Наука в зеркале поэзии
|
|
Въедливый | Дата: Воскресенье, 2017-01-29, 10:38 AM | Сообщение # 1 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2782
Статус: Online
| О теме:
Эта тема вдохновлена уважаемой Феаной: «Александр, может быть, откроете тему и пригласите поэтов к сотворчеству по научному направлению? Оформим, когда будет собран материал для электронной книги или подборки. Думаю, было бы интересно поэтам поискать в своих закромах прозренческие ритмы на темы науки...» Ссылка
Наука – отражение устройства Мира, а Мир характеризуется Гармонией.
Ритмическая (волновая) речь – Поэзия - сама по себе есть путь к Гармонии. Стих определённого размера можно рассматривать, как несущую частоту, промодуллированную эмоциями и смыслами в виде образов и сравнений, вдохновивших поэта.
Например, так соединил Науку и Поэзию А. С. Пушкин:
О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель.
Многие учёные увлекаются стихами, интуитивно стремясь открытые ими смыслы в окружающем физическом мире выразить кратко и ёмко в ритмической речи, заставляющей изрядно помучиться в попытках достигнуть желаемого отражения совершенства Мироздания. Поразительным образом такая работа поэтического ума иногда оборачивается нетривиальными предвидениями…
((&)) http://www.stihi.ru/2010/03/17/2898
Слова - кирпичики здания: простой и обыденный вид, но Вечность и Мироздание Поэт их ансамблем творит.
Всесторонне (значит, научно!) поэзию охарактеризовал В. Г. Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды».
«Поэзия есть высший род искусства… поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств. Поэзия представляет собою всю целость искусства, всю его организацию и, объемля собою все его стороны, заключает в себе ясно и определенно все его различия… ... поэзия эпическая, поэзия лирическая, поэзия драматическая… ...эпическая и лирическая поэзия представляют собою две отвлеченные крайности действительного мира, диаметрально одна другой противоположные; драматическая поэзия представляет собою слияние (конкрецию) этих крайностей в живое и самостоятельное третие…»
- В этой теме предлагается сотворчеством и знаниями насельников Ковчега, совмещающих в себе увлечение и наукой, и поэзией, как методами познания сути вещей, дать примеры поэзии научной, в развитие наиболее близкой к ней по духу поэзии эпической, идущей ещё от древних.
Из статьи В. Г. Белинского: «Еще выше на лествице развития эпоса находятся космогонии и теогонии древних. В первых представляется возникновение вселенной из первоначальных субстанциальных сил, а во вторых индивидуализирование этих сил в различные божества. Наконец, эпическая поэзия достигает вершины своего развития, полного осуществления самой себя, дошед до живого источника событий, человека, и выразившись в собственно так называемой эпопее.»
- Добавим же в эту «корзину» поэтические представления о современных достижениях науки, как одного из видов искусств, внеся в поэзию (по В. Г. Белинскому) «свободный мыслительный (и притом еще чисто рассудочный) элемент», что может вылиться даже в «живое и самостоятельное" четвёртое, с общечеловеческим содержанием!
«Поэзия и наука тождественны, если под наукою должно разуметь не одни схемы знания, но сознание кроющейся в них мысли. Поэзия и наука тождественны, как постигаемые не одною какою-нибудь из способностей нашей души, но всею полнотою нашего духовного существа, выражаемою словом "разум" – В. Г. Белинский, из предисловия к статье «Стихотворения М. Лермонтова» http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0780.shtml
ёклмн&ёпрст
Сообщение отредактировал Въедливый - Понедельник, 2021-07-19, 9:15 AM |
|
| |
Танец | Дата: Вторник, 2019-06-11, 9:49 AM | Сообщение # 61 |
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
| Мы не ангелы, не боги, И, конечно же, не черти, Ищем путь свой в круговерти, И порой бываем строги:
Судим смело и... неверно, Утверждая твердь земную, Забывая суть благую - Цель души своей безмерной.
Мы всегда неповторимы, Полутени полусвета, То мы в поиске секрета, То бредём , как пилигримы.
Год за годом души зреют, Мы меняем восприятье, И тела свои, как платья, Судьбы, цели... Став мудрее,
Изменяем мир вселенной, Свои роли и сюжеты. Так творят миры поэты Силой духа вдохновенной!
Мы не ангелы, не боги, Сотворцы миров и судеб, Жизни путь бывает труден, Но к Единому дороги!
Книгоиздательство
|
|
| |
Въедливый | Дата: Четверг, 2019-06-13, 10:45 AM | Сообщение # 62 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2782
Статус: Online
| Цитата Въедливый ( ) Поэзия и наука тождественны, как постигаемые не одною какою-нибудь из способностей нашей души, но всею полнотою нашего духовного существа, выражаемою словом "разум" – В. Г. Белинский, из предисловия к статье «Стихотворения М. Лермонтова»http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0780.shtml
Цитата Танец ( ) Мы не ангелы, не боги,И, конечно же, не черти, Ищем путь свой в круговерти, И порой бываем строги: Судим смело и... неверно,Утверждая твердь земную, Забывая суть благую -Цель души своей безмерной.
Выделенные места этих цитат - очевидное противоречие с научной точки зрения ИМХО. Я, физик, за первое утверждение Белинского, приведенное ещё во вводной статье этой темы. Второе утверждение категоричное и претенциозное, хотя, по сути, исходит из совершенно необоснованных (не имеющих отношения к науке) предположений, что душа есть, что эта "душа безмерна" (что бы это значило?), что у неё есть "цель", что все её "дороги" ведут к "Единому" и т. п. Это апологетика индивидуализма (самоспасения, самовнушения, самоупования на некие Высшие силы), не имеющая никакого отношения к "разуму", как индивидуальному, о котором говорит Белинский, так и цивилизационному, общечеловеческому, на который опирается вся наша реальная земная жизнь, а не эмпирическая "жизнь безмерной души" в индивидуальном убежище сознания, перегруженного трудностями для сущего тела. Есть и такая поэзия, в зеркале которой наука не отражается. А хотелось бы находить такие зеркала поэзии, где наука всё-таки отражается. Верится, что такой сплав может быть весьма плодотворным для современной цивилизации с её огромными научными достижениями.
ёклмн&ёпрст
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Четверг, 2019-06-13, 11:32 AM | Сообщение # 63 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7557
Статус: Offline
| Въедливый, вчитайтесь внимательнее в приведённые вами слова Белинского, где само слово "разум" специально поставлено в кавычки, ибо автор подразумевает под ним не научные достижения и законы в обыденном смысле, а именно духовное знание и душевные законы развития общества! В этом же предложении и сделан особый акцент, ибо говорится о душе и духовном движени, всё очевидно же!
Никаких противоречий на самом деле с Белинским и в моих стихах нет, цель души безмерной и есть это искомое, истинное Знание, которое не выразить научными формулировками или точными, однозначными формулами. Как же Вы не видите такой очевидности?!
Всё не просто и не однозначно в отношении Белинского и к самой религии. Тем более что его идейное развитие, сложное и стремительное, продолжалось всю жизнь. При этом некоторыми философскими идеями он то пламенно увлекался, то оставлял их в прошлом, как пройденный этап своего непрерывного движения вперед. Вперёд от юношеского атеизма и самоуверенности к духовному знанию. Но, как видно из его писем, через всю жизнь пронес он восприятие религии как «основы всего» и Христа как высшей истины.
