Дата: Суббота, 2009-02-14, 9:57 PM | Сообщение # 1
Хранитель Ковчега
Группа: Администраторы
Сообщений: 1813
Статус: Offline
Вторую половину февраля мы решили посвятить древнейшим
Гимнам, Одам, Песням Славы
Дорогие Мастера и Поэты, ждем ваши найденные в книгах древние гимны, посвящения Героям, Богам, а также авторские произведения и эхо в теме форума, желательно украсить гимны картинами, соответствующими посвящению. ***
Эхо гимнов Орфея
Душа Орфея пронеслась подобно сияющему метеору по грозовому небу рождающейся Греции. Когда он погас, казалось, что мрак окутал ее снова. После целого ряда революций фракийские тираны сожгли книги Орфея, опрокинули его храмы, изгнали его учеников. Цари Греции и многие города, дорожившие своей разнузданностью более, чем порядком и справедливостью, вытекающей из чистых учений Орфея, последовали за ними. Решено было изгладить самое воспоминание о нем, уничтожить его последние следы, и это было выполнено в такой степени, что через несколько столетий после его смерти часть Греции сомневалась даже в его существовании. Тщетно посвященные охраняли его традиции в течение более тысячи лет; тщетно Пифагор и Платон говорили о нем, как о богочеловеке. Софисты и риторы не признавали за его именем ничего иного, кроме легенды о происхождении музыки.
И в наши дни многие ученые отрицают категорическим образом существование Орфея. Гомер, который получил свое посвящение, по всей вероятности, в святилище Тирском, и мифология которого является поэтическим переводом теологии Санкониатонской, иониец Гомер мог легко быть неосведомленным относительно доричеца Орфея, предание которого сохранялось тем в большей тайне, чем более его преследовали. Что касается Гесиода, родившегося вблизи Парнасса, он должен был узнать в святилище дельфийском и имя Орфея, и его учение, но посвящавшие его имели полное основание требовать от него молчания. Тем не менее, Орфей продолжал жить в своем творении. Он жив в своих учениках и даже в тех, которые отрицают его... А те, кто живут в Душе Орфея, в мирах гармонии и единства, создают новые произведения. Одно из таких - изданная в 2014 г. книга
О, светлоокая Тетис в лазурных нарядах, Тихо струишь ты текучие нежные волны. Ласково ветром играя, качаешь ты челны, Искры мерцающих брызг источая во взглядах.
Ты разбиваешь волну о прибрежные скалы, Водовороты таишь во глубинах своих, Водами плещешь и тварей питаешь морских, Мать облаков, уплывающих в дальние страны. Чистых источников лоно, звучащее диво, О, не отвергни мольбу, колыбельная слов! Дай утомленным судам у родных берегов Радость увидеть, вернувшись из моря счастливо.
Ветер попутный пошли ты тугим парусам, Ибо известны тебе все прямые пути Между волнами, где нимфы играют твои, Смилуйся Тетис, отрада смотрящим глазам.
КРОНУ
Крон, Кронос (K r o n o z) · один из титанов, сын Урана и Геи. По наущению своей матери оскопил Урана серпом из прочного металла или даже алмаза, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость. После этого титаны стали верховными существами в космосе. Время, когда Крон был "владыкою неба", было золотым веком мифологической истории. Люди в те времена жили, как боги, "с спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов", по словам Гесиода.
Воцарившись вместо отца, Крон взял в супруги свою сестру Рею. Однако, по предсказанию матери Геи, его должен был лишить власти собственный сын, поэтому как только у Реи рождались дети, Крон тотчас проглатывал их, желая избежать исполнения предсказания. Однажды Рея обманула Крона, подложив ему вместо младшего сына Зевса камень, завернутый в пеленки, который и был проглочен Кроном.
Крон величайший, миров прародитель бессмертный! Хитрый, всесильный Титан, несогбенно-бесстрастный Сам разрушаешь, и вновь созидаешь прекрасно То, что разрушил, свершая ход времени верный!
Сходятся в длани твоей неразрывные нити Целой Вселенной, о, Крон, горомогласно-речивый!1 Родоначальник событий великозначимых, Наши молитвы услышь, предваряя событья.
Ты награжден красотой, что несвойственна роду Низших миров, о, божественный Промысел неба. О, хитроумный, ослабь притяжение плена Цепи своей, укрепляя земную породу.
Связанные разделы:
/forum/81 Турниры и Конкурсы /forum/54 Галактический День Сказочника /forum/57 Галактический День Гимнов
Связанные темы: /forum/54-1339-1 Вход на Пир - Галактические Традиции! /forum/81-860 - Пир на весь Мир! - Поздравления! /forum/54-1173 - Карнавальные маски /forum/54-1185 - Галактический Лифт /forum/57-1228 - Храм Орфея
Дата: Среда, 2011-03-02, 11:02 AM | Сообщение # 21
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18788
Статус: Offline
СОФОКЛ ГИМН ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ
Софокл (496 - 406 до н.э.) - знаменитый древнегреческий драматург, автор трагедий. Авторитет Софокла среди современников был столь велик, что он в течение целого ряда лет выполнял обязанности жреца при храме аттического бога-целителя, а после своей смерти почитался афинянами как герой (полубог) Дексион.
