Дата: Понедельник, 2024-02-05, 12:10 PM | Сообщение # 1
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7857
Статус: Online
Предлагаю желающим исследовать мифы о Золотом руне, возможно, дать иное толкование связанным с этим символом мифов и легенд, а возможно... в будущем мы попробуем создать ковчеговский художественно-литературный Журнал?
Однажды в России был создан журнал с таким названием (направление русский символизм) Николаем Рябушинским.
Ясон и аргонавты
Согласно мифу, легендарный Ясон принял решение завладеть Золотым Руном, находящимся на Колхиде. В этой миссии приняли участие самые мужественные мужчины того времени, в том числе и Геракл, общим количеством 50 человек. Корабль Арго, на котором должно было совершиться это путешествие был назван в честь своего создателя. Судно Арго было построено из деревьев пилийского леса и его создание проводилось под покровительством богини Афины. Управлялось 50-ю парами весел, а на его корме богиня Афина поместила кусочек святоготоворящего дуба, принесенного из Додони. Отчалив из древней гавани Пагасес Йолкоса, Арго проплыяа мимо Лимно и Самофраки, выиграла битву с живыми морскими скалами и, пережив множество приключений, прибыла в царство древней Колхиды.
В Иолке, портовом городе Фессалии, настали шумные дни. Полным ходом шла подготовка к отплытию. Ясон понимал, что такое опасное плавание не под силу обычным морякам, ведь нужно было достичь берегов Колхиды — далекой страны где-то на краю света, куда пока не отваживался плавать никто из греков. А потому разослал он во все концы Греции доверенных людей с поручением отыскивать отважных мужей и просить их принять участие в предстоящей экспедиции в неведомую страну. Самых доблестных героев, прославившихся своими подвигами, Ясон посетил сам. Так что вскоре в Иолке собрался цвет отважнейших мужей со всей Греции.
Славнейшими среди всех были Мелеагр, Тесей и Геракл. Но даже их превзошел своей славой певец Орфей. Сам бог Аполлон явился во сне к Ясону и повелел пригласить Орфея в путешествие в Колхиду. Как же Ясон обрадовался, когда Орфей среди первых откликнулся на его призыв! Ясон встречал всех этих героев, сопровождал по шумному городу и приводил к пристани, где сооружался огромный корабль. Руководил его постройкой знаменитый мастер Арго. Такого судна еще не было в мире: пятидесяти весельный корабль, очень большой, удобный и при этом столь легкий, что гребцы могли нести его на плечах.
Строительству корабля покровительствовала не только Гера, царица богов, но и Афина, богиня ремесел и искусств. Чтобы плавание было счастливым, Афина вделала в корму кусок ствола священного дуба из прорицалища в Додоне. После того как она совершила это чудесное деяние, собрались в городе готовые к отъезду все отважные мореплаватели общим числом более пятидесяти человек. Вскоре был закончен и могучий корабль. Оставалось лишь спустить его на воду. В честь строителя судно назвали «Арго» («Быстрый»), а готовящихся к отплытию на нем моряков — аргонавтами.
Перед выходом аргонавтов в море Пелий устроил роскошный прощальный пир. Не жаль ему было никаких расходов, лишь бы избавиться от опасного Ясона! Так что пили и ели вволю, веселью не было конца. Когда же настал час расставания, Пелий сердечно попрощался с аргонавтами, особенно с Ясоном: «Лишь бы ты вернулся здоровым, лишь бы удался твой поход! Камень падет с моего сердца, если золотое руно будет снова у нас». Поблагодарил Ясон царя, пообещал вернуться по возможности скоро.
Аргонавты покинули дворец и направились к пристани. За ними шли толпы людей. Да и кто бы не хотел видеть, как будет отплывать огромный корабль? Всем хотелось проводить отважных мореплавателей. Кое-кто мысленно уже был в далекой Колхиде. Как испугается царь Ээт, увидев таких героев! С радостью сам отдаст золотое руно! Только бы с моряками не случилось ничего плохого! Все больше и больше людей шло на пристань. Все громче славили они неустрашимых аргонавтов, отправляющихся в опасный путь. Женщины простирали руки к небу и взывали к богам, моля их помочь героям благополучно добраться до Колхиды и счастливо вернуться домой. Вспоминали при этом старую Алкимеду — мать Ясона, жалели ее и причитали: «Каково же тебе, бедная Алкимеда? Наверное, было бы лучше для тебя и твоего больного мужа Эсона, если бы вы не дожили до этой минуты. Как горестно вам отпускать своего любимого сына Ясона в чужую страну! Только увиделись с ним после стольких лет разлуки, и снова расставание. Было бы лучше для вас сойти в могилу, чем вновь переживать разлуку, мучиться от страха за судьбу единственного сына». Так или примерно так говорили женщины, но Ясон не слышал этих разговоров. Выйдя из дворца Пелия, он затерялся в толпе и направился домой проститься с дорогими родителями. Он знал, что успеет догнать товарищей. К тому же без него они не уплывут.
Когда Ясон вошел в дом, старушка мать бросилась ему на грудь и горестно заплакала. Отец лежал на постели. Преклонный возраст и печаль из-за предстоящей разлуки отняли у него последние силы. Не выпуская мать из объятий, Ясон подвел ее к постели, чтобы быть возле отца, старался как мог утешить родителей. Желая остаться с ними наедине в последние минуты, Ясон велел слугам взять его оружие и идти вперед. До чего же горестно расставаться с самыми близкими людьми!
Алкимеда обнимала Ясона, рыдала как девушка-сирота, которую обижают чужие люди. Так жалостно, так трогательно причитала она и сквозь рыдания сетовала на свою судьбу: «Ах, несчастная я! Какая беда постигла меня! Почему смерть не взяла меня и мужа в тот миг, когда Пелии приказал тебе отправиться в это опасное путешествие! Не должна была я дожить до этой минуты! Сколько раз я молила богов дать мне силы дождаться твоего возвращения от Хирона, чтобы ты потом мог похоронить меня. Одно только это желание берегла я в своем сердце, сын мой. Ты всегда был для меня единственной надеждой и гордостью, всем миром, ибо нет других детей у меня. Как мне жить без тебя? Пока ты находился у Хирона, самого мудрого и самого справедливого из кентавров, я ничего не боялась, ты был в хороших руках! А теперь? Бескрайнее море — это не пещера Хирона! Ах, какая я несчастная, какая злая у меня судьба! И во сне мне не могло прийти в голову, что Фрикс причинит такое горе».
Ясон гладил и целовал плачущую мать, утешал, насколько это было в его силах. И наконец сказал ей нежно: «Дорогая мама, зачем ты увеличиваешь мою печаль? Ведь я и без того покидаю тебя с тяжелым сердцем! Если судьбой мне уготовано что-то плохое, это все равно случится, даже если ты все слезы выплачешь. Коли судьба против меня, то беда случится, если даже я никуда не поплыву, останусь дома. От судьбы не уйдешь. Вспомни, ты сама говорила мне, что различные страдания и муки посылают людям бессмертные боги и потому мы должны принимать их покорно и терпеть. Не плачь, даже если на душе у тебя сейчас очень тяжело. Думай о том, что нас охраняет сама Афина, что пророчество оракула Аполлона благоприятно для нас. А если ты вспомнишь, какие герои едут со мной, то и вовсе перестанешь бояться. Я поплыву на корабле, где собрались лучшие, доблестные мужи всей Греции, так что ты должна от радости за меня танцевать, а не плакать. Но мне пора расставаться с вами, друзья уже, верно, ждут меня. Ты остаешься не одна, вокруг тебя другие женщины. Ухаживай за больным отцом и перестань плакать, не то накличешь какую-нибудь беду. Ты же знаешь, что плач при жертвоприношениях и в торжественные моменты не приносит ничего хорошего. Так что оставайтесь в добром здравии, дорогая матушка, и ты, мой милый отец. Постарайся к моему возвращению снова стать бодрым и здоровым!»
Он крепко поцеловал стариков и быстро ушел, чтобы они не успели заметить слезы, которые он уже не мог сдерживать. Но пока Ясон дошел до пристани, от слез не осталось и следа. Слезы не украшают героев, разве что слезы радости.