Хотя в советское время утвердилось стереотипное представление о Белинском как об атеисте, но при более тщательном рассмотрении его биографии и творчества можно убедиться, что он не был атеистом, то есть человеком, не верящим в Бога и отрицающим его существование. Более того, он на всю жизнь сохранил благоговейное отношение к сущности христианства – к Христу как к самому светлому и самому святому в жизни. Негативно относился он не к религии в целом, а к Церкви – в том виде, в каком она существовала в то время, то есть как своего рода государственное учреждение, и к духовенству, которое, по его мнению, отличалось в большинстве своем «индифферентизмом в деле веры», «теологическим педантизмом да диким невежеством» [ В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. Х. М., 1956. С. 215.]
Несколько цитат добавлю специально для Вас:
"Быть апостолами просвещения – вот наше назначение. Итак, будем подражать апостолам Христа, которые не делали заговоров и не основывали ни тайных, ни явных политических обществ, распространяя учение своего Божественного Учителя, но которые не отрекались от Него перед царями и судиями и не боялись ни огня, ни меча..."
Из письма Д.П. Иванову, Пятигорск, 7 августа 1837 г.
"Основа и причина нашего совершенства, а следовательно, и блаженства есть благодать Божия".
Из письма М.А. Бакунину, Москва, 21 ноября 1837 г.
≈≈≈≈≈
Полная и совершенная истина не есть удел человека (исключение остается за одним, но то не человек, а Богочеловек). <...>
В человеке ложь и истина так слиты, как составные части киновари, по прекрасному сравнению Марбаха. Кто в самых глубоких, самых фанатических убеждениях своих не предполагает возможности ошибки с своей стороны – тот чужд истине и никогда в ней не будет. Итак, я человек, и могу ошибаться, могу быть неправым в самой правоте своей.
Из письма М.А. Бакунину, Москва, 12-24 октября 1838 г.
≈≈≈≈≈
Слово «действительность» сделалось для меня равно значительно слову «Бог». И ты напрасно советуешь мне чаще смотреть на синее небо – образ бесконечного, чтобы не впасть в кухонную действительность: друг, блажен, кто может видеть в образе неба символ бесконечного, но ведь небо часто застилается серыми тучами, и потому тот блаженнее, кто и кухню умеет просветлить мыслию бесконечного. Бесконечное должно быть в душе, а когда оно в душе – человеку и в кухне хорошо.
Из письма Н.В. Станкевичу, Москва, 29 сентября – 8 октября 1839 г.
Религия есть основа всего и <...> без нее человек – ничто.
Из письма В.П. Боткину, Петербург, 22 ноября 1839 г.
≈≈≈≈≈
Для меня Евангелие – абсолютная истина, а бессмертие индивидуального духа есть основной его камень. <...> Да, надо читать чаще Евангелие – только от него и можно ожидать полного утешения.
Из письма В.П. Боткину, Петербург, 24 февраля – 1 марта 1840 г.
≈≈≈≈≈
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
Въедливый | Дата: Четверг, 2019-06-13, 8:56 PM | Сообщение # 64 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2782
Статус: Online
| Уважаемая Феана, речь шла не о мировоззрении Белинского, менявшегося в течение его жизни (спасибо за информацию, но это побочно), а о вполне конкретной его научной (считаю) статье о разделении поэзии на роды и виды, где он отождествляет науку и поэзию (и это не преходящие "достижения и законы" (у Вас), а процессы (у меня)!), как проявление всей полноты нашего существа, обусловленной наличием в нас Разума (кавычки здесь не несут никакой условности, а просто литературный оборот, в виде: "... выражаемом словом "разум" ". Духовность это ведь тоже Разум - сошедшие с ума или маугли не могут считаться духовными людьми.
Сплав науки и поэзии, этих двух предсказательных сил человечества, может сложить их предсказательный потенциал, и даже усилить синергически. В это верю!
Цитата Танец ( ) Судим смело и... неверно,Утверждая твердь земную,
С этим не соглашусь никогда! Не надо так огульно обеднять человеческий поиск-процесс (науку, поэзию) априорным "всезнанием" о духовных эмпиреях якобы "истинного" предназначения человека, как носителя бессмертной души в бренном временном теле. Считаю это сознательным уводом человека от реальностей, с которыми, если те неприемлемы, надо бороться, а не замыкаться от них в индивидуалистическом духовном мирке-уединении для личного т. н. "спасения". Власть и богатство имущим такое выгодно, ибо позволяет им самим, любимым, ни в чём себе (именно телу!) не отказывать за счёт остальных, волю которых нейтрализуют подобной духовной жёвкой.
ёклмн&ёпрст
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Пятница, 2019-06-14, 8:48 AM | Сообщение # 65 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7557
Статус: Offline
| Въедливый, хорошо, что тема развивается, хотя бы только для нас двоих, значит движение присутствует, идёт процесс ( - у вас, как "проявление всей полноты нашего существа...") Однако Белинский говорил о полноте духовного существа, которое образуется благодаря развитию души, наука становится настоящей наукой именно в связи с её поэтическим развитием на пути к Знанию, именно благодаря формирующемуся более актуальному мировоззрению.
Мировоззрение не побочно, однако же, а по сути и есть самое важное в научном поиске истин!
Цитата Уважаемая Феана, речь шла не о мировоззрении Белинского, менявшегося в течение его жизни (спасибо за информацию, но это побочно), а о вполне конкретной его научной (считаю) статье о разделении поэзии на роды и виды, где он отождествляет науку и поэзию (и это не преходящие "достижения и законы" (у Вас), а процессы (у меня)!), как проявление всей полноты нашего существа, обусловленной наличием в нас Разума (кавычки здесь не несут никакой условности, а просто литературный оборот, в виде: "... выражаемом словом "разум" ". Духовность это ведь тоже Разум - сошедшие с ума или маугли не могут считаться духовными людьми.
Безусловно, маугли в данной теме мы не рассматриваем, но сошедших с ума приходтися учитывать, ибо каждый гений и есть сумасшедший, то есть, сшедший с орбиты общепринятой разумности, практичного ума, распространенного мнения о правильном и возможном, ... он человек-творец нового! Такие люди - безумцы и выдумщики становятся поначалу отверженными в современном социуме, их не понимают и отрицают, даже казнят... а потом, "выясняется", что им открылся новый уровень сознания, им даровано новое Знание свыше, они приобщились к Разуму более истинному и т.д. Большинство гениальных поэтов и изобретателей таковы. Примеры приводить не надо? История человечества полна таковыми...
Цитата Сплав науки и поэзии, этих двух предсказательных сил человечества, может сложить их предсказательный потенциал, и даже усилить синергически. В это верю!
Замечательно, что верите, и я вас поддерживаю в такой вере, даже в большей мере ибо настоящая наука и есть поэзия жизни! А в этой фразе вы исказили мой акцент, упустив фразу после запятой Цитата Танец () Судим смело и... неверно, Утверждая твердь земную,
Забывая суть благую - цель души своей безмерной.
