1. Философия, наука и религия (3). — 2. Объект и субъект. Объективирование в познании (11). — 3. Задача этики (18). — 4. Основной вопрос этики о критерии добра и зла (20).
Глава II. Происхождение добра и зла 27
1. Бог и человек (27). — 2. Грехопадение. Возникновение добра и зла (40).
Глава III. Человек 50
1. Проблемы философской антропологии. Типы антропологических учений (50). — 2. Персонализм. Личность и индивидуум. Личность и общество (60). — 3. Пол. Мужское и женское (67). — 4. Сознательное и бессознательное (73). — 5. Свобода воли и этика (86).
Часть вторая:
Этика по сю сторону добра и зла.
Глава I. Этика закона 91
1. Дуализм добра и зла (91). — 2. Первобытное нравственное сознание (94). — 3. Социальный и обыденный характер закона (99). — 4. Нормативная этика. Фарисейство (104).
Глава II. Этика искупления 111
1. Добро под благодатью (111). — 2. Евангельская мораль и мораль законнически-фарисейская (116). — 3. Христианское отношение к грешным и злым (120). — 4. Христианская мораль, как мораль силы (123). — 5. Страдание. Аскетизм. Любовь (125). — 6. Евангельская весть о Царстве Божьем (131).
Глава III. Этика творчества 135 1. О природе творчества (135). — 2. Творчески-индивидуальный характер нравственных актов (141). — 3. Роль воображения в нравственной жизни. Энергетическая этика (153).
Глава IV. Конкретные вопросы этики 165 1. Трагизм и парадоксальность нравственной жизни (165). — 2. О лжи и правде (172). — 3. Совесть и свобода. Критика чистой совести (179). — 4. Страх, ужас и тоска. Скука и пошлость. Фантазмы (186). — 5. Любовь и сострадание (201). — 6. О государстве, революции и войне (210). — 7. Социальный вопрос, труд, техника (228). — 8. Пол, брак и любовь (250). — 9. Идеалы человека. Учение о дарах (260). — 10. Символизм и реализм в этике (264).
Часть третья: О последних вещах. Этика эсхатологическая.
Далее идет публикация глав Царство Духа и царство Кесаря - стр. 10
Гносеологическое введение. БОРЬБА ЗА ИСТИНУ Глава I. ЧЕЛОВЕК И БОГ. ДУХОВНОСТЬ Глава II. ЧЕЛОВЕК и КОСМОС. ТЕХНИКА Глава III. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛИЗМ Глава IV . ЧЕЛОВЕК И КЕСАРЬ. ВЛАСТЬ Глава V. ОБ ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ. ЦЕЛИ И СРЕДСТВА Глава VI. ПРОТИВОРЕЧИЯ СВОБОДЫ Глава VII. КОММЮНОТАРНОСТЬ, КОЛЛЕКТИВИЗМ И СОБОРНОСТЬ Глава VIII. ПРОТИВОРЕЧИЯ МАРКСИЗМА Глава IX. ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И НАЦИОНАЛИЗМ Глава Х. О ВЕЧНОМ И НОВОМ ЧЕЛОВЕКЕ Глава XI. ТРАГЕДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ И УТОПИЯ. СФЕРА МИСТИКИ
Дата: Четверг, 2024-01-18, 9:16 AM | Сообщение # 261
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6131
Статус: Offline
и Нобелевское Дело Н. А. БердяеваМихаил Просперо Труды Бердяева мне впервые попались а сборнике философов "ленинского парохода" 1922 года. Это было переиздание в 1993 году, в честь свержения Советской власти.
Пришёл Октябрь и свергли власть рабочих и крестьян Так в Октябре мечта сбылась - чья? в оригинале "буржуев и дворян"
У нас же дворян давно не было, буржуев ещё не было... Честно сказать - не оценил критику социализма в том бесславном 1993-м. Затем в 2012-м сдавал зачёт по социологии в магистратуре УрГЭУ/СИНХ по вопросу статьи "Философская истина и интеллигентская правда", открывавшая знаменитый сборник "Вехи" (1909). В сборнике были подвергнуты критическому пересмотру основы мировоззрения русской интеллигенции. "Интеллигентское сознание требует радикальной реформы, - писал Бердяев, - и очистительный огонь философии призван сыграть в этом важном деле немалую роль". Чуть меня не выгнали со сдачи зачёта за критику Бердяева, при том, что в целом я его очень люблю читать и всегда готов с деталями поспорить.
И не я один - его 7 раз номинировали на Нобелевскую по литературе, отчего ж не прошёл? Посмотрим документы.