Ясон удивился, увидев, что народ все идет и идет в направлении пристани. Казалось, сюда пришла вся Фессалия! А еще больше удивился тому, что его узнают и с ликованием приветствуют. Старая жрица, служительница храма Артемиды, протиснулась сквозь толпу к Ясону и поцеловала ему руку. Но сказать ничего не смогла, не успела вымолвить даже слово, ибо людской поток захватил и повлек их. Хорошо еще, что жрица сумела выбраться из толчеи, ибо из-за преклонного возраста ей было трудно двигаться вместе с толпой молодых восторженных зрителей. Только издали смогла она со слезами на глазах пожелать Ясону удачно свершить намеченное и вернуться здоровым. Ясон прошел через город и приблизился к пристани. Уже издали он увидел своих товарищей. Они собрались у корабля и ждали его, чтобы поприветствовать. Завидев Ясона, аргонавты двинулись ему навстречу и с почетом проводили к пристани. Последними подошли к кораблю его строитель Арго и сын Пелия Акает. Их обоих нарочно задержал царь. У Ясона уже не было времени обстоятельно побеседовать с ними. Настал час торжественных проводов аргонавтов. Сколько же собралось народу! Гавань заполнилась людьми до предела. Многие хотели пробраться поближе к героям, обменяться с ними парой слов, попрощаться за руку, пожелать счастливого возвращения. Ведь на «Арго» собрались знаменитейшие греки, чьи имена произносились с благоговением, а слава разлеталась по всему миру.
Паруса еще были свернуты, мачта наклонена. Моряки заняли свои места и смотрели на Ясона. Это был их последний совет на родной земле. Они ждали, что им скажет Ясон. После этого они надолго покинут порт и страну.
С улыбкой, приветливо обратился Ясон к морякам: «Дорогие друзья, наш корабль оснащен всем необходимым и готов к выходу в море. Все в полном порядке. Так что не будем откладывать отплытия, и попутного нам ветра! Но прежде чем поднимем паруса, мы должны выбрать одного из нас предводителем предстоящего трудного плавания. Цель у всех нас одна: вместе доплыть до Колхиды и вместе вернуться домой с золотым руном. Но нам нужен предводитель, который бы всем управлял, вел переговоры в чужих землях, а при необходимости командовал нами во время военных стычек. Ведь наверняка найдется немало желающих помешать нам! Так что давайте выберем предводителем того, кого сами пожелаем».
Сказав это, он сел. Присутствующие сразу же обратили свои взоры на Геракла. Их должен вести именно он, самый сильный и самый прославленный из всех героев, он и никто другой. Его имя вырвалось из всех уст. «Геракл! Геракл!» — разнеслось над морем и сушей. Каково же было изумление всех, когда Геракл, гигант из гигантов, поднял руку, встал и сказал: «Спасибо вам, друзья, за доверие. Не сердитесь на меня, но я не берусь руководить вами. Считаю, что нашим предводителем не может быть никто, кроме Ясона. Он собрал нас здесь со всех концов Греции, пусть он и ведет нас, а мы будем с радостью подчиняться ему».
После этих слов поднялась новая волна восторга. Все закричали: «Ясон! Ясон!» Когда наконец крики утихли, молодой Ясон встал. Красивый как бог, он не скрывал радости от того, что друзья хотят видеть его своим предводителем. Обращаясь к героям, Ясон сказал: «Спасибо, друзья, за большую честь, которую вы оказали мне! Принимаю ваш выбор. У меня одно лишь желание — поскорее начать наше плавание. Но перед этим должны мы принести жертвы богам, и в первую очередь Аполлону, а также устроить веселый прощальный пир. Я прикажу привести самых тучных быков из принадлежащих мне стад. Пока будут готовить все, что нужно для жертвоприношения, мы спустим корабль на море. Сложим в него наше снаряжение и запасы. Бросим жребий, чтобы определить, кому за какими веслами сидеть, затем воздвигнем на берегу алтарь в честь Аполлона, хранителя отплывающих кораблей. Если мы заручимся его расположением, то могущественный бог своевременно предупредит нас об опасности, будет оберегать в трудном плавании. Жертву Аполлону следует принести раньше, чем начнем служить царю Пелию. А служба ему начнется с нашим отплытием!»
Так закончил свою речь только что избранный предводитель похода и направился к кораблю... далее...
И ещё напутствие
Можно для начала собрать стихи и сказки на тему, можно написать новые и подобрать картины известных и новых авторов.
Дата: Понедельник, 2024-02-05, 12:20 PM | Сообщение # 2
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18907
Статус: Offline
«Золото́е руно́» (La Toison d'or) — ежемесячный художественный и литературно-критический журнал, выходивший в Москве в 1906—1909 годах. Редакция и контора располагались на Новинском бульваре. Всего вышло 34 номера журнала. Название восходит к петербургскому символистскому кружку «Аргонавты».
От биосферы в ноосферу, От власти денег в свет ума, Да с мифом Золота руна* Найдём гармонию и меру! Так ноосферная наука России в новый свет ведёт, И сказкой дарит миру мёд, Премудрой мысли меткость лука…
*…В их стране, как передают, горные потоки приносят золото, и варвары ловят его решетами и косматыми шкурами. Отсюда, говорят, и возник миф о золотом руне. — Страбон. География. Книга XI, II, 19
***
Аргонавты — кружок молодых символистов, состоявший из студентов философского, исторического, физикоматематического и других факультетов Московского университета.
1 Золотея, эфир просветится и в восторге сгорит. А над морем садится ускользающий, солнечный щит. И на море от солнца золотые дрожат языки. Всюду отблеск червонца среди всплесков тоски. Встали груди утесов средь трепещущей, солнечной ткани. Солнце село. Рыданий полон крик альбатросов: «Дети солнца, вновь холод бесстрастья! Закатилось оно — золотое, старинное счастье — золотое руно!» Нет сиянья червонца. Меркнут светочи дня. Но везде вместо солнца ослепительный пурпур огня.
2
Пожаром склон неба объят… И вот аргонавты нам в рог отлетаний трубят… Внимайте, внимайте… Довольно страданий! Броню надевайте из солнечной ткани! Зовет за собою старик аргонавт, взывает трубой золотою: «За солнцем, за солнцем, свободу любя, умчимся в эфир голубой!..» Старик аргонавт призывает на солнечный пир, трубя в золотеющий мир. Всё небо в рубинах. Шар солнца почил. Всё небо в рубинах над нами. На горных вершинах наш Арго, наш Арго, готовясь лететь, золотыми крылами забил. Земля отлетает… Вино мировое пылает пожаром опять: то огненным шаром блистать выплывает руно золотое, искрясь. И, блеском объятый, светило дневное, что факелом вновь зажжено, несясь, настигает наш Арго крылатый. Опять настигает свое золотое руно…
Золотое руноЛариса Кравц Пусть Колхида-страна далека и туманна, Её берег найди, как отважный Ясон. Одолев трудный путь, что прошли аргонавты, Убедишься, - всё это не миф и не сон.
Навсегда разорви цепь порочного круга И бесстрашно умчись вдаль на быстром "Арго", Раздобудь этот символ величия духа, Героических битв - Золотое руно.
Полечу в небеса чайкой я белокрылой. Там в молочную пену нырну облаков. Мореплаватель мой, благородный и сильный, Подскажу, как найти Золотое руно.
Буду страстной Медеей в твоих приключеньях, Трёхголовый не станет помехой дракон. Наконец, груз мучительный сбросив сомнений, Все препятствия преодолеем, Ясон.
Мы отыщем мечту на просторах бескрайних, Чем-то терпко-горчащим наполним сердца. Золотое руно нам укажет путь тайный К свету вечной любви, что горит без конца.
Золотое руно – символ благополучья. Отыскав, мы его не должны потерять. Сколько лет, сколько зим ждали радостный случай, - С очищеньем души обрести благодать.
Золотое руно – яркий луч озаренья!.. (Воздух древней Эллады по-прежнему свеж.) Золотое руно наших лучших стремлений, Самых искренних чувств, самых светлых надежд!
...............................................
Золотое руно истолковывается как символ высших ценностей. Поскольку овца является олицетворением невинности, а золото трактуется как образ высшей духовности, поход аргонавтов за золотым руном понимается как обретение величия духа посредством очищения души. Орден Золотого руна, учрежденный в 1278 году, является знаком высшего геройства и благородства.
