Воскресенье, 2024-06-23, 1:28 AM
О проекте Регистрация Вход
Hello, Странник ГалактикиRSS

Храмы Ковчега! Вход День Сказочника! Вход
Авторы Проекты Ковчега Сказки КовчегаБиблиотекаГостям• [ Ваши темы Новые сообщения · Правила •Поиск•]

  • Страница 7 из 8
  • «
  • 1
  • 2
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • »
Модератор форума: philmore, nasto-0-8  
Прекрасная Дама
БелоснежкаДата: Суббота, 2020-09-05, 8:21 PM | Сообщение # 121
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6343
Статус: Offline


Тайну Времен сохраню

Эхо Руми

Крылья сошью из лесной паутинки с росою,
Пусть отражается небо в полете моем,
Небо бездонное… пОлно безвидным огнем,
Небо родное, тебя увлеку за собою…

В дальнюю Даль, где ни ночи, ни дня, вечно Утро!
В Даль фиолетовых Храмов на Млечном пути,
Сброшу крыла, растворюсь… там меня не найти,
Стану поэмой рассвета в заре перламутра…

Буду замком на невидимой храмовой дверце,
Или же бездною странникам, дух закаляя,
Тысячу сказок в минуту земную вселяя,
Тайну времен буду вечно хранить в своем Сердце…

Часовня Времен    http://sseas7.narod.ru/209.htm

© Copyright: Эхо Руми, 2008


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
MгновениЯДата: Пятница, 2020-09-18, 2:53 PM | Сообщение # 122
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18456
Статус: Offline


Художник Антон Эйсле

Countess Festetics, neé Countess Roczinska


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
ТанецДата: Суббота, 2020-11-14, 5:05 PM | Сообщение # 123
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6917
Статус: Offline


Amra Jewellery ArT | Yandex Zen

Франц Ксавьер Винтерхальтер
(1805-1873) Принцесса Шарлотта


Книгоиздательство
 
СказочницаДата: Суббота, 2020-11-14, 6:11 PM | Сообщение # 124
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1740
Статус: Offline
Цитата Танец ()
Франц Ксавьер Винтерхальтер(1805-1873) Принцесса Шарлотта



Франц Винтерхальтер.
Судьба принцессы Шарлотты

Койфман Валерий

Судьбы детских персонажей, изображенных на картинах знаменитых художников

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Судьба принцессы Бельгии, Шарлотты, изображенной художником Францом  Ксавье Винтерхальтером   (Franz Xaver Winterhalter) (1805-1873).

Однако сначала о художнике, авторе этой картины.               

Имя этого немецкого художника, к сожалению, нам, выходцам из СССР известно мало, несмотря на то, что в Эрмитаже хранится достаточное количество его работ. Многие знают его картины, но не знают, кто их автор.
Тем не менее, Винтерхальтер считался  в Европе.одним из самых успешных портретистов XIX века
Художник  родился 20 апреля 1805 года в маленькой деревушке Menzenschwand Германии (ныне часть г. Санкт-Блазина) в Шварцвальде, Баден. Был шестым по счёту ребёнком в семье фермера и производителя смолы. После посещения школы при бенедиктинском монастыре в С.-Блазине в 13 лет Винтерхальтер покидает Менценшванд, чтобы изучать рисование и гравировку. Литографии и рисованию он обучался во Фрайбурге, потом  уезжает в Мюнхен.

Его вступление в придворные круги состоялось в 1828 году, когда он становится учителем рисования графини Баденской Софии в городе Карлсруэ.
В 1832 году у него при поддержке великого герцога Леопольда Баденского появилась возможность путешествия в Италию (1833—1834). Он покинул Баден и переместился во Францию.
В Париже Винтерхальтер быстро сделался модным. После вступления на престол Наполеона III популярность художника увеличилась. С этого времени Винтерхальтер сделался главным портретистом императорской фамилии и французского двора.
Прекрасная француженка, императрица Евгения (1826-1920), супруга Наполеона III, стала его любимой моделью. В 1855 году Винтерхальтер пишет свой шедевр «Императрица Евгения в окружении фрейлин», где изображает её собирающей цветы вместе со своими фрейлинами.
Картина была выставлена для всеобщего обозрения, и по сей день остаётся, пожалуй, наиболее известной работой мастера.

Приезжавшие в Париж русские аристократки также были рады получить свой портрет работы известного и модного мастера. Пожалуй, самый знаменитый русский портрет художника - портрет В. Дм. Римской-Корсаковой (1834-1879), ныне в музее Орсэ. Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова (1834-1879), ставшая прототипом одной из героинь романа Льва Толстого «Анна Каренина», была звездой высшего света Москвы и ... ее портрет, обожавший её Франсуа Ксавье Винтерхальтер написал в 1858 году.
Она удерживает рукой свои необычайно длинные распущенные волосы, чем напоминает портрет австрийской императрицы Елизаветы, выполненный Винтерхальтером в том же году.