Цитата С этим не соглашусь никогда! Не надо так огульно обеднять человеческий поиск-процесс (науку, поэзию) априорным "всезнанием" о духовных эмпиреях якобы "истинного" предназначения человека, как носителя бессмертной души в бренном временном теле. Считаю это сознательным уводом человека от реальностей, с которыми, если те неприемлемы, надо бороться, а не замыкаться от них в индивидуалистическом духовном мирке-уединении для личного т. н. "спасения". Власть и богатство имущим такое выгодно, ибо позволяет им самим, любимым, ни в чём себе (именно телу!) не отказывать за счёт остальных, волю которых нейтрализуют подобной духовной жёвкой.
Как хотите, так и не соглашайтесь, но мир духовный не перестаёт быть важнейшим аспектом развития человечества, как в целом, так и каждого человека персонально. И мне видится, что напрасно вы приписываете мне "замыкание в личном мирке спасения" или подобные призывы к замыканию, Галактический ковчег строится уже почти два десятилетия для всех и каждого желающего внести вклад, кроме рекламщиков-спамеров, конечно... А уж мир бесконечной души отрицаете вы вовсе не всерьёз, ибо Ваша душа чувствуется в вашем творчестве, и научная деятельность развивается благодаря ей.
"Полнота существа человеческого" является, по приводимым вами словам Белинского, именно раскрытием мира духовности, восхождением души к вершинам духа, и в первую очередь это относится к любому творческому, научному поиску! Вспомнилось! Один из ковчеговцев первой волны нашего проекта - Александр Сигачёв - когда-то статью опубликовал по Вашей теме.
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 5 2009 – Филология
СИГАЧЕВ А. А. ПОЭЗИЯ, НАУКА И МУЗЫ УДК 82р http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/5/Sigachev_Poetry/
((()))
Извините, пишу с планшета, трудно копировать и проверять свои возможные опечатки...
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Пятница, 2019-06-14, 9:00 AM | Сообщение # 66 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7557
Статус: Offline
| И ещё ... накануне разместила это сообщение о росте поэтически раскрывающихся талантливых людей, на примере Стихиры http://kovcheg.ucoz.ru/forum/21-9-117766-16-1560445416 в самом деле, в сети можно встретить и настоящих гениев, и учёных разных наук, и философов многих направлений в мировоззрении, но главное действие - самопознание - осуществляется умом человека персонально, личной работой и стараниями ума, благодаря Разуму, осваивающему новые пространства Души и мира тонкого.
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Сообщение отредактировал Белоснежка - Пятница, 2019-06-14, 9:02 AM |
|
| |
Въедливый | Дата: Пятница, 2019-06-14, 5:10 PM | Сообщение # 67 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2782
Статус: Online
| Спасибо, Феана, за статью А. А. Сигачёва! Глубоко и познавательно! Кроме цитаты Белинского, по поводу которой у нас возник спор понимания, хотелось бы привести две цитаты А. Сигачёва, отражающие, на мой взгляд, суть родства науки и поэзии, опекаемых одним семейством Муз:
"... крыльями истинной поэзии и науки является вдохновение. И А. С. Пушкин замечал по этому поводу, что вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии. Но каждая из них развивается по своим специфическим законам. Поэзией выражается, прежде всего, душевные начала человека, точнее говоря, поэзия — душа народа. Ещё в далёкие времена в суровой борьбе за своё существование человек всё же находил время для проявления своей духовной жизни, в украшении всего жилища, утвари и оружия, а также в выражении своих чувств и мыслей в сказке, песне, фольклоре. Поэзия по своему существу имеет космическую природу, и возможности её безграничны. По меткому выражению А. Чижевского, «истинное поэтическое произведение, вырванное из глубин духа, может стать таким же откровением, какого не достигнет строго размышляющая философия или наука».
"Выводы Произведён терминологический анализ наличия связи в понятиях — поэзия, наука, музы; определено, что музы в равной степени покровительствуют науке, поэзии, искусствам. Показано, что поэзия неразрывно органически связана с наукой. Поэзия предоставляет в распоряжение науки средства для лаконичного выражения открытий и находок в виде афоризмов, пословиц, загадок. С другой стороны, с древних времён многие научные труды излагались в стихотворной форме. На примере деятельности известных учёных от древности до наших дней показана не только возможность успешного сочетания научной деятельности и поэтического творчества, но и представления научных работ в поэтической форме."
Ну и от себя, А. С. Беличенко (Въедливого) экспромтом вдохновения:
Сестричек общие черты
http://www.stihi.ru/2019/06/15/4232
Две предсказательные силы Извечно в мире нашем есть - Поэзия, как образ милый, 1*) Наука - истинности честь. 2*)
В обеих женское начало - Труды, служение и плод, Как правило, без пьедестала, Среди бесчисленных забот.
Они - единое семейство Среди назначенных богов, 3*) Подобно, знать, в миру их действо По сути значимых основ!
Ведут их Вера и Надежда, Любовь (их жизненный ресурс), Неисчерпаемость, Безбрежность И Софья - мудрых смыслов курс!
Они - два творческих процесса. Где есть пророчества исток, Их сплав - условие прогресса И человечности залог!
Их детища - плоды раздумий, Что остаются на века, Как сонмы бескорыстных судей, Формуя ум людей, сердца!
Примечания (извлечения из статьи А. А. Сигачёва "ПОЭЗИЯ, НАУКА И МУЗЫ" https://u.to/1oCnFQ ):
1*) «Наука, одна из форм общественного сознания; система достоверных знаний об объективных законах развития природы и общества. Наука служит практике человечества. Она обобщает данные опыта, проникает сквозь внешнее, случайное — к глубинному, коренному; раскрывает существенные закономерности». «Наука, система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний."
2*) «Поэзия — (от гр. Poiesis — творчество) — словесное творчество, искусство образно выражать мысль в слове... В отличие от художественных произведений в прозе, называют — художественное творчество в стихотворной форме». (точнее, ритмической речью - Въедливый)
3*) «Муза [гр. musa] — в древнегреческой мифологии — каждая из девяти богинь, покровительниц поэзии, искусства и наук: Урания — покровительница астрономии, Каллиопа — эпоса, Клио — истории, Мельпомена — трагедии, Полигимния — гимнов, пантомимы, Талия — комедии, Эрато — любовной поэзии, Терпсихора — танцев и хорового пения. Евтерпа — лирической поэзии и музыки; то же, что в древнеримской мифологии камена»
ёклмн&ёпрст
|
|
| |
Въедливый | Дата: Пятница, 2019-06-14, 11:47 PM | Сообщение # 68 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2782
Статус: Online
| Цитата Белоснежка ( ) ...но сошедших с ума приходится учитывать, ибо каждый гений и есть сумасшедший, то есть, сошедший с орбиты общепринятой разумности, практичного ума, распространенного мнения о правильном и возможном, ... он человек-творец нового!