Хор о человеке - Софокл «Антигона»
Сила Природы в дивных стихиях. Дух человека превыше всех сил! Под завывание вьюги мятежной Он в море жизни опасной вступил.
Волны вздымаются грозною силой, Струг неприметный плывет да плывет. Землю, почтенную в славных богинях, Вечно обильную Мать бережет,
И утомляет усердьем своим… В пажити бороздах из году в год Тянет свой плуг, словно мул запряженный, Тянет усердно. Всему свой черед!
Птиц беззаботных стаи бессметны, Множество видов, пород средь зверей, Рыб и чудовищ морских, что без счета, Всех подчиняет он власти своей:
Сети искусно разумный сплетает, Каждому виду ловушку свою: Зверю пустынному, дикому - ямы, Плеть густогривому другу коню.
художник Маслов О.С.
Силе его покоряются все: Пойманный зверь, затаившийся вор, Тур втроесильный и конь быстроногий, Хищник пустынный и царь белых гор.
Разумом, мыслью своей управляя, Речью владея, копьем убежденья, Дух человека к всеобщему благу, К цели своей устремлен, без сомненья.
Стражу он выставил: кров - от дождя, Ярый огонь - ото тьмы, холодов, И от грозы защитит он себя. Дух благородный живет без оков!
Только одна неизбежна, как встарь. Неотвратима судьбы круговерть. Недугов бич посылает без счета, Что прерывает грядущая смерть.
Мудрый искусно судьбу направляет Сам, и свободен от тщетных надежд. Зло и добро, осознав, принимает И одаряет советом невежд.
Клятву, дочь Истины, чтит неуклонно, Власть всех богов и законы страны. Дух благородный силен, но законно Будет отвержен погрязший во лжи.
Если порок этот в сердце вгнездится, Станет безродным, отверженным он. Дверь перед лживым везде затворится, Так утверждает верховный Закон.
Дата: Четверг, 2011-03-03, 7:28 PM | Сообщение # 22
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
В голубом, волшебном храме Зачарованных мгновений Снова жизни гимн священный Грянул в гуще светотеней!
Над Землей взлетел на крыльях - Лунных крыльях, жизненосных Красоты бессмертной рыцарь, Закаленный в битвах росных.
В нем святое пламя жизни Дышит трепетным порывом Сил могучих, светоносных Безупречно – горделиво. Мысли и воображенье С новой силой разжигая, Голос истины великой С неба громом громыхает. Что таится в песнях ветра? В песнях грома у истоков?
В нем таятся тайны Мэтра, Созидающего в строках. небесный странник
Сообщение отредактировал Натья - Четверг, 2011-03-03, 11:14 PM
Дата: Воскресенье, 2011-03-06, 10:12 AM | Сообщение # 23
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18788
Статус: Offline
НА БЕРЕГУ
На берегу всех истекших столетий Нимфы собрались под звоны свирели, Руки сплелись в хороводе веселья, Платья раздулись от ветра… В их сети… Чувства мои вдруг заплыли случайно, Круговоротом нежнейших касаний. Сколько услышала ярких признаний! Сколько увидела образов Тайны!
И на устах угнездилась печать, Лишь Океан тихо, мерно шумит, Истины в недрах незримых таит… Три корабля в водах... как не узнать:
Шелковый розовый парус для Сердца, Рядом с янтарными свет-парусами Шхуна Любви и Корабль со снами Под бирюзовым холстом иномерца.
В волнах качается Трио волшебно… Неповторимо… и неукротимо! Ждут лишь приказа мои побратимы… Гимны и хоры, оды, молебны…
Дата: Воскресенье, 2011-03-06, 10:25 AM | Сообщение # 24
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
ВСЕ ЕСТЬ БОГ!
Любовь, упорство, процветание, Открытие истины, сокровенная тайна, Единое время, движение, Соединение с сердцем, ускорение, Фокус сознания, безмятежность, Радость и свет, вездесущая нежность, Бесконечное преобразование, благословение, Вечная жизнь, приключения. Братство, потоки чувств, преданность, Великая Пустота, неизбежность, Здесь и сейчас, разворачивающаяся ясность, Понимание, что живешь не напрасно. Обнаженность, прорывающаяся к раскрытию, Пространство мечты и сновиденье, Радикальная честность, сознательность, Внутренний мир, любознательность…. Момент Силы и Могущество….. Божественное присутствие….