из "Нобелевское Дело Н. А. Бердяева в архиве шведской академии"
Прославленный русский философ Николай Бердяев, живший в эмиграции в Париже, выдвигался на Нобелевскую премию по литературе в 1942-1948 гг. С номинациями в Шведскую академию регулярно обращался лундский профессор философии Альф Нюман, экспертный отзыв – реферат объемом в 87 страниц – написал копенгагенский профессор-славист Антон Карлгрен. Его отрицательное мнение о трудах Бердяева стало решающим в отклонении этой кандидатуры Нобелевским комитетом. Архивные материалы, положенные в основу статьи, раскрывают подробности данной истории и проливают свет на рецепцию некоторых идей русского философа на Западе.
ИТАК - ЗАЯВЛЯЕТ ЭКСПЕРТ
Что касается адекватной интерпретации сочинений Николая Бердяева, – заявляет эксперт, – следует с самого начала оговориться, что для нижеподписавшегося это было почти неразрешимой задачей.
Во-первых, эта задача предполагает философское и прежде всего богословское образование, и особенно понимание связанных с православной церковью знаний и представлений, которого у нижеподписавшегося совершенно нет; большая часть сочинений Бердяева не может быть понята и ни в коем случае не может быть оценена никем, кроме эксперта по богословию.
Из другой части лишь небольшая часть его сочинений оказалась мне доступна. Из его дореволюционной продукции мне не удалось добыть ни единой строчки; из его продукции 20;х и 30;х годов мне удалось заполучить несколько работ, а из редактируемого им журнала Путь, в котором он с 1920;х гг. понаписал массу статей, я видел лишь отдельные номера.
Но, помимо прочего, мне удалось познакомиться только c несколькими его работами на языке оригинала. И Нобелевской библиотеке, с величайшими усилиями заказавшей книги в прочих библиотеках и предоставившей их в мое распоряжение, и мне самому удалось раздобыть в основном немецкие, английские и французские переводы. А их изучение порой просто сводит с ума.
Переводчики очевидно немногое понимают из весьма туманных рассуждений автора, и заканчивается это тем, что переводы, особенно в сложных вопросах, попросту обессмысливаются. Порой с помощью сопоставительного анализа, например, английского и немецкого переводов одного сочинения вы можете преуспеть в поисках смысла, но часто это совершенно безнадежно.
Авторские замечания Статья написана в рамках проекта РГНФ « Русская литература в зеркале Нобелевской премии » (№ 15-34-11035), со с. 456. Автор выражает признательность кандидату философских наук Н. И. Герасимову за профессиональные консультации при подготовке статьи.
* подчеркну = работа по Бердяеву проводилась в рамках проекта Русская литература, то есть он в оценках более литератор, нежели философ... Впрочем - и сам Бердяев, по свидетельству его жены, полагал (запись, от 15 апреля 1940 г., – собственное признание Н. А. Бердяева):
Я под впечатлением мысли, как-то пронзившей меня. Я вдруг ясно почувствовал себя продолжателем основной русской идеи, выразителями которой являются Толстой, Достоевский, Вл. Соловьев, Чаадаев, Хомяков, Федоров. Основа этой идеи – человечность, вселенскость… И мысль, что я являюсь продолжателем этой русской идеи, меня глубоко радует… Вот сегодня я с какой-то особенной остротой осознал эту свою связь с основной традицией русской литературы. [Бердяева 2002 : 199].
Думаю, эксперт Нобелевцев преднамеренно не понял русскую идею - он не увидел в публикациях Николая Бердяева достаточной степени очернения Советской России - точнее - вообще никакого очернения, критика как бы поощрительная! Бердяев искренне считал, что революция спасла Россию от поражения в Первой Мировой войне, например. Но этого не скажешь же в реляции, мы же не агитаторы за коммунизм.
А нам сейчас очень не хватает понятной русской идеи, да. Дочитаться бы до истины у Бердяева. Если получится - напишу отдельную заметку. В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал Просперо - Четверг, 2024-01-18, 9:36 AM
Дата: Четверг, 2024-01-18, 12:23 PM | Сообщение # 262
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7637
Статус: Offline
ЦитатаПросперо ()
Думаю, эксперт Нобелевцев преднамеренно не понял русскую идею - он не увидел в публикациях Николая Бердяева достаточной степени очернения Советской России - точнее - вообще никакого очернения, критика как бы поощрительная!
Спасибо, Михаил, это очень интересная информация. Но мне почему-то думается, что причина была несколько иная, и более глубокая, чем желание очернить Россию в лице номинируемого писателя. В те годы к России было иное отношение, война с нацизмом и фашизмом в других исторических условиях. Возможно, причина та, о которой рецензент сам написал во вступительном слове, он не то чтобы не захотел, но по объективным причинам не смог оценить по достоинству, ни понять глубину идей и мысли Н.Берядева, ни осознать. Он оценил, исходя из своих убеждений, вероятнее всего, будучи нехристианином или агностиком, рафинированным интеллектуалом.