…Всю ночь бежал по волнам моря быстрый «Арго». Лишь утром аргонавты к берегу пристали. Но ...б Е б р и к и?… – враждебно вспыхивали взгляды!.. Царь бебриков, АмИк, ВифИнией* всей правил. Амик гордился – очень – исполинской силой, – и всех приезжих принуждал с собою биться. Не одного, шутя, безжалостно убил он, – и этим царь Амик несказанно гордился. Насмешками и злом Амик героев встретил, назвал «бродягами» великих он героев. И ни один ему – словесно – не ответил, но каждый! смело был готов в кулачном бое померяться с ним насмерть силой: здесь, сейчас же! Разгневались герои, засверкали взгляды! И сжались кулаки: в бой этот рвётся каждый! – однако… выйти одному лишь только надо. И вышел биться на прибрежную поляну сын Зевса Полидевк, один из Диоскуров. Он был спокоен, сдержан и держался прямо: глядел в глаза Амику мужественным взором. Амик был телом волосат и неприятен. Смеясь, он мрачным взглядом смерил Полидевка: «Кулак мой верный – смерть несёт тебе, приятель! Ну-у!.. до чего же ты красив! Хорош, как девка!..» Кулачные ремни*, смеясь, на землю бросив, он Полидевку выбор дал, и с превосходством, – Амик был явно тяжелей и выше ростом, – стоял… – на подданных поглядывая косо. Ближайшие ремни с земли тотчас поднявши, герой уверенно их намотал на руку. И вот уже сошлись они в бою кулачном: в бою смертельном и жестоком не на шутку. Как бык взбесившийся ревя, Амик бросался, – и на лице застыла страшная гримаса, – но… каждый раз вполне успешно отражался его удар, крепчавший в злобе раз от раза. Вот – с новой силой! – он занёс кулак громадный!.. Но – Полидевк молниеносно уклонился и преподнёс урок: урок для всех наглядный: нанёс такой удар, что… череп раздробился! И тяжело – без слов! – Амик на землю рухнул… Победным кликом отозвались аргонавты: «Как точно, крепко с правой врезал он по уху!.. Не посрамил герой честь Греции и Спарты!..» И, видя неподвижного царя Амика, два бебрика тотчас рванулись к Полидевку!.. И – завязался бой: в руках сверкали копья, и из груди у бебриков – торчали древком… Мечом сверкающим их Кастор насмерть рубит; секирой метко бьёт врага рука Анкея!.. И мёртвых бебриков – вокруг героев – ...груды!..
...И зазвучала песнь победная Орфея!..
…Была добыча победителей – богатой. И на кострах сжигались жертвы громовержцу...
И пир гремел во славу мощи Полидевка, и славили герои подвиг сына Зевса.
СЛОВАРЬ:
*ВифИния – область на восточном берегу Мраморного моря и пролива Босфор.
*РемнИ кулАчные – Во время кулачного боя греки обматывали руки до локтя ремнями, на которых часто прикреплялись медные выпуклые бляхи. Удар вследствие этого мог быть смертельным.
Кавказский берег дни и ночи Эвксинский Понт волной ласкал, Чертоги царствия в покое надёжно Фасис охранял. В огне предутренней зарницы Бог лучезарный Гелиос В своей крылатой колеснице им из-за моря солнце вёз.
Под солнцем ярким золотился царя колхидского дворец, Колоны белые сверкали, возвёл дворец Гефест кузнец. В те времена Колхидой правил Сын Гелиоса – царь Ээт, В миру он был известен силой, в коварстве равных ему нет.
Дерзил порядком на престоле в том номе** грозный властелин – Казалось, всё прекрасно в доме, преград для счастья нет. Один Явился странник горемычный, несчастный с виду, но с умом – Судьбы затерянный избранник на овне благостном верхом.
В чертог могучего Ээта беглец с Беотии приплыл, Гонимый сын Нефелы-тучи многострадальным сыном слыл. Пришёлся юноша по нраву в тот час суровому царю, Тот воспитал его на славу – стал зятем Фрикс государю.
Златого овна с Охромена Ээту юный Фрикс отдал – Настала в жизни перемена, он Халкиопы*** мужем стал. С тех пор в Аресовой долине его волшебное руно Повисло счастьем на чужбине, стерёг дракон его давно.
Что делать, коль судьба решает! Фрикс покидает бренный мир, Ээту счастье выпадает – родился сын его Апсирт, Давало счастье его дому руно златое с давних пор – Но вдруг к царю подобно грому приплыл Ясон с далёких гор.
Со всех концов родной Эллады герои плыли на Восток, И по морям через преграды в Колхидский прибыли чертог. Ясон, взяв в руки ветку мира, Ээту в замок передал, Близ трона он во время пира Медею – дочку увидал.
Их встретил царь, на троне сидя, велел забить для них быка: «Зачем пожаловали в гости? И цель насколько высока?» Ему Ясон ответил прямо: «За золотым пришли руном, Его отдашь нам добровольно, поможем мы в борьбе с врагом.
Отдай его, нет больше права владеть магическим руном, Тебе пришлись мы не по нраву, о том богам судить дано» Ответил царь: «Вспаши-ка поле, дракона зубы посади, Как станут воинами всходы, сразись с солдатами один»
Казалось. Кто им тут поможет, жестокий у Ээта нрав, Один Эрот помочь им сможет, на то имея много прав. Гекаты грозной и могучей, Медея жрицею была – Летела к ней грознее тучи Эрота острая стрела.
Перед Эротом все бессильны, стрела не ведает преград, Что даже Зевс любвеобильный от той стрелы бывал не рад. Идёт Медея тёмной ночью, Гекаты храм её хранит, И на неё, на дочь печали, Селена светлая глядит.
Но трёх Богинь**** исполнив волю, забыла Дева обо всём, И талисман, вручив герою, взяла обет с него потом: «Меня возьмёшь своей женою, дай клятву мне у алтаря, Обручены теперь судьбою, огнём полуночным горя».
Вот отшагал Ясон за плугом на медных огненных быках, Дракона зубы – в каждом воин! Ясон от них оставил прах. Медея в сон ввела дракона, руно златое унесла – Корабль их вышел в Понт Эвксинский, Ясон у главного весла.
Лишившись разом двух сокровищ, душа отмщением кипит – Сбежала дочь его с врагами, руно златое злом горит. Ээт, взбешённый, на рассвете за ними вслед погоню шлёт, Покинув Понт Эвксинский, «Арго» по Истру***** бурному плывёт,
Погоня «Арго» догоняет, там во главе стоит Апсирт, Не знал он, что сестра обманет, его надеждой обольстив. В храм Артемиды тёмной ночью Медея брата позвала, Пошёл Апсирт, сестре поверив, но в храме смерть его ждала.
Затем по Истру аргонавты к морским поплыли берегам, Адриатическое море большой волной встречало там: На море буря, волны хлещут и бьют валы по якорям – Священный дуб с кормы вещал им грести к Тиренским берегам.
Через Идан и по Родану их судно волны понесли, К Ээю дружно аргонавты устав от бед с трудом гребли. Гневилась Кирка, предрекала: «Родною кровью обагрив, Ясона меч ты осквернила, заветы предков позабыв.
Я очищаю ваши руки, но тяжела твоя судьба, Тебя в беде покинут люди, которым жизни ты спасла». Между Харибтою и Сциллой, сирен коварных островов, Меж скал по узкому проливу вела их Гера рукавом.
У феакийцев погостили, а уж потом в законный брак Ясон с Медеею вступили, не разлучить их просто так. Попав в Ливийскую пустыню, изнемогая от жары, Двенадцать дней «Арго» несли все до Гесперидовой горы.
Добрались к шумным водопадам, «Арго» по озеру поплыл, И грот тенистый в горных скалах гребцов измученных укрыл. Набрав воды в ключе Геракла – готовы к дальним берегам Отбыть, треножник от Орфея преподнести как дар богам.
С бараном жирным напоследок, и с ним защиту обрели! Красивый юноша на счастье пообещал комок земли. Трезубец важно над волною Тритон могучий приподнял, Узрев сигнал сей, слышно было по сторонам движенье скал.
Вдоль вод озёр, за водопады он аргонавтов проводил, Златой Треножник на прощанье озёрам светлым подарил. И в тот же час из вод озёрных Тритон героев увидал, Комок земли вручил Эвфему и выход в море указал.
Минуя Крит, Эвфем подарок Тритона в море уронил, А остров, названный «Каллиста», его потомок заселил. На море буря разыгралась, но стреловержец Аполлон, Стрелой горящей озаряя, унял волненья перезвон.