Дата: Четверг, 2011-03-10, 6:23 PM | Сообщение # 25
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1498
Статус: Offline
Тайну Времен сохраню
Крылья сошью из лесной паутинки с росою, Пусть отражается небо в полете моем, Небо бездонное… пОлно безвидным огнем, Небо родное, тебя увлеку за собою…
В дальнюю Даль, где ни ночи, ни дня, вечно Утро! В Даль фиолетовых Храмов на Млечном пути, Сброшу крыла, растворюсь… там меня не найти, Стану поэмой рассвета в заре перламутра…
Буду замкОм на невидимой храмовой дверце, Или же бездною странникам, дух закаляя, Тысячу сказок в минуту земную вселяя, Тайну времен буду вечно хранить в своем Сердце…
Дата: Пятница, 2011-03-11, 1:26 AM | Сообщение # 26
Советник Хранителя
Группа: Проверенные
Сообщений: 1087
Статус: Offline
Quote (Руми)
Буду замкОм на невидимой храмовой дверце, ... Тайну времен буду вечно хранить в своем Сердце…
***
*** Духом взращу два крыла у себя за спиною, Огненным Сердцем свой путь впереди освещу, Неба пропавшего след я вверху отыщу И полечу вслед за сказкой, за тайной мечтою...
И там в дали, где туманы эфира клубятся, С Млечным путём поведу разговор не спеша И, между прочим, спрошу, не видал ли, Душа Здесь распрекрасна решила на вечность остаться.
Мне Млечный путь эту тайну по братски откроет, Храм тот укажет, укажет и дверь и замОк, И, всё равно, будет близок тот путь иль далёк, Сердце от Сердца уж тайну ту больше не скроет...
Дата: Воскресенье, 2011-03-13, 4:38 PM | Сообщение # 27
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18788
Статус: Offline
Quote (Гость)
Мне Млечный путь эту тайну по братски откроет, Храм тот укажет, укажет и дверь и замОк, И, всё равно, будет близок тот путь иль далёк, Сердце от Сердца уж тайну ту больше не скроет...
Сказочным вихрем, потоком, стремительным танцем, Мчатся крылатые кони по огненным весям, шлейфом за ними - звучания гимнов и песен, эхом в душе - полыхание протуберанцев... звездных колец, что над Островом вдруг появились... Что там за кольца? Куда устремляется время? Может быть, так зародилось волшебное семя, в Райском саду Древо Жизни взрастает на солнце?
Гимны Любви зазвучали по весям Вселенским! Оды Морей - чередою, одна за другой... Дивные сказки рождает бессменный прибой. Мир... изменяется - крылышком... бабочки венской!
Дата: Вторник, 2011-03-15, 11:22 AM | Сообщение # 28
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
Вырвись поскорей в просторы, Где один свободный ветер, Да сияющие горы У подножия планеты Возвышаются свободно, Пребывая в эйфории Всех течений благородных В фантастических стихиях!. Мир наполнен здесь любовью Даже сон любовью дышит! Здесь Храм солнечный я строю. Поднимайся ко мне, слышишь!
небесный странник
Сообщение отредактировал Натья - Вторник, 2011-03-15, 11:24 AM
Дата: Среда, 2011-03-16, 10:43 PM | Сообщение # 29
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1545
Статус: Offline
ГЕЕ
Гея (G a i a, A i a, G h) · мать-земля. Древнейшее доолимпийское божество, игравшее важнейшую роль в процессе создания мира в целом. Гея родилась вслед за Хаосом. Она одна из четырех первопотенций (Хаос, Земля, Тартар, Эрос), сама из себя породившая Урана-небо и взявшая его в супруги. Вместе с Ураном Гея породила шесть титанов и шесть титанид, среди которых Кронос и Рея, родители верховных божеств греческого пантеона - Зевса, Посейдона, Аида, Геры, Деметры и Гестии. Ее порождением были также Понт-море, оры, трое киклопов и трое сторуких.
Гея Великая, от сотворенья времен Ложе с Ураном деля беспрерывно и страстно, Тысячеруких сынов родила мощновластных, Необоримых, огромных - так мир был рожден…
Вслед от Урана циклопов Она породила, Грозных титанов и силы небесных планид, Следом мириады наяд и дриад, нереид, Океанид и менад, души все воскресила!
Гея Великая! Матерь блаженная мира! Смертных, а также бессмертных ты нежишь и кормишь, Даришь плоды, но и губишь тела и неволишь, Плод, что созрел, станет яством для званного пира.
Там происходят события предвоплощенья, Ты же, Блаженная - сад созреванья плодов, Хмелем кипишь бесконечных годов и веков, Балуя мир изобильем всего превращенья.
Сжалься, цветущая, мира обитель, над нами! Ты набухаешь плодами, тебе суждено, Все-таки в муках жестоких рождать то зерно, Что устремляется в рост, восхитясь Небесами.
Как ты желанна и сладостна, чтимая всеми, Путь твой счастливый увенчан плодами земными, Ты веселишься, пестря куполами лесными, Горными склонами, радуясь благостной неге.
Вкруг тебя яркими звездами Космос сияет, Ходит по кругу, согласно закону Природы. Доброе сердце яви нам и долгие годы. Время рассвета в одеждах твоих пусть играет. Феано
Дата: Суббота, 2011-03-19, 12:56 PM | Сообщение # 31
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
Гимн Чуду!
Ребенок прыгает, и Бог танцует в нем. А если плачет - Богу с ним грустится. Заснул малыш - Вселенная забылась сном. А утром с Мамой в сказку снова он стремится...
