| Harina1 | Дата: Понедельник, 2025-10-06, 2:57 PM | Сообщение # 1 |
Участник Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 39
Статус: Offline
| Магистрал венка киммерийских (крымских) сонетов - http://stihi.ru/2025/09/23/5201 "Девятый вал" И.К.Айвазовского:

Девятый вал воспевший Айвазян, По-русски – Айвазовский, стал Иваном. В пространстве живописном, мире славном, Достаточно армян, славян... Землян.
Храним благословенный Божий дар. Искусство держит смело свой удар. Полны марины таинств Посейдона.
С полотен можно многое познать – Историй вдохновенных не унять, Твореньям близок пафос эталона.
Киммерия хранит секрет времён Костром феодосийского заката, Картинным серебром, сапфиром, златом Восторг мечты в трагичный фон вплетён. 23.09.2025 16-10
1. "Неаполитанский залив"
Девятый вал воспевший Айвазян, В Италии писал свои марины, Неаполь воспевал ультрамарином, Вдоль моря посетил немало стран.
В лазурном небе плещется закат, И золотом, стекающим, стократ Залив обогащается бесценно.
На фоне потускневших островов Пронзают небо пики парусов, Ласкает море штиль благословенный.
Темнеет. Рыбаки ложатся рано, Но в лодке, может, этруски плывут? Художник посылает им салют: По-русски – Айвазовский, стал Иваном. 01.10.2025 18-55
2. «Чесменское Сражение»
По-русски – Айвазовский, стал Иваном Великий гениальный маринист, В его полотнах слышен ветра свист, И в штиле погребённая нирвана.
"Чесменское сражение" в ночи – Турецко-русской битвы монумент, Жестокой схватки, Хаоса фрагмент.
Взрывались в небе адские лучи Ликующим пожаром преисподней. Суда тонули, став на дне свободней.
В подлунном той марине, схватке главной, В Эгейском море пал турецкий флот: Руси победный символ* и оплот В пространстве живописном, мире славном. 23.09.2025 18-18
3. «Синопское Сражение»
В пространстве живописном, мире славном, Не чужды маринистам дни боёв, Когда волну пронзает бомбы рёв, Сражение становится неравным.
Нахимов победил в Синопской битве, Которой посвятил холсты творец – Больших полотен ма;стерских венец.
Клокочет море в яростной молитве, Сгорает флот турецкий под конец, Отважен стук несломленных сердец.
Багров король английский без румян, Неистов, и на Крым идёт эскадрой, Но выстоит в картинах, мега-кадрах, Достаточно армян, славян... Землян. 01.10.2025 19-53
4. «Радуга»
Достаточно армян, славян... Землян Писали живописные картины, Огромные холсты аквамарина, В которых раскрывается талант.
"Вот "Радуга" – обычный, вроде, шторм, Но мастер от своих отходит норм, Тонами разрушает сталь оков.
Вода – как пена облака в раю, И гибнущие – в бездне на краю... Шедевр приобретает Третьяков.
Светлеет драматичности пульсар. На шлюпках пощадит спасённых море. Потонет с кораблём в рыданье горе. Храним благословенный Божий дар. 23.09.2025 19-26
5. "Ночь на Чёрном море"
Храним благословенный Божий дар. Полна Луна таинственной печали, И парусник плывёт, в ночи отчаян, В лучах её волнения и чар.
Пролит на тучи бледный хризолит. Вода под серебром слегка струится. Уже устали плыть по небу птицы.
По морю одинокий бот скользит. И нет картины той вокруг прелестней, Хранит её музей марин в Одессе.
Светило остужает в полночь жар, Марина переполнена приливом, И плещет воды на берег игриво. Искусство держит смело свой удар. 02.10.2025 02-08
6. «Чёрное Море»
Искусство держит смело свой удар. И в "Чёрном море" где-то каравелла, Обходит штормовой судьбы пределы, Развеивая а;спидный кумар.
Граница горизонта – штрих мечты, И кажется, что там не сгинешь ты: Разгладит волны Тот, что видит свыше.
Велик реалистичности исток, Эпично в глубине, штормящей, Бог Мольбы на том судёнышке услышит.