Чуть переждали на Анафе, пока на море шторм чудил, Поплыли дальше, ветер в спину, в гребцах надежду пробудил. К Иолку весело добрались, добычу Пелию вручив, Но… обманул их царь коварный, надежды вдребезги разбив.
Рукою мстительной Медеи покинул Пелий бренный мир, Но не к Ясону бремя власти, а сын Адраст отца сменил, Сбылись на Родине героя Богини вещие слова, С Иолка их изгнали вскоре, в Коринф ушли, судьба права.
Сказал Креон, коль хочешь скоро царём в моём Коринфе стать, Для дочки мужем, мне опорой, тогда смогу я скипетр дать. Для нас твоя жена рабыня из рода варваров чужих, И полуварвары Коринфу сыны её в глазах моих.
Медея, где твоя удача? Где бродят спутники, друзья? И хуже смерти в жизни бренной ждут вероломные мужья. Из глаз Медеи на закате сбежала горькая слеза, Отца проклятье совершилось, коварна терпкая стезя…
«Забыл изменник, как в Колхиде ты клялся мне у алтаря? Клянусь и я теперь богами, ужасной будет месть моя. О Гелиос, мой дед всесильный, отмсти Ясону, помоги, Я ненавижу их, не скрою, кругом меня одни враги.
Зевесу чувством не ответив, хранила верность для тебя, Теперь на этом белом свете отмщу злодеям за себя! О помоги же мне, Геката, клятвопреступнику отмстить Сама во всём я виновата, не стану голову клонить.
Ему коринфская корона затмила жадные глаза, Пусть насладится властью, троном. Но потечёт из глаз слеза… Не вам, сизифовы потомки, Ээта дочку унижать – Узнайте подлые обломки, как с Гелиосом воевать!»
Тиару с вышивкой златою ей подарил дед Гелиос… Обрызгнув зельем покрывало, подарок Главке на поднос. Она отправила с прислугой, сама стояла вдалеке, Как изваяние стояла с цветком Адониса в руке.
Царевна царственный подарок одела – горький корень зла!.. Тиара вспыхнула пожаром, и с ней Креон сгорел дотла. Какое зло!.. О!.. Боже правый! Она стояла, глядя в сад – Убиты дети от Ясона, срезает прядь волос Танат.
Медеи месть свершилась скоро, в усладе мысли теребя, Взглянув презренно на Ясона: «Я отомстила за себя». Драконов огненных в упряжке от Гелиоса дождалась, Вскочив на деда колесницу, она в Афины унеслась.
Ясон стоял как лист поникший, горела заживо душа. Как будто было счастье в жизни, душа пылала, всё круша. Бродил он тенью по Коринфу, Таната в горе призывал, Корабль его могучий «Арго» былые дни напоминал.
Стоял в порту корабль прогнивший, со стоном сел он на скамью, Но рухнул в воду старый «Арго», под ним нашёл он смерть свою.
*Фасис – река в Колхиде **Ном – район, область ***Халкиопа – старшая дочь Ээта ****Три богини – Гера, Афина, Афродита *****Истр – река Дунай
Сообщение отредактировал bragi - Вторник, 2024-02-06, 2:57 PM
У Форкиса и Кето родился Ладон-сын, На стороне Атланта сражался в десять сил. На этот раз Титанов в закат скатился бой, И был Атлант наказан, с ним Ладон молодой.
Атланту наказание – держать весь небосвод, И стать титану Ладону драконом у ворот! Змеиным стало тело, на теле сто голов, Которые знавали сто разных языков.
На свадьбу Гере Гея* подарок поднесла, Ей саженец волшебный из недр своих дала. Росли на нём обильно румяные плоды… А Гера их отправила в далёкие сады.
На бреге океана, что на краю Земли, Где День сходился с Ночью, владенья пролегли. Меж Севером и Югом, как чудный диамант, Был сад, в котором жили Геспера и Атлант.
Взвалил Атлант в округе на плечи сферу всю, И дочки-геспериды работали вовсю – Хранили сад свой бережно от скверны и огня, А Ладон их чертоги в округе охранял.
Но вот года минули, и прибыл в их чертог Геракл, пройдя пустыни, найти сады их смог. В одном преданье сказано: он Ладана убил – Одной стрелой чудовище огромное сразил!
А позже аргонавты, когда сквозь пустошь шли, Взвалив на плечи Арго, и девять дней несли, Увидели, как Ладон распластанный лежал, Конец хвоста змеиного его ещё дрожал.
Увидели рыдающих над телом гесперид, Заламывавших руки от горя и обид… За службу Гера Ладона взяла на небеса – Созвездья тело гибкое бросается в глаза!..
Как он при жизни дерево всем телом обвивал, Так он звёзду Полярную созвездием обнял. А там, где капли падали его густой крови, По воле Геи-Матери взошли ростки любви.
И выросли красавицы – драцен живой отряд, Их соки тёмно-красные здоровье укрепят. Кустарник же драконовый любой украсит сад, Он на балконе вырастет, как лук иль виноград!..
*Гея - Богиня Земли
Сообщение отредактировал bragi - Вторник, 2024-02-06, 3:01 PM
Песню жизни напой мне, моя сладкозвучная лира, Звуком песни поведай, что было под куполом старого мира, Пусть все боги событие это считают ничтожным и тайным, Но, однако, под небом лазурным ничто не бывает случайным.
Близ живительной речки гуляла в лугах Мельпомена, Собирая цветы, напевала, что скоро грядёт перемена. Бросил взгляд Бог реки Ахелой из-за камня реки говорливой, И обвёл её взглядом горящим, в манере игры шаловливой.
А прозрачным эфиром в тот час бог Эрот, пролетая, Бросил взгляд озорной – сердце девы пронзила стрела золотая. Испугалась и вскрикнула нимфа, внезапно увидев героя – И как лист на ветру задрожала в объятьях царя Ахелоя.
В Этолийских равнинах, итак, это действо случилось, Когда в бога реки, не на шутку, сама Мельпомена влюбилась. Но как в сердце вселилась мечта, её душу объяла тревога – Проходил день за днём чередой, но ушёл Бог своею дорогой.
Зачала Мельпомена дитя и в угодные сроки она разродилась – Только вышло по воле Судьбы Мельпомене коварная милость. Родились у неё посему похотливой любви чуды-юды, Так раскрылось коварство любви и насмешки – Эрота причуды.
Не подвластны любви пуританские путы терпенья, Не подвласна и совесть счастливца колючей игле угрызенья, Не нужны аргументы словам, чистых помыслов, добрым и мудрым, Ослепляет подложное счастье, и чудище станет не чуждым.
Тайну дел не сокрыть чёрной тенью обета прощаний, Коль избранник коварной любви распыляет поток обещаний… В мире бренном не счесть, не узнать, сколь случилось жестоких трагедий, Мир закрыт, как щеколда в дверях расторопных соседей.
А тем временем в час, когда действо любви их на бреге свершилось, Убежал Ахелой, так пожить им вдвоём не случилось! Мельпомена осталась в печали одна на откосе песчаном, Долго слышались всхлипы стенаний, рыдание Музы печальной.
В буйстве страстных объятий свершилось соитие плоти, Без небесной любви три девицы родились, семью озаботив. Голос дивный от матери-Музы, а сердце – отца необузданной страсти, Не приемлет обиды природа, как дел похотливой напасти.
Не любили детей мать с отцом, дочерей неприглядных, Нет у дочек желанья простого, очаг завести благодатный. Звуки песен и смех из покоев – насмешка мелодий беспечных… Смотрит бедная мать грустным взглядом на дочек своих бессердечных.
Скучно жить на Парнасе под взглядом Селены премудрой, И отвергли любовь Афродиты они, дар богини любви златокудрой. Не простила Богиня девицам их слов возмутительно-дерзких, Взмахом рук в полу-птиц, полу-дев обратила обидчиков резко.
Как-то в пасмурный день они в небо с Парнаса взлетели, Пролетели под крыльями туч за моря безоглядно, без цели, На пути у них остров гористый лежал, с шумом волны его омывали, И остались они среди скал – три сирены на острове скорбной печали.
Дать решеньям добро поутру, как обычно природа стремится – Скальный остров с тех пасмурных пор стал пристанищем трём полуптицам. Приманив к себе пением сладким, рвали жертву на части когтями – И стоял сотни лет треугольный вампир* с опалёнными солнцем костями.