небесный странник
Сообщение отредактировал Натья - Суббота, 2011-03-19, 12:57 PM
Город Богов – воплощение в цвете Из беспредельности дальних миров Город Богов ослепительно светел От нескончаемо Вечных Даров. Под белоснежною “Крышей” сияешь Где все реальности в точке сплелись. Страждущим путникам взор окрыляешь И помогаешь к мирам вознестись Город из гор – ты свободен, как ветер, Ты - Письмена планетарных Богов. Хроники взлетов, закатов, рассветов На преломленье святых куполов. Город Богов – ты уходишь корнями В недра бескрайние, через века. И с благосклонностью благоуханной Смотришь на наш грешный мир свысока. Ты есть спираль золотого сеченья Труд колоссальный твой необозрим Через тебя – твою тайну свечения Путь пролегает к планетам другим Город Богов – многолик, многогранен. Символ Вселенной, Величья Престол Ты всей Душою моей осязаем Вечная Слава всем тем, кто здесь шел! Слава Богам и Строителям – Слава! Слава познавшим Небес торжество! Катятся реки времен величаво В монументальных строеньях его.
Дата: Четверг, 2012-02-09, 12:20 PM | Сообщение # 33
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18788
Статус: Offline
Ода Звёздам
О, Звёзды великие, Боги и Будды! Молитвам, рождённым в огне вдохновенья, Внемлите сияньем своим изумрудным, Услышьте призывы землян хоть мгновеньем…
О, Звёзды прекрасные, души Богов! Творцы, музыканты хоралов небесных, Стремления к знанию наших умов Направьте по руслу гармоний чудесных.
Мы - правнуки ваши, наследники Мысли, Растущие дети - паттерны Ума Рассветных миров, пробуждающих жизни. Откройте сердцам ваших душ закрома…
Человек, как плод Вселенной Человечества, является творцом собственной вселенной, то есть, будущего своего мира сознания. Это просто. На Древе жизни вызревают зрелые яблоки, где непременно есть семена будущих яблонь. А у человека зрелость определяется накопленным опытом жизни. И, несмотря на то, что опыт у каждого свой, неповторимый, мы все немного похожи, особенно когда влюбляемся и теряем рассудок от нахлынувших волн чувства, от лавины всепоглощающей любви. Так, может быть, Опыт Творца в том и заключается, чтобы получить бесконечно повторяющийся и неповторимый опыт свечения нового солнца, которое видит весь порожденный им мир вращающимся вокруг себя, вокруг своего пылающего сердца, сотворяющего в своем уникальном времени миры планет и новые уровни сознания…
Человек - это мистический мостик от видимой и потому ограниченной реальности к Реальности высшего сознания единства Творца. Можно сравнить человека с ручьём, втекающим в реки жизни… Человечество - это бурная живая река, несущая в себе воды жизни всех людей ради впадения в Океан Звёздного Единства… Бог - Высшая, светоносная Реальность, существующая ради всего сотворённого, сток и исток миров, Океан Единства, Монада Смысла Жизни.
И страстью кипучей из самого центра Вселенского вихря Звезда порождает Планетные сферы, где правит Деметра, Орбиты комет и системы ваяет… Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Дата: Суббота, 2012-03-03, 9:23 PM | Сообщение # 34
Хранитель Ковчега
Группа: Администраторы
Сообщений: 1813
Статус: Offline
Прокл Диадох Гимн VII. К МНОГОМУДРОЙ АФИНЕ
Перевод О.В.Смыки
Внемли, дитя Эгиоха - Зевеса, что в свет появилась От высочайшей цепи, от источника отчего! Внемли! Мощного дочерь отца, многосильная, с мужеским духом, О щитоносица в шлеме златом, Тритогена Паллада!
5 Внемли и гимн мой прими с благосклонным, владычица, сердцем! Слово мое да не будет напрасным, не дай его ветрам! Ты, кто отверзла врата для премудрости, к богу ведущей, Кто укротила гигантов земных богоборное племя, Ты, кто избегла желаний зажженного страстью Гефеста,
10 Пояс девический свой адамантовый ты сохранила. Ты, что смогла уберечь уцелевшее сердце владыки Вакха, на части разъятого силой титанов, и скрыла В глуби эфира его, и родителю после вручила, Дабы по замыслу неизреченному отчему новый
15 В мир снизошел Дионис, порожденный отцом от Семелы. Ты, кто рожденных от страсти всезрящей богини Гекаты Всех укротила, секирой срубая их главы под корень, Ты добродетелей силу благую возвысила в смертных, Жизнь им украсила многоуменьем искусств и ремесел,
20 Силой творящей ума наделила ты души людские! Ты, что Акрополь имеешь по жребию, холм неприступный, Символ твоей принадлежности к высшей цепи, о царица, Землю - пестунью мужей и матерь для книг - возлюбивши, Ты, поборовши святое желанье отцовского брата,
25 Имя свое даровала земле и ум благородный, Вот отчего, как память о споре богов, пребывает Там, у подножья холма, в назиданье потомкам - олива. Ты возрастила ее, когда Посейдонова воля На Кекропидов обрушила вал многошумного моря,
30 Хлынул могучий поток, на пути своем все затопляя. Ты, о богиня, чей лик излучает святое сиянье, Внемли и дай мне, скитальцу, счастливую тихую гавань, О, даруй душе моей благосвященных сказаний, Чистый свет и премудрость, любовь и любовь таковую,
35 Я умоляю, вдохни, дабы силой ее воспарила К отчему дому душа, на Олимп от земного предела. Если же я и подвластен ошибкам, как в жизни бывает, Ведаю сам, что терзают меня прегрешенья, проступки, Все, что не должно свершать, но свершаю, душой неразумный,
40 Смилуйся, кроткая духом, не дай мне, простертому в прахе, Стать для недугов готовой добычей, о смертных спасенье! Я ведь молю об одном - дабы был, о богиня, твоим я! Членам ослабшим даруй нерушимую крепость здоровья, Прочь отгони плотоядных болезней печальное племя,
45 Я умоляю, царица, своей амвросической дланью, О, прекрати непосильные муки страданий ужасных, В море житейском пловцу, пошли мне спокойные ветры, Брак и потомство, известность, богатство, отрады веселий, Гибким умом одари, пошли в испытаниях стойкость.