Последние два года жизни Винтерхальтер писал очень мало. Во время поездки во Франкфурт-на-Майне летом 1873 года он заразился тифом и умер 8 июля 1873 года. Ему было 68 лет.
За годы своего творчества Винтерхальтер неоднократно получал заказы написать принцессу Бельгии Шарлотту (1840 - 1927) - из Саксен-Кобург-Готской династии.
Шарлотта, единственная дочь короля бельгийцев Леопольда I и его второй жены Луизы Орлеанской, сестра Леопольда II и Филиппа Фландрского.
Она приходилась двоюродной сестрой одновременно королеве Великобритании Виктории и её мужу герцогу Альберту.
Вначале художник писал ее еще 2-х летней малюткой, потом уже 10-ти летней красавицей и многократно - важной взрослой дамой.

Перед нами один из очень известных детских портретов XIX века. Эта красивая девочка - принцесса Шарлотта Бельгийская. Здесь ей всего 10 лет, но жизнь преподнесла уже ей первое испытание – умерла ее мать. Долгие 87 лет жизни этого милого создания будут полны истинного драматизма. Об этом и пойдет дальше речь.
В 13 лет - она прилежная ученица, сама признаётся, что любит Плутарха.
Позднее Шарлотта уже выведена в свет – она молода, красива, умна у нее прекрасные манеры, она неплохо танцует, но круг тех, кому позволено пригласить принцессу на танец, довольно узок, время идет, и вот Шарлотте пора подыскивать жениха.

В австрийского эрцгерцога Максимилиана, кузена императора Франца-Иосифа, она влюбилась с первого взгляда. Шарлотта находила своего жениха «безупречным во всех отношениях».

Они поженились в июле 1857 года - ей только что исполнилось 17, ему - 25. Через три месяца после свадьбы в одном из писем Шарлотта скажет о муже: «Я люблю его восхищаюсь им с каждым днём всё сильнее». Молодые жили счастливо,  одно огорчало Лотти - детей у них с мужем, так и не было.
А потом Максимилиан стал вице-королём Ломбардо-Венецианского королевства. Длилось это недолго - Австрия лишилась Ломбардии в 1859 году, и супруги переселились в окрестности Триеста, на виллу Мирамаре, построенную специально для Шарлотты.

Когда испанские, английские и французские войска вторглись в Мексику, создав марионеточную Мексиканскую империю, австрийский император Франц Иосиф предложил Наполеону III кандидатуру кузена Максимилиана на мексиканский трон. Наполеону предложение понравилось, он даже подписал обязательство помогать будущему императору военной силой и деньгами.
Максимилиан был человек характера мягкого, нерешительного, и согласился не сразу.
Но Шарлотта хотела быть императрицей Мексики! И она уговорила супруга.
Через несколько дней корабль испанского королевского флота «Новара» повез будущую императорскую чету в Мексику.

Уже 10 октября 1864 года Максимилиан принял мексиканскую корону. Своим местом жительства император с императрицей избрали дворец Чапультепек в окрестностях Мехико. Новая империя лежала в разрухе и была охвачена гражданской войной. Французы боролись с республиканцами, возглавляемыми Бенито Хуаресом. Максимилиан скоро понял, что здесь его никто не ждёт, и он решил стать фигурой, объединяющей нацию. Император лелеял надежду, что его либерализм позволит заслужить благосклонность оппозиции.

 Дела французов в Мексике были откровенно плохи. В 1867 году экспедиционный корпус покидает Мексику, оставив Максимилиана один на один с разъяренными республиканцами, которым неофициально помогали США.

В мае 1867 года Максимилиан с остатками верных ему войск дал свой последний бой республиканцам, потерпел поражение и был приговорен военным судом к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение на рассвете 19 июня 1867 года.
Потребовалось много месяцев, чтобы уговорить непреклонного Хуареса вернуть тело Максимилиана на родину. Наконец, в октябре 1867 года тот же самый корабль «Новара», который привез императора в Мексику три года назад, отправился в путь с забальзамированным телом несчастного эрцгерцога.

Но ещё в 1866 году (до смерти мужа), Мексику покинет Шарлотта. Она едет в Европу просить у Наполеона III помощи и поддержки для своего мужа (перед этим она фактически уговорит своего мужа не отрекаться от мексиканского престола – «солдат не бросает свой пост перед приближением врага», и Максимилиан не должен оставлять империю).
В Париже она трижды встречалась с   Наполеоном III. Он решительно заявил, что ей не на что надеяться. После этоих встреч она и написала мужу длинное письмо, дышащее ненавистью к Наполеону III («воплощённому мировому злу»), в котором уже заметны некоторые странности ее психики.