Зазывала на гибель Харибда вдоль пролива корабль проходящий, Забирали гребцов на погибель ложной ласкою, душу томящей. И не знали плывущие в Трою, что случалось в тех водах проклятых, Исчезали, как летом туманы, хоть и не было войн виноватых.
На кифаре играла и пела дочерь томная Парфионопа, Аглаофа на флейте манила, не довлели ни радость, ни злоба, Телксиепии голос хмельной опьянял безмятежным блаженством. Нет идиллии в мире страшней трёхголосицы в образе женском!..
Кто услышал сквозь бури разбой этой томной идиллии звуки, Отдавали в истоме тела, добровольно в когтистые руки. Пировали сирены, и жертвы запивали горячим бальзамом – Не считалась охота сирен в годы те негодующим срамом.
Случай был – когда греков триера по месту тому проплывала, Сладость песен сирен их безудержным ветром на смерть зазывала. С ними юный Орфей, мощным голосом звуков стенанья Голосил под кифару свою, чтоб не знала команда терзанья.
Те за вёсла взялись, скрип в ночи полустёртых уключин, Пел Орфей, и не страшно гребцам прохожденье средь скал и излучин. В их числе оказался гребец, кто услышал сирен отголосок – В море бросился он и доплыл, поднимаясь по склону утёса.
Воин юный по имени Бут устремился на зов их приветный, Но Богиня любви оказалась вблизи и схватила рукой незаметно. Так спасла простака Афродита в тот раз, поселила его в Лилибее, А сирены с тех пор не остались в долгу, став коварнее чуть и хитрее
Вот и снова идёт в их владения флот, впереди всех триера большая, Птичьи стаи кружили над нею, крича, трём сиренам улов обещая – На триере из Трои поплыл Одиссей, многоопытный муж хитроумный, Воском уши залил он гребцам, стал проход для команды бесшумным.
Голосистых сирен он услышать хотел сладкозвучное пенье И велел привязать себя к мачте большой быстроходной триеры для бденья: «Если ж буду просить, моих мук не смотреть! Всех прошу: Не терзайтесь! Только к мачте дубовой покрепче меня привязать постарайтесь»
Благолицые девы-сирены гребцов как всегда ублажали Дивным голосом страсти небесной, словами любви вопрошали: «Знаем точно, по воле богов вы сражались под Троей могучей – К нам плыви Одиссей из Итаки благой, вам сегодня представился случай».
Рвался к ним Одиссей, рвал ремни, и кричал, девы-горлицы сладостно пели, Но глухие гребцы пожелали уйти – видя чудо, совсем оробели. А покинув проток, оглянулись назад – колдовские заклятья свершились! Три сирены кровавые в скользкий утёс, близ Харибды в тот миг обратились.
* Остров сирен имел треугольную форму
Сообщение отредактировал bragi - Вторник, 2024-02-06, 3:10 PM
У царя Беотии Афаманта супруга была невиданной красоты. К тому же она была очень умна и образована, носила имя Нефела (богиня облаков). Семья жила счастливо и растила детишек: девочку Геллу и мальчика Фрикса. К сожалению, народ Беотии невзлюбил Нефелу. Мужу пришлось расстаться с женой. От слез о разрушенной семье и разлуки с детьми Нефела превратилась в облако и стала путешествовать по небу, наблюдая сверху за своей семьей. Так начинается миф «Золотое руно» — один из самых знаменитых в мире.
Новая жена царя
Правителю пришлось снова жениться, ибо он не имел права оставаться холостяком. В жены он взял красивую, но расчетливую царевну Ино. Новая супруга не любила детей от первого брака и решила сжить их со свету. Первой попыткой было отправить детей на горное пастбище. Дорога туда была очень опасной, но дети вернулись невредимы. Это еще больше разозлило женщину.
Она стала потихоньку убеждать супруга, что боги хотят, чтобы он принес Геллу и Фрикса в жертву, иначе всей стране грозит голод. Для того чтобы убедить мужа в своей правоте, она заставила служанок поджарить семена, которые были запасены для всходов. Естественно, после такой обработки на поле не появилось ни одного колоска. Царь сильно опечалился от этого. Страна стояла на пороге бедствия, Афамант решил узнать судьбу у оракула Дельфы и отправил к нему гонцов. И тут Ино все предусмотрела, она перехватила людей и подкупила их дарами и золотом. Им было велено сказать ее супругу, что он должен принести в жертву Геллу и Фрикса, таким образом он отвернет беду от своего народа. Афамант не знал места от горя, но все же решился на страшный шаг ради населения страны.
В это время ничего не подозревавшие дети забавлялись на пастбище с овцами. Тут они увидели среди других животных барана со сверкающей шерстью. Согласно мифам Греции, золотое руно — это драгоценная шкура животного. Они подошли к нему и услышали: " Дети, меня к вам отправила ваша матушка. Вы в опасности, я должен спасти вас от Ино, отправив в другую страну, где вам будет хорошо. Усаживайтесь мне спину. Фрикс будет крепко держаться за рога, а Гелла — за спину брата. Только вниз смотреть нельзя, иначе будет сильное головокружение".
Гибель Геллы
Баран понес детей под самые облака. Что же было дальше в мифе «Золотое руно»? Они неслись по небу на север, и тут случилось горе… Маленькая девочка очень устала держаться руками за брата и отпустила их. Полетела дочь Нефелы прямо в волны бушующего моря. Спасти малышку не удалось. Долго оплакивала богиня свое дитя. Сейчас это место называется пролив Дарданеллы, а ранее, благодаря мифу о золотом руне, пролив величали Геллеспонт — море Геллы.
Мальчика животное принесло в далекую северную Колхиду, где его уже ждал царь Ээт. Он растил мальчика как родного, баловал его и дал ему прекрасное образование. Когда Фрикс возмужал, он отдал ему в жены свою любимую дочь Халкиопу. Жили супруги душу в душу, и у них родилось четверо мальчишек.
Овна же, так звали необычного барана, Ээт принес в жертву Зевсу. А шкуру он разместил на старом дубе. Отсюда и пошло название мифа - «Золотое руно». Предсказатели предупредили царя, что его царствованию ничего не грозит, пока эта шерсть находится на дереве. Ээт приказал приставить к нему дракона, который никогда не спал.
В то же время Ино родила Афоманту еще детей. Позже они создали в Фесалии порт под названием Иолк. В этой местности правил внук царя Беотии. Имя его было Эсон. Его сводный брат Пелий устроил переворот и свергнул родственника. У Эсона был сын Ясон, который являлся также наследником, и ему грозила опасность. Опасаясь, что мальчика могут убить, отец спрятал его в горах, где его охранял мудрый кентавр Хирон. У каждого современного человека имя Ясон ассоциируется с мифом о золотом руне.
Прожил ребенок у кентавра долгих 20 лет. Хирон учил его наукам, вырастил сильным и крепким. Ясон владел основами врачевания и преуспевал в военном искусстве.
Вождь аргонавтов - Ясон
Когда парню исполнилось 20 лет, он решил вернуть власть отца в свои руки. Он обратился к Пелию с требованием вернуть ему престол отца. Тот якобы согласился, но решил хитростью погубить парня. Он поведал ему о золотом руне, которое приносило удачу и блага потомкам Афаманта. По коварному замыслу Пелия Ясон должен был погибнуть в этой экспедиции.Ясон начал собирать команду. Среди его верных друзей были:
Геракл;
Тесей;
Кастор;
Полидевк;
Орфей и другие.
Судно, которое приказано было для них построить, назвали «Арго». Отсюда и пошло выражение «аргонавты». Покровительницами путешественников стали богини Афина и Гера. Под пение Орфея корабль отправился навстречу опасностям
Миф о плавании аргонавтов в Колхиду
Первая остановка Арго была на острове Лемнос. У местности была интересная история. Мужчин здесь практически не было, поскольку их убили жены. Несчастные поплатились за многочисленные измены. Подбила их на преступление грозная царица Гипсипила. Аргонавты сошли на землю и некоторое время развлекались с красавицами, пировали и отдыхали. Вдоволь навеселившись, они вспомнили о своей миссии и последовали дальше.
Следующая остановка путешественников была на полуострове Кизик (Пропонтид, Мраморное море). Местный правитель хорошо принял аргонавтов. В благодарность за это они помогли ему побороть шестируких великанов, которые жили рядом и нападали на жителей Кизика.