Предзимье и предсмертной хмари зона, И где-то там надежда на спасенье, Всесветное сильно благословенье. Полны марины таинств Посейдона. 23.09.2025 19-56
7. «Кораблекрушение в Бушующем Море»
Полны марины таинств Посейдона. Погибшими судами полон шторм, Всклокоченный ворчливый Черномор, Промчится по Азову к устью Дона.
А после разрушения - тоска, И грудами разнузданные доски, Полосками разорваны матроски.
Взирает зорко око свысока, На бурей омрачённую палитру, Сквозь толщи туч подмигивает хитро.
Тот гнев, казалось, долго не унять, Но море, затихающее, стонет, Оно у самого себя в полоне. С полотен можно многое познать. 02.10.2025 2-52
8. «Кораблекрушение у Побережья Чёрного Моря»
С полотен можно многое познать О том как терпят бедствие в пучине, Судьба пропишет следствие причине, Которую пытались обуздать.
Пустынный берег мрачно одинок, Бушующее море непреклонно, Тростинкой стал корабль многотонный.
И только Айвазовский видеть мог, Жестокую картину разрушений, В ужасной мощи бури без сомнений.
И вновь Природа гонит ветер вспять, Отторгнутых мрачнеющей палитрой Потопит в глубине бездушной гидрой: Историй вдохновенных не унять. 23.09.2025 20-44
9. «Черноморский Флот в Феодосии»
Историй вдохновенных не унять, Картины мастер с воздуха писал, А после рисовал остроги скал, Насыщенную жизнью моря гладь.
Вот гавань Феодосии в тиши, На якоре флотилии громада, И солнцу, облакам марина рада.
Попробуй лесом мачты напиши, А хочешь паруса надуй ветрами, Мечты, воображение меж нами.
Скользит корабль Апостолов вдоль склона, Линейный флагман пушками богат, Левее на посту красавец – брат. Твореньям близок пафос эталона. 02.10.2025 3-37
10.«Бриг „Меркурий“, Атакованный Двумя Турецкими Кораблями»
Твореньям близок пафос эталона. Враги не застрахованы от бед. Полна Россия радости побед. На гребнях волн – сражение и стоны.
"Меркурий", одолевший "Реал-бей" - Не просто бриг – Герой в картине славы, В музее Феодосии по праву.
Отчизна помнит много кораблей, Что стойко удержали флаг державы, Корону укрепив и герб двуглавый.
В энергии картины окоём, Взрывающий в пылу сражений пушки, О том писали Лермонтов и Пушкин. Киммерия хранит секрет времён. 23.09.2025 21.27
11. «Отбойная Волна»
Киммерия хранит секрет времён, И Волны Айвазовского бессмертны, Гонимы беспощадно мощным ветром, Как будто он Лукавым сотворён.
Избави нас, Всевышний, от штормов, От ярости отбойного теченья, Внуши нам свыше праведность ученья.
Вытаскивай нанизанный улов, Огромным клёвом светлого спасенья, Всё только с Твоего Благословенья.
Последняя «Волна» - предсмертья дата… Крылата бирюза и пышна пена. Напомнит о себе Творец степенно Костром феодосийского заката. 02.10.2025 4-15
12. «Среди Волн»
Костром феодосийского заката Не все полотна мастера горят, Не все шторма и бури ставят в ряд, Того чем Третьяковская богата.
Порой морской пейзаж бросает в дрожь И хочется воскликнуть: "Не тревожь!" Владыке-Люциферу с громом молний.
Скалистый берег в ярких вспышках зла, Змея, мечом карая, вглубь сползла, То карой Сатана свой долг исполнил.
Маячит время адским циферблатом, Спиралью разгоняя бег времён, Средь волн Иван Айвазов оценён Картинным серебром, сапфиром, златом. 23.09.2025 22-02
13. «Лунная ночь на Капри»
Картинным серебром, сапфиром, златом Святая эта ночь всегда богата, Луна – как воплощенье циферблата, Разлита медь и мчит к мечте регата.
Алеет на корме просвет огня, На полных парусах идёт прекрасный Корабль, что несёт на Капри счастье.
Умчи туда, художник, и меня, В индиго этих туч и неба выше, Там ангелы всё видят, знают, слышат.
