Белоснежка | Дата: Суббота, 2024-10-19, 10:44 AM | Сообщение # 2 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7363
Статус: Offline
| ИСТОРИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СРЕДА, 04 МАРТА 2009 Г.
Вот из чего состоит история. Результат кропотливой работы, тщательно проработанный и созданный на века. Раз уж мы заговорили о книгах, я хочу поделиться с вами этим сокровищем. Посвящается всем любителям книг, истории, искусства и красоты. Вот несколько произведений искусства, за которые я бы отдал всё, что у меня есть, лишь бы взглянуть на них.
Книжные переплеты эпохи Возрождения
Искусство книги Средневековая Европа.
Один из самых мрачных периодов в истории человечества: эпидемии и чума, тьма и страх, охота на ведьм и неграмотность. Это мир, в котором большинство людей редко покидают место своего рождения, не отъезжая дальше чем на 10 миль, где мало кто доживает до 30 лет...
«В этой негостеприимной среде, в уединённых скрипториях холодных монастырей, при свете тусклых масляных ламп, в перчатках, защищающих от пронизывающего холода, некоторые из величайших книжных иллюстраторов, когда-либо живших на свете, создали одни из самых красивых книг, которые когда-либо видел мир.
«Колофоны их творений свидетельствуют об их короткой жизни, поскольку большинство книг, над которыми они работали, были завершены лишь за несколько лет их короткой жизни, один писец сменялся другим на протяжении десятилетий. Мы называем эти прекрасные книги иллюстрированными рукописями. Подробнее здесь.
Те, кому интересно, могут найти массу информации об этих великолепных книгах в «Истории визуальной коммуникации».
Страницы внутри красиво оформлены и структурированы.
.
Иллюминированные рукописи:
«Иллюминированная рукопись — это рукопись, в которой текст дополнен украшениями или иллюстрациями, такими как декорированные инициалы, рамки и миниатюры. В строгом смысле этого термина иллюминированная рукопись — это только рукопись, украшенная золотом или серебром. Однако как в обиходе, так и в современной науке этот термин используется для обозначения любой рукописи с украшениями
.
После создания чего-то подобного можно идти и умирать спокойно
Расцвет барокко:
"В искусстве барокко — это и период, и стиль, который в нём доминировал. Стиль барокко использовал преувеличенные движения и чёткие, легко интерпретируемые детали, чтобы создать драматизм, напряжение, пышность и величие в скульптуре, живописи, литературе и музыке. Этот стиль зародился около 1600 года в Риме, Италия, и распространился по большей части Европы.
«Осветление было сложным и зачастую дорогостоящим процессом. Поэтому его обычно использовали для специальных книг: например, для алтарной Библии. Богатые люди часто заказывали богато иллюстрированные «Часословы», в которых были записаны молитвы, подходящие для разных периодов литургического дня.» Подробнее здесь
Часословы из Франции и Нидерландов. XV и XVI века
Впервые я увидел что-то подобное в музее городского дворца Джайпура. Там в стеклянных витринах выставлены прекрасно иллюстрированные тома «Рамаяны» и «Махабхараты». Это были великолепные образцы графического дизайна и типографики. Все изображения из Истории визуальной коммуникации.
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Суббота, 2024-10-19, 10:55 AM | Сообщение # 3 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7363
Статус: Offline
| Сказание о Гильгамеше
Это одно из самых древних литературных произведений, которое дошло до наших дней. Оно датируется XVII-XVII веками до нашей эры, то есть ему почти четыре тысячи лет.
Одна из табличек "Сказания о Гильгамеше"
Хотя книгой в современном понимании это трудно назвать. Текст эпоса записан на глиняных табличках с помощью клинописи. Он создавался на аккадском языке, но в нем использовались старинные шумерские легенды.В центре сюжета Гильгамеш – полубог, который правил на земле. А еще один герой – Энкиду, дикий человек, который был создан богами, чтобы он наказал Гильгамеша за излишнюю жестокость. Противники встретились на поле боя, но победить никто не смог. И тогда они стали друзьями и совершили потом немало подвигов. Одним из интереснейших эпизодов является рассказ о всемирном потопе, в котором многие ученые видят сходство с библейской историей.