Согласно мифу о золотом руне следующим пристанищем аргонавтов стала местность в области Мизии. В этом месте жили нимфы. Речным красавицам понравился Гилас, который был очень хорош собой. Они заманили его к себе в пучину. Геракл отправился на поиски друга и отстал от «Арго». В ситуацию вмешался морской царь Главк. Он рассказал Гераклу, что у него есть миссия: ему нужно совершить 12 подвигов на службе у правителя Еврисфея.
Ясновидящий из Фракии
Прибыв во Фракию, путешественники повстречали бывшего царя местности Финея. Он был ясновидящим, которого боги наказали за предсказания. Они ослепили его и наслали на его дом гарпий, крылатых полудев, полуптиц. Те отнимали у несчастного человека любую еду. Аргонавты помогли ему справиться с нечистью. Ясновидящий за это раскрыл им секрет, как пройти между скалами, которые сходятся. Также он поведал, что золотое руно им поможет добыть Афина.
Далее аргонавты попали на остров Аретии, где подверглись нападению стимфалийских птиц. По стечению обстоятельств этих страшных тварей прогнал из Греции Геракл. Птицы имели перья-стрелы из бронзы, от которых воины прикрывались щитами.
Аргонавты добывают золотое руно
Наконец-то аргонавты прибыли в Колхиду. Как говорится в мифе о золотом руне, добыть драгоценную шкуру было почти невозможно. Тут и пришла на помощь Афродита. Она возбудила в сердце Медеи, дочери Ээта, пылкую страсть к Ясону. Влюбленная девушка и провела аргонавтов к царю.
Медея была волшебницей, и если бы не ее способности, то Ясон бы погиб. На аудиенции с царем вождь аргонавтов попросил Ээта отдать ему золотое руно взамен на любую услугу. Правитель был разгневан и придумал для Ясона очень сложное задание. По его замыслу главный аргонав, должен был погибнуть, выполняя его. Ясон должен был распахать поле бога войны Ареса с помощью огнедышащих быков. На нем аргонавт должен был посадить зубы дракона, а выросших из них воинов Ясон должен перебить. Задание было не под силу никому, и Ясон мог погибнуть, если бы не влюбленная волшебница. Медея отвела аргонавта в храм и дала ему чудодейственную мазь. Она делала любого воина неуязвимым.
Ухищрения Медеи
Ясон воспользовался подарком Медеи и получил от Ээта драконьи зубы. Быки царя чуть не убили главу аргонавтов, но ему помогли Полидевк и Кастор, два брата силача. Все вместе они впрягли быков в плуг и вспахали поле. Тут явились ратники в латах, которые выросли из зубов. Медея перед битвой посоветовала возлюбленному кинуть в толпу воинов камень. Не поняв, кто это сделал, они начали нападать друг на друга. Так постепенно они сами себя и уничтожили. Тех, которые остались, добил своим мечом Ясон.
Царь Ээт был поражен победой Ясона и догадался, что ему помогла дочь. Медея поняла, что всей команде аргонавтов и ей грозит опасность от разъяренного отца. Ночью она повела возлюбленного за золотым руном. Дракона она усыпила с помощью своего колдовского зелья. Глава аргонавтов заполучил драгоценно руно, и они вместе с Медеей и командой отправились в Грецию.
Так заканчивается миф «Золотое руно» о Древней Греции. Существует целый цикл легенд о Ясоне, который показывает связь между Древней Грецией и Кавказом. Например, Колхида — это современная западная Грузия. В горной стране есть также предание о том, что золото из рек тут намывали, окуная в воду шкуру барана. На его шерсти оседали частички драгоценного металла. Содержание мифа «Золотое руно» должен знать каждый образованный человек. Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Дата: Четверг, 2024-02-22, 4:43 PM | Сообщение # 12
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7857
Статус: Online
Недавно прочитала о странной версии "Золотого руна", что никакой это не баран, а настоящий корабль, на котором дети Афаманта, подвергаясь гонениям мачехи, увезли золото...
Дата: Понедельник, 2024-04-15, 10:37 AM | Сообщение # 13
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7857
Статус: Online
Фрагмент Рихард Хенниг Неведомые земли Том I Миф о походе аргонавтов как символ открытия греками Черного моря (1150—1000 гг. до н.э.)
Согласно очень древнему греческому мифу, Ясон, сын Эсона из Иолка, был послан своим дядей Пелием в Колхиду за Золотым руном.1) Этот миф с многочисленными подробностями можно считать общеизвестным. С течением времени он претерпел необычайно много изменений и преобразований, которые здесь не должны нас интересовать. Достаточно выявить вероятный первоначальный географический центр распространения мифа, что, видимо, должно открыть нам некое важное событие из истории торговли. По этой причине, в частности, Вивьен де Сен-Мартен в своей «Истории географии» уделил мифу об аргонавтах необычайно много места.2)
Поводом для похода аргонавтов послужило стремление раздобыть золото. В пределах греческого мира ощущался недостаток в этом металле. На островах Сифнос и Фасос имелись небольшие, давно истощенные месторождения,3) в Македонии — скудные залежи Бермиона и Пибериона, во Фракии — несколько более богатые рудники в Скаптесиле, открытые финикиянами. Назовем еще месторождения у города Дата, у реки Гебр в горах Пангал и, наконец, у города Филиппы.4) Но все эти месторождения золота не шли ни в какое сравнение с богатыми залежами Малой Азии. Поэтому греки, как все занимавшиеся торговлей народы, живо устремлялись по любому следу в надежде найти золото (см. гл. 10). Так, они, вероятно, в свое время обратили внимание на богатую золотом страну Колхиду, расположенную на юго-восточном побережье Черного моря, и попытались установить с ней [37] связь. Возможно даже, что вся легендарная Троянская война, если рассматривать ее с историко-экономической точки зрения, была лишь борьбой греков за открытие проливов5) и за выход в Черное море, доступ к которому был прежде якобы закрыт легендарными Симплегадами. Можно согласиться с Бурром, который утверждает:
«Мы теперь уже не можем установить, шли ли эллины по следам финикиян или достигли Понта случайно. Во мраке веков скрыт от нас тот день, когда первый корабль эллинов вошел в воды Понта».6)
Имена и названия из мифа об аргонавтах частично уже упоминаются в поэмах Гомера.7) Например, герой Ясон («Илиада», VII, 469; «Одиссея», XII, 72), царь Эет («Одиссея» X, 137; XII, 70), корабль «Арго» («Одиссея», XII, 70), Пелий («Одиссея», XI, 256) и т.д. Однако не встречается имени Медеи, названий «Колхида» и «Золотое руно». Последние два понятия, которые здесь особенно для нас интересны, незнакомы еще и Гесиоду (VIII в. до н.э.),8) который, однако, в отличие от Гомера, уже упоминает Фасис, реку колхидян (современный Риони). Название «Колхида» впервые встречается только у Эсхила.9)
Итак, очевидно, что миф об аргонавтах создавался постепенно и свою отличительную особенность — похищение Золотого руна — приобрел позднее. В самом деле, сведения Гомера о Черном море были еще весьма скудными. Поэту, видимо, была известна лишь Пафлагония, прибрежные города которой Амасра (Сесам или Амастрида) и Кромны (западнее Китора) упоминаются в «Илиаде» (II, 853). Река Партений — это Бартин-Чайе (II, 854).10) Можно ли отождествить упоминаемую всего один раз далекую страну серебра Алибе (II, 857), «откуда происходит серебро», с местностью, расположенной за Трапезундом (Трабзон), по меньшей мере сомнительно! О Колхиде и Фасисе Гомер, во всяком случае, не имел представления, как и об Истре (Дунае). Тем [38] более не знал поэт о северном побережье Черного моря, хотя один толкователь не географ постоянно пытался ошибочно приписать ему знакомство с Крымом. Лишь Гесиод впервые обнаруживает кое-какие знания о Дунае и реке Риони.11) Историки твердо установили, что ко временам Гесиода колонизация греками района Понта только начиналась. В VIII в. до н.э. греческие колонии появились на юге (Синоп и Трапезунд, около 750 г.), в VII в. — на северо-западе (Истр и Ольвия, около 650 г.) и с VI по V в. — на севере (Танаис и Пантикапей, около 550 г.).12) Отсюда следует, что открытия происходили за 100—200 лет до колонизации.