Выдвигавший Бердяева на премию "Альф Нюман был тоже среди европейских интеллектуалов, попавших под обаяние сочинений Бердяева, «чьи достижения в философских исследованиях и чье литературно-философское мастерство заслуживают величайшего признания», как он сам писал в предисловии... То есть, личное отношение к автору (его произведениям) формируется не столько рассудком, но душой, глубоко внутри, резонансом восприятия авторской цели, которая в том или ином виде буквально вшита в каждое его произведение... Альф Нюман подчеркивал, что ему особенно импонирует попытка Бердяева соединить идеи христианского гуманизма с романтическим идеализмом.
Но что можно сказать о рецензенте? Скорее всего Антон Карлгрен не разделял коммунистических и христианских идей, хотя для него тоже многие интеллектуальные воззрения Бердяева и были близки, но в основе оказалась непримелемой бердяевкая мысль о пагубности демократии и присущей ей толерантности. С чем мы в наше время столкнулись впрямую, как говорится, глаза в глаза. То есть, "идеологический корень" оценивающего вшит не в интеллект, а в душу человека, в его родовые, генетические предпочтения. И тут сколько ни рассуждай о профессиональности или других достоинствах автора, все бесполезно.
*** Буду ждать вашего продолжения.
По Бердяеву воля человека - воля народа - а именно Воля духовная, должна приобрести высшее значение в обществе, поэтому все, кто противостоит ей, не понимают и не могут различать добро и зло по истине, но только по мнению (большинства), как об этом говорил ещё отец атомологии Демокрит. Демократия безразлична к глубинной воле Народа, подменяет ее усредненной идеологической фразеологией. Демократия самой своей природой подменяет понятие истины и тем самым проявляет лживость свою. Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Дата: Четверг, 2024-01-18, 1:34 PM | Сообщение # 263
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7637
Статус: Offline
Тут на стр. 88 книга Татьяны Марченко - интересно рассказывается о рецензенте, - О русских писателях и Нобелевской премии, читаю... Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Дата: Четверг, 2024-01-18, 5:11 PM | Сообщение # 264
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7637
Статус: Offline
ЦитатаПросперо ()
Насколько я знаю, РПЦ, институт Православия, как церковь не согласна с Бердяевым ни при СССР, ни сейчас. То есть получается интересная версия личного понимания Православия, однако отвергаемая ещё более активно тем же Кураевым, нежели моя скромная Рерихианская ересь (это не Кураев придумал термир "Рерихианство", это другой борец с инакомыслием, бывший врач... запамятовал ФИО).
РПЦ, как и любое иное структурное образование, состоит из личностей самых разных воззрений, объединенных скорее по формальным признакам, даже если речь идёт о религиозных организациях или партиях. Всё зависит от того, Кто говорит и Зачем (уж извините, что повторяю часто свою фразу)
Как Церковь относится к Бердяеву?
Вопрос: Как Православная Церковь относится к творчеству Бердяева? Был ли он православным человеком? (Зинаида, г. Ростов-на-Дону)
Митрополит Иларион: Русский религиозный философ Николай Александрович Бердяев был глубоко религиозным, православным верующим человеком – по крайней мере, в поздние годы своей жизни. Я имел возможность посещать дом, где он жил, в предместье Парижа, Кламаре. У него там был даже домовый храм, где он молился, куда иногда приезжал священник, для того, чтобы совершить там богослужение.
Если говорить о творчестве Бердяева, то оно очень глубоко пронизано христианскими идеями. Не всегда и не во всем Бердяев соглашался с церковным толкованием отдельных догматов и нравственных истин, но его мысль была глубоко христианской по своему духу. Он раскрыл очень многие важные философские темы именно из христианской перспективы. В том числе, он анализировал в своих трудах творчество Достоевского, он написал блестящий труд «Миросозерцание Достоевского», который делает акцент именно на религиозности великого русского писателя, на христианских корнях его мысли.
Бердяев осмысливал и многие другие вопросы – такие, например, как проблема свободы воли, и как свобода человека соотносится с его ответственностью за свои действия. У Бердяева есть прекрасная книга под названием «Истоки и смысл русского коммунизма», где он показывает, что коммунистическая идеология в свое время пришла не на смену капитализму, а на смену религии, и по сути дела, коммунизм есть антирелигия. Есть и много других интересных тем, которые раскрывает Бердяев в своем философском творчестве. https://jesus-portal.ru/life....dyaevu-
***
Конечно, есть и другие суждения, оценки и пр., и тогда были, и теперь. Дело выбора из всего спектра - своего, нужного или важного. Так мне представляется. Внешние формы или религиозные традиции РПЦ могут не отражать глубины религиозного чувства в человеке, поэтому часто светская позиция церкви по какому-либо вопросу, а также внешняя деятельность (часто рекламного характера, увы) носит именно декларативный или поверхностный характер. Мало ли кого церковь сначала обличала, отлучала, а потом вдруг канонизировала или восхваляла на своем веку... Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Дата: Четверг, 2024-01-18, 6:28 PM | Сообщение # 265
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2800
Статус: Offline
ЦитатаБелоснежка ()
Демократия безразлична к глубинной воле Народа, подменяет ее усредненной идеологической фразеологией.