Из Франции Шарлотта едет в Италию. Там, в Риме, она собирается пойти на приём к папе римскому, где и обнаруживается ее психическое заболевание. Папа Пий IX, принявший несчастную императрицу Мексики, услышал её утверждения, будто её окружают шпионы французского императора, собирающиеся её убить. Она требовала также арестовать всю её свиту как предателей. Шарлотта просит убежища в стенах Ватикана, потому что убийцы преследуют её. Папа быстро понимает, что происходит. Она была первой женщиной, которая официально переночевала в Ватикане.

Во Франции известие о смерти Максимилиана вызвало ужас. Французы дружно винили Наполеона III, оставившего мексиканского монарха без поддержки.
Знаменитый Эдуард Мане, под впечатлением от трагического события, о котором было известно заранее, но которому никто всерьёз не воспротивился, пишет 4 версии расстрела - «Казнь императора Максимилиана» и, в знак протеста, изображает специальный взвод одетым в форму французских солдат.

От Шарлотты факт расстрела Максимилиана в Мексике скрывали до тех пор, пока его тело не было доставлено на родину.
Известие о смерти мужа она выслушивает спокойно, но потом долго рыдала в объятиях сестры. Её утешала мысль о том, что смерть супруга была «красивой и достойной». Шарлотта носила траур, но через год она сняла траурные одежды, ибо ей «привиделось», что муж её не умер... 

Шарлотта прожила ещё 50 лет. Последующие годы жила под присмотром врачей в своем замке Бoухoут (Kasteel van Bouchout) под Брюсселем. Менялись врачи, но никто так и не смог помочь ей. Она жила спокойной, тихой, размеренной жизнью.
Остались и воспоминания о том, что ежегодно в июне, когда расцветают розы, Шарлотта просила каждый день срезать цветок и класть его к фотографии Максимилиана, которую она ставила в комнате на видном месте и иногда переносила с собой из комнаты в комнату, а порой и целовала перед сном... Ей была суждена долгая, очень долгая жизнь. Шарлотта умерла в 1927 году в возрасте 87 лет. Она пережила всех, кого знала и любила.
Такова вкратце судьба красивой девочки Лотти с красивого портрета художника Винтерхальтера.

© Койфман Валерий, 2017
Первоисточник:   https://proza.ru/2017/12/13/2054
 
БелоснежкаДата: Пятница, 2021-04-16, 5:31 PM | Сообщение # 125
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6343
Статус: Offline


Сэр Эдвард Джон Пойнтер (1836-1919) Эдвард Джон Пойнтер (англ. Edward John Poynter; 20 марта 1836, Париж — 26 июля 1919) — английский художник.


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
ТанецДата: Пятница, 2021-10-08, 8:11 PM | Сообщение # 126
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6917
Статус: Offline


Художника Данте Габриэля Россетти (1828-1882) любители живописи знают, как одного из основателей
Братства прерафаэлитов, живописца, иллюстратора и графика, успешного поэта и переводчика.


Книгоиздательство
 
MгновениЯДата: Среда, 2021-10-20, 10:28 AM | Сообщение # 127
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18456
Статус: Offline


Франсуа-Андре Венсан. Портрет Мадемуазель Дюплан

Красивая картина, но сколько тайн душевных и мыслимых таит в себе, за каждым образом загадка бытия..

***
Человек, мыслящий линейно, не поймёт объёмно мыслящего, а тот не поймёт многомерно мыслящего, но в поверхностном, бытовом разговоре все будут равнопонятными казаться друг другу. Поэтому разговоры о равенстве людей фантастичны, ибо души всегда сокрыты завесой тайны.
Это как оказаться в Шамбале и не увидеть её, а мы так и живём, в буквальном смысле мы живём в Боге, но не только не пытаемся увидеть, мы не хотим почувствовать его вездесущее присутствие. За красотой декораций бытия, за шумными баталиями земных событий, информационных сенсаций, гениальными достижениями современников, за окованными серебром обложками древних книг и за стереоскопическими картинами будущего мы не видим самого важного и простого. Человек был и есть един с миром Творца. Если он не видит всю картину целиком в себе, то старается понять и связать умом разрозненные эпизоды своей жизни, жизни близких людей, осознать связь времён и событий. Когда это удаётся, его внутренний Учитель празднует великий Полдень, когда картина рассыпается – Великую Полночь, сам же праздник не прекращается в необъятной душе его и на мгновение… Салюты звёзд ночного неба ясное свидетельство Вечности Мгновения.


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
asnerДата: Среда, 2021-10-20, 5:39 PM | Сообщение # 128
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 539
Статус: Offline


Портрет княгини З. Н. Юсуповой - Валентин Александрович Серов. 1902.
Холст, масло. 181,5х133

Княгиня

Оскар Хуторянский

Что скажет нам её портрет
Руки художника Серова?
Спокойна поза, лёгкий жест,
Глаза добры, хоть нет ни слова...

Княгиня! Что ещё сказать?
Таким должно быть благородство.
Есть всё. Нельзя ни дать, ни взять…
Но что-то от востока сходство.

Но по порядку - древний род
Знатней Романовых и выше
С Орды Ногайской начал ход,
А там «Мурза» - посланник свыше.