Уважаемая Феана, говоря о сумасшедших, я имел в виду медицинскую патологию. Думаю, не стоит сводить гениальность к разновидности сумасшествия. Представляется, что Вы слишком вольно трактуете необычность гениев по отношению к людям статистически средних способностей. Гении - талантливые люди, но в их гениальности, как давно сказано самими гениями, 1% таланта и 99% труда, а при возможных шизофренических вспышках вдохновения ещё и сверхработоспособность, при творении нового. Но не сумасшествие! И "дарованное новое Знание свыше, приобщение к Разуму более истинному и т.д. " (Ваша цитата) здесь ни при чём ИМХО. Зачем Вам эта сомнительная подпорка для объяснения гениальности? Если человек опережает по выше сказанным причинам своё цивилизационное время, и современники его не понимают, то это всего лишь означает, что его современники будут жить уже в следующем поколении, когда развитие цивилизации просветит многих. А эзотерические объяснения выглядят притянутыми за уши, как и все утверждения без доказательств. Этим эзотерическим объяснениям уже тысячи лет, а доказательств их истинности так и нет. Верю, что причину и корни этого феноменального многотысячелетнего заблуждения сможет объяснить естественными причинами в психологии сознания человека будущая наука, если не будет твёрдо доказано шарлатанство эзотерических подходов к объяснению Мироздания.
ёклмн&ёпрст
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Суббота, 2019-06-15, 9:21 AM | Сообщение # 69 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7557
Статус: Offline
| Цитата Зачем Вам эта сомнительная подпорка для объяснения гениальности? Если человек опережает по выше сказанным причинам своё цивилизационное время, и современники его не понимают, то это всего лишь означает, что его современники будут жить уже в следующем поколении,
Это не подпорка, а интрасферный взгляд, которым делюсь с другими людьми. В соседней теме вчера специально пояснила различие линейно мыслящего ума, обыденного восприятия со сферическим обзором, ведущим к гениальности, подчёркиваю, ведущим каждого человека к творческому состоянию саморазвития. Пишу об этом во всех своих темах, исходя из личного опыта наблюдения за талантливыми людьми, за раскрытием "неожиданных" их талантов, ибо уверена, что в каждом человеке присутствует этот 1% гениальности от Природы! Остаётся лишь захотеть сильным желанием и понять, увидеть сферически, как отыскать в себе гениальную струю, то есть, как подключиться к уровню большей мерности сознания, к интрасферному видению мира, к саморазвитию!
Пришло уже время для массового роста самосознания! а человечество по-прежнему смотрит под ноги обыденности и практицизма, получения прибыли вместо блага, соперничая и споря, вместо признания правоты разных убеждений, ценности разных талантов, веры, путей саморазвития и т.д.
Только личные усилия человека в этом направлении, только сила, вдохновляющая ум стремиться на свет звёзд, а это и есть бесконечная душа, ведущая к любви, всеприятию и высокой ответственности по отношению к Себе - будущему Творцу в помощь нам. Другие же способы, научные достижения или поэтические вирши, высокохудожественные произведения, не затрагивающие душу человека из-за его слепоты душевной, не смогут вдохновить человека в его обычном, прагматичном сознании находящегося, воспринимающего всё линейным образом оценок хорошо и плохо, нужны не оценки чужих талантов, а стремление превзойти себя нынешнего!
Ведь почему в древнем мире театральные представления были государственной программой, спектакли были не только бесплатным развлечением для масс, но воспитательно-образовательной программой, людей специально освобождали в дни представлений от работы, чтобы они смогли изменить линейное восприятие на расширенное, вдохновиться душой от переживаемого действия...
Об этом изменении состояния сознания личными усилиями ума и души я постоянно говорю. Ведь что такое "наука в зеркале поэзии", как мне видится, это и есть раскрытие души (творческое самопознание), осуществляемое (благодаря её активному, поэтическому, волшебному... действию) ради раскрытия ума, это и есть, если уж говорить в терминологии столь нелюбимой вами, Александр, эзотерики, просветление, свет божественный самосознания. Знание истинное.
Цитата Этим эзотерическим объяснениям уже тысячи лет, а доказательств их истинности так и нет.
Александр, вы ошибаетесь насчёт доказательств, и правы насчёт тысячелетнего существования эзотерической науки, ведь она существовала в древние времена Единой Наукой, а не тысячью малосогласующимися между собой ветвями современной науки, не спорящими между собой религией, искусством и наукой, а целостным Знанием. Доказательством и являются живущие тысячи лет достославные Имена великих мудрецов, подаривших последующим векам вечные Учения Истинного Единого Знания. Именно на этих Учениях, основах Этики вечного Человека и мы с вами воспитаны, а также на древних мифах, легендах и первоисточниках, на этой основе и развивается каждое новое направление триединства - Наука-Искусство-Философия.
Попробуйте осводиться от неприязни к чуждому и предвзятости к непонятному вам духовному миру, ко всему, что не мешает, но дополняет вашу картину мироздания до целостности, примерно так, как поэзия дополняет точные науки и наоборот.
Вспомнилось пушкинское выражение, объясняющее тот факт, что 1% гениальности в большинстве людей не востребован:
нелюбопытны и ленивы - да это Пушкина строка, а чудо пролетает мимо, и светит душам свысока... та высота недостижима уму, практичностью движимому... но поэтическому взору дарит великие просторы.
Так ум с душою в единенье и достигает Вдохновенья!
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
Сообщение отредактировал Белоснежка - Суббота, 2019-06-15, 10:51 AM |
|
| |
Въедливый | Дата: Воскресенье, 2019-06-16, 3:14 PM | Сообщение # 70 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2782
Статус: Online
| Цитата Белоснежка ( ) Попробуйте освободиться от неприязни к чуждому и предвзятости к непонятному вам духовному миру...
Уважаемая Феана, не стоит приписывать мне, так уверенно, того, чего у меня абсолютно нет. И монополии на "духовный мир" ни у кого тоже нет. У меня тот мир свой, и он основан больше на смыслах, чем на верованиях в иррациональное и недоказуемое, на фантазиях и упованиях. Там обсуждать, по моему мнению, нечего, надо просто верить или древним мудрецам (иначе те и не могли мыслить), или собственной, удобной для спокойной жизни, парадигме. А обсуждать мне интересно рабочие гипотезы, основанные на уже имеющихся фактах и научных данных, но ещё не достаточных для уверенных формулировок истин нашего космического бытия (духовная сфера) и законов Мироздания для развития цивилизации (научная сфера).
Цитата Белоснежка ( ) Так ум с душою в единенье и достигает Вдохновенья!
А вдохновения мало! Нужен ещё труд и поверка результатов труда реальной жизнью. Поэзия - вдохновение, чувства и смыслы. Наука - те же критерии, но ещё и обратная проекция выводов на реальную жизнь, поверка их экспериментом и практикой, преобразование цивилизации. В этом смысле наука шире поэзии и заслуживает отражения в её эмоциональном зеркале.
ёклмн&ёпрст
|
|
| |
Танец | Дата: Воскресенье, 2019-06-30, 8:54 PM | Сообщение # 71 |
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 6927
Статус: Offline
| Цитата Въедливый ( ) Наука - те же критерии, но ещё и обратная проекция выводов на реальную жизнь, поверка их экспериментом ипрактикой, преобразование цивилизации.
Наука всегда была и остаётся опорой и надеждой развития цивилизации. Поэзия всегда была и остаётся направляющей и вдохновляющей силой. Одни люди отдают предпочтение научному знанию, другие искусству, третьи практике и внедрению научных достижений и художественных замыслов в жизнь. И нам важно находить не только практические и очевидные связи, но и мысленные, чувственные ниточки, связывающие зеркальные отражения воедино в каждом из нас.