Таблички с различными частями эпоса были найдены при раскопках в прошлом и позапрошлом веках. Всего сохранилось 12 глиняных «страниц», и все они сейчас хранятся в Британском музее.Книга мертвыхЕще одно произведение, которое трудно назвать книгой в современном понимании. «Книга мертвых» была написана в Египте примерно в VI-II веках до нашей эры, то есть моложе «Эпоса о Гильгамеше» примерно на тысячу лет.
Книга представляет собой набор папирусов, на которых записаны древние молитвы, заклинания и описания обрядов, которые должны были помочь человеку после смерти облегчить его загробную жизнь. Кстати, «Книга мертвых» - это больше поэтическое название, которое просто хорошо звучит. А на самом деле свитки объединены под названием «Главы о выходе к свету дня», что более точно характеризует тексты, в них содержащиеся.Больше всего страниц этой книги найдено при раскопках в городе Фивы. Они же находятся и более хорошем состоянии, чем другие. Так, на них прекрасно сохранились не только иероглифы, но и многочисленные рисунки, на которых изображены различные сцены загробной жизни, например, погребение умершего и последующий суд богов над ним. Большинство страниц «Книги мертвых» можно также увидеть в Британском музее.
Синайский кодекс
А вот это уже самая древняя книга, сделанная по привычному нам формату. Она датируется 400-ми годами нашей эры, но была найдено лишь 150 лет назад на Синайском полуострове в Монастыре Святой Елены. Именно отсюда и появилось название книги.
На страницах Синайского кодекса рассказаны некоторые истории из Ветхого завета и полная версия Нового завета, а также рассказы под названиями «Пастырь» и «Послание Варнавы». И все это записано на древнегреческом языке.Интересно, что долгое время Синайский Кодекс хранился в России, так как его выкупил император Александр II. Но в середине прошлого века книгу было решено разделить на несколько частей. Теперь они хранятся все в том же Британском музее, в Национальной российской библиотеке, в университете Лейпцига, а также в Монастыре Святой Елены, где Кодекс и был найден.
Алмазная сутра
Еще одна древняя книга, которая имеет уникальный формат. Алмазная сутра – это 5-метровый свиток, в котором содержатся основы буддизма. Помимо текста есть и большой рисунок, на котором изображен Будда.
Книга (свиток) был напечатан весьма необычным способом – ксилографией, что означает оттиски гравюр. Ее нашли при раскопках в Китае в 1900 году. Но так как археолог был поданным Великобритании, то он отвез находку к себе на родину. И сейчас она благополучно хранится в Британской библиотеке.Кстати, на страницах свитка при расшифровке удалось узнать и примерной дате его написания. Это произошло в 850-х годах нашей эры.
Остромирово Евангелие
И, напоследок, самая древняя русская книга.
Остромирово Евангелие было написано в 1050-х годах нашей эры.
На страницах книги рассказы различные истории Ветхого завета, которые тщательно записал дьякон Григорий по заказу правителя Новгорода Остромира. Отсюда собственно и название книги.Кстати, именно по этой книге ученые создавали грамматику старославянского языка. А увидеть это литературное произведение можно в Национальной библиотеке Санкт-Петербурга. Александр Ефремов, специально для канала «Популярная наука» https://dzen.ru/a/XNf01lvKDwCwGODI
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |
Белоснежка | Дата: Среда, 2024-10-30, 6:19 PM | Сообщение # 4 |
Хранитель Ковчега
Группа: Модераторы
Сообщений: 7363
Статус: Offline
| Древние книги
Мы живём в период, когда бумажные книги постепенно сменяются электронными аналогами. В файле, способном на единственной длинной странице вместить всю многотомную Британскую энциклопедию, постепенно утрачивается само понятие «книга» - защищённое обложкой объединение листов (как скреплённых или сброшюрованных, так и просто хранящихся вместе), содержащих рукописный или отпечатанный текст. Не всё то книга, что ей кажется. Согласно определению ЮНЕСКО, книги – это непериодические издания объемом 49 страниц и более. Такого же мнения придерживается ГОСТ 7.60-2003.