Юсуф-мурза их предок был.
Гроза России, друг Казани…
Детей же к Грозному прибил
Истории шквал. Присягу дали.

Присяге были той верны
Они и все потом потомки.
Мурза - эмир другой страны
И честь для них не словом громким.

Он между графом или князем,
В России, Польше и Литве
И после взятия Казани
Их звание принято а Москве.

Прибился к Грозному их род,
“Мурзу" на “Князя” обменяли.
От стольников до воевод,
Юсуповы везде бывали.

Иван охотно брал на службу
Дарил поместья, соболя
Был очень Грозным, когда нужно
Врагов его взяла земля.

Друзья царей, императриц,
И европейской пышной знати.
Богатство было без границ
Иных монархов тоже, кстати.

Один Петра был лучший друг,
Другой - Екатерине верен.
Юсупов там, Юсупов тут
В любом дворце открыты двери.

Остались в память их дворцы,
Портрет княгини Зинаиды.
Такой красавицы - мечты!
С неё бы статую Афины.

Любой бы принц к её ногам,
Не подступиться к светской львице.
Но что Распутин - шарлатан
В лицо отправила царице.

Она не знала, что их ждёт -
Война, Распутин, революция,
Потеря сына и Исход…
Такая жизни эволюция...

https://stihi.ru/2018/10/18/5883


okhutor

Сообщение отредактировал asner - Среда, 2021-10-20, 5:39 PM
 
asnerДата: Среда, 2021-10-20, 5:41 PM | Сообщение # 129
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 539
Статус: Offline


Портрет актрисы Жанны Самари — портрет молодой актрисы театра «Комеди Франсез», написанный Огюстом Ренуаром в 1877 году. Хранится в Москве, в музее имени Пушкина
Этот портрет Жанны Самари считается одним из наиболее импрессионистических портретов во всём творчестве художника

Портрет актрисы Жанны Самари

Оскар Хуторянский

Портрет всегда живёт отдельно
Судьбой другой оригинала,
Не только Дориана Грея,
Любой портрет, возьмите Жанну.

Спасибо скажем Ренуару,
Что он её изобразил
Очаровательной и странной...
Портрет тот многих покорил.

Не Мона Лиза, но печальна,
Ах, как добры её глаза!
Нет, не манера Леонардо -
“Импрессия” царит тогда.

Актриса “Комеди Франсез”,
Пусть не звезда, но есть на сцене.
Нам взгляд не отвести и без
Дыхания простоять мгновение.

Чуть было больше тридцати
Когда ушла она от тифа.
Потрет живёт, в нём жизнь кипит -
Жизнь женщины, легенды, мифа.

10-16-18

https://stihi.ru/2018/10/16/9888


okhutor

Сообщение отредактировал asner - Среда, 2021-10-20, 5:42 PM
 
asnerДата: Среда, 2021-10-20, 5:44 PM | Сообщение # 130
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 539
Статус: Offline


Улыбка Моны Лизы, цикл

Оскар Хуторянский

Ее улыбка многозначна
Для каждого своя она -
Одним с иронией печальна,
Другим с насмешкой холодна.

Ее глаза мудры и строги,
В осанке гордость и покой,
Она уже видала многих
И цену знает за собой.

Одних влечет своей загадкой,
Другим гримаса режет глаз,
В ней Леонардо из под краски
Пытливо вглядывается в нас.

КАРТИНЫ НЕТ ИЗВЕСТНЕЙ

Картины нет известней в мире,
Чем Мона Лиза, что есть в Лувре.
Но объяснить никто не в силе,
Что манит к ней, как мошек в тундре?

Пред ней всегда толпа людей,
Стекла мешает отражение.
К ней протолкнётся, кто смелей,
Но есть ли "чудное мгновение"?

Часами очереди ждут,
Часами лестницами бродят,
Шедевров мимо все бредут
Взгляд с указателей не сводят.

Свидание с ней, как с божеством,
Как с чудотворной той иконой
Все копии с её - не то...
Она Вас плавит мыслью новой.

Насмешка в ней, укор в упор
И снисходительность не скрыта....
Но отвести не можешь взор.
Стоишь пред ней. Душа открыта.

ГЛАЗА ЕСТЬ ЗЕРКАЛО ДУШИ

Глаза есть зеркало души -
Окно в наш мир, нам то известно
Лишь маску только натяни
И мир изменится мгновенно.

Мы носим темные очки
Когда боимся узнавания,
Мы требуем: "в глаза взгляни"
В проверке правды ожидания.

Глаза нас часто выдают -
Взгляд зависти иль восхищения...
Увидев взгляд, слова не ждут,
Все ясно и без объяснения.

Тон речи можно изменить,
Осанку, жесты и повадки,
Но взгляд - он может так пронзить,
Как шпага в день дуэльной схватки.