ТИШАЙШЕ
Тишайше звучание древнего мира: На тонкой вуали души восходящей, Подсказкою ангела животворящей, Сознание звёздное - тайной эфира.
Лишь сердцем услышишь его... помолчи... Жизнь неповторима и каждый момент - Возможность всего лишь... дивертисмент, Небес откровенье, открытья лучи... Молчи... позадумайся, друг, о себе, В ком бездна возможностей скрыта пока, Не зря существуют в умах облака, Что солнце скрывают загадкой судьбе...
Вдохни аромат поэтичной подсказки, Он ритмом вселенским в тебе создаёт Возможность всего лишь... умчаться в полёт, Вот суть настоящей реальности сказки...
Полёт же сравни с откровением духа Творца, что в тебе непрерывно растёт Пространством и временем, вечен полёт В космическом царстве средь млечного пуха.
Всем сердцем внимай ощущеньям поэта, Явлениям чуда на бренной земле, И росту зёрна, чья обитель во мгле, А мгла... ... средизвёздная... с искрами Света...
Книгоиздательство
|
|
| |
Въедливый | Дата: Понедельник, 2019-07-01, 2:53 PM | Сообщение # 72 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2782
Статус: Online
| Цитата Танец ( ) Вдохни аромат поэтичной подсказки,
Ум и сердце, учёный и поэт https://stihi.ru/2021/01/24/8922
Есть Силы, и Те совершают работу... А в результате - прозрение Мысли: Наука снимает проблем всех заботу, Поэзия даст творения смыслы.
Умы вдохновляются сердцем горячим, Сердца укрепляются к мукам умами - Учёный-поэт получается зрячим И видит, что скрыто помех облаками.
Туманом покрыта судьба человека... Ему в жизни надо бы нить Ариадны: Поэта посыл - его сердцу утеха, Но лишь от науки прогресс будет важным.
Вот так и ведётся: живи, ощущая, И чувствуй, давая питание телу - Желая для сердца духовного рая, Умом понуждай себя к трудному делу!
В чём смысл для сермяжной гармонии жизни? Без общества полного нет Человека: Поэт кладёт сердце, духовные ризы, Учёный - знания, основу для века.
Цитата Танец ( ) Всем сердцем внимай ощущеньям поэта,
ёклмн&ёпрст
|
|
| |
MгновениЯ | Дата: Суббота, 2019-10-26, 11:29 AM | Сообщение # 73 |
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18821
Статус: Offline
| III. Наука музыкой рождалась
Прекрасный храм - все видели воочию: Лежал в руинах, словно в наказанье. Не Еврипид трагедию прикончил, Он был лишь маской этого деянья.
Так кто же говорил его устами, - Повергнуть храм трагедии немедленно? Идеями Сократа неустанно Боролся он с Эсхиловой трагедией.
Из лона музыки шло новое начало - Драматургии новое рожденье, Как волшебство иллюзия звучала, - Рапсоды новой эпики творенье…
Царило сокровенных грёз священство, Актёр не становился там актёром. В каком же идеале совершенства - Актёр тогда приложен был к рапсодам?
Платон сказал, как ученик Сократа: «Заговорю о чём-нибудь печальном, Глаза слезами наполняются при этом, И дыбом – волосы, и сердце моё бьётся…»
Нет эпики в забвенье хладнокровном, Нет без аффектов хладности актёра; Актёр одновременно - и лёд, и пламень, И сердце у актёра здесь – не камень…
Искали новых пламенных аффектов Парадоксальной мыслью возбуждая. С реальным в высшей степени эффектом, Но не в эфир искусства, погружаясь.
Теперь театр вышел на дорогу К эстетике такого Сократизма: Что всё должно разумным быть и строгим, Чтоб стать прекрасным, как сама Отчизна!
Тот добродетелен, в ком знаний море, Чья мысль течёт от ясного истока… Пусть страсть и диалектика героя Могучим и широким льёт потоком.
Не надо напряжений ожиданья, Интригой зрителя запутывать не надо. Риторика и пафос созерцанья, Вот зрителю достойная награда!
Ещё до первой сцены монологом, Даётся в руки всё для пониманья, По-принципу: всё смешано до Бога, Рассудок дал порядок в мирозданье.
«Сознательное - стать лишь может добрым», – Вот изреченье главное Сократа; То принял Еврипид; прослыл, подобно Орфею новому - из нового театра…
Сократ помог театру Еврипида, И, будучи верховным, он софистом, Театр посещал с одним лишь видом - Быть на премьере друга меж артистов.
Сократ прослыл мудрейшим меж людей, Вторую пальму Еврипиду, дали: То делал он, что надо – без затей, Что делать надо? – также точно знал он…
Сократа первым все тогда признали, За то, что первым высказал однажды, «Я знаю то, что ничего не знаю», Хоть в диспутах – им побеждён был каждый.
«Не понимают собственных призваний, - Сказал Сократ приверженцам искусства, - Лишь по инстинкту действуют, без знаний, Но всем своё вменяют превосходство.
Но кто же он, Сократ? Где черпал силы? Что греческую отрицал он сущность, В лице Гомера, Пиндара, Эсхила, Перикла, Фидия, – лучшие - из лучших?
Кто он, Сократ, к которому взывает, Хор духов, человечеством избрАнных: «О Горе! Горе! Что он сокрушает?! Прекрасный мир разрушил первозданный!..»
Что он, Сократ - такое позволяет? Божественное утверждал призванье, И даже, при опасности изгнанья, - В суде об этом прямо заявляет…
Но более всего всем непонятно: Изгнанию, он смерть предпочитает; При этом же, в сознании столь ясном, Спокойно смерть свою Сократ встречает…
Платон писал: «Как он, Сократ некстати, Пир покидает при рассвете дня, Когда все гости грезят о Сократе, Уход не в состоянии понять…»
Невиданным Сократ стал идеалом - Для юных благороднейших эллин; Платон пал ниц в разлуке перед ним, Кому быть преданным, душой всей мечталось.
Сократ твердил ученикам, что свято - Нефилософских избегать влечений; Платон все сжёг свои творенья, Чтоб только стать учеником Сократа.
Так призывал Сократ учеников: «Лишь в диалектике - сознательность и ясность; В трагедию проникнув глубоко, Толкнуть к прыжку - в смертельную опасность.
Хор из орхестры возвести на сцену, Придать ему звучание мажора; Как первый шаг - трагедии на смену, Должна придти живая песня хора.
Уже в тюрьме ученикам Сократ Рассказывал одно во сне виденье, И голос повторял ему стократ: «Сократ, займись ты музыкальным пеньем!..»
И вот Сократ, уж, будучи в тюрьме, Стал музыку записывать по нотам; Он гимны сочинял своей стране, Слагал стихами басни из Эзопа.
Сократ учёный и процесс ученья Ему важней, чем Истина сама; В исканье Истины - есть больше наслажденья, Чем в Истине – жемчужин для ума.
Не потому ли, после уж Сократа, Сменяются одна вслед за другой, Его учений школы многократно, Как океана волны за волной.
Сократ не только жил наукою своею, Важней, что мог с наукой умереть, Но что ещё - во много раз важнее, Свободною была от страха смерть.
