Неигре говорю
Смех Маргариты
О, смех этот бритвы острей От невозможности жить с нелюбимым и от нежеланья исхода От нехотения видеть в огне хоть подобие брода От безысходности праздника в мире и в море людей
Смех Маргариты
Он горек. Он смертно красив. Он беспредельно беспечен и он от отчаянья точен Но через дъявола выход на небо не то чтоб порочен Он - как на шпаге узора наивный навив
Смех Маргариты
Потом он становится светел Он винградным вином засияет в хрустальной игре Он отзовется в огромном колодце, в московском дворе Там, где чужие, не этого дома хохочут дети
Смех Маргариты...
фото http://www.etoya.ru/culture/2009/09/19/5225/ 19 сентября 2009, 19:26 | опера-фантазия "Мастер и Маргарита"
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал ognebo - Суббота, 2011-08-20, 8:42 PM |
|
| |
Лара_Фай-Родис | Дата: Пятница, 2011-08-19, 1:26 PM | Сообщение # 17 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
| И не знаю, низаю ли бисер
Михаил Порядин
Снова сажусь за игру и не знаю, низаю ли бисер Или рассыпался он, как обычно, в неловких руках Не потому, что в миру нет святых Пифагоровых чисел А потому, что на капельку золота тонна песка
Это неправильно. Это уже неподъемно. Это уже неприемлемо в сказочном сне Где я качу бисеринку по склону уже выше грома А до вершины всё дальше и трудно катить - острый снег
То есть ледышки крупнее моих изумрудов То есть и пальцы застыли, и мыслью я стал неуклюж То есть и пальцы застыли, как крылья у птицы Гаруда А улетать мне нельзя, я урок прохожу в царстве стуж
Снова сажусь за игру и не знаю, в какой из мозаик Включится ключик, покажется слово вхождения Ра Снег защебечет ручьями, которые искры низают Четкими четками Это не сон И совсем не игра
Мысли - начало поступков
|
|
| |
Лара_Фай-Родис | Дата: Пятница, 2011-08-19, 1:26 PM | Сообщение # 18 |
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 1722
Статус: Offline
| Снова сажусь за игру и не знаю, низаю ли бисер....М. Порядин
Живёт Маргарита....
Лариса Лось
Мысли капризные, – бисерных ниточек вязи, Божьего промысла тонкий диктуют узор, Новый сюжет изумрудною линией дразнит. Гонит за грани зеркал, находя коридор.
Пылью пред храбрыми сыплется мрак предрассудков, Страх отмирает, теряя опору на твердь. Мастер иллюзий и фея Моргана – в раскрутке Игр огнедышащих сильных сердец тэт-а-тэт.
Гении все, непохожи и так суматошны, Страстно-грешны, неуверенны, в чём-то – слабы, А инквизиторы все - и строги, и дотошны, И - наготове для грешных кресты и столбы.
Чёткими чётками щёлкают счёты мгновений, Время стекает песочною пылью в века……… Жрица танцует бессмертие развоплощений…. Есть Маргарита и верит опять в чудака……
Да. Маргарита - жива В мире прежних её ощущений...
Мысли - начало поступков
|
|
| |
Гость | Дата: Суббота, 2011-08-20, 7:54 AM | Сообщение # 19 |
Советник Хранителя
Группа: Проверенные
Сообщений: 1092
Статус: Offline
| на "Ангелолатрия Пилата"
что действительно поразило, так это "стигмы на теле Пилата".
каждый раз, читая Ваши стихи, светло Вам завидую. и радуюсь, разумеется.
с теплом-теплом, Елена Евгеньева 19.08.2011 09:03
думаете - не было? как он и спрашивал Иешуа - "ведь этого не было?"
Михаил Порядин 20.08.2011 07:53
да воздается по трудам всегда
Сообщение отредактировал Гость - Суббота, 2011-08-20, 7:55 AM |
|
| |
Гость | Дата: Суббота, 2011-08-20, 8:02 AM | Сообщение # 20 |
Советник Хранителя
Группа: Проверенные
Сообщений: 1092
Статус: Offline
| Да.Маргарита жива В мире прежних её ощущений... larfedlos Дата: Пятница, 2011-08-19, 1:26 PM | Сообщение # 23
любви и смерти и любви не удается повторенье но ты зови меня, зови !
и божество, и вдохновенье и ожидание любви
и все проходит и опять не возвращается к началу где свечи черными ночами для вечных путников горят где ждут, где двери отворят где я опять пленен тобой и плен не станет пораженьем ибо любови вечный бой лишь отторженье неуменья принять и вынести любовь
одну-единую любовь
Звук: Night Calls Joe Cocker - http://musicmp3.spb.ru/song/night_c…s.html Night Calls [European Release] 1991 Изображение: композиция М.Порядина по фото ...огонек в ночи http://photosite.ua/photos/one/?pho…211156 foto roma? - и Свет из туманности Сердце http://www.astronet.ru/db/msg/eid/a…061003 Авторы и права: Мэтт Рассел Перевод: Д.Ю.Цветков
да воздается по трудам всегда
Сообщение отредактировал Лара_Фай-Родис - Среда, 2021-04-14, 10:33 AM |
|
| |