И кто же эти люди, которым открылась истинная суть "глубинной воли народа", позволяющая различить её подмену? Похоже, Н. Бердяев претендовал на эту роль. Но ведь его заявления это тоже декларации, такая же "идеологическая фразеология", только религиозного и метафизического содержания, причём трудно переводимая на другие языки, что сигнализирует об отсутствии ясно выраженной, законченной мысли.
ЦитатаПросперо ()
А нам сейчас очень не хватает понятной русской идеи, да. Дочитаться бы до истины у Бердяева. Если получится - напишу отдельную заметку.
Уже верится, что будет интересно насчёт русской идеи, Михаил! Тем более, что у Н. Бердяева насчёт русской идея пока что, похоже, не нашли... Хотя, если его читает сам Президент, то его помощники уж прошерстили философов и Бердяева, и Ильина, охарактеризованных им, как государственники, вдоль и поперёк, ведь необходимость идеологии с русской идеей для РФ архи актуальна во спасение из болота либеральной "демократии".
Искание "смысла жизни" в богосолвских метафизических кущах с православным уклоном по Н. Бердяеву вряд ли поможет выкристаллизации идеологии Русского Мира (РМ), хребтом которого является русский народ. Но основы идеологии РМ должны быть выше по значимости, чем православная религиозность русского народа, распавшаяся на многие, практически враждующие, потоки, от Московского Патриархата через Зарубежную православную церковь до раскольнической УПЦ, отпочковавшейся на Украине. Да и само Православие ныне выступает и по-московски, и по-гречески, и по-константинопольски, и по-сербски, и по зарубежному во враждебных РФ странах, и не так уж и взаимно дружественно. Православие ценно, как важная скрепа русского народа, но не светского, многоконфессионального, многоэтнического РФ, как основы Русского Мира. Здесь должны быть на первом месте социальные основы, через гармонию видов производительной собственности, через гарантированное (обеспеченное) право на труд, как условие подлинной свободы личности, живущей за счёт своего труда (производительного и творческого), но в общинном разделении труда. Только так и можно будет достигнуть взаимоуважения всех, независимо от религиозных и этнических предпочтений. Всё познаётся в сравнении - теперь мы видим, что росточки такого устроения общества проклёвывались в общественной жизни в СССР в тяжёлых условиях жизни до и после войны, пока не было взрощено в стране потребительство, от Хрущёва и далее.
А Н. Бердяев теоретизировал литературно-философскими трудами вне воюющей и радикально преобразующейся страны. Что такого, ментально значимого для развития России и русского народа, он может открыть для становления идеологии Русского Мира? ёклмн&ёпрст
Дата: Четверг, 2024-01-18, 7:46 PM | Сообщение # 266
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18846
Статус: Offline
Въедливый, если бы вы глубоко изучали труды Н. Бердяева, можно было бы выслушать ваше суждение о нем... Но это не так, очевидно! Где же ваша этика? Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Дата: Четверг, 2024-01-18, 8:19 PM | Сообщение # 267
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2800
Статус: Offline
А без глубокого изучения о сущности речений Н. Бердяева нельзя составить своего мнения? От скудного умишка я задал сермяжный вопрос, чтобы поучиться уму-разуму у глубоко изучивших труды Н. Бердяева людей, повторю:
ЦитатаВъедливый ()
Н. Бердяев теоретизировал литературно-философскими трудами вне воюющей и радикально преобразующейся страны. Что такого, ментально значимого для развития России и русского народа, он может открыть для становления идеологии Русского Мира?
а получаю высоко этичную выволочку о своей неэтичности по отношению к непогрешимому мэтру.
А не проще ли ответить? Хотя бы один пример. Полезно же и для других. Философия - она не только для философствущих, она и для ориентировки просто грамотных на уровне вышки. ёклмн&ёпрст
Дата: Четверг, 2024-01-18, 8:52 PM | Сообщение # 268
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6131
Статус: Offline
ЦитатаБелоснежка ()
В те годы к России было иное отношение, война с нацизмом и фашизмом в других исторических условиях.
Насколько иное? Например - «Пакт четырех» — о сотрудничестве Италии с Британией, Францией и Германией был запротоколирован 15 июля 1933 г. в Риме. Этот, одобренный США, документ предусматривал:
раздел мира на 4 зоны влияния; ревизию ряда пунктов, установленных Версальской системой; признание права немецкой стороны на вооружение; отстранение СССР от решения политических вопросов в Европе.