50 Дар убеждения, шутки друзей, почет у сограждан. Внемли, о, внемли, царица, молю бесконечной мольбою В трудный свой час, да слух преклонишь ты ко мне благосклонно!
АФИНА ПАЛЛАДА
По мнению пеласгов, богиня Афина родилась на берегу озера Тритон в Ливии, где ее нашли и вскормили три ливийские нимфы, носившие козьи шкуры. Будучи девочкой, она нечаянно убила своего товарища по играм Палланта, когда они сошлись в шутливой схватке, вооруженные мечом и щитом. В знак скорби она добавила к своему имени имя Паллада. Когда она, побывав на Крите, появилась в Греции, то сначала выбрала для жительства город Афины, что расположен на беотийской реке Тритон.
Платон отождествлял Афину — покровительницу города Афин, с ливийской богиней Нейт, которая относится к той эпохе, когда отцовство еще не признавалось. Храм Нейт находился d городе Саисе. Единство - Закон Богов
Дата: Четверг, 2013-01-17, 3:09 PM | Сообщение # 35
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18788
Статус: Offline
ОДЫ ПИНДАРА
ПЕРВАЯ ПИФИЙСКАЯ ОДА
Перевод - В. И. Иванов (1866—1949)
1с О кифара золотая! Ты, Аполлона и Муз Фиалкокудрых равный удел! Мере струнной Пляска, начало веселий, внемлет, Вторят лики сладкогласные, Когда, сотрясенная звучно, Ты взгремишь, Хороводных гимнов подъемля запев. 5Копья вечного перуна гасишь ты, И огнемощный орел Никнет сонный, Никнет на Зевсовом скиптре, Быстрых роняя чету Крыльев долу, —
1а Князь пернатых: облак темный Над изогнутой главой Вещим пеньем ты пролила, Облак темный — Сладкий затвор зеницам зорким, И под влажной дремой гнет хребет Ударами струн побежденный… Сам Арей, Буйный в бранях, прочь отметнув копие, Легковейным услаждает сердце сном. Сильны бессмертных пленять Стрелы, их же Глубоколонные Музы С чадом искусным Лето Мещут звонко!
1э Те же, кого не взлюбил Зевс, — Внемля гласу Пиерид, И на земле обуяны страхом, и средь неукротимых пучин; 15 И мятется, чья темница — Тартар тьмы, недруг богов, Стоглавый Тифон, возлелеян некогда Славным вертепом той ли страны киликийской, ныне же Тяготеют Кумы приморской нагорья И Сикелия на косматых оных персях, и небесный Столп его грудь бременит —20Среброверхой Этны устой, Вечной зимы кормилец снежный.
2с Чистыми кипя ключами, Там неприступный огонь Бьет из недр. Днем черный клубит Огневые Реки пожар, а во мраке хляби Пышут бурей яропламенной И скалы, вращая, уносят С грохотом — Испровергнуть в Понта глубокий простор. А подземный Змий Ифестовы ручьи, 25 Грозные, жерлом струит Вверх. И чудо — Въяве предивное видеть! Диво и повести внять Тех, кто зрели:
2а Как под Этны чернолистной Теменем и низиной, На колючем ложе простерт, Опирает Узник об остины хребет язвимый… Дай, Зевс, дай нам быть угодными 30 Тебе, что блюдешь над горой сей, Над челом Плодовитых долов! — ее ж освятил Именем однореченный смежный град Хвальный строитель, — и днесь Этну славит Игрищ Пифийских глашатай, Краснопобедный глася Лавр Иерона —
2эНа колесничном ристаньи! В путь готовым кораблям Радость желанная — ветр попутный: он возврат мореходцам сулит 35 И прибыток. Их по слову про свое станем гадать: Благое начало — благое знаменье: Конскою славой городу слыть, и венцами краситься, И греметь молвой на пирах звонкогласных! Ты же, Ликиец, царь Дилийский, ты, Парнасской Касталии Ключ возлюбивший! Блюди 40 Сие в сердце памятном, Феб! Добрых людей блюди отчизну.