Древняя книга
Много вопросов остаётся и с самим появлением слова «книга» в русском языке. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывает, что церковно-славянское слово «кънига» имело четыре значения: письмо, книга, само искусство писать, а также буквы и знание их, то есть грамота. Более древние истоки этого слова теряются. Схожие слова имеются в древнетюркском (küinig) и дунайско-болгарском (küiniv), куда они возможно пришли от уйгурского «kuin», происходящего от китайского «kΏüеn», означающего «свиток». Но возможно, всё проще, и приставка «kъn» вместе с корнем «ig» («соединять» или «связывать») образовали привычное нам слово «книга». Английское «бук» (book) произошло от германского «bōk» («buoh»), имеющего родство с древнем корнем, от которого образовалось славянское слово «буква».
Самые древние книги мира Поэма «Инанна и Эбих» жрицы Энхедуанны на шумерской глиняной табличке
Древнейшая письменность появлялась в различных регионах мира, начиная с 6600 г. до н.э. Однако это лишь разрозненные попытки передать символами некие сведения. Отлаженная система письма возникла в Шумере в четвертом тысячелетии до нашей эры. Всё, что подлежало фиксации, записывалось с помощью клинописи на глиняных табличках. Наиболее древними считаются бухгалтерские записи (сельскохозяйственные списки и таблицы). Но помимо деловых сведений шумеры запечатлели на глине и художественные произведения. Именно с глиняной таблички пришёл во всемирную литературу шумерский «Эпос о Гильгамеше». Его хранила библиотека Ашшурбанипала – древнейшая из всех известных библиотек. Однако клинообразное письмо на глине под понятие «книга» не подходит. Табличка – это ещё не лист.Весткарский папирус – древнейший сохранившийся документ, повествующий о колдунах (поздний период Среднего царства или 13-я династия)
К книгам человечество привело изобретение папируса. Несмотря на то, что египтяне использовали камень и глину для нанесения иероглифов, папирус их привлекал компактностью хранения. Неизвестно, когда именно появились первые записи на папирусе, но древнейшие из сохранившихся документов создали примерно четыре с половиной тысячи лет назад. И это снова бухгалтерские записи (как тут не вспомнить, что само слово «бухгалтер», возникшее в конце средневековья, означало «книгодержатель»). Отдельные листы папируса склеивались вместе (каждый лист обрезом накладывался на следующий, закрывая тот на один-два сантиметра). Но всё равно, получалась не книга в привычном для нас понимании, а свиток. Самый длинный из сохранившихся свитков разворачивается на 40 метров. Писец имел на вооружении чёрные чернила (разведённая водой сажа на гуммиарабике) и красные чернила (киноварь или её аналоги). Красным цветом выписывали названия, заголовки и самое начало глав, а также имена богов. Иероглифический текст сопровождали цветные иллюстрации. Кроме папируса использовали льняное полотно или кожу (предтечу пергамента). Но это были дорогие носители, и на коже египтяне записывали только очень важные сведения.
Копия египетской Книги Мёртвых, созданная Хунефером во времена 19-й династии (около 1300 г. до н.э.)