в ответ мы подружились с немцами и "пошли навстречу" территориально
не думаю, чтоб это улучшило отношение Нобелевского комитета к Советской России. Документов об этом скорее всего нет, но действия говорят сами за себя. В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Дата: Четверг, 2024-01-18, 8:55 PM | Сообщение # 269
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7637
Статус: Offline
ЦитатаВъедливый ()
Философия - она не только для философствущих, она и для ориентировки просто грамотных на уровне вышки.
О философах говорят философы, о физике - судят физики, а мы тут читаем и размышляем. Конечно, у вас может быть суждение и о философии, но вы не раз на этом форуме высказывались о религии и метафизике негативно, и о философах не раз иронизировали, не будучи философом. Но высказываетесь о сложной, высокодуховной философии Николая Бердяева достаточно резко, мне видится, неэтично. Если моя реплика воспринимается вами "выволочкой", прошу прощения.
ЦитатаВъедливый ()
Но ведь его заявления это тоже декларации, такая же "идеологическая фразеология", только религиозного и метафизического содержания, причём трудно переводимая на другие языки, что сигнализирует об отсутствии ясно выраженной, законченной мысли.
Ясно выраженные формулировки - это в математике, законченная мысль - это в бытовых, научных выводах, а не в философских трактатах или дискуссиях, призванных будить самостоятельность мышления. Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Дата: Четверг, 2024-01-18, 9:04 PM | Сообщение # 270
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6131
Статус: Offline
ЦитатаБелоснежка ()
Выдвигавший Бердяева на премию "Альф Нюман был тоже среди европейских интеллектуалов, попавших под обаяние сочинений Бердяева, «чьи достижения в философских исследованиях и чье литературно-философское мастерство заслуживают величайшего признания»,
К сожалению, трудов самого Нюмана или Наймана на русском языке не нашёл, есть вот это но где там текст не знаю
Дата: Четверг, 2024-01-18, 9:14 PM | Сообщение # 271
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6131
Статус: Offline
ЦитатаВъедливый ()
А без глубокого изучения о сущности речений Н. Бердяева нельзя составить своего мнения?
Александр ! Мнение Въедливого можно и нужно составить, только не забудьте указать "Бердяева не читал, но уже осуждаю!" В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Русский коммунизм трудно понять вследствие двойного его характера. С одной стороны он есть явление мировое и интернациональное, с другой стороны – явление русское и национальное. Особенно важно для западных людей понять национальные корни русского коммунизма, его детерминированность русской историей. Знание марксизма этому не поможет.
Русский народ по своей душевной структуре народ восточный. Россия – христианский Восток, который в течение двух столетий подвергался сильному влиянию Запада и в своем верхнем культурном слое ассимилировал все западные идеи.
* Тут сразу позволю себе отметить предполагаемую реакцию людей Нобеля на этот пассаж:
Тысячелетняя история Руси и всего-то 200 лет западного влияния? Нехорошо. А как же из варяг во греки?
да это вообще как это? У Православия вообще центр под турками (Вселенский Патриарх) - а тут Москва декларируется как что? В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал Просперо - Четверг, 2024-01-18, 9:29 PM
Дата: Четверг, 2024-01-18, 9:32 PM | Сообщение # 273
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7637
Статус: Offline
Просперо, шведские учёные того периода осознавали пагубность нацизма, занимаясь профессионально изучением политических систем вождизма... Причем рекомендатель публично высказал свое восхищенное отношение к трудам Бердяева, а оппонент засекретил на полсотни лет свою негативную оценку.
Михаил, мне интересно, вы тоже полагаете, что философско-религиозный труд должен служить ориентиром политикам, социологам или, как полагает Александр:
ЦитатаВъедливый ()
Здесь должны быть на первом месте социальные основы, через гармонию видов производительной собственности
Да?
Но у меня совершенно иное отношение и к духовным ценностям, и важности подобных философских трудов (изучаемых нами в этой теме), которые наверняка переживут не одно столетие и не одно политическое потрясение... ибо нацелены в будущее, а не настоящее, направляют читателей к истине вечности, вектору духовного творчества, о чем говорится прямым текстом, а не к решению социальных проблем или вопросов распределения видов материальной собственности. Социология, как я понимаю, это вопросы текущих задач общества.