Сократ – учитель был новейшей формы, - В весёлости, в блаженстве пребывая, В его душе широкой и просторной, Открылось юным вдохновенье рая.
Теперь, предавшись музыке Сократа, Мы постоим мгновенье в стороне… В его чудесной песенной стране, И на подмостках брат обнимет брата!..
Без духа музыки трагедии не стало, И не родится без неё искусство; Когда б она так не благоухала, Была бы жизнь - невыносимо грустна.
Родство есть между музыкой и миром, И истина лишь в музе пребывает. И сцены оживают только лирой, И зло, лишь только лира побеждает!
И музыка от всех искусств отлична, В ней воплощенье всех явлений мира; Язык всеобщий - в музыке первичной, И целый мир – одна большая лира!..
Наука новой музыкой рождалась, Сама наука музыкою стала. Так музыку с науками венчая, Сократа имя - в вечности звучало. https://www.stihi.ru/2013/07/08/6657
Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
|
|
| |
Въедливый | Дата: Пятница, 2020-04-17, 8:03 PM | Сообщение # 74 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2782
Статус: Online
| Александр Леонидович Чижевский
Из Википедии: Советский учёный, биофизик, философ, поэт, художник. Почётный президент I международного конгресса по биофизике, действительный член нескольких академий мира и почётный профессор университетов Европы... Родился: 7 февраля 1897 г., Цехановец (Польша) Умер: 20 декабря 1964 г. (67 лет), Москва
"Земное эхо солнечных бурь"
Книга А. Л. Чижевского, изданная через 10 лет после смерти автора и через 30 лет после первой публикации на французском языке. Основатель "солнечной науки" гелиобиологии Александр Леонидович Чижевский говорил: "Жизнь на Земле обязана главным образом солнечному лучу". Поэтически это убеждение вылилось в замечательный сонет.
Солнце
Великолепное державное Светило, Я познаю в тебе собрата-близнеца, Чьей огненной гоуди нет смертного конца, Что в бесконечности, что было и что будет.
В несчётной тьме времён ты стройно восходило С чертами строгими родимого лица, И скорбного меня, земного пришлеца, Объяла радостная творческая сила.
В живом, где грузный пласт космической руды, Из чёрной древности звучишь победно ты, Испепеляя цепь неверных наших хроник, -
И я воскрес - пою. О в этой вязкой мгле Под взглядом вечности ликуй, солнцепоклонник, Припав к отвергнутой праматери Земле.
Другое его поэтическое высказывание (отрывок):
Мы – дети Космоса... Утоление духовного голода
Для нас едино - всё: и в малом, и в большом. Кровь общая течёт по жилам всей Вселенной. Мы дети Космоса. И наш родимый дом Так спаян общностью и неразрывно прочен, Что чувствуем себя мы слитыми в одном, Что в каждой точке мир - весь мир сосредоточен... И жизнь - повсюду жизнь в материи самой, В глубинах вещества от края и до края Торжественно течёт в борьбе с великой тьмой, Страдает и горит, нигде не умолкая.
Из книги выше (высказывание верного последователя К. Э. Циолковского): "Наука бесконечно широко раздвигает границы нашего непосредственного восприятия природы и нашего мироощущения. Не Земля, а космические просторы становятся нашей родиной".
Научно-духовное наследие Александра Леонидовича Чижевского… Философская глубина, преданность Прекрасному, одухотворение Природы….
Вечернее небо
В часы, когда Солнце вечернее – Атум – Варит себе пищу в кипящих котлах И пламенно-медные стрелы заката Летят и сверкают в пылающих мглах, –
Драконы, чудовища, птицы и змеи, Залитые кровью, стремятся в котлы, И реют, и тают, огнем пламенея, Среди огнедышащей розовой мглы;
И только коснутся к краям раскаленным, Сольются в один ослепительный дым И гибнут в порыве своем исступленном, Венчая светило венцом золотым.
А сверху, над грозным пожаром захода, Сквозь пурпурный хаос врываются к нам Прозрачно-зеленые бездны, как воды, Текущие вдаль по иным небесам.
И в бледно-зеленой бездонной пустыне, Где как бы начало Вселенной иной, Являются чуждые нам, как святыни, Холодные звезды Вселенной ночной.
ёклмн&ёпрст
Сообщение отредактировал Въедливый - Понедельник, 2021-07-26, 2:23 PM |
|
| |
MгновениЯ | Дата: Пятница, 2020-04-24, 7:02 AM | Сообщение # 75 |
Ковчег
Группа: Администраторы
Сообщений: 18821
Статус: Offline
| Цитата Танец ( ) Наука всегда была и остаётся опорой и надеждой развития цивилизации.Поэзия всегда была и остаётся направляющей и вдохновляющей силой.
Цитата Въедливый ( ) Вот так и ведётся: живи, ощущая,И чувствуй, давая питание телу - Желая для сердца духовного рая, Умом понуждай себя к трудному делу!
В чём смысл для сермяжной гармонии жизни? Без общества полного нет Человека: Поэт даёт сердце, и без укоризны, Учёный - знания, пищу, в ходе века.
Цитата MгновениЯ ( )
Учёные, научные порталы и журналы всё больше внимания уделяют поэтике и художественному слову, исследовательским трудам в направлении одухотворения научного знания. Это замечательно.
Самые известные русские поэмы на портале НАУЧНАЯ РОССИЯ
Поэзия – в переводе с греческого – «творчество», «сотворение». Поэты по определению творят, и мы рассказываем о самых прославленных поэмах, написанных российскими стихотворцами.
1. «Тилемахида» и «Россиада»
Самые первые поэмы русской литературы датируются XVIII веком. Каждый, кто учился в школе, помнит эпиграф к «Путешествию из Петербурга в Москву» Александра Радищева «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Так вот, это как раз стих из эпической поэмы Василия Тредиаковского «Тилемахида» – неподъемного труда в 16000 строк о похождениях сына Одиссея Телемака в стихотворном переложении с прозаического французского. Литературоведы, однако считают, первой настоящей эпической поэмой русской литературы «Россиаду» Михаила Хераскова, созданную по всем канонам жанра в 70-х годах XVIII столетия. Русский Гомер, как немедленно прозвали Хераскова, посвятил взятию Казани войсками Ивана Грозного:
«Пою от варваров Россию свобождённу, Попранну власть Татар и гордость побеждённу, Движенье древних войск, труды, кроваву брань, России торжество, разрушенну Казань».
2. «Дела давно минувших дней...»
Пушкин, как известно, «наше всё» и наш первый поэт, который создал современный литературный русский язык. А самую свою первую поэму Александр Сергеевич задумал еще в Лицее. Пушкин вознамерился создать сказочную «богатырскую поэму», и вдохновлялся русскими литературными сказками, «Неистовым Роландом» итальянского поэта Ариосто, поэмами Вольтера, в том числе «Орлеанской девственницей», и первыми томами «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина, которые вышли в свет в 1818 году. Именно оттуда Александр Сергеевич заимствовал имена всех трех соперников Руслана: Рагдай, Ратмир и Фарлаф. И кое-какие подробности тоже. В поэме «Руслан и Людмила» юный стихотворец дружески спародировал балладу Жуковского «Двенадцать спящих дев». Объект пародии шутку оценил и нисколько не обиделся. Совсем наоборот: на собственном портрете объективный Василий Андреевич расписался в поражении: «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». 1820 год, март 26. Великая пятница».