И нет других народов и племён, Которым был бы ближе Айвазовский, Он русский остров таинств философских. Восторг мечты в трагичный фон вплетён. 02.10.2025 4-47
14. «Лазоревый грот. Неаполь»
Восторг мечты в трагичный фон вплетён: На Капри грот — Неапольское диво Сияет голубой внутри красиво, Под толщей скал, задумчивых времён.
Вплывает лодкой в тень пещеры свет, Лазоревым подсвечивая воды, Попавший в чудный мир лишён свободы.
Пленённый ищет тщетно амулет На дне бассейна в толще сновидений, В них Август Копиш вплёл венец творений.
Фантазией художник обуян. Под-горний мир спокоен даже в бурю, И дальше поражать спешит культуру Девятый вал воспевший Айвазян. 23.09.2025 22-45 ___________________________ * — После Чесменского сражения русскому флоту удалось серьёзно нарушить коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл. В июле 2012 года президент России Владимир Путин подписал поправки в закон № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», которые дополняют перечень дней воинской славы датой 7 июля — Днём победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении ______________________________________
Сонеты к 15 маринам Айвазовского: Магистрал: «Девятый вал»
1. «Неаполитанский Залив» 2. «Чесменское Сражение» 3. «Синопское Сражение» 4. «Радуга» 5. «Ночь на Чёрном Море» 6. «Чёрное Море» 7. «Кораблекрушение в Бушующем Море» 8. «Кораблекрушение у Побережья Чёрного Моря» 9. «Черноморский Флот в Феодосии» 10.«Бриг „Меркурий“, Атакованный Двумя Турецкими Кораблями» 11. «Отбойная Волна» 12. «Среди Волн» 13. «Лунная ночь на Капри» 14. «Лазоревый грот. Неаполь» _______________________________________ Иван Константинович Айвазовский, Гайвазовский (арм. Ованнес Айвазян (Айвазов); 17 [29] июля 1817, Феодосия, Таврическая губерния, Российская империя — 19 апреля [2 мая] 1900, там же) — русский живописец и график, один из самых известных маринистов XIX века, коллекционер и меценат. Живописец Главного морского штаба (с 1844), действительный тайный советник. Академик (с 1845), профессор (с 1847) и почётный член (с 1887) Императорской Академии художеств; почётный иностранный член ряда художественных обществ европейских стран.
Harina
|
| |
| |
| Harina1 | Дата: Понедельник, 2025-11-10, 9:24 PM | Сообщение # 2 |
Участник Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 39
Статус: Offline
| Хочется поделиться венком сонетов, который написала Татьяна Богданова из Москвы. Она профессиональный литератор, заканчивала Литинститут им. Горького.
Книгу сонетов я сверстала в конце октября и уже порядка 15 штук отправила в разные учреждения, библиотеки, раздала авторские экземпляры в Сергиевом Посаде, Москве. Завтра отправлю книжки в Крым Михаилу Просперо и Нине Плаксиной, в Адыгею, Белореченск Надежде Саяпиной, Владимиру Мурзину в Балтийск (Калининград), Михаилу Кулькову в СПб, моя подруга детства отвезёт несколько экземпляров в Златоуст и Челябинск, отправлю книжечку и Александру Беличенко, его Айвазовия частично тоже вошла в коллективнчый сборник.
 Татьяна Богданова
По следам картин Айвазовского
(Киммерийский венок сонетов)
1. Сознанья фокус отражает в нём у «Неаполитанского залива» в закате цвета золотой оливы струящий негу неба водоём,
там для людей, что в лодке – век не в счёт, с их вёсел время весело течёт, и бурый буй на водорослях дремлет,
а мы застряли в мире параллельном, откуда видим сказочные земли, где та же безмятежность, гений – тот…
А справа чайка жмётся сиротливо, насыщен воздух золотом заката, клин парусника, склоны гор покатых, морских туманов солнце, соль прилива…
2. Морских туманов солнце, соль прилива сменило пламя взорванных судов - гудит вода на тысячи ладов, которая вчера была сонлива…
Пролив Хиосский вздыбил глубину – там не один корабль пошёл ко дну, на полотне запечатлённым кадром
геройски бьётся русская эскадра – в Эгейском море пушечные ядра свинцом способны обагрить волну!