3сОт богов вся доблесть в людях, Все нам дары — от богов; Разум мудрых, крепость борца, Речь витии. Я ж, победителя славя, целю Копья песен медножалые: Всех дальше я мечу их ринуть И за грань Мощным махом, звонкие, не прометнуть!.. 45 Пусть ему в теченьи долгом смертных дней Те ж изобилья дары С тем же счастьем В лоно плывут неоскудно И претерпенных несут Зол забвенье!
3аОн вспомянет войн великих Битвы: как в них устоял, Крепкий духом; как добывал Мышцей божьей Почесть, ее ж ни единый Эллин Не снискал,— стяжанья многого Верховный венец велелепный! — Ныне вновь, Филоктита труд роковой разделив, Ополчился вождь за друга: друга звал Гордый на помощь, смирясь. Так на Лимнос (В былях поется) герои К мучиму язвой стрелку Плыли древле.
3эСына Пианта приводят Полубоги в бранный стан: Он ниспровергнул Приамов город, он Данаев страды повершил, 55 Тело в немощи влачащий: суд то был вечных судеб!.. Да встанет же бог-исправитель в дни его Пред Иеропом в час вожделенный, в годину чаянья!.. Муза! лепо нам пред лицом Диномена Четвероконных мзду восславить: отчий дар ему ль не радость? Муза! покорствуй мне: гимн60Обретем мы Этны царю, Этны царю хвалу по сердцу,
4с Сыну град, свободы граду Дал богозданный устав С правдой Илла царь Иерон! Род Памфила И Ираклидов, Тайгета горцы, По дорийскому обычаю, В Эгимия древнем законе Век прожить Правдой дедов гордые внуки хотят. 65С Пинда стремного сошли сыны побед И одержали Амиклы У предела Тиндара чад белоконных, Чьих искони процвела Копий слава.
4а Зевс-свершитель! прав да будет Голос молвы, что судил Чести отчей равный удел У Амены Струй Этнейских — царям и воям! Будь помощник,— да водитель — муж, 70Наставник властителя-сына, Свой народ Возвеличив, дружный в нем строй водворит! О Кронион! я молюсь, да низойдет В грады пунийские мир, Да утишит Тусков воинские клики Кумской обиды морской Память злая!
4эКак там крушилась их сила Властелином Сиракуз! Он же и цвет их страны в пучину с быстролетных поверг кораблей, 75 И с Эллады угнетенной прочь сорвал рабский ярем! Афинам пою Саламин — и взыскан я Граждан приязнью; в Спарте мне петь Киферон: побоища, Где легли костьми крутолукие Персы. У берегов Имеры светлой Диномена чад могучих Доблести гимн я воздам: 80 Они гимн стяжали в бою, Вражеских воев мощь осилив!
5с Кто хранит в витийстве меру, Кто разумеет вместить В кратком слово многую речь, — Нареканий Меньше тому от людей. Избыток Пресыщает; торопливые Надежды не ждут. Чуждый подвиг, Граждан толк Тайно сердца темную глубь бременит. 85 Лучше зависть все ж, чем жалость! Славен будь! Подвиги множь! Правь народ Прав кормилом! Пред наковальнею чести Выкуй нелживый язык, Ковщик правды!
5а Легкой искрой слово реет; Но из властительных уст Тяжко ляжет! Многих ты благ Управитель: Много свидетелей зрят управу. Щедрый нрав блюди; и, добрую Молву возлюбив, неустанно Расточай, Корабленачальник искусный, ветрам Смей вверять раздутый парус. Не ищи Выгод обманчивых, друг! Наше имя Переживет нас, и слава Об отошедших прейдет В роды смертных.
5эЖизнь их молва перескажет Дееписцам и певцам. Крез человеколюбивый вечно будет памятен сердцу людей; 95 В медяном быке сжигатель, недруг всем — царь Фаларид, И нежные струны под кровлей праздничной Имя его сдружить не хотят с песнопеньем отроков. Друг! удача — первое благо; за нею ж Клада нет краше доброй славы; но кто оба дара вкупе Взял от богов,— улучил Вожделенный жребий земли: Жизни приял венец превысший! http://ancientrome.ru/antlitr/pindar/pindar06.htm#c4
Дата: Понедельник, 2013-04-15, 11:44 AM | Сообщение # 38
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18788
Статус: Offline
11. Пиндар
Константин Рыжов
Прежде, чем говорить о знаменитом беотийском поэте Пиндаре, считавшимся непревзойденным мастером хоровой лирики, следует сказать несколько слов о самом этом жанре, ныне практически исчезнувшем. Древнегреческая лирика имела две разновидности: монодическую и хоровую. И та и другая были пением под музыку; но в монодической лирике пел сам поэт, в одиночку и от собственного лица, а в хоровой лирике пел хор, то ли от лица поэта, то ли от лица самого хора, то ли от лица всех сограждан, выставивших этот хор. Темы монодической лирики были просты и понятны – вино, любовь, вражда, уходящая молодость. Предметом хоровой лирики были славословия богам или знаменитым согражданам, а также размышление о высоком и отвлеченном (например, о смысле жизни и судьбе).