Высказывалось мнение,13) что в разные времена названием «Колхида» обозначались различные страны, лежавшие на побережье Черного моря, и что лишь позднее оно закрепилось за его юго-восточным берегом. Сам по себе такой факт возможен, но миф о Золотом руне с самого начала ни к какой другой области, кроме страны у Фасиса (Риони), не мог относиться. Ведь только в этой местности был распространен упоминаемый Страбоном14) своеобразный обычай погружать в проточную воду бараньи шкуры, чтобы несомые течением крупинки золота застревали в густой шерсти.
Догадка Страбона, будто из этого обычая «возник миф о Золотом руне», тем основательнее, что народы, находившиеся на низком уровне развития и жившие у берегов золотоносных рек, до недавнего времени следовали этому обычаю, например цыгане в Трансильвании и узбеки на Аму-Дарье.15)
Каков был первоначальный миф, известный Гомеру и Гесиоду, до того как ему были приданы характерные и важные для нас особенности, установить невозможно. Видимо, Колхида и Золотое руно были вплетены в древнее предание лишь тогда, когда поход греков к реке Фасис для разведки и захвата добычи уже состоялся. Это произошло, очевидно, в VIII в. до н.э. Выше уже упоминалось, что Гесиод имел лишь поверхностное представление о реке Фасис; известно также, что Синоп возник около 750 г. до н.э. как [39] милетская колония. Оба эти факта довольно хорошо согласуются и дают, вероятно, право предполагать, что примерно в середине VIII в. мифу были приданы его последние своеобразные особенности. Такая догадка, разумеется, ничем не подтверждается, но с точки зрения истории культуры она вполне реальна.
Поэтому, хотя и с оговоркой, можно сказать, что первоначальный миф о Ясоне описывал лишь первое проникновение эллинов в Черное море. Рассказ о том, как разошлись и остановились недвижимо Симплегады, прежде якобы закрывавшие собой северный выход из Босфора, как бы символизировал свободу судоходства, на что указывал еще Пиндар.16) Поэт во всех подробностях донес до нас древнейшее содержание общеизвестного мифа. Не ранее VIII в. могли быть вплетены в миф об аргонавтах все его известные характерные особенности — поход в Колхиду, похищение Золотого руна и весь поэтический вымысел, которым овеян образ Медеи.
В процессе развития миф о Колхиде претерпел позднее некоторые изменения. Согласно более древнему варианту мифа об аргонавтах, как он был передан Гекатеем,17) мореплаватели на обратном пути достигли океана по реке Фасис, которую в 500 г. до н.э. считали стоком Каспийского моря.18) Легко понять психологические предпосылки подобного представления, ибо со времен ионийских географов Каспийское море рассматривалось как залив мирового моря — Океана.19) Тогда аргонавты, для которых естественный путь возвращения в Средиземное море через Босфор был закрыт преследовавшим их царем Эетом (Пиндар),20) должны были якобы возвратиться, совершив фантастическое путешествие от Каспийского моря к [40] Индийскому океану, а затем по Нилу и Тритонову озеру21) или же, обогнув Европу с севера, попасть в Средиземное море через Гибралтарский пролив.
У Диодора, которому, очевидно, было известно, что нелегко достигнуть Каспийского моря на корабле через Фасис, даже прибегая к волоку судна через перевал Сарапана, приводится еще один путь.22) Он заставляет аргонавтов плыть по Азовскому морю и Дону через издавна знаменитое место волока — Царицынский перешеек,23) откуда они попадают на Волгу и по ней — в Каспийское море. Из этого мнимого «океанского залива» мореплаватели, огибая затем Европу, плывут в Гадес24) и отсюда возвращаются в Грецию.
Совсем по-иному представляет события Аполлоний Родосский в своей поэме об аргонавтах. Поэту, жившему около 250 г. до н.э., обратный путь аргонавтов представляется идущим по Дунаю и далее в Адриатику, с которой эта река должна быть где-то связана (см. ниже, гл. 34). Из Адриатики отнесенные бурей аргонавты Аполлония попадают неким загадочным, фантастическим путем в Эридан, а через него каким-то образом к Роне и, наконец, в Средиземное море. [41]
Превращения мифа об аргонавтах, по поводу которых можно еще кое-что добавить,25) неплохо отражают изменения географических представлений древних греков на протяжении веков.
Во всем эллинском мире легенда об аргонавтах была едва ли менее популярна, чем поэмы Гомера. Так, на реке Фасис, как сообщает Арриан,26) хранился якорь, якобы принадлежавший кораблю «Арго». Впрочем, Арриан с присущим ему здравым смыслом замечает по этому поводу, учитывая, видимо, каким дорогим и редким было железо в догомеровские времена: «Ввиду того что он все же из железа, он не казался мне древним… И они показывали также древние осколки другого каменного якоря для того, чтобы ты мог поверить, что это остатки якоря «Арго». http://annales.info/other/hennig/003.htm Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Дата: Пятница, 2024-05-31, 3:27 PM | Сообщение # 14
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18907
Статус: Offline
БЕЗДНЫ РОДЫ
Когда приемлешь Бездны роды Загадкой, тайной естества, Что не вместят ни память рода, Ни божья чаша мастерства…
Приходишь к призрачным истокам Вселенной новой, огневой, Иначе видишь путь по срокам, Когда летишь душой-стрелой… Зарницей лет, тысячелетий! Все знанья собраны в Одно Перо Жар-птицы, что в ответе За Космос… звёздное Руно. Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
Дата: Четверг, 2024-08-01, 12:25 PM | Сообщение # 16
Советник Хранителя
Группа: Проверенные
Сообщений: 1097
Статус: Offline
Что такое "Золотое Руно"? Тайна странного изображения Ясона Рубрика: Философия Автор: А.В. Василевский
Ясон, древнегреческий Герой, имел в своей биографии многие элементы Биографий Посвящённых. В детском возрасте он подвергался преследованиям и был вынужден скрываться среди пастухов; он учился на Хребте Пелион у Кентавра Хирона, Наставника расы атлантов, учившего в своё время, согласно преданиям, Геракла, Асклепия, Актеона и Диоскуров. Считают, что именно Хирон назвал своего ученика именем Ясон, что означает "Целитель" (настоящее же имя героя было Диомед). Многие Посвящённые древней Греции известны нам сегодня не под настоящими своими именами, но под именами, полученными после Посвящения.
Пройдя обучение и направившись в Иолк, город, откуда отец Ясона Эсон был изгнан своим братом Пелием, Ясон перенёс через реку старую женщину, которую никто не хотел переносить – в этом образе испытывала людей супруга Верховного Бога – Гера, и с этих пор Богиня-Мать покровительствовала Ясону.
Явившись в Иолк обутым в одну сандалию (вторую он потерял по воле Геры), Ясон испугал царя Пелия, которому ранее предсказали смерть, когда явится некто, обутый в одну сандалию. Пытаясь отсрочить свою гибель, Пелий потребовал от Ясона, желавшего возвращения на царство своего отца Эсона, добыть Золотое Руно.
Построив с помощью Богини Афины корабль Арго, Ясон и группа героев (среди которых называют великих Посвящённых – Геракла, Диоскуров, Орфея…) отправились в Колхиду, в которой и было Золотое Руно (золотая баранья шкура). После многочисленных приключений, расставшись по дороге со многими спутниками, Ясон прибыл в Колхиду, царь которой, Ээт, конечно, не желал расставаться с Руном, и потребовал участия Ясона в испытаниях Посвящения.
Успешно пройдя испытания, символизированные необходимостью запрячь огнедышащих быков (и не сгореть), подчинить их себе и вспахать поле, засеяв его, подобно Кадму, зубами Дракона, а затем не погибнуть от рук воинов, взошедших из зубов Дракона, Ясон готовился к последнему испытанию – добыть Руно с дерева, на котором живёт Дракон, который никогда не спит, охраняя Золотое Руно. Но дочь царя Колхиды, Медея, помогавшая Ясону пройти испытания, рассказала герою, что царь Ээт замыслил убить Ясона и сжечь Арго, и Ясон ночью добыл Золотое Руно.