Не зря в картинах мастеров
"Джоконды" взгляд и "Незнакомки"
Для нас сильнее всех оков
В них грусть сквозь сожаление смотрит.

Напоминают о глазах
Нам звуки старого романса,
В глазах всегда видна душа...
А ведь душа всегда прекрасна.

КАК МНОГО ВИДЕЛИ КРАСАВИЦ

Как много видели красавиц
Мы на портретах мастеров?
Но не сравниться им по славе
С портретом древним в шесть веков.

Нам дар природой дан с рождения
Все лица встречные читать.
Уметь понять их выражения
И настроение понять.

Враждебно? Дружески настроен?
Печаль иль радость на челе?
Так боевой окраской воин
В поход готовился, к войне.

Улыбка, также как зевок
Для каждого, увы, заразен
И удержаться кто бы смог...
Ведь вид улыбки так прекрасен.

Прекрасно знают это те,
Кто ищет вашего внимания,
Расположения к себе -
С улыбкой лучше понимание.

Вернёмся к теме - тот портрет
Нас привлекает и нас держит,
Эмоций там живой букет -
Таких, что неподвластны смерти.

Мы реагируем на них,
Под взглядом Лизы чувств не скроешь....
Стоишь пред нею только миг,
Но этот миг так много стоит!

ЭСКИЗЫ ЛЕОНАРДО

Как Леонардо рисовал!
Карандашом, пером и мелом!
Во всём, что видел - узнавал
Момент, готовый к переменам.

Уродство, как и красоту
Он даром признавал природы.
Их уникальность и игру
Воспринимал как жизни годы.

Улыбку, плач, гримасу, жест
Он передать мог кратко, точно.
Не шарж, пародия, гротеск...
А только, что заметил очно.

Перо он всё ж предпочитал -
Ведь им писать он мог заметки
О том, что он нарисовал
И как ценны его пометки.

Он свет и тени изучал
Годами. В оптике был первым.
Он восприятию дань отдал -
Его эскизы фото верны.

И в каждом слышится Вопрос.
И в каждом там Ответ даётся.
Как мир сегодня не дорос?
Нам сотни лет учить придётся.

SFUMATO

Великий мастер изобрёл
Приём “Sfumato” знаменитый.
Потратил жизнь. Его довёл
До мастерства, что глазу скрытый.

В картинах старых мастеров
Есть чётко контуры объектов,
Людей, животных и домов...
Для Леонардо - это "вредно".

Нет контуров и нет границ,
Они размыты, как бы тают...
Как лёгкой дымкою покрыт -
Так руку гения узнают.

В его картинах нет совсем
Следа мазков, руки тревожной.
Нет отпечатков хоть ренген
За слоем слой проверил сложно.

Послойно в несколько микрон
Он краску наносил обычно. (2)
Не знают, как всё видел он?
Без мискроскопов нам привычных.

Слой краски тоньше толщины
Чем волос в десять раз примерно!
Как все слои нанесены?
Не "напылением" наверно. (3)

Sfumato метод улучшал
Всю жизнь свою. Его наследие
Поэтому живёт в веках
Он первым был. И был последним!

(1) Сфумато (итал. sfumato) — затушёванный, буквально — исчезающий как дым) — в живописисмягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Приём сфумато разработал Леонардо да Винчи в теории и художественной практике.

(2) Толщина человеческого волоса 100 микрон
Через сильную линзу можно различить 50 микрон.
Леонардо линз не имел.

(3) Напыление — нанесение тонкого слоя из мелких частиц вещества на поверхность материалов и изделий в защитных или декоративных целях.

ДЛЯ ЛЕОНАРДО РИСОВАНИЕ

Для Леонардо рисование
Было не просто самоцель,
В нём отражение его знаний
И поиск истин жизни всей.

Считалось "art" тогда "искусством",
Ну как искусство врачевать.
Считал он, что понять всё нужно
И лишь потом лишь кисть поднять.

Природу видел он единой -
По нашему - "системщик" был.
К идее этой приходила
Наука сотни лет и зим.

Не получил образования.
Лишь любознательность его
Расширила границы знаний -
Вопросы ставил, как никто.

Ещё считал воображение
Одной из самых главных черт,
Порой важнее вдохновения -
Тому он главный был пример.

Не обучали гуманистов
Искусству кисти и пера,
Но тяга к знаниям и к жизни
Им дар божественный дала.

https://stihi.ru/2019/11/19/6680


okhutor

Сообщение отредактировал asner - Среда, 2021-10-20, 5:45 PM
 
MгновениЯДата: Четверг, 2021-11-18, 5:51 PM | Сообщение # 131
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18456
Статус: Offline


Портрет Николь Кидман, работа
ХУДОЖНИКА СОВРЕМЕННОСТИ НИКАСА САФРОНОВА


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
ШахерезадаДата: Вторник, 2022-03-08, 7:28 PM | Сообщение # 132
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 3912
Статус: Offline
ПРЕКРАСНАЯ ДАМА ПО УЛИЦЕ ШЛА, СВЕТИЛО НЕ СОЛНЦЕ-СВЕТИЛА ОНА..|УЛИЧНАЯ МОДА ЛОНДОНА И ПАРИЖА 1905-1908
РЕТРО





Сказки - жемчуга мира
Книги Семи Морей
 
ШахерезадаДата: Пятница, 2022-03-11, 11:18 AM | Сообщение # 133
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 3912
Статус: Offline
У РУЛЯ ДВУХ АКАДЕМИЙ.
КНЯГИНЯ ЕКАТЕРИНА ДАШКОВА - УЧЕНЫЙ,
ОРГАНИЗАТОР, ПРОСВЕТИТЕЛЬ И ПЕДАГОГ.