Переход от камня к папирусу хорошо показывает древнеегипетская Книга мёртвых – сборник заупокойных текстов. Сначала их высекали на стенках гробниц и саркофагов, но потом заменили свитком папируса. Для каждого создавался свой сборник, включающий как религиозные тексты (жизнеописания богов, молитвы и т.п.), так и магические формулы или поэмы в виде гимна. От содержимого зависела и длина свитка, составляя от нескольких листов до огромного транспаранта. О загробном мире многие задумывались ещё при жизни, так как, переступив черту, следовало обезопасить себя от демонов и ловушек богов, не попасть в огненное озеро, отыскать пищу и воду, а также суметь всё найденное съесть и выпить. Можно сказать, что египтяне составляли для себя своеобразный справочник «выживальщика», который уносили с собой в могилу.От египтян папирусные свитки позаимствовали греки и римляне. Последние внесли в конструкцию свитка некоторые дополнения, облегчающие чтение. Теперь папирус наворачивался на палку с утолщёнными концами, где крепилась этикетка с названием, видимая из кожаного защитного кожуха, в котором хранили свиток. Если египтяне писали поперёк свитка столбцами, то римляне дополнительно ввели продольную запись, когда текст делали в один столбец по всей длине свитка. В 377 году в одном только Риме было 28 библиотек, а кроме них существовало множество книжных магазинов. Там можно было не только приобрести свиток, но и сделать копию со своего, а также проверить свой свиток с выверенным экспертом экземпляром. Свиток папируса на латыни называется «volumen», что означает «круговое движение», «спираль», «водоворот», «рулон писчей бумаги» и «свернутая рукопись или книга». Отсюда в английский язык пришло слово «volume» («том»), означающее часть книги (русское слово «том» образовано от греческого «τόμος»).
Коптский текст на деревянных табличках (Римский период)
Но если свиток – всего лишь том, то что же такое целая книга? Тут уже появляется многозначное латинское слово «codex». Изначально это ствол дерева, но то же самое слово стало синонимом определённого вида книги. Некоторые исследователи считают, что этому послужили деревянные таблички с выемкой, заполненной воском, которые называли тем же словом. На них древние греки и римляне заносили повседневные записи, а при случае воск можно было разровнять и начать с чистого листа. Ещё древнегреческим школьникам выдавали такие дощечки. Их уже можно было собирать вместе и даже, проделывая отверстия, соединять между собой кольцами или верёвкой (то есть части сливались в целое). Две дощечки – диптих, три – триптих, четыре или больше – полиптих. Кодексы также начали составлять из повреждённых папирусов, разрезая их между столбцами текста на страницы. В V веке Исидор Севильский разграничил понятия, объявив, что кодекс составлен из множества книг (librorum), а книга – из одного свитка.
Амиатинский кодекс (начало VIII века) весом около 30 кг – представитель пурпурных манускриптов, чьи страницы окрашены пурпуром, чтобы писать по ним золотом
Первоначально число кодексов было пренебрежительно мало в сравнении со свитками (к III веку доля кодексов составляла не более 6%). Но популярности кодексов поспособствовало появление пергамента. Сначала тексты на пергаменте записывали по-прежнему в виде свитков. По крайней мере, так утверждают античные авторы, а Плиний Старший, ссылаясь на Цицерона, уверял в существовании пергаментного свитка, умещавшегося в скорлупе ореха, но при этом содержащего полный текст «Илиады». Тем удивительнее, что ни одного античного пергаментного свитка до наших дней не дошло. В отличие от папируса пергамент легко сгибался, не ломаясь при этом. Записывать текст можно было на обеих его сторонах. Кроме существенной экономии в объёме, преимущество страничной организации кодекса перед свитком заключалось в использовании закладок. Все нужные страницы в толстой книге можно было заложить полосками с пометками и быстро открывать при необходимости. Появились записные книжки из 16 страниц (четвёрку пергаментных листов сгибали и прошивали посередине), которые стали называть «тетрада» (по-гречески, «четвёрка»).
Акты Британского парламента в виде пергаментных свитков
Неудивительно, что в IV веке доля кодексов увеличилась до 65 %, в V веке - уже до 89 %, а в VII веке книги-свитки уже казались анахронизмом. Тем не менее, официальные документы на долгие века вперёд продолжали делать в форме свитка. Примером неукоснительного соблюдения традиций является парламент Великобритании, чьи акты именно в таком виде хранятся в архивах Вестминстерского дворца. То же самое можно сказать и о материале. Британский парламент только в первой половине 2010-х гг. начал обсуждать вопрос об отказе от велени (высококачественный пергамент из кожи новорожденных телят). А католическая церковь перешла с папируса на бумагу только в 12 столетии, а важные законы до сих пор публикует на пергаменте.Древнейшие печатные книгиСредневековые книги уже имели привычный нам вид, однако их производство по-прежнему было невероятно сложным. Чтобы убыстрить процесс переписывания чужого оригинала или создания новой книги, работников пера делили по специализациям. Работа копировщиков отражена в их имени: они переписывали текст максимально приближённо к оригиналу или выписывали выданный им перевод. Однако сложные и значимые книги отдавали не им, а каллиграфам, которые всё это делали ещё и красивым шрифтом. Рубрикаторы занимались красными надписями и буквицами. Иллюминаторы или миниатюристы – это художники, которым доверяли книжные иллюстрации. Были ещё и корректоры, которые кропотливо сверяли получившуюся книгу с оригиналом или переводом. И если требовалось изготовить десять книг, то вся эта команда десять раз выполняла одну и ту же работу.