3. «Однажды русский генерал…»
В 1838 году Михаил Лермонтов приступил к созданию поэмы «Бэри», что в переводе означает «монах». Позже Михаил Юрьевич изменил название, ведь речь в поэме шла не о монахе, а о послушнике, по-грузински «мцыри». Уверяют, что исповедь Мцыри Лермонтов не выдумал – он ее слышал, когда позировал Петру Захарову. Судьба художника причудливым манером отразилась в лермонтовских строчках – даром, что Захаров-Чеченец ни минуты не провел в монастыре. Малыша нашли в разорённом ауле, и привезли в ставку генерала Ермолова, который принял участие в его судьбе. Все, как в поэме: Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез… Помимо рассказа чеченского художника яркий след в поэме «Мцыри» оставил и грузинский фольклор. Ко мне он кинулся на грудь: Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Мое оружье... Он завыл… Битва Мцыри и барса – это непрямая цитата из хевсурской песни о молодом человеке и тигре. Лермонтов не был в этом смысле первопроходцем: за шесть с лишним веков до него эту тему затронул Шота Руставели в поэме «Витязь в тигровой шкуре».
4. «Кому живется весело, вольготно на Руси?»
В 1863 году поэт Николай Некрасов внес свой вклад в копилку вечных вопросов. И среди известных «Быть или не быть?», «Что делать?», «Кто виноват?» есть теперь и заданный Николаем Алексеевичем вопрос «Кому на Руси жить хорошо?». В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина. Горелова, Неелова – Неурожайка тож, Сошлися – и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси? «Мужик что бык: втемяшится / в башку какая блажь», – объясняет дальше Некрасов, и за ответом на этот вопрос отправляет всех семерых: Романа, Демьяна, Луку, старика Пахома, Прова и братьев Губиных Ивана и Митродора в странствования по Руси в поисках счастливого человека. Тяжелая болезнь помешала осуществить задуманное с должным размахом, но про убогую и обильную, могучую и бессильную матушку-Русь и народного заступника Гришу Добросклонова, ставшего на славный путь, Некрасов дописать успел.
5. Монументальная частушка
«Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек». Так начинается поэма «Двенадцать», написанная единым духом в январе 1918 года, всего через два месяца после Октябрьской революции. Блок понимал, что создал шедевр. Недаром сразу после того как на листы черновика легли легендарные строчки «В белом венчике из роз впереди Иисус Христос» Блок написал в записной книжке: «Сегодня я – гений».Осип Мандельштам назвал «Двенадцать» «монументальной драматической частушкой». Николай Гумилев строго осудил автора: «Написав «Двенадцать» Блок вторично распял Христа и еще раз расстрелял государя». Виктор Шкловский, однако, считал, что поэму мало кто понял потому, что привыкли воспринимать поэзию Блока всерьёз. ««Двенадцать» – ироническая вещь. Она написана даже не частушечным стилем, она сделана «блатным» стилем», – утверждал Шкловский.
6. «Но, значит, любили и нас»
Когда Юрия Гагарина спросили о его любимых стихах, он ответил: «Да я «Анну Снегину» наизусть помню!». Многие тогда прочли одну из самых важных поэм Сергея Есенина. К столетию со дня рождения Есенина в 1995 году был создан «Музей есенинской поэмы «Анна Снегина»». Его открыли в Константиново в усадебном доме помещицы Лидии Кашиной – юношеской любви Есенина и прототипа заглавной героини поэмы.Автобиографическую поэму о революции и безответной любви Есенин писал вдали от родных мест, во время поездки по Кавказу. Под южным солнцем возник прохладный оазис воспоминаний: в самом имени «Снегина» критики видят метельную черемуху и нежную холодность девушки в белом.
Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лет. И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: «Нет!». Далекие милые были!.. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас.
7. «И жизнь хороша…»
«Но времени нет и разлуки нету – Жив Маяковский! Он не ушел – Вечный поэт, над вершиной планеты Громко читающий «Хорошо!»».
В конце августа 1927 года Владимир Маяковский сообщил телеграфом из Ялты в Москву название поэмы, написанной им к десятилетию Октября. Вот этой самой, упомянутой в стихах Михаила Светлова – «Хорошо!». Поэма разошлась в поговорках не хуже, чем «Горе от ума»: «Улица – моя, дома – мои», «Которые тут временные? Слазь!», «Моя милиция меня бережет». «Социализм: свободный труд свободно собравшихся людей», «Пою мое отечество», «Юноше, обдумывающему житье…» И хотя многое из написанного сегодня звучит несколько иронично, в главном следует согласиться с поэтом «И жизнь хороша, и жить хорошо». В автобиографии «Я сам» Маяковский указал, что в 1928 году начал писать поэму «Плохо», но никаких набросков из нее не сохранилось, и поэму эту он так и не написал.
8. «Если хотите, буду самым нежным…»
В 1915 году Владимир Маяковский принес цензору только что написанную поэму «Тринадцатый апостол». Цензор вычеркнул шесть страниц, в том числе и заглавие. На его вопрос, как можно соединить лирику и большую грубость, Маяковский ответил: «Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах». В чуть измененном виде фраза вскорости вошла в поэму, а образ нежного мужчины – облако в штанах – в ее заголовок. И в русский язык тоже.А после выхода поэмы в свет Маяковский горевал, что облако из-за цензуры получилось перистым: «Цензура в него дула. Шесть страниц сплошных точек».
9. «Я была тогда с моим народом»
«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): А это вы можете описать? И я сказала: Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом». Эти строчки Анна Ахматова озаглавила «Вместо предисловия» и предпослала их своей великой поэме «Реквием». В автоэпиграфе об этом говорит прямо:
Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.
В годы репрессий мать политзаключенного Льва Гумилева боялась оставлять крамольные по тем временам строки на бумаге. Знакомые, которым она доверяла, и в их числе Лидия Чуковская, заучивали их наизусть, потом страницы рукописи сжигались над пепельницей. Полностью «Реквием» опубликовали в нашей стране лишь в перестройку.
10. «Вася Тёркин – мой герой»
4 сентября 1942 года газета Западного фронта «Красноармейская правда» опубликовала стихотворный текст, а под ним слова «продолжение следует». С этого дня и до мая 1945 года «книга про бойца, без начала, без конца» регулярно появлялась на страницах фронтовой газеты. «Почему же без конца?! Просто жалко молодца» – объяснял непонятливым автор, Александр Твардовский. Василий Иванович полюбился народу не меньше своего двойного тезки – Чапаева. Даром что носил фамилию Тёркин.А в 1963 году в «Известиях» появилась поэма «Тёркин на том свете», пару лет ходившая в самиздате. Это могло случиться только в оттепель – в центральной газете, миллионным тиражом было напечатано: «там у них устои шатки – здесь фундамент нерушим, есть, конечно, недостатки, но зато тебе – режим». О Сталине, о культе, о репрессиях, о системе – обо всем зло, остро, едко.Поэмы о Тёркине высоко оценили собратья по перу, к примеру, взыскательный Бунин, и горячо полюбил народ, разобрав их на поговорки. А главному герою поставили памятник, точнее на памятнике, который поставили в Смоленске, Твардовский увековечен вместе с главным своим героем – Василием Тёркиным. 11. «И уже никогда не увидишь…» В 1972 году Андрей Вознесенский написал поэму «Авось!» о русском государственном деятеле, почетном члене Петербургской Академии наук Николае Петровиче Резанове. Путешественник, почти даже авантюрист, он приехал в Сан-Франциско, создал Русско-Американскую компанию, влюбился взаимно в дочь губернатора и уехал испрашивать согласия на брак:
«Спите, милые, на шкурах росомаховых, Он погибнет в Красноярске через год, Она выбросит в пучину мертвый плод, Станет первой Сан-Францискою монахиней».