 


Екатерина Дашкова – первая и пока единственная женщина в России, бывшая президентом Российской академии наук. Именно благодаря ее деятельности, российская наука и образование в XVIII столетии поднялись на совершенно другой уровень, который и задал вектор их развития в последующие периоды истории нашей страны.

 
Екатерина Романовна Дашкова родилась 28 марта 1743 года в семье Воронцовых - представителей одного из самых древних и влиятельных дворянских родов России. Отец – граф Роман Илларионович Воронцов – был  генерал-аншефом и сенатором, а мать, Марфа Ивановна Сурмина, - подругой императрицы Елизаветы Петровны и одновременно обладательницей крупнейшего состояния.

Однако в 1745 году Марфа Ивановна умерла. Роману Воронцову, занятому светской жизнью и государственными делами было не до дочери и спустя два года после смерти матери, четырехлетнюю Екатерину отправили на воспитание в семью дяди, Михаила Воронцова, будущего канцлера Российской империи. Именно в семье Воронцовых у нее впервые проявился интерес к образованию и науке: в загородном имении дяди она натолкнулась на огромную библиотеку, благодаря которой познакомилась с трудами  Вольтера, Гельвеция, Монтескье и других известных людей.


Екатерина Дашкова в молодости

Источник фото: kulturologia.ru

Кроме того, в имении дяди часто собирались дипломаты, литераторы и политики, и юная Катя часто общалась с ними. Ей удалось познакомиться и подружиться с женой наследника престола Екатериной Алексеевной, которая позже станет известной как Екатерина II. Дашкова была представлена будущей императрице как «особа, которая почти всё время проводит за учением». Принцесса была поражена обширными знаниями Дашковой, её рассудительностью и аналитическими способностями. 

 

 

Участница переворота

Первоначально это знакомство сыграло положительную роль в ее судьбе. В 1759 году Екатерина Воронцова выходит замуж за князя Михаила Ивановича Дашкова и становится Дашковой. Вскоре после этого они с мужем вернулись в Санкт-Петербург, где Дашкова возобновила свою дружбу с Екатериной II. Последней это было на руку, поскольку уже тогда готовился будущий переворот и ей нужны были союзники, способные обеспечить поддержку среди сановников, аристократов и военных.

Во время переворота 28 июня 1762 года Дашкова скакала на коне рядом со своей царственной подругой. Но уже спустя некоторое время начались разногласия между ними, позже вылившиеся в серьезный конфликт. В награду за помощь, Дашкова получила 24 000 рублей, титул статс-дамы и  земли, оказавшиеся, на первый взгляд, бедными и бесперспективными. Однако Дашкова сумела добиться того, что уже через несколько лет они стали процветающими, расстроив, тем самым, Екатерину II, успехи которой в первые годы правления были куда скромнее.

Спорили они  и по вопросу о том, благодаря кому переворот удался. В своих воспоминаниях, Екатерина II писала, что Дашкова отвечала лишь за связь с офицерами низшего звена, не посвящёнными во все детали, и не имела никаких сведений о настоящих планах заговорщиков. Сама же Дашкова утверждала, что благодаря ей на сторону Екатерины перешли практически все главные сановники и аристократы.

И, наконец, все усугубили критические замечания Дашковой в адрес фаворитов Екатерины II. В итоге, Дашкова попала в опалу и была отправлена в деревню.

 
Жизнь за рубежом

В деревне Екатерина Романовна провела 5 лет. В 1769 году она попросила разрешения уехать за границу, поскольку в России ее особо ничего не держало: муж умер, хозяйство стабильно работало, отношения с императрицей оставались прохладными. Екатерина II не возражала, и в течение следующих 13 лет Дашкова находилась в основном в Европе.

Там ее принимали с почетом, она встречалась с известными философами, учеными, политическими и общественными деятелями: ее собеседниками были Дени Дидро, Вольтер, Адам Смит, Уильям Робертсон, Джозеф Блейк, Бенджамен Франклин и многие другие яркие представители эпохи Просвещения. Впоследствии это помогло ей в годы работы директором Академии наук.