Два варианта листка из Библии бедных
Назревал вопрос о печати. И первой тут оказалась не Европа, а Китай, где во II веке нашей эры начала распространяться бумага. И почти сразу же кто-то догадался вырезать рельефный рисунок на твёрдой поверхности, чтобы отпечатать его зеркальную копию. Печатными платами служили дерево, камень, слоновая кость или яшма. За текст в этих местах взялись не сразу. Древнейшим отпечатанным текстом пока считается корейский оттиск, созданный в первой половине VIII века. В 1045 году китайский кузнец Би Шэн изобрёл печатный станок, но в Китае изобретение не получило ход из-за большого количества иероглифов. Другое дело, Европа, где алфавиты были куда скромнее в количестве букв. Однако, как и на Дальнем Востоке, печатному станку предшествовала ксилография. Первыми текстовыми печатными документами можно считать нравоучительные листовки и житие святых. Самые ранние из датированных ксилографий Европы - это «Мадонна с четырьмя святыми» (1418 г.) и «Святой Христофор» (1423 г.). А в 1466 году в форме подобных листовок издали Библию бедных (Biblia pauperum), собравшую сцены и рассказы из Ветхого и Нового Заветов, где главную роль играли иллюстрации, которые сопровождал текст. В разных вариантах Библии бедных насчитывалось от 40 до 60 листов, и вот собравший полный комплект, защитив его обложкой, получал отпечатанную книгу. Оттиск на бумаге с деревянной печатной формы стали называть «эстамп». Само же слово «оттиск» во многих языках породило название типографии – тискарня.
Библия Гутенберга
Тем не менее, ксилография была крайне неудобна, так как дерево довольно быстро крошилось, и о больших тиражах тут можно было не мечтать. А чтобы создать качественную страницу с текстом, резчику порой требовался месяц. Идею наборного шрифта в Европе первым предложил в 1439 году Иоганн Гутенберг. Он же придумал сплав, чтобы отливать прочные и долговечные литеры. Его типографский станок быстро распространился по Европе. Однако XV век – это ещё и время ксилографии. Поэтому все печатные издания, выпущенные до 1501 года, вне зависимости от способа их печати называют «инкунабулы» (от латинского «incunabula» - «колыбель» или «начало»). Самой известной типографской инкунабулой является Библия Гутенберга, отпечатанная в 1450-х гг. в Майнце. Первый тираж составил 180 экземпляров, из которых четверть отпечатали не на бумаге, а на велени. В настоящее время известно местонахождение 47 экземпляров, поэтому невероятным раритетом эту Библию не назвать, однако она входит в список самых дорогих книг мира. Например, компания Maruzen Co. Ltd не пожалела за неё на аукционе 5 400 000 долларов США.
Фрагмент печатной страницы с ручным оформлением буквиц
Типографская печать обрушила мир переписчиков-копировщиков. Каллиграфы поначалу не боялись печатных экземпляров, утверждая, что книги, выполненные красивым рукописным шрифтом, всегда будут востребованы. Они ошибались. Иллюминаторы продержались подольше, так как продолжали оформлять печатные издания вручную (для этого в печатных формах специально оставляли пустые места или целые страницы). А вот корректорам работы прибавилось, так как список издаваемых в Европе книг начал быстро расти.
далее - Старейшие книги Древней Русиhttps://www.monetnik.ru/obuchenie/istoriya/drevnie-knigi-istoriya/
Привет с Волшебного острова Эхо! остров
|
|
| |