К грустной истории жизни и любви графа Резанова Алексей Рыбников написал музыку. Премьера рок-оперы прошла в Ленкоме. Название, правда, удлинили: к «Авось» добавили «Юнону»: и то, и другое – названия кораблей. Опера имела оглушительный успех. И в ушах все звучат
чудные строки:
«Ты меня на рассвете разбудишь, Проводить необутая выйдешь, Ты меня никогда не забудешь, И уже никогда не увидишь».
12. «Поэт в России – больше чем поэт».
«Поэт в России – больше чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет».
В самой первой строчке поэмы «Братская ГЭС», ставшей крылатой фразой, Евгений Евтушенко оценил свое и своих собратьев место в жизни. Пафосная «Молитва перед поэмой», в которой Евтушенко просит помощи у классиков, стала своеобразным манифестом его творчества, но была едко осмеяна в пародии Александра Иванова под названием «Панибратская ГЭС». И все же написанная под свежим впечатлением от стройки поэма Евтушенко не встала в ряд произведений соцреализма. Помешал несомненный талант автора. поэмы
Желаю Счастья! Сфера сказочных ссылок
|
|
| |
Въедливый | Дата: Суббота, 2020-07-11, 7:45 PM | Сообщение # 76 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2782
Статус: Online
| Сёстры при матери Мудрости
(Посвящается А. Л. Чижевскому, учёному-поэту) https://stihi.ru/2021/01/24/9043
Наука в зеркале поэзии, Как жизни значимая грань, На белый свет свои трагедии Выносит, как искусству дань.
Живёт Учёный вдохновением Познать природу всех вещей, И он Поэт в своём стремлении Открыть суть истин для людей.
Живёт в научных увлечениях Поэзия больших высот, Их в душах совмещают гении, Достойные Небес щедрот.
Поэт, Учёный суть явлений, С их проницательным умом, Провидят в буднях настроений, Творя, в раздумьях, за столом.
Ложатся на бумагу строки Статей, стихов, где смыслов лад, Чем возвышаются Пророки Грядущего, и Мир им рад!
ёклмн&ёпрст
|
|
| |
Въедливый | Дата: Воскресенье, 2021-01-24, 9:51 PM | Сообщение # 77 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2782
Статус: Online
|
Поэт мысли
Александр Беличенко https://stihi.ru/2015/01/06/9660
Дмитрий Владимирович Веневитинов (на портрете), поэт и философ, годы жизни 1805 - 1827, эксгумирован и перезахоронен в Пантеоне выдающихся поэтов России на Новодевичьем кладбище в Москве при сносе (1930 г.) Симонова монастыря (первое место погребения в присутствии Пушкина и Мицкевича). Пророческий перстень (см. стихотворение "К моему перстню"), по завещанию одетый ему на палец при кончине, после эксгумации не был вновь положен в могилу, а передан в Литературный музей.
Романтик пламенных страстей, Он русский возвеличил гений - На суд грядущих поколений Средь поэтических затей Оставил вспышки откровений, Вознёс на жертвенный алтарь Любви и вдохновений ярь, Презрев житейский плен сомнений.
Глас молодой летит из тлена: - "О жизнь, коварная сирена, Как сильно ты к себе влечёшь!"
Прочти Поэта, всё поймёшь... Он рядом с Пушкиным сиял, Ведь в двадцать лет звездою стал!
"Любимец муз", младой пророк, "С глаголом неба на земле", Печатью славы на челе, Недолгий подарил нам срок...
В кавычках - слова из произведений Д. В. Веневитинова
ёклмн&ёпрст
|
|
| |
Lareleja | Дата: Понедельник, 2021-01-25, 1:47 PM | Сообщение # 78 |
Мастер
Группа: Модераторы
Сообщений: 43
Статус: Offline
| Спасибо, Александр, для меня Д Веневитинов - открытие: Поэт- талантливый многогранно, трижды поцелованный Богом, может быть, даже - пророк... "…Душа сказала мне давно: Ты в мире молнией промчишься! Тебе всё чувствовать дано, Но жизнью ты не насладишься."
И он ушёл, не дожив до 22 лет, о Боже! Почему Ты не дал ему раскрыть для нас в полной мере все таланты?! Когда самые лучшие дети погибают, это - уроки для всего человечества, мне кажется... На Руси это происходит уже пару сотен лет, однако. Не удивительно, что всё теперь так, как есть...
Истина - важнее самолюбия
|
|
| |
Въедливый | Дата: Понедельник, 2021-01-25, 3:40 PM | Сообщение # 79 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 2782
Статус: Online
| Спасибо, что участвуете в этой теме, Lareleja!
У служителей поэзии и науки много общего, например, не только дар предвидения и прозрения, но и жертвенность на алтарь муз в самоотдаче людям души и сердца.
Жертвенность поэтов
Александр Беличенко https://stihi.ru/2015/01/09/3704
Соблазны ловят наши души, Но им - назначено летать И выше сУет чёрствой суши Искать порывов благодать.
Так чуют дети и поэты, Одни - в неведеньи забот, А тех - романтик пируэты, Свободы поиск ввысь влечёт.
"О жизнь, коварная сирена, Как сильно ты к себе влечёшь!" - Возникши вдруг из предков тлена, Ты жадно радости зовёшь.
Тот детство превращает в гений, Кто не терял с чудесным связь, Нашёл слова для поколений, Вражды и власти не боясь!
Их жизнь, как жертвоприношенье, Во Храм "поэзии святой", Для них - "напрасным искушеньем" "Беспечность" стала и "покой".
"Любви, надежды, вдохновений" В себе сокровища хранят... Стихами передаст их Гений, Чтоб осчастливить всех подряд!
В кавычках выделены слова из стихотворения Д. В. Веневитинова (1805 - 1827) "Жертвоприношение", 1826 или 1827 год.
ёклмн&ёпрст
|
|
| |
Натья | Дата: Понедельник, 2021-01-25, 4:46 PM | Сообщение # 80 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 6116
Статус: Offline
| Цитата Въедливый ( ) Ритмическая (волновая) речь – Поэзия - сама по себе есть путь к Гармонии.
Я слышу гул Твоих шагов, И оставляю ровный след Среди нескошенных снегов В стране прожитых долгих лет. Я совершаю перелет На самый краешек молитв, И слышу как меня зовет Твой голос С солнечных орбит. Я совершаю кувырок... И возвращаю снам долги. И проживаю свой урок. А за спиной – Твои шаги...
небесный странник
Сообщение отредактировал Натья - Понедельник, 2021-01-25, 4:46 PM |
|
| |