Фрагмент: "...А. Нюман обращает внимание академиков, что русский философ прямо соответствует завещанию А. Нобеля — присуждать премию за произведения, «выдающиеся в идеалистическом <идеальном> направлении» (о формулировке завещания Альфреда Нобеля и о многолетней дискуссии вокруг нее см.: [4, с. 49-52]). Перечислив те разнообразные области гуманитарного познания, которых Н. А. Бердяев касается в своих многочисленных работах, и причислив русского философа к тому направлению, которое развивалось «от Соловьева через Достоевского к Мережковскому», Альф Нюман подчеркивает, что ему особенно импонирует попытка Бердяева соединить идеи христианского гуманизма с романтическим идеализмом. Осознавая известную уязвимость своей номинации — Бердяева нельзя назвать писателем в привычном смысле слова, — А. Нюман заостряет внимание на бердяевском стиле, остро полемичном, пламенном и метафоричном. Лундский профессор замечает: «.. .насколько я мог судить по английским, немецким и даже датским переводам, это стиль подлинного мастера» (последние слова подчеркнуты).
Альф Нюман склонен отделять яркую пассионарность от идей «чистого разума», и если он утверждает: «В современной культурной борьбе Николай Бердяев — одна из самых влиятельных, самых страстных личностей» (в оригинале подчеркнуто), — то в продолжении фразы оговаривается, что среди русских мыслителей современности пальму первенства стоит отдать Николаю Лосскому. К числу лучших работ Н. А. Бердяева шведский профессор относит его «анализ собственно славянской жизни и славянской религиозности».
Два списка сочинений Бердяева, на английском и на немецком языке, выглядят довольно внушительно, хотя далеко не охватывают всех публикаций русского философа (они просто названы «многочисленными»). Важнее другое: Нюману самому приходилось опираться на некоторые постулаты Бердяева: «В моей книге "Нацизм, цезаризм, большевизм" (Лунд, 1941), — сообщает Нюман, — некоторые страницы посвящены рассмотрению его философских пророчеств, особенно страницы 190-263, к которым я беру на себя смелость <...> отослать. Тем не менее было бы справедливо добавить, что указанное исследование не отдает всей справедливости религиозно-эсхатологическим и эстетическим идеям этого мыслителя, в высшей степени самобытным, но, в соответствии с планом книги, намеренно ограничено лишь рассмотрением ряда актуальных политических и общекультурно-философских мотивов».
Замечательно, что параллельно в Швеции были изданы труды, касающиеся в той или иной степени русской революции и большевизма; замечательно и то, что авторы этих трудов — профессор философии, рассуждающий с историософских позиций, и профессор-славист, выступающий более как публицист, нежели как историк, — вступили в заочный спор, выбрав в качестве предмета рассмотрения сочинения Николая Бердяева. Альф Нюман, автор «Нацизма, цезаризма, большевизма», и Антон Карлгрен, автор «Пути большевизма от ленинизма к сталинизму», находились в неравном положении: первый высказал мысли о взглядах Бердяева в своей монографии, второй оставил их надолго погребенными в архиве, материалы из которого становятся доступными через полвека хранения. Книга Нюмана была доступна любому шведскому читателю, но обращена прежде всего, конечно, к гуманитарной элите, к которой принадлежали и члены Шведской академии. Их всего восемнадцать (пятеро из них составляют Нобелевский комитет), и они оказались единственными читателями экспертного реферата Карлгрена. В их мнении — важном исключительно при присуждении Нобелевской премии по литературе — Карлгрен одержал безоговорочную победу и над Нюманом, и над Бердяевым.
Написанный Карлгреном обзор о русском философе выглядит как настоящий трактат — 87 страниц машинописи. Представляется вероятным, что такой объем и год работы (очерк не был даже закончен в срок) спровоцированы не самой номинацией русского философа, а монографией выдвинувшего его
кандидатуру Нюмана, опиравшегося на труды Бердяева. Не соглашаясь с ними обоими, в ярком полемическом ключе, порой с публицистическими перегибами и нелицеприятными оценками Карлгрен пишет заказанное «заключение эксперта» tantum adversus (только против), выпуская все pro и скрупулезно отбирая аргументы исключительно contra.
Рассмотрению подвергаются далеко не все работы Бердяева; в сущности, очень немногие.
Дата: Четверг, 2024-01-18, 9:47 PM | Сообщение # 274
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2800
Статус: Offline
Пытался читать и не раз, но смыслов не находил, хотя фразы красивые, но... декларативно-утвердительные. Желающим предлагается поверить.
Белоснежка, а что такое "глубокое изучение" - стать апологетом философа, найти противоречия, принять без возражений, каков критерий? Михаил, да я и не "уже осуждаю", а поинтересовался идеологической пользой этой философии для Русского Мира, кроме тренинга "самостоятельности мышления" дискутирующих, как говорит Белоснежка. Думал, обозначу вектор Вашего поиска, коли сам не нашёл.