Дени Дидро

В 1782 году она окончательно вернулась в Россию. Её отношения с Екатериной вновь улучшились. Императрице очень нравился литературный вкус Дашковой, ей импонировало желание Дашковой сделать русский язык великим литературным языком Европы. Поэтому после некоторых раздумий, императрица решила назначить Дашкову на пост директора Петербургской Академии и наук.

«В следующем месяце был дан новый придворный пир, не помню, по какому обстоятельству. Императрица, обходя общество, перемолвилась несколькими словами с некоторыми статс-дамами и иностранными министрами, а потом, обратившись ко мне, сказала: «У меня есть до вас, княгиня, особое дело; но теперь, я вижу, нельзя говорить о нём». Затем она оставила меня и снова заговорила с посланниками на другой стороне залы. Потом вдруг, остановившись в небольшом кругу посреди комнаты, она подала мне знак подойти к ней. Я приблизилась. И если бы я упала прямо с облаков, то менее удивилась бы, чем в ту минуту: императрица предложила мне место директора Академии искусств и наук», - вспоминала об этом сама Дашкова.

 

Во главе российской науки

Ситуация в Академии на тот момент оставляла желать лучшего. От постоянно отвлекавшегося на разнообразные дела ее президента графа Разумовского толку было немного, а от директоров и подавно: так, предшественника Дашковой, писателя Домашнева обвиняли в растрате и даже хищении средств Академии.

Поэтому, получив назначение на должность, Дашкова довольно энергично взялась за наведение порядка. И многое ей удалось. К примеру, в два раза были снижены цены на книги, карты и разнообразные альманахи, издающиеся Академией, продажи которых шли очень плохо. По поручению Дашковой был составлен список необходимого для научной работы инвентаря, который сначала закупали за границей, а затем часть инструментов стали изготавливать в России. Для нужд химического отдела построили современные печи для обжига, закалки и других необходимых дел. Была налажена работа типографии.

По ее инициативе, 11 октября 1783 года была учреждена Императорская Российская академия, имевшая одной из главных целей исследование русского языка, а сама Дашкова стала её первым председателем. В речи по случаю назначения, Дашкова выразила уверенность, что науки не будут составлять монополию академии, но «присвоены будучи всему отечеству и вкоренившись, процветать будут».

Для этого она организовала при академии публичные лекции, проходившие каждое лето, имевшие большой успех и привлекавшие большое число слушателей. Было увеличено число студентов-стипендиатов академии с 17 до 50 и воспитанников академии художеств — с 21 до 40. Несколько молодых людей отправлены были для довершения образования в Германию. Дашкова создала т.н. «переводческий департамент», чтобы дать возможность русскому обществу читать лучшие иностранные произведения на своем языке.

При Дашковой началась активная издательская деятельность. По ее инициативе, начата новая серия мемуаров академии, под заголовком «Nova acta acad. scientiarum petropolitanae» и регулярное издание сборника «Российский театр». Был основан журнал «Собеседник любителей российского слова», выходивший в 1783 - 1784 годах и носивший сатирическо-публицистический характер.



Журнал "Собеседник любителей российского слова"

Источник фото: kulturologia.ru

В нём публиковали свои произведения  Державин, Херасков, Капнист, Фонвизин, Богданович, Княжнин и сама императрица. Было продолжено начатое Н. И. Новиковым издательство письменных памятников по истории России «Продолжение Древней Российской Вивлиофики». 

В 1786-1796 годах выпускалось издание — «Новые ежемесячные сочинения», в котором печатались статьи по истории, языкознанию, географии. Но венцом всей работы Дашковой в Академии наук стало издание полного толкового Славяно-российского словаря, знаменитого впоследствии 6-томного «Словаря Академии Российской». 

При этом Дашкова лично участвовала в создании толкового словаря в качестве переводчика, предложила использовать печатную букву «Ё». Всё это она успешно совмещала с административной и хозяйственной деятельностью.

Закат карьеры

В 1795 году отношения с императрицей окончательно испортились. Поводом к этому послужила публикация в издававшемся при Академии сборнике «Российский театр» трагедии Якова Княжнина «Вадим Новгородский», в которой обнаружили критику государственных устоев. Разгневанная Екатерина II потребовала его изъятия и заодно отстранила Дашкову от управления Академией.

Дальше стало еще хуже. После смерти Екатерины II, престол занял ее сын Павел I . Он, хорошо помнивший, что Дашкова была одной из участниц свержения его отца, отправил ее в ссылку. В 1801 году, когда на трон взошёл уже Александр I, Екатерине Дашковой снова предложили возглавить Академию наук.

Но она ответила отказом. Ей было уже под шестьдесят и, по всей видимости, для российской науки она уже сделала всё, что могла. Тем более, что давали о себе знать и проблемы со здоровьем, сильно подорванным в эпоху Екатерины. Её государственная деятельность завершилась окончательно.



Последние годы своей жизни она провела в своём имении в Калужской губернии, коротая время за написанием мемуаров под названием «Записки княгини Дашковой, урожденной Воронцовой». Они были изданы только спустя 30 лет в Лондоне Александром Герценом.