Множество древних источников рассказывают об этом так: Ясон или Медея усыпили Дракона зельем, и Ясон взял Руно. Некоторые добавляют, что Дракон затем преследовал аргонавтов. Но на одной древнегреческой вазе (480-470 гг. до н.э.) изображена совершенно иная "история":
На этом изображении мы видим дерево, на котором висит Золотое Руно, а перед ним странную сцену: тело Ясона безжизненно свисает из пасти Дракона, который не убит, и даже не спит, и рядом стоит Богиня Афина. Она не только не спасает Ясона, но показана опирающейся на копьё, которое изображено так, что кажется, будто Богиня пронзает тело Ясона этим копьём. Истолковать это изображение, как делают некоторые, в духе "Афина спасает Ясона", явно невозможно. Эта версия сюжета отсутствует в древних источниках. Что же может означать это изображение?
Для того, чтобы понять скрытый здесь символ, надо вспомнить, что Дракон в мифах множества древних народов от Востока и до Запада означает Посвящённого высокой степени. Дракон, которого мы видим на этом изображении – это сам Ясон, прошедший Посвящение, и ставший Божественной Индивидуальностью, пробудивший свой Дух; из его "пасти" свисает безжизненная "личность", низшее тело, которую символически "убивали" во время высшего Посвящения. Поэтому Богиня Афина, символизируя Помощь Высших Сил, помогает Дракону-Ясону восторжествовать над земным и смертным "Ясоном"-Диомедом.
Что же такое Золотое Руно? Ответ на этот вопрос даёт Е.П. Блаватская в своей статье "Алхимия в XIX столетии":
"Крупнейшие специалисты по древним наукам… представили нам неоспоримые свидетельства того, что, хотя алхимия была широко развита почти у всех народов древности задолго до новой эры, греки приступили к ее изучению только после начала христианской эры и она не становилась общедоступной вплоть до гораздо более поздних времен. Конечно, имеются в виду миряне, непосвященные греки. Ибо адепты эллинских храмов Великой Греции знали ее со дней аргонавтов. Так что возникновение алхимии в Греции относится к этому времени, как хорошо поясняет аллегорическое сказание о «Золотом Руне».
Таким образом, нам нужно лишь процитировать то, что говорит Свида в своем «Лексиконе» относительно экспедиции Ясона, слишком хорошо известной, чтобы ее требовалось пересказывать здесь: «Δέρας, Золотое Руно, добытое Ясоном и аргонавтами после путешествия по Черному морю в Колхиду с помощью Медеи, дочери царя Ээта. Только вместо того, о чем говорят поэты, они взяли написанный на коже (δέρμασι) трактат, объяснявший, как получить золото химическим путем. Современники назвали ту овечью шкуру Золотым Руном, по всей видимости – из-за огромной ценности, приписывавшейся этим указаниям».
Такое объяснение несколько яснее и гораздо правдоподобнее, чем ученые причуды наших современных мифологов, ибо мы должны помнить, что Колхида греков – это нынешняя Имеретия на Черном море, а пересекающая ее большая река Риони – это античный Фасис, до наших дней несущий следы золота; и что все предания местных народов, живущих на черноморском побережье – таких, как мингрелы, абхазы и имеретинцы, – полны древних легенд о золотом руне. Их предки, говорят они, все были «делателями золота», то есть владели секретом трансмутации, что сегодня зовется алхимией" (Е.П. Блаватская "Алхимия в XIX столетии").
Дата: Пятница, 2024-08-09, 2:05 PM | Сообщение # 17
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7857
Статус: Online
Лучшие сказки это те, где смысл раскрывается все более глубоко при каждом следующем обращении к темам сказки. Но следующее обращение должно происходить спустя некоторое время, а именно тогда, когда вы почувствуете Желание вновь перечитать ту или иную древнюю сказку. Этот процесс можно сравнить с тем, как человек выбирает себе друга. Сначала бывает просто знакомство, узнавание интересов друг друга, потом изучение характера и, наконец, возникает потребность в общении. Для этого процесса необходимо время… В редких случаях это происходит Мгновенно, и тогда это уже настоящая тайна… взаимной Любви. Проекты Ковчега:
Дата: Воскресенье, 2024-08-11, 2:42 PM | Сообщение # 18
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7857
Статус: Online
Цивилизация скифов исчезла 1700 лет назад , оставив нам огромное число скифского золота.
Скифы захватили огромную территорию Евразии и Кавказа
Археологи нашли его в курганах, у скифов была традиция хоронить умерших, и скифского золота раньше было намного больше. Просто за тысячи лет его нашли и переплавили новые народы и цари. Скифы не были бедными кочевниками, золото наполняло все грани их жизни.
Так выглядит скифское золото при раскопке курганов
Найденные артефакты в захоронениях - совсем не похожи на уровень кочевого народа.
Тот, кто знаком с ювелирными технологиями, знает, что золото – пластичный металл, легко поддается чеканке. Но плавится при температуре 1064,18 °C. Нужны плавильные печи, которые постоянно строить при кочевом образе жизни нецелесообразно. Кузница или мастерская – это не про кочевой образ жизни. Нужны специальные инструменты и даже увеличительные стекла для работы с мелкими деталями.Уровень некоторых скифских украшений из золота имеет современный. Достаточно в деталях посмотреть на золотое ожерелье (Пектораль из кургана Толстая Могила) из скифского захоронения в районе г. Покров на Украине; (IV в. до н. э.).
Все тонкости кроются в деталях. Их и предлагаю рассмотреть на этом украшении.
Найдено украшение при раскопках кургана 21 июня 1971 года. Масса золотой пекторали 1140 г, диаметр более 30 см. Ювелирные техники, которые применял мастер для её изготовления: литьё по восковой модели, волочение, скань, пайки, эмалирования.
По всей видимости, каждый элемент украшения отлит отдельно и припаян в общую композицию. Как можно было так точно и точечно припаять элементы не имея газовой горелки? Нагреть стальное жало и припаять не получится, нужно именно пламя горящих газов, причем узконаправленное. Т.е. это уровень современных ювелирных технологий.
Элементы отливались в формы, изготовленные по восковой технологии. Мастер должен был быть еще и скульптором. Это видно, если посмотреть на пектораль с обратной стороны. Т.е. это одностороннее украшение.Пектораль не делали древние греки, считается, что Золотая пектораль из Толстой Могилы – это именно шедевр эллино-скифского искусства.
Реалистичность и уровень изготовления элементов пекторали поразительная. Интересно, нападение грифонов на лошадь – это символизм или что-то более реальное?
Сможет ли кто-то изготовить такое украшение на коленке, без знаний и владения технологий литья по восковым фигурам и пайки? Но сюжет легенды о Золотом руне, запечатленный в украшении, говорит о многом... Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Дата: Суббота, 2024-09-07, 7:45 PM | Сообщение # 19
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 1747
Статус: Offline
ЦитатаБелоснежка ()
Согласно мифу, легендарный Ясон принял решение завладеть Золотым Руном, находящимся на Колхиде.
Золотое руно является символом богатства, которым стремятся овладеть.
За золотым руном когда-то В Колхиду аргонавты плыли. - Барана шкура была злата И в путешествии смыслы были.
Баран летающий дал шкуру. Не добровольно и не сразу, Сначала спас детей он, сдуру, Потом стал жертвой их экстаза.
Печален миф, как очень часто, Неблагодарность все мы знаем... Ему созвездие, это ясно, Мы зло творим и искупаем.
Итак, был грех - убит невинный! Пусть был баран душой доверчив. Руно же в Грузии старинной Стало святыней в жизни, в смерти.
Вот эту самую святыню Украсть решили аргонавты. Геракл у них был самый сильный, Орфей ещё, поющий славно.
А предводителем - Язон, Красавец, умница и бабник. Девицы все теряли сон, - Папаши, закрывайте ставни.
Поход по мифу был удачен. Им помогла ещё Медея, Любовь и гнев её опасен - А кровь века смыть не сумели.
А в результате Орден есть От Грузии для чужестранцев - За доблесть, мужество и честь! Что, зная мифы, очень странно.
В древнегреческой мифологии созвездие Овен — символ летающего барана Крия, который был послан богиней облаков Нефелой для спасения её детей Фрикса и Геллы.
Крий перенёс их через пролив Дарданеллы в Колхиду (ныне Грузия), где был принесён в жертву Фриксом, а его руно (Золоте руно) стало святыней, за которой впоследствии охотились аргонавты.
Орден Золотого руна — государственная награда Грузии, был учреждён решением Парламента Грузии № 1501 от 26 июня 1998 года для награждения иностранных граждан за значительные заслуги перед Республикой Грузия.