Из сказанного видно, что хоровая лирика, в отличие от монодической, имела подчеркнуто общественное значение. Каждое жертвоприношение, каждое шествие, каждый обряд у греков сопровождались пением и пляской. Но все они имели свои особенности. Песни в честь богов вообще назывались гимнами, специальные в честь Аполлона – пеанами, а те, что прославляли Диониса – дифирамбами. Если гимн пелся во время шествия, он назывался просодием, если он сопровождался пляской, его именовали гипорхемой. Наконец, оды в честь атлетов - победителях на состязаниях – составляли особый раздел хоровой лирики - эпиникии. Исполнение их имело важное значение. Ведь победа гражданина на всеэллинских играх считалась общегражданским торжеством, и песня ему была песней его городу.
По своему строению монодическая и хоровая лирика также заметной отличались друг от друга. Формой монодической лирики были короткие и складные строчки, легкие для восприятия и подражания; формой хоровой лирики – громоздкие периоды, уловить в которых стихотворный ритм оказалось настолько трудно, что в последующие века их читали не как стихи, а как поэтическую прозу. Среди мастеров монодической лирики числилось много известных поэтов (Сапфо, Анакреонт, Архилох и др.). Но хоровая лирика в представлении всех греков связывалась прежде всего с именем Пиндара!
Известно, что будущий поэт родился в 518 г. до Р.Х. в деревне Киноскефалы Фиванской области. Рассказывают, что однажды в детстве Пиндар охотился на Геликоне и от большой усталости заснул, а пока он спал, к устам его прилетели пчелы и сделали там свои соты. От того он обратился к стихотворству. Беотия в ту пору считалась богатой областью, но отсталой в культурном отношении. Местная лирическая школа была очень замкнутая и архаичная, ее поэты пользовались местным диалектом и разрабатывали местные мифы. (Характерно, что среди них были женщины – самой талантливой из них считалась Коринна из Танагры). Однако Пиндар не стал продолжателем местной школы, и даже музыке учился он не в Фивах, а в Афинах. Имя его учителя было то ли Агафокл, то ли Аполлодор. Однажды, отъезжая с хором на чужую сторону, он доверил свое училище подростку Пиндару, и тот так хорошо управлялся, что сделался помощником учителя.
Впрочем, пора ученичества была недолгой. Самый ранний из эпиникиев Пиндара датируется 498 г. до Р.Х. С этого времени начинает расти его всегреческая слава. В 476 г. до Р.Х. тиран Сиракуз Гиерон пригласил Пиндара в Сицилию. Он полагал, что тот станет украшением его двора, и не ошибся – Пиндар написал для тирана несколько эпиникиев, которые на весь греческий мир прославили Гиерона как усмирителя варварства, утвердителя порядка и гармонии. Для самого поэта жизнь в Сиракузах стала важным этапом в его творческой карьере. Здесь, в самом блестящем политическом центре Греции, он окончательно выработал свою манеру и отточил до совершенства свой стиль. По возвращении из Сицилии для Пиндара настала пора громких устойчивых успехов. Заказы идут к нему со всех сторон. Он пишет и для Коринфа, и для Родоса и для Аргоса и для Кирены, но самая прочная связь установилась у Пиндара с олигархической верхушкой Эгины: из 45 его эпиникиев 11 посвящены эгинским атлетам. Писал он и для афинян. Рассказывают, что в 474 г. до Р.Х. афиняне заказали ему дифирамб. Обращаясь в нем к Афинам, Пиндар назвал этот город «оплотом Эллады». Возмущенные фиванцы (вспомним, какие натянутые отношения всегда существовали между ними и афинянами!) наложили на поэта пеню в тысячу драхм, но афиняне сами выплатили за него штраф.
Творческое наследие Пиндара было огромно. Известно, что он написал семнадцать книг, включавшие в себя все жанры хоровой лирики: гимны, пеаны, дифирамбы, просодии, парфении, гипорхемы, энкомии, френы и эпиникии. Однако из всего этого до наших дней дошли только эпиникии – торжественные песни в честь победителей на спортивных состязаниях. Чтобы лучше понять особенности этого жанра, вспомним, что все общеэллинские игры в Древней Греции были не столько спортивным, сколько религиозным празднеством. В понимании греков состязания должны были выявить не того, кто был лучше всех в данном спортивном искусстве, а того, кто лучше всех вообще – того, кто осенен божественной милостью. Спортивная победа была лишь одним из возможных проявлений этой божественной милости. Фантастический почет, который воздавался в Греции олимпийским, пифийским и прочим победителям, стремление городов и партий в любой борьбе иметь их на своей стороне, - все это объяснялось именно тем, что в них чтили не искусных спортсменов, а любимцев богов. Спортивное мастерство оставалось личным достоянием атлета, но милость богов распространялась на его родичей и сограждан.