Екатерины Романовны Дашковой не стало 16 января 1810 года.

 
Материал подготовлен по открытым источникам.

Фото на главной странице: История.РФ

Фото на странице: История.РФ

 Автор Максим Майоров Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)


Сказки - жемчуга мира
Книги Семи Морей
 
БелоснежкаДата: Воскресенье, 2022-04-17, 9:09 AM | Сообщение # 134
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6343
Статус: Offline


Екатерина Голицына - читаем о ней в рассказе Валентина Пикуля - Берегиня

Жан Марк Натье  
1757 г.
Жан-Марк Натье (фр. Jean-Marc Nattier; 17 марта 1685, Париж — 7 ноября 1766, там же) — французский живописец.
Прикрепления: 0130197.jpg (64.0 Kb)


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
ШахерезадаДата: Среда, 2022-06-22, 8:09 PM | Сообщение # 135
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 3912
Статус: Offline


Если чтишь Совершенство, его и восславь,
Развивая искусство, с душой миром правь.


Сказки - жемчуга мира
Книги Семи Морей
 
ШахерезадаДата: Среда, 2022-07-20, 5:10 PM | Сообщение # 136
Хранитель Ковчега
Группа: Проверенные
Сообщений: 3912
Статус: Offline


Сказки - жемчуга мира
Книги Семи Морей
 
MгновениЯДата: Понедельник, 2023-05-15, 6:46 PM | Сообщение # 137
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18456
Статус: Offline


Antonietta Cornelia Vetterlein, худ. - Йозеф Карл Штилер. 1828 г. Эта девушка была дочерью баварского государственного советника.

Ей одеждой чувства сердца,
Ей сюжетом мысль благая,
Страсть надмирная… от духа
Бесконечной глубины,
Ею вертится мир герца,
И вселенная младая,
Порождает тайны слуха
Красотою новизны...


Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
 
БелоснежкаДата: Среда, 2024-02-21, 1:52 PM | Сообщение # 138
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6343
Статус: Offline
фрагмент поэмы о Психее

Красою дивной околдована, Психея,
Уже осмелившись, идёт в обход дворца,
И видит - все богатства мира, без конца,
Неохраняемые... здесь лежат! Не смея...

Понять сие иль осознать, она смотрела
И удивлялась бесконечно... Вдруг, над ней...
Лишённый тела голос молвил: - Посмелей!
И осознай, что ты - Хозяйка! Любо дело...

Принадлежит тебе здесь всё! Скажи, чего
Душа желает! Мы - рабыни для тебя,
Чьи голоса ты слышишь, слуги ночи, дня.
Купанье, стол, постель? Скажи, чего ещё!

И, внемля голосу, Психея ощутила
Блаженство истинное... Сон, затем купанье,
Потом уж столик с угощеньем в ожиданье!
Вина нектар и ягод сладеньких вкусила...



Привет с Волшебного острова Эхо!
остров
 
БелоснежкаДата: Четверг, 2024-03-14, 1:12 PM | Сообщение # 139
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6343
Статус: Offline


Ольга Александровна Романова


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров


Сообщение отредактировал Белоснежка - Четверг, 2024-03-14, 1:13 PM
 
БелоснежкаДата: Среда, 2024-03-27, 12:26 PM | Сообщение # 140
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6343
Статус: Offline


Жизни история… Что интересно?
Всё, ибо каждая – неповторима!
Миру раскрыться… всё ж неуместно
Без вдохновения, сцены и грима…

Вот начинается… танец искусства,


Привет с Волшебного острова Эхо!
остров


Сообщение отредактировал Белоснежка - Среда, 2024-03-27, 12:27 PM
 
  • Страница 7 из 8
  • «
  • 1
  • 2
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • »
Поиск:


Друзья! Вы оказались на борту сказочного космолёта
"Галактический Ковчег" - это проект сотворчества мастеров
НАУКА-ИСКУССТВО-СКАЗКИ.
Наши мастерские открыты гостям и новым участникам,
Посольские залы приветствуют сотворческие проекты.
Мы за воплощение Мечты и Сказок в Жизни!
Присоединяйтесь к участию. - Гостям первые шаги
                                                   
Избранные коллекции сотворчества на сайте и главное Меню
***Царства Мудрости. Поэма атомов
.. на форуме  на сайте

Все Проекты Библиотеки.
 Сборники проектов

Город Мастеров

Галактический Университет

Главная страница
Все палубы Форума 
Главный зал Библиотеки
Традиции Галактического Ковчега тут! . . ... ......
..

Лучшие Авторы полугодия: Просперо, Constanta, ivanov_v, Натья, Въедливый, bragi
Самые активные издатели: ivanov_v, Шахерезада
....... - .. Раздел: Наши Пиры - Вход _ИМЕНА Авторов -Вход ...
Хостинг от uCoz

В  главный зал Библиотеки Ковчега