Задам последний свой вопрос в этой теме: почему вместо ответа на вопрос, как правило, следует прозрачный намёк на некомпетентность вопрошающего для замкнутого кружка философов и рекомендации типа: "изучай матчасть"? Что-то не ощущается здесь дискуссии... ёклмн&ёпрст
Сообщение отредактировал Въедливый - Четверг, 2024-01-18, 9:48 PM
Дата: Четверг, 2024-01-18, 9:53 PM | Сообщение # 275
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6131
Статус: Offline
ЦитатаБелоснежка ()
Демократия безразлична к глубинной воле Народа, подменяет ее усредненной идеологической фразеологией. Демократия самой своей природой подменяет понятие истины и тем самым проявляет лживость свою.
ну... Вы ещё как-то слишком мягко формулируете услуги демократии по защите подлинных демократических ценностей во всём мире!
Как бы в теории всё правильно:
Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью.
Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых.
В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить её и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье. Декларация независимости США
НО НА ПРАКТИКЕ американскому народу предлагается учредить и содержать новое правительство в какой-нибудь ...Украине - это мы ближе всего видим, например. Особенно в части согласия управляемых...
Продвижение американской демократии направлено на поощрение правительственных и неправительственных субъектов к проведению политических реформ, которые в конечном итоге приведут к демократическому управлению.
Поскольку Ближний Восток и Северная Африка (MENA) являются областью мира, жизненно важной для американских интересов, но в целом укоренившейся в недемократическом, авторитарном правлении (за исключением Туниса, Израиля и полудемократических Ливана, Ирака, Палестинской национальной администрации и Турции), они стали предметом растущего интереса со стороны американского правительства и поборников демократии, особенно после террористических атак 11 сентября 2001 г., при этом многие наблюдатели полагают демократический переход как необходимое условие региональной стабильности и международной безопасности
и т.д. по всему миру В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Дата: Четверг, 2024-01-18, 10:16 PM | Сообщение # 276
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6131
Статус: Offline
ЦитатаБелоснежка ()
Просперо, шведские учёные того периода осознавали пагубность нацизма, занимаясь профессионально изучением политических систем вождизма...
Вы уверены, что шведские учёные распределяют деньги на премию?
Определяют политические решения Нобелевского комитета?
Что решения принимают не те люди, которые финансируют деятельность самих учёных?
Что в секретариатах институтов, где работают учёные, нет работников государственной безопасности - у шведов ведь тоже было своё КГБ.
В период Второй Мировой Государственной службе безопасности Швеции (Allmänna Säkerhetstjänsten) работали как полицейские, так и гражданские служащие. Штат организации достигал 1 тыс. человек. (до 1060) Особое внимание уделялось регистрации проявлявших свои симпатии к воюющим сторонам, перлюстрации писем и прослушиванию телефонных разговоров.
А тут как раз философ из одной из воюющих сторон вроде и не коммунист, и всё-таки....
Вы идеализируете Нобелевский комитет, на мой взгляд. Разве только Российскую академию наук прослушивают? - и хоть это и нехорошо, но ведь учёные такие люди непредсказуемые, всё время додумываются до того, что является государственной тайной...
я лично уверен в политическом руководстве - особенно после присуждения Обаме премии Мира =
Обама принял премию в Осло 10 декабря 2009 года. В 36-минутной речи он обсудил напряженность между войной и миром и идею "справедливой войны"[5] сказав:
"Возможно, самой серьезной проблемой, связанной с получением мной этой премии, является тот факт, что я являюсь главнокомандующим вооруженными силами страны в разгар двух войн" * просто издевательство это над Премией Мира я тогда посчитал, и не я один. В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал Просперо - Четверг, 2024-01-18, 10:30 PM
Дата: Четверг, 2024-01-18, 10:41 PM | Сообщение # 277
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6131
Статус: Offline
ЦитатаВъедливый ()
Михаил, да я и не "уже осуждаю", а поинтересовался идеологической пользой этой философии для Русского Мира, кроме тренинга "самостоятельности мышления" дискутирующих, как говорит Белоснежка.
Думал, обозначу вектор Вашего поиска, коли сам не нашёл.
Задам последний свой вопрос в этой теме: почему вместо ответа на вопрос, как правило, следует прозрачный намёк на некомпетентность вопрошающего для замкнутого кружка философов и рекомендации типа: "изучай матчасть"?
Да я пошутил насчёт уже, извини, Александр ну - для оживления дискуссии.
Вектор поиска как обозначить, если сам не нашёл - что-то тут я не въезжаю?
Матчасть - коммунизм в изложении Бердяева - меня за это чуть не выгнали из университета в Екб - но, бегло читал, признаюсь - может быть во втором чтении что-то и откроется. Коммунизм - который нельзя понять марксисту - уже в преамбуле, во введении - как заявочка?