Как и любое яркое событие этой жизни спортивная победа должна была быть «воспета». Если она не нашло своего поэта, она забывалась и переставала существовать. «Счастье былого – сон, - говорит Пиндар в одной из своих од, - люди беспамятны… ко всему, что не влажено в струи славословий». Также считали его современники и не скупились на расходы, заказывая эпиникии самым модным и известным поэтам. Что ж, они не ошиблись! Ведь все те атлеты, имена которых запечатлелись в стихах Пиндара, именно благодаря этому известны в наше время и будут известны еще многим и многим поколениям.
Когда звезда Пиндара взошла на поэтическом небосклоне, история хоровой лирики насчитывала уже шесть поколений. Жанр этот считался давно сложившимся. В состав эпиникия должны были входить местные и личные элементы, касающиеся победителя, прославление его рода, предков, общины, указание на место и характер состязания, где были одержаны победы. Столь же постоянной частью являлись мифы и наставительные размышления. Однако Пиндар далеко не всегда следовал сложившимся канонам. Античного слушателя, привыкшего к порядку и норме, это поначалу смущало. Но вскоре за Пиндаром закрепилась репутация поэта «высокого стиля», в котором главное достоинство – «мощь», и все остальные качества отступают перед ней. И действительно, стиль Пиндара поражает своей торжественностью и пышностью, богатством изысканных образов и эпитетов. Каждое его слово полновесно. Все второстепенное, неяркое отбрасывается. Для описания доблести своего героя, его рода и города Пиндар не жалеет слов. Для каждого города, делавшего ему заказ, он писал с такой отдачей, словно сам был его гражданином. Ведь он никогда не выделял себя из общей массы греков, считал себя эллином по преимуществу, и лишь потом - беотийцем.
Но патриотический порыв, объединивший греков в их борьбе с персами, быстро прошел. На передний план вновь выходит полисный патриотизм. Начиная с 450-х гг. призывы Пиндара к всэллинскому единству встречали все меньше понимания у современников. Эпоха, в которой расцвело и бурно развилось его творчество, подходила к концу. В 447 г. до Р.Х. Пиндар пишет последнюю из его сохранившихся од, в которой читаются знаменитые слова о роде человеческом: «Однодневки, что – мы? Что не мы? Сон тени – человек». А другая ода той же поры откликается на это: кто и прекрасен и силен, «пусть помнит: он в смертное тело одет, и концом концов будет земля, которая его покроет». Таких мрачных нот в прежнем творчестве Пиндара никогда не бывало! Началось угасание его творческих сил, казавшихся неисчерпаемыми. В 438 г. до Р.Х. через паломников, отправлявшихся в Египет к богу Аммону, Пиндар испросил себе того, что "лучше всего для человека", и после этого в тот же год скончался.
Дата: Пятница, 2013-11-29, 8:48 PM | Сообщение # 39
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18788
Статус: Offline
ОДА ТРИЕДИНОМУ
Прекраснейший, Творитель Первослов, Всевидящее око Триединства! Хвалу прими из земнородных снов Стремящихся к познанию таинства. О, Мир миров, бессмертия цветок, О, счастье наслаждения Игрою, Твоих щедрот мы пьём волшебный сок, Всещедрою подаренный Рукою. Чарующий нектар первооснов, Амритою разлитый среди звёзд, Прими молитвы жаждущих умов В хрустальном Храме Хроносовых гнёзд.
Под сводом хладным противовращенья Вскипают эманации титанов, И калакуты яд предубежденья Сокроет тайну в водах океанов. Гаруда побеждал богов не раз, И змеям отдавал небес амриту, Когда же ритуальный явен час, Великий Индра вознесёт Молитву.
Дата: Воскресенье, 2013-12-01, 5:40 PM | Сообщение # 40
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18788
Статус: Offline
ОДА МИРУ ЛЮБВИ
Проплывают мимо годы, как ладьи иль пароходы, Улетают вдаль столетья, а сумею ли поспеть я? Урожай собрать для хлеба с ароматами в полнеба. Жемчугами долголетья, перламутрами соцветья Наполняют чашу жизни заколдованные мысли... А века текут куда-то, может, к звёздному закату, Или к древнему восходу, прародителю народа? Вспомню Трою и троянцев и сражения спартанцев, Вспомню Русь святую, были, сказки правду говорили: Легендарные событья - суть великие открытья! Нет минутки вне движенья, всюду пульс преображенья, Неизменна лишь скрижаль - галактическая Даль… В ней одной спасенье духа – откровение для слуха И услада для очей – бриллиантами ночей. Босиком по стёклам острым вспоминаний странных вёсен Убегаю от себя я – боль столетий забывая… На краю моей мечты – остаёшься только Ты!
Ты - мгновенье вдохновенья!
Ты - без страха и сомненья, Ты – врачующий сердца откровеньем мудреца!
Ты – морозный день хрустящий, летний ливень говорящий, Ты - безумство и терпенье искромётного мгновенья!
Ты вне времени пространства, тридевятой жизни царство, От Тебя не убежать и Тебя не удержать, Да не скрыться глаз волшебных да истоков сокровенных,
Всё во всём - один ли Ты – Мир в мирах вне суеты… Мир любви непреходящей, безусловностью творящий, Освещающей до донца звёзды, души и оконца.