«Чесменского сраженья» в небе грива стальное море погружает в хаос, в нём люди тонут, солнце затерялось, всё – миражи земли неторопливой…
3. Все миражи земли неторопливой - в обломках мачты, вяло убывал, раскачивая свой «Девятый вал», сердитый шквал, ещё на грани срыва…
Свой медленно угомоняя шторм, простить людей не хочет ни за что бог Посейдон, вонзив Трезубца жало
в оранжевое, как после пожара, слепое небо – в нём волна дрожала, качая тех, кем дно не обжито.
Беснуясь, дарит в царствии своём грядущее спасение с рассветом, в картине все штрихи кричат об этом, которые вмещает окоём…
4. Которые вмещает окоём из достопримечательностей Капри – пещер прохлада, свежесть в каждой капле, в скале - зеркально гладкий водоём…
Шероховатость полукруглых стен меняет восприятие систем героями «Лазоревого грота» -
как будто в рай раскинулись ворота, таинственно Луна за поворотом дорожку преломляет, но не всем…
Нам лунный свет загадочно мигнул, мы с теми, кто на лодках, замираем, грот – это дверь между двумя мирами, извилины волны, глубинный гул.
5. Извилины волны, глубинный гул от путешествия живут в картине, что в веке девятнадцатом, в средине, предпринял Айвазовский в град Стамбул.
Усердные труды уделены чуть розоватым отблескам Луны, на набережной свет холодный в споре
с тенями ночи – суднами в Босфоре, и люди, что живут на Чёрном море, оттенками слегка удлинены.
Там носик лодки на воду шагнул, и спит мечеть до утренней молитвы, а девяносто пять процентов лимфы – прибой на каменистом берегу…
6. Прибой на каменистом берегу ль иль Пушкин на Ай-Петри, на восходе – в горах мы буйства красок не находим, поскольку май в Крыму, а не июль.
Овал привычный, линия волос, фигуры распознать не удалось, но сзади – две сосны, в подножье – бухта,
и проводник татарин с ним как будто, что ж, ссылка – результат любого бунта… Художник растревожился всерьёз:
«Вновь память сжала сердце: день чудесный, он шляпу снял, приветствуя восход, поэт, чьё незакатное взойдёт, сжимая море раковиной тесной…»
7. Сжимает море раковиной тесной «Синопское сражение», пока атаку на османские войска ведёт наш флот, внезапностью известный.
Здесь, на монументальном полотне мы словно бы внутри, а не вовне, где корабли – среди огня и дыма
трещат по швам, горят непобедимо, внимание к деталям ощутимо открытой раной, что на самом дне…
Воды тяжёлой флаги полновесны, их кровь на две стихии разлита их плоть с креста земли моей снята, в которой дышит голубая бездна…
8. В которой дышит голубая бездна, такая, что затмила небеса, земля глядит художнику в глаза и создают шедевр они совместно.
Везде вода, насколько хватит глаз, шторм выше солнца, гибнет галеас, последней мачтой, словно кит - вверх брюхом,
в водовороте лодка – легче пуха, кто выжил – в ней, с восторгом и испугом на «Радугу» глядят, что поднялась
прозрачным семицветьем легковесным, знамением пронзая толщу вод, пловец веслом лазурь не достаёт, но Айвазовскому она известна!
9. Но Айвазовскому она известна – над Чёрным морем полная Луна, что от рельефа вод отделена кромешной тьмою – тяжела завеса…
У южной ночи давние права: её портьера моря, как трава, в мистическом сиянии чернеет.
Нет ничего у космоса прочнее, чем власть холодных отблесков над нею, кораблика пустые рукава,
что в «Ночь на Чёрном море» в караул, возможно, вышел, взгляд не привлекая… А мастер гнул пучину по лекалу, он ей в глаза бесстрашно заглянул!..
10. Он ей в глаза бесстрашно заглянул - глубинной мощи беспощадной силы, но за него святые попросили – и принят был художника посул:
писать у скал разбитые суда, сам на одном из них попал сюда, на «Кораблекрушения…» обломках,
а дома и газет читать неловко, в которых некрологов заголовки пестрели, что погибелью – вода…
Вновь не видны ни солнце, ни Луна. Картина, где бушующее море о берег бьёт фрегат в слепом напоре в душе художника преломлена.