И вот ещё очень разумная мысль, и практически применённая и в становлении коммунизма и при его демонтаже:
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал Просперо - Четверг, 2024-01-18, 10:45 PM
Дата: Четверг, 2024-01-18, 10:46 PM | Сообщение # 278
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7637
Статус: Offline
ЦитатаВъедливый ()
рекомендации типа: "изучай матчасть"? Что-то не ощущается здесь дискуссии...
Тема называется Читаем Н.Бердяева (главы книг, статей) Читаем, а не полемизируем. Поскольку Михаил изучал труды Бердяева и даже сдавал экзамены по ним, как я поняла, то поддержала развитие темы в дискуссионном формате, но сама не могу давать оценку, кроме как выразить восхищение, вызванное душевным резонансом от авторской мысли. Конечно, мне было неприятно ваше пренебрежительное высказывание в отношении любимого автора. Надеюсь, мой ответ принят. Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Дата: Четверг, 2024-01-18, 10:53 PM | Сообщение # 279
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7637
Статус: Offline
ЦитатаПросперо ()
Вы уверены, что шведские учёные распределяют деньги на премию?Определяют политические решения Нобелевского комитета?
Не уверена, хотя к ученым того периода отношусь с уважением, но в последние полсотни лет комитет потерял не просто свое значение, но и уважение. Поэтому вот уже 33 года вручают также и шнобелевскую премию. Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Дата: Четверг, 2024-01-18, 10:55 PM | Сообщение # 280
Ковчег
Группа: Модераторы
Сообщений: 6131
Статус: Offline
Вот хотя бы этот великолепный пассаж:
Глава VII. Коммунизм и христианство1Вопрос об отношении коммунизма к религии и особенно к христианству требует особого рассмотрения.
Непримиримо враждебное отношение коммунизма ко всякой религии не есть явление случайное, оно принадлежит к самой сущности коммунистического миросозерцания.
Коммунистическое же государство есть диктатура миросозерцания.
Коммунистический строй есть крайний этатизм, в нем государство тоталитарно, абсолютно, он требует принудительного единства мысли.
Коммунизм воздвигает гонения на все церкви и более всего на церковь православную, ввиду ее исторической роли.
Коммунисты исповедуют воинствующий атеизм, и они обязаны вести антирелигиозную пропаганду.
Коммунизм, не как социальная система, а как религия, фанатически враждебен всякой религии и более всего христианской.
Он сам хочет быть религией, идущей на смену христианству, он претендует ответить на религиозные запросы человеческой души, дать смысл жизни.
Коммунизм целостен, он охватывает всю жизнь, он не относится к какой-либо социальной области. Поэтому его столкновение с другими религиозными верованиями неизбежно. Нетерпимость, фанатизм всегда имеют религиозный источник. Никакая научная, чисто интеллектуальная теория не может быть столь нетерпима и фанатична.
Как религиозное верование, коммунизм эксклюзивен. Огромную роль тут играет русский религиозный темперамент, русская сектантская и раскольничья психология. Но непримиримое, воинствующее отношение к религии было предопределено самим Марксом.
Маркс сказал в «Введении к критике философии права Гегеля», что «религия есть опиум для народа» – фраза, получившая столь актуальное значение в России. Маркс думал, что для освобождения рабочего класса, а следовательно и всего человечества, нужно вырвать из человеческого сердца религиозное чувство. Маркс говорил: «Не религиозная свобода совести, а освобождение совести от религиозного суеверия».
Религиозные верования отражают человеческое рабство, рабство у стихийных сил природы и иррациональных сил общества, они существуют лишь до тех пор, пока человек, социальный человек, не овладел окончательно стихийными и иррациональными силами, окружившими его таинственностью. * КОНЕЦ ЦИТАТЫ специально разбил чуть ли не всё построчно.
Восхищён уже тем, что Бердяев это написал задолго до появления Морального кодекса строителя Коммунизма, по сути дела 10 заповедей христианства дублирующего. Правда, Николай Андреевич возможно и не знал тогда, в 1933-м, что Сталин будет икону на самолёте вкруг Москвы возить, что даже для буддистов дацаны опять откроет за героизм на войне, не только мечети и приходы. И полагаю для коммуниста полезным проверить на прочность свою платформу с позиций НЕ МАРКСА. ЦИТАТА Несмотря на то что Бердяев в общем и целом давал положительную оценку действиям И. В. Сталина, который смог поднять страну из разрухи, значительно повысить процент роста экономики и наладить борьбу с организованной преступностью, советская критика все равно считала его трактаты неприемлемыми для чтения советскими гражданами, так как философ ставил национальное русское самосознание выше концепции международного пролетариата. - Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article....tzyivyi В сердце каждого человека живет ребенок будущей души
Сообщение отредактировал Просперо - Четверг, 2024-01-18, 11:07 PM