11. В душе художника преломлена бушующего шторма сердцевина, где – ни кефали чёрной, ни дельфина – волна о скалы бьётся, зелена,
чья пена оттеняет чёрный холм… Нет воздуха в картине «Среди волн» - предгрозовое небо гневом полня,
Зевс тучи рвёт и мечет стрелы молний, а на Земле ни полночи, ни полдня, ныряет чайки бесприютный чёлн.
Сам голод не влечёт её обратно, в болтанку рыба вся – на глубине, во вспышках отражённых, как во сне - немая мощь стихии необъятной...
12. Немая мощь стихии необъятной в «Двенадцати апостолах» встаёт - вот, в Феодосии Российский флот - меж крымских круч с их рифмою охватной…
У нескольких военных кораблей, что шли к художнику на юбилей, и склянки били, и крутили мили,
штурвал земли вращая: или – или, и в гавани на якорях застыли, стал воздух в белых парусах теплей.
Честь дружбы Айвазовскому приятна - сам адмирал Корнилов с ним на «ты». Ни тучки на небе, туманна гладь воды, что Бог избрал немудрое – понятно…
13. Что Бог избрал немудрое – понятно! Не манит Ованеса материк. Несокрушимый временем старик – велик, но и на солнышке есть пятна…
«И в солнце, и в луне есть тёмные места!» - Херасков написал, как видно, неспроста… Советник тайный, светоч, академик
был в тайном поклонении у денег, хотя не жаден, вовсе не бездельник, обеих жён держал «в ежах» или в уздах.
Любовью был вознаграждён сполна… Чтоб с девы в белом на скале срывало летучим ветром в море покрывало – творцу нужна особая волна!
14. Творцу нужна особая волна: «Когда я не могу твой взгляд припомнить, - писал он, - джана, чувствую препоны – ты властью колдовской наделена!
Тогда картины тусклые мои…» «Портрет жены…», написанный в любви, pointe Тальони, трепетно хранимый –
когда в душе танцуют херувимы, то ничего важнее нет, помимо большой воды, которую явил…
Земля галлюцинирует и днём, в душе художника все грёзы в преломленье, как в Сурб Саркис великое моленье сознанья фокус отражает в нём.
По следам картин Айвазовского
Татьяна Богданова
МАГИСТРАЛ:
Сознанья фокус отражает в нём морских туманов солнце, соль прилива, все миражи земли неторопливой, которые вмещает окоём…
Извилины волны, глубинный гул, прибой на каменистом берегу ль сжимает море раковиной тесной,
в которой дышит голубая бездна, но Айвазовскому она известна, он ей в глаза бесстрашно заглянул.
В душе художника преломлена немая мощь стихии необъятной. Что Бог избрал немудрое – понятно, Творцу нужна особая волна…
13.10.2025
Картины Ивана Айвазовского, по которым написан венок:
1. «Неаполитанский Залив» 2. «Чесменское Сражение» 3. «Девятый Вал» 4. «Лазоревый грот. Неаполь» 5. «Лунная ночь на Босфоре» 6. «А. С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца» 7. «Синопское Сражение» 8. «Радуга» 9. «Ночь на Чёрном Море» 10. «Кораблекрушение у побережья Чёрного моря» 11. «Среди Волн» 12. «Черноморский Флот в Феодосии» 13. «Портрет жены художника Анны Бурназян».
Айвазовский Татьяна Богданова (киммерийский сонет)
Он виден в каждом кораблекрушении, он словно побывал во всех штормах – присутствие Творца даёт решение художника - его мазок и взмах.
И разлетелись брызги, солоны, и унесла волна Девятым валом корабль на все четыре стороны,
как будто бы и вовсе не бывало… Коль в зрителе сознанье оживало – соль на губах, глаза ослеплены…
Ловись, душа, на Посейдона холст – его Трезубец, что ломает палубы и поднимает острова за хвост, волн грозовых выслушивая жалобы!
01.10.2025
Harina
Сообщение отредактировал Harina1 - Понедельник, 2025-11-10, 9:34 PM |
| |
| |